Паз автобус расход топлива на 100 км: Расход топлива автобуса ПАЗ на 100 км, норма расхода

Как посчитать расход топлива и снизить его? | EXO-YKT

Считаем расход топлива


Конечно, можно его не считать, а довериться норме расхода топлива, проставленной в техпаспорте на заводе-изготовителе. Но насколько она соответствует реальности? Проще всего установить в автомобиль маршрутный компьютер. Способ, конечно, самый простой, но не очень надежный. Современные системы дают информацию, достаточно приближенную к достоверным данным, но большинство аппаратов продолжают бессовестно и подло врать.


Поэтому проверить, по крайней мере, в ваших же интересах.


Способ первый — реальный. Можно залить полный бак бензина и кататься до полного расхода бака. Потом посмотреть, сколько истрачено в режиме городской трассы. Вам необходимо ездить до тех пор, пока на панели не загорится красная лампочка, извещающая о том, что бензин на исходе. Посетите заправку — здесь важно, чтобы бензина все-таки хватило до ближайшей заправочной станции. Залейте полный бак и засеките показания одометра. Далее необходимо проехать сто километров и снова заехать на заправку, чтобы наполнить бак доверху. Теперь оцените количество заправленного топлива – этот показатель и будет вашим расходом на сотню километров. Однако на практике проехать ровно сто километров и оказаться на заправке — довольно проблематично.

Проехать можно любое количество километров и проделать те же манипуляции, после рассчитать расход с помощью этой пропорции.


Например, вы проехали 115 километров. На заправке залили 13 литров. Теперь производим расчет:
115 км —13 литров,
100 км — Х литров.
Таким образом: Х = 1300/ 115 = 11,3 литров на 100 км.
Вот он ваш расход: 11,3 литров на 100 км.


Необходимо почаще делать такие замеры. Они дадут вам представление о техническом состоянии вашего автомобиля. А раз предупрежден – значит защищен.

Способ второй – нормативный. В природе существует распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». В этом документе учеными приведены нормы расхода топлива на многие марки автомобилей. Единственный минус – современных моделей легковых автомобилей в распоряжении не учтено, но мы попробуем. 


Расход топлива в распоряжении Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р рассчитывается исходя из указанных в нём базовых норм в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства различных типов и марок. 


По этому документу можно посчитать расход автомобилей, работающих на газу. Для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (пропан), — в литрах из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более». А для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (метан), — в кубических метрах из расчета 1 л бензина соответствует 1 куб. м (в зависимости от свойств природного газа).

Но нас интересует только бензин. 


Итак, открываем вышеуказанное распоряжение, находим марку своего автомобиля и рядом с ним базовую норму расхода бензина, указанную в литрах на 100 км/ч. Это будет минимальный расход бензина. 


Например, базовая норма расхода топлива на Toyota Land Cruiser 100 4.2 TD (6L-4,164-204-4A) составляет 13,5 литров на 100 км.
А теперь попробуем посчитать расход топлива с учетом всех условий:
Эксплуатация автомобиля. Если внедорожник эксплуатируется более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км, то добавляем к базовой норме 5% (более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км — до 10%).

«Дорожность». Этот коэффициент нужен для учета работы внедорожника в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек — до 15%. Ведь чем больше машин и людей, тем сложнее ездить — приходится делать остановки, стоять в пробках или резко тормозить. 


Сезонность. Следует также учитывать время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20%. Например, летом коэффициент не учитывается, в апреле и сентябре можно добавить 10 процентов, в марте и ноябре – 15 процентов. Зимой все 20 процентов, ведь в это время приходится ездить в туман, гололёд, а в таких условиях скорость езды должна быть снижена. К тому же, приходится «колматить» во время остановок, чтобы не заморозить машину и не замерзнуть самому. Всё это увеличивает расход топлива. Наш Land Cruiser работал в зимнее время.
По вышеуказанному Распоряжению нужно учитывать и работу автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, но, поскольку мы ездим в черте города, то пропустим этот коэффициент.


Если работает кондиционер или установка «климат-контроль» при движении автомобиля, то при расчете необходимо учесть до 7% от базовой нормы. В нашем случае эти установки не использовались.
А теперь посчитаем нормативное значение расхода топлива Toyota Land Cruiser 100 4. 2 TD (6L-4,164-204-4A) по формуле Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где
Qн — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км; допустим, пробег Land Cruiser за месяц составил 2000 км.
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Qн =0,01*13,5*2000*(1+0,01*(5+15+20)= 378 литров – столько израсходовал Toyota Land Cruiser 100 4.2 TD (6L-4,164-204-4A), пробежав 2000 километров в режиме города.


Теперь рассчитаем величину расхода топлива для автобуса ПАЗ-32053 (2009 года выпуска). Базовая норма ПАЗ-32053 (вед.16 мест) — 31,6 л/100 км.
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле: Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот х Т , 
где Qн — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %;
Нот – норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя, л/ч;
Т – время работы автомобиля с включенным отопителем, ч.


Поправочный коэффициент (D) составил 30% и складывается из коэффициентов за работу автотранспорта на дорогах общего пользования (5%), за работу автобуса в городе (15%) и за обкатку автомобиля, вышедшего из капитального ремонта (10%).
Ввиду отсутствия отопителя, значение Нот и Т принимается равным 0.
Qн = 0,01 х 31,6 х 100 х (1 + 0,01 х 30) = 41,1 л. – расход топлива ПАЗ в летний период на 100 километров.

В зимнее время расход топлива увеличивается на 12% и составляет 46,0 л.


Кстати, в холодное время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева и ожидания пассажиров для автобуса ПАЗ-32053 предусмотрен нормативный расход топлива из расчета 3,2 л. (10% от базовой нормы) за один час простоя с работающим двигателем.


Мы взяли для примера одну марку легкового транспорта и одну модель автобуса. При расчете расхода топлива следует учитывать многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров. В связи с этим возможно как увеличение, так и уменьшение расхода топлива с помощью поправочных коэффициентов. 

Что влияет на расход топлива?


Обкатка. Обычно если автомобиль новый, расход топлива выше паспортного. Так будет, пока пробег автомобиля не достигнет определенного количества километров. Кому-то хватает 2000, кому-то 6000 километров – после этого расход выравнивается. 


Характер езды. Надо выбирать режим движения, учитывающий интенсивность и скорость потока. Заранее прекращать разгон, если впереди появилось препятствие, чаще использовать инерцию движения, когда на перекрестке горит «красный», вместо нажатия на педаль тормоза лучше сбросить газ и подкатываться, тормозя двигателем. Короткий маршрут не всегда выгоден: лучше медленно ехать, чем стоять в «пробках». Перед каждой ямой придется тормозить, а потом разгоняться. Поездки на короткое расстояние также интенсивно сжигают топливо


Топливо низкого качества. Желание сэкономить на дорогом бензине путем перехода на более низкие сорта так же выгоды не принесет — в этом случае возрастет расход.
Исправный автомобиль. Такой потребляет топлива меньше, чем неисправный. Регулярная замена моторного и трансмиссионного масла, свечей зажигания (накаливания) и воздушного фильтра не приведет к увеличению расхода топлива. Также надо следить за исправностью термостата (расход топлива высок на перегретом и непрогретом двигателе), правильно регулировать углы установки колес и оборотов холостого хода (за счет этого можно оптимизировать расход на 5-10%). Даже «обувь» авто имеет значение. Следите за своевременной заменой шин (при «лысом» протекторе увеличивается сопротивление качению) и сменой резины по сезону, а также за давлением внутри «колёс». На расход топлива влияет и герметичность крышки бензобака, исправность системы вентиляции бака и улавливания паров.

Автобус ПАЗ-320412: технические данные

Павловский автобусный завод является одним из крупнейших производителей автобусов в России. Все серийные автобусы «ПАЗ» производились на основе узлов и агрегатов грузовых автомобилей «ГАЗ» средней грузоподъемности.

Новая модель

В 2012 году завод запустил в серийное производство новую модель автобуса — ПАЗ-320412. Основным предназначением машины являются внутригородские перевозки пассажиров и использование в качестве корпоративного или служебного транспортного средства. В зависимости от пожеланий клиента, автобус выполняется с 21, 24 или 29 сидячими местами для пассажиров. Полная вместимость автобусов составляет от 52 до 60 человек. Длина автобуса при этом составляет от 8,56 до 8,8 м. Фото ПАЗ-320412 в обычной городской эксплуатации ниже.

Особенности конструкции

Автобус оснащен цельнометаллическим кузовом вагонной компоновки с двумя дверями для входа и выхода пассажиров. В качестве силового агрегата используются четырехцилиндровые турбонаддувные дизельные двигатели ЯМЗ-534 и «Камминз ISF 3,8», установленные продольно в передней части кузова. Моторы развивают мощность 166-170 л. с. и соответствуют нормам выхлопа «Евро» (3 или 4).

Газовый вариант мотора «Камминз» имеет шесть цилиндров и развивает мощность до 197 сил. Благодаря таким моторам удалось значительно улучшить общие технические характеристики ПАЗ-320412. Например, автобусы могут оснащаться как пятиступенчатой механической коробкой передач, так и шестискоростным автоматом Allison. Газовый вариант автобуса оснащается только механической коробкой. На фотографии ниже установленный на ПАЗ-320412 газовый двигатель.

Независимо от типа коробки, автобусы могут разгоняться до 100 км/час при полном весе 11500 кг. Современные материалы и технологии позволили заметно увеличить ресурс автобуса. Производитель дает гарантию на машину 2 года или 100 тыс. км. пробега. На фотографии автобус ПАЗ-320412 в условиях городской эксплуатации.

В качестве топлива для двигателей может использоваться дизельное топливо или газ. Емкость бака для солярки составляет 95 литров, в то время как газовый вариант имеет шесть 62-литровых баллонов для газа и резервный 50-литровый бак для жидкого топлива. Дизельные двигатели обеспечивают хорошую экономичность автобуса ПАЗ-320412. Расход топлива полностью груженой машины в городском цикле не превышает 24 литров.

Подвески автобуса сохранили в своей конструкции полуэллиптические рессоры. Дополнительно в них включили амортизаторы. В задней подвеске установлены два пневматических баллона и регулятор положения кузова.

Оснащение машин

В серийное оснащение ПАЗ-320412 входит пневматический привод тормозных механизмов, рулевое управление с гидравлическим усилителем, моторный тормоз (помогающий сократить тормозной путь) и антиблокировочная система привода тормозов. В штатной системе отопления по умолчанию устанавливается автономный подогреватель. Для подачи теплого воздуха в салон применены четыре обогревателя с индивидуальными вентиляторами. Подогрев жидкости в них комбинированный – от основного двигателя и автономного подогревателя. На фото ниже еще один экземпляр ПАЗ-320412.

Все автобусы могут быть оснащены навигационной системой ГЛОНАСС, которая используется для отслеживания маршрута движения транспортного средства. По заказу все пассажирские места в автобусе могут быть оснащены ремнями безопасности и регулируемыми по наклону спинками. Кроме того, по желанию покупателя, ПАЗ-320412 может оснащаться обогреваемыми зеркалами, противотуманными фарами и тахографом.

Место водителя

Водитель сидит в передней части кузова в полузакрытой кабине. Кузов автобуса может быть выполнен как с индивидуальной дверью водителя, так и без неё. Рабочее место водителя оснащено сидением, оснащенным ремнем безопасности. Само сидение регулируется по расстоянию до рулевой колонке и по высоте подушки. Угол наклона спинки также может меняться, как и высота подъема подголовника. Благодаря таким регулировкам за рулем может удобно разместиться водитель любого роста и веса.

Автобус ПАЗ-320412 комплектуется совершенно новой комбинацией приборов, позволяющей контролировать работу практически всех узлов машины. На комбинации располагаются:

  • Тахометр.
  • Спидометр.
  • Два указателя давления в контурах пневматического привода тормозов.
  • Датчик уровня топлива.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости.
  • Жидкокристаллическое информационное табло.
  • Контрольные лампы.

Правее комбинации находится панель переключателей со штатным местом под установку магнитолы.

Насколько зелен общественный транспорт?

МАЙКЛ ВОАН

Специально для The Globe and Mail

Эта статья была опубликована более 10 лет назад. Некоторая информация может быть устаревшей.

На днях я ехал на автобусе к станции метро и понял, что автобус подвергается более сильным ударам, чем я обычно подвергал машину тест-драйву.

Автобус был полон, а я стоял. Я изо всех сил держалась, чтобы не упасть назад, когда водитель нажал на педаль, и автобус резко ускорился. Я держался крепче, когда он резко тормозил на каждой остановке. Мы все раскачивались, как большой шарик, когда автобус огибал быстрые повороты.

Грохот и грохот, когда автобус наезжал на кочки, были оглушительными. Еще одна жесткая остановка, и мы все вывалились наружу. Это была ужасная поездка, но я вносил свою лепту в защиту окружающей среды. Или я был?

Ну, этот конкретный автобус был битком набит (около 50 пассажиров), так что расход топлива на пассажиро-километр был довольно приличным. Но дизельные автобусы в городе потребляют всего около 3 миль на галлон (78,4 литра на 100 км). Тем не менее, с 50 пассажирами мы получали около 1,5 литров на 100 км на человека, и это даже лучше, чем у моей маленькой дизельной машины. Однако автобусы часто ездят с шестью или семью пассажирами или меньше (ноль, когда они едут туда и обратно из гаража). Многие автомобили получают 8 литров на 100 км, поэтому, если в автобусе пять или меньше пассажиров, экономичный автомобиль обеспечивает лучшую экономию топлива на душу населения. Если в машине два человека, она ведет себя лучше, чем автобус с 10.

Теперь кто-то будет спорить о математике и экономии топлива в моих примерах, но вы поняли картину.

По крайней мере половина автобусов в парке Торонто — гибридные, так что это означает, что когда водитель нажимает на них, электродвигатель также немного взрывается. И когда он нажимает на тормоза, регенеративная тормозная энергия заряжает аккумулятор. Так что с моими числами можно играть. Но когда подавляющее большинство личного транспорта приходится на частные автомобили и грузовики, вы можете видеть, насколько важны улучшения в экономии автомобильного топлива. Как будут выглядеть показатели легкового автомобиля по сравнению с автобусным, если в 2025 году средний расход по автопарку составит 50 миль на галлон (галлон США) или 4,7 литра на 100 км?

Несмотря на все внимание, уделяемое общественному транспорту, автомобиль — король, потому что он доставляет людей туда, куда и когда они хотят, по самому прямому маршруту. Я не думаю, что мы когда-либо увидим, как общественный транспорт выманивает значительное количество людей из своих автомобилей, хотя рост цен на газ в настоящее время немного увеличивает пассажиропоток.

Однако на прошлой неделе я видел кое-что, что может немного изменить баланс между автомобилем и автобусом. Компания по управлению автопарком заплатила за исследование, в котором говорилось, что методы эковождения могут снизить расход топлива в автобусах общественного транспорта на 18,7%.

Системы SmartDrive оснастили несколько автобусов шпионским ПО для измерения ускорения, торможения, поворотов, времени простоя, расхода топлива и так далее. Компания собирала данные, но они также всегда демонстрировались водителям за рулем, обеспечивая мгновенную обратную связь в автомобиле для улучшения экономии топлива. Водители, которые обратили на это внимание, обнаружили, что они могут увеличить экономию топлива до 18,7%. Это огромное улучшение. Автомобильные компании тратят миллиарды, чтобы получить дополнительный процент или два.

Около 25 % водителей автобусов, участвовавших в программе, добились успеха, обратив внимание на плавное ускорение и торможение. Они также уменьшили избыточный холостой ход и избегали резких поворотов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *