Кто придумал лыжи – История появления лыж: stomaster — LiveJournal

Содержание

История появления лыж: stomaster — LiveJournal


Снег — одно из самых распространенных явлений природы. На земном шаре устойчивый снежный покров расположен в северном полушарии и в Антарктиде. Огромные снежные пространства обусловили раннее появление лыж. В далекие исторические времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было немыслимо без специальных приспособлений для ног, увеличивающих площадь опоры, позволяющих легко и свободно, как лось на своих разлапистых копытах, преодолевать снежные сугробы в полях, лесах, горах. Так зародилась вынужденная потребность в создании лыж — одного из самых удивительных изобретений первобытного человека.

Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для борьбы со снегом не установлены. Первыми приспособлениями, которые применил человек для более легкого передвижения по глубокому снегу, были несомненно снегоступы или ступающие лыжи. Эти овальные, затем ракетообразные примитивные! приспособления в процессе использования существенно изменялись и постепенно через так называемую лыжу-башмак приняли форму скользящих лыж, что позволило значительно увеличить скорость передвижения.

История лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Началось все с того момента, когда человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам во время охоты. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже военных поставили на лыжи и в России.


О появлении лыж в древней Руси до начала нашей эры свидетельствуют исследования наскальных изображений у берегов Онежского озера и Белого моря. На скалах, расположенных вблизи селения Залавруга у Сороковой Губы Белого моря, там, где на реке Выг находится пороп Черный, первобытный человек оставил высеченные надписи и рисунки, сохранившиеся до наших дней. Среди множества наскальных изображений, открытых экспедициями А.М. Линевского (1926 г.) и В.И. Равдоникаса (1936 г.), найдены и такие, которые являются бесспорным доказательством изобретения лыж первобытным человеком неолитической эпохи за многа тысяч лет до нашей эры. Причем, уже тогда это были скользящие лыжи.

Композиция трех людей на лыжах является уникальным памятником первобытного искусства. Различная степень изгиба фигур, как и различная степень разворота их туловища, придают всей композиции особую стройность и выразительность. Весьма впечатляют своим изяществом фигуры пятнадцати лыжников, двенадцать из которых имеют по одной палке в руке, и фигура лыжника на буксире. Возраст найденного у берегов Северного ледовитого океана наскального рисунка лыжника с топором — его в шутку называют первым биатлонистом — археологи определяют в 12 тыс. лет.

Окаменелые лыжи и их части, возраст которых исчисляется тысячелетиями, найдены во многих уголках России, где жил человек в условиях снежной зимы. Одна из находок (А.М. Микляев, 1982 г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних — сделана около 4300 лет назад.

Древнейший экземпляр скользящих лыж современного типа обнаружен (1953 г.) в древнем Новгороде в слое первой половины Х111 в. Длина лыжи 1 м 92 см, ширина в среднем 8 см, ее передний конец несколько приподнят, изогнут и заострен. Место для установки ноги чуть массивнее, здесь толщина лыжи достигает 3 см. Для продевания ремня, прикрепляющего лыжу к обуви лыжника, на ней имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром 0,5 см.


За весь период эволюции лыжного инвентаря, а это несколько тысяч лет, встречались очень разные варианты лыж, ботинок и палок. Первые приспособления для передвижения по снегу, естественно, больше были похожи на современные снегоступы, но со временем они трансформировались, становились более длинными и узкими для увеличения скорости, они уже могли скользить по снегу и своим внешним видом походили на привычные для нас лыжи.

Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов.

Интересную историю имеют и палки. Оказывается, до конца XIX века лыжники использовали только одну палку. Это связано с тем, что лыжи применялись в основном для охоты и в армии. Первые палки были деревянными или бамбуковыми высотой приблизительно в рост человека. Только в наше время палки превратились в продукт высоких технологий, производятся из легкого алюминия или композитных материалов.


Позднее стали применяться лыжи, обтянутые снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад, что позволяло избежать проскальзывания при подъеме в гору. Имеются данные, говорящие о том, что северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов, костей и крови лося, оленя или рыбьей чешуи. Известно, что подобный способ изготовления лыж применялся некоторыми народностями нашей страны в начале XX в.

Чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, им была придана плавная кривизна, получившая название весового прогиба. Чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности делали углубление – жёлоб. Для большей прочности и гибкости лыжи стали изготавливать из нескольких слоев древесины разных пород: березы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась, не становилась "круглой" и имела лучшее сцепление со снегом, ее стали окантовывать особо прочной древесиной, а со временем – металлическими кантами.

Первые документальные упоминания об использовании скользящих лыж появились в У1-УП вв. Готский монах Жорданес в 552 г. в своей книге упоминает о "скользящих финнах". Подобные данные приводятся в этот же период византийским писателем Прокопом, греческими историками Иорнадом (VI в.), Диаконом (770) и другими древними авторами. Они подробно описывали лыжи и их использование северными народностями в быту и на охоте. Наиболее подробно описаны лыжи и их применение в быту, на охоте и в военном деле в книге изгнанного из Швеции и бежавшего в Норвегию епископа Олафа Магнуса (Олаф Великий). В его книге "История северных народов", вышедшей в Риме в 1555 г., дается не только описание, но и публикуются гравюры, изображающие лыжников.


У северных народов нашей страны (ненцев, остяков, вогулов и др.) лыжи широко применялись в быту и на охоте. "Саамы (лопари), ненцы, остяки бьют диких оленей, волков и других подобных зверей больше дубинами, потому что на лыжах свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко скользящего на лыжах человека", — пишет Магнус.

Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге "наперегонки" и в спусках со склонов. Наряду с другими развлечениями и упражнениями (кулачный бой, верховая езда, различные игры и забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.

Самые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Примерно таких же размеров были лыжи у охотников в течение многих веков: такими лыжами и сейчас пользуются охотники и звероловы Гренландии, Аляски, жители Севера, Сибири, Дальнего Востока.


История появления горных лыж

По свидетельству историков, первые лыжные соревнования состоялись в 1844 году в норвежском городе Тремсее. На заре лыжного спорта лыжи равнинные мало чем отличались от горных, и соревнования нередко, кроме бега по равнине, включали спуски со склонов окрестных гор и прыжки с трамплина.

Подобное лыжное троеборье долгое время сохраняло свои права в разных странах. В 1879 году жители местечка Телемаркен устроили неподалеку от норвежской столицы на горе Гусби первые "чистые" горнолыжные соревнования. Известные своим мастерством спусков с гор, они вызвали на состязание лыжников Христиании (так называлась нынешняя столица Норвегии Осло).

Соревнования на Холменколлерских горах собрало огромное количество зрителей. По описанию очевидцев, лыжники мчались по очень крутому склону, с которого "спускаться было почти невозможно". Зрелище было настолько необычным и захватывающим, что слух о нем прокатился по всей Европе. Лучшие лыжники столицы были посрамлены. Они "спускались сгорбленными", опасливо тормозили, перекидывая палку с одной стороны на другую, а с трамплинов не прыгали, а "сваливались мешками". Зато спортсмены из Телемаркена "ехали гордо выпрямившись, вместо палки демонстративно держа в правой руке еловую веточку", с трамплина пролетали 25 метров, а внизу, "поднимая фонтаны снега, делали эффектный поворот без помощи палки и останавливались".

Искусство приверженцев нового спорта поразило зрителей, началась волна подражания, а поворот, названный телемарком, надолго стал образцом и получил самое широкое распространение. Он выполнялся так: лыжник выдвигал сильно согнутую ногу вперед и использовал ее в виде руля; другая, опорная нога упиралась носком и коленом в лыжу; руки, наподобие крыльев, расставлялись в стороны для поддержания равновесия.

Что и говорить, прием был эффектным, но ненадежным. На большой скорости лыжники не выдерживали единоборства с центробежными силами и падали. Трудно было совершить такой поворот на неровном склоне, требующем амортизационных движений. Со временем на смену телемарку пришел плуг, а затем и поворот на параллельных лыжах, получивший название "христиания". Рассказывают, что норвежцы изобрели "христианию" случайно: прыгуны с трамплина, чтобы остановиться, в глубоком приседе наклонялись вбок, придерживаясь одной рукой за снег, и лыжи поворачивали в ту же сторону. И все же основоположниками современного горнолыжного спорта считают не норвежцев, а австрийцев.

Австрийский альпинист и лыжник Матиас Здарский в 1896 году применил безостановочный спуск с поворотами; он изобрел плуг, появилась упоровая техника. Для ведения поворота в плуге потребовались более жесткие ботинки и более прочные крепления. В конце прошлого века он выпустил первый учебник по горнолыжной технике, где обобщил все достижения, имевшиеся на тот период, предложил более прогрессивную форму лыж и креплений (правда, техника Здарского также опиралась на одну палку), изложил основы группового обучения.

С 1905 года в Альпах стали проводить соревнования лыжников на... количество поворотов. Учитывалось максимальное количество поворотов на заданном отрезке, а также количество поворотов за единицу времени (эти правила отчасти напоминают нынешние соревнования воднолыжников-фигуристов).
Спустя 6 лет, зимой 1911 года, в Швейцарских Альпах близ Монтаны, были впервые проведены соревнования по скоростному спуску: 10 лыжников одновременно мчались наперегонки с верховьев ледника по целине к общему финишу.

Почти 20 лет потребовалось поклонникам нового спорта, чтобы убедить Международную лыжную федерацию (ФИС) "признать" горные лыжи как самостоятельный вид. Слалом и скоростной спуск для мужчин и женщин были включены в программу лыжного чемпионата мира лишь в 1931 году, где первенствовали англичане. Однако вскоре лидерами нового спорта прочно становятся представители альпийских стран: Австрии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии. Лишь время от времени спортсмены из других стран "врываются" в их плотные ряды.


История возникновения лыжных гонок

Интерес к лыжам как к спорту впервые проявили норвежцы. В 1733 Ганс Эмахузен издал наставление по лыжной подготовке войск со спортивным уклоном. В 1767 были проведены соревнования по всем видам лыжного спорта (в современной терминологии): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863 г.г. В 1877 в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии — Холменхоленские игры (1883), Финляндии — Лахтинские игры (1922), Швеции — массовая лыжная гонка "Вассалопет" (1922). В конце 19 в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира.

Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции — гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России — гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910 в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в Международную лыжную Федерацию (1924).

Во второй половине 19 в. в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 года в Москве состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации — Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 году было создано "Общество любителей лыжного спорта", а в 1910 — Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским, в 1897 году создается клуб лыжников "Полярная звезда" в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта.

В 1910 году лыжные клубы Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 г.г. в Москве было проведено рекордное количество соревнований — восемнадцать, в которых выступало 100 участников. 7 февраля 1910 года 12 лыжников из Москвы и Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое соревнование страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова.


На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913 в Швеции на "Северных играх". Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях — 30, 60 и 90 км. Выступили они неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря.

До начала Первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России. В 1918 году лыжный спорт включен в число учебных дисциплин первого учебного плана высшего физкультурного образования.

По количеству побед на первенствах страны 1910-1954 г.г. наивысший рейтинг занимает Зоя Болотова — восемнадцатикратная чемпионка. Среди мужчин сильнейшим был Дмитрий Васильев — 16 побед, он является первым обладателем звания "Заслуженный мастер спорта". Всего за период 1910-1995 г.г. было проведено 76 чемпионатов страны на дистанциях от 10 до 70 км у мужчин, и от 3 до 50 км у женщин. С 1963 года в программу чемпионата страны включена сверхмарафонская дистанция для мужчин — 70 км. У женщин с 1972 самой длинной стала дистанция 30 км, а с 1994 — 50 км. Рекордная по длине 4-дневная мужская гонка была проведена в 1938 — 232 км от Ярославля до Москвы. Победил Дмитрий Васильев — его время составило 18 часов 41 минута 02 секунды.

Рекорд первого лыжного века по количеству побед на чемпионатах страны установила Галина Кулакова — 39 золотых медалей. Спортивные достижения Галины Кулаковой вознаграждены Международным Олимпийским Комитетом — Олимпийским серебряным орденом.

По представлению Олимпийского Комитета России первый среди наших соотечественников международный приз Кубертена присужден Раисе Сметаниной — лидеру мировой элиты лыжников. Участница пяти Олимпиад, восьми чемпионатов мира, Раиса Сметанина установила еще один уникальный рекорд спортивного долголетия — на своей пятой Олимпиаде она была увенчана золотой медалью в 40 лет.

stomaster.livejournal.com

История появления лыж у человечества - Лыжные гонки - Справочник - Статьи

Первые мысли о лыжах, у древних людей

Огромные снежные пространства обусловили раннее появление лыж. В далекие времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было немыслимо, ноги проваливаются, застревают и множество других сложностей.  При этом многие животные без проблем передвигались по таким сугробам, связано это с тем, что площадь опоры у того же зайца намного больше, если сравнивать с человеком, относительно вес/площадь опоры. Древний человек сообразил быстро, что если увеличить площадь опоры, передвигаться будет проще и сложностей не возникнет. Сказано - сделано, мы их знаем и по сей день как снегоступы – первые лыжи! Точная дата, место, имя изобретателя не известны.

Первыми такими  приспособлениями,  очевидно,  были  шкуры  убитых  животных, которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя  их  от  холода.  Это послужило толчком для использования других предметов (обломков коры,  щепок, а позднее и дощечек) для увеличения площади опоры. У одних народов это были круглые или продолговатые дощечки, у других – сплетённые ветки, чем-то напоминавшие теннисную ракетку с креплением для ног. В такие «лыжи» жители горных районов обували даже лошадей.

В то же время жители тёплых стран и подумать не могли о таком изобретении. Возвращаясь из путешествий по снежным землям, они рассказывали удивительные истории: «Живут в тех снегах чудища на одной ноге, а бегают они по снегу с быстротой невероятной – сущие дьяволы!» Но в этих речах всё было правдой. Скандинавские охотники были одеты в меховые шкуры с головы до ног, и скользили они на одной длинной лыже, другая – маленькая – использовалась для толчка. К тому же очень долго лыжники использовали только одну палку. Ведь они прежде всего охотники или воины, и им требовалась свободная рука, чтобы держать лук, ружьё или добычу. При спуске, для равновесия и торможения, садились верхом на палку.

Позднее лыжи стали обтягивать снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад. Когда лыжник поднимался в гору, мех не давал ему соскользнуть назад. Северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов и костей лося, оленя или рыбьей чешуи.

Находки современности

Окаменелые лыжи и их части, возраст которых исчисляется тысячелетиями, найдены во многих уголках России, где жил человек в условиях снежной зимы. Одна из находок (А.М. Микляев, 1982 г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних — сделана около 4300 лет назад.
Древнейший экземпляр скользящих лыж современного типа обнаружен (1953 г.) в древнем Новгороде в слое первой половины ХIII в. Длина лыжи 1 м 92 см, ширина в среднем 8 см, ее передний конец несколько приподнят, изогнут и заострен. Место для установки ноги чуть массивнее, здесь толщина лыжи достигает 3 см. Для продевания ремня, прикрепляющего лыжу к обуви лыжника, на ней имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром 0,5 см.

Монс Пальм, секретарь шведского посольства в Москве, был поражен лыжами, применяемыми нашим народом. В 1617 г. он писал: «Сделали русские изобретение… Они имеют деревянные ободья приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться». В отличие от русских, остердальские лыжи скандинавского типа имели разную длину и были тихоходными.

История лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже славянских солдат тоже поставили на лыжи.

Самые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Примерно таких же размеров были лыжи у охотников в течение многих веков: такими лыжами и сейчас пользуются охотники и звероловы Гренландии, Аляски, жители Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Из древности в современность

Постепенно лыжи стали обретать привычную для нас с вами форму. Чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, им была придана плавная кривизна, получившая название весового прогиба. Чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности делали углубление – жёлоб. Для большей прочности и гибкости лыжи стали изготавливать из нескольких слоев древесины разных пород: березы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась, не становилась «круглой» и имела лучшее сцепление со снегом, ее стали окантовывать особо прочной древесиной, а со временем – металлическими кантами.

Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов.

Популяризация лыж у наших предков, появление лыжного спорта

Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Наряду с другими развлечениями и упражнениями (кулачный бой, верховая езда, различные игры и забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.

Лыжи стали не только популярными, но и модными, а это породило немало забавных ситуаций. Шикарно одетые барыни атаковали мастеровых, работавших по дереву, умоляя их выточить маленькие лыжцы для своих собачек, а пылкие кавалеры дарили дамам сердца лыжи, рассчитанные для езды вдвоём.

Полярный исследователь Нансен в конце 19-го века пересёк Гренландию на дубовых лыжах, что послужило популяризации лыж.

В конце XIX — начале XX века появился лыжный спорт — вид досуга, заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега — 170—220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи применялись  в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Наше время

В наше время лыжи – это, прежде всего, вид спорта или зимнее увлечение. И улучшаются они лишь для того, чтобы предать лыжнику больше скорости и манёвренности. Совсем недавно, около 50-ти лет назад, началась история пластиковых лыж. Всего за несколько лет они практически полностью вытеснили из спорта деревянные лыжи. Это произошло благодаря их меньшему весу, большей прочности и отличным «беговым» качествам.
С 1974 г. стали изготавливать пластиковые лыжи. Они быстро вытеснили деревянные лыжи. Пластиковые лыжи имели меньшую массу, большую прочность и отличные скоростные качества. Лыжи из пластика хорошо держат смазку , имеют хорошее сцепление со снегом. С появлением пластиковых лыж произошли изменения в технике бега. При изготовлении лыжных палок также используется стеклопластик, который армирован угольными волокнами. За лёгкость и высокую прочность их стали называть «угольное перо».

В 90-х годах в производстве лыж появилась CAP-технология, лыжи конструкции «сэндвич» отошли в прошлое. Теперь все современные беговые лыжи состоят из сердечника, накрытого сверху «коробкой», поверхность которой может иметь 3-х мерную форму. Изменилась и геометрия лыж – она перестала быть параллельной, что является весьма спорным достижением, поэтому каждая компания-производитель лыж сегодня находится в постоянном поиске оптимального профиля лыжи.

 

www.sportsoyuznsk.ru

📌 Лыжи - это... 🎓 Что такое Лыжи?

Лы́жи — приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две длинные (150—220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

История

Наскальные рисунки в России и Скандинавии свидетельствуют о том, что за тысячи лет до нашей эры лыжи уже использовались живущими там народами[2]. Интересен рисунок, найденный на берегу Залавруга (пересохший приток реки Выг) в России. Созданный 2000—1500 лет до н. э., он изображает сцену охоты лыжников, где рядом со следами лыж идут круглые точки, которые, как предполагают, являются следами лыжных палок.[1] В Невельском районе Псковской области на берегу озера Сенница расположена деревня Дубокрай, известная древнейшими археологическими находками. На дне озера рядом с деревней в 1982 году А. М. Микляевым и другими ленинградскими археологами была найдена древнейшая лыжа, дата изготовления которой была оценена в 2620—2160 лет до н. э., сделана из вяза.[3][4]

На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины, причем короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку, в то время как древние жители Скандинавии передвигались на лыжах одинаковой длины. Oснователь Норвегии легендарный Нор пришел к фиордам по «хорошей лыжне»[5].

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому (более метра). Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы — приспособления, увеличивающие площадь стопы и тем самым облегчающие передвижение по снегу. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Eпископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека»[5].

Второй возможный вариант возникновения лыж — их происхождение от саней. Лыжи похожи на облегчённые санные полозья.

Первоначально лыжи использовались по прямому назначению — для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты, военных действий в зимних условиях и т. п. Это и определяло их тогдашние пропорции — они были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Такие лыжи сейчас можно увидеть в восточных районах РФ, где ими пользуются рыбаки и охотники. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону.

В конце XIX — начале XX века появился лыжный спорт — вид досуга, заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега — 170—220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый вид.

Материалы и технологии

Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX—XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж — не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным — индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов.

Для ухода за скользящей поверхностью лыж применяются лыжные мази.

Пластиковые материалы

В первых пластиковых лыжах применялся легко истираемый и плохо держащий смазку АБС-пластик, который практически полностью вытеснен, за исключением самых дешевых моделей некоторых производителей, полиэтиленом сверхвысокой молекулярной массы UHMW-PE. Материал, его создание и производство, главным образом связано с швейцарским концерном CPS Austria Group (прежний IMS Plastics). Пластик имеет торговое наименование P-tex. Материал подразделяется в соответствии с молекулярной массой и наполнителям для разных погодных условий. Обычно для мокрой лыжни (часто бесцветный) — P-tex 4000, для мороза — P-Tex 2000 Electra. В материал, предназначенный для обычных массовых лыж и для мороза добавляется 5-15 % наполнителя — частицы углерода размером 20 мкм для снятия электростатики, а также графита и фтороуглеродных соединений для улучшения скольжения. Технический углерод делает основу лыжу чёрной, но и несколько уменьшает её износостойкость. Соединения галлия добавляют пластику теплопроводности, то же свойство у нитрида бора, эта добавка дополнительно уменьшает способность впитывать влагу. Пигмент ультрамарин используют в лыжах без технического углерода для создания рисунка на основе и улучшения скольжения.

Процесс скольжения и смазка

Лыжная мазь «Висти» советского производства в фирменной упаковке с инструкцией по применению

На скольжение лыжи влияют её упругость, профиль, текстура рисунка, температура и влажность снега, форма ледяных кристаллов, свойства снежной поверхности. Коэффициент трения скольжения запрессованного на основу лыжи полиэтилена по снегу находится в диапазоне 0,02-0,05. На скользящей поверхности формируется текстурный рисунок, чья шероховатость вообще-то рассчитана производителем на определённые погодные условия. В морозную погоду шлифовка на лыже самая тонкая, на мокрой лыжне самая грубая. Задача состоит в получении тонкой, порядка 10 мкм, водяной плёнки между поверхностью лыжи и снегом, что в нормальных условиях является решающим фактором. Шлифовкой поверхности можно именять зону контакта между снегом и лыжей в пределах 5-15 %, что в свою очередь влияет на толщину водяной плёнки.

Хотя пластик, применяемый для лыж, уже сам по себе несравнимо лучше скользит по снегу, чем дерево, с помощью смазки это свойство можно ещё значительно улучшить. В поверхность одной лыжи, по свидетельству изготовителя (CPS Austria Group), впитывается (растворяется в аморфной структуре UHMW-PE и наполнителе) около грамма скользящей смазки при 110 оС. Существуют десятки мазей от разных изготовителей. У полиэтилена поверхностное натяжение имеет коэффициент примерно 0,032 N/m, у обычных парафиновых мазей 0,029 N/m, у мазей с фтористыми добавками даже 0,017 N/m, — эти добавки улучшают скольжение на мокрой лыжне, отталкивая воду, или уменьшая так называемое капиллярное всасывание при очень толстом водяном слое. Наилучшее скольжение лыжи — при нескольких градусах мороза (0-4 оС). Скольжение в этих условиях — больше гидродинамика, чем трение. Текстурный рисунок имеет аналоги в живой природе — акула мако способна взъерошивать чешую, перед нападением, создавая турбулентность на поверхности своего тела. Правда этот эффект заметен при достаточно большой скорости лыжника, более 20 км/ч, и даёт прибавку в 1-2 км/ч. При дальнейшем охлаждении скольжение равномерно уменьшается — сокращается обеспечивающий скольжение водяной слой. Наконец, при снижении температуры ниже −15 оС эта плёнка вовсе не появляется, и при дальнейшем охлаждении трение между двух твёрдых поверхностей более резко, но равномерно растёт, — вследствие роста твердости снежных кристаллов. Выбор скользящей мази становится несколько проще — она должна быть твёрже снега.

Нанесение смазки — процесс, в котором любителям в повседневной жизни не стоит слепо следовать рекомендации на упаковке. Например, нанесение мази утюгом и циклевание оправдано, если смазка достаточно тугоплавкая не поддаётся растиранию растиркой. Совет натирать щётками до «открытия рисунка текстуры» — больше маркетинговый ход производителя, призванный увеличить продажи, — при этом удаляется до 99 % мази, а эффект доступен только на очень больших скоростях, что важно скорее для профессионалов и полностью отсутствует на морозе. К тому же, профессионалы выбирают рисунок текстуры и тип пластика (десятки вариантов) под конкретную погоду (и то иногда ошибаются).

Простой способ оценить качество скольжения — съехать, не отталкиваясь, по лыжне с известного холма. Расстояние, до которого проедут лыжи — объективный показатель пригодности смазки и метода её нанесения к конкретной погоде.

Горные лыжи

Горные лыжи — особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.

Сначала для спортивного спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями. Прекрасный пример этого можно увидеть в фильме «Серенада солнечной долины». Постепенно лыжи модифицировались. Одной из первых модификаций стала окантовка — снизу по краям к лыже прикрепляли заподлицо узкие (4-5 мм) металлические полосы. Это во-первых препятствовало стачиванию дерева лыж об фирн (жёсткий твёрдый снег, который часто образуется в горах, иногда с вкраплениями мелких ледовых кристаллов), а во-вторых позволяло уверенней управлять лыжами.

В дальнейшем, с развитием горнолыжного спорта, горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.

Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи в настоящее время — высокотехнологичный продукт, в котором используются современные научные и технические достижения.

Беговые лыжи

Топовые (верхние) модели беговых лыж пяти ведущих производителей этого вида спортивного снаряжения в мире. Слева направо: Rossignol, Madshus, Salomon, Fischer, Atomic.

Беговые лыжи делятся на два больших класса: пластиковые и деревянные. Пластиковые лыжи, в свою очередь, делятся тоже на два больших подкласса: лыжи с насечкой и лыжи с гладкой колодкой (то есть гладкой средней частью лыжи). Лыжи с гладкой колодкой, в свою очередь, делятся ещё на два подкласса — предназначенные для классического стиля передвижения (когда лыжи двигаются параллельно одна другой в лыжне) и конькового стиля, когда лыжник двигается по широкой снежной дороге и его движения похожи на движения конькобежца.

Пластиковые лыжи с насечкой

Представляют собой лыжи с зазубринами (зацепами, засечками) в средней части лыжи в области лыжного ботинка. Являются очень хорошим инструментом фитнеса, но профессиональными спортсменами-лыжниками практически не применяются. Тем не менее, такие лыжи чрезвычайно популярны в развитых странах Европы и Америки. Приблизительно половина всех лыж, продающихся в западных странах — это лыжи с насечкой.

Достоинства

Лыжи с насечкой практически не требуют мази держания, в связи с чем очень удобны для неопытных лыжников, встающих на лыжи лишь эпизодически, и не владеющих техникой нанесения лыжных мазей. Тем не менее — в сложных условиях скольжения (плюсовая погода, обледеневшая лыжня, и т. п.) насечки с отдачей не справляются, и мазь держания становится необходимой даже на этих лыжах.

Недостатки

Насечки ухудшают скольжение не только назад, но и, хотя и в меньшей степени — вперед. Поэтому, при прочих равных условиях, лыжник на лыжах с насечками будет двигаться медленнее, чем на гладких лыжах. Именно поэтому лыжи с насечками не применяются в лыжном спорте.

Пластиковые лыжи с гладкой колодкой (средней частью)

Для классического стиля передвижения

Такие лыжи имеют в средней части лыжи (то есть под колодкой) гладкую поверхность, и для того, чтобы на таких лыжах можно было передвигаться, их смазывают в средней части лыжной мазью, которая при толчке не даёт лыжам проскальзывать назад. Существует огромное количество способов и вариантов смазки лыж в зависимости от погоды и амбиций лыжника, однако существует и несколько простейших способов смазки, ориентированных на начинающих лыжников. Как правило, начинающему лыжнику вполне достаточно иметь простейший набор из трёх банок лыжной мази, пластикового скребка и пробки-растирки.

Для конькового стиля передвижения

Коньковый стиль передвижения требует чуть более высокого уровня подготовки по сравнению с классическим стилем. Не случайно большинство гуляющих на лыжах по лесу людей используют именно классический стиль передвижения — он проще, демократичнее, менее требователен к качеству подготовки и ширине лыжной трассы. При этом коньковые лыжи короче классических обычно на 15 — 20 см.

Также на этих лыжах, с нижней части, по краям лыжи делается кант 1-2 мм для более устойчивого хода лыжи, чтобы она не проскальзывала в сторону.

Лыжные крепления

Лыжи могут крепиться к ботинкам с помощью различных приспособлений разной степени сложности, которые называются креплениями. Всё многообразие креплений можно разделить на несколько видов:

  1. простые
  2. мягкие
  3. полужёсткие
  4. жёсткие
  5. горные

Простые крепления — первые появившиеся, их можно встретить на охотничьих лыжах. Представляют из себя простую кожаную или матерчатую петлю, в которую легко вставить ногу в валенке.

Мягкие крепления — развитие простых. К петле добавился ещё один ремень, охватывающий ногу сзади, над пяткой, и не дающий лыже соскользнуть с ноги. В настоящее время такие крепления часто ставят на детские лыжи.

Полужёсткие крепления — кожаная петля заменена на металлические щёчки, в которые упирается ботинок, сверху удерживаемый стропой. Вместо ремня используется трос — металлическая пружина. Трос натягивается с помощью небольшого рычажка, который крепится перед щёчками.

Все три перечисленных вида креплений не требуют специальной обуви, надёжны и просты в эксплуатации. Полужёсткие крепления долгое время состояли на вооружении в армиях различных стран. Также полужёсткие крепления использовались в горнолыжном и прыжковом спорте на ранних этапах, до появления современных горнолыжных креплений и ботинок.

Жёсткие крепления — при их использовании ботинок «намертво» соединён носком с лыжами, что позволяет лучше их контролировать. Именно жёсткие крепления сейчас повсеместно используются. В настоящее время выпускается три системы креплений — Nordic 75 (всем знакомая в СССР), SNS, NNN и её новая версия NIS.

Горнолыжные крепления — эти специфичные крепления полностью фиксируют ботинок относительно лыжи, что необходимо для управления на больших скоростях, развиваемых спортсменами при спуске с гор. Характерная особенность этих креплений — способность освободить ботинок при критических нагрузках, чтобы предохранить человека от тяжёлых травм, переломов.

Помимо этих основных разновидностей, существуют редко встречающиеся варианты:

  1. Горнолыжные крепления телемарк — похожие на горнолыжные крепления, обладают специфичными свойствами, необходимыми для спуска в стиле телемарк.
  2. Крепления skitour — промежуточный вариант между жёсткими и горнолыжными креплениями, позволяют комфортно передвигаться по равнине, при этом ботинок прикреплён к лыже только носком, а также предоставляют возможность зафиксировать пятку для горнолыжного спуска. Обладают способностью освобождать ботинок при критических нагрузках, как и горнолыжные.
  3. Прыжковые крепления — модификация креплений для прыжкового спорта.

См. также

Примечания

Литература

  • Лыжи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Why is ice and snow slippery? The Tribo-physics of skiing, L. Karlöf, L. Torgersen Axell, D. Slotfeldt-Ellingsen
  • Sliding Friction of Polyethylene on Snow and Ice, L. Bäaurle, Swiss Federal Institute of Technology, Zurich
  • Friction characteristics between ski base and ice — fundamental lab scale tests and practical implications, P. Sturesson, Uppsala Universitet
  • Performance Skiing: Training and Techniques to Make You a Better Alpine Skier, G. Thomas, ISBN 0811730263
  • Teflon® Paraffin Low Friction Wax for All Snow Conditions, DuPont Technology
  • The complete quide to cross-country ski preparation, N. Brown, ISBN 0-89886-600-6

Ссылки

  • «Родителям подрастающих лыжников». Заслуженный мастер спорта России Иван Кузьмин рассказывает родителям, как правильно выбрать лыжи, лыжные ботинки и лыжные палки для ребенка
  • Как намазать беговые лыжи? Главный редактор журнала «Лыжный спорт», мастер спорта СССР по лыжным гонкам Иван Исаев рассказывает о простых и дешёвых способах смазки беговых лыж лыжной мазью.

Источники

dic.academic.ru

Где придумали и первыми использовали лыжи 🚩 Лыжные виды спорта

Народы, жившие в северных регионах планеты, очень давно задумались над созданием средства передвижения по глубокому снегу. Бескрайние снежные просторы затрудняли ходьбу, не позволяли быстро преодолевать расстояния между селениями. Да и на охоте сугробы мешали преследовать дичь. Древние люди испытывали острую потребность в удобных приспособлениях, которые помогли бы им уверенно чувствовать себя на снежном покрытии.

Самыми первыми лыжами стали примитивные снегоступы. Они представляли собой деревянные рамки овальной формы, обтянутые ремешками из кожи животных. Иногда такие приспособления плели из гибких прутьев. Скользить на подобных лыжах было невозможно, а вот переступать в них по глубокому снегу удавалось сравнительно легко. Предполагается, что первые снегоступы были использованы индейцами и эскимосами Северной Америки еще во времена палеолита. В Европе они не были широко распространены.

В пещерах Норвегии обнаружены наскальные изображения лыжников, выполненные около четырех тысяч лет назад. На рисунках можно разглядеть привязанные к ногам людей куски древесины. Археологические находки, сделанные в Скандинавии, позволяют предполагать, что скользящие лыжи впервые появились именно в этом регионе. Древние лыжи имели разную длину – правая была чуть короче и служила для отталкивания. Скользящую поверхность лыж древние умельцы отделывали кожей или мехом животных.

Использовались лыжи и в быту народов, населявших территорию современной России. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, открытые в начале минувшего века на берегах Белого моря и Онежского озера. Массивные каменные глыбы сохранили изображения палеолитических охотников и рыболовов, к ногам которых были прикреплены лыжи скользящего типа. В Псковской области археологи отыскали фрагменты древних лыж, которым более трех тысяч лет.

Лыжи, очень напоминающие современный спортивный инвентарь, исследователи обнаружили при раскопках древнего Новгорода. Эти приспособления имели длину около двух метров; передние концы лыж несколько приподняты и немного заострены. В том месте, где должна располагаться нога лыжника, имеется утолщение и сквозное отверстие, через которое, очевидно, продевался кожаный ремень.

Искусство передвижения на лыжах очень ценилось у северных народов. Свидетельства тому можно отыскать в эпосе финнов, карелов, ненцев, остяков. Описывая подвиги богатырей, народные сказители нередко упоминают об их умении ходить на лыжах. Есть также упоминания о состязаниях лыжников, в ходе которых выбирались наиболее ловкие и быстрые охотники. Ходьба на лыжах для древних народов имела большое значение, ведь подобные навыки во многом определяли успех в охоте и процветание племени.

www.kakprosto.ru

История горных лыж

Первые лыжи появились в незапамятные времена во многих уголках нашей планеты. Они имели различный вид и изготавливались из разнообразных материалов, но все имели одно и то же предназначение — дать возможность человеку быстро передвигаться по снегу. За многие века существования конструкция лыж прошла тернистый путь до того вида, в котором мы знаем их сейчас, и история эта стоит того, чтобы о ней узнать.

Начало бурного развития

Древнейшие образцы горных лыж особого смысла рассматривать нет. Интересны последние столетия их развития, и начать лучше всего с 1850 года, с Норвегии. В провинциальном городке губернии Телемарк умельцы изготовили первые в истории лыжи, имевшие верхний изгиб средней части полотна — такая форма позволила намного более равномерно распределять вес и дала существенный толчок в развитии конструкции, позволив облегчить их за счёт сужения к носовой и хвостовой частям. Проходимость лыжников значительно выросла, передвигаться с их помощью стало легче, так как по снежной поверхности скользить было проще, неровности преодолевались лучше, да и управляемость повысилась.

Немалую лепту в развитие лыж внёс некий Сондре Норхейм, уроженец Норвегии. Он являлся тем, кто додумался закрепить пятку ботинка на лыже, тем самым кардинально усовершенствовал их. Также, руководствуясь своим опытом и статистическими данными о способах катания, он разработал свой метод спуска с гор. Спортсмены из Телемарка первыми отказались от шестовой езды, признав палки неудобными для управления, и начали практику поворота самих лыж. Методы и практики, которые они использовали, установили вектор развития ряда инноваций в горнолыжном спорте и легли в основу тех приёмов, что используются спортсменами в наше время.

Сондре Норхейм продолжил изыскания в конструкции горных лыж и в результате придумал боковой вырез в 1868 году, чем ещё больше увеличил гибкость лыжного инвентаря. В те времена длина лыж составляла 2,4 метра, а ширина по трём точкам составляла 81×67×70 мм. Радиус выреза был довольно небольшой (если исчислять современными методами, то около 83 метров), но вполне достаточный для повышения всех характеристик спусков. Такие лыжи используют по сегодняшний день для прыжков с трамплина.

И хотя главные разработки в конструкции были проведены в Норвегии, первая лыжная фабрика была организована в США. Случилось это в 1879 году, и стоит упомянуть, что скандинавы всё-таки приложили к этому свою руку. Ну а производство лыж в самой Норвегии началось спустя 9 лет.

Применение гикори

Технология слоённых горных лыж была впервые применена в 1881 году. Верхняя половина делалась из сосны, а нижняя — из ясеня, и собирались они сугубо вручную. Их экспорт в Швейцарию начался в 1882 году.

Но действительно мощный скачок в производстве лыж произошёл чуть позже. В конце 1882 года началась эра применения очень прочного материала, практически не поддававшегося ручной обработке — древесины гикори. Лыжи стали ещё тоньше, гибкость возросла в несколько раз, да и скользяк перестал так сильно царапаться об лёд. Канты в то время ещё не придумали, и края были просто острыми, что, впрочем, позволяло полозьям довольно неплохо сцепляться со снегом. Конструкционный желобок помогал выдерживать перегрузки при боковом соскальзывании и торможении.

Эра клея

С 1893 года в Норвегии началось массовое производство клеёных лыж. Особой популярностью пользовались модели, в которых скользяк был выполнен из гикори, а сердечник — из американской липы. Такая конструкция обеспечила очередное снижение веса и повышение гибкости, да и в производстве они были проще, чем из цельного гикори.

Но вскоре пошёл спад популярности из-за несовершенности клея. Он был недостаточно стоек к воздействию влаги, что приводило к расслоению лыж. Проблема была серьёзной и нашла решение только через 40 лет.

Возвращаясь к вопросу геометрии, стоит упомянуть, что хоть форма лыж Норхейма была очень удачной и универсальной, но с развитием горнолыжного спорта шли разработки и в этом направлении. Соревнования на территории Европы становились ещё более частым явлением, лыжный спорт развивался семимильными шагами и разделился на профессиональные дисциплины, а вместе с ним и производство начало специализироваться на выпуске моделей следующих типов:

  • горные;
  • беговые;
  • для прыжков с трамплина.

Примерно в это же время лыжи для прыжков с трамплина становятся шире на один сантиметр. Бытует мнение, что история формы современных лыж начинается именно с тридцатых годов XX века.

Стальные канты впервые были установлены на лыжи Рудольфом Леттнером. Событие это произошло в 1928 году в Зальцбурге. Нововведение, закреплявшееся при помощи шурупов, обеспечило повышение ходовых характеристик на жёстком снегу. Но так как держались они более чем слабо, прижились они плохо. Но некоторые лыжники, по достоинству оценившие преимущество кантов, носили с собой комплект для их ремонта прямо на месте катания.

В 1932 году на помощь лыжному производству неожиданно пришло самолётостроение. Именно в нём были разработаны клеи, идеально подходящие для производства лыж. И выпуск клеёных моделей обрёл второе дыхание, так как новые водостойкие казеиновые клеи прекрасно держали влагу и не давали расслаиваться. В то же время был придуман способ формирования сердечника с вертикальным расположением элементов, которые при высокой прочности выигрывали в весе у моделей из гикори.

В 1938 году Джимми Мадден заложил основы твин-типов и фигурного катания на лыжах. А произошло это, как ни странно, благодаря его травме ноги на катке. Желание Маддена кататься на чём угодно подвигло его взять у сына деревянные лыжи и выполнить при спуске те элементы, что и на катке. И это было удачное решение, ставшее популярным не сразу, а по прошествии 30 лет.

Материал, из которого производились горные лыжи, был очень благоприятным полем для экспериментаторской деятельности, хоть и процесс этот был весьма трудоёмким. В 1939 году для Дика Дюрранса на одной из лыжных фабрик была сделана модель, которая была названа его именем и имела революционную геометрию — при длине 206 см её ширина на трёх участках составляла 74×54×62 мм, а вырез был радиусом 42 метра. Такая талия была очень узкой даже по нынешним меркам и не подходила для мягких трасс того времени (да и по прямой они ехать отказывались наотрез). Поэтому такая конструкция для слалома на много лет отправилась в дальний угол. Но эксперименты не прекращались, и вместе с возрастающими требованиями к контролю лыж постепенно становилось ясно, что для них нужны новые материалы.

Для горных лыж дерево в качестве материала для изготовления обладало несколькими существенными недостатками. Первый — это малая сопротивляемость скручиванию, а второй — низкая прочность при ударе. Беговые лыжи в этом плане были более неприхотливыми, но для горных моделей шёл поиск чего-то нового. И первые успехи были достигнуты во Франции. В 1934 году там была выпущена небольшая партия алюминиевых лыж, прототип которых был разработан ещё в 1928 году и дорабатывался долгих 6 лет.

Со следующего года скользяки начали покрывать бакелитом, а с 44-го года во Франции была использована поверхность из целлулоида. Это было успешное решение, которое не только обеспечило хорошее скольжение, но и предоставило неплохую защиту деревянной основы от повреждений и влаги.

Норвежцы долго оставляли за собой первенство в производстве горных лыж, но ситуация изменилась в 30–40-х годах XX столетия, когда их обошли промышленники Австрии и Германии. В то время начали своё существование немало фирм, имеющих сегодня мировое признание.

Но вернёмся к материалам, из которых состояли лыжи. Они по прежнему были деревянными, но наступил момент, когда в 1945 году свет увидел клей «Аэролайт», который мог намертво соединять металл и дерево. Как видно из названия, разработан он был для составления «бутербродов» — фюзеляжей из алюминиевых и деревянных частей. Тогда же инженеры одной авиационной компании создали первые лыжи, на деревянный сердечник которых был наклеен алюминиевый скользяк. Партия в 1000 экземпляров, имеющая высочайшие характеристики, к сожалению, была единственной, так как руководство решило не продолжать выпуск. Но несколько энтузиастов-конструкторов ушли из компании и основали фирму TEY, которая за 10 лет своего существования произвела около 10000 комплектов таких композитных лыж.

Но это не первый случай применения композита из разных материалов. В 1946 году англичане из компании Gomme пустили в массовое производство 3-компонентные лыжи: в них сердечник из деревянного ламината был обклеен пластиком с двух сторон, а снизу этот «бутерброд» был скреплён с металлической полосой. Эта конструкция была по достоинству оценена спортсменами и даже использовалась национальной сборной Великобритании в 1948 году на Олимпийских играх в Санкт-Морице.

Годом позже изобретатель Говард Хед, уроженец Америки, спроектировал лыжи, имеющие сердечник из дерева и две пластины из металла по бокам. Прототип он совершенствовал не один год, и его старания увенчались успехом — лыжи модели Blue Gun стали популярны и завоевали широкое признание. А всё потому, что в них сочеталась высокая гибкость и фантастическая для того времени сопротивляемость кручению.

Можно смело утверждать, что в 40-х годах прошлого столетия закончилась история деревянных лыж, продлившаяся более 12 тысяч лет.

Эра металлических лыж

Но массовый переход от дерева к металлу и пластику проходил постепенно. Многие компании продолжали выпускать деревянные модели, хотя и проводили исследования и эксперименты со сплавами и пластмассами. Так что революции всё же не произошло.

Примерно через 20 лет ситуация стала сильно меняться. Широкое применение нашли металлические лыжи, конструкций которых было придумано великое множество: были и клёпанные модели, и клеёные, и с резиновыми прослойками для гашения вибрации. Имелись и минусы у такого лыжного инвентаря — это в первую очередь высокие требования к технологическому режиму производства, ведь при малейшем нарушении изделия могли просто лопнуть во время сборки. Да и вес иногда у них был немаленький.

В 50-х годах во Франции неким Д. Боссоном были разработаны стеклопластиковые лыжи. Поначалу они не были оценены по достоинству, но через 9 лет началось их серийное производство.

Эра пластика

Начиная с 1970 года, пластмассовые лыжи выпускались всеми крупными компаниями, но до революции было ещё немного рано — свершилась она только в 1980 году. Именно в этом году была воплощена в жизнь математическая модель внутренней динамики лыж. Она была довольно сложна, но позволила создать индустрию, под силу которой получить лыжи с любыми требуемыми свойствами. Кто разработал эту модель первым? Споры по этому поводу ведутся до сих пор, хотя, скорее всего, исследователи ведущих компаний пришли к ней примерно в одно и то же время и предпосылками для этого были развитие науки и техники (ведь подобные результаты специалисты фирмы «Атомик» пробовали получить в 60-х годах, но потерпели неудачу).

При всей кажущейся простоте лыж их внутренняя динамика очень сложна. Процесс скольжения подвергает лыжи ряду нагрузок, которые могут легко повредить даже металлические модели, кажущиеся очень прочными. Но эти проблемы остались в далёких 60-х годах, сейчас таких неожиданностей не происходит. Причём любое предприятие, имеющее нужные мощности, может освоить производство лыж по математической модели — примером является довольно молодая японская фирма Mizun, которая возникла в восьмидесятые годы прошлого века, её продукция популярна даже в Норвегии.

Другая японская фирма в 1989 году явила миру очень необычные лыжи, выполненные их тонколистовой нержавеющей стали. Но в массовое производство они не попали из-за финансовых трудностей компании.

Новейшая история

Были в истории лыж и падения. В 90-х годах у них появился серьёзный конкурент — сноуборд, ставший очень модным из-за драйвовости катания и относительной лёгкости освоения. Дело в том, что для более-менее сносного освоения лыж нужно примерно 5 лет практики, а для сноуборда достаточно года-двух. Но положению помогло появлению карвинговых лыж.

Технику резанного ведения лыж освоили ещё в пятидесятые годы. Она позволяла входить в повороты без торможения. Но такие повороты подвергали полозья серьёзным нагрузкам, которые использовавшиеся до конца XX века материалы просто не выдерживали. Но технологический прогресс дал лыжному спорту новые материалы, на основе которых были разработаны лыжи для резанного ведения, т. е. карвинга.

Заключение

Лыжи существуют более 12 тысячи лет, и только в последние столетия они совершили головокружительный скачок в конструкции и материалах исполнения. И исследования не прекращаются до сих пор, и, возможно, скоро мы увидим новые, принципиально отличающиеся от предшественников, горные лыжи. Их история продолжается…

aktsport.ru

Как появились лыжи

"Ничто не укрепляет мышцы и не делает тело таким сильным и эластичным, ничто не повышает реакции и быстроты, ничто не закаляет волю и не упражняет ум так, как лыжи"

Фритьоф Нансен
норвежский ученый, лыжник

 

Наверное, не случайно один из самых популярных в мире видов спорта – лыжный – берет свое начало из глубокой древности. Не трудно догадаться, что этот вид передвижения зародился в северных странах. Когда и кому в голову пришла эта гениальная идея скользить по снегу? По одной из версий первыми, кто додумался использовать дощечки для ходьбы по снегу, были люди, населявшие территорию России. Возраст наскальных рисунков с изображениями людей в снегоступах, найденных на побережье Белого моря, аж 4000 лет!

Многочисленные находки лыж в Сибири и на Алтае подтверждают тот факт, что Россия может считаться прародиной этого спортивного средства передвижения. Не отставали и скандинавы, у них даже была богиня лыж, а бог зимы изображался на лыжах с загнутыми носами. Древних лапландцев не зря прозвали "скрид-финнен", то есть "скользящие". В Норвегии найдена наскальная живопись возрастом более 4000 лет, на которой изображен человек на лыжах и с палкой в руке. А некие примитивные лыжи были найдены в торфяном болоте в Щвеции и датированы 2500-4500 лет до нашей эры.

 

Внешний вид лыж менялся в зависимости от региона и предназначения. В древности это были либо короткие деревянные дощечки, либо изогнутые рамки, часто изготовлявшиеся из костей животных, которые крепились к ноге ремешками. Они были короткие и широкие, удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону. На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины; короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку. Древние жители Скандинавии передвигались преимущественно на лыжах одинаковой длины.

 

Позже появились лыжи для скольжения, более узкие и вытянутые в длину. Что касается креплений, изначально можно выделить три разных вида и креплений, которые имели лыжи разных регионов. Однако в современном обиходе получили распространение лыжи, использовавшиеся в регионе Норвегии, Швеции, Финляндии и Русско-балтийского региона. Это лыжи с креплением только пальцев, при котором задняя часть стопы может свободно подниматься. По версии большинства историков, первобытные «снегоходцы» поначалу использовали только одну палку, а рогатину, посох или копье, которые служили опорой и оружием одновременно.

Много веков спустя, в середине XVI века, скандинавы стали использовать лыжи в военных целях, немного позже и российская армия переняла это новшество. Первые документальные упоминания об использовании лыж на Руси датируется 1444 годом. В Никоновской летописи описывается поход псковской лыжной рати, снаряженной великим князем Василием, на защиту Рязани. В состоявшейся битве русские ратники разбили врага и преследовали его по льду несколько километров. Многочисленные сведения об использовании лыж можно встретить в грамотах Ивана IV «Грозного». «Снегоступы» представляли собой подобие теннисных ракеток для большого тенниса или бадминтона. С их помощью можно было передвигаться по снегу, не проваливаясь в него. Приблизительно около 800 лет назад на Руси появились более привычные для нас скользящие лыжи. Они были деревянными и перед каждым выездом тщательно натирались салом. Посредством веревок, а затем и ремешков они крепились к зимней обуви.

 

С этого времени слово «лыжи» прочно вошло в лексику русского языка. Оно происходит от древнеславянского слова «лызнуть», что означает «скрыться». Этим особо подчеркивались скоростные, скользящие способности лыж: только что был человек, а уже его и нет. Археологические раскопки в Новгороде свидетельствуют о дальнейшей эволюции лыж. Так, найденная там лыжа, относящаяся к первой половине XVIII в., по конструкции похожа на современные охотничьи и бытовые лыжи: ее длина 1 м 92 см, ширина 8 см, передний конец лыжи заострён, загнут вверх, грузовая площадка толщиной 3 см имеет поперечное горизонтальное отверстие для носкового ремня. Широко применялись лыжи в войске Ермака и в повстанческих отрядах отряда Пугачёва, а также регулярными русскими войсками и партизанами во время Отечественной войны 1812 г.

Таким образом, народы, населявшие территорию России, не только одними из первых применили новый способ передвижения по снегу, но и успешно использовали лыжи сначала в быту, а затем и в борьбе со своими врагами.

mass-sport.ru

Лыжи Википедия

Лы́жи — изделие (приспособление) для перемещения человека и другого изделия (части опоры) по снегу.

Для перемещения человека представляют собой две длинные (150 — 220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу. Как часть опоры лыжи применяются на аэро и мотосанях, самолётах и так далее.

История[ | ]

Нанайские охотничьи лыжи, подбитые камусом (шкурой с ноги оленя). Экспонат музея города Амурска.

Наскальные рисунки в России и Скандинавии свидетельствуют о том, что за тысячи лет до нашей эры лыжи уже использовались жившими там народами[2]. Интересен рисунок, найденный на берегу Залавруга (пересохший приток реки Выг) в России. Созданный 2000—1500 лет до н. э., он изображает сцену охоты лыжников, где рядом со следами лыж идут круглые точки, которые, как предполагают, являются следами лыжных палок.[1] В Невельском районе Псковской области на берегу озера Сенница расположена деревня Дубокрай, известная древнейшими археологическими находками. На дне озера рядом с деревней в 1982 году А. М. Микляевым и другими ленинградскими археологами была найдена древнейшая лыжа, дата изготовления которой была оценена в 2620—2160 лет до н. э., сделана из вяза.[3][4]

На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины, причём короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку, в то время как древние жители Скандинавии передвигались на лыжах одинаковой длины. Основатель Норвегии легендарный Нор пришёл к фьордам по «хорошей лыжне»[5].

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *