Подшипники скольжения. В помощь начинающим конструкторам
Подшипники скольжения применялись людьми с незапамятных времен. Находки археологов свидетельствуют, что в первых сверлильных устройствах и прядильных веретенах использован именно такой вид опоры. Однако с развитием техники их вытеснили подшипники качения. Тем не менее, значение опор скольжения не утратило актуальности в наши дни, и они широко используются в различных механизмах.
Особенности подшипников скольжения
Подшипники скольжения — это опора, в которой используется трение скольжения контактирующих поверхностей. Основное требование к материалам, образующим пару трения, — минимальное значение коэффициента трения. Как правило, в место их контакта подается смазка, которая необходима для снижения сопротивления трению и уменьшения количества выделяемого тепла. Существуют такие пары трения, которые не нуждаются в подводе смазочного материала.
Конструкция подшипников скольжения помещена в корпусе. В него установлен антифрикционный вкладыш, в котором вращается вал или совершает линейное перемещение шток. Между движущейся деталью и вкладышем имеется зазор, в который через специально предусмотренные отверстия и канавки подается смазочный материал.
В некоторых конструкциях для подачи смазки из масленки используется шприц. Для сложных механизмов предусматривают систему с масляным насосом, баком и трубопроводом. В некоторых подшипниках скольжения корпус заменяется расточкой деталей с последующей запрессовкой антифрикционной втулки.
Преимущества и недостатки
Применение подшипников скольжения в технике позволяет получить ряд преимуществ:
-
небольшие габариты в радиальном направлении;
-
повышенная устойчивость к воздействию ударных и вибрационных нагрузок;
-
способность работать при больших скоростях;
-
способность нести высокие нагрузки;
-
высокая точность установки;
-
универсальность достигается за счет использования аналогичных конструкций как для вращательного, таки линейного перемещения;
-
механизмы относительно просты в изготовлении;
-
возможность отказа от смазки путем подбора материалов пар трения;
-
возможность проектировать не только неразъемные, но и разъемные конструкции;
-
способность работать в различных средах, в том числе агрессивных и пищевых, при условии правильного подбора материалов.
Несмотря на множество преимуществ, подшипники скольжения не лишены недостатков:
-
конструкции имеют значительные линейные размеры;
-
серийные изделия представлены ограниченной номенклатурой, поэтому чаще всего требуются индивидуальные решения;
-
меньший КПД и повышенный коэффициент трения при сравнении с подшипниками качения;
-
требовательность к смазке;
-
использование дорогостоящих материалов с антифрикционными свойствами;
-
неравномерный износ трущихся деталей.
Виды
Подшипники скольжения — обширный класс опор, которые представлены большим разнообразием конструктивных решений, что дает возможность решения различных технических задач. Это преимущество позволяет им с успехом конкурировать с подшипниками качения.
Подшипники скольжения классифицируются по следующим параметрам:
-
Тип воспринимаемых нагрузок: радиальные, осевые и комбинированные.
-
Конструкция: разъемные и неразъемные.
-
Характер перемещения: линейные и вращения.
-
Тип трения: сухое, полусухое, полужидкое, жидкое, граничное, газовое.
-
Способ трения: гидростатическое, гидродинамическое, газостатическое, газодинамические.
-
Материал: металл или неметалл.
Существуют особые виды подшипников скольжение, имеющие специфические характеристики. К ним относятся сферические самоустанавливающиеся, самосмазывающиеся, сегментные и ряд других.
Конструктивно радиальные опоры — это втулки из антифрикционного материала, которые устанавливаются либо в корпусе, либо запрессованы в деталь механизма. Если корпус изготовлен из антифрикционного материала, то он выполняет функцию радиальной опоры.
Если втулка предусматривает бурт, то опора получает способность воспринимать не только радиальные, но и некоторые осевые нагрузки. Кроме этого, при наличии бурта упрощается установка втулки.
Упорные подшипники способны воспринимать значительные осевые нагрузки. Если они служат опорой для вертикально расположенного вала, то их называют подпятником, который способен выдерживать силы, возникающие при перекосе.
Неразъемные тип подшипников скольжения получили наибольшее распространение в технике. Однако в некоторых случаях без разъемных конструкций обойтись нельзя. Такой вариант исполнения существенно упрощает сборку узла, и в определенных условиях бывает единственно возможным техническим решением. Разборный корпус соединяется при помощи шпилек, а вкладыш представляет собой конструкцию, состоящую из двух частей. Для подачи смазочного материала предусмотрена масленка и отверстия в крышке и каналы во вкладыше.
Сферические подшипники скольжения позволяют компенсировать перекос, так как имеется возможность поворота сферической втулки в посадочном месте с соответствующей конфигурацией.
Шарнирный подшипник скольжения используются в тех случаях, когда применение сложных рычажных систем и шарнирных параллелограммов не позволяет обеспечить параллельное расположение опор. Эта модификация сферической опоры способна воспринимать радиальные и двухсторонние осевые нагрузки.
В пищевой промышленности использование смазки в механизмах оборудования крайне нежелательно, поэтому используются пары трения, которые состоят из хромированного кольца и армированного медным сплавом политетрафторэтилена.
Широкое использование подшипников скольжения в машиностроении обусловлено рядом преимуществ по сравнению с подшипниками качения.
Виды подшипников скольжения | Подшипники в России
Сферические шарнирные подшипники (подшипники скольжения), выпускающиеся в нашей стране, подразделяются на два вида — подшипники для подвижных соединений и подшипники для неподвижных соединений. Термин «для неподвижных соединений» не следует понимать буквально – он обозначает монтажное сочленение деталей, при котором изделия работают при периодических единичных сдвигах одного кольца относительно другого и предназначены, прежде всего, для компенсации несоосности вала и корпуса. Подшипники для таких соединений имеют уменьшенный радиальный зазор. Если вас интересует вопрос покупки подшипников скольжения рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Отдельной группой принято выделять современные подшипники скольжения из композитных материалов в виде втулок, шайб, полосок (подробнее здесь).
Виды (типы) подшипников скольжения для подвижных соединений
- Ш – подшипник без отверстий и канавок для смазки;
- ШЛ – подшипник без отверстий и канавок для смазки и с разломом
наружного кольца в продольном направлении; - ШЛТ – подшипник без отверстий и канавок для смазки и с разломом
наружного кольца в продольном направлении, с поверхностью
скольжения сталь/органоволокнит; - ШП – подшипник без отверстий и канавок для смазки и с прорезью на
наружном кольце; - ШН — подшипник неразъемный без отверстий и канавок для смазки, с
поверхностью скольжения сталь/металлофторопласт; - ШС – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутрен-
нем кольце; - ШСЛ – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внут-
реннем кольце и с разломом наружного кольца в поперечном направ-
лении; - ШСП – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внут-
реннем кольце и с прорезью на наружном кольце (см.фото). Этот и предыдущий вид подшипников скольжения — наиболее распространены в настоящее время и именно их Вам предложат купить при совпадении по размерам;
- ШСР – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внут-
реннем кольце и с разъемом наружного кольца в поперечном направ-
лении; - ШСШ – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внут-
реннем кольце и с широким внутренним кольцом; - ШВХ – подшипник с хвостовиком.
- Дополнительная буква К справа от номера указывает на то, что отверстия и канавки для смазки имеются на обоих кольцах (например, в номере ШСП25К).
Виды (типы) подшипников скольжения для неподвижных соединений
- ШМ – подшипник без отверстий и канавок для смазки;
- ШМП – подшипник без отверстий и канавок для смазки с прорезью
на наружном кольце; - ШМЛ – подшипник без отверстий и канавок для смазки и с разломом
наружного кольца в продольном направлении.
Слева от основного обозначения проставляется указание размерной серии. В порядке увеличения отношения наружного и внутреннего диаметров: Е, 7, 2, G, C (то есть при одинаковых внутренних диаметрах подшипник, к примеру, GШСЛ70 будет иметь наружный диаметр и ширину больше, чем ШСЛ70). Нормальная серия — 7, в номере не отображается, именно изделия этой серии наиболее распространены.
Подшипники скольжения выпускаются по двум классам точности — 1 (повышенная) и 2 (нормальная). Как это часто бывает, нормальная степень точности обычно никак не отражается в номере.
Ранее широко были распространены подшипники с дополнительным индексом НУ слева от номера — это изделия с уменьшенным зазором, выпускались они по ЕТУ и сейчас их можно купить, в основном, только с хранения.
Все указанные виды подшипников скольжения – радиальные. Значительно реже используются радиально-упорные шарнирные подшипники, имеющие дополнительное обозначение «У». Пример: ШУ20. Третья разновидность – упорные шарнирные подшипники (подпятники) – отечественная промышленность не выпускала и не выпускает и если в них возникнет потребность, то приобрести можно только импортные изделия (SKF, FAG и других марок) — для выбора можно скачать каталог подшипников скольжения SKF по ссылке. Также следует иметь в виду, что такие виды как ШСЛ и ШСП — имеют более современнную конструкцию для монтажа и эксплуатации и часто купить можно только их. В большинстве же старых каталогов они не указаны вовсе (зато указаны многие изделия типов Ш, ШС, ШП, большая часть из которых сейчас уже не выпускаются).
Типы подшипников скольжения схематично
Подшипник скольжения сферический | Подшипник скольжения радиально-упорный | Подшипник скольжения упорный |
Помимо указанных видов, подшипники скольжения классифицируют и по другим признакам, однако интереса для потребителя подобные классификации практически не представляют (по количеству масляных клапанов, возможности регулирования, и т.д.).
130+ Бесплатные стоковые фото подшипников
Безопасный поиск Включать: РФ-ЛЛ Всеобщее достояние
Подшипник
Шариковые подшипники на техническом чертеже
Подшипники скольжения
Подшипники
Подшипники
Шестерни и шарикоподшипники соединены
Подшипники
Подшипники
Два подшипника
Три подшипника
Шариковые подшипники и шестерни
Четыре подшипника
Соединение подшипников
Подшипники
Состав подшипников
Два шарикоподшипника
Стальная идея
Шариковые подшипники
Четыре подшипника
Подшипники
Металлическая дека с роликовыми подшипниками
Металлический настил с роликовыми подшипниками
Подшипники
Три шарикоподшипника
Подшипники
Шестерни
Подшипники
Несколько подшипников для промышленного дизайна
Шариковые подшипники
Четыре подшипника
Подшипники
Шариковые подшипники и шестерни
Зубчатые колеса и шарикоподшипники
Шарикоподшипники
Два подшипника
Группа промышленных шарикоподшипников подряд.
Необычный вид подшипников
Подшипники
Подшипники
Подшипники
Шариковые подшипники
Шариковые подшипники на техническом чертеже
Металлическая дека с роликовыми подшипниками
Подшипники
Шариковые подшипники на техническом чертеже
Три подшипника
Подшипники
Подшипники
Золотые подшипники
Хромированные подшипники
Четыре подшипника
Подшипники
Подшипники
Подшипники
Два подшипника
Шарикоподшипники
Витые шестерни и подшипники
Различные типы промышленных подшипников
Шариковые подшипники
Встроенные проставочные подшипники
Подшипники
Скульптура_01
Подшипники
Загрузить изображения
11.

Крупный план тяжелых самоустанавливающихся колес на полу. мобильная мебель на маленьких колесах. реечное колесо для перемещения оборудования.PREMIUM
Колесный подшипник на белом фоне. 3d illustration.PREMIUM
Коллекция стальных подшипников крупным планом на белом фонеPREMIUM
3d-рендеринг. автомобильные подшипники автозапчасти. подшипник на темном фоне. ступичный подшипник для грузовых, тяжелых и легковых автомобилей.PREMIUM
Консистентная смазка подшипника и цапфы электрического ротора. сервисное обслуживание деталей двигателя. темный фон.ПРЕМИУМ
3D визуализация. автомобильные подшипники автозапчасти. конический роликовый подшипник, изолированные на белом фоне. Подшипник ступицы для грузовых, тяжелых и легковых автомобилей.PREMIUM
3D визуализация. автомобильные подшипники автозапчасти. конический роликовый подшипник, изолированные на белом фоне. ступичный подшипник для грузовиков, тяжелых и легковых автомобилей. PREMIUM
Фон из нескольких шарикоподшипников, изолированных на белом фоне, выборочный фокус.PREMIUM
Шариковый подшипник на белом фоне крупным планом, тонирование, размытие как художественный прием, место для копирования spacePREMIUM
Три различных шарикоподшипника лежат на листе бумаги. машиностроительная компания тяжелой промышленности. проектирование и производство автомобилей. запчасти для техники. стальные детали механизмов двигателя.ПРЕМИУМ
Три подшипника крупным планом на белом фоне.PREMIUM
Подшипники на белом фонеPREMIUM
Машина с полиэтиленом для производства пластиковых пакетовPREMIUM
Мальчик ремонтирует скейтборд домаPREMIUM
Машина с полиэтиленом для производства полиэтиленовых пакетовPREMIUM
Массивная металлическая деталь — вал с коническим роликовым подшипником и спирально-коническим зубчатым колесом — на темном фонеPREMIUM
3d-рендеринг. автомобильные подшипники автозапчасти. конический роликовый подшипник, изолированные на темном фоне. Подшипник ступицы для грузовых, тяжелых и легковых автомобилей.PREMIUM
Мяч на синем фоне. запасные части.PREMIUM
Упорный шарикоподшипник из нержавеющей стали и линейный подшипник. комплект упорного шарикоподшипника и блестящего серебряного шарикоподшипника. запасные части для роликовой машины в тяжелой технике. круглое металлическое колесо шариковых направляющих.PREMIUM
Шариковый подшипник крупным планом, на белом фонеPREMIUM
Шариковые подшипники. стальные запчасти на фоне промышленного черного металлического листа. машины, механизм двигателя, инженерная концепция. 3д иллюстрацияПРЕМИУМ
3D визуализация. автомобильные подшипники автозапчасти. новый и старый конический роликовый подшипник, изолированные на белом фоне. ступичный подшипник для грузовиков, тяжелых и легковых автомобилей. PREMIUM
Промышленный роликовый подшипник на светлом фоне. красная тонировка. малая глубина резкости, селективный фокусPREMIUM
Стальной подшипник крупным планом на белом фонеPREMIUM
Три различных шарикоподшипников, лежащих на листе бумаги. машиностроительная компания тяжелой промышленности. проектирование и производство автомобилей. запчасти для техники. стальные детали механизмов двигателя.ПРЕМИУМ
Игольчатый роликоподшипник, кулачковый толкатель с видимой резьбой, изолированный на белом фоне, макросъемка. PREMIUM
Аксессуары для раздвижных ворот. ролик для откатных ворот.PREMIUM
Струя моторного масла поступает на подшипник. 3d render.PREMIUM
Зубчатая цепь carPREMIUM
Автомобильный тормозной диск и красный суппорт изолированы на белом фоне. 3d illustration.PREMIUM
Шариковый подшипник в разобранном виде на белом фонеPREMIUM
Крупный план серебряных металлических подшипников для промышленности на белом изолированном фоне. часть автомобиляPREMIUM
Грузовик собран из новых запчастей. грузовой магазинPREMIUM
Группа шарикоподшипников разного размера на белом фонеPREMIUM
Шарикоподшипник в разрезе на белом фонеPREMIUM
Крупным планом сцена повторной сборки деталей подшипника качения. концепция производства тяжелых механических деталей. ПРЕМИУМ
Детальное производство подшипников, изолированное на белом фоне, шариковый подшипник с пылезащитным покрытием и бесплатным обслуживанием, радиальная опора и система смазки. ПРЕМИУМ
Группа металлических подшипников, изолированных на белом фоне. стальные шарикоподшипники.PREMIUM
Изображения грузовой автомобиль собран из новых запчастей. грузовой магазинPREMIUM
Упорный шарикоподшипник из нержавеющей стали. комплект упорного шарикоподшипника и блестящего серебряного шарикоподшипника. запасные части для роликовых машин в тяжелом машиностроении и автомобилестроении. круглое металлическое колесо. ПРЕМИУМ
Новые металлические запасные подшипники различного диаметра, изолированные на фоне студии. ПРЕМИУМ
Стилизованная векторная иллюстрация чертежей чертежей конических цилиндрических роликоподшипников.0003
Роликовый подшипник на черном фоне крупным планом, размытие как художественный прием, место для копирования. ПРЕМИУМ
Концепция машины. набор различных шестерен и шарикоподшипников старые и новыеPREMIUM
Шарик на синем фоне. запасные части.PREMIUM
Шариковый изолированный подшипник. мужская рука держит металлический роликовый подшипник. сверхточные шарикоподшипники, используемые в высокопроизводительном оборудовании. PREMIUM
Коллекция игрушек для снятия стресса, изолированных на белом. PREMIUM
Набор блестящих шарикоподшипников из хромированной стали с одним вырезом наружу, где видны внутренние части на белом фоне. 3D визуализацияПРЕМИУМ
3D визуализация. автомобильные подшипники автозапчасти. конический роликовый подшипник, изолированные на белом фоне. ступичный подшипник для грузовиков, тяжелых и легковых автомобилей. ПРЕМИУМ
Подшипники различных типов, изолированные на белом.0003
Крупный план деталей цилиндрических подшипников качения. концепция производства тяжелых механических деталей. PREMIUM
Набор блестящих шарикоподшипников из хромированной стали с одним вырезом, где видны внутренние части на белом фоне. 3D-рендерингPREMIUM
Игрушка для снятия стресса Spinner, изолированная на белом фонеPREMIUM
Крупный план подшипников для промышленности на белом изолированном фоне. часть автомобиляPREMIUM
Промышленный роликоподшипник на светлом фоне. малая глубина резкости, выборочный фокусPREMIUM
Роликовые подшипники на белом фоне, заготовка для творчества, выборочный фокус крупным планом. ПРЕМИУМ
Техник использует наполнительные ворота, проверяет муфту компрессора на двигателе автомобиля при обслуживании кондиционера автомобиля. механизм пальцев спиннера для медитацииPREMIUM
Автомобильные детали шестерни и подшипники на деревянном фонеPREMIUM
Ручной спиннер бесшовный узор. векторные иконки на черном фоне. игрушка-непоседаPREMIUM
Готовое решение для ремонта колесных подшипников. ПРЕМИУМ
Игрушка для снятия стресса, изолированная на белом фоне. можно использовать в качестве фонаPREMIUM
3D визуализация. автомобильные подшипники автозапчасти. конический роликовый подшипник, изолированные на темном фоне. ступичный подшипник для грузовых, тяжелых и легковых автомобилей.PREMIUM
Фотография трех роликовых втулок для игольчатых подшипников, изолированных на белом фоне.PREMIUM
Голубой спиннер на белом фоне. ПРЕМИУМ
Различные шарикоподшипники и конические роликоподшипники на белом фоне. запасные части для машин и автомобилей PREMIUM
Шариковый подшипник, изолированные на белом фоне. промышленный роликовый подшипник.PREMIUM
Мальчик ремонтирует скейтборд домаPREMIUM
3D-рендеринг. автомобильные подшипники автозапчасти. конический роликовый подшипник, изолированные на сером фоне. Подшипник ступицы для грузовых, тяжелых и легковых автомобилей.PREMIUM
Большое количество готовых подшипников на заводе. готовая продукция подшипникового завода. концепция тяжелой промышленности. изделия из металла.PREMIUM
Реалистичная визуализация подшипников, изолированных на беломPREMIUM
Фон из нескольких шарикоподшипников, изолированных на белом фоне, выборочный фокус.