Какое дерево лучше для резьбы – Выбор древесины для резьбы | Mebli24

Породы древесины для резьбы по дереву

Резьба по дереву – это русский вид декоративного искусства, который уходит своими корнями в глубь веков. Дерево на Руси всегда считалось основным материалом для изготовления жилищ и домашней утвари, а так же и художественных изделий. Под воздействием инструмента мастер превращает дерево в разнообразные произведения искусства.

Для резьбы по дереву применяют различные породы дерева. Они отличаются друг от друга, прежде всего, плотностью, прямотой волокон, цветом и твердостью. Выбор той либо другой породы зависит от назначения, а так же от формы украшаемого деревянного изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы по дереву применяет липу. Древесина липы достаточно легко и чисто режется, но она немного подвержена растрескиванию и короблению. Из-за того, что у нее низкая твердость, липу не применяют для изготовления деревянной мебели, поэтому ее использование ограничено мелкими бытовыми изделиями. Эта порода дерева легкая, податливая для резца, имеет тонковолокнистое строение и белый цвет древесины. Кроме того, на ней можно выполнить самую сложную и тонкую резьбу и прекрасно подходить для резных наличников из дерева. 

Ольха еще с древних времен считалась «деревом-хамелеоном». Древесина дерева этой породы белого цвета, но, на воздухе она быстро краснеет, а через некоторое время становится розовой. Ольха является легким деревом, однородного строения, хорошо режется и широко применяется в декоративно-прикладном искусстве, но немного коробится. Эта древесина воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ по дереву.

Красивым материалом для резьбы является древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется сложнее, но качество резьбы отменное. Береза, в качестве породы дерева для резьбы, благодаря белому с желтоватым оттенком цвету, однородности, вязкости и твердости своей древесины применяется в токарных и резных работах. Древесина березы отменно окрашивается и отделывается. К ее недочетам можно отнести - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также наклонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет использовать ее в огромных изделиях.

Для резьбы на мелких изделиях – например: посуде, сувенирах - применяют древесину тополя и осины. Древесина осины однородная со слабым зеленоватым оттенком, ее чаще применяют в токарных и резных работах, например для изготовления ложек или другой мелкой кухонной посуды.

Дуб с древних времен использовали для огромных декоративных резных работ и изготовления красивой мебели с резьбой. Древесина дуба однородная, плотная, вязкая и необычайно прочная, поэтому резьба по дубу очень трудна и трудоемка. Большой популярностью в наше время пользуются лестницы из дуба. Они самые прочные из всех деревянных, и отличаются своей изящностью и красотой.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает поменьше сколов, потому что она больше однородна. Бук прекрасно поддается окраске водными растворами красителей и отделывается. Используют бук в основном для мелких резных работ по дереву.

Древесина ореха – является отличнейшим материалом для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, очень редко скалывается и позволяет исполнять самую точную и мелкую резьбу. Древесина ореха отлично отделывается и хорошо полируется. Эту древесину применяют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для  резьбы в сочетании с другими породами.

У клена древесина белого цвета с желтоватым оттенком и красивой текстурой. По прочности эта древесина твердая, вязкая и прочная. В давние времена древесину клена еще называли «павлиньим глазом» за ее внешний вид, который она приобретает после полировки по радиальному срезу.

Для мелких изделий из дерева, украшаемых резьбой, применяют и больше редчайшие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы используют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба огромная, следственно неровность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее огромнее сучков и она дюже твердая, следственно она реже используется для резьбы.

Для резьбы нужно использовать только высококачественную древесину, чтобы изделия были красивыми и прослужили не один год.

reznoe33.ru

Выбор и заготовка древесины - Урок резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих / Заочное обучение резьбе Татьянка / Татьянка.ру

Придумав технологию резьбы «Татьянка», я начал искать, на чем бы ее реализовать. Самое первое изделие было вырезано на небольшом сосновом щите (30х80 см), причем очень сухом и старом, склеенном из дощечек. До этого он был полкой стеллажа, которую я нашел во дворе института Хаус Миньон в Гамбурге, где стажировался в качестве скульптора по дереву. Нарисовал я на щите глухаря, вокруг которого изобразил по определенной схеме что-то вроде травы, веток и листьев, и вырезал за несколько часов. Получилось все очень быстро, легко и выразительно, я был вполне доволен результатом.
Уже потом, в Москве, я перепробовал разные древесные породы: дуб, березу, ольху, сосну и липу. У каждой породы дерева свои физико-механические свойства, что весьма сильно влияет на резьбу. Чуть ли не под каждую породу надо не только перетачивать инструмент, но и подбирать рисунок, композицию.
В итоге остановил свой выбор на заготовках народных промыслов, которые традиционно применяют древесину липы. Приобрел на Измайловском вернисаже ряд шкатулок, привезенных из Нижегородской губернии, попробовал на них «Татьянку» и понял — это именно то, что надо. А поскольку хохломская роспись — промысел давний, то и материала в виде разного рода шкатулок, ваз, кубков, браслетов, тарелок, подносов и тому подобного будет в избытке. Традиционно эти деревянные заготовки очень хорошего качества.

Сейчас, по истечении почти 20 лет существования “Татьянки”, можно констатировать: самые сложные по технике и рисунку изделия, самая виртуозная и интересная резьба получается на липе. Весь инструмент, размеры изделий, все элементы резьбы, композиции в основе своей были рассчитаны именно на нее. Остановившись на липе, к другим породам дерева я уже обращался гораздо реже, только в силу необходимости выполнения заказов.
А вот липа меня просто покорила своей равномерной плотностью, малой усадкой, хорошей возможностью резания во всех направлениях, податливостью, пластичностью, не требовала она и больших усилий при резании. Древесина липы мягкая, легкая, светлая. Она хорошо раскалывается, пилится и строгается, быстро сохнет, мало коробится и усыхает.
Но не всякая липа годится для резьбы: например, плотность сердцевины намного меньше, чем на периферии (заболони), и лучше сердцевину (ядро) не применять. Надо отметить, что плотность древесины также сильно зависит от места и условий произрастания и возраста дерева. Очень плохи по упругости и плотности молодые деревья, едва достигающие в диаметре 15 см. Их для работы лучше не использовать. А вот зрелые деревья, особенно в возрасте 55-70 лет, очень крепкие, плотные, упругие. И чем тоньше и чаще идут годичные кольца, тем лучше это для резьбы.

У начинающих резчиков проблема, где найти материал, особенно липу, возникает сразу. Но потом оказывается, что не так уж это и сложно. Обычно везде, где работает пилорама, есть доски и из липы, куда-нибудь отложенные пильщиками. Липа хоть и не годится для строительства, тем не менее из нее делают разные мелкие поделки, ковши, рамки для ульев. Часто хранят ее про запас, для резьбы. Но ы последние же десятилетия гонят из липы вагонку, развелось множество мастерских, использующих именно липу, так что теперь приобрести ее гораздо легче.
Для резчика, в принципе, годится любая древесина, но только гладкая, ровная, без пороков и без сучков. Хотя все зависит от применения, от того, что хочет сделать мастер, ну и от его таланта. Обыграть можно любой завиток или сучок. Мы, например, используем чистые доски или деревянные заготовки, поскольку режем, как на полотне бумажного листа, не учитывая рисунок текстуры дерева, а композицию развиваем, руководствуясь лишь техникой резьбы и замыслом.

В Москву на продажу привозят уже готовые формы — «белье» — из разных областей. При покупке деревянных заготовок руководствуются внешним видом «болванки». Древесина должна быть здоровая, желтоватого цвета, плотная, без рытвин и трещин, без темно-серых и коричневых пятен, косослоя, свилеватости. Токарные изделия должны быть обязательно отполированные, но не шлифованные. Матово-белые изделия — это обычно признак плохой, невыдержанной древесины.

На рынках часто выдают осину или тополь за липу. Тут особенно нужно быть бдительным и иметь опыт.

Деревянные заготовки изделий обычно имеют при продаже очень хороший процент влажности и практически готовы для резьбы. Поэтому их лучше резать сразу (в течение трех дней), иначе они при хранении в комнате непременно пересохнут, и в дальнейшем работа с ними станет более трудоемкой. В крайнем случае, если вы купили заготовки впрок или хотите хранить, складировать доски, положите их на балкон, в сарай на стеллажи или на чердак.

Со временем вы постепенно выработаете собственные приемы заготовки древесины. Вполне возможно, что в будущем у вас появятся заказы и вы будете работать с разными породами деревьев. Но начните с одного вида древесины, освойте технологию выполнения резьбы на нем до профессионализма.
Нужно всегда помнить, что в природе нет одинаковых кусков дерева, отчего не бывает и одинаковых изделий, хотя весьма схожими они могут быть. Поэтому отношение к массиву древесины, из которого вы хотите сделать изделие, всегда должно быть предельно бережным и рационально-разумным. Нет плохой древесины, если только она не гнилая или резчик не знает, как ее использовать. Прямо скажем: необходимо быть глубокомысленно мудрым при работе с деревом, стараться виртуозно работать, добиваясь выразительности резьбы.

Автор статьи — Сасыков Шамиль. Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"

www.tatianka.ru

Древесина для резьбы по дереву

Древесина для резьбы по дереву  и заготовки  можно купить в специализированных магазинах или по Интернету. Естественная красота и уникальные свойства

дерева позволяют резчику терпеливо превращать его в произведение искусства.  Хорошим источником служат также каталоги по резьбе по дереву, эскизы. Конечно, вы можете сделать заготовки сами. Но перед покупкой следует учесть следующие важные факторы.


Влажность

С молодым, свежесрубленным деревом работать легче, чем с тем же деревом, но уже постаревшим или высушенным. Однако свежесрубленное дерево при высыхании может потрескаться, если только вы не примете надлежащие меры по облегчению внутренних повреждений. С высушенным деревом многих подобных проблем можно будет избежать.


Вес и плотность

Поскольку влажность свежего дерева определяет его вес, следует отметить, что в большинстве случаев чем тяжелее и плотнее дерево, тем труднее с ним работать. Например, чтобы вырезать изделие из орехового дерева, мне требуется в два-три раза больше времени, чем сделать тот же проект из липы или сахарной сосны.


Состояние дерева

Некоторые характеристики волокон, наросты и другие дефекты, а также разнообразные включения могут привести к серьезным проблемам. Гвозди, колючая проволока, пули и песчинки повредят инструменты. Перекрученные волокна могут заставить ваш инструмент идти не в том направлении, особенно когда вы двигаетесь поперек волокон. Чтобы избежать всех этих трудностей, следует внимательно осмотреть дерево перед работой.


Виды древесины

Дерево для резьбы бывает мягких и твердых пород. Важными факторами при ее выборе являются доступность и цена. Из твердого дерева вырезать труднее, чем из мягкого. Когда волокна расположены беспорядочно, работать тяжело, но при этом часто получаются красивые причудливые изделия. Если вы настроены на тщательную разработку деталей, выбирайте дерево с близким расположением волокон. На мой взгляд, перечисленные ниже породы древесины – идеальный вариант в каждой категории ремонт мебели.

Самое главное заключается в том, чтобы найти нужное дерево для вашего проекта, а скорее даже – нужный кусок дерева. Несколько лет назад одна из моих студенток принесла старую доску из сосны с четырьмя наростами, из которой потом вырезана композицию из двух сов, сидящих на ветке. Наросты были представлены как глаза сов. Девушка наслаждалась каждой минутой своей работы.

























Заморская древесинаМягкая древесинаТвердая древесина
ЛипаСосна белаяАмериканская липа
Красное деревоСосна сахарнаяОрех серый
Испанский кедрСосна желтаяКонский каштан

Если для проекта вам не удалось найти дерево нужного размера, всегда можно склеить вместе более тонкие доски. Для придания заготовке оригинальности направьте волокна в нужном вам направлении. В некоторых случаях это сократит количество лишней древесины, которую придется убрать. Узлы не проблема дня цветного изделия. Используя древесину разных оттенков, вы достигнете других интересных эффектов.

Наконец, если вы в этом деле новичок, начните с американской липы или сахарной сосны, прежде чем наберетесь опыта. С обеими породами легко работать; кроме того, вырезанные детали хорошо держатся.

brigadeer.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *