Перевозка СУГ, СПГ и сжиженного газа железнодорожным транспортом
Перевозка газов относится к категории опасных видов транспортировки, поэтому при жд доставках используются специализированные железнодорожные цистерны для перевозки сжиженных газов объемом 98 м3.
Для транспортировки СПГ железнодорожным транспортом используют криогенные цистерны для сжиженных газов:
- внутренний резервуар изготовлен из алюминиевого сплава;
- цилиндр внешнего кожуха – из углеродистой стали;
- пространство между внутренней емкостью и защитной оболочкой заполняет тонкодисперсный порошок в вакуумной среде;
- исполнение – горизонтальное.
Конструкция оснащена приборами замера уровня, температуры и давления жидкости в сосуде, предохранительными клапанами, устройством безопасного сброса вещества в атмосферу. Предусмотрена собственная система пожаротушения.
Ручная запорная арматура для налива/слива продукта расположена с одной или по обе стороны резервуара в зависимости от модели оборудования.
Перевозки СУГ по железной дороге также выполняют наливом в вагонах-цистернах. Криогенные цистерны для транспортировки пропан-бутановых смесей – цилиндрические, со сферическими торцами, закреплены на раме вертикально. Конструктивные особенности оборудования:
- внутренний котел – стальной, с антикоррозийным покрытием;
- внешний цилиндр – углеродистая сталь;
- пространство между газовым сосудом и кожухом вакуумировано.
Менеджер по организации перевозки опасных грузов
Владимир Петров
Опыт работы более 8 лет
Задайте вопрос с специалисту
Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
Железнодорожные цистерны для перевозки СУГ изготавливаются из высококачественных и прочных материалов, не вступающих в реакцию с перевозимым грузом. Цистерна представляет собой сварной цилиндрический резервуар со сферическими днищами, расположенный на четырехосной железнодорожной платформе. Перед каждым рейсом вагоны проверяются на наличие неисправностей во избежание утечки газа.
Все железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов оснащены надежными запорными устройствами, приборами контроля за состоянием груза внутри емкости, в особенности давления. Переход жидкости в газообразное состояние должно быть исключено. Хранение газов в цистернах строго запрещено. Поэтому заправка газа происходит цистерны непосредственно перед выездом, загрузка на 85% от объема цистерны. После доставки в место назначения груз сразу же перекачивается в специально отведенное хранилище.
Отметим, что перевозка газа по железной дороге наиболее массовый тип доставки, благодаря которой за один раз можно перевезти большое количество сырья. С экономической точки зрения – это весьма выгодно. Возможна организация перевозки сжиженного газа и в баллонах. В этом случае транспортировка производится в крытых вагонах. Данный способ доставки используется в тех случаях, когда получатель находится на значительном удалении от газонаполнительных станций или в стороне от автомобильных дорог.
Наши партнёры
Часто задаваемые вопросы
Что такое танк-контейнер?Танк-контейнер – это тара, которая применяется для перевозки веществ в жидком или газообразном состоянии, в том числе пищевой и непищевой продукции. В стандартном исполнении он выглядит как цистерна из металла, заключенная в жесткий каркас. Высокопрочные рамы из стали аналогичны по габаритам размерам обычных контейнеров. С учетом типа груза подбирается тип танк-контейнера (ИМО0, ИМО1, ИМО2). Грузовая тара подходит для мультимодальных грузоперевозок, т.е. при смене транспортного средства перегружать груз не нужно. Емкость просто перемещают с одного вида транспорта на другой.
Как сливают танк-контейнер?Танк-контейнер наполняется и опорожняется посредством запорно-предохранительной арматуры. Она устанавливается в верхних либо нижних арматурных отсеках. Продукты, которые образуют ядовитые или коррозионные пары, сливают через верхнюю арматуру закрытым методом. Грузы, на которые оказывают влияние влага или воздух, сливаются также закрытым способом через верхнее устройство. Кроме того, грузы могут сливаться самотеком через нижний слив под действием силы тяжести, либо под давлением.
Тоннаж зависит от типа груза и танк-контейнера. Так, допустимая масса для перевозки воды, вина, масла, молока, бензина составляет до 35 м3, сжиженных газов – до 40 м3. Масса пустого танк-контейнера может достигать 10 тонн.
Итака-Транс – это комплексная логистика различных видов наливных и жидких грузов в танк-контейнерах.
- Транспорт
197183, г. Санкт-Петербург, Липовая аллея, д. 9, лит. А , пом. 23Н, офис 721
+7 (800) 444-30-85
+7 (812) 317-05-75
Больше поездов – больше газа — Транспортировка
Новые рекорды
В 2018 году суммарная добыча газа всех видов в России увеличилась на 5% по сравнению с 2017 годом и достигла нового рекордного уровня за весь период существования российской газодобычи – 725,4 млрд м3. А к 2030 году Минэкономразвития прогнозирует в РФ существенный рост добычи газа. Это связано с растущим спросом на потребление углеводородов и более благоприятной структурой отечественных запасов газа, нежели нефти.
Основными продуктами газовой отрасли являются сжиженный природный газ (СПГ) и сжиженный углеводородный газ (СУГ).
СПГ vs СУГ
СПГ – природный газ (преимущественно метан), добываемый из пластов и нефтяных месторождений. СПГ рассматривается как приоритетная технология импорта природного газа в США, Японии и странах Европы. Однако перевозки СПГ – крайне трудоемкий процесс, требующий наличия инфраструктуры для искусственного сжижения и регазификации, а также хранения и транспортировки газа в криоцистернах и газовозах.
СУГ представляет собой смесь сжиженных углеводородов (в основном пропана и бутана), добываемых в процессе переработки газов, а также добычи нефти. СУГ хранится в газгольдерах и транспортируется в таре под давлением при температуре, близкой к температуре окружающей среды. Данный аспект делает производство и поставки СУГ более привлекательными для рынка. СУГ используют в качестве топлива для транспорта, отопления и сырья для нефтехимических отраслей, причем не только на внутреннем рынке – экспортные отправки популярны в страны, не имеющие инфраструктуры для приема СПГ.
Импульсы для роста
Производство СУГ в России отличается стабильным ростом.
Сдерживающие факторы
На мировой арене наиболее быстро спрос на углеводороды растет в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Для обеспечения прогнозируемого спроса актуальной задачей отечественных компаний является открытие нового крупного направления экспорта углеводородов на восток.
Сейчас основные потоки на экспорт идут через систему газопроводов (Северный и Голубой потоки, Ямал – Европа и др.), морские порты на западе (порты Усть-Луга, «Тамань-нефтегаз»), а также через Финляндию (станция Бусловская), Беларусь и Польшу (станция Брест-Экспортный) железнодорожным и автомобильным транспортом. Многие компании вынуждены поставлять газ до европейских портов, откуда он морем направляется в страны Азии и Африки.
Значимая роль
С учетом возрастающего спроса на поставки СУГ железнодорожный транспорт приобретает значимую роль как для внутренних перевозок, так и в реализации экспортных запросов в восточном направлении. Задействованный на рынке парк вагонов и его технико-экономические параметры оказывают существенное влияние на эффективность перевозок грузов. Очевидно, что транспортное решение должно обеспечивать конкурентный способ перевозки и поставки российских сжиженных углеводородных газов на мировой рынок.
В настоящее время отечественный парк вагонов для перевозки СУГ – это 37,5 тыс. цистерн. Парк относительно молодой, средний возраст цистерн составляет 16 лет при нормативном сроке службы 40 лет. Погрузка СУГ железнодорожным транспортом за последние 5 лет выросла на 3%, грузооборот – на 5%. При этом ключевую долю грузов (порядка 78% погрузки за 9 мес. 2019 года) составляют сжиженные газы легких фракций (пропан, бутан, ШФЛУ и др.). При объеме котла вагонов-цистерн текущего российского парка, составляющем от 75 до 87 м Но важно отметить, что на рынке уже появляются модели, позволяющие реализовать полную грузоподъемность вагона. В частности, цистерны сочлененного типа на тележке с осевой нагрузкой 25 тс.
СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК СУГ
Грузы |
2018 год |
9 месяцев 2019 года |
Фракция пропан-бутановая |
26% |
26% |
Пропан |
18% |
17% |
Бутан или смеси бутана |
17% |
15% |
Широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ) |
15% |
15% |
Изобутан или смеси изобутана |
5% |
5% |
Тяжелые фракции |
19% |
22% |
Баланс парка
Сегодня парк цистерн для перевозки СУГ сбалансирован и находится в «здоровом» профиците (за 9 месяцев 2019 года 8% вагонов этого парка не задействованы в перевозках, 4% находятся в неисправном состоянии и ждут ремонта). Выбытие цистерн идет умеренно. Так, с 2016 года парк сократился на 5,4%. Однако стоит отметить, что в 2020–2021 годах возможно увеличение профицита парка при условии диверсификации существующих производств в части развития глубокой переработки побочных продуктов (например, полимеры и пластмассы) и, соответственно, роста внутризаводского потребления СУГ.
Но с учетом ввода в строй новых производств и одновременного выбытия парка с окончанием нормативного срока службы прогнозируется, что в период 2023–2024 годов спрос на цистерны для перевозки СУГ дополнительно возрастет. В преддверии этого нового витка спроса на подвижной состава рынок уже сейчас заинтересован в массовом выходе в этот сегмент вагонов нового поколения. Как и в других сегментах, они должны будут существенно повысить эффективность перевозок грузов и увеличить объемы погрузки на железнодорожном транспорте, чтобы поддержать уровень производства новых терминалов после их выхода на полную мощность. Прогнозируется, что с увеличением на рынке количества вагонов нового поколения, в частности производства ОВК, железная дорога сможет привлечь больше объемов СУГ под перевозку на восточном направлении, а операторы и грузоотправители получат надежный подвижной состав, призванный оптимизировать затраты и соответствовать требованиям к обеспечению безопасности перевозок.
Баланс парка цистерн для перевозки СУГ
Статья «Больше поездов – больше газа» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№12, 2019)
Как транспортируется природный газ?
Как вы транспортируете природный газ и как лучше всего это сделать, если транспортировка по трубопроводу невозможна?
Важно отметить, что природный газ легко воспламеняется, поэтому для безопасного достижения цели транспортная система состоит из сложной сети трубопроводов. Помимо безопасности важны также скорость и эффективность.
Как вы транспортируете природный газ, чтобы выполнить все эти условия, каковы основные части газопроводов и как лучше всего транспортировать природный газ, если транспортировка по трубопроводу невозможна?
Транспортировка природного газа
Системы природного газа можно разделить на три основные категории:
- Переработка
- Транспорт
- Хранение
В процессе добычи природный газ находят, доставляют на поверхность и доводят до состояния, пригодного для транспортировки. Если доставка может осуществляться с помощью международных трубопроводов, то из природного газа необходимо удалить некоторые компоненты, прежде чем его можно будет безопасно доставить в трубопроводы высокого давления на большие расстояния.
Первым компонентом, который необходимо удалить, являются жидкие углеводородные газы (HGL), но обычно он включает несколько других компонентов, таких как масло, вода и другие примеси, такие как сера, гелий, азот, сероводород и двуокись углерода.
Но что происходит, когда транспортировка по трубопроводу невозможна? Затем природный газ обычно транспортируется в сжиженном состоянии. Например, в регионах, которые слишком удалены от мест добычи газа и нет соединительного трубопровода, но где созданы условия для автомобильного и водного транспорта. В этом случае вместо трубопроводов их доставляют на грузовых судах, так как СПГ можно очень хорошо и эффективно транспортировать по морю. Из одного кубометра сжиженного природного газа после регазификации получается около 600 кубометров природного газа в нормальном состоянии.
Существенным отличием от природного газа, транспортируемого по трубопроводу, является то, что при температуре хранения некоторые компоненты (вода, углеводороды, углекислый газ, ртуть) замерзают до твердого состояния: они должны быть почти полностью извлечены из сжиженного газа. В остальном все то же самое, что и в случае природного газа, транспортируемого по трубопроводу в газообразном состоянии.
СПГ означает «сжиженный природный газ». По составу он почти такой же, как природный газ в традиционном понимании, только в охлажденном виде. Это значит, что у него температура -162°С, а плотность ниже, чем у воды.
Это означает, что его следует хранить иначе, чем обычный природный газ. Как хранится природный газ? Больше информации здесь.
Но в большинстве случаев его все же транспортируют по международным трубопроводам.
Трубопроводы природного газа
Существует три типа трубопроводов:
- Система сбора
- международная трубопроводная система
- распределительная система
Система сбора состоит из трубопроводов малого диаметра с низким давлением. Он транспортирует сырой природный газ от устья скважины до перерабатывающего завода. Если в природном газе есть компонент, который необходимо удалить (например, сера, сероводород, двуокись углерода), необходимо установить специальную сборную трубу, не вызывающую коррозию.
В некоторых регионах и странах, помимо международных трубопроводов, существуют также внутригосударственные трубопроводы, но технические и эксплуатационные детали в основном одинаковы.
Это означает, что когда природный газ поступает в конечные пункты (где он будет использоваться), он поступает в трубопроводы меньшего диаметра, называемые магистральными. Это трубопроводы среднего размера, меньше, чем международные газопроводы, но больше, чем линии, которые идут непосредственно к домам и зданиям.
Компоненты трубопровода
Трубы могут иметь длину от 5 см до 125 см в зависимости от их назначения. Международная трубопроводная система крупнее, потому что через нее проходит намного больше природного газа.
Сам трубопровод состоит из:
- Прочного материала из углеродистой стали
- Или высокотехнологичный пластик (если требуется гибкость, универсальность и простота замены)
На каждый трубопровод наносится специальное покрытие, защищающее его от коррозии, поскольку замена намного сложнее и сложнее.
Природный газ также находится под давлением. Чтобы он оставался под давлением, требуется сжатие вместе с транспортировкой. Наряду со всей системой трубопроводов имеются крупные компрессорные станции, обычно расположенные на расстоянии от 60 до 150 км вдоль трубопровода.
Что считается природным газом высокого давления?
Высокое давление означает от 90 до 700 кг на квадратный сантиметр (см2). Поскольку природный газ является легковоспламеняющимся материалом, необходимо соблюдать меры предосторожности.
Имеются детекторы утечек, маркеры (знаки на поверхности, где газопроводы проходят под землей), текущий отбор проб (произвольный отбор проб для проверки его качества), тестирование, аварийно-спасательные центры и воздушное патрулирование (самолеты для обеспечения отсутствия строительных работ). происходит слишком близко к трубопроводной системе).
Заключение
Система транспортировки природного газа представляет собой прежде всего гигантскую международную сеть трубопроводов, состоящую из труб большого, среднего и малого диаметра.
При транспортировке природного газа самым важным фактором является безопасность. Природный газ является горючим газом, и при неосторожном обращении он может привести к человеческим жертвам или стихийным бедствиям.
Если транспортировка по трубопроводу невозможна, то природный газ обычно транспортируют в сжиженном состоянии, который имеет температуру -162°С и плотность ниже, чем у воды. Он называется сжиженным природным газом (СПГ) и транспортируется танкерами.
Как кажется, в использовании природного газа есть много преимуществ, но есть и недостатки.
Газопроводы: транспортировка природного газа между штатами в целом надежна, но FERC следует лучше выявлять и оценивать возникающие риски
Краткие факты Система газопроводов между штатами, по которой транспортируется природный газ, в целом была надежной, но перебои могут быть серьезными. Например, 7000 домов и предприятий в Род-Айленде не имели тепла во время недельного отключения электроэнергии в январе 2019 года.
Однако, поскольку система была надежной, комиссия, отвечающая за контроль за ее не просматривать регулярно отчеты операторов трубопроводов, которые могли бы помочь ему лучше выявлять будущие риски и реагировать на них.
Требования к трубопроводной системе растут, и наши рекомендации помогут Комиссии обеспечить бесперебойную работу.
Перейти к основным моментам
Основные моментыЧто обнаружила Служба управления охраной труда
Имеющаяся информация указывает на то, что транспортировка природного газа по трубопроводам между штатами в целом надежна. Используя отчеты, представленные Федеральной комиссии по регулированию энергетики (FERC), которая осуществляет надзор за надежностью услуг, предоставляемых межгосударственными газопроводами, GAO обнаружило, что перебои в подаче природного газа без предварительного уведомления потребителей происходили в среднем 28 раз в год с 2015 по 2019 год. . Напротив, за один год (2018 г.) каждый потребитель электроэнергии в США в среднем оставался без электричества 5,8 часа. Однако перебои с подачей газа обычно не приводили к полной потере обслуживания пострадавших потребителей. Представители секторов газовой промышленности, включая газораспределительные компании, которые обычно используют межгосударственные магистральные трубопроводы для доступа к природному газу, согласились с тем, что транспортировка природного газа по трубопроводам в целом надежна.
Отдельные элементы в секторах производства, передачи и распределения цепочки поставок природного газа США
Представители отрасли и государственные чиновники сообщили GAO, что риски для надежности подачи природного газа на межгосударственных газопроводах могут возрасти в будущем из-за более интенсивное использование, обусловленное увеличением добычи газа в домашних условиях и использованием электростанциями. Однако, поскольку обслуживание природного газа всегда было надежным, FERC не всегда использует всю доступную информацию, включая отчеты, предоставленные операторами газопроводов о частоте и последствиях перебоев в подаче газа, для выявления, оценки и реагирования на риски. Поддержание надежной транспортировки природного газа, которая является неотъемлемой частью обеспечения надежного энергоснабжения, требует понимания и готовности реагировать на возникающие риски. Не используя на регулярной основе всю доступную информацию для выявления и оценки потенциальных рисков для надежности обслуживания межгосударственных магистральных трубопроводов, FERC не в состоянии реагировать, при необходимости, на изменения в газовой отрасли, чтобы гарантировать, что потребители по-прежнему будут иметь надежные оказание услуг.
Для чего GAO провело это исследование
Система газопроводов между штатами транспортирует природный газ из районов добычи к крупным потребителям, таким как газораспределительные компании, которые снабжают природным газом миллионы бытовых и коммерческих потребителей. Перебои в обслуживании магистральных трубопроводов могут иметь серьезные последствия, например, когда около 7000 домов и предприятий в Род-Айленде остались без отопления на неделю в январе 2019 года. трансмиссионные трубопроводы. В этом отчете рассматриваются: (1) перебои в обслуживании этих трубопроводов и (2) возникающие риски, а также степень, в которой FERC выявляет и оценивает эти риски.
GAO проанализировало данные и опросило должностных лиц из соответствующих федеральных агентств; опросили комиссии штатов по коммунальным предприятиям, операторов межштатных магистральных трубопроводов, ассоциации производителей природного газа и электроэнергии и ассоциации по установлению стандартов, а также опросили случайную выборку газораспределительных компаний.
Перейти к рекомендациям
Рекомендации
GAO рекомендует FERC: (1) использовать доступную информацию, такую как отчеты операторов магистральных трубопроводов о перебоях в обслуживании, для выявления и оценки рисков для надежности этой услуги и (2) разработать подход к реагированию в случае необходимости на любые выявленные риски. FERC согласилась установить процесс включения такой информации в свои текущие усилия по мониторингу и обеспечению надежности межгосударственных трубопроводов.