5 способов + репортаж с мастер-класса
Как обработать дерево? Рассказываем и показываем, 5 способов и первый мастер-класс о обработке дерева, в рамках нашего нового оффлайн-проекта.
Мы очень любим ходить в гости, бывать в мастерских и учиться новому, поэтому особенно рады объявить: теперь в гости можно ходить и к нам! Уже 20 августа в рамках нового проекта «Квартблог Лайв» состоится лекция «Использование цвета в декорировании интерьера», ну а на прошлой неделе, 6 августа, у нас прошел первый мастер-класс. Участники под чутким руководством декоратора Михаила Сидельникова осваивали технологии работы с деревом.
Содержание:
Как обработать дерево
Мастер-класс прошел в шоу-руме студии домашнего текстиля Helgi Home, который в этот вечер был похож скорее на уютную гостиную, чем на мастерскую. Столы были накрыты розовыми скатертями, а инструменты разложены, как приборы для званого ужина.
Как и было обещано, участники освоили пять приемов декорирования дерева: травление, лессировку, состаривание, имитацию металлической и деревянной поверхностей. Рассказываем, как это было.
Травление
Первое, что попробовали сделать участники мастер-класса – протравить дерево морилкой. Это простой, но эффектный способ декорирования дерева: в отличие от краски, пигмент в морилке такой мелкий, что проникает в толщу древесины и создает иллюзию естественного цвета дерева. Кроме того, мягкие и плотные волокна по-разному впитывают пигмент, так что морение подчеркивает фактуру дерева.
Совет. Нужно следить, чтобы на кисточке не было излишка пигмента. Наносить его следует мягкими движениями, «растягивая» цвет по поверхности. Имейте в виду, что кисть от пигмента отмыть будет почти невозможно.
Бонусом к травлению Михаил рассказал собравшимся о брашировании. Суть этого приема состоит в том, что дерево «причёсывают» металлической щеткой, чтобы выбрать мягкие волокна и подчеркнуть фактуру материала. В зависимости от того, насколько агрессивно это делается, получается либо эффект бархатной поверхности, либо фактурный рисунок состаренного, обветренного дерева. На слегка протравленных фанерных досочках у участников мастер-класса получился еще и эффект потертости: кисть обнажила волокна, не тронутые пигментом.
Совет. Чтобы подчеркнуть фактуру брашированной поверхности, наберите на широкую кисть немного светлой или перламутровой краски, снимите излишки о бумагу и легкими быстрыми движениями пройдитесь по поверхности материала. Светлая краска задержится на выступающих волокнах, подчеркнув структуру дерева.


Лессировка
Техника лессировки пришла в декорирование из живописи, и заключается в нанесении краски полупрозрачными слоями. За примером далеко ходить не пришлось – прекрасный комод, расписанный в таким стиле, стоял прямо в студии. Собравшиеся же повторили эту технику на дощечках. Последовательность действий оказалась простой: нанести на вещь базовый слой краски, просушить его, и далее работать поверх него мокрой кисточкой с небольшим количеством краски. Каждому слою нужно дать высохнуть, чтобы краски ложилась нежными слоями, не смешиваясь.
Совет. Вместо воды используйте специальный разбавитель – он позволит краске сохранить густоту и насыщенность цвета, рисунок получится прозрачным, но более четким.
Состаривание
Шебби-шик
Техника «шебби-шик» имитирует слои облупившейся краски, словно у вещи было множество владельцев, каждый из которых перекрашивал ее согласно своему вкусу. Чтобы добиться такого эффекта за 10 минут, а не за десятилетия, рассказал Михиал, нужно использовать парафин. Он наносится на первый слой краски в тех местах, где должны быть потертости. После этого второй слой краски на этих местах будет легко сниматься наждачно бумагой. Повторять прием можно необходимое количество раз.
Совет. При использовании парафина финальным штрихом должно стать вощение готовой вещи. Если вместо парафина использовано мыло, заканчивать работу нужно покрытием поверхности матовым акриловым лаком (глянцевый будет неуместен на состаренной вещи).
Потертости
Выступающие части вещей со временем становятся светлее, а в углублениях, наоборот, появляется темный налет. Чтобы имитировать первый эффект, можно взять простую наждачку и ошкурить тонированное или протравленное дерево, для второго же можно использовать темно-бурый битумный лак. Он наносится на вещь на 3-4 часа, затем излишки стирают смоченной в воде или уайт-спирите тряпкой. Важно помнить, что битумный лак не застывает самостоятельно, так что такую вещь в финале необходимо покрыть шеллаком.
Совет. Имитировать испачканную поверхность можно с помощью масляной краски, нанося ее на вещь промакивающими движениями с помощью губки. Только не используйте для этого черный пигмент: он намертво въедается в материал, и его излишки очень сложно удалить.


Имитация металлической поверхности
В художественных магазинах краску металлик и «контуры» для нанесения рельефного рисунка найти легко, но этого мало для того, чтобы создать иллюзию металлической поверхности. Михаил поделился с участниками мастер-класса хитростью: завершающим штрихом должно стать нанесение патины. Для этого акриловая краска необходимого цвета (синяя – для золота, зеленоватая – для меди) разводится в воде, и вещь просто обливается этим раствором. Жидкость задерживается вокруг контура и, высохнув, оставляет следы «окисления» на «металлической» вещи.
Совет: чтобы сделать имитацию черненого серебра, покрасьте вещь в черный цвет, затем с помощью трафарета и шпатлевки или загущенной мелом краски нанесите узор, покрасьте его в темный цвет фона и, после того, как все высохло, пройдитесь по поверхности сухой кистью с серебряной или перламутровой краской. Она задержится только на выпуклых поверхностях, создав эффект старого металла.
Имитация свежего среза дерева
Это единственный способ декорирования дерева, для которого участникам мастер-класса понадобился специальный инструмент – резиновый шпатель с прожилками. Благодаря своему рисунку он может стирать часть нанесенного на вещь густого слоя краски так, что узор будет имитировать структуру древесины. Рисунок будет уникальным в зависимости то того, как мастер наклоняет шпатель во время работы.
Совет. Вести шпатель нужно одним равномерным, уверенным движением. Малейший рывок будет заметен и испортит рисунок.


«Я в восторге, все очень понравилось: интересно и информативно. Я хотела оформить дом в стиле шебби-шик, и теперь знаю, как это сделать!», — призналась нам одна из участниц мастер-класса, Гульшат. Остальные тоже не остались разочарованными: встреча действительно получилась продуктивной и очень душевной.
Следующим событием проекта «Квартблог Лайв» станет лекция дизайнера Ольги Розет «Использование цвета в декорировании интерьера». Мы приглашаем на нее всех, кто хочет научиться создавать гармоничные интерьерные решения, используя знания о природе цвета и профессиональные инструменты работы с ним. Подробнее о событии вы можете узнать здесь.
Творческого вам настроения и до новых встреч!
Дайджест Квартблога
Как правильно сочетать разные фактуры в интерьере — Сочетание разных фактур в интерьере — это искусство. Немного о том, как его познать и на что ориентироваться при выборе материалов Квартблогу рассказал дизайнер интерьеров.
Лес в доме — Мебель и декор из дерева в его первозданном виде: годичные кольца, грубые срубы и эко-стиль.
Выставка Wood Works 3: стильные предметы из дерева от русских мастеров — Увлекательное интервью с организатором выставки Wood Works 3.
Деревянное производство: льняное масло, бензопила и верность традициям — Мы побывали в гостях на производстве у марки FUGA и узнали, как традиционная мастерская превратилась в производство, работающее на европейский рынок.
25 идей декора из кусочков дерева — Чудесный декор из деревянных дощечек, спилов, срубов, щепок и прочих кусочков.
Фото: Дарья Мышленникова, кроме №4: Helgi Home.
DIY, мастер-класс, Квартблог Лайвkvartblog.ru
Художественная и декоративная обработка дерева – СтройМастерская
Дерево – тот уникальный материал, который используется человеком на протяжении тысячелетий и, несмотря на это, не теряет своей популярности.
При помощи древесины и специализированных техник можно создавать уникальные изделия
Дерево – тот уникальный материал, который используется человеком на протяжении тысячелетий и, несмотря на это, не теряет своей популярности.
Из древесины изготавливаются самые разнообразные изделия и конструкции, причем многие из них могут быть вполне исполнены самостоятельно.
И, чтобы сделать их еще более привлекательными, необходима дополнительная декорация, которая может быть произведена путем обработки материала в определенной технике.
В данной статье мы будем говорить о том, при помощи каких способов осуществляется обработка дерева и в чем заключается суть методов.
Разновидности художественной обработки
Всего существует 2 большие группы видов обработки: художественная и декоративная. Рассмотрим обе и начнем с первого варианта.
Резьба
Резьба представляет собой метод, при котором рисунки получают путем вырезания элементов. Она может выполняться посредством нескольких техник:
-
Прорезной способ – наиболее простой и древний. Он исполняется с использованием электролобзика. Такой метод активно приняется для создания предметов, имитирующих стиль рококо и барокко.
-
Плосковыемчатый способ предполагает очерчивание контуров узора посредством образования выемок.
-
Контурная техника характеризуется прямолинейностью линий.
Рельефная резьба используется при создании объемный изображений и рисунков.
Обработка дерева: инструменты для резьбы
Точение
-
Точение производят на данный момент с использованием современных токарных станков.
Ранее применялись более примитивные модели, которые были созданы древними египтянами.
-
Наиболее актуальным такой способ обработки является при создании деталей сложной формы, с округлостями, полостями, витиеватостью и так далее.
-
Таким образом изготавливают: игрушки для детей, всем известные шахматы и многие другие востребованные предметы.
Мозаика
Мозаика относится к декоративно-прикладному искусству. Суть ее заключается в сборке объемного изображения посредством набора деталей из различных пород древесины. Последние могут иметь отличный друг от друга оттенок или текстуру.
Чаще всего при помощи мозаики декорируют сувениры, мебель, украшения или картины.
Существует несколько видов:
Инкрустация представляет собой украшение, которое выполняется путем декорации врезанными в поверхность элементами.
Техника интарсии предполагает различие вставок по фактуре или цвету.
Блочная мозаика характеризуется наличием пластин с идентичными узорами, которые наклеиваются на поверхность.
Выжигание
-
На первый взгляд, подобная ручная обработка дерева кажется весьма примитивной, однако это не совсем так. Перед мастером открываются широкие возможности.
-
Выжигание производят путем нанесения орнаментов, узоров и рисунков с помощью разогретого металлического шрифта.
-
Таким образом, можно получить самые необыкновенные изображения.
Тиснение
Художественная обработка дерева может быть произведена при помощи тиснения. Такой метод предполагает создание рельефного изображения.
-
Тиснение исполняется с применением пресса, который содержит заранее подготовленную форму.
-
Предварительно древесину пропаривают и обрабатывают раствором, содержащим соляную кислоту.
-
Прессование производится под высоким давлением.
-
Впоследствии готовое изделие обрабатывают.
Декоративная обработка
После художественных работ обязательно должны быть исполнены декоративные. Они заключаются не только в колеровке древесины, но и в защитной обработке и некоторой другой.
Основные этапы сводятся к очистке и покраске, которые в обязательном порядке не стоит игнорировать. В противном случае, незащищенный материал будет менее долговечен, уязвим к загрязнениям и биологическим поражениям.
После очистки и покраски древесина может изменить цвет, текстуру. Как правило, внешний вид становится значительно лучше, а эксплуатационные качества возрастают в разы.
Обжиг
Сначала древесину сушат и очищают. Следующим этапом станет обжиг.
-
Он осуществляется с применением специализированной горелки;
-
Держат ее под углом, передвигают вдоль древесины, не задерживаясь на определенном месте;
-
Затем материал обрабатывают щеткой, путем зачистки вдоль волокна.
Отбеливание
Посредством отбеливания древесине придают благородный естественный оттенок. При этом устраняются имеющиеся изъяны и переходы цвета. В результате декоративные качества материала значительно повышаются.
Ниже изображен брус, прошедший процедуру отбеливания, сверху – материал, не подвергнутый обработке
Вощение
-
Это – особый вид обработки, который также во многом повышает внешние качества изделий. Материал для нанесения выбирают с учетом будущего назначения предметов.
-
Если, допустим, это разделочная доска, то она должна оставаться экологичной и пригодной для эксплуатации и резки на ней пищевых продуктов.
-
Вполне безопасным материалом является воск (пчелиный). Он наносится на поверхность, которая предварительно покрывается пропиткой. Она не даст воску впитаться в древесину.
Покраска
Покраска – процедура несложная, но все же требующая соблюдения технологии.
Обратите внимание! При проведении работ, рекомендуется избегать повышенной влажности, прямых ультрафиолетовых лучей. Предварительно материал покрывают специализированными антисептиками.
Для окраски можно использовать подходящие составы, которые представлены в магазинах в широком ассортименте. Если применить масло, то естественный цвет материала будет сохранен.
В завершение изделие покрывают лаком.
Морение
На заметку! Такой способ обработки применяют, в основном, в том случае, когда необходимо имитировать натуральный оттенок дорогостоящих пород дерева.
-
Затем их подвешивают для того, чтобы лишняя жидкость ушла и сушат.
-
Если должный эффект не был достигнут, действия повторяются.
Заключение
Художественная обработка дерева, как и декоративная – древнейшие способы работы с древесиной.С их помощью можно получить практически любые изделия с неповторимым дизайном и оттенком, которыми можно украсить ваше жилище, придав ему индивидуальность.Например, уникальныые двери в классическом стиле — https://sdelaidver.ru/dizajn-i-interer/klassicheskie-dveri-323
Установка двери своими руками |
|
Бамбук в интерьере |
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
Мини-бункер Бункер – оборонительное сооружение, используемое в военное время по прямому назначению, в мирный период – в качестве потенциального укрытия на случай военной угрозы или природных катаклизмов… Подробнее |
Проектируем дизайн интерьера детской для девочки С самых ранних лет у девочки должно формироваться чувство прекрасного, а также понимание того, как должен выглядеть настоящий домашний уют. Подробнее |
Обработка и защита гранитного покрытия Гранит – очень красивый и необычайно износостойкий материал. Его используют для отделки многих поверхностей. В облицовке он выглядит красиво и дорого… Подробнее |
Автономное электропитание загородного дома, обзор источников электроэнергии У многих жителей, проживающих за городом, наверное, хотя бы раз возникал вопрос о возможности обеспечения альтернативной электроэнергией своего участка… Подробнее |
В чем отличие экскаватора-погрузчика JCB 3CX от JCB 3CX Super? Ключевое отличие базовой модели JCB 3CX от модификации JCB 3CX супер состоит в переходе к полноприводной системе управления с равноразмерными колесами. Несущественные отличия также присутствуют в технических характеристиках экскаваторов погрузчиков. Подробнее |
Как построить летний душ, на даче своими руками При проживании летом на даче, всегда возникнет естественная потребность помыться или принять душ. В этой статье вы узнаете, как можно своими руками построить стационарный летний душ 2,4м*1,2м… Подробнее |
Ассенизаторские услуги На сегодняшний день ассенизаторские услуги являются очень востребованными… Подробнее |
Дом в стиле прованс Стиль прованс больше подходит для деревянных домов, которые находятся в сельской местности… Подробнее |
Куда уходит тепло из наших домов Возможно, при строительстве вашего дома вам говорили, ваш дом хорошо утеплен, а на деле в доме «гуляет ветер» и холодно зимой, узнаем больше о теплозащите и тепловизорах — приборах для обследования утечки тепла… Подробнее |
Аэратор для пруда Искусственный пруд требует достаточно много внимания со стороны владельца. Техническое обслуживание водоема можно настроить до автоматизма и сохранить его былую красоту и чистоту… Подробнее |
stroimasterskaya.ru
Дизайнерская обработка древесины
Мы предлагаем множество видов декоративной обработки древесины, которые сделают ваши полы изысканными и уникальными. Ценные породы — благодатный материал для декорирования, с помощью которого можно удачно подчеркнуть природный рисунок древесины и стилизовать ее под интерьер.
В таблице представлены основные технологии по изящной декоративной обработке древесины, которые мы используем для создания богатой цветовой палитры, оригинальной текстуры и нетривиальных сочетании. Напольное покрытие станет элегантным штрихом в образе интерьера.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕКСТУРНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Браширование
Браширование – один из основных способов искусственного состаривания. При такой обработке специальной металлической щеткой с поверхности древесины удаляют мягкие волокна заболони. Узор древесины становится контрастным и рельефным, он обретает объёмный рисунок, образованный грубыми волокнами, годичными кольцами, выпуклыми сучками и глазками. Обработка подчеркивает красивый природный рельеф твердых волокон, придает декоративный вид, который она приобретает в естественных условиях с течением времени по мере эксплуатации.
Браширование древесины делится на три типа в зависимости от интенсивности обработки. Глубина обработки может меняться от чуть заметной шероховатости до неровностей высотой 2-3 мм.
Образовавшийся рельеф часто покрывают цветным маслом, которое по-разному впитывается в разные слои древесины и заполняет образовавшиеся трещины, подчеркивая естественный рисунок дерева, образуя разного цвета прожилки. Покрытие лаком сохраняет только полученный рисунок.

Брашированию поддаются только те породы древесины, у которых есть четкие твердые и мягкие годичные кольца: дуб, орех, ясень и некоторые экзотические виды.


Волна
Волна – способ обработки, при котором поверхность древесины покрывается явно выраженными неравномерными волнами. Строгание выполняется вручную электроинструментами по принципу рубанка.
Волнистый рельеф делает фактуру древесины более глубокой и объёмной, придавая напольному покрытию живость и нетривиальный вид. Такой паркет создает привлекательную игру света и тени при любом освещении и приятен на ощупь.
Такая обработка часто используется как один из механических способов искусственного состаривания доски, создавая иллюзию очень старого протершегося пола из-за долгого хождения по нему большого количества людей.
Этот вид обработки полностью самодостаточный и не нуждается в других дополнениях. Наиболее зрелищно данная технология смотрится на напольном покрытии темных тонов.



Пиление
Пиление – поверхностное напиливание и создание искусственных дефектов древесины, один из традиционных приемов состаривания. При этом способе обработки на поверхность доски наносят неглубокие поперечные надпилы ленточной пилой. Небольшие бороздки создают неоднородную фактурную поверхность, открывая новые оттенки древесины, которые можно дополнительно тонировать с эффектом патины. Ненавязчивый рисунок смотрится сдержанно и в то же время изысканно, особенно эффектно – в сочетании с другими видами обработки.



Скобление
Для получения такой поверхности доску выскабливают вручную резцами различных форм, за счет чего на поверхности образуются вмятины и вытертости, присущие старым полам. Создаётся впечатление, что по ней долго и много ходили. Эта технология декоративной ручной обработки имеет чрезвычайно эффектный вид. Такой дизайнерский пол отлично подходит к классическому интерьеру, а также к любому совмещению направлений, где присутствует экостиль. Как и в случае с брашированием, у покрытия, подвергнутого скоблению, ярче выражен древесный рисунок.
Благодаря ручному скоблению имитируются дефекты пола, которые самостоятельно могли бы проявиться только спустя десятки лет после укладки. Прежде всего, это неровности, вмятины, а также червоточины и трещины в древесине у искусственно состаренного покрытия несут чисто декоративную функцию, тщательно обработаны защитным покрытием. Срок службы искусственно состаренного пола ничем не отличается от обычного.



Червоточины
Этот вид обработки добавляют древесине особой пикантности. В природе ходы жучков-короедов имеют интересный рисунок. Имитировать его вручную достаточно сложно – требуется высокий уровень мастерства и художественные навыки. Технология заключается в вырезании участков древесины на определенную глубину. При этом образующиеся канавки не должны отличаться по цвету от основного тона паркетной доски. Каждый вырезанный элемент тщательно очищается и обрабатывается защитным покрытием.
Имитация жучка-короеда отлично смотрится на древесине самых разных оттенков. Данный метод декоративного состаривания применяется дизайнерами в стилях прованса, классики или кантри. Уникальный пол с имитацией ходов жучка можно использовать при любом интерьерном оформлении – искусственно состаренные полы чрезвычайно актуальны и выглядят ультрамодными в любом окружении.



Тиснение
Узор наносится на древесину благодаря давлению станка с различными «насадками», выполненными из прочного металла. Благодаря такой обработке на ней остаётся рельеф.
Имитируя резьбу по дереву тиснение позволяет выполнить любые декоративные узоры, придавая напольному покрытия уникальный внешний вид (логотипы, фамильные гербы, рельефы, имитирующие природные поверхности, всевозможные волны, выпуклости и вогнутости различной частоты, размеров и глубины).
Такой пол может стать, как акцентом в интерьере, так и завершением образа.



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦВЕТОВОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Патинирование
Патинирование – (от итал. «patina» – естественный налет старины на поверхности изделий) один из популярных видов обработки материала, с помощью которого достигается эффект состаривания.
Само слово «патина» обозначает налет на поверхности различных материалов (это может быть металл, дерево, камень и проч.). Патинированный паркет имеет выразительную контрастную текстуру, так как патину наносят после браширования в открытые поры древесины. Затем поверхность покрывается краской другого цвета или защитным покрытием. Такая обработка образует уникальный контрастный узор природного материала.
Патинирование делает поверхность древесины еще более эффектной, как бы покрывая тонкой изысканной паутиной, подчеркивая выразительную структуру годичных колец. Патинирование представляет собой один из основных способов искусственного состаривания древесины. Для производства более утонченных декоров, мастера используют серебряную, золотую или бронзовую пудру.



Тонировка
Изменение цвета древесины специальными составами-красителями, не закрывающими ее текстуры. После тонировки древесина играет новыми и яркими красками.
На нашем предприятии работает колористическая лаборатория, в которой подбирают красители и тонировки по образцу заказчика.
В нашем ассортименте есть множество видов тонировок, которые сохраняют природный узор древесной текстуры, и красителей, которые придают яркость и контрастность напольному покрытию.



Протирание
Древесина с искусственно поврежденной поверхностью входит в моду, отражая современные тенденции в дизайне интерьера. Ее отличительная особенность – необычный для напольного покрытия цвет и потертости ручной работы. Краска наносится слой за слоем и вышлифовывается вручную, создавая неповторимую игру цвета в сочетании с проглядывающей основой «холста».
Поверхность такого напольного покрытия настолько богата на расцветку и фактуру, что может оказаться главной особенностью и декоративным акцентом помещения. Такой пол органично впишется в интерьеры в стиле лофт, техно, китч и в другие современные стили.



Морение
Во время морения древесина помещается в специальную камеру, где под большим давлением она поддается химическому воздействию.
Чаще всего этому способу обработки подвергается дуб. Дубильные вещества, находящиеся в нем, вступают в реакцию с химическими, за счет этого происходит активное насыщение цветом. Мореный дуб обладает уникальным цветом, который невозможно повторить ни одной тонировкой.
Морением древесины можно получить изумительные по красоте полы с разными оттенками от золотистого, умбристого, слегка синевато-зеленоватого цвета до глубокого цвета индиго.
Чаще всего после морения на доски наносятся цветные масла, некоторые дизайны дополняются патиной, искусственными протёртостями.



Копчение
Копчение – это химическая обработка, придающая дереву уникальный дымчатый оттенок. Копчение отлично подходит для древесины ценных пород, твёрдая структура которой коптится однородно и эффективно. Копчение можно считать глубоким тонированием: специальный химический состав («протрава») проникает в структуру дерева и меняет его естественный оттенок. Такого эффекта невозможно добиться обычным окрашиванием, которое меняет цвет только наружного древесного слоя. Копчёная древесина меняет оттенок полностью, на всю толщину доски. Поэтому даже после циклевания пола эффект от копчения не исчезнет.
Гамма и эффекты, которых можно добиться копчением – бесконечна (всё зависит от состава реактива и времени выдержки доски в камере).



Термообработка
Термообработка – технологический процесс, во время которого древесина меняет некоторые свои свойства, в том числе и цвет. При термообработке в специальных камерах цвет дерева становится гораздо темнее и имитирует внешний вид древесины, которая долго пролежала под солнечными лучами и дождем.
Изменения происходят не на поверхности изделия, а внутри его структуры, при этом из древесины испаряется лишняя влага. Таким образом, во время термообработки происходит искусственное старение древесины. При этом паркет из такой древесины получается тверже и устойчивее к повреждениям, легче переносит перепады температуры и повышенную влажность воздуха.



Градиентная тонировка
Градиентная тонировка – тонировка с плавным переходом оттенков от светлых к темным на каждой отдельной панели. Элементы напольного покрытия выглядят практически трехмерными, отбрасывают искусственные тени.
Такой паркет воспринимается как динамичная и объемная основа для интерьера в стиле ар-деко.



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Cостаривание
Cостаривание – сложный процесс создания на поверхности древесины искусственных дефектов и затемнений. Имитация вида состарившейся древесины путем ее механической обработки и дальнейшего покрытия различными красящими составами. К механическим способам можно отнести: браширование, строгание, имитация разрушения фактуры древесины различными древесными вредителями (например, просверливание отверстий-червоточин и «рисование» бороздок-червоточин сверлом), разнообразные сбивки, механические дефекты, ямки, царапины, трещины (чаще всего делается вручную: стамеской, металлическими шариками и прочими инструментами).
Для придания древесине состаренного антикварного вида применяется последующая ее цветовая обработка, наиболее часто используются тонирование и патинирование. Состаривание древесины является одним из самых модных и востребованных направлений в декоративной обработке паркета, который буквально завораживает своим уникальным рисунком.



Глубокая фаска с эффектом старения
Суть этой обработки заключается в создании углублений по краям доски, при этом место стыка древесины очень плотное, а выемка округлой формы.
Декоративные вырезы придают напольному покрытию эффект винтажного пола с четкой рельефной структурой. При этом дополнительные грани паркетных планок особым образом отражают свет, создавая теплую и уютную атмосферу в интерьере.
Обработка древесины с помощью глубокой фаски позволяет создать аутентичный и эксклюзивный деревянный пол. Такие фаски крупнее и заметнее, особенно хороши для тёмных полов и полов для винтажных интерьеров.



Возврат к списку
artparquet.ru
Нестандартные методы обработки древесины. Изготовление эксклюзивной мебели и предметов интерьера
НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД К ДРЕВЕСИНЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭКСКЛЮЗИВНОЙ МЕБЕЛИ И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ ИНТЕРЬЕРА
Что будет на мастер — классе:
1. Декоративные свойства древесины и методы их проявления:
Распил, пластика (из доски в бревно!), старение древесины по методу Измайлова (обжиг, патина)
2. Нестандартные технологии и методы изготовления эксклюзивной мебели:
-Гнутоклееные конструкции , технология изготовления и оснастка.
-Подгонка деталей неправильной формы друг к другу и монтаж: ветки, фальшбалки.
3. Напольная и парковая скульптура
4. Изготовление декоративной фальшбалки
5. Изготовление декоративного фасада — дверки
6. Декоративные покрытия изделий
7. Анализ работ известных мастеров декоративно прикладного искусства.
-Как это сделано? Способы и технологии.
8. Активизация нестандартного мышления участников курса. И множество нюансов, наработок и секретов.
9. И, конечно, каждый участник(ца) лично попробует то, что покажем на мастер — классе!
Иными словами на мастер -классе вы узнаете техники и секреты необходимые для изготовления такой эксклюзивной кресло — качалки и убедитесь, что не боги горшки обжигают:
Как это было в прошлый раз? Смотрите!
МАТЕРИАЛЫ: входят в стоимость.
С СОБОЙ: только рабочую одежду и покушать. Чай печеньки с меня. По одежде: ничего не должно болтаться. И будет пыльно 🙂
РАСПИСАНИЕ: 25,26 апреля, с 9.30 до 20.00 ( в субботу) и до 19.00(воскресенье).
СТОИМОСТЬ участия в мастер — классах за два дня:
— 10т.р. для прошедших курс «Креативной столярки для начинающих» при заблаговременной оплате!(за 8 дней до начала и более)
— 12т.р. для новых учеников
КОЛИЧЕСТВО МЕСТ не более 8
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ или узнать больше можно написав мне на [email protected] или набрав меня по телефону: 8(926) 410 38 91 Александр Руднев
www.livemaster.ru
Защитно-декоративные покрытия для изделий из дерева – Ярмарка Мастеров
Мне очень часто приходится индивидуально разъяснять заказчикам, какое покрытие будет лучше для той или иной вещи, в зависимости от того, как эта вещь в последствие будет использоваться. Чтобы любой человек, желающий сделать заказ мог сообщить мне о своем выборе покрытия самостоятельно, я и решил написать это небольшое пояснение. В данном разделе я не буду давать подробную классификацию защитно-декоративных покрытий, а напишу лишь о тех, что использую сам для своих работ.
Итак.
Что представляют из себя защитно-декоративные покрытия и для чего они нужны.
Завершающим этапом в изготовлении любой вещи является отделка и нанесение специальных покрытий, создающих поверх изделия равномерный, тонкий защитный слой. Это может быть лак, восковая мастика, краска, олифа, льняное масло. В случае с маслом на поверхности вещи не образуется какой-либо плёнки, т.к. масло полностью впитывается в дерево. Все эти покрытия выполняют не только защитную, но и декоративную функцию. Защитная функция покрытия заключается в предохранении вещи от различных внешних воздействий. Т.е. действия влажности, загрязнения, или в некоторых случаях от незначительных механических воздействий. Декоративная функция состоит в том, что покрытие подчеркивает текстуру дерева, усиливает контраст рисунка резьбы, придает изделию красивый блеск (блеск может быть различным в зависимости от используемого покрытия). У разных покрытий защитные и декоративные свойства отличаются друг от друга. Это нужно учитывать, и соотносить с тем, как будет в дальнейшем использоваться вещь, для которой вы подбираете это покрытие.
Какие я использую защитно-декоративные покрытия и в чем их преимущества и недостатки.
Для отделки своих работ я использую следующие способы: лакирование, вощение, пропитка льняной олифой (маслом) или варка в льняной олифе (масле).
Ниже о каждом способе отдельно.
Лакирование.
Я использую алкидно-полиуретановые лаки, с различной степенью блеска. От глянцевого до матового. Они дают очень устойчивое покрытие, прекрасно наносятся и дают практически прозрачную плёнку. Хотя в случае нанесения на некоторые породы дерева я отмечал, что цвет дерева несколько меняется. Так например в случае красного дерева, при покрытии лаком, оно становится более блеклым и уже не смотрится именно как красное. (в случае же с вощением наоборот).
Основные достоинства этого покрытия:
1) хорошо защищает изделие от воздействия влаги, всевозможных загрязнений и некоторых химических воздействий; пыль и грязь можно легко удалить с такой поверхности без каких-либо последствий для покрытия и самого изделия;
2) в случае нанесения нескольких слоев лака, он будет выполнять также и защиту от незначительных механических воздействий, такую вещь значительно труднее будет поцарапать или оставить на ней вмятину;
3) сохранение своих защитных и декоративных свойств в течение длительного времени;
4) хорошо подчеркивает текстуру дерева и придает красивый декоративный блеск (блеск может быть различным, так если использовать матовый лак то привычного нам лакового блеска, практически не будет).
Основные недостатки этого покрытия:
1) после высыхания лака в течение 1-1,5 суток остаточный запах будет присутствовать ещё в течение 2-3 месяцев;
2) очень сомнительная полезность лака при попадании в организм человека и животных, что делает нежелательным его применение для покрытия всевозможной посуды и некоторой кухонной утвари из дерева, которая будет регулярно контактировать с горячей и жидкой пищей; покрытие будет постепенно разрушаться и его фрагменты попадать в пищу, поэтому не стоить применять лакирование для ложек, черпаков, лопаток, например. Если речь идет о посуде вроде вазы и для фруктов, то в этом случае нет ничего страшного в использовании лака;
3) порой чрезмерная декоративность, которую может давать лак; вещь может смотреться не живо, не душевно; конечно это особенность на любителя.
Примеры работ покрытых лаком |
Вощение.
Для этого способа используют различные мастики на основе пчелиного или карнаубского воска, в состав которых, входят также и другие компоненты (скипидар, льняное масло)
Основные достоинства этого покрытия:
1) воск тоже защищает изделие от влаги, но не так хорошо как лак;
2) придаёт изделию приятный матовый, ровный блеск, который хоть и утрачивается со временем, но легко восстанавливается при натирании изделия щёткой с натуральным волосом; также подчеркивает текстуру дерева, но не даёт такого контраста как лак;
3) быстро высыхает и не имеет долгого остаточного неприятного запаха;
4) по сравнению с лаком такое покрытие является более экологичным;
6) изделие покрытое воском выглядит более натурально и «живо».
Основные недостатки этого покрытия:
1) в отличие от лака пчелиный воск не даёт такой защиты от влаги и при непосредственном контакте с водой быстро утрачивает свою декоративность: могут появиться белые мутные пятна;
2) не дает защиты от механических воздействий и по неосторожности изделие легко можно поцарапать или сделать вмятину;
3) если вещь будет активно использоваться, то от трения покрытие истирается и потребуется его восстановление, что впрочем несложно проделать самостоятельно при желании .
Примечание
В отличие от пчелиного, карнаубский воск более устойчив. Он не боится воды: при попадании на него воды не мутнеет и пятен на на поверхности не остатся. Карнаубский воск образует более твёрдую плёнку при высыхании, поэтому более устойчив к истиранию.
Примеры работ покрытых воском |
Вываривание в льняной олифе (льняном или др. растительном масле).
Этот способ прекрасно подходит для различной кухонной утвари, особенно для той, что будет контактировать с горячей и холодной пищей. При такой обработке происходит замещение влаги содержащейся в дереве на масло. В результате такой варки изделие становится невосприимчивым к впитыванию различных запахов и хорошо защищено от воздействия воды. Вода и прочие жидкости практически не впитываются. Поэтому вываренная в масле деревянная посуда хорошо моется, быстро высыхает и сохраняет гладкость отшлифованной поверхности, в отличие от посуды, без пропитки маслом. Варка в масле также подчеркивает текстуру дерева. А вот резьба, особенно со множеством мелких деталей, становится менее заметной. Т.е. происходит как бы эффект обратный тому что получается при лакировке или вощении.
Надеюсь эта информация поможет вам определиться с выбором защитно-декоративного покрытия. Но даже если вы, тем не менее, затрудняетесь с выбором. Вы всегда можете максимально подробно описать мне в вашем заказе предназначение изделия и прочие моменты и я подберу оптимальный вариант специально под ваш случай. =)
www.livemaster.ru
Обработка древесины декоративными защитными материалами.
ДЕРЕВЯННЫЙ ПОЛ, МАСЛО ДЛЯ ДЕРЕВА, МАСЛО ДЛЯ МЕБЕЛИ, МАСЛО ДЛЯ ПАРКЕТА, Отделка дерева
Обзор масла по дереву Golden Wave Naturel Olie.
Полиуретановое натуральное масло для дерева Голден Вейф – это уникальное масло для обработки и защиты деревянных поверхностей, подверженных интенсивной нагрузке. Наиболее часто применяется на таких деревянных поверхностях как ступени лестниц, поскольку обладает эластичностью резины в сочетании с твердостью и долговечностью металла.
Буковая лестница покрыта полиуретановым маслом Golden Wave Naturel Olie
Нанесение масла на дерево.
Многие применители, использующие сверхпрочное масло Голден Вейф , сократили время на нанесение масла на деревянную поверхность. Данный материал в два слоя можно нанести всего за 4 часа. И в связи с этим, после просушки ( очередные 4 часа) деревянная поверхность готова к эксплуатации. В то время, как при нанесении других масел на древесину необходимо минимально двое суток ( 48 часов) и еще +24 … Читать статью полностью
ДЕРЕВЯННЫЙ ПОЛ, ЛАК ДЛЯ ПАРКЕТА И ЛЕСТНИЦ, МАСЛО ВОСК, МАСЛО ДЛЯ ДЕРЕВА, МАСЛО ДЛЯ МЕБЕЛИ, МАСЛО ДЛЯ ПАРКЕТА, Отделка дерева, ПРОПИТКИ ДЛЯ ДРЕВЕСИНЫ
Давайте поговорим о том , как правильно определится с выбором натурального покрытия дерева : масло для лестниц. Ступени лестниц подвержены интенсивной нагрузке. И поэтому покрытие на ступенях истирается быстрее, чем на той же лестничной площадке или просто на паркете в комнате. Основным абразивом, который сначала царапает финишное покрытие ступеней лестницы, а затем местами просто отшлифовывает его в ноль — это самые обыкновенные песчинки , которые мы вместе с обувью заносим в дом.
Конечно же самое мощное защитное покрытие ступеням дает специальный лак для лестниц , об этом мы говорили в другой статье о лаке для лестниц .
Однако стоит задача отделки ступеней именно маслом для лестниц либо маслом с воском.
Лаковое покрытие уже как бы немного режет глаз, хочется чего-то для души. … Читать статью полностью
ДЕРЕВЯННЫЙ ПОЛ, ЛАК ДЛЯ ПАРКЕТА И ЛЕСТНИЦ, Отделка дерева
Деревянные ступени лестниц наиболее подвержены интенсивной нагрузке. Именно в этом лестницы быстрее всего теряют первичный внешний вид уже через несколько лет эксплуатации. Есть несколько вариантов как лакировать ступени лестницы, чтобы длительное время не задумываться о ремонте или реставрации финишного слоя лестничных маршей либо других изделий из дерева с повышенной эксплуатацией.
Рассмотрим вариант № 1 . Этот вариант более подходит для тех владельцев многоэтажных апартаментов, которые предпочитают лаковое покрытие. Будем использовать систему Trae-Lyx , состоящую минимум из трех слоёв покрытия.
Лак для лестницы на водной полиуретановой основе Trae Lyx Projectlack
Деревянные ступени могут быть как из новой древесины, так и ранее обработанные.
Если ступени имеют старую краску, тогда ее необходимо ошкурить, снять как можно лучше. Шлифовать древесину всегда нужно вдоль волокон( … Читать статью полностью
ДЕРЕВЯННЫЙ ПОЛ, МАСЛО ВОСК, МАСЛО ДЛЯ ДЕРЕВА, МАСЛО ДЛЯ МЕБЕЛИ, МАСЛО ДЛЯ ПАРКЕТА, МОРИЛКА, Отделка дерева
Применение натурального масло с воском Trae Lyx- это норма для Ваших деревянных полов и паркета.
Бывает нелегко выбрать из множества предложений именно тот материал, который придется Вам по душе. Причина проста, Вы не имеете информации о самых прекрасных продуктах, которые разработаны именно для Вас, наши дорогие любители деревянных полов.
Постараюсь Вам помочь с определением выбора продукта .
Коллекция масел с воском Трае Люкс имеет в арсенале ассортимент натуральных продуктов, способный удовлетворить требования самых щепетильных покупателей.
Скачать
Преимущества масла с воском Trae Lyx:
- абсолютно безопасный масловоск, что является главным и первым акцентом в пользу материала;
- легкий в работе, не нужно иметь специальных навыков, достаточно просто следовать моим инструкциям;
- достижение результата защиты древесины, который не прячет, а, наоборот,
ДЕРЕВЯННЫЙ ПОЛ, ЛАК ДЛЯ ПАРКЕТА И ЛЕСТНИЦ, МАСЛО ДЛЯ ДЕРЕВА, МАСЛО ДЛЯ МЕБЕЛИ, МАСЛО ДЛЯ ПАРКЕТА, Отделка дерева, ПРОПИТКИ ДЛЯ ДРЕВЕСИНЫ
Понятие паркетного масла для паркета очень объёмное, давайте рассмотрим этот вопрос и определим для себя подходящее решение. Паркетные полы очень популярное решение в нашем доме. Древесина сочетается с самыми резнообразными интерьерами и может дополнить и украсить любой стиль жилого помещения. Конечно деревянные полы нуждаются в защите. Мы по ним ходим-соответственно таая защита должна обладать стойкостью к износу. Кроме того такой пол обладает стойкостью к различным загрязнениям, толи от обуви, или от возможно пролитого чая. Материал,котрым покрывают или пропитывают древесину обычно обладает устойчивостью к мытью с очищающими средствами. На сегодня различают два основных вида покрытий для паркета. Стандартное и всем давно известное решение нанести на паркетный пол слой лака. Это так называемое «пленочное покрытие». … Читать статью полностью
ДЕРЕВЯННЫЙ ПОЛ, МАСЛО ВОСК, МАСЛО ДЛЯ ДЕРЕВА, МАСЛО ДЛЯ МЕБЕЛИ, МАСЛО ДЛЯ ПАРКЕТА, Отделка дерева
Подготовка деревянной поверхности для нанесения масла и воска.
Масло необходимо наносить на необработанную ранее древесину. Всевозможные пропитки, грунтовки, лаки закрывают поры древесины и создают слой пленки, сквозь которую не проникает масло и не пропитывает древесину. Если Вы имеете желание изменить цвет древесины с последующим нанесением масла, это можно сделать при помощи морилки CLOU или Trae Lyx. Морилки КЛОУ или Трае Люкс только меняют цвет древесины и не создают защитной пленки, что дает возможность нанести на уже цветную древесину любое масло, воск или лак. Давайте каждый вопрос будем рассматривать последовательно.
Предварительная шлифовка поверхности пола.
Любую поверхность перед нанесением масла для дерева обязательно шлифуют. Поверхность необходимо шлифовать вдоль волокон. Шлифовка древесины поперёк волокон не приветствуется. Шлифовальная бумага может оставить царапины. Если Вы шлифуете вдоль волокон, приобретенные … Читать статью полностью
МАСЛО ДЛЯ ДЕРЕВА, Отделка дерева, ПОКРАСКА, Пропитки, ПРОПИТКИ ДЛЯ ДРЕВЕСИНЫ
Давайте поговорим об актуальном вопросе «чем покрасить деревянный дом».
Здесь возможны разные варианты развития событий. Предположим , что Ваш деревянный дом уже ранее был окрашен и имеет останки старого покрытия.
Первое, что необходимо выяснить в данной ситуации – это определить или вспомнить тип и основу старого покрытия.
Дело вот в чем, если старое покрытие было на водной основе , тогда в качестве реставрационного лакокрасочного материала можно использовать только лак
vashconsultant.com
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ — КиберПедия
- обжиг
- отбеливание
- вощение
- покраску
- морение.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА, искусство которой состоит в получении узора путем комбинирования простейших форм: кружков, треугольников, уголков, полосок и т. д., — считается одной из самых древних. В далекие века язычества геометрические фигуры, как и различные их сочетания, имели свой магический смысл и символику. Со временем смысловые значения геометрических фигур забывались, но их красота, декоративность, орнаментальная узорчатость продолжали питать воображение и фантазию тех, кто украшал ими предметы крестьянского быта.
Геометрические узоры выполнялись резчиками чаще всего в технике трехгранно-выемчатой резьбы, название которой говорит о том, что основу ее составляют различные по размерам выемки, каждая из которых в свою очередь состоит из трех граней.
Не менее древней, чем трехгранно- выемчатая, является контурная резьба, в основе которой лежит тонкая, чуть углубленная, изысканная линия. О древности ее происхождения говорят ярославские прялки. Их орнаментальные мотивы: символические изображения коней, птиц, солярные знаки (розетки, символизирующие солнце) — уходят в глубину веков. Разновидностью контурной является ногтевидная резьба, в виде углубленных лунок. Ногтевидная резьба широко использовалась в декорировании городецких донец, где она органично дополняла инкрустацию их мореным дубом.
Другим характерным видом резьбы, также очень древним по своему происхождению и имеющим широкое распространение, была плоскорельефная резьба. Рисунок резьбы (обычно растительного характера) выявляется на поверхности доски, деревянной утвари, бытовой вещи путем выбирания, т. е. углубления, фона вокруг предполагаемого узора орнамента. Углубляется фон ненамного, так, что сам рисунок остается на одном уровне с доской, формой деревянного изделия. Чтобы придать орнаменту большую живость и мягкость, края узорных форм — изображения листьев, цветов, ягод, птиц или животных слегка округляются или заоваливаются.
Из предметов крестьянского быта, изготовленных из дерева, наиболее украшаемой была прялка, по которой можно проследить практически все виды резьбы по дереву. Трехгранно- выемчатой и ажурной резьбой оформлялось трепало для льна. В узоре орнамента, который неглубоко покрывал плоскость трепала, основное место занимала розетка, напоминающая то звездочку, то распустившийся цветок.
Геометрической резьбой украшался и рубель, которым крестьянки прокатывали и отглаживали белье. По форме он напоминает валек, но почти вдвое длиннее его. Иногда рубель кроме геометрической резьбы украшался и объемной скульптурой, которая одновременно служила очень удобной второй ручкой.
Вплоть до начала XVIII в. производство узорной ткани для одежды в крестьянском быту зависело от резчика, резавшего «манеру» — доску, с помощью которой набивался рисунок на холст. Манеры XVII — начала XVIII в. — настоящие шедевры орнаментального резного искусства. Изобретательностью, большой фантазией, выдумкой в сочетании с великолепным исполнительским мастерством и художественным вкусом отмечены резные пряничные доски. Рисунки на пряничных досках: птицы, звери, цветы, рыбы, пароходы, причудливые постройки — все это в исполнении талантливых народных мастеров становилось узорчатой орнаментальной сказкой.
Большое распространение при создании предметов крестьянского быта получила объемная, или скульптурная„ резьба.
Крестьянские мастера вырезали ложки с фигурными ручками, всевозможные чаши, ковши. Края чашек и ковшей нередко украшались резными объемными головками коней или птиц,, края
Значительное место в крестьянском быту, особенно в районах Русского Севера, отводилось в прошлом БЕРЕСТЕ. Из нее плели лапти, корзины, пестери — заплечные кузова для грибов и ягод, дорожные солонки, коробочки для женских украшений, туеса и даже детские игрушки. Изделия из бересты украшали резьбой, тиснением и росписью. Великолепное знание материала превращало простые и непритязательные вещи в подлинные произведения искусства.
Широкое распространение имели и выгнутые из луба корыта, лукошки, хлебницы и т. п. Гладкая блестящая поверхность стенок лубяных изделий словно специально приготовлена природой для росписи.
Русским мастерам-резчикам по дереву, плотникам, столярам приходилось в прошлом много заниматься внутренней отделкой богатых усадеб, церквей и даже дворцовых зданий. Сохранились резные иконостасы, которые производят впечатление золотых. На самом деле выполнены они из дерева и богато украшены сплошной рельефной резьбой по типу резьбы корабельной и домовой, покрыты левкасом и позолочены. Русским мастерам были хорошо знакомы также модные в XVII и XVIII вв. техники инкрустации и мозаики, которые они освоили, выполняя мебель для дворцовых построек.
ИНКРУСТАЦИЯ— техника отделки и украшения изделий из дерева, преимущественно мебели, при которой в поверхность дерева, например в верхнюю рабочую доску стола или в прямую спинку стула, врезаются (обычно на одном уровне с поверхностью данного изделия) декоративные элементы, выполненные из ценных пород дерева другого цвета, а также из перламутра или металла.
Мозаика в художественной обработке дерева — техника набора рисунка или узора из разноцветных кусков дерева, точнее, из кусков разноцветной фанеры. Примером замечательных мозаичных работ могут служить полы в Зимнем дворце, Павловском дворце-музее под Ленинградом, в музеях Останкино, Архангельское и Кусково под Москвой.
Таким же выдающимся явлением в русском народном декоративном искусстве, как и резьба, является РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ. Истоки многих ее видов следует искать в древнерусском искусстве. Так, сравнение миниатюрных рукописей XVII в., где изображены сцены сева, пахоты, сенокоса и пастьбы скота, с жанровыми росписями пермогорских прялок позволяет говорить не только о близости сюжетов, но и об общих принципах построения композиции (повествовательность и наличие разновременных сюжетов на листе миниатюры и на прялке), о колористической общности, о близости самой техники исполнения. В основе росписей прялок Пермогорья лежит четкий, нанесенный на белый фон черный контур изображения. Рисунок закрашивался потом внутри цветом. Такой прием росписи принято называть графическим. Сценки народного быта: деревенские посиделки, катанье на лошадях, застолья, — которые любили изображать мастера из Пермогорья, органично сочетаются с орнаментальными мотивами. Растительные узоры густым ковровым рисунком покрывают не только прялки, но и бытовые вещи — ковши, чаши, блюда, хлебницы, бураки, жбаны, детские люльки.
В графическом плане выполнены и северодвинские росписи, продолжающие сюжеты росписей Пермогорья, сходные с ними по исполнительской манере.
Северодвинские, росписи отмечены яркими цветовыми сочетаниями киновари с черным, зеленым, желтым. Исполнялась роспись на светлых фонах левкасовпго грунта — белого или светло-желтого.
Если для прялок характерна сюжетная роспись, рассказ в картинках, то бытовые крестьянские изделия из дерева декорировались обычно мотивами растительного орнамента, в который включались изображения птиц и животных.
Широкой известностью на Севере пользовалась мезенекая роспись, берущая свое название от реки Мезень. Композиционный строй росписи, круг изобразительных и геометрических форм орнамента, трактовка их местными мастерами позволяют предполагать, что мезенская роспись относится к числу наиболее древних памятников народного декоративного искусства.
Обобщенные изображения оленей, коней, птиц располагаются на плоскостях прялок ритмичными полосами, одна над другой, густо закрывая всю плоскость. В росписи органично сочетаются ярусные полосы с изображениями животных и птиц с полосами геометрического орнамента, состоящего из ритмически чередующихся спиралек, кружочков, прямых и извилистых линий. Роспись наносилась на поверхность дерева двумя красками — черной и красной. Своеобразие мезенской росписи — в выразительности силуэтов орнамента, в найденных пропорциях полос фризовых композиций. Если в росписях на бытовых предметах Русского Севера прослеживается преимущественно графическая манера исполнения, то кистевая роспись на прялках, крестьянской утвари, санях, дугах, на деревянных игрушках Поволжья, Сибири, Алтая, Урала, Карелии отмечена живописным началом, декоративной,красочной раскладкой цветовых пятен, независимо от того, рождаются ли под кистью мастера цветочные мотивы (Карелия), возникают ли сюжетные картины-рассказы, повествующие о жизни крестьянской и городской среды, или воссоздается глубоко традиционная орнаментальная культура данного региона (Поволжье) .
Традиции художественной резьбы и росписи по дереву в наши дни продолжают развивать художники и мастера народных художественных промыслов.
Геометрической резьбой украшают шкатулки, ковши, солонки, разделочные доски на предприятиях художественных промыслов в Архангельской, Вологодской, Кировской областях, в Карельской АССР и Башкирской АССР, плоскорельефная и объемная резьба по дереву успешно развивается в Московской обл. Новый ассортимент изделий на токарной и столярной основе с традиционной хохломской, городецкой, полховско- майданской, загорской росписью разрабатывают художники и мастера предприятий художественных промыслов Горьковской и Московской областей, а живописная и графическая системы росписей Русского Севера осваиваются мастерами художественных промыслов Архангельской и Вологодской областей. Живописную культуру традиционной свободной кистевой росписи Карелии, Урала, Алтая и Сибири наследуют современные художники и мастера, работающие на предприятиях художественных промыслов в этих районах.
Причиной развития искусства росписи было, прежде всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введения окраски и росписи в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.) [26, с.12-13].
Все народные росписи можно разделить по технике исполнения на два основных вида: ГРАФИЧЕСКИЕ И ЖИВОПИСНЫЕ (КИСТЕВЫЕ). В России можно насчитать, как минимум, 16 разновидностей графических и 36 живописных росписей.
Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремесел, таких, как резьба, ювелирное дело, вышивка. В народных росписях графического типа линии, четко обрисовывающие изображения, выводили на светлом фоне черным или темно коричневым цветом.
К графическим росписям относятся: известные на Русском Севере — мезенская, печорская, устюжская, северодвинские (борецкая, пермогорская, ракульская), в Поволжье — мериновская, федосеевская, полхово-майданская («цветы с наводкой»), в Центральной России — загорская (с выжженным контуром) и калининская.
В основу графической росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент — кустики и цветы с крупными резными листьями.
Класс живописных росписей более многочисленный: архангельские (заонежская, поморская, каргопольская, устюжская и др.), вологодские (глубоковская, грязоветская и др.), вятские (кстининская, вязовская), костромская (молвитинская), новгородская, уральские (кунгурская, тагильская, долматовская, салдинская, пермско-обвинская), западносибирские (карматская, туринская, исетская и др.), алтайская.
Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Сюда же можно отнести и верховое хохломское письмо. Основу живописных росписей составляет мягкий, пластичный, свободно нанесенный кистевой мазок. Благодаря некоторым приемам моделировки, таким, как белильные оживки, разбел, притенение, лессировка, мотивы приобретают небольшой объем. Звучность цветовой гаммы в данном случае усиливается ярким цветным фоном, определяющим колорит росписи: светло синим — на Ярославщине, Южном Урале, юге Западной Сибири и на Русском Севере; оранжево- красным — в Вятском крае, Зауралье и на Алтае
СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ
Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) — это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.
Центр художественного промысла — село Пермогорье. Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. Основу сначала выбеливали, затем наносили узор. Основной цвет рисунка — ярко-красный. Детали изображения обводятся по контуру черным. Обводка выполнялась гусиным пером — причем желательно в одно движение, в одну естественную свободную линию. Дополнением к узору служат желтый и зеленый цвета. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.
Ракульская роспись. Основное место в ракульских росписях занимает благородный чуть приглушенный желтый цвет. Этот цвет сочетается с естественным цветом не беленного фона. Кроме повсеместно популярного красного, в ракульской росписи широко используется темный лесной зеленый цвет. Строгая цветовая гармония и сдержанность — отличительная особенность ракульской росписи.
Борецкая роспись. Центр художественного промысла — село Борок.
Белофонная роспись с преобладанием узоров красного цвета. Борецкие мастера использовали для украшения ряда предметов, в основном, конечно, прялок, сусальное золото, известно, что такие прялки стоили довольно дорого и подчас покупались в качестве дорогого и долгоиграющего подарка. У Борецких прялок характерная форма лопасти прялки — две круглые серьги и нарядная фигурная ножка. Сюжетно роспись таких прялок весьма традиционна — золотые окна с цветами, сказочные птицы в центре и внизу сцена катания. Кроме прялок сохранилось большое число самых разнообразных предметов, покрытых борецкой росписью. Это не только настольная посуда и утварь, не только коробочки и шкатулочки, но и вместительные ларцы, подголовники, даже массивные сундуки, сплошь покрытые борецкими узорами.
Пучужская роспись. Центр художественного промысла — село Пучуга.
Пучужские росписи вероятнее всего «отпочковались» от борецких, став своего рода художественным экспериментом, но впоследствии переведя найденные новаторские приемы в традиционные. В конце XIX — начале XX века пучужские мастера были известны поименно. Наиболее известными мастерами являлись художники Кузнецов Филипп Фёдорович и его сын Кузнецов Фёдор Филиппович.
Тоемскаяроспись.Центр художественного промысла — село Нижняя Тойма.
Тоемская роспись — это прежде всего прялки. Особенностью тоемских расписных прялок является токарная точеная ножка. А также использование зеркалец на лопасти, обращенных к пряхе. Тоемский промысел был наименее развитым, но все же отличительные узнаваемые черты тоемской росписи позволяют выделить ее в отдельный тип северодвинских росписей.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Городец — старинный русский город на левом берегу реки Волги. Он известен с XII века, когда здесь поселились староверы. До появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.
Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курце- во, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX — начале XX в.
Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.
Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.
Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Особенности городецкой росписи — чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объем и живописность. Основной стиль росписи является «волшебный реализм»- превращение обыденности в мечту художника о радости жизни крестьян. Характерной особенностью городецкой росписи является праздничность, торжественность и красочность.
УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ
Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв.
Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми, предприимчивыми.
Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт.
Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины.
Писали не только жанровые, бытовые сценки, обычно связанные с обстоятельствами из жизни хозяев дома, но и исторические сюжеты.
Расписывать начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким. Это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии.
ВИДЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
Обработкой древесины человек занимается с самых древних времён. Изделия из дерева стали первыми предметами домашнего обихода и пользовались заслуженной любовью. Одновременно с их появлением зарождалась и резьба по дереву.
Народные мастера умело пользовались спецификой материала, показывая его скромную красоту и практичность. Они придавали своим изделиям удобные формы с художественной завершённостью. В большей своей части умельцы старались совместить красивый декор с практическим бытовым и хозяйственным предназначением.
Резьба по дереву практически сгруппировалась в несколько видов:
§ домовая;
§ объёмная;
§ контурная;
§ геометрическая;
§ плоскорельефная;
§ рельефная;
§ резьба на пряничных досках.
§ рельефная
§ прорезная (ажурная)
§ скульптурная (объемная)
§
Основной характеристикой домовой резьбы по дереву является её крупномасштабность. Она выполняется с помощью простейшего инструмента: топора, долото и пилы. Используется дерево хвойных пород.
Объёмная резьба по дереву наиболее сложный вид обработки древесины. Ещё её называют – скульптурной. Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.
Контурная резьба относится к орнаментной резьбе. С 15 века она широко представлена в народном искусстве. Выполняется контурная резьба по дереву в виде прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка.
Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.
Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.
К геометрической резьбе можно и отнести скобчатую резьбу. Рисунок в ней изготавливается полукруглой стамеской, сначала под прямым углом, а затем, под острым. Для резьбы по дереву геометрической берут древесину липы, осины, хвойных пород.
Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.
Резьба на пряничных досках.Резьба на пряничных доскахЭто наиболее древняя форма резьбы по дереву. Известны сохранившиеся доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок использовались для изготовления праздничных печных пряников.
Резьба по дереву таких досок в большинстве своём имеет крупновырезанные надписи по всем четырём сторонам. В центре создавался забавный рельефный рисунок. Изготовление пряничных досок доверялась самым лучшим мастерам.
cyberpedia.su