Виды красок по металлу. Строительный блог
Хотя металл является универсальным материалом, который можно использовать для создания функциональных или декоративных элементов домашнего интерьера, в отличие от того же дерева или пластика, он требует постоянного внимания, ухода и надежной защиты от влаги. К счастью, с главными напастями металла — ржавчиной и потускнением — справляется качественная краска, не только укрывающая металлическую поверхность от коррозии, но и способная вернуть нужному изделию «товарный вид».
В процессе покраски выбор лакокрасочных материалов имеет едва ли не первостепенное значение.
Металлическая поверхность имеет плотную, непористую структуру, отличную от деревянной или каменной; чтобы схватиться с частицами металла и остаться на нём в течение долгого времени, краска должна быть достаточно липкой и прочной
Но мало просто решить, что вам нужна краска именно по металлу — необходимо определиться, чего вы ждете от этой краски.
Исходя из этого, в настоящее время существует два типа краски для металла, каждый из которых предназначен для использования в своих, особых условиях и обладает как очевидными достоинствами, так и очевидными недостатками.
Краска на масляной основе
Масляная краска по многим причинам считается едва ли не лучшей краской для металла. Благодаря вязкой основе, она образует прочную плёнку, устойчивую к пятнам или грязевым разводам. Несмотря на то, что для любой краски желательно использовать грунтовку, масляные варианты могут обходиться и совсем без оной — масляная краска надёжно заполняет поры металла, образуя гладкую и ровную поверхность.
К сожалению, стать идеальным вариантом лакокрасочного покрытия масляным краскам мешает ряд существенных минусов. Масляные краски состоят из алкидов, представляющих собой смесь растительного масла, синтетической смолы, пигментов и растворителя. Растворитель гарантирует, что после высыхания к краске не прилипнет вода и грязь, но он же делает масляные краски легковоспламеняющимися и придаёт им характерный резкий запах. Кроме того, масляные краски достаточно быстро выцветают и выгорают на солнце, заставляя ремонтников перекрашивать поверхности вновь и вновь и обходясь, в конечном итоге, дороже вариантов на водной основе.
Плюсы и минусы масляной краски для металла
Плюсы:
— Чрезвычайно прочная плёнка
— Эффективно скрывает недостатки поверхности
— Обеспечивает отличное покрытие
— Более яркие и «сочные» цвета
— Долговечная
— Не боится непогоды
Минусы:
— Дороже других вариантов
— Быстро тускнеет
— Долго сохнет
— Труднее счистить
— Резкий запах
— Легко загорается
Краска для металла на водной основе
Если масляные краски в подавляющем большинстве случаев используются вне помещений, то краски на водной основе — или, как их иногда называют, водно-дисперсионные краски — как раз наоборот, идеальны для внутренней отделки.
Впрочем, минусы есть и у них. Краски на водной основе всегда идут в паре с грунтовкой; если металлическую поверхность не прокрасить предварительно особой эмалью, водно-дисперсионная краска не схватится с ней достаточно надёжно. Как результат — через некоторое время покрытие начнёт слетать, и на металле появятся пятна коррозии; кроме того, она плохо переносит высокую влажность. Впрочем, всё это легко компенсируется соблюдением правил окраски, и если вам нужно подобрать идеальное покрытие для каркаса кровати, для тумбочки, кронштейна или батареи центрального отопления, то самым оптимальным вариантом станет именно краска на водной основе.
Плюсы и минусы краски на водной основе
Плюсы:
— Простая в использовании
— Легко счищается
— Быстро сохнет
— Не пахнет
— Недорогая
— Лучше всего подходит для работы в помещении
Минусы:
— Менее прочная по сравнению с масляной
— Требует обязательной грунтовки
— При неправильной покраске не защищает от ржавчины
— Плохо переносит высокую влажность
Суммируем вышесказанное. Если вам нужна прочная краска для металла, которая не боится солнца и дождя — выбирайте варианты на масляной основе, если нужна краска, которая легко счищается и не имеет резкого запаха — остановитесь на водно-дисперсионных образцах. В остальном область использования краски для металла ограничивается лишь вашей фантазией и финансовыми возможностями.
Эмали по металлу
Помимо обычных красок по металлу, производители часто выпускают специальные эмали. Некоторые типы эмалей предназначены исключительно для окрашивания цветных металлов, некоторые позволяют красить прямо по ржавчине, но в целом у них одна и та же задача — придать металлу декоративный вид и уберечь его от воздействия влаги, перепада температур, ультрафиолета, агрессивных веществ и так далее. Так же, как и в случае с обычными красками, свойства эмалей зависят от того, на какой основе они сделаны. Например, алкидная эмаль типов «НЦ» или «ПФ-115» хорошо схватывается и быстро сохнет, но легко загорается, цинконаполненные и полиуретановые эмали (типы «УФ» и «холодное цинкование») могут защищать металл от ржавчины десятилетиями, но требуют обязательной грунтовки, а грунт-эмаль по ржавчине хотя и сочетает в себе преимущества грунтовки и антикоррозийной краски, зато стоит намного дороже всех остальных образцов. Абсолютным чемпионом в этом смысле является эмаль «3 в 1», которая бывает и алкидной, и полиуретановой, и объединяет в себе растворитель ржавчины, антикоррозионную грунтовку и декоративное покрытие.
Плюсы и минусы эмалей
Плюсы:
— Можно красить прямо по ржавчине
— Придают металлу красивый вид
Минусы:
— Дорогие
— Требовательны к условиям эксплуатации
Приступаем к покраске
Итак, выбраны краска для металла и грунтовка, куплены кисти, заправлены пульверизаторы, а место покраски очищено от строительного мусора и пыли. Перед самым началом работы убедитесь ещё раз, что все инструменты наготове, наденьте респиратор и защитные очки и, если вы работаете в помещении, убедитесь в том, что оно хорошо проветривается.
Очистка металлической поверхности
Чтобы краска легла на металл ровно и гладко, вам необходимо тщательно подготовить металлическую поверхность. Осмотрите металл на предмет старой отслаивающейся краски или ржавчины и аккуратно удалите их скребком, металлической щеткой или наждачной бумагой. Некоторые ремонтники используют электрошлифовальные машинки; однако, если вы до этого никогда не использовали этот инструмент, делайте это с осторожностью — в противном случае вы рискуете повредить металлическую поверхность.
Грунтовка металлической поверхности
Грунтование металлической поверхности — очень важный шаг, особенно если металл будет находиться вне здания или подвергаться воздействию влаги. Если вы используете краску для металла на водной основе, грунтовка поверхности становится просто обязательной, хотя бы потому, что краска на водной основе не является водонепроницаемой, и влага рано или поздно приведёт к образованию ржавчины. Наиболее оптимальным и универсальным вариантом являются антикоррозийные грунтовки на масляной основе, а если вы красите поверхности, которые плохо удерживают краску, рекомендуется использовать грунтовки на основе хромата цинка и оксида железа.
Покраска металлической поверхности
После того, как металл надежным образом зачищен и прогрунтован, можно переходить к нанесению краски. В зависимости от того, насколько хорошо вы хотите прокрасить поверхность, вам может понадобиться нанести на неё несколько слоёв. Каждый слой следует тщательно просушить перед нанесением следующего, а после последнего окрашенный металл следует оставить на ночь для высыхания. Для дополнительной защиты и долговечности после окончательного высыхания краски вы можете нанести на неё лаковый герметик — этот дополнительный шаг придаст вашей окрашенной поверхности красивый блеск и яркость.
Примеры красок и эмалей по металлу
TIKKURILA: Tikkurila Panssarimaali, Tikkurila Panssari Akva и особенно Tikkurila Metallista (которую можно использовать прямо по ржавому металлу)
ЛЕНИНГРАДСКИЕ КРАСКИ: алкидная эмаль ПФ-115 (можно использовать по ржавому металлу)
ТЕКС: грунт-эмаль ТЕКС РЖАВОSTOP (можно использовать по ржавому металлу)
НОВОКОЛОР: грунт-эмаль «3 в 1» (можно использовать по ржавому металлу)
CAPAROL: универсальная высокоадгезионная краска Caparol Amphibolin
ПУФАС: эмаль ПФ-115 и грунт-эмаль «3 в 1»
Виды и свойства пластмасс.

В современных автомобилях доля пластмассовых деталей постоянно растет, а значит растет и количество ремонтов на пластмассовых поверхностях.
Во многом окраска пластмасс отличается от окраски металлических поверхностей, что обусловлено, в первую очередь, самими свойствами пластмасс: они более эластичны и имеют меньшую адгезию к ЛКМ. А поскольку разнообразие пластмасс, применяемых в автомобилестроении, очень широко, то не будь каких-нибудь универсальных ремонтных материалов, обеспечивающих создание качественного ЛКП на большинстве из их типов, нам бы, наверное, пришлось с головой погружаться в изучение молекулярной химии полимеров.
К счастью, делать этого не придется: на практике ремонт пластмасс окажется значительно проще. Но все же некоторая информация о типах пластмасс и их свойствах нам пригодится.
Содержание
- Пластмассы — в массы
- Преимущества пластмасс
- Зачем красить пластик?
- Что такое пластмасса?
- Виды пластмасс
- Термопласты (термопластичные полимеры, пластомеры)
- Реактопласты (термореактивные пластмассы, дуропласты)
- Эластомеры
- Определение типа пластика.
Маркировка
- Примеры наиболее распространенных в автомобилестроении типов пластика
- Полипропилен — РР, модифицированный полипропилен — PP/EPDM
- ABS (сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола)
- Поликарбонат — PC
- Полиамиды — PA
- Полиуретан — PU, PUR
- Стеклопластики — SMC, BMC, UP-GF
- Если тип пластика неизвестен
- Бонусы
- Расшифровка обозначения пластмасс
- Обозначения наиболее распространенных пластиков
- Классификация пластиков в зависимости от жесткости
- Основные модификации полипропилена и области их применения в автомобиле
- Методы определения типа пластмассы
Пластмассы — в массы
В XX веке человечество пережило синтетическую революцию, в его жизни появились новые материалы — пластмассы. Пластмассу можно смело отнести к одному из главных открытий человечества. Без изобретения этого материала многих других открытий получить бы не удалось или удалось бы намного позже.
Александр Паркс.
Первая пластмасса была изобретена в 1855 году британским металлургом и изобретателем Александром Парксом. Когда он решил найти дешевый заменитель дорогостоящей слоновой кости, из которой в то время делались бильярдные шары, он и представить себе не мог, какое важное открытие ему удалось совершить.
Ингредиентами первой пластмассы стала нитроцеллюлоза, спирт и камфора. Смесь этих компонентов прогревалась до текучего состояния, а затем заливалась в форму и застывала при нормальной температуре. Так был изобретен родоначальник современных пластмасс — паркезин.
От природных материалов к полностью синтетическим развитие пластмасс пришло позже — когда профессор Фрейбургского университета немец Герман Штаудингер открыл макромолекулу — тот «кирпичик», из которого строятся все синтетические органические материалы, да и природные тоже. Это открытие принесло в 1953 году профессору Штаудингеру Нобелевскую премию.
С тех-то пор все и началось… Чуть ли не каждый год из химических лабораторий начали сообщать об открытии очередного синтетического материала с невиданными ранее свойствами, и сегодня в мире ежегодно производятся миллионы тонн всевозможных пластмасс, без которых жизнь современного человека и представить себе нельзя.
Пластмассы применяются везде, где только можно: в обеспечении комфортного быта людей, сельском хозяйстве, во всех сферах промышленности. Не стало исключением и автомобилестроение. Здесь пластик применяется все шире, стремительно смещая с позиций своего главного технологического конкурента — металл.
По сравнению с металлами пластмассы — очень молодые материалы. Их история не насчитывает и 200 лет, в то время как железо, олово и свинец были знакомы человеку еще в глубокой древности — за 3000-4000 лет до н. э. Но несмотря на это, пластмасса во многом превосходит металл.
Преимущества пластмасс
Во-первых, пластик значительно легче металла. Это позволяет снизить общий вес автомобиля и сопротивление воздуха при движении, и тем самым — уменьшить расход топлива, а значит и снизить выброс выхлопных газов.
Общее снижение веса автомобиля на 100 кг за счет применения пластмассовых деталей позволяет экономить до одного литра топлива на 100 км.
Во-вторых, применение пластмасс дает колоссальные возможности для формообразования, позволяя изготавливать детали самых сложных и хитроумных форм и реализовывать любые дизайнерские идеи.
К преимуществам пластмасс также относятся их высокая коррозионная стойкость, устойчивость к атмосферным воздействиям, кислотам, щелочам и другим агрессивным химическим веществам, высокий коэффициент шумоподавления, отменные электро- и теплоизоляционные характеристики.
Так что неудивительно, почему пластмассы получили такое широкое распространение в автомобилестроении.
Предпринимались ли попытки создать полностью пластмассовый автомобиль? А как же! Вспомните легендарный «Трабант», выпускавшийся в Германии более 40 лет назад. Кузов этого героя анекдотов был полностью изготовлен из слоистого пластика.
Для получения этого пластика использовалась поступавшая с текстильных фабрик хлопчатобумажная ткань. 65 слоев этой ткани, чередуясь со слоями размолотой крезолоформальдегидной смолы, спрессовывались в очень прочный материал толщиной 4 мм при давлении 40 атм. и температуре 160 °С в течение 10 мин.
Trabant. Самый популярный в мире автомобиль из пластикаЦельнопластмассовые кузова серийных авто разрабатываются и сейчас, многие кузова спортивных автомобилей полностью делают из пластика. Традиционно металлические детали (капоты, крылья) на многих автомобилях сейчас также меняют на пластиковые, например, у автомобилей Citroën, Renault, Peugeot и других.
Только если кузовные детали народного Трабанта вызывали скорее ироническую усмешку, то пластиковые элементы современных авто, обладающие высочайшей прочностью, антикоррозионной стойкостью и малым удельным весом, заставляют с уважением относиться к этому материалу.
Заканчивая разговор о преимуществах пластмасс нельзя обойти стороной тот факт, что большинство из них хорошо поддается окрашиванию, пускай и с некоторыми оговорками. Не будь у пластика такой возможности, вряд ли бы этот материал снискал столь высокую популярность.
Зачем красить пластик?
Необходимость покраски пластмасс продиктована с одной стороны эстетическими соображениями, а с другой — необходимостью защищать пластики. Ведь ничего вечного нет. Пластмасса хоть и не гниет, но в процессе эксплуатации и атмосферных воздействий она все равно повергается старению и деструкции. А нанесенный лакокрасочный слой защищает поверхность пластика от различных агрессивных воздействий и продлевает срок его службы.
На заводе покраска пластмассовых деталей трудностей не вызывает. Технологии здесь отлажены, да и речь в данном случае идет о покраске новых одинаковых деталей из одной и той же пластмассы. А вот в условиях мастерской маляры уже сталкиваются с проблемой, заключающейся в разнородности материалов различных деталей.
Вот здесь и приходится ответить себе на вопрос: «Что вообще такое пластмасса? Из чего ее делают, каковы ее свойства и основные виды?».
Что такое пластмасса?
В соответствии с отечественным государственным стандартом:
Пластмассами называются материалы, основной составной частью которых являются такие высокомолекулярные органические соединения, которые образуются в результате синтеза или же превращений природных продуктов. При переработке в определенных условиях они, как правило, проявляют пластичность и способность к формованию или
деформации.
Если из такого сложного определения убрать первое слово «пластмассами», можно даже и не догадаться, о чем вообще идет речь. Что ж, попробуем немного разобраться.
«Пластмассы» или «пластические массы» назвали так потому, что эти материалы способны при нагреве размягчаться, становиться пластичными, и тогда под давлением им можно придать определенную форму, которая при дальнейшем охлаждении и отверждении сохраняется.
Основу любой пластмассы составляет полимер (то самое «высокомолекулярное органическое соединение» из определения выше).
Слово «полимер» происходит от греческих слов «поли» («много») и «мерос» («части» или «звенья»). Это вещество, молекулы которого состоят из большого числа одинаковых, соединенных между собой звеньев. Эти звенья называют мономерами («моно» — один).
Так, например, выглядит мономер полипропилена, наиболее применяемого в автомобилестроении типа пластика:
Молекулярные цепи полимера состоят из практически бесчисленного числа таких кусочков, соединенных в одно целое.
По происхождению все полимеры делят на синтетические и природные. Природные полимеры составляют основу всех животных и растительных организмов. К ним относят полисахариды (целлюлоза, крахмал), белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук и другие вещества.
Хотя модифицированные природные полимеры и находят промышленное применение, большинство пластмасс являются синтетическими.
Синтетические полимеры получают в процессе химического синтеза из соответствующих мономеров.
В качестве исходного сырья обычно применяются нефть, природный газ или уголь. В результате химической реакции полимеризации (или поликонденсации) множество «маленьких» мономеров исходного вещества соединяются между собой, будто бусины на ниточке, в «огромные» молекулы полимера, который затем формуют, отливают, прессуют или прядут в готовое изделие.
Так, например, из горючего газа пропилена получают пластик полипропилен, из которого делают бамперы:
Теперь вы наверное догадались, откуда берутся названия пластмасс. К названию мономера добавляется приставка «поли-» («много»): этилен → полиэтилен, пропилен → полипропилен, винилхлорид → поливинилхлорид и т.д.
Международные краткие обозначения пластмасс являются аббревиатурами их химических наименований. Например, поливинилхлорид обозначают как PVC (Polyvinyl chloride), полиэтилен — PE (Polyethylene), полипропилен — PP (Polypropylene).
Кроме полимера (его еще называют связующим) в состав пластмасс могут входить различные наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, красители и другие вещества, обеспечивающие пластмассе те или иные свойства, такие как текучесть, пластичность, плотность, прочность, долговечность и т.д.
Виды пластмасс
Пластмассы классифицируют по разным критериям: химическому составу, жирности, жесткости. Но главным критерием, объясняющим природу полимера, является характер поведения пластика при нагревании. По этому признаку все пластики делятся на три основные группы:
- термопласты;
- реактопласты;
- эластомеры.
Принадлежность к той или иной группе определяют форма, величина и расположение макромолекул, вместе с химическим составом.
Термопласты (термопластичные полимеры, пластомеры)
Термопласты — это пластмассы, которые при нагреве плавятся, а при охлаждении возвращаются в исходное состояние.
Эти пластмассы состоят из линейных или слегка разветвленных молекулярных цепей. При невысоких температурах молекулы располагаются плотно друг возле друга и почти не двигаются, поэтому в этих условиях пластмасса твердая и хрупкая. При небольшом повышении температуры молекулы начинают двигаться, связь между ними ослабевает и пластмасса становится пластичной. Если нагревать пластмассу еще больше, межмолекулярные связи становятся еще слабее и молекулы начинают скользить относительно друг друга — материал переходит в эластичное, вязкотекучее состояние. При понижении температуры и охлаждении весь процесс идет в обратном порядке.
Если не допускать перегрева, при котором цепи молекул распадаются и материал разлагается, процесс нагревания и охлаждения можно повторять сколько угодно раз.
Эта особенность термопластов многократно размягчаться позволяет неоднократно перерабатывать эти пластмассы в те или иные изделия. То есть теоретически, из нескольких тысяч стаканчиков из-под йогурта можно изготовить одно крыло. С точки зрения защиты окружающей среды это очень важно, поскольку последующая переработка или утилизация — большая проблема полимеров. Попав в почву, изделия из пластика разлагаются в течение 100–400 лет!
Кроме того, благодаря этим свойствам термопласты хорошо поддаются сварке и пайке. Трещины, изломы и деформации можно легко устранить посредством нагрева.
Большинство полимеров, применяемых в автомобилестроении, являются именно термопластами. Используются они для производства различных деталей интерьера и экстерьера автомобиля: панелей, каркасов, бамперов, решеток радиатора, корпусов фонарей и наружных зеркал, колпаков колес и т.д.
К термопластам относятся полипропилен (РР), поливинихлорид (PVC), сополимеры акрилонитрила, бутадиена и стирола (ABS), полистирол (PS), поливинилацетат (PVA), полиэтилен (РЕ), полиметилметакрилат (оргстекло) (РММА), полиамид (РА), поликарбонат (PC), полиоксиметилен (РОМ) и другие.
Реактопласты (термореактивные пластмассы, дуропласты)
Если для термопластов процесс размягчения и отверждения можно повторять многократно, то реактопласты после однократного нагревания (при формовании изделия) переходят в нерастворимое твердое состояние, и при повторном нагревании уже не размягчаются. Происходит необратимое отверждение.
В начальном состоянии реактопласты имеют линейную структуру макромолекул, но при нагревании во время производства формового изделия макромолекулы «сшиваются», создавая сетчатую пространственную структуру. Именно благодаря такой структуре тесно сцепленных, «сшитых» молекул, материал получается твердым и неэластичным, и теряет способность повторно переходить в вязкотекучее состояние.
Из-за этой особенности термореактивные пластмассы не могут подвергаться повторной переработке. Также их нельзя сваривать и формовать в нагретом состоянии — при перегреве молекулярные цепочки распадаются и материал разрушается.
Эти материалы являются достаточно термостойкими, поэтому их используют, например, для производства деталей картера в подкапотном пространстве. Из армированных (например стекловолокном) реактопластов производят крупногабаритные наружные кузовные детали (капоты, крылья, крышки багажников).
К группе реактопластов относятся материалы на основе фенол-формальдегидных (PF), карбамидо-формальдегидных (UF), эпоксидных (EP) и полиэфирных смол.
Эластомеры
Эластомеры — это пластмассы с высокоэластичными свойствами. При силовом воздействии они проявляют гибкость, а после снятия напряжения возвращают исходную форму. От прочих эластичных пластмасс эластомеры отличаются способностью сохранять свою эластичность в большом температурном диапазоне. Так, например, силиконовый каучук остается упругим в диапазоне температур от -60 до +250 °С.
Эластомеры, так же как и реактопласты, состоят из пространственно-сетчатых макромолекул. Только в отличие от реактопластов, макромолекулы эластомеров расположены более широко. Именно такое размещение обуславливает их упругие свойства.
В силу своего сетчатого строения эластомеры неплавки и нерастворимы, как и реактопласты, но набухают (реактопласты не набухают).
К группе эластомеров относятся различные каучуки, полиуретан и силиконы. В автомобилестроении их используют преимущественно для изготовления шин, уплотнителей, спойлеров и т.д.
В автомобилестроении используются все три типа пластиков. Также выпускаются смеси из всех трех видов полимеров — так называемые «бленды» (blends), свойства которых зависят от соотношения смеси и вида компонентов.
Определение типа пластика. Маркировка
Любой ремонт пластиковой детали должен начинаться с определения типа пластмассы, из которой изготовлена деталь. Если в прошлом это давалось не всегда просто, то сейчас «опознать» пластик легко — все детали, как правило, маркируются.
Обозначение типа пластмассы производители обычно выштамповывают с внутренней стороны детали, будь то бампер или крышка мобильного телефона. Тип пластика, как правило, заключен в своеобразные скобки и может выглядеть следующим образом: >PP/EPDM<, >PUR<, <ABS>.
Задание: снимите крышку своего мобильного телефона и посмотрите из какого типа пластмассы он изготовлен. Чаще всего это >PC<.
Вариантов таких аббревиатур может быть очень много. Рассмотрим несколько самых распространенных в автомобилестроении типов пластмасс.
Примеры наиболее распространенных в автомобилестроении типов пластика
Полипропилен — РР, модифицированный полипропилен — PP/EPDM
Полипропилен — самый распространенный в автомобильной промышленности тип пластика. В большинстве случаев при ремонте мы будем иметь дело с его различными модификациями.
Полипропилен обладает массой преимуществ: низкой плотностью (0,90 г/см³ — наименьшее значение среди всех пластмасс), высокой механической прочностью, химической стойкостью (устойчив к разбавленным кислотам и большинству щелочей, моющим средствам, маслам, растворителям), термостойкостью (начинает размягчаться при 140°C, температура плавления 175°C). Он почти не подвергается коррозионному растрескиванию, обладает хорошей способностью к восстановлению. Кроме того, полипропилен является экологически чистым материалом.
Столь ценные свойства этого пластика дают повод считать его идеальным материалом для автомобилестроения. Благодаря достоинствам полипропилена его даже начали называть «королем пластмасс».
На основе полипропилена изготовлены практически все бампера, также этот материал используется при изготовлении спойлеров, деталей салона, приборных панелей, расширительных бачков, решеток радиатора, воздуховодов, корпусов и крышек аккумуляторных батарей и т.д.
Только при литье большинства этих деталей используется не чистый полипропилен, а его различные модификации.
«Чистый» немодифицированный полипропилен очень чувствителен к кислороду и ультрафиолетовому излучению, в процессе эксплуатации он быстро теряет свои свойства и становится хрупким. По той же причине нанесенное на чистый полипропилен отделочное покрытие не может обладать прочной и долговечной адгезией.
Введенные же в полипропилен добавки — часто в виде резины и талька — существенно улучшают его свойства и дают возможность его покраски.
Покраске поддается только модифицированный полипропилен. На «чистом» полипропилене адгезия будет очень слабой! Из чистого полипропилена >РР< изготавливают, например, бачки омывателей, расширительные емкости, одноразовую посуду, стаканчики и т.д.
Все модификации полипропилена первыми двумя буквами обозначаются все равно, как >РР…<, какой бы длинной не была аббревиатура. Самый распространенный продукт этих модификаций — >PP/EPDM< (сополимер полипропилена и этиленпропиленового каучука).
ABS (сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола)
ABS — эластичный, но в тоже время ударопрочный пластик. За эластичность отвечает составляющая каучука (бутадиена), за прочность — акрилонитрил. Этот пластик чувствителен к ультрафиолетовому излучению — под его воздействием пластик быстро стареет. Поэтому изделия из ABS нельзя долго держать на свету и нужно обязательно окрашивать.
Чаще всего используется для производства корпусов фонарей и наружных зеркал, решеток радиатора, облицовки приборной панели, обивки дверей, колпаков колес, задних спойлеров и т. п.
Поликарбонат — PC
Один из наиболее ударопрочных термопластов. Чтобы понять, насколько прочен поликарбонат, достаточно того факта, что это материал используется при изготовлении пуленепробиваемых банковских стоек.
Помимо прочности поликарбонаты отличаются легкостью, стойкостью к световому старению и перепадам температур, пожаробезопасностью (это трудно воспламеняющийся самозатухающий материал).
К сожалению, поликарбонаты чувствительны к воздействию растворителей и имеют тенденцию к растрескиванию под воздействием внутренних напряжений.
Не подходящие агрессивные растворители могут сильно ухудшать прочность этого пластика, поэтому при покраске деталей, где прочность имеет ключевое значение (например мотоциклетного шлема из поликарбоната) нужно быть очень внимательными и четко соблюдать рекомендации производителя, а в некоторых случаях даже принципиально отказаться от покраски. Зато спойлеры, решетки радиатора и панели бамперов из поликарбоната можно красить без проблем.
Полиамиды — PA
Полиамиды — жесткие, прочные и при этом эластичные материалы. Детали из полиамида выдерживают нагрузки, близкие к нагрузкам, допустимым для цветных металлов и сплавов. Полиамид обладает высокой стойкостью к износу, химической устойчивостью. Он почти невосприимчив к большинству органических растворителей.
Чаще всего полиамиды используют для изготовления съемных автомобильных колпаков, различных втулок и вкладышей, хомутов трубок, языков замка дверей и защелок.
Полиуретан — PU, PUR
Пока свое широкое распространение в производстве не получил полипропилен, самым популярным материалом для изготовления различных эластичных деталей автомобиля был полиуретан. Из него делали рулевые колеса, грязезащитные чехлы, покрытия для педалей, мягкие дверные ручки, спойлеры и т.д.
У многих этот тип пластика вызывает ассоциации с маркой Mercedes. До недавнего времени почти на всех моделях из полиуретана делали бамперы, боковые накладки дверц, порогов.
Для производства деталей из этого пластика требуется не такое сложное оборудование, как для полипропиленовых. Поэтому сегодня многие частные компании предпочитают работать именно с полиуретаном при изготовлении различных деталей для тюнинга автомобилей.
Стеклопластики — SMC, BMC, UP-GF
Стеклопластики — один из главных представителей семейства так называемых «армированных пластиков». Эти материалы изготавливаются на базе эпоксидных или полиэфирных смол (это реактопласты) со стеклотканью в качестве наполнителя.
Благодаря своим высоким физико-механическим характеристикам, а также стойкости к различным агрессивным воздействиям, стеклопластики получили широкое применение во многих сферах промышленности. Этот материал используется, например, в производстве кузовов американских минивэнов.
В процессе производства деталей из стеклопластика могут применяться технологии типа «сэндвич», когда детали состоят из нескольких слоев тех или иных материалов, каждый из которых отвечает определенным требованиям (прочности, химической стойкости, абразивоустойчивости).
Если тип пластика неизвестен
Вот к нам в руки попала пластиковая деталь, не имеющая на себе никакой маркировки. Но нам позарез нужно выяснить что это за материал, или хотя бы его тип — термопласт это или реактопласт.
Потому что, если речь идет, например, о сварке, то она возможна лишь с термопластами (для ремонта термореактивных пластмасс применяются клеевые композиции). Кроме того, свариваться могут только одноименные материалы, разнородные просто не будут взаимодействовать. В связи с этим появляется необходимость «опознать» неизвестный пластик, чтобы правильно подобрать ту же сварочную присадку.
Идентификация типа пластика — задача непростая. Анализ пластмасс производится в лабораториях по различным показателям: по спектрограмме сгорания, реакции на различные реактивы, запаху, температуре плавления и т.д.
Тем не менее, существует несколько простейших тестов, позволяющих определить приблизительный химический состав пластика и отнести его к тому или иному типу полимеров. Один из таких — анализ поведения образца пластика в открытом источнике огня.
Для теста нам понадобится проветриваемое помещение и зажигалка (или спички), с помощью которой нужно осторожно поджечь кусочек испытуемого материала. Если материал плавится, значит мы имеем дело с термопластом, если не плавится — перед нами реактопласт.
Теперь убираем пламя. Если пластик продолжает гореть, то это может быть ABS-пластик, полиэтилен, полипропилен, полистирол, оргстекло или полиуретан. Если гаснет — скорее всего это поливинилхлорид, поликарбонат или полиамид.
Далее анализируем цвет пламени и запах, образующийся при горении. Например, полипропилен горит ярким синеватым пламенем, а его дым имеет острый и сладковатый запах, похожий на запах сургуча или жженной резины. Слабым синеватым пламенем горит полиэтилен, а при затухании пламени чувствуется запах горящей свечи. Полистирол горит ярко, и при этом сильно коптит, а пахнет довольно приятно — у него сладковатый цветочный запах. Поливинилхлорид, наоборот, пахнет неприятно — хлором или соляной кислотой, а полиамид — горелой шерстью.
Кое-что о типе пластика может сказать и его внешний вид. Например, если на детали наблюдаются явные следы сварки, то она наверняка изготовлена из термопласта, а если имеются следы снятых наждаком заусенцев, значит это реактопласт.
Также можно провести тест на твердость: попробовать срезать небольшой кусочек пластмассы ножом или лезвием. С термопласта (он более мягкий) стружка будет сниматься, а вот реактопласт будет крошиться.
Или еще один способ: погружение пластика в воду. Этот метод позволяет довольно просто определить пластики, входящие в группу полиолефинов (полиэтилен, полипропилен и др.). Эти пластмассы будут плавать на поверхности воды, так как их плотность почти всегда меньше единицы. Другие пластики имеют плотность больше единицы, поэтому они будут тонуть.
Эти и другие признаки, по которым можно определить тип пластика, представлены ниже в виде таблицы.
P.S. В следующей статье мы уделим внимание вопросам подготовки и покраски пластиковых деталей.
Бонусы
Расшифровка обозначения пластмасс
Обозначения наиболее распространенных пластиков
Классификация пластиков в зависимости от жесткости
Основные модификации полипропилена и области их применения в автомобиле
Методы определения типа пластмассы
Акриловая или эмалевая краска – что лучше
Себастьян Дуда / Shutterstock.comПланируете ли вы красить или перекрашивать свой дом? Новый слой краски может полностью преобразить любую комнату в вашем доме. На рынке представлено множество видов бытовой краски.
Акриловая и эмалевая краска может использоваться как для внутренних, так и для наружных стен, мебели и различных поверхностей. Вы еще не решили, какую краску будете использовать?
Тогда этот пост для вас! Читайте ниже, чем отличаются акриловая краска от эмалевой, и делайте осознанный выбор.
В этой статье:
- Что такое эмалевая краска?
- Краска-эмаль на масляной основе
- Краска-эмаль на водной основе
- Что такое акриловая краска?
- Чем эмаль отличается от акриловой краски?
- Часто задаваемые вопросы об акриловой и эмалевой краске
- Как определить, на масляной или водной основе краска?
- Можно ли красить акрилом поверх эмали?
- Можно ли наносить масляную краску поверх водоэмульсионной?
- Можно ли красить эмалью поверх эмалевой краски?
- Выводы
Что такое эмалевая краска?
Эмалевая краска представляет собой тип краски с непрозрачной и глянцевой поверхностью. Он прочный, долговечный и обычно используется для окраски внутри помещений или на металлических поверхностях. Эмалевая краска изготавливается на масляной основе, но недавно стала доступна и эмаль на водной основе.
Краска-эмаль на масляной основе
Эмаль на масляной основе может полностью высохнуть в течение 8-24 часов, и она начинает сохнуть изнутри наружу. Он имеет сильный запах и может быть очищен растворителями для краски. При использовании этого типа краски в помещении убедитесь, что помещение хорошо проветривается, потому что он выделяет ядовитые пары.
Эмаль на водной основе
Эмаль на водной основе сохнет быстрее, чем на масляной. Полное высыхание занимает менее 8 часов. Сначала он высыхает внутри, и даже если он кажется сухим на ощупь, трудно определить, полностью ли он высох. Его также легче чистить и снимать, потому что его можно мыть водой.
Эмалевая краска может использоваться на медных, металлических поверхностях, стекле, дереве, пластике и даже на стенах. Краска устойчива к влаге, идеально подходит для поверхностей, которые необходимо многократно мыть.
Что такое акриловая краска?
В отличие от эмалевой краски, акриловая краска полностью на водной основе и нетоксична. Он быстро сохнет и очень непрозрачный. Это означает, что вы можете закрашивать его столько, сколько хотите, и вы можете легко исправлять ошибки.
После высыхания становится матовой. Если хотите эффект глянца, можно покрыть лаком. Он долговечен, не ломается, не выцветает и не трескается. Его можно использовать внутри и снаружи помещений для окраски мебели, внутренних стен или окрашенных потолков.
Акриловая краска, также называемая латексной краской, никогда полностью не высыхает, поэтому может набухнуть под воздействием влаги. Используйте акриловую краску на поверхностях, где воздух свободно циркулирует.
Чем эмаль отличается от акриловой краски?
Основное различие между эмалевой и акриловой краской заключается в том, что эмалевая краска в основном на масляной основе, а акриловая краска на водной основе.
- Эмалевая краска со временем желтеет в помещениях, где недостаточно солнечного света. Акриловая краска не желтеет со временем.
- Акриловая краска сохнет быстрее, чем эмаль. Полное высыхание краски занимает 2-3 часа. С другой стороны, для полного высыхания эмали может потребоваться от 6 до 24 часов.
- Акриловая краска имеет матовый вид, а эмалевая краска имеет глянцевый вид.
- Эмаль имеет ограничения по цвету. У них очень мало основных цветов. Акриловую краску можно найти практически во всех оттенках и буквах. Эмаль может служить дольше, она более устойчива к трещинам и не выгорает, в отличие от акриловой краски. 9№ 0018
- Эмаль не лучший выбор для наружных работ, поскольку она менее гибкая, чем акрил, и становится более твердой, что может привести к растрескиванию. Если вы хотите нарисовать что-то на открытом воздухе, лучше всего использовать акриловую краску.
- Для очистки эмалевой краски требуется растворитель. Акриловую краску можно мыть только водой и мылом, что упрощает ее очистку и делает ее более экологичной.
- Акриловая краска не имеет гладкой поверхности после нанесения. Можно увидеть следы кисти, и он может легко испачкаться в местах с интенсивным движением, таких как ручки, ящики и дверные рамы. Но, к сожалению, они используются не так часто, потому что они не так долговечны, как на масляной основе, и после высыхания на поверхности остаются следы от кисти.
- Основным недостатком эмалевых красок на масляной основе является тот факт, что они содержат большое количество летучих органических соединений – химических веществ на основе углерода, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека. В соответствии с новыми рекомендациями LEED для красок содержание токсичных химикатов не должно превышать 150 граммов на литр для плоской отделки. Большинство масляных эмалевых красок содержат более 300 граммов на литр. Акриловые эмали имеют меньшую консистенцию летучих органических соединений. Акриловая краска нетоксична. Он содержит меньше химических веществ на основе углерода (ЛОС) — менее 50 граммов на литр, что делает его более экологичным выбором для вашего дома.
Часто задаваемые вопросы об акриловой и эмалевой краске
Найдите ответы на некоторые конкретные вопросы об акриловой и эмалевой краске.
Как определить, на масляной или водной основе краска?
Если вам интересно, какая краска на поверхности, которую вы хотите перекрасить, на масляной или на водной основе, есть простой способ определить разницу. Смочите ватный тампон или мягкую ткань спиртом и сотрите краску с небольшого участка поверхности.
Если краска не слезает, то это масляная краска. Если вы хотите перекрасить поверхность, вам необходимо загрунтовать поверхность бондером перед нанесением нового слоя краски.
Если краска отходит после протирания поверхности, значит, это краска на водной основе. Если это так, вы можете приступить к перекрашиванию любым типом краски без повторного покрытия поверхности.
Можно ли рисовать акрилом поверх эмалевой краски?
Поверх эмалевой краски можно наносить акриловую краску, но только при надлежащей подготовке поверхности. Если вы просто нанесете слой краски на водной основе, она не будет должным образом прилипать к поверхности, и цвет быстро потускнеет. Это потому, что блеск эмалевой краски мешает акриловой краске.
Очистите поверхность мягкой тканью и моющим средством. После этого наждачной бумагой снимите верхний глянцевый слой и создайте гладкую поверхность под покраску. Нанесите латексную грунтовку поверх эмалевой краски, чтобы скрепить поверхность на пару тонких слоев. Убедитесь, что каждый слой высох, прежде чем наносить следующий. После полного высыхания покрытия можно закрасить акриловой краской.
Можно ли наносить масляную краску поверх водоэмульсионной?
Вы можете наносить масляную краску поверх любого типа краски, включая краску на водной основе. Для этого не нужно наносить грунтовку. Очистите поверхность сухой тканью и моющим средством, убедитесь, что область, которую вы рисуете, полностью сухая. После этого можно нанести масляную краску. Нанесите краску на пару тонких слоев вместо одного толстого.
Можно ли красить эмалью поверх эмалевой краски?
Можно красить эмалью поверх эмалевой краски без предварительной грунтовки поверхности. Очистите и отшлифуйте поверхность, чтобы удалить любые дефекты и удалить глянцевый слой, и вы готовы закрасить ее.
Однако, если вы планируете использовать более светлый цвет поверх более темного, лучше всего загрунтовать поверхность одним или двумя слоями латексного связующего, просто чтобы убедиться, что цвет будет таким ярким, как вы хотите. к, и вся поверхность будет полностью покрыта. Не позволяя более темной эмали «кровоточить» через поверхность.
Выводы
Не воспринимайте это как спор о том, какая краска лучше – акриловая или эмаль. Различные типы поверхностей и проекты требуют различных типов краски. №
Эмалевая краска долговечна, прочна и придает поверхности полированный глянцевый вид. Сохнет дольше, но зато на поверхности не остается следов кисти. Он оказывает негативное влияние на окружающую среду.
Акриловая краска является экологически чистым вариантом, но она не так долговечна, как эмаль. Доступен в широком диапазоне цветов и оттенков, быстро сохнет, что может привести к не очень гладкой поверхности со следами от кисти, идеально подходит для наружных работ.
Думаете о перекраске дома?
Оставьте это профессионалам!
Введите свой почтовый индекс Пожалуйста, добавьте действительный полный почтовый индекс, например. 3000 или например. 2000Вы можете заказать услуги нашего мастера в Мельбурне, Сиднее, Брисбене и Перте!
Все плюсы и минусы прямой окраски металла (DTM)
Покраска металла всегда оказывалась более сложной задачей, чем другие подложки.
Не все покрытия совместимы с металлом, во многом это связано с поверхностным натяжением.
Обычные покрытия не так хорошо прилипают к металлу, как к таким поверхностям, как дерево или гипс.
Кроме того, металлические поверхности могут окисляться и ржаветь, что создает сложные проблемы с безопасностью и конструкцией.
Поэтому перед покраской важно продумать правильную стратегию. Чтобы эффективно покрыть металл, аппликаторы должны учитывать две вещи: подготовка поверхности и тип используемой краски.
Краска для прямого нанесения на металл (DTM) защитное покрытие, разработанное специально для этой цели. Как следует из названия, этот тип покрытия наносится непосредственно на металлическая подложка.
Из-за дополнительных проблем, связанных с покраской металла,
даже передовые технологии, такие как краска DTM, могут вызывать некоторые вопросы у пользователей.
В следующей статье обсуждаются эти конкретные вопросы, чтобы помочь облегчить
некоторые из общих проблем, с которыми могут столкнуться аппликаторы.
Что такое DTM Paint?
DTM очень хорошо характеризуется своим названием. Этот тип покрытия наносится непосредственно на металлическую подложку, придавая окрашенной конструкции приятный архитектурный вид и защиту от атмосферных воздействий. Кроме того, этот тип покрытия требует минимальной подготовки поверхности и действует как грунтовка и финишное покрытие.
Краски DTM специально разработаны для совместимости с металлом, чтобы облегчить многие проблем, с которыми сталкиваются аппликаторы при попытке покрыть металл стандартными покрытиями. DTM также используются во многих практических целях в проектах.
В настоящее время на рынке представлено несколько типов красок DTM, в том числе:
- Акриловые краски на водной основе DTM: Этот тип красок DTM содержит низкое содержание летучих органических соединений, что делает его экологически безопасным и негорючим.
Это относится как к внутренней, так и к внешней среде.
- DTM на основе растворителя: Этот тип покрытия известен тем, что его легче использовать. Однако он, как правило, содержит более высокое содержание летучих органических соединений, что делает его менее безопасным для окружающей среды. Кроме того, краски на основе растворителей легко воспламеняются.
Для чего можно использовать краску DTM?
Краски DTM можно наносить как на внутренние, так и на внешние металлические поверхности.
Если покрытие представляет собой акриловую краску на водной основе, ее можно использовать на различных металлах, поскольку
благодаря своим сильным адгезивным свойствам. Кроме того, он устойчив к водопоглощению и внешним воздействиям,
добавление повышенной защиты к любым конструкциям, подвергающимся воздействию внешней среды.
Помимо обеспечения архитектурно привлекательной отделки металлических конструкций, Еще одна привлекательность красок DTM – защита металла от ржавчины и коррозии. Это двойное назначение и простота использования способствуют нынешней популярности подобных покрытий.
Приложение DTM может включать такие конструкции, как:
- Контейнеры для хранения
- Машины
- Баки и башни
- Трубы
- Перила
- Двери и стены
Возможности не ограничиваются перечисленными выше пунктами.
Краски DTM можно наносить практически на любую стандартную металлическую поверхность.
Некоторые из наиболее распространенных совместимых субстратов включают: сталь, бетон, кирпичную кладку и алюминий.
Применение краски DTM может быть очень разнообразным в контексте окраски и защиты металлических поверхностей. В общем, краски DTM сводятся к двум основным целям: добавить эстетически приятное покрытие на ваши подложки, и для защиты от внешних сред и повышения долговечности металлоконструкций.
Нужна ли грунтовка для краски DTM?
Чтобы уточнить характеристику краски DTM, которая дала название покрытию, этот тип краски не требует грунтовки. DTM разработан для нанесения с минимальной подготовкой поверхности и действует как комбинация грунтовки и финишного покрытия.
Эта формула экономит время, деньги,
и ресурсы, так как для правильного нанесения DTM на металл требуется только один продукт. Благодаря этому подходу «два в одном» требуется меньше краски, и эти проекты выполняются быстрее.
Поиск подходящей грунтовки для вашей краски может усложнить процесс нанесения. Краска DTM избавляет от необходимости искать высококачественное покрытие, совместимое с выбранным финишным покрытием.
Примечание: Существует исключение из этого правила, если предполагаемая поверхность уже покрыта ржавчиной. Если на вашей поверхности есть ржавчина, которую невозможно удалить, то это может повлиять на нанесение DTM и требуется использование грунтовки.
Преимущества DTM Paint
Итак, каковы преимущества краски DTM? Эти пули разрушают все, что аппликатор может ожидать от покрытия DTM.
Снижает затраты
Экономит время
Разнообразное применение
Высокая степень износостойкости
Защита от ржавчины и коррозии
Устойчив к различным погодным условиям
В целом, эта технология приносит значительную пользу строительным проектам. Как инструмент, специально разработанный для профессионального обслуживания, он обеспечивает все преимущества, перечисленные выше.
Как использовать краску DTM?
Краска и подготовка поверхности
Покрытия DTM могут облегчить процесс нанесения, но все же есть несколько важных шагов, которые следует учитывать при нанесении покрытия на поверхность.
При использовании покрытия «два в одном» подготовка поверхности значительно сокращается, поскольку аппликаторы получить, чтобы пропустить шаг нанесения праймера. Однако для полного эффекта DTM и эстетически приятного результата важно убедиться, что подложка, на которую наносится покрытие, правильно подготовлена.
Перед нанесением поверхность необходимо очистить, чтобы обеспечить достаточную адгезию. Эта очистка будет включать избавление от посторонних материалов, таких как масло, жир, грязь или рыхлая ржавчина.
Для достижения этой чистоты можно использовать несколько стратегий.
Для удаления ржавчины или отслаивающейся краски с поверхности подложки можно использовать проволочную щетку. Оставшуюся грязь или инородный материал можно удалить, просто протерев влажной тряпкой. Между тем, ацетон можно использовать для удаления таких веществ, как жир или масло.
Перед началом процесса нанесения важно смешать краску.
Процесс подачи заявки
После свежей очистки поверхности и тщательного перемешивания краски покрытие готово к нанесению.
Большинство DTM наносят кистью, валиком или распылением. Тем не менее, метод распыления рекомендуется
метод нанесения, потому что его легче использовать на металле.
Tizbi Technologies рекомендует использовать наконечник распылителя диаметром 0,015 дюйма и регулировать давление до 1500 фунтов на квадратный дюйм.
Важно следить за рекомендуемой нормой нанесения и толщиной используемого продукта. Толщина может существенно повлиять на получаемое покрытие. Однако, имейте в виду, что фактические нормы могут варьироваться в зависимости от метода нанесения и используемого субстрата.
На время высыхания могут влиять такие факторы, как толщина покрытия, температура, влажность и вентиляция. По окончании работы инструменты и другие материалы можно легко очистить водой.
В целом, подготовка, применение и последующая очистка
краска DTM намного проще, чем альтернативные методы покрытия.