Из чего сделан смычок для скрипки: Смычок | Belcanto.ru

Содержание

Скрипичная азбука. Смычок — Анна Благая

Скрипка | Скрипичная азбука

Смычок

Черновик статьи для Азбуки.
Будет уточняться и дополняться

Со смычком интересная происходит история:

  • По-итальянски и по-испански «смычок» — это arco (тем же словом обозначается и боевой лук)

  • По-французски — archet (в то время как «лук» — arc)

  • По-немецки — Bógen (так же как и лук)

  • По-английски — bow (то же, что и лук).

Если мы дальше пороемся в словарях, то обнаружим, что:

  • По-норвежски «смычок» и «лук» — это bùe  <°bòge>

  • По-румынски «смычок» — arcúş (а лук — это arc, при этом de arc — смычковый, arcáş — лучник, а
    смычковые инструменты — и instruménte cu arcúş, и instruménte cu arc)
  • По-сербски, хорватски и лук, и смычок — gudalo, luk

  • По-словенски — lok

  • По-болгарски — лък

Почему так?

Дело в том, что когда-то смычок действительно выглядел как лук:

он был дугообразным, и даже волос, словно тетиву, во время игры натягивали пальцами. Таким смычком играли на струнных инструментах, предшествовавших скрипке.

Царь Давид, играющий на старинном инструменте крут (с южнофранцузской миниатюры XI в.)

смычок к инструменту ребек (Германия, 1511)

Чем-то подобным и сейчас играют на народной греческой/турецкой скрипке, которая распространена на черноморском побережье Турции, примерно там же, где  находится Панагия Сумела.

(! Тема на будущее. Тут нужно иметь в виду, что пришел смычок с Востока; мне кажется, что вокруг этой скрипки — черноморской кеманчи, или понтийской лиры (а также кеманчи, на которой играют на Кавказе) — вертится что-то интересное, и ведет дорожка, возможно, в Персию.  К этому надо будет еще вернуться и прояснить. Ссылки: 1. черноморская кеманча, 2. кеменче).

Но вернемся к профессиональному классическому скрипичному смычку и к европейской музыке.

С тех пор, когда смычок еще напоминал по форме боевой лук, много воды утекло — несколько столетий. За это время уличная скрипка победила своих аристократических струнных собратьев-конкурентов,  а потом несколько поколений скрипачей-виртуозов и мастеров отшлифовали конструкцию смычка. Смычок все больше выпрямлялся и вытягивался, приобретая постепенно очертания не столько лука, сколько шпаги (сходство с последней, конечно,  не буквальное, и все же…).  Взамен плавных, обнимающих все струны аккордов (которые так просто было делать дугообразным смычком) постепенно стали появляться штрихи, скорее, «колюще-режущие».

Современный смычок остается главным орудием скрипача, но это уже — орудие мирного времени. Разве что иногда в некоторых движениях скрипача-солиста (во взмахе смычком во время концертов /=соревнований/ для скрипки с оркестром, в блестящих хитроумных штрихах виртуозных пьес) проглядывает доблестное «воинское» прошлое.

См.: Атака
Вверх смычком, вниз смычком
Аккорды
Штрихи
Скрипка

— —

Части смычка и скрипки: схема

— —

См. также статью о смычке из Музыкальной энциклопедии

смычки знаменитого смычкового мастера Турта-младшего (фото)

книга об истории смычка на англ. яз. — The Bow, Its History, Manufacture and Use — Henry Saint-George

King Charles IV Violin Bow

статья в Википедии (англ. )

— —

см. также: Скрипка и фехтование 

— —

Прим.:

** Кстати,  считается, что  человечество обратило внимание на звучание струн именно при натяжении тетивы лука, при отпускании стрелы, именно после этого стали появляться струнные инструменты.

*** Иллюстрации: 1) и 2) — из книги М.Сапонова «Менестрели» (М.,1996), 3) из Музыкальной энциклопедии

Смычок. Изготовление смычков. Замена волоса в смычке.

 

Французский термин «смычок» -«baguette» — имеет дополнительный смысл — грациозная, изысканная, волшебная палочка, способная вызывать все краски необъятного мира из скрипки, альта, виолончели… в динамике от еле слышного шёпота — до львиного рыка !!!!И эта потрясающая разница в звучании одного и того же инструмента под разными смычками настолько яркая и завораживающая, что музыканты постоянно находятся в поиске именно той тросточки, которая даст возможность им лучше играть, а инструменту- лучше звучать … и есть за что «бороться» -это 30-40 % против аналогичной немецкой или английской трости !И если Брюлов говорил : — Вот в этом
«чуть-чуть» и заключается искусство !, то увеличение качества на треть — это достаточно серьёзный плюс к профессионализму исполнителя.

   

Туртовский смычок — это обильная выдача звука любой частью трости при любомнаправлении ведения. Здесь не нужно экономить ход. Рука действует от плеча, побуждая к широкой фразе, обобщающей детали и даже пренебрегающей ими. При игре таким смычком становится проблематичен скорее анализ, чем синтез музыкальной речи.

 

Волос в смычках, конечно же конский — это все знают …Но вот с каких лошадок — это знают не все .Всё просто :  самым-самым считают волос из хвостовмонгольских лошадей : т.е. соответствие цены и качества.

Монгольский конский волос купить

 

В чём фишка ?

Качество волоса определяют по эластичности и цепкости.

При натяжении качественный волос будет тянуться , а после нанесения канифоли ( без излишеств )  будет давать чёткий и без призвуков тон .

Есть и более дорогие сорта , например: волос американских мустангов (правда, подходит он только для виолончельных и контрабасовых смычков ), волос сибирских лошадок… (но цена!)

    По поводу волоса необходимо сделать важные замечания , особенно для начинающих исполнителей :   1. Экономить на вставке нового волоса — значит привести свой смычок в недееспособное состояние : потеря волоса с игровой стороны влечёт за собой искривление трости , что в итоге обойдётся дороже — придётся приспосабливаться , т.е. тратить огромное количество сил и психической энергии на контроль за смычком вместо того , чтобы играть МУЗЫКУ. Не говоря уже о том , что коррекция трости — процедура дорогостоящая и продолжительная и , к несчастью , рискованная. А постоянное скопление канифоли и грязи на трости попросту разрушают структуру дерева.   2. Большинство музыкантов думают : чем больше волоса , тем больше звука . Ошибочно. Наиболее качественный звук извлекается небольшой лентой волоса — буквально в два слоя . Законы физики — существуют. Колебания струны попросту гасятся большим количеством волоса, что провоцирует исполнителя с излишнему форсированию (давлению), что , на самом деле , приводит к ещё большему демпфированию звука …   3. Длина волоса меняется от температуры и влажности воздуха .   Вывод :

минимальное условие для нормальной жизни смычка — это смена волоса хотя бы дважды в год , на зимний и летний период. При нормальном графике работы и занятий , по 6 — 8 часов в день, необходимо менять волос четыре раза в год .

Исполнитель не должен себя ограничивать одним смычком. На это есть свои причины:один смычок великолепно подходит для оркестровой игры(это,как правило,недорогие немецкие модели),

другой — больше подходит для камерной музыки,третий — отличный для ежедневных занятий(более лёгкий),четвёртый — наиболее подходящий для концертных выступлений с оркестром.

Кроме того, смычки соотносятся и к исполняемым музыкальным стилям :

для барочной музыки просто необходим барочный смычок, с его неповторимым деташе,переходные модели (Pere Tourte, Adam) идеально подходят для исполнения музыки ранних классиков — Моцарта, Шуберта, Бетховена…   для Паганини, Венявского, Сарасате незаменимым будет смычок Вуарена, Сартори с их бриллиантовым летучим стаккато и другими эффектными штрихами.

  Даже опустив все игровые преимущества хорошего смычка — это просто хорошее вложение денег . За последние годы цена на трость старого французского мастера растёт быстрее, чем цена на старые инструменты.  

Чем же всё-таки отличаются смычки один от другого ?

Намного проще сказать-что в них общего !Во всех смычках вставлен конский волос .Дальше начинаются различия …

Каждый смычок — это акустическая индивидуальность !

Как и скрипки, альты, виолончели …

 

Почему?

  Это зависит от структуры дерева. Акустические качества, сила и громкость звука базируются на качестве материала. Если смычок не будет резонировать в ответ на каждый звук инструмента — он будет попросту глушителем. Идеальная трость своим резонансом возбуждает все обертоны, тем самым придавая неповторимую тембральную окраску инструменту; более того — трость, как говорят, «лежит» в руке, абсолютно комфортно предоставляя исполнителю весь спектр штриховой техники, по всей своей длине даёт тонкое ощущение вибрации струны.   Чувствительность смычка зависит от таких параметров: вес,баланс и упругость трости.

Весовые категории таковы :

Скрипка 55 — 65 грамм

Альт 68 — 74 грамма

Виолончель 77 — 88 грамм

  Баланс (т.е. точка равновесия) до колодки при спущеном волосе от 16,5 до 19 см соответсвенно. Если баланс смещён к шпицу — трость кажется тяжёлой, если к колодке — легче. При выборе смычка нельзя не принимать это во внимание. Часто смычок со смещением точки равновесия к шпицу даёт размашистый, крупный рикошет, но плохо управляемый … Необязательно более тяжёлая трость даёт больше звука … и т.д. Существует масса мелочей, незаметных на первый взгляд, но , составляющих, по сути, ту тончайшую ткань истинного творения искусства, о которой часто говорят :

— Тю, да тут же ничего сложного !!!

  Хороший смычок — тот который извлекает из инструмента мощный и тембрально насыщенный звук при наименьшем давлении и совсем не обязательно он должен быть жёстким! Трость должна быть эластичной, податливой, давать возможность лёгкого контроля за ньюансами, но в тоже время она должна быть достаточно упругой, чтобы при давлении не проваливаться до струны, не заглушать колебания.

   

Цена .

 

Как выбрать смычок для себя любимого (себе любимой), за который стоит заплатить денег ???

  Цены на современные трости складываются на рыночных основаниях, т.е. в зависимости от репутации мастера, которая основана на успешных его работах , которые используются по назначению исполнителями. Но, по большому счёту, это не даёт гарантии того , что каждое произведение мастера будет обязательно высочайшего качества. Мастера — тоже люди — имеют право на ошибки!   Спрос диктует предложение. Дефицит предложения вызывает рост цены  ( ну , здесь не лекция по экономике :))Дерево играет большую роль и , соответственно , сказывается на цене : бразил и кампеш — это «коммерческая» порода дерева, т.е. используется для изготовления смычков поточных (фабричных). Современные мастера используют фернамбук даже не в силу сложившихся традиций, а просто по причине той экологической и биохимической ситуации в живой природе, которая имеет место быть.

Интересный факт : фернамбук изначально завозили в Европу в качестве текстильного красителя .

  Колодки , обычно , делают из чёрного дерева в серебре или нейзильбере . Колодки из мамонтовой кости или черепашьего панциря в золоте удваивают цену на смычок . И не потому, что колодка такая, а потому что дерево для трости выбрано наилучшее. Все остальные украшательства не прибавляют в цене нисколько.   Трости без клейма ценятся ниже. Как правило это мануфактурные и фабричные смычки.Трость без клейма оценивается только по своему достоинству — чтобы быть ценной , она должна быть необычайно удивительного качества , «играбельности» , «божественного звучания». Франсуа Ксавьер Турт, к примеру, никогда не клеймил своих смычков.Цены на антикварные смычки — удивительная тема. Цена растёт не от «играбельности» трости , а от принадлежности руке выдающегося мастера, т.е. оцениваются как произведения искусства.   Смычки изнашиваются, как и люди… Но современные трости могут соперничать с выдающимися образчиками прошлого и в звуке и в штрихах. Смычок, сделанный из хорошего дерева не потеряет своей функциональности и звука очень долго… и через десятки лет его цена только вырастет. Чего не скажешь об изначально плохом смычке. Важный момент — смычок ( и инструмент ) должен играть ! К тому же, год — полтора после изготовления смычок требует коррекции: в среднем от 3 до 5 раз за этот период — это связано со свойствами древесины — точнее, большого количества смолы, которая со временем окисляется, незначительно меняя структуру.  

Старая поговорка гласит :   Ключ , которым пользуются — всегда блестит !

 

Модели смычков .

 

Французские модели — легенда . Основное их достоинство — звук и качество штрихов . Именно они раскрыли в итальянских инструментах все те оттенки , силу , мощь , экспрессию и лёгкость, которую вложили в них итальянские мастера прошлого.

Турт, Пекатт, Вуарен, Вильом, Сартори … всех не перечислишь. Их модели копируют также как Страдивари и Гварнери, Амати и Монтаньяна. Они и стоят дороже своих немецких и английских собратьев. Если иметь ввиду необходимое плановое вложение средств, то нет смысла тратиться на «француза» . Немецкая модель вполне отвечает всем требованиям исполнительской техники, а стоит дешевле, так сказать — полное соответствие цены — качеству.

При покупке смычка или инструмента — лучший совет —

обратиться к опытному специалисту с хорошей репутацией .

 

 Акцентирую Ваше внимание на cледующем :

Смычок — штука тонкая и хрупкая , требует к себе повышенного внимания и бережного отношения. Идеальное состояние трости и колодки служит гарантией роста Ваших инвестиций с годами .

Следите за длиной и качеством волоса . Короткий волос губителен для смычка также как и длинный. Недостаток волос с «играбельной» стороны приводит к изгибанию трости в, так называемую, «полезную» сторону, что, по сути, влечёт за собой потерю в качестве смычка. Вовремя не замененная кожица на трости приводит к «дырке» на смычке . И т.д . и т.п.

Консультации по всем вопросам — бесплатны.

 

Мнение о фернамбуке, как единственно допустимом для смычковой трости материале, принадлежит к музыкантским предрассудкам.

Его поборников не смущает ни обилие низкопошибных массовых фернамбуковых изделий, ни варьирование игровых качеств смычков, тщательно изготовленных превосходными мастерами из отборного материала.

Между тем, фернамбук, как и все материалы биологического происхождения, изменчив настолько, что не идентичны даже образцы, взятые из разных мест одного и того же бревна.

К тому же фернамбук — лишь одна из пород, обладающих столь важной для смычка способностью сохранять форму в условиях долгосрочных упругих деформаций, что становиться возможным только после довольно сложного процесса термической и механической обработки.

Известны смычки, изготовленные из кампеша самим Туртом.

Применялись бакаут, вамара, эвкалипт и другие породы деревьев.


Реплика Fr.Tourte

 

Реплика Fr.Tourte

 

Реплика Voirin

 

Реплика Voirin

 

Реплика Voirin

 

Реплика Voirin

 

Реплика Otto Hoyer

 

Реплика Otto Hoyer

 

Мастеровые смычки на заказ :

индивидуальный подбор дерева , веса, модели, размера, колодки .

Вставка волоса в смычок .

 

________________________________________________

Структура скрипки: Структура смычка — Руководство по музыкальным инструментам

Волосы для смычков сделаны из конского волоса

Волосы для смычков сделаны из мотка конского волоса. На один смычок скрипки уходит от 160 до 180 отдельных волосков. Все эти волосы прикреплены рядом друг с другом, образуя ленту. Необычно густые волосы и перекрученные волосы удаляются, так что используются только прямые волосы.

Бант из конского волоса

Палка изготовлена ​​из твердой древесины

Канифоль используется для создания трения и, таким образом, звука.

Канифоль наносится на волосы лука перед использованием. Канифоль представляет собой затвердевший сок сосны и бывает в виде желтых или черных лепешек, которые при растирании образуют белый порошок. Порошок канифоли липкий, что помогает смычку натирать струны. Давайте послушаем звук, издаваемый смычком с канифолью и одним без него.

Концерт для скрипки с оркестром № 1 Бруха

С канифолью

Без канифоли

Путеводитель по музыкальным инструментам: скрипка Содержание

Происхождение

  • Рождение скрипки