Крупнейшие порты мира – Являются ли морские порты в Северном районе России крупнейшими в мире? (сезон 2018)

Крупнейшие морские порты мира

Эксперты в сфере морской логистики постоянно обрабатывают и анализируют данные, тем самым пытаясь определить крупнейшие порты мира. Аналитические действия проводятся относительно международного потока контейнерных перевозок. По статистическим показателям была выделена одна особенность лидирующей десятки морских портов, относящихся к самым крупным. Эта особенность заключается в том, что шесть из них принадлежат Китаю.

 

 

Первым крупнейшие порты мира представляет Шанхай, который считается самым выгодным с точки зрения географического расположения: между северной и южной сторонами Китая, имеется прямой выход в море. Он растянулся по западному тихоокеанскому побережью на восемнадцать тысяч километров и представляет собой ключевой канал экспортных и импортных поставок с различными видами услуг: обеспечение перевозок товара в контейнерах, швартовка, буксиры, разгрузочно-погрузочные работы и многое другое.

 

 

Вторым крупнейшие порты мира сейчас представляет Сингапур, который достаточно длительное время занимал главную лидирующую позицию по грузообороту. Его особенностью можно считать возможность обслуживания большого количества контейнеров-рефрижераторов. По всем терминалам в Сингапуре насчитывается пятьдесят четыре контейнерных причалов и сто семьдесят два погрузочных крана.

 

 

Гонконг третьим представляет крупнейшие порты мира. Его месторасположение – юго-восточное побережье Китая, часть бухты находится на участке материка, часть – на острове под названием Сянгандао, а часть – на Дзюлун, являющемся примыкающим полуостровом. Именно Дзюлун – вместилище основных причальных сооружений.

 

В южном Китае находится четвертый представитель крупнейших портов мира –Шэнчьжэнь. Шэнчьжэнь на удивление быстро развивается за счет большой загруженности. Международный транспортный узел оснащен сто сорок одним причалом, имеет восемнадцать верфей, предназначенных для контейнерных погрузок и девять верфей, оборудованных под грузополучателей. Также на территории Шэнчьжэнь находятся восемнадцать терминалов для пассажиров.

 

Далее список портов мира, относящихся к самым большим, продолжает южно-корейский Пусан, состоящий из семи районов. Он доступен для судов, у которых показатель водоизмещения укладывается в пределы пятидесяти тысяч тонн, длина не более трехсот тридцати метров и осадка менее двенадцати с половиной метров.

 

 

 

Шестое почетное место занимает опять-таки китайская бухта Нинбо, состоящая из нескольких подразделений. К ним относятся: морская бухта, внутренняя речная бухта и бухта устья. Все вместе составляет современную многоцелевую глубоководную структуру.

 

 

Несомненно, Китай превосходит все страны мира по количеству больших и значимых международных транспортных узлов. На седьмом месте рейтинга расположился китайский морской торговый порт Гуанчжоу, управление которой осуществляет государственная компания Guangzhou Port Group Co. Ltd. Восьмое место отдано также китайской бухте – Циндао, с ней совмещаются причалы и акватория, в которой базируются как надводные суда, вплоть до эсминцев, так и подводные лодки.

 

 

Девятая позиция досталась Дубаи – рукотворной гавани, находящейся в ОАЭ. Ее пропускная способность рассчитана на эквиваленты в количестве до двух миллионов. Здесь ежегодно обслуживаются сто двадцать судов, относящихся к категории пассажирских.

 

 

Закрывает десятку нидерландская морская рыбная бухта Роттердам, обслуживающая большое количество грузопотоков, основная масса которых специализируется на поставках нефти и нефтепродуктов.

promplace.ru

Крупнейшие морские порты

Если кому интересно, какие порты считаются самыми крупными в мире, то наш рейтинг посвящён именно этому.

Шанхай

Начал работать в 2005 г. Является самым крупным в мире. Этому он обязан удачным расположением. Находится он между севером и югом Китая. У порта есть выход в открытое море. Располагается он на западном побережье Тихого океана.

Славится он не только местным судоходством, но и международными грузоперевозками. Товар идёт не только на импорт, но и на экспорт в 200 стран мира. Комплекс осуществляет 99% всего торгового оборота Шанхая и 20% оборота Китая.

Сингапур

Порт был популярен ещё в далёком XIII веке. Через него проходили главные торговые маршруты. В середине XIX века, здесь загружались торговые суда колониальные товары и заправлялись пароходы.

В середине XX века, порт стал терять былую славу, в связи с независимостью Сингапура и распаду рыночных отношений с Малайзией.

Затем, потихоньку начали налаживать грузоперевозки, которые с течением времени росли и вывели порт на значимое место в мире по объёмам перевозок.

Благодаря удачному географическому положению порта, Сингапур стал конкурентоспособным государством в транспортном отношении.

Тяньцзинь

Находится он в устье реки Хайхэ. Порт поддерживает торговые отношения со 180 странами. Здесь есть зона свободной торговли, растянувшаяся на 5 кв. км.

Этот порт – главная экономическая зона Северного Китая. А также считается самым большим в стране и обладает площадью 121 кв. км.

Гуанчжоу

Порт управляется государственной компанией и считается самым крупным на территории Южного Китая. Сотрудничает он с 80 странами. Комплекс связывает несколько точек, находящихся в области города.

На западной части Жемчужной реки, есть порт Няньша. На восточной её части, есть порт Синша. Здесь расположены 12 глубоководных причалов.

Тут обрабатываются товары с зерном, углём и автомобилями. В 22 милях, вверх по течению Жемчужной реки, находится Хуангпу. Он встречает грузы большого объёма: нефть, тяжёлую артиллерию.

В центре города, расположены 3 терминала. Здесь происходит торговля и перемещение грузов.

Циндао

Этот порт показывает всю красоту и силу Китая. Располагается у берегов жёлтого моря, на юге полуострова Шандунь. Этот крупный порт считается центром международных перевозок и торговли. Он сотрудничает со 130 странами.

Здесь периодически проходят грузы с полезными ископаемыми и зерном. Кроме всего, в порту имеются крупнейшие хранилища нефти и угля.

Комплекс связывает континентальный Китай со всем миром он оснащён по последнему слову техники.

Роттердам

Самый крупный из представителей в Европе и крупнейший в мире по грузообороту. Он находится в устьях рек Маас и Рейн, где связывается с внутренней частью Европы. Этот порт начал бурно развиваться в далёком XIX веке, когда в Рурском бассейне появилась крупная промышленность.

Несмотря на то, что во время Второй мировой войны, порт пострадал, сейчас, здесь обрабатываются большие потоки грузов. Приоритет в основном у нефти и её продуктов.

Порт имеет много гаваней, у которых есть свой номер и название. С соседними странами и со смежными областями, порт сообщается посредством железной дороги.

Роттердамский порт считается главным в мире по переработке грузов полезных ископаемых: руда, уголь, нефть и нефтепродукты. Здесь также принимают чёрное золото.

Помимо приёмки грузов, в порту кипит бурная деятельность: осуществляется починка и кораблестроение. Тут насчитывают около 8 таких предприятий.

Нинбо

Расположен порт в провинции Чжэцзян, Китай. Он самый загруженный и осуществляет связь с 90 странами. Комплекс под собой соединяет несколько точек: Чуаньшань, старые комплексы Нинбо и Дакси, Бейлунь и Чженьхай. Грузооборот здесь около 100 млн тонн.

Здесь действует 191 причал, 39 которых глубоководные.

Порт-Хедленд

Расположен на северо-западе Австралии, на побережье. Он расположен в гавани и проход к нему осуществляется по каналу шириной 244-м, глубиной около 12,8 м.

Основная специализация – вывоз железной руды, товарооборот её составляет примерно 37,3 млн тонн. А также порт может принимать грузы руды. На территории комплекса, имеются склады площадью 2,1 тыс. кв. м.

Далянь

Порт начал своё существование с конца 19 века г. Он находится на юге полуострова Ляодун. Порт является транспортным центром северного Китая, имеющим круглосуточную навигацию. В северо-восточном Китае, порт считается самым крупным, его обслуживающая площадь равна 346 кв. км. Порт осуществляет перевозки грузов в такие части света:

  • Южная Азия.
  • Дальний Восток.
  • Северная Америка.
  • Европа.

Порт работает со 160 странами. 160 км железной дороги, соединяют внутренне пространство комплекса. А также имеются склады, общей площадью около 300 кв. км. Для расположения контейнеров, выделено около 1,8 кв. км территории.

Для размещения химических грузов, нефти, минералов комплекс оборудован специальной техникой. Ежегодно порт принимает и обрабатывает до 100 млн тонн грузов. 68 судоходных маршрутов международного масштаба проходят здесь.

Пусан

Порт расположен в Южной Кореи и олицетворяет её морские ворота. Занимает не последнее место в развитии мировой экономики страны. Порт способен осуществлять приёмку судов массой 50 тыс. тонн, длиной до 350 метров. Имеется около 200 причалов.

В порту производится международная торговля, а также он оснащён радиолокацией для проводки судов.
По числу обрабатываемых грузов, комплекс занимает 5 место в мире. Это объясняется современным оборудованием порта. В Южной Азии, порт признан лидером грузоперевозок.

Порт проводит фестиваль огней ежегодно, здесь можно наблюдать яркие спектакли из игры света и лазеров.

top-top.info

Крупнейшие порты мира. Часть 4: 1960-70-е гг.: harding1989

Крупнейшие порты мира:
1. Перед Первой мировой войной
2. 1920-30-е гг.
3. После Второй мировой войны
4. 1960-70-е гг.
5. Начало-середина 1980-х гг.
6. Начало 2000-х гг.
7. Наши дни

Здесь с данными было несколько проще, чем в предыдущей части. Прошерстил 3-е издание БСЭ и выцепил все данные по грузообороту портов, которые нашёл. Правда, есть, как минимум, три “но”: во-первых, данные за разные годы (1965-1975 гг.), так что сопоставлять их напрямую не совсем правильно. Во-вторых, понятно, что полнота данных тоже несколько хромает. Например, в БСЭ нет ни грузооборота Кобе, ни Иокогамы, хотя это два крупнейщих порта Японии и одни из крупнейших в мире на тот момент. В-третьих, некоторые данные приблизительны («более 300 млн. т», «около 20 млн. т»), в таких случаях я просто округлял их до известного числа.

Так или иначе, с привлечением дополнительных источников, получилась довольно стройная картина, которую вам и представляю.

В 1960-70-е гг. окончательно оформляются три центра мировой экономики – США, Западная Европа, Япония. Логично, что в этих центрах размещено и большинство важнейших портов мира: 10 портов США, 9 – Западной Европы, 5 – Японии (если брать тридцатку крупнейших, с грузооборотом более 20 млн. т). При этом в южном полушарии – всего 2 порта, что лишний раз подчёркивает раскол между Глобальным Севером и Глобальным Югом.


Порты мира с грузооборотом более 20 млн. т, 1960-70-е гг.

В США выделяются три группы портов: порты Атлантического океана, порты Мексиканского залива, порты Тихоокеанского побережья. Первые две группы – важнейшие, причём порты Атлантики уступают первенство портам Мексиканского залива, ориентированным, в первую очередь, на нефтедобычу. Хотя Нью-Йорк пока что остаётся крупнейшим портом США.


Порты США с грузооборотом более 20 млн. т, 1960-70-е гг.

Нефть важна не только для США. Меняется география мировой добычи – меняются и нефтяные порты в списке лидеров. Саудовская Аравия, в которой добыча была начата только в 1936 г., уже к середине 50-х становится одним из крупнейших производителей и экспортёров. Отсюда и порт Рас-Таннура, который в начале 70-х превосходил по грузообороту Нью-Йорк!

И именно нефть позволяет Роттердаму стать в 1962 г. крупнейшим портом мира. Строительство т.н. Европорта начинается в конце 1950-х гг., он открывается в августе 1960 г., в декабре 1960 г. в порт приходит первый танкер. Тогда же, в 1960 г., вводится нефтепровод Роттердам-Рейн. Ожидалось, что грузооборот вырастет с 70 млн. т в 1956 г. до 124 млн. т в 1970 г., но, на самом деле, этот прогноз был превзойдён почти в 2 раза (226 млн. т, в том числе, 144 млн. т нефти и нефтепродуктов).

Нефть, впрочем, сыграет впоследствии злую шутку с Роттердамом, и он утратит своё мировое лидерство, но здесь я уже несколько забегаю вперёд в 80-е. Остальные лидеры в Европе всё те же – Гамбург, Лондон, Антверпен, Марсель, Генуя и др.


Порты Европы с грузооборотом более 20 млн. т, 1960-70-е гг.

Что касается Азии, то, кроме упомянутых японских портов, здесь выделяются Сингапур и Шанхай. Сингапур и до войны был одним из крупнейших портов Азии, но в мировой табели о рангах стоял не так высоко, теперь он в топ-10. То же самое можно сказать о Шанхае, он в топ-20.

К сожалению, практически никакой статистики по советским портам за этот период я так и не нашёл. В БСЭ про них есть отдельные статьи, но они написаны максимально общими словами (пример). Вероятно, крупнейшие порты в этот момент – Одесса, Баку и Новороссийск (спасибо ув. periskop) (ок. 20 млн. т, где-то в топ-40 или топ-50).

harding1989.livejournal.com

какова их пропускная способность? • География

января 22, 2014

Самые крупные морские порты в мире: какова их пропускная способность?

Самый крупный порт в мире – Сингапур

Трудно назвать самый большой или самый маленький порт в мире, ситуация в этой сфере меняется очень быстро, практически каждый год на первое место выходят все новые и новые морские порты. А конкуренты постоянно пытаются их обойти.

Пропускная способность морского порта – это количество различных грузов, которые можно выгрузить и погрузить на суда за определенный момент времени (чаще всего за год) . Эта величина характеризует размеры порта и его значение. Самые крупные морские порты на сегодняшний день, по последним полученным данным, можно распределить на несколько позиций.

Первое место и самый крупный морской порт в мире – это Сингапур. Его пропускная способность 5,6 миллионов контейнеров. Площадь составляет примерно 600 гектар. Порт имеет 172 крана и более 50 причалов, предназначенных для разгрузки-погрузки контейнеров. Порт считается международным, он сотрудничает с 123 странами и эта цифра с каждым годом растет. Через этот порт ежегодно проходит около 7% всех мировых контейнерных перевозок.

Порт Шанхай, Гонконг, Пусан

Следующий по величине порт, занимающее второе место в мире – Шанхай (Китай) . Его пропускная способность составляет 25 млн. контейнеров в год. И это не предел, порт с каждым годом все больше и больше наращивает свои обороты.

Второй по величине порт Китая и третий порт в мире – Гонконг (Китай) . Его пропускная способность 21 млн. контейнеров в год. Этот порт имеет 12 причалов для погрузочно-разгрузочных работ.

Следующий порт, находящийся на четвертом месте в мире – Щэньчжэнь (Китай) . Пока его пропускная способность составляет 18 млн. контейнеров в год, но данный порт очень быстро наращивает свои возможности.

Пятое место в мире принадлежит порту Пусан (Южная Корея) , его пропускная способность составляет 12 млн. контейнеров в год. Такая же пропускная способность и у порта Гуанджоу, который расположен в Китае. Этот порт занимает третье место в своей стране и расположен на реке Чжуцзян. Еще один порт имеет пропускную способность 12 млн. контейнеров в год – это порт Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах.

Порт Ниинбо, Циндао, Роттердам

Шестое место по величине принадлежит порту Нинбо (Китай) . Его пропускная способность на сегодняшний день составляет 11 млн. контейнеров в год. Этот порт за последние 5 лет увеличил объемы перевозок практически втрое и в ближайшее время он сможет составить конкуренцию более крупным портам.

На седьмом месте находится порт Циндао (Китай) – его пропускная способность 10 млн. контейнеров в год. В этом порту очень часто выстраиваются очереди из судов, поэтому, скорее всего в ближайшее время пропускная способность будет увеличена.

Такая же пропускная способность у порта Нидерланды (Роттердам) – это самый большой порт в Европе. И он также увеличивает свою мощность из года в год. Его площадь составляет 105 кв. км с 1962 по 1986 год порт считался крупнейшим в мире.

Санкт-Петербург

Лидером среди российских портов является Санкт-Петербург. Его пропускная способность 0,5 млн. контейнеров в год. Площадь порта составляет 3,3 га. Количество причалов 7, а пропускная способность терминала для пассажиров 1 229 300 человек в год. Занять лидирующую позицию среди других российских портов помогла географическая близость больших европейских терминалов и тесное сотрудничество с портом Нидерланды.

Стоит отметить, что на сегодняшний день лидирующие позиции по перевозкам грузов морским путем заняли порты Китая. И с каждым днем самые крупные морские порты все больше и увереннее укрепляют свои позиции.

Последние опубликованные

Самая большая свинья в мире: где она живет?

Рейтинг детских смесей: самые популярные производители

samogoo.net

где находятся крупнейшие морские порты мира

http://otvet.mail.ru/question/4438235/
Золотой фонд Ответов )))
_otvet.DE_ Просветленный (60033)3 года назад
Крупнейшие порты мира по объему товарооборота в миллионах тонн, за 2006 г.:
Шанхай (Китай) 537,0
Сингапур 448,2
Роттердам (Нидерланды) 378,2
Нинбо (Китай) 300,0
Гуанчжоу (Китай) 300,0
Тяньцзин (Китай) 255,0
Гонк Конг (Китай) 238,0
Нагоя (Япония) 206,0
Qingdao (Тцингтао?) (Китай) 200,0
Далянь (Китай) 200,0
Антверпен (Бельгия) 167,4
Лос-Анжелес (США) 162,1 (2005)
Гамбург (Германия) 134,8
Источник: http://de.wikipedia.org/wiki/Hafen
ДАННЫЕ НА 2009 ГОД
Список 20 крупнейших портов мира:

1) Порт Сингапура зарегистрировал снижение на 18,1% оборота грузов до 12,2 млн. TEU, однако его позиция в списке осталась неизменной на конец первой половины года – крупнейший порт в мире.
2) Шанхай перенес падение оборота на 15,6% до 11,6 млн. TEU, однако сохранил свое второе место.

3) Грузооборот порта Гонконг упал на 17,3% до 9,9 млн. TEU, однако позиция в списке осталась прежней.

4) Шеньчжень зарегистрировал падение количества контейнеров на 21,1% до 8,03 млн. TEU, однако остался на прежнем месте в списке.

5) Порт Пусан поднялся на пятое место, хотя его грузооборот упал на 17,8% до 5,6 млн. TEU.

6) Порт Лос Анджелес – Лонг Бич в США спустился на позицию шесть, так как его грузооборот упал на 17,8% до 5.5 млн. TEU.
7) Порт Дубаи в ОАЭ остался на прежнем месте, несмотря на 7% спад до 5,4 млн. TEU.

8) Китай: порт Циндао поднялась на три позиции до 8 с редким в настоящее время ростом контейнерооборота до 5,09 млн. TEU.

9) Грузооборот порта Гуанчжоу упал на 14% до 5,09 млн. TEU, однако его позиция в списке осталась на прежнем уровне.

10) Порт Нинбо опустился на две позиции до 10 порта в мире по загруженности с 11% спадом оборота груза до 4,6 млн. TEU.

11) Порт Роттердама опустился на 11 позицию и вышел из списка 10 крупнейших портов мира из-за 15,1% спада до 4,6 млн. TEU.

12) Тяньцзинь, Китай, поднялся на три позиции до номера 12 с увеличением числа обработанных контейнеров на 1,9% до 4,1 млн. TEU.

13) Гаосюнь, Тайвань, остался на 13 позиции, несмотря на 18,7% спад в грузообороте до 4,04 TEU.
14) Бельгия, порт Антверпена сохранил позицию номер 14, несмотря на спад в 18,5% до 3,6 млн. TEU в первой половине года.

15) Порт Гамбурга, Германия, пострадал больше всех, спустившись на 15 место с 28,7% падением до 3,6 млн. TEU.

16) Порт Келанг в Малайзии сохранил место 16 в списке со спадом в 15,4% до 3,3 млн. TEU.

17) Тяньчжунь Пелепас, также в Малайзии, остался на 17 позиции со спадом 1,5% до 2,7 млн. TEU.

18) Лаем Чабанг в Таиланде поднялся на одну строчку, несмотря на спад в 16,6% до 2,1 млн. TEU.

19) Немецкий порт Бремерхавен спустился на одну позицию вниз до номера 19 из-за 20,8% спада до 2,1 млн. TEU.

20) И наконец, порт Сямынь, вошел в список 20 крупнейших портов мира с падением в 14% до 2,1 млн. TEU.

В конце года Комитет по транспортно-транзитной политике оценил работу транспортного комплекса Петербурга в 2009 году. Больше всего кризис повлиял на Октябрьскую железную дорогу и Морской порт, в аэропорту “Пулково” снижение объемов перевозок не так заметно.

Председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул отметил, что впервые за несколько лет объем услуг транспорта в Петербурге сравнялся с объемом работ строительных организаций.

По данным Администрации морского порта “Большой порт Санкт-Петербург”, в 2009 году стивидорные компании обработали 46,6 млн тонн грузов, что на 17% меньше уровня прошлого года. Наиболее значительно упали объемы перевалки контейнеров (75% к уровню прошлого года) и минеральных удобрений (68%).

Двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ, англ. TEU) — условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств приблизительно равна 21,6 т. для транспортировки тяжелых грузов имеют загрузку до 28,1 т

otvet.mail.ru

ТОП-10 крупнейших портов мира за 2016 год

09.06.2017

ТОП-10 крупнейших портов мира за 2016 год


Структура топ-10 в 2016 году по сравнению с 2015 годом осталась без изменений.


Порт Шанхай третий год подряд занял лидирующую строчку рейтинга мировых контейнерных портов по итогам 2016 года с оборотом 37,13 млн. TEU.












 1

 

  порт Шанхай (37,13 млн. TEU)

 2

 

 


  порт Сингапур  (30,9 млн. TEU (-0,1%).


 3

 

 


  порт Шеньчжень с результатом 23,98 млн. TEU (-0,9%).


 4

 

 


порт Нинбо-Чжоушань (21,56 млн. TEU, +4,5%)


 5

 

 


 порт Гонконг (19,81 млн. TEU, -1,3%),


 6

 

 


  порт Пусан (19,46 млн. TEU, -0,1%),


 7

 

 


  порт Гуанчжоу (18,85 млн. TEU, +7%),



 8

 

 


  порт Циндао (18,05 млн. TEU, +3,5%),


 9

 

  


  порт Дубай (14,77 млн. TEU, -5,3%),


 10

 

 


  порт Тяньцзинь (14,52 млн. TEU, +2,9%).

Возврат к списку

www.tis-logistic.ru

Крупнейшие порты мира (2014): prokhor_tebin

Недавно я делал обзор крупнейших портов России по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям – грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны – “мастерской мира” начала XXI века – занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие – наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

Давайте посмотрим для начала рейтинг по грузообороту.

Рейтинг I – порты по грузообороту
(здесь приведены первые 25)

Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% – с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла – если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в “высшую лигу” – 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное – бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров – 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м – 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 – 4 порта в Топ-25, 2014 – 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 – Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине “десятых” их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге – скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее – крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест – 71-ю. Лондон – когда-то ворота “мастерской мира” – и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м – 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м – только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов – обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

Рейтинг II – порты по контейнерообороту
(первые 25)

Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 – 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло – в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале “нулевых” безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил “основной” (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов – Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая “мастерская мира”!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС – 4 порта в Топ-25, США – 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты “похудели” в табели о рангах – так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени – континентальный, а не морской. Крупнейший порт России – Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России – Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере – возможно, различается методика учёта.

Примечания*

1) Ссылка на статистику AAPA

2) Показатели грузооборота: MT – метрическая тонна, FT – фрахтовая тонна, RT – таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи “груз тяжелый, но компактный” и “легкий груз с большим объёмом” и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.

prokhor-tebin.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о