Автомобильные бензины: технические характеристики, классификация, назначение
Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.
Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах; иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др.
Ассортимент, качество и состав автомобильных бензинов
Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних — по исследовательскому.
В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых.
Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем. Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень высокой.
Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 с октановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96.Эти бензины предназначены в основном для поставки на экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122-95 и ТУ 38.401-58-127-95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям (ТУ 38.401-58-86-94). При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается. Требования ГОСТ 2084-77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице. Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние. Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля.
В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Премиум-95», «Супер-98». Бензин «Нормаль-80» предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин «Регуляр-91» предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины «Премиум-95» и «Супер-98» полностью отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.
С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкости допускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более — 5 мг Мn/дм3 для марки «Нормаль-80» и не более 18 мг Мn/дм3 для марки «Регуляр-91». В соответствии с европейскими требованиями по ограничению содержания бензола введен показатель «объемная доля бензола» — не более 5 %. Установлена норма по показателю «плотность при 15 °С».
Ужесточена норма на массовую долю серы — до 0,05 %. Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рационального использования бензинов введено пять классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350 — 80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель «индекс испаряемости». В ГОСТ Р 51105-97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики испаряемости по ГОСТ Р 51105-97 приведены в таблице.
По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50 %.
Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40 %, олефиновых — 25-35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям.
Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.
При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.
Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 — в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.
В последнее время ассортимент автобензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства неэтилированного бензина и сокращением производства бензина этилированного.
К таким веществам относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические соединения и т. д. Необходимость производства таких бензинов по техническим условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в строго определенных концентрациях. Для контроля содержания этих компонентов в технических условиях предусматриваются специальные показатели и вводятся дополнительные методики контроля.
Все бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», который вводится с 01 июля 2000г.
Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р 51313-99 проверяется при их сертификации, которая является обязательной.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Топ-5 газовых брендов по доле рынка
Редактировать
Топливо Основные нефтяные компании By Саманта Оллер, 26 мая 2020 г.Фото: Shutterstock
ЧИКАГО — Крупные бренды, как правило, занимают самую большую долю рынка благодаря огромному количеству торговых точек. По данным OPIS, в 2019 году Chevron поднялась на 3-е место.
Рейтинг | Марка | Market share | Station count | |
---|---|---|---|---|
1 | Shell | 12.5% | 12,880 | |
2 | Exxon | 6.2% | 6,364 | |
3 | Chevron | 6,1% | 6 499 | |
4 | Спидвей | 5,9% | 3,450 | |
5 | BP | 5,3,3,3,3,3595959595955955955955955955955955955954595595455955595559555 | 595595595595595595455954595459555954595459н5н | 95495495495495559545954595459.0030 |
Источник: OPIS
Щелкните здесь, чтобы просмотреть полный отчет о топливе 50 за 2020 год.
Участники помогают сделать нашу журналистику возможной. Станьте участником CSP сегодня и получите эксклюзивные преимущества, в том числе неограниченный доступ ко всему нашему контенту. Подпишите здесь.
объем топлива данные о топливе
Хотите быть в курсе последних новостей?
Получите актуальную информацию об индустрии комфорта. Подпишитесь, чтобы получать сообщения от CSP о новостях и идеях, важных для вашего бренда.
Информационный бюллетеньПоследняя информация от CSP , отправленная прямо на ваш почтовый ящик.
Регистрация
Спасибо за регистрацию! Нажмите здесь, чтобы заполнить свой профильПодкаст: Универсальные магазины Кейси ориентируются в будущем топлива
Подкаст: Движение трафика от топливного острова к магазину
Подкаст: от жертвы до лидера
Подкаст: «Голос опыта
Эксклюзивный контент
Премия
Fuels
Стабильность в нефтяном масле и бензине».
Foodservice
Обесценивание меню на свой страх и риск
Важность хорошо продуманного предложения общественного питания, цен, ингредиентов и всего
Premium
Технологии/услуги
Извлечение идей из мира удобства
Как путешествия могут вдохновить на новую большую концепцию, чтобы сохранить прибыльность бизнеса
Напитки
7-Eleven, Speedway теперь предлагает Pulpoloco Sangria
Новости компании
Мерфи, США представляет план развития магазина5
Foodservice
Splenda открывает первую ферму по производству стевии в США
Напитки
Приготовление напитков в одной чашке обеспечивает скорость, вкус и низкие эксплуатационные расходы для магазинов повседневного спроса
Закуски и конфеты
Сила белковых закусок
Технологии/услуги
Практический пример: как местный C-Store удовлетворяет потребности своего сообщества потенциал для c-магазинов
Топливо
Как правильно выбрать систему зарядки электромобилей
Марки бензина TOP TIER™ — TOP TIER™
Марки бензина, одобренные TOP TIER™
Детергентный бензинTOP TIER™ – это стандарт эффективности топлива, основанный на присадках для контроля отложений и предназначенный для сведения к минимуму образования углеродистых отложений на критических компонентах двигателя, таких как впускные клапаны и форсунки. Он также запрещает использование металлоорганических добавок, которые, как известно, повреждают каталитические нейтрализаторы. Первоначально разработанная небольшой группой ведущих производителей автомобилей, спонсорская группа выросла до своего нынешнего числа из десяти.
Логотип TOP TIER™ признает участие розничного продавца в программе и указывает на его приверженность поставкам топлива, отвечающего требованиям TOP TIER™.
Разработано производителями автомобилей и поставляется участвующими розничными торговцами топливом. Цель состоит в том, чтобы обеспечить нашего общего клиента, владельца автомобиля, топливом более высокого качества.
- Все торговые точки в стране, где действует лицензия, должны соответствовать высоким стандартам программы TOP TIER™.
- Все сорта бензина должны быть обработаны утвержденной присадкой к бензину TOP TIER™ Detergent в правильной концентрации.
- Логотип TOP TIER™ должен быть размещен на видном месте на станциях для легкого распознавания покупателями. Розничные продавцы, имеющие лицензию
- TOP TIER™, соглашаются, что их бензин не будет содержать металлоорганических добавок (таких как ММТ или ферроцин), которые, как известно, вредны для систем доочистки.
Автопроизводители рекомендуют
Некоторые ведущие автопроизводители спонсируют программу TOP TIER™ и рекомендуют ее постоянное использование в автомобилях, чтобы свести к минимуму образование углеродистых отложений и поддерживать работу двигателей в соответствии с проектом. Число спонсоров с годами выросло и теперь включает BMW, General Motors, Stellantis, Ford, Honda, Daimler Truck, Toyota, Volkswagen, Mercedes-Benz, Navistar и Audi.
Минимизация отложений
Отложения, образующиеся в двигателях и системах подачи топлива, могут вызывать проблемы с производительностью, такие как снижение расхода топлива, увеличение выбросов и проблемы с управляемостью, такие как затрудненный запуск, колебания и остановка двигателя. В бензинах, одобренных TOP TIER™, используются проверенные присадки, снижающие образование отложений.
Защита системы выбросов
TOP TIER™ запрещает использование металлоорганических добавок, которые, как известно, повреждают системы дополнительной обработки выбросов.
Автопроизводители рекомендуют
Многие ведущие автопроизводители спонсируют программу TOP TIER™ и рекомендуют ее постоянное использование в автомобилях, чтобы свести к минимуму образование углеродистых отложений и поддерживать работу двигателей в соответствии с проектом. Число спонсоров с годами выросло и теперь включает BMW, General Motors, Stellantis, Ford, Honda, Toyota, Volkswagen, Mercedes-Benz, Navistar и Audi.
Многие ведущие автопроизводители спонсируют программу TOP TIER™ и рекомендуют ее постоянное использование в автомобилях, чтобы свести к минимуму образование углеродистых отложений и поддерживать работу двигателей в соответствии с проектом. Число спонсоров с годами выросло и теперь включает BMW, General Motors, Stellantis, Ford, Honda, Toyota, Volkswagen, Mercedes-Benz, Navistar и Audi.
Стандарты на топливо и моющие свойства
В США стандарты на топливо регулируются Агентством по охране окружающей среды (EPA). В 1996 году Агентство по охране окружающей среды разработало программу присадок для контроля отложений в бензине, чтобы гарантировать, что весь бензин, используемый в Соединенных Штатах, содержит присадки, ограничивающие образование таких отложений. Это известно как LAC (самая низкая допустимая концентрация). В течение следующих 8 лет автопроизводители убедились в том, что уровень моющей способности должен быть выше для оптимальной производительности, и в 2004 году представили стандарт производительности TOP TIER™.0003
В США стандарты топлива регулируются Агентством по охране окружающей среды (EPA). В 1996 году Агентство по охране окружающей среды разработало программу присадок для контроля отложений в бензине, чтобы гарантировать, что весь бензин, используемый в Соединенных Штатах, содержит присадки, ограничивающие образование таких отложений. Это известно как LAC (самая низкая допустимая концентрация). В течение следующих 8 лет автопроизводители убедились в том, что уровень моющей способности должен быть выше для оптимальной производительности, и в 2004 году ввели стандарт производительности TOP TIER™.0003
Минимизация отложений
Отложения, образующиеся в двигателях и системах подачи топлива, могут вызывать проблемы с производительностью, такие как снижение расхода топлива, увеличение выбросов и проблемы с управляемостью, такие как затрудненный запуск, колебания и остановка двигателя. В моющих бензинах TOP TIER™ используются присадки, проверенные и доказавшие свою эффективность для сведения к минимуму образования отложений.
Отложения, которые образуются в двигателях и системах подачи топлива, могут вызвать проблемы с производительностью, такие как снижение расхода топлива, увеличение выбросов и проблемы с управляемостью, такие как затрудненный запуск, колебания и остановка двигателя. В моющих бензинах TOP TIER™ используются присадки, проверенные и доказавшие свою эффективность для сведения к минимуму образования отложений.
Защита системы выхлопа
TOP TIER™ запрещает использование металлоорганических добавок, которые, как известно, повреждают каталитические нейтрализаторы.
TOP TIER™ запрещает использование металлоорганических добавок, которые, как известно, повреждают каталитические нейтрализаторы.
Розничные продавцы присоединяются к программе
Торговцы топливом и розничные продавцы добровольно присоединяются к программе TOP TIER™ и соглашаются поставлять топливо, соответствующее стандарту производительности, с использованием одобренных TOP TIER™ присадок в указанной концентрации. Розничные продавцы TOP TIER™ поставляют топливо, отвечающее требованиям, на всех своих АЗС во всех предлагаемых октановых классах.
Торговцы топливом и розничные продавцы добровольно присоединяются к программе TOP TIER™ и соглашаются поставлять топливо, соответствующее Стандарту производительности, с использованием одобренных TOP TIER™ присадок в указанной концентрации.