Музыкальные инструменты деревянные – Деревянные духовые музыкальные инструменты — это… Что такое Деревянные духовые музыкальные инструменты?

Содержание

Деревянные духовые музыкальные инструменты — это… Что такое Деревянные духовые музыкальные инструменты?

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон[1] со всеми их разновидностями, старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов, таких как дудук, жалейка, свирель, зурна.

Классификация деревянных духовых инструментов

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

  • Лабиальные (от лат. 
    labium
     — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта.
  • Язычковые (лингвальные; от лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов:
    • Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон, а также ряд редких инструментов, таких как аулохром, гекель-кларина и др.
    • Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук, зурна и др.

Применение деревянных духовых инструментов в музыке

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп. В партитуре их партии пишутся над партиями остальных инструментов. Некоторые инструменты этой группы (прежде всего флейты и кларнеты, реже гобои, ещё реже — фаготы) часто применяются также в духовом оркестре и камерных ансамблях.

Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.

Основные деревянные духовые инструменты

Современные
Старинные

Примечания

  1. Несмотря на то, что саксофон с момента своего изобретения (1841) всегда изготавливался из металла, по способу звукоизвлечения и по происхождению он относится к деревянным

Ссылки

dic.academic.ru

Музыкальные инструменты: Деревянные духовые | Музыкальная Фантазия

Музыкальные инструменты. Деревянные духовые

Так называют музыкальные инструменты, в которых звук извлекается при помощи колебания воздуха в полой трубке. Одни из них изготовляют из дерева, другие — из металла. Это очень важно, ведь именно материал, из которого делают инструмент, влияет на характер и тембр его звучания — звук металла сильно отличается от звука, издаваемого деревом. В связи с этим духовые инструменты делятся на две группы — деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных или струнных инструментов они одноголосны. То есть на каждом из них можно сыграть только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяют обычно по два и более инструмента одного вида.

Что представляют деревянные духовые инструменты? Это полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом. Изготовлялись они из дерева, впрочем, часто и из другого материала. Особенно повезло флейте. Она была любимицей королей и аристократов, поэтому в XVIII в. её иногда делали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота. В наше время — это особый металлический сплав.

Если все струнные инструменты свою форму получили где-то в одно время, группа деревянных духовых развивалась неодинаково. Одни инструменты известны со времён далёкой древности, другие появились недавно. Каждый из них имеет индивидуальную конструкцию. Общим для них является способ извлечения звука.

Звучащим телом в них является столб воздуха, заключённый в трубке. Он приходит в колебание, когда исполнитель вдувает в неё воздух. Если закрыть клапанами все отверстия в трубке, инструмент издаст самый низкий звук. Если постепенно открывать отверстия, столб воздуха будет укорачиваться, а звук повышаться. Для вдувания воздуха у флейты устроено особое губное отверстие, а у других деревянных духовых инструментов — специальное приспособление, называемое тростью: сложенные вместе и связанные камышовые пластинки. В нижней части трубки некоторые инструменты имеют небольшое расширение, похожее на колокольчик, — раструб, его нет у флейты и фагота. 

Слушание: Флейта. Диапазон инструмента.

Флейта — один из старейших инструментов семейства. Её прапрабабушкой была тростинка. Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или беззаботное пение лесных птиц?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо. Послушайте, как чарующе звучит она в знаменитой «Мелодии» из оперы Глюка «Орфей».

Слушание: Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само её название не случайно происходит от слова flatus -дуновение. Вспомните оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: колоратурным пассажам дочери Мороза в самом начале оперы вторят виртуозные наигрыши флейты.

Слушание: Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент).

Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, чистым и мягким. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент. Вряд ли найдётся народ, у которого не было бы своей флейты. Испокон веков она была пастушьим инструментом – её звуками пастухи созывали свои стада.

Слушание: Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». II ч. (фрагмент).

В Древней Греции была распространена многоствольная флейта — флейта Пана, или Сиринкс. Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы. Флейтисты в Элладе и Риме пользовались особым почётом.

Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них — это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Пан — бог лесов и рощ. Он родился покрытый волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, бородой и хвостом).

Когда-то Сиринкс была прекрасной девой. Влюблённый Пан преследовал её, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала.

Слушание: Пан-флейта. Einsamer Hirte («Одинокий пастух).

Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в то время на продольной флейте, которую держали как дудочку — вертикально. Звук её мягче современной, более нежен, но зато он менее ярок и сила его звучания уступает поперечной флейте. Её так назвали потому, что держат горизонтально.

В XVII в. обе флейты — и продольная и поперечная были распространены в быту и в профессиональной музыке. Обе вошли в первые оркестры. Продольная флейта обладала более поэтичным звуком, и её называли «нежной флейтой». Но поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине XVIII в. она вытеснила прямую флейту из оркестра.

Гобой не менее древен, чем флейта. Его прапрабабушкой является первобытная свирель. Более близкие его предки – древнегреческий авлос и кавказская или среднеазиатская зурна.

В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока. В таком виде, как мы его знаем, он был создан французскими мастерами в XVII в. и вскоре вошёл в состав оркестра. Почти целое столетие гобой был кумиром музыкантов и любителей музыки. Люлли, Рамо, Бах, Гендель отдали дань этому замечательному инструменту. 

Слушание: Гобой. Диапазон инструмента.

Гобой представляет собой коническую трубку с раструбом и трость, которую исполнитель держит во рту. Это наконечник, сделанный из двух камышовых пластинок, прилегающих друг к другу. Когда в них вдувают воздух, они приходят в колебание, заставляющее звучать воздушный столб внутри трубки. Благодаря некоторым особенностям конструкции, гобой почти не меняет настройку. Поэтому стало традицией именно по нему настраивать весь оркестр.

Гобой достаточно подвижный инструмент, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, нежели виртуозный, инструмент. 

Чтобы познакомиться со звучанием гобоя, послушайте «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». А в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» гобой изображает утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок.

Слушание: Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Слушание: Английский рожок. Диапазон инструмента.

Самый близкий родственник гобоя – английский рожок, который ещё называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, как сказал Н. А. Римский-Корсаков: «лениво-мечтательный». 

Английскому рожку часто поручают напевные мелодии, например, вступление к ариозо Лизы из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола» 4 часть, С. В. Рахманинова и др.

Слушание: Рахманинов. Колокола. Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов. IV ч. (фрагмент).

Кларнет. Мы знаем, что флейта и гобой уже более трёх столетий являются участниками оркестра. Кларнет появился в нём только на рубеже XVIII-XIX вв. Предком кларнета был народный средневековый инструмент — свирель шалюмо. В 1690 году немецкий мастер Деннер усовершенствовал его. Верхний регистр созданного Деннером инструмента поразил современников своим резким, пронзительным тембром, напоминавшим звук трубы. В то время трубу именовали Clarino. Поэтому новому инструменту дали имя Clarinetto — маленькая труба. Оба названия связаны с латинским словом Clarus — светлый, что прекрасно характеризует тембр этих инструментов. 

Слушание: Кларнет Диапазон инструмента.

Кларнет немного напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом. Но сама трость отличается от гобойной: она состоит не из двух, а из одной тростниковой пластинки, прикреплённой к мундштуку, похожему на птичий клюв. Кларнетист держит «клюв» во рту и, вдувая в него воздух, заставляет инструмент звучать. Так возникает звук совершенно особой окраски, полный, округлый, отличающийся необыкновенным благородством.

Кларнет — один из совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. Он необыкновенно подвижен. Пассажи, скачки, арпеджио — всё это с лёгкостью удаётся кларнету. Кроме того, кларнет обладает ещё одним очень важным качеством: ему доступно гибкое изменение силы звука, постепенное усиление и ослабление звука. Всё это сделало кларнет одним из самых выразительных голосов оркестра. Недаром многие композиторы именно кларнету поручают выразительнейшие соло в своих произведениях.

Во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха, Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке, Брамса и других авторов.

Слушание: Брамс. Квинтет для кларнета и струнного квартета. II ч. (фрагмент).

Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме основного существует ещё малый кларнет с диапазоном на кварту выше обычного, отличающийся пронзительным звуком, а также бас-кларнет, звучащий октавой ниже обычного. Тембр бас-кларнета сочный, звенящий, а в низком регистре мрачный, угрюмый.

Фагот — самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых. Его родословная восходит к первой половине XVI в. Предком фагота считается басовая свирель бомбарда. Пришедший ей на смену фагот был построен каноником Альфаньо дельи Альбонези. Большая деревянная перегнутая вдвое трубка инструмента напоминала вязанку дров, что и запечатлелось в названии. Итальянское слово il fagotto означает «вязанка». Новый инструмент пленил современников мягкостью и благозвучностью тембра, и, по контрасту с хриплым, грубым голосом бомбарды, его стали называть «дольчино» — сладостный. В дальнейшем он был значительно усовершенствован и с конца XVII в. вошёл в состав оркестра. 

Слушание: Фагот. Диапазон инструмента.

Ствол фагота очень велик, поэтому играть на нём, как на флейте или кларнете, было бы невозможно. Мастера нашли оригинальный выход: трубку сложили пополам. К верхней части трубки прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивают на шею. Тембр фагота на протяжении диапазона меняется от мощного, грозного внизу до пронзительного и напряжённого вверху.

В XVIII в. в Европе фагот пользовался огромной любовью современников: одни называли его гордым, другие — нежным, меланхолическим, религиозным. Эта привязанность доходила до того, что количество фаготов в оркестре иногда превышало количество скрипок: четыре фагота при трёх скрипках во времена Генделя. В общем, фагот многое видел, обладает огромным опытом музицирования в салонах, домах, дворцах, концертных залах. Во многих случаях фагот незаменим. 

Иоганн Фридрих Фаш – один из крупнейших композиторов Германии первой половины XVIII века. Он родился близ Веймара, служил капельмейстером при дворе Лукавече, затем в Цербете. Он написал три оперы, кантаты, мессы, оркестровые сюиты, концерты, сонаты для солирующих инструментов. Авторитет его настолько велик, что И. С. Бах сам переписал пять из его оркестровых сюит, а в рукописном архиве Ф. Э. Баха был найден годовой обиход его церковных сонат. Соната C-dur для фагота – один из ярких примеров раскрытия виртуозных возможностей инструмента.

Слушание: Иоганн Фридрих Фаш. Соната C-dur для фагота I ч.

Нередко исполняемая фаготом мелодия в быстром темпе создаёт комическое впечатление. Это использовал М. И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики трусливого поклонника Людмилы Фарлафа. Когда он встречается с колдуньей Наиной, чередующееся стаккато двух фаготов передаёт его трусливую дрожь. Но иногда фагот звучит трагически. В начале Шестой симфонии П. И. Чайковского, фагот играет скорбную сосредоточенную мелодию. А теперь вспомните симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». Роль дедушки в этой сказке играет фагот. Пожилые люди часто ворчат на своих внуков. Низкий, ворчливый, немного хриплый голос фагота очень подходит к этой роли.

Одна из разновидностей фагота – контрфагот — очень похож на фагот. Его диапазон на октаву ниже основного. Применяется он для усиления басовых голосов оркестра.

Вопросы и задания:

  1. Какой деревянный духовой инструмент является самым древним?
  2. Что такое поперечная и продольная флейта?
  3. Какой инструмент надо добавить, чтобы семейство деревянных духовых стало полным: флейта, кларнет, фагот?
  4. Какой инструмент среди них является самым высоким?
  5. Как извлекаются звук на кларнете?
  6. Чем отличаются тембры звучания деревянных инструментов?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 29 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Английский рожок. Диапазон инструмента, mp3;
    Гобой. Диапазон инструмента, mp3;
    Кларнет. Диапазон инструмента, mp3;
    Фагот. Диапазон инструмента, mp3;
    Флейта. Диапазон инструмента, mp3;
    Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», часть II (фрагмент), mp3;
    Брамс. Квинтет для кларнета и струнного квартета, часть II (фрагмент), mp3;
    Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
    Пан-флейта. Одинокий пастух, mp3;
    Рахманинов. Колокола, часть IV (фрагмент), mp3;
    Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент), mp3;
    Фаш. Соната до мажор для фагота, часть I, mp3;
    Чайковский. Танец маленьких лебедей, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

music-fantasy.ru

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Деревянные духовые инструменты – самые древние  наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.

Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей.

Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

По сей день, музыканты любовно называют эти инструменты «деревом» или «деревяшками», хотя этим названием уже давно перестал отражаться материал, из которого их изготавливают. Сегодня это не трубочки природного происхождения, а металл для флейт и саксофонов, эбонит для кларнетов, пластмасса для блокфлейт.

Аутентичные деревянные инструменты

Тем не менее, дерево остается неизменным материалом аутентичных деревянных духовых инструментов, которые очень популярны и звучат на многих сценических площадках мира. К таким относятся, например, дудук, зурна, жалейка, поперечные флейты народов мира и другие инструменты. Голоса этих инструментов пробуждают в душах людей зов предков.

Все эти инструменты объединяет общая система отверстий – дырочек, которые созданы для того, чтобы можно было увеличить или уменьшить длину ствола инструмента.

Родство деревянных и медных инструментов

Деревянные духовые инструменты, тем не менее, имеют некое родство с медными духовыми инструментами. Это родство заключается в том, что для извлечения звука необходим воздух, который выпускается лёгкими. Других общих признаков у этих двух групп инструментов нет. Деревянные и медные инструменты могут объединяться в духовой оркестр.

Забавно! Один дирижёр, сам, будучи скрипачом, очень любил духовые инструменты. Звуки струнных инструментов казались ему очень прозрачными и невесомыми. Звуки «меди» он называл «мясом», а звуки «дерева» для него были как хорошая приправа к основному блюду. Слушая духовые инструменты, он лучше чувствовал музыку, ощущал её.

Лабиальные и тростевые деревянные духовые инструменты

По способу извлечения звука, деревянные духовые бывают лабиальными, к которым относится флейта и язычковые или тростевые, к которым относятся кларнет, саксофон, фагот и гобой.

В первом случае музыканту не приходится тратиться на трости и мундштуки, а во втором, наоборот, приходится беспокоиться о периодической их смене. Тем не менее, эти траты оправданы красотой звучания и тембром инструментов.

Какой из инструментов подойдёт ребёнку?

Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно. Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются. Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата.

Деревянные духовые инструменты – это инструменты больших возможностей и огромного потенциала. За всю историю человечества они неоднократно доказывали это. Давайте оценим их и мы!

Автор – Ольга Беляева

music-education.ru

Деревянные духовые музыкальные инструменты

Деревянные духовые не так многочисленны, как Смычковые. В оркестре они располагаются за струнными. Деревянных духовых, как и Струнных, тоже четыре представителя — флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Саксофон тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов, хотя в симфоническом оркестре используется гораздо реже.

Инструменты здесь перечислены от самого высокого по звучанию – к самому низкому. Чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него выше. И наоборот: чем больше – тем ниже. Так же как любой другой предмет или живое существо: мышь пищит, а слон басит.

Но, если скрипок в оркестре тридцать, то представителей этой группы обычно бывает два— три. Иногда в оркестр вводят саксофон, который тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов.

Каждый из этих музыкальных инструментов – яркая индивидуальность, со своим тембром, характером, манерой исполнения. Но все эти сложные великолепные инструменты произошли от маленькой тростинки, много-много лет тому назад. Впрочем, лучше меня об этом расскажут флейты. Давайте-ка заглянем в симфонический оркестр!

Вы знаете, что происходит ночью в оркестре? Да ничего не происходит. Все музыкальные инструменты крепко спят в своих наглухо застёгнутых на все замочки и молнии футлярах.

Но в одном футляре кто-то не спал. Оттуда доносились вздохи, кто-то переворачивался с боку на бок… Наконец, крышка футляра тихонечко приоткрылась. Из музыкального домика бесшумно выпрыгнула маленькая Флейта-Пикколо, «пиколка», малышка,- как её ласково называют музыканты (ведь она совсем крохотная!)

«Тс…» — сказала она загадочно. «Моя старшая сестра, большая флейта, крепко спит. Но я сегодня ночью полна воспоминаний. И я расскажу нашу долгую и не простую историю.

А теперь, мой маленький дружок, устраивайся поудобнее и слушай.

Давным-давно Флейта-Пикколо была простой Тростинкой.. Такие тростинки-камышинки во множестве растут по берегам рек и озёр. Часто к Тростинке прилетел Ветер-путешественник. Он рассказывал нашей тростинке о небывалых странах, горах, дворцах, о странствиях и людях. И тогда у Тростинки от восторга внутри всё замирало, и она нежно и задумчиво шелестела в ответ.

Но как-то раз в её жизни всё поменялось. В это тихое утро она не дождалась своего друга – Ветра. Мимо по берегу реки шёл мальчик-рыбак. Он заметил Тростинку и сорвал её. Сначала, повертев её в руках, он подумал, что из ней можно бы было сделать удочку. Но для удочки она была слишком коротка. К тому же из подобных тростинок он уже сделал себе множество замечательных удочек. Тогда мальчик достал из кармана ножичек. Присев на камень, он стал осторожно вырезать в Тростинке отверстия. Всего их стало семь. Потом поднёс к губам и…подул. И вдруг, под его губами и пальцами, простая тростинка ожила, зазвучала. И превратилась в первую на земле Свирель.

Скоро бедный мальчик-рыбак продал Свирель Мастеру музыкальных инструментов. Мастер изменил форму нашей Свирели. Отверстие, в которое вдувают воздух, он вырезал в форме свистка. Свистковую Флейту он назвал продольной или Блок-флейтой. В старинные времена такие флейты делали из глины, тростника, дерева или металла.

В большой семейке продольных флейт встречались разные по размерам флейты. Среди них было и несколько представителей рода «пикколо». Например, крохотная блок-флейта — сопранино . Такая флейта часто использовалась для обучению птиц пению. Ведь голос предшественницы флейты-пикколо – флейты Сопранино – блестяще умеет подражать птичьему щебетанию!

Прошло время, и наша продольная Блок-флейта превратилась в Флейту, которую музыканты стали держать совсем иначе. Она стала назваться Поперечной флейтой. Сначала Поперечные флейты были инструментами бродячих музыкантов, но постепенно они заняли место в оркестрах.

В 19 веке флейтист Теобальд Бём усовершенствовал большую и малую флейты, снабдив их клапанами. С тех пор, закончила свой рассказ Флейта-Пикколо, я со своей старшей сестрой, большой флейтой, работаю в симфоническом оркестре.

Скоро появились и другие братья и сёстры Блок-флейты, и все они составили дружную семейку деревянных духовых инструментов оркестра: флейта, гобой, кларнет и фагот.

Если тебе интересен принцип игры на любом духовом инструменте, произведи такой простой опыт. Возьми стеклянную бутылку с водой. Ударь по ней палочкой или ложкой. Запомни звук. А теперь отхлебните глоток и еще раз ударь. Слышишь разницу? Когда ты допьёшь бутылку до конца, звук будет самым низким. Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие отверстия, закрываем второе, третье, четвертое. Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха и меняете высоту звука. Звук становится ниже.

А теперь запомни: чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него тоньше, выше. Чем больше инструмент, тем его голос толще, ниже. В группу деревянных духовых музыкальных инструментов входят ( от высоких по звучанию – к низким): флейты, гобои, кларнеты, фаготы).

piccolosolo.ru

Деревянные духовые музыкальные инструменты — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.

Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с такими материалами, как наиболее распространенные пластик, серебро или специальные сплавы с серебрением. А саксофон, по принципу звукоизвлечения являющийся деревянным духовым, никогда не изготовлялся из дерева.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями, старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов, таких как балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна.

История деревянных духовых инструментов

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование.

Видео по теме

Классификация деревянных духовых инструментов

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

  • Лабиальные (от лат. labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка.
  • Язычковые (лингвальные; от лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов:
    • Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон, а также ряд редких инструментов, таких как аулохром, гекель-кларина и др.
    • Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук, зурна и др.

Применение деревянных духовых инструментов в музыке

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп. В партитуре их партии пишутся над партиями остальных инструментов. Некоторые инструменты этой группы (прежде всего флейты и кларнеты, реже гобои, ещё реже — фаготы)применяются также в духовом оркестре и иногда в камерных ансамблях.

Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.

Основные деревянные духовые инструменты

Современные
Старинные

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Детские музыкальные инструменты из дерева

Детские музыкальные игрушки являются любимым развлечением для малышей, ведь они не только красивые и удобные, но еще и издают непривычные звуки.

Первые музыкальные игрушки для детей – погремушки, мобили, колокольчики, трещетки. Они привлекают малышей именно звуком, зрительное восприятие формируется позднее.

Детские музыкальные инструменты

Чем старше ребенок, тем серьезнее его увлечения.

Деток старше года привлекают музыкальные игрушки, при помощи которых можно самим издавать различные звуки.

Малыши уже готовы к игре на простейших детских музыкальных инструментах (деревянные ложки, барабан, дудочки).

Музыкальные игрушки для детей

Детские музыкальные инструменты выполняют функцию развивающих игрушек. Они помогают развить музыкальный слух и чувство такта. К тому же развивается внимание, усидчивость и мелкая моторика.

У детей, которые с детства знают музыкальные развивающие игрушки, прекрасно развивается звуковое восприятие. Поэтому, как правило, они более грамотны и лучше учатся в школе.

Звуки детских музыкальных инструментов, изготовленных из дерева очень приятны, поэтому ребенок надолго увлечется собственным оркестром.

Мир детских музыкальных игрушек из дерева очень многообразен, каждый ребенок найдет что-нибудь по своему вкусу. Когда Вы соберете коллекцию музыкальных игрушек у Вас будут веселые семейные игры.

Если ребенок любит постучать, то ему подойдут барабан, тамбурина или деревянные ложки.

Музыкальные развивающие игрушки

Для юных танцоров прекрасно подойдут маракасы.

Юным композиторам придутся по вкусу ксилофон и металлофон.

Колокольчики, погремушки – простейшие народные музыкальные инструменты. Стоит только потрясти их и раздается мелодичный перезвон.

Все деревянные колокольчики и погремушки отличаются друг от друга по звуку.

Детские музыкальные игрушки

Маракасы – это мексиканский народный инструмент. Выполнены маракасы в виде деревянных погремушек на палочке с полым корпусом, который заполняют горошинами.

Маракасы используют при исполнении зажигательных танцевальных мелодий.

Детские музыкальные инструменты

Деревянные ложки – это простейший детский музыкальный инструмент. Можно играть двумя ложками, а можно целым веером.

Детские музыкальные игрушки

Флейты, дудочки, свистульки  — духовые инструменты, обладающие приятным мелодичным звуком. Детишки их обожают.

После небольшой тренировки Ваш ребенок может научиться исполнять и придумывать простейшие мелодии. К тому же эти музыкальные развивающие игрушки очень полезны для развития органов дыхания.

Музыкальные игрушки для детей

Ксилофон – это старинный ударный музыкальный инструмент. Состоит ксилофон из набора древесных брусочков, по которым необходимо ударять деревянными молоточками.

Музыкальные развивающие игрушки

Кастаньеты – испанский музыкальный инструмент.

Кастаньеты — представляют собой две деревянные вогнутые пластинки-ракушки, которые связаны между собой в верхних частях шнурком.

Кастаньеты используются для сопровождения танца и пения у испанских цыган и в стиле фламенко.

Детские музыкальные инструменты

Тамбурин – французский старинный музыкальный инструмент в виде барабана особой формы. Бывают тамбурины со струнами и бубенцами. Играют на тамбурине различными способами: постукивают или потряхивают.

 

Детские музыкальные игрушки

Откройте своим деткам окно в мир прекрасной музыки и звуков, рождаемый при помощи детских музыкальных игрушек из дерева.

wunderkind-blog.ru

клавишных, медных, деревянных — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Виды духовых музыкальных инструментов
  2. Медные духовые музыкальные инструменты
  3. Деревянные духовые музыкальные инструменты
  4. Клавишные духовые музыкальные инструменты

В мире насчитываются сотни различных названий духовых музыкальных инструментов. Их звучание может сильно отличаться друг от друга, но работают они по одному принципу. Они звучат, когда воздух начинает вибрировать в полости трубки инструмента или трубок, при этом регистр определяется вместительностью этой полости. Чем она меньше, тем выше звук, поскольку колебания воздуха в ней происходят чаще, чем в трубке с полостью большего размера. 

Названия многих духовых музыкальных инструментов знакомы каждому со школьной скамьи: труба, гобой, саксофон, кларнет, волынка, рожок, дудук, валторна, орган, фисгармония, флейта,горн.

Виды духовых музыкальных инструментов

Разделять инструменты принято на:

  • медные;
  • деревянные;
  • клавишные.

Если первые два названия исторически обоснованы материалом, из которого изготовлен инструмент, то под термином «клавишные духовые» скрываются инструменты с особым устройством. Они состоят из различных трубок, куда воздух попадает с помощью мехов, приводимых в действие ногами или руками. Самый известный клавишный духовой инструмент – орган.

Сегодня для определения классификации практически не имеет значения, из какого материала произведен инструмент. Если раньше они изготавливались, к примеру, из дерева, то сейчас могут быть также из стекла, металла, пластика, глины, а если в прошлом делались из меди – то сейчас из любого металлического сплава, особенно популярна латунь.  Интересно, что в эпоху барокко существовали медные духовые инструменты из дерева, покрытые листовой медью. То есть, чтобы отнести инструмент к тому или иному виду, учитывают не только материал, но и способ звукоизвлечения.

Медные духовые музыкальные инструменты

Чтобы получить музыкальный звук из медного духового инструмента, нужно вдувать воздух в трубку. При смене положения губ и при различном объеме выдуваемого воздуха будет меняться тон и сила звучания.

Популярные медные духовые музыкальные инструменты:

  • труба;
  • валторна;
  • флюгельгорн;
  • саксгорн;
  • корнет;
  • горн;
  • тромбон;
  • геликон.

Многие из этих инструментов обязательно включают в состав симфонического оркестра. Есть для них и много сольных сочинений. Большое распространение медные духовые получили в джазе. Самые известные музыканты, добившиеся виртуозной игры на медных духовых, это Луи Армстронг,  Чет Бейкер, Ли Морган, Лестер Боуи и другие. Одним из лучших трубачей современности считается американский музыкант Кристиан Скотт.

Эти инструменты часто используют и в экспериментальной музыке. Норвежский трубач Нильс Петтер Мольвер смог добиться интересного сочетания хип-хопа, техно, эмбиента, которое сопровождается игрой на трубе.

Из отечественных духовиков, чье творчество связано с медными инструментами, можно отметить Аркадия Шилклопера.

История медных духовых инструментов

Предками медных духовых являются первые сигнальные трубы и охотничьи рога, которыми созывали людей или предупреждали об опасности. После совершенствования техники производства и различных ремесел, были созданы более сложные модели инструментов. Они уже могли издавать не один, а значительное количество звуков.

Видео о медных духовых инструментах

Новый этап развития этих инструментов наступил в начале 19 века, когда был изобретен вентильный механизм. Таким образом, сегодня выделяют несколько семейств медных инструментов:

  • Натуральные. Извлекают только звуки натурального звукоряда (горн).
  • Вентильные. Оснащены специальными вентилями, которые позволяют вручную регулировать объем воздуха в инструменте, следственно и повышать или уменьшать регистр. К этому семейству относится большая часть медных духовых (трубы, тубы, валторны).
  • Оснащенные выдвижной трубкой (кулисой), которая так же регулирует объем воздуха (тромбон).
  • Клапанные. Работают по принципу деревянных инструментов, когда музыкант играет на них, закрывая и открывая пальцами отверстия, проделанные в корпусе (русский рожок).

Деревянные духовые музыкальные инструменты

К этой группе относятся те инструменты, которые выдают звуки под действием исполнителя, наполняющего его полость воздухом и открывающего или закрывающего отверстия в теле инструмента пальцами или клапанами. К ней относится большинство народных инструментов.

Деревянные духовые музыкальные инструменты представлены большим разнообразием:
  • саксофон;
  • флейта;
  • гобой;
  • фагот;
  • кларнет;
  • свирель;
  • дудук;
  • блокфлейта;
  • волынка;
  • жалейка.

Деревянные духовые инструменты являются неотъемлемой частью фольклорной музыки. Являются обязательными в составе симфонического оркестра, нередко используются в духовых оркестрах. Многими композиторами написаны сольные концерты для деревянных духовых, особенно в эпоху барокко и классицизма.

Кинокомпозиторы также часто обращаются к этим инструментам. Большой любовью пользуется гобой. Он звучит, например, в главной теме ко второму эпизоду киносаги «Звездные войны». Греческий композитор Элени Караиндру, написавшая музыку к большинству фильмов Тео Ангелопулоса, активно использует гобой и саксофон для передачи музыке определенного цвета.

Саксофон – еще один популярный джазовый инструмент. Известные исполнители: Джерри Маллигэн, Чарли Паркер.

История деревянных духовых

Первые деревянные духовые инструменты известны с древнейших времен. Древние греки использовали авлос, а египтяне играли на мемете. Многие народы создавали свои уникальные инструменты: дудук в Армении, сурнай в Казахстане, хитирики в Японии, волынка в Шотландии, жалейка в России. У венгров известны инструменты тарогато и тороксип. Румынский и молдавский духовой музыкальный инструмент чимпой очень похож на волынку и работает по тому же принципу, когда звук извлекается с помощь мехов и трубочек, в которые загоняется воздух, и через которые воздух выходит, издавая определенные звуки. 

Видео о духовых деревянных инструментах

Уже в 12 веке в Европе играли на гобое. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с того времени гобелены и картины, на которых изображены музыканты с этим инструментом.

На сегодняшний день все деревянные духовые делятся на:

  • Язычковые. Они вбирают воздух через специальный язычок или тросточку. Бывают инструменты с одинарной тростью (саксофон, кларнет) и двойной (почти все народные духовые инструменты, гобой, фагот).
  • Лабиальные. В таких инструментах, например, во флейте, отверстие для воздуха расположено поперек тела, при этом колебание внутри трубки создается при рассечении воздушным потоком краев отверстия.

Клавишные духовые музыкальные инструменты

Духовые клавишные музыкальные инструменты устроены довольно сложно. Звуки появляются от колебаний язычков, музыкант приводит их в действие с помощью клавиш, клапанов или педалей.

Основные клавишные духовые:

  • орган;
  • фисгармония;
  • электроорган;
  • оркестрион;
  • мелодическая гармоника;
  • гидравлос.

Такие инструменты также известны с древности. Например, история органа насчитывает несколько тысячелетий. Считается, что первые упоминания о нем были в третьем веке до нашей эры. Похожий инструмент изображен на некоторых древних монетах.  Известно, что инструмент, максимально похожий на современный орган, появился в четвертом или пятом веке нашей эры, а в христианских богослужениях его начали использовать несколько столетий спустя.

Первые нотные партитуры, известные сегодняшним исследователям, написаны Адамом из Илеборга в середине 15 века. Органу посвящали свои произведения Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Георг Фридрих Гендель, Ференц Лист, Антон Брукнер,

Лучшие производители органов традиционно жили в Италии, Франции, Германии, хотя еще раньше Византия славилась производством этих инструментов, но со временем утратила эту позицию.  После 19 века лучшими мастерами считаются французы, которые смогли создать симфонические органы, очень мощные и объемные по звучанию.

Орган сегодня – самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент, и играть на органе очень сложно. При этом самым большим среди органов считается инструмент Wanamaker. Сейчас он находится в одном из филадельфийских торговых центров, но первоначально создавался в Лос-Анджелесе. У этого инструмента почти 400 регистров, а трубочек в нем насчитывается ровно двадцать восемь тысяч четыреста восемьдесят две.

Звучание какого духового музыкального инструмента нравится Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *