Микропроцессорная защита двигателя – Микропроцессорные блоки защиты электродвигателей-предложение от (Страница 1) — Объявления разработчиков техники РЗА, специалистов эксплуатирующих организаций — Советы бывалого релейщика

Содержание

Микропроцессорная защита электродвигателей: функции и контроль

При больших перепадах электроэнергии в сети, которые случаются не так уж и часто, но не настолько редко, чтобы о них можно было забыть и не учитывать вообще, очень важную роль играет правильное устройство защиты электродвигателя.

Полноценная и комплексная защита двигателя прекрасно обеспечивается при помощи микропроцессорной защиты электродвигателей. Такая защита необходима так же для соответствующего управления работой системы. Свои защитные функции она выполняем с помощью аварийного отключения всего комплекса или же – в случае появления неисправностей и повреждений – предотвращая непосредственное включение двигателя.

В процессе своей работы микропроцессорная защита электродвигателей осуществляет полный и непрерывный контроль за питающей сетью и всем током, который проходит через двигатель. Кроме того, можно обеспечить контроль над:

  • постепенным нагревом двигателя;
  • попаданием воды внутрь картера насоса;
  • и прочими устройствами, которые приводятся в действие с помощью двигателя.

Все это так же позволяет выполнить обработку внешнего сигнала аварии.

Электронный блок защиты формирует схему предварительных команд, которые предстоит выполнить для запрета включения в случае различных повреждений.

Блок защиты на микропроцессорах выполняет все необходимые функции защиты автоматики, которая имеется в аппаратуре, и подает сигналы об ее состоянии. Н необходим для того, чтобы осуществлять управление работой рядом систем, может применяться в качестве основного и главного устройства, при этом работая как полноценная система.

Кроме того, блок защиты может использоваться для присоединения следующих устройств:

  • компактных механизмов распределения;
  • электрических распределительных подстанций.

Это часто востребовано в больших сетевых и промышленных предприятиях и в некоторых других сферах.

Для всех, кто интересуется современными средствами РЗА, компания «Эстра» предлагает ознакомиться с продукцией своего производства.

rza-estra.ru

Защита электродвигателя. Виды, схемы, принцип действия защиты электродвигателя.


Для чего нужна защита двигателя?

Для того чтобы избежать непредвиденных сбоев, дорогостоящего ремонта и последующих потерь из-за простоя электродвигателя, очень важно оборудовать двигатель защитным устройством.

Защита двигателя имеет три уровня:

Внешняя защита от короткого замыкания установки. Устройства внешней защиты, как правило, являются предохранителями разных видов или реле защиты от короткого замыкания. Защитные устройства данного типа обязательны и официально утверждены, они устанавливаются в соответствии с правилами безопасности.

Внешняя защита от перегрузок, т.е. защита от перегрузок двигателя насоса, а, следовательно, предотвращение повреждений и сбоев в работе электродвигателя. Это защита по току.

Встроенная защита двигателя с защитой от перегрева, чтобы избежать повреждений и сбоев в работе электродвигателя. Для встроенного устройства защиты всегда требуется внешний выключатель, а для некоторых типов встроенной защиты двигателя требуется даже реле перегрузки.



Возможные условия отказа двигателя

Во время эксплуатации могут возникать различные неисправности. Поэтому очень важно заранее предусмотреть возможность сбоя и его причины и как можно лучше защитить двигатель. Далее приведён перечень условий отказа, при которых можно избежать повреждений электродвигателя:

• Низкое качество электроснабжения:

• Высокое напряжение

• Пониженное напряжение

• Несбалансированное напряжение/ ток (скачки)

• Изменение частоты

• Неверный монтаж, нарушение условий хранения или неисправность самого электродвигателя

• Постепенное повышение температуры и выход её за допустимый предел:

• недостаточное охлаждение

• высокая температура окружающей среды

• пониженное атмосферное давление (работа на большой высоте над уровнем моря)

• высокая температура рабочей жидкости

• слишком большая вязкость рабочей жидкости

• частые включения/отключения электродвигателя

• слишком большой момент инерции нагрузки (свой для каждого насоса)

• Резкое повышение температуры:

• блокировка ротора

• обрыв фазы

Для защиты сети от перегрузок и короткого замыкания при возникновении каких-либо из перечисленных выше условий отказа необходимо определить, какое устройство защиты сети будет использоваться. Оно должно автоматически отключать питание от сети. Плавкий предохранитель является простейшим устройством, выполняющим две функции. Как правило, плавкие предохранители соединяются между собой при помощи аварийного выключателя, который может отключить двигатель от сети питания. На следующих страницах мы рассмотрим три типа плавких предохранителей с точки зрения их принципа действия и вариантов применения: плавкий предохранительный выключатель, быстродействующие плавкие предохранители и предохранители с задержкой срабатывания.



Плавкий предохранительный выключатель

Плавкий предохранительный выключатель — это аварийный выключатель и плавкий предохранитель, объединённые в едином корпусе. С помощью выключателя можно размыкать и замыкать цепь вручную, в то время как плавкий предохранитель защищает двигатель от перегрузок по току. Выключатели, как правило, используются в связи с выполнением сервисного обслуживания, когда необходимо прервать подачу тока.

Аварийный выключатель имеет отдельный кожух. Этот кожух защищает персонал от случайного контакта с электрическими клеммами, а также защищает выключатель от окисления. Некоторые аварийные выключатели оборудованы встроенными плавкими предохранителями, другие аварийные выключатели поставляются без встроенных плавких предохранителей и оснащены только выключателем.

Устройство защиты от перегрузок по току (плавкий предохранитель) должно различать перегрузки по току и короткое замыкание. Например, незначительные кратковременные перегрузки по току вполне допустимы. Но при дальнейшем увеличении тока устройство защиты должно срабатывать немедленно. Очень важно сразу предотвращать короткие замыкания. Выключатель с предохранителем — пример устройства, используемого для защиты от перегрузок по току. Правильно подобранные плавкие предохранители в выключателе размыкают цепь при токовых перегрузках.

Плавкие предохранители быстрого срабатывания

Быстродействующие плавкие предохранители обеспечивают отличную защиту от короткого замыкания. Однако кратковременные перегрузки, такие как пусковой ток электродвигателя, могут вызвать поломку плавких предохранителей такого вида. Поэтому быстродействующие плавкие предохранители лучше всего использовать в сетях, которые не подвержены действию значительных переходных токов. Обычно такие предохранители выдерживают около 500% своего номинального тока в течение одной четвёртой секунды. По истечении этого времени вставка предохранителя плавится и цепь размыкается. Таким образом, в цепях, где пусковой ток часто превышает 500% номинального тока предохранителя, быстродействующие плавкие предохранители использовать не рекомендуется.

Плавкие предохранители с задержкой срабатывания

Данный тип плавких предохранителей обеспечивает защиту и от перегрузки, и от короткого замыкания. Как правило, они допускают 5-кратное увеличение номинального тока на 10 секунд, и даже более высокие значения тока на более короткое время. Обычно этого достаточно, чтобы электродвигатель был запущен и плавкий предохранитель не открылся. С другой стороны, если возникают перегрузки, которые продолжаются больше, чем время плавления плавкого элемента, цепь также разомкнётся.

Время срабатывания плавкого предохранителя

Время срабатывания плавкого предохранителя — это время плавления плавкого элемента (проволоки), которое требуется для того, чтобы цепь разомкнулась. У плавких предохранителей время срабатывания обратно пропорционально значению тока — это означает, что чем больше перегрузки по току, тем меньше период времени для отключения цепи.



В общем, можно сказать, что у электродвигателей насосов очень короткое время разгона: меньше 1 секунды. В этой связи для электродвигателей подойдут предохранители с задержкой времени срабатывания с номинальным током, соответствующим току полной нагрузки электродвигателя.

Иллюстрация справа демонстрирует принцип формирования характеристики времени срабатывания плавкого предохранителя. Ось абсцисс показывает соотношение между фактическим током и током полной нагрузки: если электродвигатель потребляет ток полной нагрузки или меньше, плавкий предохранитель не размыкается. Но при величине тока, в 10 раз превышающей ток полной нагрузки, плавкий предохранитель разомкнётся практически мгновенно (0,01 с). На оси ординат отложено время срабатывания.

Во время пуска через индукционный электродвигатель проходит достаточно большой ток. В очень редких случаях это приводит к выключению посредством реле или плавких предохранителей. Для уменьшения пускового тока используются различные методы пуска электродвигателя.


Что такое автоматический токовый выключатель и как он работает?

Автоматический токовый выключатель является устройством защиты от перегрузок по току. Он автоматически размыкает и замыкает цепь при заданном значении перегрузки по току. Если токовый выключатель применяется в диапазоне своих рабочих параметров, размыкание и замыкание не наносит ему никакого ущерба. Сразу же после возникновения перегрузки можно легко возобновить работу автоматического выключателя — он просто устанавливается в исходное положение.



Различают два вида автоматических выключателей: тепловые и магнитные.

Тепловые автоматические выключатели

Тепловые автоматические выключатели — это самый надёжный и экономичный тип защитных устройств, которые подходят для электродвигателей. Они могут выдержать большие амплитуды тока, которые возникают при пуске электродвигателя, и защищают электродвигатель от сбоев, таких как блокировка ротора.

Магнитные автоматические выключатели

Магнитные автоматические выключатели являются точными, надёжными и экономичными. Магнитный автоматический выключатель устойчив к изменениям температуры, т.е. изменения температуры окружающей среды не влияют на его предел срабатывания. По сравнению с тепловыми автоматическими выключателями, магнитные автоматические выключатели имеют более точно определённое время срабатывания. В таблице приведены характеристики двух типов автоматических выключателей.



Рабочий диапазон автоматического выключателя

Автоматические выключатели различаются между собой уровнем тока срабатывания. Это значит, что всегда следует выбирать такой автоматический выключатель, который может выдержать самый высокий ток короткого замыкания, который может возникнуть в данной системе.


Функции реле перегрузки

Реле перегрузки:

• При пуске электродвигателя позволяют выдерживать временные перегрузки без разрыва цепи.

• Размыкают цепь электродвигателя, если ток превышает предельно допустимое значение и возникает угроза повреждения электродвигателя.

• Устанавливаются в исходное положение автоматически или вручную после устранения перегрузки.

IEC и NEMA стандартизуют классы срабатывания реле перегрузки.

Обозначение класса срабатывания

Как правило, реле перегрузки реагируют на условия перегрузки в соответствии с характеристикой срабатывания. Для любого стандарта (NEMA или IEC) деление изделий на классы определяет, какой период времени требуется реле на размыкание при перегрузке. Наиболее часто встречающиеся классы: 10, 20 и 30. Цифровое обозначение отражает время, необходимое реле для срабатывания. Реле перегрузки класса 10 срабатывает в течение 10 секунд и менее при 600% тока полной нагрузки, реле класса 20 срабатывает в течение 20 секунд и менее, а реле класса 30 — в течение 30 секунд и менее.



Угол наклона характеристики срабатывания зависит от класса защиты электродвигателя. Электродвигатели IEC обычно адаптированы к определённому варианту использования. Это означает, что реле перегрузки может справляться с избыточным током, величина которого очень близка к максимальной производительности реле. Класс 10 — самый распространённый класс для электродвигателей IEC. Электродвигатели NEMA имеют внутренний конденсатор большей ёмкости, поэтому класс 20 для них применяется чаще.

Реле класса 10 обычно используется для электродвигателей насосов, так как время разгона электродвигателей составляет около 0,1-1 секунды. Для многих высокоинерционных промышленных нагрузок необходимо для срабатывания реле класса 20.

Сочетание плавких предохранителей с реле перегрузки

Плавкие предохранители служат для того, чтобы защитить установку от повреждений, которые могут быть вызваны коротким замыканием. В связи с этим плавкие предохранители должны иметь достаточную ёмкость. Более низкие токи изолируются с помощью реле перегрузки. Здесь номинальный ток плавкого предохранителя соответствует не рабочему диапазону электродвигателя, а току, который может повредить наиболее слабые составляющие установки. Как было упомянуто ранее, плавкий предохранитель обеспечивает защиту от короткого замыкания, но не защиту от перегрузок при низком токе.

На рисунке представлены наиболее важные параметры, формирующие основу согласованной работы плавких предохранителей в сочетании с реле перегрузки.



Очень важно, чтобы плавкий предохранитель сработал прежде, чем другие детали установки получат тепловое повреждение в результате короткого замыкания.


Современные наружные реле защиты двигателя

Усовершенствованные наружные системы защиты двигателя также обеспечивают защиту от перенапряжения, перекоса фаз, ограничивают число включений/выключений, устраняют вибрации. Кроме того, они позволяют контролировать температуру статора и подшипников через датчик температуры (PT100), измерять сопротивление изоляции и регистрировать температуру окружающей среды. В дополнение к этому усовершенствованные наружные системы защиты двигателя могут принимать и обрабатывать сигнал от встроенной тепловой защиты. Далее в этой главе мы рассмотрим устройство тепловой защиты.



Наружные реле защиты двигателя предназначены для защиты трёхфазных электродвигателей при угрозе повреждения двигателя за короткий или более длительный период работы. Кроме защиты двигателя, наружное реле защиты имеет ряд особенностей, которые обеспечивают защиту электродвигателя в различных ситуациях:

• Подаёт сигнал прежде, чем возникает неисправность в результате всего процесса

• Диагностирует возникшие неисправности

• Позволяет выполнять проверку работы реле во время техобслуживания

• Контролирует температуру и наличие вибрации в подшипниках

Можно подключить реле перегрузки к центральной системе управления зданием для постоянного контроля и оперативной диагностики неисправностей. Если в реле перегрузки установлено наружное реле защиты, сокращается период вынужденного простоя из-за прерывания технологического процесса в результате поломки. Это достигается благодаря быстрому обнаружению неисправности и недопущению повреждений электродвигателя.

Например, электродвигатель может быть защищён от:

• Перегрузки

• Блокировки ротора

• Заклинивания

• Частых повторных пусков

• Разомкнутой фазы

• Замыкания на массу

• Перегрева (с помощью сигнала, поступающего от электродвигателя через датчик PT100 или терморезисторы)

• Малого тока

• Предупреждающего сигнала о перегрузке


Настройка наружного реле перегрузки

Ток полной нагрузки при определённом напряжении, указанном в фирменной табличке, является нормативом для настройки реле перегрузки. Так как в сетях разных стран присутствует различное напряжение, электродвигатели для насосов могут использоваться как при 50 Гц, так и при 60 Гц в широком диапазоне напряжений. В связи с этим в фирменной табличке электродвигателя указывается диапазон тока. Если нам известно напряжение, мы можем вычислить точную допустимую нагрузку по току.

Пример вычисления

Зная точную величину напряжения для установки, можно рассчитать ток полной нагрузки при 254 / 440 Y B, 60 Гц.



Данные отображаются в фирменной табличке, какпоказано в иллюстрации.



Вычисления для 60 Гц



Коэффициент усиления напряжения определяется следующими уравнениями:



Расчет фактического тока полной нагрузки (I):



(Значения тока для подключения по схеме «треугольник» и «звезда» при минимальных значениях напряжения)



(Значения тока для подключения по схеме «треугольник» и «звезда» при максимальных значениях напряжения)

Теперь с помощью первой формулы можно рассчитать ток полной нагрузки:

I для «треугольника»:



I для «звезды»:



Величины для тока полной нагрузки соответствуют допустимому значению тока полной нагрузки электродвигателя при 254 Δ/440 Y В, 60 Гц.



Внимание: наружное реле перегрузки электродвигателя всегда устанавливается на номинальное значение тока, указанное в фирменной табличке.

Однако если электродвигатели сконструированы с учётом коэффициента нагрузки, который затем указывается в фирменной табличке, напр., 1.15, заданное значение тока для реле перегрузки может быть увеличено на 15% по сравнению с током полной нагрузки или коэффициентом нагрузки в амперах (SFA — service factor amps), который, как правило, указывается в фирменной табличке.


Внутренняя защита, встраиваемая в обмотки или клеммную коробку



Для чего нужна встроенная защита двигателя, если электродвигатель уже оснащён реле перегрузки и плавкими предохранителями? В некоторых случаях реле перегрузки не регистрирует перегрузку электродвигателя. Например, в ситуациях:

• Когда электродвигатель закрыт (недостаточно охлаждается) и медленно нагревается до опасной температуры.

• При высокой температуре окружающей среды.

• Когда наружная защита двигателя настроена на слишком высокий ток срабатывания или установлена неправильно.

• Когда электродвигатель перезапускается несколько раз в течение короткого периода времени и пусковой ток нагревает электродвигатель, что в конечном счёте, может его повредить.

Уровень защиты, который может обеспечить внутренняя защита, указывается в стандарте IEC 60034-11.

Обозначение TP

TP — аббревиатура «thermal protection» — тепловая защита. Существуют различные типы тепловой защиты, которые обозначаются кодом TP (TPxxx). Код включает в себя:

• Тип тепловой перегрузки, для которой была разработана тепловая защита (1-я цифра)

• Число уровней и тип действия (2-я цифра)

• Категорию встроенной тепловой защиты (3-я цифра)

В электродвигателях насосов, самыми распространёнными обозначениями TP являются:

TP 111: Защита от постепенной перегрузки

TP 211: Защита как от быстрой, так и от постепенной перегрузки.



Обозначение

Техническая егрузка и ее варианты (1-я цифра)

Количество уровней и функциональная область (2-я цифра)

Категория 1 (3-я цифра)

ТР 111

Только медленно (постоянная перегрузка)

1 уровень при отключении

1

ТР 112

2

ТР 121

2 уровня при аварийном сигнале и отключении

1

ТР 122

2

ТР 211

Медленно и быстро (постоянная перегрузка, блокировка)

1 уровень при отключении

1

ТР 212

2

ТР 221 ТР 222

2 уровня при аварийном сигнале и отключении

1

2

ТР 311 ТР 321

Только быстро (блокировка)

1 уровень при отключении

1

2

Изображение допустимого температурного уровня при воздействии на электродвигатель высокой температуры. Категория 2 допускает более высокие температуры, чем категория 1.

Все однофазные электродвигатели Grundfos оснащены защитой двигателя по току и температуре в соответствии с IEC 60034-11. Тип защиты двигателя TP 211 означает, что она реагирует как на постепенное, так и на быстрое повышение температуры.

 

Сброс данных в устройстве и возврат в начальное положение осуществляется автоматически. Трёхфазные электродвигатели Grundfos MG мощностью от 3.0 кВт стандартно оборудованы датчиком температуры PTC.



Эти электродвигатели были испытаны и одобрены как электродвигатели TP 211, которые реагируют и на медленное, и на быстрое повышение температуры. Другие электродвигатели, используемые для насосов Grundfos (MMG модели D и E, Siemens, и т.п.), могут быть классифицированы как TP 211, но, как правило, они имеют тип защиты TP 111.



Необходимо всегда учитывать данные, указанные на фирменной табличке. Информацию о типе защиты конкретного электродвигателя можно найти на фирменной табличке — маркировка с буквенным обозначением TP (тепловая защита) согласно IEC 60034-11. Как правило, внутренняя защита может быть организована при помощи двух типов устройств защиты: Устройств тепловой защиты или терморезисторов.



Устройства тепловой защиты, встраиваемые в клеммную коробку

В устройствах тепловой защиты, или термостатах, используется биметаллический автоматический выключатель дискового типа мгновенного действия для размыкания и замыкания цепи при достижении определённой температуры. Устройства тепловой защиты называют также «кликсонами» (по названию торговой марки от Texas Instruments). Как только биметаллический диск достигает заданной температуры, он размыкает или замыкает группу контактов в подключённой схеме управления. Термостаты оснащены контактами для нормально разомкнутого или нормально замкнутого режима работы, но одно и то же устройство не может использоваться для двух режимов. Термостаты предварительно откалиброваны производителем, и их установки менять нельзя. Диски герметично изолированы и располагаются на контактной колодке.

Через термостат может подаваться напряжение в цепи аварийной сигнализации — если он нормально разомкнут, или термостат может обесточивать электродвигатель — если он нормально замкнут и последовательно соединён с контактором. Так как термостаты находятся на наружной поверхности концов катушки, то они реагируют на температуру в месте расположения. Применительно к трёхфазным электродвигателям термостаты считаются нестабильной защитой в условиях торможения или в других условиях быстрого изменения температуры. В однофазных электродвигателях термостаты служат для защиты при блокировке ротора.



Тепловой автоматический выключатель, встраиваемый в обмотки

Устройства тепловой защиты могут быть также встроены в обмотки, см. иллюстрацию.



Они действуют как сетевой выключатель как для однофазных, так и для трёхфазных электродвигателей. В однофазных электродвигателях мощностью до 1,1 кВт устройство тепловой защиты устанавливается непосредственно в главном контуре, чтобы оно выполняло функцию устройства защиты на обмотке. Кликсон и Термик — примеры тепловых автоматических выключателей. Эти устройства называют также PTO (Protection Thermique a Ouverture).



Внутренняя установка

В однофазных электродвигателях используется один одинарный тепловой автоматический выключатель. В трёхфазных электродвигателях — два последовательно соединённых выключателя, расположенных между фазами электродвигателя. Таким образом, все три фазы контактируют с тепловым выключателем. Тепловые автоматические выключатели можно установить на конце обмоток, однако это приводит к увеличению времени реагирования. Выключатели должны быть подключены к внешней системе управления. Таким образом электродвигатель защищается от постепенной перегрузки. Для тепловых автоматических выключателей реле — усилителя не требуется.

Тепловые выключатели НЕ ЗАЩИЩАЮТ двигатель при блокировке ротора.


Принцип действия теплового автоматического выключателя

На графике справа показана зависимость сопротивления от температуры для стандартного теплового автоматического выключателя. У каждого производителя эта характеристика своя. TN обычно лежит в интервале 150-160 °C.



Подключение

Подключение трёхфазного электродвигателя со встроенным тепловым выключателем и реле перегрузки.

Обозначение TP на графике

Защита по стандарту IEC 60034-11:

TP 111 (постепенная перегрузка). Для того чтобы обеспечить защиту при блокировке ротора, электродвигатель должен быть оборудован реле перегрузки.



Терморезисторы, встраиваемые в обмотки

Второй тип внутренней защиты — это терморезисторы, или датчики с положительным температурным коэффициентом (PTC). Терморезисторы встраиваются в обмотки электродвигателя и защищают его при блокировке ротора, продолжительной перегрузке и высокой температуре окружающей среды. Тепловая защита обеспечивается с помощью контроля температуры обмоток электродвигателя с помощью PTC датчиков. Если температура обмоток превышает температуру отключения, сопротивление датчика меняется соответственно изменению температуры.





В результате такого изменения внутренние реле обесточивают контур управления внешнего контактора. Электродвигатель охлаждается, и восстанавливается приемлемая температура обмотки электродвигателя, сопротивление датчика понижается до исходного уровня. В этот момент происходит автоматическое приведение модуля управления в исходное положение, если только он предварительно не был настроен на сброс данных и повторное включение вручную.

Если терморезисторы установлены на концах катушки самостоятельно, защиту можно классифицировать только как TP 111. Причина в том, что терморезисторы не имеют полного контакта с концами катушки, и, следовательно, не могут реагировать так быстро, как если бы они изначально были встроены в обмотку.



Система, чувствительная к температуре терморезистора, состоит из датчиков с положительным температурным коэффициентом (PTC), устанавливаемых последовательно, и твердотельного электронного выключателя в закрытом блоке управления. Набор датчиков состоит из трёх — по одному на фазу. Сопротивление в датчике остаётся относительно низким и постоянным в широком диапазоне температур, с резким увеличением при температуре срабатывания. В таких случаях датчик действует как твердотельный тепловой автоматический выключатель и обесточивает контрольное реле. Реле размыкает цепь управления всего механизма для отключения защищаемого оборудования. Когда температура обмотки восстанавливается до допустимого значения, блок управления можно привести в прежнее положение вручную.

Все электродвигатели Grundfos мощностью от 3 кВт и выше оснащены терморезисторами. Система терморезисторов с положительным температурным коэффициентом (PTC) считается устойчивой к отказам, так как в результате выхода из строя датчика или отсоединении провода датчика возникает бесконечное сопротивление, и система срабатывает так же, как при повышении температуры, — происходит обесточивание контрольного реле.


Принцип действия терморезистора

Критические значения зависимости сопротивление/ температура для датчиков системы защиты электродвигателя определены в стандартах DIN 44081/ DIN 44082.

На кривой DIN показано сопротивление в датчиках терморезистора в зависимости от температуры.



По сравнению с PTO терморезисторы имеют следующие преимущества:

• Более быстрое срабатывание благодаря меньшему объёму и массе

• Лучше контакт с обмоткой электродвигателя

• Датчики устанавливаются на каждой фазе

• Обеспечивают защиту при блокировке ротора


Обозначение TP для электродвигателя с PTC

Защита двигателя TP 211 реализуется, только когда терморезисторы PTC полностью установлены на концах обмоток на заводе-изготовителе. Защита TP 111 реализуется только при самостоятельной установке на месте эксплуатации. Электродвигатель должен пройти испытания и получить подтверждение о соответствии его маркировке TP 211. Если электродвигатель с терморезисторами PTC имеет защиту TP 111, он должен быть оснащён реле перегрузки для предотвращения последствий заклинивания.

Соединение

На рисунках справа представлены схемы подключения трёхфазного электродвигателя, оснащённого терморезисторами PTC, с расцепителями Siemens. Для реализации защиты как от постепенной, так и от быстрой перегрузки, мы рекомендуем следующие варианты подключения электродвигателей, оснащённых датчиками PTC, с защитой TP 211 и TP 111.

Электродвигатели с защитой TP 111



Если электродвигатель с терморезистором имеет маркировку TP 111, это значит, что электродвигатель защищён только от постепенной перегрузки. Для того чтобы защитить электродвигатель от быстрой перегрузки, электродвигатель должен быть оборудован реле перегрузки. Реле перегрузки должно подключаться последовательно к реле PTC.

Электродвигатели с защитой TP 211



Защита TP 211 двигателя обеспечивается, только если терморезистор PTC полностью встроен в обмотки. Защита TP 111 реализуется только при самостоятельном подключении.

Терморезисторы разработаны в соответствии со стандартом DIN 44082 и выдерживают нагрузку Umax 2,5 В DC. Все отключающие элементы предназначены для приёма сигналов от терморезисторов DIN 44082, т.е терморезисторов компании Siemens.

Обратите внимание: Очень важно, чтобы встроенное устройство PTC было последовательно соединено с реле перегрузки. Многократные повторные включения реле перегрузки могут привести к сгоранию обмотки в случае блокировки электродвигателя или пуска при высокой инерции. Поэтому очень важно, чтобы температурные показатели и данные по потребляемому току устройства PTC и реле

www.eti.su

Лабораторная работа № 9. Микропроцессорный блок управления и защиты асинхронного двигателя

  1. Программа работы

    1. Изучить по имеющейся литературе программирование и работу микропроцессорного блока управления и защиты асинхронного двигателя.

    2. Исследовать работу микропроцессорного блока управления и защиты асинхронного двигателя в режимах программирования, пуска, отключения, перегрузки и обрыва фазы.

  2. Указания и пояснения к проведению работы.

К пункту 1.1 Обратить внимание на принцип работы, вопросы программирования и наладки микропроцессорного блока управления и защиты электродвигателя.

К пункту 1.2 Схема электрическая принципиальная показана на рисунке 9.1, схема электрическая соединений на рисунке 9.2.

Перечень необходимой аппаратуры для монтажа схемы представлен в таблице 9.1.

Таблица 9.1 Перечень аппаратуры для исследования нереверсивного магнитного пускателя

Обозначение

Наименование

Тип

Параметры

G1

Однофазный источник питания

218

-220 В / 16 А

Обозначение

Наименование

Тип

Параметры

G2

Трехфазный источник питания

201.2

-400 В /16 А

Ml

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

106

120 Вт/-380 В / 1500 мин-1

А2, А15

Контактор

364

-380 В /10 А

А10

Автоматический трехполюсный выключатель

360

-440 В /10 А

A11

Автоматический однополюсный выключатель

359

-230 В /0,5 А

А17

Блок управления и защиты асинхронного двигателя

368

Номинальные напряжение / ток

двигателя:

~380В /0Д…1А;

коммутируемое

напряжение / ток:

— 220 В/8 А

PI

Блок мультиметров

508.2

3 мультиметра

= 0… 1000 В /

-0…10А /

0…20МОм

Рисунок 9.1 – Схема электрическая принципиальная микропроцессорного блока управления и защиты асинхронного двигателя

Рисунок 9.2 – Схема электрическая соединений элементов стенда

Последовательность действий при проведении эксперимента:

  • Убедитесь, что устройства, используемые в эксперименте, отключены от сети электропитания.

  • Соедините гнезда защитного заземления «» устройств, используемых в эксперименте, с гнездом «РЕ» трехфазного источника питания G2.

  • Соедините аппаратуру в соответствии со схемой электрической соединений.

  • Включите автоматический выключатель и устройство защитного отключения в однофазном источнике питания G1.

  • Включите выключатель «СЕТЬ» блока мультиметров P1

  • Активизируйте используемый мультиметр Р1.1.

  • Включите источник G2. О наличии напряжений фаз на его выходе должны сигнализировать светящиеся лампочки.

  • Включите выключатель А10.

  • Включите выключатель А11. На мониторе блока АЗЗ высветится надпись «А.000», означающая увеличенное в 100 раз текущее (равное нулю) значение тока в фазе «А» двигателя M1, а также загорится светодиод около надписи «СТОП».

  • Выполните программирование блока управления и токовой защиты асинхронного двигателя. Для чего:

    1. Проверьте заданные (по умолчанию) номинальные фазные токи двигателя. Для этого нажмите и удерживайте более 2 секунд кнопку «». На мониторе должна появиться надпись «А.042», означающая, что для фазы «А» двигателя задан номинальный ток I1=0,42А. Нажмите и отпустите кнопку «». На мониторе должна появиться надпись «В.042», означающая, что для фазы «В» двигателя задан номинальный ток I

      1=0,42 А. Еще раз нажмите и отпустите кнопку «». На мониторе должна появиться надпись «С.042», означающая, что для фазы «С» двигателя задан номинальный ток I1=0,42 A.

    2. При необходимости изменения номинального тока конкретной фазы, прежде всего, кнопкой «» выберите эту фазу. Затем кнопкой «» вызовите мигание нужного разряда на мониторе и кнопкой «» установите в этом разряде требуемую цифру (от 0 до 9). Устанавливаемое трехразрядное число (от 1 до 250) должно быть равно увеличенному в 100 раз значению номинального тока фазы. Например, для установки номинального тока I1=l,25 А следует установить число 125. После установки числа запишите его в память монитора. Для этого нажмите и отпустите кнопку «».

    3. Вернитесь в основное меню. Для этого нажмите кнопку «». На мониторе должна отобразится надпись «А.000».

    4. Введите параметры защиты двигателя.

      1. Нажмите и удерживайте более 2 секунд кнопку «». На мониторе отобразится надпись «I250», означающая, что задан ток перегрузки I2=50 %. При превышении на 50 % тока двигателя его заданного номинального тока I1 должно происходить аварийное отключение двигателя с появлением на мониторе сообщения «OL2». Например, при заданном номинальном токе I1=0,42 A аварийное отключение двигателя должно происходить при превышении током двигателя уровня IOL2=0,42+(0,42٠50)/100=0,63 А. При необходимости изменения тока I2 кнопкой «» вызовите мигание нужного разряда на мониторе и кнопкой «» установите требуемую цифру (от 0 до 9). Установленное число (от 0 до 99) запишите в память монитора и перейдите к заданию следующего параметра. Для этого нажмите кнопку «».

      2. На мониторе отобразится надпись «I370», означающая, что задан ток недогрузки Iз=70 %. При уменьшении тока, например, в фазе «А» двигателя в результате ее обрыва, до уровня 70 % от заданного номинального тока I1 должно происходить его аварийное отключение с появлением на мониторе сообщения «A.OL3». Например, при заданном номинальном токе I2=0,42 А и обрыве фазы «А» двигателя его аварийное отключение должно происходить при уменьшении тока двигателя ниже уровня IOL3=(0,42-70)/100=0,29 А. При необходимости изменения тока Iз кнопкой «» вызовите мигание нужного разряда на мониторе и кнопкой «» установите требуемую цифру (от 0 до 9). Установленное число (от 0 до 99) запишите в память монитора и перейдите к заданию следующего параметра. Для этого нажмите кнопку «».

      3. На мониторе отобразится надпись «t010», означающая, что задано время t0=10 с, необходимое для останова (выбега) двигателя после подачи команды на его реверсирование. При подаче команды на реверс двигателя она должна начать выполняться спустя заданное время t0. При необходимости изменения времени t0 кнопкой «» вызовите мигание нужного разряда на мониторе и кнопкой «» установите требуемую цифру (от 0 до 9). Установленное число (от 0 до 99) запишите в память монитора и перейдите к заданию следующего параметра. Для этого нажмите кнопку «».

      4. На мониторе отобразится надпись «tl03», означающая, что задано время t1=3 с. При превышении тока двигателя его четырехкратного заданного номинального тока I1 продолжительностью более 3 секунд должно происходить аварийное отключение двигателя с появлением на мониторе сообщения «OL1». Например, при заданном номинальном токе двигателя I1=0,42 А и реальном токе двигателя превышающем значение IOLI=4٠0,42=1,64 А, через 3 секунды должно происходить аварийное отключение двигателя. При необходимости изменения времени t1 кнопкой «» вызовите мигание нужного разряда на мониторе и кнопкой «» установите требуемую цифру (от 0 до 9). Установленное число (от 0 до 99) запишите в память монитора и перейдите к заданию следующего параметра. Для этого нажмите кнопку «».

      5. На мониторе отобразится надпись «t205», означающая, что задано время t2=05 с. При перегрузке двигателя типа «OL2» его аварийное отключение должно происходить спустя время t2=5 с. При необходимости изменения времени t2 кнопкой «» вызовите мигание нужного разряда на мониторе и кнопкой «» установите требуемую цифру (от 0 до 9). Установленное число (от 0 до 99) запишите в память монитора и перейдите к заданию следующего параметра. Для этого нажмите кнопку «».

      6. На мониторе отобразится надпись «t305», означающая, что задано время t3=5с. При недогрузке (обрыве фазы) двигателя типа «OL3» его аварийное отключение должно происходить спустя время t3=5 с. При необходимости изменения времени t3 кнопкой «» вызовите мигание нужного разряда на мониторе и кнопкой «» установите требуемую цифру (от 0 до 9). Установленное число (от 0 до 99) запишите в память монитора и перейдите к заданию следующего параметра. Для этого нажмите кнопку «».

    5. Вернитесь в основное меню. Для этого нажмите кнопку «». На мониторе блока должна отобразится надпись «А.000».

  • Нажмите и отпустите кнопку «» на мониторе блока А17. Загорится светодиод около надписи «ВПЕРЕД».

  • Нажмите и отпустите кнопку «» на мониторе блока А17. Произойдет прямой пуск двигателя Ml. Вольтметр Р1.1 покажет напряжение на двигателе Ml. На мониторе блока А17 высветится увеличенное в 100 раз текущее значение тока двигателя Ml в выбранной фазе. Для наблюдения значения тока в другой фазе нажмите и отпустите кнопку «».

  • Нажмите на кнопку «» монитора блока А17.

  • Вновь осуществите прямой пуск двигателя Ml.

  • Нажимая кнопку «» на мониторе блока АЗЗ, добейтесь загорания светодиода около надписи «НАЗАД».

  • Нажмите и отпустите кнопку «» на мониторе блока А17. Двигатель Ml должен отключиться от сети и через время t0= 10 с должен произойти его прямой пуск в обратном направлении.

  • Нажимая кнопку «» добейтесь загорания светодиода около надписи «СТОП».

  • Осуществите останов двигателя Ml нажатием на кнопку «» монитора блока А17.

  • По завершении эксперимента отключите нажатием на кнопку «красный гриб» трехфазный источник питания G2 и автоматический выключатель в однофазном источнике питания G1.

  • Результаты работы отразите в отчете по лабораторной работе.

  1. Содержание отчета

    1. Цель и программа работы.

    2. Схема принципиальная и схема соединений.

    3. Результаты опытов.

    4. Выводы по работе.

  1. Вопросы для самоконтроля

    1. С какой целью применяется микропроцессор в схеме управления асинхронным электродвигателем?

    2. Каким образом осуществляется защита и реверс асинхронного электродвигателя?

    3. Какие блоки необходимо выбрать для сборки схемы?

    4. Какие действия необходимо выполнить при проведении эксперимента?

    5. какие результаты должны быть получены?

  1. Вопросы для защиты отчета

    1. Какие функции выполняет микропроцессорный блок управления и защиты?

    2. Приведите структурную схему микропроцессорного устройства и поясните назначение его составляющих.

    3. Каким образом параметры электродвигателя или другого устройства (ток, напряжение, частота и направление вращения, температура и т. п.) преобразуются в цифровой код? Приведите примеры.

    4. Какие элементы осуществляют связь между микропроцессором и выходными устройствами? Приведите примеры.

    5. Каковы особенности применения микропроцессорной техники в электрических и электронных аппаратах. Поясните возможность применения микропроцессорных устройств, для защиты электродвигателя с помощью тепловых реле.

    6. Каким образом по величине тока фазы определяется температура нагрева двигателя и информация о ней передается в микропроцессор?

    7. Как работают периферийные устройства в случае перегрева двигателя?

    8. Каким образом реализуются функции защиты двигателя от несимметрии фазных токов, в частности, при обрыве одной из фаз?

    9. Каким образом осуществляется возврат реле в рабочий режим после аварийного отключения?

    10. Каким образом вызывается тест-программа, проверяющая работоспособность реле?

    11. Каким образом производится настройка реле на заданный допустимый ток двигателя?

    12. Поясните результаты экспериментальной работы.

studfiles.net

Управление и защита двигателя — Цифровые реле (Микропроцессорные устройства) (Продукты и решения для автоматизации распределительной сети)

  • Главная 
  • Продукция 
  • ОБОРУДОВАНИЕ СРЕДНЕГО НАПРЯЖЕНИЯ 
  • ПРОДУКТЫ И РЕШЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ 
  • ЦИФРОВЫЕ РЕЛЕ (МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ УСТРОЙСТВА) 
  • УПРАВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДВИГАТЕЛЯ
Global site Choose region / language Global site — English
  • Europe
  • Americas
  • Middle East and Africa
  • Asia and Oceania
Austria — German Belarus — Russian Belgium — Dutch French Bulgaria — Bulgarian English Croatia — Croatian Czech Republic — Czech Denmark — Danish Estonia — Estonian Finland — Finnish France — French Germany — German Greece — Greek Hungary — Hungarian Ireland — English Italy — Italian Latvia — Latvian Lithuania — Lithuanian Luxembourg — French Netherlands — Dutch Norway — Norwegian Poland — Polish Portugal — Portuguese Romania — Romanian Russia — Russian Serbia — Serbian Slovakia — Slovakian Slovenia — Slovenian Spain — Spanish Sweden — Swedish Switzerland — French German Italian Turkey — Turkish Ukraine — Ukrainian United Kingdom — English Argentina — Spanish Aruba — Spanish Bolivia — Spanish Brazil — Portuguese Canada — English French Chile — Spanish Colombia — Spanish Costa Rica — Spanish Dominican Republic — Spanish Ecuador — Spanish El Salvador — Spanish Guatemala — Spanish Honduras — Spanish Mexico — Spanish Panama — Spanish Peru — Spanish

new.abb.com

Устройство управления и защиты двигателя REM601 — Управление и защита двигателя (Цифровые реле (Микропроцессорные устройства))

  • Главная 
  • Продукция 
  • ОБОРУДОВАНИЕ СРЕДНЕГО НАПРЯЖЕНИЯ 
  • ПРОДУКТЫ И РЕШЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ 
  • ЦИФРОВЫЕ РЕЛЕ (МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ УСТРОЙСТВА) 
  • УПРАВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДВИГАТЕЛЯ 
  • УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ REM601
Global site Choose region / language Global site — English
  • Europe
  • Americas
  • Middle East and Africa
  • Asia and Oceania
Austria — German Belarus — Russian Belgium — Dutch French Bulgaria — Bulgarian English Croatia — Croatian Czech Republic — Czech Denmark — Danish Estonia — Estonian Finland — Finnish France — French Germany — German Greece — Greek Hungary — Hungarian Ireland — English Italy — Italian Latvia — Latvian Lithuania — Lithuanian Luxembourg — French Netherlands — Dutch Norway — Norwegian Poland — Polish Portugal — Portuguese Romania — Romanian Russia — Russian Serbia — Serbian Slovakia — Slovakian Slovenia — Slovenian Spain — Spanish Sweden — Swedish Switzerland — French German Italian Turkey — Turkish Ukraine — Ukrainian United Kingdom — English Argentina — Spanish Aruba — Spanish Bolivia — Spanish Brazil — Portuguese Canada — English French Chile — Spanish Colombia — Spanish Costa Rica — Spanish Dominican Republic — Spanish Ecuador — Spanish El Salvador — Spanish Guatemala — Spanish Honduras — Spanish Mexico — Spanish Panama — Spanish

Peru —

new.abb.com

Микропроцессорная защита электроустановок.

Рассмотренные устройства защиты, выполненные на базе электромехани­ческих реле или с использованием полупроводниковых элементов и аналоговых интегральных микросхем, имели различные технические реализации.

Особенность их — жесткая логика первой научной картины мира. И хотя они еще долго будут находить применение, особенно для алгоритмов простых повреждений, несомненно их вытеснение новым поколением защит с цифровой обработкой информации. Их отличает высокий уровень унификации элементов, гибкость, возможность реализации сложных алгоритмов выявления повреждений, развитая система функционального контроля, уменьшение расходов на обслуживание.

Выделяют основные принципы микропроцессорной системы защиты с цифровой обработкой информации: неявное резервирование, унификацию, модульность, функциональную децентрализацию, специализацию обработки информации, единство информационной базы, комплектность, гибкость. Возникновение неисправностей в аппаратной и программной частях предотвращаются путем перераспределения задач между элементами системы в полном объеме или с потерей некоторых второстепенных функций. Вероятность отказа системы в целом снижается.

Информационное обеспечение системы основано на параметрах входных сигналов: амплитуды, фазовые сдвиги и частота, а также их интегральные значения. Помехи, вызванные переходными процессами и сопровождающиеся появлением апериодических и гармонических составляющих, обусловливают погрешности, снижаемые предварительной фильтрацией входных токов и напряжений. В результате синусоидальный сигнал содержит информацию об основной гармонике входной величины. Наиболее широко используется цифровая обработка отсчетов мгновенных значений синусоидальных сигналов и их ортогональных составляющих.

В цифровых системах применяют определение амплитуд и фаз синусоидальных сигналов с использованием ортогональных составляющих, для получения которых используют метод Фурье и его модификации. Метод обеспечивает полное подавление во входном сигнале постоянной составляющей и гармоник с частотами, кратными ω0при заданномΔt.

Принципиальную возможность для определения информационных параметров входных сигналов обеспечивает времяимпульсный метод, основанный на замене синусоидального процесса последовательностью импульсов прямоугольной формы. Их длительности содержат информацию об амплитудах, частоте и фазовых сдвигах сигналов.

Формирование ортогональных составляющих входных сигналов в измерительных органах микропроцессорных защит обеспечивается в аналоговом, цифровом или смешанном видах с помощью формирователей. Аналоговые, усложняющие эту часть и не исключающие фазочастотные погрешности преобразования, используют активные фазоповоротные элементы с фазочастотными характеристиками, смешенными на угол π/2. При цифровой обработке ортогональные составляющие, если сигнал синусоидальный, могут быть получены по его мгновенным значениям, зафиксированным с интервалом Т/4, где Т — период сигнала.

studfiles.net

PEHCiC® на защите асинхронных электродвигателей

Преобразование электрической энергии в механическую с помощью электродвигателей позволяет легко и экономично приводить в движение разнообразные рабочие механизмы: конвейеры, подъемно-транспортное оборудование, насосы, вентиляторы, компрессоры, металлорежущие станки, прокатные станы, швейное оборудование и пр.

Благодаря простоте конструкции, высокой надежности и невысокой стоимости асинхронный электродвигатель (АД) с короткозамкнутым ротором является наиболее распространенным электродвигателем. Свыше 85% всех электрических машин — это трехфазные асинхронные электродвигатели. По статистике сейчас в общественном производстве стран СНГ находится не менее 50 млн единиц трехфазных АД напряжением 0,4 кВ.

АД обычно рассчитаны на срок службы 15–20 лет без капитального ремонта при условии их правильной эксплуатации. Под правильной эксплуатацией АД понимается его работа в соответствии с номинальными параметрами, указанными в паспортных данных электродвигателя. Однако в реальной жизни имеет место значительное отступление от номинальных режимов эксплуатации. Это, в первую очередь, плохое качество питающего напряжения и нарушение правил технической эксплуатации: технологические перегрузки, условия окружающей среды (повышенные влажность, температура), снижение сопротивления изоляции, нарушение охлаждения. Последствием таких отклонений являются аварийные режимы работы АД. В результате аварий ежегодно выходят из строя до 10% применяемых электродвигателей. Например, 60% скважных электронасосных агрегатов ломаются чаще одного раза в году. Выход из строя АД приводит к тяжелым авариям и большому материальному ущербу, связанному с простоем технологических процессов, устранением последствий аварий и ремонтом вышедшего из строя электродвигателя.

Сколько стоит восстановить работоспособность асинхронного электродвигателя или насоса, размещенного в скважине? Специалисты изучившие данный вопрос, считают, что экономически выгоднее изначально обеспечивать защиту электродвигателя, чем в дальнейшем нести затраты на его ремонт и восстановление.

Совершенно очевидно, что применение надежной и эффективной защиты от аварийных режимов работы значительно сократит количество и частоту аварийных ситуаций и продлит срок службы АД, сократит расход электроэнергии и эксплутационные расходы. Но для того, чтобы выбрать эту защиту, необходимо знать, как и от чего необходимо защищать АД, а также специфику процессов, протекающих в нем в случае аварий.

Современные стандарты большинства стран мира предъявляют все более высокие требования к технической эксплуатации электроустановок. Необходимость в постоянном мониторинге работы дорогостоящего оборудования усиливает потребность в использовании высококачественной, надежной и комплексной защиты электродвигателей.

Сегодня на рынке существует большой выбор импортных защит электродвигателя, при изготовлении которых не учитывается тот факт, что качество напряжения в отечественных сетях существенно отличается от европейских стандартов. Серия защит РДЦ отличается от большинства других защит, представленных на рынке высокотехнологичной производственной сборкой на микропроцессорной элементной основе, высокой точностью измерения токов, цифровой обработкой сигнала, множеством контролируемых параметров, технологичной конструкцией. Климатическое исполнение устройства и безопасность его обслуживания допускают работу защиты в жестких условиях эксплуатации: низкое качество питающего напряжения, повышенную/пониженную температуру, влажность. По совокупности предлагаемых защитных функций серия РДЦ не уступает а по некоторым и превосходит импортные аналоги.

Микропроцессорные устройства РДЦ-01…06 (выпускаемые под торговой маркой РЕЛСiC®) предназначены для комплексной защиты трехфазных асинхронных двигателей напряжением 3х(220/380) В (в том числе управления глубинных насосов) с индикацией причин аварий и передачи информации на диспетчерские пункты и автоматическим повторным пуском. По своему назначению серию РДЦ можно классифицировать следующим образом:

  • РДЦ-01 — комплексная защита, позволяет подключать напрямую маломощные двигатели до 10 кВт (20 А) без внешних ТТ, имеет контроль сопротивления изоляции, учет моторесурса.
  • РДЦ-02 — токовое реле с оптимальным набором функций защиты.
  • РДЦ-03 — универсальная защита
  • общепромышленных двигателей с максимально необходимым набором функций защиты.
  • РДЦ-04 — универсальная защита общепромышленных двигателей с интерфейсом RS485 с расширенным набором сервисных функций и функций защиты.
  • РДЦ-05 — универсальная защита двигателей глубинных насосов и насосных станций с максимально необходимым набором защиты.
  • РДЦ-06 — универсальная защита двигателей глубинных насосов и насосных станций с максимально необходимым набором защиты с возможностью передачи данных через RS485 и расширенным набором функций защиты и сервиса.

Микропроцессорная защита РДЦ-01 имеет пять исполнений (см. табл. 1).

Таблица 1. Исполнения устройства микропроцессорной защиты РДЦ-01
Функции устройствИсполнения
050051052  200  201
Функции защиты
Номинальные токи, А1-5001-5001-5001-201-20
Отключение при перегрузке по току электродвигателя+++++
Отключение при работе электродвигателя с недогрузкой (по сухому ходу)+++++
Отключение при работе электродвигателя с недопустимой асимметрией токов+++++
Отключение при превышении питающего напряжения+++++
Отключение при понижении питающего напряжения+++++
Запрет включения при неправильном чередовании фаз+++++
Запрет включения при нарушении изоляции электродвигателя ++ +
Запрет включения при залипании контактов пускателя или контактора ++ +
Ограничение количества повторных пусков электродвигателя+++++
Сервисные функции
Цифровая индикация режимов работы+++++
Счетчик моторесурса электродвигателя с дискретностью10 час10 час1 мин10 час10 час
Измерение текущих действующих значений токов по фазам+++++
Измерение текущих действующих значений напряжений по фазам+++++
Индикация частоты питающей сети+++++
Квитирование ++ +
Пароль ++ +

Последние разработки РДЦ-02…06 дополнены следующими возможностями:

  • измерение сопротивления изоляции двигателя перед пуском в пределах 0…1,0 МОм;
  • измерение тока утечки на «землю» во время работы двигателя;
  • измерение и индикация активной, реактивной и полной мощностей, косинуса мощности для генераторов;
  •  входы датчиков уровня жидкости или давления жидкости для насосов с переключаемым алгоритмом работы;
  • специальные входы для датчика затопления помещения и датчика сухого хода для насосов;
  •  предусмотрены выходы для системы автоматического ввода резерва и системы управления нагрузкой на двигатель;
  • параллельная работа нескольких реле и взаимное дублирование при авариях;
  • хронологическое сохранение истории аварий с запоминанием данных измерений при аварии.

Важной особенностью модельного ряда РДЦ-02…06 является наличие трех выходных реле:

  • Первое реле с одним замыкающим и одним переключающим реле предназначено для включения пускателя;
  • Второе реле «Перегрузка» с одним замыкающим контактом замыкается при начале перегрузки и может служить сигналом для сброса нагрузки двигателя;
  • Третье реле «Авария» с одним замыкающим контактом замыкается после отключения выходного реле по причине аварии и может служить для сигнализации или для запуска резервного двигателя через соответствующий вход.

Кроме этого имеется один вход для дистанционного управления. Это позволяет создавать схемы совместной работы нескольких РДЦ обеспечивающих комбинированное управление двигателями (дублирование, вспомогательный режим). Отличительные характеристики модельного ряда РДЦ-02…06 можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2. Отличительные характеристики модельного ряда РДЦ-02…06
Функции устройств— 02 — 03— 04— 05— 06
Функции защиты
Номинальные токи, А1-1000
Отключение при блокировке ротора электродвигателя+++++
Отключение при перегрузке по току электродвигателя+++++
Отключение при работе электродвигателя с недогрузкой+++++
Отключение при работе электродвигателя с недопустимой асимметрией токов+++++
Отключение электродвигателя при превышении уровня тока утечки на землю+++++
Отключение электродвигателя при обрыве токового провода или выгорании контакта пускателя+++++
Отключение при превышении питающего напряжения ++++
Отключение при понижении питающего напряжения ++++
Отключение электродвигателя при пропадании или обрыве фазы напряжения ++++
Запрет включения при неправильном чередовании фаз ++++
Запрет включения при нарушении изоляции электродвигателя+++++
Запрет включения при залипании контактов пускателя или контактора или утечке тока через контактор или пускатель+++++
Ограничение количества повторных пусков электродвигателя+++++
Элементы автоматики
Непосредственное измерение температуры электродвигателя внешним интегральным датчиком температуры+++++
Подключение датчиков уровня жидкости в резервуаре   ++
Подключение датчика «сухого хода» электродвигателя   ++
Подключение датчика затопления помещения   ++
Логические входы и выходы для автоматического ввода резерва (АВР), дублирования и дистанционного управления+++++
Сервисные функции
Цифровая индикация режимов работы+++++
Выход для индикатора перегрузки по току+++++
Управление двигателем по времени суток    +
Возможность отключения неиспользуемых функций+++++
Счетчик моторесурса электродвигателя+++++
Измерение текущих действующих значений токов по фазам+++++
Измерение текущих действующих значений напряжений по фазам ++++
Индикация частоты питающей сети+++++
Измерение текущей мощности электродвигателя  + +
Измерение соsφ электродвигателя  + +
Встроенный интерфейс RS-485  + +
Сохранение в энергонезависимой памяти хронологической последовательности произошедших событий (до 100 событий)  + +
Конструктивное исполнение
Утопленное ++++
Выступающее+++++

В серии РДЦ-02…06 предусмотрено отключение некоторых защитных функций, например блокировки ротора, функции минимального тока, сопротивления изоляции, функции зали-пания контактов пускателя, функции тока утечки и др., что позволяет потребителю гибко настроить защиту с учетом специфики эксплуатации электродвигателя. Одним из важных параметров данной серии является регулируемое время задержки включения перед первым пуском и при повторных пусках после аварийного отключения, что позволяет не допустить одновременного запуска нескольких электродвигателей.

В устройствах, предназначенных для защиты насосов, предусмотрены пять входов для управления от датчиков уровня жидкости, а исполнение РДЦ-06 имеет управление по времени суток. Кроме этого РДЦ-05 и РДЦ-06 имеют интерфейс RS485 (Modbus) и журнал событий.

С каждым годом увеличивается количество потребителей защиты РДЦ (за 2007 год в 2,8 раза). РДЦ является неоднократным победителем различных тендеров.

Все чаще стали использовать защиту РЕЛСiС® на водоканалах (Государственный комитет водного хозяйства Украины, а также управление ВКХ г. Канева, Новоград-Волынское ВУВКХ, Ровнооблводоканал, Чаплинское управление водного хозяйства, Каланчанское ВКХ, Приморское ВКХ и мн. др.).

Достаточно быстро завоевала уважение защита в Беларуси, где потребителями РДЦ являются Минский тракторный завод, Минский метрополитен, МЭТЗ им. Козлова и др. За время эксплуатации защиты РДЦ все аварийные случаи были отработаны своевременно и правильно. Случаев отказа, ложных срабатываний не наблюдалось. В процессе работы потребители оценили удобство в обслуживании, надежность работы комплексной защиты РДЦ.

Вот уже больше 25 лет ОАО «Электротехнический завод» — основатель торговой марки РЕЛСіС® — является одним из ведущих производителей релейной техники, который хорошо известен широкому кругу специалистов, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Предприятие осуществляет полный цикл работ на современном автоматизированном оборудовании. Высокое качество и надежность выпускаемых заводом устройств подтверждается ежегодным увеличением объемов продаж (за последние три года в четыре раза).

Предприятие стремится создавать долговременные и  взаимовыгодные отношения с клиентами, широкая дилерская сеть позволяет удовлетворять растущие потребности заказчиков по всей территории стран СНГ. Гибкая система скидок является минимальной благодарностью за доверие и постоянство наших клиентов.

Самая большая ценность, которой дорожит РЕЛСіС®, — это ее потребители, заказчики и конкуренты, которые стимулируют предприятие сохранять лидирующие позиции на рынке.

С. В. ПОСТОЯЛКО,
директор ООО «РЕЛСиС».

market.elec.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *