Из чего мексиканцы получают красный краситель кармин: Как выращивают кошениль для изготовления кармина. Какую краску получают в мексике Традиции и обычаи народов мира с точки зрения химии

кошениль • Кирилл Власов • Научная картинка дня на «Элементах» • Археология, Химия

На фото — коронационная мантия короля Сицилии Роджера II, окрашенная веществом, которое мы бы сейчас назвали кошенилью. Слово «кошениль» происходит от испанского cochinilla — ярко-красный, алый — и означает как природный красный краситель на основе кармина, так и насекомых, из которых его получают — несколько видов кокцид (червецов, щитовок). Считается, что в Европе краситель появился благодаря испанскому завоеванию Нового Света, часто его даже так и называют — «мексиканская кошениль». Испанцы действительно привезли в Европу сушёных кокцид Dactylopius coccus, из которых коренное население Южной и юга Северной Америки изготавливало очень яркий красный краситель, особенно хорошо подходящий для тканей.

Начало производства кошенили у народов Америки датируется примерно II веком до нашей эры. Но об особенностях её производства и роли в обществе до прибытия испанцев около 1520 года почти ничего не известно: текстильные изделия этих культур до нас практически не дошли, а то, что дошло, изучено достаточно плохо.

Благодаря записям членов отряда Эрнана Кортеса мы знаем, например, что миштеки, жившие на территории современного мексиканского штата Оахака, выплачивали последнему ацтекскому правителю Монтесуме II по 40 мешков этого красителя ежегодно, наряду с 2000 красных плащей и 400 кусками тканей. Часть из них и досталась в качестве трофея завоевателю Теночтитлана. Однако, ничего принципиально нового испанцы, как выяснилось позже, в Европу не привезли.

Получение красного пигмента из насекомых кермесов (род Kermes) (от персидского qirmiz — красный, багровый), также относящихся к кокцидовым, было известно ещё жителям Междуречья (Месопотамии) за три тысячи лет до походов конкистадоров. Кермесом долгое время называли не только насекомых, но и сам краситель. Так, в русском языке их называли словом «червецы», а сам цвет — червонным. В настоящее время более применимым является название кошениль, ставшее собирательным после появления вывезенной из Мексики «испанской кошенили», заменившей «дубовую кошениль» — кермес.

Самое древнее свидетельство применения красителя — находка окрашенных волокон ткани во французской пещере Адауст, датированная поздним неолитом, но это всё же скорее единичный случай, нежели распространенная технология для того времени.

Алые и багровые ткани очень ценились жителями Месопотамии и по популярности конкурировали разве что с пурпурными (см. картинку дня Краски Древнего мира: пурпур). Местным жителям были известны не только разные способы получения красного цвета, но даже и стабильные методики воспроизведения его оттенков: в дошедших до нас глиняных табличках сохранились упоминания о красном «второго сорта» и «третьего сорта». Табличка, датируемая вторым тысячелетием до нашей эры, сохранила свидетельства транзакции за «окраску тканей в красный», валютой в которой выступали овцы. А еще одна (1300 года до н. э.) сообщает о продаже ценных пород дерева, крашеных тканей и «красного, полученного из червей» за пять талантов меди.

В качестве самой простой краски «третьего сорта» использовалась красная охра, также отождествлявшаяся с кровью, что вполне оправдано — и за её цвет, и за цвет гемоглобина отвечает трехвалентное железо Fe3+ (см. картинку дня Краски Древнего мира: красная охра). Однако для тканей охра подходила слабо: оттенок держался недолго, выцветал, иногда превращаясь в обычные для гидроксидов железа желтые и оранжевые тона. Источником красного «первого» и «второго сорта» для вавилонского текстиля были кермесы вида Kermes vermilio, которых собирали с произраставших в регионе дубов.

В VIII в. до н. э. начал применяться аналогичный краситель из другого вида червеца — армянской кошенили (

Porphyrophora hamelii). В этих насекомых содержится максимальное количество (более 95%) карминовой кислоты, из которой, собственно, и получают краситель, что позволяет создавать насыщенный цвет с помощью меньшего количества насекомых. Новоассирийский царь Саргон II даже взимал красные ткани, окрашенные армянской кошенилью, с покоренного Урарту.

Свой тип кошенили был и у славян, живших на территории современной Восточной Европы — в районе Польши, Белоруссии и Украины. Ее называли «польская кошениль» и получали из одноименной польской кошенили (Porphyrophora polonica), также относящейся к червецам. Сбор насекомых происходил около дня памяти Иоанна Крестителя, 24 июня (в польском июль czerwiec, червень в украинском), а сам краситель ассоциировался с кровью святого. Потом их вываривали, высушивали, толкли и растворяли в квасе. Но квас был известен далеко не везде, и технология получения красителя была несколько иной.

Исходно в телах кермесов Kermes vermilio вырабатываются кермесовая (родственна карминовой кислоте, которая содержится в кошенили) и флавокермесовая кислоты. На первом этапе самок насекомых собирали с растений и умерщвляли в горячей воде или слабых кислотах. Затем тела высушивались, истирались и либо растворялись в слабом алкоголе, либо вываривались в аммиачном или содовом растворах. Полученный раствор фильтровали и переходили к завершающей стадии производства. Для закрепления кармина и перевода его в осадок требовались квасцы, и их добавление с последующей просушкой осадка завершали промышленный цикл.

К концу XVI столетия производство местных красителей на основе кармина начало затухать в связи с наплывом более дешевой кошенили из Нового Света. Больший размер насекомых, значительное содержание карминовой кислоты и применение рабского труда быстро сделало испанскую кошениль главным красным красителем Европы. Ее господство продолжалось до XIX века и пало под натиском синтетических красителей, главным из которых был ализарин.

Фото с сайта en.wikipedia.org, коронационная мантия Роджера II, 1133–1134 годы, Музей истории искусств Вены.

См. также картинку дня Кошениль.

Кирилл Власов

Кармин: vedaveta — LiveJournal

Ярко-красный (красно-оранжевый) цвет , с огненным оттенком изготовляется из кошенили и употребляется как акварельная и масляная краска в живописи, для окрашивания искусственных цветов, для приготовления красных чернил и в ситцепечатном производстве. Кармин имеет далеко не постоянный состав, что, конечно, зависит от того, что он приготовляется различным образом, с употреблением тех или других материалов.

В общем ход его приготовления таков: мелко истолченная кошениль выщелачивается или простой водой, или слабым водным раствором соды, и из получающегося таким образом прозрачного раствора кармин осаждается слабой кислотой или кислой солью.


Кошени́ль, кошенильный червец (лат. Dactylopius coccus, фр. cochenille, от исп. cochinilla) — насекомое из отряда полужесткокрылых (длина самок 2–4 мм, самцов 10–12 мм), из самок которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармина.Наиболее известны 3 вида кошенили: армянская , польская и мексиканская.

Из самок араратской (армянской) кошенили добывают красную краску — кармин, которая в Армении известна как «вордан кармир арм.- որդան կարմիր» и широко использовалась для окрашивания пряжи и нитей, красок и чернил. Араратская кошениль — эндемик солончаковой полупустыни, ведет преимущественно подземный образ жизни, живёт на корневищах двух видов злаков, растущих в солончаковых почвах — прибрежницы (Aeluropus littoralis) и тростника (Phragmites)

Этой краской, которая сохранила свой яркий насыщенный пурпурный цвет, расписано бесчисленное количество армянских миниатюр в средневековых рукописях. Ею же окрашена пряжа, из которой сотканы знаменитые ковры. Также было установлено, что араратская кошениль входила в состав красителя, которым была окрашена пряжа, из которой был соткан знаменитый Пазырыкский ковёр — древнейший сохранившийся ворсовый ковёр.

Кошенильная краска — самая древняя, и множество слов, на разных языках означающих «красный», связано с ней. В латинском «окрашенный в алое» будет «вермикулат» — от «вермис», что означает «червь».Славянское «крвь», откуда «кровь» и «крев», «чров» и «чермное». «Вермис» — в латинском, «кермис», «кирмиз» («красный») — в арабском языке (отсюда этимологи выводят слово «кармин»), в армянском — «кармир». На санскрите «крими»… — «червь». По-турецки «красный» — «кирмиси», по-азербайджански — «гырмызы»…

«Живая краска» известна с незапамятных времен. В библейских легендах упоминается красная краска, полученная из «красного червя», которая «ранее всех употреблялась потомками Ноя». В III веке персидский царь подарил римскому императору Аврелиану шерстяную ткань, выкрашенную в багряный цвет. Ткань стала достопримечательностью Капитолия, Рим полнился слухами о потрясающем цвете материи, источником же краски, как оказалось, был некий червяк (арм.- ворд), культивировавшийся в далекой Армении, — «кармир вордан».
В V веке появились и письменные свидетельства об араратской кошенили. «Корни тростниковых растений не бесполезно выращивает вожделенная равнина Арарата, — писал армянский историк Лазарь Парбский (Парбеци). — Ими порождаются черви на украшение в красный цвет, который приносит пользу любителям доходов и роскоши». И дальше след кошенили не теряется. Он приводит к средневековым арабским хроникам, где упоминается получаемая из червя краска под названием «кирмиз».Так известный арабский писатель X века Ал-Истахрия писал:

…город этот служит столицей Армении..В этом городе выделываются шерстяные платья и ковры, подушки, сидения, шнуры и другие предметы армянского производства. У них же добывается краска, называемая «кирмиз», и ею красят сукно. Я узнал, что это червяк, который прядет вокруг себя наподобие шелковичного червя.


С XVI века промысел ее пошел на убыль. На мировом рынке появилась мексиканская кошениль. Насекомые из Нового Света были мельче араратских, но обладали рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, краска получалась более яркая,во-вторых, в Мексике цикл жизни насекомых короче: там получают не одно, а до пяти поколений кошенили в год, и, следовательно, «урожай» не в пример обильнее. Наконец, видимо, и кормовые растения — кактусы нопал и опунция — играют определенную роль: в мексиканской кошенили практически не было жира, который так мешает при обработке кошенили араратской. Насекомых собирали на кактусах, умерщвляли, сушили и в виде сморщенных «зернышек» пускали в торговый оборот: получить из них краску на месте не составляло труда. Продукт так и назывался: grana — зерна. А в России он еще именовался «канцелярным семенем».


В Англии кошениль использовали для окраски ткани, идущие на изготовление традиционных армейских мундиров.


Применение данного красителя запрещено в кухне иудеев. Согласно кашруту употребление насекомых в пищу недопустимо. Это постоянно приводит к спорным ситуациям с производителями прохладительных напитков, конфет, леденцов, имеющих яркие цвета.

Массовое производство краски началось только в 1990-е годы, когда предприимчивым бизнесменам пришла в голову идея использовать кармин в качестве красителя для пищевой промышленности. Из всех красителей своей группы, краситель Е120 является самым устойчивым. Он почти не проявляет чувствительности к свету и термической обработке .
Область применения красителя кармина: мясоперерабатывающая промышленность, молочная, кондитерская, рыбоперерабатывающая промышленность, алкогольные и безалкогольные напитки. Также кармин содержится в Кока коле, производимой в ряде стран, например в Украине, хотя также для окрашивания используется обычный жжёный сахар.

Некоторые люди страдают опасной аллергической реакцией на эти ингредиенты. При их употреблении в пищу есть риск наступления у них анафилактического шока.

Posted via LiveJournal app for iPad.

Кошениль, естественный способ создания красного красителя – народное искусство циннии

Оахака, прибрежный штат на юге Мексики, является домом для значительного числа коренных культур, в том числе сапотеков и миштеков, а также известен своим биологическим разнообразием, измеряется разнообразием присутствующих видов растений и животных. Эти ресурсы и влияние способствовали тому, что Оахака стала ведущим производителем изделий ручной работы в Мексике. Один из этих ресурсов, в частности, щитовка, известная как кошениль (Dactylopius coccus), отвечает за сильный красный натуральный краситель, известный как кармин. Экстракты из кошенили использовались в Мексике, по крайней мере, с пятнадцатого века (а в Перу — гораздо дольше), значительно повлияли на международную торговлю в колониальный период и продолжают играть важную роль в «окрашивании» нашего современного мира.

Насекомое кошениль поселяется на лепестках кактуса опунция (нопал). Фермы нопалов, где они это делают (нопальри), могут использовать традиционные или контролируемые методы, каждый из которых включает в себя самку, живущую примерно девяносто дней, завернутую в ее защитную восковую субстанцию, и (намного меньших) самцов, питающихся только достаточно долго, чтобы размножаться, а затем умирает вскоре после этого. Когда приходит время, самок стряхивают с нопальских лопастей и тщательно сушат либо на солнце в течение нескольких дней, либо с использованием более промышленных методов. Эти туши измельчают, и ярко-красное пятно, видимое внутри, производит карминовую кислоту, ответственную за создание ряда ярких красных, оранжевых и розовых оттенков. Полученный цвет и оттенок зависят от производственного процесса и химической обработки, используемой для отделки красителя.

Кошениль использовалась ацтеками в качестве краски для тела, красителя для текстиля и лекарства. После того, как Кортес победил ацтеков, важность и ценность красного красителя были признаны, и его начали экспортировать в Европу. Хотя это был успешный продукт в его родном мексиканском и южноамериканском климате, попытки производить его в других частях мира, включая Австралию и Эфиопию, не увенчались успехом.

Кошенильный краситель дорог и дефицитен из-за количества насекомых, необходимого для его производства в больших количествах. Приблизительно 80 000–100 000 насекомых необходимы для производства одного килограмма (2,2 фунта) красителя, который оценивается в 50–80 долларов США. В прошлом его использовали редко и только в лучших тканях. В 1467 году Папа Павел II объявил, что мантии кардиналов будут окрашены в красный цвет, а не в традиционный фиолетовый, с использованием недавно обнаруженного красителя. Во время Войны за независимость «красные мундиры» или британские солдаты носили куртки, окрашенные кошенилью.

В девятнадцатом веке был разработан синтетический краситель под названием ализарин, что в значительной степени положило конец экономической мощи торговли кошенилью. Экстракты ализарина и кошенили в настоящее время используются в пищевых продуктах, фармацевтических препаратах, лабораторных красителях, косметике и многих других коммерческих продуктах.

В этом столетии возродился большой интерес к кошенили и ее натуральным продуктам. Многие люди стремятся использовать более натуральные вещества, а не фабричные химикаты. Некоторые люди задавались вопросом об использовании кошенили для всех потребностей красного красителя, но поняли, что было бы почти невозможно и экологически безответственно использовать только натуральные красители для всех целей, которые требуются человечеству на данный момент.

В настоящее время процветает производство и использование кошенили в штатах Оахака и Чьяпас, Мексика и во многих других текстильных регионах Латинской Америки. Оахака и Чьяпас — это места, где многие ткани по-прежнему производятся с использованием традиционных методов и где вышивка применяется к красивым тканям, критически используя яркие красные, розовые, пурпурные и оранжевые цвета этого удивительного вещества. Экстракты кошенили более прочно и прочно прикрепляются к волокнам на белковой основе, чем к волокнам растительного происхождения, что делает кармин идеальным красителем для изделий из шерсти и шелка, а также прекрасным средством для придания цвета одежде, произведенной в Мексике.

Чтобы увидеть наш текущий текстиль из Оахаки и Чьяпаса, нажмите на фотографии или посетите наш веб-сайт.

Насекомое, окрасившее Европу в красный цвет

Загрузка

Искусство | История искусства

Насекомое, окрасившее Европу в красный цвет

(Изображение предоставлено Alamy)

Автор Девон Ван Хаутен Мальдонадо, 2 февраля 2018 г.

По-настоящему яркий красный цвет был неуловим в течение многих лет: пока в Мексике не был обнаружен загадочный краситель. Девон Ван Хаутен Мальдонадо рассказывает, как раздавленный жук стал признаком богатства и статуса.

A

Хотя в Ветхом Завете алый — цвет греха, элита древнего мира жаждала красного, символа богатства и статуса. Они тратили фантастические суммы на поиски еще более ярких оттенков, пока Эрнан Кортес и конкистадоры не обнаружили опьяняюще насыщенный пигмент на больших рынках Теночтитлана, современного Мехико. Сделанный из измельченного насекомого кошенили, таинственный краситель привел Испанию к ее возможной роли экономической сверхдержавы и стал одним из основных экспортных товаров Нового Света, когда на Европу обрушилось повальное увлечение красным.

Выставка в музее Palacio de Bellas Artes в Мехико раскрывает далеко идущее влияние пигмента на историю искусства, от эпохи Возрождения до модернизма.

Художники эпохи барокко использовали кошениль в своих работах, таких как «Музыканты» (1595 г.) Караваджо. богатство, среди полос слабых и водянистых тканей. Гильдии красильщиков тщательно охраняли свои секреты и совершали, казалось бы, волшебные алхимические подвиги, чтобы придать цвета шерсти, шелку и хлопку. Они использовали корни и смолы для создания удовлетворительных желтых, зеленых и синих оттенков. Улитка мурекс была превращена в краску, чтобы создать имперскую пурпурную ткань, которая стоила больше, чем ее вес в золоте. Но по-настоящему яркий красный цвет оставался неуловимым.

На протяжении многих лет красный цвет, наиболее распространенный в Европе, поступал из Османской империи, где в процессе «турецкого красного» использовался корень растения рубия. Европейские красильщики отчаянно пытались воспроизвести результаты с Востока, но преуспели лишь частично, поскольку османский процесс длился месяцы и включал ядовитую смесь коровьего навоза, прогорклого оливкового масла и бычьей крови, как пишет Эми Батлер Гринфилд в своей книге A. Идеальный красный .

Красильщики также использовали бразильское дерево, лак и лишайники, но полученные цвета обычно не приводили в восторг, а процессы часто приводили к коричневатым или оранжево-красным цветам, которые быстро исчезали. Для королевской семьи и элиты кровь святого Иоанна и армянское красное (относящиеся к 8 веку до нашей эры, по словам Батлера Гринфилда) создавали самые яркие насыщенные красные вина, доступные в Европе до 16 века. Но производство их из различных разновидностей корневых паразитов Porphyrophora было трудоемким, а их наличие было ограниченным, даже по самым высоким ценам.

Фермер собирает насекомых кошенили с кактусов. Глубокий красный цвет, известный как кармин, возникает из-за кислоты, которую овальный жук вырабатывает для защиты от хищников. прибытие конкистадоров, по словам мексиканского эксперта по текстилю Кецалины Санчес. У коренных жителей Пуэблы, Тласкалы и Оахаки были системы для разведения и создания кошенильных жуков для получения идеальных черт, а пигмент использовался для создания красок для кодексов и фресок, для окрашивания ткани и перьев и даже в качестве лекарства.

Кошениль в Новом Свете

Когда конкистадоры прибыли в Мехико, столицу империи ацтеков, везде был красный цвет. Окраинные деревни платили дань своим ацтекским правителям килограммами кошенили и рулонами кроваво-красной ткани. «Алый — это цвет крови, а грана из кошенили добилась того, […] что цвет всегда имел значение, иногда магическое, а иногда религиозное», — сказал Санчес Би-би-си.

Кортес сразу же узнал богатства Мексики, о которых он рассказал в нескольких письмах королю Карлу V. «Я расскажу о некоторых вещах, которые я видел, которые, хотя и плохо описаны, но я очень хорошо знаю, вызовут такое удивление, что они трудно поверить, потому что даже мы, которые видим их здесь своими глазами, не в состоянии понять их реальность», — писал Кортес королю. О большом рынке Теночтитлана, который был «вдвое больше, чем рынок Саламанки», он писал: «Они также продают мотки различных видов хлопчатобумажной пряжи всех цветов, так что это кажется совершенно похожим на один из шелковых рынков Гранады.

, хотя это и в большем масштабе, а также столько различных красок для художников, сколько можно найти в Испании, и таких же превосходных оттенков ».

Около 1518 года, испанский конкистадор Эрнандо Кортес беседует с коренными жителями Северной Америки (Фото: Hulton Archive/Getty Images) . Вернувшись в Испанию, король был вынужден сводить концы с концами и удерживать свои огромные владения в относительном мире, поэтому, хотя поначалу его не убедили перспективы Америки, он увлекся экзотическими сказками и увидел в кошенили возможность подпирать казну короны. К 1523 году пигмент кошенили вернулся в Испанию и привлек внимание короля, который написал Кортесу об экспорте красителя обратно в Европу, пишет Батлер.

«С помощью абсурдных законов и декретов [испанцы] монополизировали торговлю граной», — говорит Санчес. «Они обязали индейцев производить как можно больше». Коренным мезоамериканцам, которые специализировались на производстве пигмента и не были убиты болезнями или убиты во время завоевания, платили гроши на долларе, в то время как испанцы «огромно получали прибыль в качестве посредников».

Красный в истории искусства

Краситель из кошенильного жука был в десять раз сильнее, чем кровь Святого Иоанна, и, по словам Батлера, производил в 30 раз больше красителя на унцию, чем армянский красный. Поэтому, когда европейские красильщики начали экспериментировать с пигментом, они были в восторге от его возможностей. Самое главное, это был самый яркий и насыщенный красный цвет, который они когда-либо видели. К середине 16-го века его использовали по всей Европе, а к 1570-м годам он стал одним из самых прибыльных промыслов в Европе — вырос со скудных «50 000 фунтов кошенили в 1557 году до более 150 000 фунтов в 1574 году», — пишет Батлер.

Кристобаль де Вильяльпандо использовал красный кошениль, как в своей картине 1695 года «Святая Роза, искушенная дьяволом» (Фото: Alamy) в картинах в стиле барокко с начала 17 века, после того, как пигмент уже был бурно развивающейся отраслью в Европе и мире. Работы художников эпохи барокко, таких как Кристобаль де Вильяльпандо и Луис Хуарес, отец Хосе Хуареса, которые всю свою жизнь проработали в Мексике (Новая Испания), висят рядом с уроженцем Испании Себастьяном Лопесом де Артеага и такими людьми, как Питер Пауль Рубенс. 9Фото: Wikimedia Версия той же работы Караваджо, где ужас и изумление святого Фомы ощутимы на коже его морщинистого лба. Но красный халат Христа на картине Лопеса де Артеаги, обозначающий Его святость, совершенно слетает с холста. Оба художника использовали кошениль, введение которой помогло установить драматический контраст, характерный для стиля барокко.

Караваджо использовал кошениль как неотъемлемый элемент своего стиля, создав драматический контраст в «Неверии святого Фомы», созданном в 1601-1602 годах (Фото: Alamy)

В нескольких шагах портрет Изабеллы Брандт (1610) работы Рубенс показывает универсальность краски из кошенили. Стена за женщиной окрашена в глубокий сияющий красный цвет, из которого она выходит в легкой ауре света. Библия в ее руке также была прорисована в мельчайших деталях кошенильным красным цветом благодаря безошибочному мастерству Рубенса в работе с кистью, что заставляет его предметы чувствовать себя такими же живыми, как если бы они были перед вами.

Портрет Изабеллы Брандт (1610 г.) работы Рубенса демонстрирует универсальность красок, сделанных из кошенили. (Источник: Alamy) как выдающийся красный краситель в мире — художники-импрессионисты продолжали использовать небесно-красные оттенки, импортированные из Мексики. Во Дворце изящных искусств работы Поля Гогена, Огюста Ренуара и Винсента Ван Гога были проанализированы и дали положительный результат на кошениль. Как и у Рубенса, сюжеты Ренуара кажутся живыми на холсте, но у импрессиониста его портреты растворяются в энергичных абстракциях. Гоген также использовал цвет, особенно красный, для создания игривых акцентов, но не по сравнению с насыщенностью, достигнутой Ван Гогом. Его произведение «Спальня» (1888 г.), предоставленное Чикагским институтом искусств, ставит точку на выставке одним раскаленным пятном ярко-красного цвета.

После того, как синтетические пигменты стали популярными, за пределами Мексики красный краситель стал массово производиться в качестве промышленного пищевого красителя – его основное применение сегодня. Тем не менее, хотя новая независимая Мексика больше не контролировала ценную монополию на кошениль, она также получила кое-что взамен — священный красный цвет, который был разграблен и распространен испанцами. «В Европе, как это случалось во многих случаях, история коренного народа Мексики имела очень мало значения, — сказал Санчес Би-би-си, — но в Мексике «цвет по-прежнему ассоциируется с магией предков [и] защищает тех, кто носит одежду». одежда, окрашенная кошенилью».

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по номеру   Twitter .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Каждую пятницу на ваш почтовый ящик доставляется тщательно подобранная подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *