Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300
- Главная
- Статьи
- Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300
Автор: Евгений Кочнев
Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.
Это уже третий материал, посвященный минскому тягачу – в первой части мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы «Темп-С» и «Рубеж». Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М.
Система залпового огня «Смерч»
До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года — ОАО «Мотовилихинские заводы»).
Прототип пусковой установки системы залпового огня «Смерч» (фото автора)Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.
На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.
Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)Боевая 12-зарядная установка «Смерч-М» в боевом положении (из проспекта «Росвооружение»)С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь — до 67 гектаров.
В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.
Бортовая ТЗМ 9Т234 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543А с гидрокраном (из архива НИИЦ АТ)В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».
После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость — 80 км/ч.
Китайский «Смерч» — пусковая установка А-100 на шасси Wanshan WS-2400Береговой артиллерийский комплекс «Берег»
Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.
Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.
Самоходная артиллерийская установка А222-С1 с пушкой калибра 130 ммСАУ комплекса «Берег» с шестиместной поворотной башней (из архива СКБ-1 МАЗ)В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.
Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300
С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.
Первая пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПС на шасси МАЗ-543М (из архива НИИЦ АТ)Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение — С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок — основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.
Каждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.
В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт — С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.
Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.
Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.
Модернизированные машины комплекса С-300 «Фаворит» во время военных парадов в Москве в 2000-е годы (фото автора) |
Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии — пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М
военная техника
Новые статьи
Статьи / Ремонт и обслуживание Индекс воздушного фильтра, май 2023: как изменились цены на запчасти за последний год Вот уже год мы следим за изменением цен на новые запчасти и расходники для самых разных легковых машин. За прошедший период рубль не раз прокатился на американских горках, рушились и перестр… 71 0 0 24.05.2023
Статьи / Обзор На стыке двух миров: первое знакомство с гибридным кроссовером Skywell HT-i Может ли большой кроссовер весом под две тонны проехать 1000 км на одном баке горючего, если объем этого бака составляет 60 литров? Достаточно ли мотора объемом 1,5 литра и мощностью чуть бо.
Статьи / Популярные вопросы Реверсивное движение: как оно работает и что будет, если выехать под красный сигнал Мы разбирались в том, что грозит за проезд на красный сигнал светофора и за пересечение сплошной линии разметки, в том числе в ситуации, когда водитель не успел завершить обгон. Сегодня ж… 280 0 0 22.05.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 12672 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 7733 12 4 02.03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его… 6525 0 1278 03.03.2023
Ракетоносец МАЗ-543 — лучший четырехосный автомобиль Советской армии
- Главная
- Статьи
- Ракетоносец МАЗ-543 — лучший четырехосный автомобиль Советской армии
Автор: Евгений Кочнев
Этот полноприводный автомобиль, целиком и полностью оснащенный отечественными агрегатами и узлами, фактически стал высшим достижением советского военно-автомобильного комплекса, а строгая контрольно-приказная система разработки и производства обеспечила доведение его конструкции до мирового уровня.
Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ-543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый востребованный и распространенный тяжелый автомобиль Советской армии.
Высокая мощность, надежность конструкции, качество сборки и проходимость, приспособленность к эффективной эксплуатации в любых дорожных условиях и климатических зонах и относительно невысокая собственная масса, достигнутая путем широкого применения легированных сталей, алюминия и стеклопластика – вот основные преимущества этого грузовика.
Когда-то на военных парадах автомобили МАЗ-543 с новыми видами вооружения буквально каждый год преподносили иностранным наблюдателям очередные шокирующие «сюрпризы». До недавнего времени эти машины прочно удерживали свой высокий статус и до сих пор остаются на вооружении Российской армии.
К проектированию нового поколения тяжелых четырехосных машин СКБ-1 Минского автозавода под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника приступили в начале 1960-х, а организация производства 543-го семейства стала возможной лишь с передачей выпуска седельных тягачей МАЗ-537 на Курганский завод. Для сборки новой автотехники на МАЗе был образован секретный цех, позднее преобразованный в производство специальных колесных тягачей, а СКБ-1 превратилось в Управление главного конструктора № 2 (УГК-2).
Семейство МАЗ-543
По общей конструкции и агрегатной базе семейство МАЗ-543 являлось более быстроходной и маневренной транспортной модификацией седельных тягачей МАЗ-537Г, получившее модернизированные агрегаты, новые кабины и существенно увеличенную монтажную длину рамы. На шасси с оригинальной так называемой живой клепано-сварной рамой монтировали 525-сильный дизель Д12А-525А V12, автоматическую трансмиссию с модернизированным гидротрансформатором и трехступенчатой коробкой передач, новые дисковые колеса на торсионной подвеске с регулируемым давлением в широкопрофильных шинах.
Первое армейское шасси МАЗ-543 с ракетной системой 9К72 (фото автора)Мощная система залпового огня «Смерч-М» на шасси МАЗ-543М (фото автора)Революционная зенитная система С-300 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)Основу 543-го семейства составляли базовые шасси МАЗ-543, МАЗ-543А и МАЗ-543М с новыми стеклопластиковыми боковыми кабинами с обратным наклоном лобовых стекол, ставшими своеобразной «визитной карточкой» всей гаммы. Кабины имели правое и левое исполнения, а два члена экипажа располагались по оригинальной схеме тандем — на индивидуальных сиденьях друг за другом. Свободное пространство между ними использовалось под установку радиатора и размещение передней части ракеты. Все машины имели единый размер колесной базы 7,7 метра, с полной нагрузкой развивали скорость по шоссе 60 км/ч и расходовали 80 л топлива на 100 км.
МАЗ-543
Родоначальником 543-го семейства являлось «легкое» базовое шасси грузоподъемностью 19,1 т с незамысловатым индексом МАЗ-543. Первые шесть прототипов были собраны весной 1962 года и отправлены на волгоградский завод «Баррикады» для монтажа ракетной системы. Выпуск машин МАЗ-543 начался осенью 1965-го. На них перед моторным отсеком стояли две изолированные друг от друга двухдверные кабины, что предопределило сравнительно небольшой передний свес (2,5 м) и монтажную длину рамы чуть более шести метров. Автомобили МАЗ-543 собрали в количестве 1 631 экземпляра.
Прототип шасси МАЗ-543 для ракетного комплекса 9К72 (из архива НИИЦ АТ)Шасси МАЗ-543 позднего выпуска для вспомогательного оснащения (из проспекта МЗКТ)В Народной армии ГДР на шасси МАЗ-543 монтировали короткие цельнометаллические кузова с тентом и усиленные сцепные приспособления, превращавшие их в мобильные ремонтно-эвакуационные средства или балластные тягачи.
На первом этапе главным предназначением этой версии являлось несение опытных ракетных комплексов оперативно-тактического звена. Первым из них стала макетная система комплекса 9К71 «Темп», за которой последовала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П117 нового комплекса 9К72.
Передовой оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 на шасси МАЗ-543Пусковая установка 9П117М мобильного ракетного комплекса 9К72 (фото автора)Самоходная ракетная пусковая установка 9П117М в боевой готовностиНа этой базе монтировали также первые образцы берегового ракетного комплекса «Рубеж», радиорелейной станции связи, пунктов боевого управления, войскового автокрана 9Т35, дизельных электростанций и т. д.
МАЗ-543А
В 1963 году первый образец шасси МАЗ-543А с полезной нагрузкой 19,4 т сразу же поступил под монтаж СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Темп-С», а потом служил основой для войсковых кузовов и надстроек. Его промышленное изготовление началось в 1966-м и два года спустя переросло в серийное производство.
Главным отличием машины от модели МАЗ-543 являлась незаметная со стороны перекомпоновка шасси путем небольшого продвижения обеих кабин вперед. Это привело к мизерному увеличению переднего свеса (всего на 93 мм) и удлинению полезной части рамы до семи метров. До середины 2000-х годов было выпущено свыше 2,6 тысяч шасси МАЗ-543А.
Серийное шасси МАЗ-543А с монтажной длиной рамы более 7 метров (из архива СКБ-1 МАЗ)Испытания шасси МАЗ-543А с двумя сдвинутыми вперед кабинамиГлавным и наиболее серьезным предназначением машины МАЗ-543А являлось несение пусковой установки 9П120 ОТРК «Темп-С» и входивших в ее состав транспортной и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), а также ТЗМ системы залпового огня «Смерч».
Оперативно-тактический комплекс «Темп-С» на базе МАЗ-543А (фото автора)Самоходная пусковая установка 9П120 ракетной системы «Темп-С» (фото автора)На этом автомобиле базировался расширенный набор военной техники: транспортно-установочные агрегаты, автокраны, подвижные командные пункты, машины связи и охраны ракетных комплексов, радиолокационные средства, мастерские, электростанции и другие.
Опытные и мелкосерийные машины семейства МАЗ-543
В конце 1960-х и начале 1970-х годов к 543-му семейству относилось несколько проходных экспериментальных и мелкосерийных модификаций. Первыми в алфавитном порядке являлись два опытных образца шасси МАЗ-543Б, построенные на базе МАЗ-543 и служившие для монтажа модернизированной пусковой установки 9П117М комплекса 9К72.
Главной новинкой был малоизвестный прототип МАЗ-543В с принципиально иной компоновкой и полезной нагрузкой 19,6 т, послуживший основой известного в будущем варианта МАЗ-543М. В отличие от предшественников, на нем впервые появилась единственная сдвинутая вперед двухместная кабина, расположенная с левой стороны рядом с моторным отсеком. Такая компоновка позволила существенно удлинить монтажную часть рамы под установку более крупного оборудования. Шасси МАЗ-543В собрали в количестве 233 экземпляров.
Опытное шасси МАЗ-543В с одной передней кабиной (из архива НИИЦ АТ)Для выполнения тыловых транспортных операций в Советской армии и народном хозяйстве в середине 1960-х был разработан многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П двойного назначения, выполнявший роль учебных машин или балластных тягачей для буксировки артиллерийских орудий и тяжелых прицепов.
К малоизвестным единичным прототипам, не получившим развития, относились шасси МАЗ-543Д с многотопливным вариантом штатного дизеля и экспериментальный «тропик» МАЗ-543Т для эксплуатации в горной и пустынной местности.
МАЗ-543М
В 1976 году, через два года после создания и испытаний опытного образца, родилось наиболее удачное, совершенное и эффективное шасси МАЗ-543М, сразу же поступившее в производство и на вооружение, а затем возглавившее всё 543-е семейство. От двух первых машин 543/543А новый автомобиль отличался установкой только одной левой кабины, расположенной рядом с моторным отсеком и сдвинутой на передний свес рамы, достигший своего максимума (2,8 м). При этом все агрегаты и узлы не претерпели изменений, а полезная нагрузка возросла до 22,2 т.
Полигонные испытания 525-сильного шасси МАЗ-543М с одной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)Готовое спецшасси МАЗ-543М на территории Минского автозаводаПоздний вариант шасси МАЗ-543М с длиной рамы около 9 м (из проспекта МЗКТ)К немногочисленным модификациям этого автомобиля относилось пробное многоцелевое шасси с цельнометаллической бортовой платформой от гражданского грузовика МАЗ-7310 двойного назначения.
На долю МАЗ-543М приходились наиболее мощные и совершенные отечественные системы вооружения и многочисленные специализированные надстройки и кузова-фургоны. На нем монтировали самую мощную в мире боевую систему залпового огня «Смерч», пусковые установки берегового артиллерийского комплекса «Берег» и ракетного «Рубеж», несколько типов зенитных пусковых систем С-300 и т. д.
Серийная самоходная многозарядная система залпового огня «Смерч-М» (фото автора)Первая мобильная четырехзарядная пусковая установка системы С-300ПМУТранспортная машина противоракетного комплекса «Амур» (фото Р. Белозерского)Самым же обширным был перечень вспомогательных средств обеспечения подвижных ракетных комплексов: мобильные командные пункты, машины обнаружения целей, связи, боевого дежурства, обороны и охраны, автономные мастерские и электростанции, передвижные столовые и общежития для боевого расчета и многие другие.
Пик производства машин МАЗ-543М пришелся на 1987 год. До середины 2000-х Минский автозавод собрал свыше 4,5 тыс. машин этой серии.
Распад Советского Союза привел к остановке серийного производства всех трех базовых шасси МАЗ-543, но их продолжали собирать небольшими партиями по заказам для восполнения парка списанной автотехники, а также для опробования на них новых перспективных систем вооружения. К середине 2000-х в Минске в общей сложности собрали более 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось около ста систем вооружения и военного оборудования. С 1986 года по лицензии сборка доработанных машин серии МАЗ-543 осуществляется китайской фирмой Wanshan под маркой WS-2400.
В 1990 году, накануне распада СССР, для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан многоцелевой 22-тонный прототип МАЗ-7930 с многотопливным двигателем V12 мощностью 500 л. с. и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, новой моноблочной кабиной и высокобортным стальным кузовом.
Тем временем 7 февраля 1991 года военное подразделение Минского автозавода было выведено из состава головного предприятия и преобразовано в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) с собственными производственными мощностями и научно-исследовательским центром. Несмотря на это, в 1994-м опытные образцы прошли испытания, через четыре года поступили в производство и в феврале 2003 года под маркой МЗКТ-7930 были приняты на снабжение Российской армии, где служат для монтажа новых видов вооружения и спецнадстроек.
Предсерийный вариант 500-сильного автомобиля МЗКТ-7930 (фото автора)До настоящего времени базовые машины семейства МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.
Фотографии без ссылок на источники — из архива автора.
история военная техника
Новые статьи
Статьи / Ремонт и обслуживание Индекс воздушного фильтра, май 2023: как изменились цены на запчасти за последний год Вот уже год мы следим за изменением цен на новые запчасти и расходники для самых разных легковых машин. За прошедший период рубль не раз прокатился на американских горках, рушились и перестр… 71 0 0 24.05.2023
Статьи / Обзор На стыке двух миров: первое знакомство с гибридным кроссовером Skywell HT-i Может ли большой кроссовер весом под две тонны проехать 1000 км на одном баке горючего, если объем этого бака составляет 60 литров? Достаточно ли мотора объемом 1,5 литра и мощностью чуть бо. .. 417 1 0 23.05.2023
Статьи / Популярные вопросы Реверсивное движение: как оно работает и что будет, если выехать под красный сигнал Мы разбирались в том, что грозит за проезд на красный сигнал светофора и за пересечение сплошной линии разметки, в том числе в ситуации, когда водитель не успел завершить обгон. Сегодня ж… 280 0 0 22.05.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 12672 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 7733 12 4 02.03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его… 6525 0 1278 03.03.2023
МАЗ-543 Колеса полимерные сравнение
МАЗ-543 Комплект колес из полимерной смолы сравнение
Масштаб 1:35
Обзор Терри Эшли
Введение:
Многие моделисты, такие как я, любят покупать смоляные колеса на вторичном рынке для комплектов транспортных средств, чтобы 1. улучшить детализацию и 2. потому что им не особенно нравятся колеса винилового типа, поставляемые с комплектами, которые не так легко красить и выдерживать погодные условия. Может сводиться к личным предпочтениям, как и к большинству других вещей, но это так.1:35 Комплекты на базе МАЗ-543:
В настоящее время доступны (или скоро будут) комплекты на базе МАЗ-543: Dragon 3520 — SS-1c SCUD B с МАЗ-543 ТЕЛ.![]() | Meng Model SS-009 — Российская ракетная установка дальнего действия 9A52-2 «Смерч» |
Трубач — 01019 Советская (9П117М1) Пусковая установка с ракетой Р17 ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»(Скад Б) | Трубач 01020 — Советская реактивная установка БМ-30 «Смерч» |
Трубач 01035 — Российская СПУ 3С51М Берегового ракетного комплекса 4К51 «Рубеж» | Trumpeter 01036 — Российская 130-мм пушка береговой обороны А-222 «Берег» |
Трубач 01038 — Россия 5П58С/СУ ТЕЛ С-300ПС/ПМУ СА-10 Грамбл (скоро будет выпущен) |
Масштаб 1:35 Колеса из пластмассы Комплекты:
Доступно несколько наборов сменных колес из смолы (а некоторые нет), которые мы рассмотрим здесь, чтобы увидеть, как они выглядят в деталях и размерах, а именно:- Def Model DW35056 Scud B с МАЗ-543 Комплект колес с провисанием 1
- Def Model DW35057 Scud B с МАЗ-543 Набор колес с провисанием 2
- ET Модель ER35-062 Российская ракетная установка дальнего действия 9A52-2 Смерч Утяжеленные опорные катки
- Meng Model SPS-019 Российский комплект колес МАЗ-543М с просевшими колесами
- Миниарм B35140 Комплект колес Ви-203 для Смерч-М
- Танковая мастерская 355040 Комплект колес для пусковой установки «Скад» МАЗ-543 (8 колес) (Недоступно, не включено в сравнение)
- Модель Voyager PEA357 Современные российские шоссейные колеса Scud
- Модель W Комплект колес WA01 Scud-B (Maz-543) (недоступен, не включен в сравнение)
Все измерения проводились с помощью электронных штангенциркулей, и еще одна вещь, которую я заметил, это небольшая разница в диаметре между колесами в конкретном наборе, учитывая природу смолы, но это было незначительно и, вероятно, не заметно в собранном комплекте.
Комплект колес:
Dragon : в данный момент комплекта нет, извините.
Мэн : 42,2 мм
Трубач : 43,7 мм
Трубач Комплект колес
Примечание; Первоначальный комплект Scud-B имел рисунок протектора раннего стиля (в центре слева), в то время как последующие комплекты были обновлены рисунком протектора более позднего стиля (в центре справа).
Колеса из смолы:
Def Model Sets DW35056, DW35057 .
Оба комплекта состоят из восьми колес, отлитых из светло-серой смолы, с очень аккуратно отлитыми деталями протектора и ступицы. В наборы также входят маски для покраски ступиц, которые помогут в этой работе. 9Комплект 0003 (1) DW35056 — рисунок протектора более позднего типа, в то время как комплект (2) DW35057 — рисунок протектора более раннего стиля, это наиболее применимо к комплектам Scud-B, поскольку большинство более поздних автомобилей используют колеса более позднего стиля, хотя многие из более ранние автомобили, все еще находящиеся в эксплуатации, в любом случае были бы оснащены более поздним стилем при необходимости замены шин, поэтому, если не моделировать конкретный автомобиль с рисунком протектора раннего стиля (2), тогда набор (1) будет подходящим выбором.
Размер среднего диаметра шины составляет ровно 43 мм, что делает эти колеса единственными по размеру среди всех рассмотренных.
Рисунок протектора очень хорошо сделан с четкими деталями, а также «ручной» означает, что шевроны протектора обращены вниз с каждой стороны автомобиля, если смотреть спереди, и для этого в комплекте есть два колеса с разными рисунками. с левой или правой стороны для правильного выравнивания рисунка протектора. Каждое колесо имеет букву A, B, C или D, выдавленную на литейной заглушке, где A, B для левой стороны и C, D для правой стороны, поэтому обратите внимание на это, прежде чем отрезать литейную заглушку. Еще одна вещь, которую следует отметить, это то, что детали боковины и ступицы по-разному выровнены между колесами A, B и C, D по отношению к площади контакта с землей, поэтому они не все одинаковы при установке в комплекты.
Ступица также очень хорошо сделана, и хотя колеса изначально были разработаны для комплекта Dragon , их можно легко отрегулировать, чтобы они подходили к другим комплектам без особых усилий.
Колеса также включают боковая стенка «выпуклая» и «плоское пятно» в месте контакта с землей, чтобы придать шине вид утяжеленной, и, как уже упоминалось, детали ступицы различаются, поэтому они не все выглядят одинаково при установке в комплект.
DEF Детали колеса из смолы, модель ; Обратите внимание на ранний рисунок протектора (в центре слева) и более поздний рисунок протектора (в центре справа).

ET Model ER35-062
Этот набор разработан для комплекта Meng , и восемь пластиковых колес выглядят в основном как смоляные репродукции колес из комплекта Meng , рисунок протектора более позднего стиля и одинаковый уровень детализации и одинаковый базовый размер, каждое колесо имеет заглушку для литья, которую необходимо удалить, но также есть несколько тонких линий формы вокруг центра протектора, которые необходимо удалить, это зависит от колеса, как и характер литья смолы. . Есть некоторые дефекты вокруг обода, где виниловая шина не была установлена должным образом, когда был сделан слепок, но опять же, это зависит от колеса: некоторые колеса чище, чем другие, худшие случаи возникают вокруг внутреннего обода, поэтому они будут скрыты при установке в комплект. к счастью. Они отлиты идеально круглой формы без каких-либо «выпуклостей» и только небольшого «плоского пятна», образовавшегося в результате срезания литейных заглушек.
Средний диаметр колес составляет 41,5 мм, а колёса комплекта 42,2 мм, как это может быть, вы можете спросить, являются ли они смоляными копиями колёс комплекта? Как уже упоминалось, 41,5 мм — это среднее значение, при этом размеры разных колес и разных точек на одном и том же колесе сильно различаются. На самом деле они варьировались от 42,1 до 40 мм, как и природа литья смолы, и я провел более десятка измерений в разных местах вокруг колес, чтобы получить среднее значение.
Итак, колеса в среднем на 1,5 мм меньше в диаметре, что может быть проблемой, а может и не быть, в зависимости от вашей точки зрения?
Во-первых, каждое колесо имеет ступицу, ориентированную по-разному относительно точки контакта с землей, поэтому они не выглядят одинаково в комплекте, также есть разные колеса с протектором, ориентированным для представления рисунка протектора, выполненного вручную, к сожалению, в моем наборе было пять колес, ориентированных на левую сторону, и только три на правую сторону, что означает, что протектор одного из правых колес будет направлен не в ту сторону. Я предполагаю, что это просто контроль качества, и другие наборы не будут такими же?
Разработан для комплекта Meng , если вы хотите использовать их в других комплектах, потребуются некоторые незначительные модификации, но ничего сложного, как с колесами Def .
Одна небольшая проблема заключается в том, что сегменты рисунка шашек протектора в некоторых местах не так четко определены по сравнению с другими колесами.
Детали колес, более поздний рисунок протектора .
Meng Model SPS-019
Этот набор также предназначен для набора Meng , и, как и в наборе ET Models , восемь полимерных колес выглядят в основном как смоляные репродукции колес из комплекта Meng с протектором более позднего стиля. рисунок и тот же уровень детализации, а также одинаковый базовый размер, за исключением включения большого «плоского пятна» и незначительной выпуклости на боковой стенке. Отливка чище, чем у колес ET без центральных литейных линий, и есть только три небольших приспособления для заливки, которые нужно вырезать из заднего выступа «плоского пятна».
Средний диаметр колес составляет 41,0 мм, а колеса комплекта имеют диаметр 42,2 мм. Вы снова спросите, как это может быть? Как и раньше, 41,0 мм — это среднее значение, при этом размеры разных колес и разных точек на одном и том же колесе довольно сильно различаются. На самом деле они варьировались от 41,5 до 40 мм, и я провел более десятка измерений в разных местах вокруг колес, чтобы получить среднее значение.
Таким образом, колеса в среднем на 2 мм меньше в диаметре, что может быть или не быть проблемой в зависимости от вашей точки зрения, в то время как «плоское пятно» делает их еще меньше.
Как и в предыдущих комплектах, каждое колесо имеет ступицу, ориентированную по-разному относительно точки контакта с землей, поэтому в комплекте они не выглядят одинаково. подходит к левой и правой сторонам автомобиля, поэтому при обрезке заливных пробок обратите внимание.
Детали колес, более поздний рисунок протектора .
Miniarm 35140
Этот набор предназначен в первую очередь для комплекта Trumpeter Smerch (01020). Смерч . Набор состоит из восьми шин с отдельными ободьями, состоящими из двух частей, и отлит из светло-серой смолы. Дополнительные сведения см. в полном обзоре.
Средний диаметр колеса 41,5 мм, и он был измерен с использованием той же процедуры, что и для других, и всего на 1,5 мм меньше размера, в то время как шины имеют плоское пятно при контакте с землей и не имеют выпуклости боковины, как видно на многочисленных фотографиях, не изображающих выпуклый эффект.
Общий диаметр вызывает затруднения, но плюсом этого набора является то, что на нем изображена новейшая конструкция втулки, как видно на недавних фотографиях Смерч .
Детали колес, более поздний рисунок протектора .
Voyager PEA357
Наконец, этот набор из модели Voyager имеет восемь колес, отлитых из светло-кремовой смолы, с небольшой заглушкой, которую нужно удалить, при этом колеса отлиты идеально круглой формы с небольшим плоским пятном после обрезаем заливную пробку.
Рисунок протектора относится к раннему типу, что ограничивает их практичность для некоторых более поздних типов автомобилей. Набор помечен для «общего» использования, но сзади есть крепление для комплекта Dragon , но, опять же, для установки на любой другой комплект потребуются лишь незначительные модификации.
Средний диаметр колеса 42,0 мм, и он был измерен с использованием той же процедуры, что и для других, и всего на 1 мм меньше, вероятно, не о чем сильно беспокоиться, поскольку отсутствие «выпуклости» заставляет их «сидеть» немного выше при установке. чем с эффектом плоской выпуклости. Существует два типа колес с рисунком протектора, правильно ориентированным для ручного рисунка, применимого к левой или правой стороне автомобиля (они отмечены цифрами 1 и 2 на литейных заглушках), но, в отличие от других, устанавливает детали ступицы на четыре колеса. для каждой стороны одинаковые, что придает колесам единый вид при установке в комплект.
Детали колес, ранний рисунок протектора.
Заключение:
Итого: Фактический диаметр колеса по шкале 42,9 мм (округлено до 43 мм)
Комплект колес:
Dragon : в данный момент комплекта нет под рукой, извините.
Комплект Meng : диаметр 42,2 мм.
Наборы труб : диаметр 43,7 мм.
Колеса из пластмассы:
Def Model : средний диаметр 43 мм.
ET Модель : средний диаметр 41,5 мм.
Meng Модель : средний диаметр 41 мм.
Миниарма : диаметр 41,5 мм.
Модель Voyager : средний диаметр 42 мм.
Обратите внимание, что колеса с «плоскими точками» контакта с землей были повернуты, чтобы показать фактический диаметр без сжатия.
Как вы можете видеть, колеса Def Model идеально подходят по диаметру, а ступица и детали протектора превосходны, без каких-либо дефектов, с рисунком протектора, правильно подобранным для левостороннего или правостороннего размещения, и это, безусловно, лучший выбор для любой из доступных комплектов с дополнительным бонусом в виде шин с ранним или более поздним рисунком протектора.
Колеса Voyager лишь незначительно меньше в диаметре, и это, вероятно, не так заметно. Они снова аккуратно отлиты с правильным рисунком протектора, но ранний рисунок протектора ограничивает их применение.
Оба набора из ET Model и Meng снова незначительно меньше по размеру на 1,5 мм/2 мм и являются наименее точными по размерам. Вы можете сказать: «Всего 2 мм, это немного?» и это может быть не в общей схеме вещей, но визуально они более заметны, чем указывают размеры, так как колеса являются главной особенностью этих комплектов с посадкой / посадкой по отношению к крыльям заметно, но опять же это зависит от индивидуально для окончательной оценки.
Поскольку оба в основном являются репродукциями комплектных колес Meng , их применение, по-видимому, в основном связано с этим комплектом.
Новый набор Миниарма также на 1,5 мм меньше в диаметре, но, как уже упоминалось, представляет собой новейшую конструкцию втулки, как видно на недавних фотографиях Смерч .
В конце концов, колеса Def Model кажутся оптимальным выбором, учитывая, что они имеют как ранний, так и более поздний рисунок протектора, правильные размеры с правильно подобранным рисунком протектора, несмотря на эффект выпуклости.