Машины для строительства нефтегазопроводов курс лекций: 25.00.19 Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ

25.00.19 Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В АСПИРАНТУРУ

Направление подготовки: 21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Программа подготовки: 25.00.19 — «Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ»

Кафедры, реализующие преподавание программы: «Транспорт и хранение нефти и газа», «Сооружение и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Гидравлика и гидромашины»

1. Особенности проведения вступительного испытания
«Специальная дисциплина» для поступающих в аспирантуру

1.1 Программа вступительного испытания сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и (или) программам магистратуры.
1.2 Вступительное испытание проводится с сочетанием письменной и устной форме. В билете вступительного испытания 3 вопроса, оцениваемые по 5 баллов.
1.3 Вступительное испытание оценивается по 15-ти балльной шкале.


2. Программа проведения вступительного испытания «Специальная дисциплина» для поступающих в аспирантуру включает в себя следующие разделы:

 

Раздел 1. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ТРУБОПРОВОДОВ. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТИ И ГАЗА ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ
1.1. Основные сведения о магистральных трубопроводах
Назначение магистральных трубопроводов, их классификация.
Устройство магистральных трубопроводов: головные сооружения, линейная часть, компрессорные и насосные станции, конечный пункт трубопровода.
Разделение трассы магистральных трубопроводов на участки различных категорий. Эксплуатационные участки.
1.2. Подготовка нефти и газа к транспорту
Необходимость подготовки нефти и газа к транспорту. Требования к товарным нефти и газу.
Методы очистки газа от механических примесей. Циклонные и масляные пылеуловители.

Гидраты природного газа. Условия образования и выпадения гидратов. Определение зоны гидратообразования в газопроводе. Способы борьбы с гидратами. Низкотемпературная сепарация. Абсорбционные способы осушки газа. Осушка твёрдыми поглотителями.
Допустимое содержание сероводорода в газе. Очистка газа от сероводорода твёрдыми и жидкими сорбентами.
1.3. САПР – трубопровод
Назначение и структура САПР. Технологическая линия проектирования линейной части трубопровода. Состав и содержание подпрограмм. Сущность метода выбора оптимальной трассы трубопровода. Программа выбора оптимальной трассы трубопровода: исходная информация, метод реализации, результаты расчёта.
Алгоритмы и рабочая программа профилирования трубопровода.
1.4. Технологический расчёт магистральных нефтепроводов
Исходные данные, необходимые для технологического расчёта. Расчётные значения расхода, вязкости и плотности перекачиваемой нефти. Основные расчётные формулы для определения потери напора и коэффициента гидравлического сопротивления.
Расчёт трубопроводов с лупингами, вставками. Характеристики насосных станций и трубопровода. Уравнение баланса напоров.
Перевальная точка и расчётная длина.
Оптимальные параметры нефте- и нефтепродукте проводов. Последовательность технологического расчёта.
Расстановка нефтеперекачивающих станций. Зоны возможного расположения станций.
Увеличение производительности действующих нефтепродукте проводов.
1.5. Технологический расчёт магистральных газопроводов
Основные физические характеристики газов. Уравнения состояния для природного газа.
Основные формулы для гидравлического расчёта магистральных газопроводов. Температурный режим магистрального газопровода. Расчётная температура перекачиваемого газа.
Коэффициент гидравлического сопротивления для газопроводов. Изменение шероховатости труб в процессе эксплуатации. Распределение давления по длине газопровода. Среднее давление. Гидравлический расчёт сложных газопроводов. Расчёт по эквивалентному диаметру, эквивалентному расходу и коэффициентам расхода.
Увеличение производительности действующих газопроводов.
Оптимальные параметры магистральных газопроводов. Последовательность технологического расчёта газопровода. Размещение компрессорных станций на трассе.
1.6. Специальные методы перекачки нефти и нефтепродуктов
Целесообразность последовательной перекачки нефти и нефтепродуктов. Механизм образования и расчёт количества смеси. Методы уменьшения смесеобразования. Применение разделителей. Оптимальное число циклов и необходимая ёмкость резервуарных парков. Методы контроля последовательной перекачки. Особенности гидравлического расчёта и режимы работы насосных станций при последовательной перекачке.
Краткая характеристика способов перекачки высоковязких и застывающих нефтей. Их реологические свойства. Перекачка высоковязких и застывающих нефтей с разбавителями. Потери напора при перекачке подогретой нефти. Характеристика «горячих» трубопроводов. Оптимальная температура подогрева нефти. Применение тепловой изоляции. Расстановка насосных и тепловых станций на трассе. Пуск горячего нефтепровода в эксплуатацию. Циклическая эксплуатация. Оборудование насосных и тепловых станций.

 

Раздел 2. РАСЧЕТ ТРУБОПРОВОДОВ НА ПРОЧНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ
2.1. Напряжённое состояние подземных трубопроводов
Нагрузки и воздействия. Внутренние усилия и напряжения в подземном трубопроводе.
2.2. Прочность подземных трубопроводов
Классификация разрушений трубопроводов. Методы расчёта трубопровода на прочность. Вероятностный анализ предельного состояния трубопровода. Влияние концентраторов напряжений и внутреннего давления на меру надёжности участка трубопровода. Методика расчёта прочности трубопровода по заданной мере надёжности. Расчёт прочности участка трубопровода.

2.3. Устойчивость подземных трубопроводов
О формах потери устойчивости. Устойчивость прямолинейного трубопровода. Устойчивость искривлённого участка трубопровода. Продольные перемещения подземных трубопроводов.

 

Раздел 3. ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ ТРУБОПРОВОДОВ
3.1.Строительство трубопроводов в нормальных условиях
Специализация по видам работ. Поточность строительства. Проведённая протяжённость трассы.
Расчёт числа комплексов (технологических потоков) для строительства магистрального трубопровода.
Инженерно-техническая подготовка трассы. Строительная полоса. Погрузо-разгрузочные и транспортные работы. Расчёт потребного количества транспортных средств.
Земляные работы. Выбор землеройных машин и технологии разработки траншей.
Сварочно-монтажные работы.
Очистка, изоляция и укладка магистральных трубопроводов. Расчёт напряжённого состояния трубопровода при ведении изоляционно-укладочных работ.

Очистка внутренней полости и испытание трубопроводов на прочность и герметичность.
Сооружение средств электрохимической защиты трубопроводов.
3.2. Строительство трубопроводов в сложных условиях
Строительство трубопроводов в сильно пересечённой горной местности. Расчёт напряжённого состояния трубопровода при монтаже на продольных склонах.
Строительство трубопроводов на болотах. Конструктивные схемы прокладки и технология работ.
Строительство трубопроводов в пустынях. Особенности ведения подготовительных, земляных и укладочных работ. Закрепление песков.
Строительство трубопроводов на многолетнемёрзлых грунтах. Конструктивные схемы прокладки и технология работ.
3.3. Строительство переходов через естественные и искусственные препятствия
Подводные переходы. Подготовительные, земляные работы и укладка подводных переходов. Расчёт устойчивости подводного трубопровода. Расчёт процесса протаскивания подводных трубопроводов. Технология монтажа подземных переходов.
Переходы под железными и автомобильными дорогами. Конструкции и расчёт основных элементов перехода. Открытый и бестраншейный способы прокладки.
Надземные трубопроводы. Область применения и конструктивные схемы надземных трубопроводов. Балочные трубопроводы без компенсации удлинений. Балочные трубопроводы с компенсацией удлинений. Конструкции опор балочных трубопроводов и технология их сооружения. Подвесные трубопроводы. Арочные и самонесущие висячие трубопроводы.

 

Раздел 4. ЗАЩИТА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ. РЕМОНТ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
4.1. Почвенная коррозия
Коррозионная активность грунтов. Факторы, влияющие на скорость процесса почвенной коррозии.
4.2. Методы защиты магистральных трубопроводов от почвенной коррозии
Пассивные и активные методы защиты.
Схемы катодной защиты. Расчёт катодной защиты.

Схема протекторной защиты. Расчёт протекторной защиты.
Защита трубопроводов от воздействия блуждающих потоков.
4.3. Ремонтно-восстановительная служба в трубопроводном транспорте
Виды ремонтов. Планово-предупредительный ремонт линейной части магистральных трубопроводов. Производство основных видов ремонтных работ в нормальных условиях и на сложных участках трассы.

 

Раздел 5. НЕФТЕБАЗЫ И ГАЗОХРАНИЛИЩА

5.1. Хранение нефти и газа
Классификация нефтебаз. Основные и вспомогательные операции, выполняемые на них. Размещение объектов нефтебаз. Общие принципы составления технологических схем нефтебаз. Расчёт ёмкости нефтебаз, коэффициент оборачиваемости резервуаров. Источники потерь нефти и нефтепродуктов. Механизм потерь от испарения. Борьба с потерями нефти и нефтепродуктов. Расчёт потерь от больших и малых «дыханий».
5.2. Резервуары нефтебаз
Назначение и области рационального использования резервуаров различных типов. Цилиндрические стальные резервуары. Конструкция резервуаров и основные требования к ним. Конструкции плавающих крыш и понтонов. Конструкции сферических и каплевидных резервуаров. Оборудование резервуаров.

Основания и фундаменты под резервуары, и их сооружение. Изготовление и монтаж резервуаров индустриальными методами.
Конструкция железобетонных резервуаров. Мероприятия по обеспечению герметичности железобетонных резервуаров.
5.3. Нефтегрузовые операции на нефтебазах
Общие сведения о железнодорожных и автомобильных цистернах и наливных судах для перевозки нефтей и нефтепродуктов. Пробоотборники. Приборы для замера нефти и нефтепродуктов. Автоматические и дистанционные методы определения количества нефти и нефтепродуктов в емкостях. Учёт нефти и нефтепродуктов на потоке. Счётчики для замера нефти и нефтепродуктов.
5.4. Подземные хранилища для нефти и нефтепродуктов
Классификация подземных хранилищ. Подземные хранилища, сооружаемые выщелачиванием каменной соли, область их применения. Методы образования подземных хранилищ в залежах каменной соли. Технологические схемы создания подземных хранилищ.
5.5. Хранение газа
Методы компенсации сезонных, суточных и часовых колебаний потребления природного газа. Аккумулирующая способность магистрального газопровода. Подземные хранилища природного газа.

 

Раздел 6. КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛОЩАДОЧНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Классификация и принципы проектирования крупнообъёмных блоков. Объёмно-планировочные, технологические и конструктивные решения наземных сооружений в блочном исполнении.
Транспортировка и монтаж блок-боксов и крупнообъёмных блоков.
Технология и механизация комплектно-блочного строительства. Эффективность комплектно-блочного метода строительства и пути его дальнейшего развития.

 

Раздел 7. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И СБЕРЕЖЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРИ СООРУЖЕНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ, БАЗ И ХРАНИЛИЩ
Повышение надёжности объектов нефтяной и газовой промышленности. Энергосберегающие технологии. Использование различных видов энергии. Источники загрязнения окружающей среды на объектах транспорта и хранения нефти и газа. Техника и технологии защиты воздуха, воды и почвы (грунта) на предприятиях транспорта и хранения нефти и газа.


4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин для подготовки поступающих:


1. СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (с Изменением N 1).
2. СП 86.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП III-42-80*
3. Коршак А.А., Шаммазов A.M. Основы нефтегазового дела: Учебник для ВУЗов (3-е издание). — Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2005. — 528 с.
4. Нечваль A.M. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов: Учебное пособие. -Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2001. — 166 с.
5. Коршак А.А. Специальные методы перекачки: Конспект лекций. — Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2001. — 208 с.
6. Проектирование и эксплуатация нефтебаз: Учебник для ВУЗов / С.Г. Едигаров, В.М. Михайлов, А.Д. Прохоров и др. — М.: Недра, 1982. — 280 с.
7. Проектирование и эксплуатация насосных и компрессорных станций: Учебник для ВУЗов / A.M. Шаммазов, В.Н. Александров, А.И. Гольянов и др. — М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003. — 404 с.
8. Гольянов А.И. Газовые сети и газохранилища: Учебник для ВУЗов. — Уфа: ООО «Монография»,2004. -303 с.
9. Типовые расчёты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов: Учебное пособие / П.И. Тугунов, В.Ф. Новосёлов, А.А. Коршак и др. — Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002. — 658 с.
10. Бородавкин П.П., Березин В.Л. Сооружение магистральных трубопроводов. -М.: Недра, 1987.-471 с.
11. Типовые расчёты при сооружении газонефтепроводов: Учеб. пособие для ВУЗов / Л.И. Быков, Ф.М. Мустафин, С.К. Рафиков и др. — Санкт-Петербург: Недра, 2006. — 824 с.
12. Айнбиндер А.Б. Расчёт магистральных и промысловых трубопроводов на прочность и устойчивость: Справочное пособие. — М.: Недра, 1997. — 287 с.
13. Строительство магистральных трубопроводов: Справочник / В.г. Чирсков, В.Л. Березин, Л.Г. Телегин и др. — М.: Недра, 1991. — 475 с.
14. Телегин Л.Г., Ким Б.Л., Зоненко В.И. Охрана окружающей среды при сооружении и эксплуатации газонефтепроводов: Учебное пособие для ВУЗов. -М: Недра.- 188 с.
15. Капитальный ремонт подземных нефтепроводов / А.Г. Гумеров, А.Г. Зубаиров, М.Г. Векштейн и др. — М.: Недра, 1999. — 525 с.
16. Современные методы строительства компрессорных станций магистральных газопроводов / В.Ф. Крамской, Л.Г. Телегин, В.В. Новосёлов и др. — М.: недра, 199.-263 с.
17 . Березин В.Л., Бобрицкий Н.В. Сооружение насосных и компрессорных станций: Учеб. пособие для ВУЗов. — М.: Недра, 1985. — 288 с. 18. Афанасьев В.А., Березин В.Л. Сооружение газохранилищ и нефтебаз: Учеб. пособие для ВУЗов. — М.: Недра, 1986.

 

История кафедры строительной механики корабля

назад, к основному разделу кафедры

К 90-летию СПбГМТУ: от истоков к перспективам строительной механики корабля

(Родионов А. А., заведующий кафедрой строительной механики корабля, профессор, д.т.н.)

26 апреля 2020 года исполнилось 90 лет со дня создания на базе Кораблестроительного факультета (ранее — отделения) Политехнического института отдельного вуза, известного как ЛКИ и СПбГМТУ. Изначально новый ВУЗ состоял всего из двух факультетов: судокорпусного и судомеханического (годом позже добавился вечерний). В 1930 году были созданы 17 основных кафедр вуза: общественных наук, высшей математики, начертательной геометрии и графики, сопротивления материалов, теоретической механики, иностранных языков, теории корабля, строительной механики корабля, проектирования судов, технологии судостроения, электрооборудования судов и электротехники, деталей машин и подъёмно-транспортных механизмов, судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок, судовых турбин и турбинных установок, теплофизических основ судовой энергетики, судовых паровых и поршневых машин, судовых вспомогательных механизмов.

Если же обращаться к более ранним этапам становления кораблестроительного образования, то строительная механика корабля как наука и учебная дисциплина несколько старше вуза. Прошло уже 116 лет с начала функционирования собственно кафедры в составе Политехнического института и 106 лет с даты выхода в типографии Морского министерства России второго, завершающего тома первого в истории курса «Строительная механика корабля».

В год 90-летия университета важно отметить научные достижения в области строительной механики корабля и отдать должное ученым, руководителям научных и педагогических коллективов, с чьими именами связан весь вековой прогресс нашей науки. Каждый из них своей деятельностью демонстрирует тесную взаимосвязь образования, науки и практики. За каждым именем стоят единомышленники, коллеги, ученики и не менее выдающиеся современники. Недаром «своими» их считают не только в СПбГМТУ, но и в СПбГПУ, Военно-морской академии, ведущих КБ и научных центрах.

Кафедра строительной механики корабля создана по инициативе Алексея Николаевича Крылова – уже в то время крупнейшего ученого, математика и кораблестроителя, подготовившего соответствующие полные и обстоятельные предложения Морского министерства. Для чтения курсов им приглашаются лучшие специалисты. С 1907г. он читал курс лекций «Вибрации корабля», излагающий теорию вибрации, разработанную автором впервые в мире. В 1913г. А.Н. Крылов был утвержден в звании адъюнкта по судостроению, с учетом заслуг, «без особого испытания, а равно без предоставления пробных лекций».


А.Н. Крылов (1863-1945) — основатель кафедры строительной механики корабля и один из первых ее преподавателей.
И.Г. Бубнов (1872-1919) — создатель строительной механики корабля, первый руководитель кафедры

наверх

Активное участие в разработке А.Н. Крыловым предложений, планов и программ курсов на кораблестроительном отделении вновь организуемого института принимал Иван Григорьевич Бубнов – выдающийся кораблестроитель и ученый, автор нескольких проектов, главный строитель подводных лодок и надводных боевых кораблей, в том числе линкоров, известный своими значительными научными работами не только по прочности, но и в области теории корабля, судовой архитектуры, основоположник теории проектирования судов. Кафедра числит свою историю с сентября 1904г., когда И.Г. Бубнов — экстраординарный профессор по кафедре прикладной механики — начал читать лекции по разделу строительной механики. Научные и практические результаты его трудно переоценить, это:

  • собственно создание строгой дисциплины на базе фундаментальных разделов механики и математики, позволяющей на ранних стадиях проектирования прогнозировать надежность кораблей и судов,
  • введение всемирно известной продольной, «русской» системы подкрепляющего набора судов,
  • формулирование философии расчетного проектирования силовых конструкций для инженерных сооружений на базе трех проблем строительной механики корабля: внешних воздействий, внутренних реакций конструкции и опасных состояний,
  • введение первых в мировой практике Норм, направленных на предотвращение возможности усталостных повреждений корпусных конструкций, положения которых сохранялись в Правилах классификационных обществ практически до недавнего времени,
  • формулирование и применение к расчету пластин приближенного вариационного метода решения задач математической физики (известного как метод Бубнова-Галеркина)…

С 1913г. к чтению лекций по строительной механике, а в 1917 – к руководству кафедрой привлечен Степан Прокофьевич Тимошенко (1878 – 1972), ставший впоследствии одним из крупнейших ученых в области механики твердого деформируемого тела и расчета сооружений. В эти годы были изданы учебные пособия С.П. Тимошенко, ставшие классическими: «Курс сопротивления материалов» (1911) и «Курс теории упругости» т.1 и т.2.(1914-1917).

Выпускник 1911 года — Петр Федорович Папкович (1887-1946) с 1916 г. привлечен к преподаванию строительной механики на кораблестроительном отделении Политехнического института, участвовал в проектировании линейных кораблей типа «Севастополь» и линейных  крейсеров типа «Измаил», строившихся на Адмиралтейском заводе. С 1922 г. работал начальником отдела подводного плавания Балтийского завода, а в 1924-1929 гг. помощником начальника по коммерческому судостроению. Все это время он не прекращал преподавательской работы на кафедре строительной механики корабля в Политехническом институте. С 1925г. профессор, а при образовании в 1930г. Ленинградского кораблестроительного института – первый заведующий кафедрой строительной механики корабля ЛКИ. В 1933 г. П.Ф. Папкович избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, позже стал доктором технических наук (1935), членом ученого совета института механики Академии наук СССР. П.Ф. Папкович — создатель крупнейшей научной школы в области строительной механики корабля, в мировой науке он остался как ученый в области фундаментальной теории упругости. Среди его учеников и последователей, работавших на кафедре, следует назвать Д.П. Скобова, В.П. Белкина, Н.Л. Сиверса, И.Н. Сиверцева, Я.Ф. Шарова и поступившего в 1938г. в аспирантуру А.А. Курдюмова.

наверх

Заведующим кафедрой строительной механики корабля ЛКИ, эвакуированной во время Великой Отечественной войны в начале 1942  г. Горький, был назначен в 1944 году Шиманский Юлиан Александрович (1883-1962), выдающийся ученый-кораблестроитель, член-корреспондент Академии наук СССР (1933), академик АН СССР (1953). По окончании Морской академии в Петербурге в 1910, работал на Балтийском заводе, участвовал в строительстве линейных кораблей «Петропавловск», «Севастополь», проектировал легкие крейсеры и эскадренные миноносцы типа «Новик». С 1910 преподавал и читал лекции в Морском инженерном училище и Военно-морской академии.

В 1944 году студенты и преподаватели ЛКИ вернулись в Ленинград. В период руководства кафедрой Ю.А. Шиманским разработаны оригинальные теории расчета прерывистых связей судового корпуса и динамического расчета судовых конструкций, предложены новые методы расчета изгиба и устойчивости пластин, колец, оболочек, перекрытий. Изданы книги «Справочная книга для корабельных инженеров» (1946), «Строительная механика подводных лодок» (1948), «Проектирование прерывистых связей судового корпуса» (1949), «Динамический расчет судовых конструкций» (1949). В 1948г. Ю.А. Шиманский оставил руководство кафедрой и полностью перешел из ЛКИ в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова.

Заведующим кафедрой в 1949 году избран Курдюмов Александр Александрович (1911-1968) – один из первых выпускников ЛКИ (1936). С 1938г. он работал на кафедре, весной 1941 года защитил кандидатскую диссертацию и был избран доцентом кафедры строительной механики корабля. Докторскую диссертацию А.А. Курдюмов защитил в 1949г. Явился одним из инициаторов отказа от традиционных, в значительной степени условных методов определения величин внешних сил, действующих на корпус корабля и замены их на методы, основанные на вероятностной оценке морского волнения и поведения судна в условиях этого волнения. Усовершенствовал ряд расчетных методов оценки прочности судовых конструкций. Его именем назван один из методов расчета перекрытий, вошедший в практику проектирования, а также способ определения критических чисел в задачах устойчивости и колебаний упругих систем. Руководил кафедрой почти 20 лет, воспитал целую плеяду талантливых ученых. Под его руководством подготовили и успешно защитили кандидатские диссертации  А.З. Локшин, Я.И. Короткин, В.В. Козляков, Б.П. Кузовенков, Ю. Н. Ипатовцев и др., а его аспиранты В.А. Постнов и  Д.М. Ростовцев позднее стали на кафедре руководителями научных направлений.

После скоропостижной смерти А.А. Курдюмова в 1968 году кафедру строительной механики корабля возглавил Постнов Валерий Александрович (1927-2008), окончивший Ленинградский кораблестроительный институт в 1950 г., с 1953 по 2008 гг. — преподаватель на кафедре строительной механики корабля. Заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук (1966), профессор (1967), заведующий кафедрой строительной механики корабля (с 1968 по 1992 и с 1995 по 1997) . Одновременно с заведованием кафедрой с 1971г. по 1977г. работал проректором ЛКИ по научной работе, затем, с 1981г. по 1984г. — деканом кораблестроительного факультета.

Докторская диссертация В.А. Постнова посвящена актуальной проблеме расчета судовых пластин и оболочек с учетом дискретного расположения подкрепляющих связей. Под руководством В.А. Постнова был выполнен комплекс исследований, связанных с разработкой эффективных численных методов и их использованием в расчетах сложных инженерных сооружений. Особо следует отметить успехи по разработке и внедрению в судостроение одного из наиболее эффективных методов решения краевых задач механики сплошных сред — метода конечных элементов.

Члены кафедры в ноябре 1967г.

Слева направо, стоят: Б.И. Алексеев, П.Б. Белянко, B.C. Апостолов, В.М. Курнаев, Я.И. Короткин, В.С. Гарбуз, Р.А. Иосифов, С.И. Репин, Д.М. Ростовцев, В.Н. Иванов, В.Н. Сафронов
Cидят: В.А. Чижик, В.В. Козляков, Н.Л. Сиверс, А.А. Курдюмов, А.З. Локшин, Л.Н. Самышкина, В.А. Постнов, Г.М. Рижинашвилли.

наверх

Серьезные исследования проблемы внешних сил выполнялись под руководством Ростовцева Дмитрия Михайловича (1929-1999). Он окончил ЛКИ в 1953; стал кандидатом наук в 1961, защитил докторскую диссертацию в 1973. Им развита гидродинамическая теория качки судов, разработаны практические методы расчета внешних сил на регулярном волнении. Получены зависимости, позволяющие учесть скорость хода, пространственность обтекания при определении инерционно-волновых гидродинамических усилий. Полученные им уравнения качки принято называть «уравнениями в форме Ростовцева». Им была разработана математическая модель поведения судна и на реальном волнении, позволяющая вычислять амплитудно-частотные характеристики волновых нагрузок и вызываемые ими волновые напряжения в связях корпуса, а также определять их долговременные распределения и статистические характеристики для различных условий движения судна на стационарном ветровом волнении, развито применение численных методов к задачам динамики судовых конструкций. Воспитанник кафедры СМК, Д.М. Ростовцев после защиты докторской работы стал заведующим кафедрой конструкции судов, до 1999 г. являлся ректором ЛКИ-СПбГМТУ.

Примером распространения и развития традиций и норм кафедры строительной механики корабля и нашей науки является доктор технических наук Козляков Виталий Васильевич (1928-2017), окончивший ЛКИ в 1951 и затем работавший на кафедре по 1970г. – аспирантом, ассистентом (с 1952), доцентом (с 1958), активно участвовавший в создании лаборатории прочности, талантливый исследователь, автор работ, касающихся многоцикловой и малоцикловой усталости судовых конструкций, разработки критериев предельной пластической и усталостной прочности. С 1971г. работал в г. Одесса: заведующий кафедрой сопротивления материалов и строительной механики корабля Одесского института инженеров морского флота (1971-1980), профессор, заведующий кафедрой строительной механики и конструкции судов ОГМУ (1985-1996), до 2017 г. оставался профессором кафедры сопротивления материалов и строительной механики ОГМУ. В 2003-м году был зачислен в список почетных сотрудников РМРС.

наверх

Улучшению связей с промышленностью способствовало создание в 1975г. филиала кафедры в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. В филиале кафедры преподавали:

Бойцов Геннадий Владимирович (1931-2013), заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук (1971), профессор (1989), начальник сектора прочности судов в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, видный специалист в области нормирования прочности корпусов морских судов.

Палий Олег Маркович (1929-2018). Лауреат государственных премий, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук (1966), профессор (1971), начальник отделения прочности судов в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, научный редактор «Справочника по строительной механике корабля» 1982 г., крупный специалист в области строительной механики оболочек и конструкций глубоководной техники.

Вороненок Евгений Янкелевич (1937-2004), доктор технических наук (1973), профессор (1991), видный специалист в области динамики судовых конструкций, начальник сектора ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова.

Литонов Олег Евгеньевич (1938-2016), к.т.н. (1973), д.т.н. (1984) — начальник сектора ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова с 1991г., ведущий научный сотрудник Крыловского ГНЦ. Преподавал на кафедре с 1996 по 2000 г., профессор, читал курсы «Вероятностные проблемы строительной механики», «Статистические проблемы строительной механики», «Прочность и конструкция буровых установок». С 2009 г. по 2015 г. — председатель ГЭК СПбГМТУ по защите выпускных (магистерских) работ студентов направления «Прикладная механика».

В 1992 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, в соответствии с действовавшим тогда порядком В.А. Постнов оставил руководство кафедрой и заведующим стал профессор Петинов Сергей Владимирович (род. в 1935г.), заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук (1984), профессор (1986), выпускник ЛКИ 1958г., на кафедре работал с 1964 года, позднее совмещал преподавание с работой в Институте проблем машиноведения Российской АН. Специалист в области малоцикловой усталости судовых конструкций, выполнил большое число исследований концентрации напряжений в опасных узлах, разработал методы практических подходов к расчетам усталости судовых конструкций.

С 1997 г. заведующим кафедрой строительной механики корабля был избран автор настоящей статьи Александр Александрович Родионов (род. в 1949 г.), работающий на кафедре после окончания ЛКИ в 1972 г. по специальности «Судостроение и судоремонт» (специализация «Динамика и прочность машин»). Доктор технических наук (1991), профессор (1993). Выполнил ряд исследований в области численных методов расчета, проектирования и оптимизации конструкций. Автор монографий по методу суперэлементов (1979), по математическим методам проектирования оптимальных конструкций судового корпуса (1990), современных учебников по строительной механике корабля (2013) и методу конечных элементов (2016), и серии работ по оптимальному управлению напряженно-деформированным и предельным состоянием силовых конструкций, нескольких учебных пособий и более 400 научных публикаций. Читает курсы лекций по всем основным направлениям строительной механики корабля и прикладной механики. Руководит аспирантами и докторантами, 9 успешно защитили кандидатские, 1 – докторскую диссертацию. Является руководителем научной школы и организатором ряда новых научных направлений, посвященных исследованиям теории оптимизации и использованию перспективных моделей метода конечных элементов и метода супер-элементов для расчетного определения напряженно-деформированного состояния корпусных конструкций, автор концепции решения обратных задач по поиску размеров основных конструктивных элементов при заданных параметрах надежности.

Творческая атмосфера, расширяющиеся связи с промышленностью и тесные научные контакты с ведущими техническими вузами способствуют дальнейшему росту авторитета кафедры.

На всем протяжении своего существования кафедра поддерживала тесные связи с заводами и конструкторскими бюро судостроительной промышленности, выполняла научные исследования, связанные с обеспечением прочности и рациональным проектированием отдельных конструкций, обеспечением высоких тактико-технических качеств кораблей и надежности и конкурентоспособности судов гражданского флота и морских сооружений.

Постоянное сотрудничество кафедра ведет с Крыловским государственный научным центром, ЦНИИ морского флота, Институтом Арктики и Антарктики, с Морским Регистром Судоходства Российской Федерации, Северным ПКБ, АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «СПМБМ «Малахит», ПАО «ЦКБ «Айсберг», АО «СНСЗ», АО «ЦМКБ «Алмаз» и ряда других предприятий.

В числе новых современных научных направлений, развитых и оформленных на кафедре в XXI веке, можно отметить разработку методов расчетной оценки внешних сил по полновероятностным схемам, использование перспективных моделей метода конечных элементов и метода супер-элементов для расчетного определения напряженно-деформированного состояния корпусных конструкций в условиях статических и динамических нагружений. Разрабатывается новая концепция использования методов строительной механики корабля для создания конструкций судового корпуса, основанная на решении обратных задач по поиску размеров основных конструктивных элементов при заданных параметрах надежности. Исследуются пути развития теории оптимизации судовых конструкций, ведется поиск новых процедур расчетного проектирования конструкций с помощью универсальных моделей метода конечных элементов, реализуются эффективные подходы к численным методам решения нелинейных задач строительной механики. Изучаются подходы к совершенствованию и оптимизации конструкций океанских сооружений, в том числе стационарных платформ. Совершенствуются методы исследования взаимодействия конструкций судов и морских сооружений с морским волнением и льдом.

наверх

В последние годы основным направлением являются задачи, решение которых ранее было весьма затруднительным: прямой анализ динамики и энергетики процессов деформирования и разрушения судовых конструкций при навигационных авариях, посадках на мель, слеминге и т.п. В 2013 г. официально признано существование на кафедре научной школы профессора А.А. Родионова по развитию численных методов для решения задач проектирования и оптимизации конструкций с заданными свойствами надежности, эффективности и технологичности.

В 2010-х гг. серьезное развитие на кафедре строительной механики корабля получили направления:

  • расчетное определение нагрузок на конструкции морской техники от водо-воздушной и ледовой среды с помощью методов прямого моделирования поведения внешней среды на основе высокоресурсных вычислительных станций, новых эффективных численных моделей механики потенциального разрушения и аэрогидромеханики; аналитическое решение проблемы внешних воздействий происходит на принципиально новом уровне;
  • натурные экспериментальные исследования на объектах судостроения и морской техники привели к созданию и проработке концепций «умных» систем мониторинга, ориентированных не только на долговременный контроль технического состояния объектов, но и на идентификацию внешней обстановки для судоводителей и обслуживающего персонала сооружений, а также на объективизацию прогнозирования ресурса и на оптимальное с точки зрения безопасности управление объектами;
  • управление прочностью современных композиционных материалов в составе морских конструкций, не только корпусных, но и элементов судового машиностроения, двигательно-движительных комплексов, складывается в настоящее время в сбалансированную концепцию строительной механики морских сооружений из неметаллических материалов с учетом новых моделей микромеханики, специфических нагрузок, в развитии принципов, заложенные в науку еще И.Г. Бубновым;
  • казавшиеся еще в начале 2000-х гг. труднореализуемыми на практике результаты разработки и применения алгоритмов и методов оптимального проектирования с развитием материаловедения и аддитивных технологий становятся реальностью, на кафедре строительной механики корабля рассматриваются возможности создания полых оптимально подкрепленных конструкций аэродинамических устройств и морских движителей.

Активно ведется на кафедре подготовка кадров высшей квалификации. Непосредственно на кафедре за последние 15 лет подготовлены и защищены 9 кандидатских (Ю.В. Малышевский (2004), М.Ю. Миронов (2005), Г.А. Тумашик (2005), Го Цзюнь (2010), В.А. Коршунов (2012), Р.В. Васильев (2013), О.С. Строганова (2015), Аунг Куи Мьинт (2016), Д.А. Пономарев (2018)), а также одна докторская диссертация (Г.А. Животовский (2006)). Работы затронули широкий спектр упомянутых выше проблем строительной механики.

наверх

Будущим кафедры во все времена, и на протяжении всей истории ЛКИ, конечно, были обучающиеся на ней студенты. И создавать это будущее призваны люди, всецело разделяющие взгляды на нашу науку и специальность, сложившиеся у предшественников: широту, глубину, профессионализм, смелость. Сегодня преподавание ведет профессор А.А. Родионов, а также:

Фрумен Александр Исаакович (род. в 1949г.), работает на кафедре после окончания ЛКИ с отличием по специальности «Судостроение и судоремонт» (специализация «Динамика и прочность машин») в 1972 г., кандидат технических наук (1979), доцент (1995). Около 20 лет заведовал отраслевой лабораторией кафедры «Прочности и надежности судовых конструкций», специалист в области вычислительной механики. В штате преподавателей кафедры с 1996 г., читает курсы лекций по прочности и вибрации корабля, вычислительной механике, теории оболочек, гидроупругости, ведет большую научно-исследовательскую работу, связанную с решением важных проблем прочности глубоководной техники. Избран профессором кафедры в 2009 г. Автор более 100 научных трудов, 2 монографий, 15 авторских свидетельств и патентов, подготовил кандидата технических наук. Ведет активную научно – общественную работу, член оргкомитета международных научных конференций и руководитель секций. Член руководства секции строительной механики им. Н.К. Снитко Дома Ученых РАН. Участвовал в проведении сложных экспертиз, связанных с нарушением прочности судовых конструкций. Член-корреспондент МАХ (2019), заслуженный работник ВО РФ (2020). Является ученым секретарем Ученого совета СПбГМТУ.

Манухин Вадим Анатольевич (род. в 1959 г.) кандидат технических наук (1988), доцент (1997), окончил ЛКИ с отличием в 1982 г. по специальности «Динамика и прочность машин», преподает на кафедре с 1989 года. Читает курсы лекций по ряду сложных учебных дисциплин: устойчивость упругих систем, динамика упругих систем, механика конструкций, прочность корабля, вибрация корабля и др. Специалист в использовании вычислительной техники в учебном процессе, теории сложного изгиба тонкостенных стержней и пластин. Занимается разработкой и применением современных численных методов и компьютерных технологий в расчетах тонкостенных пластинчато-оболочечных инженерных сооружений, вантово-стержневых конструкций и тросово-якорных систем. Автор нескольких компьютерных программ по расчетам местной вибрации судовых конструкций, по вычислению предельных изгибающих моментов корпуса судна, по методу конечных элементов, нашедших применение за пределами Университета. Ведет интенсивную научную работу по прочности и надежности маломерных судов, в том числе парусных яхт и кораблей. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций, в том числе наиболее современного учебного пособия «Прочность корабля: конспект лекций» (2012). Активно занимается парусным спортом, яхтенный капитан, мастер спорта России, чемпион и призер всероссийских и международных регат.

Миронов Михаил Юрьевич (род. в 1973 г.) кандидат технических наук (2005), окончил с отличием Харьковский авиационный институт им. Н.Е. Жуковского в 1996 г. по специальности «Системы автоматизированного проектирования двигателей летательных аппаратов», в 1996-1999 гг. — научный сотрудник кафедры сопротивления материалов ХАИ. С 2000 г. — аспирант кафедры строительной механики корабля СПбГМТУ по специальности «Теория корабля и строительная механика» и старший преподаватель по совместительству, с 2003 г. – штатный преподаватель, с 2006 г. – доцент кафедры. Специалист по оптимизации судовых конструкций, для которых расчетными являются динамические и предельные нагрузки. Преподает на кафедре, читает курсы лекций по строительной механике, прочности и вибрации корабля, механике сплошных сред, механике грунтов, вычислительной механике и компьютерному инжинирингу, динамике и прочности морских сооружений и др. Активно ведет научно-исследовательскую работу, автор более 70 научных и учебно-методических публикаций, в том числе двух учебный пособий, исполнитель ряда НИР. Руководитель отдела научно-исследовательской работы студентов НИЧ (2008-2012 и с 2017), выполняет большую работу по организации и развитию НИРС университета. С 2007 г. – основной преподаватель курсов повышения квалификации работников отрасли в области компьютерного инжиниринга на ФЦКП. В 2000-2006 гг. – художественный руководитель команды КВН «Корабелка», чемпион Санкт-Петербурга 2003 г. На протяжении 11 лет (2008-2019) руководитель команды студентов СПбГМТУ – неоднократных победителей (2010, 2013) и призеров (2017-2019) Всероссийской олимпиады по компьютерным технологиям.

Коршунов Владимир Александрович (род. в 1985г.), кандидат технических наук (2012), окончил с отличием Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет в 2009 году по направлению «Прикладная механика», магистерская программа «Механика деформируемого твердого тела». С 2009 г. – аспирант кафедры по специальности «Теория корабля и строительная механика». Защитил диссертацию по предельной прочности судовых конструкций при экстремальных нагрузках. Специалист по численному анализу и мониторингу напряженно-деформированного состояния конструкций морских сооружений. С 2013 года – старший преподаватель, с 2016 г. – доцент кафедры. Ответственный исполнитель ряда крупных научно-исследовательских работ. Читает курсы лекций: строительная механика и прочность корабля (в том числе за рубежом — КНР), вибрация корабля, вычислительная механика и компьютерный инжиниринг, программные системы инженерного анализа. Активно внедряет в процесс обучения современные цифровые технологии. Автор более 50 публикаций, в том числе – учебные пособия «Введение в метод конечных элементов», «Расчетное проектирование основных связей корпуса корабля».

Пономарев Дмитрий Александрович (род. в 1990 г.), кандидат технических наук (2018), окончил с отличием Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет в 2013 году по направлению «Прикладная механика», магистерская программа «Механика деформируемого твердого тела». С 2013 года – аспирант кафедры по специальности «Теория корабля и строительная механика» и инженер-исследователь, с 2018 г. – старший преподаватель, с 2020 г. – доцент кафедры. Защитил в 2018 г. диссертацию по вопросам динамического взаимодействия конструкций с водо-воздушной средой. С 2014 года – ведущий исполнитель НИР и ОКР по федеральным целевым программам и хоздоговорной тематике. Ведет консультационную работу с дипломниками. Автор более 30 научных публикаций, имеет 12 свидетельств об интеллектуальной собственности. Активно адаптирует к учебному и научному процессу новейшие возможности CAE-пакетов.

Наряду с профессорами и доцентами, упомянутыми выше, ныне на кафедре преподают преподаватели-совместители.

Крыжевич Геннадий Брониславович (род. в 1947г.), д.т.н. (2007), профессор (2012), окончил ЛКИ в 1974 г. с отличием по специальности «Судостроение и судоремонт»., (специализация «Динамика и прочность машин»), работает постоянно в Крыловском государственном научном центре начальником сектора конструкции и прочности скоростных судов и технических средств освоения шельфа в отделении прочности и надежности конструкций. Автор двух научных монографий по гидроупругости (2006, 2012), монографии «Вероятностные методы в расчетах прочности и надежности судовых конструкций» (2007, совместно с Г.В. Бойцовым), учебных пособий  «Основы расчетов надежности судовых конструкций» (1995), «Экспериментальные методы в строительной механике» (2012), более 400 других печатных научных трудов и 24 изобретений, специалист в области прочности и конструкции экранопланов, амфибийных и скеговых судов на воздушной подушке, судов на подводных крыльях, скоростных катамаранов и глиссирующих судов, а также в области прочности надежности и проектирования океанотехники, уникальных операций транспортировки и монтажа на месторождениях сверхкрупногабаритных конструкций. Преподает на кафедре, читая курсы: механика разрушений, конструкционная прочность материалов, гидроаэроупругость, экспериментальная механика, измерения в механике, планирование эксперимента и обработка результатов экспериментов, статистическая механика и основы теории надежности, вероятностные методы в строительной механике, специальные проблемы прочности судов, подготовил 5 кандидатов наук.

Тумашик Глеб Александрович (род. в 1979), Окончил с отличием в 2000 г. бакалавриат, в 2002 г. — магистратуру СПбГМТУ по направлению «Прикладная механика», в 2005 г. — очную аспирантуру СПбГМТУ по специальности «Механика деформируемого твердого тела». Защитил диссертацию по вопросам устойчивости неконсервативных систем. Специалист в области устойчивости конструкций при действии неконсервативных нагрузок, прочности и устойчивости подкрепленных пластин и оболочек, трубопроводов и глубоководной техники, использования численных методов в расчетах конструкций. С 2003 г. работал на кафедре строительной механики корабля ассистентом, старшим преподавателем. С июля 2006 года на основной работе в Крыловском государственном научном центре в должности старшего научного сотрудника отделения прочности и конструкции судов, продолжая по совместительству преподавательскую работу в должности доцента (2008) на кафедре. С 2013 г. – исполняющий обязанности, с 2016 г. – начальник 32 лаборатории КГНЦ. Преподает дисциплины: строительная механика и прочность корабля, численные методы в строительной механике корабля, руководитель ряда дипломных работ и практик. Разработчик оригинального цикла электронных лабораторных работ (2006-2007). Является автором около 90 научных работ.

В 2014 г. по инициативе руководства СПбГМТУ активизировано воссоздание и создание новых базовых кафедр при ведущих организациях и на предприятиях судостроительной промышленности. Первой такой кафедрой стала кафедра прочности и конструкции корабля при Крыловском ГНЦ, которую возглавил руководитель Отделения, к.т.н. Валерий Михайлович Шапошников (род. в 1950 г.), к.т.н. (1981). Окончил ЛКИ в 1974 году по специальности «Судостроение и судоремонт». Работает постоянно в Крыловском государственном научном центре. С 1994 – начальник лаборатории, с 2010 года – начальник отделения прочности и надежности судовых конструкций. Руководитель ряда крупных НИР и ОКР, автор более 150 научных публикаций. Специалист по общей и местной прочности и вибрации морских сооружений и судов ледового плавания, оценке сварочных деформаций, экспериментальной механике, один из разработчиков современных Норм и Правил. На протяжении многих лет способствовал трудоустройству и адаптации в КГНЦ большого числа студентов и выпускников СПбГМТУ, был членом ГАК. Активно содействовал открытию на территории КГНЦ первой базовой кафедры (2014), ставшей подразделением кафедры СМК (2016). Читает лекции по специальным проблемам прочности, организует учебный процесс студентов профилей «Строительная механика» и «Корабельная механика» на территории и лабораторной базе КГНЦ, а также ознакомительные занятия со студентами иных профилей и абитуриентами, производственные практики. Активно занимается горнолыжным спортом.

В состав базовой кафедры вошли Крыжевич Г.Б., Тумашик Г.А., а также (на правах внешнего совместительства) – профессоры А.А. Родионов, А.И. Фрумен и доценты В.А. Манухин, М.Ю. Миронов и В.А. Коршунов.

За период существования кафедры подготовлено более 160 специалистов высшей квалификации, в том числе 25 докторов и около 150 кандидатов технических наук, в числе которых видные работники промышленности. И сегодня подготовку диссертаций ведут несколько сотрудников кафедры, аспирантов и соискателей.

Выпускавшаяся длительное время в ЛКИ и в 90-х гг. – в СПбГМТУ специальность «Динамика и прочность машин» со специализацией по судостроительным конструкциям с 2000 г. входит в направление «Прикладная механика», федеральный стандарт образования по которому разработан и контролируется МГТУ им. Н.Э.Баумана, г. Москва. По направлению производится подготовка бакалавров и магистров, специализирующихся на механике деформируемого тела, строительной механике, динамике и прочности машин, механике новых материалов, механике движения различных объектов. Выпускники по профилю «Строительная механика», владея современными интеллектуальными технологиями компьютерного инжиниринга (CAE), являются крайне востребованными и в области проектирования, и в области производства конструкций, и в области экспертизы и контроля. Выпускник «Прикладной механики» пользуется наиболее дорогим и ресурсоемким софтом, проводит ресурсные испытания и другие натурные измерения, разрабатывает методики расчетного проектирования, оценки эксплуатационной прочности и ресурса строительных металлоконструкций и судостроительных конструкций, несущих конструкций мостов и кранов, определяет причины техногенных катастроф и способы минимизации последствий. Обучают бакалавра «Прикладной механики» владению CAD/CAE – пакетами, средствами компьютерной алгебры и современным измерительным оборудованием. Эффективное обучение указанным навыкам происходит на базе углубленного изучения математики, физики, механики и информатики.

Ведущие специалисты в области строительной механики корабля традиционно возглавляли Государственные экзаменационные и аттестационные комиссии ЛКИ и СПбГМТУ. В настоящее время это Ярцев Б.А. и Дульнев А.И.

Ярцев Борис Александрович закончил ЛИСИ в 1978г. по специальности промышленное и гражданское строительство. В 1982г и защитил диссертацию по специальность 01.02.03.  -строительная механика, работал в КнАПИ, ВГУП ЦНИИ КМ «Прометей», КГНЦ. В 2003 году защитил докторскую диссертацию. В настоящее время работает начальником сектора в третьем отделении КГНЦ, автор более 150 трудов по фундаментальным и прикладным исследованиям в области естественных и технических наук, в том числе в обеспечении развития морской техники. Является высококлассный специалистом в области механики МДТТ и практической инженерии, член Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, автор актуальной монографии «Введение в механику моноклинных композитов» (2020г.)

Дульнев Андрей Иванович закончил ЛКИ в 1981г., начальник лаборатории КГНЦ, доктор технических наук, член диссертационных советов КГНЦ, рецензент и консультант квалификационных работ бакалавров и магистров, официальный оппонент кандидатских диссертаций, председатель государственной экзаменационной комиссии СПбГМТУ по направлению 15.03.03 «Прикладная механика», профиль 15.03.03.02 «Строительная механика».

наверх

Только за 2000-е годы из 180 выпущенных магистрантов направления «Прикладная механика», руководимым кафедрой, 13 защитили кандидатские диссертации по шести близким направлениям (теория корабля и строительная механика, МДТТ, сварка, технология судостроения, строительная механика зданий и сооружений, нефтегазовое оборудование), а выпускник 2011 г. А.В. Шипша в декабре 2019 г. стал доктором философии (PhD), в королевском университете Стокгольма (Швеция), разрабатывая тему разрушения сложных композитов.

В настоящее время кафедра полностью обеспечивает подготовку на уровне современных достижений науки инженеров, бакалавров и магистров в области прочности инженерных сооружений и механики твердого деформируемого тела. Выпускники кафедры работают на всех предприятиях судостроительной отрасли, составляют костяк инженеров корпусников конструкторских бюро, создающих надежные, прочные и конкурентоспособные корабли и суда. Можно быть уверенным, что и будущие выпускники кафедры будут достойными последователями выдающихся отечественных прочнистов.

И пусть годы не жалеют никого, но мы, оглядываясь назад, тем не менее больше любим смотреть в будущее.

В рамках инженерного направления «Кораблестроение…» в 2018 году на кафедре СМК  совместно с кафедрами технологии судостроения и материаловедения и технологии материалов открыта углубленная инженерно-технологическая подготовка специалистов по конструированию, производству и анализу конструкций морской техники из перспективных композиционных материалов. Уникальность подготовки — в ориентации выпускников на современное применение неметаллических композитов не только в авиации и космонавтике, но и в корпусах судов и кораблей, элементах подводных лодок и аппаратов, в способности таких специалистов проектировать композитные легкие, прочные, радиопрозрачные конструкции на основе передовых компьютерных технологий. Выпускники по профилю 26.03.02.05, владея современными интеллектуальными технологиями компьютерного инжиниринга, автоматизированных систем технологической подготовки, дополнительными знаниями в области химии и материаловедения, способны найти применение и за пределами судостроительной отрасли. В настоящее время по этому профилю обучается уже около 60 студентов, а первый выпуск бакалавров состоится в 2022 году. Надеемся, что и здесь строительная механика корабля и как наука, и как кафедра, и как мировоззрение окажется на высоте.

В связи с 90-летним юбилеем ЛКИ-СПбГМТУ уместно поздравить  всех сотрудников кафедры строительной механики корабля и каждого из тех, кто своей деятельностью способствовал ее успешной работе, и поблагодарить за вклад в развитие науки и высшего кораблестроительного образования!

наверх

назад, к основному разделу кафедры

Новости

26 июня 2021 г.. Выпущено обновление ПК dPIPE 5.27. Файлы обновления и нового дистрибутива программы доступны для скачивания в разделе «Файлы программы»

Описание изменений: см. здесь

Ближайший курс обучения по программе dPIPE запланирован в период с 17 по 21 мая в рамках курса повышения квалификации «Расчеты прочности трубопроводов в период жизненного цикла АЭС» с выдачей соответствующего удостоверения.

Занятия будут проходить на площадке Санкт-Петербургского филиала АНО ДПО «Техническая академия Росатома» (www.rosatomtech.spb.ru, Санкт-Петербург, Аэродромная ул., д.4), код курса 222.135.

По всем организационным вопросам участия в курсе обучения просьба обращаться к Байгушеву Алексею Борисовичу, Тел.: +7 (812) 394 44 73, Моб.тел.: +7 (931) 215 28 01, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

    В рамках учебного курса предполагаются как лекции, так и практические занятия по следующим темам:
  1. Общие требования к обеспечению безопасности АЭС
  2. Базовые принципы расчетов прочности трубопроводов АС на всех этапах жизненного цикла станции:
  • Общие принципы нормативной оценки прочности трубопроводных систем
  • Опорно-подвесная система трубопровода
  • Учет различных режимов работы трубопроводов. Расчет на циклическую прочность
  • Расчет трубопроводов с компенсаторами
  • Специальные вопросы прочности трубопроводов при их проектировании и эксплуатации. Использование ПК dPIPE
    • Моделирование срабатывания предохранительного клапана>
    • Учет монтажной растяжки
    • Моделирование режима гидроиспытаний
    • Анализ вибрации трубопроводов
    • Определение мест постулируемых разрывов высокоэнергетических трубопроводов
  • Расчет трубопроводов на сейсмопрочность и особые динамические воздействия с использованием ПК dPIPE
    • Расчет на сейсмику по линейно – спектральному методу
    • Моделирование антисейсмических устройств
    • Сейсмические и динамические расчеты, выполняемые методом динамического анализа.
  • Дополнительные вопросы оценки прочности трубопроводов АЭС:
    • Нестационарные температурные напряжения в трубопроводах АС
    • Расчет трубопроводов по нормам ASME BPVC NB/NC – 3600
    • Расчет трубопроводов по нормам EN 13480 «Metallic Industrial Piping»
  • Концепция защиты от разрывов высокоэнергетических трубопроводов
  • Совместная разработка ООО «ЦКТИ-Вибросейм» и фирмы GERB «Динамические опоры для защиты трубопроводов и оборудования АЭС от вибрации, сейсмики и особых динамических нагрузок» включена в Реестр инновационных решений, технологий, продукции, изделий, материалов, высокотехнологичных услуг в сфере капитального строительства объектов использования атомной энергии (База НДТ) Госкорпорации «Росатом», см. Сертификат. Указанные динамические опоры составляют также часть системы сейсмоизоляции зданий и сооружений с контролем сейсмических перемещений — СИС КСП

    24 декабря 2020 г. Выпущено обновление ПК dPIPE 5.27. Файлы обновления и нового дистрибутива программы доступны для скачивания в разделе «Файлы программы»

    Описание изменений: см. здесь

    Приказом Минкомсвязи России от 07.04.2020 №162 программный комплекс «dPIPE 5» внесен в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/175393/

    14 февраля 2020 г. Выпущено обновление ПК dPIPE 5.27. Файлы обновления и нового дистрибутива программы доступны для скачивания в разделе «Файлы программы»

    Описание изменений: см. здесь

    10.12.2019. ФБУ «НТЦ ЯРБ» выдало переоформленный аттестационный паспорт для программы dPIPE-5 (ссылка). Срок действия паспорта установлен до 23.09.2029 года, либо до даты выхода приказа Ростехнадзора об отмене действия документа ПНАЭ Г-7-002-86. видео