Магистральный трубопровод что такое – Магистральные трубопроводы. Классификация магистральных трубопроводов

Содержание

Лекция 3. «Основные составные части нефте-, газо- и продуктопроводов»

    1. Классификация магистральных трубопроводов

В соответствии с российскими строительными нормами трубопро­воды для добычи и транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов подразделяются на четыре группы:

  • промысловые трубопроводы;

  • технологические трубопроводы;

  • магистральные трубопроводы;

  • распределительные трубопроводы.

      1. Промысловые трубопроводы

Промысловые трубопроводы прокладываются от скважин к установкам подготовки газа, газового конденсата или нефти на промыслах. Они служат для сбора продуктов скважин и их транспортировки на установки комплексной подготовки газа (УКПГ) или установки комплексной подготовки нефти (УКПН), а также для подачи очищенного газа, ингибитора и сточных вод под большим давлением в нефтяные скважины. Обычно диаметры промысловых трубопроводов составляют 100—200мм; диаметр промыслового коллектора — 500—1000 мм. Давления в промысловых трубопроводах достигают 32 МПа (320 кгс/см

2) и более.

      1. Технологические трубопроводы

Технологические трубопроводы прокладываются на территории УКПГ и УКПН и предназначены для соединения между собой технологического оборудования, на котором осуществляется очистка нефти или газа от механических примесей, воды и других компонентов.

      1. Магистральные трубопроводы

Магистральные трубопроводы предназначены для дальней транспортировки подготовленных на промысловых сооружениях нефти, газа, газового конденсата. Кроме того, магистральный трубопровод прокладывается от газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих (нефтепродуктопровод) заводов до районов их потребления. Диаметры магистральных трубопроводов могут быть от 200 до 1400 мм, рабочие давления в них могут составлять от 2,5 МПа (25 кгс/см

2) до 10,0 МПа (100 кгс/см2).

      1. Распределительные трубопроводы

Распределительные трубопроводы прокладываются от магистральных трубопроводов к местам непосредственного потребления газа или нефтепродуктов. Диаметр таких трубопроводов обычно составляет 100—300 мм, рабочие давления не превышают 1,2 МПа (12 кгс/см2).

      1. Классификация трубопроводов и их участков по сложности строительства

В соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» магистральные газопроводы подразделяются на два класса в зависимости от рабочего давления:

• I класс — рабочее давление свыше 2,5 МПа (25 кгс/см2) до 10,0 МПа (100 кгс/см2) включительно;

• II класс — рабочее давление свыше 1,2 МПа (12 кгс/см

2) до 2,5 МПа (25 кгс/см2) включительно.

Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от диаметра трубопровода:

• I класс — диаметр свыше 1000 мм до 1200 мм включительно;

• II класс — диаметр свыше 500 мм до 1000 мм включительно;

• III класс — свыше 300 мм до 500 мм включительно;

• IV класс — 300 мм и менее.

В зависимости от класса трубопровода выбираются безопасные расстояния от трубопровода до строений и сооружений при проектировании.

Наряду с этой классификацией для трубопроводов и их участков установлены категории, которые требуют обеспечения соответствующих прочностных характеристик (выбора коэффициента условий работы трубопровода при расчете его на прочность, устойчивость и деформативность), объема неразрушающего контроля сварных соединений и величины испытательного давления.

В соответствии со СНиП 2.05.06-85* приняты пять категорий трубопроводов и их участков: В, I, II, III, IV; наиболее высокой категорией является «В», наименьшей – «IV». Чем выше категория трубопровода, тем больше принимается объем контроля сварных соединений, выше испытательное давление, меньше коэффициент условий работы трубопровода.

К категории «В» относятся: переходы нефтепровода и нефтепродуктопровода диаметром 1000 мм и более через судоходные водные преграды и несудоходные шириной зеркала воды 25 м и более; газопроводы внутри зданий компрессорных станций (КС), подземных хранилищ газа (ПХГ), газораспределительных станций (ГРС), нефтеперекачивающих станций (НПС) и др.

К участкам IV категории относятся трубопроводы, проходящие по равнинной местности, в устойчивых грунтах, вдали от строений и сооружений.

Необходимость в такой классификации объясняется различием условий, в которых будет находиться трубопровод на тех или иных участках местности и возможными последствиями в случае разрушения трубопровода. Так, если газопровод или нефтепровод разрушится на равнинной местности, вдали от строений и сооружений и водоемов, то ущерб будет минимальным, а если газопровод разрушится на территории КС или нефтепровод на пересечении водотока, то ущерб будет значительный. Поэтому к таким участкам трубопровода предъявляются более жесткие требования, чем к остальным.

studfiles.net

магистральный трубопровод — это… Что такое магистральный трубопровод?


магистральный трубопровод
Источник: «Дом: Строительная терминология», М.: Бук-пресс, 2006.

Строительный словарь.

  • люфт-клозет
  • магнезиальная коррозия бетона

Смотреть что такое «магистральный трубопровод» в других словарях:

  • Магистральный трубопровод — трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами. Источник: НПБ 88 2001*: Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования 1.3.8 магистральный… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Магистральный трубопровод — Трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами. Источник: НПБ 88 2001* EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • магистральный трубопровод — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN transmission pipeline …   Справочник технического переводчика

  • магистральный трубопровод — magistralinis vamzdis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. delivery pipe; main pipe vok. Hauptrohrleitung, f rus. магистральный трубопровод, m pranc. conduite maîtresse, f; tuyauterie principale, f …   Automatikos terminų žodynas

  • Магистральный трубопровод — ► trunk pipeline Трубопровод большого диаметра и высокого давления, рассчитанный на транспортировку нефти, газа, воды, нефтепродуктов и др. с большими расходами. см. Нефтепровод магистральный; Газопровод магистральный …   Нефтегазовая микроэнциклопедия

  • магистральный трубопровод (далее — трубопровод) — 2.7 магистральный трубопровод (далее трубопровод): Комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Неизотермический магистральный трубопровод —         (a. non isothermal main pipeline; н. Fernrohrleitung ohne Warmedammung; ф. conduite maitresse non isothermique; и. tuberia magistral no isotermica, conducto principal no isotermico) комплекс сооружений для транспортирования на большие… …   Геологическая энциклопедия

  • врезка в магистральный трубопровод — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN tie in …   Справочник технического переводчика

  • главный магистральный трубопровод — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN main trunk line …   Справочник технического переводчика

  • кольцевой магистральный трубопровод

    — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN circular main linering main …   Справочник технического переводчика

dic.academic.ru

Магистральный трубопровод — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Магистральный трубопровод

Cтраница 1

Магистральные трубопроводы предназначены для непрерывного использования в течение длительного времени.  [1]

Магистральный трубопровод — Сложное инженерное1 сооружение большой пгютяж. В свою очередь, эти изменения оказывают влияние на трубопровод и могут быть решающими при оценке его надежности.  [2]

Магистральный трубопровод — сварная конструкция, для линейной части которой особую опасность представляют протяженные разрушения, связанные с тем, что возникшая от дефекта трещина начинает двигаться безостановочно с большой скоростью вдоль трубы. Если энергетические условия для торможения трещины отсутствуют, то распространяясь в обе стороны от дефекта, она может оказаться протяженной.  [3]

Магистральные трубопроводы сооружают преимущественно из стальных труб группы В.  [4]

Магистральные трубопроводы — это капитальные инженерные сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации и перед вводом их в эксплуатацию необходимо произвести расчет на прочность, устойчивость и перемещение для безаварийной работы трубопровода. Для расчета общей устойчивости подземных трубопроводов в продбльном направлении был разработан алгоритм; программы и переведен на современный язык программирования.  [5]

Магистральный трубопровод для перекачки термообработанной нефти на заданное расстояние будет отличаться от трубопровода для перекачки маловязкой нефти только наличием пункта термообработки на головных сооружениях, стоимость сооружения которого весьма значительна.  [6]

Магистральные трубопроводы в этом плане не имеют достойных конкурентов. Действительно, подземный трубопровод с надежной тепловой и противокоррозионной изоляцией никоим образом не воздействует ни на человека, ни на окружающую его при — роду.  [7]

Магистральный трубопровод является протяженным инженерным объектом. Поэтому во траоое трубопровода грунты могут резко отличаться своими свойствами.  [8]

Магистральные трубопроводы в целом образуют системы транспортировки топливо-энергетических ресурсов, работающие под единой системой управления. Так, сушествующие газопроводы образуют Единую систему газоснабжения страны и объединяют добычу, транспортировку, переработку и использование газа.  [9]

Магистральные трубопроводы являются наиболее прогрессивным и экономически эффективным видом транспорта для нефти и продуктов ее переработки. Его развитие тесно связано с историей и развитием нефтяной промышленности страны.  [10]

Магистральные трубопроводы обеспечивают равномерную транспортировку нефти и нефтепродуктов, что способствует устойчивой работе нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих предприятий и потребителей нефтепродуктов.  [12]

Магистральные трубопроводы на своем пути пересекают большое число водных преград — рек, озер, болот и водохранилищ. Например, при сооружении нефтепровода Сургут — Полоцк протяженностью более 3000 км потребовалось преодолеть болот общей протяженностью около 600 км и свыше 350 водных преград, среди них такие крупные реки, как Обь, Иртыш, Чусовая, Кама, Вятка, Вет-луга, Волга, Ока.  [13]

Магистральный трубопровод, особенно горячий, является весьма мощным потребителем тепловой электроэнергии. Поэтому сокращение расхода электроэнергии и топлива только по одному трубопроводу дает огромную экономию. Отсюда ясна актуальность наилучшего выбора параметров эксплуатации горячего трубопровода.  [14]

Магистральный трубопровод, предназначенный для транспортировки вязких и высокозастывающих нефтей и нефтепродуктов, проектируют и строят с перспективой на 20 — 30 лет.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Магистральный трубопровод — это что такое?

Каналы доставки воды относятся к наиболее распространенным объектам инженерных коммуникаций. Трубопроводы не только обеспечивают бытовые нужды потребителей в холодной и горячей воде, но и выступают источниками жидкости в производственной инфраструктуре. Более того, существуют не менее значимые коммуникации, по которым транспортируются нефте- и газопродукты от места добычи к перерабатывающим предприятиям. И в каждом случае основу таких каналов составляет магистральный трубопровод. Это линии передачи целевого жидкостного или газообразного ресурса, связывающие источник выработки или содержания с потребителем.


Состав трубопровода

Основу инфраструктуры формируют непосредственно металлические трубы, но без сантехнической запорной арматуры невозможна их эксплуатация. Практически все линии транспортировки воды, газа и нефти имеют в разных конфигурациях лупинги и ответвления, устройство которых предусматривает включение фитингов, регуляторов и кранов. В точках подключения к перекачивающим станциям обычно устанавливаются контрольно-измерительные приборы наподобие датчиков расхода и манометров. Соответственно, с их помощью отслеживаются показатели давления в контуре и объем перекачанного ресурса. Средства очистки также относятся к распространенным дополнениям магистральных трубопроводов. Работа каналов, снабжающих потребителей питьевой водой, к примеру, сопровождается тонкой очисткой. Для этого используются фильтры с эффектами ионизации и аэрации. В промышленных газо- и нефтеперерабатывающих сетях также задействуются сборники конденсата и агрегаты для ввода метанола.

Основные характеристики труб

Современные пластиковые конструкции трубопроводов не задействуются в магистральных линиях по причине их низкого рабочего ресурса. Как правило, используют нержавеющие стальные отрезки, соединяемые электросваркой или спиральным швом. В СНиП раздела 2.05.06-85 отмечается, что для каналов толщиной до 500 мм должны использоваться трубы, выполненные из углеродистой стали. По мере повышения диаметра до 1020 мм начинают применяться низколегированные спокойные сплавы. Если же речь идет о толщине более 1400 мм, то монтаж производится из элементов, металл которых находится в термомеханическом упрочненном состоянии. Как указывает тот же СНиП, магистральные трубопроводы при соединении должны выдерживаться и по величине кривизны. На каждом метровом отрезке нормативное отклонение не превышает 1,5 мм. Общая же величина кривизны должна находиться в пределах 0,2 % от всей длины канала.

Классификация магистральных сетей

Трубопроводы разделяют по типу обслуживаемого ресурса, способу прокладки и рабочим показателям. Что касается первой классификации, то уже отмечались возможности использования коммуникаций для транспортировки как жидкостных сред (нефть, вода, масло и т. д.), так и газовых смесей. При этом для второй группы применяется разделение на классы по уровню давления: диапазоны 2,5-10 МПа и 1,2-2,5 МПа. На нефтеперерабатывающих предприятиях используют классификацию по диаметру магистрального трубопровода – это спектр от 300 до 1200 мм, в котором можно выделить разделительные границы в точках на 500 и 1000 мм. В отношении способа прокладки коммуникаций обычно рассматриваются наземные и подземные методы. Соответственно, в одном случае предполагается открытый монтаж с прямым доступом к обслуживанию канала, а во втором – герметизированная укладка труб с полной засыпкой и расчетом на длительную эксплуатацию.

Особенности морских трубопроводных каналов

Тоже один из способов прокладки магистральных сетей для транспортировки газовых и жидкостных ресурсов, но он применяется реже. Морская трубопроводная линия размещается под водой после всестороннего анализа условий местной акватории. В частности, составлению проекта предшествует определение скорости донного течения, инженерно-геологических параметров, рельефа берега и температуры окружающей среды, в которой будет размещен магистральный трубопровод. Правила определяют и особые требования к обеспечению защиты. Стенки труб снаружи должны иметь теплоизоляцию, бетонированное покрытие и катодную антикоррозийную защиту. В качестве основного материала для подводных каналов используются конструкции из низколегированных и малоуглеродистых сталей. Как правило, электросварные прямошовные или горячекатаные бесшовные трубы.

Проектирование магистральных каналов

На этапе создания проекта разрабатывается комплекс технических документов, в котором описываются расчетные параметры, схемы, чертежи и общий план устройства трубопроводного транспорта. Также проводится исследование местности для прокладки канала. Оцениваются геодезические, геологические и экологические условия, а также экономические данные, обосновывающие проект. Основу документации формируют сведения о характеристиках магистрального трубопровода – это может быть информация о пропускной способности, давлении, количестве переходных станций и ответвлений. Учитывают инженеры и эксплуатационную перспективу инфраструктуры. От нее будет зависеть возможность будущей модернизации, переориентирования или расширения сети в соответствии с новыми условиями ее использования.

Прокладка магистральных труб

Строительство трубопровода осуществляется в соответствии с принятыми в проекте техническими решениями, учитывающими конкретные условия монтажа. Как правило, прокладка осуществляется с применением земельных насыпей или опор, выступающих в качестве несущей базы или фундамента. Причем в одном технологическом коридоре сети могут одновременно прокладываться трубы разного назначения – так формируются комбинированные или смежные трассы. Минимальный уровень заглубления при строительстве магистральных трубопроводов составляет 80 см для диаметра менее 1000 мм и 100 см – для каналов толщиной более 1000 мм. Глубина залегания увеличивается на нестабильных грунтах, если опорная база укладывается на орошаемых или пахотных землях.

Средства защиты трубопровода

Основные требования к изоляции обусловливаются необходимостью предотвращения процессов коррозийного поражения. Защитная оболочка должна обеспечивать диэлектрические свойства, а также быть сплошной, водонепроницаемой и прочной. Этим требованиям могут соответствовать специальные лакокрасочные составы, поливинилхлоридные и полиэтиленовые покрытия, битумные и кремниевые мастики. В зависимости от характеристик сейсмической зоны может потребоваться и специальное устройство насыпей, которые предотвратят воздействия грунтовых подвижек на магистральный трубопровод – СП под номером 14.13330 от 2011 г., в частности, указывает на необходимость снятия напряжения за счет рыхлых песчаных насыпей, супесей и суглинков. В процессе эксплуатации такая основа выступит демпферной подушкой, минимизирующей вибрации и колебания.

Техобслуживание сетей

Уже в проектной документации должен быть приведен график выполнения профилактических мероприятий, направленных на поддержание оптимального технического состояния трубопровода. Обслуживающая бригада проверяет герметичность контура, состояние соединительных узлов, измерительной аппаратуры и переходных станций. Также на этапе запуска инфраструктуры в эксплуатацию устанавливается зона охраны магистральных трубопроводов, в которой запрещается проведение земельных работ, прокладка других транспортных сетей, строительные мероприятия и т. д. Радиус действия этой территории вокруг канала в среднем составляет 25-100 м.

Заключение

Новые технологии существенно изменили подходы к организации центральных трубопроводных сетей, но в конструкционном отношении принципы их устройства остались в целом прежними. Сегодня используются те же сплавы, арматурные элементы и конфигурации соединений, что и 15-20 лет назад, если не учитывать отдельные улучшения в структуре материалов. Но в плане управления современный магистральный трубопровод – это практически автоматизированная коммуникационная инфраструктура, которая полностью может обслуживаться удаленной диспетчерской станцией. Контроллеры с датчиками регистрации рабочих показателей дают операторам полный объем текущих сведений о состоянии трубопровода. Более того, промышленные средства программирования позволяют организовывать автономные режимы работы сетей на длительные эксплуатационные периоды. И на этом прогресс не останавливается, расширяя возможности использования магистральных линий.

Источник

ideiforbiz.ru

Магистральный трубопровод — это… Что такое Магистральный трубопровод?


Магистральный трубопровод

► trunk pipeline

Трубопровод большого диаметра и высокого давления, рассчитанный на транспортировку нефти, газа, воды, нефтепродуктов и др. с большими расходами.

Краткий электронный справочник по основным нефтегазовым терминам с системой перекрестных ссылок. — М.: Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина. М.А. Мохов, Л.В. Игревский, Е.С. Новик. 2004.

  • Ловушка нефти и газа
  • Мазут

Смотреть что такое «Магистральный трубопровод» в других словарях:

  • Магистральный трубопровод — трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами. Источник: НПБ 88 2001*: Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования 1.3.8 магистральный… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Магистральный трубопровод — Трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами. Источник: НПБ 88 2001* EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • магистральный трубопровод — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN transmission pipeline …   Справочник технического переводчика

  • магистральный трубопровод — magistralinis vamzdis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. delivery pipe; main pipe vok. Hauptrohrleitung, f rus. магистральный трубопровод, m pranc. conduite maîtresse, f; tuyauterie principale, f …   Automatikos terminų žodynas

  • магистральный трубопровод — трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами. (Смотри: НПБ 88 01. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.) Источник: Дом: Строительная… …   Строительный словарь

  • магистральный трубопровод (далее — трубопровод) — 2.7 магистральный трубопровод (далее трубопровод): Комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Неизотермический магистральный трубопровод —         (a. non isothermal main pipeline; н. Fernrohrleitung ohne Warmedammung; ф. conduite maitresse non isothermique; и. tuberia magistral no isotermica, conducto principal no isotermico) комплекс сооружений для транспортирования на большие… …   Геологическая энциклопедия

  • врезка в магистральный трубопровод — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN tie in …   Справочник технического переводчика

  • главный магистральный трубопровод — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN main trunk line …   Справочник технического переводчика

  • кольцевой магистральный трубопровод — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN circular main linering main …   Справочник технического переводчика

neft.academic.ru

Магистральный трубопровод — это… Что такое Магистральный трубопровод?


Магистральный трубопровод

Трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами.


EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010

  • Люминесценция
  • Максимальная нормальная температура

Смотреть что такое «Магистральный трубопровод» в других словарях:

  • Магистральный трубопровод — трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами. Источник: НПБ 88 2001*: Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования 1.3.8 магистральный… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • магистральный трубопровод — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN transmission pipeline …   Справочник технического переводчика

  • магистральный трубопровод — magistralinis vamzdis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. delivery pipe; main pipe vok. Hauptrohrleitung, f rus. магистральный трубопровод, m pranc. conduite maîtresse, f; tuyauterie principale, f …   Automatikos terminų žodynas

  • магистральный трубопровод — трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами. (Смотри: НПБ 88 01. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.) Источник: Дом: Строительная… …   Строительный словарь

  • Магистральный трубопровод — ► trunk pipeline Трубопровод большого диаметра и высокого давления, рассчитанный на транспортировку нефти, газа, воды, нефтепродуктов и др. с большими расходами. см. Нефтепровод магистральный; Газопровод магистральный …   Нефтегазовая микроэнциклопедия

  • магистральный трубопровод (далее — трубопровод) — 2.7 магистральный трубопровод (далее трубопровод): Комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Неизотермический магистральный трубопровод —         (a. non isothermal main pipeline; н. Fernrohrleitung ohne Warmedammung; ф. conduite maitresse non isothermique; и. tuberia magistral no isotermica, conducto principal no isotermico) комплекс сооружений для транспортирования на большие… …   Геологическая энциклопедия

  • врезка в магистральный трубопровод — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN tie in …   Справочник технического переводчика

  • главный магистральный трубопровод — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN main trunk line …   Справочник технического переводчика

  • кольцевой магистральный трубопровод — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN circular main linering main …   Справочник технического переводчика

dic.academic.ru

Магистральный трубопровод — это что такое? |

Каналы доставки воды относятся к наиболее распространенным объектам инженерных коммуникаций. Трубопроводы не только обеспечивают бытовые нужды потребителей в холодной и горячей воде, но и выступают источниками жидкости в производственной инфраструктуре. Более того, существуют не менее значимые коммуникации, по которым транспортируются нефте- и газопродукты от места добычи к перерабатывающим предприятиям. И в каждом случае основу таких каналов составляет магистральный трубопровод. Это линии передачи целевого жидкостного или газообразного ресурса, связывающие источник выработки или содержания с потребителем.

Основу инфраструктуры формируют непосредственно металлические трубы, но без сантехнической запорной арматуры невозможна их эксплуатация. Практически все линии транспортировки воды, газа и нефти имеют в разных конфигурациях лупинги и ответвления, устройство которых предусматривает включение фитингов, регуляторов и кранов. В точках подключения к перекачивающим станциям обычно устанавливаются контрольно-измерительные приборы наподобие датчиков расхода и манометров. Соответственно, с их помощью отслеживаются показатели давления в контуре и объем перекачанного ресурса. Средства очистки также относятся к распространенным дополнениям магистральных трубопроводов. Работа каналов, снабжающих потребителей питьевой водой, к примеру, сопровождается тонкой очисткой. Для этого используются фильтры с эффектами ионизации и аэрации. В промышленных газо- и нефтеперерабатывающих сетях также задействуются сборники конденсата и агрегаты для ввода метанола.

Современные пластиковые конструкции трубопроводов не задействуются в магистральных линиях по причине их низкого рабочего ресурса. Как правило, используют нержавеющие стальные отрезки, соединяемые электросваркой или спиральным швом. В СНиП раздела 2.05.06-85 отмечается, что для каналов толщиной до 500 мм должны использоваться трубы, выполненные из углеродистой стали. По мере повышения диаметра до 1020 мм начинают применяться низколегированные спокойные сплавы. Если же речь идет о толщине более 1400 мм, то монтаж производится из элементов, металл которых находится в термомеханическом упрочненном состоянии. Как указывает тот же СНиП, магистральные трубопроводы при соединении должны выдерживаться и по величине кривизны. На каждом метровом отрезке нормативное отклонение не превышает 1,5 мм. Общая же величина кривизны должна находиться в пределах 0,2 % от всей длины канала.

Трубопроводы разделяют по типу обслуживаемого ресурса, способу прокладки и рабочим показателям. Что касается первой классификации, то уже отмечались возможности использования коммуникаций для транспортировки как жидкостных сред (нефть, вода, масло и т. д.), так и газовых смесей. При этом для второй группы применяется разделение на классы по уровню давления: диапазоны 2,5-10 МПа и 1,2-2,5 МПа. На нефтеперерабатывающих предприятиях используют классификацию по диаметру магистрального трубопровода – это спектр от 300 до 1200 мм, в котором можно выделить разделительные границы в точках на 500 и 1000 мм. В отношении способа прокладки коммуникаций обычно рассматриваются наземные и подземные методы. Соответственно, в одном случае предполагается открытый монтаж с прямым доступом к обслуживанию канала, а во втором – герметизированная укладка труб с полной засыпкой и расчетом на длительную эксплуатацию.

Тоже один из способов прокладки магистральных сетей для транспортировки газовых и жидкостных ресурсов, но он применяется реже. Морская трубопроводная линия размещается под водой после всестороннего анализа условий местной акватории. В частности, составлению проекта предшествует определение скорости донного течения, инженерно-геологических параметров, рельефа берега и температуры окружающей среды, в которой будет размещен магистральный трубопровод. Правила определяют и особые требования к обеспечению защиты. Стенки труб снаружи должны иметь теплоизоляцию, бетонированное покрытие и катодную антикоррозийную защиту. В качестве основного материала для подводных каналов используются конструкции из низколегированных и малоуглеродистых сталей. Как правило, электросварные прямошовные или горячекатаные бесшовные трубы.

На этапе создания проекта разрабатывается комплекс технических документов, в котором описываются расчетные параметры, схемы, чертежи и общий план устройства трубопроводного транспорта. Также проводится исследование местности для прокладки канала. Оцениваются геодезические, геологические и экологические условия, а также экономические данные, обосновывающие проект. Основу документации формируют сведения о характеристиках магистрального трубопровода – это может быть информация о пропускной способности, давлении, количестве переходных станций и ответвлений. Учитывают инженеры и эксплуатационную перспективу инфраструктуры. От нее будет зависеть возможность будущей модернизации, переориентирования или расширения сети в соответствии с новыми условиями ее использования.

Строительство трубопровода осуществляется в соответствии с принятыми в проекте техническими решениями, учитывающими конкретные условия монтажа. Как правило, прокладка осуществляется с применением земельных насыпей или опор, выступающих в качестве несущей базы или фундамента. Причем в одном технологическом коридоре сети могут одновременно прокладываться трубы разного назначения – так формируются комбинированные или смежные трассы. Минимальный уровень заглубления при строительстве магистральных трубопроводов составляет 80 см для диаметра менее 1000 мм и 100 см – для каналов толщиной более 1000 мм. Глубина залегания увеличивается на нестабильных грунтах, если опорная база укладывается на орошаемых или пахотных землях.

Основные требования к изоляции обусловливаются необходимостью предотвращения процессов коррозийного поражения. Защитная оболочка должна обеспечивать диэлектрические свойства, а также быть сплошной, водонепроницаемой и прочной. Этим требованиям могут соответствовать специальные лакокрасочные составы, поливинилхлоридные и полиэтиленовые покрытия, битумные и кремниевые мастики. В зависимости от характеристик сейсмической зоны может потребоваться и специальное устройство насыпей, которые предотвратят воздействия грунтовых подвижек на магистральный трубопровод – СП под номером 14.13330 от 2011 г., в частности, указывает на необходимость снятия напряжения за счет рыхлых песчаных насыпей, супесей и суглинков. В процессе эксплуатации такая основа выступит демпферной подушкой, минимизирующей вибрации и колебания.

Уже в проектной документации должен быть приведен график выполнения профилактических мероприятий, направленных на поддержание оптимального технического состояния трубопровода. Обслуживающая бригада проверяет герметичность контура, состояние соединительных узлов, измерительной аппаратуры и переходных станций. Также на этапе запуска инфраструктуры в эксплуатацию устанавливается зона охраны магистральных трубопроводов, в которой запрещается проведение земельных работ, прокладка других транспортных сетей, строительные мероприятия и т. д. Радиус действия этой территории вокруг канала в среднем составляет 25-100 м.

Новые технологии существенно изменили подходы к организации центральных трубопроводных сетей, но в конструкционном отношении принципы их устройства остались в целом прежними. Сегодня используются те же сплавы, арматурные элементы и конфигурации соединений, что и 15-20 лет назад, если не учитывать отдельные улучшения в структуре материалов. Но в плане управления современный магистральный трубопровод – это практически автоматизированная коммуникационная инфраструктура, которая полностью может обслуживаться удаленной диспетчерской станцией. Контроллеры с датчиками регистрации рабочих показателей дают операторам полный объем текущих сведений о состоянии трубопровода. Более того, промышленные средства программирования позволяют организовывать автономные режимы работы сетей на длительные эксплуатационные периоды. И на этом прогресс не останавливается, расширяя возможности использования магистральных линий.

ymp3.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *