Что такое складская логистика — обзор понятия + практика и опыт
Вы узнаете, что такое складская логистика, как правильно ее организовать, а также как выбрать компанию по оказанию складских услуг начинающему бизнесмену
Здравствуйте, уважаемые читатели нашего бизнес-журнала! С вами Эдуард Стебмольский, экономист и постоянный автор сайта ХитёрБобёр.ru.
В сегодняшней статье я раскрою основные вопросы, касающиеся задач и функций складской логистики, расскажу, как подобрать наиболее оптимальную систему складирования, которая позволит обеспечить тщательный контроль за расходом запасов продукции на складе.
Также в статье я дам конкретные рекомендации по выборе компании по оказанию складских услуг.
Поэтому читайте статью до самого конца!

1. Основы логистики склада — определения, задачи и функции
Логистика складирования играет очень важную роль в организации системы доставки продукции.
Складская логистика — это технология управления запасами.
Это очень сложный механизм, в котором важная роль отводится складам. Под последними понимаются технические сооружения, где производится хранение, накопление и распределение грузов. Складская логистика тесно связана с транспортной логистикой, о которой шла речь в одной из предыдущих статей.
Среди основных функций склада следует отметить:
- Комплектование ассортимента в зависимости от заказов потребителей. На складе производится преобразование производственного ассортимента в потребительский. Благодаря этому можно говорить о более эффективном выполнении заказов.
- Складирование и хранение товара. Это одна из основных функций технического помещения, позволяющая минимизировать разницу во времени между выпуском продукции и её реализацией потребителю. Компания, специализирующаяся на оказании складских услуг, должна создать оптимальные условия хранения в зависимости от эксплуатационных особенностей груза.
- Унитизация партий грузов. Так называется объединение мелких партий грузов в более крупные. Благодаря этой функции такие услуги становятся доступными для небольших компаний. Унитизация позволяет обеспечить одновременную доставку разным заказчикам.
- Предоставление логистических услуг. Помимо непосредственного хранения груза, заказчикам могут быть предоставлены дополнительные услуги — подготовка товара к реализации, фасовка продукции, распаковка и заполнение контейнеров, проверка работы оборудования. Что такое логистика, я уже писал в одной из наших статей.
Пример из практики
Молодая и амбициозная компания по изготовлению крафтовых пакетов и различных вариаций упаковки приняла решение об увеличении объемов производства. За неимением собственного склада хранить готовую продукцию в месте её изготовления было достаточно проблематично.
Наиболее уместным выходом из ситуации стало сотрудничество с компанией, предоставляющей складские услуги.
2. Услуги складской логистики в современной России — ключевые проблемы и перспективы
Современный логистический рынок РФ имеет множество проблем, которые препятствуют нормальному развитию данной отрасли.
Из наиболее значимых следует отметить следующие:
- отсутствие квалифицированных кадров;
- слабая логистическая инфраструктура;
- использование устаревших технологий;
- непонимание руководством реальных проблемы собственного предприятия;
- отсутствие знаний в области управления складами.
Одной из главных проблем развития является то, что управление складской логистикой возлагается на плечи руководства, абсолютно некомпетентного в разрешении поставленных задач.
Покажу вам на примерах проблемы складской логистики:
Пример №1.
Некоторые производители не обеспечивают каждую единицу товара уникальным кодом, что многократно усложняет процесс идентификации необходимой продукции и замедляет процедуру доставки.
Пример №2.
Небольшая компания постепенно добилась увеличения производства продукции и расширения рынка сбыта. Однако расширение штата руководителем фирмы предусмотрено не было.
Вследствие этого, один из сотрудников должен выполнять большее количество задач. Отсутствие структуризации не позволяет конкретному отделу нести прямую ответственность за выполнение узкого круга задач. Качество предоставления услуг при этом будет иметь тенденцию к ухудшению.
Несмотря на все существующие проблемы, при определенных обстоятельствах ситуация может кардинально измениться в кратчайшие сроки. Обучение складской логистике квалифицированными специалистами позволит улучшить качество услуг и сделает их более востребованными.
В России постепенно отмечается увеличение степени автоматизации на складах, благодаря чему вероятность ошибки минимизируется, а скорость проведения работ повышается.
Логистические услуги в РФ становятся все более востребованными, что является главным стимулятором роста логистических компаний. С увеличением их численности потребителю услуг будет предоставлена возможность выбора, благодаря чему он сможет отдать предпочтение наиболее приемлемым условиям сотрудничества.
3. Как правильно организовать систему складской логистики — 5 практических шагов
Оптимизация складской логистики подразумевает принятие ряда очень важных решений. Предварительно необходимо определить требуемое количество складов и выбрать наиболее подходящее место для их расположения.
При организации системы складской логистики необходимо предусмотреть наличие собственного или арендованного склада.

Я разложил весь процесс на 5 простых шагов.
Шаг 1. Определяем количество складов
Очень важно определить оптимальное количество необходимых складских помещений в зависимости от объема производимой продукции. При условии, если итоговое число складов будет недостаточным, то следует ожидать увеличения расходов на транспортировку продукции.
Однако неоправданно большое количество помещений также повлечет за собой дополнительных расходы, которые необходимы для содержания и нормального функционирования складской сети.
Шаг 2. Решаем, какой склад использовать: собственный или арендованный
Итоговое решение по этому пункту будет принято после детального изучения составляющих факторов — средней арендной стоимости и размера денежной суммы, необходимой для организации склада.
Целесообразность строительства собственного складского помещения возникает только если итоговая прибыль от транспортировки груза будет оправдывать транспортные расходы.
Шаг 3. Определяем место расположения склада
Место складирования готовой продукции должно быть выбрано с учетом минимизации расходования средств, необходимых для транспортировки товара. Существуют различные методы определения оптимального места расположения склада.
Шаг 4. Выбираем эффективную систему складирования
Распределительная логистика подразумевает предварительное определение способа размещения грузов на складе. Также следует обязательно уделить внимание выбору методов эффективного управления грузами.
Шаг 5. Проводим анализ складской логистики
После детального анализа всех составляющих факторов принимается итоговое решение о создании оптимальной системы складской логистики. Если на подготовительном этапе не было допущено серьезных ошибок, то конечный результат позволит обеспечить контроль за расходуемыми запасами продукции.
Курсы по складской логистике помогут слушателю максимально легко определить наиболее эффективную систему складирования. В них обязательно должны быть учтены все внешние и внутренние потоки товарно-материальных ценностей.
С целью достижения положительного итогового результата, необходимо предварительно определить:
- оптимальную грузовую единицу;
- вид складирования;
- вид складского оборудования;
- систему комплектации товаров;
- организацию системы обработки информации.
Подбор необходимого оборудования осуществляется в зависимости от характеристик грузовых единиц, а также при учете используемого вида складирования.
4. Аутсорсинг и складская логистика: преимущества и недостатки
При определенных обстоятельствах функции складской логистики компании могут быть отданы на аутсорсинг, то есть переданы другой компании, которая занимается предоставлением таких услуг.
Передача части обязательств третьей стороне может производиться в ситуации, при которой разрешение всех поставленных задач для одной фирмы становится слишком затратным или обременительным.
Логистический аутсорсинг подразумевает приобретение услуг по управлению запасами собственной продукции, её складированию и транспортировке.
Прежде чем воспользоваться предложением об аутсорсинге, необходимо объективно оценить все имеющиеся преимущества и недостатки этого способа организации складской логистики на вашем предприятии.
Ниже в таблице я опишу вас преимущества и недостатки аутсорсинга и организации склада «своими руками»:
Как это выглядит на практике
К аутсорсингу логистики чаще всего прибегают небольшие и средние компании. Фирмы, которые поставили перед собой задачу вырасти с регионального до федерального уровня, пользуются услугами аутсорсинга, так как они не располагают необходимой денежной суммой для строительства собственных складских помещений.
5. Как выбрать компанию по оказанию складских услуг — советы от эксперта
На одном из предыдущих мест работы я занимался вопросами, связанными со складской логистикой, в том числе передачей на аутсорсинг данного процесса. И теперь могу подсказать вам, как правильно это сделать.
Сотрудничество с логистическими сетями начинается с выбора наиболее подходящей компании. Количество таких организаций постепенно имеет тенденцию к росту, поэтому начинающим бизнесменами становится всё сложнее делать итоговый выбор.

Если сотрудничество предполагается с большой логистической компанией, то вся сеть должна быть связана единым информационным потоком.
Грамотная координация деятельности отдельных подразделений компании является гарантией предоставления услуг высокого качества.
При выборе исполнителя также следует брать во внимание такие критерии как:
- эффективность работы;
- скорость исполнения;
- точность подбора заказа;
- период и опыт работы на данном рынке;
- качество предоставления услуг.
Качество, эффективность и скорость выполнения заказов можно оценить на основе изученных отзывов, оставленных клиентами компаниями. Найти такую информацию можно на тематических форумах.
Среди основных критериев выбора — обеспечение исполнителем полного комплекса услуг. Помимо складских операций, провайдер (поставщик услуг) должен предоставлять услуги по транспортировке груза и таможенной логистике.
6. Заключение
Складская логистика на широком смысле слова подразумевает учет, оформление и правильное распределение складских запасов.
Оптимизация такой системы является гарантией успешного развития компании и способствует постепенному расширению клиентской базы. В случае необходимости, все функции логистики склада можно отдать на аутсорсинг.
В ряде случаев это оказывается намного выгоднее, чем организовывать систему управления запасами у себя в компании.
Напоследок посмотрите видео по теме грамотной организации склада:
Друзья, в этой статье мы ознакомились с основными терминами и понятиями складской логистики.
Если у вас остались какие-либо вопросы или просто возникло желание выразить своё мнение, то можете смело отписываться в комментариях. Желаю вам успехов в бизнесе!
hiterbober.ru
Как это устроено: cкладская логистика и ее нюансы на примере склада STS Logistics — E-pepper.ru
Игорь Бахарев
Понравилась статья — поделись с коллегами
Вконтакте
Google+
STS Logistics – один из лидеров транспортно-логистического рынка России и стран СНГ. В управлении компании находятся 18 складов класса «А» и «В» на территории России.
Мы побывали на одном из них, расположенном в Домодедово на трассе М4 «Дон» в 11 км от МКАД. Общая площадь этого склада класса А – 19 200 кв. м.
Экскурсию провели директор складского комплекса Домодедово и начальник участка, на котором размещена продукция одного из поставщиков запчастей.
Первая зона
Здесь обрабатываются и хранятся запчасти.
Для наибольшей эффективности операций в зоне стеллажного хранения используется АВС-классификация, и товары располагают в зависимости от прогнозных продаж. В частности, более оборачиваемый товар располагается на нижних уровнях. Для хранения запчастей используются только деревянные емкости, так как металлические могут повредить товар.
В зоне работы начальника смены и технолога есть информационные доски. На них отмечают количество дней без происшествий, KPI по выходу и входу, есть и другая оперативная сводка.
В зоне сортировки и упаковки товара расположены мониторы, которые позволяют в онлайн-режиме контролировать статусы заказа. Информационное табло обновляется 1 раз в 5-10 секунд. На нем мы видим задание на сортировку: для собираемого в момент нашей экскурсии заказа нужно было отобрать 6 артикулов.
В зонах подбора и сортировки ведется видеонаблюдение – это помогает выявить возможные ошибки персонала и работать над качеством складских операций.
Весь процесс упаковки происходит по разработанным вместе с клиентом правилам.
На складе организована специальная зона для досмотра товара: даже небольшая царапина на детали автомобиля не позволит в дальнейшем использовать ее для продажи. Все детали, включая стекла и фары, обязательно проходят тщательную проверку.
Отгрузку товаров со склада ведут с 7 утра и до 12 часов дня. И мы видим часть уже готовых к отправке маршрутов.
Специальная рама в зоне отгрузки обеспечивает дополнительный видеоконтроль. Две камеры фиксируют информацию об объемах отгрузок и способе их перемещения. И, в случае необходимости, заказчик всегда сможет увидеть количество и целостность упаковки коробов.
При отгрузке присутствуют кладовщик, представитель транспортной компании и специалист службы безопасности.
Сотрудник вводит имя пользователя и видит задание на отгрузку и маршрут: например, нужно отгрузить 22 короба. Сканером на цепочке можно воспользоваться только в зоне отгрузки, что исключает возможность ошибочного сканирования и минимизирует задвоение информации.
После того, как в системе зафиксированы просканированные короба определенного маршрута, выписывается пакет документов.
Есть отдельное правило пломбирования сеток. Чтобы сетку нельзя было вскрыть в процессе транспортировки, она пломбируется в соответствующих местах. В отгрузочных документах указывается номер пломбы. Система их сканирует, и отчет о возможных повреждениях автоматически отправляется дилеру.
Таким образом, достигается четкость в разделении зон ответственности, включая ответственность за товар в пути. Подобная организация процесса с камерами, пломбами и отчетами всегда позволяет понять, на каком этапе произошла ошибка.
Во избежание ситуаций, когда по тем или иным причинам принимающая товар сторона не получила документы, на складе ввели правило: документы – это отдельное вложение, которое в системе привязано к уникальному грузовому месту.
«Мы работаем над устранением причин, – рассказывает директор складского комплекса. – Так первый тренинг с работниками склада провели по работе с опасными грузами. Речь шла об аккумуляторах, по которым поступали рекламации, связанные с повреждениям коробов. Мы проанализировали рекламации и разработали тренинг в виде небольших комиксов с акцентом на обязательные процедуры. Тренер показывает, как правильно упаковывать товар, а затем это делают сами сотрудники. В процессе обсуждения разбираем ошибки и вопросы. Вот после такого тренинга число рекламаций резко упало. И по аккумуляторам мы уже не получали претензий достаточно долго».
Перед нами приемка с очень ограниченными лимитами по времени – товар должны принять за 8 часов. У кладовщика есть критерии брака по приемке – он проверяет товар на штучность и качество. Если будут мятые или вскрытые коробки, их отложат в сторону для определения качества представителем поставщика.
Что было внедрено на складе на этапе приемки: после сканирования система подбирает ячейку, где уже есть подобный товар. В случае несоответствия габаритов, предлагается резервная или свободная ячейка. Таким образом, оптимизируют движение по складу – товар должен двигаться как можно меньше. Чем больше вы двигаете запчасти, тем больше шансов их повредить.
Мезонин
Для операций с различными мелкоштучными и дорогими товарами используют мезонин площадью 3000 кв. м, на котором расположено 8308 ячеек с 5-ю типоразмерами.
Здесь также применяется ABC-классификация – мы видим коды MZA, MZB, MZC. Настроена и система по подбору самого оптимального маршрута, чтобы сотрудник совершал как можно меньше действий при отборе товара.
Наиболее оборачиваемый товар располагается на уровне вытянутой руки.
А вот для совсем мелкого товара ячейки разделили на 3 зоны.
В нижней зоне склада мы видим, как проверяют мелкоштучный товар, хранящийся на мезонине. Кладовщики собирают заказ, товар спускают вниз, и специалист перепроверяет его и составляет отчет. Затем все заново упаковывают и пломбируют. Пломба имеет уникальный идентификатор, при снятии которого проявляется отметка «Вскрыто».
Вторая зона склада
Здесь мы видим, как хранятся товары нескольких крупных клиентов STS Logistics.
Мы узнаем, что от одного из клиентов приходит разнородный товар в контейнерах: его разделяют, ставят стикеры и определяют место. «Сейчас мы ставим ценники на выходе, так как цены меняются быстро и в систему постоянно заливаются новые данные», – делятся с нами нюансами в ходе экскурсии.
И еще нюансы: если мебель, которую в числе прочего поставляет клиент, повреждена, то приезжает специальный мастер-краснодеревщик для оценки ущерба. Товар или отреставрируют и уценят, или признают браком. В последнем случае его помещают в специальный контейнер и далее утилизируют после того, как контейнер полностью заполнится.
Для хранения различных типов товаров профессионалы используют свои хитрости, которые облегчают работу. Мы видим, что ковры хранятся в трубах большого диаметра и, вследствие найденного решения, повреждаются намного реже, а отбирать их проще и быстрее.
Разнородность товаров у клиента и отсутствие изначальной их типизации при поступлении в общих контейнерах потребовали от сотрудников склада четко разработать с нуля операции по всем стадиям: от получения до отгрузки.
Подобные контейнеры выгружают от 3-6 до 48 часов. Возьмем, например, стаканы из премиум-сегмента. При приемке вскрывается коробка, достается и проверяется каждый стакан, а после заново упаковывается.
Вдали видно, как происходит разгрузка товара
А вот и детское питание. Товар раскладывают по артикулам на паллеты, проверяют и заносят в систему даты годности и производства. В любой момент времени можно определить, где находится та или иная партия, каков у нее срок годности.
За сеткой хранят сложные инженерные IT-решения одной из российских компаний: большие кондиционеры, серверные шкафы и серверы, стоимость которых доходит до 20-30 млн. Они находятся в выделенном помещении, доступ в которое сильно ограничен.
На столе во второй зоне мы видим распечатанные документы с атрибутами для IT-системы склада: номер заказа, компания, куда поедет товар, как и когда он будет грузиться, количество артикулов и коробов и др. Клиент может получить сведения, сколько машина стояла на складе. Есть и реестр, на основании которого на складе вычисляют KPI. Также в системе можно увидеть, какие артикулы и в каком коробе и ячейке хранятся. Отгрузка ведется по уникальным штрихкодам.
Склад работает круглосуточно, однако у каждого клиента свой годовой график работы: ресурсы комплекса группируют, чтобы обеспечить потребности заказчиков.
Все операции на складе оптимизируют при поддержке IT-инфраструктуры: от складских процессов и безбумажного документооборота до стандартизации информационных потоков между собственными системами и ERP-системами клиента. Виртуализированная IT-инфраструктура размещена в распределенном центре обработки данных.
«Под каждого клиента пишем свой процесс. При переезде, заезде, запуске клиента на площадке присутствует IT-специалист, который будет сопровождать операции по данной компании. На 95% все сотрудники IT-отдела у нас прошли «через пол» и знают, что надо для кладовщика. Ведь сам кладовщик не всегда может объяснить, что ему надо, с чем сталкивается, где ему тяжело», – рассказывает нам директор складского комплекса.
– Что является предметом вашей особой гордости?
– Наверно, это созданный нами коллектив. Я пришел в компанию три года назад, и с этого момента коллектив поменялся где-то на 80%. Мы меняли контингент и особое внимание уделяли обучению людей своими силами. Работали над IT-сопровождением клиентов. Сотрудники склада сами создавали упаковку и дополнительное оборудование для нее: сами вставали на грабли, а впоследствии подстилали себе соломку.
Подготовила Елена Абашева, E-pepper.ru
e-pepper.ru
Понятие складов, их функции
Склады — один из основных элементов логистической системы, ее интегрированная составная часть. Они играют важную роль в процессе движения товаров от изготовителя к потребителю и оказывают существенное влияние на общий характер товародвижения. Они определяют его звенность, способствуют устранению нерациональных перевозок, повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта, сокращению товарных запасов в розничной торговой сети.
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.
Основное назначение складов — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей.
Задачи склада можно рассматривать как в традиционном, так и в логистическом аспекте.
Традиционные задачи:
— максимальное использование складских мощностей;
— рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;
— эффективное использование складского оборудования;
— устранение потерь товаров при их складской обработке, хранении и т.д.
В логистическом аспекте:
— своевременное предоставление товаров и услуг потребителям;
— концентрация и пополнение запасов при оптимальных затратах;
— защита производства и потребителей от различных непредвиденных обстоятельств;
— консолидация партий отправок;
— формирование уровня логистического сервиса;
— развитие интеграции и координации взаимодействия со смежными звеньями логистической системы;
— предоставление услуг с добавленной стоимостью.
Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образуют складское хозяйство.
Склады используются во всех функциональных областях логистики: снабженческой, производственной, распределительной (рис.). В каждой из этих областей функционирование склада имеет свои специфические особенности.
Рис. Схема движения материальных потоков через склады различных функциональных областей логистики
Склады логистики снабжения (закупок) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих изделий и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение предприятий, прежде всего производственных.
Исходя из особенностей переработки грузопотоков, склады снабженческой логистики можно условно разделить на две группы:
— склады сырья, полуфабрикатов и комплектующих материалов. Для этих складов характерна переработка однородных грузов в жидком или сыпучем состоянии. Грузы поступают большими партиями, интенсивными грузопотоками и по ритмичному графику. Их стабильная оборачиваемость дает возможность осуществлять автоматизированную складскую переработку груза;
— склады продукции производственного назначения осуществляют хранение, как правило, тарных и штучных грузов относительно однородной номенклатуры. Большие объемы переработки позволяют применять высокий уровень механизации и автоматизации складских работ.
Склады логистики производства предназначены для обеспечения технологических процессов производства всеми необходимыми материалами.
К ним относятся склады сырья, материалов, комплектующих изделий; склады промежуточной продукции, т.е. изделий незавершенного производства, а также приборов и инструментов.
Для этих складов характерна постоянная номенклатура груза, который поступает с определенной периодичностью. Это позволяет использовать автоматизированную обработку или добиваться высокого уровня механизации проводимых операций.
К складам логистики производства могут быть отнесены также склады готовой продукции и распределительные склады производителей.
Эти склады занимаются обработкой тарных и штучных грузов относительно однородной номенклатуры в пределах ассортиментного перечня одного или нескольких изготовителей. Такие грузы имеют быструю оборачиваемости реализуются крупными партиями, что дает возможность осуществлять их автоматизированную переработку.
Склады логистики распределения находятся на пути движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый, а также в бесперебойном обеспечении товарами различных потребителей.
К этой группе складов могут относиться как склады готовой продукции и распределительные склады производителей, рассмотренные выше, так и склады оптовой и розничной торговли.
Склады оптовой торговли осуществляют снабжение мелких оптовых потребителей и розничную торговую сеть. Такие склады концентрируют запасы с равномерной оборачиваемостью с очень широкой номенклатурой товаров. Это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки грузов. На таких складах предпочтительнее использовать механизированную обработку грузов при ручной комплектации заказов. Склады оптовой торговли могут находиться как в местах производства (выходные оптовые базы), так и в местах потребления (торговые оптовые базы).
Склады розничной торговли ведут снабжение розничных торговых предприятий. Как и на оптовых складах, здесь хранится товар с очень широким ассортиментом. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями и частыми поставками. Такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить либо механизированную обработку груза, либо ручную комплектацию заказа.
В рамках логистики снабжения и распределения находятся склады транспортных организаций, которые предназначены для временного складирования грузов, связанных с транспортировкой. К разряду этих складов относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По
характеру выполняемых операций они относятся к транзитно-перевалочным складам. Срок хранения грузов минимальный, так как целью существования такого склада является своевременная перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. На таких складах необходимо применение высокого уровня механизации.
Склады розничной торговли ведут снабжение розничных торговых предприятий. Как и на оптовых складах, здесь хранится товар с очень широким ассортиментом. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями и частыми поставками. Такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить либо механизированную обработку груза, либо ручную комплектацию заказа.
В рамках логистики снабжения и распределения находятся склады транспортных организаций, которые предназначены для временного складирования грузов, связанных с транспортировкой. К разряду этих складов относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций они относятся к транзитно-перевалочным складам. Срок хранения грузов минимальный, так как целью существования такого склада является своевременней перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. На таких складах необходимо применение высокого уровня механизации.
Склады в логистике играют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это — расходы на складские операции, аренду склада, текущие расходы по его содержанию. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса.
Положительная роль складов заключается в том, что благодарю им обеспечивается выравнивание колебаний циклов производств и потребления, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения замесов, осуществляется бесперебойное снабжение потребителей всеми необходимыми товарами.
Преимущества складского хозяйства состоят в том, что на складах происходит консолидация ресурсов, разукрупнение партий, формирование ассортимента, транзитное комплектование грузов, обеспечение производства всеми необходимыми материалами (рис.).
Рис. Преимущества складского хозяйства
Склады позволяют преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах или товарах в процессе производства и потребления.
В зависимости от своего места в логистической системе склады выполняют различные функции:
1. Комплектование необходимого ассортимента товаров в соответствии с заказом потребителей.
Данная функция выполняется на всех стадиях движения материального потока, во всех функциональных областях логистики. В снабженческой и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение производственного процесса всеми необходимыми материально-техническими ресурсами. Особое значение приобретает эта функция в распределительной логистике. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в торговый (потребительский). Торговый ассортимент отличается от производственного тем, что включает в себя широкий перечень товаров, различающихся размерами, фасонами, моделями, формами, цветом и т.д. Это означает необходимость распаковки грузов, поступающих от различных производителей, их сортировки, комплектования новых партий, упаковки, затаривания, маркировки и т.д.
2. Концентрация запасов, их складирование и хранение.
Реализация этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском готовой продукции и ее потреблением, обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. В снабженческой и распределительной логистике концентрация запасов, их складирование и хранение могут быть вызваны сезонностью спроса и предложения на товары, необходимостью накопления запасов товаров для отгрузки в районы, где отсутствует их производство, а также создания государственных резервов.
Выполнение этой функции сопряжено с проведением целого комплекса работ по размещению товаров на хранение и требует создания определенных условий для обеспечения сохранности качества товара (температурный режим, влажность, товарное соседство и т.д.).
3. Утилизация партий отгрузки товаров.
Эта функция складов связана с тем, что многие потребители заказывают мелкие, нетранзитные партии товаров. Это значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для эффективного использования транспортных средств и сокращения издержек склады осуществляют унитизацию (объединение) небольших партий в более крупные, предназначенные для нескольких клиентов одновременно.
4. Оказание логистических услуг.
Выполнение данной функции связано с оказанием клиентам различных логистических услуг, которые обеспечивают фирме высокий уровень обслуживания потребителей. В их числе -подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, распаковка, маркировка, загрузка контейнеров), проверка функционирования весоизмерительных приборов, транспортно-экспедиционные услуги, придание продукции товарного вида, предварительная обработка товаров и т.д.
Похожие статьи
znaytovar.ru