Как из нефти получают бензин: IP попал в блокировку

Содержание

Как делают бензин из нефти: методы изготовления топлива

  • Как делают бензин из нефти: методы изготовления топлива
    • Из какого сырья делают бензин
    • Технология изготовления бензина
    • Что такое перегонка нефти, зачем она нужна
    • Лучшие производители качественного топлива в России
      • «Роснефть»
      • «Лукойл»
      • «Газпром нефть»

    Спрос на бензин в России в прошлом году стремительно возрос. По данным Министерства энергетики, в 2022 году нефтеперерабатывающие компании поставили на внутренний рынок более 33 миллионов тонн горючего, что на 4,7% больше по сравнению с 2021 годом. Чем обусловлена такая тенденция? Во-первых, отечественный бензин стал качественнее. Во-вторых, государство повысило уровень борьбы с суррогатами. При всем этом цена за 1 литр горючего только возрастает, поэтому нефтеперерабатывающие предприятия стремительно наращивают объемы производства, но не в ущерб для качественных показателей топлива. 

    Как делают бензин? Какие методы производства позволяют нефтяникам получать продукт с высоким октановым числом, низким содержанием серы и примесей? Какую технологию переработки нефти считают экономически и экологически выгодной? Какие нефтеперерабатывающие компании занимают лидирующие позиции среди поставщиков бензина в РФ? Давайте разбираться.


  • Из какого сырья делают бензин

    Для изготовления бензина требуется сырая нефть — темно-черная маслянистая жидкость с выраженным запахом. Ее относят к ископаемым разновидностям топлива. Больше всего для производства бензина подходят легкие сорта сырья, с низкой плотностью. В них содержится до 0,5% серы, при перегонке они дают больший выход фракций. Легкие сорта нефти добывают в основном в Центральной, Западной и Восточной Сибири. На нефтеперерабатывающие предприятия их доставляют железнодорожным транспортом или по трубопроводам. 


    Физико-химический состав сырой нефти непостоянный. Он легко изменяется. В черном золоте есть асфальтены, вода, углистые и другие частицы, мицеллы, которые при малейшем воздействии температуры или других факторов начинают активно вступать в реакции, поэтому очень важно соблюдать технологию. 

    Чтобы повысить октановое число и существенно улучшить свойства бензина, его состав обогащают присадками — антикоррозийными, противоизносными, антифрикционными, антиокислительными. Благодаря этому топливо не только улучшает тяговые характеристики двигателя, но и увеличивает его срок службы.

    Многие нефтеперерабатывающие заводы добавляют в переработанную нефть свинцовые соединения, в результате получают этилированное горючее с высоким октановым числом, из которого мотор может выжать максимальное количество энергии. Минус такого топлива — низкая экологичность. В отработанных газах содержится большое количество свинца, опасного для окружающей среды и здоровья человека.

    Чтобы повысить показатели экологичности бензина, его очищают от серы. Благодаря этому в выхлопных газах существенно снижается содержание токсических веществ. Фрактические смолы приводят в норму, разделяя топливо по фракциям и давлению присутствующих в составе насыщенных паров.

    Независимо от того, какие технологии применяют производители при изготовлении бензина, в качестве исходного материала всегда выступает сырая нефть.

    Технология изготовления бензина


    Как нефтеперерабатывающий завод получает качественный бензин из нефти? Основные этапы технологического процесса:

  1. Доставка сырой нефти. Сырье транспортируют к месту последующей переработки, используя трубопровод, железнодорожный или морской транспорт — все зависит от того, насколько нефтеперерабатывающий завод удален от места добычи черного золота.
  2. Хранение. Нефть помещают в специальные резервуары для смешивания и отстаивания. Почему нельзя использовать сырье, которое предварительно не отстаивалось? У него будет неоднородный состав с высоким содержанием воды и соли. 
  3. Первичная обработка. Сырье перекачивают в резервуар с водой. Затем на него воздействуют электрическими разрядами. В результате этого соли, которые содержатся в нефти, оседают на стенках и дне емкости, а лишняя вода испаряется.
  4. Атмосферно-вакуумная или первичная перегонка. Под высоким давлением в вакууме происходит подогрев очищенной нефти, в результате процедуры она распределяется на разные виды. Остатки поступают в один блок, горючее переходит на следующий производственный этап.
  5. Переработка и утилизация отходов. Отходы нагревают, вследствие этого получают нефтепродукты, из которых потом изготавливают ДТ.
  6. Вторичная переработка. На этом этапе происходит расщепление тяжелой нефти, выделяются фракции дизельного топлива и бензина.
  7. Риформинг, крекинг. В процессе крекинга перерабатываемую нефть очищают от серы, ее свойства улучшаются. Риформинг позволяет добиться требуемого октанового числа. Большинство нефтеперерабатывающих заводов производят бензин только двух марок — АИ-92 и АИ-95, поскольку процесс каталитического риформинга достаточно затратный.
  8. Смешивание. Следующий этап предполагает смешивание разных составов бензина со вспомогательными компонентами для получения высокого октанового числа. Процесс смешивания занимает в среднем 6 часов, с учетом проверок и исследований на него уходит 24 часа. Какие присадки добавляют? Нафталин, марганец, бензол, спирт. При этом должны соблюдаться пропорции. Если переборщить с присадками, качество горючего только ухудшится.
  9. Проверка. На многих нефтеперерабатывающих заводах есть собственная лаборатория, в которой проводят исследования на качество полученного бензина. Топливо анализируют, если его технические и эксплуатационные свойства соответствуют стандартам и всем предусмотренным требованиям, выдают сертификат и отправляют горючее на заправки. Проверку проводят также перед изготовлением бензина, оценивают исходное сырье — сырую нефть, а также на всех остальных этапах. 

Следует понимать, что из 100% используемой нефти готового бензина получают только 24%, все остальное — мазут, газ, авиационное и дизельное топливо. Например, если мы переработаем 150 тонн черного золота, то получим бензин в объеме не более 36 тонн.

Нефть могут перегонять двумя способами. В основе первого способа лежит принцип фракционного испарения. Сырье постепенно нагревают до температуры +350°С. В результате термического воздействия из его состава выделяются сначала легкие, затем тяжелые фракции.

Второй способ базируется на принципе фракционной конденсации. Нефть доводят до кипения, затем подвергают конденсации в ректификационной колонне.

Что такое перегонка нефти, зачем она нужна

Под перегонкой черного золота понимают физический процесс, в результате которого сырье в зависимости от температуры кипения углеводородов разделяется на отдельные фракции. Прибегая к перегонке, нефтеперерабатывающие заводы получают такие продукты:

  • лигроин;
  • бензин;
  • газойль;
  • керосин.

Отходы, которые получаем в результате перегонки, представляют собой черную вязкую жидкость — мазут. Его можно использовать в исходном виде и перерабатывать. Переработку мазута производят по той же схеме, только при пониженном давлении, чтобы исключить процесс его разложения. Результат перегонки мазута — смазочные масла: цилиндровые, веретенные, машинные и гудрон. Из некоторых сортов мазута можно получить парафин и вазелин. Гудрон активно используют, когда делают асфальт.

Зачем перегоняют исходное сырье? Чтобы получить разные марки бензина с улучшенными эксплуатационными и качественными характеристиками. Жидкое топливо после перегонки не только обеспечивает эффективную работу двигателя, но и не загрязняет топливную систему, предотвращает образование отложений в контуре.

Перегонка сырья не увеличивает объем полученного топлива, а наоборот, уменьшает его, но по качеству полученный продукт в несколько раз превосходит аналоги, которые не подвергались перегонке.

Лучшие производители качественного топлива в России

Как свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК, около 95% топлива в РФ производят вертикально интегрированные нефтяные компании. Самые популярные из них:

«Роснефть»

Компания получила ветку первенства в своей отрасли не только в России, но и во всем мире. Ее основной пакет акций принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз». В собственности компании 9 предприятий. «Роснефть» также владеет Рязанской нефтеперерабатывающей фирмой и Ангарской НХК. Под брендом «Роснефть» реализуют топливо разных видов и марок.

«Лукойл»

По мощности переработки нефтепродуктов эта фирма заняла заслуженное второе место. Ее годовая выручка чуть меньше, чем выручка «Газпрома». Компания стремится стать лидером на рынке переработки черного золота. Ее торговая марка вот уже несколько лет находится в рейтинге 100 лучших. 

Акционерное общество «Лукойл» было основано в 1991 году путем слияния трех фирм. Компания регулярно совершенствует технологии производства и наращивает активы. В состав топлива «Лукойл» входят уникальные присадки, которые обеспечивают повышенные антикоррозийные, антифрикционные, противоизносные свойства.

«Газпром нефть»

Компания закрывает тройку лидеров. Фирмам «Лукойл» и «Роснефть» она уступает только по мощности переработки нефтяных продуктов, а по производству бензина их превосходит на 10%. 

Основная специализация компании — добыча, переработка и продажа природного газа. Еще одно ключевое направление деятельности «Газпром нефти» — изготовление бензина. 

Компанию основали в 1995 году по указу Президента РФ Б. Ельцина. Сначала она получила название «Сибирская нефтяная компания». На сегодняшний день в состав «Газпром нефть» входят Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы. МНПЗ, созданный еще в 1938 году. Его основной профиль — топливный.

Перечисленным компаниям принадлежит основная часть российского рынка. Как делают бензин нефтеперерабатывающие заводы, входящие в их состав? Используют термический и каталитический крекинг, гидрокрекинг, риформинг, полимеризацию и алкилирование.

Достойную конкуренцию компаниям «Лукойл», «Газпром нефть» и «Роснефть» составляют такие производители, как «Славнефть», ТНК-ВР, «Башнефть», «Сургутнефтегаз». Их топливо по качеству и показателям октанового числа не уступает аналогам конкурентов, но выпускается в меньшем объеме, его реализуют мелкие сети заправочных станций, поэтому особой популярностью у россиян оно не пользуется.

Несмотря на то что все без исключения российские нефтеперерабатывающие компании придерживаются одной технологии изготовления горючего, по показателям октанового числа и составу оно может существенно отличаться. Поэтому заправляйте автомобиль сертифицированными марками бензина только проверенных и известных вам брендов. В противном случае проблем с двигателем не избежать.


Как из нефти делают бензин

Производство бензина, описание технологического процесса

Было бы здорово, если бы для заправки автомобиля достаточно было выкачать нефть из земли, залить в бак, и поехать. На самом деле чтобы сырая нефть стало пригодным топливом для наших машин, ей предстоит пройти ряд химических трансформаций.

Об описании технического процесса производства бензина написаны тома литературы, и без специального образования их содержание не понять. Но мы остановимся на нескольких научно-популярных аспектах, чтобы понять до конца, как и из «черного золота» делают бензин.

Процесс производства бензина долгий и сложный. Без участия нефтеперерабатывающего завода никак не обойтись. На завод нефть попадает по-разному: это может быть как нефтепровод, если полезные ископаемые добываются в непосредственной близости. Или же транспортировка при помощи автомобильного и железнодорожного транспорта.

Сырая нефть, попав в стены заводы, перво-наперво обезвоживается и обессоливается. В резервуары добавляется вода, а потом подается электричество. После такого воздействия лишние соли опускаются на дно или оседают на стенках.

Следующий этап – нефть проходит атмосферно-вакуумную перегонку. После нее топливо будет рассортировано для производства разного класса топлива. В зависимости от температуры нагревания, что-то из этой партии станет бензином, что-то дизельным топливом, а какая-то часть превратиться в авиатопливо. Но это еще не тот бензин, который нам нужен для заправки авто. Этот прямогонный бензин в большинстве случаев идет на экспорт. А наш получится в процессе дальнейшей переработки нефти.

Нефть перерабатывают и очищают в гигантских специально сконструированных емкостях, способных выдержать ряд химических реакций. Так, например, для изготовления партии бензина не обойтись без каталитического риформинга и крекинга. После этих сложных физико-химических процессов бензин делится на фракции и получает свою октановую нумерацию. Это уже 92 или 95 или 98 марки бензина. Из сырья выделяются также газы, и дизельная фракция. Дальше запускается система очистки топлива от серы. Потом виды бензина смешивают еще с рядом компонентов, улучшающих качество с прок хранения. Проводят первые экспертизы и пробы.

Вкратце и не вдаваясь в подробности – это все. Стоит лишь добавить, что из одной тонны нефти после переработки в топливо превратиться около 72 процентов сырья. Из этого объема около 30 процентов станет дизельным топливом, около 35 процентов получится бензина, авиатопливо и газ получатся в объемах 11 и 6 процентов соответственно. Все остальное станет мазутом.

Большинство предприятий проходят постоянную модернизацию, поэтому на самих передовых из них за процессом можно наблюдать сидя перед монитором. Операторы и технологи, помимо прочего, тщательно следят за давлением в резервуарах, потому как недосмотр в этой части может привести к самым трагическим последствиям. Особое внимание уделяется качеству полученного продукта. После ряда экспертиз бензин, наконец попадает в резервуары для хранения и ожидает дальнейшей транспортировки.


Наука и процесс нефтепереработки

Технология и оборудование нефтепереработки

Наука сырой нефти

  • Что такое нефть?

    Нефть, называемая в промышленности сырой нефтью, представляет собой ископаемое топливо, находящееся в подземных резервуарах.

    Оно классифицируется по плотности, содержанию серы и кислотности, и эти факторы определяют способ очистки масла. Из каждого барреля сырой нефти можно получить несколько продуктов: 

    • 8% газы нефтепереработки и легкие продукты, такие как пропан или бутан
    • 49% бензин
    • 32% керосин, топливо для реактивных двигателей, дизельное топливо и печное топливо)
    • 11% специальные продукты, такие как мазут или асфальт
  • Насколько велик баррель нефти?

    Баррель нефти — это единица измерения, равная 42 галлонам. Сырая нефть больше не транспортируется в реальных баррелях, но измерение остается преобладающим способом измерения сырой нефти.

  • Сколько баррелей сырой нефти можно переработать за один день?

    На наших 15 нефтеперерабатывающих заводах пропускная способность по сырой нефти и другому сырью составляет 3,2 миллиона баррелей в сутки. В зависимости от размера нефтеперерабатывающего завода от 80 000 до 300 000+ баррелей сырой нефти в день на одном нефтеперерабатывающем заводе перерабатывается для производства чистого транспортного топлива.

  • Какие инструменты или оборудование используются на нефтеперерабатывающих заводах?

    Нефтеперерабатывающие заводы — это сложные объекты, которые перерабатывают сырую нефть и превращают ее в различные продукты, включая топливо для наших автомобилей, асфальт и строительные блоки для многих пластмасс, используемых в повседневной жизни. Для производства этих продуктов на заводе есть различные агрегаты, резервуары для хранения, трубопроводы, градирни и многое другое. НПЗ работают круглосуточно.

  • Что трескается?

    Метод преобразования тяжелой сырой нефти в более легкие желательные продукты, такие как бензин и дизельное топливо, путем разложения больших молекул углеводородов на более мелкие молекулы с использованием тепла, давления и катализатора.

Уточнение 101 серии видео

Представляем серию «Переработка 101», состоящую из трех частей и посвященную основам нефтепереработки. Эта серия разбита на три эпизода, чтобы проиллюстрировать на высоком уровне типы сырой нефти, как работают нефтеперерабатывающие заводы, а также различные уровни сложности конфигураций нефтеперерабатывающих заводов.

Основы сырой нефти

Основы дистилляции

Конфигурации НПЗ

Характеристики сырой нефти

Сырая нефть классифицируется, прежде всего, по ее плотности, измеряемой в единицах плотности в градусах API, и содержанию серы, измеряемому в весовых процентах.

Тяжелая высокосернистая нефть

Как правило, сырая нефть с плотностью в градусах API 24 или ниже и содержанием серы более 0,5 массовых процентов считается тяжелой высокосернистой нефтью.

Средняя сырая нефть

Как правило, сырая нефть с плотностью в градусах API от 24 до 34 и содержанием серы менее 0,5 весового процента считается средней сырой нефтью.

Легкая малосернистая нефть

Как правило, сырая нефть с плотностью более 34 в градусах API и содержанием серы менее 0,5 массовых процентов считается легкой малосернистой нефтью.

Безопасность — это основа


нашего успеха

Мы стремимся быть самым безопасным оператором в отрасли. Безопасность обеспечивает надежную и стабильную работу, что приводит к снижению выбросов и защите окружающей среды и наших соседей.
 

Наука и процесс Поставка качественного топлива посредством безопасных, надежных и экологически ответственных операций.

Возобновляемые источники энергии

Этанол Наука и процесс

Узнайте, как мы производим этанол и превращаем его в продукцию.

Возобновляемые источники энергии

Возобновляемые дизельные науки и технологии

Узнайте, как мы производим возобновляемое дизельное топливо.

Переработка

Специальные продукты

Узнайте о специальных продуктах, включая асфальт, пропан, растворители и сжиженный природный газ.

Как нефтеперерабатывающий завод превращает сырую нефть в такие продукты, как бензин и дизельное топливо?

Дата выпуска: 08.08.2018

Нефтеперерабатывающий завод похож на гигантский химический комплекс, который берет сырую нефть и перерабатывает ее в различные продукты, такие как бензин, дизельное топливо, авиационное топливо и лигроин (обычно используемый в качестве разбавителя краски).

Чтобы быть максимально эффективными, нефтеперерабатывающие заводы обычно проектируются для переработки сырой нефти определенного сорта, а не для переработки всех типов сырой нефти, качество которых сильно различается. НПЗ также бывают разных размеров Сноска 1 .

Источник и описание

Источник: Управление энергетической информации, NEB

Описание: На этом рисунке показана схема основного нефтеперерабатывающего завода, включая колонну атмосферной перегонки и различные устройства и продукты, которые они производят.

Компоненты нефтеперерабатывающего завода

На первом этапе процесса переработки сырая нефть нагревается в печи до тех пор, пока большая ее часть не испарится в газ. Затем жидкости и пары попадают в колонна атмосферной перегонки , которая разделяет жидкости и пары на разные потоки или фракции на основе различий в температурах кипения. Более тяжелые потоки с более высокими температурами кипения собираются на дне колонны в жидкой форме.

Между тем, более легкие потоки, такие как пары бензина, нафта и керосин, которые кипят и конденсируются при более низких температурах, поднимаются на вершину колонны в газообразном виде, где они собираются. Компоненты, которые кипят где-то посередине, такие как дизельное топливо и газойль средней плотности, собираются и выводятся из дистилляционной колонны в промежуточных точках колонны.

Некоторые из этих потоков, например, сжиженный нефтяной газ или топливо для реактивных двигателей, получаемое из керосина, можно собирать и отправлять непосредственно на рынок для продажи. Другие нуждаются в дальнейшей обработке.

Реформеры преобразуют легкие потоки, такие как нафта с более низким октановым числом, в бензин с более высоким октановым числом с небольшим химическим изменением. Крекинговые установки используют тепло, давление и катализаторы для разделения больших тяжелых молекул на более мелкие и более ценные, такие как бензин и дизельное топливо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *