Из каких материалов делают лыжи?
Катание на лыжах — один из популярных видов спорта и развлечения у всех людей. Как появились, какие они бывают, из чего делают лыжи, как их выбрать, и зачем они нужны? Об этом расскажем далее.
Содержание
- 1 История
- 2 Основные виды
- 3 Беговые лыжи (классификация)
- 4 Горные лыжи (классификация)
- 5 Ключевые характеристики лыж
- 5.1 Длина
- 5.2 Жесткость
- 5.3 Поворот
- 5.4 Снаряжение
- 6 Как выбрать лыжи с учетом веса и роста?
- 7 Из какого материала лыжи лучше?
- 8 Советы, как выбрать лыжи начинающему спортсмену
- 9 ТОП-10 лучших производителей лыж
- 10 Достоинства и недостатки разных видов лыж
- 11 Почему лучше выбрать лыжи?
История
Если отвечать на вопрос, кто придумал лыжи, можно сказать что история их появления началась примерно 7 000 лет назад с того момента, когда древний человек привязал к своим ногам несколько деревяшек для охоты и перемещался по снегу в поисках диких зверей.
Их возникновение позволило первым людям более продуктивно охотиться. Спустя долгое время после создания цивилизации, в 18 веке в Норвегии впервые хождение на старинных лыжах стало спортом и своего рода увлекательным занятием. В России об их происхождении стало известно только в конце 19 века и набрало популярность к началу 20 века. Тогда началось их массовое производство. Лыжи начали изобретать скоростными и стали использовать не только для развлечения, но и в армии. Это ускоряло движение военных при разведке и других операциях. Постепенно они стали спортивным инвентарем и приобрели знакомые формы и виды.
Основные виды
Сегодня есть разная классификация лыж. Рассмотрим основные из них.
В зависимости от уровня мастерства они бывают:
- профессиональными;
- любительскими;
- туристическими;
- детскими и подростковыми.
В зависимости от техники езды различают:
- горными;
- беговыми.
В зависимости от типа конструкции выделяют:
- классическими с большой жесткостью и альпийской установкой креплений;
- карвинговыми с крупным вырезом на боку, малой жесткостью и классическим расположением креплений;
- комбинированными скибордами с большими вырезами на боках, длиной меньше метра, облегченным креплением.
В зависимости от применения бывают:
- Рэйсинговыми для спортивного катания профессиональными спортсменами по скоростному спуску.
- Кроссовыми для групповой езды на трассе и фристайла.
- Фрирайдными для катания на неподготовленных трассах и по нетронутому снегу.
- Карвинговыми для езды по специальным подготовленным трассам группами.
- Фрикарвинговыми для фристайла профессионалами по рельефной местности.
- Спорткарвинговыми для классической езды по оборудованной трассе.
- Фристайлинговыми для езды с выполнением трюков и прыжков.
- Могулями для езды и участия в соревнованиях по буграм (другое название могул).
- Прокатными для обычного спуска по оборудованным площадкам. Часть из этих видов лыж подходит для детей, юниоров, подростков и обычных любителей.
Беговые лыжи (классификация)
Беговые лыжи позволяют осуществлять скоростное передвижение по снежным трассам на небольшие дистанции (до 50 километров), а также большие (до 200 километров).
Используются в гоночных соревнованиях. По классификации они делятся на классические и туристические. Первые имеют гладкую поверхность лыж, покрытую защитным слоем, которая защищает их от проскальзывания назад. Вторые придают спортсмену устойчивость во время его восхода на вершину горы и годятся для простых туристических прогулок.
Горные лыжи (классификация)
Горные виды относятся к тем моделям, которые применяются профессионалами и начинающими спортсменами для скоростного спуска с трасс и в спортивных соревнованиях. По классификации они делятся на фан-карвинговые, фристайлинговые, кроссовые, ски-турные, фристайл-бэккантривые и пластмассовые широкие. Также бывают модели для традиционного карвинга и фрирайда.
Лыжи для ски-кросса нужны для экстримального спуска и подходят профессионалам. Карвинговые модели легко управляемые, небольшие и легкие. В отличие от фан-карвинговых, для них нужны складные палки. Они предназначены для непрофессионалов. Фристайлинговые имеют полукруглую переднюю и заднюю часть и рассчитываются на экстримальный спуск и выполнение трюков. Ски-турные и фрирайдные подходят для езды по не оборудованной подъемниками местности. Широкая разновидность инвентаря требуется, чтобы кататься во время наступления весны, она отличается маневренностью.
Ключевые характеристики лыж
Важными показателями хороших лыж являются их физические параметры. Конечно, при этом они должны хорошо выглядеть. Какие параметры важно учитывать?
Длина
Длина — одна из основных параметров, от которых зависит скорость движения человека по оборудованной местности или по целине. Чем длиннее снаряжение, тем оно быстрее едет. Чем оно короче, тем оно маневреннее.
Жесткость
Жесткость — критерий, показывающий гибкость инвентаря. Каждая компания указывает свою жесткость. Чем больше это значение, тем жестче лыжи. Мягкие виды моделей поворачивают плавно, жесткие — резко. Новичкам лучше подбирать модели со средней жесткостью, по инструкции от инструкторов.
Также важно учитывать вес спортсмена, который будет на них кататься. Чем больше вес, тем быстрее поворачивают лыжи.
Поворот
На каждой карточке товара указывается значение от 10 до 20 метров, которая говорит о скорости поворота лыжни. Чем это значение меньше, тем они быстрее поворачиваются. Взрослым нужно подбирать снаряжение со значением до 16 метров. Подросткам подойдет снаряжение до 20 метров. Профессионалы могут брать себе самые поворотливые модели — от 10 до 14 метров. Кстати, они могут весить немного.
Снаряжение
Это характеристика, которая больше всего вызывает вопросов у новичков. Модели с широким носом устойчивее и маневреннее, с узким — изворотливее при перекантовке. В первом случае инвентарь подходит для начинающих, во втором — для профессионалов.
Середина или талия лыж воздействует на их проходимость. Начинающим лучше подбирать талию до 75 миллиметров, а профи — до 70 миллиметров.
Как выбрать лыжи с учетом веса и роста?
Выбирая горнолыжное оборудование на официальном сайте производителя, лучше всего ознакомиться с таблицей соотношения длины лыж с весом и ростом спортсмена. Если ее нет, нужно посмотреть следующие рекомендации по подбору.
Подбирая снаряжение для традиционного катания, следует к его размеру прибавить 5 сантиметров, к коньковым — 10 сантиметров, прогулочным — 15 сантиметров. Определяясь с палками для обычного снаряжения, нужно помнить, что их длина обязана быть на 25 сантиметров меньше, чем рост человека. Палки для коньковых лыж должны быть меньше на 20 сантиметров.
Детское оборудование выбирается, отталкиваясь от веса, роста и возраста. Детям до 6 лет требуется приобретать широкого типа модели с закругленным носом, чуть выше их роста. Они отличаются устойчивостью и управляемостью. Детям от 7 лет можно покупать инвентарь уже на 5 сантиметров, на 15 см выше длины тела. Подросткам нужно приобретать оборудование для катания, принимая во внимание характер их езды. Если ему нравится скоростные спуски, и он самостоятельно справляется с трассой, ширина снаряжения может быть менее 5 сантиметров. Если ему нравится обычное катание, то ширина его снаряжения обязана быть до 10 сантиметров.
Подбирая оборудование для экстремального спуска и трюков, нужно учесть следующий перечень советов:
- Длина фрирайдных моделей обязана быть на 15 сантиметров выше, чем рост спортсмена.
- Длина оборудования для слома подсчитывается по формуле: от длины роста отнять 15-20 см.
- Длина ски-турного оборудования считается по той же формуле. Если человек полный, к росту добавляется еще 10 см.
- Длина лыж для фристайла подсчитывается таким же способом.
Более подробную информацию по расчету длины горнолыжного оборудования можно узнать из таблицы размеров.
Из какого материала лыжи лучше?
Сегодня все лыжи изготавливают из дерева и пластика. Первые производят, используя такой материал, как березу, ясень, бук и сосну. Стоят они дешевле тех, что создаются из пластика.
Вторые создают из кэпа и сэндвича. В первом случае применяют пенный сердечник и покрытие на основе пластика. Во втором используют основу из натурального дерева и покрытие из пластика. Выбирать деревянные или пластиковые лыжи — решать лыжнику самостоятельно. Однако при выборе стоит учесть пару нюансов.
Снаряжение из дерева из-за влаги деформируется. На них нельзя кататься в период оттепели. При морозной погоде они не проскальзывают назад, в отличие от пластиковых. Они являются более устойчивыми и маневренными, чем пластиковые.
Пластиковые модели гибче, износоустойчивее и долговечнее деревянных. Их качество на высоте. Единственный их недостаток — при снеге могут ехать назад. Иногда косят в левый или правый бок.
Совет тем, кто принял решение вместо инвентаря из дерева приобрести пластиковые: не торопитесь покупать инвентарь, возьмите лыжи напрокат, чтобы не пожалеть о возможном приобретении. Протестируйте их в магазине или на горнолыжном оборудованном склоне.
Советы, как выбрать лыжи начинающему спортсмену
Для начала стоит понять, по какой трассе будете ездить: по целине или по оборудованной. Для традиционного спуска годятся гладкие лыжи без насечек. На них потребуется наносить смазки, чтобы они лучше скользили. Если нужно ездить по целине, подойдут модели с насечкой. Они не требуют смазок и способны оставаться устойчивыми на снежном склоне. Но на них не стоит кататься в не прохладную погоду, поскольку будет скапливаться снег.
Также новичкам следует рассмотреть при выборе жесткость. Зазор между лыжнями обязан быть не более сантиметра во время их прогибания. Если сжать их не получается, лучше брать более мягкие модели. Брать жесткие лыжи, чтобы только начинать кататься не стоит.
Скользящая поверхность должна быть ровной, без каких-либо рельефов. На каждой лыжне не должно быть вмятен, царапин и других повреждений. Через некоторое время поврежденные модели станут непригодными от разбухания сердечника. Снаряжение должно быть гибкое и сжиматься одинаково. Если одна лыжня хорошо сжимается, а вторая нет, то такая пара не годится для катания.
Также лыжи должны иметь общий центр тяжести. Чтобы его рассмотреть, их нужно поставить на пол и вглядеться, чтобы центры тяжести были на одной оси. Разрешена небольшая техническая погрешность в один сантиметр.
Подбирать модели также нужно по бренду. Самые лучшие производители указаны далее в топе. В идеале, доверить выбор паркового снаряжения нужно профессиональному спортсмену и подбирать модель в магазине вместе с ним.
ТОП-10 лучших производителей лыж
По версии журнала «Snow», рейтинг лучших производителей лыж выглядит так:
- Фишер.
- Росигнол.
- Хэд.
- Атомик.
- Близард.
- Саломон.
- Волки.
- Элан.
- Россиньоль.
- Нордика.
Средняя цена на хорошие лыжи среди представленных современных брендов колеблется от 300 до 500 долларов. Оборудование русского производства от производителей STC или Sorsu, можете купить за 60 долларов. Следует одновременно отличать подделки и смотреть на лыжное строение. Женские и мужские модели для начинающих от перечисленных компаний стоят в среднем от 90 до 110 долларов.
Достоинства и недостатки разных видов лыж
Туристические и любительские лыжи с насечкой обладают следующими плюсами: их не нужно смазывать, на них можно спокойно кататься и рассматривать местные пейзажи, они не требуют особой подготовки.
Минусы заключаются в том, что насечки ухудшают скольжение в любом направлении попеременного хода. Это значит, что спортсмен будет ездить медленно. К тому же, в них нельзя кататься при температуре от +1.
Горные лыжи имеют такие плюсы: они способствуют экстремальной езде, позволяют выполнять прыжковые трюки и спринты во время катания, кататься вдали от других спортсменов и наслаждаться относительным единением с природой. Минусы: травмоопасные модели, нуждаются в специальной спортивной подготовке и предварительной смазке.
Беговые лыжи не требуют особой подготовки. Но на них можно ездить только зимой. Также требуется тащить в гору большое количество экипировки. Делать это, чаще всего, приходится на машине или даже вертолете в необорудованный склон, что очень дорого.
Почему лучше выбрать лыжи?
Лыжи улучшают осанку и избавляют от болей в спине, тренируют абдоминальные мышцы на животе, развивают подвижность суставов и избавляют от проблем с ними в старости, создают рельефный пресс в результате интенсивного катания, улучшают метаболизм, противостоят старению из-за длительного нахождения на солнце и свежем воздухе.
К тому же, они позволяют увидеть красивые горные пейзажи и запечатлеть их себе на память, укрепить общий иммунитет благодаря притоку в организм большого количества свежего горного воздуха. Также они помогают избавиться от затяжной депрессии из-за нахождения человека на солнце, похудеть (за час интенсивного катания можно сбросить от 400 до 600 ккал) и воспитать в себе выносливость и ловкость.
Если делать сравнение лыж со сноубордом, то они менее травмоопасны и на некоторых моделях могут кататься непрофессиональные лыжники без специальной подготовки.
Лыжи — один из полезных видов спорта и развлечения. Они имеют давнюю историю и большую популярность. Выбрать их требуется, отталкиваясь от приведенных выше советов, классификации, характеристик и специальной размерной таблицы.
Из чего сделаны горнвые лыжи
09.09.2019 06:56
«Покрытие может иметь различную структуру, это может быть косая, линейная структура или классическая “елочка”. «
Классические и горные лыжи — это две похожие друг на друга пластиковые или деревянные планки с заостренными и загнутыми концами. Их конструкция значительно облегчает перемещение по снегу, на каждой планке есть особые крепления, для их использования необходимо приобрести лыжные ботинки. Все изделия вне зависимости от их характеристик и назначения имеют ряд общих элементов, это:
Оболочка лыж. В качестве оболочки практически всегда используется пластик, он выполняет защитную функцию, в частности защищает сердечник от механических повреждений. Оболочка может состоять из нескольких элементов, выполненных из резины, карбона, стеклопластика, графита и так далее.
Сердечник лыж – это основной элемент всей конструкции, именно он воспринимает все нагрузки при движении лыжника. Сердечник значительно снижает лыжную вибрацию, благодаря тому, что вбирает в себя всю энергию колебаний возникающих во время движения. Обычно этот элемент производят из ламинированной древесины, однако есть модели, изготовленные из полиуретана и других материалов.
Лыжные канты – элементы, благодаря которым осуществляются все маневры в процессе езды, они повышают коэффициент жесткости лыж. Кроме того эти элементы берут на себя часть нагрузки.
Лыжное покрытие – благодаря этому элементу обеспечивается низкий коэффициент трения, что в свою очередь положительно влияет на легкость скольжения. Перед тем как использовать лыжи покрытие необходимо обработать, для этого используются специальные лыжные мази. Оптимальными являются покрытия изготовленные полиэтилена. Покрытие может иметь различную структуру, это может быть косая, линейная структура или классическая “елочка”.
Слои горных лыж
Производимые на сегодняшний день лыжи имеют три основных конструктивных вида: сэндвич (сайдвол), кэп и их сочетание – полукэп. Качественные изделия имеют сэндвич конструкцию, модели попроще изготавливают по кэп конструктиву, в таком случае оболочка из стекловолокна полностью покрывает изделие.
Как уже писалось выше, одним из важнейших элементов любых лыж является сердечник, именно он воспринимает основную массу нагрузок, от него зависит прочность, гибкость и долговечность лыж. Сердечник для горных лыж и сегодня в основном производят из дерева, обычно это сочетание сразу нескольких пород дерева, так достигается оптимальный баланс прочностных и жесткостных характеристик, и веса. Основными видами деревьев для изготовления горных лыж являются клен, осина и ясень. Для получения сердечника горных лыж обычно применяют клен и ясень, так как это прочные и долговечные виды древесины. Однако, дерево является пусть и основным, но не единственным элементом горных лыж, для улучшения характеристик используются различные слои из различных композитов, может использоваться:
Карбоновое волокно – это современный материал, который не только значительно усиливает сердечник, но и делают лыжи более легкими и жесткими.
Стекловолокно – на сегодняшний день, наиболее используемый композит, он стоит дешевле карбоновые волокна, но имеет не такие качественные характеристики. Если деревянный сердечник обеспечивает от 50 до 75% жесткости изделий, то оставшаяся часть достигается использованием стекловолокна.
Титанал – идеальный материал для изготовления горных лыж, использование этого материала позволяет устранить почти все вибрации, а сами лыжи отличаются идеально ровным ходом.
Следующий слой отвечает уже не за жесткость и повышение устойчивости к нагрузкам, а за уменьшение трения и повышение скольжения, это так называемые материалы базы (поверхности скольжения). Это покрытие из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (UHMW-PE), толщина которого держится в диапазоне от 1 до 2 мм.
За материалом базы следует так называемый топшит или верхнее покрытие, его задача защитить лыжи от влаги, кроме того именно под этот материал наносятся все декоративные и художественные элементы лыж.
Как видите, лыжи это не просто деревянные планки или планки из пластика, качественные лыжи это большое количество органично сочетаемых элементов, поэтому и стоят такие изделия совсем не дешево. Намного проще и дешевле не покупать лыжи, а взять их в аренду. Наша компания предоставляет лыжи на прокат, мы гарантируем высококлассный сервис и выгодные цены. У нас возможен прокат (спб) лыж практически любых брендов и характеристик, вы обязательно подберете оптимальное именно для вас изделие. Аренда в нашей компании это Ваша возможность хорошо покататься, без лишних расходов и переплат!
Из чего сделаны лыжи?
Сегодня мы углубимся в конструкцию лыж, чтобы вы могли лучше понять внутреннюю работу этого удивительного изобретения.
Если вы когда-нибудь покупали лыжи, я уверен, вы заметили, что две пары лыж не бывают абсолютно одинаковыми.
На самом деле, почти каждый производитель имеет свои собственные запатентованные лыжные материалы и методы производства своих лыж, и каждый из них утверждает, что их конструкции имеют определенные преимущества для определенных типов местности или снежных условий.
Конечно, это здорово, потому что вы можете найти пару лыж, специально предназначенных для определенных снежных условий или типов катания. Тем не менее, попытка просеять различные типы лыж, материалов и конструкций, чтобы выбрать пару, может быстро стать невыполнимой задачей.
К счастью, несмотря на то, что существуют буквально сотни и тысячи различных марок и моделей лыж, все лыжи разработаны с использованием нескольких основных принципов проектирования, которые существовали с момента появления самого вида спорта.
И это именно то, что я надеюсь объяснить в следующей статье!
Так что продолжайте читать, и мы более подробно рассмотрим конструкцию лыж, чтобы помочь вам понять, как работает каждый компонент, чтобы дать вам потрясающие, волнующие ощущения, о которых вы мечтаете.
Объяснение базовой конструкции лыж
Хотя вы найдете множество вариаций формы, дизайна и материалов, используемых для разных лыж, их компоненты и способ их сборки обычно остаются неизменными.
В основе практически любой лыжи лежит ламинированный деревянный сердечник или комбинированный сердечник из дерева и других материалов.
После этого ядро окружают слоем композитных материалов как сверху, так и снизу.
Затем добавляются верхний лист, основание и боковины, чтобы придать лыжам свои уникальные характеристики.
И, наконец, к лыжам добавлены стальные кромки, которые усиливают остальную часть конструкции и обеспечивают лучшую передачу энергии между лыжами и землей под ними.
Материалы и конструкция сердечника
Сердцевину лучше всего рассматривать как основной компонент лыжи, который определяет большинство других ее характеристик.
Сердечник придает лыже большую часть прочности и жесткости/гибкости, а также способность гасить вибрацию при движении по неровной поверхности.
Большинство лыж имеют сердечник из березы, тополя, бука, пихты, ели, клена или бамбука. Но нередко можно увидеть лыжи, сделанные из комбинации разных пород дерева.
Дерево — это натуральный материал, который использовался в процессе производства лыж с момента появления этого вида спорта около 6000 лет назад. Фактически, самые ранние лыжи были сделаны полностью из резного дерева.
Однако сегодня большинство производителей используют дерево в сочетании с рядом других материалов, чтобы придать своим лыжам определенные преимущества, характерные для их конструкции.
Ниже мы кратко рассмотрим наиболее распространенные основные материалы, которые вы увидите в сочетании с деревом.
- Стекловолокно Основное преимущество использования стекловолокна заключается в том, что это довольно прочный материал, а также легкий вес и относительно недорогое производство.
- Углеродный композит — Этот материал очень легкий и прочный, однако значительно дороже других.
- Алюминий — алюминий прочный и легкий, но он более дорогой и не обладает хорошими свойствами гашения вибрации.
- Титан — один из самых прочных материалов, которые вы найдете в своих лыжах. Титан отлично гасит вибрации, но опять же, он будет дороже, чем дерево или стекловолокно.
Длина сердечника лыж зависит от их назначения. Другими словами, некоторые лыжи могут иметь более короткий или более длинный сердечник в зависимости от их конструкции.
Но по большей части вы найдете сердечники, которые проходят по всей длине лыжи, от носка до пятки.
Используя разные типы комбинаций дерева и композита, а также точно регулируя длину сердечника, производители могут создавать лыжи с различной гибкостью, прочностью, жесткостью и весом.
Композитные слои
Хотя сердечник можно считать основным компонентом ваших лыж, окружающие его композитные слои обеспечивают большую часть прочности и гибкости ваших лыж на кручение.
Таким образом, помимо защиты сердечника, прочность и гибкость композитного слоя добавляют другие свойства и характеристики к тому, как лыжи будут вести себя на склоне.
Как видно из приведенного выше списка, существует несколько различных композитных материалов, которые можно использовать для этих слоев. Стекловолокно, вероятно, является одним из самых распространенных материалов, которые вы здесь увидите. Однако другие композиты, такие как углерод, алюминий или титан, намного прочнее.
Как и в случае с сердцевиной лыж, тип материала и его размеры влияют на общие характеристики лыж.
Верхний лист и основа
Как следует из названия, верхний лист — это самый верхний слой лыжи, на котором обычно можно найти логотипы или графику большинства брендов.
Хотя верхний лист обычно имеет толщину всего несколько миллиметров, его основная функция заключается в защите внутренних слоев композита и сердцевины.
Верхние листы обычно изготавливаются из дерева, стекловолокна, нейлона, пластика или комбинации материалов.
На другой стороне лыж вы найдете основание, которое обычно изготавливается из полиэтилена, известного как P-Tex.
Вы часто будете видеть базовый материал лыж, за которым следует число, которое используется для описания молекулярной массы пластика. Чем выше это число, тем выше будет молекулярная масса пластика, что, в свою очередь, означает, что вы ищете более прочную и долговечную основу.
Что касается лыж, то они бывают двух типов: спеченные и экструдированные.
В случае спеченной основы основной материал сначала измельчается в порошок, затем нагревается, прессуется и нарезается по форме. Этот тип лыжной базы обычно используется на лыжах более высокого класса, потому что спеченная основа значительно более долговечна, чем экструдированная.
С другой стороны, экструдированная основа изготавливается путем расплавления основного материала в форму и последующей резки его по форме. Этот тип основания дешевле в изготовлении и не требует особого ухода. Однако они менее долговечны и часто работают медленнее, чем экструдированные основания.
Конструкция боковины
Боковины расположены по всей длине лыжи, прямо над металлическим кантом.
Боковые стенки могут быть изготовлены тремя различными способами, которые будут определяться способом сборки других компонентов.
Первый тип конструкции боковой стенки называется боковой стенкой из АБС-пластика или многослойной конструкцией.
В этом типе конструкции верхний лист лыжи, композитные слои и основание плоские, а между верхним и нижним слоями установлена боковина из АБС-пластика для защиты сердцевины. Обычно вы найдете этот тип конструкции на гоночных лыжах, потому что он делает их более жесткими и устойчивыми к повреждениям, а также обеспечивает лучшее сцепление кантов.
Второй тип конструкции боковины известен как «конструкция крышки».
В этом типе конструкции верхний лист и верхний композитный слой изгибаются вниз, чтобы соответствовать основанию, полностью герметизируя сердцевину. Конструкция крышки часто используется для уменьшения веса, однако конструкция такого типа не обеспечивает такого сильного удержания кантов или контроля, особенно на более высоких скоростях.
Наконец, вы также можете увидеть лыжи с конструкцией боковины «half-cap», которая, по сути, представляет собой гибридную версию сэндвич-конструкции боковины и крышки.
В этом случае композитный слой изгибается вниз, чтобы соответствовать основанию, полностью защищая сердцевину. Но верхний лист опустится только примерно наполовину, где он встретится с меньшей боковой стенкой из АБС.
Этот тип конструкции боковины, как правило, является наиболее универсальным, поскольку он обеспечивает хорошую фиксацию кантов и контроль, при этом будучи относительно легким и прочным.
Вы также можете увидеть лыжи с многослойной конструкцией боковины ближе к центру лыжи и боковой стенкой с полной или половинной крышкой ближе к кончикам. Опять же, разные комбинации конструкции боковин придают лыжам разные характеристики на склоне.
Конструкция кромки
Наконец, чтобы усилить лыжу, производители устанавливают металлическую кромку между базовым и нижним композитными слоями.
Что касается конструкции кантов, вы увидите лыжи с полной или частичной обмоткой.
Как вы можете себе представить, конструкция канта с полным обхватом — это когда кант обхватывает лыжу полностью, с одним швом на одном конце.
Хотя этот тип закантовки затрудняет ремонт лыжи при повреждении, он значительно прочнее, чем неполный кант.
В качестве альтернативы частичная кромка проходит только вдоль некоторых частей лыжи и чаще всего используется для уменьшения общего веса лыжи. К сожалению, это также делает лыжи слабее, а нос и пятку более подвержены повреждениям.
Собираем все вместе
Как вы видите, лыжи состоят всего из нескольких компонентов.
Однако каждый из этих компонентов может быть изготовлен с использованием различных материалов, форм или технологий, которые влияют на общие характеристики лыж.
Понимая отдельные компоненты ваших лыж, вы получите гораздо лучшее представление о том, как они будут работать, еще до того, как вы выйдете на склон.
И, наконец, узнав как можно больше о своем снаряжении и о том, как оно работает, вы станете на шаг ближе к тому, чтобы стать профессионалом!
Если вы ищете надежную пару лыж для начала — арендуете ли вы или покупаете — мы рекомендуем ознакомиться с нашим руководством по выбору универсальных лыж.
Строительство лыж — Лыжное снаряжение
Конструкция лыж может сильно различаться, хотя основные компоненты, как правило, остаются неизменными. Производители используют немного разные материалы и методы для изготовления своих лыж, все заявляя о преимуществах того, как они делают вещи, но, в конце концов, все лыжи построены по основным принципам, которые объясняются здесь.
Как показано справа, базовая конструкция лыж имеет сердцевину из ламинированного дерева в центре. Деревянное ядро окружено композитными слоями сверху и снизу и боковыми стенками по бокам. К этому верхний лист прикрепляется к верхней части, а края и основание прикрепляются к нижней части. Материалы и формы, используемые для каждого из этих слоев и компонентов, могут сильно различаться, ниже приведены более подробные сведения о каждой части конструкции.
Сердцевина
Сердцевина — это центральная структура лыжи, которая определяет многие характеристики лыж. Именно отсюда исходит большая часть продольной прочности и жесткости, и это рассматривается как часть лыжи, к которой крепится все остальное.
Материалы сердечника
Большинство лыжных сердечников изготавливаются из ламинированных полос твердой древесины, таких как бук, береза, осина, павловния, фума, ясень, пихта, клен, ель, тополь или бамбук, как правило, из ламинированных полос разных пород дерева. Используется дерево, так как оно дает живое ощущение с хорошим гашением вибрации, хорошо держит форму и имеет довольно низкий резонанс.
Многие другие материалы часто добавляются или используются вместо дерева для сердцевины, в том числе:
- Углерод — легкий, живой, прочный и очень хороший при сжатии, но очень дорогой.
- Кевлар — прочный, относительно легкий, хорошо выдерживает растяжение и хорошо гасит. Алюминиевые соты
- — очень легкие и прочные, но дорогие и имеют ограниченные демпфирующие способности.
- Стекловолокно — относительно прочное, легкое и недорогое.
- Титан — очень легкий и прочный, с хорошими демпфирующими свойствами, но дорогой.
- Воздух. При правильном использовании воздух может уменьшить вес сердечника лыжи, не оказывая существенного влияния на прочность сердечника.
- Пена. Если в сердцевине используется большое количество пены, это часто делается с использованием композитного торсионного короба, чтобы обеспечить большую часть характеристик прочности и гибкости лыжи.
Конструкция сердечника
Деревянный сердечник изготовлен из ламинированных полос твердой древесины, которые проходят по всей длине лыжи. Длина деревянной части сердечника может варьироваться в зависимости от типа сердечника, но древесина часто проходит от кончика к хвосту. Используемые полоски дерева обычно представляют собой разные породы дерева, расположенные по разным рисункам, и могут иметь области, в которых используются другие материалы, такие как пена, углерод или титан. Используя в ламинате полоски из различных пород дерева, производители могут использовать свойства нескольких пород древесины в своих сердцевинах и могут более точно формировать характеристики лыж. Это делается для того, чтобы придать разную силу, изгиб и вес различным участкам лыжи. Ламинированные деревянные полосы склеиваются, а затем точно вырезаются на станке с ЧПУ.
Некоторые сердечники лыж также имеют гребни и формы, включенные в их верхнюю часть, которые часто можно увидеть в форме верхнего листа. Использование этих гребней и форм — еще один способ придать лыжам различные характеристики гибкости, жесткости или веса.
Конструкция боковины
Боковина — это область вдоль кромки лыжи над металлической кромкой. Существует 3 типа конструкции боковин, в зависимости от того, как обработаны концы разных слоев лыжи.
Боковая стенка из АБС-пластика/сэндвич-конструкция . Здесь каждый слой лыжи плоский, а боковая стенка из АБС-пластика вставлена по бокам для защиты сердцевины. Эта конструкция обычно используется для гоночных лыж, так как хорошо передает давление на канты. Боковины из АБС-пластика делают лыжи более жесткими на кручение, обеспечивают лучшее сцепление кантов и более устойчивы к ударам. Однако они тяжелые и могут повредить лыжи краями, когда лыжи перекрещиваются.
Конструкция заглушки — это место, где композитный слой и верхний лист опускаются поверх сердцевины для герметизации края. Такой дизайн делает лыжи немного легче и, как правило, делает верхний лист немного менее восприимчивым к повреждениям из-за изогнутой формы. Однако конструкция крышки не такая жесткая на кручение, что снижает сцепление с кантами и управляемость на высоких скоростях.
Конструкция Half-Cap — это гибрид двух других конструкций, в которых композитный слой опускается вокруг сердцевины, а верхний слой частично опускается, чтобы соединиться с меньшей боковой стенкой. Эта конструкция обеспечивает хорошую передачу давления на края и является достаточно легкой и быстрой.
Довольно часто на лыжах встречается гибридная конструкция шапки, когда лыжа имеет боковину из АБС вдоль середины лыжи, переходящую в конструкцию шапки на кончиках.
Используемые боковины обычно изготавливаются из АБС-пластика, часто с прослойками резины под ними для поглощения ударов, а также могут иметь прослойки из других материалов, таких как алюминий и бамбук. Там, где боковины заканчиваются у носка и пятки лыжи, сердцевина защищена пластиковой стенкой носка.
Композитные слои
Композитные слои обеспечивают основную прочность лыж на скручивание. Эти слои располагаются выше и ниже сердцевины, одновременно защищая сердцевину лыжи и добавляя лыжам новые свойства и прочность. Существует множество различных типов композитов, которые можно использовать для этих слоев, чаще всего используется стекловолокно, но также распространены композитные слои с использованием углеродного волокна, кевлара и титана. Часто используется несколько разных композитных слоев, каждый из которых изготовлен из разных материалов. Как и в случае с лыжными сердечниками, это позволяет использовать прочность и свойства нескольких различных материалов и дополнительно улучшать свойства лыж.
Для композитных слоев стекловолокна существует 2 основных способа плетения или структурирования стекловолокна:
- Двухосная обмотка — В двухосной обмотке нити стекловолокна переплетаются вместе под углом 90° друг к другу, что дает легкий, надежный и прощающий слой.
- Трехосная обмотка — В трехосной обмотке пряди стекловолокна сплетены под углами +45°, 0° и -45°, что также дает легкий, надежный и прощающий слой, но с повышенной жесткостью при кручении и повышенной чувствительностью по сравнению с двухосная обмотка.
Листы из стекловолокна пропитаны смолой, которая удерживает их вместе и придает им прочность.
Верхний слой
Верхний слой — это слой, который вы видите на верхней части лыжи. Здесь содержится графика, а также это защитный слой для внутренних частей лыж. Верхние листы обычно имеют толщину всего пару миллиметров и могут быть изготовлены из различных материалов, включая нейлон, дерево, стекловолокно, пластик и композиты.
Существует 2 основных способа нанесения графики на лыжи:
- Инкапсуляция — Здесь графика печатается на бумаге, ткани или подобном материале и помещается под прозрачный верхний лист или прозрачный лак на верхний лист. Это оставляет графику под или внутри верхнего листа, но ее можно увидеть сквозь материал верхнего листа. Используемые материалы и краски выбираются тщательно, иначе они могут повлиять на сцепление между верхним листом и композитным слоем под ним.
- Сублимация — Здесь графика вплавляется в материалы, из которых изготовлен верхний лист, с использованием специальных чернил, подходящего пластика и тепла. Это оставляет графику частью верхнего листа, а цвета проходят через весь материал, так что даже если верхний лист поцарапается, графика все равно будет на нем.
Материалы основания
Основания изготовлены из полиэтилена P-Tex. За большинством базовых материалов следует номер (например, sintered 2000). Это число относится к молекулярной массе полиэтилена. Чем выше число, тем выше молекулярная масса P-Tex, что указывает на лучшую и более прочную основу.
Существует 2 типа основы, экструдированная и спеченная:
- Экструдированная . В этом случае основной материал расплавляется, а затем нарезается по форме. Экструдированные основания дешевы в изготовлении и не требуют особого ухода, но менее долговечны и работают медленнее. Они более гладкие и менее пористые, поэтому не впитывают так много воска, но если основа не покрыта воском, общая производительность не так сильно пострадает.
- Спеченный — Здесь основной материал измельчается в порошок, нагревается, прессуется и нарезается в форме. Спеченные основания дороже в изготовлении, но они более долговечны и быстрее. Они очень пористые и хорошо впитывают воск, но теряют свои свойства, если их не покрыть воском, и их труднее ремонтировать.
Спеченные основы также могут содержать графит и другие материалы, что делает их еще более быстрыми и долговечными. Графит добавляется потому, что он является проводящим. Когда лыжи скользят, между основанием и снегом образуются статические заряды, что увеличивает трение. Графит помогает рассеивать статические заряды, уменьшая трение и делая основание более быстрым. Графитовые основы также могут удерживать даже больше воска, чем обычные спеченные основы, что опять же делает их еще быстрее.
Графика на подложке, как правило, размещается либо путем печати графики на слое над базовым слоем с использованием прозрачного основного материала, чтобы они были видны насквозь, либо путем изготовления подложки из кусочков P-Tex разного цвета, точно вырезаны на машине, чтобы соответствовать друг другу.
Кромки
Крючки лыж изготавливаются из стали или нержавеющей стали и крепятся к лыже с помощью Т-образных вставок, которые располагаются между нижним композитным слоем и основанием. Есть 2 типа краев, полная и частичная обмотка.
- Full Wrap — В кантах с полной окантовкой один отрезок металла кромки проходит по всему периметру лыжи и соединяется с одного конца. Это самый прочный тип кромки для лыж, хотя его трудно восстановить, если он сильно поврежден.
- Частичная обертка — Края с частичным охватом проходят по бокам лыжи, где находится боковой вырез. Поскольку используется меньше металла, это может сделать лыжу немного легче, особенно на концах, что облегчает поворот лыжи. Однако из-за того, что непрерывная длина металла теряется, края не всегда такие прочные, и это может сделать кончики лыж более подверженными повреждениям. На некоторых лыжах кажется, что края продолжаются вокруг носков, но эти секции сделаны из металла разной длины, обычно из алюминия. Это делает кончик и хвост более прочными, не добавляя слишком много веса, но, поскольку непрерывная длина металла все еще теряется, он все еще не так прочен, как кромка с полной обмоткой.
Смола
Все отдельные части лыж скреплены смолой, обычно эпоксидной смолой. Очень важно, чтобы тип и количество смолы были правильными, так как это может повлиять на прочность, вес и гибкость лыжи. Иногда лыжи расслаиваются, когда разные слои начинают расходиться, когда это происходит из-за того, что смола недостаточно хорошо скрепляла лыжи во время их изготовления.
Воск
Воск наносится на основание лыж, чтобы они создавали меньше трения со снегом и могли быстрее скользить. Наиболее важные особенности воска: максимально снизить коэффициент трения между основанием и снегом, быть достаточно жестким, чтобы кристаллы снега не проникали в воск и не заставляли основание сцепляться со снегом, а также отталкивать воду.
Типы воска
Существует 2 типа воска: углеводородный воск и фторуглеродный воск. Углеводородные воски основаны на парафине и являются наиболее распространенным типом используемого воска. Они проникают глубже всего в базу P-Tex и держатся дольше всего при нанесении горячим утюжком для воска. Фторуглеродные воски отличаются от углеводородных восков тем, что они состоят из молекул углерода с отрицательно заряженными атомами фтора, в отличие от нейтрально заряженных атомов водорода в углеводородных восках. Это лучше отталкивает воду и грязь, уменьшает трение и делает фторуглеродные воски более быстрыми. Однако фторуглеродные воски обычно используются только гонщиками, поскольку они дороги и требуют дополнительной подготовки для использования. Обычно лыжи сначала натирают углеводородным воском, а затем, если используется фторуглеродный воск, его наносят сверху.
Температурные парафины
Парафины предназначены для использования при различной температуре снега. Есть много всетемпературных восков, предназначенных для работы в любых условиях, но на самом деле это всего лишь воски среднего диапазона температур. Основное различие между восками для разных температур заключается в том, насколько они тверды. Более твердый воск создает большее трение, поэтому желательно использовать самый мягкий воск, но он все же должен быть тверже снега, чтобы основной материал не цеплялся за снег и не увеличивал трение.