кошениль • Кирилл Власов • Научная картинка дня на «Элементах» • Археология, Химия
На фото — коронационная мантия короля Сицилии Роджера II, окрашенная веществом, которое мы бы сейчас назвали кошенилью. Слово «кошениль» происходит от испанского cochinilla — ярко-красный, алый — и означает как природный красный краситель на основе кармина, так и насекомых, из которых его получают — несколько видов кокцид (червецов, щитовок). Считается, что в Европе краситель появился благодаря испанскому завоеванию Нового Света, часто его даже так и называют — «мексиканская кошениль». Испанцы действительно привезли в Европу сушёных кокцид Dactylopius coccus, из которых коренное население Южной и юга Северной Америки изготавливало очень яркий красный краситель, особенно хорошо подходящий для тканей.
Начало производства кошенили у народов Америки датируется примерно II веком до нашей эры. Но об особенностях её производства и роли в обществе до прибытия испанцев около 1520 года почти ничего не известно: текстильные изделия этих культур до нас практически не дошли, а то, что дошло, изучено достаточно плохо.
Получение красного пигмента из насекомых кермесов (род Kermes) (от персидского qirmiz — красный, багровый), также относящихся к кокцидовым, было известно ещё жителям Междуречья (Месопотамии) за три тысячи лет до походов конкистадоров. Кермесом долгое время называли не только насекомых, но и сам краситель. Так, в русском языке их называли словом «червецы», а сам цвет — червонным. В настоящее время более применимым является название кошениль, ставшее собирательным после появления вывезенной из Мексики «испанской кошенили», заменившей «дубовую кошениль» — кермес.
Самое древнее свидетельство применения красителя — находка окрашенных волокон ткани во французской пещере Адауст, датированная поздним неолитом, но это всё же скорее единичный случай, нежели распространенная технология для того времени.
Алые и багровые ткани очень ценились жителями Месопотамии и по популярности конкурировали разве что с пурпурными (см. картинку дня Краски Древнего мира: пурпур). Местным жителям были известны не только разные способы получения красного цвета, но даже и стабильные методики воспроизведения его оттенков: в дошедших до нас глиняных табличках сохранились упоминания о красном «второго сорта» и «третьего сорта». Табличка, датируемая вторым тысячелетием до нашей эры, сохранила свидетельства транзакции за «окраску тканей в красный», валютой в которой выступали овцы. А еще одна (1300 года до н. э.) сообщает о продаже ценных пород дерева, крашеных тканей и «красного, полученного из червей» за пять талантов меди.
В качестве самой простой краски «третьего сорта» использовалась красная охра, также отождествлявшаяся с кровью, что вполне оправдано — и за её цвет, и за цвет гемоглобина отвечает трехвалентное железо Fe3+ (см. картинку дня Краски Древнего мира: красная охра). Однако для тканей охра подходила слабо: оттенок держался недолго, выцветал, иногда превращаясь в обычные для гидроксидов железа желтые и оранжевые тона. Источником красного «первого» и «второго сорта» для вавилонского текстиля были кермесы вида Kermes vermilio, которых собирали с произраставших в регионе дубов.
В VIII в. до н. э. начал применяться аналогичный краситель из другого вида червеца — армянской кошенили (
Porphyrophora hamelii). В этих насекомых содержится максимальное количество (более 95%) карминовой кислоты, из которой, собственно, и получают краситель, что позволяет создавать насыщенный цвет с помощью меньшего количества насекомых. Новоассирийский царь Саргон II даже взимал красные ткани, окрашенные армянской кошенилью, с покоренного Урарту.Свой тип кошенили был и у славян, живших на территории современной Восточной Европы — в районе Польши, Белоруссии и Украины. Ее называли «польская кошениль» и получали из одноименной польской кошенили (Porphyrophora polonica), также относящейся к червецам. Сбор насекомых происходил около дня памяти Иоанна Крестителя, 24 июня (в польском июль czerwiec, червень в украинском), а сам краситель ассоциировался с кровью святого. Потом их вываривали, высушивали, толкли и растворяли в квасе. Но квас был известен далеко не везде, и технология получения красителя была несколько иной.
Исходно в телах кермесов Kermes vermilio вырабатываются кермесовая (родственна карминовой кислоте, которая содержится в кошенили) и флавокермесовая кислоты. На первом этапе самок насекомых собирали с растений и умерщвляли в горячей воде или слабых кислотах. Затем тела высушивались, истирались и либо растворялись в слабом алкоголе, либо вываривались в аммиачном или содовом растворах. Полученный раствор фильтровали и переходили к завершающей стадии производства. Для закрепления кармина и перевода его в осадок требовались квасцы, и их добавление с последующей просушкой осадка завершали промышленный цикл.
К концу XVI столетия производство местных красителей на основе кармина начало затухать в связи с наплывом более дешевой кошенили из Нового Света. Больший размер насекомых, значительное содержание карминовой кислоты и применение рабского труда быстро сделало испанскую кошениль главным красным красителем Европы. Ее господство продолжалось до XIX века и пало под натиском синтетических красителей, главным из которых был ализарин.
Фото с сайта en.wikipedia.org, коронационная мантия Роджера II, 1133–1134 годы, Музей истории искусств Вены.
См. также картинку дня Кошениль.
Кирилл Власов
Кармин: vedaveta — LiveJournal
Ярко-красный (красно-оранжевый) цвет , с огненным оттенком изготовляется из кошенили и употребляется как акварельная и масляная краска в живописи, для окрашивания искусственных цветов, для приготовления красных чернил и в ситцепечатном производстве. Кармин имеет далеко не постоянный состав, что, конечно, зависит от того, что он приготовляется различным образом, с употреблением тех или других материалов.
В общем ход его приготовления таков: мелко истолченная кошениль выщелачивается или простой водой, или слабым водным раствором соды, и из получающегося таким образом прозрачного раствора кармин осаждается слабой кислотой или кислой солью.
Кошени́ль, кошенильный червец (лат. Dactylopius coccus, фр. cochenille, от исп. cochinilla) — насекомое из отряда полужесткокрылых (длина самок 2–4 мм, самцов 10–12 мм), из самок которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармина.Наиболее известны 3 вида кошенили: армянская , польская и мексиканская.
Из самок араратской (армянской) кошенили добывают красную краску — кармин, которая в Армении известна как «вордан кармир арм.- որդան կարմիր» и широко использовалась для окрашивания пряжи и нитей, красок и чернил. Араратская кошениль — эндемик солончаковой полупустыни, ведет преимущественно подземный образ жизни, живёт на корневищах двух видов злаков, растущих в солончаковых почвах — прибрежницы (Aeluropus littoralis) и тростника (Phragmites)
Этой краской, которая сохранила свой яркий насыщенный пурпурный цвет, расписано бесчисленное количество армянских миниатюр в средневековых рукописях. Ею же окрашена пряжа, из которой сотканы знаменитые ковры. Также было установлено, что араратская кошениль входила в состав красителя, которым была окрашена пряжа, из которой был соткан знаменитый Пазырыкский ковёр — древнейший сохранившийся ворсовый ковёр.
Кошенильная краска — самая древняя, и множество слов, на разных языках означающих «красный», связано с ней. В латинском «окрашенный в алое» будет «вермикулат» — от «вермис», что означает «червь».Славянское «крвь», откуда «кровь» и «крев», «чров» и «чермное». «Вермис» — в латинском, «кермис», «кирмиз» («красный») — в арабском языке (отсюда этимологи выводят слово «кармин»), в армянском — «кармир». На санскрите «крими»… — «червь». По-турецки «красный» — «кирмиси», по-азербайджански — «гырмызы»…
«Живая краска» известна с незапамятных времен. В библейских легендах упоминается красная краска, полученная из «красного червя», которая «ранее всех употреблялась потомками Ноя». В III веке персидский царь подарил римскому императору Аврелиану шерстяную ткань, выкрашенную в багряный цвет. Ткань стала достопримечательностью Капитолия, Рим полнился слухами о потрясающем цвете материи, источником же краски, как оказалось, был некий червяк (арм.- ворд), культивировавшийся в далекой Армении, — «кармир вордан».
В V веке появились и письменные свидетельства об араратской кошенили. «Корни тростниковых растений не бесполезно выращивает вожделенная равнина Арарата, — писал армянский историк Лазарь Парбский (Парбеци). — Ими порождаются черви на украшение в красный цвет, который приносит пользу любителям доходов и роскоши». И дальше след кошенили не теряется. Он приводит к средневековым арабским хроникам, где упоминается получаемая из червя краска под названием «кирмиз».Так известный арабский писатель X века Ал-Истахрия писал:
…город этот служит столицей Армении..В этом городе выделываются шерстяные платья и ковры, подушки, сидения, шнуры и другие предметы армянского производства. У них же добывается краска, называемая «кирмиз», и ею красят сукно. Я узнал, что это червяк, который прядет вокруг себя наподобие шелковичного червя.
С XVI века промысел ее пошел на убыль. На мировом рынке появилась мексиканская кошениль. Насекомые из Нового Света были мельче араратских, но обладали рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, краска получалась более яркая,во-вторых, в Мексике цикл жизни насекомых короче: там получают не одно, а до пяти поколений кошенили в год, и, следовательно, «урожай» не в пример обильнее. Наконец, видимо, и кормовые растения — кактусы нопал и опунция — играют определенную роль: в мексиканской кошенили практически не было жира, который так мешает при обработке кошенили араратской. Насекомых собирали на кактусах, умерщвляли, сушили и в виде сморщенных «зернышек» пускали в торговый оборот: получить из них краску на месте не составляло труда. Продукт так и назывался: grana — зерна. А в России он еще именовался «канцелярным семенем».
В Англии кошениль использовали для окраски ткани, идущие на изготовление традиционных армейских мундиров.
Применение данного красителя запрещено в кухне иудеев. Согласно кашруту употребление насекомых в пищу недопустимо. Это постоянно приводит к спорным ситуациям с производителями прохладительных напитков, конфет, леденцов, имеющих яркие цвета.
Массовое производство краски началось только в 1990-е годы, когда предприимчивым бизнесменам пришла в голову идея использовать кармин в качестве красителя для пищевой промышленности. Из всех красителей своей группы, краситель Е120 является самым устойчивым. Он почти не проявляет чувствительности к свету и термической обработке .
Область применения красителя кармина: мясоперерабатывающая промышленность, молочная, кондитерская, рыбоперерабатывающая промышленность, алкогольные и безалкогольные напитки. Также кармин содержится в Кока коле, производимой в ряде стран, например в Украине, хотя также для окрашивания используется обычный жжёный сахар.
Некоторые люди страдают опасной аллергической реакцией на эти ингредиенты. При их употреблении в пищу есть риск наступления у них анафилактического шока.
Posted via LiveJournal app for iPad.
Кошениль, естественный способ создания красного красителя – народное искусство циннии
Оахака, прибрежный штат на юге Мексики, является домом для значительного числа коренных культур, в том числе сапотеков и миштеков, а также известен своим биологическим разнообразием, измеряется разнообразием присутствующих видов растений и животных. Эти ресурсы и влияние способствовали тому, что Оахака стала ведущим производителем изделий ручной работы в Мексике. Один из этих ресурсов, в частности, щитовка, известная как кошениль (Dactylopius coccus), отвечает за сильный красный натуральный краситель, известный как кармин. Экстракты из кошенили использовались в Мексике, по крайней мере, с пятнадцатого века (а в Перу — гораздо дольше), значительно повлияли на международную торговлю в колониальный период и продолжают играть важную роль в «окрашивании» нашего современного мира.
Насекомое кошениль поселяется на лепестках кактуса опунция (нопал). Фермы нопалов, где они это делают (нопальри), могут использовать традиционные или контролируемые методы, каждый из которых включает в себя самку, живущую примерно девяносто дней, завернутую в ее защитную восковую субстанцию, и (намного меньших) самцов, питающихся только достаточно долго, чтобы размножаться, а затем умирает вскоре после этого. Когда приходит время, самок стряхивают с нопальских лопастей и тщательно сушат либо на солнце в течение нескольких дней, либо с использованием более промышленных методов. Эти туши измельчают, и ярко-красное пятно, видимое внутри, производит карминовую кислоту, ответственную за создание ряда ярких красных, оранжевых и розовых оттенков. Полученный цвет и оттенок зависят от производственного процесса и химической обработки, используемой для отделки красителя.
Кошениль использовалась ацтеками в качестве краски для тела, красителя для текстиля и лекарства. После того, как Кортес победил ацтеков, важность и ценность красного красителя были признаны, и его начали экспортировать в Европу. Хотя это был успешный продукт в его родном мексиканском и южноамериканском климате, попытки производить его в других частях мира, включая Австралию и Эфиопию, не увенчались успехом.
Кошенильный краситель дорог и дефицитен из-за количества насекомых, необходимого для его производства в больших количествах. Приблизительно 80 000–100 000 насекомых необходимы для производства одного килограмма (2,2 фунта) красителя, который оценивается в 50–80 долларов США. В прошлом его использовали редко и только в лучших тканях. В 1467 году Папа Павел II объявил, что мантии кардиналов будут окрашены в красный цвет, а не в традиционный фиолетовый, с использованием недавно обнаруженного красителя. Во время Войны за независимость «красные мундиры» или британские солдаты носили куртки, окрашенные кошенилью.
В девятнадцатом веке был разработан синтетический краситель под названием ализарин, что в значительной степени положило конец экономической мощи торговли кошенилью. Экстракты ализарина и кошенили в настоящее время используются в пищевых продуктах, фармацевтических препаратах, лабораторных красителях, косметике и многих других коммерческих продуктах.
В этом столетии возродился большой интерес к кошенили и ее натуральным продуктам. Многие люди стремятся использовать более натуральные вещества, а не фабричные химикаты. Некоторые люди задавались вопросом об использовании кошенили для всех потребностей красного красителя, но поняли, что было бы почти невозможно и экологически безответственно использовать только натуральные красители для всех целей, которые требуются человечеству на данный момент.
В настоящее время процветает производство и использование кошенили в штатах Оахака и Чьяпас, Мексика и во многих других текстильных регионах Латинской Америки. Оахака и Чьяпас — это места, где многие ткани по-прежнему производятся с использованием традиционных методов и где вышивка применяется к красивым тканям, критически используя яркие красные, розовые, пурпурные и оранжевые цвета этого удивительного вещества. Экстракты кошенили более прочно и прочно прикрепляются к волокнам на белковой основе, чем к волокнам растительного происхождения, что делает кармин идеальным красителем для изделий из шерсти и шелка, а также прекрасным средством для придания цвета одежде, произведенной в Мексике.
Чтобы увидеть наш текущий текстиль из Оахаки и Чьяпаса, нажмите на фотографии или посетите наш веб-сайт.
Насекомое, окрасившее Европу в красный цвет
Загрузка
Искусство | История искусства
Насекомое, окрасившее Европу в красный цвет
(Изображение предоставлено Alamy)
Автор Девон Ван Хаутен Мальдонадо, 2 февраля 2018 г.
По-настоящему яркий красный цвет был неуловим в течение многих лет: пока в Мексике не был обнаружен загадочный краситель. Девон Ван Хаутен Мальдонадо рассказывает, как раздавленный жук стал признаком богатства и статуса.
A
Хотя в Ветхом Завете алый — цвет греха, элита древнего мира жаждала красного, символа богатства и статуса. Они тратили фантастические суммы на поиски еще более ярких оттенков, пока Эрнан Кортес и конкистадоры не обнаружили опьяняюще насыщенный пигмент на больших рынках Теночтитлана, современного Мехико. Сделанный из измельченного насекомого кошенили, таинственный краситель привел Испанию к ее возможной роли экономической сверхдержавы и стал одним из основных экспортных товаров Нового Света, когда на Европу обрушилось повальное увлечение красным.
Художники эпохи барокко использовали кошениль в своих работах, таких как «Музыканты» (1595 г.) Караваджо. богатство, среди полос слабых и водянистых тканей. Гильдии красильщиков тщательно охраняли свои секреты и совершали, казалось бы, волшебные алхимические подвиги, чтобы придать цвета шерсти, шелку и хлопку. Они использовали корни и смолы для создания удовлетворительных желтых, зеленых и синих оттенков. Улитка мурекс была превращена в краску, чтобы создать имперскую пурпурную ткань, которая стоила больше, чем ее вес в золоте. Но по-настоящему яркий красный цвет оставался неуловимым.
На протяжении многих лет красный цвет, наиболее распространенный в Европе, поступал из Османской империи, где в процессе «турецкого красного» использовался корень растения рубия. Европейские красильщики отчаянно пытались воспроизвести результаты с Востока, но преуспели лишь частично, поскольку османский процесс длился месяцы и включал ядовитую смесь коровьего навоза, прогорклого оливкового масла и бычьей крови, как пишет Эми Батлер Гринфилд в своей книге A. Идеальный красный .
Красильщики также использовали бразильское дерево, лак и лишайники, но полученные цвета обычно не приводили в восторг, а процессы часто приводили к коричневатым или оранжево-красным цветам, которые быстро исчезали. Для королевской семьи и элиты кровь святого Иоанна и армянское красное (относящиеся к 8 веку до нашей эры, по словам Батлера Гринфилда) создавали самые яркие насыщенные красные вина, доступные в Европе до 16 века. Но производство их из различных разновидностей корневых паразитов Porphyrophora было трудоемким, а их наличие было ограниченным, даже по самым высоким ценам.
Фермер собирает насекомых кошенили с кактусов. Глубокий красный цвет, известный как кармин, возникает из-за кислоты, которую овальный жук вырабатывает для защиты от хищников. прибытие конкистадоров, по словам мексиканского эксперта по текстилю Кецалины Санчес. У коренных жителей Пуэблы, Тласкалы и Оахаки были системы для разведения и создания кошенильных жуков для получения идеальных черт, а пигмент использовался для создания красок для кодексов и фресок, для окрашивания ткани и перьев и даже в качестве лекарства.
Кошениль в Новом Свете
Когда конкистадоры прибыли в Мехико, столицу империи ацтеков, везде был красный цвет. Окраинные деревни платили дань своим ацтекским правителям килограммами кошенили и рулонами кроваво-красной ткани. «Алый — это цвет крови, а грана из кошенили добилась того, […] что цвет всегда имел значение, иногда магическое, а иногда религиозное», — сказал Санчес Би-би-си.
Кортес сразу же узнал богатства Мексики, о которых он рассказал в нескольких письмах королю Карлу V. «Я расскажу о некоторых вещах, которые я видел, которые, хотя и плохо описаны, но я очень хорошо знаю, вызовут такое удивление, что они трудно поверить, потому что даже мы, которые видим их здесь своими глазами, не в состоянии понять их реальность», — писал Кортес королю. О большом рынке Теночтитлана, который был «вдвое больше, чем рынок Саламанки», он писал: «Они также продают мотки различных видов хлопчатобумажной пряжи всех цветов, так что это кажется совершенно похожим на один из шелковых рынков Гранады.
Около 1518 года, испанский конкистадор Эрнандо Кортес беседует с коренными жителями Северной Америки (Фото: Hulton Archive/Getty Images) . Вернувшись в Испанию, король был вынужден сводить концы с концами и удерживать свои огромные владения в относительном мире, поэтому, хотя поначалу его не убедили перспективы Америки, он увлекся экзотическими сказками и увидел в кошенили возможность подпирать казну короны. К 1523 году пигмент кошенили вернулся в Испанию и привлек внимание короля, который написал Кортесу об экспорте красителя обратно в Европу, пишет Батлер.
«С помощью абсурдных законов и декретов [испанцы] монополизировали торговлю граной», — говорит Санчес. «Они обязали индейцев производить как можно больше». Коренным мезоамериканцам, которые специализировались на производстве пигмента и не были убиты болезнями или убиты во время завоевания, платили гроши на долларе, в то время как испанцы «огромно получали прибыль в качестве посредников».
Красный в истории искусства
Краситель из кошенильного жука был в десять раз сильнее, чем кровь Святого Иоанна, и, по словам Батлера, производил в 30 раз больше красителя на унцию, чем армянский красный. Поэтому, когда европейские красильщики начали экспериментировать с пигментом, они были в восторге от его возможностей. Самое главное, это был самый яркий и насыщенный красный цвет, который они когда-либо видели. К середине 16-го века его использовали по всей Европе, а к 1570-м годам он стал одним из самых прибыльных промыслов в Европе — вырос со скудных «50 000 фунтов кошенили в 1557 году до более 150 000 фунтов в 1574 году», — пишет Батлер.
Кристобаль де Вильяльпандо использовал красный кошениль, как в своей картине 1695 года «Святая Роза, искушенная дьяволом» (Фото: Alamy) в картинах в стиле барокко с начала 17 века, после того, как пигмент уже был бурно развивающейся отраслью в Европе и мире. Работы художников эпохи барокко, таких как Кристобаль де Вильяльпандо и Луис Хуарес, отец Хосе Хуареса, которые всю свою жизнь проработали в Мексике (Новая Испания), висят рядом с уроженцем Испании Себастьяном Лопесом де Артеага и такими людьми, как Питер Пауль Рубенс. 9Фото: Wikimedia Версия той же работы Караваджо, где ужас и изумление святого Фомы ощутимы на коже его морщинистого лба. Но красный халат Христа на картине Лопеса де Артеаги, обозначающий Его святость, совершенно слетает с холста. Оба художника использовали кошениль, введение которой помогло установить драматический контраст, характерный для стиля барокко.
Караваджо использовал кошениль как неотъемлемый элемент своего стиля, создав драматический контраст в «Неверии святого Фомы», созданном в 1601-1602 годах (Фото: Alamy)
В нескольких шагах портрет Изабеллы Брандт (1610) работы Рубенс показывает универсальность краски из кошенили. Стена за женщиной окрашена в глубокий сияющий красный цвет, из которого она выходит в легкой ауре света. Библия в ее руке также была прорисована в мельчайших деталях кошенильным красным цветом благодаря безошибочному мастерству Рубенса в работе с кистью, что заставляет его предметы чувствовать себя такими же живыми, как если бы они были перед вами.
Портрет Изабеллы Брандт (1610 г.) работы Рубенса демонстрирует универсальность красок, сделанных из кошенили. (Источник: Alamy) как выдающийся красный краситель в мире — художники-импрессионисты продолжали использовать небесно-красные оттенки, импортированные из Мексики. Во Дворце изящных искусств работы Поля Гогена, Огюста Ренуара и Винсента Ван Гога были проанализированы и дали положительный результат на кошениль. Как и у Рубенса, сюжеты Ренуара кажутся живыми на холсте, но у импрессиониста его портреты растворяются в энергичных абстракциях. Гоген также использовал цвет, особенно красный, для создания игривых акцентов, но не по сравнению с насыщенностью, достигнутой Ван Гогом. Его произведение «Спальня» (1888 г.), предоставленное Чикагским институтом искусств, ставит точку на выставке одним раскаленным пятном ярко-красного цвета.
После того, как синтетические пигменты стали популярными, за пределами Мексики красный краситель стал массово производиться в качестве промышленного пищевого красителя – его основное применение сегодня. Тем не менее, хотя новая независимая Мексика больше не контролировала ценную монополию на кошениль, она также получила кое-что взамен — священный красный цвет, который был разграблен и распространен испанцами. «В Европе, как это случалось во многих случаях, история коренного народа Мексики имела очень мало значения, — сказал Санчес Би-би-си, — но в Мексике «цвет по-прежнему ассоциируется с магией предков [и] защищает тех, кто носит одежду». одежда, окрашенная кошенилью».
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по номеру Twitter .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Каждую пятницу на ваш почтовый ящик доставляется тщательно подобранная подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel.