Автомобиль с тысячью лиц: военные профессии тягачей МАЗ
- Главная
- Статьи
- Автомобиль с тысячью лиц: военные профессии тягачей МАЗ
Автор: Евгений Кочнев
В предыдущей статье мы выяснили, что четырехосные седельные машины серии МАЗ-537 конструкции минского СКБ-1, производством которых занимался Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), заслужили славу самых распространенных и наиболее востребованных в Советских вооруженных силах тяжелых средств буксировки различных полуприцепных и прицепных систем, общее количество которых достигало нескольких сотен вариантов и тысячу исполнений.
Основу этого семейства составляли серийные варианты МАЗ-537 и МАЗ-537Г, на которые приходилось 80–90% всего производства КЗКТ. Их главной задачей являлась доставка на штатных полуприцепах по дорогам общего пользования и на местности бронетанковой техники, крупногабаритных грузов и специального оборудования.
В первую очередь — буксировка
Главной задачей курганских тягачей являлось транспортное обеспечение всех подразделений Советских вооруженных сил, для чего были созданы тяжелые низкорамные полуприцепы-трейлеры со средствами погрузки, крепления и разгрузки перевозимых грузов, а также специальные прицепы и тележки для перемещения ракетных систем.
С машинами МАЗ-537 первого выпуска агрегатировались трехосные 52-тонные низкорамные полуприцепы МАЗ-796 с военным кодом 3-ППТ-52, выпущенные Минским автозаводом небольшой партией для перевозки танков и самоходных артиллерийских орудий.
В 1963 году в Минске приступили к серийному выпуску нового двухосного 50-тонного войскового полуприцепа МАЗ-5247Г (2-ППТ-50) с восемью односкатными колесами на балансирной подвеске и задними откидными аппарелями для перегрузки бронетехники массой до 68 т, в том числе танков Т-54. Их барабанные тормоза имели пневматический привод от тягача, а на «гуське» хранились два запасных колеса. Максимальная скорость такого автопоезда на шоссе была ограничена величиной 50 км/ч.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_211edb4.jpg» alt=»На параде в Минске танки Т-54 на полуприцепах МАЗ-5247Г (из архива СКБ-1 МАЗ) » /> На параде в Минске танки Т-54 на полуприцепах МАЗ-5247Г (из архива СКБ-1 МАЗ)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_11b7a106.
Позднее это производство перевели на Челябинский машиностроительный завод автомобильных и тракторных прицепов (ЧМЗАП), где под маркой ЧМЗАП-5247Г полуприцеп оставался в производстве до 1979 года.
Без существенных изменений он применялся в качестве транспортной машины при перевозке и демонстрации ряда боевых ракет и вооружения различных видов Вооруженных Сил СССР, установленных на специальных ложементах непосредственно на открытой грузовой платформе.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m6e60b43b-1.jpg» /> На Красной площади полуприцеп МАЗ-5247Г с ракетой РТ-15 средней дальностиТак в начале 1970-х на парадах в Москве появился макет 12-метровой баллистической ракеты РТ-15 среднего радиуса действия, входившей в состав подвижного комплекса 15П696 на гусеничном ходу.
В сцепе с машинами МАЗ-537 использовали также двухосные 25-тонные полуприцепы МАЗ-5248 с односкатными колесами, унифицированными с тягачами, которые первоначально были рассчитаны на работу с автомобилями МАЗ-535В. В Военно-морских силах СССР их реконструировали и применяли для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет для подводных лодок.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_4ef1e509.jpg» alt=»Доработанный полуприцеп МАЗ-5248 для перевозки морской ракеты Р-29 (из архива J. Vollert)» /> Доработанный полуприцеп МАЗ-5248 для перевозки морской ракеты Р-29 (из архива J. Vollert)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_62fc079f.jpg» alt=»Полуприцеп МАЗ-5248 с ракетой Р-29РМ для подводных лодок (из архива А. Широкорада)» /> Полуприцеп МАЗ-5248 с ракетой Р-29РМ для подводных лодок (из архива А. Широкорада)В 1970-е годы на них устанавливали двухступенчатые ракеты Р-29 длиной 13 м со стартовой массой более 33 т. В 1980-е упрощенный прицеп служил в ВМФ для перевозки 15-метровой трехступенчатой ракеты Р-29РМ, масса которой в боевой готовности превышала 40 т.
В 1976 году в Челябинске приступили к выпуску трехосного 52-тонного полуприцепа ЧМЗАП-9990 (3-ППТ-52) оригинальной конструкции с 12 односкатными колесами с широкопрофильными шинами, разнесенных попарно в шесть двухколесных тележек на подвеске с резиновыми упругими элементами. Обычно на нем стояли восемь запасных топливных баков общей вместимостью 1 000 литров с электрическим насосом для перекачивания горючего на тягач. Допустимая скорость движения этого автопоезда возросла до 60 км/ч.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m14ae2d8c.jpg» alt=»Тягач МАЗ-537Г с трехосным 52-тонным танковым полуприцепом ЧМЗАП-9990 (фото автора)» /> Тягач МАЗ-537Г с трехосным 52-тонным танковым полуприцепом ЧМЗАП-9990 (фото автора)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m1a92b556.jpg» alt=»Транспортировка среднего танка Т-55 на полуприцепе ЧМЗАП-9990 (из архива C. Schulze)» /> Транспортировка среднего танка Т-55 на полуприцепе ЧМЗАП-9990 (из архива C.
Появление новых видов ракетного вооружения потребовало срочного создания собственной секретной области по разработке и мелкосерийному изготовлению семейств специальных колесных средств, применявшихся только в РВСН. Они представляли собой особые низкорамные прицепные и полуприцепные двух- и трехосные транспортные тележки, на которых из хранилищ или железнодорожных вагонов на стартовые позиции доставляли различные виды баллистических ракет. Машины регулярно появлялись на парадах на Красной площади, демонстрируя всему миру огромную военную мощь Страны Советов. Балластные тягачи МАЗ-537А вывозили на двухосных прицепных тележках тяжелые баллистические ракеты Р-16, Р-36 и орбитальные ГР-1.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m5b8e741c.jpg» alt=»Тягачи МАЗ-537А с двухосными тележками для баллистических ракет Р-36″ /> Тягачи МАЗ-537А с двухосными тележками для баллистических ракет Р-36Седельные тягачи МАЗ-537В буксировали специальные восьмиколесные полуприцепы с массивными цилиндрическими пусковыми контейнерами с ракетами комплекса противоракетной обороны А-35 «Алдан», защищавшего Москву и Центральный регион.
С 1964 года на низкопрофильных трехосных тележках доставляли межконтинентальные ракеты Р-26 с дальностью стрельбы 10,5 тыс. км, весившие 87 т. С появлением в советском военном арсенале еще более крупных и тяжелых ракетных комплексов для их транспортировки и установки на стартовые позиции были разработаны уникальные транспортно-перегрузочные и установочные системы, для буксировки которых также применяли минские тягачи.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_7ffa1aae.jpg» alt=»На Красной площади межконтинентальная ракета Р-26 на трехосной тележке. 1965 год» /> На Красной площади межконтинентальная ракета Р-26 на трехосной тележке. 1965 годНовая профессия — обслуживание ракетных комплексов
Менее распространенным и незаметным со стороны назначением тягачей серии МАЗ-537 являлась буксировка специальных полуприцепов-цистерн для заправки топливом самолетов и ракетных систем. На крупных военных аэродромах применялись автономные двух- и трехосные топливозаправщики ТЗ-30 и ТЗ-60 вместимостью 30 и 60 тыс. л соответственно. Для транспортировки и заправки топливом ракетных комплексов служили специальные теплоизолированные цистерны со средствами раздачи, перемешивания в пути, поддержания постоянной температуры и давления, работавшие с тягачами МАЗ-537Д, оборудованными генераторной станцией.
Основными спецзаправщиками РВСН являлись автоцистерны ЗАЦ-1 для доставки ядовитого амила (окислителя ракетного топлива) и ЗАЦ-2 для заправки ракетных систем токсичным гептилом. Полная масса таких автопоездов достигала 77 т, максимально допустимая скорость — 40 км/ч.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_5f8dc67b.jpg» alt=»Тягач МАЗ-537Д с полуприцепной цистерной ЗАЦ-1 для заправки ракет амилом» /> Тягач МАЗ-537Д с полуприцепной цистерной ЗАЦ-1 для заправки ракет амиломПолуприцепная автоцистерна ЗАЦ-2 для заправки ракетных систем гептилом (фото Л.
Для расширения возможностей новых зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300 были созданы мобильные подъемные антенные вышки серии 40В6 с тягачами МАЗ-537. Их монтировали на специальных длиннобазных полуприцепах с гидравлическими цилиндрами для подъема вышек в вертикальное положение. При помощи автокранов на них устанавливали посты радиосвязи, радиолокации и разведки, позволявшие в условиях лесистой и горной местности обнаруживать маловысотные воздушные цели и обеспечивать наведение на них средств ПВО. Первые варианты вышек 40В6 и 40В6М имели полезную высоту 24–25 м. Новая система 40В6МД с дополнительной съемной секцией обеспечивала подъем оборудования на высоту 39 м.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_6fdd8a3d.jpg» alt=»Полуприцепная 25-метровая вышка 40В6М с тягачом МАЗ-537Г в транспортном положении» /> Полуприцепная 25-метровая вышка 40В6М с тягачом МАЗ-537Г в транспортном положенииРазвернутая вышка 40В6М для радиолокатора комплекса С-300 (фото Е.
Секретная миссия — перевозка и установка ракет
До сих пор эта тема остается белым пятном в истории военных автомобилей и ракетной техники, хотя сами по себе полуприцепные транспортные и установочные машины представляли собой достаточно простые незамысловатые конструкции. В эту область седельные тягачи МАЗ-537 пришли уже на третьем этапе ее развития. К тому времени появились наиболее крупные и тяжелые стратегические ракеты с ядерными боезарядами, которые надо было с особой осторожностью довезти до стартовой позиции, поднять в вертикальное положение и поместить в шахтную пусковую установку (ШПУ). Для этой цели были созданы одиночные полуприцепные установщики ракет, находившихся внутри герметических транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), а их доставку из укрытий или железнодорожных вагонов на технологическую площадку стартового комплекса обеспечивали многоосные транспортно-перегрузочные агрегаты (ТПА).
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_29f15062.
Одними из первых ракетных установщиков на шасси 537-й серии в 1968 году были машины 15У39 и 15У40 для доставки и установки в ШПУ ступеней межконтинентальных ракет серии РТ-2. Для их буксировки применялся спецтягач МАЗ-537Д, от которого ток поступал на тяговые электромоторы всех ведущих колес полуприцепа. По договору ОСВ-2 ракеты были уничтожены вместе с системами их обеспечения.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_6ce77ff3.jpg» alt=»Машина 15У98 с тягачом МАЗ-537 для установки в ШПУ баллистических ракет» /> Машина 15У98 с тягачом МАЗ-537 для установки в ШПУ баллистических ракетКлассический двухосный полуприцепной установщик ТПК 15У98 (УТПК-1) образца 1975 года с тягачом МАЗ-537 был оборудован сварной стрелой с рельсовыми направляющими, подъемными гидроцилиндрами и полиспастовой системой погрузки межконтинентальных ракет УР-100 и опускания их в ШПУ. Громоздкая машина длиной около 19 м имела полную массу с ракетой — 68 т.
Модернизированный вариант 15У164 с мощной опорной рамой и удлиненной подъемной стрелой был создан для загрузки в ШПУ 34-метровых ракет Р-36М и обитаемых контейнеров командных пунктов ракетных комплексов. Его длина достигала 26,5 м, боевая масса — около 70 т.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_4304b644.jpg» alt=»Полуприцепной установщик 15У164 для перегрузки тяжелых ракет Р-36М. 1980 год» /> Полуприцепной установщик 15У164 для перегрузки тяжелых ракет Р-36М. 1980 годСамый крупный стреловой установщик межконтинентальных ракет (фото Л. Гоголева)Для перевозки ТПК с модернизированными 24-метровыми ракетами УР-100 использовался трехосный длиннобазный ТПА с тягачом МАЗ-537Е. Полуприцеп оборудовали шестью небольшими управляемыми односкатными колесами, задними гидравлическими опорами, низкобортными боковыми решетчатыми рамами и сварным основанием с продольным рельсовым путем для бескрановой перегрузки ракеты. Длина всего агрегата достигала 41 м.
Еще более крупным многоосным ракетным установщикам и уникальным транспортно-перегрузочным автопоездам мы посвятим специальную статью.
Простая профессия — ремонт и эвакуация
Ограниченную гамму нехарактерных для 537-й серии машин составили доработанные шасси седельных тягачей МАЗ-537Г с лебедками, на базе которых были созданы эвакуационные тягачи и машины технической помощи, принятые на вооружение Советской армии в конце 1980-х.
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_4cf58bde.jpg» alt=»Опытный эвакуационный тягач ТК-7 — прототип машины КЭТ-Т.
Первый опытный вариант тяжелого колесного эвакуационного тягача под обозначением ТК-7 был разработан в 21 НИИИ в 1984–1986 годах и собран на опытном заводе № 38. Мелкосерийный выпуск доработанной машины с военным индексом КЭТ-Т с 1987-го осуществлял воронежский Центральный авторемонтный завод № 172 (172 ЦАРЗ). Тягач снабжался специальным ремонтным и буксировочным оборудованием для оказания технической помощи в пути тяжелым многоосным автотранспортным средствам и их эвакуации на ремонтные базы на жестком буксире или в полупогруженном положении с использованием 15-тонной лебедки и подъемного приспособления с упорным сошником.
Мощный передний бампер позволял осуществлять функции толкача при перемещениях поврежденной техники и тяжелых грузов. В его комплектацию входили жесткие буксиры, такелажное оборудование, набор тросов, аппарат для резки металла, домкрат, специальный инструмент и осветительные прожекторы. КЭТ-Т до сих пор состоит в Российской армии. Его можно увидеть в составе машин сопровождения крупных войсковых автоколонн и во время парадов.
Многоцелевая машина технической помощи МТП-А4.1 с коротким бортовым кузовом и застекленным тентом впервые появилась в 1984 году в варианте МТП-4 конструкции 21 НИИИ. До 1987-го бронницкий 38-й завод собрал несколько прототипов, которые после доработок получили обновленный индекс МТП-А4.1 и с 1988 года выпускались небольшими партиями на заводе № 172.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
военная техника
Новые статьи
Статьи / Интересно Быстрее, чем кажутся: 15 лучших слиперов 2023 года Мы подробно рассказывали о том, что такое слиперы – это неприметные внешне автомобили, которые на самом деле могут дать фору многим в светофорных гонках. А представленное недавно пятое поко… 2398 1 1 03.01.2023
Статьи / Практика
Вечная молодость: как не дать постареть кузову автомобиля
Те, кто хотя бы раз в жизни покупал новый автомобиль, испытал чувство, которое можно описать расхожей фразой «лишь бы с ласточкой ничего не случилось». Но жизнь так погано устроена, что с ла…
3635
1
4
27.12.2022
Статьи / Популярные вопросы Зона действия дорожных знаков: как ее определить Дорожные знаки хорошо знают практически все водители. Но многие спустя годы после автошколы иногда задаются вопросом: «докуда действует вот тот знак, который я только что проехал?». В голову… 2254 0 2 27.12.2022
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет
В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги.
Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть… 16863 10 41 13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!
Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з.
Военное применение тягачей МАЗ-537. Секретные автомобили Советской Армии
Военное применение тягачей МАЗ-537. Секретные автомобили Советской АрмииВикиЧтение
Секретные автомобили Советской Армии
Кочнев Евгений Дмитриевич
Содержание
Военное применение тягачей МАЗ-537
Основу 537-го семейства составляли серийные многоцелевые седельные тягачи МАЗ-537 и МАЗ-537Г, на которые приходилась 80 – 90% всего производства. В военном деле они служили в первую очередь для выполнения общих транспортных операций и работали со специальными многоцелевыми полуприцепами для скоростной доставки по дорогам общего пользования и на местности бронетанковой техники, крупногабаритных грузов и специального оборудования.

Серийный седельный тягач МАЗ-537Г первой серии с 50-тонным полуприцепом МАЗ-5247Г
Кроме выполнения общих транспортных операций и доставки бронетехники, тягачи серии 537/537Г буксировали специальные низкорамные полуприцепные двух– и трехосные транспортные тележки системы РВСН. На них из хранилищ или железнодорожных вагонов на стартовые позиции транспортировали различные баллистические ракеты, которые регулярно появлялись на парадах на Красной площади, демонстрируя всему миру действительно гигантскую военную мощь Страны Советов. Среди них были межконтинентальные ракеты Р-9А (8К75) и РТ-2П (8К98П), стратегические гаммы УР-100, морские баллистические двухступенчатые серии Р-29 (РМС-40) для подводных лодок и другие. Балластные тягачи 537А и 537Л вывозили на прицепных тележках тяжелые баллистические ракеты серии Р-36 (8К67), а двухосные транспортные тележки 8Т139 применяли для доставки межконтинентальных ракет Р-16 (8К64) и орбитальных ГР-1 (8К713), весивших до 150 т. В середине 1970-х годов тягачи МАЗ-537В применяли в опытной эксплуатации для транспортировки контейнеров с противоракетами А-350, входившими в систему А-35 противоракетной обороны (ПРО) Москвы и Центрального региона. С появлением в советском военном арсенале еще более крупных и тяжелых ракетных комплексов для их транспортировки и установки на стартовых позициях были разработаны мощные транспортно-перегрузочные и установочные системы, для буксировки которых также применяли многоцелевые и специальные тягачи МАЗ-537.
Серийный тягач МАЗ-537Г последнего выпуска с 52-тонным полуприцепом ЧМЗАП-9990
На военном параде в Москве МАЗ-537 буксирует транспортную тележку с ракетой Р-9А
В 1977 году на базе тягачей МАЗ-537Г со специально оборудованными полуприцепами МАЗ-9994 в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР была разработана единственная в мире мобильная атомная электростанция «Памир-630Д» военного назначения, предназначенная для оперативной доставки всеми видами транспорта и способная работать практически при любых температурах и в самых тяжелых дорожных условиях. В первой половине 1980-х годов были построены два комплекта таких станций. Каждая состояла из двух тягачей с полуприцепами полной массой по 60 т, на которых монтировали оборудование компактного ядерного реактора мощностью 630 кВт и турбореактивных блоков. Пульты управления с первыми советскими компьютерами «Минск» и отсеки для персонала из 28 человек располагались еще на двух автомобилях. Запаса ядерного топлива хватало на пять лет работы. После аварии на Чернобыльской АЭС по соображениям безопасности обе электростанции «Памир» были уничтожены.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Военное оснащение на шасси ГАЗ-69
Военное оснащение на шасси ГАЗ-69 Долгое время представители серии ГАЗ-69 являлись основными легкими автомобилями Советской Армии и стран Варшавского договора, где выполняли штабные функции, служили для перевозки небольших подразделений, боеприпасов и мелких грузов, для
Военное оборудование на шасси ЗИС-151
Военное оборудование на шасси ЗИС-151
Во всех видах Советских Вооруженных Сил более мощные полноприводные автомобили ЗИС-151 сразу же стали основной базой многочисленных военных видов специальной техники среднего класса, впервые разработанной в СССР. На них монтировали
Военное оснащение на шасси серии ЗИЛ-157
Военное оснащение на шасси серии ЗИЛ-157 Все автомобили семейства ЗИЛ-157 и практически все их модификации и производные версии поступали в Советскую Армию и направлялись в вооруженные силы десятков стран мира. Серийные грузовики ЗИЛ-157 с бортовыми кузовами служили для
Военное оборудование на шасси МАЗ-502
Военное оборудование на шасси МАЗ-502 В базовом военном исполнении МАЗ-502 снабжался цельнометаллической грузовой платформой длиной 3,5 м с тентом, съемными решетчатыми бортами и откидными скамейками для перевозки 16 – 18 человек личного состава. Его пытались применять в
Военное оборудование на шасси ЯАЗ-214
Военное оборудование на шасси ЯАЗ-214 Несмотря на очень короткий срок изготовления автомобиля ЯАЗ-214, на его шасси устанавливали первые советские специальные армейские машины среднего и тяжелого классов, типовые обитаемые кузова-фургоны, элементы тяжелого понтонного
Военное оборудование на шасси УАЗ-452
Военное оборудование на шасси УАЗ-452 С середины 1960-х годов в автомобилях УАЗ-452Э и 452АЭ размещалось оборудование нескольких типов топографических привязчиков (топопривязчиков), носивших в разные годы индексы 452Т, 452Т2 и 452-2Т2 и выпускавшихся сафоновским заводом
Военное применение автопоездов ЗИЛ-137
Военное применение автопоездов ЗИЛ-137
С момента начала разработки автопоезда ЗИЛ-137 его главным назначением являлась работа в качестве транспортной машины для хранения и доставки на боевую позицию ракет ЗРК 2К11 «Круг», получившей впоследствии индекс 9Т226. В этом качестве
Военное применение автопоездов 6009 и 60091
Военное применение автопоездов 6009 и 60091 Автопоезда обеих серий унаследовали от машины ЗИЛ-137 все ее военные функции, то есть служили основой транспортных машин 9Т222, 9Т226 и 9Т227 для доставки вооружения ракетных комплексов «Точка», «Круг» и «Куб». Кроме того, в их обязанности
Военное применение одноосных тягачей МАЗ и МоАЗ
Военное применение одноосных тягачей МАЗ и МоАЗ Все одноосные тягачи с момента начала разработки создавались как мобильные транспортные средства двойного назначения. Проектирование специального тяжелого военного оборудования для наземного обслуживания ракетных
Варианты и военное применение шасси ЗИЛ-135ЛМ
Варианты и военное применение шасси ЗИЛ-135ЛМ
Еще в процессе постановки на производство базовой машины ЗИЛ-135ЛМ в Брянске начались разработки собственных специализированных вариантов, которые в заводской маркировке носили обозначение БАЗ. В 1964 году был построен первый
Военное применение шасси БАЗ-135МБ
Военное применение шасси БАЗ-135МБ Главным назначением шасси БАЗ-135МБ являлось размещение оборудования пусковых установок серии СПУ-35 берегового ракетного комплекса «Редут», который до сих пор остается на вооружении ВМФ Российской Федерации. В 1970-е годы к нему добавился
Военное применение шасси серии 69501
Военное применение шасси серии 69501 Все немногочисленные по составу и объему выпуска шасси БАЗ-69501 и их производные не успели оправдать надежд на серийное изготовление и оснащение самыми современными и мощными системами вооружения и средствами управления. В гамме
Военное применение и варианты тягачей БАЗ-6953
Военное применение и варианты тягачей БАЗ-6953 Профильным назначением тягачей серии 6953 являлась буксировка тяжелых артиллерийских систем калибра 152 мм – четырехколесной пушки 2А36 «Гиацинт-Б» и одноосной гаубицы 2А65 «Мста-Б» с боевым расчетом до восьми человек, весивших по
Военное применение шасси МАЗ-543
Военное применение шасси МАЗ-543 Общий состав буквально безграничного набора спецнадстроек и кузовов на автомобилях серии МАЗ-543 не поддается полному описанию или даже упоминанию всех систем, о которых до настоящего времени нет подробных сведений, а часть из них остается
Военное применение шасси МАЗ-547
Военное применение шасси МАЗ-547 Практические все собранные в Минске шасси 547-й серии поступали на завод «Баррикады» под монтаж СПУ межконтинентального ракетного комплекса «Темп-2С» и нескольких вариантов СРК «Пионер» среднего радиуса действия, в которые входили
Военное направление «МАН»
Военное направление «МАН»
Поставки своих обычных бензиновых машин в рейхсвер и германскую полицию фирма начала в 1920–е годы. В начале 1930–х к ним добавился 6–тонный 85–сильный вариант «КVВ/6», а за ним последовал один из первых дизельных грузовиков марки «МАН» –
ПЕРВЫЙ ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Создан первый четырехосный автомобиль с колесной формулой 8х8 МАЗ-535. МАЗ-535 предназначался для перевозки артиллерийских систем массой до 10 тонн.
Разработка этого автомобиля стала настоящей научно-технической революцией в автомобилестроении СССР. Он имел гидромеханическую трансмиссию, полуавтоматическую бесступенчатую трансмиссию, независимую подвеску с торсионной балкой, централизованную систему подкачки шин, семь дифференциалов в системе силового привода и многое другое, для чего не было подобных конструкций в мире.
МАЗ-535 комплектовался двигателем Д12А-375 (производства Барнаульского завода транспортного машиностроения) мощностью 375 л.с.; благодаря этому возможна средняя скорость движения до 35-40 км/час. В 1958 году было запущено серийное производство этих машин.
Знаменитый балластный тягач МАЗ-535А получил широкое распространение в армии для перевозки артиллерийских систем и занял достойное место в истории и памяти народов. Именно эта машина использовалась на многочисленных военных парадах на Красной площади для перевозки фанерных макетов лютых советских ракет, наводивших такой ужас на возможных врагов.
В результате модернизации автомобиля МАЗ-535А (расширена область применения его грузовой платформы) созданы седельные тягачи МАЗ-535В и МАЗ-537 с полуприцепом МАЗ-5247, предназначенные для перевозки советских гусеничных машин, таких как танки и САУ.
Позже вся техническая документация на эти машины была отправлена на вновь созданный Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), и производство этих грузовиков было перенесено на этот завод. Помимо КЗКТ, СКБ-1 было предшественником для других предприятий, таких как Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), с технической документацией на самосвал МАЗ-525 (1958) отправлен в него, и Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), на котором начато производство кузова МАЗ-529 (1960 г. )
- 1950
- 1955
- 1960
- 1965
- 1970
- 1975
- 1980
- 1985
- 1990
- 1995
- 2000
- 2005
- 2010
- 2015
- 2020
- 1974
ШАССИ ДЛЯ ПИОНЕРА
С модификацией ракетного комплекса «Пионер-УТТХ» («Пионер») (наименование по классификации НАТО SS-20 mod.1 Sabre) изготовлен МАЗ-547В
- 1978 г.
ШАССИ ДЛЯ ТОПОЛЯ
Конструкторам пришлось решать задачи, не описанные даже в теории
- 2007 г.
ШАССИ ДЛЯ ТОР
Принципиально новая разработка конструкторов «Волата» для размещения зенитно-ракетного комплекса «Тор»
- 1970 г.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕРИИ «ОПЛОТ»
В 1970 году работы были начаты в СКБ-1 под общим руководством Б.Л. Шапошника на проектирование самого крупного сверхсекретного автомобиля «Оплот» третьего поколения («Оплот»), предназначенного для перевозки особо сильного вооружения и замены двух серий МАЗ-537 и МАЗ-543
- 1958 г.
ПЕРВАЯ СЕРИЙНАЯ МОДЕЛЬ
Одноосный тягач МАЗ-529В, предназначенный для гражданских целей, стал первой машиной, запущенной в серийное производство в 1958
- 1954 г.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Создание СКБ-1 Специального конструкторского бюро тяжелых колесных артиллерийских тягачей и связанных с ними двигателей с испытательной базой.
Первый проект, МАЗ-528
- 2015
ЗАПУСК НОВОЙ СЕРИИ «ЗАСТАВА»
В 2015 году бортовой многоцелевой автомобиль МЗКТ-500200 впервые был поставлен в Пограничные войска Республики Беларусь.
- 1997 г.
МЗКТ-74135 получил высокую оценку в ОАЭ
Трактор-дорожник МЗКТ-74135 — победитель тендера в ОАЭ.
- 1999 г.
ЕЩЕ ОДИН ЭТАП
ОАО «МЗКТ» преодолело рубеж: 20 000 единиц продукции!
- 2020
период с 2015 по 2020 год
- 1992 г.
ОТВЕТ «ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ»
МАЗ-79221 восьмиосное полноприводное колесное шасси предназначено для размещения автономной пусковой установки ракетного комплекса «Тополь-М», сопутствующих систем и специального оборудования
- 1957 г.
ПЕРВЫЙ ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Первый четырехосный автомобиль был разработан с колесной формулой 8×8, МАЗ-535.
МАЗ-535 предназначен для перевозки артиллерийских систем массой до 10 тонн
- 1985 г.
ВЕЛИКАН НА «ЦЕЛИНОЙ ЗЕМЛЕ»
МАЗ-7907 — опытное шасси Минского автомобильного завода для пусковой установки 15П157 наземного подвижного ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ (15Ж62). Это единственная машина в мире, оснащенная 24 ведущими колесами, в том числе 16 управляемыми колесами, приводящимися в движение от генератора, приводимого в движение газовой турбиной танка
. - 1962 г.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Совершенно новый автомобиль МАЗ-543, предназначенный для установки ракетной установки ТЕМП, в различных модификациях до сих пор находится в серийном производстве!
1954
1957
1958
1962
1970
1974
1978
1985
1992
1997
1999
2007
2015
2020
Great Hobbies
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|