Область применения чугун – Область применения ковкого чугуна — Энциклопедия по машиностроению XXL

Содержание

свойства, маркировка и область применения

Чугун – твердый, коррозийно-устойчивый, однако хрупкий железоуглеродистый сплав с содержанием карбона С в пределах от 2,14 до 6,67 %. Несмотря на наличие характерных недостатков, имеет разнообразие видов, свойств, областей применения. Широко используемым является ковкий чугун.

История

Этот материал был известен, начиная с IV века до н. э. Его китайские корни находятся в VI в. до н. э. В Европе первые упоминания о промышленном производстве сплава датируются XIV, а в России – XVI веком. А вот технология производства ковкого чугуна запатентована в России в XIX веке. После развита А. Д. Анносовым.

Так как серые чугуны ограничены в использовании в силу низких механических свойств, а стали – дорогостоящие и имеют невысокую твердость и долговечность, то возник вопрос о создании металла надежного, долговечного, твердого, в то же время имеющего повышенную прочность и определенную пластичность.

Ковка чугуна невозможна, однако благодаря пластичным характеристикам, он поддается некоторым видам обработки давлением (к примеру, штамповке).

Производство

Основной способ – плавка в доменных печах.

Исходные продукты для доменной переработки:

  • Шихта - железная руда, содержащая металл в виде оксидов ферума.
  • Топливо - кокс и природный газ.
  • Кислород - вдувается через специальные фурмы.
  • Флюсы - химические образования на основе марганца и (или) кремния.

Этапы доменной плавки:

  1. Восстановление чистого железа путем химических реакций железной руды с подаваемым через фурмы кислородом.
  2. Сгорание кокса и образование оксидов карбона.
  3. Науглероживание чистого железа в реакциях с СО и СО2.
  4. Насыщение Fe3C марганцем и кремнием в зависимости от необходимых свойств на выходе.
  5. Слив готового металла в формы через чугунные летки; слив шлака через шлаковые летки.

По завершению рабочего цикла домны получают чугун, шлак и колошниковые газы.

Металлические продукты доменного производства

В зависимости от скорости охлаждения, микроструктуры, насыщенности углеродом и добавками возможно получение нескольких видов чугунов:

  1. Передельные (белые): карбон в связанном виде, первичный цементит. Используются в качестве сырья для выплавки других железоуглеродистых сплавов, переработки. До 80% всего производимого доменного сплава.
  2. Литейные (серые): карбон в виде полностью или частично свободного графита, а именно его пластин. Используются для производства малоответственных корпусных деталей. До 19% продуцируемого доменного литья.
  3. Специальные: насыщенные ферросплавами. 1-2% рассматриваемого вида производства.

Ковкий чугун получают посредством термической обработки передельного.

Теория железоуглеродистых структур

Карбон с ферумом могут образовывать несколько различных видов сплавов по типу кристаллической решетки, что отображается на варианте микроструктуры.

  1. Твердый раствор проникновения в α-железо – феррит.
  2. Твердый раствор проникновения в γ-железо – аустенит.
  3. Химическое образование Fe3C (связанное состояние) – цементит. Первичный образовывается путем быстрого охлаждения из жидкого расплава. Вторичный – более медленное снижение температуры, из аустенита. Третичный – постепенное охлаждение, из феррита.
  4. Механическая смесь зерен феррита и цементита – перлит.
  5. Механическая смесь зерен перлита или аустенита и цементита – ледебурит.

Для чугунов характерна особая микроструктура. Графит может находиться в связанном виде и образовывать вышеперечисленные структуры, а может пребывать в свободном состоянии в форме разных включений. На свойства влияют как основные зерна, так и эти образования. Графитовыми фракциями в металле являются пластины, хлопья или шары.

Пластинчатая форма характерна для серых железоуглеродистых сплавов. Она обуславливает их хрупкость и ненадежность.

Включения хлопьеобразные имеют ковкие чугуны, чем положительно влияют на их механические показатели.

Шарообразная структура графита еще более улучшает качества металла, влияя на увеличение твердости, надежности, выдержки значительных нагрузок. Такими характеристиками обладает чугун высокопрочный. Ковкий чугун свойства свои обуславливает ферритной или перлитной основами с наличием хлопьеобразных графитовых включений.

Получение ферритного ковкого чугуна

Его производят из белого передельного доэвтектоидного малоуглеродистого сплава путем отжига слитков с содержанием карбона 2,4-2,8 % и соответствующего им наличия добавок (Mn, Si, S, P). Толщина стенок отжигаемых деталей должна быть не более 5 см. Для отливок значительной толщины графит имеет форму пластин и желаемые свойства не достигаются.

Чтобы получить ковкий чугун с ферритной основой, металл помещают в специальные ящики и пересыпают песком. Плотно закрытые емкости помещают в нагревательные печи. Проводят следующую последовательность действий при отжиге:

  1. Конструкции нагревают в печах до температуры 1 000 ˚С и оставляют выдерживаться при постоянной теплоте на срок от 10 до 24 часов. В результате распадается первичный цементит и ледебурит.
  2. Металл охлаждают до 720 ˚С вместе с печью.
  3. При температуре 720 ˚С выдерживаются длительно: от 15 до 30 часов. Эта температура обеспечивает распад вторичного цементита.
  4. На завершающей стадии снова охлаждают вместе с рабочей печкой до 500 ˚С, а после изымают на воздух.

Такой технологический отжиг называется графитизирующим.

После проведенных работ микроструктура материала представляет собой феррит с хлопьевидными зернами графита. Этот тип называют «черносердечным», так как излом имеет черный цвет.

Получение перлитного ковкого чугуна

Это разновидность железоуглеродистого сплава, которая также зарождается из доэвтектоидного белого, однако содержание углерода в нем увеличено: 3-3,6 %. Для получения отливок с перлитной основой их помещают в ящики и пересыпают измельченной порошкообразной железной рудой или окалиной. Сама процедура отжига упрощается.

  1. Температуру металла повышают до 1 000 ˚С, выдерживают 60-100 часов.
  2. Конструкции охлаждаются с печью.

Вследствие томления под воздействием жара в металлическом окружении происходит диффузия: выделяемый в цементитном распаде графит частично покидает поверхностный слой отжигаемых деталей, оседая на поверхности руды либо окалины. Получают более мягкий, вязкий и пластичный верхний слой «белосердечного» ковкого чугуна с твердой серединой.

Такой отжиг называют неполным. Он обеспечивает распад цементита и ледебурита на пластинчатый перлит с соответствующим графитом. В случае, если необходим зернистый перлитный ковкий чугун с более высокими показателями ударной вязкости и пластичности, применяется дополнительный подогрев материала до 720 ˚С. При этом образовываются зерна перлита с хлопьевидными графитными включениями.

Свойства, маркировка и применение ферритного ковкого чугуна

Длительное «томление» металла в печи имеет следствием полный распад цементита и ледебурита на феррит. Благодаря технологическим хитростям, получают сплав с высоким содержанием углерода – ферритная структура, характерная для низкоуглеродистой стали. Однако карбон сам по себе никуда не девается – он переходит из связанного с железом состояния в свободное. Температурное воздействие меняет форму графитовых включений до хлопьеобразной.

Ферритная структура обуславливает понижение твердости, увеличение значений прочности, наличие таких характеристик, как ударная вязкость и пластичность.

Маркировка чугунов ковких ферритного класса: КЧ30-6, КЧ33-8, КЧ35-10, КЧ37-12, где:

КЧ – обозначение разновидности – ковкий;

30, 33, 35, 37: σв, 300, 330, 350, 370 Н/мм2 – максимальная нагрузка, которую он может выдержать, не разрушаясь;

6, 8, 10, 12 – относительное удлинение, δ, % – показатель пластичности (чем выше значение, тем больше металл поддается обработке давлением).

Твердость – около 100-160 НВ.

Этот материал по своим показателям занимает среднее положение между такими, как сталь и железоуглеродистый сплав серый. Ковкий чугун с ферритной основой уступает перлитному по показателям износостойкости, коррозионной и усталостной прочности, однако выше по механической выдержке, пластичности, литейным характеристикам. Благодаря невысокой цене широко используется в промышленности для изготовления деталей, работающих при малых и средних нагрузках: зубчатые колеса, картеры, задние мосты, сантехника.

Свойства, маркировка и применение перлитного ковкого чугуна

Вследствие неполного отжига первичный, вторичный цементиты и ледебурит успевают полностью раствориться в аустените, который при температуре в 720 ˚С превращается в перлит. Последний представляет собой механическую смесь зерен феррита и цементита третичного. Собственно, часть углерода остается в связанном виде, обуславливает структуру, а часть – «освобождается» в хлопьевидный графит. При этом перлит может быть пластинчатый или зернистый. Таким образом формируется перлитный ковкий чугун. Свойства его обусловлены насыщенной более твердой и менее податливой структурой.

Эти, в сравнении с ферритными, обладают более высокими антикоррозионными, износостойкими свойствами, их прочность значительно выше, однако ниже литейные характеристики и пластичность. Податливость к механическим воздействиям увеличена поверхностно, сохраняя твердость и вязкость сердцевины изделия.

Маркировка чугунов ковких перлитного класса: КЧ45-7, КЧ50-5, КЧ56-4, КЧ60-3, КЧ65-3, КЧ70-2, КЧ80-1,5.

Первая цифра – обозначение прочности: 450, 500, 560, 600, 650, 700 и 800 Н/мм2 соответственно.

Вторая – обозначение пластичности: относительное удлинение δ, % – 7, 5, 4, 3, 3, 2 и 1,5.

Перлитный ковкий чугун применение обрел в машиностроении и приборостроении для конструкций, работающих при больших нагрузках - как статических, так и динамических: распределительные валы, коленчатые валы, детали сцепления, поршни, шатуны.

Термическая обработка

Материал, полученный вследствие термической обработки, а именно отжига, может повторно подвергаться методам температурных влияний. Их основная цель – еще большее увеличение прочности, износостойкости, устойчивости к коррозии и старению.

  1. Закалка применяется для конструкций, требующих высокой твердости и вязкости; производится путем нагревания до 900 ˚С, детали охлаждаются со средней скоростью около 100 ˚С/сек с помощью машинного масла. Вслед за ней следует высокий отпуск с нагреванием до 650˚С и охлаждением на воздухе.
  2. Нормализация используется для некрупных простых деталей методом нагревания в печи до 900 ˚С, выстаивания при этой температуре сроком от 1 до 1,5 часа и последующего охлаждения на воздухе. Обеспечивает трооститный зернистый перлит, его твердость и надежность при трении и износе. Применяется для получения антифрикционных ковких чугунов с перлитной основой.
  3. Отжиг производится повторно при изготовлении антифрикционного: нагревание – до 900 ˚С, долговременная выдержка при этой теплоте, охлаждение вместе с печью. Обеспечивается ферритная или ферритно-перлитная структура антифрикционного ковкого чугуна.

Нагревание чугунных изделий может проводиться местно или комплексно. Для местного применяются высокочастотные токи либо ацетиленовое пламя (проведение закалки). Для комплексного – нагревательные печи. При местном нагреве закаляется только верхний слой, при этом повышается его твердость и прочность, но сохраняются показатели пластичности и вязкости сердцевины.

Тут важно указать, что ковка чугуна невозможна не только в силу недостаточных механических характеристик, но и по причине высокой его чувствительности к резкому перепаду температур, который неизбежен при закалке с водным охлаждением.

Антифрикционные ковкие чугуны

Эта разновидность относится и к ковким, и к легированным, они бывают серыми (АЧС), ковкими (АЧК) и высокопрочными (АЧВ). Для производства АЧК используется ковкий чугун, который подвергается отжигу или нормализации. Процессы осуществляются с целью повышения его механических свойств и образования новой характеристики – износостойкости при трении с другими деталями.

Маркируется: АЧК-1, АЧК-2. Применяется для производства коленчатых валов, шестерён, подшипников.

Влияние добавок на свойства

Кроме железоуглеродистой основы и графита они имеют в своем составе и другие составляющие, которые также обуславливают свойства чугуна: марганец, силиций, фосфор, серу, некоторые легирующие элементы.

Манган повышает текучесть жидкого металла, коррозионную стойкость и износостойкость. Он способствует повышению твердости и прочности, связыванию карбона с железом в химическую формулу Fe3C, образованию зернистого перлита.

Силиций также положительно влияет на текучесть жидкого сплава, способствует распаду цементита и выделению графитовых включений.

Сера – негативная, но неизбежная составляющая. Она снижает механические и химические свойства, стимулирует образование трещин. Однако рациональное соотношение ее содержания с другими элементами (например, с марганцем) позволяет корректировать микроструктурные процессы. Так, при соотношении Mn-S 0,8-1,2 сохраняется перлит при любых сроках температурных влияний. При повышении соотношения до 3 появляется возможность получить любую необходимую структуру в зависимости от заданных параметров.

Фосфор меняет жидкотекучесть в лучшую сторону, влияет на прочность, снижает ударную вязкость и пластичность, влияет на длительность графитизации.

Хром и молибден затрудняют образования графитовых хлопьев, в некоторых содержаниях способствуют образованию зернистого перлита.

Вольфрам повышает износостойкость при работе в зонах высоких температур.

Алюминий, никель, медь способствуют графитизации.

Корректируя количество химических элементов, входящих в состав железоуглеродистого сплава, а также их соотношения, можно влиять на итоговые свойства чугуна.

Преимущества и недостатки

Ковкий чугун– материал, имеющий широкое использование в технике. Его основные преимущества:

  • высокие показатели твердости, износостойкости, прочности наряду с жидкотекучестью;
  • нормальные характеристики ударной вязкости и пластичности;
  • технологичность при обработке давлением, в отличие от серых чугунов;
  • разнообразные варианты коррекции свойств под определенную деталь методами термической и химико-термической обработки;
  • низкая стоимость.

К недостаткам можно отнести индивидуальные особенности:

  • хрупкость;
  • наличие графитовых включений;
  • низкие характеристики при обработке резанием;
  • значительный вес отливок.

Несмотря на существующие недостатки, ковкий чугун занимает ответственное место в металлургии и машиностроении. Из него производятся такие важные детали, как коленчатые валы, детали тормозных колодок, зубчатые колеса, поршни, шатуны. Имея незначительное разнообразие марок, индивидуальную нишу в промышленности занимает ковкий чугун. Применение его характерно для тех нагрузок, при которых использование других материалов маловероятно.

fb.ru

Основные свойства и области применения серого чугуна

Основные свойства и области применения серого чугуна

В основу стандартизации серого чугуна заложен принцип регламентирования минимально допустимого значения временного сопротивления разрыву при растяжении (В). В соответствии с этим принципом обозначение марки чугуна содержит минимально допустимое значение В определенного в стандартной пробной литой заготовке. Механические свойства серого чугуна регламентируются ГОСТ 1412-85 и приведены в табл.1.2. Необходимо учитывать, что порядок подготовки и проведения механических испытаний серого и других чугунов отличаются от методов испытания стали. Например, для чугунных отливок контроль свойств проводят по ГОСТ 27208-87 «Отливки из чугуна. Методы механических испытаний», а способы получения заготовок для образцов из каждого чугуна регламентированы соответствующим стандартом (для серого – ГОСТ 24648 –81).

Таблица 1.2 - Механические свойства и рекомендуемые составы серого чугуна (ГОСТ 1412-85)

K большинству чугунных отливок в силу особенностей их эксплуатации часто предъявляются различные условия, включающие другие (не предусмотренные ГОСТ 1412-85) требования по механическим свойствам, а также по физическим и теплофизическим показателям. На практике достаточно часто удается проследить связь между определенной группой физико-механических и теплофизических свойств чугуна и эксплуатационными показателями конкретного изделия. Наиболее часто встречающиеся показатели механических свойств серого чугуна, часть из которых не регламентируется ГОСТ 1412-85, приведены в табл.1.3-1.5.

Большое влияние на механические свойства чугуна имеет скорость охлаждения металла, а, следовательно, и толщина стенок отливок. В этом случае при оценке реальной прочности отливок рекомендуется изготавливать различного рода тестовые заготовки, которые соответствуют толщине отливок, и из них вырезать образцы для испытаний. Определенные представления о влиянии толщины стенки отливки на прочность и твердость чугуна можно получить, воспользовавшись данными табл.1.6.

Таблица 1.3 – Механические свойства серого чугуна при растяжении и изгибе

Основные показатели, характеризующие физические свойства чугуна (плотность, удельная теплоемкость, теплопроводность и коэффициент линейного расширения), приведены в табл.1.7 в соответствии с приложением № 2 ГОСТ 1412-85. Данные такого рода имеются также в стандартах других стран, например, Британский стандарт BS 1452 1977.

Модуль упругости чугуна зависит от размеров графитных пластин и уменьшается с увеличением их размера. Более высокий уровень пластичности серый чугун с пластинчатым графитом показывает при сжатии. Например, осадка серого чугуна в холодном состоянии при сжатии может составлять 20 – 40 %. При растяжении пластичность, как видно из табл. 1.3, не достигает и 1 % удлинения.

Таблица 1.4 – Механические свойства серого чугуна при сжатии

Таблица 1.5 – Механические свойства серого чугуна при кручении

Обобщая имеющиеся в литературе данные, необходимо заметить, что плотность чугуна тем выше, чем ниже содержания в нем углерода и кремния. Коэффициенты теплового расширения и удельной теплоемкости зависят не столько от химического состава чугуна, сколько от его структуры. При этом легирующие элементы слабо влияют на эти коэффициенты. Исключение составляет только медь. Теплопроводность чугуна, связанная с теплопроводностью структурных составляющих, оказывается наибольшей при максимальном содержании графита.

Таблица 1.6 - Зависимость прочности (В) и твердости (НВ) серого чугуна от толщины стенок отливок

Таблица 1.7 – Физические свойства чугуна с пластинчатым графитом (ГОСТ 1412-85)

Как конструкционный материал серый чугун используются для широкого спектра изделий практически во всех отраслях машиностроительного комплекса. К числу наиболее крупных потребителей чугунного литья следует отнести автомобилестроение, станкостроение, тяжелое и металлургическое машиностроение, санитарно-техническую промышленность и пр.

В конструкции автомобилей и тракторов масса литых деталей из серого чугуна, например, составляет 15-25% от общей массы. Преимущественное применение серого чугуна обусловлено тем фактом, что в нем сочетаются высокая износостойкость и противозадирные свойства при трении с ограниченной смазкой, демпфирующая способность. Основная номенклатура изделий - это блоки, головки и гильзы цилиндров, крышки коренных подшипников двигателей, тормозные диски и диски сцепления, тормозные барабаны и другие детали, для которых серый чугун яв-ляется оптимально технологичным и экономичным конструкционным материалом.

Блоки цилиндров карбюраторных и дизельных двигателей изготавливают из низколегированных чугунов марки СЧ20, СЧ25, которые обеспечивают в стенках отливок толщиной 15-25 мм В =200-250 Н/мм2, а в более тонких стенках до 270 Н/мм2. Такого же типа чугуны обычно применяют для головок цилиндров дизельных двигателей и гильз цилиндров карбюраторных и дизельных двигателей. Основными требованиями к чугуну для гильз являются: перлитная структура матрицы (не более 5% феррита), графит среднепластинчатый неориентированный, твердость в пределах 200-250 НВ. В конструкции автомобильных дизельных, карбюраторных, а также тракторных двигателей широко применяют гильзы цилиндров из специальных легированных чугунов, чаще всего - фосфористые.

Для блоков и головок цилиндров тяжело нагруженных дизельных двигателей (автомобильных и судовых) применяют специальные легированные чугуны, а для головок цилиндров - высокоуглеродистые (более 3,5% С) легированные термостойкие чугуны. Эти требования выполняются при использовании для отливки гильз низколегированных чугунов, химический состав которых выбирают с учетом технологии формы, метода плавки, сечения отливки.

Чугунные распределительные валы дизельных и карбюраторных двигателей (легированные чугуны марки СЧ 25 и СЧ 30) имеют высокую износостойкость и широко применяются в автомобилестроении. Легирование молибденом, хромом, никелем обеспечивает хорошую закаливаемость и прокаливаемость чугуна, и заданную глубину отбеленного слоя (в отбеленных кулачках). Высокая твердость и износостойкость кулачков достигаются либо за счет поверхностной закалки чугуна, в структуре которого (в носике кулачков) имеются игольчатые карбиды, либо за счет поверхностного отбела чугуна в кулачках при кристаллизации в контакте с холодильником. Отбеленные кулачки предпочтительны в тяжелых условиях работы.

Тормозные диски, барабаны и нажимные диски сцепления, работающие в условиях сухого трения с высокими скоростями скольжения должны обеспечивать в паре с фрикционной пластмассой стабильный коэффициент трения и износостойкость. При многократных циклах торможения, во время которых в контакте фрикционной пары выделяется тепло, а затем быстро отводится, на поверхности чугунной детали образуются термические трещины, снижающие прочность. Для тормозных барабанов и дисков средней нагруженности чаще всего применяют серый чугун марки СЧ20 или СЧ25. В условиях высокой нагруженности деталей, когда на поверхности трения образуются термические трещины, применяют специальные высокоуглеродистые термостойкие чугуны с повышенным уровнем легирования. Для наиболее тяжелых условий работы рекомендуется использовать перлитные чугуны с вермикулярным графитом.

Маховики в процессе работы вращаются с частотой порядка 2500-8000 об/мин. Соответственно, в них возникают большие растягивающие напряжения, а поверхность маховика периодически трется о сопряженную рабочую поверхность. Трение с большими скоростями приводит к выделению тепла на поверхности трения, образованию усталостных термических трещин, снижающих прочность маховика. Требования повышенной прочности с учетом большой массы маховиков и толщины сечения обусловили применение для их изготовления серых чугунов марки СЧ25, СЧ30, СЧ35 (чем больше сечение отливки, тем выше марка). Выбранная марка чугуна должна обеспечивать получение в теле отливки прочности не ниже 200-250 Н/мм2. Если прочность чугуна СЧ 35 недостаточна для обеспечения условий работы маховиков, то необходимо применять чугуны с вермикулярным или шаровидным графитом.

Крышки коренных подшипников из серого чугуна применяют в основном в карбюраторных двигателях легковых автомобилей. Для обеспечения перлитной структуры и твердости не менее 200 НВ крышки подшипников отливают из серого чугуна марки СЧ25. Для тяжело нагруженных карбюраторных двигателей и для дизельных двигателей применяют крышки подшипников из ковкого чугуна или чугуна с шаровидным графитом.

Выпускные коллекторы подвергаются воздействию горячих агрессивных выхлопных газов и в процессе работы подвержены окислению, термическим деформациям, а иногда - растрескиванию. Во многих случаях серый чугун является экономичным и достаточно долговечным материалом для этих деталей. Учитывая, что коллекторы имеют тонкие стенки (3-7 мм), их отливают из чугунов марки СЧ15, СЧ20, которые для повышения жаростойкости легируют небольшими добавками хрома и никеля. Для термически нагруженных коллекторов применяют ковкий чугун, чугун с шаровидным графитом, а иногда - аустенитный чугун с шаровидным графитом, имеющим высокую термостойкость и стойкость против окисления.

В станкостроении серый чугун применяют для широкой номенклатуры литых деталей с массой от 0,1 кг до 100 тонн с толщиной стенок от 4 до 200 мм, работающих в самых разнообразных условиях. Классификация станкостроительных литых деталей из серого чугуна с учетом этого разнообразия конструкций и условий работы осуществляется в соответствии с ОСТ 2 МТ 21-2-83. При выборе марки чугуна конструктор в зависимости от класса, группы детали и приведенной толщины стенки отливки определяет необходимый минимальный уровень твердости и микроструктуры.

С учетом специфики большинства станкостроительных деталей, работающих преимущественно на жесткость, а не на прочность, предпочтение отдают чугунам, обладающим повышенной твердостью и пониженной пластичностью. Такие чугуны по химическому составу отличаются повышенным (против рекомендаций ГОСТ 1412-85) содержанием кремния и марганца при пониженном содержании углерода. Если невозможно получить необходимый уровень твердости чугуна, в направляющих применяют легирование, формовку с холодильниками и др.

Отливки из серого чугуна весьма широко и успешно используются для определенной номенклатуры деталей сменного металлургического оборудования: сорто- и листопрокатные валки, всевозможные изложницы для разливки слитков, шлаковые чаши и т.п.


uas.su

15. Белые чугуны, их область применения.

В белом чугуне весь углерод находится в связанном состоянии в виде карбида же­леза. Такой чугун в изломе имеет белый цвет и харак­терный металлический блеск. Структура состоит из пер­лита, ледебурита и избыточного цементита, поэтому чугун отличается высокой твердостью, хрупкостью, низ­кой прочностью и трудоемкостью механической обра­ботки. Из белого чугуна делают отливки деталей с по­следующим отжигом на ковкий чугун. Белые чугуны применяют для производства стали, поэтому их назы­вают передельными чугунами.

Ограниченное применение имеют отбеленные чугу­ны — отливки из серого чугуна со слоем белого чугуна в виде твердой корки на поверхности. Из них изготов­ляют прокатные валки, тормозные колодки и другие детали, работающие в условиях износа.

16. Серые чугуны, их маркировка и область применения.

В серых чугунах углерод в значитель­ной степени или полностью находится в свободном со­стоянии в форме пластинчатого графита. Из-за этого излом имеет серый цвет.

В зависимости от распада цементита различают ферритный, феррито-перлитный и перлитный серые чугуны. Серый чугун обладает высокими литейными свойствами, хорошо обрабатывается, менее хрупок, чем белый чугун, ему присущи хорошие антифрикционные свойства, что объясняется пористым строением и наличием графита. Иногда в структуре чугуна наряду с графитом содер­жится ледебурит. Такой серо-белый чугун называют половинчатым. Основные его свойства: высокая твер­дость, хрупкость и низкая прочность.

Серый чугун широко применяют в автотракторном и сельскохозяйственном машиностроении для производства отливок, поэтому его называют литейным. Из него изготавливают станины металлорежущих станков, бло­ки и гильзы автомобильных и тракторных двигателей, поршневые кольца, корпуса и др. Маркируется серый чугун по ГОСТ 1412-79 буквами СЧ и цифрами, кото­рые обозначают предел прочности при растяжении. Например, марка СЧ18 (всего по ГОСТу 11 марок) по­казывает, что чугун этой марки имеет Gв=176 МПа.

Выбор марки чугунов для конкретных условий ра­боты обусловливается совокупностью технологических и механических свойств. Ферритные серые чугуны СЧ10, СЧ15, СЧ18 предназначены для слабо- и средненагруженных деталей: крышки, фланцы, маховики, диски сцепления и др. Феррито-перлитные СЧ20, СЧ21, СЧ25 применяют для деталей, работающих при повышенных статических и динамических нагрузках: блоков цилин­дров, картеров двигателя, поршней цилиндров, бараба­нов сцепления и др. Перлитные серые модифицирован­ные чугуны СЧЗ0, СЧ35, СЧ40, СЧ45 обладают наи­более высокими механическими свойствами и их исполь­зуют для изготовления гильз цилиндров, распредели­тельных валов и др.

17. Высокопрочные чугуны, их маркировка и область применения.

В высокопрочном чугуне гра­фитовые включения имеют шаровидную форму. Это до­стигается модифицированием чугуна магнием до 0,5 % от массы чугуна. Шаровидная форма графита опреде­ляет наибольшую сложность металлической основы и не создает резкой концентрации напряжений, поэтому чугун имеет высокую прочность при растяжении и изгибе. Из высокопрочного чугуна изготавливают ответственные детали машин (коленчатые валы, зубчатые колеса, поршни и др.).

Высокопрочный чугун, так же как и серый, подраз­деляют на ряд марок в зависимости от механических свойств, причем основными показателями служат пре­дел прочности при растяжении и относительное удлине­ние. Механические свойства зависят от структуры ме­таллической основы, которая может быть перлитная, феррито-перлитная и ферритная. Лучшей структурой яв­ляется структура, состоящая из перлита и шаровидного графита, окруженного небольшими островками феррита.

Маркируется высокопрочный чугун по ГОСТ 7293-79 (всего по ГОСТу 10 марок) буквами ВЧ и цифрами, из которых первые две обозначают предел прочности при растяжении, а последние - относительное удлинение в процентах. Например, марка ВЧ 42-12 показывает, что чу­гун данной марки имеет Gв= 412МПа и б = 12 %.

studfiles.net

Область применения чугуна | Справочник конструктора-машиностроителя

закалке с последующим отпуском, то они различаются длинным модулем упругости, высокой крепостью и чертовски хорошей теплоустойчивостью, но износоустойчивость их ( без гальванопокрытия ) младшая, чем у колец из ранее рассмотренных видов чугуна.
Обыкновенно подобные кольца применяют в верхних канавках поршней высокофорсированных двигателей.


Седла клапанов ( табл.
41 ).
Для двигателей малой нагруженности седла клапанов временами производят из перлитного серого чугуна с увеличенной ( до 280 НВ ) твердостью.
Для более нагруженных двигателей применяют серый чугун с более высокой твердостью ( до 44 HRC ), которая достигается легированием чугуна до 0, 8% Сг и 2, 0% Мо и приобретением в структуре повышенного количества карбидов.
Еще более высокой твердостью обладают седла клапанов из отбеленного или белого легированного чугуна, включающего до 5% Мо ( седла двигателей ЗМЗ, ЯМЗ, МЗМА ) или до 13% Сг ( седла двигателей автомобиля « Запорожец » ),

Существенной особенностью чугуна является то, что он применяется для изготовления как маленьких деталей весом в несколько сот граммов ( например, поршневых колец ), так и очень крупнейших деталей весом до 150 т в одной отливке ( например, шаботы ковочных молотов, станины и рамы прессов и прокатных станов ) ;
как подробностей с низкими стенами ( до 1000 мм ), так и подробностей, обладающих высокие стенки ( 3 — 5 мм ).
Подробности могут применяться как в литом состоянии, так и после соответствующей тепловой обработки.

Высокопрочные чугуны ( ГОСТ 7293 - - 79 ) - - разновидность серых чугунов, которые зарабатывают при модификации их магнием или церием.
Графитовые включения в этих чугунах имеют шаровидную фигуру.
Такие чугуны при высочайшем пределе крепости до 12 МПа обладают и относительно высоким удлинением до 17%.
Высокопрочные чугуны дают марок от ВЧ38 - 17 до ВЧ120 - 2.
Литеры означают наименование чугуна, первые две циферки - - лимит крепости при растяжении чугуна, кгс/мм 2, другие - - относительное удлинение при растяжении, %.

Серый чугун является дешевейшим из литейных материалов.
Механические свойства чугуна зависят от величины зерна металла, от размера и характера распределения включений графита, а также от соотношения между общественным, объединенным и свободным углеродом ( графитом ).
В обыкновенном сером чугуне графит кристаллизуется в виде пластин.
Сии пластины в чугуне расчленяют основную металлическую массу и действуют как духовные трещины.
По этой причине серый чугун с пластинчатым графитом обладает низкой прочностью и лишен пластичности.
Однако наличие графита в чугуне придает ему меньшую чувствительность к внешним надрезам.

Особенности применения чугунных труб Хорошими качествами трубы чугунной канализационной по сравнению с пластмассовыми трубами являются более высокая крепость, отличная износостойкость, шумоизоляция, устойчивость к длинным и невысоким температурам, пожаробезопасность и невысокий коэффициент растяжения трубы.
Особенно оправдано использование трубы чугунной канализационной при строительстве канализационных систем в домах, нагрузка в которых намного превышает хозяйственно - бытовую.
К подобным можно отложить предприятия общего питания, пищевой индустрии и предприятия по производству напитков.
Кроме этого, труба чугунная канализационная применяется при сооружении больших предприятий - боен, на мясоперерабатывающих комбинатах, на хозяйствах и иных местах содержания животных, в санаториях, где имеется выход термальных и минеральных вод, в сооружении объектов здравоохранения и образовательных учреждений, а также непромышленных лабораторий.

Химический состав чугунов ГОСТ не ограничивает.
Это объясняется тем, что механические свойства чугунов зависят от многих факторов.
Так, например, чугун одинакового состава в стенках отливки различной толщины имеет разные механические свойства ;
две одни отливки, одна из которых пблучена в песчаной, а остальная в металлической фигуре, а также отливки, приобретенные в одних формах, но охлажденные с различной скоростью, будут обладать различными свойствами.

spravconstr.ru

Область - применение - чугун

Область - применение - чугун

Cтраница 1

Области применения чугуна с шаровидным графитом определяются его высокими конструкционными, эксплуатационными ( служебными) и технологическими свой ствами и во многих случаях хорошим сочетанием этих свойств.  [1]

Основные виды чугуна - белый и серый; свойства и область применения чугуна в крановых механизмах. Сорта и марки чугуна, употребляемые в кранах. Сталь и ее виды: углеродистая, легированная, конструкционная; свойства сталей.  [2]

Основные виды чугуна - белый и серый, свойства и область применения чугуна в крановых механизмах. Сорта и марки чугуна, употребляемые в кранах.  [3]

Основные виды чугуна - белый и серый; свойства и область применения чугуна в крановых механизмах. Сорта и марки чугуна, употребляемые в кранах. Сталь и ее виды: углеродистая, легированная, конструкционная; свойства сталей.  [4]

Основные виды чугуна - белый и серый, свойства и область применения чугуна в крановых механизмах. Сорта н марки чугуна, употребляемые в кранах.  [5]

Основные виды чугуна - белый и серый; свойства и область применения чугуна в крановых механизмах. Сорта и марки чугуна, употребляемые в кранах. Сталь и ее виды: углеродистая, легированная, конструкционная; свойства сталей.  [6]

Основные виды чугуна - белый и серый, свойства и область применения чугуна в крановых механизмах. Сорта и марки чугуна, употребляемые в кранах.  [7]

Основные виды чугуна - белый и серый; свойства и область применения чугуна в крановых механизмах. Сорта и марки чугуна, употребляемые в кранах. Сталь и ее виды: углеродистая, легированная, конструкционная; свойства сталей.  [8]

Основные виды чугуна - белый и серый, свойства и область применения чугуна в крановых механизмах. Сорта и марки чугуна, употребляемые в кранах.  [9]

Перечисленные выше свойства чугунов и различные способы их модифицирования обеспечили расширение области применения чугунов как конструкционных материалов и оказали решающее влияние на снижение веса конструкций машин, вытеснение сварных и штампо-сварных конструкций и как следствие на экономию проката.  [10]

Перечисленные выше свойства чугунов и различные способы их модифицирования и легирования обеспечили расширение области применения чугунов как конструкционных материалов с широким диапазоном их механических свойств ( табл. 101) и оказали решающее влияние не только на снижение веса конструкций машин, но и во многих случаях на вытеснение сварных и штампосварных конструкций и, как следствие, на экономию проката.  [11]

Расширению областей применения чугуна с шаровидным графитом как износостойкого материала способствует то обстоятельство, что, применяя соответствующую термическую обработку, можно получить наиболее приемлемую структуру чугуна, хорошо работающего на износ.  [12]

Помимо отливок из серого чугуна, при изготовлении различных деталей машин широко применяют высокопрочный и ковкий чугуны. Эти чугуны по сравнению с обычным серым обладают более высокими качествами, что позволяет значительно уменьшить массу и удлинить срок эксплуатации деталей, а также расширить область применения чугуна при замене им других металлов.  [13]

Помимо отливок из серого чугуна широко применяют отливки из высокопрочного и ковкого чугуна. Эти чугуны по сравнению с обычным серым обладают более высокими механическими качествами, что позволяет уменьшить массу и удлинить срок эксплуатации деталей, а также расширить область применения чугуна при замене им других материалов.  [14]

Из серого чугуна отливают крышки подшипников, подшипниковые щиты и станины машин переменного тока мощностью до 200 кет. Для машин большей мощности эти детали выполняют сварными из стали. Чугун - самый дешевый материал для отливок; он легко плавится в вагранках, хорошо заполняет формы, имеет небольшую усадку, позволяет придавать деталям сложную форму и легко обрабатывается. Относительно невысокая механическая прочность чугуна не позволяет применять его для изготовления деталей с большими механическими нагрузками. Механическую прочность чугуна повышают путем термической обработки ( ковкий и модифицированный чугун), что дает возможность расширить - область применения чугуна.  [15]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Тема 6: Область применения материалов.

Занятие 16. Применение чугуна, стали, сплавов цветных металлов, неметаллических материалов для изготовления деталей в автомобилестроении.

 

Все материалы по химической основе делятся на две основные группы — металлические и неметаллические. К металлическим относятся металлы и их сплавы. Металлы составляют более 2/3 всех известных химических элементов.

В свою очередь, металлические материалы делятся на черные и цветные.
К черным относятся железо и сплавы на его основе — стали и чугуны. Все остальные металлы относятся к цветным. Чистые металлы обладают низкими механическими свойствами по сравнению со сплавами, и поэтому их применение ограничивается теми случаями, когда необходимо использовать их специальные свойства (например, магнитные или электрические).

Практическое значение различных металлов не одинаково. Наибольшее применение в технике приобрели черные металлы. На осно­ве железа изготавливают более 90% всей металлопродукции. Однако цветные металлы обладают целым рядом ценных физико-химических свойств, которые делают их незаменимыми. Из цветных метал­лов наибольшее промышленное значение имеют алюминий, медь, магний, титан и др.

Кроме металлических, в промышленности значительное место занимают различные неметаллические материалы — пластмассы, керамика, резина и др. Их производство и применение развивается в настоящее время опережающими темпами по сравнению с металлическими материалами. Но использование их в промышленности невелико (до 10%) и предсказание тридцатилетней давности о том, что неметаллические материалы к концу века существенно потеснят металлические, не оправдалось.

 

Применение чугуна в машиностроении
На машиностроительных заводах по большей части производится ковкий ферритный чугун, и в незначительных количествах перлитный, несмотря на то, что последний отличается более высокой износоустойчивостью, прочностью, отлично работает при высоких температурах, имеет высокую усталостную прочность, глушит вибрации и т. д.
Из ковкого перлитного чугуна изготовляются такие детали, как распределительные и коленчатые валы, поршни дизельных моторов, клапанные коромысла, элементы сцепления и многое другое.

Материал с шаровидным графитом нашел применение в автопромышленности в качестве современного конструкционного чугуна и заменителя углеродистой стали, а также серого и ковкого чугуна.

Области использования такого материала определяются его высокими эксплуатационными, конструкционными и технологическими характеристиками и в большинстве случаев прекрасным сочетанием данных свойств.

Главной отличительной чертой чугуна является его применение в изготовлении как небольших деталей, вес которых составляет несколько сот граммов (к примеру, поршневые кольца), так и довольно крупных деталей, вес которых может достигать до 150 т; как толстостенных (до 10 см), так и тонкостенных (от 3 до 5 мм) деталей. Детали используются не только в литом состоянии, но и после необходимой термической обработки. Все мы прекрасно помним из повседневного быта чугунные ванны, которые отличаются от прочих прекрасными эксплуатационными характеристиками, при этом их вес очень велик. В автомобилестроении же, такой вид чугуна применяют для изготовления блока цилиндров мотора.

Ярким примером использования такого вида чугуна, заменившего стальные поковки, считаются коленчатые валы для моторов крупных дизельных тракторов и автомобилей. Такие чугунные детали кроме того что дешевле кованых стальных, еще и превосходят их по качествам эксплуатации.

Применение сталей в машиностроении
Для изготовления автомобильных деталей применяют многие мар­ки малоуглеродистых и среднеуглеродистых легированных и низколе­гированных сталей, предусмотренных ГОСТ 4543-71 и ГОСТ 19282-73. Иногда применяют также стали, не включенные в настоящее время в ГОСТ и производящиеся по ТУ заводов автомобильной промышленно­сти. В табл. 5 приводятся наиболее распространенные группы и марки легированных сталей (ГОСТ 4543-71), примеры их применения при производстве автомобильных деталей и характерные варианты их терми­ческой обработки. Легированные стали, как правило, под­вергаются термической или химико-термической обработке.

Низколегированные стали (ГОСТ 19282-73) обычно содержат до 0,25 % недефицитных, но достаточно сильно действующих легирующих элементов. Использование этих сталей вместо углеродистых позволяет уменьшить массу и сечение деталей при обеспечении прежних или более высоких механических качеств. По сравнению с качественными углеро­дистыми сталями эти стали отличаются повышенной прочностью, износо­стойкостью, коррозионной стойкостью благодаря увеличенному содер­жанию в них марганца, хрома, меди, других присадок. Вместе с тем они обычно дешевле легированных сталей, поэтому использование их в ав­тостроении с годами увеличивается. Особенно большое применение низколегированные ста­ли получили при изготовлении деталей рам грузовых автомобилей (лон­жеронов и поперечин), дисков и других деталей колес, картеров задних мостов.

Применение цветных металлов и их сплавов в машиностроении
Многие цветные металлы и их сплавы обладают рядом ценных свойств: хорошей пластичностью, вязкостью, высокой электро- и теплопроводностью, коррозионной стойкостью и другими достоинствами. Благодаря этим качествам цветные металлы и их сплавы занимают важное место среди конструкционных материалов.

Из цветных металлов в автомобилестроении в чистом виде и в виде сплавов широко используются алюминии, медь, свинец, олово, магний, цинк, титан.


Похожие статьи:

poznayka.org

Чугун Области применения - Энциклопедия по машиностроению XXL

Марка чугуна Область применения  [c.30]

Область применения шпилек с длиной ввинчиваемого резьбО вого конца I, 1 = d — для резьбовых отверстий в стальных, бронзовых и латунных деталях а достаточной пластичностью (fii не менее 8%) и деталях из титановых сплавов I, = 1.25d — для резьбовых отверстий в деталях из ковкого и серого чугуна, а также в стальных и бронзовых о пониженной пластичностью (6i менее 8%) /, = 2d — для резьбовых отверстий в деталях из легких сплавов.  [c.305]


Помимо отливок из серого чугуна, при изготовлении различных деталей машин широко применяют высокопрочный и ковкий чугуны. Эти чугуны по сравнению с обычным серым обладают более высокими качествами, что позволяет значительно уменьшить массу и удлинить срок эксплуатации деталей, а также расширить область применения чугуна при замене им других металлов.  [c.322]

Ковкие чугуны. Получение, структура, химический состав, область применения, маркировка.  [c.157]

Высокопрочные чугуны. Получение, структура, маркировка, область применения.  [c.158]

Чем определяется область применения чугунных шкивов  [c.261]

Область применения серого чугуна наиболее распространенных марок приведена в табл. 43.  [c.48]

Область применения серого чугуна наиболее распространенных марок  [c.50]

Таблица 14.4. Механические свойства и область применения отливок конструкционного назначения из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом по ГОСТ 7293—79
Перечисленные выше свойства чугунов и различные способы их модифицирования обеспечили расширение области применения чугунов как конструкционных материалов и оказали решающее влияние на снижение веса конструкций машин, вытеснение сварных и штампо-сварных конструкций и как следствие на экономию проката.  [c.321]

Область применения чугунной арматуры  [c.40]

Область применения [10, 22, 32] высокопрочный чугун применяется как новый материал и как заменитель стали, ковкого чугуна и серого чугуна с пластинчатым графитом. По сравнению со сталью обладает большей износостойкостью, лучшими антифрикционными и антикоррозионными свойствами, лучшей обрабатываемостью. Вследствие меньшего удельного веса отливки легче стальных на 8—10%. Из высокопрочного чугуна, в отличие от ковкого, можно отливать детали любого сечения, веса и размеров.  [c.480]

Механические свойства и область применения отливок из ковкого чугуна (по ГОСТ 1215—59)  [c.481]

Область применения Ковкий чугун применяется в основном для небольших отливок, работающих в условиях динамических нагрузок, а также требующих незначительной рихтовки. Главной причиной его ограниченного применения являются технологические затруднения в процессе изготовления отливок, необходимость длительной термической обработки, ограниченные допускаемые размеры сечений (не более 30—40 мм) и др.  [c.482]

Несмотря на большое разнообразие номенклатуры изделий и различные области применения, ковкий чугун используют главным образом при получении тонкостенного литья (толщина стенок 3—40 мм). Это связано прежде всего со стремлением обеспечить безусловное получение отбела и однородность свойств во всех сечениях отливки как при первичной кристаллизации белого чугуна, так и в процессе термической обработки. Требование равномерности толщины стенок отливок из ковкого чугуна является обязательным условием обеспечения высокого качества и экономичности производства изделий.  [c.112]

Вид чугуна Микроструктура Содержание легирующих элементов в % Механические свойства Специальные свойства Метод термической обработки Область применения  [c.113]

Области применения. Ковкий чугун как конструкционный материал широко применяют в различных отраслях машиностроения благодаря высоким физико-механическим свойствам отливок, несложной и стабильной технологии их производства и более низкой стоимости по сравнению с отливками из стали, поковками и штамповками. Основным потребителем отливок из ковкого чугуна является автомобиле-и тракторостроение, сельхозмашиностроение и другие отрасли промышленности (табл. 27).  [c.133]

Области применения чугуна с шаровидным графитом определяются его высокими конструкционными, эксплуатационными (служебными) и технологическими свой ствами и во многих случаях хорошим сочетанием этих свойств.  [c.159]

Применение чугуна с шаровидным графитом как износостойкого материала. Расширению областей применения чугуна с шаровидным графитом как износостойкого материала способствует то обстоятельство, что, применяя соответствующую термическую обработку, можно получить наиболее приемлемую структуру чугуна, хорошо работающего на износ. Износостойкость чугуна с шаровидным графитом, кроме того, может быть повышена за счет его легирования такими элементами, как вольфрам, молибден, медь, титан, марганец, никель и др.  [c.168]

Химический состав и области применения отбеленного износостойкого чугуна [7, 81  [c.175]

Ограниченность области применения чугуна этого типа объясняется низкими механическими свойствами, сложностью технологии изготовления отливок и сравнительно невысокой износостойкостью (особенно по сравнению с высоколегированным белым чугуном). Сравнительная износостойкость белого чугуна в условиях дробильно-размольного и обогатительного оборудования приведена в табл. 7 и 8.  [c.176]

Химический состав свойства и области применения низко- и среднелегированного белого чугуна [4, 9. Ю]  [c.177]

Микрогеометрия поверхности, наклепанной дробью, зависит от ряда факторов и в первую очередь от качества дроби. Величина неровностей растет с увеличением диаметра дроби и ее скорости и падает с увеличением твердости поверхностного слоя обрабатываемой детали. При наклепе чугунной дробью, включая обработку твердых деталей мелкой дробью, чистота поверхности ниже той, которая достигается шлифованием. Это обстоятельство ограничивает область применения дробеструйной обработки. Практически микрогеометрия наклепанной чугунной дробью поверхности определяется по ГОСТ 2789-51 в пределах от 2-го до 7-го классов чистоты. Использование стальной дроби дает значительно лучший, результат и в отдельных случаях (детали высокой твердости) позволяет повысить чистоту поверхности.  [c.587]

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЧУГУННЫХ ОТЛИВОК  [c.86]

Область применения червячных колес из серого чугуна СЧ 21-40 с твердостью НВ 150—170 может быть расширена до Ур я= 5 м/сек, если червяк хромирован и червячная пара хорошо приработана [24].  [c.437]

Область применения Обработка твердых сплавов прошивка щелей и отверстий малого диаметра чистовая обработка на повышенных частотах Предварительная обработка полостей и, отверстий в стали и жаропрочных сплавах Обработка деталей из отбеленного чугуна и жаропрочных сплавов твердых сплавов при повышенных режимах с вращением инструмента  [c.380]

Механические свойства металла отливок при испытании на образцах диаметром 10 или 15 мм с пятикратной расчетной длиной, изготовленных из отдельных отлитых цилиндрических заготовок диаметром 30 мм, указаны в табл. II-3. Справочные данные механических свойств отливок в зависимости от толщины стенки, согласно приложению к ГОСТ 1412—70, приведены в табл. II-4, а области применения отливок — в табл. П-5. Допускаемые отклонения размеров и припуски на обработку отливок из серого чугуна устанавливаются по ГОСТ 1855—55.  [c.29]

Изготовление цилиндра путем отливки позволяет получить наивыгоднейшую его форму. Однако такие отливки обходятся очень дорого, значительно выше средней стоимости литья. Основная причина —большая стоимость модели, ограниченный выпуск отливок, высокие предъявляемые к ней требования. Поэтому в настоящее время рациональная область применения литых цилиндров — это паровпускная часть или весь цилиндр т. в. д. (сталь), части среднего давления и выхлопные, если для них по условиям работы может быть применен чугун, и стальные части сварно-литых конструкций.  [c.210]

Чугунами называются сплавы железа с углеродом, содержащие 2-4% С. Чугун является наиболее распространенным материалом для изготовления фасонных отливок, так как он обладает хорошими литейными свойствами, лучшими по сравнению со сталью. Область применения чугуна как конструкционного материала расширяется вследствие повышенных прочностных эксплуатационных свойств, а также в результате разработки чугунов новых марок со специальными физическими (износостойкости) и химическими свойствами (жаропрючности и жаростойкости) при повышенных температурах (600 - 1000°С).  [c.61]

В последние годы в номенклатуре марок сплавов видиа произошли значительные изменения. Вместо сплавов карбид вольфрама—карбид титана—кобальт, обозначавшихся как F1, S1, S2, S3, появились сплавы с добавками карбида тантала (карбида ниобия) и повышенным содержанием кобальта. Эти новые марки сплавов носят обозначения FT1, TTI, ТТ2, ТТЗ и соответствуют по областям применения прежним маркам F1, S1, S2, S3. Кроме того, введены марка ТТ4, для особо тяжелых работ и марка А1—универсальная, т. е. пригодная как для обработки чугуна, так и для обработки сталей.  [c.557]

Стеклоэмалями или просто эмалями (не смешивать с лаковыми эмалями ) называются стекла, наносимые тонким слоем на поверхность металлических и других предметов с целью защиты от коррозии, придания определенной окраски и улучшения внешнего вида, создания отражающей поверхности (эмалированная посуда, абажуры, рефлекторы, декоративные эмали и т. п.). Эмали получаются сплавлением измельченных составных частей шихты, выливанием расплавленной массы тонкой струей в холодную воду и размолом полученной фритты на шаровой мельнице в тонкий порошок. Иногда к фритте перед ее размолом добавляются небольшие количества глины и других веществ. Для нанесения эмали на различные предметы нагретый в печи до соответствующей температуры предмет посыпается порошком эмали, которая оплавляется и покрывает его прочным стекловидным слоем если требуется, покрытие повторяется несколько раз до получения слоя нужной толщины во время оплавления эмалируемый предмет (например, трубчатый резистор) может медленно вращаться в печи для более равномерного покрытия. Важно, чтобы а/ эмали был приблизительно равен а материала, на который наносится эмаль, иначе эмаль будет давать мелкие трещины (цек) при резкой смене температур. При эмалировании предметов из стали или чугуна для улучшения сцепления эмали с металлом производят предварительное покрытие металла грунтовой эмалью (с содержанием оксидов никеля или кобальта) на нее уи е наносится основная эмаль любой окраски. Важная область применения стеклоэмалей в качестве электроизоляционных материалов — покрытие трубчатых резисторов. В этих резисторах на наружную поверхность керамической трубки нанесена проволочная обмотка (из нихрома или константана), поверх которой наплавляется слой эмали, создающий изоляцию между отдельными витками обмотки и окружающими предметами и защищающий обмотку от влаги, загрязнения и окисления кислородом воздуха при высокой рабочей температуре (примерно 300 °С), Кроме того, стеклоэмали используются в электроаппаратостроении для получения прочного и нагревостойкого электроизоляционного покрытия на металле, а также для устройства вводов в металлические вакуумные приборы. Стеклоэмали применяются и в качестве диэлектрика в некоторых типах конденсаторов.  [c.165]

Сплав Со—СгзСг содержит 28—32% (об.) включений и имеет плотность 8100, кг/м , микротвердость 4650— 6000 МПа, внутренние напряжения при растяжении 118 МПа [62]. Сцепление данного сплава со сплавами алюминия, нержавеющей сталью и чугуном соответственно 44, 90 и 165 МПа. Сплав заметно начинает окисляться при 650 °С. Уменьшения внутренних напряжений, связанных с включением водорода, можно достигнуть отжигом в течение 1 ч при 300 °С. Некоторые области применения КЭП Со—СгзСг приведены в табл. 20.  [c.186]

В связи с расширением областей применения чугуна в народном хозяйстве в довоенный период с большой остротой встал вопрос о разработке новых марок чугунов со специальными физическими свойствами весьма разнообразного значения. В числе таких марок можно указать, например, чугуны кислотостойкие, щелочеупорные, изпосостопкне, жаростойкие, немагнитные и магнитные и др.  [c.206]

Примерные области применения и условия эксплуатации отлпвок из жаро- Toiii oro чугуна различных марок описаны далее.  [c.122]

Ш а м н Н. А. и М п л ь м а н Б. С., Инструкция по технологии производства высококачественного мо-дифицгрованного чугуна, его основные свойства и области применения, ЦНИИТМАШ, 1944.  [c.252]

Области применения алюминиевого чугуна. Наибольшее применение в промышленности должен получить высокожаростойкий чугун с шаровидной формой графита, легированный 19—25% алюминия, обладающий высокой прочностью при комнатной и повышенных температурах.  [c.220]

Рассмотрены основные технологические операции при изготовлении и ремонте котлов, сосудов и трубопроводов обработка металла в заготовительных цехах, изготовление обечаек путем вальцовки п штамповки, изготовление днищ с помощью штамповки и фланжировки, гибка труб, штамповка отводов, переходов и тройников, вальцовка труб в барабаны котлов. Подробно освещены требования к сварке изделий котлонадзора, а также требования к термической обработке сварных соединений. Приведены данные о материалах, применяемых для изготовления п ремонта объектов котлонадзора. Описаны механические свойства, химический состав и области применения сталей, чугунов и цветных металлов, используемых для котлов, трубопроводов и сосудов.  [c.2]

В зоне низких температур (до 250—230°С) применяются чугунные диафрагмы с залитыми лопатками. В зоне высокого давления и высоких температур применяются литые стальные диафрагмы. ОднакО литые стальные диафрагмы трудно выполнимы в связи с тем, что получается брак от перегорания тонких кромок направляющих лопаток, заливаемых в диафрагму. Большинство отечественных заводов и ино-, странных фирм избегают применения литых стальных диафрагм (известны только отдельные случаи их выполнения). До послелнего-времени большинство диафрагм в зоне высокого давления выполнялось. с наборными лопатками. Однако наборные диафрагмы с цельнофре-зерованными лопатками являются очень дорогостоящими, поэтому с иелью удешевления их турбостроительные заводы переходят на сварные диафрагмы. Следует оговориться, что область применения сварных диафрагм ограничивается конфигурацией канала по высоте. Для каналов, которые образованы кривыми поверхностями, имеющими один или несколько радиусов, изготовление бандажных лент и пробивка в них отверстий для лопаток весьма сложны.  [c.9]

Осн, область применения М,— чёрная металлургия, М. входит в состав всех чугунов и сталей. Его вводят также в состав разл, бронз, манганина и др. нежелеа-рых сплавов. Соединения М. и кремния MngSi п MnSi — высокотемпературные полупроводниковые материалы, последний используется в термоэлементах. Мн. сплавы М. ферромагнитны. Оксид марганца (4-)-) МпО (пиролюзит) используют в произ-ве стекла и в качестве  [c.46]


mash-xxl.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о