12 «козликов» ГАЗ-69, которых вы не видели (есть и зарубежные) — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
«За рулем» собрал все редчайшие версии одного из самых массовых советских автомобилей. Оказывается, ГАЗ-69 имел все шансы стать советским Ленд Ровером, но ему помешал «уазик».
Материалы по теме
15 версий легендарной Нивы, которых вы не видели
Трудно найти гражданина СССР, который не знал бы ГАЗ-69 — знаменитый горьковский и ульяновский внедорожник по прозвищу «козлик» (или «козел» — в зависимости от настроения и ситуации). Их и сейчас еще очень много — бережно отреставрированных или причудливо тюнингованных, Многие общались с ним и в мирной жизни, и в армии, а остальные, уж точно, видели на дорогах. К 69-м за 20 лет производства, а потом еще и несколько десятилетий эксплуатации привыкли, как к родным.
Уже в конце 1950-х, едва освоив производство автомобилей семейства ГАЗ-69, переданное из Горького, в Ульяновске стали создавать оригинальные модификации. В первую очередь, по программе «универсальная строительная машина» (УСМ). В рамках этой программы из ГАЗ-69 сделали УАЗ-455 — забавный самосвал на 500 кг с гидроприводом кузова. На машину, как и на другие грузовые версии, планировали ставить форсированный 65-сильный мотор. Но спрос на стандартные козлики был огромен, и «растрачивать» их на самосвалы не стали.
УАЗ-455
УАЗ-455
Не менее забавная машина — седельный тягач УАЗ-456. Под него на заводе создали и полуприцепы — бортовой и даже рефрижератор. Но и эта версия не вышла из стадии опытного образца.
УАЗ-456
УАЗ-456
Варианты модернизации семейства в Ульяновске прикидывали уже в начале 1960-х. Одни из образцов — ГАЗ 69М, вроде бы, предложила некая британская фирма. Связь с Land Rover, действительно, прослеживается. Но в итоге путь модернизации свернул в сторону УАЗ-469, который встал на конвейер в 1972-м.
ГАЗ-69М
ГАЗ-69М
Среди множества малосерийных модификаций — для армии, милиции, пожарных был и вариант уборочной машины для коммунальной службы Москвы. Относительно компактный автомобиль мог ведь убирать и тротуары.
Коммунальная машина на базе ГАЗ-69
Коммунальная машина на базе ГАЗ-69
А необычный пожарный ГАЗ-69 с удлиненным задним свесом и дополнительными дверями сделали для пионерлагеря «Артек» в единственном, видимо, экземпляре.
Пожарный ГАЗ-69
Пожарный ГАЗ-69
Ульяновский завод машин с цельнометаллическими кузовами серийно не выпускал. Этим занимались несколько ремзаводов в разных городах Союза, в меру своих сил пристраивая вместо брезента металлические крыши. Пожалуй, самым элегантным выглядел вариант Тартуского авторемонтного завода, больше известного в СССР продуктовыми фургонами на шасси ГАЗ. Такой универсал имел даже собственное название — ТА-24.
ТА-24
ТА-24
Еще более необычные машины делала эстонская «Сельхозтехника» в поселке Нуйа. Кузов представлял собой гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52. Получался симпатичный, аккуратный и вместительный универсал.
ГАЗ-69 — вариант эстонской «Сельхозтехники»
ГАЗ-69 — вариант эстонской «Сельхозтехники»
Среди стран, куда экспортировали козлики, была и Исландия, климат которой тоже не способствовал эксплуатации машин с брезентовой крышей и боковинами. Поэтому там для ГАЗ-69 самостоятельно делали свои варианты закрытых кузовов.
ГАЗ-69 в Исландии
ГАЗ-69 в Исландии
В Исландии же соорудили и оригинальный пожарный автомобиль на базе «козлика» с удлиненной базой.
Исландская пожарка на основе ГАЗ-69
Исландская пожарка на основе ГАЗ-69
Автомобили со сложно произносимым для нас и трудным даже для уха именем Kaengsaeng — продукция одного из заводов до сих пор почти закрытой от мира Северной Кореи. Причем грузовики с передком ГАЗ-69 — с приводом лишь на задние колеса.
Kaengsaeng из Северной Кореи
Kaengsaeng из Северной Кореи
В 1965 году на ярмарке в Дамаске выставили автомобиль, очень напоминающий Land Rover. Однако на передке у него красовалась русскоязычная надпись «Ульяновец». Такие машины с кустарными кузовами в Сирии делали на закупленных в СССР шасси ГАЗ-69. Существовал и вариант с передком, напоминающим экспериментальные еще ульяновские машины, которые были предшественниками УАЗ-469.
Сирийский внедорожник на шасси ГАЗ-69
Сирийский внедорожник на шасси ГАЗ-69
Не счесть тюнинговых версий 69-х «козликов». Первые появились еще во времена СССР. Как правило, доработки делали более комфортным пребывание водителя и пассажиров. Один из народных вариантов — симпатичный гибрид ГАЗ-69 и ульяновской же «буханки».
ГАЗ-69 — вариант народного тюнинга.
ГАЗ-69 — вариант народного тюнинга.
- Полноприводные Волги, Москвичи и Лады: 10 советских quattro собраны здесь.
- 12 предшественников Нивы ВАЗ-2121 мы собрали тут.
Фото: из архива автора
Наше новое видео
Кроссовер Chery Tiggo 4 Pro: тест и обзор
Лада Веста NG 2022: Адаптация к зиме и другие подробности
Любимый автомобиль Сталина. Что из него сделали?
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Новости smi2.ru
Любимый «козлик». ГАЗ-69 — Тагильский рабочий
Для этого автомобиля ярко сияющий кузов и лоск салона – дурной тон, а лучшая дорога та, которой нет. От других его отличает мощная харизма, буйный нрав и вековая история.
ГАЗ-69 — один из первых советских джипов в обзоре «Тагильского рабочего».
С 1952 по 1973 год с конвейеров Горьковского и Ульяновского автозаводов сошло свыше 600 тысяч таких автомобилей, получивших в народе прозвище «козлик». Простой в конструкции и неприхотливый в эксплуатации ГАЗ-69 стал символом Советской армии, широко использовался в сельском хозяйстве, состоял на службе в милиции. Сегодня легендарный внедорожник редко, но можно встретить в русской глубинке или на автовыставке, еще реже – в городском потоке.
Тагильчанин Иван Немытов не мечтал о «газике» с детства, но искренне любит и уважает свой автомобиль за прыть, которую тот проявляет на бездорожье даже спустя более чем полвека. Поэтому наше знакомство с автомобилем было решено начать с небольшого тестдрайва в лесополосе. С первых минут, сидя в кузове ГАЗ-69, понимаешь, почему советские автолюбители сравнивали автомобиль с парнокопытным животным.
Под бессмертный хит «Молодые ветра» автомобиль с присущим ему задором прыгает по кочкам, смело проходит ухабы, взбирается на возвышенности и стремительно спускается с них. При этом держаться за металлический каркас пассажирам приходится так же крепко, как и водителю за руль. Но отсутствие комфорта в поездке с лихвой восполняет дух приключений.
62 года в строю
— Моему «газику» уже 62 года. Приобрел я его в 2018 году у знакомого. А тот выкупил машину у внука первого владельца. Товарищ рассказывал, что, когда приехал смотреть автомобиль, не поверил, что его удастся запустить. Но, поставив аккумулятор, к всеобщему удивлению ГАЗ затарахтел как ни в чем не бывало. Большую часть времени автомобиль стоял в гараже, но несколько лет своей жизни провел под открытым небом. Из-за этого зимой под тяжестью снега порвался тент и погнуло дуги — их я наварил новые.
Также заменил бронепровода, свечи, карбюратор, провел аудиосистему, но кардинально ничего не переделывал. Да, еще руль прошлый хозяин от «Волги» поставил. Зачем – не знаю, но мне нравится, — рассказывает Иван. — В целом, запчасти на «козлика» найти не проблема. Единственный нюанс – ту деталь, которую собираешься заменить, необходимо снять, чтобы потом показывать продавцам в магазинах. ГАЗ-69 — это сборная солянка.
При его создании использовались узлы и агрегаты от разной отечественной техники, поэтому многие детали взаимозаменяемы. К примеру, недавно мне надо было поменять тормозной цилиндр.
Я заехал в фирменный магазин «ГАЗ», но там такой детали не оказалось. По итогу, проехав еще несколько точек, нашел в магазине для «уазиков». Иногда автовладельцы из любви к машине бесплатно отдают запчасти. Как-то раз на улице подбежал ко мне мужичок и говорит: «У меня на твой автомобиль в гараже запчасти есть — никуда не уходи, сейчас принесу». Так у меня появились корзина и диск сцепления, фильтры и многое другое. В будущем планирую занять — ся его реставрацией: покрасить, сделать «жестянку». Все это, конечно, дорогое удовольствие, но «газик» это заслужил.
Семейный внедорожник
Сейчас выезжаю на нем только летом, но первые два года до того, как стал подтекать антифриз, эксплуатировал и зимой. Печка греет хорошо — водителю и пассажиру тепло, чего не скажешь о тех, кто едет сзади (смеется).
Этот автомобиль — он больше для души, для того, чтобы съездить на рыбалку или просто порадовать детей. У меня их пятеро и все визжат от восторга, когда выезжаем в лес на «козлике». Ведь бездорожье – это его стихия. Короткая база позволяет ему пробираться там, где застревают даже современные джипы. Мечтаю еще установить на него лебедку, чтобы точно не попадать в истории.
Как-то раз весной мы с женой поехали на «газике» за водой. По дороге на Верхне-Выйский водопад нас стащило в речку. Как ни пытались, но забраться обратно не смогли. Бессильны оказались и знакомые на «Митсубиши Паджеро». В какой-то момент жена в социальных сетях наткнулась на волонтерский отряд «Zаря Урала». К счастью, ребята сразу же откликнулись и приехали к нам на помощь на двух «уазиках». Операция по вызволению «газика» из плена заняла у них несколько минут. Они подцепились друг к другу и лебедкой вытянули авто.
Награда — воспоминания
С удовольствием принимаю участие в ретропробегах, парадах. На День пограничника, по традиции, собираемся с друзьями и под военные песни с флагами колесим по городу, на 9 Мая — катаю малышню.
В последний раз на параде вокруг «газика» ходили кругами совсем юные кадеты. Я их спрашиваю: «Вы хотите прокатиться?» Они в ответ молчат, стесняются, а по глазам видно, что хотят, да еще как. Потом все попрыгали в кузов, и мы с ветерком проехали несколько кругов. Эту поездку ребята будут с теплом вспоминать всю жизнь. По-моему, это лучшая награда для автомобиля.
ГАЗ-69 «Милиция». «Украл, выпил — в тюрьму. Романтика!»
Расхитители социалистической собственности и прозорливые анискины, захватывающие чёрно-белые погони, спасённые граждане и ленинский прищур сотрудников правоохранительных органов. А рядом всегда ГАЗ-69 с надписью «Милиция» на боку. Автомобиль, ставший силами кинематографа и фольклора настоящей легендой, был восстановлен красноярскими энтузиастами из клуба «Авто-ретро».
На капоте ГАЗ-69 выбита аббревиатура УАЗ«Многие удивляются, почему на машине выбита аббревиатура УАЗ, а машину мы называем ГАЗ? Действительно, эти автомобили до 1956 года выпускались Горьковским автозаводом, где и были разработаны. У них на капоте была выбита надпись ГАЗ. У нас в клубе есть так ой автомобиль, правда, он ещё не реставрировался. А с 1956 года производство перенесли на Ульяновский автомобильный завод — бывший УльЗИС. С передачей чертежей ГАЗ-69 завод был переименован в УАЗ — события совпали по времени с известными историческими переменами.
Горьковский завод выпускал и грузовики, и легковые машины, так что мощностей не хватало. Для увеличения числа производимых грузовых автомобилей, новеньких «Волг» и ещё выпускающихся «Побед» было решено передать часть продукции на другое предприятие. А УльЗИС был готов её принять, к тому же находился он недалеко, так что комплектующие было несложно доставлять.С тех пор профиль Ульяновского завода фактически не поменялся: они до сих пор делают полноприводные вездеходы, в том числе для МВД и вооружённых сил», — комментирует Илья Лопин.
«Чем больше сдадим, тем лучше»
Автомобиль ГАЗ-69 оказался исключительно плодовитым. На его базе делали самосвалы, тротуароуборочные, подметальные и почтовые машины, снегоболотоходы. Умудрились смастерить на его шасси даже аэродромный пусковой агрегат и ещё несколько совсем уж специфичных видов техники. Всего было создано около 600 000 таких машин — с учётом всех модификаций. Так что родственников у милицейского «ГАЗика» предостаточно. Да и фамильное сходство налицо: глобальной переделкой серийного 69-го никто не озадачивался, машина даже не разбиралась. Так что, несмотря на существенные отличия от родоначальника, служебный автомобиль не получил даже собственного индекса.
ГАЗ-69 — машина прославленная. Она пришла на смену ГАЗ-67Б и выпускалась с 1953 года. 67-й к тому времени стал конструкцией устаревшей — всё-таки разрабатывалась машина ещё в войну, в 1943-м, а агрегаты, по сути, и вовсе были 1930-х годов. Двигатель автомобилю достался от «полуторки» — маломощный, трансмиссия без пониженной передачи (коробка четырёхступенчатая и первая передача использовалась вместо пониженной). К тому же это открытый кузов с тентом, который защищает только от дождя, а вот дверей в машине нет. Вмещал такой автомобиль всего четверых пассажиров, а багажного отделения у него не было вовсе — сразу же за спинкой сиденья находился задний борт. В отличие от родителя, ГАЗ-69 был машиной более прогрессивной — по меркам 1950-х. Двигатель ему достался от «Победы» — нижнеклапанный, 4-цилиндровый 52-сильный. При практически той же мощности, что и у 67-го, он имел значительно меньший объём, а соответственно, меньший расход топлива (если объём двигателя ГАЗ-67 составлял 3,3 л, то у ГАЗ-69 — только 2,5 л). Получил автомобиль и новую коробку передач, всё от той же «Победы», а в раздаточной коробке появилась пониженная передача.
Жёсткая рессорная подвеска осталась, так что трясёт в машине, как во фронтовой. Да и прозвище «Козлик» перешло по наследству. Опытные модели также звались «Труженик», а потом машину предлагали окрестить «Ленин», «Сталин» или «Целина», но в народе прижилось зоологическое прозвище. ГАЗ-69, таким образом, стал абсолютной заменой 67-му — так сказать, усовершенствованной моделью. Передавать экземпляры в частные руки изначально не предполагалось — это была «рабочая лошадка».
Лучше всего автомобиль чувствовал себя на бездорожье: за счёт высокой посадки он умел забираться на любую горку и спускаться с неё. Хорошей проходимости способствовал и небольшой вес машины, и минимальные передний и задний свесы, и большой радиус колёс. Поскольку с дорогами в послевоенном Союзе было так себе, подобные характеристики выходили на первый план: комфорт — дело наживное, главное — доехать!
Машина была представлена двумя базовыми модификациями: собственно ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Первый — грузопассажирский автомобиль, вмещал он 8 человек, включая водителя. Шестеро при этом ехали сзади — на откидных лавках. Второй — пятиместный: двое размещались спереди, трое — сзади на более комфортабельном сиденье, расположенном привычно — поперёк. За этим сиденьем имелся багажник, хотя и небольшой. Зато, если переложить груз в салон, то машина может тянуть и полтонны. Отличались автомобили и количеством дверей: у ГАЗ-69 их две (задний борт выполнял роль третьей двери), а у ГАЗ-69А — четыре. Разнится также форма тента: у версии с литерой задняя часть покатая, а у 69-го тент прямоугольный. Агрегатная часть у автомобилей не отличалась, но прямым родственником милицейской машины является именно ГАЗ-69.
Отходили 69-е на госслужбе примерно до конца 1980-х. Это средняя температура по больнице: с 1973-го начался выпуск УАЗ-469, которым заменили «ГАЗик», постепенно парк обновлялся — чем город крупнее, тем быстрее. В Москве 69-х не было уже в конце 1970-х годов.
«С восторгом предаюсь в руки родной милиции»
В мастерских или на ремзаводах ГАЗ-69 дорабатывался до милицейского. Задняя часть отгораживалась перегородкой — глухой, металлической, с зарешёченным окошком. Спереди ехал экипаж – милиционеров вмещалось только двое, а вот в современных УАЗах их может быть до пяти (есть второе сиденье). Зато сзади в «ГАЗике» вполне комфортно умещалось шестеро жуликов — в сегодняшних машинах предполагается перевозить только двоих. Но в послевоенных 50-х жуликов было много, а машин мало, так что возили их «гуртом». Не обязательно с одного места преступления: ехал автомобиль по городу и собирал алкоголиков, хулиганов, тунеядцев. Вместо тента у милицейского автомобиля цельнометаллическая крыша — по понятным причинам. К слову, на заводе эти крыши не изготавливались: с конвейера сходили стандартные 69-е. А доработки происходили на спецпредприятиях, как правило, интегрированных с исправительными колониями. Иными словами, «зеки» сами для себя эти крыши и мастерили. Получалось не очень ровно и не слишком эстетично. В результате машина выглядела так, что попасть в неё не хотелось.
Особенно устрашающий кадр сзади: массивный, не слишком ровный металл и серьёзного вида заклёпки. На каждой стенке в машине создавались по два окошечка, а чтобы хулиганы их не выбили, они дополнялись металлическими прутками. Рама ветрового стекла не откидывалась на капот как в исходном 69-м — она была закреплена, являясь частью жёсткой крыши. Кроме того, машина оснащалась проблесковым маячком синего цвета, а если речь шла об автомобиле ОРУД ГАИ — ещё и громкоговорящим устройством. Вот, собственно, и всё: нижняя часть автомобиля абсолютно ничем от базовой модели не отличалась, все агрегаты, электрооборудование совпадали.
Дело «пёстрых»
Ну и, конечно же, милицейские машины имели особую окраску. В 1950-х цветом защитников правопорядка считался тёмно-синий. Правда, это был ведомственный стандарт — ГОСТом он не фиксировался. На боку — надпись «Милиция», как правило, белая. Вдоль борта дополнительно могла быть красная полоса, но это уже факультативно. Путаницы не возникало: милицию граждане узнавали по типу автомобиля и «мигалке». В начале 1960-х во многих городах, в том числе и в Москве, синий цвет сменяется грязно-бирюзовым. И опять же, ни в каких государственных стандартах эта особенность не фигурировала. Такие машины проходили совсем недолго, но на цветных киноплёнках они запечатлены. Например, автомобиль появляется в пятом выпуске «Ералаша» в новелле «Следы на асфальте». По сюжету детишки угнали каток на металлолом — приехала милиция, и автомобиль можно рассмотреть достаточно подробно. А в конце 1960-х окончательно внедряется привычная многим жёлтая окраска. Надпись «Милиция» здесь белая на синей полосе. Этот вариант уже утверждается на государственном уровне и вносится в ГОСТ. Вольностей всё равно было много — от города к городу особенности могли меняться: основной цвет — от лимонного до охры, полоса — от светло-голубого до индиго, да и надписи — как художник трафарет вырезал, так и получались.«Канарейки» стали долгожителями: в таком цвете 69-е проходили до своего заката, а цветовая гамма досталась в наследство всем последующим милицейским автомобилям.
Такую окраску получил и автомобиль, являющийся экспонатом «Авто-ретро».
«Зато дёшево, надёжно и практично»
Милицейский «ГАЗик» — машина, так сказать, своеобразная, особенно по меркам сегодняшнего дня. Чтобы ездить на такой, нужно ещё приноровиться.
В отсеке для социально небезопасных элементов жутковато: «коробка» с лавками и окошками — и более ничего. Ручка на задней двери предусмотрена только снаружи. Красноярские коллекционеры рассказывают, что иногда подшучивают над особо любопытными гостями: приглашают посидеть, закрывают — и всё, самостоятельно «пассажир» выйти уже не может.
В кабине, конечно, поуютнее. Внутрь забираться, правда, не очень удобно: дверь узковата. Однако сидящему водителю места достаточно. Здесь всё очень аскетично: на панели приборов — спидометр и несколько жизненно необходимых указателей. От солнца — козырьки, от мороза — печка. Сиденья с невысокими спинками, обитые дерматином, так что на косогоре скатываешься с них, особенно учитывая, как машина «козлит». Вибрирует автомобиль при езде так, что кажется, вот-вот должен развалиться. Это при том, что ремней безопасности нет — не предусмотрены конструкцией. Короче, крепче за баранку держись, шофёр! Гидроусилителя нет, рулевой редуктор как на грузовике. В общем, милиционеры в Союзе были сильными и выносливыми.
Но зато бегает «Козлик» просто отлично: по проходимости он даст фору и современным машинам. Да, автомобиль небыстрый — разгоняется по шоссе максимум до 90 км/ч. Но когда речь заходит не о дорогах, а о направлениях, убежать от «ГАЗика» просто нереально. А ещё автомобиль очень ремонтопригодный: если что, сотрудники милиции неисправность сами быстренько устраняли.
«Рабочее место» водителя ГАЗ-69. Минимум эстетики, максимум функциональности«Это очень простая по конструкции машина. Тут никаких тебе сложных узлов и агрегатов нет, всё максимально доступно, всё очень «железное». ГАЗ-69, хоть и более совершенная и современная машина, чем ГАЗ-67, но в дороге всё равно чувствуешь автомобиль. Ощущаются и прямозубые передачи, и отсутствие синхронизаторов в коробке передач.
Шумоизоляции никакой, так что в салоне всегда стоит характерный гул — особенно, если машина с пробегом и заметно поизношена», — рассказывает Илья Лопин.
«В нашем деле главное – этот самый реализьм!»
Надо сказать, что красноярский экспонат выглядит очень антуражно. В нём всё настоящее: это не реплика, а настоящий милицейский автомобиль, прошедший глубокую реставрацию.
«Наш автомобиль был отреставрирован зимой 2015-2016 годов. Клуб получил грант, часть средств которого и пошла на восстановление этой машины. По большому счёту к нам в руки попал кузов от милицейского ГАЗ-69, при этом он был сильно повреждён коррозией. Агрегаты и шасси мы брали с донорской машины — «ГАЗика» гражданского назначения. Но цельнометаллическая крыша, перегородка — это всё оригинальное. Даже проблесковый маяк, которым машина оборудована, у нас настоящий. Он польского производства — такие тогда были в ходу.
Автомобиль полностью исправен, все системы работают. И маяком мигает, хотя мы, конечно, не имеем права этого делать. Но когда едем куда-нибудь на мероприятие в сопровождении настоящих машин ГАИ, позволяем себе «побаловаться».
Мы хотели передать атмосферу прошлого века, а чтобы получить такую машину, как в те годы, нужно использовать те же методы. При нанесении надписи «Милиция» мы умышленно не стали применять современные технологии, вырезать плёнку «Оракал» и так далее. Использовался именно трафарет и краска, так что где-то не пропечаталось, где-то наплывы образовались, где-то подтёки. Но выглядит очень естественно. То же самое с крышей: если какие-то элементы из-за коррозии заменяли, то клепали точно такими же заклёпками», — описывает процесс восстановления автомобиля Илья Лопин.
Сегодня у «ГАЗика» плотный график: машина уже успела поучаствовать в достаточном количестве мероприятий.
В моторном отсеке отреставрированного ГАЗ-69 родной двигатель«В этом году машина участвовала в выставке по случаю Дня города, и это был его первый выезд.
Мы машины отгоняли не в день праздника, а накануне вечером, и получилось так, что буквально перед самым отъездом наводили последний «марафет». В частности, решётки на окна ставились уже в последний момент. Потом «ГАЗик» выезжал на День ГАИ на «Красном кольце». Он же участвовал во встрече автопробега «Время жить в России», организованном одной из московских радиостанций. Как и положено, он тогда шёл во главе колонны.
Осенью мы проводили выставку-лекцию для первокурсников Красноярского техникума транспорта и сервиса. Пригнали несколько машин — разных лет выпуска и разного типа, чтобы показать, чем они отличаются. ГАЗ-69 был одним из представителей своей эпохи. Сегодня его конструкция, конечно, кажется архаичной — мотор, агрегаты, кузов, в конце концов. Нижнеклапанный двигатель от автомобиля «Победа» даже современным автомобилистам в возрасте не всем знаком — не застали его, потому что такие уже лет 50 не выпускаются. А студенты, родившиеся уже в постсоветское время, такого уж точно не видели.Ну а совсем недавно ГАЗ-69 участвовал в выставке на острове Отдыха, где проходил конкурс профмастерства водителей автобуса, а также в небольшой экспозиции на форуме «Профессия – дорожник», — рассказывает о приключениях «ГАЗика» директор клуба «Авто-ретро» Александр Кнапнугель.
Фото: igrader.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Тот самый ГАЗ-69 / Вооружения / Независимая газета
Автомобили семейства ГАЗ до недавних пор использовались индонезийскими военными, а затем украсили местный рынок ретротехники. Фото Владимира Карнозова
В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала легковые полноприводные открытые автомобили разных марок.
Основную часть такой командирско-штабной автотехники составляли полученные по ленд-лизу однотипные американские джипы Willys MB и Ford-GPW: их было поставлено в 1942–1945 годах порядка 36 800 штук.
Джипов же отечественной конструкции ГАЗ-64 и ГАЗ-67 в войсках имелось гораздо меньше. Их выпуск с 1941 по 1945 год исчислялся соответственно 672 и 3137 экземплярами.
ТРУЖЕНИК НА ВСЕ КОЛЕСА
Производство ГАЗ-67 в улучшенной модификации ГАЗ-67Б образца 1944 года продолжилось и после Победы. Эти юркие «всепролазные» автомобильчики поступали как в армию, так и на «гражданку», преимущественно в сельское хозяйство. Всего промышленность дала стране до прекращения производства в 1953 году около 93 тыс. ГАЗ-67Б. Что, между прочим, позволило осуществить импортозамещение в связи с прекращением поставок заокеанских «виллисов».
При этом ГАЗ-67 пришлось воевать еще не раз. Переданные союзникам СССР эти машины, окрещенные на родине «козликами», принимали участие в гражданской войне в Китае (1946–1949), в корейской войне (1950–1953), в войнах на территории Вьетнама и других военных конфликтах.
Опыт создания и освоения производства полноприводных армейских легковушек семейства ГАЗ-67 позволил появиться еще более совершенной модели – ГАЗ-69, принятой на снабжение Советской армии в 1952 году вместе с одноосным прицепом ГАЗ-704. Разработка нового советского джипа велась под руководством ведущего конструктора ГАЗа Григория Вассермана. Выполнение заказа на создание легкого артиллерийского тягача (именно так он фигурировал в секретных документах военного ведомства) было закамуфлировано под тематическим названием «Труженик». Подразумевалось, что проектируется совершенно мирный автомобиль для села.
Машина пошла в серию в 1952 году. А ее массовый выпуск как техники двойного назначения начался в 1953-м. «Газик» быстро стал культовым автомобилем, вполне сопоставимым по своей популярности – с учетом поставок за рубеж – с американскими армейскими джипами М38 и М151 и британскими «лендроверами».
Всего ГАЗ в 1952–1955 годах и Ульяновский автозавод (под обозначением УАЗ-69) в 1956–1972 годах выпустили более 630 тыс. «газиков».
«Газик» был создан в двух основных вариантах. Это собственно ГАЗ-69 – грузопассажирский автомобиль с кузовом, рассчитанным на 500 кг груза или на 8 человек, а также чисто пассажирский пятиместный ГАЗ-69А.
«Газик» являлся преемником «козлика» ГАЗ-67 лишь функционально, а конструктивно это была новая машина. Ее кузов, рама и раздаточные мосты создавались «с нуля», а не на основе предшественника.
55-сильный карбюраторный двигатель был заимствован у «Победы» (ГАЗ М-20), ряд других агрегатов – у грузовика ГАЗ-51. Напоминал «газик» грузовик ГАЗ-51 и дизайном капота и оперения. Кое-что отражало и передовые американские решения, реализованные в джипах.
В целом же ГАЗ-69 имел весьма эстетичную «русскую» компоновку, среди послевоенных джипов присущую только ему.
ЛУЧШЕЕ – НЕ ВРАГ ХОРОШЕГО
Однако были здесь весьма интересные моменты, о которых (равно как и об использовании заокеанских технологий) советская печать предпочитала помалкивать.
Как-то во второй половине 1980-х годов мне довелось беседовать с приглашенным в нашу воинскую часть на празднование Дня Победы крепким еще ветераном – фронтовым водителем. Речь зашла и о том, за баранкой каких автомобилей он проделал свой боевой путь.
– И полуторку водил, и ЗиС-5, и «студебекер»… А в конце войны на ГАЗ-69 ездил, – сообщил ветеран.
– Может быть, на ГАЗ-67?
– Ты меня не путай, старлей. ГАЗ-67 у нас в дивизии тоже были. А я вот ездил на трофейном ГАЗ-69, немецком. Гансы в Польше бросили, а мы и воспользовались. Хорошая машинка, не хуже «козла» или «виллиса»… Я почему говорю ГАЗ-69? После войны я работал в совхозе как раз на ГАЗ-69, начальство возил. Так вот у него, у «газика», и кузов был как у того «немца», и дверки, и тент складной…
– А как на самом деле называлась та машина?
– Я и не знаю, честное слово. Мы его называли «немецкий козел», и нигде у нас он не был прописан, потому как трофей.
Вот такой случился разговор. Я потом все же поинтересовался у начальника автослужбы нашего полка – слышал ли он, например, в училище о родстве ГАЗ-69 и немецких машин. Тот заверил, что нет, но мало ли – все могло быть.
В то время любителям исторической техники в СССР было доступно совсем немного информации об оснащении вермахта. Наша открытая пресса, например популярные журналы типа «Техника – молодежи», кое-что рассказывали о гитлеровских самолетах и танках. А вот автомобильную тематику применительно к нацистской Германии своим вниманием как-то обходили.
Другое дело – сегодня. Дабы не показаться голословным, в подтверждение слов почтенного ветерана приведу такой отрывок из капитального труда автомобильного эксперта Михаила Соколова «АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили».
«Создававшийся на рубеже 1940–1950-х новый «козлик» ГАЗ-69 внешне испытывал на себе влияние и немецких командирских машин повышенной проходимости, таких, как «легкие единые» разработки фирмы «Штевер» – «R180/R200/Тип 40», «средние» фирмы «Хорьх» и даже аналогичных вариантов австрийского «Штайр-1500А», – пишет Соколов. – Несмотря на типично заокеанскую начинку в виде классической рамы, цельных балок неразрезных мостов с зависимой рессорной подвеской, картеров типа «Сплит» и ШРУСов «Бендикс вейсс», «69-й» с виду больше всего походил не на «виллис» или сменивший его типовой армейский М38, а именно на «Штевер» и прочие «кюбельвагены» (обобщенное название разномастного семейства легких армейских автомобилей вермахта). Тот же коробообразный угловатый кузов, те же полукруглые раздельные крылья, натягивающийся на ветровое стекло брезентовый тент, прямоугольная корма и т. п.».
И действительно, «газик», особенно в четырехдверной модификации ГАЗ-69А, похож на «Штевер-40» как брат на брата. Но это не близнецы. А адаптация зарубежных подходов к возможностям отечественного автопрома, причем на более высоком с точки зрения тактико-технических требований уровне, является разумным подходом.
Такие приемы в создании новых конструкций (не только автомобилей) свойственны и зарубежным странам. Так что в этом нет ничего предосудительного. Наоборот, честь и хвала нашим инженерам, сумевшим не только повторить немецкие достижения, но и превзойти их.
ОТ РАЦИЙ ДО РАКЕТ
Пассажирский ГАЗ-69А нашел в армии применение главным образом как разъездной командирский автомобиль. Большей же частью такие «газики» направлялись в народное хозяйство, где служили персональным транспортом партийно-хозяйственной номенклатуры низового звена: начальников строек, председателей колхозов, секретарей райкомов.
А вот базовый грузопассажирский ГАЗ-69 (в усовершенствованном варианте – ГАЗ-69–68) послужил шасси для разнообразной военной техники. Включая мобильные радио- и радиорелейные станции («радики», как их называли в войсках), топопривязчики, аэродромные пусковые агрегаты и контрольно-поверочные стенды для проверки бортовых систем летательных аппаратов и авиационных ракет, автомобили радиационной и химической разведки (УАЗ-69рх), самоходные дорожные миноискатели (ДИМ) и т. д.
Все они продолжали состоять на вооружении долгое время после прекращения серийного производства ГАЗ/УАЗ-69 (его сменил на конвейере новый армейский джип УАЗ-469). Например, снятые с хранения по случаю больших учений УАЗ-69 автор этих строк имел возможность наблюдать среди прочей техники батальона химической защиты Краснознаменной Каспийской флотилии в 1985 году.
«Газики» поставлялись во многие страны мира, где нашли применение как на военной службе, так и в мирном амплуа. По советской лицензии производство ГАЗ(УАЗ)-69 было налажено в Румынии и КНДР.
Румыны осуществили ряд последовательных модернизаций ГАЗ-69, доведя эту машину до модели ARO М-461С c собственным мотором мощностью 77 л. с. М-461С развивал скорость до 100 км/ч и перевозил 650 кг груза против 90 км/ч и полутонны у советского оригинала.
Северокорейцы выпускали модели ГАЗ-69 «Сынри-4.15» («Сынри» значит «Победа», а 4.15 – это 15 апреля, день рождения Ким Ир Сена), а также ГАЗ-69А – в их версии «Кенсен-68» («Кенсен» означает «Самостоятельность»). Кроме того, они освоили упрощенную «бюджетную» неполноприводную модель (с колесной формулой 4Х2) «Кенсен-68NA» грузоподъемностью около тонны.
В славной семье «газиков» особое место занимает также разработанная на шасси ГАЗ-69 первая отечественная самоходная пусковая установка 2П26 противотанковых управляемых ракет 3М6 комплекса 2К15 «Шмель», принятая на вооружение наших Воздушно-десантных войск в 1960 году. В дальнейшем машины 2П26 появились и в некоторых мотострелковых полках.
Каждый такой «ракетный газик» имел четыре направляющие для ПТУР с ручной системой управления по проводам, способные поражать бронетехнику противника на дальности 600–2000 м (бронепробиваемость кумулятивной боевой части ПТУР по нормали – до 300 мм).
Комплексы 2К15 «Шмель» на «газиках», которые в НАТО прозвали Baby Carriage («детская коляска»: имелся в виду складывающийся на манер детских колясок тент, скрывающий направляющие с ПТУР), поставлялись и другим государствам – как союзникам по Варшавскому договору, так и странам «третьего мира». Среди них были Афганистан, Болгария, Куба, Кипр, Чехословакия, ГДР, Египет, Венгрия, Монголия, КНДР, Польша, Румыния, Сирия и Югославия.
Боевое применение «ракетных газиков» отмечено в арабо-израильских войнах (причем некоторое количество этих комплексов было захвачено Израилем, принято на вооружение его армии и демонстрировалось там на военных парадах) и в конфликте из-за Северного Кипра.
В противотанковом качестве использовались и непосредственно ГАЗ-69. Но за рубежом – например, в арабских армиях – «газики» оснащались советскими же 107-мм безоткатными орудиями Б-11. Получалось легкое высокомобильное противотанковое средство. Причем чуть ли не более эффективное, нежели самоходные пусковые установки 2П26 с ПТУР «Шмель», управление которыми требовало наличия хорошо подготовленных расчетов.
Ретротест ГАЗ-69А: верхом на козлике
Почему «козлик»? Старшее поколение знает, что у легендарного советского внедорожника ГАЗ-69А очень жесткие подвески, машина подпрыгивает на каждой ямке, а на крупной водитель и вовсе рискует «катапультироваться». Поэтому автомобиль и прозвали «козликом». Зато на бездорожье это самый настоящий царь зверей!
Нашли мы этот внедорожник-кабриолет в агрогородке Козловичи под Слуцком. Экземпляр состоит в штате районного центра технического творчества детей и молодежи «Автомир». Об этой интересной организации и ее руководителе Владимире Протасене мы скоро расскажем в отдельном материале, а сегодня в центре внимания ГАЗ-69, коих здесь несколько.
Есть полностью, до последнего винтика, отреставрированный образец, над которым Владимир с молодежью работал четыре года. Машина словно только вчера покинула конвейер, даже руль в целлофане! Ребятам осталось только сшить на нее тент. А где-то на задворках стоит «козлик» — «донор» запчастей.
Мы же оседлали ГАЗ-69А — «техничку» детского центра, которая используется для буксировки многочисленных экспонатов центра и обучения вождению школьников. Используется и зимой, и летом.
youtube.com/embed/TXcJpiPBF9s?feature=player_detailpage»>ГАЗ-69 (затем УАЗ-69) выпускался два десятка лет, в 1953-1972 гг., всего с конвейера сошло 634.285 экземпляров. В свободной продаже в то время их не было: машина поступала прямиком в армию и колхозы. Существовало две основные модификации: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным открытым кузовом и закрывающимся тентом (шесть человек на трехместных продольных лавках) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырехдверным пятиместным кузовом и трехместным задним диваном. Легенда была создана коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода под руководством Г.М.Вассермана как замена модели ГАЗ-67Б. Разработки автомобиля начались в 1946 году, опытные образцы изготавливались с 1948-го. Первые опытные образцы назывались «Труженик», дабы отметить миролюбивый курс партии и правительства. Хотя создавался автомобиль явно с учетом потребностей армии.
Разумеется, комфорт здесь отсутствует как класс, чтобы управлять автомобилем, надо немного приноровиться: вспомнить, что такое двойной выжим сцепления, ловить машину на прямой, так как люфт рулевого управления в этом экземпляре очень большой. Если переборщить со скоростью проезда «лежачего полицейского», с машины можно натурально «катапультироваться». Ремней безопасности нет, борт низкий, тент сложен, сиденья скользкие, расположены высоко. Крепче за «баранку» держись, шофер!
Но есть обратная сторона жестких подвесок — они очень энергоемкие. Руль для машины без усилителя очень легко крутить, в передачах не запутаешься — их всего три в КПП. Но этого хватает: моторчик эластичный, передаточные числа подобраны хорошо. Максимальная скорость, которую развивает 55-сильный мотор объемом 2,1 л, — 90 км/ч. Но разгоняться до нее не хочется — едешь себе медленно, получаешь удовольствие от ретрошарма.
Салон прост и аскетичен, панель приборов имеет только самые необходимые индикаторы. Из элементов комфорта — печь да электрические стеклоочистители.
Выносливость — это слово приходит на ум, когда сталкиваешься с таким вездеходом. Прочность машины чувствуется в каждой детали. Техника военная, крепкая, металла в ней очень много. Может тянуть прицеп либо лафет с орудием весом 850 кг.
Конструкция предельно проста: рама, два моста, рессоры, живучий мотор и понижающая передача в раздаточной коробке. Большинство деталей опробовано на других автомобилях, выпущенных на Горьковском автозаводе. Двигатель, коробка передач, рулевой механизм, дифференциал, амортизаторы, тормоза, передние крылья, аккумулятор в значительной степени были унифицированы с узлами серийных грузовых и легковых машин. Удешевлялось производство нового автомобиля, упрощалось обеспечение его запасными частями, облегчался ремонт. И сегодня это играет на руку немногочисленным владельцам этих машин: подобрать запчасти не так сложно, как в случае с иными моделями.
А сколько существовало модификаций! «Шестьдесят девятку» скрещивали даже с «Победой» — в итоге получился один из первых в мире кроссоверов ГАЗ-М-72. Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод выпускал с 1952 года малую амфибию ГАЗ-46 (МАВ). В 1970-м на УАЗе был освоен модернизированный вариант ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. На ГАЗ-69 даже базировалась противотанковая реактивная установка 2П26 для пуска 4 управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 «Шмель»!
Но главное — незаурядные внедорожные способности. Большой дорожный просвет (210 мм с полной загрузкой), малые передний и задний свесы, полный привод, короткая база, удачное распределение веса по осям, выгодно подобранные передаточные отношения в трансмиссии позволяли ей уверенно идти по снежной целине и грязи. Слабенький 55-сильный моторчик от «Победы»? Включил «понижайку» — и поедет ГАЗ что танк.
Ходы подвесок внушительные. Хотя межколесных блокировок и нет, чтобы «вывесить» эту машину, канаву надо искать поглубже. Времени для этого было немного, колесо от земли так и не оторвали, но на фото по поводу подвесок и так все понятно. И за бамперы можно не беспокоиться — они крепкие, из толстой стали. Машина очень полюбилась джиперам: немного «тюнинга» — и на джип-триал! Есть полностью переделанные автомобили — вариантов для технического творчества в случае с ГАЗ-69 много.
Но и стандартному «шестьдесят девятому» все равно куда ехать. Рычит себе своим бензиновым моторчиком, ползет невозмутимо вперед. Главное при этом не перевернуться — машина высокая, защитных дуг нет… Перевернуться страшно. В ГАЗе сурова и тормозная система, в которой четыре рабочих барабана и один контур гидропривода. Усилителя, конечно же, нет. Давить на педаль тормоза надо со всей дури.
Впечатления от автомобиля потрясающие. Это крепкий, выносливый, красивый и очень способный внедорожник, настоящий труженик. Хватает экземпляров, которые ездят и по сей день, но полностью оригинальных ГАЗ-69 немного — спасибо Владимиру за восстановленный автомобиль.
Кстати, в детском центре «Автомир» имеются и другие уникальные экземпляры автомобильной промышленности. Но об этом поговорим в следующий раз — следите за сайтом!
Юрий ГЛАДЧУК
ABW.BY
Фото автора
Заметки на полях
Непонятно, то ли это технический просчет, то ли особенность данного экземпляра… Но если вывернуть колеса максимально влево и выжать сцепление — привод последнего задевается за колесо, педаль остается в полу.
Раздаточная коробка шестеренчатая, имеет две передачи с передаточными числами 1,15 и 2,78. Низшая передача (2,78) может быть включена только после включения переднего моста.
Багажное отделение не самое объемное, зато борт откидывается как в Land Rover.
Бамперы сделаны из металла — за них не страшно. Штурмовать можно любые препятствия.
Запускается двигатель педалью стартера. Под капотом на левой стороне двигателя монтировался котел предпускового подогрева! В зимнее время необходимо было вывернуть руль вправо, в крыле левого переднего колеса открыть люк и в жаровую трубу котла вставить работающую паяльную лампу. Прогревалась жидкость в системе охлаждения, горячими газами согревалось моторное масло в поддоне картера. При подогреве «сухого» двигателя в котел заливалось 5 литров воды, затем следовал подогрев образующимся паром. Далее запуск двигателя и долив воды в радиатор.
Поднимающаяся вперед-вверх рамка ветрового стекла делала поездку в жаркую пору более комфортной, но не менее пыльной. При сложенном тенте ветровое стекло можно полностью откинуть на кронштейны капота.
Модификации
ГАЗ-69 — восьмиместный, с двумя дверями и откидным бортом.
ГАЗ-69А — пятиместный, с четырьмя дверями и багажником.
ГАЗ-69Э — с экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-69М — восьмиместный, с двумя дверями и откидным бортом. Экспортный вариант с объемом двигателя 2432 куб. см, диаметр цилиндра 88 мм, 72-й бензин.
ГАЗ-69МЭ — восьмиместный, с двумя дверями и откидным бортом. Экспортный вариант с объемом двигателя 2432 куб. см, диаметр цилиндра 88 мм, 72-й бензин. С экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-69 АМ — пятиместный, с четырьмя дверями и багажником. Экспортный вариант с объемом двигателя 2432 куб. см, диаметр цилиндра 88 мм, 72-й бензин.
ГАЗ-69АМЭ — восьмиместный, с двумя дверями и откидным бортом. Экспортный вариант с объемом двигателя 2432 куб. см, диаметр цилиндра 88 мм, 7-й бензин. С экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-69-68 — восьмиместный, с двумя дверями и откидным бортом.
ГАЗ-69А-68 — пятиместный, с четырьмя дверями и багажником.
ГАЗ-69П — автомобиль милиции.
«Малютка» — детский пожарный автонасос детско-юношеской пожарной команды пионерлагера «Артек».
Т-З-П — тротуароуборочная машина.
Т-5 — подметально-уборочная машина.
ЛФМ-ГПИ-29 (ЛФМ-1) — ледово-фрезерная машина для подготовки взлетно-посадочных полос на ледовых аэродромах.
ЛФМ-ГПИ-29А — ледово-фрезерная машина для подготовки взлетно-посадочных полос на ледовых аэродромах.
ГАЗ-69Б — почтовый сельский.
АПА-12 — аэродромный пусковой агрегат (для электростартерного запуска ТРД).
АПА-12Б — модификация АПА-12 с дополнительно установленной гидравлической системой.
АТ-3, АТ-4М — аэродромный транспортер. Предназначался для механизированной загрузки грузов, почты и багажа в транспортные отсеки воздушных судов.
ГАЗ 69А АШП-4 — штабная пожарная машина.
ГАЗ 69 ПМГ-20 (АНП-20) — автонасос пожарный.
ПМГ-29 (АЦПТ-20) — пожарный автомобиль.
ГАЗ-69 ЛСД — санитарный фургон.
СВП-69М — автомобиль скорой ветеринарной помощи.
ГАЗ-69 — автокран.
ГАЗ-69А АШ-4 — штабной автомобиль.
ГАЗ-46 — легкая плавающая машина.
ГАЗ-69 ДИМ — дорожный индукционный миноискатель. Предназначен для механизированного поиска и обнаружения противотанковых и противотранспортных мин, имеющих металлические корпуса или детали, установленных под дорожное покрытие автомобильных дорог, взлетно-посадочных и рулежных полос, стоянок самолетов на аэродромах, бродов глубиной до 70 см.
ГАЗ-69ТМ (ТМГ) — артиллерийский топопривязчик ГАЗ-69ТМ (ГАЗ-69ТМГ) представляет собой автомобиль, на котором смонтирован комплект приборов навигационной аппаратуры, обеспечивающий автоматическое определение координат привязываемых точек.
ГАЗ-69РХ — машина радиационной и химической разведки.
Р-125 «Алфавит» — командно-штабная машина, создавалась для обеспечения радиосвязи командиров частей и начальников служб сухопутных войск и была дальнейшим развитием автомобильного варианта радиостанции Р-104 «Кедр». КШМ выпускалась запорожским заводом «Радиоприбор».
ПТУР «Шмель» — машина 2П26 на базе ГАЗ-69. Разработана СКБ (КБМ, Коломна). Используемые ПТУР — 3М6 (ПУР-61).
Технические характеристики ГАЗ-69 и ГАЗ-69А | ||
Модификация | ГАЗ-69 | ГАЗ-69А |
Тип кузова | 2-дв./съемный верх | 4-дв./съемный верх |
Число мест | 8 | 5 |
Длина, мм | 3848 | |
Ширина, мм | 1750 | |
Высота, мм | 2030 | 1760 |
Колесная база, мм | 2300 | |
Дорожный просвет, мм | 210 | |
Масса снаряженная, кг | 1535 | 1550 |
Привод | полный (подключаемый) | |
Раздатка | 2-ст.![]() |
|
Коробка передач | 3-ст. механическая | |
Тип двигателя | карбюратор | |
Объем двигателя, куб. см | 2120 | |
Число цилиндров | 4 | |
Мощность двигателя, л.с. при об/мин | 55/3600 | |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 125/2000 | |
Макс. скорость, км/ч | 90 |
ГАЗ-69 | BARONUS
ГАЗ-69
ГАЗ-69 (УАЗ-69) («Козлик», «Газик») — советский легковой автомобиль повышенной проходимости.
Производился с 1953 по 1972 год.
Немного истории.
ГАЗ — 69 cоздан конструкторами Горьковского Автомобильного Завода на замену модели ГАЗ-67Б. Разработка автомобиля началась еще в 1946 году, опытные образцы изготавливались с 1948 года под названием «Труженик».
Серийный выпуск начат с 25 августа 1953г. Выпускался на Горьковском Автомобильном Заводе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск — на бывший УльЗиС, в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а в конце 1940-х — полуторку ГАЗ-ММ-В. С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский Автомобильный Завод (УАЗ). Как и предыдущие горьковские внедорожники — «русские джипы» — ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69 в народе назывался «Козликом».
С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем. Производство семейства ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причём параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешёл с 1956 года.
На базе ходовой части ГАЗ-69 и усиленного несущего кузова «Победы» Горьковский завод с середины 1955 года освоил выпуск оригинального внедорожника «М72» (ГАЗ-М72). Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод выпускал с 1952 года малую амфибию ГАЗ-46 (МАВ). В 1970 году на УАЗе был освоен модернизированный вариант ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. На ГАЗ-69 базировалась также противотанковая реактивная установка 2П26 для пуска 4 управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 «Шмель». На базе полноприводного ГАЗ-69 был создан опытный образец фургона ГАЗ-19 с колёсной формулой 4х2 для обслуживания почтовых учреждений.
Технические характеристики:
Тип двигателя — 4-тактный, бензиновый, карбюраторный.
Количество цилиндров — 4.
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 82×100
Рабочий объём цилиндров — 2,12 л.
Степень сжатия — 6,2—6,5.
Максимальная мощность — 55 л. с. при 3600 об/мин.
Максимальный крутящий момент — 12,7 кгм при 2000 об/мин.
Воздухоочиститель инерционно-масляный, в системе смазки два фильтра — грубой очистки полнопоточный щелевой с отстойником (пакет из металлических дисков с зазорами, принудительная очиска зазоров проворачиванием ротора вручную) и фильтр тонкой очистки со сменным элементом ДАСФО (картонный двухсекционный автомобильный супер-фильтр-отстойник), работал только на слив масла в картер.
Сцепление сухое, однодисковое.
Коробка передач двухходовая, с тремя передачами вперёд и одной назад. Передаточные числа: 1-я передача — 3,115; 2-я передача — 1,772; 3-я передача — 1,000; задний ход — 3,738.
Раздаточная коробка шестерёнчатая, имеет две передачи с передаточными числами 1,15 и 2,78. Низшая передача (2.78) может быть включена только после включения переднего моста.
Карданных валов три: промежуточный, задний и передний.
Главная передача одинарная коническая, со спиральным зубом. Передаточное число главной передачи переднего и заднего мостов — 5,125. Полуоси полностью разгруженные.
Длина | 3850 мм |
Ширина | 1750 мм |
Высота | 2030 мм |
Колёсная база | 2300 мм |
Передний угол свеса | 45 |
Задний угол свеса | 35 |
Масса | 1525 кг |
Скорость | 90 км/ч |
Макс. мощность при 3700 об./мин | 55 л.с. |
Макс. крутящий момент | 12,7 кг·м |
Число цилиндров | 4 |
Объём двигателя | 2,12 л |
Передачи | три переднего хода, одна заднего |
Передаточные числа | 1 — 3,115 2 — 1,772 3 — 1,00 задний ход — 3,738 |
Размер шин | 6,50-16 |
Запас топлива | 48 л главный бак 27 л дополнительный бак (на ГАЗ-69А один бак на 60 л) |
Немного информации по ремонту и обслуживанию автомобиля ГАЗ-69 можно скачать здесь БЕСПЛАТНО и БЕЗ SMS.
Альбом плакатов ГАЗ-69.
Формат файла: АРХИВ ZIP
Размер файла: ~ 119 Мб
В архиве:
ГАЗ — 69\Автомобиль ГАЗ — 69.jpg
ГАЗ — 69\Войсковой ремонт автомобиля ГАЗ-69-68 2-е изд Москва — 1976.pdf
ГАЗ — 69\Габариты.jpg
ГАЗ — 69\Гидравлический привод тормозов, передний тормоз.jpg
ГАЗ — 69\Двигатель — поперечный и продольный разрез.jpg
ГАЗ — 69\Двигатель — поперечный разрез.jpg
ГАЗ — 69\Двигатель — продольный разрез.jpg
ГАЗ — 69\Задние тормоза, ручной тормоз.jpg
ГАЗ — 69\Источники тока.jpg
ГАЗ — 69\Карбюратор.jpg
ГАЗ — 69\Карбюратор К22Д (схема работы).jpg
ГАЗ — 69\Карбюратор К22Д.jpg
ГАЗ — 69\Карданные валы. jpg
ГАЗ — 69\Карданы — РК — КПП — Мосты.jpg
ГАЗ — 69\Карта смазки.jpg
ГАЗ — 69\Коробка передач.jpg
ГАЗ — 69\Коробка Передач_2.jpg
ГАЗ — 69\Крестовина и вилки.jpg
ГАЗ — 69\Кривошипно-шатунный механизм.jpg
ГАЗ — 69\Кузов, отопление и вентиляция.jpg
ГАЗ — 69\Общий Вид, органы управления, шасси.jpg
ГАЗ — 69\Общий разрез.jpg
ГАЗ — 69\Подвеска, рессора, амортизатор.jpg
ГАЗ — 69\Подвеска.jpg
ГАЗ — 69\Подвеска 2.jpg
ГАЗ — 69\Предпусковой подогреватель, схема отопления кузова.jpg
ГАЗ — 69\Приборы системы питания.jpg
ГАЗ — 69\Раздаточная коробка.jpg
ГАЗ — 69\Раздаточная коробка_2.jpg
ГАЗ — 69\Регулировка автомобиля ГАЗ-69.jpg
ГАЗ — 69\Рулевое управление.jpg
ГАЗ — 69\Система зажигания.jpg
ГАЗ — 69\Система охлаждения двигателя. jpg
ГАЗ — 69\Система охлаждения двигателя_2.jpg
ГАЗ — 69\Система смазки двигателя.jpg
ГАЗ — 69\Система смазки двигателя_2.jpg
ГАЗ — 69\Система смазки двигателя поперечный разрез.jpg
ГАЗ — 69\Смазка автомобиля.jpg
ГАЗ — 69\Схема работы амортизатора.jpg
ГАЗ — 69\Схема электрооборудования.jpg
ГАЗ — 69\Схема электрооборудования_2.jpg
ГАЗ — 69\Схема электрооборудования_3.jpg
ГАЗ — 69\Сцепление.jpg
ГАЗ — 69\Сцепление_2.jpg
ГАЗ — 69\Тормоза.jpg
ГАЗ — 69\Часть схемы зажигания.jpg
ГАЗ — 69\Шасси заднее.jpg
ГАЗ — 69\Шасси переднее.jpg
Скачать Альбом плакатов БЕСПЛАТНО и без SMS: http://depositfiles.com/files/wo9uihru3
АВТОМОБИЛИ ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. ИНСТРУКЦИЯ ПО УХОДУ.
г. Ульяновск — 1962г.
Формат файла: DOC
Размер файла: ~ 10,1 Мб
Скачать Инструкцию по уходу ГАЗ-69: http://depositfiles.com/files/1y9i8taok
Автомобиль ГАЗ-69. Технология текущего ремонта.
г. Москва — 1974г.
Формат файла: djvu
Размер файла: ~ 4 Мб
Скачать: http://depositfiles.com/files/qoa75e7rz
Формат файла: PDF
Размер файла: ~ 141 Мб
Скачать книгу Автомобиль ГАЗ-69 Технология текущего ремонта: http://depositfiles. com/files/8zj35u38i
Руководство: Войсковой ремонт автомобиля ГАЗ-69-68
2-е издание г. Москва — 1976г.
Формат файла: djvu
Размер файла: ~ 23 Мб
Скачать: http://depositfiles.com/files/d819ws9k7
Каталог запасных частей автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-69-А, УАЗ-450, УАЗ-450А и УАЗ-450Д
г. Москва — 1960г.
Формат файла: PDF
Размер файла: ~ 30 Мб
Скачать: http://depositfiles.com/files/h8drwiom9
Может вас заинтересует это на сайте BARONUS.RU:
Страница ошибки| eBay
Apple iPhone 11 — разблокированный — 64 ГБ, 128 ГБ, 256 ГБ — все цвета — CA — класс B
C $399,00
C $499,00| — скидка до 20 % — Предыдущая цена: 499,00 канадских долларов — скидка до 20 % | скидка до 29% — Предыдущая цена: 749,00 канадских долларов скидка до 29%Lenovo Thinkbook 15 Gen 4 Intel ноутбук, 15,6 «FHD IPS Touch Cnief Bezel
C $ 815,55
C $ 1 919,00| до 58% скидка — предыдущая цена: C $ 1,919.00 до 58% от
14 — — —.Masters 2022 — Коллекционная коробка бустеров Совершенно новые коробки бустеров MTG MTG
C $374.47
Apple iPhone 11 Pro — Unlocked — 64GB, 256GB, 512GB — All Colours — CA — Grade A
C $499.00
Apple iPhone 11 Pro Max — Unlocked — 64GB / 256GB / 512GB — CA — класс B
C 500,00 $
C 859,00 $| со скидкой до 42 % — предыдущая цена: 859,00 канадских долларов со скидкой до 42 %0006 C 567,00 $C 1 750,00 $| скидка до 68% — Предыдущая цена: C $1750,00 скидка до 68% скидка до 31% — Предыдущая цена: 419 канадских долларов скидка до 31%0009 C $549,99 | до 48% скидка — Предыдущая цена: C $ 549,99 до 48% скидкаSamsung Galaxy S10 128GB SM -G973 ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕГДА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ С аксессуарами
C $ 276.
00
Apple IPAD 9000 10,2,00. ) 256 ГБ WIFI Последняя модель
C 589,99 $
C 639,99 $| скидка до 8% — Предыдущая цена: C $639,99 скидка до 8%Samsung Galaxy S10e Unlocked Полностью функциональный с аксессуарами Все цвета !!!!
C 230,00 $
Apple iPhone XR — (разблокированный) A1984 (GSM) (CA) 64/128/256 ГБ — класс A
C 309,00 $
C 490,00 $ | скидка до 26% — Предыдущая цена: 419 канадских долларов скидка до 26% 2021) — (чип Apple M1 Pro / твердотельный накопитель емкостью 1 ТБ) — НОВЫЙ ЗАПЕЧАТАННЫЙC $2 645,00
C $3 150,00| скидка до 16% — Предыдущая цена: 3150,00 канадских долларов скидка до 16%C 190,00 $
Apple iPhone XS Max — разблокированный — (CA) 64 ГБ / 256 ГБ / 512 ГБ — класс A
C 389,00 $
C 499,00 $ 9001 | , скидка до 22 % — предыдущая цена: 499 канадских долларов, скидка до 22 %0005C $ 325,00
HP ELITEDESK 800 G3 MINI PC (Intel Core I5-7500T, 256 NVME, 8GB PC4, HDMI, 2xDP
C 331,00
C $ 1,300.0011111111115
- 015
. Цена: C $1300,00 скидка до 75% Отличное предложение !!!!C $110,00
DELL Business Latitude 7280 (Intel Core i7-7600U, 512 ГБ SSD, 16 ГБ PC4, веб-камера) со скидкой до 69 % — предыдущая цена: 1750,00 канадских долларов со скидкой до 69 %
C $2 250,00| скидка до 63% — Предыдущая цена: C $2 250,00 скидка до 63%Dell Latitude 7420, 14 дюймов, сенсорный экран (Intel 11-го поколения Core i7, 512 ГБ SSD, 32 ГБ, TB4, USB4) OFF
Dell 7610 16 Plus, 16 «3K 100% SRGB, I7-11800H, 1 ТБ SSD, 32 ГБ DDR4, RTX 3060/6GB
C $ 1 569,00
C $ 1,940.00| до 1C $ 1,940,00| 1111111111111111111t92C $ 1,940.00 | 111111111111111111.. Предыдущая цена: C $1940,00 скидка до 19%
Apple iPhone 11 — 64/ 128/ 256 ГБ (РАЗБЛОКИРОВАН) A2111 iOS (GSM и CDMA) !!!!
C 450,00 $
Наушники Lenovo Smart Device SD-Main Product
C 18,49 $
C 71,99 $| со скидкой до 74% — Предыдущая цена: C $71,99 со скидкой до 74%Samsung Galaxy Watch SM-R800 46 мм разблокирована || Полностью функциональный || Хорошее состояние
C $112,00
Apple iPhone 11 — разблокирован — 64 ГБ, 128 ГБ, 256 ГБ — все цвета — CA — класс A
C $ 419,00
Производство биогаза путем совместного переваривания козьего навоза с тремя растительными остатками
PLoS One. 2013; 8(6): e66845.
Опубликовано в сети 25 июня 2013 г. doi: 10.1371/journal.pone.0066845
, 1 , 2 , 1 , 2 , 2 , 2 и 2 , *
Ченю Ду, редактор
Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
Козий навоз (ГМ) является отличным сырьем для анаэробного сбраживания благодаря высокому содержанию общего азота и стабильности ферментации. Было проведено несколько сравнительных анализов анаэробного совместного переваривания ГМ с тремя растительными остатками (CR), а именно соломой пшеницы (WS), стеблями кукурузы (CS) и соломой риса (RS), при различных соотношениях смешивания. Все метантенки были реализованы одновременно при мезофильной температуре 35±1°С с общей концентрацией твердых веществ 8%. Результат показал, что комбинация GM с CS или RS значительно улучшила производство биогаза при всех соотношениях углерода к азоту (C/N). GM/CS (30:70), GM/CS (70:30), GM/RS (30:70) и GM/RS (50:50) давали самые высокие выходы биогаза из различных ко-субстратов (14840, 16023, 15608 и 15698 мл соответственно) через 55 дней ферментации. Выход биогаза GM/WS 30:70 (C/N 35,61), GM/CS 70:30 (C/N 21,19) и GM/RS 50:50 (C/N 26,23) был в 1,62, 2,11 и 1,83 раза выше, чем у у CR соответственно. Эти значения были определены как оптимальные отношения C/N для совместного переваривания. Однако по сравнению с обработкой GM/CS и GM/RS объем биогаза, образующегося при обработке GM/WS, был лишь немного выше, чем при однократном переваривании GM или WS. Такой результат был обусловлен высоким содержанием общего углерода (35,83 %) и лигнина (24,34 %) в WS, что ингибировало биодеградацию.
Китай — одна из крупнейших сельскохозяйственных стран мира. Производство чистых пожнивных остатков (CR) в Китае оценивается более чем в 800 млн т/год [1], что занимает первое место в мире. Использование сельскохозяйственных отходов в качестве основного компонента возобновляемых источников энергии подходит для повышения энергетической безопасности и уменьшения нарушения окружающей среды, вызванного выбросами углерода [2], [3]. Пшеничная солома (WS), рисовая солома (RS) и стебли кукурузы (CS) входят в тройку основных отходов сельского хозяйства в Китае и составляют 80,5% от общего объема производства (15,7%, 24,2% и 40,6% соответственно) [1]. Таким образом, изучение энергетического потенциала этих трех отходов имеет важное значение.
Анаэробное сбраживание (АД) — это биологический процесс, при котором биогаз вырабатывается из биоразлагаемых бактериями отходов в условиях низкого содержания кислорода или его отсутствия. В последние два десятилетия AD применялась как эффективная технология для решения проблем нехватки энергии и загрязнения окружающей среды биотехнологическими отраслями и жилой деятельностью, вызванных отоплением и производством электроэнергии [4], [5], [6].
CR и навоз недавно использовались вместе для производства биогаза с помощью AD. По сравнению с однократным сбраживанием исходного сырья совместное сбраживание CR и навоза животных увеличивает скорость производства биогаза из-за большего баланса между углеродом и азотом [7] и повышает эффективность АД [8]. Годовой выход козьего навоза (ГМ) в Китае составляет приблизительно 3,21×10 9 .0293 8 т, за которыми следуют молочный, свиной и куриный помет [9]. Содержание общего азота (TN) в свежем ГМ (1,01 %) и курином помете (1,03 %) значительно выше, чем в молочном (0,35 %) и свином (0,24 %) помете [10]. Высокое содержание TN полезно для совместного переваривания с CR, поскольку оно снижает отношение углерода к азоту (C / N) субстратов с одним CR. ГМ также нечувствителен к подкислению во время анаэробного брожения [11], [12]. Следовательно, ГМ является отличным сырьем для AD. Хотя сообщалось, что различное сырье, такое как сельскохозяйственные отходы, навоз животных, осадок сточных вод и пищевые отходы, потенциально пригодно для совместного переваривания [7], [13], [14], [15], [16], [17]. ], [18], [19], [20], подходящие соотношения смешивания многокомпонентных субстратов между GM и различными CR в значительной степени неизвестны.
Мы исследовали эффективность производства биогаза при анаэробном совместном сбраживании под влиянием различных соотношений смешивания GM и CR. Наилучшее соотношение между этими субстратами было получено при сравнении результатов. Кроме того, были предложены оптимальные условия совместного сбраживания для производства биогаза.
Сырье и инокуляты
ГМ был получен с местной животноводческой фермы рядом с Северо-Западным университетом сельского и лесного хозяйства (NWAFU), Янлин Шэньси, Китай. WS, CS и RS были собраны с опытного поля СВАФУ. Все эти соломинки разрезали на секции длиной от 2 до 3 см с помощью измельчителя. Инокулят представлял собой анаэробный осадок молочного навоза, полученный из анаэробного варочного котла в местной деревне.
Экспериментальный автоклав и конструкция
Эксперимент проводился согласно Song et al. (2012) с использованием лабораторных анаэробных реакторов, изготовленных из 1-литровых колб Эрленмейера. Реакторы периодического действия использовались для определения совместного переваривания GM, смешанного с тремя CR. Рабочий объем каждого ферментера составлял 700 мл, включая 140 г инокулята и соответствующее количество материала для гидролиза. В метантенки добавляли деионизированную воду для поддержания общего содержания твердых веществ (TS) на уровне 8% [5]. Все реакторы осторожно перемешивали вручную в течение примерно 1 мин/день перед измерением объема биогаза.
Для получения наилучшего соотношения смешивания при совместном переваривании ГМ с добавлением трех CR в качестве внешних источников углерода были взяты пять различных массовых соотношений смешивания: 90∶10, 70∶30, 50∶50, 30∶70 и 10∶90. тестировали в мезофильных условиях (35±1°C) в течение 55 дней. Несмешанные GM (100∶0) и CR (0∶100) подвергались анаэробному перевариванию в качестве контроля. Каждую обработку проводили трижды с контролем для изучения влияния различных соотношений смесей на производство биогаза.
Анализ и статистика
Содержание TS, летучих твердых веществ (VS), pH, летучих жирных кислот (VFA) и TN в материалах определяли в соответствии со Стандартными методами исследования воды и сточных вод Американской ассоциации общественного здравоохранения [21]. ]. Содержание общего углерода (TC) и лигнина анализировали с использованием метода, описанного Cuetos et al. и Сонг и др. [5], [22]. Количество биогаза, полученного из каждого метантенка, регистрировали каждый день с использованием метода вытеснения воды в течение периода метанирования. Каждый периодический эксперимент считался завершенным, когда в течение 10 дней наблюдалась четкая тенденция к снижению суточного объема производимого биогаза.
ANOVA был выполнен для определения существенных различий между каждым лечением с использованием SAS версии 8.12 (SAS Institute Inc., Кэри, Северная Каролина, США).
Характеристики субстрата
Отношения C/N различных субстратов и смесей субстратов в AD сильно влияют на производство биогаза [23], [24]. Более высокое содержание углерода обеспечивает большее количество углерода для производства CH 4 , тогда как более низкое содержание азота ограничивает микробную активность, поскольку микробам требуется значительное количество азота для поддержания роста [8]. Идеальные отношения C/N находятся в диапазоне от 9до 30 для анаэробных метантенков [25]. Химические характеристики субстратов, использованных в данном исследовании, показаны на рис. Соотношение C/N ГМ составляло 17,97, что слишком мало для производства биогаза. Однако отношение C/N у WS, CS и RS было значительно выше (91,17, 88,13 и 92,91 соответственно), чем у GM ( P <0,01). Этот результат свидетельствует о том, что CR увеличивают производство метана при совместном переваривании с GM при оптимальном соотношении C/N.
Таблица 1
Химическая характеристика субстратов, используемых в экспериментах по совместному перевариванию.
GM | WS | CS | RS | |
pH | 7.![]() | ND | ND | ND |
TS (%) | 33.65 ±3.23, b | 81.08±7.62, a | 81.74±7.43, a | 77.92±6.97, a |
VS (%) | 82.21±8.93, a | 90.29±9.25, a | 91.42 ±9,33, а | 94,23±9,42, а |
TC (%) | 18.22±1.14, c | 35.83±3.17, a | 28.![]() | 31.96±2.92, ab |
TN (%) | 1.014±0.11, a | 0.393±0.02, b | 0.327±0.04, b | 0.344±0.02, b |
C/N | 17.97±0.84, b | 91.17±3.44, a | 88.13±4.65, a | 92,91±3,10, а |
Лигнин (%) | НД | 24,34±1,89, а | 15,38±1,21, б | 9,49±0,33, в |
Открыть в отдельном окне
ИР, общий твердый; ВС, летучие твердые вещества; ТС, общий углерод; TN, общий азот.
Значения представляют собой среднее ± стандартное отклонение трехкратных измерений.
НО = не обнаружено.
Тест ANOVA был проведен для определения различий между каждым сортом. Значения с одинаковыми буквами указывают на отсутствие существенной разницы в Р <0,01.
Выход биогаза и производительность при различных соотношениях GM/CR
Суточная продукция биогаза при совместном переваривании GM и CR в течение 55 дней переваривания была рассчитана при различных соотношениях смешивания (). Были измерены образцы с соотношениями смешивания GM/WS 30:70, GM/CS 30:70 и GM/RS 50:50, и их пиковые значения выхода составили 570, 585 и 525 мл/сутки 17, 19 и 11 числа. д соответственно (). Переваривание одного субстрата ГМ (100:0) давало биогаз раньше, чем другие комбинации, но имело два относительно небольших пика (402 и 500 мл/день) (). Напротив, переваривание любого одного субстрата CR (0:100) имело только один пик (GM/WS 547, GM/CS 540 и GM/RS 477 мл/день), который наблюдался раньше, чем другие комбинации (с 3-го по 6-й день). г) и быстро уменьшалась после 16-го д (). Эти результаты показывают, что совместное переваривание GM и CR может значительно отсрочить достижение максимальной газообразования.
Открыть в отдельном окне
Ежедневное производство биогаза при совместном переваривании ГМ и WS (A), CS (B) и RS (C) с различными соотношениями смешивания.
Средние значения получены из трех независимых повторов. Вертикальные полосы представляют собой стандартные отклонения.
Конечные совокупные объемы производства биогаза при совместном сбраживании ГМ и ХР при различных соотношениях компонентов показаны на рис. Совокупное производство биогаза для GM/WS 10:90, 30:70, 50:50, 70:30 и 90:10 составило 11890, 12765, 11253, 12685 и 9650 мл соответственно (). Эти результаты показали увеличение на 51,0%, 62,1%, 42,9%, 61,1% и 22,6% по сравнению с одним WS (7874 мл) и увеличение на 51,0%, 62,1%, 42,9% и 22,6% по сравнению с одним GM ( 10375 мл). Однако производство биогаза GM/WS 90:10 (9650 мл) было ниже, чем у одного GM (13). Те же самые тенденции наблюдались для обработок GM/CS и GM/RS, которые имели значительно большее увеличение (1). Эти данные показали, что совместное переваривание GM и CR значительно улучшило биоразлагаемость и производство биогаза при большинстве соотношений смешивания по сравнению с перевариванием одного субстрата. Наши результаты подтверждают результаты Wu et al. [26], которые обнаружили, что совместное переваривание свиного навоза с CS, овсяной соломой и WS значительно увеличивает производство биогаза и чистый CH 4 объем при всех соотношениях C/N.
Открыть в отдельном окне
Совокупное производство биогаза при совместном сбраживании ГМ и WS (A), CS (B) и RS (C) с различными соотношениями смешивания.
Средние значения получены из трех независимых повторов. Вертикальные полосы представляют собой стандартные отклонения.
Чтобы сравнить влияние переваривания одного субстрата и совместного переваривания с ГМ и CR, общий выход биогаза для каждой комбинации показан на рис. Общее производство биогаза в большинстве систем совместного сбраживания было выше, чем при одиночном сбраживании ГМ или CR, за исключением GM/WS 9.0:10 и GM/RS 10:90. GM/CS 70:30 показал самый высокий общий выход биогаза 16,02 л во всех обработках, что было на 83,02% и 54,44% выше, чем у CS и GM по отдельности, соответственно. Среди всех обработок GM/RS общее производство биогаза GM/RS 50:50 (15,70 л) было на 111,28% и 51,31% выше, чем при использовании только CS и только GM, соответственно. Совместное переваривание GM/WS 30:70 было на 62,12% и 23,04% выше, чем у WS и GM по отдельности, соответственно. По сравнению с ТС содержание CS (28,82%) и RS (31,96%), более высокое содержание ТС в WS (35,83%) подавляло микробный рост и метаногенез из-за дефицита аммонийного азота и низкого рН [22], [27], [28].
Открыть в отдельном окне
Общее производство биогаза в результате анаэробного совместного сбраживания ГМ с WS, CS и RS с различными соотношениями смешивания.
Средние значения получены из трех независимых повторов. Вертикальные полосы представляют собой стандартные отклонения. Тест ANOVA был проведен для определения различий между каждым сортом. Значения с одинаковыми буквами указывают на отсутствие существенной разницы в Р <0,01.
Эти результаты показали, что совместное сбраживание с подходящими смесями GM и CR является эффективным способом продления периода наибольшего образования газа и повышения выхода биогаза. ANOVA показал, что общее производство биогаза при совместном переваривании было значительно выше ( P <0,01), чем при однократном переваривании GM или CR (1).
Влияние отношения C/N на производство биогаза
Отношение C/N представляет собой соотношение между количеством углерода и азота, присутствующих в органических материалах, и является важным показателем для управления системами биологической очистки [23]. С одной стороны, высокое отношение C/N свидетельствует о быстром потреблении азота метаногенами и приводит к снижению газообразования. С другой стороны, низкое отношение C/N приводит к накоплению аммиака и увеличению значений pH, что токсично для метаногенных бактерий [29].]. Среднее значение отношения C/N для каждой комбинации совместного переваривания и одиночного переваривания колебалось от 92,79 до 17,97 (+). Соотношение C/N при совместном переваривании было значительно ниже, чем у материалов CR ( P <0,01, ), что указывает на то, что совместное переваривание эффективно снижало отношение C/N при БА. Экспериментальные данные показали, что выходы биогаза в большинстве случаев совместного сбраживания были выше, чем при соответствующем одиночном сбраживании. По совокупному производству биогаза () самые высокие выходы биогаза (12765, 15698 и 16023 мл) при GM/WS 30:70 (C/N 35,64), GM/CS 70:30 (C/N 21,26) и GM/RS 50:50 (C/N 26,28) были 1,62, 2,11 и 1,83. раза выше, чем только у CR соответственно. Однако общий выход биогаза при трех обработках GM/CR 10:90 не увеличился и был даже ниже, чем при использовании одного субстрата.
Причиной этого результата было то, что отношения C/N для каждой обработки GM/CR 10:90 были меньше 20 (+). Результаты показали, что идеальный диапазон соотношения C/N составляет от 20 до 35 при совместном переваривании GM с CR, что согласуется с отчетом Verma [29].], который показал, что оптимальные отношения C/N в анаэробных варочных котлах находятся в пределах от 20 до 30.
Таблица 2
Средние значения отношений C/N при совместном переваривании ГМ с тремя CR.