Тягач МАЗ-537 — Наш сайт
Этот огромный, внушающий трепет и уважение автомобиль в детстве я видел большей частью по телевизору, когда смотрел очередной парад на Красной площади. Этот монстр уже сам по себе внушал ужас, что же тогда говорить о баллистических ракетах или военной технике, которые он буксировал!
Но как-то мне посчастливилось впервые увидеть этот шедевр техники вживую. Вблизи он производил ещё более сильное впечатление, а плотный и мощный звук его дизеля вызывал восторг.
Четырёхосный полноприводный седельный тягач МАЗ-537 выпускался Минским автозаводом с 1959-го по 1965 год, а с 1963-го года — Курганским заводом колёсных тягачей (КЗКТ). Тягач предназначен для перевозки грузов массой до 50 т на специально спроектированных для него полуприцепах. Имел модификацию МАЗ-537А — бортовой тягач грузоподъёмностью до 15 т в кузове и общей массой прицепа до 75 т (до 30 т на грунтовых дорогах).
На автомобиле устанавливался 12-цилиндровый V-образный дизель Д-12А-525А жидкостного охлаждения (потомок знаменитого танкового В-2) мощностью 525 л.с., двигатель располагался за кабиной. Трансмиссия — гидромеханическая, трёхступенчатая, с двухступенчатой раздаточной коробкой. Две передние пары колёс — управляемые. Все колёса тягача имели независимую торсионную подвеску и планетарные редукторы в ступицах. Размер шин был внушителен — 18.00-24”.
Длина тягача составляла 8960 мм, а ширина и высота 2885 мм и 2880 мм соответственно. Масса автомобиля — 21,6 т.
МАЗ-537 мог передвигаться со скоростью до 55 км/ч, расходуя при этом 125 л топлива на каждые 100 км.
Технические характеристики
Тип | седельный тягач |
Масса полуприцепа, кг | 65000 |
Колёсная формула | 8х8 |
Габариты, мм (Д/Ш/В) | 8960/2885/2880 |
Масса, кг | 21600 |
Колёсная база, мм | 1700+2650+1700 |
Дорожный просвет, мм | 500 |
Колея, мм (передних/задних колёс) | 2200/2200 |
Передняя подвеска | независимая торсионная |
Задняя подвеска | балансирная жесткая |
Тормоза | барабанные с пневмогидравлическим приводом |
Размер шин | 18.00-24″ |
Двигатель | дизельный V-образный, жидкостного охлаждения Д-12А-525А |
Количество цилиндров | 12 |
Рабочий объём, см3 | 38880 |
Мощность, л.с. | 525 при 2100 об/мин |
Коробка передач | гидромеханическая, 3-х ступенчатая, 2-х ступенчатая раздаточная коробка |
Максимальная скорость, км/ч | 55 |
Расход топлива, л/100 км | 125 |
3-folium.ru
МАЗ-537 История созданияСедельный тягач МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 25 т служил для работы в составе автопоездов полной массой до 90 т и буксировки низкорамных 65-тонных полуприцепов для доставки гусеничной техники, крупногабаритных грузов, тяжелого вооружения и ракетных систем. Его проектирование также осуществлялась с 1956 года и проводилась параллельно с разработкой «малых» балластных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-536, но с переориентацией Министерства обороны СССР на более тяжелые системы вооружения все работы по теме 537 приобрели особый приоритет и были активизированы. Первые прототипы МАЗ-537 собрали в конце 1958 года в опытном цеху, а 29 марта 1959-го в новом корпусе МСЦ-3 началось мелкосерийное изготовление опытной партии седельных тягачей. Оно продолжалось до 1964 года, когда производство всех машин 537-й серии окончательно перевели в Курган. МАЗ-537 был принят на вооружение 30 июля 1962 года и до сих пор остается в составе Российской Армии. С технической точки зрения МАЗ-537 был экстраполированием базовой модели 535 с увеличенной на 300 мм колесной базой, а фактически являлся усиленным вариантом промежуточной модели МАЗ-536. На нем также устанавливали дизельный двигатель Д12А-525 V12 мощностью 525 л.с. с предпусковым подогревателем, двойной системой запуска, циркуляционной смазкой, генератором переменного тока с встроенным выпрямителем и всей длинной цепочкой агрегатов гидромеханической трансмиссии с самоблокирующимися дифференциалами, 18 карданными валами и колесными редукторами. Четыре передних управляемых колеса также подвешивались на независимой рычажно-торсионной подвеске, но для обеспечения повышенной прочности и грузоподъемности задняя балансирная подвеска состояла из двух мощных боковых продольно качавшихся рычагов, укрепленных жестко на усиленной корытообразной клепано-сварной раме с лонжеронами швеллерного сечения. Седельный вариант также оснащался поршневым гидроусилителем рулевого управления, пневмогидравлической тормозной системой с барабанными исполнительными механизмами и металлической 4-местной кабиной с обновленными органами управления, установленной на 2-метровом переднем свесе рамы перед моторным отсеком. К основным конструктивным отличиям от балластных версий относились седельное опорно-сцепное устройство с запорным механизмом клинового типа, бездисковые колеса с новыми 24-слойными шинами И-170 размером 18,00 – 24 постоянного давления (4,5 кгс/см2) и два топливных баков вместимостью по 420 л. На базовых тягачах МАЗ-537 лебедка не устанавливалась. На передней стенке кабины также помещались три фары с вентиляционными лючками между ними, но затем на серийных машинах оставили только две фары, по бокам которых размещались небольшие обтекатели с подфарниками. По обеим сторонам моторного отсека имелись пять узких и высоких воздухозаборных люков с открывавшимися вертикальными заслонками, вместо лебедки спереди и сзади на раме монтировали буксирные устройства, а между средними мостами размещалась V-образная рабочая площадка (ступенька) для оператора-сцепщика. К прочим конструктивным отличиями от МАЗ-535 относились увеличенные передаточные отношения повышающего и колесных редукторов, усиление рамы, передних торсионов, всех элементов трансмиссии и увеличение до 140 мм ширины тормозных накладок. Колесная база МАЗ-537 составляла 6050 мм (1700+2650+1700 мм), колея всех колес была расширена до 2200 мм. Габаритные размеры – 8960x2890x2880 мм, дорожный просвет возрос до 500 мм. Минимальный радиус поворота одиночной машины – 15,5 м. Снаряженная масса тягача – 21,6 т, полная допустимая – 47 т, общая масса автопоезда – 87 т. Максимальная скорость одиночной машины по шоссе достигала 60 км/ч, автопоезда – 55 км/ч, но на дорогах с твердым покрытием сокращалась до 25 – 30 км/ч. Контрольный расход топлива – 125 л на 100 км, запас хода – до 650 км. Без подготовки тягач мог форсировать 1-метровые водные преграды (с подготовкой – до 1,3 м). Одиночный автомобиль преодолевал подъемы крутизной до 30º, но для полностью груженого автопоезда эта цифра уменьшалась до 8º. Периодичность проведения второго техобслуживания (ТО-2) достигала 10 тыс. км. МАЗ-537 с трехфарной кабиной. 1958 год Еще до начала передачи конструкторской документации на седельные тягачи МАЗ-537 в минском СКБ-1 заблаговременно разработали практически весь базовый ряд вариантов специализированного назначения, прошедших цикл заводских испытаний. Первым в 1958 году появился 15-тонный балластный тягач 537А со сварной бортовой платформой с внутренними размерами 4562×2530 мм и лебедкой собственного изготовления. Он предназначался для буксировки на местности прицепных систем массой до 30 т, на шоссе – до 75 т. Его длина возросла до 9130 мм, снаряженная масса – до 22,5 т. Единственным специальным автомобилем для монтажа ракетного оружия было шасси 537Б без седельной сцепки. В 1961 году в рамках программы создания нового комплекса 8К14 с ракетой Р-17 на нем собрали опытную СПУ 2П20 с дополнительной боковой кабиной управления и задними откидными опорами. На сравнительных испытаниях разных систем предпочтение было отдано гусеничному варианту этого комплекса на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152. В 1959 году ОКБ завода «Баррикады» на этом шасси разработало проект пусковой системы Бр-222-IV берегового противолодочного комплекса «Тайфун» для пуска 5,5-тонной глубинной бомбы со специальным зарядом. Его боевая масса превышала 40 т. Прототип балластного тягача МАЗ-537А с лебедкой и бортовой платформой. 1958 год Седельный тягач МАЗ-537Г с трехосным полуприцепом-танковозом МАЗ-796. 1959 год Активный автопоезд с гидроприводом – тягач МАЗ-544 с полуприцепом МАЗ-5246. 1963 год |
zazsila.ru
Балластный тягач МАЗ-537А разработан в СКБ Минского автомобильного завода под руководством Б.Л.Шапошника. Он является дальнейшим продолжением МАЗ-535А. Производство базового автомобиля МАЗ-537 (седельный тягач) началось в начале 1960 года на Минском автозаводе. В декабре 1963 года к производству присоединился Курганский завод колёсных тягачей. В 1964 году производство было полностью передано в Курган. МАЗ-537А предназначен для доставки тяжёлых неделимых грузов по дорогам различных категорий, в том числе по грунтовым. На аэродромах применяется (в варианте МАЗ-537Л) для буксировки тяжёлых самолётов (например, Ан-22). Скорость буксировки самолёта по бетонной поверхности — 20 км/ч, по грунту — 5 км/ч. МАЗ-537А имеет лонжеронную раму. Грузовая платформа металлическая с задним открывающимся бортом. Кузов МАЗ-537П оснащался дугами и тентом. Кузов КЗКТ-537Л не имел открывающихся бортов, на его полу монтировался настил в виде ячеек для литых чугунных балластных грузов. Четырёхместная кабина вынесена вперёд. В кабине имеется 2 отопителя: один связан с системой охлаждения двигателя, другой автономный. Силовая установка состоит из 12-цилиндрового V-образного четырёхтактного дизеля жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива Д-12А-525, расположенного за кабиной. Двигатель имеет алюминиевый картер, азотированный коленчатый вал, 4 клапана на цилиндр, 2 распредвала в головке цилиндров, систему смазки с «сухим» картером, предпусковой подогреватель, двухступенчатую фильтрацию воздуха, две автономные системы пуска (посредством электростарстера и сжатого воздуха). Трансмиссия гидромеханическая, включает гидротрансформатор, трёхступенчатую планетарную коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку. На II и III передачах гидротрансформатор может блокироваться. Для увеличения проходимости межколёсные дифференциалы двух передних мостов выполнены как механизмы повышенного трения, двух задних — самоблокирующиеся. Межосевые дифференциалы блокируемые. Подвеска передних колёс независимая торсионная, задних — безрессорная балансирная. Рулевой механизм снабжён гидроусилителем (от МАЗ-525). Стеклочистители имеют пневмопривод. На автомобиле имеются два звуковых сигнала: электрический и пневматический. Автомобили ранних выпусков имели трёхфарную систему освещения. В 1968 году группе конструкторов во главе с Б.Л.Шапошником за создание семейств МАЗ-535 и МАЗ-537 присуждена Государственная премия СССР. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Автомобили семейства МАЗ-537 широко применялись во многих отраслях народного хозяйства и в Вооружённых Силах, поставлялись на экспорт в разные страны мира. Производство продолжалось до 1990 года, после чего его сменил более совершенный тягач КЗКТ-7428. Модификации автомобиля:
Технические харктеристики
Литература
|
aviaros.narod.ru
МАЗ-537 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | МАЗ (с 1959 по 1965; с 1963 — КЗКТ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1959—1989 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип кузова | 4-местная кабина перед моторным отсеком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платформа | седельно-сцепное устройство под шкворень 100 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | ГМТ 8×8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3-ступенчатая ГМП | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 8960 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 2885 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 2880 мм (по кабине) / 3100 мм (по поворотной фаре) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 500 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 1700+2650+1700 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 2200 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 2200 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 21,6 т | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 55 км/ч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | нагрузка на седло 25 т, масса буксируемого полуприцепа 65 т | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива | контрольный 125 л/100 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 2×420 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАЗ-537Г, МАЗ-537А, МАЗ-537Д, МАЗ-537К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
МАЗ-537 — Википедия
МАЗ-537

Общие данные
Годы пр-ва: | 1959—1989 |
Платформа: | седельно-сцепное устройство под шкворень 100 мм |
Д-12А-525А | |
---|---|
<tr><td width=25%>Производитель:</td><td >«Трансмаш», г. Барнаул</td></tr><tr><td width=25%>Марка:</td><td >Д-12А-525А</td></tr><tr><td width=25%>Тип:</td><td >дизельный</td></tr><tr><td width=25%>Объём:</td><td >38 880 см3</td></tr><tr><td width=25%>Максимальная мощность:</td><td >525 л.с., при 2100 об/мин</td></tr><tr><td width=25%>Максимальный крутящий момент:</td><td >2200 Н·м, при 1100—1400 об/мин</td></tr><tr><td width=25%>Конфигурация:</td><td >V12</td></tr><tr><td width=25%>Цилиндров:</td><td >12</td></tr><tr><td width=25%>Клапанов:</td><td >48</td></tr><tr><td width=25%>Диаметр цилиндра:</td><td >150 мм</td></tr><tr><td width=25%>Ход поршня:</td><td >180 мм</td></tr><tr><td width=25%>Степень сжатия:</td><td >14,5</td></tr><tr><td width=25%>Система питания:</td><td >проточная, безнаддувная</td></tr><tr><td width=25%>Система смазки:</td><td >циркуляционная, под давлением, с сухим картером</td></tr><tr><td width=25%>Охлаждение:</td><td >жидкостное, с принудительной циркуляцией, закрытого типа </td></tr><tr><td width=25%>Материал блока цилиндров:</td><td >алюминий</td></tr><tr><td width=25%>Материал ГБЦ:</td><td >алюминий</td></tr><tr><td width=25%>Ресурс:</td><td >55 тыс, км тыс. км.</td></tr><tr><td width=25%>Тактность (число тактов):</td><td >4-тактный</td></tr><tr><td width=25%>Порядок работы цилиндров:</td><td >1л-6п-5л-2п-3л-4п-6л-1п-2л-5п-4л-3п</td></tr><tr><td width=25%>Рекомендованное топливо:</td><td >топливо для быстроходных дизелей ГОСТ 4749-73</td></tr> |
3-ступенчатая ГМП
Характеристики
Массово-габаритные
Высота: | 2880 мм (по кабине) / 3100 мм (по поворотной фаре) |
Колея задняя: | 2200 мм |
Колея передняя: | 2200 мм |
Динамические
Макс. скорость: | 55 км/ч |
На рынке
Другое
Грузоподъёмность: | нагрузка на седло 25 т, масса буксируемого полуприцепа 65 т |
Расход топлива: | контрольный 125 л/100 км |
Объём бака: | 2×420 л |
Модификации



МАЗ-537 — четырёхосный седельный тягач производства Минского автомобильного завода.
МАЗ-537 выпускался Курганским заводом колёсных тягачей с 1963 года. Тягач предназначен для перевозки грузов массой до 50 т на полуприцепах ЧМЗАП-9990, ЧМЗАП-5247Г и др.
Кабина МАЗ-537 — металлическая четырёхместная, с двумя дверьми, оборудована дополнительным независимым отопителем. На базе МАЗ-537 изготовляется модификация МАЗ-537Г, отличающаяся наличием лебёдки для облегчения погрузочно-разгрузочных работ, а также самовытаскивания тягача. Рабочая длина троса 100 м, тяговое усилие 15 т.с.
На автомобиле установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель Д-12А-525А(на танке Т-34 почти такой же), расположенный за кабиной. Предусмотрен предпусковой подогреватель двигателя. Трансмиссия — гидромеханическая, с гидротрансформатором и планетарной трёхступенчатой коробкой передач. Рулевой механизм с гидроусилителем. Управляемые две передние оси. Каждый мост автомобиля состоит из центрального редуктора, двух полуосевых карданов и двух колёсных планетарных передач. Второй передний и второй задний центральные редукторы являются проходными. От них крутящий момент передается через карданные валы в центральные редукторы переднего и первого заднего мостов. Дифференциал передних центральных редукторов автомобиля относится к дифференциалам повышенного трения, а дифференциал задних центральных редукторов относится к самоблокирующимся дифференциалам, работающим по принципу муфты свободного хода.
Кабина рядная 4-местная, двухдверная, с круглым люком в крыше и независимым отопителем.
- МАЗ-537Г — оборудован лебёдкой.
- МАЗ-537Д — с генераторной установкой переменного тока.
- МАЗ-537Е — с генераторной установкой для работы с активным полуприцепом общей массой до 65 т.
- МАЗ-537А — бортовой тягач грузоподъёмностью 15 т в кузове и общей массой прицепа до 65 т на шоссе и 30 т на грунте.
- МАЗ-537К — тягач, предназначенный для установки кранового оборудования.
- МАЗ-537Л (КЗКТ-537Л) — аэродромный тягач, для буксировки самолётов массой до 200 тонн. Отличался небольшим металлическим кузовом.
- Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0226-5.
www.wikiznanie.ru