Объем цистерна вагон – Сколько литров в железнодорожной цистерне?

цистерна — Техническая библиотека Neftegaz.RU

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически-активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород),

Различают цистерны:

По типу:

общего назначения — для перевозки нефтепродуктов

специальные — для определённых видов грузов

По конструкции:

цистерны имеющие раму

цистерны безрамной конструкции

По числу осей:

четырёхосные

восьмиосные

По ёмкости

60 тонн

120 тонн

125 тонн

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы).

Кузов вагона-цистерны представляет собой котёл цилиндрической формы, закрытый с боков эллиптическими днищами.

Котлы цистерны имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза.

Универсальные цистерны подразделяются на цистерны для перевозки светлых (бензин, керосин, лигроин и т.п.) и темных (нефть, минеральные масла и т.п.) наливных грузов.

Универсальные цистерны железных дорог России оборудованы нижними сливными приборами, обеспечивающими надежную герметичность затворов.

Массу жидкого груза, перевозимого в цистернах, определяют замерно-калибровочным способом, при котором измеряют высоту наполнения котла, учитывают плотность груза и затем по специальным калибровочным таблицам, в которых приведена емкость котлов в зависимости от уровня его налива, подсчитывают массу груза.

Калибровочный тип цистерны обозначен в виде металлических цифр, приваренных к котлу на обеих сторонах его цилиндрической части.

Котлы специальных цистерн могут иметь тепло-изоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием.

В некоторых цистернах внутренняя полость котла разделяется на несколько секций.

В цистернах, у которых котёл укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, котёл в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует.

У вагона-цистерны безрамной конструкции котёл является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы.

Для повышения прочности и жёсткости котлов вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка котла подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости.

Четырехосная цистерна грузоподъемностью 60 т постройки Мариупольского (Ждановского) завода (рис. 4.3) имеет котел с полезной емкостью 71,7 м³ полной емкостью 73,1 м³ и с внутренним диаметром 3,0 м.

Крепление котла на раме производится в средней и в концевых его частях. К крайним опорам котел притянут стяжными хомутами, предназначенными для предотвращения вертикальных и поперечных его перемещений относительно рамы.

Особенностью конструкции рамы цистерны модели 15-1443 является отсутствие боковых продольных балок, наличие мощных концевых балок и облегченных продольных боковых балок лишь по концам рамы. Отсутствуют также промежуточные поперечные балки. Вследствие этого масса тары цистерны уменьшилась на 1,4 т. При такой конструкции силы, действующие на цистерну, воспринимаются котлом, жесткость которого значительно выше жесткости продольных боковых балок, и затем через крайние его опоры передаются на тележки.
В последние годы на Уральском и Мариупольском вагоностроительных заводах строятся четырехосные цистерны с увеличенной базой (7,8 м вместо 7,12 м) и укороченными консолями (1,5 м вместо 1,84 м), что улучшает динамические качества цистерны, особенно в горизонтальной плоскости, и повысить безопасность движения грузовых поездов, в которых имеются такие цистерны.
Для перевозки бензина спроектирована четырехосная цистерна с удельным объемом котла 1,4 м³/т, вписанная в габарит 02-ВМ, что позволяет эксплуатировать ее на зарубежных железных дорогах с шириной колеи 1435 мм. Грузоподъемность такой цистерны 62 т, масса тары 25,3 т, осевая нагрузка 216 кН, погонная нагрузка 64 кН/м. В последние годы постройка четырехосных цистерн с улучшенными технико-экономическими показателями производится на Уралвагонзаводе и на других предприятиях России.
Для увеличения провозной способности железных дорог Мариупольским заводом тяжелого машиностроения (Азовмаш) совместно с кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» Московского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Московский государственный университет путей сообщения — МИИТ) создана восьмиосная цистерна безрамной конструкции модели 15-871. У нее отсутствуют хребтовая балка между шкворневыми узлами и продольные боковые балки. Грузоподъемность 120 т (рис. 4.4). Увеличенный до 1,14 м³/т удельный объем котла позволяет лучше использовать грузоподъемность цистерны, а повышенная до 80 кН/м погонная нагрузка позволяет увеличить на 30-35 % массу поезда при существующих ограничениях его длины и тем самым достичь большей провозной способности железных дорог, сократить капитальные вложения на развитие пропускной способности, снизить себестоимость перевозок, увеличить производительность труда.

При проектировании восьмиосных цистерн безрамной конструкции исходят из тенденции развития современного вагоностроения, где идея применения цельнонесущего кузова получила всеобщее признание. В таком кузове, которым является у цистерны котел, лучше используются все его основные элементы, он имеет меньшую массу, чем кузов с несущей рамой. Котел цистерны цилиндрической формы со сравнительно толстыми стенками в большей мере, чем кузова других типов вагонов, может быть использован в качестве цельнонесущей конструкции.

Котел цистерны состоит из цилиндрической части 1 и двух днищ 9 эллиптической формы. Повышение прочности и устойчивости оболочки котла при малой его массе достигается приваренными к котлу под креплением кольцевыми шпангоутами 7 и 8 омегообразного поперечного сечения. Котел имеет два сливных прибора 6 универсального типа и два колпака с крышками 4 малого объема для налива груза, при котором 2 % объема котла остаются не заполненными грузом для компенсации температурного расширения груза. Исследования, проведенные ВНИИЖТ, показали, что неполное заполнение котла грузом не представляет угрозы для безопасности движения поездов и прочности котла. Вблизи колпака расположены два предохранительно-впускных клапана 2. Котел оборудован наружной 3 и внутренней 5 лестницами, помостами и ограждениями около колпаков с крышками 4. Основные части котла и его опор изготовлены из низколегированной стали 09Г2Д.
Дальнейшим конструктивным улучшением восьмиосной цистерны является опирание котла непосредственно на боковые скользуны четырех двухосных тележек, из которых состоят четырехосные тележки. Это позволяет снизить на 2,5-3 т массу тары цистерны и повысить ее грузоподъемность из-за отсутствия тяжелых соединительных балок четырехосных тележек. Кроме того, у такой цистерны улучшены условия осмотра и ремонта ходовых частей; иное расположение частей автотормоза дает возможность применять авторежим (устройство для автоматического изменения величины давления в тормозном цилиндре в зависимости от грузоподъемности цистерны).
Принимая во внимание большую экономическую эффективность восьмиосных цистерн по сравнению с четырехосными и шестиосными, а также преимущества габарита Т по сравнению с габаритом 1-Т, целесообразным типом восьмиосной цистерны должна быть цистерна, построенная по габариту Г . Такие цистерны в первую очередь должны эксплуатироваться на направлениях перевозки нефтепродуктов в большом объеме в маршрутных поездах большой массы, например до 10-12 тыс. т, что при ограниченных длинах станционных путей можно реализовать лишь при использовании цистерн с большой погонной нагрузкой. Кроме того, в поездах такой массы при наличии кривых малого радиуса, больших подъемов и спусков профиля пути могут возникать большие продольные силы, которые оказывают существенное влияние на устойчивость от выжимания вагонов из поезда. Особенно это негативно сказывается на четырехосных вагонах.
Мариупольским заводом тяжелого машиностроения в содружестве с МИИТ и ВНИЖТ была разработана конструкция восьмиосной цистерны габарита Тц (рис. 4.5). Ее котел с десятью шпангоутами с внутренним диаметром 3,4 м состоит из нижнего (броневого) листа толщиной 12 мм, верхних и боковых листов толщиной 9 мм и двух днищ толщиной 12 мм. Цистерна спроектирована на грузоподъемность 125 т, массу тары 51т, полный объем котла 159 м³ осевую нагрузку 216 кН и погонную нагрузку 94,2 кН/м. Вследствие меньшей длины котла цистерна габарита Тц в отличие от других типов восьмиосных цистерн имеет один сливной прибор и одну горловину люка.

По предложению МИИТа Азовмашем впервые в мировой практике вагоностроения спроектирована восьмиосная цистерна модели 15-1500 с переменным профилем шпангоутов котла (десять шпангоутов на котле), В зоне наибольших ограничений по габариту ширины цистерны высота шпангоута уменьшена со 110 мм до 15 мм, что позволило увеличить внутренний диаметр котла с 3,0 м до 3,2 м при одинаковом габарите подвижного состава 1-Т. Такая цистерна имеет грузоподъемность 125 т, массу тары 51 т, удельный объем котла 1,25 м³/М Средняя погонная нагрузка «нетто» увеличена на 11 % по сравнению с цистерной модели 15-871. После всесторонних испытаний эти цистерны более рациональной конструкции начали строиться серийно (с 1988 г.) на Азовмаше.

neftegaz.ru

Вагон-цистерна — Википедия. Что такое Вагон-цистерна

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелкодисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

Общая характеристика

8-ми осный вагон-цистерна для светлых нефтепродуктов безрамной конструкции

Различают цистерны:

  • По типу:
    • общего назначения — для перевозки нефтепродуктов;
    • специальные — для определённых видов грузов.
  • По конструкции:
    • цистерны, имеющие раму;
    • цистерны безрамной конструкции.
  • По числу осей:
    • четырёхосные;
    • шестиосные;
    • восьмиосные.
  • По ёмкости.
Отсеки снизу котла для установки трубчатых электронагревателей вагона-цистерны для каменноугольного пека

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость, используемая для перевозки груза, именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов, имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C), используются вагоны-цистерны, имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия или добавку в перевозимый груз ингибиторов коррозии.

Конструкция

Слив нефтепродуктов из вагона. ГДР, 1962 год

Кузов вагона-цистерны представляет собой горизонтальную ёмкость цилиндрической формы, закрытую с боков эллиптическими днищами. Ёмкость цистерны или её отдельные секции имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза. Сосуды специальных цистерн могут иметь теплоизоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием. В некоторых цистернах внутренняя ёмкость делится на несколько секций. В цистернах, у которых ёмкость укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, ёмкость в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует. У вагона-цистерны безрамной конструкции ёмкость является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы. Для повышения прочности и жёсткости ёмкостей вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 15-20 м³ в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м³ (8-осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и больше.

Особенности конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов

Узкоколейные цистерны

ВЦ20, Ширина колеи, 750мм.

Четырёхосная цистерна грузоподъёмностью 10 и 20 тонн предназначена для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, слабоагрессивные жидкости (аммиачную воду, этанол) по железным дорогам узкой колеи [1]. Цистерны безрамной конструкции, несущий котел сварной, цистерна оборудована специальным нижним сливным двусторонним прибором, который открывается и закрывается при помощи механического привода, со штурвалом, расположенным сверху внутри колпака. Для доступа к колпаку имеется лестница и верхняя площадка. Цистерна оборудована автоматическим пневматическим тормозом и типовым для узкой колеи ударно-тяговым прибором [2]. Цистерны:

История цистерн в России

Двухосный вагон-цистерна

Первые вагоны-цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем, в 1872 году, их начали строить в дорожных мастерских Грязе-Царицынской и Московско-Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от Волжских пристаней вглубь страны керосина отгружаемого с Бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объёмом котла от 8 до 10 кубометров[3].

Производились специальные виды цистерн. Так, для перевозки спирта использовались цистерны с котлом, для защиты от нагревания помещенным внутрь крытого нормального вагона. Такие крытые вагоны имели специальные отличительные знаки. По спецзаказам производились цистерны для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и прочих химических веществ.

В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу (микст). Она имела квадратный котел, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 году Кубасов.

В 1905-1911 годах начался процесс увеличения грузоподъемности цистерн, с 12,5 до 16,5 т (1000 пудов), что делалось за счет дополнительной надстройки у нормальных цистерн.

В 1895 году Гротен разработал трехосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырехосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось еще несколько типов четырехосных цистерн грузоподъемностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.

Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны, несколько отличного типа.

В основном парк цистерн в России до революции состоял из нормальных 750 и 1000-пудовых вагонов, которые эксплуатировались до конца 50-х годов.[4]

Производители вагонов-цистерн

«Поезд-газовоз» состоящий кроме локомотива из вагонов-цистерн разной модификации и производителя со сжиженной пропан-бутановой фракцией углеводородов
Россия
Украина

Модели цистерн

Сертифицированные модели цистерн на территории России (по состоянию на 2017 г.)[5]
МодельСпециализацияЗаводГрузоподъёмность, тОбъём, м³Срок службы, лет
Цистерны химические
15—150—05МетанолУралвагонзавод6585,632
15—6880МетанолТихвинХимМаш738832
15—1240МетанолРузхиммаш658232
15—6880—01МетанолТихвинХимМаш71,79432
15—157Серная кислотаУралвагонзавод693918
15—9545Серная кислотаТихвинХимМаш774418
15—210—03БензолРузхиммаш667324
15—150—04ББензолУралвагонзавод6685,624
15—6900Натр едкийТихвинХимМаш7354,532
15—157—02Натр едкийУралкриомаш683932
15—6900—01Натр едкийТихвинХимМаш76,554,532
15—1230Соляная кислотаРузхиммаш66,86218
15—1614—01Соляная кислотаАзовмаш68,66318
15—5181ХимияУралвагонзавод73,576,330
15—6900—01ХимияТихвинХимМаш76,554,532
15—6900ХимияТихвинХимМаш7354,532
15—1224ОлеумРузхиммаш6838,132
15—157—01ОлеумУралвагонзавод6838,832
15—1556—03ХлорЗМК57,54624
15—1547—04СпиртАзовмаш6585,630
Цистерны для легкозатвердевающих продуктов
15—1257ПекРузхиммаш69,563,124
15—1534—03ПекАзовмаш6263,424
15—9544Сера расплавленнаяНМЗ71,542,232
15—6913Сера расплавленнаяТихвинХимМаш724432
15—1256Сера расплавленнаяРузхиммаш6538,432
15—1232—03КФСРузхиммаш66,453,532
Цистерны газовые и аммиачные
15—1209Пропан — БутанРузхиммаш5183,840
15—9872Пропан — БутанАлтайвагон5283,940
15—588—01Пропан — БутанУралвагонзавод528640
15—1288—01Пропан — БутанРузхиммаш5686,840
15—6855Пропан — БутанТихвинХимМаш6186,740
15—588С—01Криогенные газыУралкриомаш554428
15—588С—04Криогенные газыУралкриомаш57,649,128
15—5106Криогенные газыУралкриомаш31,665,420
15—1288—02АммиакРузхиммаш5687,140
15—1201—02АммиакРузхиммаш427440
15—6926АммиакТихвинХимМаш60,292,740
15—5183АммиакУралвагонзавод45,68640
15—2148АммиакАлтайвагон50,185,640
Цистерны для пищевых продуктов
15—150—04ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—1213ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,530
15—5103—7ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—2132ПРастительное маслоАлтайвагон6686,530
Цистерны для нефти и светлых нефтепродуктов (бензин [моторный], керосин [авиационный], дизельное топливо)
15—5103—07Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—150—04Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—9993Бензин — НефтьТихвинХимМаш73,38832
15—5157—03Бензин — НефтьУралвагонзавод6887,132
15—5157—05Бензин — НефтьУралвагонзавод7387,132
15—2132Бензин — НефтьАлтайвагон6686,532

Источник: портал «Промышленные грузы»

Некоторые вагоны-цистерны разного назначения и конструкции:

Различные вагоны-цистерны специально оборудованные для перевозки некоторых опасных грузов:

См. также

Примечания

  1. ↑ Цистерны.
  2. ↑ Развитие отечественного вагонного парка. Авторы: Л.А.Шадур, Издательство: Москва «Транспорт»
  3. Мокршицкий Е.И. История вагонного парка железных дорог СССР. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1946. — С. 63. — 205 с.
  4. Молочников Р., Дорошенко Я. Нормальная цистерна // Моделист-Конструктор : журнал. — 1993. — № 10. — С. 24-27.
  5. ↑ Бочковая палитра // РЖД-Партнёр, №15-16 (355-356), август 2017

Литература

Ссылки

wiki.sc

Вагон-цистерна Википедия

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

ru-wiki.ru

Вагон-цистерна Википедия

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелкодисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

Общая характеристика

8-осный вагон-цистерна для светлых нефтепродуктов безрамной конструкции

Различают цистерны:

  • По типу:
    • общего назначения — для перевозки нефтепродуктов;
    • специальные — для определённых видов грузов.
  • По конструкции:
    • цистерны, имеющие раму;
    • цистерны безрамной конструкции.
  • По числу осей:
    • четырёхосные;
    • шестиосные;
    • восьмиосные.
  • По ёмкости.
Отсеки снизу котла для установки трубчатых электронагревателей вагона-цистерны для каменноугольного пека

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость, используемая для перевозки груза, именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов, имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C), используются вагоны-цистерны, имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия или добавку в перевозимый груз ингибиторов коррозии.

Конструкция

Слив нефтепродуктов из вагона. ГДР, 1962 год

Кузов вагона-цистерны представляет собой горизонтальную ёмкость цилиндрической формы, закрытую с боков эллиптическими днищами. Ёмкость цистерны или её отдельные секции имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза. Сосуды специальных цистерн могут иметь теплоизоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием. В некоторых цистернах внутренняя ёмкость делится на несколько секций. В цистернах, у которых ёмкость укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, ёмкость в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует. У вагона-цистерны безрамной конструкции ёмкость является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы. Для повышения прочности и жёсткости ёмкостей вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 15-20 м³ в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м³ (8-осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и больше.

Особенности конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов

Узкоколейные цистерны

ВЦ20, ширина колеи — 750 мм.

Четырёхосная цистерна грузоподъёмностью 10 и 20 тонн предназначена для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, слабоагрессивные жидкости (аммиачную воду, этанол) по железным дорогам узкой колеи [1]. Цистерны безрамной конструкции, несущий котел сварной, цистерна оборудована специальным нижним сливным двусторонним прибором, который открывается и закрывается при помощи механического привода, со штурвалом, расположенным сверху внутри колпака. Для доступа к колпаку имеется лестница и верхняя площадка. Цистерна оборудована автоматическим пневматическим тормозом и типовым для узкой колеи ударно-тяговым прибором [2]. Цистерны:

История цистерн в России

Двухосный вагон-цистерна

Первые вагоны-цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем, в 1872 году, их начали строить в дорожных мастерских Грязе-Царицынской и Московско-Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от Волжских пристаней вглубь страны керосина, отгружавшегося с Бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объёмом котла от 8 до 10 кубометров[3].

Производились специальные виды цистерн. Так, для перевозки спирта использовались цистерны с котлом, для защиты от нагревания помещенным внутрь крытого нормального вагона. Такие крытые вагоны имели специальные отличительные знаки. По спецзаказам производились цистерны для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и прочих химических веществ.

В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу (микст). Она имела квадратный котел, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 году Кубасов.

В 1905-1911 годах начался процесс увеличения грузоподъемности цистерн, с 12,5 до 16,5 т (1000 пудов), что делалось за счет дополнительной надстройки у нормальных цистерн.

В 1895 году Гротен разработал трехосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырехосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось еще несколько типов четырехосных цистерн грузоподъемностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.

Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны, несколько отличного типа.

В основном парк цистерн в России до революции состоял из нормальных 750 и 1000-пудовых вагонов, которые эксплуатировались до конца 50-х годов.[4]

Производители вагонов-цистерн

«Поезд-газовоз», состоящий, кроме локомотива, из вагонов-цистерн разной модификации и производителя со сжиженной пропан-бутановой фракцией углеводородов
Россия
Украина

Модели цистерн

Сертифицированные модели цистерн на территории России (по состоянию на 2017 г.)[5]
МодельСпециализацияЗаводГрузоподъёмность, тОбъём, м³Срок службы, лет
Цистерны химические
15—150—05МетанолУралвагонзавод6585,632
15—6880МетанолТихвинХимМаш738832
15—1240МетанолРузхиммаш658232
15—6880—01МетанолТихвинХимМаш71,79432
15—157Серная кислотаУралвагонзавод693918
15—9545Серная кислотаТихвинХимМаш774418
15—210—03БензолРузхиммаш667324
15—150—04ББензолУралвагонзавод6685,624
15—6900Натр едкийТихвинХимМаш7354,532
15—157—02Натр едкийУралкриомаш683932
15—6900—01Натр едкийТихвинХимМаш76,554,532
15—1230Соляная кислотаРузхиммаш66,86218
15—1614—01Соляная кислотаАзовмаш68,66318
15—5181ХимияУралвагонзавод73,576,330
15—6900—01ХимияТихвинХимМаш76,554,532
15—6900ХимияТихвинХимМаш7354,532
15—1224ОлеумРузхиммаш6838,132
15—157—01ОлеумУралвагонзавод6838,832
15—1556—03ХлорЗМК57,54624
15—1547—04СпиртАзовмаш6585,630
Цистерны для легкозатвердевающих продуктов
15—1257ПекРузхиммаш69,563,124
15—1534—03ПекАзовмаш6263,424
15—9544Сера расплавленнаяНМЗ71,542,232
15—6913Сера расплавленнаяТихвинХимМаш724432
15—1256Сера расплавленнаяРузхиммаш6538,432
15—1232—03КФСРузхиммаш66,453,532
Цистерны газовые и аммиачные
15—1209Пропан — БутанРузхиммаш5183,840
15—9872Пропан — БутанАлтайвагон5283,940
15—588—01Пропан — БутанУралвагонзавод528640
15—1288—01Пропан — БутанРузхиммаш5686,840
15—6855Пропан — БутанТихвинХимМаш6186,740
15—588С—01Криогенные газыУралкриомаш554428
15—588С—04Криогенные газыУралкриомаш57,649,128
15—5106Криогенные газыУралкриомаш31,665,420
15—1288—02АммиакРузхиммаш5687,140
15—1201—02АммиакРузхиммаш427440
15—6926АммиакТихвинХимМаш60,292,740
15—5183АммиакУралвагонзавод45,68640
15—2148АммиакАлтайвагон50,185,640
Цистерны для пищевых продуктов
15—150—04ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—1213ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,530
15—5103—7ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—2132ПРастительное маслоАлтайвагон6686,530
Цистерны для нефти и светлых нефтепродуктов (бензин [моторный], керосин [авиационный], дизельное топливо)
15—5103—07Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—150—04Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—9993Бензин — НефтьТихвинХимМаш73,38832
15—5157—03Бензин — НефтьУралвагонзавод6887,132
15—5157—05Бензин — НефтьУралвагонзавод7387,132
15—2132Бензин — НефтьАлтайвагон6686,532

Источник: портал «Промышленные грузы»

Некоторые вагоны-цистерны разного назначения и конструкции:

Различные вагоны-цистерны, специально оборудованные для перевозки некоторых опасных грузов:

См. также

Примечания

  1. ↑ Цистерны.
  2. ↑ Развитие отечественного вагонного парка. Авторы: Л.А.Шадур, Издательство: Москва «Транспорт»
  3. Мокршицкий Е.И. История вагонного парка железных дорог СССР. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1946. — С. 63. — 205 с.
  4. Молочников Р., Дорошенко Я. Нормальная цистерна // Моделист-Конструктор : журнал. — 1993. — № 10. — С. 24-27.
  5. ↑ Бочковая палитра // РЖД-Партнёр, №15-16 (355-356), август 2017

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Вагон-цистерна — ВиКи

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелкодисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

  8-осный вагон-цистерна для светлых нефтепродуктов безрамной конструкции

 

Различают цистерны:

  • По типу:
    • общего назначения — для перевозки нефтепродуктов;
    • специальные — для определённых видов грузов.
  • По конструкции:
    • цистерны, имеющие раму;
    • цистерны безрамной конструкции.
  • По числу осей:
    • четырёхосные;
    • шестиосные;
    • восьмиосные.
  • По ёмкости.
  Отсеки снизу котла для установки трубчатых электронагревателей вагона-цистерны для каменноугольного пека

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость, используемая для перевозки груза, именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов, имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C), используются вагоны-цистерны, имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия или добавку в перевозимый груз ингибиторов коррозии.

  Слив нефтепродуктов из вагона. ГДР, 1962 год

Кузов вагона-цистерны представляет собой горизонтальную ёмкость цилиндрической формы, закрытую с боков эллиптическими днищами. Ёмкость цистерны или её отдельные секции имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза. Сосуды специальных цистерн могут иметь теплоизоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием. В некоторых цистернах внутренняя ёмкость делится на несколько секций. В цистернах, у которых ёмкость укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, ёмкость в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует. У вагона-цистерны безрамной конструкции ёмкость является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы. Для повышения прочности и жёсткости ёмкостей вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 15-20 м³ в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м³ (8-осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и больше.

Особенности конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов

  ВЦ20, ширина колеи — 750 мм.

Четырёхосная цистерна грузоподъёмностью 10 и 20 тонн предназначена для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, слабоагрессивные жидкости (аммиачную воду, этанол) по железным дорогам узкой колеи [1]. Цистерны безрамной конструкции, несущий котел сварной, цистерна оборудована специальным нижним сливным двусторонним прибором, который открывается и закрывается при помощи механического привода, со штурвалом, расположенным сверху внутри колпака. Для доступа к колпаку имеется лестница и верхняя площадка. Цистерна оборудована автоматическим пневматическим тормозом и типовым для узкой колеи ударно-тяговым прибором [2]. Цистерны:

  Двухосный вагон-цистерна

Первые вагоны-цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем, в 1872 году, их начали строить в дорожных мастерских Грязе-Царицынской и Московско-Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от Волжских пристаней вглубь страны керосина, отгружавшегося с Бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объёмом котла от 8 до 10 кубометров[3].

Производились специальные виды цистерн. Так, для перевозки спирта использовались цистерны с котлом, для защиты от нагревания помещенным внутрь крытого нормального вагона. Такие крытые вагоны имели специальные отличительные знаки. По спецзаказам производились цистерны для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и прочих химических веществ.

В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу (микст). Она имела квадратный котел, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 году Кубасов.

В 1905-1911 годах начался процесс увеличения грузоподъемности цистерн, с 12,5 до 16,5 т (1000 пудов), что делалось за счет дополнительной надстройки у нормальных цистерн.

В 1895 году Гротен разработал трехосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырехосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось еще несколько типов четырехосных цистерн грузоподъемностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.

Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны, несколько отличного типа.

В основном парк цистерн в России до революции состоял из нормальных 750 и 1000-пудовых вагонов, которые эксплуатировались до конца 50-х годов.[4]

Сертифицированные модели цистерн на территории России (по состоянию на 2017 г.)[5]
МодельСпециализацияЗаводГрузоподъёмность, тОбъём, м³Срок службы, лет
Цистерны химические
15—150—05МетанолУралвагонзавод6585,632
15—6880МетанолТихвинХимМаш738832
15—1240МетанолРузхиммаш658232
15—6880—01МетанолТихвинХимМаш71,79432
15—157Серная кислотаУралвагонзавод693918
15—9545Серная кислотаТихвинХимМаш774418
15—210—03БензолРузхиммаш667324
15—150—04ББензолУралвагонзавод6685,624
15—6900Натр едкийТихвинХимМаш7354,532
15—157—02Натр едкийУралкриомаш683932
15—6900—01Натр едкийТихвинХимМаш76,554,532
15—1230Соляная кислотаРузхиммаш66,86218
15—1614—01Соляная кислотаАзовмаш68,66318
15—5181ХимияУралвагонзавод73,576,330
15—6900—01ХимияТихвинХимМаш76,554,532
15—6900ХимияТихвинХимМаш7354,532
15—1224ОлеумРузхиммаш6838,132
15—157—01ОлеумУралвагонзавод6838,832
15—1556—03ХлорЗМК57,54624
15—1547—04СпиртАзовмаш6585,630
Цистерны для легкозатвердевающих продуктов
15—1257ПекРузхиммаш69,563,124
15—1534—03ПекАзовмаш6263,424
15—9544Сера расплавленнаяНМЗ71,542,232
15—6913Сера расплавленнаяТихвинХимМаш724432
15—1256Сера расплавленнаяРузхиммаш6538,432
15—1232—03КФСРузхиммаш66,453,532
Цистерны газовые и аммиачные
15—1209Пропан — БутанРузхиммаш5183,840
15—9872Пропан — БутанАлтайвагон5283,940
15—588—01Пропан — БутанУралвагонзавод528640
15—1288—01Пропан — БутанРузхиммаш5686,840
15—6855Пропан — БутанТихвинХимМаш6186,740
15—588С—01Криогенные газыУралкриомаш554428
15—588С—04Криогенные газыУралкриомаш57,649,128
15—5106Криогенные газыУралкриомаш31,665,420
15—1288—02АммиакРузхиммаш5687,140
15—1201—02АммиакРузхиммаш427440
15—6926АммиакТихвинХимМаш60,292,740
15—5183АммиакУралвагонзавод45,68640
15—2148АммиакАлтайвагон50,185,640
Цистерны для пищевых продуктов
15—150—04ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—1213ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,530
15—5103—7ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—2132ПРастительное маслоАлтайвагон6686,530
Цистерны для нефти и светлых нефтепродуктов (бензин [моторный], керосин [авиационный], дизельное топливо)
15—5103—07Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—150—04Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—9993Бензин — НефтьТихвинХимМаш73,38832
15—5157—03Бензин — НефтьУралвагонзавод6887,132
15—5157—05Бензин — НефтьУралвагонзавод7387,132
15—2132Бензин — НефтьАлтайвагон6686,532

Источник: портал «Промышленные грузы»

Некоторые вагоны-цистерны разного назначения и конструкции:

Различные вагоны-цистерны, специально оборудованные для перевозки некоторых опасных грузов:

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Вагон-цистерна Википедия

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелкодисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

ruwikiorg.ru

Цистерна (вагон) Википедия

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *