Подключение магнитного пускателя реверсивного – Подключение трехфазного магнитного пускателя. Схема прямого и реверсивного включения.

Содержание

Подключение трехфазного двигателя через магнитный пускатель

Рассмотрение общепринятых схем монтажа магнитного пускателя позволит пользователю самостоятельно подключить трехфазный асинхронный двигатель самостоятельно, избежав при этом распространённых ошибок, не прибегая к услугам профессиональных электриков.

Необходимость в специфическом кнопочном контакте

Известно, что контактор магнитного пускателя включается управляющим импульсом, исходящим от нажатия пусковой кнопки, с помощью которой подается напряжение на катушку управления.

Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата – когда дополнительный (вспомогательный) контакт шунтирует (подключается параллельно) пусковую кнопку, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии.

Отключение магнитного пускателя в этом случае возможно только при разрыве цепи управляющей катушки, из чего становится очевидной необходимость использования кнопки с размыкающим контактом.

Исходя из этого, кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов – нормально открытые (разомкнутые, замыкающие, НО, NO) и нормально закрытые (замкнутые, размыкающие, НЗ, NC) (см. рис.)

Данная универсализация всех кнопок кнопочного поста сделана для того, чтобы предвидеть возможные схемы обеспечения моментального реверса двигателя. Общепринято называть отключающую кнопку словом: «Стоп» и маркировать её красным цветом. Включающую кнопку часто называют пусковой, стартовой, или обозначают словом «Пуск», «Вперёд», «Назад».

Простая схема — нереверсивный режим двигателя

Данный режим работы мотора означает, что вращение вала происходит только в одном направлении, запуск осуществляется при помощи кнопки «Пуск», а остановка происходит спустя некоторое время (из-за инерции) после нажатия «Стоп».

Существуют две распространенные разновидности данной схемы подключения – с катушкой управления 220 В и 380 В (подключение между двумя фазами). Схема с применением катушки пускателя с номиналом на 220В требует подсоединения нулевого провода, но применение нуля более привычно для простого пользователя, поэтому вначале будет рассмотрен именно этот вариант подключения.

Подключение эл. двигателя через магнитный пускатель на 220 В

Нужно детально рассмотреть все соединения, чтобы полностью понять принцип работы данной схемы, после чего будет проще разобрать более сложные варианты.

Детальное рассмотрение электромонтажа

Для удобства нужно составить монтажную схему.

Вначале подключается контактор (само собой, напряжение на  входном кабеле должно отсутствовать). В приведённой выше схеме напряжение, необходимое для управления, снимается с фазы «В» (L2), но выбор фазного провода в этом случае не имеет никакого значения (как будет удобно).

Проводник, идущий к кнопке «Стоп» подключается вместе с фазным проводом на клемме контактора. Чтобы не было путаницы, общепринято маркировать нормально разомкнутые контакты цифрами «1», «2», а размыкающие соответственно – «3», «4».

Далее нужно установить перемычку в кнопочном посте.

После чего подсоединяется провод, идущий от клеммы «1» пусковой кнопки к выводу А1 управляющей катушки контактора.

От клеммы «2» кнопки запуска нужно подсоединить провод к вспомогательному контакту NO13. В данном случае неважно, к какому выводу подключать данный провод, но лучше придерживаться схемы, чтобы потом не запутаться.

Далее необходимо подсоединить с помощью перемычки вывод NO14 вспомогательного контакта с клеммой А1, где уже подключён провод от кнопочного поста.

Осталось подсоединить вывод А2 катушки управления к нулевой шине.

Теперь, перепроверив правильность монтажа можно подать напряжение и проверить работоспособность схемы.

Убедившись в работоспособности схемы, можно подсоединять выводы обмоток двигателя к выходным клеммам контактора.

Видео по подключению магнитного пускателя классическим способом:

Использование катушки на 380В и теплового реле

Разумеется, что подключение кнопочного поста и трехфазного двигателя необходимо делать не одиночными проводами, а защищённым кабелем – приведённые выше примеры даны для того, чтобы пошагово объяснить весь процесс монтажа.

Выполняя шаг за шагом данные инструкции пользователь сможет самостоятельно собрать магнитный пускатель, даже не имея опыта в электротехнике.

Набравшись опыта и поняв принцип работы, можно использовать контактор номиналом на 380 В, в этом случае вывод с катушки А2 подключается не на нулевую шину, к одной из двух фаз, к которым не подключена клемма «4» («Стоп»).

Аналогично выглядит схема, если используется трёхфазная сеть с напряжением 220В.

В магнитном пускателе с тепловым реле схема немного меняется за счёт включения размыкающего контакта в разрыв провода от клеммы А2 контактора. Вывод А2 с катушки управления подключается к фазе или нулю через размыкающий контакт данного теплового реле P, подключённого последовательно в силовые цепи обмоток.(см. схему ниже)

Реверсивный электромагнитный пускатель

Для реверса электродвигателя (вращения вала в обратную сторону), необходимо изменить последовательность фаз, для чего применяют два контактора и кнопочный пост с тремя кнопками.

Подключение магнитных пускателей для реверса двигателя

При этом, для блокировки случайного одновременного включения обеих пускателей необходимо цепи управления запуском подключать через размыкающие контакты смежных контакторов.

Если у контакторов данные вспомогательные размыкающие контакты отсутствуют, то необходимо использовать контактную приставку.

Принцип работы, с использованием самоподхвата, остается прежним, но схема немного усложняется за счёт включения новых элементов.

Подключение эл. двигателя через реверсивные магнитные пускатели 220 В

Ключевым моментом является то, что размыкающий контакт контактора КМ2 включён в пусковую цепь КМ1, и наоборот. Необходимо рассмотреть процесс включения с самого начала, когда вспомогательные контактные мостики КМ1 и КМ2 замкнуты, то есть существует возможность запуска двигателя в любую сторону.

Запустим пускатель КМ1, при котором его нормально замкнутый контакт, через который подключёна цепь запуска в обратную сторону, разомкнётся, тем самым делая невозможным реверс до отключения КМ1. Аналогично блокируется КМ1 при работе КМ2. На контакторы устанавливается система перемычек.

Подключение эл. двигателя через реверсивные магнитные пускатели 380 В

Данный принцип сохраняется при использования катушек любого номинала.

Реверс часто используют для торможения двигателя, контролируя его обороты с помощью специального контроллера.

Переключение обмоток двигателя

Известно, что асинхронный электродвигатель потребляет меньшие стартовые токи при подключении обмоток «звездой», но максимум мощности развивает, если используется схема включения по типу «треугольника».

Поэтому, на производстве, для запуска особенно мощных электродвигателей используется переключение обмоток.

Подключение обмоток двигателе по схеме 1.»звезда» и 2.»треугольник»

Электронный прибор контролирует обороты электродвигателя – как только они достигнут номинального значения, инициируется сигнал, переключающий контакторы, вследствие чего обмотки двигателя переключатся от «звезды» к «треугольнику».

Готовый вариант пускателя

Тепловые реле, помимо уставки тока и регулировки выдержки, также имеют рычажок отключения, который часто используют в компактных магнитных пускателях, размещая кнопку «Стоп» на крышке корпуса напротив.

Включение контактора происходит при механической передаче усилия нажатия от стартовой кнопки к специальной кнопочной приставке, прикрепляемой к контактору. Схема подключения остаётся прежней, только в данном случае кнопочный пост совмещён с контактором в едином корпусе магнитного пускателя.

кнопочный пост в одном корпусе с магнитным пускателем

Поскольку подсоединение и монтаж кнопок в данных изделиях осуществляются непосредственно производителем, то пользователю необходимо только подключить питание и нагрузку, и отрегулировать тепловое реле.

Похожие статьи

infoelectrik.ru

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя

СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ МАГНИТНОГО ПУСКАТЕЛЯ

Прежде чем приступить к практическому подключению пускателя — напомним полезную теорию: контактор магнитного пускателя включается управляющим импульсом, исходящим от нажатия пусковой кнопки, с помощью которой подается напряжение на катушку управления. Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата – когда дополнительный контакт подключается параллельно пусковой кнопке, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии.

Отключение магнитного пускателя в этом случае возможно только при разрыве цепи управляющей катушки, из чего становится очевидной необходимость использования кнопки с размыкающим контактом. Поэтому кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов – нормально открытые (разомкнутые, замыкающие, НО, NO) и нормально закрытые (замкнутые, размыкающие, НЗ, NC)

Данная универсализация всех кнопок кнопочного поста сделана для того, чтобы предвидеть возможные схемы обеспечения моментального реверса двигателя. Общепринято называть отключающую кнопку словом: «

Стоп » и маркировать её красным цветом. Включающую кнопку часто называют пусковой, стартовой, или обозначают словом «Пуск », «Вперёд », «Назад ».

Если катушка рассчитана на срабатывание от 220 В, то цепь управления коммутирует нейтраль. Если рабочее напряжение электромагнитной катушки 380 В, то в цепи управления протекает ток, «снятый» с другой питающей клеммы пускателя.

Схема подключения магнитного пускателя на 220 В

Здесь ток на магнитную катушку КМ 1 подается через тепловое реле и клеммы, соединенных в цепь кнопок SB2 для включения — «пуск» и SB1 для остановки — «стоп». Когда мы нажимаем «пуск» электрический ток поступает на катушку. Одновременно сердечник пускателя притягивает якорь, в результате чего происходит замыкание подвижных силовых контактов, после чего напряжение поступает на нагрузку. При отпускании «пуск» не происходит размыкание цепи, поскольку параллельно этой кнопке выполнено подключение блок-контакта КМ1 с замкнутыми магнитными контактами. Благодаря этому на катушку поступает фазное напряжение L3. При нажатии «стоп» питание отключается, подвижные контакты приходят в исходное положение, что приводит к обесточиванию нагрузки. Те же процессы происходят при работе теплового реле Р – обеспечивается разрыв ноля N, питающего катушку.

Схема подключения магнитного пускателя на 380 В

Подключение к 380 В практически не отличается от первого варианта, различие лишь в питающем напряжении магнитной катушки. В данном случае питание осуществляется с использованием двух фаз L2 и L3, тогда как в первом случае — L3 и ноль.

На схеме видно, что катушка пускателя (5) питается от фаз L1 и L2 при напряжении 380 В. Фаза L1 присоединяется напрямую к ней, а фаза L2 – через кнопку 2 «стоп», кнопку 6 «пуск» и кнопку 4 теплового реле, соединенные последовательно между собой. Принцип действия такой схемы следующий: После нажатия кнопки 6 «пуск» через включенную кнопку 4 теплового реле напряжение фазы L2 попадает на катушку магнитного пускателя 5. Происходит втягивание сердечника, замыкающее контактную группу 7 на определенную нагрузку (электродвигатель М), при этом подается ток, напряжением 380 В. В случае выключения «пуск» цепь не прерывается, ток проходит через контакт 3 – подвижный блок, замыкающийся при втягивании сердечника.

При аварии в обязательном порядке должно сработать теплового реле 1, его контакт 4 разрывается, отключается катушка и возвратные пружины приводят сердечник в исходное положение. Контактная группа размыкается, снимая напряжение с аварийного участка.

Подключение магнитного пускателя через кнопочный пост

В данную схему включены дополнительные кнопки включения и остановки. Обе кнопки «Стоп» подключены в цепь управления последовательно, а кнопки «Пуск» соединяются параллельно.Такое подключение позволяет производить коммутацию кнопками с любого поста.

Вот ещё вариант. Схема состоит из двухкнопочного поста “Пуск” и “Стоп” с двумя парами контактов нормально замкнутых и разомкнутых. Магнитный пускатель с катушкой управления на 220 В. Питание кнопок взято с клеммы силовых контактов пускателя, цифра 1. Напряжение подходит до кнопки “Стоп” цифра 2. Проходит через нормально замкнутый контакт, по перемычке до кнопки “Пуск” цифра 3.

Нажимаем кнопку “Пуск”, замыкается нормально разомкнутый контакт цифра 4. Напряжение достигает цели, цифра 5, катушка срабатывает, сердечник втягивается под воздействием электромагнита и приводит в движение силовые и вспомогательные контакты, выделенные пунктиром.

Вспомогательный блок контакт 6 шунтирует контакт кнопки “пуск” 4, для того, чтобы при отпускании кнопки “Пуск” пускатель не отключился. Отключение пускателя осуществляется нажатием кнопки “Стоп”, цифра 7, снимается напряжение с катушки управления и под воздействием возвратных пружин пускатель отключается.

Подключение двигателя через пускатели

Нереверсивный магнитный пускатель

Если изменять направление вращения двигателя не требуется, то в цепи управления используются две не фиксируемые подпружиненные кнопки: одна в нормальном положении разомкнутая – «Пуск», другая замкнутая – «Стоп». Как правило, они изготавливаются в едином диэлектрическом корпусе, при этом одна из них красного цвета. Такие кнопки обычно имеют две пары групп контактов – одну нормально разомкнутую, другую замкнутую. Их тип определяется во время монтажных работ визуально или с помощью измерительного прибора.

Провод цепи управления подключается к первой клемме замкнутых контактов кнопки «Стоп». Ко второй клемме этой кнопки подключают два провода: один идет на любой ближайший из разомкнутых контактов кнопки «Пуск», второй – подключается к управляющему контакту на магнитном пускателе, который при отключенной катушке разомкнут. Этот разомкнутый контакт соединяется коротким проводом с управляемой клеммой катушки.

Второй провод с кнопки «Пуск» подключается непосредственно на клемму втягивающей катушки. Таким образом, к управляемой клемме «втягивающей» должно быть подключено два провода – «прямой» и «блокирующий».

Одновременно замыкается управляющий контакт и, благодаря замкнутой кнопке «Стоп», управляющее воздействие на втягивающую катушку фиксируется. При отпускании кнопки «Пуск» магнитный пускатель остается замкнутым. Размыкание контактов кнопки «Стоп» вызывает отключение электромагнитной катушки от фазы или нейтрали и электродвигатель отключается.

Реверсивный магнитный пускатель

Для реверсирования двигателя необходимо два магнитных пускателя и три управляющие кнопки. Магнитные пускатели устанавливаются рядом друг с другом. Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1–3–5, а те, к которым подключен двигатель как 2–4–6.

Для реверсивной схемы управления пускатели соединяются так: клеммы 1, 3 и 5 с соответствующими номерами соседнего пускателя. А «выходные» контакты перекрестно: 2 с 6, 4 с 4, 6 с 2. Провод, питающий электродвигатель, подключается к трем клеммам 2, 4, 6 любого пускателя.

При перекрестной схеме подключения одновременное срабатывание обоих пускателей приведет к короткому замыканию. Поэтому проводник «блокирующей» цепи каждого пускателя должен проходить сначала через замкнутый управляющий контакт соседнего, а потом – через разомкнутый своего. Тогда включение второго пускателя будет вызывать отключение первого и наоборот.

Ко второй клемме замкнутой кнопки «Стоп» подключаются не два, а три провода: два «блокирующих» и один питающий кнопки «Пуск», включаемых параллельно друг другу. При такой схеме подключения кнопка «Стоп» выключает любой из скоммутированных пускателей и останавливает электродвигатель.

Советы и хитрости установки

  • Перед сборкой схемы надо освободить рабочий участок от тока и проконтролировать, чтобы напряжение отсутствовало тестером.
  • Установить обозначение напряжения сердечника, которое упоминается на нем, а не на пускателе. Оно может быть 220 или 380 вольт. Если оно 220 В, на катушку идет фаза и ноль. Напряжение с обозначением 380 – значит разные фазы. Это является важным аспектом, ведь при неверном подсоединении сердечник может сгореть или не будет запускать полностью нужные контакторы.
  • Кнопка на пускатель (красная)Нужно взять одну красную кнопку «Стоп» с замкнутыми контактами и одну черную либо зеленую кнопку с надписью «Пуск» с неизменно разомкнутыми контактами.
  • Учтите, что силовые контакторы заставляют работать или останавливают только фазы, а нули, которые приходят и отходят, проводники с заземлением всегда объединяются на клеммнике в обход пускателя. Для подсоединения сердечника в 220 Вольт на дополнение с клеммника берется 0 в конструкцию организации пускателя.

А ещё вам понадобится полезный прибор — пробник электрика. который легко можно сделать самому.

Реверсивная и нереверсивная схема подключения пускателя

Магнитный пускатель – это коммутационный прибор, с помощью которого на расстоянии многократно можно включать и отключать потребителя (электродвигатели, электрические ТЭНы, электрокотлы и так далее). Перед тем как разбираться в теме статьи – схема подключения пускателя, необходимо понять принцип его работы.

В основном магнитные пускатели используются сегодня для управления двигателей асинхронного типа. С его помощью производится «пуск», «стоп» и реверс мотора. Но есть еще один момент, который не надо упускать из вида. Это возможность разгружать маломощные электрические сети, где установлены обычные автоматические выключатели (автоматы). Для того чтобы это понять, необходимо привести пример.

Если в распределительном щите установлен автомат номиналом 10 ампер, то его пропускная мощность рассчитывается по закону Ома: P=UI=220х10=2200 Вт или 2,2 кВт. По сути, такой автомат может выдержать освещение, в котором присутствует двадцать две лампочки по 100 ватт каждая. Чтобы увеличить мощность потребления электрической цепочки, к примеру, в два раза, не стоит разделять ее на участки, куда придется устанавливать несколько автоматических выключателей и делать монтаж отдельной электропроводки. Достаточно установить магнитный пускатель, к примеру, третьей величины.

У такого прибора контакты рассчитаны на 40 ампер. Отсюда и возможность выдерживать потребляемую мощность: 40х220=8800 Вт или 8,8 кВт. То есть, соединив последовательно 88 лампочек мощностью по 100 Вт, можно одним щелчком включать и отключать их одновременно.

В основе конструкции магнитного пускателя лежит электромагнитная катушка. Так вот в момент пуска (включения) прибор потребляет 200 ватт. В рабочем состоянии мощность не превышает 25 Вт. Даже если рассчитать силу тока в момент пуска, то на будет незначительных параметров: 200 Вт/220 В = 0,9 ампер. То есть, этой величины достаточно, чтобы прибор включил основную электрическую цепь. Получается так, что даже самый небольшой магнитный пускатель может легко управлять автоматом. При этом на контактах последнего всегда будет сниженный ток, что не приведет к их подгоранию. А, значит, автоматический выключатель будет отключать своими контактами достаточно большие мощности.

Внимание! Существует несколько видов магнитных пускателей, у которых катушка рассчитана на разное напряжение. Это 220 вольт, 380 и 36.

Тепловое реле в пускателе

Это обязательная составляющая часть пускателя, которая будет отключать сеть от перегрузов и от неполнофазного режима (когда отсутствует одна из трех фаз). Причины последнего – большое разнообразие.

  • От вибрации открутился соединительный винтик.
  • Подгорел контакт.
  • Перегорела вставка (плавкая) на фазе.
  • Некачественный неплотный контакт.

Обе причины создают увеличение силы тока, который проходит через тепловое реле. При этом в самом приборе начинают нагреваться биметаллические пластины, которые под действием тепла начинают выгибаться, размыкая контакт в самом реле. Последний отключает пускатель, а тот в свою очередь, к примеру, электродвигатель.

Схемы подключения

Итак, теперь переходим к основной теме статьи – схемы подключения пускателя. Их две:

Как подключить нереверсивную схему. Она является стандартной, когда подключаемый к сети электродвигатель будет вращаться в одну сторону.

На схеме четко видно, что запуск мотора производится кнопкой «Пуск», расположенной на магнитном пускателе КМ 1. Чтобы не удерживать данную кнопку, ее шунтируют с контактами аппарата. То есть, при нажатии кнопки «Пуск» она замыкает контакты пускателя, через которые ток будет подаваться на электромагнитную катушку прибора.

Отключение производится кнопкой «Стоп». На схеме пускателя она обозначена буквой «С». Эта кнопка просто размыкает контакты. При этом сердечник под действием пружин возвращается в нормальное состояние, электродвигатель отключается.

В принципе, точно также работает и тепловое реле, обозначенное на схеме подключения пускателя буквой «Р».

Реверсивная схема

По сути, данная схема в независимости от величины пускателя работает аналогично предыдущей. Конечно, она более сложная, потому что в нее добавляется еще одна кнопка – реверс, и еще один магнитный пускатель.

Сам по себе реверс – это переподключение двух фаз местами. Но тут необходимо соблюсти один момент – нужно, чтобы второй пускатель в это время не включался. То есть, необходима его блокировка. По схеме понятно, что если включатся два пускателя одновременно, то произойдет короткое замыкание.

Вот динамика работы схемы:

  • включается автомат QF;
  • нажимается кнопка «Пуск 1»;
  • напряжение подается на электродвигатель, который начинает работать.

При реверсе происходит следующее:

  • нажимается кнопка «Стоп 1», с помощью которой производится отключение электродвигателя от питания;
  • затем необходимо нажать на кнопку «Пуск 2», которая подает напряжение на КМ 2;
  • начинает работать двигатель только его вращение меняется на противоположное.

Обе рассмотренные схемы подключения относятся к трехфазным потребителям. Двухфазные системы по принципу работы ничем от них не отличаются. Правда, схема подключения здесь проще. Вот эта нереверсивная схема:

Технические характеристики

Не будем здесь рассматривать все параметры прибора, потому что выбор всегда делается по величине пускателя, которая характеризуется номинальным током нагрузки, действующей на контакты прибора. Существует семь величин пускателя, каждой из которых соответствует допустимая токовая нагрузка. На фотографии ниже обозначены эти самые величины, и в каких областях такие магнитные пускатели применяются.

Необходимо отметить, что небольшие погрешности в параметрах допустимы. Но в некоторых случаях надо учитывать, в каком диапазоне срабатывает тепловое реле. Если величины пускателей имеют завышенную нагрузку, а реле заниженный минимальный показатель теплового отключения, то может быть несоответствие заданной мощности электрической цепочки или потребителя.

Схема подключения трехфазного электродвигателя к трехфазной сети

  • Устройство и принцип действия магнитного пускателя

  • Существующие номиналы автоматических выключателей по току

    Как подключить магнитный пускатель

    Для подачи питания на двигатели или любые другие устройства используют контакторы или магнитные пускатели. Устройства, предназначенные для частого включения и выключения питания. Схема подключения магнитного пускателя для однофазной и трехфазной сети и будет рассмотрена дальше.

    Контакторы и пускатели — в чем разница

    И контакторы и пускатели предназначены для замыкания/размыкания контактов в электрических цепях, обычно — силовых. Оба устройства собраны на основе электромагнита, работать могут в цепях постоянного и переменного тока разной мощности — от 10 В до 440 В постоянного тока и до 600 В переменного. Имеют:

    • некоторое количество рабочих (силовых) контактов, через которые подается напряжение на подключаемую нагрузку;
    • некоторое количество вспомогательных контактов — для организации сигнальных цепей.

    Так в чем разница? Чем отличаются контакторы и пускатели. В первую очередь они отличаются степенью защиты. Контакторы имеют мощные дугогасительные камеры. Отсюда следуют два других отличия: из-за наличия дугогасителей контакторы имеют большой размер и вес, а также используются в цепях с большими токами. На малые токи — до 10 А — выпускают исключительно пускатели. Они, кстати, на большие токи не выпускаются.

    Внешний вид не всегда так сильно отличается, но бывает и так

    Есть еще одна конструктивная особенность: пускатели выпускаются в пластиковом корпусе, у них наружу выведены только контактные площадки. Контакторы, в большинстве случаев, корпуса не имеют, потому должны устанавливаться в защитных корпусах или боксах, которые защитят от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от дождя и пыли.

    Кроме того, есть некоторое отличие в назначении. Пускатели предназначены для запуска асинхронных трехфазных двигателей. Потому они имеют три пары силовых контактов — для подключения трех фаз, и одну вспомогательную, через которую продолжает поступать питание для работы двигателя после того, как кнопка «пуск» отпущена. Но так как подобный алгоритм работы подходит для многих устройств, то подключают через них самые разнообразные устройства — цепи освещения, различные устройства и приборы.

    Видимо потому что «начинка» и функции обоих устройств почти не отличаются, во многих прайсах пускатели называются «малогабаритными контакторами».

    Устройство и принцип работы

    Чтобы лучше понимать схемы подключения магнитного пускателя, необходимо разобраться в его устройстве и принципе работы.

    Основа пускателя — магнитопровод и катушка индуктивности. Магнитопровод состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Выполнены они в виде букв «Ш» установленные «ногами» друг к другу.

    Нижняя часть закреплена на корпусе и является неподвижной, верхняя подпружинена и может свободно двигаться. В прорези нижней части магнитопровода устанавливается катушка. В зависимости от того, как намотана катушка, меняется номинал контактора. Есть катушки на 12 В, 24 В, 110 В, 220 В и 380 В. На верхней части магнитопровода есть две группы контактов — подвижные и неподвижные.

    Устройство магнитного пускателя

    При отсутствии питания пружины отжимают верхнюю часть магнитопровода, контакты находятся в исходном состоянии. При появлении напряжения (нажали кнопку пуск, например) катушка генерирует электромагнитное поле, которое притягивает верхнюю часть сердечника. При этом контакты меняют свое положение (на фото картинка справа).

    При пропадании напряжения электромагнитное поле тоже исчезает, пружины отжимают подвижную часть магнитопровода вверх, контакты возвращаются в исходное состояние. В этом и состоит принцип работы эклектромагнитного пускателя: при подаче напряжения контакты замыкаются, при пропадании — размыкаются. Подавать на контакты и подключать к ним можно любое напряжение — хоть постоянное, хоть переменное. Важно чтобы его параметры не были больше заявленных производителем.

    Так выглядит в разобранном виде

    Есть еще один нюанс: контакты пускателя могут быть двух типов: нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Из названий следует их принцип работы. Нормально замкнутые контакты при срабатывании отключаются, нормально разомкнутые — замыкаются. Для подачи питания используется второй тип, он и есть наиболее распространенным.

    Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В

    Перед тем, как перейдем к схемам, разберемся с чем и как можно подключать эти устройства. Чаще всего, требуются две кнопки — «пуск» и «стоп». Они могут быть выполнены в отдельных корпусах, а может быть единый корпус. Это так называемый кнопочный пост.

    Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных

    С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта. На один подается питание, со второго оно уходит. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны. Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Тоже ничего сложного.

    Подключение пускателя с катушкой 220 В к сети

    Собственно, вариантов подключения контакторов много, опишем несколько. Схема подключения магнитного пускателя к однофазной сети более простая, потому начнем с нее — будет проще разобраться дальше.

    Питание, в данном случае 220 В, полается на выводы катушки, которые обозначены А1 и А2. Оба эти контакта находятся в верхней части корпуса (смотрите фото).

    Сюда можно подать питание для катушки

    Если к этим контактам подключить шнур с вилкой (как на фото), устройство будет находится в работе после того, как вилку вставите в розетку. К силовым контактам L1, L2, L3 можно при этом подавать любое напряжение, а снимать его можно будет при срабатывании пускателя с контактов T1, T2 и T3 соответственно. Например, на входы L1 и L2 можно подать постоянное напряжение от аккумулятора, которое будет питать какое-то устройство, которое подключить надо будет к выходам T1 и T2.

    Подключение контактора с катушкой на 220 В

    При подключении однофазного питания к катушке неважно на какой вывод подавать ноль, а на какой — фазу. Можно провода перекинуть. Даже чаще всего на А2 подают фазу, так как для удобства этот контакт выведен еще на нижней стороне корпуса. И в некоторых случаях удобнее задействовать его, а «ноль» подключить к А1.

    Но, как вы понимаете, такая схема подключения магнитного пускателя не особо удобна — можно и напрямую проводники от источника питания подать, встроив обычный рубильник. Но есть гораздо более интересные варианты. Например, подавать питание на катушку можно через реле времени или датчик освещенности, а к контактам подключить линию питания уличного освещения. В этом случае фаза заводится на контакт L1, а ноль можно взять, подключившись к соответствующему разъему выхода катушки (на фото выше это A2).

    Схема с кнопками «пуск» и «стоп»

    Магнитные пускатели чаще всего ставят для включения электродвигателя. Работать в таком режиме удобнее при наличии кнопок «пуск» и «стоп». Их последовательно включают в цепь подачи фазы на выход магнитной катушки. В этом случае схема выглядит как на рисунке ниже. Обратите внимание, что

    Схема включения магнитного пускателя с кнопками

    Но при таком способе включения пускатель будет в работе только то время, пока будет удерживаться кнопка «пуск», а это не то, что требуется для длительной работы двигателя. Потому в схему добавляют так называемую цепь самоподхвата. Ее реализуют при помощи вспомогательных контактов на пускателе NO 13 и NO 14, которые подключаются параллельно с пусковой кнопкой.

    Схема подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В и цепью самоподхвата

    В этом случае после возвращения кнопки ПУСК в исходное состояние, питание продолжает поступать через эти замкнутые контакты, так как магнит уже притянут. И питание поступает до тех пор, пока цепь не будет разорвана нажатием клавиши «стоп» или срабатыванием теплового реле, если такое есть в схеме.

    Питание для двигателя или любой другой нагрузки (фаза от 220 В) подается на любой из контактов, обозначенных буквой L, а снимается с расположенного под ним контакта с маркировкой T.

    Подробно показано в какой последовательности лучше подключать провода в следующем видео. Вся разница в том, что использованы не две отдельные кнопки, а кнопочный пост или кнопочная станция. Вместо вольтметра можно будет подключить двигатель, насос, освещение, любой прибор, который работает от сети 220 В.

    Подключение асинхронного двигателя на 380 В через пускатель с катушкой на 220 В

    Эта схема отличается только тем, что в ней подключаются к контактам L1, L2, L3 три фазы и также три фазы идут на нагрузку. На катушку пускателя — контакты A1 или A2 — заводится одна из фаз (чаще всего фаза С как менее нагруженная), второй контакт подсоединяется к нулевому проводу. Также устанавливается перемычка для поддержания электропитания катушки после отпускания кнопки ПУСК.

    Схема подключения трехфазного двигателя через пускатель на 220 В

    Как видите, схема практически не изменилась. Только в ней добавилось тепловое реле, которое защитит двигатель от перегрева. Порядок сборки — в следующем видео. Отличается только сборка контактной группы — подключаются все тир фазы.

    Реверсивная схема подключения электродвигателя через пускатели

    В некоторых случаях необходимо обеспечить вращение двигателя в обе стороны. Например, для работы лебедки, в некоторых других случаях. Изменение направления вращения происходят за счет переброса фаз — при подключении одного из пускателей две фазы надо поменять местами (например, фазы B и C). Схема состоит из двух одинаковых пускателей и кнопочного блока, который включает общую кнопку «Стоп» и две кнопки «Назад» и «Вперед».

    Реверсивная схема подключения трехфазного двигателя через магнитные пускатели

    Для повышения безопасности добавлено тепловое реле, через которое проходят две фазы, третья подается напрямую, так как защиты по двум более чем достаточно.

    Пускатели могут быть с катушкой на 380 В или на 220 В (указано в характеристиках на крышке). В случае если это 220 В, на контакты катушки подается одна из фаз (любая), а на второй подается «ноль» со щитка. Если катушка на 380 В, на нее подаются две любые фазы.

    Также обратите внимание, что провод от кнопки включения (вправо или влево) подается не сразу на катушку, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя. Рядом с катушкой пускателей изображены контакты KM1 и KM2. Таким образом реализуется электрическая блокировка, которая не дает одновременно подать питание на два контактора.

    Магнитный пускатель с установленной на нем контактной приставкой

    Так как нормально замкнутые контакты есть не во всех пускателях, можно их взять, установив дополнительный блок с контактами, который называют еще контактной приставкой. Эта приставка защелкивается в специальные держатели, ее контактные группы работают вместе с группами основного корпуса.

    На следующем видео реализована схема подключения магнитного пускателя с реверсом на старом стенде с использованием старого оборудования, но общий порядок действий понятен.

    Источники: http://el-shema.ru/publ/skhemy_podkljuchenija/skhema_podkljuchenija_magnitnogo_puskatelja/13-1-0-429, http://onlineelektrik.ru/eprovodka/zashhita/reversivnaya-i-nereversivnaya-sxema-podklyucheniya-puskatelya.html, http://stroychik.ru/elektrika/podklyuchenie-magnitnogo-puskatelya

  • electricremont.ru

    реверсивного, на 380в, с тепловым реле

    Схема подключения магнитного пускателя на первый взгляд кажется сложной, однако справиться с таким устройством не составит труда, если придерживаться правил и рекомендаций по установке.
    По своей сути, магнитный пускатель (кнопочный или бесконтактный) – это аппарат, который можно отнести к типу электромагнитных контактов, позволяющий справляться с нагрузками тока.

    Он работает во время постоянных включений и выключений цепей.

    С подключением магнитного пускателя становится реальным дистанционно управлять пуском, остановкой и общей работой трехфазного электродвигателя.

    Однако подобное реле настолько неприхотливое, что позволяет управлять и другими механизмами: освещением, компрессорами, насосами, кранами, тепловым обогревателем или печью, кондиционерами.

    Покупая подобный механизм, обращайте внимание: ведь кнопочный магнитный пускатель мало чем отличается от современного контактора.

    Функции у них практически одинаковые, так что особых трудностей при подключении возникнуть не должно.

    Принцип работы схемы довольно прост. Напряжение подается на катушку пускателя, после чего в ней возникает магнитное поле.

    Именно за счет него внутрь катушки как бы втягивается сердечник из металла.

    К сердечнику мы прикрепляет силовые контакты, при активации замыкающиеся, что позволяет току свободно протекать через провода.

    Схема магнитного пускателя содержит пост, где установлены кнопки, активирующие пусковые и остановочные механизмы.

    Как устроен механизм пускателя?

    Прежде чем заниматься подключением магнитного пускателя, нужно понимать его схему комплектации: в нее входит сам прибор и пост (блок) с важнейшими контактами.

    Хотя он не входит в основную часть схемы реле, при работе в схеме с дополнительными проводными элементами, например, с реверсом электродвигателя, нужно обеспечить разветвление проводов.

    Здесь и необходим блок, который еще называют приставкой контактного типа к схеме.

    Внутри такой приставки подключена контактная схема, которая плотно соединена с обычной контактной системой магнитного пускателя.

    Такой механизм для трехфазного двигателя, например, состоит из двух пар замкнутых и двух пар разомкнутых контактов.

    Чтобы снять блокирующую составляющую (при ремонте или подключении) достаточно отодвинуть специальные полозья, удерживающие крышку.

    Схема состоит из двух частей: верхней и нижней. Кнопочный механизм для трехфазного двигателя легко различать по цвету. Например, кнопка «Стоп» имеет красный цвет.

    Видео:

    В ней подключен размыкающий контакт, через который пройдет напряжение в схему. Кнопку, которая будет отвечать за запускание, окрашивают в зеленый.

    В ней применяется замыкающий контакт, который при подключении проводит через схему электрический ток.

    Схема подключения реверсивного магнитного пускателя имеет обычно защиту от случайных нажатий.

    Для этого устанавливают дополнительные боковые контакты, где при срабатывании одного — второй будет блокироваться.

    Монтажная схема выполняется в пару действий, зато на практике получается удобный кнопочный механизм.

    Схема подключения устройства

    Перед тем, как схема магнитного пускателя будет подключена, необходимо:

    • Обеспечить обесточивание на всем фронте нашей работы (обесточивание двигателя, части проводки). Проверить отсутствие напряжения можно специальными индикаторными инструментами, самое простое из них – отвертка, продается в любом строительном магазине;
    • Выяснить рабочее напряжение, особенно это актуально для элемента катушки. Оно пишется не на самой упаковке пускателя, а непосредственно на устройстве. Варианта тут только два: 380в или 220 вольт. Когда выбираем 220 вольт,а не 380в, то при подключении фотореле на катушку подаются фаза и ноль. Если речь идет о 380в, а не о 229, то используем две разноименные фазы. Если не разобраться между 220 и 380 вольтовыми реле, то схема просто может перегореть от разности напряжений;
    • Подбираем подходящие кнопки соответствующих цветов;
    • Для реле все нули, которые являются приходящими и отходящими, а также элементы, позволяющие достигнуть заземления, соединяются в схеме на клеммнике через устройство, не задевая его. Для катушки в 220 вольт берется ноль во время подсоединения, чего не следует делать для 380 вольт.

    Последовательность подключения состоит из таких частей:

    • трех пар силовых элементов, которые будут отвечать за подачу электропитания, будь это схема электродвигателя или любого прибора;
    • схемы управления, включающей катушку, дополнительные провода и кнопки.

    Самым простым считается процесс подключения реверсивного магнитного пускателя в количестве одной единицы. Это самая простая схема (на 220 или 380 вольт), чаще всего ее используют в работе двигателя.

    Для фотореле нам понадобиться трехжильный кабель, который мы подключим к кнопкам, а также пара разомкнутых контактов.

    Рассмотрим типичную схему подключения на 220 вольт. Если же Вы выбрали схему подключения на 380 вольт, то вместо синего ноля важно подключить другую разноименную фазу.

    Пост контакта фотореле – это четвертая свободная фаза. На силовые контакты через схему идут три фазы.

    Чтобы их можно было нормально подключить, на катушку подаем 220 вольт (или 380, а зависимости от выбора реле). Цепь замкнется — и мы сможем управлять работой электродвигателя.

    Подключаем тепловое реле

    Между магнитным пускателем и устройством двигателя можно пустить тепловое реле, которое может понадобиться для безопасной подачи тока к устройству двигателя.

    Для чего нужно подключать тепловое реле? Неважно, какое напряжение идет в нашей схеме, 220 или 380 вольт: при скачках любой мотор может сгореть. Именно поэтому стоит поставить пост для защиты.

    Фотореле позволяет схеме работать, даже если перегорела одна из фаз.

    Подключают фотореле у выхода магнитного пускателя на устройство двигателя. Тогда ток напряжением 220 или 380 вольт проходит через пост с нагревателя фотореле и попадает внутрь двигателя.

    На самом фотореле можно найти контакты, которые следует подключать к катушке.

    Нагреватели теплового реле (фотореле) не вечны и имеют свой предел работы.

    Так, пост такого магнитного пускателя сможет пропустить через себя только определенный показатель тока, который может иметь максимальный предел.

    В противном случае последствия работы фотореле для двигателя будут плачевными – несмотря на защитный пост, он сгорит.

    Если возникает неприятная ситуация, когда через пост пропускается ток выше заданных пределов, то нагреватели начинают воздействовать на контакты, нарушая общую цепь в приборе.

    Как итог, пускатель выключается.

    Выбирая фотореле для двигателя, обращайте внимание на его характеристики. Ток механизма должен подходить мощности двигателя (быть рассчитанным на 220 или 380 вольт).

    Ставить такой защитный пост на обычные приборы не рекомендуется – только на моторы.

    Как правильно выбрать магнитный пускатель?

    Чтобы устройство не сгорело после подключения через пару недель, нужно внимательно относиться к выбору. Самые популярные серии пускателя ПМЛ и ПМ12.

    Они поставляются как отечественными, так и зарубежными фирмами.

    Далее, при подключении, обращаем внимание на величину поста. Она расположена в интервале от одного до четырех.

    Каждая цифра величины указывается на тот ток, который пост сможет провести через схему без поломок и возгораний. Если ток нагрузки выше 63 А, то лучше покупать для подключения в схему контакторы.

    Важная характеристика при подключении – класс износостойкости. Она показывает, сколько раз устройство сможет без затруднений срабатывать на нажатие.

    Важный показатель, если механизм предстоит часто включать и выключать. Если в час предстоит много нажатий, то выбирают бесконтактные пускатели.

    Кроме того, устройства могут продаваться с реверсами и без них. Применяют для реверсивных двигателей, где вращение идет сразу в две стороны.

    Пускатель такого типа имеет сразу две катушки и две пары силовых контактов. К дополнительным элементам относят защитный механизм, лампочку, кнопки.

    stoydiz.ru

    Схемы подключения магнитного пускателя | Электрик



    Подключения магнитного пускателя и малогабаритных его вариантов, для опытных электриков не представляет никакой сложности, но для новичков может оказаться задачей над которой пройдется задуматься.

    Магнитный пускатель является коммутационным устройством для дистанционного управления нагрузкой большой мощности.
    На практике, зачастую, основным применением контакторов и магнитных пускателей есть запуск и остановка асинхронных электродвигателей, их управления и реверс оборотов двигателя.

    Но свое использование такие устройства находят в работе и с другими нагрузками, например компрессорами, насосами, устройствами обогрева и освещения.

    При особых требованиях безопасности (повышенная влажность в помещении) возможно использования пускателя с катушкой на 24 (12) вольт. А напряжение питания электрооборудования при этом может быть большим, например 380вольт и большим током.

    Кроме непосредственной задачи, коммутации и управления нагрузкой с большим током, еще одной немаловажной особенностью есть возможность автоматического "отключения" оборудования при "пропадание" электричества.
    Наглядный пример. При работе какого то станка, например распиловочного, пропало напряжение в сети. Двигатель остановился. Рабочий полез к рабочей части станка, и тут напряжение опять появилось. Если бы станок управлялся просто рубильником, двигатель сразу бы включился, в результате — травма. При управлении электродвигателем станка с помощью магнитного пускателя, станок не включится, пока не будет нажата кнопка "Пуск".

    Схемы подключения магнитного пускателя

    Стандартная схема. Применяется в случаях когда нужно осуществлять обычный пуск электродвигателя. Кнопку «Пуск» нажали – двигатель включился, кнопку «Стоп» нажали – двигатель отключился. Вместо двигателя может быть любая нагрузка подключенная к контактам, например мощный обогреватель.

    В данной схеме силовая часть питается от трехфазного переменного напряжения 380В с фазами «А» «В» «С». В случаях однофазного напряжения, задействуются лишь две клеммы.

    В силовую часть входит: трех полюсный автоматический выключатель QF1, три пары силовых контактов магнитного пускателя 1L1-2T1, 3L2-4T2, 5L3-6T3 и трехфазный асинхронный электродвигатель М.

    Цепь управления получает питание от фазы «А».
    В схему цепи управления входят кнопка SB1 «Стоп», кнопка SB2 «Пуск», катушка магнитного пускателя КМ1 и его вспомогательный контакт 13НО-14НО, подключенный параллельно кнопке «Пуск».

    При включении автомата QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние контакты магнитного пускателя 1L1, 3L2, 5L3 и там дежурят. Фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку «Стоп» приходит на "3" контакт кнопки «Пуск», вспомогательный контакт пускателя 13НО и так же остается дежурить на этих двух контактах.

    Обратите внимание. В зависимости от номинала напряжения самой катушки и используемого напряжения питающей сети, будет разная схема подключения катушки.
    Например если катушка магнитного пускателя на 220 вольт - один ее вывод подключается к нейтрале, а другой, через кнопки, к одной из фаз.


    Если номинал катушки на 380 вольт - один вывод к одной из фаз, а второй, через цепь кнопок к другой фазе.
    Существуют также катушки на 12, 24, 36, 42, 110 вольт, поэтому, прежде чем подать напряжение на катушку, вы должны точно знать ее номинальное рабочее напряжение.

    При нажатии на кнопку «Пуск» фаза «А» попадает на катушку пускателя КМ1, пускатель срабатывает и все его контакты замыкаются. Напряжение появляется на нижних силовых контактах 2Т1, 4Т2, 6Т3 и уже от них поступает на электродвигатель. Двигатель начинает вращаться.

    Вы можете отпустить кнопку «Пуск» и двигатель не отключится, так как с использованием вспомогательного контакта пускателя 13НО-14НО, подключенного параллельно кнопке «Пуск», реализован самоподхват.

    Получается так, что после отпускания кнопки «Пуск» фаза продолжает поступать на катушку магнитного пускателя, но уже через свою пару 13НО-14НО.

    В случае если не будет самоподхвата, будет необходимо все время держать нажатой кнопку «Пуск» чтобы работал электродвигатель или другая нагрузка.


    Для отключения электродвигателя или другой нагрузки достаточно нажать кнопку «Стоп»: цепь разорвется и управляющее напряжение перестанет поступать на катушку пускателя, возвратная пружина вернет сердечник с силовыми контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат электродвигатель от напряжения сети.


    Как выглядит монтажная (практическая) схема подключения магнитного пускателя?

    Чтобы не тянуть лишний провод на кнопку «Пуск», можно поставить перемычку между выводом катушки и одним из ближайших вспомогательных контактов, в данном случае это «А2» и «14НО». А уже с противоположного вспомогательного контакта провод тянется непосредственно на "3" контакт кнопки «Пуск».

    Как подключить магнитный пускатель в однофазной сети



    Схема подключения электродвигателя с тепловым реле и защитным автоматом

    Как выбрать автоматический выключатель (автомат) для защиты схемы?

    Прежде всего выбираем сколько "полюсов", в трехфазной схеме питания естественно нужен будет трехполюсный автомат, а в сети 220 вольт как правило, двохполюсный автомат, хотя будет достаточно и однополюсного.

    Следующим важным параметром будет ток сработки.

    Например если электродвигатель на 1,5 кВт. то его максимальный рабочий ток — 3А (реальный рабочий может быть меньше, надо измерять).  Значит, трехполюсный автомат надо ставить на 3 или 4А.

    Но у двигателя, мы знаем, пусковой ток намного больше рабочего, а значит обычный (бытовой) автомат с током в 3А будет срабатывать сразу при пуске такого двигателя.

    Характеристику теплового расцепителя нужно выбирать D, чтобы при пуске автомат не срабатывал.

    Или же, если такой автомат не просто найти, можно по подбирать ток автомата, чтобы он был на 10-20% больше рабочего тока электродвигателя.

    Можно и удаться в практический эксперимент и с помощью измерительных клещей замерить пусковой и рабочий ток конкретного двигателя.

    Например для двигателя на 4кВт, можно ставить автомат на 10А.

    Для защиты от перегрузки двигателя, когда ток возрастает выше установленного (например пропадания фазы) — контакты теплового реле RT1 размыкаются, и цепь питания катушки электромагнитного пускателя разрывается.

    В данном случае, тепловое реле выполняет роль кнопки «Стоп», и стоит в той же цепи, последовательно. Где его поставить — не особо важно, можно на участке схемы L1 — 1, если это удобно в монтаже.

    С использованием теплового расцепителя, отпадает надобность так тщательно подбирать ток вводного автомата, так как с тепловой защитой вполне должно справится тепловое реле двигателя.

    Подключение электродвигателя через реверсивный пускатель

    Данная необходимость возникает, тогда когда нужно чтобы движок вращался поочередно в обоих направлениях.

    Смена направления вращения реализуется простим способом,  меняются местами любые две фазы.

    Когда включен пускатель КМ1, это будет «правое» вращение. Когда включается КМ2 — первая и третья фазы меняются местами, движок будет крутиться «влево». Включение пускателей КМ1 и КМ2 реализуется разными кнопками «Пуск вперед» и «Пуск назад«, выключение — одной, общей кнопкой «Стоп» , как и в схемах без реверса.


    В таких схемах запуска всегда должна быть защита от одновременного включения кнопок "вперед" и "назад".

    Реверсивный пускатель должен иметь механическую защиту от одновременного включения двух его половин. А если он состоит из двух отдельных пускателей, между ними должен стоять специальный механический блокиратор.

    Вторая защита - электрическая. Контакты КМ2.4 и КМ1.4, стоящие в цепях питания катушек пускателей. Например, если включен КМ1, его НЗ контакт КМ1.4 разомкнут, и если случайно нажать обе кнопки "пуск", ничего не получится — электродвигатель будет слушаться той кнопки, которая нажата раньше.

    Для реализации электрической блокировки одновременного включения и самоподхвата на каждый пускатель надо, кроме силовых, ещё один НЗ (блокировка) и НО (самоподхват). Но так-как пятого контакта, в большинства магнитных пускателей нет, можно поставить дополнительный контакт. Например приставка ПКИ.

    с катушкой на 220 вольт

    с катушкой на 380 вольт

    elektt.blogspot.com

    Схема подключения реверсивного магнитного пускателя

    Магнитный пускатель является специальной коммутационной аппаратурой, предназначенной для многократного автоматического включения и выключения различных потребителей электрической энергии. С помощью него осуществляется дистанционное управление, а также есть возможность включения и выключения потребителей, расположенных на каком-либо расстоянии от пульта управления. Схема подключения реверсивного магнитного пускателя нашла свое широкое применение при эксплуатации совместно с асинхронными электродвигателями. Именно с его помощью электродвигатель меняет направление вращения вала, а также запускается и останавливается.

    Магнитный пускатель способен разгрузить маломощные контакты. Например, обычный выключатель, рассчитан на включение и отключение нагрузки не выше 10-ти ампер. В таких случаях используется магнитный пускатель, позволяющий производить включение и отключение тока с гораздо более высоким значением.

    Управление магнитным пускателем

    Для управления используется электромагнитная катушка, потребляющая при срабатывании мощность всего 200 Вт. После срабатывания потребляемая мощность становится еще меньше и составляет 25 Вт. При этом, сила тока получается всего 0,52 ампер. Именно такое значение тока позволяет пускателю сработать и выполнить включение основной силовой цепи. Таким образом, можно установить компактный выключатель небольшого размера для управления магнитным пускателем, который, в свою очередь, с помощью своих силовых контактов будет выполнять включение и выключение больших мощностей.

    Различные модели оборудуются катушками управления, рассчитанными на разное напряжение – 380, 220 или 36 вольт. Например, на токарные станки устанавливаются имеющие катушки на 36 вольт. Таким образом, создается безопасное напряжение, исключающее поражение электрическим током при пробое изоляции.

    Использование теплового реле

    В отдельных случаях магнитный пускатель используется совместно с тепловым реле. С помощью теплового реле осуществляется дополнительная защита электродвигателя от перегрузкии от функционирования в режиме неполных фаз. Такой режим возникает, когда во время работы электродвигателя исчезает какая-либо из трех фаз. Причиной может быть перегорание плавкой вставки на одной из фаз, подгорание контактов на клемме, выпадение фазного провода из-за слабых контактов.

    При наступлении неполнофазного режима, возникает перегрузка электродвигателя, происходит увеличение тока, проходящего через тепловое реле. Здесь происходит нагревание токопроводящих биметаллических пластин. Воздействие тепла приводит к их выгибанию и последующему отключению контактов в тепловом реле. Эти контакты, в свою очередь, отключают магнитный пускатель и, соответственно, сам электродвигатель.

    Классическая схема подключения реверсивного магнитного пускателя с управляющей катушкой на 220 вольт приведена ниже:

    Схема подключения двигателя по реверсивной схеме

    electric-220.ru

    Нереверсивная схема подключения магнитного пускателя

    В этой статье мы подробно рассмотрим нереверсивную схему подключения магнитного пускателя для управления трехфазным асинхронным электродвигателем.

    Также я для Вас записал видео с подробным описанием работы схемы, которое Вы можете просмотреть в конце этой статьи.

    Вначале давайте рассмотрим схему подключения магнитного пускателя с катушкой  на 220В.

    Три фазы питающего напряжения подаются на клеммы асинхронного двигателя через:

    — 3-х полюсный автоматический выключатель;

    — силовые контакты магнитного пускателя КМ;

    — тепловое реле Р.

    Обмотка катушки магнитного пускателя подключена с одной стороны к нулевому рабочему проводу N, с другой, через кнопочный пост к одной из фаз, в нашей схеме — к фазе С.

    Кнопочный пост содержит 2 кнопки:

    1) нормально-разомкнутую кнопку ПУСК;

    2) нормально-замкнутую — СТОП.

    Нормально-разомкнутый вспомогательный контакт пускателя КМ подключен параллельно кнопке ПУСК.

    Для защиты электродвигателя от перегрузок используется тепловое реле Р, которое устанавливается в разрыв питающих фаз. Вспомогательный нормально-замкнутый контакт теплового реле Р включен в цепь обмотки магнитного пускателя.

    Рассмотрим работу схемы.

     

    Включаем трехполюсный автоматический выключатель, его контакты замыкаются, питающее напряжение подается к силовым контактам пускателя и в цепь управления. Схема готова к работе.

    Запуск.

     

    Для запуска двигателя нажимаем кнопку ПУСК.  Цепь питания обмотки магнитного пускателя замыкается, якорь катушки притягивается, замыкая силовые контакты КМ и подавая три питающих фазы на обмотки двигателя. Происходит запуск и двигатель начинает вращаться.

    Одновременно с этим замыкается вспомогательный контакт пускателя КМ, шунтируя кнопку ПУСК.

    Теперь, отпуская кнопку ПУСК,  питание на обмотку пускателя продолжает поступать через его замкнутый вспомогательный контакт КМ. Двигатель запущен и продолжает работать.

    Останов.

     

    Чтобы остановить двигатель, нажимаем кнопку СТОП. Цепь питания обмотки пускателя разрывается. Якорь под действием пружины возвращается в исходное состояние, размыкая силовые контакты, обесточивая тем самым обмотки электродвигателя. Он начинает останавливаться.

    Одновременно с этим размыкается вспомогательный контакт КМ в цепи питания обмотки пускателя.

    После отпускания кнопки СТОП питание на обмотку не подается, поскольку вспомогательный контакт КМ разомкнут. Двигатель выключен и цепь готова к следующему запуску.

    Защита от перегрузок.

     

    Предположим, что двигатель запущен. Если по каким-то причинам ток нагрузки двигателя увеличится, биметаллические пластины теплового реле Р под действием повышенного тока начнут изгибаться, и приведут в действие  механизм расцепителя. Он разомкнет вспомогательный контакт Р в цепи обмотки магнитного пускателя. Цепь обмотки пускателя разомкнется, силовые и вспомогательный контакты пускателя вернуться в исходное разомкнутое состояние, двигатель остановится.

    Если катушка магнитного пускателя рассчитана на 380В, то схема подключения будет, как на рисунке ниже.

    В этом случае, обмотка пускателя подключается к любым двум фазам, на схеме к фазам В и С.

    Для дополнительной защиты цепи управления магнитным пускателем устанавливают предохранитель FU. В случае, например, межвиткового замыкания в катушке пускателя, плавкая вставка предохранителя перегорит, обесточив цепь управления.

    Для большей наглядности я записал видео, в котором поэтапно показан весь процесс работы схемы.



    Если видео оказалось для Вас полезным, нажмите НРАВИТЬСЯ при просмотре на YouTube. Подписывайтесь на мой канал, и Вы первым узнаете о выходе новых интересных видео по электрике!

    Смотрите самые новые статьи сайта.

    Рекомендую также прочитать:

    Реверсивная схема подключения магнитного пускателя.

    Как выбирать автоматические выключатели, УЗО, дифавтоматы?

    Менять ли автоматический выключатель, если его "выбивает"?

    Почему в жару срабатывает автоматический выключатель?

    elektrik-sam.info

    Подключение реверсивного пускателя через кнопочный пост

    Использование реверсивной схемы управления даёт возможность запустить электродвигатель как в прямом, так и в обратном направлении, а также остановить его в нужный момент.

    По сравнению с технологией подключения пускателя для одинарной схемы, потребуется дополнительная цепь управления и некоторые изменения в силовой части.

    Пускатель

    Действие самого пускового электромагнита заключается в следующем: если подать на его катушку напряжение, то сердечник (к которому прикреплены пары контактов) втянется внутрь катушки. Это позволит контактам замкнуться. Если напряжение будет снято, то соответственно произойдёт размыкание контактов.

    Когда пускатель срабатывает, то все четыре пары его контактов замыкаются при этом коммутируют основной объём нагрузки лишь три пары (1-2, 3-4, 5-7), а четвёртая (блок-контакт) подаёт напряжение в момент опускания кнопки «Пуск».

    Кнопочный пост

    Стандартный кнопочный пост для реверсивного двигателя подразумевает трёхкнопочную конструкцию: нормально-разомкнутые кнопки «Вперёд» и «Назад» (чёрные) и нормально-замкнутая кнопка «Стоп» (красная). Кнопки поста ничем не различаются — у каждой в наличии по 2 контакта (4 клеммы). Разница в функциональном значении возникает из-за разницы в принципе подключения.

    Если взглянуть с «изнанки», то можно увидеть нумерацию клемм для каждой кнопки (1, 2, 3, 4). Изначально пара 1-2 разомкнута, а 3-4 замкнута. Во время нажатия кнопки: 1-2 замыкается, а 3-4 размыкается.

    Особенности подключения пускателя

    Для тех, кому не принципиально самостоятельное подключение пускателя, возможно приобретение уже объединённого с кнопочным постом экземпляра. Его потребуется только подключить к питанию.

    Всем остальным понадобятся некоторые разъяснения.

    До того, как приступать к подключению магнитного пускателя потребуется:

    • Обесточить весь фронт работ. Для пущей достоверности проверить возможное наличие напряжения при помощи специальных индикаторов.
    • Уточнить подходящий для выбранной катушки диапазон рабочего напряжения (380 вольт и 220 вольт). В случае, если это 220 В, требуется подать на катушку фазу и ноль. При 380 В — должны быть разноимённые фазы. Если это не учитывать, то разность напряжений выведет прибор из строя.

    В большинстве случаев магнитный пускатель и двигатель соединяются через тепловое реле. Этот необходимо для обеспечения безопасного поступления тока к устройству, а также даёт возможность не прекращать рабочий процесс, даже если одна из фаз перегорела.

    Чтобы вращение электродвигателя изменило направление, две из трёх используемых фаз должны быть поменяны местами (например, вместо ABC — CBA). Обеспечить такую смену фаз помогает дополнительный пускатель. Проблема в том, что одновременное выключение двух приборов может вызвать короткое замыкание. Эта ситуация благополучно избегается благодаря постоянно-замкнутым контактам. Они обеспечивают разрыв одной цепи или просто блокируют её. Есть вариант и с механической блокировкой второго пускателя.

    Процесс подключения

    К прибору подключаются три разноимённого характера фазы (A, B, C). После этого они перенаправляются к силовым контактам пускателей КМ1 (A1, B1, C1) и КМ2 (A2, B2, C2).

    Между центральными фазами B1-B2, а также между A1-C2 и C1-A2 делаются перемычки. К электродвигателю фазы, как уже говорилось ранее, проводятся через тепловое реле, которое по сути отвечает за контроль всего лишь двух фаз, поскольку они взаимозависимы. Если сила тока в одной увеличится, то и в другой происходит то же самое. В критической ситуации будут разомкнуты обе катушки.

    Нужно учитывать, что центральная фаза (та, которая не меняет своего положения при смене направления работы двигателя) отвечает за питание всей цепи и проходит через защитный автомат, схему управления и кнопку «Стоп».

    Лишь после этого подаётся нужная сила напряжения для контактной группы (кнопки «Вперёд» и «Назад»).  Кроме этого существует «дежурный» контакт, он дублирует контактную группу.

    Кнопка » Вперёд» имеет параллельное соединение с нормально-разомкнутым вспомогательным контактом пускателя КМ1. Аналогично, кнопка «Назад» соединяется с нормально-разомкнутым вспомогательным контактом КМ2.

    Чтобы гарантировать рабочую стабильность, цепь питания обмотки пускателя КМ1 включает в себя нормально-замкнутый контакт пускателя КМ2, и наоборот. В результате запуск двигателя по любому направлению возможен только после полной остановки.

    Принцип действия

    Как только к трёхкнопочному выключателю подведён источник питания — устройство готово к работе.

    При нажатии кнопки «Вперёд»: происходит замыкание цепи питания обмотки у КМ1, сердцевина катушки погружается, что вызывает замыкание силовых контактов. Одновременно с этим цепь управления КМ2 размыкается, благодаря включённому в неё вспомогательному контакту КМ1. Когда кнопка отпускается, питание продолжает подаваться по замкнутому вспомогательному контакту КМ1.

    При нажатии кнопки «Назад» картина аналогичная, а если воспользоваться кнопкой «Стоп», то сердцевина КМ1 благодаря действию пружины вернётся в исходное положение, и работа прекратится.

    elektronchic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *