Изделие из дерева по технологии – Творческий проект «Изготовление изделия из древесины»

«Технология изготовления изделия из дерева»

«Технологические принципы изготовления материалов из дерева»

Иванов Юрий Иванович

мастер УПМ

Сунтарская СОШ№1

им А.П.Павлова

Древесиной называют плотный материал, из которого в основном состоят ствол, корни и ветви дерева. Деловую древесину главным образом получают из ствола дерева при распиливании его на части. Древесина широко применяется в народном хозяйстве. Из неё изготовляют строительные конструкции, мебель, бумагу, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, игрушки, детали мостов, судов и др. Используется древесина в производстве лаков, витаминов, смол и других веществ. В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различных пород. Все древесные породы подразделяются на хвойные и лиственные. Древесина каждой породы имеет свой рисунок – текстуру. Текстура древесины лиственных пород разнообразнее и красивее, чем хвойных. По трудности обработки древесина подразделяется на мягкую, твёрдую, очень твёрдую. Древесина имеет сравнительно высокую прочность, хорошо обрабатывается режущими инструментами. Деревянные детали легко склеиваются, соединяются гвоздями и шурупами. Изделия из древесины имеют очень красивый внешний вид. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости, коробится при высыхании, легко загорается. Недостатками древесины являются некоторые её пороки – сучковатость. Они ограничивают использование древесины в сельском хозяйстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.

Распиловка — одна из важнейших операций при работе с древесиной. Распиловку производят различными пилами. Для распиловки досок и брусков крупных размеров применяют рамную (лучковую) пилу, для дугообразных пропилов — ножовку или вырезную (ножевую узкую) пилу. Кроме этих пил для домашней мастерской необходимо приобрести также ручную рамную пилу небольших размеров со стальной рамой и комплектом сменных ножовочных полотен. Ножовочные полотна должны иметь зубья разной величины, заточенные под различными углами. Для работы удобнее пользоваться пилой с зубьями, заточенными под углом 90° (такие зубья легко заточить треугольным напильником). Нужно иметь также ножовочное полотно с зубьями под углом 110°. В ручной рамной пиле можно закрепить ножовочное полотно для резки металла. После того как окончена распиловка, доску или брусок нужно острогать до гладкости, снять шероховатости с пиленой поверхности. Эта операция называется фугованием и выполняется на фуговальном станке или электрорубанком, а вручную — одним из представителей семейства рубанков. Простейший рубанок имеет деревянный корпус с ручкой, нож и деревянный клин для фиксации ножа. Современный металлический рубанок имеет приспособления, позволяющие легко регулировать и выпуск лезвия ножа, от которого зависит толшина снимаемой стружки, и угол наклона ножа к плоскости строгания, и ширину щели для стружки, и параллельность лезвия ножа плоскости доски.

Начинают строгание шерхебелем, который позволяет снять толстый слой древесины, причем может строгать вдоль и поперек благодаря овальной форме лезвия.

Рубанок с одиночным ножом выравнивает неровную поверхность после распиловки или шерхебеля, а с двойным (двойной рубанок) — хорош для чистового строгания, строгания торцов, задиристых и свилеватых участков. В таком рубанке второй нож, стружколом, предотвращает задиры, отщепы и отколы.

Сушка древесины является очень важной технологической частью всего процесса обработки и изготовления различных изделий из древесины, потому что именно от сушки зависит, какое будет дерево, как оно будет выглядеть и как будет обрабатываться.Чем грамотнее древесина будет высушена, тем меньше должно быть трещин. Древесина должна быть высушена очень хорошо, для чего может понадобиться достаточно много времени, зато уже готовое изделие будет менее подвержено растрескиванию и рассыханию. Сушка может производиться несколькими. Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно — от нескольких месяцев до нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой. Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить до воздушного состояния 12 — 18 % влажности.

Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со стволов деревьев твёрдых пород, например яблони, клёна, кору не снимают совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания, торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой масляной краски.

Вываривание в масле и олифе небольших кусков твёрдой древесины не только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони, самшита, груши, и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном хлопковом, древесном (олифковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно шлифуется и полируется.

Вываривание древесины в солёной воде также предупреждает её растрескивание. К тому же соль надёжно защищает древесину от проникновения в неё гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов, выпускающих корыта и другую долблёную посуду, готовые изделия из липы, осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.

Небольшие заготовки из твёрдой и мягкой древесины можно обработать и в домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают доверху солёной водой из расчёта 4 – 5 столовых ложек поваренной соли на литр воды. Древесину варят на медленном огне в течении двух-трёх часов, затем вынимают из солёной воды и сушат при комнатной температуре.

Зарывание древесины в стружки — широко известный и надёжный способ сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву Сырые токарные детали токарь тут же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные. Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном перерыве в работе.

Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура, они стали зарывать в неё дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали и в проточной воде и сушили под навесом на открытом воздухе.

Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях. В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатносухую влажность 8-12 % и идёт на столярные, токарные и резные работы. От трёх суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например, сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере твёрдая древесина дуба, бука или вяза. Но при камерной сушке появление трещин не исключено. Поэтому учёные постоянно ищут более совершенные и быстрые способы сушки древесины.

В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами помещается древесина. К электродам подаётся ток от высокочастотного генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее, чем в паровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твёрдых пород.

Следует сказать и ещё об одном оригинальном способе сушки древесины — сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол. В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то одна, то другая её грань прилегала к цементному полу.

Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы, сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное русло.

Хорошо известно, что особенно трудно сушить брёвна, кряжи и пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они растрескиваются почти до самой сердцевины. Брёвна многих рублёных строений бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако всё же можно встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.

Как удалось плотникам так хорошо высушить брёвна? Оказывается, трещины на брёвнах всё-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая брёвна в срубе, плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твёрдую и склонную к сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины, благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.

Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник). Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что его масса становится в два раза меньше, но и в основном оттого, что к перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина. Расколов половинник пополам, получают четвертину (по старинному «четвертак»). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при усыхании трещины.

Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-резчики из Троице-Сергиевого посада Московской губернии. Они раскалывали липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через сердцевину. Возможно, этот технический приём, возникший при необходимости избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое решение многих резных игрушек.

Довольно сложно сушить твёрдую древесину, имеющую ядро. При высыхании она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины. Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной яблони. Но даже ствол засохшей яблони — сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони светлая заболонь и тёмное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра более твердая и сухая, а поры её заполнены особым консервирующим веществом. Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа растрескивается в первую очередь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стёсывают топором и смазывают пастой торцы. После удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоёв, образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из клееного блока, текстура, наоборот, подчёркивает форму и делает её более выразительной.

Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины просверливают отверстие диаметром около 5 сантиметров. При высыхании влага одновременно и равномерно удаляется не только из верхних, но и их внутренних слоёв кряжа. Завершив работу над скульптурой. отверстия забивают деревянными пробками.

Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом. Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем раскряжёвывали, то есть распиливали на брёвна. В наше время таким способом заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает её потери в пути.

Весной, когда молодая листва набирала на деревьях полную силу, богородские мастера ехали в лес заготавливать липовую древесину для резных игрушек. У сваленной липы обрубали сучья и снимали кору со ствола примерно на две трети длины всего дерева. Верхнюю часть дерева с сучьями, ветвями и листьями (крону) оставляли нетронутой. Соображения были очень простыми. У спиленного дерева листва вянет не сразу, а продолжает долгое время бороться за жизнь, словно мощными насосами втягивая в себя живительную влагу, находящуюся в стволе дерева. За две недели этот естественный насос выкачивал из ствола столько влаги, что на удаление её при обычной сушке на открытом воздухе потребовалось бы несколько месяцев. По истечении двух недель ствол липы распиливали на кряжи длиной до полутора метров. Окорённые и подсохшие липовые кряжи, так называемые лутошки, привозили домой и досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землёй настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали досушивать на вольном воздухе.

Сушка древесины запариванием применялась народными мастерами ещё в далёком прошлом, с тех пор как была изобретена русская печь, которая стала прототипом современной сушильной камеры.

Если по каким-либо причинам заготовить древесину с весны не удавалось, её в короткий срок высушивали в русских печах. Запаривали древесину в больших чугунах. В чугун укладывали сырую древесину, а на дно наливали немного воды. Затем чугун накрывали крышкой и ставили в протопленную печь. Чтобы жар не уходил из печи, её закрывали заслонкой. Утром древесину вынимали из чугуна и досушивали при комнатной температуре.

Применяли и другой, более простой способ сушки древесины. После очередной топки из русской печи выгребали золу и чисто подметали пол, на который на попа ставили деревянные заготовки. Плотно закрыв заслонку, дерево выдерживали в печи до утра. К утру древесина хорошо просыхала и одновременно приобретала красивую окраску. Белая в сыром виде липа после запаривания окрашивалась в золотистый цвет, а древесина ольхи — в светло-шоколадный.

Сушка брёвен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных областях нашей страны. Например, узбекские резчики сушили древесину под навесом на открытом воздухе. Брёвна, предназначенные для сушки, ставили вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся в брёвнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз и сухая земля жадно впитывала её.

Сушка древесины в земле и речном песке. Из ствола свежесрубленного дерева вытёсывают вначале грубую заготовку. Затем её зарывают в землю где-нибудь под навесом, чтобы дождь не мог увлажнить почву. В земле дерево выдерживают несколько лет, но чаще бывает достаточно всего одного года. Через определённый срок заготовку вырывают из земли и досушивают в помещении. Срок досушки определяется состоянием древесины. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготовкой при лёгком постукивании по ней костяшкой пальцев, дают опытному мастеру точную информацию о готовности древесины к дальнейшей обработке.

Мелкие заготовки твёрдой древесины можно высушить довольно быстро искусственным путём в речном песке. Одновременно они приобретают золотисто-коричневую окраску.

Интересного декоративного эффекта можно добиться при сушке уже готовых резных изделий. В чугун насыпают слой чистого речного песка. Сверху кладут заготовки, которые, в свою очередь, засыпают новым слоем сухого песка. Таким образом, чугун заполняют доверху, следя за тем, чтобы заготовки не касались его стенок. Загруженный чугун без крышки ставят на печь. Чем ближе он стоит к горящим дровам, тем быстрее пойдёт сушка. Но при этом возникает опасность, что древесина начнёт через некоторое время тлеть. В то же время, если чугун стоит слишком далеко от огня, дерево будет сохнуть медленно. Оптимальное расстояние от огня до чугуна определяют опытным путём. По мере высыхания древесины на участках, обращённых в сторону огня, постепенно возникает золотистая подпалина. Она плавно переходит в естественный цвет, который имеет древесная заготовка с противоположной стороны. Часто именно такого эффекта добиваются, декорируя готовые резные изделия. Но если нужно получить равномерную окраску, чугун время от времени поворачивают вокруг своей оси, подставляя то один, то другой его бок к огню. Если же хотят получить чистую высохшую древесину (без подпала), чугун с песком и заготовками ставят в печь после протопки на ночь. Сушить древесину в песке можно и на плите или костре, используя вместо чугуна банки, старые кастрюли, вёдра.

Из письменных источников известно, что древнегреческие скульпторы сушили древесину ценных пород зарыванием в сухую рожь. Сушка древесины в зерне была хорошо известна на Руси. Деревянную заготовку зарывали в зерно ближе к весне. За несколько недель зерно вбирало в себя из древесины всю «лесную влагу». Подготовленную таким образом древесину выдерживали при комнатной температуре, а затем смело пускали в дело, не опасаясь появления трещин. Считалось, что сушка сырой древесины в зерне за несколько недель до посева благотворно влияет на качество посевного материала. Напоённое живительной влагой зерно словно пробуждалось от зимней спячки и быстрее прорастало, оказавшись в земле.

kopilkaurokov.ru

Проект «Изделия из дерева»

Проект

«Изготовление массажеров из клена»

Тулынин Борис Иванович

учитель высшей

квалификационной

категории

Заинск, 2018 год

Содержание :

Введение. …………………………………………………………..стр.3

Глава 1.Клен. Его основные характеристики…………………стр…4

Глава 2. Исследования. Массажеры. Виды………………………стр.5

2.1. Мнение специалистов о массажере…………………………стр 6

2.2.Технология изготовления массажера…………………………стр. 6

2.3. Результаты опроса населения ………………………………..стр.6

2.4 .Составление перечня оборудования для реализации проекта

Заключение…………………………………………………………стр. 7

Литература…………………………………………………………стр..8

Введение .

Сегодня в магазине можно приобрести практически все. Разнообразие декоративных элементов и мебели из дерева поражает воображение. Деревянные изделия – это классика жанра, вот почему спрос на них всегда велик. Однако вещь, купленная в магазине и сделанная самостоятельно – две большие разницы. Изделия из дерева своими руками, в которые вложены вкус, старание и умение автора, являются реализацией его фантазии. Кроме того, приобретенные навыки работы с деревом всегда пригодятся вам в повседневной жизни – вы всегда сможете отремонтировать сломавшуюся мебель, или смастерить что-то для дачи.

Я работаю в школе , где профилирующим предметом является урок технологии. На этих уроках мы изготавливаем различные изделия: разделочные доски, подставки для цветов и посуды, детские столики и стулья, полки с геометрической резьбой. Мне с детьми стало интересно, сможем ли мы самостоятельно изготовить деревянный массажер , который наиболее чаще всего пользуется спросом на различного рода ярмарках, выставках в нашем городе и в его пределах .

Массажер-приспособление, прибор для массажа тела.

Цель работы: изготовление деревянного массажера из клена .

Задачи работы:

1. Узнать из какого материала выгоднее изготовить массажер.

2.Познакомиться с мнением массажиста о пользе использования массажеров.

3. Освоить технологию приготовления из клена.

4. Составить перечень оборудования для реализации проекта.

5.Провести опрос населения об эффективности использования, качестве массажеров.

.

Глава 1.Клен. Его основные характеристики.

Клен – это изысканное и очень красивое лиственное дерево, имеющее целый ряд своих особенностей, которые практически не встречаются ни у какого другого дерева. Древесина клена отличается свой плотностью и твердостью. Однако, в добавок к этим характеристикам, можно сказать, что древесина клена очень вязкая. И, как и любое другое благородное дерево, клен является очень крепким и упругим. Он очень легко и, что самое главное, чисто поддается обработке, хорошо обтачивается. Единственным небольшим недостатком этого дерева является плохая раскалываемость. Сырая древесина клена может изменять цвет, поэтому ее нужно высушивать как можно быстрее, однако делать это следует очень осторожно, так как при сушке возможно растрескивание и коробление. Небольшим недостатком доски из клена является неустойчивость к воздействию атмосферы, поэтому доски должны быть всегда сухими, и используются они по большей части для внутренних помещений.Материал клена поставляется в виде доски обрезной и необрезной, это зависит от применения досок клена. Используют клен в основном для производства мебели, шпона и музыкальных инструментов, а также, после специальной обработки в вагоностроении и сооружении кузовов.

Виды клена:

В европейской части России растут 4 вида:

  • Клён татарский (Acer tataricum L.),

  • Клён белый, или псевдоплатановый (Acer pseudoplatanus L.),

  • Клён полевой (Acer campestre L.),

  • Клён остролистный (Acer platanoides L.),из которых только последний вид распространён обширно (на север — до 62°).

Свойства клена:По своим прочностным характеристикам клён несколько превосходит дуб. Предел прочности (при влажности 12%): при растяжении вдоль волокон — 80 — 140 МПа; при растяжении поперек волокон — 13,3 МПа. Способность удерживать крепления (сопротивление выдергиванию гвоздей и шурупов) на уровне твердолиственных пород — дуба, бука и ясеня.

Способность гнуться у древесины клена оценивается как хорошая (практически такая же, как и у древесины бука), но при пропаривании она меняет цвет — приобретает желтовато-бурый оттенок.По стойкости к биологическим повреждениям клён относят к малостойким породам, коэффициент стойкости по отношению к липе — 2,1. В процессе сушки древесина клёна проявляет склонность к растрескиванию и короблению, поэтому требуется тщательный подбор режима сушки. Рекомендуется предварительная естественная сушка свежераспиленных материалов в штабелях, защищенных от солнечных лучей и атмосферных осадков, до влажности 20 — 25%. Высокотемпературные режимы сушки не рекомендуются еще и потому, что пиломатериалы из клёна в этих условиях меняют свою окраску (желтеют). Желтеет клён и под действием солнечных лучей, причем довольно быстро. Благодаря высокой равноплотности, прямослойности и равномерному распределению свойств по объёму древесина клёна хорошо обрабатывается всеми видами режущих.

Глава 2. Исследования. Массажеры. Виды.

Массажер-приспособление, прибор для массажа тела.

Виды массажеров:

Универсальные массажеры. Эта большая категория массажеров, в основном это аппараты, оснащенные различными насадками от той, или иной насадки зависят и функциональные возможности массажера. В основном на рынке медицинского оборудования представлены аппараты со стандартным набором насадок, это: вибронасадка, роликовая насадка, специальная насадка для проведения массажа головы, насадка для мышечного массажа. Покупка универсального массажера – оправданное вложение средств, ведь это полезные и простые в управлении массажеры.

Массажеры для спины. Массажер ленточный гладкий .Ленточный массажер восточной медицине известен уже около трех тысяч лет. Являясь классикой в ряду других массажеров, он по-прежнему наиболее эффективный инструмент для профилактического массажа. Наличие длинных ручек позволит самостоятельно массировать такие труднодоступные места, как спина, плечевой пояс и шея.Идеальное решение для людей, ведущих малоподвижный образ жизни.

Массажеры для ног. Это специальные гидромассажные ванночки, они весьма популярны у потребителей. Помимо лечебного эффекта ванночки прекрасно снимают напряжение от трудового дня. К массажерам для ног можно также отнести и специальные массажные стельки.

Миостимуляторы. Этот вид массажеров создан специально с целью побороть целлюлит и избыточный вес, так как способствуют расщеплению жиров.

Вакуумные массажеры. В основном используются для проблемной кожи лица, с целью

улучшения контура лица и устранения признаков старения. Движение массажных пластин стимулирует кожу, сглаживает морщины, устраняет неровности, сужает поры.

2.1. Мнение специалистов о массажере.

Мы встретились с массажистом Шарафутдиновой Лилией. Она ответила на самый задаваемый населением вопрос:

Каких результатов можно ожидать при использовании массажеров?

1. Улучшение функционирования центральной нервной системы, под действием массажера запускается процесс рефлекторных реакций, приводящий к восстановлению внутренних органов.

2. Снятие мышечной боли, расслабление мышечной ткани.

3. Устранение венозного застоя крови, тонус сосудов повышается и за счет этого происходит процесс ускорения капиллярного кровотока.

4. Омоложение организма и кожи. Выводятся токсины, удаляются омертвевшие клетки, повышается тонус кожи, разглаживаются морщинки, устраняются пигментные пятна и рубцы от угревой сыпи.

5. Нормализуется лимфодренаж, из организма выводятся продукты распада, шлаки, что способствует снятию отеков и воспалений.

Запомните: существует ряд заболеваний, при которых использование массажеров особенно с прогревающим эффектом категорически запрещено. Это острые лихорадочные состояния, кровотечения, различные аневризмы, острые инфаркты и инсульты, гипертонический криз, остеопороз 4 степени, злокачественные онкологические заболевания, имплантированные кардиостимуляторы. Если у вас нет вышеперечисленных заболеваний, можете смело отправляться за покупкой «карманного доктора», и еще – не экономьте на своем здоровье!

2.2.Технология изготовления массажера

Давайте приступим к изготовлению массажера. Для этого я выбрал следующий алгоритм работы:

  1. Заготовка ( собираем материал весной, вторичный материал после обрезки деревьев).

  2. Сушка

  3. Выбор заготовки

  4. Обработка заготовки

  5. Точение на токарном станке

  6. Шлифование шипов

Изделие не надо подвергать покраске .

2.3. Результаты опроса населения.

Я провел небольшой опрос населения. На вопрос «Какой массажер предпочитают больше? » — 17 человек ответили для спины, 20 человек для стоп.( опрашивалось 20 человек).

Вид массажера

Количество человек

Массажер для спины

17

Массажер для стопы

20

Вопрос : Пользу или вред наносит использование массажеров?

Вид массажера

Польза

Вред

Массажер для спины

20

20

Массажер для стопы

20

20

Заключение.

Дорогостоящее лечение и курсы массажа многие не могут оплатить из своего личного либо семейного бюджета, однако о здоровье необходимо заботиться всегда, несмотря на материальную составляющую.

Решением этой проблемы может стать деревянный массажер. Уникальность этих устройств, в первую очередь, состоит в доступности и отсутствии вреда для организма. Используя массажер по назначению, Вы не принесете себе вреда, что очень полезно и хорошо для людей с проблемами со здоровьем. К тому же, помимо расслабления мышц после трудового дня, деревянный массажер способствует возобновлению правильного функционирования организма и улучшению самочувствия. Так что, если Вы чувствуете, что Ваше тело нуждается во внимании, то деревянные массажеры могут стать отличным решением.

Кроме того, приобретенные навыки работы с деревом всегда пригодятся вам в повседневной жизни – вы всегда сможете отремонтировать сломавшуюся мебель, или смастерить что-то для дачи.

Поставленных целей в своей работе мы достигли : у нас получились экологически чистые массажеры, которые прослужат не один год .Массажеры ничем не отличаются от магазинных и пользуются большим спросом на городских ярмарках – выставках.

Литература:

1.Т. М. Геронимус « 150 уроков труда» « Арктус» Тула 2007 г.

2.Б. А. Журавлёв « Столярное дело 6 – 9 классы», Москва,

«Просвещение» 2012 г.

3.С. Л. Мирский « Методика профессионально – трудового

обучения во вспомогательной школе», Москва « Просвещение».

4 С. Л. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении».

5.Развернутое тематическое планирование для общеобразовательных школ VIII вида, издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год. Автор: О.В.Павлова.

6. Тоббин И.И. Справочник по мыловаренному производству – М 1991 г.

7. Штремплер Г.И. – Технология на досуге – М., 1996 г.

9. Шабанова И.А. Исследовательская деятельность учащихся – http:// festival. 1 september.ru

10. Щербакова С.П. Метод проектов: организация деятельности по химии – http:// festival. 1 september.ru

11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Технологияия / Авт. – сост. Л.А. Савина; Худож. А.В. Кардашук, О.М. Войтенко. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; 1999. – 448с.

multiurok.ru

Творческий проект по технологии на тему «Фигурка из дерева»

МБОУ СОШ № 77

творческий проект по технологии «Фигурка из дерева»

[Введите подзаголовок документа]

[Введите имя автора]

Кемерово Оглавление

Введение 3

1.1. Осознание основной проблемной области 3

Задачи: 3

2 Основная часть. 4

2.1. Историческая справка. 4

2.2. Дизайн спецификация 4

2.3. Банк идей 4

2.5 Техника барельефной резьбы по дереву. 5

2.6. Материалы и инструменты для работы. 7

2.7. Организация рабочего места. 10

2.8. Правила безопасности во время работы. 11

2.9. Технологическая карта 13

2.10. Контроль качества 13

2.11. Экологическое обоснование проекта 13

2.12. Экономическое обоснование проекта 13

Заключение 14

3.1. Самооценка выполненной работы 14

3.2. Оценка проекта 14

Список литературы 15

Введение

На уроках технологии мы знакомимся с различными видами обработки дерева и металла и изготовление из них поделок, особенно интересной мне показалась тема художественной резьбы по дереву. Именно поэтому темой творческого проекта я выбрал резьбу по дереву.

Резьба по дереву хоть и не является простой в изготовлении, поскольку требует во время работы аккуратности с материалом, терпеливости, потому что такая работа требует не малой затраты времени. Так же при изготовлении изделия не требуются специальные оборудования, пожалуй, кроме стамески и киянки. Ещё используется наждачная бумага для чистового доведения изделия.

А главное, эта работа способствует развитию творческого начала, которое в будущем поможет стать хорошим хозяином. Рационально использовать материалы, создавать красивые изделия, для семьи и дома.

1.1. Осознание основной проблемной области

Знания, полученные в процессе изучения технологии обработки древесины, оказались достаточными для того, чтобы изготовить изделие которое будет украшать интерьер дома. Все основные операции по обработке и художественной отделке древесины мне уже знакомы. С некоторыми из них можно познакомиться в процессе предстоящей работы.

Цель – изготовить оригинальное, недорогое, аккуратное изделие.

Задачи:

Ознакомиться с историей возникновения резьбы по дереву.

Краткое определение дизайнерской задачи.

Оценить свои возможности в проектной деятельности.

Применить знания и умения, полученные на уроках трудового обучения.

Создать эскиз и выбрать технику изготовления.

Закрепить приемы и навыки работы с резьбой по дереву.

Оценить проделанную работу.

2 Основная часть. 2.1. Историческая справка. 2.2. Дизайн спецификация 2.3. Банк идей 2.4. Опрос общественного мнения 2.5 Техника барельефной резьбы по дереву. 2.6. Материалы и инструменты для работы. 2.7. Организация рабочего места. 2.8. Правила безопасности во время работы. 2.9. Технологическая карта 2.10. Контроль качества 2.11. Экологическое обоснование проекта 2.12. Экономическое обоснование проекта Заключение 3.1. Самооценка выполненной работы

Я доволен своей работой, так как добился желаемой цели. При изготовлении моего изделия возникали различные трудности, но я с ними справился. Тем более что изготовленное мною изделие стоит гораздо дешевле, чем в магазине. Я чувствую гордость, потому что изделие в которое я вложил много сил получилось изящным и носит отпечаток индивидуальности.

3.2. Оценка проекта

Выполненное изделие соответствует предъявленным ему требованиям. Выглядит красиво, аккуратно, изящно, имеет позволительный размер, что бы его можно было разместить практически в любом месте. Я достиг поставленной в начале проекта цели.

Список литературы

videouroki.net

Технология создания изделий из древесины. 6-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Дидактическая цель: Составить инструкционную карту для изготовления базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника» (Фото 1, позиция 6).

Фото 1. Обучающий стенд: изготовление «шкатулки» для хранения ювелирных изделий.

Форма урока: урок-практикум.

Материальное отображение ожидаемого результата: Инструкционная карта.

Изготовление базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника».

№ п/п Последовательность выполнения работы Моделирование своей деятельности Инструменты и приспособления
1 Выбрать заготовку с учетом припуска на обработку (40х40х90 мм).

Отшлифовать плоскости боковых граней параллелепипеда до нужного размера с точностью до 0,5 мм

Линейка, карандаш, угольник, штангенциркуль.

Верстак, приспособление для шлифования плоских поверхностей

2      
3      
4      
5      
6      

СТРУКТУРА УРОКА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предмет, класс: Технология. Технический труд, 6 класс.

Количество часов 2 урока по 45 минут.

Дидактическая цель: Составить инструкционную карту для изготовления базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника» (Фото 1, позиция 6).

Деятельностная цель:

  • формирование способности учащихся составлять инструкционную карту для изготовления базового элемента “шкатулки-скворечника”;
  • формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся посредством применения обучающего стенда по изготовлению базового элемента “шкатулки-скворечника”.

Образовательная цель:

  • совершенствование способов моделирования собственной деятельности;
  • совершенствование умения применять обучающие стенды для самоконтроля при составлении последовательности изготовления базового элемента “шкатулки-скворечника”.

Место занятия в учебном плане: Раздел программы “Технология создания изделий из конструкционных и поделочных материалов. Проектирование и изготовление изделий”.

Тип урока: комбинированный (“открытие нового знания”, практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающих стендов).

Формы и способы передачи разных видов информации на данном уроке.

Этап урока Цель Использование обучающих стендов Использование интерактивной доски
Мотивирование к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Ознакомление с объектом труда, представленного в материальном воплощении. Демонстрация фрагмента из мультфильма «Ну, погоди!»
Актуализация знаний Оценка готовности учащихся для “открытия нового знания”. Повторение пройденного

материала, необходимого для соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Сравнительный анализ алгоритма действий в предстоящем задании (учебные мотивы). Выявление затруднений в предстоящей работе. Демонстрация презентации. Ознакомление учащихся с подобными объектами труда.
Постановка учебной задачи Повышение наглядности для восприятия учебного материала. Анализ учебной ситуации и попытка моделирования своей деятельности. Ознакомление с содержанием обучающих стендов по изготовлению «шкатулки» для хранения ювелирных изделий. Показ, демонстрация целостного технологического процесса по изготовлению «шкатулки» для хранения ювелирных изделий.
“Открытие нового знания”. Объяснение нового материала Изучение новых знаний и способов действий. Ознакомление с учебной задачей и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся посредством применения обучающих стендов. Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению базового элемента –»шкатулки» для хранения ювелирных изделий.

Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).

Показ, демонстрация структуры и содержания технологической карты по изготовлению «шкатулки» для хранения ювелирных изделий. Показ, демонстрация правильного выполнения задания, инструкция в действенном плане. 
Первичное закрепление Освоение способов действий. Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Анализ промежуточных целей с учетом конечного результата.

Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.

Показ, демонстрация правильного выполнения задания, инструкция в действенном плане. 
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Обсуждение затруднений. Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы. Показ, демонстрация исходных данных для составления технологической карты по изготовлению базового элемента – «шкатулки» для хранения ювелирных изделий.
Рефлексия деятельности (итог урока) Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Самопроверка выполненного задания по эталону. Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделия. Показ, демонстрация эталона составления технологической карты по изготовлению базового элемента – «шкатулки» для хранения ювелирных изделий.

Методы обучения: диалог, показ подобных объектов труда, объяснительно-иллюстрированный инструктаж, сравнительный анализ с эталоном, демонстрация презентации, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся шестых классов, самоконтроль, самооценка.

Межпредметные связи:

– физика: механические и технологические свойства конструкционных материалов;

– математика: квадрат, прямоугольник, единицы измерения;

– черчение: чтение чертежа детали;

– технология: измерительные работы.

Оснащение урока:

  • Интерактивная доска.
  • Образцы моделей «скворечников».
  • Линейки, карандаши, штангенциркули.
  • Обучающие стенды.
  • Заготовки из древесины 40х40х90 мм.
  • Карта – задание для учащегося.
  • Графическое изображение базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника» для хранения ювелирных изделий.
  • Эталон составления технологической карты по изготовлению базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника».
  • Презентация к уроку.
  • Фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!».

Временная структура урока

№ этапа урока Наименование этапа урока Время, мин.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 5
2. Актуализация знаний. 10
3. Постановка учебной задачи. 5
4. “Открытие нового знания”. Объяснение нового материала.

Вводный инструктаж.

15
5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с использованием обучающих стендов. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. 15
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Текущий контроль. Текущий инструктаж. 7
7. Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. 20
8. Рефлексия деятельности. Подведение итогов. 10
9. Уборка рабочих мест. 3
  Итого 90

Приложения

Приложение 1. Методические рекомендации к уроку технологии по теме: “Проектирование и изготовление изделий. Последовательность изготовления изделия из древесины – «шкатулка-скворечник»”, 6 класс.

Приложение 2. Карта – задание для учащегося по составлению технологической карты для изготовления базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника».

Приложение 3. Эталон составления технологической карты по изготовлению базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника».

Приложение 4. Фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!»

Тема следующего занятия: Изготовление базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника» (Фото 1, позиции 1, 2, 3). Технология сверления отверстий большого диаметра.

Графическое изображение базового элемента изделия – «шкатулки» для хранения ювелирных изделий

Сведения о базовом элементе изделия – «шкатулки» Чертеж базового элемента изделия – «шкатулки» для хранения ювелирных изделий

Материал: древесина.

Заготовка: брусок в форме параллелепипеда 40 х 40 х 90 мм.

Литература для обучающихся:

1. Самородский, П. С. Технология. Технический труд : 6 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко ; под ред, В. Д. Симоненко. – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 144 с.

2. Карабанов, И. А. Справочник по трудовому обучению : Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы [Текст] : пособие для учащихся 5 – 7 кл. / И. А. Карабанов, А. А. Деркачев, В. А. Юдицкий [и др.] ; под ред. И. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 1991. – 239 с.

Литература для учителя:

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : [Текст] : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. — 18ВК 978-5-09-020588-7.

2. Казакевич, В. М. Технология. Технический труд. : 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / [И. В. Афонин, В. А. Блинов, В. М. Казакевич и др.] ; под ред., В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. – 2-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2009. – 191 с.

3. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских [Текст] : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984. – 175.

4. Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла, электротехнические работы [Текст] : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

Интернет-ресурсы:

22.01.2015

urok.1sept.ru

Тест (технология) по теме: Тест по «Технологии изготовления художественных изделий из дерева»

26.

 Криволинейные и прямолинейные орнаменты, которые обрамляют поверхность резного изделия, называются

1) геометрические

2) растительные

3) ленточные

4) геральдические

3)

Мозаика по дереву

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

27.

К клеям животного происхождения относятся

1) казеиновый

2) ПВА

3) мездровый

4) эпоксидный

1), 3)

Мозаика по дереву

Б.А.Степанов Материаловедение

28.

Жизнеспособность клея – это

1) прочность клеевого шва на скол

2) время, в течении которого, приготовленный                            раствор обладает нужной вязкостью

3) схватываемость

4) грибостойкость

2)

Мозаика по дереву

Б.А.Степанов Материаловедение

29.

К синтетическим клеям относятся

1) карбамидный

2) казеиновый

3) глютиновый

4) эпоксидный

1),4)

Мозаика по дереву

Б.А.Степанов Материаловедение

30.

Выберите материалы для подготовки поверхностей к отделке

1) лак

2) левкас

3) шлифовальная шкурка

4) грунтовка

2), 3), 4)

Отделка художественных изделий из дерева

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

31.

Муссивное золото это:

1) сплав меди и цинка

2) двусернистое олово в виде порошка

3) фольга, полученная проковкой двух металлов

4) поталь

2)

Отделка художественных изделий из дерева

Т.А.Матвеева

Изготовление художественных изделий из дерева

32.

 К специальной художественной отделке относится

1) крашение

2) выжигание

3) роспись

4) резьба

2), 3), 4)

Отделка художественных изделий из дерева

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

33.

 Сусальное золото выпускают в виде:

1) листочков фольги

2) порошка

3) эмали

4) суспензии

1)

Отделка художественных изделий из дерева

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

34.

 Для наклеивания золотой фольги применяют

1)дисперсию ПВА

2) осетровый клей

3) мездровый клей

4) казеиновый клей

2), 3)

Отделка художественных изделий из дерева

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

35.

 Для отбеливания древесины используют

1) протравы

2) раствор щавелевой кислоты

3) раствор едкого натра

4) уайт-спирит

2), 3)

Отделка изделий из древесины

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

36.

Выберите материалы для непрозрачной отделки

  1. эмали
  2. нитролак
  3. красители
  4. шпатлевки

1), 4)

Отделка изделий из древесины

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

37.

 Поверхность древесины перед шлифованием увлажняют 3…5% водным раствором столярного клея или дисперсией ПВА чтобы:

1) повысить адгезию

2) заполнить поры древесины

3) поднять ворс

4) повысить плотность

3)

Отделка изделий из древесины

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

38.

Назначение сиккатива в отделочных материалах:

1) для придания эластичности лаковой пленки

2) для ускорения высыхания лакокрасочных покрытий

3) для разравнивания лакокрасочных покрытий

4) для уменьшения вязкости

2)

Отделка изделий из древесины

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

39.

 Столярное полирование относится:

1) к непрозрачной отделке

2) к имитационной отделке

3) к специальной художественной отделке

4) к прозрачной отделке

4)

Отделка изделий из древесины

Т.А.Матвеева Изготовление художественных изделий из дерева

40.

Причины ослабления шиповых соединений

  1. разбухание древесины
  2. естественное старение материалов
  3. усушка древесины
  4. небрежное обращение с мебелью

2)

3)

4)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

41.

Выберите дефекты, которые относятся к столярному ремонту

  1. устранение механических повреждений в деталях из массива древесины
  2. восстановление инкрустации
  3. укрепление и восстановление соединений
  4. ремонт отделочного покрытия

1)

3)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

42.

Выберите виды работ, относящиеся к мелкому ремонту

  1. замена ломаных деталей
  2. укрепление шиповых соединений без разборки мебели
  3. выполнение заново отделки поверхности
  4. восстановление глянца на лакированной поверхности

2)

4)

Ремонт и реставрация мебели

С.С.Шумега

Производство столярно-мебельных изделий

43.

Совокупность научно обоснованных мер, направленных на приостановление процесса разрушения антикварной мебели называется

  1. реконструкция
  2. ремонт
  3. консервация
  4. обновление

3)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

44.

В ходе производства пробных расчисток перед реставрацией изделия решаются задачи:

1. определение состояния конструкции

2. определение состояния отделочного слоя

3. определение состояния шиповых соединений

4. подбор смывок

2)

4)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

45.

Дикую патину с позолоченной бронзы удаляют

  1. стандартными чистящими средствами, содержащими абразив
  2. растворами каустической соды
  3. теплой водой с детским мылом
  4. раствором муравьиной кислоты

3)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

46.

Соединения досок на гладкую фугу, ослабленные в результате коробления щитов укрепляют                                                                                                                               1. поперечными шпонками

  1. бобышками
  2. косынками
  3. облицовыванием

1)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

47.

При наращивании шпона по длине его соединяют

  1. прямым швом
  2. на «ус»
  3. зигзагообразным швом
  4. прямым замком

2)

3)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

48.

Шеллак это:

  1. синтетическая смола
  2. краситель
  3. пигмент
  4. природная смола

4)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

49.

Восстановление изделий, строго в первоначальном виде, пострадавших от времени, механических повреждений называется

  1. ремонтом
  2. реставрацией
  3. обновлением
  4. укреплением

2)

Ремонт и реставрация мебели

П.Д.Бобиков

Изготовление столярно-мебельных изделий

50

Темперные краски, применяемые в 18-19 веках для создания непрозрачного покрытия, также называют

  1. клеевые
  2. масляные
  3. полиэфирные
  4. нитроцеллюлозные

1)

Ремонт и реставрация мебели

Т.А.Матвеева

Ремонт и реставрация мебели

nsportal.ru

Конспект урока «Изготовление изделий из древесины».

Урок по техническому труду на тему: изготовление изделий из древесины.

Разработал: учитель технологии Хлестов С.В.

Тема: Изготовление изделий из древесины (разделочная доска)

Определение видов пиломатериалов.

Цель: Ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; Закрепить умения и навыки по строганию, разметке и пилению древесины и правильного выбора пиломатериала.

Объект работы: разделочная доска.

Оснащение занятия: образец изготовляемого изделия, разделочной доски, линейка, карандаш, рубанки, шаблоны и т.п. заготовки деталей, обрезные доски.

1. Вводная часть.

Повторение ранее изученного материала.

Учащимся предлагается вспомнить из курса 5 класса. Из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны для процесса. Выбор качественного материала. Организация проведения технологического процесса.

2. Сообщение цели урока.

Изложение программного материала.

Для начала демонстрируются изделия различной формы; со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности, удобства обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Поэтому сначала прорабатывается множество различных вариантов изделия, чтобы найти наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.

Наконец изделие должно быть технологичным, прочным, надежным и экономичным.

Технологичным- считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами труда, средств и материалов.

Экономичным- считают изделие, которое в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.

Все вышеперечисленные свойства изделия составляют его качество.

Учащиеся должны воспринимать, что качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации.

При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы.

Если применить схему разметки, приведенную на рисунке , то все изделия будут бракованными (непрочными), так как размечены против волокон древесины.

Здесь следует ждать ответ от учащихся обращаясь с вопросом правильности составления рисунка и где правильно, а где нет?

Кроме рационального выбора, важно учитывать направление волокон древесины при разметке будущего изделия (последствия работы завершается расколом изделия или браком).

Одним из приёмов выбора является моделирование изделий.

Модель- это уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготовляют, чтобы понять его устройство и принцип действия ( модель в переводе с латинского «множество», «мера», «образец»).

Модели как и настоящие изделия создают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.

С помощью учителя учащиеся составляют технологическую карту изготовления разделочной доски.

Последовательность действий по обработке заготовок и сборке деталей в изделие описывается в технологических картах.

3. Практическая работа.

Раздать технологические карты. Предложить учащимся выбрать соответствующую заготовку.

Распиливать по размеру, зачистить поверхность шлифовальной бумагой и разметить контур изделия по шаблону.

Выпилить контур изделия ножовкой.

Зачистить изделие, округлить острые кромки и углы шлифовальной бумагой.

4.Заключительная часть.

С помощью мерильных инструментов или шаблонов проверить качество изготовленной доски, указать на ошибки и недоделки.

Демонстрация классу лучших работ учеников.

Уборка рабочего места.

kopilkaurokov.ru

Учебный проект по технологии «Художественная обработка изделий из древесины»

Слайд 1

Учебный проект по технологии Тема: «Художественная обработка изделий из древесины» Автор: ученик 6 «б» кл. МБОУ СОШ № 1 Рубцов Никита. Руководитель: учитель технологии Г.А. Бондаренко г. Калач – на – Дону 2014 г.

Слайд 2

Тип проекта: учебно-исследовательский, творческий. Цель: Самостоятельно изготовить резную доску для изготовления пряников. Предоставить на выставку декоративно-прикладного творчества.

Слайд 3

Задачи: Собрать, проанализировать материал и узнать, о исторических данных, многообразии видов резьбы по дереву.. Создать презентацию «Художественная обработка древесины» Научиться представлять и защищать свой проект

Слайд 4

Не за своё дело не берись, а за своим – не ленись. Проблема — « Что предоставить на выставку декоративно-прикладного творчества? А этот день не за горами, значит нужно быстро искать идеи и приступать к выполнению».

Слайд 5

Исследование и развитие идей. Что можно представить на выставку декоративно-прикладного творчества? Конечно что-то, сделанное своими руками. В этом году на уроках технологии мы проходили тему «Художественная обработка древесины». Меня эта тема очень заинтересовала, историческими данными, многообразием видов резьбы по дереву, последовательностью изготовления. Я научился художественной резьбе по дереву у своего дедушки, он по профессии резчик по дереву. Только надо подумать — какое изделие? Какую применить резьбу? Теперь мне потребуется много информации для решения этой проблемы. В этом мне поможет учитель по технологии, советы моего дедушки, дополнительная литература, использование компьютера. Нужно собирать в «копилку» весь понравившийся материал, рисунки, схемы, советы.

Слайд 6

Схема. Выбор изготовления изделия № 1. Ваза для фруктов. Художественная обработка древесины № 3. Наличник для окна № 2 Разделочная доска. № 4. Форма для печатного пряника.

Слайд 7

Дизайн-анализ выбора идеи. Вариант №1 Достоинство: простая форма. недостаток: раскалывается при работе ручного инструмента; Вариант № 2. Достоинство: выбор способов моделирование; Недостаток: я уже выполнял работу в 5 классе; Вариант №3. Достоинство: без отходов выпиливается из одной доски. Недостаток: сложно вырезать завитки стамеской. Вариант №4. Ура! Эта идея самая лучшая. Я представлю на выставку декоративно-прикладного творчества резную доску для изготовления пряников.

Слайд 8

Выбор. Исследовав варианты художественной резьбы, я решил изготовить резную доску для изготовления пряников. Чтобы ничего не упустить в работе, составлю схему. Это поможет мне сосредоточиться и успешнее выполнить творческий проект.

Слайд 9

схема. Резьба по дереву Проблема, потребность Историческая справка Обряды и традиции технология Организация рабочего места форма модели Материалы, Инструменты, приспособления

Слайд 10

Историческая справка. Скульптурная резьба представляет собой объемную декоративную скульптуру из дерева естественного вида цилиндрической формы или его раскола

Слайд 11

Историческая справка. Прорезную резьбу называют ажурной Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то её называют накладной

Слайд 12

Значение слова. Русский пряник. Слово «ПРЯНИК» происходит от слова «ПРЯНЫЙ» (от др.- рус. — «ПЪПЪРЯНЪ») как прилагательное от слова «ПЪПЪРЬ — ПЕРЕЦ».

Слайд 13

Традиции. Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне. Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным Что же такое печатные пряники, которые подавали к столу царским особам? Теперь мало кто знает, что это пряники, отпечатанные (отформованные) из теста в специальных деревянных формах-изложницах. Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками, имели обратный рельеф, или, как его еще называют, контррельеф

Слайд 14

Традиции. Одним из старейших традиционных и обрядовых сладких кушаний на Руси считаются испеченные со ржаной мукой пряники. Они заняли прочное место в русской выпечке, явившись своеобразным плодом хлебопашества и климатических условий зимней России, где «рожь кормит всех, а пшеничка по выбору». С маслом и медом, приправленные букетом сухих духов из пряно-ароматических растений, пропитанные коньяком и сортовыми винами, прослоенные и начиненные вареньями и джемами, цукатами и изюмом, они были целебными, излучали специфический аромат и имели пикантный ни с чем не сравнимый вкус. Могли быть и без начинки, со многими добавками.

Слайд 15

Материалы. Любимым материалом резчиков по дереву считалась липа, но при изготовлении пряничных досок предпочтение все же отдавалось более твердым породам древесины: клену, ореху, груше, а чаще всего — березе. Доски из этих пород были долговечными, грани резьбы не «заваливались», соответственно и рисунок пряников долгое время оставался четким.

Слайд 16

Инструменты. Стамески. Их применяют для резьбы.

Слайд 17

Организация рабочего места. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула. Высота крышки стола должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева.

Слайд 18

Выбор формы модели. Форма для пряников — это доска из древесины лиственных деревьев с вырезанным в ней обратным рельефом. Из нарисованных мной моделей формы. Я выбрал модель № 4. Достоинство в том, что она проста, Легко выполнить рисунок (орнамент) Модель № 4. Модель № 1. Модель № 2. модель № 3.

Слайд 19

Выбор резьбы для пряничной доски Изучив все данные о резьбе, я определил, мне нужно выполнить геометрическую резьбу.

Слайд 20

Технология изготовления Для работы мне понадобятся: 1 доска из твёрдой древесины размером примерно 150×150 мм, толщиной 40…50 мм; инструменты для резьбы по дереву — стамески;

Слайд 21

Технология изготовления 1. Обработка краев формы: Обработайте углы рашпилем и гладко зачистите шлифовальной шкуркой.

Слайд 22

Технология изготовления 2. Выполнение эскиза и способ его переноса на форму. Выполнить эскиз в натуральную величину 3. Перенесите рисунок на доску при помощи шаблона . Обвести карандашом.

Слайд 23

Технология изготовления 4. Начинайте с выполнения вертикальных надрезов по контурам, стараясь не повредить тонкие грани рисунка.

Слайд 24

Оценка изделия. цель достигнута; технология изготовления посильна; дизайн изделия соответствует назначению; позволяет использовать отходы производства.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *