Новинка Минского автозавода – пригородный автобус МАЗ-131020
Производитель: | Минский автомобильный завод (Республика Беларусь) |
---|---|
Модель: | МАЗ-131020 |
Андрей Филиппов, фото автора и Дмитрия Гладкого
«Где ты нашёл такой раритет?» – пожалуй, эта фраза наиболее точно характеризует восприятие сторонних наблюдателей нового автобуса Минского автозавода. Рубленые формы, плоские стёкла, простейшая оптика – образ «а-ля 70-е» никак не вяжется с современной линейкой пассажирской техники МАЗ, известной, скорее, своим соответствием мировым тенденциям как в плане конструкции, так и в дизайне. Тем не менее перед нами самая что ни на есть свежая разработка минских конструкторов – пригородный автобус МАЗ-131020. Неожиданно?!
На самом деле – это ярчайший пример того, что «покупатель всегда прав!». Машину создали в полном соответствии с запросом потенциального покупателя: надёжное шасси, максимальная простота, минимальная стоимость.
В жаркой-жаркой Африке…
Сегодня вопреки традиции мне хотелось бы начать статью не с описания салона, а с конструктивных особенностей автобуса – право, оно того стоит.
История МАЗ-131020 началась, как это можно предположить, с поиска новых рынков сбыта. Заказчик из Нигерии, выслушав предложение минчан, выдвинул свои требования: нужен 11,5-метровый автобус на рамном шасси с возможностью перевозки грузов на крыше. При этом машина должна быть максимально ремонтопригодной и, разумеется, недорогой.
Озвученные требования сразу создали ряд компоновочных вопросов. Серьёзной проблемой стало сочетание самого дешёвого шасси МАЗ-5337 и 11,5-метрового кузова. Так как ни о каком искусственном удлинении колёсной базы речи быть не могло, а максимально возможная база, в своё время разработанная для Вьетнама, не превышала 5700 мм, конструкторам пришлось нарастить задний свес до фантастических размеров – 4200 мм. Не знаю, насколько надёжным окажется такой «хвост», но создатели уверяют, что заложили в кузов достаточный запас прочности, и к тому же отказались от установки персональной водительской двери, что также должно положительно сказаться на прочности кузова (ну и удешевить его стоимость, конечно). Посмотрим, что в итоге победит – белорусские расчёты или африканская «практичность».
Ещё одной большой компоновочной проблемой стало требование по установке дешёвого, но громоздкого V-образного мотора ЯМЗ-236БЕ2. При высоте 1100 мм и ширине 1045 мм, он занимал всё пространство, отведённое под «кабину» и ещё немножко. С учётом вышеупомянутого отказа от водительской двери путь шофёра на его рабочее место должен был напоминать замысловатый акробатический номер под непереводимую игру слов. Во избежание этого было принято решение увеличить крышу до максимально возможной габаритной высоты, тем самым позволив водителю проходить по моторному кожуху, практически не сгибаясь. А вот понизить высоту крепления кресла уже не удалось – капитанский мостик примерно на 10 см выше, чем он был в стандартной кабине МАЗ-5337. Из-за этого пришлось переделать рулевую колонку и кулису коробки передач, чтобы сохранить в норме эргономические показатели.
Использование рамного шасси автоматически увеличило высоту пола салона до 1050 мм и соответственно общие габариты кузова до 3360 мм по багажнику. Кстати, багажник здесь отнюдь не бутафорский и его заявленная грузоподъёмность, благодаря кольцевой структуре крыши (шпангоутная схема), достигает 3000 кг! Предупреждая возможные последствия перегруза, на МАЗ-131020 было решено вместо стандартных осей использовать усиленные от лесовозов.
Полагаю, у самых дотошных уже назрел вопрос об унификации с остальной техникой МАЗ. Реалии таковы: панель приборов – МАЗ-152, заднее стекло – МАЗ-103Т, крепление АКБ – МАЗ-103, топливный бак – МАЗ-203, передний бампер – МАЗ-6317, головная оптика – универсальные ФГ-122, задняя оптика – универсальная МАЗ. Кроме того, проведена максимальная унификация с первым поколением автобусов МАЗ по фурнитуре.
Всё остальное пришлось создавать заново. Отмечу, что при этом конструкторы не старались слепить автобус «из того, что было». С учётом компоновочных ограничений была создана единая оконная линия с полной унификацией шага всех боковых окон. Для поддержания данного образа были спроектированы новые двустворчатые двери с приводом обкатывающего типа, увеличенные по высоте и уменьшенные по ширине под оконные размеры. Невозможность установки потолочных люков была скомпенсирована наличием форточек в каждом боковом окне. Пожалуй, если бы не брутального вида передняя маска и не разделённое пополам, по требованию заказчика, ветровое стекло, автобус получился бы вполне симпатичным.
Впрочем, на этом радужную часть повествования придётся закончить, ибо мы добрались до «минимальной стоимости», и здесь всё становится печальным. Минимализм и упрощение конструкции во всём, в чём только можно, является той самой ложкой дёгтя, которая портит впечатление о машине. Хочешь поменять табличку в маршрутоуказателе – отверни 8 «саморезов» и меняй себе на здоровье. Барахлит привод дверей? Говорю же – 8 «саморезов» долой и регулируй, что хочешь. Перегорел предохранитель – не беда, 5 минут работы «головкой» и четыре болта освободят крышку, закрывающую блок. ВСЕ остальные напольные люки тоже на болтах, и каково будет их раскручивать после интенсивной эксплуатации, я сказать не берусь. И подобных «нюансов» достаточно много: водительская форточка, в которую может пролезть разве что рука не слишком упитанного человека, правое зеркало заднего вида, которое прекрасно регулируется разве что в прыжке или со стремяночки, отсутствие каких-либо отсеков для мелочей и т.д и т.п.
Справедливости ради скажу – конструкторы все эти недостатки знают и по многим замечаниям у них уже есть готовые решения. Теперь главное – как МАЗ-131020 оценит заказчик, какие замечания будут у него, и на какое удорожание конструкции он будет готов пойти ради избавления от недостатков, связанных с «экономической» составляющей.
В принципе, устранить большинство перечисленных «упрощений» – дело копеечное, но машина при этом заиграет совсем другими красками и перестанет быть «автобусом одного перевозчика».
Хотя, к чему слова? Фотографии перед вами – оценивайте самостоятельно!
«Я кручу, кручу баранку»
Несмотря на то что моя работа в основном связана с новинками мирового автопрома, жизнь постоянно сталкивает меня с техникой из прошлого века, на одометрах которой значатся сотни тысяч пройденных километров. Автобусы, грузовики, легковые автомобили – их всех связывает ощущение реальности, что ли. Они не отвечают на поворот ключа гирляндой пиктограмм, не поучают, когда нужно переключить передачу. У того поскрипывает панель и слышен гул подшипника, а у этого явно ощущается люфт рулевого управления, но при этом они объединены чувством бесконечной уверенности, что я на нём точно доеду до места назначения, где бы оно ни находилось. Как ни странно, МАЗ-131020 напомнил мне эти машины.
В два движения кресло подгоняется под мой рост, беглый взгляд вокруг и можно ехать – МАЗ, он и в Африке МАЗ. Феерических откровений от 250-сильного ЯМЗ ждать не приходится, но и жаловаться на отсутствие динамики причин нет. Порожний автобус легко набирает скорость и довольно уверенно держит её даже на подъёмах. Пожалуй, 80 км / ч – это предельная планка комфортной езды. На большей скорости гул двигателя под ухом начинает раздражать, но в реальной «африканской» жизни этот автобус, обвешанный тюками и пассажирами как новогодняя ёлка игрушками, вряд ли будет переваливать отметку в 50 км / ч, так что замечание это, скорее, риторическое. Управляемость шасси от установки «автобусного» кузова не ухудшилась, разве что при крутых поворотах под 90° необходимо контролировать задний свес – с учётом его 4-метровой длины занос получается существенным и очень легко притереться к тому, кто по незнанию встанет в соседней полосе слишком близко.
По асфальту автобус шпарит как по рельсам, что, в общем-то, ожидаемо, да и на укатанной грунтовке никаких неожиданностей не обнаружилось. Несмотря на шасси с родословной из прошлого века, МАЗ-131020 не норовит взлететь в воздух на очередном ухабе и позволяет уверенно идти на скорости 60 км / ч даже на разбитых участках. Единственное – для подстраховки приходится удерживать руль двумя руками или сбросить скорость, как кому нравится.
А вот комфорта внутри немного. И если водитель, занятый делом, этого особо не замечает, то пассажиры смену покрытия под колёсами ощущают буквально всем телом. Секунду назад ты, развалившись, болтал со спутником и вот уже подпрыгиваешь на ямках вместе с автобусом. В принципе, если заменить простецкие «сидушки» на кресла от междугородных версий, ситуация должна измениться в лучшую сторону. К сожалению, неисследованным остался вопрос с ощущениями на заднем ряду кресел, где с учётом длины свеса должно заметно подбрасывать, но утверждать что-то я не возьмусь, ибо порожним этот автобус ходить вряд ли будет, а с полной загрузкой плавность хода заметно улучшится. Так что придётся ждать отзывов от нигерийцев.
Увы, самостоятельно воплотить в жизнь движение по бездорожью мне не довелось. Нет, не потому что не хватило доверия – просто сами заводчане до этого момента не испытывали автобус в роли «вездехода» и заезды «с брызгами» решили выполнить самостоятельно. Приём «грязевых ванн» прошёл в несколько заходов и выявил три интересных момента.
Во-первых, применение грузового заднеприводного шасси не делает из автобуса вездеход. Разумеется, МАЗ-131020 не застрял (в топь мы, естественно, не полезли) и посторонней помощи не потребовал. Но, в местах, где нельзя пройти грязь «ходом», замыленный протектор очень быстро даёт понять, что замена бортовой платформы на пассажирский отсек – не повод соваться в глубокую грязь.
Во-вторых, длиннющий задний свес, который при визуальном осмотре намекал на однозначное уменьшение угла съезда до цифр близких к 0°, оказался не так-то прост. Несмотря на движение по приличным буеракам, нам не удалось не то что «вывеситься», но даже касания земли «хвостом» не было, хотя никаких скидок на длинный свес при движении мы не делали.
А в-третьих, несмотря на фонтаны грязной воды выше крыши, автобус не просто не испачкался, а остался чистым и пригодным для дальнейшей съёмки. Установить причины столь поразительной чистоплотности нам не удалось, но факт остаётся фактом.
Вывод. МАЗ-131020 полностью оправдал ожидания по возможности передвижения по дорогам без асфальтового покрытия. Более того, он очень хорошо, насколько это вообще возможно для 11,5-метрового автобуса, зарекомендовал себя при движении по разбитому просёлку. Честно говоря, это первая за последнее время машина, которая по своим ездовым характеристикам превзошла мои ожидания. Оказывается, внешность действительно бывает обманчива.
«Бурбухайка»?
Поговаривают, термин «бурбухайка» пришёл к нам с востока, от фразы на пушту «буру бухайр» – езжай, счастливого пути. В своё время «бурбухайками» называли технику для перевозки пассажиров, изготовленную различными ремзаводами. Этот термин отражал саму суть таких «автобусов»: простецкий дизайн, отсутствие комфорта и простота конструкции. Порой эти машины имели столь причудливые формы, что слово «дизайн» по отношению к ним было просто неприменимо.
Среди автобусов, которые окружают нас в современной жизни, МАЗ-131020 – тоже «бурбухайка».
Вбейте в поисковике «дороги России», и вы увидите, что просторы нашей страны реально необъятны. И несмотря на бодрые отчёты о суммах, освоенных на строительство дорог, у нас, как и прежде, преобладают «направления». А количество выпускаемых «вахтовок», по сути, тех же «бурбухаек» только на полноприводном шасси и с ещё большей простотой исполнения, не уменьшается, несмотря ни на какие кризисы. Да ладно «вахтовки» – «пазики» бессмертного семейства 3205 не что иное, как более компактный аналог МАЗ-131020. Так что сами того не подозревая (или ловко скрывая истинные планы), белорусы создали машину, которая при минимальном фэйслифтинге и доработке конструкции (которая и без того в планах минчан), сможет найти себе покупателей и на российском рынке.
И напоследок ещё один момент, который не могу обойти стороной. МАЗ-131020 показал, что шасси МАЗ-5337 вполне подходит под монтаж однообъёмных автобусных кузовов. Может минчанам стоит задуматься и над созданием так называемого «автобусного» исполнения данного шасси? Латинская Америка, Африка, Индия – да мало ли в мире стран, где есть свои кузовостроители, создающие автобусы для местного рынка на специальных рамных шасси. Тем более, что один из вариантов такого сочетания, «мазовцы» теперь могут показать и «в металле»…
Автомобиль на тест предоставила компания ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»
Параметр | Значение |
---|---|
Полная масса, кг | 19 500* |
Снаряжённая масса, кг | 11 400 |
Пассажировместимость, чел.
| 65** 43+1 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 6500/13 000 |
Двигатель:
| ЯМЗ-236БЕ2 Турбодизельный, V6 (Euro 2) 11 150 250 при 2000 мин-1 1078 при 1100–1300 мин-1 |
Коробка передач:
| Fast Gear 9JS135ТA Механическая 9/1 |
Подвеска | Рессорная со стабилизаторами |
Тормозная система | Пневматическая |
Колёсная формула | 4х2 |
Вместимость топливного бака, л | 280 |
* Расчётная величина, исходя из допустимых нагрузок на оси. Более адекватная цифра, по мнению конструкторов, не более 17 400 кг.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
о предприятии, история завода, модельный ряд, виды техники, достоинства машин, причины вотребованоости в России и не только, популярные модели
Минский автомобильный завод является крупным предприятием с длинной историей, полной множеством достижений. Завод, образованный в 1944 году, только почти спустя полвека начал производить пассажирский транспорт. В 1992 году создан филиал предприятия — АМАЗ, который первоначально специализировался на лицензионном производстве автобусов Neoplan. Но партнерство с немецким предприятием вскоре прекратилось, сотрудники МАЗ самостоятельными силами начали разрабатывать и выпускать автобусы.
МАЗ-303, общий вид. Фото МАЗ
В модельном ряду МАЗ присутствуют различные по типам автобусы, классификация которых осуществляется в соответствии со следующими параметрами:
- назначение: городские, пригородные, междугородные/туристические, школьные и перронные;
- габариты кузова/вместимость: особо малые, средние, большие и особо большие;
- количество пассажирских секций: одиночные и сочлененные;
- расположение пола: высокопалубные и низкопольные;
- тип топлива: дизель, природный газ, электрические батареи;
- многие другие: количество осей, модель и характеристики двигателя и коробки передач, комплектация и возможность оснащения дополнительными опциями, компоновка и пр.
Техника МАЗ неизменно ассоциируется с надежностью и удобством эксплуатации. Машины возможно встретить на улицах практически любого города Республики Беларусь, России и многих других стран. Достоинства автобусов: современный привлекательный дизайн, отличные технические характеристики, хорошая ремонтопригородность, отсутствие дефицита запчастей и комплектующих, простота их покупки, комфортабельность пассажирского салона и водительской кабины, доступная стоимость — делают их востребованными.
Автобус МАЗ-231. Фото МАЗ
Повышенный интерес ко многим моделям: 103; 104; 105; 107; 152; 203; 205; 206; 215; 216; 226; 231; 232; 241; 256; 257; 271; 303 — демонстрирует популярность автобусов МАЗ. В результате достаточно большое количество компаний предлагают приобрести машины минского предприятия в России и не только. Некоторые компании представлены в отдельной разделе.
Городские автобусы, МАЗ, Низкопольные автобусы, Особо большие автобусы, Сочлененные автобусы
МАЗ-205 — белорусский городской сочленённый низкопольный автобус особо большой вместимости. Предназначен для крупных городов с интенсивным и сверхинтенсивным пассажиропотоками. Является преемником МАЗ-105.
История создания
Произведенный в конце 2018 года автобус МАЗ-216 стал третьим представителем второго поколения «сочлененников», изготовленных на столичном предприятии. Его предшественником стал МАЗ-215, первые экземпляры которого появились на маршрутах в белорусской столице перед чемпионатом мира по хоккею в 2014 году. А основателем…
— Далее —
МАЗ, Одиночные автобусы, Пригородные автобусы, Специальные автобусы, Средние автобусы, Школьные автобусы
МАЗ-257 — белорусский автобус среднего класса, производимый Минским автомобильным заводом в школьной и пригородной модификациях.
История создания и подробное описание
В 2017 году появился новый автобус среднего класса МАЗ-257. Изначально он был рожден «школьником», и только в 2019 Минский автозавод окончательно созрел для серийного выпуска пригородной модификации этой машины.
— Далее —
МАЗ, Низкопольные автобусы, Особо большие автобусы, Переднемоторные автобусы, Перронные, Специальные автобусы
Низкопольный автобус МАЗ-271 второго поколения предназначен для перевозки пассажиров в аэропортах. По состоянию на весну 2020 года Минский автомобильный завод реализует модификацию 271067. История создания Свой первый перронный автобус — МАЗ-171 — минчане выпустили почти что «на слабо». Никто не производил такую технику на постсоветском пространстве, а потребность в ней была: аэропорты крупных городов развивались, получали международные сертификаты, нужно было выполнять требования, касающиеся в том числе и перевозок пассажиров. Вот Минский…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Городские автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы, Особо большие автобусы, Пригородные автобусы
МАЗ-107 — 14-метровый трёхосный односекционный автобус особо большого класса, выпускаемый Минским автомобильным заводом с 2001 года. Относится к первому поколению автобусов МАЗ, унифицирован с МАЗ-103 и МАЗ-105, имеет сходство с Neoplan-N4016 и Neoplan-N4020, на основе которых создано семейство.
Подробное описание и устройство
МАЗ-107 выпускается с 2001 года. В течение этого времени в конструкцию автобуса было внесено большое количество усовершенствований (например, улучшенное планирование салона; подруливающая третья ось и другие). МАЗ-107 имеет ряд…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Городские автобусы, МАЗ, Низкопольные автобусы, Особо большие автобусы, Сочлененные автобусы
Городской низкопольный сочленённый автобус особо большого класса второго поколения. Предназначен для перевозки пассажиров на городских маршрутах повышенной загруженности.
Подробное описание и устройство
Сочлененный автобус МАЗ‑215 задумали к чемпионату мира по хоккею 2014 года, который проходил в Минске. В таких пятидверных «гармошках» возили болельщиков к стадионам: они рассчитаны на 183 пассажиров, а широкие двери обеспечивают быструю посадку.
— Далее —
Бескапотные автобусы, Городские автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы, Пригородные автобусы, Средние автобусы
Низкопольный автобус данной модели является надежным транспортным средством, предназначенным для выполнения пассажирских перевозок. МАЗ-206 может эксплуатироваться на городских и пригородных маршрутах. Успешность продаж модели обеспечивают такие преимущества, как: продуманная планировка салона и современное оборудование, обеспечивающие комфорт и безопасность пассажиров; технологичные агрегаты и узлы в сочетании с экологичными материалами, обеспечивающие экономичность и безвредность МАЗ-206 для окружающей среды. История…
— Далее —
Большие автобусы, Городские автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы, Пригородные автобусы
МАЗ-303 — белорусский низкопольный городской автобус третьего поколения Минского автомобильного завода. Предисловие
Позади у МАЗа два поколения автобусов, официальная премьера модели третьего поколения состоялась в 2019 году.
Первое поколение (с 1993 года). Требовались технологии и современные, поэтому первым поколением МАЗов стали фактически лицензионные автобусы немецкой компании Neoplan. А именно модель N4014. Вообще Neoplan известен больше как производитель комфортабельных дорожных лайнеров, туристических автобусов и автобусов…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Высокопольные автобусы, Городские автобусы, МАЗ, Марки и модели туристических автобусов, Междугородные автобусы, Переднемоторные автобусы, Пригородные автобусы, Специальные автобусы, Средние автобусы, Экскурсионные автобусы
МАЗ-256 — белорусский высокопольный автобус среднего класса Минского автомобильного завода. Автобус выпускался с 2005 года в Республике Беларусь, создавался на основе, не пошедшей в эксплуатацию модели МАЗ-106. Было несколько модификаций этой модели: как для междугородних и туристических перевозок небольшого количества пассажиров, так и для эксплуатации на пригородных маршрутах и городских маршрутах в небольших населенных пунктах. История создания и вносимых изменений
Основой для производства 256-ой модели, которая увидела свет на…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Высокопольные автобусы, Городские автобусы, Заднемоторные, МАЗ
МАЗ-104 — белорусский городской автобус большого класса Минского автомобильного завода. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Был разработан как более дешёвая и неприхотливая высокопольная версия базового полунизкопольного автобуса семейства МАЗ-103. Для достижения поставленных целей разработчики использовали двигатель ЯМЗ-236 и унифицировали другие узлы автобуса с грузовыми автомобилями МАЗ, однако при этом пришлось отказаться от низкопольной конструкции. Двигатель во всех модификациях расположен в заднем…
— Далее —
Автобусы малого класса, Городские автобусы, МАЗ, Междугородные автобусы, Одиночные автобусы, Переднемоторные автобусы, Пригородные автобусы, Туристические автобусы, Школьные автобусы, Экскурсионные автобусы
МАЗ-241 — белорусский автобус малого класса производства Минского автомобильного завода. Городской автобус МАЗ-241 используется для пассажирских перевозок на маршрутах средней загруженности. Модель предназначена для междугородних и пригородных перевозок, туристических поездок и корпоративных выездов.
Подробное описание, устройство
Модель была разработана в рамках программы создания школьного автобуса. Впервые автобус был представлен в 2011 году. Серийное производство началось в 2013 году.
Модель оснащена большим количеством электронных…
— Далее —
Городские автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Низкопольные автобусы, Особо большие автобусы, Сочлененные автобусы
МАЗ-216 — белорусский городской сочленённый низкопольный автобус особо большой вместимости с «толкающим» приводом. Предназначен для крупных городов с интенсивным и сверхинтенсивным пассажиропотоками. Является преемником МАЗ-215. Для автобуса МАЗ-216 изготовлен полностью новый кузов. От МАЗ-203 здесь только передняя часть, остальная проектировалось «с нуля», хотя она практически не отличается от предыдущей модели МАЗ-215 (только был добавлен второй боковой маршрутоуказатель). Автобус получил укороченную колесную базу, формулу дверей 2-2/2-2,…
— Далее —
Городские автобусы, МАЗ, Междугородные автобусы, Одиночные автобусы, Пригородные автобусы, Средние автобусы
МАЗ-226 — белорусский полунизкопольный пригородный автобус Минского автомобильного завода, созданный на базе МАЗ-206, используется для пассажирских перевозок на пригородных и городских маршрутах невысокой загруженности (со средним уровнем человекопотока). Также эта модель МАЗ может применяться в качестве ведомственного автобуса. Комфорт и безопасность пассажиров и водителя во время движения обеспечиваются высококачественной конструкцией и опциональными улучшениями. Подробное описание, устройство Автобус МАЗ-226 разработан на базе…
— Далее —
Городские автобусы, МАЗ, Низкопольные автобусы, Особо большие автобусы, Переднемоторные автобусы, Пригородные автобусы, Сочлененные автобусы
МАЗ-105 — первый белорусский сочленённый автобус особо большого класса. Выпускался Минским автомобильным заводом с 1997 года (серийное производство с 2000 года). Унифицирован с другими моделями семейства МАЗ-103, созданного по аналогии автобусам Neoplan. В 2009 году был произведён рестайлинг относительного исходного дизайна.
История создания
Годом рождения производства автобусов на Минском автомобильном заводе можно считать 1992-й, когда был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan (Германия, ныне фирма принадлежит концерну MAN). В результате было…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Марки и модели туристических автобусов, Междугородные автобусы, Одиночные автобусы, Пригородные автобусы, Средние автобусы
Семейство 9-метровых автобусов МАЗ-232 презентовано сразу в двух модификациях. Жёлтый междугородный МАЗ-232062 и розовый пригородный вариант МАЗ-232162, по сути, отличаются лишь формулой дверей: 1-1-0 и 1-2-0 соответственно. Но присутствуют и другие отличия, полная информация представлена в статье. Подробное описание, устройство
Экстерьер. Производитель внедрил в 232-ую модель проверенный стиль, использованный на МАЗе-241, 206 и т.д. Спереди 8 круглых фонарей, 4 их которых расположились на бампере. Над огромным лобовым стеклом вставлен монитор указания…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Большие автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Марки и модели туристических автобусов, Междугородные автобусы, Одиночные автобусы
МАЗ-152 — белорусский междугородный/туристический автобус Минского автомобильного завода. Автобус был разработан во второй половине 90-х годов, первый ходовой экземпляр был представлен в 1999 году. Серийно выпускался с 2000 года по 2014-й. Существует две базовые модификации: МАЗ-152 и МАЗ-152А — более комфортабельная версия, имеющая дополнительное оснащение: кондиционер, туалет, холодильник, мини-кухня, аудио- и видеосистемы, системы индивидуального освещения и вентиляции.
Подробное описание, устройство
Туристический/междугородный автобус. ..
— Далее —
Бескапотные автобусы, Большие автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Междугородные автобусы, Одиночные автобусы, Пригородные автобусы, Туристические автобусы
МАЗ-231 — универсальный автобус Минского Автомобильного Завода. Модель предназначена для эксплуатации на маршрутах ближнего следования, сконструирована для транспортировки пассажиров по пригородным и междугородним маршрутам, превосходно соответствует городским габаритам – 12 метров. Как снаружи, так и внутри модель имеет яркое оформление, не уступающее современным европейским аналогам. Автобус разработан с возможностью упрощенной трансформы, что дает больше возможностей адаптации транспортного средства к определенным условиям…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Большие автобусы, Высокопольные автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Междугородные автобусы, Одиночные автобусы, Полутораэтажные автобусы, Спальные автобусы, Туристические автобусы, Экскурсионные автобусы
Автобус МАЗ-251 используется для пассажирских перевозок на маршрутах большой протяженности. Несмотря на то, что автобус относится к транспортным средствам туристического назначения, он подходит для осуществления междугородных поездок. Туристические автобусы отличается наибольшее количество видов и торговых марок, поэтому на нашем сайте представлены обзоры нескольких моделей: MAN Lion’s Coach, Mercedes-Benz Tourismo, Yutong ZK6122H9.
Подробное описание, устройство
Автобус МАЗ 251 — собственная разработка конструкторов МАЗа. Первое, что обращает себя…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Большие автобусы, Городские автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы, Пригородные автобусы
Низкопольный автобус МАЗ-203 предназначен для перевозок пассажиров по пригородным маршрутам.
История создания
Автобус МАЗ-203 выпускается Минский автомобильный завод. Впервые машина была представлена в августе 2005 года на мероприятии международного уровня «Мотор-шоу-2005», которое проходило в Москве. Транспортное средство было по достоинству оценено специалистами, поэтому с 2006 года его стали выпускать небольшими партиями. Подробное описание, устройство
Как и многие другие автобусы производства Минского автомобильного завода, МАЗ-203 имеет…
— Далее —
Автобусы малого класса, Большие автобусы, Высокопольные автобусы, Городские автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Марки и модели туристических автобусов, Междугородные автобусы, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы, Особо большие автобусы, Особо малые автобусы, Переднемоторные автобусы, Перронные, Полутораэтажные автобусы, Пригородные автобусы, Сочлененные автобусы, Специальные автобусы, Средние автобусы, Туристические автобусы, Центральномоторные, Школьные автобусы, Экскурсионные автобусы
Лидером рынка строительства автобусов Республики Беларусь является Минский автомобильный завод. Предприятие с богатой историей сравнительно недавно начало производство пассажирской техники. Несмотря на это компания предлагает обширный выбор машин, отличающихся многочисленными достоинствами. Модельный ряд и популярные варианты представлены в статье. О производителе марки МАЗ
Минский автозавод, основанный в 1944 году, выпускает обширный перечень транспортных средств разного назначения: грузовые автомобили, специальная техника,…
— Далее —
Бескапотные автобусы, Большие автобусы, Городские автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Одиночные автобусы, Пригородные автобусы
МАЗ-103 — белорусский полунизкопольный (ступенька у задней двери) автобус, выпускается Минским автомобильным заводом с 1996 года, эксплуатируется на пригородных и городских маршрутах. Является базовым для семейства из нескольких моделей различной компоновки и назначения. История создания В 1992 году Минским автомобильным заводом был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan. В результате появилась модель МАЗ-101, однако её цена и низкая надёжность при эксплуатации на дорогах плохого качества делали её неконкурентоспособной на рынке СНГ. В…
— Далее —
ANKAI, HIGER, HYUNDAI, IKARUS, IRIZAR, IVECO, KIA, NEOPLAN, OTOKAR, SCANIA, SETRA, TEMSA, YUTONG, Автобусы, Автобусы вездеходы, Автобусы малого класса, АЗ УРАЛ, БАЗ, Бескапотные автобусы, БОГДАН, Большие автобусы, Вахтовые, ВОЛЖАНИН, Высокопольные автобусы, ГАЗ, ГОЛАЗ, Городские автобусы, Грузопассажирские автобусы, Двухэтажные автобусы, Заднемоторные, ЗИЛ, КАВЗ, Капотные автобусы, ЛАЗ, ЛИАЗ, МАЗ, Марки и модели туристических автобусов, Междугородные автобусы, НЕМАН, НЕФАЗ, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы, Особо большие автобусы, Особо малые автобусы, ПАЗ, Переднемоторные автобусы, Перронные, Полутораэтажные автобусы, Пригородные автобусы, Ритуальные автобусы, Сочлененные автобусы, Спальные автобусы, Специальные автобусы, Средние автобусы, СТ НИЖЕГОРОДЕЦ, Туристические автобусы, УАЗ, Центральномоторные, Экскурсионные автобусы
Производители выпускают обширный выбор моделей пассажирского транспорта. В модельном ряде каждого предприятия представлены в разном количестве автобусы, отличающиеся назначением, классом вместимости, габаритными размерами, количеством уровней и пассажирских секций, типом применяемого топлива и прочими характеристиками.
Кроме востребованности клиентами отдельных типов техники возможно отметить популярность конкретных моделей. Однако, перечислить все марки и модели невозможно. В данном разделе представлены статьи о модельных…
— Далее —
HIGER, HYUNDAI, IKARUS, NEOPLAN, SETRA, YUTONG, Автобусы малого класса, Большие автобусы, Высокопольные автобусы, Двухэтажные автобусы, Заднемоторные, МАЗ, Одиночные автобусы, Особо большие автобусы, Особо малые автобусы, Переднемоторные автобусы, Полутораэтажные автобусы, Сочлененные автобусы, Спальные автобусы, Средние автобусы, Туристические автобусы, Центральномоторные
Современные автобусы являются популярным видом транспортных средств для перевозки организованных групп туристов на значительные расстояния. Производители предлагают настолько удобные, оснащенные всеми необходимыми для комфорта пассажиров опциями автобусы, что они успешно конкурирует с другими типами транспорта. Поэтому туристические автобусы пользуются высоким спросом. Данная статья посвящена видам данных транспортных средств.
Особенности транспортных средств, салона, отличия от экскурсионных
Туристические автобусы…
— Далее —
Обзор автобуса МАЗ-251 Турист
В конце августа 2004 года из ворот автобусного производства Минского автомобильного завода вышел первый белорусский туристический автобус МАЗ 251. наНовый автобус МАЗ 251- собственная разработка конструкторов МАЗа. Это не собранная из импортного комплекта модель иностранного производителя. Такой этап был в жизни Минского автомобильного завода десять лет назад. Это полностью собственная разработка. Первое, что обращает себя внимание — современный дизайн кузова и светотехники.
Автобус является представителем второго поколения автобусов Филиала «АМАЗ» РУП «МАЗ». Он дороже автобусов первого поколения, однако существенно дешевле европейских аналогов, при этом создан на основе надежных и высокотехнологичных агрегатов и узлов иностранного производства. По сути, автобус не имеет аналогов в СНГ по современности конструкции и базовому оснащению.
Отличительной особенностью автобуса является изготовленные из стеклопластика внешние панели кузова, которым не страшна коррозия. Автобус отличает серьезный и очень современный внешний вид, применение большого количества современных конструкторских решений в трансмиссии и ходовой части, большой список дополнительного оборудования. Автобус МАЗ-251 – высокопольный, как принято сейчас называть «полутораэтажный» автобус высокого уровня комфорта. Он предназначен для эксплуатации на дальних междугородних маршрутах, международных рейсах, для перевозки туристических групп. Комфортабельные сиденья, наличия мощной системы кондиционирования, мягкая подвеска, наличие мини-кухни, холодильника, биотуалета, удобного спальника для водителя-сменщика — все это позволяет совершать на автобусе поездки практически любой дальности.
Автобус имеет четырехрядную планировку по всей длине салона. Слева расположено 12 пар сидений, справа — по 5 пар сидений до и после второй двери. Доступ в салон открывают две двери выдвижного типа, причем вторая замаскирована под панель боковины и не выступает за нижнюю оконную линию. Кузов автобуса – вагонного типа, несущий. Остов кузова сваривается из коробчатых профилей. Заготовки каркаса — оцинкованные прямоугольные трубы — закрепляют на большом листе в специальных кондукторах. Так сваривают боковины, пол и потолок. На стапеле их соединяют в единое целое. При этом балки каркаса имеют довольно сложную форму, обеспечивающую задуманную дизайнерами форму кузова. Колесные арки и часть пола зашивают листами нержавеющей стали.
Борта автобуса МАЗ-251 изготовлены из стекло пластиковых панелей, которые в наименьшей степени подвержены воздействиям внешней среды. Они крепятся к каркасу с помощью клея. Передняя и задняя части изготовлены также из стеклопластика и закреплены на каркасе с помощью клея и заклепок. Бамперы — съемные, также выполнены из стеклопластика. Крыша облицована стальным цельнотянутым листом, приваренным контактной сваркой к каркасу. Краска — полиуретановая многокомпонентная. Смешивают ее в собственной лаборатории. Цвет подбирают по желанию заказчика.
Стекла – вклеенные в проемы бес стыковым способом, что положительно влияет на жесткость кузова. Ветровое и заднее стекла изготовлено из трехслойного стекла и вклеено в роем стекло пластиковой панели. Боковые и заднее стекла, а также стекла дверей, изготовлены из закаленного тепло поглощающего стекла и вклеены в проемы. Окно водителя состоит из нескольких вклеенных стекол, одного сдвижного в полиамидных направляющих и одного вклеенного с нитями электроподогрева. МАЗ-251 имеет две двери выдвижного типа.
Двери оборудованы пневматическим поворотным приводом с краном аварийного открывания. Створки дверей изготовлены из алюминиевого профиля. Вход в кабину водителя осуществляется через переднюю пассажирскую дверь. На автобусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях, которая отключается кнопкой с символом (В) на передней панели в кабине водителя. Двери оборудованы системой, предотвращающей зажатие пассажиров. «Насекомовидные» зеркала автобуса — фирмы Mekra. Они при необходимости складываются к ветровому стеклу. На левом и правом кронштейнах расположены по одному основному зеркалу и одно дополнительное слева, два дополнительных справа. Система зеркал обеспечивает прекрасный обзор, в том числе зон возле передка автобуса.
На автобусах МАЗ-251 установлены мягкие пассажирские сиденья с тканевой обивкой. Пассажир по своему усмотрению может регулировать угол наклона спинки, подлокотника, вылет подставки для ног. К услугам каждого пассажира — дополнительная ручка, сетка для хранения карт, журналов и газет, а также раскладной столик с подстаканником. Над пассажирами располагаются багажные полки. В их нижнюю часть вмонтированы индивидуальные блоки управления освещением пассажирского места, вентиляцией, радиооборудованием. У второй двери располагается удобный биотуалет, имеющий унитаз, раковину, подсветку. Рядом с лестницей второго входа имеется мини-кухня: до второй двери над биотуалетом располагается холодильник, за второй дверью — столик, микроволновая печь, кофеварка. Под потолком в передней части автобуса, а также у второй двери располагаются экраны видеосистемы с DVD-проигрывателем.
Рабочее место водителя – достаточно просторное, не отделено от пассажирского салона, что характерно для всех междугородних и туристических автобусов. Органы управления расположены на оптимальном расстоянии и не перекрывают друг друга. Перед водителем расположен щиток приборов. За стеклом на единой панели расположены тахометр, спидометр, два манометра тормозной системы, указатели температуры и давления масла, уровня топлива в баке, зарядки аккумулятора. Сверху и по бокам расположены три группы контрольных ламп. Руль оптимального диаметра, приятен на ощупь и внешне. Под рулевых переключателей два — один управляет наружными приборами освещения, второй — стеклоочистителями. На полу расположены три напольные педали — выключения сцепления, управления акселератором и тормозной системой. Справа от панели приборов находятся кнопки открытия дверей, выключатель освещения салона, а также кнопка управления солнцезащитной шторкой.
Чуть ниже расположены четыре панели управления. Это электронный тахограф, блоки управления аудиосистемой, климатической установкой и DVD-видеосистемой.ром информационной системы и кнопка аварийной световой сигнализации. Слева от панели приборов расположены зуммер, ручка управления отоплением, кнопки управления системой наклона кузова, системой потолочной вентиляции, выключатели обогрева стекол, зеркал, освещения салона и кабины водителя, отопителей салона. И слева, и справа от приборной панели находятся дефлекторы системы отопления и вентиляции кабины водителя.
Там же расположены таймер управления жидкостным подогревателем, кнопки управления автоматической коробкой передач, рычажок стояночного тормоза, главный выключатель света, выключатель системы опускания кузова, регулятор воздушного подогревателя, аварийный выключатель. Под высоко расположенным полом пассажирского салона располагается внушительный багажный отсек с доступом через большие поднимающиеся боковые крышки. Его объем составляет внушительные 10,5 кубических метров.
Также под полом за второй дверью располагается спальный отсек для водителя-сменщика. Он оборудован светильником, отоплением, а также имеет телефон для связи с водителем. Система отопления — трехконтурная (на автобусах МАЗ первого поколения применялась двухконтурная). Для обогрева воздуха в автобусе используется энергия жидкости системы охлаждения двигателя.
Первый контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из крана проходного трубопроводов. Воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока, а от нее через воздуходувные отверстия передней панели — на лобовое стекло и в нишу к ногам водителя, а также через воздуховоды в панели управления. Кроме того, для обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель.
Отопитель имеет два радиатора и два привода вентилятора. Забор воздуха производится из кабины водителя. Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через отопитель кабины водителя при отключении подогрева с забором воздуха снаружи автобуса. Система отопления, обогревающая салон автобуса, состоит из крана проходного трубопроводов, конвекторов и отопителей. Отопители имеют по одному радиатору и одному приводу вентилятора. Естественная вентиляция осуществляется через два люка Parabus, а также принудительно через два крышных вентилятора.
В кузов автобуса МАЗ-251 интегрирована климатическая установка на крышного типа известной фирмы Webasto. Она располагается спереди на крыше автобуса. Подготовленный воздух необходимой температуры подается по воздуховодам к каждому пассажирскому месту. Интенсивность обдува каждый пассажир может регулировать по своему о усмотрению. Моторный отсек расположен в заднем свесе автобуса, что типично для всех туристических автобусов большого класса. Силовой агрегат крепится к каркасу автобуса на четырех опорах (две передние и две задние). Передние и задние опоры имеют одинаковую конструкцию. Каждая опора состоит из амортизатора, закрепленного болтами на кронштейне каркаса. На модель МАЗ-251 устанавливаются двигатели немецких фирм MAN и Mercedes-Benz. Шести цилиндровый MAN — это мотор из известной серии D28. Двигатель MAN D2866 LOh38 отвечает экологическим нормам Euro-3 и развивает 360 л.с.
Двигатель Mercedes-Benz — серии ОМ501LA — обладает мощностью 353 л.с. и также отвечает нормам Euro-3. В ближайшее время появится также модификации с двигателями в исполнениях Euro-4 и Euro-5. МАЗ-251 имеет электронную систему управления двигателем. При нажатии на педаль акселератора срабатывает датчик ее положения и подает сигнал на управляющий электронный модуль. Автобус оборудован заслонкой моторного тормоза, которая служит для увеличения срока службы основной тормозной системы, являясь механизмом вспомогательной тормозной системы. При работающем двигателе заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, при включении моторного тормоза — перпендикулярно потоку газов, создавая определённое противодавление на выпуске. Одновременно отключается подача топлива с помощью пневмоцилиндра, связанного со скобой останова двигателя.
Система питания двигателя топливом разделенного типа. Она состоит из топливного бака, топливо проводов низкого и высокого давления, фильтра грубой очистки, топливо подкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления и форсунок. На автобусах могут устанавливаются жидкостные подогреватели фирмы Webasto. Они предназначены для пред пускового разогрева двигателя, что облегчает холодный пуск двигателя, а также для длительного поддержания в автоматическом режиме теплового состояния выключенного двигателя, салона автобуса и места водителя.
Питание подогревателя топливом производится по отдельным топливо проводам из основного топливного бака. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низко замерзающей охлаждающей жидкости. Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80-95 °С) поддерживается автоматически термостатами и производительностью вентилятора. Радиаторы системы охлаждения двигателя и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха расположены в верхней части моторного отсека прямо над двигателем. Вентилятор имеет гидравлический привод с электронным управлением. Насос — шестеренного типа высокого давления. Насос преобразует вращательное движение входного вала в энергию потока рабочей жидкости. Сзади на левом боку автобуса находится воздухозаборник системы охлаждения.
Сцепление для автобуса МАЗ-251 поставляет фирма Sachs. Оно фрикционное, одно дисковое, с диафрагменной пружиной. Ведомый диск имеет гаситель крутильных колебаний. Сцепление оснащается гидравлическим приводом с пневматическим усилением. МАЗ-251 оборудуется исключительно механическими коробками передач немецкой фирмы ZF. Коробка передач модели ZF 6S-1701 BO — шести ступенчатая, синхронизированная на всех передачах, кроме задней. Привод «механики» — механический, представляет собой цепочку промежуточных валов.
Последовательно с КПП подключен эффективный гидравлический тормоз-замедлитель, сберегающий штатные тормозные механизмы, позволяющий комфортно и безопасно преодолевать затяжные спуски. Как и подобает современному туристическому автобусу, МАЗ-251 имеет пневматическую подвеску с электронным управлением Knorr-Bremse. В состав«электронной» подвески четыре датчика уровня пола, два блока управляющих клапанов, клавиши управления и непосредственно пневмобаллонов, объединенных под командованием блока управления. На автобусы МАЗ-251 устанавливается ведущий задний мост немецкого производства MAN HY-1336-B07. Расположение центрального редуктора традиционно — без смещения к левому борту. В редукторе крутящий момент передают шестерни с гипоидным зацеплением. Задняя подвеска зависимая, имеет четыре пневмобаллона, два датчика уровня пола, четыре гидравлических амортизатора. Задний мост закреплен на двух нижних и двух верхних реактивных штангах.
Передняя ось автобуса представляет собой два колесно-ступичных узла, закрепленных на шкворнях. Они в свою очередь установлены на отдельных металлических рычагах. То есть автобус имеет переднюю независимую подвеску, как на всех современных туристических лайнерах. Она наделяет автобус плавным ходом и высокой надежностью прохождения поворотов на больших скоростях.
Передняя подвеска имеет по одному пневмобаллону, одному датчику уровня пола и одном у амортизатору на каждую «половинку». На МАЗ-203 устанавливаются дисковые колеса с бескамерными шинами размерности 295/80 R22,5. Ширина и высота профиля несколько больше, чем в городских автобусах. Увеличение ширины делает высокий автобус более устойчивым, а высота профиля оптимальна для обеспечения комфорта. В зависимости от предпочтений заказчика автобус комплектуется шинами Michelin XZA 2 Energy 152/148M или же Continental 295/80 R22,5 152/148M. Давление в шинах: двух передних колес — 8,5 бар; четырех задних колес — 7,5 бар. Осушитель воздуха автобуса МАЗ-203 имеет специальный вывод для накачки шин от пневматической системы. Запасное колесо находится сразу за передним бампером на откидном держателе.
Рулевое управление автобусов МАЗ второго поколения создано с расчетом на применение современного рулевого механизма интегрального типа. В кабине водителя расположена травмобезопасная рулевая колонка, регулируемая по высоте и наклону. Вращение и прилагаемое на рулевое колесо усилие посредством двух карданных валов и углового редуктора передается на рулевой механизм. Угловой редуктор представляет собой две конические шестерни. Рулевой механизм связан сошкой и рулевой тягой со шкворнем колеса. Питается система гидравлического усилителя от насоса, поставляемого вместе с двигателем Mercedes-Benz. Поскольку передняя подвеска автобуса независимая, рулевая трапеция — шестизвенная.
В основе рулевого механизма немецкой фирмы ZF лежит тот же принцип передачи вращения и изменения передаточного отношения, что и в привычном механизме с передачей «винт — шариковая гайка — рейка — зубчатый сектор». Однако в интегральном механизме рейка одновременно является поршнем гидравлического усилителя и делит рулевой механизм на две полости, заполненные жидкостью. Таким образом, он совмещает функции механизма, изменяющего передаточное отношение и цилиндра гидроусилителя. Причем в отдельной установке последнего отпадает необходимость, а заодно упрощается конструкция рулевых тяг. Подобное устройство требовательно к технологии производства, однако значительно упрощает конструкцию и компоновку рулевого управления, а также совершенно не требует обслуживания в течение 800-900 тысяч километров пробега.
Автобусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной, вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автобуса. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS).
Задний контур может быть по требованию заказчика оснащен дополнительно потивобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов — пневматический, двухконтурный. Стояночная тормозная система выполняет функции запасной. Она предназначена для торможения автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста. При включении остановочного тормоза кнопкой, находящейся на панели приборов, или автоматически при открывании любой из дверей автобуса, воздух под давлением подается в тормозные камеры заднего моста.
Вспомогательная тормозная система (моторный тормоз) — с дистанционным управлением заслонкой в системе выпуска отработавших газов и пневмоприводом выключения подачи топлива. Дополнительно за коробкой передач установлен ретардер — весьма эффективный тормоз-замедлитель, помогающий при движении на затяжных спусках и длительных торможениях.
Тормозные механизмы автобуса МАЗ-251 — дисковые, известной фирмы Knorr-Bremse. Тормозные механизмы запитаны от тормозных камер диафрагменного типа на передней оси, а на заднем мосту — тормозными камерами, которые содержат пружинные энергоаккумуляторы. Естественно, автобус оборудован современной 4-канальной антиблокировочной системой фирмы Knorr-Bremse. В ее состав входят 4 датчика и столько же модуляторов, а также электронный блок управления. Система предотвращает блокировку колес при торможении на скользком или неоднородном покрытии, помогая водителю эффективно замедлить автобус без потери контроля над траекторией движения.
Автобусы имеют 24-вольтную систему электрооборудования, которое выполнено по одно проводной схеме соединений. Минусом является каркас автобуса, соединенный с минусом аккумуляторных батарей. Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.
Блок коммутации расположен за крышкой перед передним левым колесом. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на блоке. На автобусах в специальных нишах кузова установлены две сухо заряженные аккумуляторные батареи типа 6СТ-190А. Для удобства обслуживания они закреплены на основании с салазками. Генераторы — немецкой фирмы Bosch. Их два, оба мощностью 140 А.
К системе наружной светотехники относятся: фары головного света, противотуманные фары, передние габаритные фонари, передние указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, боковые габаритные фонари, задние фонари и фонари освещения номерного знака. К внутренней светотехнике относятся фонари освещения салона автобуса, фонарь освещения рабочего места водителя, фонари освещения дверных проемов и фонарь освещения моторного отсека. Все автобусы второго поколения имеют современную«точечную» светотехнику с рассеивателями круглой формы. В фарах ближнего и дальнего света, а также в «противотуманках» устанавливаются галогенные лампы Н7 мощностью 70 Вт. Все задние фонари имеют лампы мощностью 21 Вт, а габаритные огни автобуса рассчитаны на мощность 4-5 Вт. Внутри салонные светильники представляют собой флуоресцентные лампы Т5 мощностью 13 Вт каждая.
Для безопасности пассажиров в случае возникновения пожароопасной ситуации в автобусах МАЗ может устанавливаться автоматическая система пожаротушения моторного отсека. В целом, отделочные материалы для салона и моторного отсека в частности подобраны огнестойкие. При правильном уходе за материалами отделки и отсутствии пятен от горюче-смазочных материалов полностью автобус выгорает более чем за сорок минут.
Устройство системы пожаротушения основано на использовании беспламенного пороха с добавлением специальных ингибиторов, которые гасят пламя при выстреле порохового заряда. Устройство срабатывает, если пламя по огнеупорному шнуру попадает внутрь или аварийной кнопкой генерируется электрический сигнал. Срабатывание также происходит при повышении температуры в моторном отсеке до 170 °С. Огне тушащий аэрозоль струей вырывается наружу. Пламя втягивает облако, содержащее ингибиторы, и горение прекращается. Два генератора аэрозоля расположены в моторном отсеке, еще один — в отсеке жидкостного подогревателя. При этом запрещается открывать люки моторного отсека в течение 5 минут после срабатывания системы для исключения возобновления горения.
МАЗ-251 — современный комфортабельный туристический лайнер для экскурсионных поездок и дальних пассажирских перевозок. Современная компоновка и выбор основных узлов позволили создать легко управляемую и комфортную для пассажиров машину. Оборудование автобуса только двигателями высоких экологических стандартов положительно влияет на экологическую ситуацию. Пассажиры отметят неплохой современный интерьер, отличную систему отопления и мощную систему кондиционирования. У каждого пассажира — свой плафон освещения, индивидуальная вентиляция, кармашки, ручки, столик с подстаканником. Дизайн автобусов МАЗ второго поколения привлекателен и солиден, и в особенности автобуса МАЗ-251.
Ознакомьтесь с нашим каталогом автобусов МАЗ.
Рабочее место водителя также удобно – хорошая обзорность, информативные приборы, дополнительная печка, удобное расположение всех органов управления. Однако наблюдается определенная нехватка ниш и полок для вещей в кабине водителя. Пока один водитель управляет автобусом, второй с комфортом может отдохнуть в удобном спальном отсеке под полом пассажирского салона. Автобус спроектирован в соответствии с европейскими стандартами, директивами ЕЭС и Правилами ЕЭК ООН. Серийно выпускаемые модели имеют сертификат «Одобрение типа транспортного средства».
, автобус МАЗ б/у
АШОК ЛЕЙЛАНД АТАМАН
D-093 А-09206 А-09216
АВТОСАН АЯЦ БРАВО Аяц БАЗ БМК
Probus
Probus 850
БОВА
Футура
Футура FHD
Магик
БРИТАНСКИЙ АВТОБУС Beulas Blue Bird Bristol CARBUS-MICROBUS CHEVROLET
Экспресс
DAB
Силькеборг
ДЭУ ДАФ ДЕН ОУДСТЕН
Альянс
Альянс B96
Daimler Dennis Detroit Diesel Dragon EOS ETALON FIAT
Ducato
ФОРД
E-серия
E450
Транзит
FREIGHTLINER GMC Gillig HIGER
KLQ
KLQ6129
Автобус HYUNDAI HeuliezBus IC МЕЖДУНАРОДНЫЙ
530 S-серия
IRISBUS
Agora Ares Crossway Domino Evadys Iliade Karosa Magelys Midirider
ИРИЗАР
Век
Век К114 Век К124
I-серия
И4 И6 И8
ИСУЗУ ИВЕКО
Crossway Ежедневно
Ежедневно 45 Ежедневно 50 Ежедневно 65 Ежедневно 70 Ежедневно 72
Еврокарго
Еврокарго 100
Еврокласс Eurorider
Eurorider 35 Eurorider 43
Маго
Маго 2
Рапидо Турбо Дейли
JAC КАРОСА
C-серия
C 935
КАРСАН
АТАК ДЖЕСТ
KASSBOHRER KAVZ KING LONG
XMQ
XMQ6120 XMQ6127 XMQ6129 XMQ6900
LOHR LVTong Leyland MAN
Серия А
A01 A03 A20 A21 A23 A32 A78 A91
ИРИЗАР
ИРИЗАР 18. 410
Серия L
Серия Lion
Серия NL
NL 263
ТГЭ
МАЗ
107
МКИ MCW МЕРСЕДЕС-БЕНЦ
Atego CapaCity Citaro
Citaro O530
Conecto Integro Intouro MB Mediano Sprinter
Спринтер 315 Спринтер 316 Спринтер 319 Спринтер 408 Спринтер 413 Спринтер 414 Спринтер 416 Спринтер 511 Спринтер 513 Спринтер 515 Спринтер 516 Спринтер 517 Спринтер 518 Спринтер 519 Спринтер 616
Туристический
Туристический 15 Туристический 16 Туристический 17 Туристический R2
Травего
Травего 15 Травего 16 Травего 17
Варио
Варио 612 Варио 614 Варио 814 Варио 815 Варио 818
Маршелл НЕМАН НЕОПЛАН
Cityliner
Cityliner N Cityliner P
Евролайнер
Евролайнер N
Jetliner Megaliner Skyliner
Skyliner N Skyliner P
Спейслайнер
Спейслайнер N
Старлайнер
Старлайнер N
Tourliner
Tourliner N
Транслайнер
НИССАН
Урван
Новый флаер OPTARE OTOKAR
Navigo Sultan Vectio
ПАЗ
3205
РЕНО
Агора Арес ФР 1
ФР 1 GTX
Илиада
Илиада GTX Илиада SFR Илиада TE
Кароса Мастер Понтичелли Трейсер
Рампини SCANIA
Century G-серия Irizar
Irizar Century
K-серия
K112 K113 K114 K124 K230 K310 K340 K380 K410 K440
L-серия
L94 L113
Omni
OmniCity OmniExpress OmniLine OmniLink
Серия P
P92
Серия T Touring
SETRA
ComfortClass
ComfortClass S 516 HD
MultiClass
MultiClass S 415 UL MultiClass S 417 UL
S-серия
S313 S315 S317 S319 S328 S411 S415 S416 S417 S419 S431 S515 S516 S517
SG TopClass
TopClass S 431 DT
СОЛЯРИС
Урбино
Урбино 10 Урбино 12 Урбино 15 Урбино 18
СОЛБУС ТАТА ТЕМСА
Алмаз ЛД
ЛД 12 СБ ЛД 13 СБ
МД
МД 9
Opalin Prestij RD Safari
Safari HD
THOMAS TOYOTA
Caetano Coaster Hiace
Автобусы Томаса VAN HOOL
А300 А330 АГ
АГ300
Астромега Астрон серии T
T911 Т915 Т916 Т917 ТД ТХ
ВДЛ
Футура
Футура FDD2 Футура FHD2
ВДЛ БЕРКХОФ
Амбассадор
Амбассадор 200
Осевой
Осевой 70
ВДЛ БОВА
FHD Futura
Futura FHD Futura FLD
Лексио Магик
ВДЛ ДЖОНКХИР
JSD
JSD 134 JSD 140
СБ
СБ 4000
ФОЛЬКСВАГЕН
Крафт
Крафт 2. 5
LT
LT 35 LT 46
Транспортер
ВОЛЬВО
7700 8500 8700 8900 9700 9900 B-серия
В6 В7 В9 В10 В11 В12 В13
Каррус
Каррус 8700 Каррус 9700 Каррус Стар
Серия L Серия S
Купить автобус МАЗ 241 YUTONG
ZK
Показать все
, Автобус МАЗ 241 б/у
АШОК ЛЕЙЛАНД АТАМАН
D-093 А-09206 А-09216
АВТОСАН АЯЦ БРАВО Аяц БАЗ БМС
Probus
Probus 850
БОВА
Футура
Футура FHD
Магик
БРИТАНСКИЙ АВТОБУС Beulas Blue Bird Bristol CARBUS-MICROBUS CHEVROLET
Express
DAB
Силькеборг
ДЭУ ДАФ ДЕН ОУДСТЕН
Альянс
Альянс B96
Daimler Деннис Детройт Дизель Дракон EOS ETALON FIAT
Дукато
ФОРД
E-серия
E450
Транзит
FREIGHTLINER GMC Gillig HIGER
KLQ
KLQ6129
Автобус HYUNDAI HeuliezBus IC МЕЖДУНАРОДНЫЙ
530 S-серия
IRISBUS
Agora Ares Crossway Домино Evadys Iliade Karosa Magelys Midirider
ИРИЗАР
Век
Век К114 Век К124
I-серия
I4 I6 I8
ИСУЗУ ИВЕКО
Crossway Ежедневно
Ежедневно 45 Ежедневно 50 Ежедневно 65 Ежедневно 70 Ежедневно 72
Еврокарго
Еврокарго 100
Еврокласс Еврорайдер
Еврорайдер 35 Еврорайдер 43
Маго
Маго 2
Рапидо Турбо Дейли
JAC КАРОСА
C-серия
C 935
КАРСАН
АТАК ДЖЕСТ
KASSBOHRER KAVZ KING LONG
XMQ
XMQ6120 XMQ6127 XMQ6129 XMQ6900
LOHR LVTong Leyland MAN
Серия A
A01 A03 A20 A21 A23 A32 A78 A91
ИРИЗАР
ИРИЗАР 18. 410
Серия L
Серия Lion
Серия NL
NL 263
ТГЭ
МАЗ
107
МКИ MCW МЕРСЕДЕС-БЕНЦ
Atego CapaCity Citaro
Ситаро О530
Conecto Integro Intouro MB Mediano Sprinter
Sprinter 315 Sprinter 316 Sprinter 319 Sprinter 408 Sprinter 413 Sprinter 414 Sprinter 416 Sprinter 511 Sprinter 513 Sprinter 515 Sprinter 516 Sprinter 517 Sprinter 002 903 Sprinter 619 Турино Туризмо
Туризм 15 Туризм 16 Туризм 17 Туризм R2
Травего
Травего 15 Травего 16 Травего 17
Варио
Варио 612 Варио 614 Варио 814 Варио 815 Варио 818
Маршелл НЕМАН НЕОПЛАН
Cityliner
Cityliner N Cityliner P
Евролайнер
Евролайнер N
Jetliner Megaliner Skyliner
Skyliner N Skyliner P
Спейслайнер
Спейслайнер N
Старлайнер
Старлайнер N
Tourliner
Tourliner N
Транслайнер
НИССАН
Урван
Новый флаер OPTARE OTOKAR
Navigo Sultan Vectio
ПАЗ
3205
РЕНО
Agora Ares FR 1
FR 1 GTX
Илиада
Илиада GTX Илиада SFR Илиада TE
Кароса Мастер Понтичелли Трейсер
Рампини SCANIA
Century G-серия Irizar
Irizar Century
К-серия
К112 К113 К114 К124 К230 К310 К340 К380 К410 К440
L-серия
L94 L113
Omni
OmniCity OmniExpress OmniLine OmniLink
Серия P
P92
Серия T Touring
SETRA
КомфортКласс
КомфортКласс S 516 HD
MultiClass
MultiClass S 415 UL MultiClass S 417 UL
Серия S
S313 S315 S317 S319 S328 S411 S415 S416 S417 S419 S431 S515 S516 S517
SG TopClass
TopClass S 431 DT
СОЛЯРИС
Урбино
Урбино 10 Урбино 12 Урбино 15 Урбино 18
СОЛБУС ТАТА ТЕМСА
Алмаз LD
LD 12 SB LD 13 SB
МД
МД 9
Opalin Prestij RD Safari
Safari HD
THOMAS TOYOTA
Caetano Coaster Hiace
Автобусы Томаса VAN HOOL
А300 А330 АГ
АГ300
Astromega Astron серии T
T911 T915 T916 T917 TD TX
ВДЛ
Футура
Футура FDD2 Футура FHD2
ВДЛ БЕРКХОФ
Амбассадор
Амбассадор 200
Осевой
Осевой 70
ВДЛ БОВА
FHD Futura
Futura FHD Futura FLD
Лексио Магик
ВДЛ ДЖОНКХИР
JSD
JSD 134 JSD 140
СБ
СБ 4000
ФОЛЬКСВАГЕН
Крафт
Крафт 2.