Краснодеревные работы – Тимофеев В.А. Краснодеревные работы. Учебное пособие. М. Трудрезервиздат. 1959г. 400 с. илл. (Б364) (торги завершены #60457521)

Понятие о краснодеревных работах

Категория: Столярные работы

Понятие о краснодеревных работах

Столяров, изготовляющих мебель из твердолиственных и ценных пород дерева, называют краснодеревцами. Название это появилось потому, что в старину мебель и другие деревянные убранства комнат изготовлялись нередко из красного дерева, т. е. древесных пород, обладающих красивой текстурой и теми или иными оттенками красного цвета.

Настоящее красное дерево, имеющее плотную древесину красно-бурого цвета, растет в Центральной Америке и Индии. Текстура красного дерева весьма разнообразна и бывает полосатая, волнистая, крапленая, узловатая и пр. Желто-красный цвет свежераспиленного красного дерева превращается постепенно в каштановый, ярко-красный — в темно-бурый, бледно-красный цвет сохраняется и даже несколько светлеет.

С течением времени наряду с красным деревом для изготовления мебели стали использовать и другие ценные породы деревьев: ореховое, палисандровое, розовое, черное и др.

Вначале древесину красного дерева и других ценных пород применяли в целом виде, в массиве. Позднее нашли способ разделки дерева на тонкие листы, служащие для внешней отделки изделий. Это привело к большому удешевлению мебели при сохранении красоты ее внешнего вида. Оклеивание тонкими листами (фанерками) из ценной древесины остова изделия, изготовленного из дешевой древесины, составляет одну из основных частей краснодеревных работ.

Вначале фанерки изготовлялись распиливанием, а затем на специальных строгальных машинах, что позволило сильно увеличить производство отделочной фанеры и еще больше удешевить мебель.

Позднее стали прибегать к искусственной окраске и подделке дешевой древесины под более ценные породы.

Краснодеревные работы неразрывно связаны с различными приемами лицевой отделки изделий — художественным подбором текстуры, резьбой, инкрустацией, золочением и т. д.

Краткий очерк истории развития мебели (стили мебели)

Формы мебели, определяемые особенностями бытового уклада, играют важную роль в архитектурно-художественном оформлении помещения; связь мебели с архитектурой сказывается в габаритах, формах и характере отделки мебели.

Совокупность особенностей общего вида мебели и ее деталей: формы, рисунка, пропорций, расположения частей, характера конструкции, материала, включая способы обработки, орнаментовку и расцветку изделця, принято называть стилем мебели.

В стилях отражаются стремления и господствующие вкусы •того или иного времени. Развивались они в зависимости от особенностей исторического периода и являлись его своеобразным отражением.

В классово-антагонистическом обществе дорогая мебель — из ценных материалов, с богатой отделкой — является достоянием лишь господствующих классов. В то же время народное творчество нередко создает высокохудожественные предметы из простых материалов, что ярко отражает художественные вкусы народных масс.

Мебель Ассирии и Вавилонии (XXXIII—VII вв. до н. э.).

Мебель играла значительную роль в быту народов Ассирии и Вавилонии. При раскопках в Ассуре были найдены остатки частных домов и среди них стулья, скамейки, кровати и столы (рис. 1, 2).

К парадной мебели принадлежали массивные троны без ножек, а также троны-кресла, троны-стулья со скульптурными украшениями.

Основным предметом бытовой мебели для сиденья как среди народа, так и знати был табурет. Табуреты были различной формы, с точеными ножками или ножками, заканчивающимися резными лапами животных, а также складные.

Кроме табурета, ассирийцы и вавилоняне пользовались скамейкой, которая имела вид удлиненного табурета и служила для сиденья нескольких лиц.

Наряду с жесткой делалась также полумягкая мебель с накладными подушками, шкурами животных, а также эластичными, пружинящими, деревянными рейками.

Столы служили не только для обеда, но и для приготовления пищи, а также являлись подставкой для сосудов. Ножки столов были прямоугольные или в виде лап животных.

Кровати представляли собой длинную скамейку с прямоугольными ножками, соединенными проножками. К сиденью прикреплялась изогнутая доска, служащая изголовником.

Изготовляли мебель из привозного дерева: шелковицы, пальмового, кедра ливанского, кипариса, фисташкового и др.

Рис. 1. Ассирийские стулья

Рис. 2. Ассирийские кресла

Мебель Древнего Египта (XXX—XII вв. до н. э.). В числе предметов мебели Древнего Египта были ларцы, табуреты (рис. 3), кровати, стулья, кресла и сундуки.

Отдельные предметы мебели изготовлялись по-разному. Так, например, табуреты делали обычными или складными, верхней обвязке табуретов сообщали прогиб, сиденье делали мягким, покрывая его циновкой, сплетенной из тростника или из полосок кожи. Конструктивно мебель Древнего Египта напоминает современные рамочные изделия. Так, сундуки для хранения домашнего инвентаря были сделаны из рам с вставленными в них поперечными досками (своего рода филенками).

Рис. 3. Табурет с точеными ножками. Мебель Древнего Египта

Инструментами для обработки древесины служили: топор, двуручная пила, деревянные молотки, тесло (инструмент для выравнивания поверхности древесины), лучковое сверло. Шероховатости удалялись лощением поверхности камнями.

Для изготовления мебели в Египте применяли древесину местных пород: нильской акации, тамарикса, «вы, а также древесину, привозившуюся из соседних стран: черного дерева, дикой смоковницы, пальмы, тиса, оливкового дерева, ливанского кедра, можжевельника и кипариса.

Мебель богато отделывали слоновой костью, резьбой, накладками из драгоценных металлов с цветной эмалью.

Китайская мебель (XVIII в. до н. э.). Китайская мебель характерна тонкостью работы, богатыми украшениями, орнаментальной резьбой, скульптурой, инкрустацией. Мотивами орнаментовки являлись жанровые сцены, растительные узоры, цветы, фигуры животных, пейзажи, горы, деревья. Для китайской мебели характерна отделка черным лаком.

Типичными для китайской мебели являются изогнутые ножки красивой, напряженной формы, послужившие впоследствии примером для голландской и английской мебели.

Мебель Древней Греции (3000—146 гг. до н. э.). К числу наиболее распространенных предметов греческой мебели относились лари, небольшие столы на трех опорах, табуреты и стулья (рис. 4). Табуреты и стулья отличались гармоничностью формы н имели изогнутые ножки круглого или четырехгранного сечения. Отдельные части скреплялись металлическими скобами или деревянными накладками.

В соединениях стенок ларей применялись шпунты и шпонки.

В Древней Греции мебель изготовляли из древесины сосны, пихты, кедра, кипариса, бука, тпса, тополя, дуба, липы, фисташкового, оливкового и изредка черного деревьев.

Мебель Древнего Рима (300 г. до н. э. — 325 г. н. э). Древние римляне, кроме деревянной, делали мебель из бронзы и мрамора, а также плетенную из ивовых прутьев, которая во многом напоминает современную. К числу изготовляемых предметов мебели относились табуреты, скамьи, стулья и кресла с подлокотниками, столы (рис. 5) круглой и прямоугольной формы. Круглые столы делали на трех ножках, прямоугольные — на сплошных боковинах, украшенных рельефной резьбой.

Для изготовления деревянной мебели римляне применяли клен, березу, тис, можжевельник, дуб, липу, кипарис, ель, падуб, самшит и др. Украшали эту мебель резьбой, позолотой, инкрустацией из древесины ценных пород, эмалью, кусочками фаянса, золотом и серебром. Для редкой, особенно художественной мебели, применяли лимонное, эбеновое дерево и наплывы клена.

Рис. 4. Барельеф, на котором видно изображение греческого стула

Декоративную (неподвижную) мебель делали из белого или цветного мрамора или бронзы.

Византийская мебель (500—1450 гг. н. э.). Византия — восточная часть древнеримской империи, ставшая самостоятельной, сохранила в целом черты древнеримской культуры и характер меблировки жилищ. Как и в Риме, византийская мебель делалась из дерева, мрамора и металла.

Рис. 5. Стол. Мебель Древнего Рима

Парадная мебель представляла собой массивные мраморные кресла типа тронов с инкрустацией из золота и цветных камней и обилием скульптурных и орнаментальных резных украшений (рис. 6).

В отличие от предметов обстановки, употреблявшихся в древнеримском жилище, византийцы пользовались низкими и мягкими тахтами и диванами, покрытыми шелковыми узорными тканями местного производства.

Мебель романского стиля. В XI—XIII вв. в архитектуре Франции, Германии, Англии, Швеции, Норвегии и других государств господствовал романский стиль. Большинство предметов мебели этого времени — седалища, пюпитры, шкафы, ризницы— относится к обстановке культовых зданий

Основным предметом бытовой мебели того времени был сундук, который являлся принадлежностью как богатых, так и бедных домов. Для удобства передвижения сундуки делали на небольших колесах с очень крепкой, массивной, металлической оковкой. Поставленный вертикально сундук стал прототипом шкафа.

Рис. 6. Кресло слоновой кости. Византийская мебель VI в.

Появившиеся позже кресла, скамьи и стулья романского стиля состояли из соединенных друг с другом точеных стержней. Кроме стульев и кресел на четырех ножках, существовал треногий табурет, широко распространенный в Западной Европе.

Формы мебели романского стиля довольно просты (рис. 7).

Конструктивные элементы ее часто используются с декоративными целями.

Вся мебель этого времени была окрашена в яркие цвета. Украшением служили узорчатые орнаменты и пестро раскрашенные фигуры, которые впоследствии уступили место рельефной резьбе.

Материалом для изготовления мебели романского стиля служила древесина ели, кедра и дуба.

Несложный ассортимент предметов домашнего обихода романского стиля — сундук, стол, кресло, стул, табурет, кровать и очень редко шкаф — в течение нескольких столетий без всякого изменения сохранил свои формы, пропорции и украшения.

Мебель готического стиля. В XIII в. во Франции возникает новый, стрельчатый, готический стиль. Распространившийся вскоре по всей Западной Европе, он господствовал до начала XVI в. Возникнув в культовых сооружениях и мебели, готический стиль распространился на городскую мебель и получил выражение в немногочисленных украшениях, нанесенных на романскую конструкцию. В это время появляется стремление придать предмету изящество, стройность и строгость формы.

Готический стиль в мебели характерен тем, что отдельные предметы (например сундуки, скамьи, кровати и пр.) прочно соединены с деревянной обшивкой стен и составляют как бы часть дома.

Мебель готического стиля развивалась на основе использования сундука как основного элемента (рис. 8). Так, кресла имели очень высокие глухие спинки, глухие подлокотники и подъемные сиденья. Такой же вид имели и скамьи.

В XV в. появляются большие шкафы с двумя или четырьмя дверцами.

Рис. 7. Шкаф, окованный железными полосами. Романский стиль

Основным украшением мебели готического стиля была резьба очень разнообразного характера: плоская или рельефная (скульптурная). В эпоху позднего готического стиля древесину мебели иногда раскрашивали или покрывали позолотой.

Рис. 8. Сундук, украшенный резьбой. Готический стиль

При изготовлении мебели романского стиля, формы которой были крайне просты, главная роль принадлежала плотнику и кузнецу.

Ори изготовлении мебели готического стиля, с явно выраженным стремлением к изяществу и строгости форм, место плотника и кузнеца занимает столяр, слесарь и резчик, а при окончательной отделке — живописец и позолотчик.

Основным материалом для изготовления мебели готического стиля является дуб. Кроме дуба, применялись и другие местные породы деревьев: ильм, ясень, клен, сосна и ель.

Мебель эпохи Возрождения (XV—XVI вв.). Стиль эпохи Возрождения (Ренессанса) относят прежде всего к итальянской мебели, где ой господствовал наиболее продолжительное время и был особенно ярко выражен.

К расцвету эпохи Возрождения в итальянской мебели появился целый ряд новых, ранее не встречавшихся предметов мебели: поставец своеобразной конструкции, письменный шкаф-конторка, мягкое кресло, шкаф с четырьмя дверцами. Особой разновидностью итальянских шкафов позднего периода Возрождения являются шкафы-кабинеты. Это — поставленный на подставку шкаф, имеющий три или пять рядов маленьких ящиков.

Мастера эпохи Возрождения нередко заимствуют формы мебели у древних греков и римлян, пользуясь предметами, находимыми во время раскопок. Для украшения мебели этого времени особенно широко применяют такие формы, как львиные лапы, маски, бараньи головы, кронштейны, а также всевозможные архитектурные шаблоны: фризы, карнизы, пилястры (рис. 9, а), полуколонки и круглые, несколько отставленные от предмета колонки с базами и капителями (рис. 9,6). Колонки и полуколонки делали каннелюрованные (с желобками), покрытые резным орнаментом или гладкие.

Со второй половины xvi ё. формы мебели принимают особенно нарядный и изящный вид.

Отделка предметов мебели в эпоху Возрождения также достигает большого разнообразия. Глубокую резьбу покрывают позолотой с цветным фоном в некоторых местах, иногда рельефные украшения делают из позолоченного левкаса (смеси мела, гипса и клея).

Основным материалом для изготовления мебели в эпоху Возрождения была древесина орехового дерева. Ее обрабатывали протравой и воском или протирали маслом, чтобы придать поверхностям темно-коричневый тон. Кроме ореха, применяли также древесину дуба, каштана, ясеня, яблони, самшита, кедра, ели и др.

В Северной Италии вместо резьбы мебель украшали инкрустацией из слоновой кости или из светлого и черного дерева в виде геометрических узоров. Такой вид отделки называется чер-тозианской мозаикой.

С последней четверти XV в. резьбу в отделке мебели вытесняет все более широко распространяющийся способ — интарсия. Этот способ украшения заключается в том, что в поверхность предмета, сделанного из дерева, вставляют фигуры, вырезанные из другого, отличающегося по цвету материала так, чтобы они находились на одном уровне с отделываемой поверхностью. Часто этим способом на поверхностях мебели создавались целые картины.

Эпоха Возрождения во Франции достигла своего расцвета, когда в Италии Ренессанс переживал закат. Начало французского Возрождения отличается наличием большого количества элементов готического стиля. Кресла с высокими спинками, табуреты, столы, лари, шкафы, поставцы и пр. сохраняют еще принципы готической конструкции, но отделаны уже элементами орнамента эпохи Возрождения. В период расцвета французского Возрождения (40—80 гг. XVI в.) в мебели преобладают пышные древнеримские мотивы.

Во Франции мебель также изготовляют в основном из ореха и украшают вставками из небольших плиток цветного мрамора с инкрустацией по нему из разных пород камня.

Большой ввоз черного дерева, палисандра и гаванского кедра приводит к расцвету интарсии и маркетри. Эти виды отделки частично вытесняют резные украшения. Техника маркетри, как и интарсия, относится к типу мозаичных работ из цветной древесины и других материалов (металла, слоновой кости, черепахи). В маркетри рисунок, сделанный из кусочков разноцветной фанеры, наклеивается на какую-либо часть мебели, тогда как в интарсии рисунок углубляется в массив изделия.

Рис. 9. Мебель эпохи Возрождения:
а — шкаф итальянской работы, б — двойной шкаф французской работы

Рис. 10. Мебель стиля барокко:
а — стол с подстольем итальянской работы, б — бюро (кабинет) с верхними филенками из окрашенного стекла французской работы

Мебель стиля барокко. Стиль эпохи Возрождения сменился в XVII в. стилем барокко. Сначала это произошло в Италии, а затем и в других странах Европы. В отличие от мебели эпохи Возрождения, характерной чертой которой являлись прямые, спокойные линии, большое значение придавалось профилированным деталям отделки; в мебели стиля барокко преобладают криволинейные формы, украшенные рельефной резьбой и позолотой.

Кресла (табуреты) очень массивные, обильно украшенные резьбой с проногами в виде крестовин и резным вазоном посередине, обивают темным бархатом с крупными узорами.

Крышке стола придается шести- или восьмиугольная форма. Боковая кромка ее украшена мелкой резьбой и несет на себе резной подвесной орнамент (рис. 10, а). Вместо обычного для итальянского Ренессанса типа ножек в виде массивных опор появляется одна точеная ножка в виде вазы, к ней с трех сторон примыкают скульптурные кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами. Все подстолье стоит на массивном основании, также сплошь покрытым резьбой.

Во Франции стиль барокко назывался стилем Людовика XIV и также отличался перегруженностью украшениями (рис. 10,6). Материалом для мебели в это время служит древесина местных пород, хорошо поддающаяся резьбе, или привозная цветная древесина главным образом черного дерева, богато инкрустируемая серебром, медью, перламутром или древесиной разных цветов.

Большое место в украшении мебели занимали золоченые бронзовые накладки, профилированные пояски и даже целые барельефы, сделанные из листовой бронзы (рис. 11). По имени придворного мастера Андре Шарля Буля такая мебель носит название мебели Буля.

В XVII—XVIII вв. в тяжелом стиле Людовика XIV появляется склонность к облегчению форм. Прямоугольные формы мебели Буля исчезают и заменяются изогнутыми линиями. Позолота уступает место дереву, покрытому воском.

В немецкой мебели стиля барокко в XVII—XVIII вв. наблюдается чрезмерная тяжеловесность резных и токарных украшений. Особенно широкое распространение как декоративный элемент получили витые колонны. Кроме немецкой мебели, витые колонны широко украшали и итальянскую мебель этого времени.

Среди крупных предметов мебели в XVII—XVIII вв. главное место занимают огромные платяные шкафы, представляющие собой иногда целое архитектурное сооружение (рис. 12).

Рис. 11. Шкафчик с двумя дверцами и бронзовыми золочеными накладками. Работа Буля

Рис. 12. Платяной шкаф немецкой работы. Стиль барокко

Голландская мебель XVI—XVII вв. отличается своеобразной формой. Она состоит из витых круглых стержней, на которых оставлены небольшие четырехгранные участки, служащие местом соединения стержней (рис. 13). Спинку и сиденье таких кресел обычно обивают кожей или гобеленом. Обивку прикрепляют редко расположенными гвоздями с крупными шляпками.

Материалом для изготовления мебели в Голландии служил вначале дуб местных пород, позже — орех, а затем в результате оживленной связи Голландии с колониями — самая разнообразная древесина, в основном привозная. В отделке появляются вставки из черного, амарантового, палисандрового и розового бразильского дерева.

Мебель стиля рококо (XVIII в.). Характерной чертой стиля рококо, пришедшего на смену стилю барокко, является полное отсутствие прямых линий, скругление всех углов (рис. 14) и маскировка мест скрепления отдельных частей мебели резьбой, бронзовыми накладками или другим способом с целью создать впечатление цельного пластичного объема. Диван, так же как и в предыдущую эпоху, образуется путем соединения трех кресел с общей обвязью.

Стиль рококо во Франции называли стилем Людовика XV. Материалом для мебели этого времени служит древесина местных пород (орех, липа и т. п.), хорошо поддающаяся мелкой и тонкой резьбе. Поверхность готового изделия красили в белый, зеленый, голубой и другие цвета, лакировали и в некоторых местах золотили. Иногда употребляли и дорогие сорта привозной древесины: амаранта, палисандра, розового и черного дерева, тонкие фанерки которого наклеивали на готовый каркас. Так, отделка способом маркетри постепенно заменяет резьбу. Кроме того, большое место в отделке мебели занимают бронзовые накладки, выполненные в виде листьев, гирлянд, цветов и орнаментных завитков.

В Англии стиль рококо тесно связан с именем выдающегося краснодеревца Томаса Чиппендейля (1709—1779), который создавал мебель, отличающуюся большой комфортабельностью. На форму нового стиля английской .мебели (рис. 15, а, б) оказала влияние местная готическая и голландская мебель, характерные черты которой (изогнутые ножки стульев и диванов, оканчивающиеся лапой, держащей шар) были заимствованы из Китая. Т. Чиппендейль добился уменьшения массивности отдельных частей мебели и улучшил ее пропорции.

Рис. 13. Стул из витых стержней голландской работы. Стиль барокко

Рис. 14. Мебель стиля рококо:
а — стул, 6 — кресло, в — дверь

В последней трети XVIII в. в Англии появляются новые направления в характере мебели. Их вносят краснодеревцы-мебельщики Дж. Хеплуайт и Т. Шератон.

Мебель Дж. Хеплуайта имеет много кривых линий (рис. 16) и опирается на прямые, суживающиеся книзу ножки четырехгранного или круглого сечения.

Мебель Т. Шератона характеризуется отсутствием изогнутых линий, подбором и сочетанием тонов разных пород дерева: красного, розового, палисандрового и др. (рис. 17).

Рис. 15. Английская мебель Т. Чиппендейля:
а— диван, б — стул

Рис. 16. Диван. Работа Дж. Хеплуайта

Рис. 17. Шифоньер. Работа Т. Шератона

Классицизм. В противоположность .мебели стиля рококо мебель классицизма характеризуется ясно выраженной конструкцией прямого угла (рис. 18).

Рис. 18. Комод наборного дерева с бронзой. Стиль Людовика XVI

Классицизм во Франции носил название стиля Людовика XVI. В отделке мебели стиля Людовика XVI, возникшего из классических форм, появились крылатые животные, строгие и спокойные колонны, в орнаментовке—факелы, колчаны, вазы, музыкальные инструменты и т. д. Характерными являются овальные спинки кресел и стульев.

Для мебели этого стиля была характерна отделка фанерованием красным деревом и другими экзотическими породами с украшениями, сделанными способом маркетри, и выявлением текстуры древесины.

Кроме того, в отделке мебели применяли позолоту и черный лак в сочетании с бронзовыми или фарфоровыми накладками. Наиболее известными мебельщиками этого периода были Ж. А. Ризенер, Ж- Жакоб и др. Примеры мебели, изготовленной ими, даны на рис. 19 и 20.

Переходом от стиля Людовика XVI к стилю ампир является мебель времени Директории и Консульства (рис. 21). Формы мебели этого периода указывают на стремление к прямолинейности и строгости.

Рис. 19. Бюро, украшенное деревянной мозаикой. Работа Ж. А. Ризеиера

Рис. 20. Кресло и стул. Работа Ж. Жакоба

Рис. 21. Мебель в стиле Директории и Консульства

В России классицизм XVIII в. непосредственно перешел в ампир, который сохранялся несколько дольше, чем в Западной Европе, и имел больше черт, унаследованных от классицизма.

Мебель стиля ампир. Стиль ампир характерен строгими линиями, изяществом и простотой (рис. 22).

Излюбленная тематика в отделке стиля ампир—оружие, трофеи, победные летящие фигуры с трубами, лавровые венки.

Ножки столов, кресел, диванов и стульев украшали изображениями сфинксов, грифонов, львиных лап. Мебель этого периода характеризуется тем, что на нее переносятся античные, в особенности римские архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы. Формы мебели прямоугольны, массивны, замкнуты, профили и выступы на ней встречаются редко, поэтому важную роль играют фактура материала и резные украшения.

Наиболее распространенным материалом для мебели в это время является темное красное дерево. Его гладкую поверхность украшают бронзой, отдельные детали покрывают резьбой. Мебель этого стиля при всей пышности отделки не была удобной.

Русская мебель XVII—XX вв. Основными предметами мебели в России в XVII в. были пристенные широкие лавки, служившие для сидения, отдыха и сна. Иногда под сиденьем между опорами устраивали задвижные дверцы, образуя место для хранения домашней утвари.

Наряду с лавками в обиходе были скамьи со спинками, а также обеденные стольи с дощатыми, собранными на шпонках, столешницами. Столы имели подстолья в виде шкафчика. Такие столы делали из сосны или липы и окрашивали. Иногда столы изготовляли из дуба.

Кроме лавок и скамей, для сидения служили табуреты с квадратным или круглым сиденьем.

Для хранения посуды служили открытые полки или поставцы в форме невысоких (70—80 см), повешенных на стены этажерок без дверей, с занавесками. Делались также закрытые шкафчики висячие или стоячие на полу или особом подстолье.

Стулья и кресла до начала XVIII в. (до Петра I) употреблялись очень редко. Позже они были введены в подражание иностранной меблировке. Для хранения одежды, белья и пр. служили сундуки и ларцы.

Еще в древнерусских художественных промыслах видное место занимало производство мебели, украшенной резьбой, росписью, гравировкой, железными оковками.

Образцы русской мебели XVI—XVIII вв. свидетельствуют об искусном применении резного орнамента, сквозного или рельефного, и о разнообразии расцветок.

Изготовляли мебель столяры. Имеются сведения о существовании столяров, которые назывались теслярами, еще в XI—XIII вв. Столяры пользовались целым рядом различных инструментов: теслами, топорами, долотами, сверлами, пилами, стамесками, молотками и даже рубанками.

Рис. 22. Мебель в стиле ампир

Однако парадная мебель в дворянских и помещичьих особняках была иностранной, привозной. В XVII в. в Россию, кроме парадных предметов мебели, стали все больше проникать из западных стран предметы более бытового характера.

Рис. 23. Стул красного дерева с бронзой. Русская работа

Рис. 24. Шифоньер карельской березы с раскладками из черного дерева

Русское мебельное искусство стало быстро развиваться с .первой половины XVIII в. Изготовлялась мебель в основном в помещичьих усадьбах. Применялись для этого многие отечественные породы дерева (орех, береза, тополь, осина, ясень и др.), которые окрашивались почти всегда под красное дерево — очень модное в то время.

В конце XVIII и начале XIX в. в период классицизма в России мебель можно было разделить на две, резко отличающиеся группы: уникальную парадную мебель для больших дворцов, украшенную резьбой, позолотой, бронзой, изготовляемую по проектам крупных зодчих, и бытовую мебель загородных помещичьих усадеб и городских домов, изготовляемую крепостными мастерами. Выдающиеся зодчие, в том числе В. В. Растрелли,

М. Ф. Казаков, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин и К. И. Россн, создавали рисунки отдельных предметов и гарнитуров парадной мебели.

Из украшений, помимо резьбы, позолоты и бронзы, во второй половине XVIII в. широко была распространена инкрустация. К концу XVIII в. инкрустацию стали применять значительно реже. В начале XIX в. среди украшений мебели инкрустация отсутствовала.

Кроме красного дерева (рис. 23), в это время широкое распространение получила карельская береза с раскладками из черного дерева или мореного дуба (рис. 24).

Для мелких поделок употребляли березовый кап, причем не только в естественном виде, но и в виде фанеры.

Рис. 25. Кровать карельской березы. Стиль Александровский ампир

При выполнении отделочных работ в дворцовых сооружениях использовали также древесину, ввозимую из-за границы. Осо- * бенно часто применяли ее для изготовления паркетных (штучных) полов. Лучшие штучные полы (например в Гатчинском дворце) изготовлялись из амаранта, оливкового дерева, пастеро-зы, палымы, сандала, желтого, розового и красного дерева.

Русская мебель стиля ампир (Александровский ампир 1801—1825 гг.) заметно отличается от иностранных образцов. Ее формы проще, несколько грубее, она более монументальна. Несмотря на отсутствие пышности, присущей мебели этого времени в Западной Европе, она отличается красотой пропорций и согласованностью отдельных частей (рис. 25, 26, 27). Золоченая бронза в русской мебели почти не встречается, ее заменяет позолоченная лепка из гипса и левкаса или резьба по дереву.

Из предметов мебели, изготовляемых в России в это время, следует назвать прежде всего большие, выглядевшие очень торжественно, диваны, стулья, кресла. Они изготовлялись часто с глухими округлыми спинками. Кроме того, были распространены преддиванные столы на одной стойке в виде тумбы, шифоньеры, комоды, горки. Входили в моду большие зеркала и кровати.

Стиль ампир явился последним большим стилем в истории архитектуры и мебели.

Рис. 26. Кресло по рисунку архитектора А. Н. Воронихина. Русская работа начала XIX в.

Рис. 27. Шифоньер полированного красного дерева. Русская работа начала XIX в.

С 30-х годов XIX столетия в период, носящий название эклектизма (соединения, смешения элементов различных стилей в одном сооружении) или романтизма, характерного своими попытками возрождения пережитых стилей готики, барокко и ренессанса господствовали различные, быстро сменяющие друг друга, модные течения. Это приводило к комбинации элементов, заимствованных из различных стилей прошлых эпох, к смешению различных форм, не увязанных между собой в гармоническое целое, к декоративной перегруженности чуждыми украшениями, нарушению пропорций, несогласованности отдельных частей.

В 50-х годах XIX в. начала появляться гнутая мебель, которая благодаря дешевизне нашла широкое применение.

В 90-х годах XIX в. развивается стиль модерн, характерной особенностью которого являются кривые линии и растительные мотивы как в орнаменте украшений, так и в форме архитектурных деталей (рис. 28). Влияние стиля модерн сказывалось в мебели до начала 20-х годов настоящего столетия.

Развитие мебельной промышленности в СССР. Мебельная промышленность царской России в основном представляла собой кустарное производство. Фабрично-заводская промышленность была сосредоточена только в крупных городах — Москве, Петербурге, Варшаве, Киеве, Ростове — насчитывала около 10тыс. рабочих. Значительное количество мебели ввозилось из-за границы.

После 1917 г., в период гражданской войны и хозяйственной разрухи деревообрабатывающая, в том числе и мебельная, промышленность изменила свой характер. Возрождение мебельной промышленности наступило в 1921 — 1922 гг. с созданием специальных деревообрабатывающих и мебельных трестов.

Крупнейшим трестом мебельной промышленности того периода был Московский государственный трест деревообделыва-ющей промышленности «Мосдрев», насчитывающий пять мебельных предприятий и 100 деревообрабатывающих ставков. Позднее был создан Ленинградский Древтрест, в составе которого было четыре краснодеревных предприятия, насчитывающих 159 единиц деревообрабатывающего оборудования.

С 1924 г. начинается организация мебельных предприятий промышленного типа. Так, на Украине осуществляется реконструкция Киевской мебельной фабрики им. Боженко. В последующие годы число мебельных фабрик все увеличивается. Вступают в строй новые предприятия в гг. Сталино, Белая церковь, Лубны, Житомир, Прилуки и других городах. Реконструируются Одесская, Винницкая, Бердичевская фабрики. К 1926 г. в стране уже насчитывалось около 22 фабрик и мастерских, занимающихся выпуском мебели.

Рис. 28. Буфет. Стиль модерн

Процесс восстановления и развития предприятий по производству мебели, строительных деталей и других деревообрабатывающих производств продолжался на базе роста лесопиления. Если 1921—1925 гг. были периодом, когда основное место занимал капитальный ремонт при отсутствии расширенного воспроизводства, то в 1925—1928 гг. началось новое строительство. В 1928—1933 гг. настал период полной реконструкции основных производственных фондов деревообрабатывающей промышленности. Фабрично-заводское производство мебели в это время оснащается новой техникой, в основном ввозимой из-за границы.

На пятилетие (1928—1932 гг.) Советским правительством предусматривалось большое жилищное строительство и постройка клубов, школ и больниц, что потребовало значительного количества мебели.

В 1932 г. был организован специальный трест «Лесобумма-шина» для обеспечения нужд мебельной и деревообрабатывающей промышленности оборудованием отечественного производства. За период с 1932 по 1938 г. трестом было освоено около 90 новых типов машин.

Укрупнение и специализация предприятий мебельной промышленности привели к необходимости унификации конструкций и типоразмеров изделий и к регламентации технических требований к ним.

С 1932—1933 гг. в связи с организацией производства столярных плит на Муромском фанерном заводе наступает переход от рамочных конструкций мебели к щитовым.

В связи с развитием серийного выпуска однотипных изделий на многих мебельных фабриках заметно стала улучшаться и техника производства мебели. Находит применение целый ряд приспособлений (цулаги, шаблоны), облегчающих труд и сокращающих затраты времени.

Опрос на мебель продолжает расти, чему способствуют все возрастающие темпы жилищного строительства.

XVII съездом ВКЩб) в 1934 г. были -приняты решения о превращении сотен промышленных центров в благоустроенные города со строительством тысяч домов с оборудованными квартирами. Однако спрос на мебель удовлетворялся далеко не полностью. Например, в 1935 г. спрос на мебель был удовлетворен только на 50—60%.

В январе 1936 г. состоялось Всесоюзное совещание мебельщиков. На нем отмечалось, что несмотря на увеличение выпуска мебели за последние 8 лет, недостаток ее все еще велик. В том же году был предусмотрен пуск новых предприятий мебельной промышленности: Свердловской мебельной фабрики и Сталинградского мебельно-ящичного комбината.

В 1937—1938 гг. мебельная промышленность начала быстро* развиваться в Калининской, Ивановской, Ярославской, Воронежской, Свердловской областях, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.

В третьей пятилетке план развития народного хозяйства страны не был завершен. Начавшаяся Великая Отечественная война надолго приостановила дальнейшее развитие мебельной промышленности. После победы над гитлеровской Германией из 60 мебельных предприятий УССР сохранилось лишь девять, остальные были полностью разрушены или сильно пострадали. Разрушено и вывезено было до 70% всего оборудования и до 90% всех электродвигателей, в результате этого в первом квартале 1945 г. выработка мебели составила не более 15% выработки довоенного времени.

В Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. был предусмотрен ввод в эксплуатацию 72,4 млн. м2 жилого фонда, которые требовали быстрейшего восстановления деревообрабатывающей, в. том числе мебельной промышленности.

В целях пополнения мебельной промышленности квалифицированными рабочими кадрами в 1945 г. СНК Союза ССР вынес решение о воссоздании в Москве бывшего Строгановского, училища и в Ленинграде бывшего училища Штиглица и организации 30 специальных ремесленных училищ.

В 1952—1953 гг. была освоена новая технология фанерования. Фанерование выполняется теперь горячим способом с применением прессов с обогреваемыми плитами и использованием, для фанерования синтетических клеев. Введение в практику работ мебельных предприятий синтетических клеев коренным об-разом изменило технологию производства и значительно ускорило процессы склеивания и фанерования.

Применение синтетических клеев дало возможность также перейти к производству плит из древесных частиц (древесностружечных плит) и мебельных щитов с заполнением измельченной древесиной.

Значительным мероприятием в области установления новых, более технологичных, типов мебели, пригодной для массового’ производства, явилась разработка наборов мебели из унифицированных взаимозаменяемых элементов — мебель типа УЭМ.

В основу проектирования мебели УЭМ положены унифицированные, нормализованные и взаимозаменяемые узлы и детали, при этом все элементы корпусной мебели разделяются на три группы: щиты, внутренние детали (ящики, полочки) и декор с фурнитурой (обкладки, пилястры, карнизы, ручки, стяжки и т. д.). Этим достигается возможность из небольшого количества принятых типоразмеров деталей и узлов собирать мебель различную по назначению: шкафы, буфеты, комоды и т. д.

Рис. 29. Мебель УЭМ

За последнее время в производство мебели постепенно внедряются поточные полуавтоматические и автоматические линии для обработки деталей и узлов мебели, сборки и отделки их.

Столярные работы – Понятие о краснодеревных работах

gardenweb.ru

Краснодеревные работы

Зуд творчества посещает не только художников и скульпторов. Рядовой хозяин дома тоже иногда хочет творить, тем более что в магазине «Сделай сам»  есть на что посмотреть.

Вы захотели отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку, стол или подставку. Для этого необходимо прежде всего подготовить поверхность, чтобы древесина была сухой (влажность не  более 10%, проверку можно произвести с помощью химического карандаша: на сырой поверхности карандаш проявляется, на сухой — нет).

Древесина должна быть также ровной и гладкой, поэтому ее нужно прострогать и отшлифовать мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем продолжить шлифование грубой шерстяной тканью. При шлифовке поверхность необходимо периодически смачивать водой, чтобы размягчить ворс древесины, и затем просушить в течение полутора часов.

Поверхности шлифуют шкуркой вдоль слоев древесины. Шлифовку начинают новой шкуркой, а продолжают и заканчивают затертой шкуркой, которую периодически очищают от пыли щеткой из щетины. Для шлифования твердой и плотной древесины используют мелкую шкурку, рыхлой и мягкой — более крупную шкурку.

Если на поверхности древесины окажутся грязные, или цветные пятна, ее необходимо отбелить. Хорошо отбеливаются только светлые породы деревьев: липа, осина, тополь; другие породы нельзя отбеливать, они при отбеливании приобретают грязножелтый оттенок.

«Как отремонтировать свою квартиру»,
В.И. Жуковская, Д.Л. Вашбеин, Е.В. Загвоздкин

Отбеливают древесину 6—10%-ным раствором щавелевой кислоты или водным раствором перекиси водорода (15%-ным) с добавлением нашатырного спирта до получения сильного запаха; древесину покрывают одним из упомянутых составов 2—3 раза подряд. Если древесина крупнопористая, лак может «просесть», поэтому после шлифования ее необходимо покрыть порозаполняющими составами, которые в продажу не поступают, их нужно приготовить самим из лака ПФ283(4с)…

Для лакирования применяются различные лаки — полиуретановые, полиэфирные, нитроцеллюлозные, алкидные, спиртовые. Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду и их трудно полировать, лучше всего применять для лакирования идитольный и шеллачный лаки. Их наносят в 3—4 слоя тампоном, пипеткой или кистью и сушат каждый слой 30 мин. Расход лака на 1 слой — 25—30 г/м2….

Полиэфирные покрытия отличаются от всех других прозрачностью и твердостью, близки к ним полиуретановые покрытия, но наносить их в домашних условиях нельзя. Описанные выше способы лакирования позволяют получить изделие с натуральной текстурой древесины. Если же вы хотите «облагородить» изделие из дешевых пород, его необходимо перед лакированием окрасить (крашение позволяет также получить нужный < цвет или скрыть…

Анилиновая вишневая краска 3; Вода горячая (60—80° С) 150. Составом покрывают древесину, которая приобретает вишневокрасную окраску. Составы для имитации березы и клена «под орех» (на 1 л воды) Английская соль 30; Марганцовокислый калий 30; Этот состав наносят так же, как и первый. Пользуясь упомянутыми выше рецептами, можно получить прямое или поверхностное крашение. Существуют еще способы…

Состав восковых мастик (в частях по весу): Воск 30 Стеарин 10 Мыло 10 Скипидар 40 Канифоль 10 Воск 25 Мыло 12 Охра 5 Раствор поташа 18 Канифоль или масляный лак 40 Для приготовления мастик воск, стеарин, канифоль расплавляют, нагревая до температуры 80—90° С. В расплавленную смесь, непрерывно подогревая, последовательно добавляют при перемешивании водный раствор поташа,…

При необходимости устранения небольших дефектов на поверхности мебели (потеря глянца, потускнение лакированной поверхности, пятна, царапины, следы влаги) применяют следующие составы (в частях по массе): Скипидар 25; Спирт денатурирозанный 15; Шеллак 4; Олифа 5; Мыльный раствор (10%-ный) 1; Вода 45. Сначала смешивают скипидар, спирт и мыльный раствор, а затем при перемешивании добавляют олифу и предварительно расплавленный…

Обработку поверхности необходимо произвести с соблюдением технологических операций, как уже описано выше. При значительных повреждениях полированной поверхности мебели необходимо снимать весь отделочный слой, для чего производят его смывку растворителем СК36 или одним из следующих составов: водным 10%-ным раствором нашатырного спирта, смесью нашатырного спирта со скипидаром (2:1) или 10%ным раствором щавелевой кислоты, растворителями: ацетоном, этилацетатом. При…

www.ktovdome.ru

Краснодеревные работы

Зуд творчества посещает не только художников и скульпторов. Рядовой хозяин дома тоже иногда хочет творить, тем более что в магазине “Сделай сам” есть на что посмотреть.

Вы захотели отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку, стол или подставку. Для этого необходимо прежде всего подготовить поверхность, чтобы древесина была сухой (влажность не более 10%, проверку можно произвести с помощью химического карандаша: на сырой поверхности карандаш проявляется, на сухой – нет).

Древесина должна быть также ровной и гладкой, поэтому ее нужно прострогать и отшлифовать мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем продолжить шлифование грубой шерстяной тканью. При шлифовке поверхность необходимо периодически смачивать водой, чтобы размягчить ворс древесины, и затем просушить в течение полутора часов. Поверхность шлифуют шкуркой вдоль слоев древесины. Шлифовку начинают новой шкуркой, а продолжают и заканчивают затертой шкуркой, которую периодически очищают от пыли щеткой из щетины. Для шлифования твердой и плотной древесины используют мелкую шкурку, рыхлой и мягкой – более крупную шкурку.

Если на поверхности древесины окажутся грязные или цветные пятна, ее необходимо отбелить. Хорошо отбеливаются только светлые породы деревьев: липа, осина, тополь; другие породы нельзя отбеливать, они, при отбеливании приобретают грязно-желтый оттенок,

Отбеливают древесину 6-10%-ным раствором щавелевой кислоты или водным раствором перекиси водорода (15%-ным) с добавлением нашатырного спирта до получения сильного запаха; древесину покрывают одним из упомянутых составов 2-3 раза подряд.

Если древесина крупнопористая, лак может “просесть”, поэтому после шлифования ее необходимо покрыть порозаполняющими составами, которые в продажу не поступают, их нужно приготовить самим из лака ПФ-283(4с) – 6%, уайт-спирита – 8%, наполнителя – порошкообразного барита или гипса – 86%. Лак смешивают с уайт-спиритом, затем вводят наполнитель, просеянный через мелкое сито (1600 отверстий на 1 м2), и перемешивают смесь до получения однородной пасты. При загустевании пасту разбавляют смесью лака ПФ-283 уайт-спирита, взятых в соотношении 3:4.

Порозаполнитель наносят на поверхность древесины кистью и втирают его сухой ветошью в поры, излишек удаляют, чтобы не маскировать естественный рисунок дерева. Древесину сушат после нанесения порозаполнителя в течение 2 суток.

Далее приступают к грунтованию. Грунтовочные составы в продажу не поступают, для этих целей рекомендуется олифа (только натуральная!). Олифу нужно втирать в дерево, повторяя эту операцию 2-3 раза. Если при этом снова поднимается ворс древесины, ее необходимо еще раз отшлифовать мелкой шкуркой.

Для лакирования применяются различные лаки – полиуретановые, полиэфирные, нитроцеллюлозные, алкидные, спиртовые.

Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду и их трудно полировать, лучше всего применять для лакирования идитольный и шеллачный лаки. Их наносят в 3-4 слоя тампоном, пипеткой или кистью и сушат каждый слой 30 мин. Расход лака на 1 слой – 25-30 г/м2.

Из масляных (алкидных) лаков для покрытия мебели рекомендуются ПФ-283(4с) и ГФ-166(6с), их наносят в 1-2 слоя кистью или пипеткой и тщательно разравнивают тампоном. Расход лака – 70 г/м2, сушить каждый слой необходимо 36 ч.

Нитроцелюлозные лаки бывают глянцевые (НЦ-223 и НЦ-584) и матовые (НЦ-243), в аэрозольных баллонах и в металлических банках (НЦ-218). Последний наносят тампоном или пипеткой в несколько слоев, сушат каждый слой 1-1,5 ч. Расход лака – 120 г/м2. Разбавители нитроцеллюлозных лаков – № 646, 647, 650.

Если изделие покрыто спиртовым лаком, его полируют после высыхания лака шеллачной политурой, если нитроцеллюлозным – полировочными пастами ВАЗ-2 и ВАЗ-3 (полировочная вода).

Пасту ВАЗ-2 предварительно разбавляют керосином в соотношении 1:1. Лучше обработать поверхность смесью полировочной пасты, мыла, воды и керосина. Для этого сначала растворяют мыло в воде (80 г на 1 л), затем 2 части этого раствора и 1 часть керосина добавляют в 1 кг пасты и тщательно перемешивают. С помощью кисти или тампона наносят на поверхность тонкий слой пасты и полируют ее фетром. При полировании нельзя перегревать пленку, на последней стадии полирования поверхность обрабатывают полировочной водой ВАЗ-3.

Полиэфирные покрытия отличаются от всех других прозрачностью и твердостью, близки к ним полиуретановые покрытия, но наносить их в домашних условиях нельзя.

Описанные выше способы лакирования позволяют получить изделие с натуральной текстурой древесины.

Если же вы хотите “облагородить” изделие из дешевых пород, его необходимо перед лакированием окрасить (крашение позволяет также получить нужный цвет или скрыть имеющиеся пороки древесины).

Для крашения применяют гуминовые (ореховая морилка или ореховый бейц) и синтетические красители. При приготовлении красильного раствора в воду (лучше дистиллированную), нагретую до температуры 60-80° С, засыпают необходимое количество красителя, размешивают до полного растворения и дают отстояться: для гуминовых красителей – 48 ч, для синтетических – до охлаждения состава до комнатной температуры.

Рецепты, позволяющие придавать дешевым сортам древесины внешний вид более ценных пород:

Состав для имитации “под орех” (в частях по массе)

Глауберова соль — 3

Марганцовокислый калий — 3

Вода горячая (60-80° С) — 100

Этот состав наносят кистью на древесину 1-2 раза. Чтобы получить жилки, вначале наносят раствор на всю поверхность и, дав просохнуть, наносят вторично отдельными местами в виде жилок.

Состав для имитации “под красное дерево” (в частях по массе)

Анилиновая вишневая краска — 3

Вода горячая (60-80° С) — 150

Составом покрывают древесину, которая приобретает вишнево-красную окраску.

Составы для имитации березы и клена “под орех” (на 1 л воды)

Английская соль — 30

Марганцовокислый калий — 30

Этот состав наносят так же, как и первый.

Пользуясь упомянутыми выше рецептами, можно получить прямое или поверхностное крашение. Существуют еще способы протравного и проявляемого крашения, но в домашних условиях их выполнить практически невозможно.

После окрашивания древесину покрывают порозаполнителем, как было указано выше, затем лакируют и полируют.

Порозаполнителем может служить восковой слой, т. е. окрашенную древесину вощят остывшим воском, который наносят на поверхность кистью с жесткой и короткой щетиной. Покрытие должно быть равномерным, без пропусков. Нанесенный восковой слой просушивают в течение 24 ч при температуре 18-20° С, после чего его растирают суконкой до тех пор, пока поверхность не станет чистой с ровным блеском. Для закрепления отделки древесину покрывают лаком, разведенным политурой в соотношении 1:1. Восковая отделка применяется в основном для древесины из пористых пород (орех, дуб).

Состав восковых мастик (в частях по весу):

1. Воск — 30

Стеарин — 10

Мыло — 10

Скипидар — 40

Канифоль — 10

2. Воск — 25

Мыло — 12

Охра — 5

Раствор поташа — 13

Канифоль или масляный лак — 40

Для приготовления мастик воск, стеарин, канифоль расплавляют, нагревая до температуры 80-90° С. В расплавленную смесь, непрерывно подогревая, последовательно добавляют при перемешивании водный раствор поташа, масляный лак и мыльную стружку, еще раз перемешивают и добавляют охру (во вторую смесь). Подогревание и перемешивание продолжают до тех пор, пока мастика станет однородной. Остывшую мастику состава № 1 перед использованием разжижают скипидаром.

Технология отделки окрашенной древесины лаками такая же, как и для прозрачной. Если в качестве порозаполнителя применяют восковые мастики, поверхность не грунтуют.

При необходимости устранения небольших дефектов на поверхности мебели (потеря глянца, потускнение лакированной поверхности, пятна, царапины, следы влаги) применяют следующие составы (в частях по массе):

1. Скипидар — 25

Спирт денатурированный — 15

Шеллак — 4

Олифа — 5

Мыльный раствор (10%-нмй) — 1

Вода — 45

Сначала смешивают скипидар, спирт и мыльный раствор, а затем при перемешивании добавляют олифу и предварительно расплавленный щеллак и разбавляют водой. Состав наносят в холодном состоянии, тщательно растирая фланелью до тех пор, пока на поверхности не восстановится прежний блеск.

2. Стеариновая кислота — 2

Скипидар — 3

Краситель — до необходимого цвета

Обработку поверхности необходимо произвести с соблюдением технологических операций, как уже описано выше.

При значительных повреждениях полированной поверхности мебели необходимо снимать весь отделочный слой, для чего производят его смывку растворителем СК-36 или одним из следующих составов: водным 10%-ным раствором нашатырного спирта, смесью нашатырного спирта со скипидаром (2:1) или 10%-ным раствором щавелевой кислоты, растворителями: ацетоном, этилацетатом. При работе смывки необходимо охлаждать.

Вначале растворителем смачивают всю поверхность, затем начинают тщательно размывать отдельные участки и снова протирают растворителем всю поверхность. После этого поверхность протирают бензином, скипидаром или теплой водой, чтобы удалить следы растворителя.

Оставшиеся после просушки поверхности пятна и следы отделки удаляют циклеванием. После этого всю поверхность шлифуют мелкой шкуркой, подкрашивают в темный цвет описанными выше способами.

Если поверхность была проморенной или протравленной, после снятия отделочного лакового слоя удаляют и окрасочный слой, для чего промывают поверхность 10%-ным раствором щавелевой кислоты или хлорной известью.

Далее наносят заново отделочный слой в той же последовательности, что описана выше.

www.buildsbb.ru

Краснодеревные работы

РЕЦЕПТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛОЧНЫМ РАБОТАМ

Отделка поверхностей (стены, панели, потолки, лестницы ;t пр.) различными породами древесины является очной из наиболее доро­гих разновидностей отделки зданий. Выполнение такой отделки тре­бует от краснодеревщика хорошего знания структуры деревесины, умения использовать наиболее ценные ее свойства. В погборе отде­лочной древесины особенно важно использовать светотеневую игру, что достигается расположением слоев древесины в различных на правлениях по отношению к свету. Декоративные качества древесн ны — ее текстура, ci роение и светотеневые возможности — особенно выявляются при окончательной отделке — лакировке и полировке.

При достаточном опыте краснодеревные работы могут выполнять ся не из ценных, дорогостоящих пород древесины, а с использовани­ем дешевых пород, отде. швая их под дорогие породы. Это позволяет в значительной степени снизить стоимость краснодеревных работ. Краснодеревные работы котут выполняться только после тою, как в помещении будут закончены все строительные и отделочные рабо­ты. Температура воздуха в помещении должна быть в пределах 18— 30° С, а относительная влажность — не более 65% Помещение должно быть хорошо просушено, а облицовываемые поверхности должны обладать влажностью — оштукатуренные не более 8%. а деревянные не более 12%. Крснодеревные работы, как правило, сле­дует выполнять на специально оборудованных заводах и в мастер­ских, где возможно испол13овать мощные прессы для склеивания, применять механизированную обработку и отделку древесины. В на стоящей главе приводятся сведения по основным элементам красно­деревных работ, к которым относятся: склеивание древесины; фанерование; отделка древесины; крашение древесины; вощение, лакировка и полировка.

Также приведены сведения о новых материалах и составах, при­меняемых в настоящее время, сведения о реставрационных работах И особых видах отделки древесины.

Рецепты из моркови

Рецепты из моркови Рецепты из моркови Большинство людей любит употреблять блюда и соки из моркови, ведь этот оранжевый овощ не только сладкий и сочный, а еще он содержит в себе …

ОМЕДНЕНИЕ, ПОЛИРОВКА И ЧИСТКА МЕТАЛЛОВ

Состав для омеднения стали (XI.8) (в частях по весу) TOC o “1-3” h z Медный купорос 30 Серная кислота (техническая) 5 Вода 500 Медный купорос растворяют в воде и после …

СЕРЕБРЕНИЕ

Серебрение тонкими серебяными листочками выполняется так же, как и золочение В этом случае при масляном спосоЗе вместо золо­тистого грунта с примесью охры употребляют серебристый грунт из белил и сажи. Посеребренную …

msd.com.ua

КРаснодеревные РАботы | Лако-красочные материалы

Его применяют после грунтования эмульсией ГМ-П при отделке полированием крупнопористых пород древесины (дуб, ясень, орех). Окситерпеновая смола — продукт окисления скипидара; абиетиновая смола—составная часть канифоли. Каолин в состав вводится как наполнитель; вазелиновое масло облегчает нанесение порозаполни — тсля на древесину, скипидар снижает вязкость состава, а эмульгатор ОП-Ю предупреждает слипание частиц каолина и придает составу особую подвижность, что облегчает втирание его в поры древесины. Для отделки окрашенной древесины применяют также цветовые поро — заполнители. После огрунтовки и просушки поверхности шлифуют шкуркой № 120—180.

КРАШЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Крашение древесины применяют для закрепления, оживления или усиления ее естественной окраски, придания древесине более глубо­кого тона и нужного цвета; скрытия дефектов древесины (синева, пятна, полосы и пр.) или неудачного подбора отдельных частей из­делия по цвету; имитации более дешевой древесины под ценные по­роды.

Прямое, поверхностное крашение

Для крашения применяют гумнновые (ореховую морилку или ореховый бейц) и синтетические красители, получаемые из камен­ноугольных смол. Для приготовления красильного раствора в воду (жесткость не выше 10—16°), нагретую до температуры 60—80° С, всыпают необходимое количество красителя, размешивают до полно­го растворения и дают отстояться в течение следующего времени: для гуминовых красителей — не менее 48 ч для синтетических кра­сителей— до тех пор, пока состав не охладится до комнатной тем­пературы; для смеси гуминового и синтетического красителя — не менее 48 ч.

Отстоявшуюся жидкость осторожно, не взмучивая осадка, слива­ют в рабочую посуду. В растворы синтетических красителей добав­ляют нашатырный спирт, который улучшает равномерность окраски и углубляет ее тон. Красильный раствор наносят кистью, жирно смо­ченной губкой, хлопчатобумажной чистой тканью или пистолетом- распылителем вдоль волокон древесины. После смачивания всей по­верхности раствором ее протирают отжатой губкой или тряпкой. При высококачественной окраске красильный раствор наносят только на поверхность, предварительно смоченную влажной тряпкой. Окрашен­ные поверхности сушат при температуре не ниже 18″ С в течение 1,5 ч. Окраска должна быть равномерной, а поверхности после про­тирки равномерно-глянцевыми.

Ниже приводится ряд рецептов, позволяющих придавать дешевым сортам древесины внешний вид более ценных пород.

Состав для имитации под темный дуб (Х.23)

(в частях по весу)

Кассельская бурая краска……………………………. 50

Поташ………………………………………………………….. 5

Вода дистиллированная 100

Состав кипятят в продолжение часа, отвар процеживают и снова варят до получения густого сиропа. Затем его выливают в плоский металлический ящик, дают затвердеть и перетирают в порошок. Од­ну часть полученного порошка разводят в 20 частях воды и кипятят в течение нескольких минут. Этим раствором покрывают древесину.

Состав для имитации под ореховое дерево (Х.24)

(в частях по весу)

Глауберова соль…………………………………………… 3

Марганцевокислый калий…. 3

Вода горячая (60—80″ С) . . 100

Этот состав наносят кистью на древесину один-два раза. Чтобы получить жилки, наносят раствор и, дав ему просохнуть, наносят вторично отдельными местами в виде жилок. Некоторые участки древесины покрывают черной протравкой.

Составы для имитации под красное дерево (Х.25)

(в частях по весу)

1) Анилиновая вишневая краска, 3

Вода горячая (60—80° С) 150

Этим составом покрывают древесину, которая приобретает виш­нево-красную окраску.

2) Анилиновая краска «Понсо» . . . 2,5—3 Вода горячая (60—80° С) 150

При обработке этим раствором древесина приобретает темно — красную окраску.

Черная протрава (Х.26)

частях по весу)

Нигрозин……………………………………………….. 2,5—3

Вода горячая (60—80° С) . 100

Протравное крашение

При этом способе поверхность обрабатывают сначала раствором протравы, а затем красят. Протравами служат соли металлов: мед­ный или железный купорос, двухромокислый калий и др. Протраву и краситель выбирают в зависимости от породы древесины и цвета, В который надо ее окрасить (табл. 82).

Таблица 82 Концентрация растворов для протравного крашения

Концентрация растворов (водных)

Раствор для травле­ния

Раствор для крашения

Необходимый цвет древесины

Для дуба

Коричневый.

Коричнево-се­рый (под орех) Желто-корич­невый

Коричнево- красный (под красное дерево) Красный (сине­ватый) Черный

Хромпик 1—4%

Медный купо­рос 2%

Хромпик 1—2%

Коричневый для меха 0,5—1%

Медный купо­рос 4 %

Железный ку­порос 0,5—2%

Хром коричневый К 1-2%

Хром коричневый ЗК 1%

Хром желтый Н 1—2%

Кислотный оранжевый 1% и хромокислый калий 0.7—1%

Хром желтый и корич­невый 2-го сорта 2%

Хром желтый Н 0,3— 1%

Коричневый

Коричнево-се­рый (под орех)

Оливковый

Зеленовато — желтый

Коричневый

Под ореховое дерево

Коричнево-жел­тый

Для бука

Железный ку­порос 2—4%

Коричневый длямехаО. З—0,8%

Железный ку­порос 2—4%

Хромпик 2—3%

Для березы

Хромпик 2—4%

Коричневый для меха 0,2—0,5%

Железный порос 4%

Протравный чисто — желтый 1%

Кислотный оранжевый 0,3—0,8% и хромокислый калий 0,3—0,8%

Протравный зеленый 1-2%

Протравный чисто — желтый 1%

Протравный зеленый 1—2% или хром коричне­вый К 1—2%

Кислотный оранжевый 0,2—0,5% и хромокис­лый калий 0,2—0,5%

Протравный чисто — желтый 1 % или хром ко — Ричневый К 1 %

Продолжение табл. 82

Необходимый цвет древесины

Концентрация растворов (водных)

Раствор для травле­ния

Раствор для крашения

Зеленовато-

Железный ку­

Протравный зеленый

Оливковый

Порос 2—4%

1—2% илн однохром

Оливковый 0,5—2%

Для сосны

Коричневый

Резерцин 2%

Хромпик 1—3%

Красноваго-ко-

Коричневый

Медный купорос 1,5—

Ричневый (под

Дтя меха 0,5—1%

3%

Красное дерево)

Серо-коричне­

Серый для ме­

Хромпик или медный

Вый

Ха 196

Купорос 5%

Коричнево-жел-

Желтый для ме­

Хромпик 5%

Тый

Ха 1—2,596

Серый

Серый для ме­

Хромпик 5%

Ха 0,25%

Коричнево-зо-

Таннин 8,59о

Хромпик 3%, протрав­

Лотисгый

Ный чисто-желтый 1 %

Для лиственницы

Коричневый

Хромпик 2—4%

Протравный зеленый.

Или хром желтый Н, или

Однохром оливковый, или

Протравный чисто-жел-

Тый 2%

Коричнево-се­

Железный ку­

Протравный зеленый

Рый

Порос 2—4°0

1%

Проявляемое крашение

Древесину сначала обрабатывают раствором дубильного вещества (таннин, пираголловая кислота и др.), а затем покрывают протравой (табл. 83). Дубильные вещества не изменяют окраски древесины Окрашивающим веществом является протрава, которая выполняет

Роль проявителя, вследствие чего этот способ и получил название проявляемого крашения. Этим способом лучше окрашиваются поро­ды деревьев, бедные дубильными веществами (бук, береза, сосна).

Таблица 83

Крлснтель

Количество красителя в г на 1 л воды для тона

Темного среднего | светлого

Окраска бука и березы

В коричнево-серый цвет (под орех)

Травление — краситель коричне­

Вый (для меха)

8

5

3

Проявление:

Краситель оранжевый. . .

8

5

3

Кислотный или хромокислый

8

4

3

Окраска сосиы в серый цвет

Травление — краситель серый (для

2.5

Меха… ……..

■—

Проявление — хромпик….

50

Окраска сосны в коричнево-

Золотистый цвет

Травление — таннин……………………..

_

25

Проявление:

30

Хромпик………………………………..

Или краситель протравный чи-

10

Сто-желтый…………………………….

Метод проявляемого крашения может применяться и для других пород дерева, как, например, клен, ель, вяз, граб, дуб, липа, ольха и т. д., для которых применяют растворы, приведенные в табл. 84. Надо иметь в виду, что смолистость хвойных пород мешает окраске, а наличие в древесине большого количества естественного дубильного вещества не позволяет получать окраску чистых гонов.

Водные растворы для проявляемого крашения для темных пород древесины

Концентрация растворов берется в зависимости от желаемого тона окраски.

Таблица 84 Водные растворы для проявляемого крашения для светлых пород древесины

Концентрация растворов

Необходимый цвет

Древесины

Раствор для 1рав.1ения

Раствор для крашения

Светло-серый

Пнрагол ювая кислота 5%

Железный купорос 4%

Серый

Азотно-сереб-

Ссляная кислота 5—

Ристая соть

10% или нашатырный

1—1,5%

Спирт 5—10%

Синий

Пираголловая

Хромо-кислый калий

Кислота 5%

0,7—1%

Коричневый

Таннин (ду­

Нашатырный спирт 5—

Бильная кислота)

10%

2-3%

Черный

Таннин 3—4%

Нашатырный спирт 5— 10% или железный купо­рос 1—2%

Желтый (яркий)

Свинцовый са­

Двухромо — кислый

Хар 1—1,5%

Калий 0,5—1%

Оранжевый

Свинцовый са­

Поташ 0,5—1%

Хар 1,5—2%

Кроваво-красный

Медный купо­

Желтая кровяная

Рос I %

Соль 8—10%

на Ваш сайт.

kraska.biz

КРаснодеревные РАботы

РЕЦЕПТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛОЧНЫМ РАБОТАМ

Его применяют после грунтования эмульсией ГМ-П при отделке полированием крупнопористых пород древесины (дуб, ясень, орех). Окситерпеновая смола — продукт окисления скипидара; абиетиновая смола—составная часть канифоли. Каолин в состав вводится как наполнитель; вазелиновое масло облегчает нанесение порозаполни – тсля на древесину, скипидар снижает вязкость состава, а эмульгатор ОП-Ю предупреждает слипание частиц каолина и придает составу особую подвижность, что облегчает втирание его в поры древесины. Для отделки окрашенной древесины применяют также цветовые поро – заполнители. После огрунтовки и просушки поверхности шлифуют шкуркой № 120—180.

КРАШЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Крашение древесины применяют для закрепления, оживления или усиления ее естественной окраски, придания древесине более глубо­кого тона и нужного цвета; скрытия дефектов древесины (синева, пятна, полосы и пр.) или неудачного подбора отдельных частей из­делия по цвету; имитации более дешевой древесины под ценные по­роды.

Прямое, поверхностное крашение

Для крашения применяют гумнновые (ореховую морилку или ореховый бейц) и синтетические красители, получаемые из камен­ноугольных смол. Для приготовления красильного раствора в воду (жесткость не выше 10—16°), нагретую до температуры 60—80° С, всыпают необходимое количество красителя, размешивают до полно­го растворения и дают отстояться в течение следующего времени: для гуминовых красителей — не менее 48 ч для синтетических кра­сителей— до тех пор, пока состав не охладится до комнатной тем­пературы; для смеси гуминового и синтетического красителя — не менее 48 ч.

Отстоявшуюся жидкость осторожно, не взмучивая осадка, слива­ют в рабочую посуду. В растворы синтетических красителей добав­ляют нашатырный спирт, который улучшает равномерность окраски и углубляет ее тон. Красильный раствор наносят кистью, жирно смо­ченной губкой, хлопчатобумажной чистой тканью или пистолетом- распылителем вдоль волокон древесины. После смачивания всей по­верхности раствором ее протирают отжатой губкой или тряпкой. При высококачественной окраске красильный раствор наносят только на поверхность, предварительно смоченную влажной тряпкой. Окрашен­ные поверхности сушат при температуре не ниже 18″ С в течение 1,5 ч. Окраска должна быть равномерной, а поверхности после про­тирки равномерно-глянцевыми.

Ниже приводится ряд рецептов, позволяющих придавать дешевым сортам древесины внешний вид более ценных пород.

Состав для имитации под темный дуб (Х.23)

(в частях по весу)

Кассельская бурая краска……………………………. 50

Поташ………………………………………………………….. 5

Вода дистиллированная 100

Состав кипятят в продолжение часа, отвар процеживают и снова варят до получения густого сиропа. Затем его выливают в плоский металлический ящик, дают затвердеть и перетирают в порошок. Од­ну часть полученного порошка разводят в 20 частях воды и кипятят в течение нескольких минут. Этим раствором покрывают древесину.

Состав для имитации под ореховое дерево (Х.24)

(в частях по весу)

Глауберова соль…………………………………………… 3

Марганцевокислый калий…. 3

Вода горячая (60—80″ С) . . 100

Этот состав наносят кистью на древесину один-два раза. Чтобы получить жилки, наносят раствор и, дав ему просохнуть, наносят вторично отдельными местами в виде жилок. Некоторые участки древесины покрывают черной протравкой.

Составы для имитации под красное дерево (Х.25)

(в частях по весу)

1) Анилиновая вишневая краска, 3

Вода горячая (60—80° С) 150

Этим составом покрывают древесину, которая приобретает виш­нево-красную окраску.

2) Анилиновая краска «Понсо» . . . 2,5—3 Вода горячая (60—80° С) 150

При обработке этим раствором древесина приобретает темно – красную окраску.

Черная протрава (Х.26)

частях по весу)

Нигрозин……………………………………………….. 2,5—3

Вода горячая (60—80° С) . 100

Протравное крашение

При этом способе поверхность обрабатывают сначала раствором протравы, а затем красят. Протравами служат соли металлов: мед­ный или железный купорос, двухромокислый калий и др. Протраву и краситель выбирают в зависимости от породы древесины и цвета, В который надо ее окрасить (табл. 82).

Таблица 82 Концентрация растворов для протравного крашения

Концентрация растворов (водных)

Раствор для травле­ния

Раствор для крашения

Необходимый цвет древесины

Для дуба

Коричневый.

Коричнево-се­рый (под орех) Желто-корич­невый

Коричнево- красный (под красное дерево) Красный (сине­ватый) Черный

Хромпик 1—4%

Медный купо­рос 2%

Хромпик 1—2%

Коричневый для меха 0,5—1%

Медный купо­рос 4 %

Железный ку­порос 0,5—2%

Хром коричневый К 1-2%

Хром коричневый ЗК 1%

Хром желтый Н 1—2%

Кислотный оранжевый 1% и хромокислый калий 0.7—1%

Хром желтый и корич­невый 2-го сорта 2%

Хром желтый Н 0,3— 1%

Коричневый

Коричнево-се­рый (под орех)

Оливковый

Зеленовато – желтый

Коричневый

Под ореховое дерево

Коричнево-жел­тый

Для бука

Железный ку­порос 2—4%

Коричневый длямехаО. З—0,8%

Железный ку­порос 2—4%

Хромпик 2—3%

Для березы

Хромпик 2—4%

Коричневый для меха 0,2—0,5%

Железный порос 4%

Протравный чисто – желтый 1%

Кислотный оранжевый 0,3—0,8% и хромокислый калий 0,3—0,8%

Протравный зеленый 1-2%

Протравный чисто – желтый 1%

Протравный зеленый 1—2% или хром коричне­вый К 1—2%

Кислотный оранжевый 0,2—0,5% и хромокис­лый калий 0,2—0,5%

Протравный чисто – желтый 1 % или хром ко – Ричневый К 1 %

Продолжение табл. 82

Необходимый цвет древесины

Концентрация растворов (водных)

Раствор для травле­ния

Раствор для крашения

Зеленовато-

Железный ку­

Протравный зеленый

Оливковый

Порос 2—4%

1—2% илн однохром

Оливковый 0,5—2%

Для сосны

Коричневый

Резерцин 2%

Хромпик 1—3%

Красноваго-ко-

Коричневый

Медный купорос 1,5—

Ричневый (под

Дтя меха 0,5—1%

3%

Красное дерево)

Серо-коричне­

Серый для ме­

Хромпик или медный

Вый

Ха 196

Купорос 5%

Коричнево-жел-

Желтый для ме­

Хромпик 5%

Тый

Ха 1—2,596

Серый

Серый для ме­

Хромпик 5%

Ха 0,25%

Коричнево-зо-

Таннин 8,59о

Хромпик 3%, протрав­

Лотисгый

Ный чисто-желтый 1 %

Для лиственницы

Коричневый

Хромпик 2—4%

Протравный зеленый.

Или хром желтый Н, или

Однохром оливковый, или

Протравный чисто-жел-

Тый 2%

Коричнево-се­

Железный ку­

Протравный зеленый

Рый

Порос 2—4°0

1%

Проявляемое крашение

Древесину сначала обрабатывают раствором дубильного вещества (таннин, пираголловая кислота и др.), а затем покрывают протравой (табл. 83). Дубильные вещества не изменяют окраски древесины Окрашивающим веществом является протрава, которая выполняет

Роль проявителя, вследствие чего этот способ и получил название проявляемого крашения. Этим способом лучше окрашиваются поро­ды деревьев, бедные дубильными веществами (бук, береза, сосна).

Таблица 83

Крлснтель

Количество красителя в г на 1 л воды для тона

Темного среднего | светлого

Окраска бука и березы

В коричнево-серый цвет (под орех)

Травление — краситель коричне­

Вый (для меха)

8

5

3

Проявление:

Краситель оранжевый. . .

8

5

3

Кислотный или хромокислый

8

4

3

Окраска сосиы в серый цвет

Травление — краситель серый (для

2.5

Меха… ……..

■—

Проявление — хромпик….

50

Окраска сосны в коричнево-

Золотистый цвет

Травление — таннин……………………..

_

25

Проявление:

30

Хромпик………………………………..

Или краситель протравный чи-

10

Сто-желтый…………………………….

Метод проявляемого крашения может применяться и для других пород дерева, как, например, клен, ель, вяз, граб, дуб, липа, ольха и т. д., для которых применяют растворы, приведенные в табл. 84. Надо иметь в виду, что смолистость хвойных пород мешает окраске, а наличие в древесине большого количества естественного дубильного вещества не позволяет получать окраску чистых гонов.

Водные растворы для проявляемого крашения для темных пород древесины

Концентрация растворов берется в зависимости от желаемого тона окраски.

Таблица 84 Водные растворы для проявляемого крашения для светлых пород древесины

Концентрация растворов

Необходимый цвет

Древесины

Раствор для 1рав.1ения

Раствор для крашения

Светло-серый

Пнрагол ювая кислота 5%

Железный купорос 4%

Серый

Азотно-сереб-

Ссляная кислота 5—

Ристая соть

10% или нашатырный

1—1,5%

Спирт 5—10%

Синий

Пираголловая

Хромо-кислый калий

Кислота 5%

0,7—1%

Коричневый

Таннин (ду­

Нашатырный спирт 5—

Бильная кислота)

10%

2-3%

Черный

Таннин 3—4%

Нашатырный спирт 5— 10% или железный купо­рос 1—2%

Желтый (яркий)

Свинцовый са­

Двухромо – кислый

Хар 1—1,5%

Калий 0,5—1%

Оранжевый

Свинцовый са­

Поташ 0,5—1%

Хар 1,5—2%

Кроваво-красный

Медный купо­

Желтая кровяная

Рос I %

Соль 8—10%

Рецепты из моркови Рецепты из моркови Большинство людей любит употреблять блюда и соки из моркови, ведь этот оранжевый овощ не только сладкий и сочный, а еще он содержит в себе …

Состав для омеднения стали (XI.8) (в частях по весу) TOC o “1-3” h z Медный купорос 30 Серная кислота (техническая) 5 Вода 500 Медный купорос растворяют в воде и после …

Серебрение тонкими серебяными листочками выполняется так же, как и золочение В этом случае при масляном спосоЗе вместо золо­тистого грунта с примесью охры употребляют серебристый грунт из белил и сажи. Посеребренную …

msd.com.ua

Краснодеревные работы | Лако-красочные материалы

Краснодеревные работы

Январь 3rd, 2013 admin

Отделка поверхностей (стены, панели, потолки, лестницы ;t пр.) различными породами древесины является очной из наиболее доро­гих разновидностей отделки зданий. Выполнение такой отделки тре­бует от краснодеревщика хорошего знания структуры деревесины, умения использовать наиболее ценные ее свойства. В погборе отде­лочной древесины особенно важно использовать светотеневую игру, что достигается расположением слоев древесины в различных на правлениях по отношению к свету. Декоративные качества древесн ны — ее текстура, ci роение и светотеневые возможности — особенно выявляются при окончательной отделке — лакировке и полировке.

При достаточном опыте краснодеревные работы могут выполнять ся не из ценных, дорогостоящих пород древесины, а с использовани­ем дешевых пород, отде. швая их под дорогие породы. Это позволяет в значительной степени снизить стоимость краснодеревных работ. Краснодеревные работы котут выполняться только после тою, как в помещении будут закончены все строительные и отделочные рабо­ты. Температура воздуха в помещении должна быть в пределах 18— 30° С, а относительная влажность — не более 65% Помещение должно быть хорошо просушено, а облицовываемые поверхности должны обладать влажностью — оштукатуренные не более 8%. а деревянные не более 12%. Крснодеревные работы, как правило, сле­дует выполнять на специально оборудованных заводах и в мастер­ских, где возможно испол13овать мощные прессы для склеивания, применять механизированную обработку и отделку древесины. В на стоящей главе приводятся сведения по основным элементам красно­деревных работ, к которым относятся: склеивание древесины; фанерование; отделка древесины; крашение древесины; вощение, лакировка и полировка.

Также приведены сведения о новых материалах и составах, при­меняемых в настоящее время, сведения о реставрационных работах И особых видах отделки древесины.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

kraska.biz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о