Лыжи кто изобрел: История возникновения. Эволюция. Кто придумал

История возникновения. Эволюция. Кто придумал

У истоков возникновения лыж.

Для того, чтоб понять, когда и где впервые в мире появились лыжи, в их первоначальном виде, необходимо перелистать историю примерно на 5-6 тыс. лет назад.

В ходе множества археологических исследований и раскопок, учеными были обнаружены рисунки на скалах, которые свидетельствуют о том, что древние люди использовали дощечки, прикрепленные к ногам для преодоления заснеженных дорог, несколько тысячелетий тому назад. Такие рисунки были обнаружены учеными в Норвегии, на основании чего можно предположить, что история лыж начинается с северных стран. Однако, существует еще множество научных теорий, согласно одной из которых, лыжи зародились в древней Азии. Другая теория объединяет ученых, утверждающих, что история возникновения лыж началась в Европе ещё в ледниковый период в эпоху палеолита.

Не исключено предположение, что начало использования дощечек, в виде лыж, приходится примерно на один и тот же период во всех странах мира.

На сегодняшний день нет точно утвержденной даты и места, где появились первые лыжи. Можно только сказать с уверенностью, что целью изобретения первых лыж в древние века было выживание в суровых условиях.

Археологические раскопки не прекращаются на протяжении уже многих лет. Ученые ежегодно находят многочисленные остатки первых лыж и снегоступов на территории Алтая и Сибири. Данный факт подтверждает, что Россию можно считать родоначальницей лыжного движения.

Эволюция лыж

Лыжи считаются одним из первых способов передвижения, придуманного людьми.

Древние люди, жившие более 5000 лет назад, использовали приспособления, похожие на лыжи, с целью перемещения по глубокому снегу и зыбкой почве, а также во время охоты на диких животных. Лыжи способствовали более быстрой погоне за добычей.

Форма первых лыж, конечно же, очень отличалась от той, которую мы привыкли наблюдать сейчас. В древние времена даже не было и речи о какой-либо обработке материала, поэтому первоначальный облик лыж – это две вырезанные из дерева дощечки с приподнятыми и немного загнутыми носками. Дощечки вырезались ровными, без прогибов и вырезов по бокам. Одной из первых модернизаций считается использование шкуры с ноги животных (камус), которую прикрепляли с целью улучшения скольжения при подъёме на вершины. Плюсом такого нововведения стало ещё и то, что шкура, при остановке не давала возможности скользить непроизвольно вниз.

Интересен тот факт, что древнее изобретение используется активно жителями северных территорий и в настоящее время.

Для передвижения по снегу к поверхности лыж крепят камус.

Камус – это специальная подкладка для лыж, выполненная из шкур животных, которая с одной стороны имеет липкий слой (для крепления к лыжам), а с другой стороны ворсистый. Именно ворс дает возможность легкого скольжение в одну сторону и минимизирует проскальзывание лыж в обратную.

Крепились первые лыжи к ногам с помощью кожаных ремней.

Учёными, в ходе исследований северо-западной части России, были найдены лыжи, имеющие ассиметричную форму (одна короче и толще, другая длиннее и уже). При движении на таких лыжах, короткую использовали, чтоб отталкиваться, а длинную – скользить.

Со временем лыжи постоянно усовершенствовались и стали появляться более узкие лыжи, одного размера, которые улучшали скольжение.

Крепления также усовершенствовались раз за разом и чаще всего стала применяться техника, при которой к лыжам прикреплялись только пальцы ног, а пятка могла свободно приподниматься во время движения. Обуви не было специализированной в те времена и только лишь в 20-м веке появились первые лыжные рантовые ботинки с уплотненной жесткой подошвой, которые применялись в период с 30-х до 70-х годов 20-го века.

Внешний вид лыж со временем приобрёл прогиб, который способствовал равномерному распределению веса человека. Для лучшего сохранения направления движения, были придуманы углубления (желобы) на скользящей стороне лыж.

Для равновесия во время езды, в те времена использовалась только одна палка. Она была длиной в человеческий рост и вырезана преимущественно из бамбукового дерева.

В середине 15-го века лыжи начали использовать в военном деле. Есть сведения, что скандинавская армия проводила подготовку бойцов на лыжах и полученные навыки активно использовались в борьбе против иностранных захватчиков. Российские полководцы также переняли использование данной техники передвижения в своих походах и восстаниях. Так, в период Отечественной войны 1812 года российские войска успешно применили лыжи в разгроме войск Наполеона. Спустя многие годы, во времена Первой мировой войны, все крупнейшие государства имели значительное количество обученных лыжников для разведки, неожиданных наступлений, а также участие в горнострелковых и егерских частях.

В повседневную жизнь лыжи входили в активное пользование как средство передвижения у людей, проживающих в северных странах. Отсутствие дорожного сообщения и расстояние между ближайшими поселениями не менее 5 км – вот что послужило развитию навыков катания на лыжах у крестьян и их детей (которым особенно по душе пришелся новый способ передвижения). Привычка катания на лыжах сохранилась на долгие годы. Практические цели данного способа передвижения постепенно уходили на второстепенный план и люди начали спускаться с помощью лыж с целью получения новых эмоций. Так начала зарождаться история лыжного спорта.

Эволюция лыж и инвентаря. Телемарк

За весь период эволюции, который длится уже более нескольких тысяч лет, лыжи и сопутствующий инвентарь (ботинки, палки) много раз видоизменялись. Всё начиналось с первобытных приспособлений овальной формы (похожие на снегоступы), которые со временем становились более удлинённой и зауженной формы, напоминающие привычные для нашего понимания лыжи.

Соревнования по скоростному катанию на лыжах впервые были организованы в 19-м веке. Тогда это были гонки на скорость, так как о возможности поворотов на лыжах, которые длиной доходили до 3-х метров, никто и не задумывался. Для торможения в конце спуска использовали шест, которым упирались в склон и тем самым уменьшали скорость движения и тормозили.

Чуть позднее, ближе к середине 19-го века, возникла техника поворота на лыжах, которая носила название телемарк (согласно провинции, в которой она была изобретена норвежцем Сондре Норхеймом). Сондре с раннего детства стоял на лыжах и много времени уделял спуску на них с горок. Уже тогда в нём зарождались идеи по усовершенствованию форм лыж и техники катания.

Юный изобретатель освоил дело плотника, а затем приступил к внедрению новой конструкции лыж и усовершенствованию форм. Параллельно с этим, Сондре оттачивал технику поворота на лыжах.

Именно Сондре Норхему присваивают разработку крепления обуви к лыжам с ремешками, а также вырез и боковой прогиб на самих лыжах.

Появление выреза и прогиба

Вырезы по бокам лыж, которые придают им форму песочных часов, начали широко применяться благодаря Сондре Норхему, хотя были изначально придуманы ремесленниками задолго до него. Сужение в середине лыжни способствует более легкому вхождению в поворот. Это преимущество как раз использовал Сондре в своих работах. Лыжи, на которых он смог осуществить поворот телемарк были около 2,5 метров в длину, а ширина варьировалась от 10 см в носке, 7 в середине и 8-8,5 см в пятке снаряда (лыж). Носок у лыж был согнут, а по всей длине сделан прогиб, с максимальным его уровнем в центре. Такое новшество позволило распределить вес тела равномерно по длине снаряда. Тогда же и появился желоб на скользящей стороне для удерживания направления и сохранения следа лыж.

Именно такая форма лыж оставалась неизменной в течении многих десятилетий.

Длина лыж подбиралась в зависимости от роста человека при поднятой вверх руке. Материал, из которого изготавливали первое лыжное снаряжение был ясень, а затем стали использовать гикори.

Гикори – это дерево семейства ореховых, у которого твёрдый ствол. Родиной этого дерева считается восточная часть Североамериканского материка.

Лыжи из гикори стали тоньше, прочнее, а также более гибкие, чем их предшественники.

Следующим шагом в усовершенствовании форм лыж стали двуслойные лыжи. Для них использовали несколько видов древесины. Для основания брали дерево гикори либо ясеня, а вторым слоем были еловые деревья. Двуслойные лыжи стали ещё более легкими и послужили толчком в развитии многослойных лыж.

Появление кантов на лыжах

В современном понятии кант — это полоска из металла, которая проходит по всему контуру лыж/сноубордов. Изготавливается в основном из мягких сплавов, так как затачивается до остроты, сравнимой с лезвием.

Конечно же, в первых лыжах металлического контура не было, но роль канта выполняли деревянные рёбра, которые с трудом справлялись с функцией торможения и сцепления.

Появление первых металлических кантов на лыже связывают с именем австрийца Рудольфа Леттнера.

В 1917 году, Рудольф, отправившись на выходные в горы, чтоб покататься на лыжах, чудом спасся спускаясь со склона. Снег был покрыт коркой льда и лыжи начали проскальзывать, в результате чего Рудольф упал и катился вниз до тех пор, пока не остановился за счет металлического наконечника на палках.

Этот случай заставил задуматься Леттнера о том, как можно усовершенствовать поверхность лыж, чтоб избежать подобных случаев на заледеневшем склоне.

Рудольф сразу понял, что для достижения поставленной задачи, необходимо использовать металл, но, как и какой металл – это была задача, решение которой Леттнер запатентовал спустя 10 лет кропотливой работы.

В 1926 году Рудольф Леттнер представил новый, стальной кант на лыжах, прикручиваемый по всему контуру на маленькие шурупы. Лыжа легко сгибалась, ребра можно было затачивать до необходимой толщины, которая они долго держалась на металле.

Изобретение Рудольфа Леттнера не сразу прижилось в лыжном спорте. Только лишь спустя 5 лет, после того как лыжники из Австрии заняли 1-ое место на универсиаде, используя лыжи Леттнера, об использовании металлических кантов заговорили во всем мире.

Рудольф больше не внедрил никаких новшеств в форму лыж, но он разработал станок, на котором можно затачивать канты. Наличие такого станка стало очень прибыльным бизнесом для магазинов.

Использование искусственных материалов

Проблема налипания снега на деревянную поверхность лыж остро стояла на протяжении многих лет. Первым найденным решением было начало использования искусственного материала на нижней поверхности лыж. Таким материалом стала целлюлоза. Первые лыжи, покрытые с помощью пластика на основе целлулоида, выпущены в 1944 году. Однако они не получили должной популярности, так как не решали проблему с налипанием снега и улучшением скольжения.

В последующие годы производители интенсивно проводили эксперименты с новыми материалами.

Полиэтилен стал одним из лучших решений. Его внедрила австрийская компания в 1954 году. Поверхность лыж, сделанная с использованием полиэтилена, была настолько скользкой, что отпала необходимость дополнительной смазки. Кроме всего прочего, этот материал легко поддавался выравниванию царапин и мелких выбоин.

Полиэтилен стал использоваться всеми производителями и вытеснил остальные материалы, из которых лыжи производились ранее.

Алюминиевая эпоха

Практика использования алюминия в конструкции лыж была впервые ещё в 1928 году. Такие образцы снаряжения просуществовали около 6 лет, но им принадлежала лишь небольшая доля среди всех лыж. Основная масса оставалась изготовленные из дерева. Так длилось до тех пор, пока во Франции три авиаинженера не изготовили образцы лыж, которые состояли полностью из алюминия, а их конструкция выполнена из двух частей, склеенных между собой. Такой образец имел ряд недостатков (налипание снега, а также быстро теряли форму острые края), но и преимущества были значительными, ведь теперь снаряжение стало намного легче и прочнее. Компания была названа TEY и ещё одним из её изобретений считается клейкая лента на поверхность лыж (подходила как для деревянный, так и для алюминиевых моделей), за счет которой увеличивалось скольжение и на неё хорошо держалась лыжная смазка. Лента носила название TEY tape и стала продаваться во всех лыжных магазинах.

Модель лыж из алюминия, имеющая пустоту внутри конструкции назвали ALU60.

Модель ALU60 стала толчком к новым разработкам и идеям по совершенствованию конструкций.

Так, в Америке, начинают выпускать алюминиевые лыжи, ставшие прототипом успешных в будущем моделей. Представил инновационную модель американец Говард Хэд (Howard Head).

Чем же отличалась его модель от предыдущих? Главное нововведение – это сотовый наполнитель в теле алюминиевой конструкции. Такой материал использовали в авиации, а так как у Говарда был опыт работы в этой промышленности, то путём долгих проб и испытаний, ему удалось внедрить свои знания в лыжное снаряжение.

Говарду присваивают также внедрение цельных стальных кантов на лыжах.

Howard Head основал свою собственную компанию Howard Skis и в 1949-м году представил модель «Head Standart». Новая модель была поставлена на массовое производство и к 1960 году, заняла лидирующие позиции, вытеснив окончательно деревянные лыжи.

Standart были склеены специальным клеем, который не давал расслаиваться, внутри конструкции была деревянная сердцевина, а снаружи — стальные цельные канты по всему контуру.

Многолетние старания Говарда были высоко оценены лыжниками-профессионалами и любителями. Head Standart вплоть до начала 60-х годов 20-го века занимали лидирующие позиции в мире лыжного снаряжения.

Подвинуть на второе место Head Standart, в рейтинге самых лучших из существующих на тот момент лыж, смогли модели, разработанные в Канаде, в городе Монреаль в 1959 году. Именно в этот период впервые появляются лыжи, выполненные из стекловолокна.

Они незамедлительно покорили лыжников благодаря своей маневренности и легкости. Год за годом выпускалось всё большее количество лыж из нового материала. Деревянные и алюминиевые модели постепенно ушли в историю.

Начало массового использования лыж из стеклопластика положила модель K2 Holiday, выпущенная в 1962 году в Вашингтоне. Они были доступными по цене (около 80$), что способствовало их быстрому распространению среди подавляющей массы населения.

Ещё одна попытка использовать металл в конструкции лыж была в конце 20-го века в штате Нью-Мексико. На этот раз была использована сталь. Идею предложил учёный Баки Кашива, который совместно со своим братом создали компанию VOLANT.

В теории процесс производства был довольно прост, но на практике оказалось всё в разы тяжелее. Большая производственная часть делалась вручную, из-за чего стоимость готовых изделий была высокая.

Конструкторы работали над уменьшением доли ручного труда на протяжении 10 лет. VOLANT получили патент на производство лыж из стали, однако в 2002 году всё-таки компания обанкротилась и её выкупила другая крупная компания AMER Group.

Бренд VOLANT можно и в настоящее время встретить, но лыжи этой марки являются дорогостоящими и относятся к элитным моделям лыж.

Появление рокера в лыжах

По мере развития лыжного вида спорта и усовершенствования техники катания лыжников, появлялись новые технологии, новые трассы, а соответственно требовались нововведения в форме и конструкции лыж (попробовать рокерные лыжи можно воспользовавшись услугой прокат лыж в Адлере).

После появления ратраков и горных подъёмников стали появляться новые трассы для катания.

Ратрак – это специальная снегоуплотнительная гусеничная машина. Используется с целью укатывания горнолыжных склонов и трасс. Катание на подготовленных трассах привлекало огромное количество профессиональных спортсменов, а также новичков. Горнолыжные курорты буквально устраивали соревнования по качеству своих трасс. Так длилось до тех пор, пока лыжники снова не заинтересовались более экстремальным видом спуска: вне трасс, по заснеженным, неподготовленным склонам.

Новый вид катания требовал и новых лыж, которые с лёгкостью смогли бы справляться с пушистым снегом. Первым образцом лыж, которые использовали для катания вне трасс была модель Atomic Powder Plus, разработанная инженером Рупертом Хубером. Модель представляла собой разрезанный на две лыжни сноуборд (к тому времени они уже широко были распространены), на которые установлены лыжные крепления. Лыжи были очень широкие и практические без геометрии форм.

В 2001 году компания VOLANT выпускает улучшенную модель с использованием одновременно бокового выреза и рокера. Рокер – обратный прогиб на лыже, который обеспечивает маневренность снаряда. Проходимость лыж по мягкому снегу зависит от длины рокера. Чем он больше, тем пушистее снег необходим для катания.

Модель с использованием бокового выреза и рокера (Spatula) не была универсальной и не подходила для жестких трасс. Именно поэтому следующим революционером в мире снаряжения стала модель с использованием обратной геометрии. Название модели – K2 Pontoon и её параметры 160/130/120 — от носа к пятке.

Модели лыж практические не изменялись вплоть до введения новой формы выреза. Эксперименты с боковым вырезом начались в 80-х годах 20-го века. В 1993 компанией Elan году была представлена модель карвинговых лыж с углублённым боковым вырезом. Карвинговые лыжи быстро получили признание на рынке снаряжения. Модель получила название SCX. Однако многие производители всё же оставались верны классическим формам.

Новаторство конструкции лыж от бренда Salomon.

Конец 20-го века ознаменовался ещё одним значимым событием в мире горнолыжного снаряжения, а именно: выпущены лыжи абсолютно новой монолитной конструкции. Название данная конструкция получила «Монокок», а суть ее заключалась в том, что верх лыж был покрыт целой бесшовной оболочкой с использованием композитных материалов. Такая технология применялась в авиационной промышленности давно, но в лыжах применилась впервые и произвела фурор среди компаний. Новая технологий требовала закупки дорогостоящего оборудования на производство, но оно окупалось за счёт снижения расходов на массовое производство, а также снижения стоимости готовых изделий. Единственным недостатком в новой технологии была невозможность изменения геометрии форм снаряжений, так как оборудование было крайне сложно перенастроить.

Лыжи в наше время

Технологии изготовления лыж не останавливались ни на миг в процессе всей эволюции лыжного снаряжения. Непрерывно ведётся работа по улучшению маневренности, веса, формы, поиска идеально подходящего материала корпуса и наполнителя.

В современных моделях лыж использую в основном углепластик, кевлар, карбон (попробовать различные виды таких моделей можно воспользовавшись услугой прокат лыж в красной поляне). Это довольно легкий и идущий в ногу со временем материал. Для изготовления сердцевины конструкции чаще всего используют дерево. Причем для снаряжения, которое должно выдерживать максимальный вес и нагрузку используют крепкую древесину: ясень или же клён. Для изготовления универсальных моделей используют тополь.

Стекловолокно применяют в качестве композита. Скользящая поверхность изготавливается из полиэтилена. С целью улучшения жёсткости и ровности хода лыж используют металл: титанал. Титанал представляет собой сплав из алюминия с добавлением не большой доли титана.

Нельзя сказать, что в мире существуют идеальные лыжи. Каждая модель разработана для конкретных условий и задач. Универсальной модели лыж, которая подойдет для любого стиля и манеры катания нет и её производство скорее всего невозможно. Попытки изменить форму продолжались годами и десятилетиями, и уже сейчас, вряд ли будут вводиться какие-либо феноменальные изменения конструкции.

Единственное, что бесспорно будет изменяться в лыжах – это материал из которого они изготавливаются. Технологии идут вперёд семимильными шагами, а соответственно внедрение более лёгких и сверхпрочных материалов не заставят себя долго ждать.

Как появились первые лыжи • История создания первых лыж • SKILINE

История появления первых в мире лыж

Ученые разных стран не могут прийти к одному общему решению, где же зародилась история лыж. Есть множество теорий, но ни одна из них не подтверждена фактами на 100%. 

Причины появления первых лыж.

Снежные покровы – далеко не самые комфортные для передвижения. Эта истину стала понятна людям ещё в древние времена. Необходимость перемещения от поселения к поселению, а также охоты послужили причиной для создания первых приспособлений, с которых зародилась многовековая история лыж.

Первые изобретения, похожие на лыжи.

Смекалкой древние люди не были обделены, поэтому увидев, что животным легко удаётся передвигаться по снегу и не проваливаться, они нашли решение и в отношении себя.

С целью увеличить площадь давления на поверхность, охотники обматывали ноги шкурами животных. Затем стали применять дополнительно ветки, щепки, а следом и дощечки. Форма дощечек была разнообразной: у одних народов чуть удлинённые и округлой формы, другие переплетали мелкие ветки в единое целое. 

Интересно, что древние жители позаботились не только о себе, но и о своих лошадях. Они им тоже прикрепляли к копытам дощечки, чтоб облегчить передвижение.

Эволюция формы и материалов первобытных лыж, палок и обуви.

Первые лыжи, были разной формы. Одна чуть длиннее, другой. Древние охотники скользили только одной лыжнёй (более длинной), а второй, короткой, отталкивались. Постепенно они видоизменялись: к лыжам стали прикреплять шкуры животных. Такие инновации давали возможность взбираться в гору без проскальзывания вниз. Что самое интересное, шкуры держались с помощью некой жидкости, с неплохими клеящими свойствами. Прообраз современного клея изготавливали из сваренной крови, костей животных, рыбьей чешуи, рогов и т.д.

Далее, лыжи стали плавно изогнутой формы (сейчас такая кривизна известна как весовой прогиб). На поверхности лыжни, идущей по снегу, стали прорубливать желоба, чтоб лыжи сохраняли направление движения.

Лыжи, в первозданном виде были недолговечны в использовании, поэтому для увеличения прочности, люди стали делать их многослойными. Использовались породы деревьев разной гибкости и прочности. На скользящую поверхность наносили обрамление из прочной древесины чтоб повысить сцепление. Позже, на замену дерева пришел металл.

Лыжные ботинки

Специальные ботинки, в которых удобно было бы передвигаться на лыжах появились не сразу. Изначально использовали обувь с мягкой подошвой, которую попросту привязывали к лыжам. Креплений особых не было. Только лишь в 20-м веке появились первые рантовые ботинки с креплениями, которые использовались с 30-х до 70-х годов.

Лыжные палки

Неотъемлемая часть современного лыжного снаряжения – палки, так же имеют свою историю. Древние люди, использовали лыжи не для развлечений, а как способ выжить в суровых условиях. Они отправлялись на охоту, поэтому использовать две палки не могли априори. Охотники (а позже и военные отряды), пользовались одной палкой преимущественно из бамбукового дерева. Её высота была равна росту (бывало и больше) человека. В таком виде палки были до окончания 19 века.

В Норвегии найдены наскальные рисунки, на которых изображены первобытные люди с дощечками на ногах. Рисунки датируются более чем 7 тыс лет. 

Самым древним найденным рисунком на сегодняшний день является изображение древнего человека на лыжах и с топором в руках возле берегов Северного ледовитого океана. Этому рисунку около 12 тысяч лет.  

В окрестностях Белого моря и Онежского озера археологами найдены в пещерах рисунки с изображением людей со скользящими лыжами.  Высечены были изображения и надписи в эпоху палеолита.

Одни из древнейших лыж были найдены в России в Псковской области. Им более 4 тыс.лет.

Самой древней находкой считаются лыжи, обнаруженные в древнем Новгороде (1953 год). Их длина достигает практически 2 м, ширина 80 мм. Носок лыжни несколько заострён и приподнят вверх. Нога крепилась с помощью ремней через сквозное отверстие по центру.

В столице Норвегии (город Осло) в «Музее Лыж», хранятся самые древние лыжи.

Лыжи | История, события, оборудование и факты

катание на лыжах

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Линдси Вонн Боде Миллер Тина Мэйз Уле-Эйнар Бьорндален Бенджамин Райх
Похожие темы:
Прыжки с трамплина скоростные лыжи катание в свободном стиле слалом горные лыжи

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

9 февраля 2023 г.

, 11:55 по восточноевропейскому времени (AP)

Кроуфорд, когда-то напарник звезды НХЛ Макдэвида, выигрывает золото в лыжных гонках — сотая секунды, чтобы выиграть супергигант среди мужчин на чемпионате мира

6 февраля 2023 г., 12:25 по восточному времени (AP)

Пекинский урок Шиффрин помогает после очередной большой гонки DNF

Американская лыжница Микаэла Шиффрин не смогла финишировать в слаломной части женского многоборья в день открытия чемпионата мира

6 февраля 2023 г., 11:54 по восточноевропейскому времени (AP)

Бриньоне выиграла комбинированную гонку после того, как Шиффрин оседлала

Итальянская лыжница Федерика Бриньоне выиграла комбинированную гонку среди женщин в день открытия чемпионата мира после действующей чемпионки Микаэлы Шиффрин вылетела на лыжах ближе к концу своего слалома

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

катание на лыжах , рекреационный, спортивный и вид транспорта, предполагающий передвижение по снегу с использованием пары длинных плоских полозьев, называемых лыжами, прикрепленных или привязанных к ботинкам или ботинкам. Соревнования по лыжам делятся на горные, северные и фристайл. Также проводятся соревнования по таким видам спорта, как скоростные лыжи и сноуборд.

История

Лыжи для транспорта, охоты и войны

Катание на лыжах было доисторическим занятием; самые старые известные лыжи датируются между 8000 и 7000 г. до н.э. и были обнаружены в России. Ранние лыжи были найдены во многих районах Северной Европы: 4000-летний наскальный рисунок с изображением лыж был найден у Полярного круга в Норвегии, а сотни фрагментов лыж возрастом от 1000 до 3500 лет были найдены в болотах Швеции. , Норвегии и Финляндии. Некоторые из первых лыж были короткими и широкими и больше напоминали снегоступы, чем современные лыжи. Однако катание на лыжах, безусловно, не ограничивалось Европой, поскольку первые письменные упоминания о катании на лыжах относятся к династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) и описывают катание на лыжах в северном Китае.

Многие народы, которые жили в климате со снегом в течение многих месяцев в году, разработали тот или иной вид лыжного спорта. Саамы (саамы) считали себя изобретателями лыжного спорта, и их использование лыж для охоты было известно еще со времен Римской империи. Кроме того, викинги использовали лыжи с 9 по 11 века. Лыжи до сих пор изредка используются для путешествий по сельской местности России и скандинавских стран.

Лыжи также давно используются в военных целях. Норвежские мужчины на лыжах проводят разведку перед битвой при Осло (1200 г.). Лыжные войска также использовались в Швеции в 1452 году, а с 15 по 17 века лыжи использовались в военных действиях в Финляндии, Норвегии, России, Польше и Швеции. Капитан Йенс Эммахузен написал первое руководство по лыжному спорту для норвежцев в 1733 году. С 1767 года проводятся военные лыжные соревнования с денежными призами. Эти соревнования, возможно, были предшественниками биатлона, который сочетает в себе лыжный спорт и стрельбу по мишеням. Военные лыжи продолжались и в 20 веке, когда снежные условия и местность благоприятствовали их использованию для разведчиков и для конной пехоты с преимуществом первого удара по небольшим целям. В частности, лыжные войска участвовали как в Первой, так и во Второй мировой войне. Многие ветераны, особенно ветераны Второй мировой войны, после возвращения к гражданской жизни очень активно продвигали лыжный спорт.

Викторина «Британника»

Спортивная викторина

Лыжи для отдыха и спорта

Катание на лыжах становится все популярнее

Узнайте о катании на лыжах и кайтсерфинге в Норвегии

Просмотреть все видео к этой статье

Катание на лыжах как в качестве отдыха, так и в качестве спорта было естественным развитием утилитарного применения. Одним из первых соревнований была гонка на беговых лыжах в Тромсё, Норвегия, в 1843 году. В 1860-х годах в Калифорнии проводились соревнования по лыжным гонкам по прямой трассе спуска с использованием 12-футовых (3,7-метровых) лыж с ремнями только для пальцев ( пятки болтались). Первые крупные соревнования по прыжкам с трамплина состоялись в Христиании (ныне Осло) в 1879 году. .

Однако

Катание на лыжах для спорта в Европе в первую очередь развилось после публикации

Первое пересечение Гренландии ( Паа-ски через Грёнланд ; 1890), отчета Фритьофа Нансена о его трансгренландской лыжной экспедиции 1888–1889 годов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

До середины 19 века катание на лыжах было ограничено примитивными креплениями, которые прикрепляли лыжи к ботинку только в области носка, что делало практически невозможным спуск на лыжах по крутым склонам или склонам, требующим значительного маневрирования. Согласно традиции (хотя сейчас это является предметом споров), около 1860 года норвежец Сондре Нордхейм обвязал мокрые корни березы вокруг своих ботинок от ремешков вокруг пяток, чтобы прочно закрепить их на лыжах. После высыхания корни березы становились жесткими и обеспечивали лучшую устойчивость и контроль, чем предыдущие попытки с кожаными ремешками.

Благодаря этому нововведению стало возможным современное катание на горных лыжах, или горные лыжи, с характерными для них скоростью и поворотами.

Сначала горнолыжникам приходилось подниматься на высоту пешком, прежде чем они могли спускаться на лыжах, что сильно ограничивало количество спусков, которые лыжники могли совершить за день, даже если у них были силы, чтобы продолжать подниматься вверх по склону. Ситуация изменилась с появлением в 1930-х годах ряда устройств — от бугельных подъемников до кресельных и гондольных подъемников, — которые устранили изнурительные подъемы по склону и позволили спускаться на лыжах в четыре-пять раз больше за день, чем лыжники прежние. мог управлять.

С изобретением и установкой подъемников в 1930-х годах горные лыжи стали все более популярными и распространенными сначала в Европе и Северной Америке, а затем в Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентине и Японии. В Словении есть традиция катания на лыжах, восходящая к 17 веку, а в 1920-х и 30-х годах горные лыжи были введены там, а также в Греции, Португалии, Ливане, Турции и Иране. Пиренеи, протянувшиеся вдоль границы между Францией и Испанией, были ареной лыжных соревнований перед Первой мировой войной, а лыжники были активны в Атласских горах на северо-западе Африки до 19 века.14.

Телевизионное освещение лыжных соревнований, начавшееся в 1950-х годах, также во многом способствовало росту популярности лыжного спорта во всем мире. Еще одним фактором, способствовавшим распространению катания на лыжах, было появление в конце 1950-х годов машин для производства снега, которые гарантировали достаточное количество снега для отдыхающих в плохую погоду.

Краткая история лыжного спорта. Как мы пришли к тому, что имеем сегодня?

Вы когда-нибудь на кресельном подъемнике смотрели вниз на свисающие с ног лыжи и думали про себя: «Как это странно?!». Привязать ноги к двум (почти) деревянным доскам не кажется самым очевидным способом провести время, но для многих это то, чего мы с нетерпением ждем большую часть года! Когда мы думаем о горнолыжном отдыхе сегодня, мы представляем, как потягиваем винное вино (или саке), жуем горные блюда и рано просыпаемся для первых подъемов, убегая от реальности на неделю, полную приключений. Однако представление о катании на лыжах как об отдыхе очень далеко от его истоков. Мы составили временную шкалу истории катания на лыжах, чтобы в следующий раз, когда друг, не занимающийся лыжами, спросил, почему вы делаете это каждую зиму, вы могли бы сказать больше, чем вин Шод, долгие обеды в горах и, конечно же, адреналин от катания на лыжах! (хотя нам это кажется более чем приемлемой причиной!).

 

Когда были изобретены лыжи?

Катание на лыжах — это не современная концепция. Согласно Роланду Хантфорду, автору книги «Две доски и страсть: драматическая история катания на лыжах», наскальные рисунки в Центральной Азии предполагают, что люди использовали лыжи во время последнего ледникового периода. Единственным свидетельством катания на лыжах в далеком прошлом являются произведения искусства, оставленные нашими древними предками. Точное происхождение лыж и то, кто изобрел лыжи, неясны, однако одно можно сказать точно: лыжи изначально были разработаны для создания движения, чтобы добраться из пункта А в пункт Б как для охоты, так и для передвижения. Считается, что самой первой общиной, которая начала кататься на лыжах, были саамы, единственные коренные жители Скандинавии в средние века. Саамы широко известны как изобретатели лыж.

 

Когда были изобретены лыжи?

Самые первые лыжи датируются 8000 лет до нашей эры и были найдены в Северном Китае. Они были сделаны из 2-метровых кусков дерева и покрыты конским волосом (представьте себе катание на таких лыжах сегодня!?).

Начало горнолыжного спорта

Горные (горные) лыжи не были изобретены до 18 века по военным соображениям. Норвежская армия проводила соревнования по ловкости, включающие катание на лыжах по склонам, навигацию по лесам и снежным полям, стреляя из оружия. Сегодня биатлон на Олимпийских играх очень поддерживает дух этих испытаний.

Джентльмен по имени Олаф Рай из Норвегии стал первым известным прыгуном с трамплина в 1809 году (несмотря на то, что он еще не был изобретен). Олаф прыгнул на 9,5 метров по воздуху на глазах у публики и (чудом) выжил!

Жизненно важные разработки лыж

К 1800-м годам катание на лыжах стало популярным видом спорта и отдыха. Норвежцы начали кататься на лыжах в Альпах по гоночным трассам. Дизайн лыж развивался на протяжении всего этого периода и сделал большой шаг вперед с изобретением лыж с прогибом в Телемарке, Норвегия. Они обнаружили, что эти лыжи более равномерно распределяют вес лыжника по длине лыжи из-за дугообразной формы. Это также предотвратило проваливание лыжи в яму (это следует помнить, когда вы катаетесь на лыжах по глубокому рыхлому снегу или если вы ели много фондю во время отпуска!).

Сондре Норхейм изобрел лыжи Telemark в 1868 году, первые лыжи с боковым вырезом, который позволял пользователям кататься, а не скользить вбок. Это навсегда изменило лицо лыжного спорта. Лыжники теперь могли точно выбирать траекторию. В результате разработок, сделанных норвежцами, были разработаны две разные лыжные техники, названные в честь норвежских гор, где они были изобретены: Телемарк и Кристиана.

Ниже вы можете увидеть прабабушку Дороти, основательницы Mabey Ski Ники Мэйби, на традиционном наборе прямых деревянных лыж длиной 230 см в 1912 (в Адельбодене, Швейцария)! Узнайте больше об истории лыжного спорта семьи Маби здесь.

В 1928 году Рудольф Леттнер из Зальцбурга, Австрия, изобрел лыжу со стальным кантом. Эти лыжи давали гораздо лучшее сцепление со снегом и позволяли лыжникам врезаться в повороты на спуске. Одновременно проехав несколько долин, Ханнес Шнайдер разработал поворот штока и параллельный поворот, новый стиль катания на лыжах — методы, которые все еще используются и преподаются сегодня. Шнайдер основал первую лыжную академию в Санкт-Антоне под названием «Albergschule» и снялся во многих первых лыжных фильмах — теперь его помнят как пионера лыжного спорта.

К 1930-м годам все катались на лыжах! Сначала в Европе и Северной Америке, а затем в Новой Зеландии, Японии, Австралии, Чили и Аргентине. Ханнес Шнайдер перебрался в Японию в 1930-х годах и представил более совершенные лыжи из Европы. Шнайдер был включен в платежную ведомость японцев, чтобы давать уроки публике, что делалось в массовом масштабе, когда тысячи людей одновременно обучались на горе Фудзи. Уроки, по-видимому, преподавались с использованием громкоговорителя. Это ознаменовало начало первого «лыжного бума» в Японии.

Олимпийские лыжи

В 1924 году в Шамони, Франция, состоялись первые зимние Олимпийские игры. Начнем с того, что в играх не было горных лыж. Были представлены только более зарекомендовавшие себя северные лыжи. Растущая любовь к горным лыжам становилась очевидной, и вскоре они были включены в Зимние игры 1936 года, проходившие в Германии.

 

Ключевые разработки для лыжной индустрии

В том же году, что и Зимние игры, был изобретен кресельный подъемник. Это было революционно для катания на лыжах как для отдыха. Первый кресельный подъемник был установлен в Сан-Вэлли, штат Айдахо, в 1936 году. Эти новые устройства были разработаны на всех курортах, от бугельных подъемников до гондол, что избавило от изнурительных подъемов по склону. Это означало, что лыжники могли спускаться с горы несколько раз в день.

Одним из старейших горнолыжных курортов Швейцарии является Мюррен, место, которое поклонники Джеймса Бонда помнят в 1969 фильм На секретной службе Ее Величества . Роль Мюррена в этом фильме повысила популярность катания на лыжах в то время.

В 1979 году фристайл был официально признан видом спорта Международной федерацией лыжного спорта и дебютировал на зимних Олимпийских играх в Калгари в 1988 году. и 90 метровых прыжков, но покорил толпу своей непревзойденной индивидуальностью.

В середине 90-х годов были усовершенствованы первые двухсторонние лыжи, а на горнолыжных курортах начали строить сноу-парки. Первый известный снежный парк был построен на горнолыжном курорте Медвежья долина в Калифорнии в 1989 году.

Катание на лыжах сегодня

На протяжении многих лет горнолыжные курорты продолжали развиваться и расти, так что теперь они являются домом для людей со всего мира, каждый день принимая тысячи новых посетителей. Курорты полны магазинов, ресторанов, различных типов размещения и мероприятий, что означает, что горнолыжный отдых — это больше, чем просто катание на лыжах. Значение катания на лыжах, возможно, изменилось с момента его создания как стратегии выживания для охоты и транспорта, однако наша одержимость горами осталась неизменной.

Хотите покататься на лыжах в самых уникальных и красивых местах на земле? Мы были там и сделали это, поэтому свяжитесь с нами, чтобы организовать лыжное приключение вашей мечты.

Дизайнеры приключений Mabey Ski путешествовали и катались на лыжах по всему миру, чтобы найти лучшие скрытые жемчужины лыжных зон для всех, от начинающих лыжников до профессиональных фрирайдеров. Хотите ли вы кататься на лыжах в порошке шампанского Нисеко в Японии или в бесконечных прибрежных горных хребтах Британской Колумбии в Канаде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *