Как ЛиАз стал автобусом с прицепом-гармошкой
Автор:
minimalism
13 мая 2022 15:09
Метки: СССР автомобили интересное история транспорт факты
В 1960-х годах в СССР хотели наладить выпуск серийных автобусов с прицепом-гармошкой, который бы существенно повысить общую вместимость.
И вот, в 1962 году, появился опытный образец этого городского автобуса ЛиАЗ-5Э-676. За его основу взяли серийный автобус ЗИЛ-158В. Двигатель его расположен впереди, поэтому прицеп-гармошка туда прямо-таки напрашивался.
Но этот прототип так и остался в единственном экземпляре, а дорабатывать его не стали, потому что на Ликинском заводе готовилась легенда — модель 677.
Источник:
Было разработано несколько дизайн-проектов «гармошки», которые были весьма похожи. Все их отличия заключались только в распределении дверей по длине автобуса. Кто-то предлагал оснастить прицеп-гармошку одним дверным проёмом, а на самом автобусе оставить только две двери. Кто-то предлагал и другие варианты.
Но у уже вышедшего ЛиАЗа 677 была проблема, которую так и не решили — слабый восьмицилиндровый V-образный бензиновый двигатель от ЗиЛ мощностью всего 180 л.с. Если обычный автобус этот мотор кое-как тянул, то для «гармошки» нужен был двигатель мощностью в 25-300 л.с. Но такого двигателя попросту не было.
Если бы такой двигатель был в 60-х — 70-х, то скорее всего ЛиАЗ 677 с прицепом-гармошкой выглядел бы так
Источник: В итоге СССР стали закупать у Венгрии городские автобусы с гармошкой. Икарусы 280 были в стране вне конкуренции, они были единственные с прицепом-гармошкой. Икарусы так всем нравились, что от мысли сделать советский автобус-гармошку вовсе отказались.
Источник:
Потом наступили 90-е и нулевые. Икарусы постепенно списывались, их надо было менять. С 2002 года на Ликинском автобусном заводе запустили производство 6212 — городской автобус с прицепом-гармошкой. Взяли за основу ЛиАЗ 5256, который начали выпускать ещё с 1996 года. Но двигатель этого автобуса был расположен сзади, а не под полом, как у Икаруса.
Но ЛиАЗ очень хотел превратиться в Икарус.
Источник:
Забавно, что для отечественной «гармошки» двигателя так и не появилось. На ЛиАЗ 6212 ставили дизельные двигатели Caterpillar-3126 мощностью 300 л. с., а также газовые Cummins-CGe280.30 мощностью 250 л.с.
Удивительное в этом автобусе то, что у него ведущий задний мост, а не средний, как у Икаруса. То есть прицеп-гармошка толкает автобус!
Источник:
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире
Еще крутые истории!
- «Спаситель матерей» против Европы: за что врача, спасшего жизни рожениц, навсегда закрыли в психушке
- Пьющий Ватикан, похмельная «собачья шерсть» и другие любопытные истории и факты
- Наделали шуму: загадочные люди, чья личность покрыта тайнами
- Пользователи рассказали, как сложилась их жизнь с отчимами, когда из семьи ушел папа
- Трагедия плохих заклёпок: что погубило «Титаник» помимо айсберга
Метки: СССР автомобили интересное история транспорт факты
Новости партнёров
реклама
Какие автобусы были популярны в СССР
Сегодня отечественные дороги наполнены довольно удобным и быстрым транспортом. Во времена СССР автобусы начиная с 50-х годов уже начинали потихоньку теснить трамваи и троллейбусы. Те, кто жил в те времена, наверняка помнят легендарную «гармошку» или «луноход». Каким же был популярный наземный транспорт в Советском союзе?
ЛиАЗ-677
Этот автобус с большими фарами и громким рокотом двигателя был самым массовым городским автобусом в СССР. В народе ЛиАЗ часто называли «сараем», «луноходом» или даже «скотовозом».
Однако, несмотря на некоторые обидные прозвища, этот автобус многие ценили именно за тепло в салоне зимой. Более того, это был первый советский транспорт с автоматической двухступенчатой коробкой передач. В час пик в него могло втиснуться до 110 человек (при этом сидячих мест было всего 25).
Правда, двигатель такого ЛиАЗа был достаточно слабоват и требовал много топлива. А при полной загрузке автобус еле-еле поднимался на горку. Вдобавок он постоянно кренился, а если случалось попасть колесами на кочку, то пассажиры «на галерке» взлетали чуть ли не до потолка.
Икарус-280
Эта модель стала первой, способной перевозить большое количество человек. В 70-е годы в столице появилась необходимость пускать на линии особо большие автобусы, чтобы везти людей из спальных районов. Для этих целей прекрасно подошли венгерские Икарусы.
В народе 280-ю модель прозвали “гармошкой” за характерный узел, соединяющий части автобуса. Такой транспорт был в длину от 16,5 до 18 метров, имел 4 двери, а в час пик мог вместить в себя до 180 человек.
В отличие от ЛиАЗа, Икарусы были холодными. Их печки не могли обогреть весь салон, вдобавок сама «гармошка» часто рвалась, а сквозь появившиеся дыры заходил холод.
Зато дети любили стоять именно на вращающейся «гармошке», а сам автобус ехал довольно плавно и почти не кренился.
РАФ-2203
А эти автобусы стали своеобразным прототипом современной маршрутки. Они появились в СССР в 1976 году. Мест в таком транспорте было всего 12, но этот автобус был весьма комфортен для поездок. Правда такая машина была довольно медленной, но за почти 20 лет своего существования пережила несколько модернизаций, пока ее не сменил первый микроавтобус «Газель».
ЛАЗ-699
Эта модель относится к классу вместительных автобусов. Его разработку начали в 60-х годах и довольно быстро построили. Исполин длиной в 10 метров были известен под названием «Карпаты». Сидячих мест в нем было 41 за счет отказа от салонного буфета.
Что интересно, в таком виде автобус производили до целого 2002 года. К этому времени машине добавили дисковые тормоза и убрали водительскую дверь.
ПАЗ-672
Желтый автобус с большими, закрытыми сеткой, фарами знаком очень многим. Такой транспорт предназначался для небольших пассажирских перевозок в пригородах и отдаленных городских районах. Но иногда ПАЗ-672 использовался и как служебный автобус, маршрутное такси или автокатафалк.
Разработка этого транспортного средства завершилась еще в 1969 году. В нем было 23 места для сидения, а всего в автобус помещалось до 45 пассажиров. Расход топлива был вполне адекватным, а пассажиры любили этот автобус за его теплый салон и проходимость по сельским дорогам.
Интересно, что некоторые перечисленные модели в отдельных регионах страны можно увидеть даже сейчас. Небольшая модернизация дала вторую «жизнь» стареньким советским автобусам, и они вновь рассекают по городским и сельским отечественным дорогам.
NEOPLAN Bus Руководство по эксплуатации PDF
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-3
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-3
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-3.
Документ Adobe Acrobat 9.1 MB
Загрузить
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-2
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-2
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-2.
Документ Adobe Acrobat 9.8 MB
Загрузить
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-1
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-1
Каталог запасных частей Neoplan CityLiner-1.
Документ Adobe Acrobat 9,6 МБ
Загрузить
Руководство оператора Neoplan Skyliner
Руководство оператора Neoplan Skyliner
Руководство оператора Neoplan Skyliner.pdf
Документ Adobe Acrobat 1,0 МБ
Скачать
NEOPLAN Bus Service Manuals PDF (3 части) находятся над этой страницей.
2 июля 1935 г. Gottlob Auwärter основал в Штутгарте мастерскую по производству автобусов на готовых грузовых шасси. С началом Великой Отечественной войны предприятие, потеряв призванный в Вермахт персонал, прекратило производство автобусов, а затем было мобилизовано для ремонта самолетов.
После войны Аувертер разработал собственную конструкцию автобуса с бескаркасным несущим кузовом — полумонокок, у которого внешняя
панели крепились к трехмерной конструкции из стальных труб. Автобус Auwärterbus со свободным ходом был запущен в производство в
1953 г., а в 1957 г. стали оснащаться удобной пневмоподвеской. Тогда, в 1953 году, на автомобилях Auwärter впервые появилось
была марка Neoplan . До 2001 года сама компания продолжала называться Gottlob Auwärter GmbH & Co. KG, теперь является подразделением MAN.
В 1960 году компания успешно вышла на растущий рынок аэропортовых автобусов, предложив рынку сочлененный низкопольный (высота пола 350 мм) автобус с передним расположением двигателя..
В 1961 году Альбрехт Аувертер, сын основателя компании, и Боб Ли (будущий главный конструктор Неоплан ) разработал новаторский по тем временам дизайн гамбургского автобуса — с прямыми линиями и большой площадью остекления. Альбрехт Аувертер возглавил фирму в 1965 году, а в начале 1970-х организовал строительство и запуск завода в Пилстинге.
На рынок туристических автобусов, который был основным для Neoplan в 2000-х годах, компания вышла лишь в 1964 году, с Konrad Aweverter двухэтажной разработки — 102-местной. До-автобус. Рулевой механизм этой модели был вынесен далеко за переднюю ось, в результате чего пассажиры получили удобный проход между арками передних колес. В 1971, Выпущен Ситилайнер
— автобус дальнего следования с пассажирским салоном, приподнятым сиденьем водителя, оборудованным туалетом и кондиционером. На этой модели Neoplan впервые применены кузовные панели из стеклопластика.В последующие 30 лет Neoplan развивал направление комфортабельных междугородных и туристических автобусов, выделяясь среди конкурентов «футуристичным» дизайном своих автомобилей.
В 1973, на рынок был представлен Neoplan Jetliner . Это был 12-метровый автобус со сварным кузовом, одной дверью и 48 пассажирскими местами.
С 1974 года автобусы Neoplan стали активно продаваться за пределами Германии. 12 декабря 1974 года в Кумаси, Гана, был открыт завод по производству автобусов. С 1975 года компания начала
произвести необычный тип автомобилей — туристический двухэтажный автобус на 100 мест, соединенных гармошкой. Эта модель получила название
Аккумуляторы просят на металл — ВПК.название
Электромобили в России и литиевая лихорадка в мире
На фоне спецвойсковой операции российской армии на Украине Россия попала под многочисленные санкции в основном со стороны западных стран, что выявило значительную зависимость страны от импорта в области высоких технологий ряда отраслей.
Среди них запреты на поставку в Россию новых технологий, комплектующих и комплектующих, что требует импортозамещения, в том числе в цикле производства электромобилей. Ведь электромобили становятся все более востребованными и будут определять не только прогресс мобильного транспорта, но и иметь важное значение для оборонной промышленности. В мире ведутся работы по созданию новых образцов перспективной техники, ведутся разработки водородных топливных элементов. При этом электрификация касается не только пассажирского транспорта, но и автобусов, грузовиков и спецтехники оборонного назначения. Уже сегодня общественный электротранспорт работает в крупных городах.
Однако не все так просто, нетрадиционная энергетика требует больших накопительных емкостей, ветрогенераторов, солнечных батарей. И сегодня литий как элемент для аккумуляторов является незаменимым сырьевым ресурсом для электромобилей и систем накопления энергии. Как отметил главный геолог Красноярского химико-металлургического комбината Николай Ворогушин, «литиевые батареи — перспективный продукт: это не только электробусы, но и вся энергия ветра, солнца, волн. Любая нетрадиционная энергетика требует больших емкостей аккумуляторов». Как решаются эти проблемы электротранспорта в России?
Самый легкий металл на планете
Литий серебристо-белый, пластичный, мягче свинца, самый легкий металл на планете, что также увеличивает его значение для машиностроения. В чистом виде не встречается, а является основным компонентом гранита, встречается в морской воде, солевых отложениях, глинах. По массе элементов в земной коре занимает 27 место — 0,0032 процента. Литиевые батарейки уже в конце XX века прочно вошли в часы, калькуляторы, материнские платы ПК, пульты дистанционного управления. Замена цинка литием привела к тому, что напряжение возросло с полутора до трех вольт, а энергоемкость увеличилась в несколько раз. В начале XXI века резко вырос спрос на металл — в первую очередь на аккумуляторы в связи с развитием гаджетов и электромобилей. По прогнозам Bloomberg, к 2030 году спрос на литиевые аккумуляторы вырастет в девять раз. Сегодня в технике используется несколько типов литиевых аккумуляторов:
Литий-кобальтовые (НКВ), диапазон рабочего напряжения 3-4,2 В. Наибольшее удельное энергопотребление до 250 Втч/кг, быстро стареют (средний срок службы 3-5 лет, в заряд-разряд циклов – не более 500). Зарядка большим током нежелательна. Чрезвычайно токсичен при воспламенении.
«Сегодня Российская Федерация настолько зависит от иностранных поставщиков лития и скачков цен на рынке, что требует создания собственного производства полного цикла»
Литий-марганцевые (IMR или INR), диапазон рабочего напряжения от 2,5 до 4,2 В. Удельное энергопотребление 140-150 Втч/кг. Ресурс около пяти-шести лет, выдерживает до 1000 циклов заряд-разряд.
Железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4, LiFe, LFP, IFR), диапазон рабочего напряжения – от 2 до 3,65 В, номинальное напряжение – 3,2 В. Удельное энергопотребление – около 150 Втч/кг. Ресурс 10-20 лет, примерно 1500-3000 циклов заряд-разряд, используются для электромобилей, вездеходов, велосипедов и подобных устройств.
Литий-титановые аккумуляторы, высочайшая долговечность и широкий температурный диапазон эксплуатации. Диапазон напряжения от 1,6 до 2,7 В, номинальное напряжение 2,3 В. Удельное энергопотребление примерно 100 Втч/кг. Ресурс более 15000 циклов заряд-разряд. Диапазон температур от минус 30 до плюс 60 градусов. У него очень низкое сопротивление, позволяющее использовать сверхбыстрый заряд, и низкий саморазряд — около 0,02 процента в сутки. Используется на электромобилях.
Литий-ионный аккумулятор (Li-ion) — тип аккумуляторов, широко используемых в гаджетах, бытовой электронике, ноутбуках, в качестве источника энергии в электромобилях и накопителях энергии в энергосистемах. Диапазон рабочих напряжений одного элемента 2,5 – 4,2 В, удельное энергопотребление 110-270 Втч/кг. Ресурс 600 циклов заряд-разряд. Время быстрой зарядки составляет один час, саморазряд составляет около 1,6 процента в месяц.
В целом эффективная емкость литий-ионных аккумуляторов в два-три раза выше, чем у свинцово-кислотных аккумуляторов, а значение удельной запасенной энергии в два-пять раз больше. Они доступны вместимостью от 9от 0 до 6000 мАч.
Современный вариант такой батареи с графитовым анодом и литий-кобальтовым катодом изобрел в 1991 году Акира Йошино. Конструкция литий-ионных аккумуляторов: электрод – катод, анод и электролит. Катод в основном изготовлен из никеля (73%), кобальта (14%), лития (11%) и алюминия (2%). Анод обычно полностью графитовый. Электролитом служат соли лития (наиболее распространен гексафторфосфат лития, LiPF6) в органическом растворителе. Носителем заряда в аккумуляторе является положительно заряженный ион лития.
Мировое производство лития
Стремительное развитие электромобилей в мире только в 2020 году потребовало потребления 85 тысяч тонн лития. Месторождения известны в Чили, Боливии, США, Аргентине, Конго, Китае, Бразилии, Сербии, Австралии, Афганистане. Боливия обладает богатейшими запасами драгоценного металла. Среди лидеров производства Боливия, Аргентина, Чили, Австралия и Китай.
Кроме того, Китай является лидером по производству лития — около 51 процента, доля США составляет всего два процента.
По данным Геологической службы США на 2019 год подтвержденные мировые запасы лития составили 17 млн тонн. Но большинство известных месторождений богатой литием рапы находится в засушливых высокогорьях на границе Боливии, Чили и Аргентины, где находится самое сухое место на планете — пустыня Атакама.
Для производства аккумуляторов требуется литий высокой чистоты. Чтобы получить тонну металла, нужно потратить около двух миллионов литров воды.
Растущий рынок волнует и звонит по номеру
В 2019 году глобальное потребление лития составило 57 700 тонн, что на 18 процентов больше, чем годом ранее. Аналитики Global Data прогнозируют, что к 2024 году спрос на редкий металл вырастет в два с половиной раза — до 117 тысяч тонн.
Среди производителей редких металлов на мировой арене доминируют Talison Lithium Ltd (Австралия), SQM (Чили), Jiangxi Ganfeng Tianqi (Китай), FMC (Аргентина).
На фоне бума электротранспорта многие концерны-гиганты планировали найти свое место на новой поляне бизнеса. Австралийская компания European Metals Holdings совместно с чешским партнером CEZ приняли решение о разработке крупнейшего в Европе литиевого месторождения Чиновец в северо-западной части Чехии. Ставка более чем оправдана: по прогнозу МЭА, к 2040 году спрос на литий на рынке вырастет в 40 раз. Острая необходимость развития литиевой промышленности привела к созданию так называемого скоростного производства. Крупнейшие горнодобывающие компании развернули масштабный поиск новых месторождений, а также разработку технологий извлечения металлов. Сегодня производители лития покрывают места добычи бассейнами и буровыми установками, выкачивающими из земной коры миллиарды литров воды в год. Когда в 2015 году китайское правительство сделало ставку на электромобили в пятилетке, а вскоре Илон Маск заявил, что рассчитывает продавать до полумиллиона автомобилей Tesla в год, в мире началась литиевая лихорадка. В течение следующих трех лет цены на металл выросли в пять раз. По прогнозам, к 2027 году объемы производства увеличатся в восемь раз.
Есть ли у России шанс прорваться на неосвоенный рынок лития?
Карман запаса не натирает, но и не греет
Как вспоминает Николай Ворогушин, «практически все российские запасы лития были подсчитаны и поставлены на баланс в конце 50-х годов XX века. До недавнего времени они составляли никого не интересовало, потому что потребность в литии была невелика. Одна шахта покрывала все потребности». Далее он отметил, что запасы лития в России есть, но его никто не добывает. Более 50 процентов запасов лития сосредоточено в месторождениях редкометальных руд на Кольском полуострове, в Республике Тыва и Иркутской области. Первый и единственный литиевый рудник, где велась добыча, находится в Забайкалье. В советские годы там было выработано около 40 процентов запасов, а в 1997 месторождение было законсервировано из-за неблагоприятной экономической ситуации. В октябре 2020 года правительство дважды повысило налог на добычу полезных ископаемых, что сильно осложнило разработку новых месторождений. Первоначальный аукционный взнос за месторождения Кольского полуострова достигает 1 млрд 100 млн, а затраты на разведку, по оценкам геологов, могут составить еще 500-600 млн рублей.
Подписанное соглашение между «Газпромом» и Министерством промышленности и развития Российской Федерации о добыче лития на Ковыктинском месторождении в Иркутской области открывает России путь к новым технологиям. Теперь главное не стать сырьевым придатком, как Чили, а организовать свой полный цикл производства аккумуляторов.
По данным Аналитического кредитно-рейтингового агентства (АКРА), на территории Российской Федерации находится около 900 тысяч тонн лития, по запасам — это третье место в мире. Но сегодня не разрабатывается ни одно месторождение, перспективными считаются только два региона – в Иркутской и Мурманской областях. Разработке во многом препятствует и то, что в нашей стране литий в основном содержится в рудных месторождениях, требующих гораздо больших затрат по сравнению с гидроминеральным способом добычи.
Однако в РФ появилось несколько амбициозных проектов, которые пока в планах. Так, международная группа компаний Uranium One, входящая в контур управления группы TENEX Госкорпорации «Росатом», занимается перспективными проектами по добыче цветных и редкоземельных металлов, к 2030 году планирует занять до 10 процентов мирового рынка лития. Согласно проекту, компания намерена разрабатывать месторождения гидроминеральным способом на лицензионных участках в Латинской Америке и Африке, а производство конечной продукции локализовать на территории России.
Горнодобывающий дивизион Госкорпорации «Росатом» – ОАО «Атомредметзолото» (АРМЗ) может приступить к разработке месторождений лития в Мурманской и Иркутской областях. По предварительным оценкам, на перспективных участках ежегодно можно извлекать до 50 тысяч тонн соединений лития.
Помимо проектов Росатома, были планы от представителей нефтегазового сектора. В России недавно официально разрешили извлекать из подземных вод попутные полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью: летом 2020 года приняты поправки в закон «О недрах». Стратегия развития редкоземельных и редкоземельных металлов промышленности Российской Федерации включает два проекта по попутному извлечению лития из пластовых вод нефтегазоконденсатных объектов. Согласно документу, к 2025 году «Газпром» и EAST Exploration должны разработать и испытать технологию извлечения лития из гидроминеральных рассолов Ковыктинского месторождения.
Другой участник программы, Иркутская нефтяная компания, планирует к 2024-2025 годам начать добычу солей лития (побочный продукт газодобычи) на Ярактинском месторождении в объеме около 1000 тонн в год. По предварительным оценкам, в будущем это в значительной степени покроет внутренний спрос на соли лития, которые Российская Федерация ежегодно импортирует из Южной Кореи.
Здесь установление максимальных сроков получения первых товарных партий можно считать отсылкой к стратегии полного обеспечения российской промышленности отечественными редкими и редкоземельными металлами к 2030 г.
Аккумулятор российского производства?
Для нужд промышленности еще импортируем литийсодержащие концентраты или готовые соединения металлов. Следует отметить, что он не пользуется повышенным спросом на внутреннем рынке, так как потребляется в небольших количествах. Все российские заводы по производству литиевых аккумуляторов закупают иностранное сырье. Например, летом 2019 года Росатом и Минэнерго Боливии договорились о совместной разработке боливийских месторождений.
Для аккумуляторов используется только литий высокой чистоты — его производят на трех заводах в России. Одним из производителей аккумуляторов и систем является завод «Лиотех» под Новосибирском, портфельный проект РОСНАНО. Но сырье для аккумуляторов поступает туда из-за границы: компания использует китайские катодные порошки. Закупка иностранных комплектующих в условиях санкций связана со сложностями приобретения иностранных товаров: поиск надежного поставщика, качественное сырье, установление сроков поставки и стоимости, решение логистических задач.
Подконтрольная Росатому компания Renera объявила о планах по производству литий-ионных элементов и полноценных аккумуляторов для электромобилей «Автотор» в Калининградской области.
Сегодня РФ настолько зависит от зарубежных поставщиков лития и скачков цен на рынке, что требует создания собственного производства полного цикла. Сразу отметим, что отечественная литиевая промышленность находится в зачаточном состоянии.
Один магнит, два магнита
Помимо лития, аккумуляторы электромобилей содержат кобальт, никель и графит. Также в состав двигателей электромобилей входит ряд редкоземельных элементов и группа из 17 химических элементов, которые имеются только в небольших количествах и также рассеяны по всей земной коре. Мировые запасы редкоземельных элементов оцениваются в 100 млн т в пересчете на оксиды РЗМ. Наибольшее распространение РЗМ используют в производстве мощных постоянных магнитов. В большинстве электромобилей используются неодимовые постоянные магниты, состоящие из сплава неодима, бора и железа (Nd2Fe14B), необходимые для производства высокопроизводительных электродвигателей. Такие магниты содержат неодим (Nd), празеодим (Pr) и диспрозий (Dy).
По оценкам экспертов, мировые ресурсы лития оцениваются в 40 миллионов тонн. Этих запасов может хватить примерно на 185 лет, даже если рынок утроится. Оценочные запасы кобальта (самого дорогого металла в аккумуляторах) в трех странах-лидерах (ДРК, Австралии и Кубе) составляют около пяти миллионов тонн, при этом сегодня около 45 тысяч тонн кобальта во всем мире используется для производства электромобилей. К 2030 году этот показатель превысит 90 тысяч тонн.
Запасы графита оцениваются примерно в 250 млн т, при этом потребность в графите за счет производства анодов в 2020 г. достигла 250 тыс. т. Запасы никеля (78 млн т) при росте потребления более 2,5 млн т достаточны и не будет срыва перехода на электромобили. Европейская комиссия оценивает мировые запасы оксидов редкоземельных элементов более чем в 80 миллионов тонн, а их среднегодовая добыча может составлять около 140 тысяч тонн. Наиболее труднодоступными РЗЭ являются неодим и диспрозий.
Отметим, что запасы лития, кобальта, графита и РЗЭ вряд ли ограничат рост производства электромобилей. В 80-е годы СССР занимал третье место в мире по производству высокочистых редкоземельных продуктов, необходимых для современных образцов военной техники и атомной промышленности.
На сегодняшний день Российская Федерация обладает крупнейшей в мире сырьевой базой редкоземельных металлов (РЗМ) в количестве 26,9 млн тонн, занимая второе место в мире после Китая. Однако РЗЭ в России добываются в незначительных количествах – на уровне 90 тыс. тонн. В Якутии имеются богатые месторождения, которые оцениваются в 154 млн тонн руды. Туганское месторождение в Томской области с большим промышленным содержанием полезных ископаемых, титана и циркония. Необходимо извлечь все. Сегодня Китай доминирует на рынке редкоземельных магнитов. На втором месте Япония, не имеющая собственного сырья. Мировое производство редкоземельных магнитов в настоящее время оценивается в 50-60 тысяч тонн в год. Россия вносит пока очень скромный вклад в этот объем – около одного процента. Российская промышленность обеспечивает большую часть потребности в магнитах за счет импорта из Китая.
Грядущий электромобиль
По оценкам экспертов, за последние 15 лет парк электромобилей в мире вырос в семь тысяч раз, через 10 лет электромобили будут составлять 30 процентов всех транспортных средств.
Среди производителей электромобилей продолжает лидировать Tesla (США) – в 2020 году продажи компании составили около полумиллиона автомобилей, что является абсолютным рекордом, продажи были и в России. Более 90 процентов всех электромобилей в мире сосредоточено в Китае, ЕС и США. Китайский рынок на сегодняшний день является самым крупным и быстрорастущим – там продается более половины всех автомобилей. Абсолютным лидером здесь стала та же Tesla, завершившая строительство нового завода в Шанхае в конце 2019 года.. В Китае зарегистрировано более 400 компаний по производству электромобилей.
Электробус Blue Moscow
В России, согласно утвержденной в 2021 году Концепции развития электротранспорта, к 2030 году не менее 10 процентов выпускаемых автомобилей будут электрическими. В настоящее время разрабатывается комплексная программа развития электротранспорта, и в ее последней редакции объем государственного финансирования до 2030 года составит 804 млрд рублей: деньги будут направлены не только на разработку техники, но и на субсидировать закупки и развитие инфраструктуры для электромобилей. Серийное производство легковых электромобилей в России еще не началось, но через три года выпуск таких автомобилей планируется превысить 25 тысяч единиц в год.
Парк электромобилей растет, но медленно, в 2020 году, по данным аналитического агентства «Автостат», было продано 687 новых автомобилей (в 2019 году – всего 353 единицы).
В Российской Федерации на середину 2021 года зарегистрировано 12 290 электромобилей, что составляет менее 0,03 процента от всего парка, в основном иномарок.
В Москве современный электротранспорт постепенно вытесняет обычные автобусы и троллейбусы: 25 августа 2020 года последний из более чем 1600 столичных троллейбусов навсегда покинул парк.
Заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов сказал: «Московский электробус — один из лучших на мировом рынке. Все сборочные операции электробуса на заводе полностью экологичны, с нулевым уровнем выбросов .»
«В 2022 году на маршруты выйдут первые электроавтобусы-гармошки (КамАЗ-6292), которые вмещают до 135 пассажиров. А количество зарядных станций мы увеличим до 383, что расширит сеть на новые направления. »
На начало 2021 года только в Москве работало более 600 электробусов ЛИАЗ-6274 и КамАЗ-6282.
По заявлению производителей полная зарядка аккумуляторов электробусов занимает от 6 до 20 минут. Электробусы оснащены импортными литий-титановыми аккумуляторами и электрическими мостами. Особенности конструкции машин заключаются в том, что двигатели спрятаны в электропортальные мосты с рекуперацией – часть энергии торможения возвращается. На крыше установлены четыре плоские панели аккумуляторов весом около тонны, конструкция электробуса рассчитана на такой вес.