Назначение чертежа – Назначения и содержания сборочных чертежей. Основные элементы сборочного чертежа (изображения, размеры, спецификация).

Чертёж - это... Что такое Чертёж?

У этого термина существуют и другие значения, см. Чертеж. Чертёж детали

Чертёж — документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые как для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операций с самим документом.

Чертёж — один из видов конструкторских документов[1] и, с другой стороны, — один из видов графической модели изделия.

Основные требования к выполнению чертежей изложены в ГОСТ 2.109-73.[2]

Форматы листа

Форматы листа

Международный стандарт размеров листов, ISO 216 (ГОСТ 2.301-68[3]), построен на основе немецкого стандарта размеров листов DIN 476. В стандарте ISO отношение ширины к длине листов различных форматов одинаково, и составляет , Или примерно 1:1,4142. Базовым форматом листа является A0, площадь которого равна 1 м². Каждый из следующих форматов листов A1, A2, A3 и т. д., имеет вдвое меньшую площадь, чем предыдущий. Эти форматы по ГОСТ 2.302-68 имеют название «основные форматы».

Основной формат — формат конструкторского документа, которому отдают предпочтение, размеры сторон которого составляют 1189×841 мм (A0) или полученный последовательным делением его на две равные части параллельно меньшей стороны до формата 297×210 мм (A4).

Дополнительный формат — формат конструкторского документа, который образуют увеличением меньшей стороны любого основного формата на величину, кратную её размеру.[3]

Масштабы

Изображение предмета на чертеже может быть выполнено в натуральную величину, уменьшенным или увеличенным. Отношение всех линейных размеров изображения предмета на чертеже к их натуральной величине называется масштабом.

ГОСТ 2.302-68 устанавливает следующий ряд масштабов изображений на чертежах:

  • масштабы уменьшения — 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:75; 1:100, 1 : 200;
  • натуральная величина — 1:1;
  • масштабы увеличения — 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 40:1; 50:1; 100:1.

Линии

Основными элементами любого чертежа являются линии. В зависимости от их назначения они имеют соответствующие тип и толщину. Изображение предметов на чертеже является сочетанием различных типов линий.

Типы линий, их назначение и толщина установлены ГОСТ 2.303-68 (ISO 128). Сплошная толстая основная линия принята за исходную. Толщина её

S должна выбираться в пределах от 0,5 до 1,4 мм. Она выбирается в зависимости от величины и сложности изображения, формата листа и назначения чертежа. Исходя из толщины сплошной толстой основной линии выбирают толщину других линий при условии, что для каждого типа линий в пределах одного чертежа на всех изображениях она будет одинаковой.

Виды, толщины и назначения линий по ГОСТ 2.303-68:

НазваниеТолщина относительно основной линииОсновное назначение
Сплошная толстаяSЛинии видимого контура. Линии перехода видимые. Линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза).
Сплошная тонкаяОт S/3 до S/2Линии контура наложенного сечения. Линии размерные и выносные. Линии штриховки. Линии-выноски. Полки линий-выносок и подчеркивание надписей. Линии ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях. Линии перехода воображаемые. Следы плоскостей, линии построения характерных точек при специальных построениях.
Сплошная волнистаяОт S/3 до S/2Линии обрыва. Линии разграничения вида и разреза.
ШтриховаяОт S/3 до S/2Линии невидимого контура. Линии перехода невидимые.
Штрих-пунктирная тонкаяОт S/3 до S/2Линии осевые и центровые. Линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
Штрих-пунктирная утолщённаяОт S/3 до 2/3SЛинии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию. Линии для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью.
РазомкнутаяОт S до 1,5 SЛинии сечений.
Сплошная тонкая с изломомОт S/3 до S/2Длинные линии обрыва.
Штрих-пунктирная с двумя точками тонкаяОт S/3 до S/2Линии сгиба на развертках. Линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях. Линии для изображения развертки, совмещенной с видом.
  • Образцы линий
  • Сплошная толстая

  • Сплошная тонкая

  • Сплошная волнистая

  • Штрих-пунктирная тонкая

  • Штрих-пунктирная утолщенная

  • Сплошная тонкая с изломом

  • Штрих-пунктирная с двумя точками тонкая

Черчение

График за работой План правительственного здания

Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки, а пользуются разными вспомогательными инструментами. Зато от чертежа требуется точное воспроизведение размеров предмета, в определённом масштабе, вследствие чего перспективное изображение употребляется весьма редко (так как оно искажает размеры частей) и заменяется проекциями, по правилам начертательной геометрии. С развитием применений графической статики при помощи черчения стали легко и быстро решать множество численных задач, встречающихся при проектировании сооружений и машин и требующих сложных алгебраических выкладок.

Под именем «геометрическое черчение» подразумевают особый подготовительный предмет программы начальных технических училищ: чтобы приступить к изучению искусства черчения ученикам показывают приёмы употребления чертёжных инструментов и заставляют решать на бумаге разные геометрические задачи. Начиная с действительно нужных, как проведение параллельных и перпендикулярных прямых, деления прямых и углов на равные части, построения фигур в разных масштабах, доходят до решения довольно сложных частных задач и построения разных плоских кривых и правильных узоров, выбранных лишь с целью «набить руку» и достигнуть некоторой степени геометрического «развития». Затем уже переходят к «проекционному черчению»: практическому изучению начертательной геометрии и разных систем проекций, на ней основанных. Эти научные основы черчения разрабатываются дальше сообразно специальностям, требующим разнообразных результатов, достигаемых особыми приёмами и навыками. Черчение географических и топографических карт, ситуационных и межевых планов требует соблюдения большой точности в размерах и раскрашивания условными красками и приёмами. Архитектурное черчение пользуется другими условными обозначениями и приёмами, но тоже требует точного соблюдения размеров, так как их определяют при пользовании планом непосредственным измерением при помощи циркуля и масштаба. В заводских чертежах, даваемых в руки рабочим-исполнителям, большей частью допускается более грубое исполнение, потому что главные размеры обыкновенно надписываются, а самые чертежи часто исполняются в натуральную величину.

В старину было принято тщательно отделывать все инженерные, архитектурные и машиностроительные чертежи: вычерчивать тонкими линиями, тщательно раскрашивать и даже оттенять округлые поверхности размыванием туши.

В архитектуре

Чертёжные инструменты

Некоторые современные инструменты:

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Когда чертёж большой или подлежит раскрашиванию, бумагу для него необходимо натягивать на чертёжную доску. Хорошая чертёжная доска должна представлять совершенно плоскую гладкую поверхность и быть достаточно мягкой, чтобы в неё легко было вкалывать кнопки для прикалывания бумаги. Поэтому чертёжные доски делают из липового, соснового или ольхового дерева, а более твёрдые сорта не годятся. Дерево, как известно, способно коробиться от высыхания, поэтому для получения хорошей чертёжной доски необходимо принимать различные меры. Дерево выбирают прямослойное, по возможности без сучков: по поверхностным трещинам на кромке легко заметить, что волокна в дереве изогнуты почти всегда по винтовой линии, обыкновенно очень крутой. Если доску из такого дерева выстрогать совершенно плоско, то она станет «косой плоскостью», то есть параболическим гиперболоидом, когда подсохнет. Если же она отсыреет, то скрутится в обратную сторону и образует поверхность такого же рода, но неспособную совпадать с первой. Прямослойное же дерево сгибается в цилиндрическую поверхность. На основании этого, выбрав доски, их распиливают вдоль пополам и склеивают в щиты, перевернув каждую на 180° относительно соседних: вследствие этого вместо одной цилиндрической поверхности при короблении получается волнистая, менее удаляющаяся от плоскости. Доски берут полуторадюймовые и с задней стороны забивают «шпонки» в «награтку». Кромки острагивают как можно прямее, так как ими пользуются для проведения параллельных линий, а сучки на лицевой стороне выдалбливают и заклеивают кусочками дерева из той же доски. Через несколько месяцев пребывания в отопляемой комнате новая доска сильно покоробится, тогда её отсылают к столяру для поправки: пока толщина достаточна, он может её снова выстрогать плоско, но это становится невозможным, если её очень много «повело». После первой неизбежной поправки доска будет изменяться мало, но всё-таки требует по временам перестрагивания. Иногда требуется, чтобы доска была легка: тогда её делают пустой, наклеивая тонкие щиты с обеих сторон рамки. Такая работа удаётся лишь при употреблении очень сухого и долго выдержанного дерева. В старину делали доски в виде рамы, заполненной филёнкой «заподлицо», но такие доски при высыхании непременно дают щели по бокам, а отсырев, распирают шипы своей рамки. Склеивают также чертёжные доски из нескольких слоев перекрещивающихся тонких фанерок, но при всей своей прочности и лёгкости они становятся неправильно-волнистыми при изменении своей начальной степени сухости. Если надо пользоваться обеими поверхностями доски, то её делают с «торцовыми награтками» из твёрдого дерева, то есть «фальц» выбирают в самих награтках, а торцовые кромки щита обделывают соответственным образом и забивают в этот фальц. Для черчения доску кладут на стол так, чтобы свет падал с левой руки работающего и спереди, иначе придется проводить линии по теневой стороне линеек и угольников. При покрытии красками, доску приходится слегка наклонять, чтобы жидкая краска сама стекала в одну сторону, когда же чертёж очень велик, доску удобно очень сильно наклонять и работать стоя, иначе придётся ложиться на стол, чтобы дотянуться до более отдалённого края. Придумано много более или менее сложных станков для этой цели; довольно удобен американский. В нём доска D лежит на козлах, одна рама aca цельная, тогда как другая состоит из неизменяемой части d и переставной bb; цепочки fmf позволяют делать ещё меньшие изменения наклона. Для удобства работы на сильно наклонённой чертёжной доске необходима особо приспособленная горизонтальная линейка («винкель»), скользящая параллельно самой себе по направляющим, устроенным по бокам доски, и снабжённая закраиной, как школьная чёрная доска: без этого нельзя выпустить из рук ни одного инструмента, ибо скатится на пол. Для наклеивания бумаги на доску её изнанку смачивают равномерно водой при помощи чистой губки и кладут этой стороной на доску (изнанку бумаги можно отличить от лица рассматривая её против света, при скользящем освещении на изнанке виднее отпечатки проволочной ткани, на которой вычерпывали бумажную массу для образования листов). Затем на ширину пальца от края кладут на неё крепкую линейку, отгибают кверху край бумаги и, нажимая на линейку одной рукой, другой намазывают кистью нижнюю поверхность бумаги и доску клейстером или густым раствором гуммиарабика. Притерев намазанный край тряпкой через подложенный лист обёрточной бумаги, повторяют то же самое с тремя оставшимися краями листа, стараясь при этом натянуть середину без складок. После этого смачивают и лицевую сторону губкой, не намачивая на этот раз приклеенных краёв, и оставляют сохнуть.

Список чертёжных инструментов и их использование
  1. Простая односторонняя доска.
  2. Доска с торцевыми награтками.
  3. Американский станок.
  4. Угольники.
  5. Рейсшины.
  6. Хомутик и пружины.
  7. Эксцентрическая линейка.
  8. Лекала.
  9. Лекало для параболы.
  10. Штриховальная линейка.
  11. Рейсфедеры.
  12. Калиберный рейсфедер.
  13. Двойной рейсфедер.
  14. Криволинейный рейсфедер.
  15. Рапидограф.
  16. Простой циркуль.
  17. Державка.
  18. Конические ножки циркуля.
  19. Волосной циркуль.
  20. Круговой циркуль.
  21. Складной циркуль.
  22. Кронциркуль.
  23. Пропорциональный циркуль.
Чертёжные инструменты. Рис. 1 Чертёжные инструменты. Рис. 2

Для проведения прямых служат чертёжные линейки, угольники и рейсшины или винкели; успех работы зависит от правильности, исправности и целесообразного устройства этих приспособлений. Лучшим материалом служит прямослойное грушевое дерево, но немногие мастера умеют так его выбирать и обрабатывать, чтобы оно впоследствии не изменяло своей формы. Лучшие линейки получаются из Парижа, с клеймами H. Oliverau, Hudelo и E. S. с изображением циркуля, треугольника и транспортира; немецкие изделия не уступают этим в тщательности отделки, но скоро искривляются при работе. Толщина должна быть около 2 мм; направляет собственно верхнее ребро, так как черту всегда проводят немного отступив от линейки; поэтому при очень толстой линейке черта легко выходит волнистой вследствие небольших изменений наклона карандаша, а при очень тонкой тушь легко может пристать к дереву и произвести кляксу. Угольники делают вырезанными из дощечки, а очень большие в виде рамки. Вследствие усыхания дерева, гипотенуза треугольников, вырезанных из сплошной доски, не может сохранить своей первоначальной прямизны, и поэтому надёжнее пользоваться одними катетами, когда это возможно. Используются углы в 45, 60 и 30°, но обычно острые углы делают наугад. Медные вставки не приносят никакой пользы, так как не прочны. О правильности линейки можно судить глазом, визируя против света вдоль её ребра; ещё точнее можно проверить три линейки: они не должны пропускать света, когда их накладывают рёбрами попарно, одна на другую. Совпадение же рёбер только двух линеек может произойти, если они представляют выпуклую и вогнутую дугу одного и того же круга. Маленькие неточности линеек можно исправлять, притирая ребро на листе мелкой стеклянной бумаги, положенном на плоскую доску, а грубые выбоины сострагивают хорошим фуганком, очень остро выточенным, удобнее всего на «стусле». Для проведения параллельных линий приходится заставлять угольник скользить по неподвижной линейке, удобнее для этого «рейсшина»: её поперечная часть толще продольной и скользит по краю чертёжной доски. Обыкновенно приходится проводить много горизонтальных и вертикальных линий; если кромки доски аккуратно под прямым углом, можно ими пользоваться при неподвижной поперечной части рейсшины; для наклонных, половину этой части можно поворачивать и закреплять винтом. На фиг. 8 таблицы представлена доска F с рейсшиной АА', которой поперечная часть B скользит по фальцу в кромке ЕЕ доски, в то время как на правую кромку опирается пружина cc хомутика d. Такое приспособление особенно удобно для Ч. на сильно наклонной доске; для вертикальных линий ставят угольник u (изображённый пунктиром на фиг. 8). Из этой фигуры ясно, что поперечина B должна быть заподлицо с поверхностью доски, а линейка АА' выше, иначе нельзя будет подводить угольник близко к левому краю в удобном для черчения положении. Существует много конструкций, позволяющих изменять угол винкеля на желаемое число градусов, исправлять его положение микрометрическим винтом и т. п. Почти все это оказалось неудобным или непрочным. При вычерчивании зубчатых колёс и т. п. фигур приходится проводить много прямых, сходящихся в одной точке: можно просто вколоть в это место булавку, такой же толщины, как острие карандаша, и прикладывать к ней один конец линейки; удобнее «эксцентрическая линейка» АА. У одного конца поворачивается и закрепляется винтом N медный рычажок B, снабжённый иглой O, которую можно отвернуть сколько угодно и заставить край линейки направиться через центр или проходить на определённом расстоянии от него.

Криволинейные линейки называются лекалами; их обыкновенно вырезывают из грушевого дерева и придают очень фантастические формы, причём, однако, в одном лекале соединяют обыкновенно части однородных геометрически кривых. Изготовляют и систематические подборы для употребительных кривых, например для параболы. Лекалами пользуются для Ч. кривых по точкам. Когда кривизна плавная, можно изогнуть упругую стальную полоску так, чтобы она проходила через заданные точки и обвести по её краю; для успеха полоску приходится придерживать помощнику или прижимать особыми грузами. Для дуг круга очень большого радиуса существуют особые механизмы Чебышева и князя Гагарина, изгибающие упругую полосу по заданному радиусу. Опытный чертёжник очень скоро делает штриховку параллельными линиями, передвигая угольник по рейсшине от руки, не нуждаясь для этого в особых приспособлениях, которые существуют в большом числе. Самое простое изображено на фиг. 13 таблицы: угольник B может скользить по вырезу ab линейки A. Придвинув его к a, проводят черту, придвинув к b, проводят вторую; затем, придержав B, передвигают A вправо, и повторяют прежнее. Многие изобретатели старались с большим или меньшим успехом сделать расстояния между штрихами переменными. Кроме дерева, угольники делают из рогового каучука и из целлулоида. Каучук менее изменчив, чем дерево, он коробится лишь от довольно сильного нагревания, но он чёрен, грязи и пятен от туши на нём не видно, и поэтому он легко грязнит бумагу. Целлулоид, может быть, окажется удобен, так как в последние годы ему успели придать большую прочность и меньшую возгораемость. Металлические линейки слишком тяжелы, а медные к тому ещё сами марают бумагу; стальные употребляются только для обрезки готовых чертежей.

Главным орудием чертёжника служит чертёжное перо или «рейсфедер». Он состоит из двух пружинящих створок aa, винта с и ручки b, между створками жидкая тушь держится вследствие капиллярности; если обе створки хорошо прилегают к бумаге, то тушь пристаёт к ней между ними, черта выходит резко ограниченная. Новейший тип, изготовляемый Керном и Гизи в Швейцарии, а также Герлахом в Варшаве, короче и крепче, чтобы устранить суживание щели от надавливания на линейку; он вытачивается из одного куска, снабжается продольным прорезом и винтом a для укрепления в ручке. Для тонких линий концы закругляют острее, а для толстых — тупее, чтобы между широкими створками держалось побольше чернил. В старину делали одну створку на шарнире, чтобы удобнее чистить, но шарнир очень скоро расшатывается, а вычистить и так не трудно бумажкой, смочив рейсфедер в воде. Линии толще 1 мм трудно провести сразу, обыкновенно проводят много лишь тонких линий. Поэтому для хорошего рейсфедера нужны следующие качества: обе его створки должны прикасаться одновременно к бумаге; когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки, края створок должны быть гладки и тонки, но не резать бумаги. К ширине щели прибавляется и ширина прикасающихся краёв створок, так что для тонкой черты они должны быть тонки, но не остры. Щель между створками клинообразна, а сбоку они заточены округло, значит, черта будет выходить тоньше, когда рейсфедер держат вертикально, и тем шире, чем он наклоннее. Но по устройству руки человеческой наклон этот сам собой меняется, когда ведут длинную черту, и чертёжнику надо много навыка, чтобы избежать этого недостатка. Поэтому самые кончики должны быть изнутри немного отогнуты, чтобы при обычной ширине черты их внутренние поверхности были близки к параллельности. Несознательное соблюдение этого условия и делает то, что иной рейсфедер работает лучше других. От употребления рейсфедеры скоро тупятся, но чертёжник легко может исправлять их сам; для литографов концы створок закаливают, в таком случае их надо притачивать на бруске, а обыкновенным, мягким можно возвратить прежнюю форму мелким напилком. Сначала, свинтив створки до взаимного прикосновения, кончики обтачивают с боков, не обращая внимания на то, что края становятся толще. Сделав это, рейсфедер раскрывают на обычную ширину и удостоверяются, что обе створки прикасаются, когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки. После этого можно восстановить параллелизм внутренних поверхностей створок у самого конца для наибольшего их сближения и тщательно их сгладить наждачной бумагой. Если при этом слишком округлятся края с внутренней стороны, их следует снова подточить по бокам. Тогда надо внимательно подточить створки снаружи, пока их кромки не станут почти остры. Чтобы они не резали бумагу, надо взять кусочек самой мелкой наждачной бумаги, положить его на довольно мягкую подкладку, например на толстую пропускную бумагу, и провести по ней раскрытым рейсфедером раза два, намеренно много меняя его наклон по ту и другую сторону вертикальной линии. Неровности краёв сгладятся, и рейсфедер станет чертить чисто и мягко. Если он ещё режет бумагу, надо повторить приём, но осторожно, а то внутренние края слишком округлятся и тонкие черты нельзя будет проводить. Для быстрой установки на заданную толщину черты удобен «калиберный» рейсфедер; для толстых линий — двойные рейсфедеры: можно запустить тушь в концы 1 и 3 рейсфедеров a и b и, проведя сразу двойную черту, заполнить промежуток между ними кисточкой, или же, сблизив винтом Роба концы, ввести тушь и в промежуток 2. При этом для очень широких линий туши не хватает, и легко сделать кляксу. Для облегчения черчения по лекалам рейсфедер делают искривлённым; когда гайка A отпущена, он поворачивается около оси ручки, в B. Для пунктирных линий придумано много приспособлений, но все они не годятся или работают слишком медленно.

Классический «циркуль» сильно изменился в последнее время. Форма его головки A не особенно удобна для поворачивания, а стальные концы CB и C1B1 своими острыми рёбрами размалывают центры в бумаге. Поэтому к шарниру стали приделывать цилиндрическую державку, а кончики стали делать коническими. Для удобства установки в «волосном» циркуле одну ножку AC1 укрепляют на пружине, сгибаемой винтом B до положения C. Трёхконечный циркуль употребляется редко, хотя он довольно удобен для перечерчивания небольших чертежей: две ножки остаются неизменными, а третью ставят в переносимую точку чертежа, когда первые две воткнуты на старых местах. Круговой циркуль нового типа, с переменными ножками, трубчатого типа и вставки держатся одним трением. Для центра вставляется особая булавка, изображённая в увеличенном виде на фиг. 24 таблицы: заплечико m и мешает острию рейсфедера рвать и растирать бумагу. В другую ножку можно вставлять карандаш, или рейсфедер, или же удлиняющее колено для тех же принадлежностей. Круговой рейсфедер снабжается шарниром, чтобы его можно было устанавливать под тем же углом наклона к бумаге при разных раскрытиях циркуля. Делают и складные, карманные циркули; на фиг. 26 таблицы изображён «русский циркуль», как его называют французы. Для очень маленьких кружков приходится употреблять «кронциркуль»; его делают и с карандашной трубкой. При снимании копии чертежа в изменённом масштабе удобен пропорциональный циркуль. У него концы Aa и Bb загнуты вбок; этим достигается вертикальность накола и неизменяемость отношения плеч, когда приходится подтачивать концы. Ящик с чертёжными инструментами носит название «готовальни».

См. также

Примечания

Литература

dic.academic.ru

25. Назначение и содержание сборочного чертежа. Сравнение его с чертежом общего вида

Сборочный чертеж должен содержать: изображение сборочной единицы; размеры, которые должны быть выполнены и проконтролированы по данному чертежу; указания о необходимых доработках при сборке, если только такие доработки могут обеспечить требования, предъявляемые к конструкции; номера позиций составных частей, входящих в изображенное изделие.

Сборочный чертеж используется при подготовке производства и сборке изделия. Изображения на сборочных чертежах не только должны способствовать качественному выполнению сборочных операций, но и давать возможность графически проверить правильность номинальных значений размеров, указанных на чертежах деталей. Поэтому в конструкторских бюро сборочный чертеж изделия выполняет чертежник, не делавший чертежей деталей, которые входят в состав изображаемой сборочной единицы, что исключает работу «по памяти». Точностная проверка производится путем расчета размерных цепочек до любого требуемого знака после запятой.

В конце стадии проектирования обязательно выпускается результирующий чертеж общего вида (шифр документа ВО). Он содержит изображение изделия, на котором составные части отражены в том виде, какой они имеют при завершении указанной стадии. Степень предварительной проработки чертежа зависит от квалификации деталировщиков и возможностей ведущего конструктора (разработчика) изделия. На чертеже общего вида не изображаются типовые элементы деталей, многие составные части могут быть показаны упрощенно и даже условно. Число изображений также зависит от всех перечисленных ранее обстоятельств.

Чертеж общего вида применяется при выполнении сборочного чертежа (а не только при деталировке) и при согласовании предполагаемой конструкции.

Чертеж общего вида, используемый в учебных условиях, значительно отличается от производственного. С учетом неподготовленности студентов младших курсов к самостоятельному конструированию он должен содержать столько изображений сборочной единицы, сколько требуется для полного определения геометрической формы буквально каждой входящей в состав изделия детали.

Изображения типовых элементов деталей, таких как проточки, фаски, могут на чертеже отсутствовать или быть упрощенными. К этому вопросу мы еще вернемся в гл.13, посвященной деталировке.

Основным стандартом, относящимся к теме данного подраздела и главы в целом, является ГОСТ 2.109 — 73 «Основные требования к чертежам».

9.3. Особенности выполнения изображений

Главное изображение на сборочном чертеже практически всегда является разрезом либо представляет собой соединение вида с разрезом, если значительная часть изделия не имеет составных частей, скрытых от наблюдателя, или сборочная единица содержит одинаковые группы составных частей (по аналогии с чертежом детали на сборочных чертежах широко применяется принцип умолчания в целях подчеркивания одинаковости элементов или параметров и сокращения чертежной работы).

Если на чертеже должны присутствовать два изображения, любое из которых можно принять за главное, за главное принимают то, которое позволяет получить более рациональную компоновку чертежа в целом.

Рис. 9.2. Допускаемое изображение шкалы и стрелки, находящихся за прозрачным стеклом

Рис. 9.1. Примеры, когда изображение фаски определяет требуемое положение детали в сборочной единице

Общее число изображений изделия на сборочном чертеже зависит от сложности этого изделия и взаимного расположения его составных частей. Изображений должно быть ровно столько, сколько нужно для обеспечения выполнения сборочных операций. В целях упрощения пользования чертежом следует разумно применять местные и частичные изображения, использовать выносные элементы.

ЕСКД допускает не показывать на сборочных чертежах фаски, скругле-ния, углубления, выступы, рифления и другие мелкие элементы, если это не мешает пониманию чертежа. Авторы рекомендуют широко пользоваться этим допущением за исключением тех случаев, когда именно перечисленные элементы определяют положение составных частей в сборочной единице. Так, изображение фаски на втулке (рис. 9.1) определяет положение последней в корпусе. Отметим, что отсутствие изображения зазора и кольцевой выточки на рис. 9.1, 5 также не препятствует пониманию чертежа.

Изделия из прозрачных материалов на сборочных чертежах изображаются как непрозрачные. В то же время внутреннее устройство ламп, шкалы и стрелки приборов допускается показывать как видимые, несмотря на наличие защитных стекол (рис. 9.2). Таким образом, хотя для черчения и нет «прозрачных» материалов, при изображении некоторых деталей допускаются отклонения от этого правила. На отдельном изображении может быть не изображена какая-то составная часть, чтобы «открыть» другие невидимые части. В таком случае у изображения делается надпись типа Дет. поз. 24 условно не изображена.

Рис. 9.3. Изображения пружин:

а— полное с вырывом;

б— сечениями ее витков;

в— в разрезе;

г— при толщине (диаметре) сечения на чертеже 2 мм и менее

На рис. 9.3 приведены различные изображения пружин. Изделия, расположенные за винтовой пружиной, показанной лишь сечениями витков, изображают до зоны, ограниченной осевыми линиями сечений витков (рис. 9.3, б). Если пружина показана полностью, то изображения ее витков перекрывают изображения находящихся сзади элементов. Изображение пружины с вырывом делает видимыми элементы в месте вырыва (рис. 9.3, а).

На разрезах показывают нерассеченными те составные части, на которые оформлены самостоятельные чертежи или которые являются типовыми, покупными, широко распространенными. Их изображение ограничивают внешними очертаниями без вреда для понимания чертежа.

studfiles.net

§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа

§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа

Выше мы познакомились с различными характеристиками формы корпуса по отдельным его элементам. Однако, зная эти характеристики, мы не можем получить конкретного представления о форме корпуса судна.

Полное представление о форме корпуса судна, необходимое для определения его мореходных качеств и постройки корпуса, дает теоретический чертеж, выполненный графически методом на три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 9).

Перед тем как начать построение теоретического чертежа, представим себе мысленно пересечение корпуса судна вспомогательными плоскостями, параллельными главным плоскостям, которыми являются: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель-шпангоута. Линии сечений, получившиеся при этом, образуют как бы каркас корпуса, который дает нам уже полное представление о его форме. Проекции этих линий на главные взаимно перпендикулярные плоскости соответственно называются боком, широтою и корпусом.

Линии сечения поверхности корпуса вспомогательными вертикальными плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами. На проекции бок батоксы спроектируется в своем истинном виде, а на двух других – в виде прямых линий.

Линии, полученные от пересечения поверхности корпуса горионтальными плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями. На проекции широты ватерлинии спроектируются в своем истинном виде, а на двух других – прямыми линиями.

И, наконец, линии, полученные от пересечения корпуса вертикальными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются теоретическим и шпангоутами. На проекции корпуса линии спроектируются в истинном виде, а на двух других- прямыми линиями.

Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Совокупность проекций сечения корпуса, имеющих вид прямых линий, образует так называемую сетку теоретического чертежа. При построении этой сетки конструктивная ватерлиния делится на двадцать равных частей – теоретических шпаций и через деления проводятся теоретические шпангоуты. Нумерация шпангоутов производится с носа в корму.

За нулевой шпангоут принимается носовой перпендикуляр, а кормовой перпендикуляр обозначается 20-м шпангоутом. Число равноотстоящих ватерлиний до КВЛ составляет 7-9 (включая ОП и КВЛ). Для построения борта выше КВЛ проводят еще несколько равноотстоящих ватерлиний. Число батоксов на один борт обычно берется 2-3.

Все линии изображения сечений корпуса на теоретическом чертеже должны быть очень строго согласованы между собой на всех трех проекциях.

Рис. 9. Теоретический чертеж корпуса судна.

Поскольку форма бортов корпуса судна всегда симметрична относительно ДП, то ограничиваются построением ватерлиний и шпангоутов только для одной половины корпуса судна (по одному борту). В этом случае проекция ватерлиний называется полуширотой, а на проекции корпуса только обвод мидель-шпангоута изображается полностью, на оба борта, а остальные шпангоуты половинками: справа от ДП шпангоуты, идущие в нос от миделя, а слева – в корму.

При вычерчивании корпуса судна, имеющего цилиндрическую вставку, на протяжении которой обводы шпангоутов одинаковы (и равны мидель-шпангоуту), на проекции бок теоретического чертежа в районе этой цилиндрической вставки делается разрыв и, с целью сокращения площади всего чертежа, в этом разрыве изображается проекция корпуса, перенесенная с правой части чертежа.

Для наглядной демонстрации формы наружной поверхности корпуса судна по теоретическому чертежу изготовляют в масштабе модель, которая называется блок-моделью.

Теоретический чертеж вычерчивается в масштабах 1 :25, 1 : 50 или 1 : 100 и, в исключительных случаях, 1:200 натуральной величины.

Теоретический чертеж корпуса является одним из основных технических документов, служащих для разработки проекта постройки, эксплуатации и ремонта судна.

С подлинника теоретического чертежа снимают координаты точек пересечения кривых с сеткой, которые затем переводят с масштаба чертежа в натуральное значение и записывают в специальный журнал, носящий название таблицы плазовых ординат. В дальнейшем по этим таблицам на судостроительном заводе, в специальном цехе, имеющем пол в виде чертежной доски и называемом плазом , вновь, но уже в натуральную величину, разбивают (вычерчивают) теоретический чертеж, с которого снимают шаблоны для изготовления деталей корпуса судна сложной конфигурации.

Прогрессивным способом разбивки является масштабно-плазовая разбивка судового корпуса, выполняемая на специальных плаз-щитах в масштабе 1:10 или 1:5 и масштабные чертежи раскроя листов для фотопроекционной разметки и газовой вырезки корпусных деталей. С масштабных чертежей снимают фотокопию, с которой (при помощи проекционной аппаратуры, установленной на участке цеховой разметки) изображение деталей воспроизводится в натуральную величину на поверхности размечаемого материала, фиксируется на нем, после чего материал поступает на обработку.

При масштабной разбивке трудоемкие и сложные работы, связанные с определением, построением и согласованием форм корпусных деталей и раскроем материала, выполняют не на плазе, а в разметочном бюро. При этом применяют счетно-решающие машины и оборудование с программным- управлением и вместо графических построений выполняют в возможно большем объеме аналитические расчеты.

Применение этого метода снижает общую трудоемкость плазовых и разметочных работ более чем в два раза.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Сборочный чертеж и его назначение

Оформление рабочего чертежа

Сборочные чертежи выполняют тогда, когда изделие состоит из нескольких деталей.

Этот чертеж состоит из изображений составляющих изделие деталей и информации, необходимой для их изготовления и сборки. В результате, назначение сборочного чертежа – давать как можно более полное представление  о назначении, конструкции и других особенностях сборочной  единицы изделия.

Сборочный чертеж должен содержать достаточно информации, чтобы на его основе можно было изготовить отдельные детали изделия, представить их взаимное расположение, принцип работы, способы соединения и собрать как простейшие узлы так и сложные машины и устройства.

Сборочный чертеж струбцины скобообразной

Струбцина – это устройство, применяемое для закрепления на верстаке или станке деталей при их столярной, слесарной обработке, при склеивании деталей и прочее.

Изготавливают струбцины, обычно, из металла. Размеры струбцин бывают самыми разными: от нескольких сантиметров до метра. Конструкции также бывают очень разнообразны.

 

Читайте также:

  • Основная надпись чертежа на основе таблицы AutoCAD
    Все чертежи, оформляемые в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД, должны быть снабжены рамками и основными надписями (штампами). Внешний вид и расположение основных надписей чертежа устанавливае...
  • Чертим “правильные” осевые линии и метки центра окружностей
    Во-первых, что значит "правильные"? Дело в том, что при проставлении осевых линий окружности они должны образовывать ровное перекрестие в ее центре - метку центра. Если такой метки не получилось ил...
  • Оформление рабочего чертежа детали
    ПЕЧАТЬ Все этапы создания чертежа должны соответствовать принятым стандартам. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы впоследствии ваш чертеж можно было прочитать. Итак, требования предъявляются...
  • ГОСТ 2.301-68 “ЕСКД. Форматы”
    ГОСТ 2.301-68 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ФОРМАТЫ (утв. Госстандартом СССР в декабре 1967 г.) Срок введения с 1 января 1971 г. Взамен ГОСТ 345...
  • ГОСТ 2.303-68 “ЕСКД. Линии”
    ГОСТ 2.303-68 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ (утв. Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР в декабре...

dwglesson.ru

Назначение и принцип построения теоретического чертежа

Поиск Лекций

Выше мы познакомились с различными характеристиками формы корпуса по отдельным его элементам. Однако, зная эти характеристики, мы не можем получить конкретного представления о форме корпуса судна.

Полное представление о форме корпуса судна, необходимое для определения его мореходных качеств и постройки корпуса, дает теоретический чертеж, выполненный графически методом на три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 9).

Перед тем как начать построение теоретического чертежа, представим себе мысленно пересечение корпуса судна вспомогательными плоскостями, параллельными главным плоскостям, которыми являются: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель-шпангоута. Линии сечений, получившиеся при этом, образуют как бы каркас корпуса, который дает нам уже полное представление о его форме. Проекции этих линий на главные взаимно перпендикулярные плоскости соответственно называются боком, широтою и корпусом.

Линии сечения поверхности корпуса вспомогательными вертикальными плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами. На проекции бок батоксы спроектируется в своем истинном виде, а на двух других — в виде прямых линий.

Линии, полученные от пересечения поверхности корпуса горионтальными плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями. На проекции широты ватерлинии спроектируются в своем истинном виде, а на двух других — прямыми линиями.

И, наконец, линии, полученные от пересечения корпуса вертикальными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются теоретическим и шпангоутами. На проекции корпуса линии спроектируются в истинном виде, а на двух других— прямыми линиями.

Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Совокупность проекций сечения корпуса, имеющих вид прямых линий, образует так называемую сетку теоретического чертежа. При построении этой сетки конструктивная ватерлиния делится на двадцать равных частей — теоретических шпаций и через деления проводятся теоретические шпангоуты. Нумерация шпангоутов производится с носа в корму.

За нулевой шпангоут принимается носовой перпендикуляр, а кормовой перпендикуляр обозначается 20-м шпангоутом. Число равноотстоящих ватерлиний до КВЛ составляет 7—9 (включая ОП и КВЛ). Для построения борта выше КВЛ проводят еще несколько равноотстоящих ватерлиний. Число батоксов на один борт обычно берется 2—3.
Все линии изображения сечений корпуса на теоретическом чертеже должны быть очень строго согласованы между собой на всех трех проекциях.

 


Рис. 9. Теоретический чертеж корпуса судна.

Поскольку форма бортов корпуса судна всегда симметрична относительно ДП, то ограничиваются построением ватерлиний и шпангоутов только для одной половины корпуса судна (по одному борту). В этом случае проекция ватерлиний называется полуширотой, а на проекции корпуса только обвод мидель-шпангоута изображается полностью, на оба борта, а остальные шпангоуты половинками: справа от ДП шпангоуты, идущие в нос от миделя, а слева — в корму.

При вычерчивании корпуса судна, имеющего цилиндрическую вставку, на протяжении которой обводы шпангоутов одинаковы (и равны мидель-шпангоуту), напроекции бок теоретического чертежа в районе этой цилиндрической вставки делается разрыв и, с целью сокращения площади всего чертежа, в этом разрыве изображается проекция корпуса, перенесенная с правой части чертежа.

Для наглядной демонстрации формы наружной поверхности корпуса судна по теоретическому чертежу изготовляют в масштабе модель, которая называетсяблок-моделью.

Теоретический чертеж вычерчивается в масштабах 1 :25, 1 : 50 или 1 : 100 и, в исключительных случаях, 1:200 натуральной величины.

Теоретический чертеж корпуса является одним из основных технических документов, служащих для разработки проекта постройки, эксплуатации и ремонта судна.

С подлинника теоретического чертежа снимают координаты точек пересечения кривых с сеткой, которые затем переводят с масштаба чертежа в натуральное значение и записывают в специальный журнал, носящий название таблицы плазовых ординат. В дальнейшем по этим таблицам на судостроительном заводе, в специальном цехе, имеющем пол в виде чертежной доски и называемом плазом , вновь, но уже в натуральную величину, разбивают (вычерчивают) теоретический чертеж, с которого снимают шаблоны для изготовления деталей корпуса судна сложной конфигурации.
Прогрессивным способом разбивки является масштабно-плазовая разбивка судового корпуса, выполняемая на специальных плаз-щитах в масштабе 1:10 или 1:5 и масштабные чертежи раскроя листов для фотопроекционной разметки и газовой вырезки корпусных деталей. С масштабных чертежей снимают фотокопию, с которой (при помощи проекционной аппаратуры, установленной на участке цеховой разметки) изображение деталей воспроизводится в натуральную величину на поверхности размечаемого материала, фиксируется на нем, после чего материал поступает на обработку.
При масштабной разбивке трудоемкие и сложные работы, связанные с определением, построением и согласованием форм корпусных деталей и раскроем материала, выполняют не на плазе, а в разметочном бюро. При этом применяют счетно-решающие машины и оборудование с программным- управлением и вместо графических построений выполняют в возможно большем объеме аналитические расчеты.

Применение этого метода снижает общую трудоемкость плазовых и разметочных работ более чем в два раза.

 

 


poisk-ru.ru

Назначение чертежей деталей - Энциклопедия по машиностроению XXL

НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ  [c.150]

Следующие три главы содержат сведения, необходимые для чтения чертежей типовых деталей (глава V), сборочных чертежей (глава VI) и схем (глава VII). Построение этих глав однотипное сначала рассматриваются назначение чертежей и требования к ним производства, затем распределяются чертежи на группы, причем выделяются общие, объединяющие их черты, намечается последовательность их чтения и, наконец, приводятся примеры чтения чертежей из каждой типовой группы, обосновывается наиболее рациональное построение чертежей. Такой методологический принцип изложения материала представляет в настоящее время особый интерес в связи с задачами программирования курсов различных дисциплин. Все содержание чертежей также обосновывается конкретными производственными требованиями и задачами.  [c.4]


Как видно из рис. 198, а, сборочный чертеж газовой горелки содержит только два изображения в соответствии с его основным назначением — обслуживать процесс сборки, т. е. дать полные сведения о взаимодействии деталей, сборочных единиц и о способах их соединения. Выявлять во всех подробностях форму элементов деталей здесь не требуется, поскольку на рабочее место слесаря-сборщика все детали и сборочные единицы обычно поступают в готовом виде (исключение составляют детали, которые изготовляют по данным самого сборочного чертежа). По этой причине спецификация обычно дается сокращенная, без указания сведений о материале, из которого изготовлены детали. Эти сведения получают непосредственно по чертежам деталей. Детали, из которых составлены сборочные единицы, входящие в изделие, в спецификации не перечисляются. Так, например, корпус и седло соединяются между собой посредством запрессовки по отдельному чертежу, образуя сборочную единицу, которая и поступает на сборку изделия (см. поз. 1 на рис. 198, а).  [c.271]

При выборе главного изображения учитывают формообразование, основную особенность и назначение детали. На рис. 15, а показано положение главного изображения на чертежах деталей типа подшипников, а на рис. 15, б —типа соединительного угольника, скрепляющего детали. Другие изображения для этих деталей (на чертеже они не показаны) будут только уточнять отдельные элементы (ребра, основания, расположение отверстий и т. п.) основных элементов, достаточно понятных из главного изображения.  [c.21]

Уяснив назначение и устройство сборочной единицы (рис. 454) и представив форму каждой детали (рис. 456), можно приступить к выполнению рабочих чертежей деталей. Начинать следует с определения необходимого (наименьшего) количества изоб-  [c.264]

Проверка расчётного обоснования и целей назначения допусков и других технических требований, указываемых конструкторами на рабочих чертежах деталей и узлов.  [c.597]

Конструкторскую работу на этапах технического и рабочего проектирования выполняют на основе готовых компоновок. Она не сопряжена с решением принципиальных конструкторских вопросов, расчетами, выбором материала деталей и установлением их форм в связи с технологией изготовления. Значительный удельный вес на данных этапах имеет техническая (чертежная) работа, в которой однако содержатся элементы, требующие большого опыта конструкторской работы и знания производства. К числу таких элементов можно отнести комплектацию соответствующих деталей узлов в подсборки составление технических требований на сборку регулирование и контроль групп, узлов и подсборок простановку размеров в рабочих чертежах деталей от конструкторских и технологических баз выбор класса точности и характера сопряжений деталей — назначение допусков предъявление требований к точности формы и положения элементов деталей увязка размеров указание в чертежах требований о термической и химико-термической, а также упрочняющей обработке, о чистоте обработки поверхностей и т. д.  [c.144]

Размеры и допуски в рабочих чертежах деталей должны быть заданы в соответствии с требованиями конструкции и взаимозаменяемости, а отнюдь не применительно к конкретному технологическому процессу, предполагаемым удобствам изготовления и измерения детали и т. п. Размеры детали, геометрически связанные с размерами других деталей, должны быть проставлены от сборочных (конструктивных) баз, т. е. от тех поверхностей, по которым деталь сопрягается с другими деталями узла или механизма. Технологические возможности, т. е. возможности выполнения и контроля размеров, должны учитываться конструктором путем назначения возможно больших допусков на те размеры, по которым затруднительно их изготовление или измерение. Применяемые по технологическому процессу размеры пересчитываются от технологических баз с сохранением чертежного размера в заданных пределах и фиксируются в пооперационных технологических эскизах, а не на рабочем чертеже детали.  [c.343]

Допуски на размеры деталей конструктор определяет, руководствуясь рядом соображений. Основные из них - функциональное назначение, опыт изготовления аналогичных изделий (наличие оборудования и оснастки, традиции) и результаты расчета допусков. При серийном изготовлении изделий приходится периодически отлаживать технологический процесс и корректировать чертежи деталей. В этих случаях важно знать точностные возможности оборудования и технологической оснастки и соблюдать соответствие между допусками на размер и технологией обработки детали.  [c.511]

Назначение в рабочих чертежах деталей зависимых допусков расположения, в том числе и равных нулю, позволяет на,стадии разработки технологической документации при необходимости расширить допуски расположения (в данном случае соосности или симметричности) за счет сокращения допусков на Диаметры сопрягаемых поверхностей. Дополнительный допуск соосности для двухступенчатого соединения определяется из уравнения  [c.481]

В тех случаях, когда на сборочных чертежах нет необходимости изображать отдельные крепежные детали или их соединения по соответствующим стандартам, их изображают упрощенно или условно (см. гл. XIV). Суждением о применении упрощенного или условного изображения крепежных деталей или их соединения служит масштаб изображаемого изделия и назначение чертежа. 354  [c.354]

По ГОСТ 2.403—75 выполняют рабочие чертежи деталей с прямыми зубьями нормального эвольвентного профиля различной формы и назначения, например рабочий чертеж зубчатого сектора, показанного на рис. 260. Расчет параметров зубьев и порядок вычерчивания зубчатого венца сектора одинаковы с описанными выше операциями для венца цилиндрического зубчатого колеса, за исключением того, что в таблице параметров указывают число зубьев в секторе Z и, кроме того, число зубьев г секторного зубчатого колеса. Связь менаду и 2 видна из пропорции  [c.184]

Таким образом, критический анализ технических условий и рабочих чертежей деталей позволяет привести их в большее соответствие с требованиями служебного назначения детали и установить оптимальное число требований технических условий. Другими словами, в результате этой работы четко и ясно формулируется задача, для решения которой должен разрабатываться технологический, процесс изготовления каждой детали.  [c.414]

Знакомятся с назначением изделия, изучают чертежи деталей и технические условия на их изготовление.  [c.75]

Деталированием называется вычерчивание рабочих чертежей деталей по сборочному чертежу. Для выполнения этого задания необходимо прежде всего изучить конструкцию узла по сборочному чертежу определить форму и размеры деталей по изображениям на всех видах, установить характер соединения деталей между собой, определить их взаимодействие и назначение.  [c.85]

При выполнении сборочных чертежей действует больщинство правил, установленных для чертежей деталей так же в проекционной связи располагаются изображения, для выявления формы изделий применяются виды, сечения и разрезы, таково же назначение и начертание линий чертежа, такие же размеры форматов и т.п. (рис. 290). Однако кроме этих общих правил существуют особые правила, относящиеся к выполнению и чтению сборочных чертежей. Содержание сборочных чертежей определено ГОСТ 2.109—73. Основные требования к чертежам .  [c.175]

Технические требования, характеристики и таблицы (из ГОСТ 2.316 — 68). Весь комплекс технических данных, который необходим для изготовления, сборки, регулировки, отделки и контроля изделия, не может быть выражен только линиями чертежа, размерами, предельными отклонениями и условными обозначениями. Поэтому возникает необходимость дополнять чертежи соответствующими текстовыми техническими требованиями, основными характеристиками и таблицами. В зависимости от вида изделия, которое изображено на чертеже, и назначения чертежа технические требования могут быть самыми разнообразными. Ниже приведены примеры наиболее часто встречающихся технических требований при проектировании деталей машнн.  [c.18]

Назначение классов чистоты на чертежах деталей. Назначение класса чистоты поверхности является ответственной задачей конструктора. Однако влияние шероховатости поверхности на эксплуатационные характеристики деталей изучено еще недостаточно полно для того, чтобы конструктор, зная условия их работы, мог всегда принять правильное решение. Стремление отдельных конструкторов назначать излишне высокие классы следует считать недопустимым, так как это приводит к усложнению и удорожанию обработки. Нередко это бывает бесполезным с точки зрения улучшения эксплуатационных качеств деталей. Опыты по износу поршневых колец в двигателях показали, что оптимальная чистота поверхности скольжения соответствует 7-му классу. При повышенной чистоте (10—11-й класс) она после короткого периода работы двигателя заметно снижается. В различных отраслях машиностроения конструкторы пользуются нормативами, полученными на основе изучения производства и эксплуатации тех или иных машин.  [c.188]

Чертежи сборочных приспособлений в зависимости от назначения представляются в виде технического проекта, рабочих чертежей деталей и сборочных чертежей составных частей приспособления. Технический проект состоит в основном из общих видов и сборочных чертежей, оформленных таким образом, чтобы по ним можно было разработать рабочие чертежи.  [c.50]

В состав рабочей документации в качестве обязательных документов должны входить чертежи деталей, сборочные чертежи и спецификации. В зависимости от характера, назначения или условий производства разрабатывают габаритные и монтажные чертежи, схемы, ведомости спецификаций, ссылочных документов, покупных изделий и др. Кроме того в состав этой документации должны входить программы и методики испытаний, расчеты, патентный формуляр, карта технического уровня и качества продукции.  [c.61]

Размерный анализ. Простановка размеров на деталях не может быть произвольной. Она связана с характером сочленения и взаимодействия деталей между собой в механизме, обеспечивая его функциональное назначение. Следовательно, простановка размеров на чертежах деталей следует из размерного анализа механизма на основе расчета размерных цепей (п. 3.3.6). На рис. 1.3.4 представлены два варианта простановки размеров на одной и той же детали на основе расчета размерных цепей в зависимости от замыкающих размеров Ад и Вд. На детали-  [c.45]

Главный вид детали может не совпадать с видом этой же детали на главном виде сборочного чертежа. Главный вид сборочного чертежа выбирается в зависимости от рабочего положения всего изделия, от его основного назначения. На чертеже деталей главный вид располагается в таком положении, в котором заготовка подвергается обработке. Например, детали, обрабатываемые на токарных станках (валы, оси, втулки), на чертеже изображаются в горизонтальном положении.  [c.242]

Чертежи деталей, выполненные по сборочному чертежу, должны соответствовать их конструктивному назначению. Они должны быть выполнены наиболее просто, в необходимом количестве изображений, по всем правилам выполнения рабочего чертежа детали (см. гл. 13). При выборе главного вида и других необходимых изображений не следует копировать расположение и количество видов со сборочного чертежа. Например, на сборочном чертеже (см. рис. 374) выполнены три основных изображения, а при выполнении чертежа втулки (см. рис. 378, б) достаточно одного изображения. Если деталь имеет сложную конфигурацию, то иногда следует увеличить количество видов—дать дополнительные сечения, выносные элементы и пр.  [c.273]

Главный вид детали может не совпадать с видом этой же детали на главном виде сборочного чертежа. Главный вид сборочного чертежа выбирается в зависимости от рабочего положения всего изделия, от его основного назначения. На чертежах деталей главный вид располагается в таком положении, в котором заготовка  [c.273]

Эта закономерность имеет очень большое значение для практики машиностроения и приборостроения. Появляется возможность научно обосновать методику простановки размеров на чертежах деталей и назначение допусков на них.  [c.42]

Номинальным размером ( ) , ) называется размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяются предельные размеры. Номинальный размер указывают в чертежах деталей. Он выбирается не произвольно, а исходя из функционального назначения детали путем расчета (на прочность, жесткость и т. п.) и на основе других конструктивных и технологических соображений. При этом расчетное значение размера должно округляться до ближайшего нормального линейного размера (см. табл. 1.2), большего или меньшего, а при расчете на прочность — только до ближайшего большего.  [c.14]

Конструктор, разрабатывая деталь заданного функционального назначения, определяет ее геометрическую форму. В свою очередь геометрическую форму любой детали можно представить как совокупность элементарных геометрических тел, их частей или отсеков поверхностей (см. рис. 9.15). Тем самым выполнение изображений на чертежах деталей любой сложности сводится к выполнению на них уже изученных построений элементарных поверхностей.  [c.155]

Необходимая шероховатость поверхностей деталей задается с учетом их назначения и условий работы. Чтобы правильно задать шероховатость поверхностей деталей, надо обладать опытом конструирования и знаниями тех> нологии машиностроения. Поэтому в учебных условиях на чертежах деталей щероховатость поверхностей не указывается.  [c.155]

Ознакомившись с назначением и устройством сборочной единицы (см. рис. 518) и представив форму каждой детали (см. рис. 520), можно приступить к выполнению рабочих чертежей деталей. Начинать следует с определения необходимого (наименьшего) числа изображений каждой детали. Например, для изготовления втулки (рис. 521, а) достаточно одного ее изображения главного вида с фронтальным разрезом для крышки (рис. 521, б) необходимо иметь два изображения для изготовления кронштейна (рис. 521, в) следует выполнить три основных и один дополнительный вид и т. д.  [c.313]

Приступая к деталированию, т. е. составлению чертежей деталей, следует обратить внимание учащихся на необходимость правильного выбора главного изображения, назначения минимально допустимого количества видов (проекций) и сечений и нанесение размеров на эскизах деталей.  [c.15]

Чертежи, и эскизы деталей широко используются в производстве иной практике для изгд-товления, ремонта и контроля деталей маишн, приборов и аппаратов. Чтобы научиться читать и правильно оформлять эти чертежи, необходимо прежде всего ознакомиться с их назначением, требованиями, которые к ним предъявляются, особенностями их офэр.иления. Выполнение чертежей деталей и особенно эскизов не только помогает а-креп. ть теоретическую часть курса, но и играет большую роль в углублении навыксв по  [c.260]

Под чтением чертежа общего вида понимают изучение формы и размеров изделия и каждой его детали, взаимного расположения и способов соединения деталей, взаимодействия дспшлей и в итоге выяснение назначения, устройства и работы изделия. В процессе изучения чертежей общих видов совершенствуются навыки, прио6ретенны.е при чтении проекционных и чертежей деталей.  [c.324]

На этих этапах не разрабатывают сборочные, монтажные и упаковочные чертежи, спецификации, ведомости спецификаций, ссылочных документов и держателей подлинников, экс-плуатапионные и ремонтные документы. Остальные документы могут разрабатываться в зависимости от характера, назначения и условий производства. Чертежи деталей могут разрабатываться на этапе технического проекта.  [c.340]

В соответствии с ГОСТ 2789—73 основными параметрами для оценки шероховатости поверхностей являются Яа — среднее арифметическое отклонение профиля на базовой длине / / тах — наибольшая высота неровностей профиля Яг — высота неровностей профиля по десяти точкам 5 — средний шаг неровностей по вершинам. Номинальное числовое значение параметра шероховатости 1Ш чертежах указывается в соотв.етствии с требованиями ГОСТ 2.309—73 . Шероховатость поверхностей сопряженных деталей влияет на выбор их посадок, герметичность и себестоимость изготовления. Поэтому в каждом конкрет-1юм случае параметры и характеристики шероховатости следует выбирать в соответствии с назначением этих деталей. Состояние поверхности после обработки оказывает большое влияние ка эксплуатационные свойства деталей. Возникающие при механической обработке трещины и задиры с возможными остаточными напряжениями способствуют развитию усталостных трещин и коррозии, снижают контактную и объемную прочность деталей.  [c.42]

Для разъяснения работы различных механизмов и станков широкое распространение получили схематические чертежи. Особенность такого рода чертежей состоит в том, ч.то детали механизма на них показываются при помощи простых условных обозначений, что позволяет легче понять назначение этих деталей. Например, все валы в схемах обозначаются только одной линией, а цилиндрические гладкие шкивы и шестерни — прямоугольни-  [c.47]

На чертежах деталей предельные отклонения можно проставлять не только в виде числовых величин, но и в виде условных обозначений полей допусков. Так, например, обозначение диаметра отверстия 0 40А означает, что оно обрабатывается по 2-му классу точности в системе отверстия обозначение диаметра вала 0 8ОСз означает, что допуск на размер вала назначен по посадке скольжения 3-го класса точности в системе отверстия и т. д.  [c.239]

Для удобства удаления модели из формы поверхностям детали, расположенным в направлении извлечения модели, придают уклоны. Чем больше уклон, тем проще вынимается модель и меньше искажается форма при ее извлечении. Различают литейные и конструктивные уклоны. Литейные уклоны указаны в табл. 3.1. Допускается не проставлять литейные уклоны на рабочих чертежах деталей, а оговаривать их в технических требованиях. Изображение литейных уклонов на рабочем чертеже детали не обязательно, но желательно, так как это способ-ствуег правильному представлению о форме детали, указывает направление формовки, а также уменьшает ошибки при назначении размеров. Например, при заданном размере (рис. 3.1, а) размеры и /3, выбранные без учета уклона 6, могут оказаться недостаточными для размещения гайки (рис. 3.1, б).  [c.88]

Основная задача, стоящая перед чертежником-конструктором,— разработка рабочих чертежей деталей, несложных сборочных единиц и участие в корректировании конструкторской документацЬи. В связи с этим значительное внимание в новом издании учебника уделяется правилам выполнения рабочих чертежей, насыщению их соответствующим техническим содержанием, указаниям о выборе допусков и посадок, материалов, назначению технических требований по изготовлению, монтажу, сборке и т. д. Поскольку необходимые первоначальные сведения об этом учащиеся получают при изучении смежных дисциплин, предусмотренных учебным планом, методические указания по вопросам выполнения чертежей даны в объемах и по специфике, определяемых темами курсового проектирования, и особенно по курсовому проекту Расчет и проектирование редуктора , который выполняется на завершающих этапах обучения.  [c.3]

Основными документами являются сборочные чертежи, которые изображают соединение нескольких взаимодействующих деталей изделия. Сборочные чертежи составляют на изделие в целом и на его отдельные составные части и различаются по своему назначению. Одни служат для выполнения сборки изделия, по другим, так называемым конструктивным, выполняют рабочие чертежи деталей. Количество форм и подробность оформления технических документов, которыми оформляется готовая конструкция после завершения ее разработки и которыми впоследствии придется пользоваться слесарям-сборш,и-кам, зависит от типа производства, а также от сложности и вида собираемого изделия.  [c.5]

Таким образом, основное производственное назначение сборочного чертежа Указание о сборке (монтаже) изделия из отдельных входящих в него элементов-сборочных единиц, деталей и стандартных изделий, перечисленных в спецификации. Именно из этою назначения чертежа определяют необходимое количество проекций, видов, разрезов и сечений, а также масштабы их изображений.  [c.226]


mash-xxl.info

Правильное оформление чертежей. Линии чертежа, виды линий

Государственный стандарт устанавливает следующие наименования линий:

    n
  1. сплошная основная;
  2. n
  3. сплошная тонкая;
  4. n
  5. сплошная волнистая;
  6. n
  7. штриховая;
  8. n
  9. штрих-пунктирная тонкая;
  10. n
  11. штрих-пунктирная утолщенная;
  12. n
  13. разомкнутая;
  14. n
  15. сплошная тонкая с изломами.
  16. n

Толщина сплошной основной линии s должна выбираться в пределах от 0,6 до 1,5 мм в зависимости от величины и сложности изображения, назначения и формата чертежа. Толщину и вид других линий следует выбирать по таблице.

n
n

TBegin-->TEnd-->

n
n

Рис. 1. Применение различных видов линий

n
n

Концы разомкнутой линии для сложных разрезов и сечений разрешается соединять тонкой штрих-пунктирной линией. Толщина линий рамки чертежа выбирается в пределах от S/2 до S. Внешнюю рамку чертежа (границы форматов) выполняют тонкой сплошной линией. Штрих-пунктирные линии должны заканчиваться штрихами, а не точками. Центры окружностей должны отмечаться пересечением штрихов. Для окружностей небольшого диаметра центровые линии допускается проводить тонкими сплошными. Точки в штрих-пунктирных линиях следует наносить одновременно с проведением штрихов.

От правильного выбора видов линий, соблюдения постоянной толщины обводки, длины штрихов и промежутков между ними, от аккуратности проведения линий зависит качество выполняемого чертежа. Полезно изготовить для себя образцы линий разного вида и толщины. Постепенно глаз научится оценивать толщину и расстояния достаточно точно и образцы будут не нужны.

n
n

TBegin-->TEnd-->

n
n

Рис. 2. Вычерчивание орнаментов: а — подготовка; б — обводка

n

n

Пример чертежа с различными видами линий приведен на рис. 8. Деталь изображена на чертеже с разрывом; это заставило применить сплошную волнистую линию — линию обрыва. Невидимые для наблюдателя части детали начерчены штриховыми линиями. Центровые и осевые начерчены штрих-пунктирными линиями и т. д.

Для упражнения в проведении линий разной толщины нередко вычерчивают орнаменты — украшения, состоящие из геометрических фигур. Орнаменты довольно часто встречаются в строительной технике, например, при облицовке стен, при настилке паркета и т. п.

Для того чтобы правильно выполнить орнамент, изучают его рисунок: находят центры окружностей, выясняют чередование фигур и т. д. Затем наносят на лист рисунок орнамента (рис. 2, а), зачеркивают лишние линии, проверяют и обводят его (рис. 2, б).

n
Виды линий

n

nnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnn
НаименованиеНачертаниеТолщина линии по отношению к толщине сплошной основной линииОсновное назначение
1. Сплошная основнаяn

nn
SЛинии видимого контура. Линии перехода видимые. Линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза)
2. Сплошная тонкаяn

nn
От S/3 до S/2Линии контура наложенного сечения. Линии размерные и выносные. Линии штриховки. Линии-выноски. Полки линий-выносок. Линии для изображения пограничных деталей («обстановка»). Линии ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях. Линии перехода воображаемые. Линии сгиба на развертках. Оси проекций, следы плоскостей, линии построения характерных точек при специальных построениях
3. Сплошная волнистаяn

nn
Линии обрыва. Линии разграничения вида и разреза
4. Штриховаяn

nn
Линии невидимого контура. Линии перехода невидимые
5. Штрих-пунктирная тонкаяn

nn
Линии осевые и центровые. Линии сечений, являющиеся осями симметрии для .наложенных или вынесенных сечений. Линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях. Линии для изображения развертки, совмещенной с видом
6. Штрих-пунктирная утолщеннаяn

nn
От S/2 до 2/3 SЛинии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию. Линии для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью («наложенная проекция»)
7. Разомкнутаяn

nn
От S до 1,5 SЛинии сечений
8. Сплошная тонкая с изломамиn

nn
От S/3 до  S/2Длинные линии обрыва

polynsky.com.kg

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о