Машиностроительный чертеж пример – Чтение машиностроительных чертежей деталей машин

Чтение машиностроительных чертежей деталей машин

Всем доброго дня! Я сразу извиняюсь, что так редко пишу посты (буду стараться чаще 😛 ). Но как говорится лучше меньше да лучше. И сегодня поговорим про чтение машиностроительных чертежей , а так же различные обозначения.

Чтение машиностроительных чертежей.


Многие из вас наверное думаю вообще Андрюха (это Я кто не знал 😆 ) умом тронулся и стал читать чертежи, ведь это не книга!?!? Да конечно конструкторские чертежи не книга, а гораздо сложнее и тут необходимо не только знать алфавит но и обладать специальными знаниями инженерного работник. Кстати если кто еще не знает как стать инженером прочтите этот пост.

Я думаю, что инженерам со стажем и даже студентам старших курсов машиностроительных и инженерных специальностей термин чтение чертежей уже знаком не по наслышке. Ладно хватит этой скучной подводки, тем более я постараюсь подать материал как можно проще и интереснее дабы вы не заскучали при прочтении. И так…

Чтение машиностроительных чертежей для начинающих инженеров.

Начинаем

читать чертеж, прежде изучив предназначение детали, а именно к какой группе она относится. Это может быть, что угодно например тело вращения (вал) корпусная деталь (картер например) сборочный чертеж узла (редуктор, двигатель и др.). Но сегодня будем рассматривать чертеж типа тело вращения и это вал. Я выбрал эту деталь так как считаю ее наиболее простой как при проектировании так и при изготовлении, особенно это важно учитывать при чтении чертежей начинающими инженерами.

 Основные правила чтения чертежей (порядок).

Пожалуй основное правило это не спеша изучить конструкторскую документацию и по порядку начать впитывать информацию с чертежа которую для нас хотел донести инженер конструктор. Только после этого начинаем собственно говоря читать чертеж.

Требования к чистоте поверхностей детали.

И так, что мы видим на чертеже этого вала? Именно! Я выделил красным цветом обозначение шероховатости. Ra от 0,8 до 1,6. Единицы измерения данного параметра микрометры (мкр).

Почему я решил первым делом рассмотреть именно этот параметр спросите вы? Это самое первое, что достойно вашего внимания, сейчас объясню почему. От того какая шероховатость обозначена на чертеже зависит какой финишный вид обработки вам необходимо выполнить на рассматриваемой детали. Например если брать итменно этот чертеж, то поверхности где Ra 0,8 и 1,6 мкр необходимо шлифовать или применить токарный станок для твердого точения (после прохождения термообработки или как еще называют ее закалки). Даже наверное Ra 0,8 это скорее всего полирование.

 

Да чуть не забыл в верхнем правом углу чертежа есть обозначение шероховатости Ra 6.3 (v). Это называется неуказанные шероховатости детали на чертеже. Вы наверное подумаете — ну если не указана так нахрена она вообще надо ? Ну ведь согласитесь, что если на чертеже детали проставить шероховатости на каждой поверхности, то это будет не чертеж а сплошные значки шероховатости 🙂 . Ну короче вы поняли 🙂 . Везде где шероховатость поверхности не указана она должна быть не более 6,3 мкр.

Запомните! Всегда начинайте чтение чертежей с определения чиcтоты поверхностей на готовой детали, или проще говоря шероховатости.

 

Обозначение разрезов на чертеже детали.

 

В этом разделе мы коснемся разрезов на чертеже детали. Да да вы не ослышались именно разрезов, тут все на самом деле просто.Ведь чтение машиностроительных чертежей это совокупность анализа разных обозначений и параметров различных технических характеристик. О как завернул :). Конечно изначально можно подумать, что это же не праздничный торт, чтобы его резать), ладно… Собственно мы видим буквы А и Б которые стоят возле вертикальных пробелов (ну если их можно так назвать, например я называю так) над и под стрелочками. Эти пробелы обозначают начальную и конечную точку разреза. Представьте, что вал это палка колбасы и вам нужно сделать два разреза для приготовления бутербродов. Вы берете нож и режете в двух местах А-А и Б-Б . Что то я про колбасу 🙂 наверное уже пора пойти перекусить.

И вот когда мы сделали два разреза мы сможем увидеть, что находится в внутри (или плоскости сечения) колбасы ТФУУУ…ТЫ  вала конечно :). Не точно пора перекусить.

То что мы увидим в разрезе показано в большой прямоугольной рамке внизу чертежа это виды разрезов А-А и Б-Б. На нашем чертеже это всего лишь два шпоночных паза, ничего интересного и сложного.

Стоит сказать, что это показаны простые разрезы но они есть еще и достаточно сложные с изломанным контуром, иногда изломов может быть несколько, хотя принцип вида и обозначения такой же.

Обозначение выносных элементов на чертежах.

Продолжаем чтение машиностроительных чертежей с изучением обозначений. На данном чертеже мы видим. Да на этой детали есть выточки, которые обозначить на основном виде нет возможности, так как это будет слишком мелко и невидно человеческому глазу. По этой причине инженеры технологи и конструктора придумали эти элементы выносить в отдельную область чертежа. Такие элементы называются просто — выносные элементы. На этот параметр обращать особое внимание не стоит так как в основном это всегда стандартные канавки и выточки (фаски). Будьте внимательны, бывает что такая выноска может показывать оригинальную выточку которая может стать достаточно большой проблемой при изготовлении детали и даже проектирования специального инструмента для получения необходимой геометрии канавки. Ну это уже из другой исторрии 🙂 .

Выносные элементы чертежа не достойны особого внимания, но забывать про них ни в коем случае нельзя

 

Технические требования чертежа.

Да еще обратите внимание на свободное поле на чертеже (справа внизу) там пусто. Ну это просто я такой чертеж неудачный выбрал, уж простите 🙂 . А обычно там располагаются технические требования к детали, а именно:

  • Твердость детали (а иногда и заготовки)
  • Неуказанные предельные отклонения и допуски
  • Требование к не обработанным поверхностям
  • Твердость детали после проведения термообработки
  • Символ » * » которым обычно обозначают размер для справок.
  • Различные особые требования к детали (все, что придет в голову конструктору).

 

Ну вот пожалуй на сегодня и все. Чтение машиностроительных чертежей, как машиностроительных так и других областей производства наука совсем не сложная и складывается из совокупности знаний которые вы получите после того как закончите соответствующие учебные заведения СУЗы и ВУЗы, а читать чертежи быстро и правильно вы научитесь уже непосредственно когда поработаете на производстве и наберетесь опыта.

Если есть вопросы, или вы хотите и дальше совершенствоваться как инженер, скачайте книгу «Как читать чертежи». Для этого необходимо просто поделиться статьей в социальных сетях. За одно будет мне от вас спасибо! Книга с рисунками и пояснениями читайте на здоровье!

Книга как читать чертежи.

Всем успехов! Нажимайте на кнопочки внизу статьи и это будет вашим спасибо автору, то есть мне :)!

Спасибо за внимание! Пока!

 

mextexnologii.ru

Машиностроительные чертежи - Техническое черчение

В практике различают чертежи для изделий основного и вспомога­тельного производства. ГОСТ 5291-50 рекомендует применять виды чертежей, приведённые в табл. 3, 4 и 5.

Виды чертежей изделий основного и вспомогательного производства, в зависимости от изображаемых ими предметов, приведены в табл. 4.

Чертежи изделий основного производства подразделяются на проект­ные и рабочие чертежи.

Чертежи проектные подразделяются на: а) чертежи эскизного проекта, дающее общее представление об устройстве, размерах и прин­ципе работы проектируемого изделия; б) чертежи технического проекта, состоящие в основном из общих видов и сборочных чертежей, оформленные таким образом, чтобы по ним можно было разработать рабочие чертежи.

Чертежи рабочие —представляют собой такие чертежи, которые в совокупности с техническими условиями содержат все необходимые данные для изготовления или ремонта и контроля изделия.

Чертежи рабочие, в зависимости от их назначения, подразделяются на чертежи: а) для серийного или массового производства; б) для индиви­дуального производства и в) чертежи ремонтные.

Виды чертежей для серийного или массового производства, в зависи­мости от степени конструктивной и технологической отработки изделий и стадии освоения производства, приведены в табл. 5.

Виды машиностроительных чертежей в зависимости от целевого назначения и характера использования приведены в табл. 6.

Как уже говорилось, чертежи составляются для изделий основного производства и изделий вспомогательного производства.

Изделием основного производства называется объект производства.

Изделием вспомогательного производства называется приспособление, штамп или инструмент, служащие для изготовления вновь проектируе­мого изделия основного производства.

Составные части изделий (по ГОСТ 5290-50) приведены в табл. 7.

Совокупность деталей, узлов, подгрупп, групп или изделий, объединённых общностью эксплоатационного назначения или другими признаками, но не соединённых между собой сборочными операциями, называется комплектом деталей, узлов, подгрупп, групп, изделий (например: "Комплект запчастей", "Комплект принадлежностей").

www.nacherchy.ru

Основы машиностроительного черчения

Строительные машины и оборудование, справочник

Основы машиностроительного черчения

Категория:

   Ремонт автогрейдеров




Основы машиностроительного черчения

Каждый квалифицированный машинист автогрейдера должен разбираться в чертежах, как говорят, уметь читать чертежи. Это необходимо ему и при техническом обслуживании машины, и при ее ремонте, когда зачастую требуется восстановить или изготовить ту или иную деталь.

Чертежом считается оформленное графически на листе бумаги изображение изделия с соответствующими объяснениями, указаниями и исходными данными, необходимыми и достаточными для осуществления их изготовления, контроля и эксплуатации.

Изделием считается любая изготовленная предприятием продукция. Есть изделия основного производства (машины, оборудование, приборы и т. д.) и вспомогательного (для данного предприятия) производства (приспособления, штампы, инструмент и т. д.). Стандартом (ГОСТ 2.101—68 ЕСКД) установлены следующие виды изделий: детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.


Деталью называется такое изделие, которое изготовлено из однородного материала без применения сборочных операций (вал, шестерня, болт и т. д.).

Сборочной единицей считается изделие, собранное из деталей или из деталей и других сборочных единиц (подшипник качения, двигатель, автогрейдер и т. д.).

Комплексом называется набор сборочных единиц, каждая с самостоятельными производственными функциями, выполняющих единую эксплуатационную функцию (поточная линия станков, комплекс машин для дорожного строительства и т. д.).

Комплектом называют набор сборочных единиц, играющих вспомогательную для комплектов и сборочных единиц роль (комплекты запасных частей, измерительной аппаратуры и др.).

Чертежи на изделие относятся к так называемым конструкторским документам.

Чертежи, выполненные за конструкторскими досками, называются оригиналами. После переснятия или перекопировки их на специальные кальки и оформления подписями разработчика и других заинтересованных лиц они становятся подлинниками и могут неоднократно подвергаться переснятию. Для сохранения подлинников в работе используются переснятые с них чертежи — дубликаты. С целью использования чертежей в цехах при изготовлении или при эксплуатации машины с дубликатов или подлинников снимают так называемые копии (путем светокопирования и др.).

Чертежи машины выполняют согласно стандарту (ГОСТ 2.301—68) на прямоугольных листах определенного формата, обозначаемого числом, с размерами (в мм), представленными ниже.

Если изображение требует увеличения площади чертежа, допускается применение дополнительных форматов путем увеличения коротких сторон основного формата на величину, кратную их размерам (например, из формата 841X 1189 можно получить (841X 2) X 1189 = 1682Х X 1189).

Изделие на поле чертежа вычерчивается в определенном масштабе, т. е. в определенном отношении линейных размеров вычерченного изделия к его размерам в натуре. Например, если размеры изображенного изделия и натуры равны между собой, то изделие вычерчено в масштабе 1:1. Когда изделие имеет размеры, превышающие размеры формата чертежа, его вычерчивают в масштабе уменьшения (1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:40). Если же надо увеличить размеры вычерченного изделия по сравнению с натурой, то применяют масштаб увеличения (2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1). Ряд масштабов, предназначенных для использования в машиностроительных чертежах, устанавливает ГОСТ 2.302—68 ЕСКД.

Графическая часть чертежа выполняется различными по толщине и виду линиями. Типы используемых линий и их назначение устанавливает ГОСТ 2.303—68.

Изображение вычерченного на поле чертежа изделия может быть видом, разрезом и сечением.

Конечно, не всегда возникает необходимость изображать деталь в шести видах. В некоторых случаях достаточно ограничиться основными тремя (главный, вид сверху и вид слева). Их, как и остальные три вида, помещают на плоскость чертежа без каких-либо поясняющих надписей.

На видах могут быть изображены и невидимые для наблюдателя части изделия. Для этого используются штриховые линии, соответствующие контурам невидимых поверхностей.

Рис. 4.2. Разрез детали: а — сечение детали плоскостью; б — проекции и разрез детали

Они позволяют сократить число видов, так как улучшают представление о конструкции изделия.

Еще лучше, чем штриховые линии, представление о невидимых частях изделия могут дать разрезы, которые образуются, если изделие рассечь в любом месте секущей плоскостью, перпендикулярной желаемому направлению взгляда наблюдателя (рис. 4.2, а). В этом случае выявляется форма изделия в месте прохождения секущей плоскости и этот разрез штрихуется наклонной к основным линиям контура штриховкой, соответствующей материалу изделия. На разрезе вскрываются и те контуры, которые расположены сзади секущей плоскости; они при желании могут быть показаны на самом изображении разреза, но могут и не изображаться.

Места разреза на видах изделия отмечаются двумя толстыми отрезками, направленными вдоль секущей плоскости и расположенными с двух сторон изделия, не пересекая его, и перпендикулярными к ним стрелками, обозначенными заглавными буквами (А—А, Б—Б и т. д.), направление которых соответствует направлению взгляда наблюдателя. Сам разрез располагается либо соосно с изделием, либо в любом месте чертежа под подчеркнутыми буквами (через тире), например А—А (рис. 4.2, б), но обязательно с учетом направления стрелок. Однако он может быть повернут, для чего рядом с надписью А—А ставится слово «повернуто».

Сечением называется изображение, получаемое при пересечении секущей плоскостью или несколькими плоскостями изделия и отражающее его контуры, расположенные только в секущей плоскости. Сечения в отличие от разреза можно осуществлять и по дуге с указанием «развернуть». Показывается сечение, как и разрез, двумя толстыми отрезками и стрелками с заглавными буквами. Изображается оно также под этими подчеркнутыми буквами (через тире), например А—А. Располагается сечение в любом месте поля чертежа. Если его нужно повернуть, ставится слово «повернуто». Сечение может быть наложенным, когда оно изображается тонкими линиями с внутренней штриховкой на самой детали, и вынесенным, когда оно отнесено от детали и изображено основными линиями тоже с внутренней штриховкой. Линии сечения и стрелки могут не ставиться, если сечения симметричны. Оси симметрии у них указываются штрихпунктир- ной тонкой линией.

По штриховке сечения или разреза легко определить материал насеченной детали. Для этого по ГОСТ 2.306—68 предусмотрена различная по виду штриховка.

Следует иметь в виду, что штриховка наносится под углом 45° к рамке чертежа в противоположных направлениях у смежных деталей. При совпадении линии контура детали и штриховки последнюю надо проводить под углом либо 30°, либо 60°. При больших площадях штрихуемой поверхности ее наносят только по краю контура.

Каждый чертеж содержит графическую и текстовую части, которые скомпонованы на поле чертежа определенным образом. Так, на рис. 4.3 и 4.4 представлены в качестве примера компоновки сборочного чертежа формата и детального чертежа формата. Графическая часть (три проекции изделия) на сборочном чертеже занимает поле чертежа слева и сверху, таблица с параметрами этой сборочной единицы находится справа вверху, а технические требования располагаются над штампом. В самом же штампе (в правом нижнем углу) помещается основная надпись со сведениями, включающими название изделия, его массу, масштаб изображения, индекс изделия, наименование предприятия, характер работы и подписи исполнителей.

Так же компонуются форматы. На самом небольшом формате сразу же над штампом с основной подписью располагаются технические требования к детали, а выше, занимая остальное поле чертежа, находится графическое изображение детали и справа от нее, если требуется, располагается таблица параметров. Для того чтобы судить о геометрических размерах изделия, изображенного на чертеже, служат размерные числа (размеры), проставляемые на проекциях (видах) изделия.

Линейные размеры на чертежах обозначаются в мм, а угловые — в градусах, минутах и секундах (например, 7°10’30”). Кроме размеров, на изображениях деталей в чертежах ставятся предельные отклонения размеров, посадки, допуски формы и расположения поверхностей, шероховатость и покрытия (см. рис. 4.4).

Предельные отклонения размеров показывают, насколько размеры детали, полученные при изготовлении, могут отличаться от номинальных размеров по проекту из-за неточностей изготовления, погрешности станков, приспособлений, инструмента для того, чтобы деталь могла быть установлена и работала бы в изделии нормально.

Рис. 4.3. Сборочный чертеж

Рис. 4.4. Деталировочный чертеж

Отклонение может быть верхним (со знаком «+») и нижним (со знаком «—»). Разность между верхним и нижним отклонениями называют допуском. Например, если у вала диаметром 50 мм верхнее отклонение равно +0,006 мм, а нижнее —0,005 мм, то допуск на диаметр будет равен +0,006— (—0,005) = = 0,011 мм. Следовательно, вал допускается изготавливать в пределах таких диаметров: наименьший 50 — 0,005= 49,995 мм, наибольший 50+0,006= = 50,006 мм.

Предельные отклонения ставятся рядом с номинальным размером справа от него меньшим шрифтом (например, 50t°). Если верхнее и нижнее отклонения равны, например 50t_°60o0o5, то это пишется так: 50± 0,005. Между верхним и нижним отклонениями находится так называемое поле допуска.

Посадки определяют характер сопряжения деталей друг с другом в сборках (например, вала и насаженного на него зубчатого колеса). А сопрягаться они между собой могут по-разному: если с зазором, то такая посадка считается подвижной, если с натягом, то посадка считается неподвижной. Есть посадки, в которых допустимы и зазор и натяг; они считаются переходными. Все посадки связаны с расположением полей допусков детали. По стандарту СЭВ 145—75 установлены допуски и отклонения в зависимости от номинальных размеров с учетом степеней точности или квалитетов. Их 19, обозначенных порядковыми номерами (01, 0, 1, 2, … 17).

Отклонения формы и расположения поверхностей влияют на долговечность деталей. Они указываются на чертежах согласно ГОСТ 2.308—79 условными обозначениями, помещенными в вынесенные прямоугольники, обращенные стрелками к данной детали.

Шероховатость поверхности представляет собой совокупность неровностей, образующихся на поверхности детали в результате механической обработки при ее изготовлении. ГОСТ 2789—73 установлены параметры шероховатости: Ra — среднее арифметическое отклонение профиля поверхности, Иг — высота неровностей профиля в 10 точках, Rmax — наибольшая высота профиля, Sm — средний шаг неровностей и др. Основными параметрами являются Ra и R2.

На всех поверхностях деталей должен быть указан параметр шероховатости. Для этого используется условный знак.

Условные знаки шероховатости располагаются острием вниз на линиях контура, выносных линиях, на полках выносных линий, на размерных линиях.

Покрытия, необходимые для придания деталям защитных, декоративных и прочных качеств, обозначаются на чертежах штрихпунктирной линией по контуру места покрытия с выносом на полке указания по характеру покрытия (например, «покрытие ХЗМ»).

Реклама:


Читать далее: Сборочные чертежи

Категория: - Ремонт автогрейдеров

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Виды машиностроительных чертежей | PRIMO DESIGN

1.Чертежи деталей машин

Рис. 1. Рабочий  и операционный     Рис. 2. Упрощенное изо­бражение

чертежи винта.                    цилиндрических зубчатых шестерен.

Чертежи, принятые в машиностроении, как по своему назначению и содержанию, так и по характеру выполнения очень разнообразны. По назначению чер­тежи разделяются на рабочие, приемочные, контрольные, ремонтные вспомогательные, специального инструмента и приспособлений, операционные, сборочные и т. д. По харак­теру изготовления различают эскизы, оригиналы, подлинники и пр. Рассмотрим на примерах те виды чертежей, с кото­рыми приходится иметь дело рабочему.

Рабочие чертежи. Пример рабочего чертежа представлен на рис. 1, где указаны все данные, необходимые для из­готовления данного винта.

Операционные чертежи. При прорезке (на фрезерном станке) шлица (прорези для отвертки в винте) фрезеровщи­ку нужно знать только два размера: ширину и глубину этого шлица. Остальные размеры винта ему не только не нужны, но часто мешают выяснению интересующих его размеров. Поэтому достаточно иметь чертеж винта, на котором были бы даны только размеры шлица, а остальные размеры винта не указаны.

Такие чертежи (рис. 1) называются операционны­ми и находят широкое применение на наших заводах; их достоинство — простота.

Упрощенные чертежи. При изображении некоторых дета­лей машин нет надобности выполнить все указанные выше правила черчения, — некоторыми из них можно пренебре­гать, не уменьшая, конечно, при этом ясности и отчетливости чертежа. Рассмотрим несколько примеров.

Рис. 3. Упрощенные изображения конических зубчатых шестерен.

 

При изображении зубчатых шестерен вычерчивание всех зубцов отнимает много времени и совсем не обязательно для правильного понимания чертежа шестерни. Вполне доста­точно показать лишь несколько зубцов, а вместо осталь­ных — провести окружность, диаметр которой равен наруж­ному диаметру шестерни. Именно так и изображена на рис. 2. большая цилиндрическая зубчатая шестерня. Иногда же удо­влетворяются изображением шестерни, как это сделано на рис. 2 с меньшей шестерней, т. е. совсем не показывая зуб­цов.

При изображении на чертежах конических шестерен зубцы их также не показывают. Несколько упрощенных изображений конических шестерен представлено на рис. 3. Упрощенные изображения червячной передачи показаны на рис. 4.

Цилиндрические винтовые пружины, работающие на сжа­тие, показывают так, как изображено на рис. 5.  Если диаметр сечения витка пружины на чертеже равен или меньше 2 мм, то сечение каждого витка при изображении пружины в разрезе заливают тушью сплошь, а не штрихуют.

 

Рис. 4. Упрощенные изображения червячной передачи.

Упрощенное изображение цилиндрической пружины, работающей на растяжение, показано на рис. 5.

Рис. 5. Упрощенные изображения вин­товых пружин.

Пример упрощенного изображения листовой пружины представлен на рис. 6.

На рис. 7  представлен вид с торца цилиндрической фрезы. В этом случае показано лишь несколько зубцов фрезы, а остальные за­менены окружностью. На рис.7 изображен пол­ный разрез рассматривае­мой фрезы по АА. Из этого разреза видно, что отверстие в фрезе имеет в средней части уширение. Форму и размеры отверстия в фрезе мо­жно было бы с доста­точной ясностью пока­зать так, как это сделано на рис. 7, т. е. часть отверстия в фрезе, расположенную в неразрезанной части ее (верхней), показать пунктирными линиями. Этих пунк­тирных линий, без ущерба для ясности чертежа, очень часто не показывают, и разрез фрезы изображают так, как на рис. 7 -IV

Рис. 7. Различные способы изображения цилиндрической фрезы.


При изображении некоторых деталей проекции их полу­чаются иногда очень сложными для вычерчивания и вместе с тем необязательными для правильного понимания чертежа. Такой случай представлен на рис. 8, на котором изобра­жена чугунная труба с тремя патрубками. На рис. 8-I показан вид этой трубы спереди, а на рис. 8-II —правильно начерченный разрез ее. Разрез этот можно изобразить и иначе (проще), а именно так, как представлено на рис. 8-III, где один из патрубков показан условно повернутым. Разбираясь в устройстве рассматриваемой трубы по рис. 8-I и 8-III, мы составим себе правильное представление о ней, несмотря на то, что одна из ее проекций (рис. 8 III), строго говоря, неверна. Необходимо отметить, что такой прием упрощения чертежа применяется на практике довольно часто.

Рис. 8. Упрощенный разрез патрубка.

 

 

2. ОСТы и нормали

Типы, конструкции и раз­меры различных деталей, часто применяемых во всех от­раслях машиностроения, установлены для нашей промышлен­ности соответствующими ОСТами (общесоюзными стандартами). Так, например, установлен определенный ассортимент болтов, гаек, шайб и других крепежных деталей, определены типы и размеры конусов (Морзе, метрический), различных режущих инструментов (сверл, фрез, напильников) и т. д. Оптированы не только детали машин, но и различные мате­риалы, применяемые в машиностроении (чугуны, стали, цвет­ные металлы), а также некоторые определения и термино­логия, относящиеся к процессу  резания, допускам и посадкам, правила выполнения машиностроительных чертежей и условных обозначений на них и т. д.

ОСТы имеют большое значение для народного хозяй­ства. В производственной жизни заводов возникло бы много производственных и организационных затруднений, если бы не были оптированы простые и распространенные детали машин, резьбы, режущие и измерительные инструменты., правила выполнения машиностроительных чертежей и т. д.

Кроме ОСТов, на многих заводах применяются так на­зываемые нормали, составляемые на основании соответству­ющих ОСТов, и только при отсутствии таковых — по мате­риалам данного завода.

ОСТы и нормали не являются чертежами, которыми пользуются непосредственно на рабочих местах при изго­товлении деталей. Тем не менее каждый рабочий должен уметь в них разбираться еще и потому, что многие таблицы, приводимые в различных справочниках, имеют форму, похо­жую на ОСТы и нормали.

 

3. Сборочные чертежи

Детали машины, обрабо­танные по чертежам на станках, поступают на слесарно-сборочный участок (или даже в сборочный цех), где произво­дится (иногда) окончательная обработка (сверление и на­резка мелких отверстий, удаление заусенцев и пр.), взаим­ная пригонка (также иногда) этих деталей и, наконец, сборка их в одно целое. В результате этого процесса и составляются машина, станок, приспособление.

Само собой разумеется, что произвести сборку машины только по чертежам составляющих ее деталей, можно лишь в сравнительно редких случаях — при очень неболь­шом количестве деталей, при сравнительной простоте устройства собираемой машины и т. д. В большинстве же случаев одних чертежей деталей машины для сборки ее оказывается недостаточно, так как сборщику остаются все же неизвестными и относительное расположение деталей в машине и их взаимодействие и многие другие сведения, необходимые для правильной сборки машины. Сборщик не будет испытывать никаких затруднений лишь в том случае, если в его распоряжении будет еще так называемый сбо­рочный чертеж (или, как его называют довольно часто, общий вид) собираемой машины.

Пример сборочного чертежа представлен на рис. 10, на котором изображено делительное приспособление к фре­зерному станку — для фрезерования шестигранных головок болтов и шестигранных гаек. Как видно из этого рисунка, сборочный чертеж выполняют с соблюдением всех правил черчения деталей. И в этом случае дается несколько (на рис. 10 — две) проекций данной машины, причем некоторые из них показываются в разрезах и т.д. На чертеже общего вида машины, обычно отсутствуют размеры составляющих ее де­талей, условные обозначения, качество обработки и другие сведения, которые необходимы при обработке деталей. Иногда проставляют лишь так называемые габаритные раз­меры машины (длина, ширина, высота) и размеры, выполне­ние которых имеет особо важное значение, для правильной ее работы.

На сборочном чертеже обязательно указывают номера деталей изображенной машины, приспособления и т. д. (рис. 10). Иногда вместо кружков, в которые вписаны но­мера деталей, их пишут, как говорят, на полках (номера 4, 3 и 7 на рис. 10.)

Номера деталей, проставленные на сборочном чертеже машины, совпадают с номерами их, написанными на чертежах самой детали. Иногда на детали выбивают клейма, указывающие номера деталей; кроме того, эти номера де­талей совпадают с номерами, проставленными в так назы­ваемой спецификации, помещаемой на сборочном чертеже или прилагаемой к нему.

Рис. 10. Пример оборонного чертежа (делительного приспособ­ления к фрезерному станку).

 

4. Кинематические схемы

 

Устройство металлорежу­щих станков изображается в их паспортах, в различных инструкциях по настройке, в некоторых учебниках и т. д. в виде так называемых кинематических схем. В таких схе­мах все детали станка (шпиндель, различные валы, валики, винты, шестерни и т. д.) изображают условно, что значи­тельно упрощает как составление схемы, так и изучение ее.

 

                                 5. Спецификации и надписи на чертежах

В правом ниж­нем углу чертежа детали машины помещается табличка, которая заполняется данными, относящимися к этой детали, и сведениями общего характера. Поскольку установленной формы такой таблички пока нет, на различных заводах они разнообразны, но содержание их почти во всех случаях одно и то же.

primo-design.ru

План занятия на тему "Машиностроительный чертеж, его назначение. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Виды изделий по ГОСТ 2.101-68."

План занятия на тему

«Машиностроительный чертеж, его назначение. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Виды изделий по ГОСТ 2.101-68.»

Цели урока:

обучающая – ознакомление с общей теорией машиностроительного черчения, его значением в освоении профессии;

развивающая – развитие теоретического мышления, навыков конспектирования лекций;

воспитательная – воспитание ответственности при ведении записей, аккуратности в работе.

КМО урока: учебник И.С.Вышнепольский «Техническое черчение с элементами программированного обучения» - 15 экземпляров, рабочие тетради – по количеству обучающихся, инструменты, оборудование, чертежные принадлежности.

Тип урока: освоение новых знаний.

Структура урока:

  1. Орг.момент – 3 мин.

  2. Актуализация опорных знаний – 10 мин.

  3. Мотивация учебной деятельности – 5 мин.

  4. Сообщение темы, цели и задач урока – 5 минут.

  5. Лекция с элементами беседы – 50 мин.

  6. Опрос по изложенному материалу – 10 мин.

  7. Подведение итогов урока – 5 мин.

  8. Задание на дом – 2 мин.

Ход урока

1. Задачи: проверить присутствие всех обучающихся, настроить на работу.

2. Форма обучения: фронтальная.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Задачи: подготовка учащихся к усвоению темы, развитие навыков устной речи.

2. Метод: беседа.

3. Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

3. Мотивация учебной деятельности.

1. Задачи: создать установку на привлечение внимания учащихся к теме урока.

2. Метод: объяснительный.

3. Форма обучения: фронтальная.

4. Сообщение темы, цели и задач урока.

1. Задачи: ознакомить обучающихся с темой урока.

2. Метод: объяснительно-иллюстративный (запись на доске).

3. форма обучения: фронтальная.

5. Лекция с элементами беседы.

1. Задачи: развить у учащихся теоретическое мышление, выработать навыки конспектирования лекций, получить обратную связь.

2. Метод: лекция с элементами беседы.

3. Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

6. Опрос по изложенному материалу.

1. Задачи: получить обратную связь, проверить уровень понимания изложенного материала.

2. Методы: опрос.

3. Форма обучения: индивидуальная.

7. Подведение итогов урока.

1. Задачи: подвести итоги урока и получить обратную связь.

2. Форма обучения: индивидуальная.

8. Задание на дом.

Работа с Интернет-ресурсами: подготовить примеры видов изделия по ГОСТ 2.101-68

План лекции:

Машиностроительный чертеж, его назначение.

Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции.

Виды изделий по ГОСТ 2.101 - 68

Чтение машиностроительных чертежей.

1. Машиностроительный чертеж, его назначение

Машиностроительное черчение является частью технического черчения, в котором изучаются приёмы и условности вычерчивания машин, их узлов, деталей, приспособлений, металлических конструкций и т. п. Таким образом, м\с чертеж – чертеж, передающий строение машин, их узлов, деталей, приспособлений, металлических конструкций и т. п. Назначение его – регламентация изготовления деталей, сборки, монтажа конструкций, а также наглядное объяснение взаимодействия составных частей и принцип работы изделия.

Изучение курса машиностроительного черчения имеет целью научить понимать и выполнять любые машиностроительные чертежи и самостоятельно разбираться во всей технической документации, относящейся к чертежам.

При выполнении машиностроительных чертежей используются правила и приёмы геометрического и проекционного черчения: однако знание их оказывается недостаточным. Необходимы также познания из курса деталей машин, технологии машиностроения и других технических дисциплин.

2. Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции

Для успешного овладения курсом машиностроительного черчения необходимо изучение стандартов ЕСКД, в которых содержатся сведения по изображению предметов с применением упрощений и условностей.

Особенное внимание следует уделять изучению стандартов чертежей, которые создают единство в оформлении чертежей и обеспечивают тесную связь между изучаемым в учебных заведениях и применяемым на практике.

3. Виды изделий по ГОСТ 2.101 - 68

Изделием называется предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению на производстве. Устанавливаются следующие виды изделий: детали; сборочные единицы; комплексы; комплекты. Деталь - это изделие, изготовленное из однородного по марке материала, без применения сборочных операций. Сборочная единица - это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочными операциями (свинчиванием, сваркой, клепкой и т.п.). Комплекс - два и более изделия, не соединенные сборочными операциями, но предназначенные для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций (например, поточная линия станков). Комплект - два и более изделия, не соединенные сборочными операциями и представляющие набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение (например, комплект инструментов).

4. Чтение машиностроительных чертежей

Прочитать современный чертеж изделия — это значит получить полное представление о форме изделия, размерах и технических требованиях, а также определить все необходимые данные для его изготовления и контроля.

По чертежу детали выясняют форму и размеры всех ее элементов, назначенный конструктором материал, допустимую шероховатость поверхностей, показатели свойств материалов, предельные отклонения размеров, формы и расположения поверхностей.

Деталь на рабочем чертеже обычно изображают в законченном виде, т.е. такой, какой она должна поступить на сборку. По рабочим чертежам разрабатывается весь технологический процесс изготовления детали и составляются технологические карты, на которых детали изображают в промежуточных стадиях изготовления.

Качество рабочего чертежа оценивается по тому, насколько он отвечает требованиям производства.

Основные требования к чертежу сводятся к следующему:

1. Чертеж детали должен содержать минимальное, но достаточное для уяснения ее формы количество видов, разрезов и сечений, выполненных с применением только таких условных изображений, которые установлены стандартами.

2. На чертеже должна быть обозначена шероховатость поверхности и нанесены геометрически полно и технологически правильно все необходимые размеры.

3. Чертеж должен содержать необходимые технические требования, отражающие особенности детали: материал и показатели его свойств, покрытие, предельные отклонения размеров, геометрической формы и расположения поверхностей.

Среди требований, предъявляемых к чертежу детали, следует особо выделить требование технологичности, т. е. связи чертежа с технологией изготовления детали. Требование технологичности относится как к самой конструкции детали, так и к ее изображению на чертеже.

Большое значение для изготовления детали имеет технологически правильная простановка размеров на чертеже. При этом необходимо учитывать: какие элементы деталей принять за размерные базы, чтобы они согласовывались с технологическими и измерительными базами; какие указать размеры, чтобы учесть все виды промежуточного контроля в процессе изготовления детали; какие размеры на чертеже детали необходимо согласовать с соответствующими размерами смежных сопрягаемых деталей, находящихся во взаимодействии с данной.

infourok.ru

ЧТЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ.

Поиск Лекций

ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА И СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ.

Общие положения.

Чтение машиностроительного чертежа начинается с изучения конструкции изделия.

Прочитать чертеж общего вида (рис.1) это значит:

1) установить назначение устройства и принцип действия изображенного изделия;

2) выяснить назначение, форму и взаимодействие деталей изделия, их размеры;

3) выяснить взаимное положение деталей и способы их соединений друг с другом.

 

 

 

Рис. 3. Сборочный чертеж вентиля запорного

 

 

 

 

Рис. 4 а. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. Первый лист

 

 

Рис. 4 б. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. второй лист

Чтение чертежа значительно облегчается, если имеется возможность изучить принцип действия изделия по какому-либо документу (например, по пояснительной записке, паспорту или описанию устройства).

Полнота изображения изделия на машиностроительном чертеже определяется наличием необходимых видов, разрезов (рис.1, разрез А-А), сечений (рис.1, Б-Б), местных видов (рис.1 В, Г) и, при необходимости, выносных элементов. При определении необходимого числа видов исходят из сложности изделия. Число видов – минимальное, но достаточное для полного представления об устройстве и размерах изделия.

Выполнение разрезов позволяет выявить характер соединения деталей. Применяются разрезы простые и сложные, полные и местные и др. При изображении симметричной фигуры, допускается соединять половину вида и половину разреза, разделяя их штрих-пунктирной линией, являющейся осью симметрии изделия. Часть разреза располагается справа (рис. 5) или ниже оси симметрии, разделяющей часть вида с частью разреза.

Рис. 5. Соединение части вида и части разреза изделия

При соединении частей вида и разреза симметричной фигуры, если ось симметрии совпадает с проекцией какой-либо линии фигуры (например, ребра шестигранника, четырехгранника и т.п.), то вид от разреза отделяется сплошной волнистой линией, проводимой левее или правее оси симметрии.

При соединении на одном изображении вида и разреза несимметричной фигуры, разрез отделяется от вида сплошной волнистой линией.

Графические обозначения материалов в разрезах и сечениях на чертежах общего вида и сборочных чертежах (ГОСТ 2.306) аналогичны изображению материалов на рабочих чертежах деталей изделий. По ним можно ориентировочно определить материал, из которого изготовлены составные части изделия.

Если на чертеже изображены смежные детали, то они штрихуются в противоположные стороны или с различным шагом штриховки. На рисунке 6 одна деталь поз.5 – штрихуется с наклоном влево, другая, поз. 1 – вправо. Это делается для того, чтобы легче было отличить смежные детали одну от другой.

Когда в разрез попадают три и более смежные детали, то изменяют шаг линий штриховки на изображениях соседних деталей или сдвигают линии штриховки. Больший шаг применяют для более крупных деталей (рис. 6, поз.6, 10, рис. 1, поз. 12, 13, детали заштрихованы в одну и ту же сторону, но с разным шагом).

Однако следует обратить внимание, что для всех разрезов и сечений данной детали на чертеже штриховка выполняется в одну сторону с одинаковым шагом между линиями штриховки (рис. 1, детали поз. 6, 8 на главном виде и на разрезе А-А заштрихованы в одну сторону).

 

 

Рис. 6. Штриховка материала для смежных деталей.

Узкие площади сечений, толщина которых на чертеже равна 2 мм или менее показывают зачерненными (рис. 6, поз. 3, 4).

Перемещающиеся части изделия на чертеже изображают, как правило, в рабочем положении. Допускается изображать их также в крайнем или промежуточном положениях, применяя для этого тонкую штрихпунктирную линию с двумя точками. На чертеже наносятся соответствующие размеры, характеризующие различные положения перемещающихся частей (рис. 1, 2 (размер 250...265)).

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

1. Часть третья. ОСНОВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ

 

 

 

 

Главным элементом в решении графических задач в инженерной графике является чертеж. Под чертежом подразумевают графическое изображение предметов или их частей. Чертежи выполняются в строгом соответствии с правилами проецирования с соблюдением установленных требований и условностей. Причем правила изображения предметов или их составных элементов на чертежах остаются одинаковыми вб всех отраслях промышленности и строительства.

Изображение предмета на чертеже должно быть таким, чтобы по нему можно было установить форму его в целом, форму отдельных его поверхностей, сочетание и взаимное расположение отдельных его поверхностей. Иными словами, изображение предмета должно давать полное представление о его форме, устройстве, размерах, а также о материале, из которого изготовлен предмет, а в ряде случаев включать сведения о способах изготовления предмета. Характеристикой величины предмета на чертеже и его частей являются их размеры, которые наносятся на чертеже. Изображение предметов на чертежах выполняют, как правило", в заданном масштабе.

Изображения предметов на чертеже должны быть размещены так, чтобы поле его было равномерно заполнено. Число изображений на чертеже должно быть достаточным для получения полного и однозначного представления о нем. В то же время на чертеже должно быть только необходимое количество изображений, оно должно быть минимальным, т. е. чертеж должен быть лаконичным и содержать мини-

Рис. 165

мальный объем графических изображений и текста, достаточных для свободного чтения чертежа, а также его изготовления и контроля.

Видимые контуры предметов и их граней на чертежах выполняются сплошной толстой основной линией. Необходимые невидимые части предмета выполняют при помощи штриховых линий. В случае, если изображаемый предмет имеет постоянные или закономерно изменяющиеся поперечные сечения, выполняется в требуемом масштабе и не помещается на поле чертежа заданного формата, его можно показать с разрывами.

Правила построения изображений на чертежах и оформления чертежей приведены и регламентируются комплексом стандартов «Единой системы конструкторской документации» (ЕСКД).

Изображение на чертежах может быть выполнено различными способами. Например, с помощью прямоугольного (ортогонального) проецирования, аксонометрических проекций, линейной перспективы. При выполнении машиностроительных чертежей в инженерной графике чертежи выполняют по методу прямоугольного проецирования. Правила изображения предметов, в данном случае изделий, сооружений или соответствующих составных элементов на чертежах установлены ГОСТ 2.305—68.

При построении изображений предметов методом прямоугольного проецирования предмет располагают между наблюдателем и соответствующей плоскостью проекции. За основные плоскости проекций принимают шесть граней куба, внутри которого располагается изображаемый предмет (рис. 165, а). Грани 1,2 и 3 соответствуют фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекций. Грани куба с полученными на них изображениями совмещают с плоскостью чертежа (рис. 165, б). При этом грань 6 можно расположить и рядом с гранью 4.

Изображение на фронтальной плоскости проекций (на грани 1) считается главным. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета, несло наибольшую информацию о нем. Это изображение называют главным.

В зависимости от своего содержания изображения предметов разделяют на виды, разрезы, сечения.

 

lib.qrz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *