12 «козликов» ГАЗ-69, которых вы не видели (есть и зарубежные) — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
«За рулем» собрал все редчайшие версии одного из самых массовых советских автомобилей. Оказывается, ГАЗ-69 имел все шансы стать советским Ленд Ровером, но ему помешал «уазик».
Материалы по теме
15 версий легендарной Нивы, которых вы не видели
Трудно найти гражданина СССР, который не знал бы ГАЗ-69 — знаменитый горьковский и ульяновский внедорожник по прозвищу «козлик» (или «козел» — в зависимости от настроения и ситуации). Их и сейчас еще очень много — бережно отреставрированных или причудливо тюнингованных, Многие общались с ним и в мирной жизни, и в армии, а остальные, уж точно, видели на дорогах. К 69-м за 20 лет производства, а потом еще и несколько десятилетий эксплуатации привыкли, как к родным.
Уже в конце 1950-х, едва освоив производство автомобилей семейства ГАЗ-69, переданное из Горького, в Ульяновске стали создавать оригинальные модификации. В первую очередь, по программе «универсальная строительная машина» (УСМ). В рамках этой программы из ГАЗ-69 сделали УАЗ-455 — забавный самосвал на 500 кг с гидроприводом кузова. На машину, как и на другие грузовые версии, планировали ставить форсированный 65-сильный мотор. Но спрос на стандартные козлики был огромен, и «растрачивать» их на самосвалы не стали.
УАЗ-455
УАЗ-455
Не менее забавная машина — седельный тягач УАЗ-456. Под него на заводе создали и полуприцепы — бортовой и даже рефрижератор. Но и эта версия не вышла из стадии опытного образца.
УАЗ-456
УАЗ-456
Варианты модернизации семейства в Ульяновске прикидывали уже в начале 1960-х. Одни из образцов — ГАЗ 69М, вроде бы, предложила некая британская фирма. Связь с Land Rover, действительно, прослеживается. Но в итоге путь модернизации свернул в сторону УАЗ-469, который встал на конвейер в 1972-м.
ГАЗ-69М
ГАЗ-69М
Среди множества малосерийных модификаций — для армии, милиции, пожарных был и вариант уборочной машины для коммунальной службы Москвы. Относительно компактный автомобиль мог ведь убирать и тротуары.
Коммунальная машина на базе ГАЗ-69
Коммунальная машина на базе ГАЗ-69
А необычный пожарный ГАЗ-69 с удлиненным задним свесом и дополнительными дверями сделали для пионерлагеря «Артек» в единственном, видимо, экземпляре.
Пожарный ГАЗ-69
Пожарный ГАЗ-69
Ульяновский завод машин с цельнометаллическими кузовами серийно не выпускал. Этим занимались несколько ремзаводов в разных городах Союза, в меру своих сил пристраивая вместо брезента металлические крыши. Пожалуй, самым элегантным выглядел вариант Тартуского авторемонтного завода, больше известного в СССР продуктовыми фургонами на шасси ГАЗ. Такой универсал имел даже собственное название — ТА-24.
ТА-24
ТА-24
Еще более необычные машины делала эстонская «Сельхозтехника» в поселке Нуйа. Кузов представлял собой гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52. Получался симпатичный, аккуратный и вместительный универсал.
ГАЗ-69 — вариант эстонской «Сельхозтехники»
ГАЗ-69 — вариант эстонской «Сельхозтехники»
Среди стран, куда экспортировали козлики, была и Исландия, климат которой тоже не способствовал эксплуатации машин с брезентовой крышей и боковинами. Поэтому там для ГАЗ-69 самостоятельно делали свои варианты закрытых кузовов.
ГАЗ-69 в Исландии
ГАЗ-69 в Исландии
В Исландии же соорудили и оригинальный пожарный автомобиль на базе «козлика» с удлиненной базой.
Исландская пожарка на основе ГАЗ-69
Исландская пожарка на основе ГАЗ-69
Автомобили со сложно произносимым для нас и трудным даже для уха именем Kaengsaeng — продукция одного из заводов до сих пор почти закрытой от мира Северной Кореи. Причем грузовики с передком ГАЗ-69 — с приводом лишь на задние колеса.
Kaengsaeng из Северной Кореи
Kaengsaeng из Северной Кореи
В 1965 году на ярмарке в Дамаске выставили автомобиль, очень напоминающий Land Rover. Однако на передке у него красовалась русскоязычная надпись «Ульяновец». Такие машины с кустарными кузовами в Сирии делали на закупленных в СССР шасси ГАЗ-69. Существовал и вариант с передком, напоминающим экспериментальные еще ульяновские машины, которые были предшественниками УАЗ-469.
Сирийский внедорожник на шасси ГАЗ-69
Сирийский внедорожник на шасси ГАЗ-69
Не счесть тюнинговых версий 69-х «козликов». Первые появились еще во времена СССР. Как правило, доработки делали более комфортным пребывание водителя и пассажиров. Один из народных вариантов — симпатичный гибрид ГАЗ-69 и ульяновской же «буханки».
ГАЗ-69 — вариант народного тюнинга.
ГАЗ-69 — вариант народного тюнинга.
- Полноприводные Волги, Москвичи и Лады: 10 советских quattro собраны здесь.
- 12 предшественников Нивы ВАЗ-2121 мы собрали тут.
Фото: из архива автора
Наше новое видео
Кроссовер Chery Tiggo 4 Pro: тест и обзор
Лада Веста NG 2022: Адаптация к зиме и другие подробности
Любимый автомобиль Сталина. Что из него сделали?
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Новости smi2.ru
Любимый «козлик». ГАЗ-69 — Тагильский рабочий
Для этого автомобиля ярко сияющий кузов и лоск салона – дурной тон, а лучшая дорога та, которой нет. От других его отличает мощная харизма, буйный нрав и вековая история.
ГАЗ-69 — один из первых советских джипов в обзоре «Тагильского рабочего».
С 1952 по 1973 год с конвейеров Горьковского и Ульяновского автозаводов сошло свыше 600 тысяч таких автомобилей, получивших в народе прозвище «козлик». Простой в конструкции и неприхотливый в эксплуатации ГАЗ-69 стал символом Советской армии, широко использовался в сельском хозяйстве, состоял на службе в милиции. Сегодня легендарный внедорожник редко, но можно встретить в русской глубинке или на автовыставке, еще реже – в городском потоке.
Тагильчанин Иван Немытов не мечтал о «газике» с детства, но искренне любит и уважает свой автомобиль за прыть, которую тот проявляет на бездорожье даже спустя более чем полвека. Поэтому наше знакомство с автомобилем было решено начать с небольшого тестдрайва в лесополосе. С первых минут, сидя в кузове ГАЗ-69, понимаешь, почему советские автолюбители сравнивали автомобиль с парнокопытным животным.
Под бессмертный хит «Молодые ветра» автомобиль с присущим ему задором прыгает по кочкам, смело проходит ухабы, взбирается на возвышенности и стремительно спускается с них. При этом держаться за металлический каркас пассажирам приходится так же крепко, как и водителю за руль. Но отсутствие комфорта в поездке с лихвой восполняет дух приключений.
62 года в строю
— Моему «газику» уже 62 года. Приобрел я его в 2018 году у знакомого. А тот выкупил машину у внука первого владельца. Товарищ рассказывал, что, когда приехал смотреть автомобиль, не поверил, что его удастся запустить. Но, поставив аккумулятор, к всеобщему удивлению ГАЗ затарахтел как ни в чем не бывало. Большую часть времени автомобиль стоял в гараже, но несколько лет своей жизни провел под открытым небом. Из-за этого зимой под тяжестью снега порвался тент и погнуло дуги — их я наварил новые.
Также заменил бронепровода, свечи, карбюратор, провел аудиосистему, но кардинально ничего не переделывал. Да, еще руль прошлый хозяин от «Волги» поставил. Зачем – не знаю, но мне нравится, — рассказывает Иван. — В целом, запчасти на «козлика» найти не проблема. Единственный нюанс – ту деталь, которую собираешься заменить, необходимо снять, чтобы потом показывать продавцам в магазинах. ГАЗ-69 — это сборная солянка.
При его создании использовались узлы и агрегаты от разной отечественной техники, поэтому многие детали взаимозаменяемы. К примеру, недавно мне надо было поменять тормозной цилиндр.
Я заехал в фирменный магазин «ГАЗ», но там такой детали не оказалось. По итогу, проехав еще несколько точек, нашел в магазине для «уазиков». Иногда автовладельцы из любви к машине бесплатно отдают запчасти. Как-то раз на улице подбежал ко мне мужичок и говорит: «У меня на твой автомобиль в гараже запчасти есть — никуда не уходи, сейчас принесу». Так у меня появились корзина и диск сцепления, фильтры и многое другое. В будущем планирую занять — ся его реставрацией: покрасить, сделать «жестянку». Все это, конечно, дорогое удовольствие, но «газик» это заслужил.
Семейный внедорожник
Сейчас выезжаю на нем только летом, но первые два года до того, как стал подтекать антифриз, эксплуатировал и зимой. Печка греет хорошо — водителю и пассажиру тепло, чего не скажешь о тех, кто едет сзади (смеется).
Этот автомобиль — он больше для души, для того, чтобы съездить на рыбалку или просто порадовать детей. У меня их пятеро и все визжат от восторга, когда выезжаем в лес на «козлике». Ведь бездорожье – это его стихия. Короткая база позволяет ему пробираться там, где застревают даже современные джипы. Мечтаю еще установить на него лебедку, чтобы точно не попадать в истории.
Как-то раз весной мы с женой поехали на «газике» за водой. По дороге на Верхне-Выйский водопад нас стащило в речку. Как ни пытались, но забраться обратно не смогли. Бессильны оказались и знакомые на «Митсубиши Паджеро». В какой-то момент жена в социальных сетях наткнулась на волонтерский отряд «Zаря Урала». К счастью, ребята сразу же откликнулись и приехали к нам на помощь на двух «уазиках». Операция по вызволению «газика» из плена заняла у них несколько минут. Они подцепились друг к другу и лебедкой вытянули авто.
Награда — воспоминания
С удовольствием принимаю участие в ретропробегах, парадах. На День пограничника, по традиции, собираемся с друзьями и под военные песни с флагами колесим по городу, на 9 Мая — катаю малышню.
В последний раз на параде вокруг «газика» ходили кругами совсем юные кадеты. Я их спрашиваю: «Вы хотите прокатиться?» Они в ответ молчат, стесняются, а по глазам видно, что хотят, да еще как. Потом все попрыгали в кузов, и мы с ветерком проехали несколько кругов. Эту поездку ребята будут с теплом вспоминать всю жизнь. По-моему, это лучшая награда для автомобиля.
ГАЗ-69 «Милиция». «Украл, выпил — в тюрьму. Романтика!»
Расхитители социалистической собственности и прозорливые анискины, захватывающие чёрно-белые погони, спасённые граждане и ленинский прищур сотрудников правоохранительных органов. А рядом всегда ГАЗ-69 с надписью «Милиция» на боку. Автомобиль, ставший силами кинематографа и фольклора настоящей легендой, был восстановлен красноярскими энтузиастами из клуба «Авто-ретро».
На капоте ГАЗ-69 выбита аббревиатура УАЗ«Многие удивляются, почему на машине выбита аббревиатура УАЗ, а машину мы называем ГАЗ? Действительно, эти автомобили до 1956 года выпускались Горьковским автозаводом, где и были разработаны. У них на капоте была выбита надпись ГАЗ. У нас в клубе есть так ой автомобиль, правда, он ещё не реставрировался. А с 1956 года производство перенесли на Ульяновский автомобильный завод — бывший УльЗИС. С передачей чертежей ГАЗ-69 завод был переименован в УАЗ — события совпали по времени с известными историческими переменами.
Горьковский завод выпускал и грузовики, и легковые машины, так что мощностей не хватало. Для увеличения числа производимых грузовых автомобилей, новеньких «Волг» и ещё выпускающихся «Побед» было решено передать часть продукции на другое предприятие. А УльЗИС был готов её принять, к тому же находился он недалеко, так что комплектующие было несложно доставлять.С тех пор профиль Ульяновского завода фактически не поменялся: они до сих пор делают полноприводные вездеходы, в том числе для МВД и вооружённых сил», — комментирует Илья Лопин.
«Чем больше сдадим, тем лучше»
Автомобиль ГАЗ-69 оказался исключительно плодовитым. На его базе делали самосвалы, тротуароуборочные, подметальные и почтовые машины, снегоболотоходы. Умудрились смастерить на его шасси даже аэродромный пусковой агрегат и ещё несколько совсем уж специфичных видов техники. Всего было создано около 600 000 таких машин — с учётом всех модификаций. Так что родственников у милицейского «ГАЗика» предостаточно. Да и фамильное сходство налицо: глобальной переделкой серийного 69-го никто не озадачивался, машина даже не разбиралась. Так что, несмотря на существенные отличия от родоначальника, служебный автомобиль не получил даже собственного индекса.
ГАЗ-69 — машина прославленная. Она пришла на смену ГАЗ-67Б и выпускалась с 1953 года. 67-й к тому времени стал конструкцией устаревшей — всё-таки разрабатывалась машина ещё в войну, в 1943-м, а агрегаты, по сути, и вовсе были 1930-х годов. Двигатель автомобилю достался от «полуторки» — маломощный, трансмиссия без пониженной передачи (коробка четырёхступенчатая и первая передача использовалась вместо пониженной). К тому же это открытый кузов с тентом, который защищает только от дождя, а вот дверей в машине нет. Вмещал такой автомобиль всего четверых пассажиров, а багажного отделения у него не было вовсе — сразу же за спинкой сиденья находился задний борт. В отличие от родителя, ГАЗ-69 был машиной более прогрессивной — по меркам 1950-х. Двигатель ему достался от «Победы» — нижнеклапанный, 4-цилиндровый 52-сильный. При практически той же мощности, что и у 67-го, он имел значительно меньший объём, а соответственно, меньший расход топлива (если объём двигателя ГАЗ-67 составлял 3,3 л, то у ГАЗ-69 — только 2,5 л). Получил автомобиль и новую коробку передач, всё от той же «Победы», а в раздаточной коробке появилась пониженная передача.
Жёсткая рессорная подвеска осталась, так что трясёт в машине, как во фронтовой. Да и прозвище «Козлик» перешло по наследству. Опытные модели также звались «Труженик», а потом машину предлагали окрестить «Ленин», «Сталин» или «Целина», но в народе прижилось зоологическое прозвище. ГАЗ-69, таким образом, стал абсолютной заменой 67-му — так сказать, усовершенствованной моделью. Передавать экземпляры в частные руки изначально не предполагалось — это была «рабочая лошадка».
Лучше всего автомобиль чувствовал себя на бездорожье: за счёт высокой посадки он умел забираться на любую горку и спускаться с неё. Хорошей проходимости способствовал и небольшой вес машины, и минимальные передний и задний свесы, и большой радиус колёс. Поскольку с дорогами в послевоенном Союзе было так себе, подобные характеристики выходили на первый план: комфорт — дело наживное, главное — доехать!
Машина была представлена двумя базовыми модификациями: собственно ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Первый — грузопассажирский автомобиль, вмещал он 8 человек, включая водителя. Шестеро при этом ехали сзади — на откидных лавках. Второй — пятиместный: двое размещались спереди, трое — сзади на более комфортабельном сиденье, расположенном привычно — поперёк. За этим сиденьем имелся багажник, хотя и небольшой. Зато, если переложить груз в салон, то машина может тянуть и полтонны. Отличались автомобили и количеством дверей: у ГАЗ-69 их две (задний борт выполнял роль третьей двери), а у ГАЗ-69А — четыре. Разнится также форма тента: у версии с литерой задняя часть покатая, а у 69-го тент прямоугольный. Агрегатная часть у автомобилей не отличалась, но прямым родственником милицейской машины является именно ГАЗ-69.
Отходили 69-е на госслужбе примерно до конца 1980-х. Это средняя температура по больнице: с 1973-го начался выпуск УАЗ-469, которым заменили «ГАЗик», постепенно парк обновлялся — чем город крупнее, тем быстрее. В Москве 69-х не было уже в конце 1970-х годов.
«С восторгом предаюсь в руки родной милиции»
В мастерских или на ремзаводах ГАЗ-69 дорабатывался до милицейского. Задняя часть отгораживалась перегородкой — глухой, металлической, с зарешёченным окошком. Спереди ехал экипаж – милиционеров вмещалось только двое, а вот в современных УАЗах их может быть до пяти (есть второе сиденье). Зато сзади в «ГАЗике» вполне комфортно умещалось шестеро жуликов — в сегодняшних машинах предполагается перевозить только двоих. Но в послевоенных 50-х жуликов было много, а машин мало, так что возили их «гуртом». Не обязательно с одного места преступления: ехал автомобиль по городу и собирал алкоголиков, хулиганов, тунеядцев. Вместо тента у милицейского автомобиля цельнометаллическая крыша — по понятным причинам. К слову, на заводе эти крыши не изготавливались: с конвейера сходили стандартные 69-е. А доработки происходили на спецпредприятиях, как правило, интегрированных с исправительными колониями. Иными словами, «зеки» сами для себя эти крыши и мастерили. Получалось не очень ровно и не слишком эстетично. В результате машина выглядела так, что попасть в неё не хотелось.
Особенно устрашающий кадр сзади: массивный, не слишком ровный металл и серьёзного вида заклёпки. На каждой стенке в машине создавались по два окошечка, а чтобы хулиганы их не выбили, они дополнялись металлическими прутками. Рама ветрового стекла не откидывалась на капот как в исходном 69-м — она была закреплена, являясь частью жёсткой крыши. Кроме того, машина оснащалась проблесковым маячком синего цвета, а если речь шла об автомобиле ОРУД ГАИ — ещё и громкоговорящим устройством. Вот, собственно, и всё: нижняя часть автомобиля абсолютно ничем от базовой модели не отличалась, все агрегаты, электрооборудование совпадали.
Дело «пёстрых»
Ну и, конечно же, милицейские машины имели особую окраску. В 1950-х цветом защитников правопорядка считался тёмно-синий. Правда, это был ведомственный стандарт — ГОСТом он не фиксировался. На боку — надпись «Милиция», как правило, белая. Вдоль борта дополнительно могла быть красная полоса, но это уже факультативно. Путаницы не возникало: милицию граждане узнавали по типу автомобиля и «мигалке». В начале 1960-х во многих городах, в том числе и в Москве, синий цвет сменяется грязно-бирюзовым. И опять же, ни в каких государственных стандартах эта особенность не фигурировала. Такие машины проходили совсем недолго, но на цветных киноплёнках они запечатлены. Например, автомобиль появляется в пятом выпуске «Ералаша» в новелле «Следы на асфальте». По сюжету детишки угнали каток на металлолом — приехала милиция, и автомобиль можно рассмотреть достаточно подробно. А в конце 1960-х окончательно внедряется привычная многим жёлтая окраска. Надпись «Милиция» здесь белая на синей полосе. Этот вариант уже утверждается на государственном уровне и вносится в ГОСТ. Вольностей всё равно было много — от города к городу особенности могли меняться: основной цвет — от лимонного до охры, полоса — от светло-голубого до индиго, да и надписи — как художник трафарет вырезал, так и получались.«Канарейки» стали долгожителями: в таком цвете 69-е проходили до своего заката, а цветовая гамма досталась в наследство всем последующим милицейским автомобилям.
Такую окраску получил и автомобиль, являющийся экспонатом «Авто-ретро».
«Зато дёшево, надёжно и практично»
Милицейский «ГАЗик» — машина, так сказать, своеобразная, особенно по меркам сегодняшнего дня. Чтобы ездить на такой, нужно ещё приноровиться.
В отсеке для социально небезопасных элементов жутковато: «коробка» с лавками и окошками — и более ничего. Ручка на задней двери предусмотрена только снаружи. Красноярские коллекционеры рассказывают, что иногда подшучивают над особо любопытными гостями: приглашают посидеть, закрывают — и всё, самостоятельно «пассажир» выйти уже не может.
В кабине, конечно, поуютнее. Внутрь забираться, правда, не очень удобно: дверь узковата. Однако сидящему водителю места достаточно. Здесь всё очень аскетично: на панели приборов — спидометр и несколько жизненно необходимых указателей. От солнца — козырьки, от мороза — печка. Сиденья с невысокими спинками, обитые дерматином, так что на косогоре скатываешься с них, особенно учитывая, как машина «козлит». Вибрирует автомобиль при езде так, что кажется, вот-вот должен развалиться. Это при том, что ремней безопасности нет — не предусмотрены конструкцией. Короче, крепче за баранку держись, шофёр! Гидроусилителя нет, рулевой редуктор как на грузовике. В общем, милиционеры в Союзе были сильными и выносливыми.
Но зато бегает «Козлик» просто отлично: по проходимости он даст фору и современным машинам. Да, автомобиль небыстрый — разгоняется по шоссе максимум до 90 км/ч. Но когда речь заходит не о дорогах, а о направлениях, убежать от «ГАЗика» просто нереально. А ещё автомобиль очень ремонтопригодный: если что, сотрудники милиции неисправность сами быстренько устраняли.
«Рабочее место» водителя ГАЗ-69. Минимум эстетики, максимум функциональности«Это очень простая по конструкции машина. Тут никаких тебе сложных узлов и агрегатов нет, всё максимально доступно, всё очень «железное». ГАЗ-69, хоть и более совершенная и современная машина, чем ГАЗ-67, но в дороге всё равно чувствуешь автомобиль. Ощущаются и прямозубые передачи, и отсутствие синхронизаторов в коробке передач.
Шумоизоляции никакой, так что в салоне всегда стоит характерный гул — особенно, если машина с пробегом и заметно поизношена», — рассказывает Илья Лопин.
«В нашем деле главное – этот самый реализьм!»
Надо сказать, что красноярский экспонат выглядит очень антуражно. В нём всё настоящее: это не реплика, а настоящий милицейский автомобиль, прошедший глубокую реставрацию.
«Наш автомобиль был отреставрирован зимой 2015-2016 годов. Клуб получил грант, часть средств которого и пошла на восстановление этой машины. По большому счёту к нам в руки попал кузов от милицейского ГАЗ-69, при этом он был сильно повреждён коррозией. Агрегаты и шасси мы брали с донорской машины — «ГАЗика» гражданского назначения. Но цельнометаллическая крыша, перегородка — это всё оригинальное. Даже проблесковый маяк, которым машина оборудована, у нас настоящий. Он польского производства — такие тогда были в ходу.
Автомобиль полностью исправен, все системы работают. И маяком мигает, хотя мы, конечно, не имеем права этого делать. Но когда едем куда-нибудь на мероприятие в сопровождении настоящих машин ГАИ, позволяем себе «побаловаться».
Мы хотели передать атмосферу прошлого века, а чтобы получить такую машину, как в те годы, нужно использовать те же методы. При нанесении надписи «Милиция» мы умышленно не стали применять современные технологии, вырезать плёнку «Оракал» и так далее. Использовался именно трафарет и краска, так что где-то не пропечаталось, где-то наплывы образовались, где-то подтёки. Но выглядит очень естественно. То же самое с крышей: если какие-то элементы из-за коррозии заменяли, то клепали точно такими же заклёпками», — описывает процесс восстановления автомобиля Илья Лопин.
Сегодня у «ГАЗика» плотный график: машина уже успела поучаствовать в достаточном количестве мероприятий.
В моторном отсеке отреставрированного ГАЗ-69 родной двигатель«В этом году машина участвовала в выставке по случаю Дня города, и это был его первый выезд.
Мы машины отгоняли не в день праздника, а накануне вечером, и получилось так, что буквально перед самым отъездом наводили последний «марафет». В частности, решётки на окна ставились уже в последний момент. Потом «ГАЗик» выезжал на День ГАИ на «Красном кольце». Он же участвовал во встрече автопробега «Время жить в России», организованном одной из московских радиостанций. Как и положено, он тогда шёл во главе колонны.
Осенью мы проводили выставку-лекцию для первокурсников Красноярского техникума транспорта и сервиса. Пригнали несколько машин — разных лет выпуска и разного типа, чтобы показать, чем они отличаются. ГАЗ-69 был одним из представителей своей эпохи. Сегодня его конструкция, конечно, кажется архаичной — мотор, агрегаты, кузов, в конце концов. Нижнеклапанный двигатель от автомобиля «Победа» даже современным автомобилистам в возрасте не всем знаком — не застали его, потому что такие уже лет 50 не выпускаются. А студенты, родившиеся уже в постсоветское время, такого уж точно не видели.Ну а совсем недавно ГАЗ-69 участвовал в выставке на острове Отдыха, где проходил конкурс профмастерства водителей автобуса, а также в небольшой экспозиции на форуме «Профессия – дорожник», — рассказывает о приключениях «ГАЗика» директор клуба «Авто-ретро» Александр Кнапнугель.
Фото: igrader.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Тот самый ГАЗ-69 / Вооружения / Независимая газета
Автомобили семейства ГАЗ до недавних пор использовались индонезийскими военными, а затем украсили местный рынок ретротехники. Фото Владимира Карнозова
В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала легковые полноприводные открытые автомобили разных марок.
Основную часть такой командирско-штабной автотехники составляли полученные по ленд-лизу однотипные американские джипы Willys MB и Ford-GPW: их было поставлено в 1942–1945 годах порядка 36 800 штук.
Джипов же отечественной конструкции ГАЗ-64 и ГАЗ-67 в войсках имелось гораздо меньше. Их выпуск с 1941 по 1945 год исчислялся соответственно 672 и 3137 экземплярами.
ТРУЖЕНИК НА ВСЕ КОЛЕСА
Производство ГАЗ-67 в улучшенной модификации ГАЗ-67Б образца 1944 года продолжилось и после Победы. Эти юркие «всепролазные» автомобильчики поступали как в армию, так и на «гражданку», преимущественно в сельское хозяйство. Всего промышленность дала стране до прекращения производства в 1953 году около 93 тыс. ГАЗ-67Б. Что, между прочим, позволило осуществить импортозамещение в связи с прекращением поставок заокеанских «виллисов».
При этом ГАЗ-67 пришлось воевать еще не раз. Переданные союзникам СССР эти машины, окрещенные на родине «козликами», принимали участие в гражданской войне в Китае (1946–1949), в корейской войне (1950–1953), в войнах на территории Вьетнама и других военных конфликтах.
Опыт создания и освоения производства полноприводных армейских легковушек семейства ГАЗ-67 позволил появиться еще более совершенной модели – ГАЗ-69, принятой на снабжение Советской армии в 1952 году вместе с одноосным прицепом ГАЗ-704. Разработка нового советского джипа велась под руководством ведущего конструктора ГАЗа Григория Вассермана. Выполнение заказа на создание легкого артиллерийского тягача (именно так он фигурировал в секретных документах военного ведомства) было закамуфлировано под тематическим названием «Труженик». Подразумевалось, что проектируется совершенно мирный автомобиль для села.
Машина пошла в серию в 1952 году. А ее массовый выпуск как техники двойного назначения начался в 1953-м. «Газик» быстро стал культовым автомобилем, вполне сопоставимым по своей популярности – с учетом поставок за рубеж – с американскими армейскими джипами М38 и М151 и британскими «лендроверами».
Всего ГАЗ в 1952–1955 годах и Ульяновский автозавод (под обозначением УАЗ-69) в 1956–1972 годах выпустили более 630 тыс. «газиков».
«Газик» был создан в двух основных вариантах. Это собственно ГАЗ-69 – грузопассажирский автомобиль с кузовом, рассчитанным на 500 кг груза или на 8 человек, а также чисто пассажирский пятиместный ГАЗ-69А.
«Газик» являлся преемником «козлика» ГАЗ-67 лишь функционально, а конструктивно это была новая машина. Ее кузов, рама и раздаточные мосты создавались «с нуля», а не на основе предшественника.
55-сильный карбюраторный двигатель был заимствован у «Победы» (ГАЗ М-20), ряд других агрегатов – у грузовика ГАЗ-51. Напоминал «газик» грузовик ГАЗ-51 и дизайном капота и оперения. Кое-что отражало и передовые американские решения, реализованные в джипах.
В целом же ГАЗ-69 имел весьма эстетичную «русскую» компоновку, среди послевоенных джипов присущую только ему.
ЛУЧШЕЕ – НЕ ВРАГ ХОРОШЕГО
Однако были здесь весьма интересные моменты, о которых (равно как и об использовании заокеанских технологий) советская печать предпочитала помалкивать.
Как-то во второй половине 1980-х годов мне довелось беседовать с приглашенным в нашу воинскую часть на празднование Дня Победы крепким еще ветераном – фронтовым водителем. Речь зашла и о том, за баранкой каких автомобилей он проделал свой боевой путь.
– И полуторку водил, и ЗиС-5, и «студебекер»… А в конце войны на ГАЗ-69 ездил, – сообщил ветеран.
– Может быть, на ГАЗ-67?
– Ты меня не путай, старлей. ГАЗ-67 у нас в дивизии тоже были. А я вот ездил на трофейном ГАЗ-69, немецком. Гансы в Польше бросили, а мы и воспользовались. Хорошая машинка, не хуже «козла» или «виллиса»… Я почему говорю ГАЗ-69? После войны я работал в совхозе как раз на ГАЗ-69, начальство возил. Так вот у него, у «газика», и кузов был как у того «немца», и дверки, и тент складной…
– А как на самом деле называлась та машина?
– Я и не знаю, честное слово. Мы его называли «немецкий козел», и нигде у нас он не был прописан, потому как трофей.
Вот такой случился разговор. Я потом все же поинтересовался у начальника автослужбы нашего полка – слышал ли он, например, в училище о родстве ГАЗ-69 и немецких машин. Тот заверил, что нет, но мало ли – все могло быть.
В то время любителям исторической техники в СССР было доступно совсем немного информации об оснащении вермахта. Наша открытая пресса, например популярные журналы типа «Техника – молодежи», кое-что рассказывали о гитлеровских самолетах и танках. А вот автомобильную тематику применительно к нацистской Германии своим вниманием как-то обходили.
Другое дело – сегодня. Дабы не показаться голословным, в подтверждение слов почтенного ветерана приведу такой отрывок из капитального труда автомобильного эксперта Михаила Соколова «АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили».
«Создававшийся на рубеже 1940–1950-х новый «козлик» ГАЗ-69 внешне испытывал на себе влияние и немецких командирских машин повышенной проходимости, таких, как «легкие единые» разработки фирмы «Штевер» – «R180/R200/Тип 40», «средние» фирмы «Хорьх» и даже аналогичных вариантов австрийского «Штайр-1500А», – пишет Соколов. – Несмотря на типично заокеанскую начинку в виде классической рамы, цельных балок неразрезных мостов с зависимой рессорной подвеской, картеров типа «Сплит» и ШРУСов «Бендикс вейсс», «69-й» с виду больше всего походил не на «виллис» или сменивший его типовой армейский М38, а именно на «Штевер» и прочие «кюбельвагены» (обобщенное название разномастного семейства легких армейских автомобилей вермахта). Тот же коробообразный угловатый кузов, те же полукруглые раздельные крылья, натягивающийся на ветровое стекло брезентовый тент, прямоугольная корма и т. п.».
И действительно, «газик», особенно в четырехдверной модификации ГАЗ-69А, похож на «Штевер-40» как брат на брата. Но это не близнецы. А адаптация зарубежных подходов к возможностям отечественного автопрома, причем на более высоком с точки зрения тактико-технических требований уровне, является разумным подходом.
Такие приемы в создании новых конструкций (не только автомобилей) свойственны и зарубежным странам. Так что в этом нет ничего предосудительного. Наоборот, честь и хвала нашим инженерам, сумевшим не только повторить немецкие достижения, но и превзойти их.
ОТ РАЦИЙ ДО РАКЕТ
Пассажирский ГАЗ-69А нашел в армии применение главным образом как разъездной командирский автомобиль. Большей же частью такие «газики» направлялись в народное хозяйство, где служили персональным транспортом партийно-хозяйственной номенклатуры низового звена: начальников строек, председателей колхозов, секретарей райкомов.
А вот базовый грузопассажирский ГАЗ-69 (в усовершенствованном варианте – ГАЗ-69–68) послужил шасси для разнообразной военной техники. Включая мобильные радио- и радиорелейные станции («радики», как их называли в войсках), топопривязчики, аэродромные пусковые агрегаты и контрольно-поверочные стенды для проверки бортовых систем летательных аппаратов и авиационных ракет, автомобили радиационной и химической разведки (УАЗ-69рх), самоходные дорожные миноискатели (ДИМ) и т. д.
Все они продолжали состоять на вооружении долгое время после прекращения серийного производства ГАЗ/УАЗ-69 (его сменил на конвейере новый армейский джип УАЗ-469). Например, снятые с хранения по случаю больших учений УАЗ-69 автор этих строк имел возможность наблюдать среди прочей техники батальона химической защиты Краснознаменной Каспийской флотилии в 1985 году.
«Газики» поставлялись во многие страны мира, где нашли применение как на военной службе, так и в мирном амплуа. По советской лицензии производство ГАЗ(УАЗ)-69 было налажено в Румынии и КНДР.
Румыны осуществили ряд последовательных модернизаций ГАЗ-69, доведя эту машину до модели ARO М-461С c собственным мотором мощностью 77 л. с. М-461С развивал скорость до 100 км/ч и перевозил 650 кг груза против 90 км/ч и полутонны у советского оригинала.
Северокорейцы выпускали модели ГАЗ-69 «Сынри-4.15» («Сынри» значит «Победа», а 4.15 – это 15 апреля, день рождения Ким Ир Сена), а также ГАЗ-69А – в их версии «Кенсен-68» («Кенсен» означает «Самостоятельность»). Кроме того, они освоили упрощенную «бюджетную» неполноприводную модель (с колесной формулой 4Х2) «Кенсен-68NA» грузоподъемностью около тонны.
В славной семье «газиков» особое место занимает также разработанная на шасси ГАЗ-69 первая отечественная самоходная пусковая установка 2П26 противотанковых управляемых ракет 3М6 комплекса 2К15 «Шмель», принятая на вооружение наших Воздушно-десантных войск в 1960 году. В дальнейшем машины 2П26 появились и в некоторых мотострелковых полках.
Каждый такой «ракетный газик» имел четыре направляющие для ПТУР с ручной системой управления по проводам, способные поражать бронетехнику противника на дальности 600–2000 м (бронепробиваемость кумулятивной боевой части ПТУР по нормали – до 300 мм).
Комплексы 2К15 «Шмель» на «газиках», которые в НАТО прозвали Baby Carriage («детская коляска»: имелся в виду складывающийся на манер детских колясок тент, скрывающий направляющие с ПТУР), поставлялись и другим государствам – как союзникам по Варшавскому договору, так и странам «третьего мира». Среди них были Афганистан, Болгария, Куба, Кипр, Чехословакия, ГДР, Египет, Венгрия, Монголия, КНДР, Польша, Румыния, Сирия и Югославия.
Боевое применение «ракетных газиков» отмечено в арабо-израильских войнах (причем некоторое количество этих комплексов было захвачено Израилем, принято на вооружение его армии и демонстрировалось там на военных парадах) и в конфликте из-за Северного Кипра.
В противотанковом качестве использовались и непосредственно ГАЗ-69. Но за рубежом – например, в арабских армиях – «газики» оснащались советскими же 107-мм безоткатными орудиями Б-11. Получалось легкое высокомобильное противотанковое средство. Причем чуть ли не более эффективное, нежели самоходные пусковые установки 2П26 с ПТУР «Шмель», управление которыми требовало наличия хорошо подготовленных расчетов.
Ретротест ГАЗ-69А: верхом на козлике
Почему «козлик»? Старшее поколение знает, что у легендарного советского внедорожника ГАЗ-69А очень жесткие подвески, машина подпрыгивает на каждой ямке, а на крупной водитель и вовсе рискует «катапультироваться». Поэтому автомобиль и прозвали «козликом». Зато на бездорожье это самый настоящий царь зверей!
Нашли мы этот внедорожник-кабриолет в агрогородке Козловичи под Слуцком. Экземпляр состоит в штате районного центра технического творчества детей и молодежи «Автомир». Об этой интересной организации и ее руководителе Владимире Протасене мы скоро расскажем в отдельном материале, а сегодня в центре внимания ГАЗ-69, коих здесь несколько.
Есть полностью, до последнего винтика, отреставрированный образец, над которым Владимир с молодежью работал четыре года. Машина словно только вчера покинула конвейер, даже руль в целлофане! Ребятам осталось только сшить на нее тент. А где-то на задворках стоит «козлик» — «донор» запчастей.
Мы же оседлали ГАЗ-69А — «техничку» детского центра, которая используется для буксировки многочисленных экспонатов центра и обучения вождению школьников. Используется и зимой, и летом.