Из чего делают красный краситель: Кармин – красный краситель из насекомых

Кошениль — кошенильный червец, красный и розовый краситель.

Уважаемые любители всяких интересностей!

Хочу немного рассказать о необычном красителе, известном человеку с древности — кошенили (из нее делают краситель кармин E 120).

Вот так выглядят цельные сухие кошенильки:

А так они живут, в жарком климате на кактусах в Мексике и Перу.

Кошениль используется:

— как свето-стойкий и щелочестойкий краситель ярко-красного цвета для ткани и ниток натурального состава,

— краситель для косметики,

— краситель для фресок и иконописи.

— пищевой краситель для напитков, кондитерских изделий и мясных продуктов.

Кошениль, кошенильный червец (лат. Dactylopius coccus, фр. cochenille, от исп. cochinilla) — насекомое из отряда полужесткокрылых (длина самок 2–4 мм, самцов 10–12 мм), из самок которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармина.

Самка кошенили в молодости присасывается хоботком к растению, сосёт сок и никогда не двигается с места; здесь же она оплодотворяется и кладет яйца; этим резюмируется вся история её жизни.

В XX веке с развитием производства синтетических красителей разведение кошенили резко сократилось, однако натуральный кармин ещё используется в некоторых отраслях промышленности: пищевой, парфюмерной и других, а также для окраски гистологических препаратов. Краска добывается путём умерщвления самок насекомого в уксусной кислоте, либо от воздействия высокой температуры.

Кроме мексиканской кошенили, существуют родственные европейские кошенили (тоже из семейства кокцид):

Кошениль араратская. Встречается только по левому берегу реки Араке в Армении и в ряде районов Азербайджана. Обитает в солончаковых полупустынях на площади около 4 тысяч гектаров.
Самка кошенили бескрылая, а самец с одной парой крыльев. На всех стадиях развития насекомое красного цвета. Кошениль дает в год одно поколение. Ведет преимущественно подземный образ жизни на корневищах двух видов злаков: прибрежницы и тростника. Издавна это насекомое использовали для получения ярко-красной краски – кармина. Для охраны этого вида организован заказник. Ученые Армении работают также над разведением кошенили в искусственных условиях. Разработана технология, позволяющая получать значительно больше насекомых (в 5-6 раз), чем их образуется в природных условиях, и использовать как для воспроизводства, так и в качестве сырья для получения натурального кармина.
Кошениль польская. Ранее обитала в нашей стране (в Крыму, Белоруссии, на Украине, в Тамбовской области), а также в Западной Европе. Современная область ее распространения изучена недостаточно, Известно, что селится этот вид кошенили на корнях земляники, марьянника и некоторых других растений. Сохранились древние рисунки, сделанные красками, добытыми из этого вида кошенили. Согласно этнографическим исследованиям в некоторых областях Украины в красный цвет льняную и конопляную домоткань красили именно местной кошенилью. Местная кошениль была доступна даже крестьянам, в отличии от ультра-дорогой перуанской кошенили.
Душистый карминоносный червец. До последнего времени был известен только из находок у села Агалык близ Самарканда и окрестностей Ферганы. Совсем недавно был обнаружен на плантациях солодки голой в Голодной Степи. Встречается в основном на стволах и ветвях деревянистых растений из семейства гвоздичных, может обитать на корнях солодки голой. В настоящее время этот вид активно изучают.
Горчаковый карминоносный червец. Встречается только в Средней Азии в долинах и предгорьях, в настоящее время интенсивно осваивающихся. Точных сведений о количестве и состоянии мест обитания нет.
Пальчатникозый карминоносный червец. Был обнаружен в окрестностях Самарканда на стеблях и побегах пальчатника из семейства злаковых. Обитатель долин и предгорий Средней Азии.

Интересный пример пазырыкского текстиля, окрашеного араратской кошенилью (IV-III вв. до н.э.):

Почерпнуть интересную информацию о кошенили и крашение ею пазырыкского текстиля можно прочитать тут и тут.

История красителя из кошенили, он же кармин (Е120), древняя. В библейских легендах упоминается пурпурная краска, полученная из красного червя, которую употребляли потомки Ноя. И действительно, кармин получали из насекомых кошенили, известных также как дубовые червецы, или кермесы. Обитали они в странах Средиземноморья, встречались в Польше и на Украине, однако наибольшую известность получила араратская кошениль.

Хранилище древнеармянских рукописей – Матенадаран — раскрашен неувядаемыми красками: синими, зелеными, фиолетовыми, красными. Кармин, оттеняемый золотом, казался подновленным вчера. В качестве красного красителя использовалась кошениль.
В музее кафедрального собора в Эчмиадзине гравюры в древних евангелиях, отмеченные пронзительным кармином, так же надолго удерживаэт взгляд посетителя.

Развитие Араратской кошенили достаточно интересно. …В конце апреля – начале мая из яиц, благополучно перезимовавших в почве, вылупляются «бродяжки» – крохотные темно-красные личинки араратской кошенили. Свое название они оправдывают полностью: бродят по солончаку, пока не наткнутся на кормовое растение, а таких здесь два – тростник и прибрежница.
Теперь бродяжничество кончается: личинки зарываются в землю, присасываются к корневищам и начинают «нагуливать вес». К августу они увеличиваются в размерах во много раз: это уже круглые «черепашки» с сегментированной спинкой, немного похожие на маленьких мокриц, но только светло-фиолетового, а затем и темно-красного цвета.

Далее развитие следует двумя очень непохожими путями.
Кошениль – удивительное насекомое. Самки и самцы столь различны, что, сопоставив супругов, человек, незнакомый с кокцидами, никогда и не предположит, что между ними возможен брачный союз. В середине августа, когда самки – они так и останутся навсегда «черепашками» – все еще сосут соки из корневищ, на поверхность почвы выбираются будущие самцы, тоже красные червячки, только намного меньше своих прожорливых подруг, да еще в придачу лишенные рта. Эту стадию биологи называют преднимфой.
Преднимфы ползают по своей надобности по солончаку – кстати, в чем заключается эта надобность, до сих пор досконально неизвестно, – а затем опять-таки зарываются в землю, чтобы образовать кокон и стать полноценной «нимфой», иначе – куколкой. Однако на этом метаморфозы не заканчиваются.
В сентябре из коконов… выпархивают самцы. Именно выпархивают. Ибо в отличие от нелетающих упитанных самок-червячков самцы кошенили, достигшие стадии «имаго», – это крылатые мушки с длинными восковыми хвостовыми нитями.
Итак, сентябрь. Солончаки усеяны красными точками – вылезшими на свет самками, готовыми к оплодотворению. В воздухе порхают их эфемерные супруги. Месяц-полтора длится этот важнейший период жизни кошенили.
После спаривания самки окончательно удаляются в землю, чтобы опушиться, сотворить из восковидных нитей пуховые яйцевые мешочки, отложить яйца и… спокойно умереть. Цикл завершен, и да здравствует новый цикл!
В лаборатории хранятся образцы высушенной кошенили, самок кошенили в формалине. В микроскоп можно наблюдать нимфу – крохотное созданьице уже с усиками и глазами, с зачатками крыльев или рождение «бродяжек»: из красных яичек, опутанных тончайшими нитями пухового мешочка, в момент вылупления красных же, меньше макового зернышка личинок.
Из-за проводимых в Советской Армении крупных мелиоративных работ, солончаки постепенно исчезают, а вместе с ними может исчезнуть и кошениль – насекомое-эндемик. Ареал обитания у него очень маленький – три тысячи гектаров. Без тростника и прибрежницы кошениль не проживет, а солончаки еще тем хороши, что там у нее меньше всего врагов. Любая иная почва не годится.
Выходов из положения всего два: искусственное разведение «кармир вортана» и заказные двести гектаров солончака.

«Живая краска» известна с незапамятных времен. В библейских легендах упоминается красная краска, полученная из «красного червя», которая «ранее всех употреблялась потомками Ноя». В III веке персидский царь подарил римскому императору Аврелиану шерстяную ткань, выкрашенную в багряный цвет. Ткань стала достопримечательностью Капитолия, Рим полнился слухами о потрясающем цвете материи, источником же краски, как оказалось, был некий червяк, культивировавшийся в далекой Армении, – «кармир вортан».
В V веке появились и письменные свидетельства об араратской кошенили. «Корни тростниковых растений не бесполезно выращивает вожделенная равнина Арарата, – писал армянский историк Лазарь Парбеци. – Ими порождаются черви на украшение в красный цвет, который приносит пользу любителям доходов и роскоши». И дальше след кошенили не теряется. Он приводит к средневековым арабским хроникам, где упоминается получаемая из червя краска под названием «кирмиз» – она использовалась в Армении для окраски пуховых и шерстяных изделий и вывозилась в различные страны.
К сожалению, в более поздние времена судьба отвернулась от араратской кошенили. С XVI века промысел ее пошел на убыль. На мировом рынке появилась мексиканская кошениль. Насекомые из Нового Света были мельче араратских, но обладали рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, краска получалась более яркая, более, что ли, «карминная». Во-вторых, в Мексике цикл жизни насекомых короче: там получают не одно, а до пяти поколений кошенили в год, и, следовательно, «урожай» не в пример обильнее. Наконец, видимо, и кормовые растения – кактусы нопал и опунция – играют определенную роль: в мексиканской кошенили практически не было жира, который так мешает при обработке кошенили араратской.
Насекомых собирали на кактусах, умерщвляли, сушили и в виде сморщенных «зернышек» пускали в торговый оборот: получить из них краску на месте не составляло труда. Продукт так и назывался: grana – зерна. А в России он еще именовался «канцелярным семенем».

Однако в XVI веке на мировом рынке появился новый тип кошенили — мексиканская. Привез ее из Нового Света знаменитый конкистадор Эрнан Кортес в качестве дара своему королю. Мексиканская кошениль была мельче араратской, зато размножалась пять раз в год, в ее худеньких тельцах практически отсутствовал жир, что упрощало процесс производства краски, да и красящий пигмент был ярче. В считанные годы новый тип кармина завоевал всю Европу, об араратской же кошенили просто забыли на долгие годы. Восстановить рецепты прошлого удалось только в начале XIX века архимандриту Эчмиадзинского монастыря Исааку Тер-Григоряну, он же миниатюрист Саак Цахкарар. В 30-е годы XIX века его открытием заинтересовался академик Российской Императорской академии наук Иосиф Гамель, посвятивший «живым красителям» целую монографию. Кошениль даже попытались разводить в промышленных масштабах. Однако появление в конце XIX века дешевых анилиновых красителей отбило у отечественных предпринимателей охоту возиться с «червяками».

Сама я пока нахожусь в предвкушении крашения этим необычным красителем) Поэтому поделиться результатами крашения пока не готова )))

8 насекомых, которых выращивают для кулинарии и промышленности

Красный краситель, шёлк и защита полей от вредителей — все это мы тоже получили благодаря насекомым, сообщает aggeek.net. А выращивать их для употребления в пищу — смелая идея, которая поможет бороться с голодом. Вот несколько насекомых, которых используют как в промышленности, так и в кулинарии.

1. Шелкопряда разводят для шелковой промышленности

С  генами насекомого возились несколько раз. Ученые даже решили вклеить ген паука в ДНК шелкопряда с целью получить более прочные нити для изготовления подушек безопасности и бронежилетов. Для генной модификации взяли именно паука, потому что паутина славится высокой прочностью и не плавится при высоких температурах, как синтетика.

Вопреки усилиям в области генной инженерии и механизации, большую часть шелка до сих пор производят по старинке.

Шелкопряд — еще и питательное насекомое: около 9 грамм белка и 2 грамма углеводов на 100 грамм насекомых. Такую же ценность имеет 100 грамм белого хлеба.

2. Из кошенили делают красный краситель

Если шелкопряд является знаковым насекомым в Азии, то кошениль — его латиноамериканская версия. Из нее делают кармин, который красит все: от шерсти до помады. Его чаще всего используют в косметологии. Это связано с тем, что некоторые искусственные красители признаны канцерогенными. Также кошениль применяют в изготовлении желе, бисквитов, глазури для десертов.

Главный мировой экспортер кармина — Перу, страна производит 850 тонн красителя в год.

3. Божью коровку разводят для борьбы с опасными вредителями сельскохозяйственных растений

Еще одно красное насекомое — божья коровка. Британские фермеры их культивируют для защиты посевов от тли. Эти насекомые так эффективны, что фермерам платят за их разведение: 72 тысячи особей стоят $95. Этого количества достаточно, чтобы спасти 0,4 га урожая.

4. Комнатной мухой кормят животных

В Южной Америке существует компания, которая с 2009 года занимается выращиванием мух. Она завоевала множество наград и грантов за производство корма для животных: кур и рыб.

Главное, что разведение этих насекомых не требует земельных ресурсов и больших инвестиций.

5. Коричневые черви полезные и вкусные

Для употребления в пищу человеку рекомендуются именно коричневые садовые черви. Чтобы избавиться от запаха земли, их кормят кукурузной мукой за 24 часа до употребления. Текущие оптовые цены — 350 гривен за 10 кг.

6. Красные личинки комаров улучшают плодородие почвы

Мотыли, или красные личинки комаров, снабжают почву кислородом и применяются в качестве корма для рыб. Они дороже дождевых червей — 300 грн за 1 кг.

7. Сверчки заменяют мясо и другие белковые продукты

Выращивать их приятно — они питаются не мертвечиной, а свежими продуктами: салатом или овсяными хлопьями. Плюс приятные воспоминания о ночном стрекоте.

В Северной Америке запущено около 30 стартапов, которые занимаются разведением насекомых. Сначала в Сан-Франциско появилась мука из сверчков — крикет-мука, потом в Нью-Йорке и Колорадо батончики из сверчков — крикет-батончики. Скоро на прилавки магазинов США планируется выпустить крикет-чипсы, которые, рано или поздно, дойдут и до нас.

8. Личинки мухи «черный солдат» — отличное удобрение для растений и корм для животных

В отличие от домашних мух, «черные солдаты» малоподвижны, и их очень легко поймать. Кроме того, личинок не волнуют вкусовые качества корма — они кушают все, что им дают. А после того, как съедают свою пищу, отдают компост — удобрение для растений.

Также личинки используют в качестве корма для домашних животных. Они настолько полезные, что годятся и в пищу людям: на 42% состоят из белка, содержат большое количество кальция и аминокислот.

Побороть голод в Африке можно относительно легко — кормить голодающих насекомыми. Мы, даже если сильно захотим, не сумеем нанести ущерб их популяциям — их очень много, только  количество их видов, по разным оценкам, от 2 до 8 миллионов, при этом они быстро размножаются.  И если на первый взгляд они кажутся противными — все случается впервые. Сырая рыба в суши также поначалу казалась чем-то необычным.

Вся правда о натуральном красном красителе

Вы когда-нибудь задумывались, откуда берется натуральный красный краситель? Многие из наших любимых цветов имеют сложную предысторию, но красный может выиграть торт, когда дело доходит до фактора грубости. Как пишет историк искусства Елена Фиппс: «Красный, связанный с кровью, огнем, плодородием и жизненной силой во многих культурах по всему миру, всегда был одним из самых высоко ценимых цветов, отчасти потому, что его труднее всего достичь. ». Действительно, блестящие оттенки малиновой помады, Кампари, «натуральные» пищевые красители и красный цвет, используемый для изготовления некоторых из величайших в мире тканей и картин, были (а в некоторых случаях до сих пор остаются) получены из измельченных насекомых кошенили.

Как объясняет Фиппс, красные красители, называемые kermes, lac и grana, долгое время получали из щитовок надсемейства Coccoidea. Но ни один из источников насекомых Старого Света «не мог сравниться с темно-малиновым цветом, простотой использования и обильным запасом красителя, извлеченного из

Dactylopius coccus ». Этот уникальный яркий красный цвет происходит от американского вида насекомых, который питается кактусами. Насекомые были одомашнены и «обильно» использовались доколумбовыми народами по крайней мере 2200 лет назад. Примечания Фиппса:

Чтобы сделать кошениль красной, краситель (в основном карминовую кислоту) экстрагируют из высушенных тел самок насекомых в воде. Протрава или минеральная соль, часто квасцы (сульфат алюминия), необходимы для связывания красителя с волокнами. Другие добавки, такие как кислоты и щелочи, традиционно использовались для изменения естественного ярко-розового оттенка кошенили на темно-малиновый, пурпурный или черный.

Испанцы начали поставлять кошениль из Нового Света, как только узнали о ней. А еще до этого Европа была настроена на действительно хороший красный цвет. В 1464 году, почти за тридцать лет до Колумба, чрезмерный вылов моллюсков, которые использовались для того, чтобы фиолетовый цвет ассоциировался как с королевской семьей, так и с католической церковью, заставил Папу издать указ, согласно которому красный цвет теперь можно использовать для костюмов прелатов. Да, «кардинальному красному» фактически предшествовал «кардинальный фиолетовый». К середине шестнадцатого века тонны высушенных насекомых отправлялись в Европу для использования в красителях.

Dactylopius coccus via Wikimedia Commons

Фиппс пишет: «Кошениль, наряду с золотом и серебром из Америки, позволила испанской короне финансировать свою империю […], установив при этом глобальную монополию и господство в морской торговле». Но Испания не могла вечно удерживать монополию на источник цвета. Его хотела вся Европа, и вскоре другие державы начали вторгаться на его рынок. Торговля красками стала международной. Британские красные мундиры были буквально названы в честь окрашенной кошенили шерстяной униформы, которую они носили.

Пигмент также использовался в живописи. Озерный пигмент, приготовленный из экстракта кошенили, ценился за его яркость и использовался такими художниками, как Рембрандт и Ван Гог. К середине девятнадцатого века художники использовали синтетические красители. Точно так же анилиновые красители, которые изготавливаются из производных каменноугольной смолы, в значительной степени уничтожили рынок кошенили в области текстиля.

Так как же кармин, как его часто называют в кулинарии, оказался в сегодняшней еде и питье? Привлекательность для глаз: вещество безвкусно, поэтому получившиеся розовые и красные цвета были просто визуальными стимуляторами. Производители продуктов питания, косметики и лекарств продолжают использовать красители на основе насекомых. Опасения по поводу канцерогенного воздействия искусственных красных, которые до сих пор производятся из угля и нефти, помогли сохранить торговлю кошенилью.

Веганы и группы по защите прав животных выступили против использования этих насекомых. В 2012 году Starbucks, например, согласилась отказаться от использования экстракта кошенили. Тем не менее, цвет остается широко распространенным в пищевых продуктах. Спустя два тысячелетия мы продолжаем откармливать этих маленьких жуков с помощью кактусов, чтобы мы могли наслаждаться красочными угощениями, такими как кексы «Красный бархат».

JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов.

Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

Красный кошениль: история искусства одного цвета 67, No. 3, COCHINEAL RED: The Art History of a Color (ЗИМА 2010), стр. 4-48

Музей Метрополитен

Красный цвет в красных мундирах

  • Online Extras

  • Дополнительные изображения

Жуки-кошенили, используемые в красках.

Крупный план жуков кошенили, источника карминового цвета, ценимого королями, церковниками и военными.

Пальто, вероятно, окрашенное кошенилью, расходы на которое были знаком привилегий.

Накидка, вероятно, окрашенная кошенилью, расходы на которую были знаком привилегий.

Огонь разжигает железный горшок, готовый к окрашиванию.

Ткачи начинают процесс окрашивания.

Чем дольше замачивание, тем насыщеннее цвет

Более глубокие оттенки красного

Уивер Макс Хэмрик опускает шерсть в кипящий котел с кошенильным красителем.

Начался процесс окраски.

Карен Клэнси полоскает окрашенную шерсть.

Два торговца в Вильямсбурге восемнадцатого века красили ткани и одежду для жителей, стремящихся украсить их одежду.

Мэри Майли Теобальд

Кошениль — странный жук. Самка живет своей жизнью в пятне на кактусе нопал или опунции. Как только она вылупится, она зарывается ртом в подушечку кактуса и начинает сосать. Она будет жить, размножаться и умирать на этом месте, паразитируя на кактусе под хлопковым пухом. У самцов есть крылья, и они ведут более увлекательную жизнь, летая в поисках самок. Но цена их подвижности — недельная продолжительность жизни — их ротовой аппарат портится, и они умирают от голода. Самка размером не больше булавочной головки откладывает яйца на кактус и продолжает кормиться. Ее отпрыски, если их не унесло ветром к другому нопалу, ползут только настолько, насколько им нужно, чтобы найти место, где можно закопаться, и цикл повторяется.

Насекомое, которое никогда не двигается, становится легкой добычей для хищников, поэтому Мать-природа защищает самок, наделяя их карминовой кислотой, химическим веществом, которое некоторые хищники находят оскорбительным. Как оказалось, карминовая кислота также представляет собой ярко-красный краситель, в десять раз более мощный, чем у ближайшего конкурента, и не выцветает на ткани при использовании с правильными протравами. Это когда-то делало крошечную кошениль дороже ее веса в золоте.

На протяжении более века недорогие синтетические красители позволяли создавать любые цвета на цветовом круге, и мир забыл о том, что когда-то давал интенсивный цвет, сила и богатство. Люди из прошлого жаждали ярких цветов, но только богатые и королевские особы могли позволить себе дорогие красители и ткани, которые их подчеркивали. Связь между аристократией и цветом кожи была настолько тесной, что во многих обществах законы ограничивали использование ярких цветов, таких как алый или пурпурный, только для знати, на тот случай, если какой-нибудь грубиян-нувориш захочет одеться выше своего положения.

Европейцы эпохи Возрождения сочли бы, что сегодняшние цвета одежды для успеха — черный, бежевый, серый и другие приглушенные оттенки — подходят только для бедняков.

Красный и его близкий родственник фиолетовый были самыми желанными цветами. На протяжении веков красные и красновато-фиолетовые цвета стали признанными королевскими цветами во всем мире. Китайские и персидские правители предпочитали красный цвет. На тогах римских сенаторов была красная лента. Католическая церковь приняла красный цвет как символ своей власти, используя красный крест на белом щите в качестве своей эмблемы и облачив своих кардиналов в алые мантии. Британцы были не единственными, кто одевал своих офицеров в красную форму. Его редкость и связь со статусом делали хорошую красную краску почти бесценной.

Из веществ, образующих красноватые красители, ни одно из них не обладает такой яркой или стойкой окраской, как кошениль. Глубоко внутри палеолитических пещер на юге Франции и Испании есть картины, сделанные из красной охры, которая приобретает свой оттенок от богатой железом глины. Киноварь, токсичный минерал, обнаруженный тысячу лет назад в Азии, тоже является хорошей краской, но ни охра, ни киноварь не впитываются тканью. Египтяне, римляне, а позже и европейцы использовали для красных красок марену, хитрый краситель, достигший своего наиболее яркого проявления у турок, в чьих руках процесс занимал месяцы и более десятка шагов. Итальянцы в средние века разработали лучший докошенильный красный цвет из кермеса, средиземноморского насекомого, похожего на кошениль. Трудный в сборе и обработке, кермес производил достойную красную краску для тех, кто знал его секреты, хотя стоимость могла быть больше, чем мог себе позволить король.

испанских конкистадора в ацтекской Мексике были поражены интенсивностью и обилием красного цвета на местных тканях. Они узнали, что подданные императора Монтесумы платили часть своей ежегодной дани мешками кошенили. Кажется очевидным, что они сами подумали бы о том, чтобы нажиться на краске, но жуки и краска были ниже достоинства джентльменов-солдат, гоняющихся за золотом и серебром. Прошло несколько десятилетий, прежде чем испанские купцы прибыли в Мексику и вступили в брешь. Вскоре эти торговцы скупали кошениль у местных посредников и отправляли тысячи фунтов домой в Севилью, а оттуда — с огромной наценкой — в остальную Европу. В течение нескольких лет маленькие сушеные жуки уступали только серебру в качестве самого ценного товара Испании в Новом Свете.

За исключением того, что никто за пределами Испании и Мексики не знал, что это маленькие сушеные жучки. И испанцы были полны решимости сохранить его таким. Так же, как китайцы веками хранили секрет изготовления фарфора, испанцы держали в своих руках самую ценную краску в Европе. В течение трех столетий англичане, французы и голландцы прибегали к шпионажу, пиратству, взяточничеству и воровству, чтобы узнать секрет этого сказочного красителя и разрушить монополию Испании, но безрезультатно.

Эми Б. Гринфилд, автор A Perfect Red сравнивает текстильную промышленность того времени с сегодняшними компьютерными или биотехнологическими отраслями: «отрасль с высокими ставками, изобилующая острой конкуренцией и беспощадной конкуренцией — отрасль, способная изменить общество». Текстильное производство было сложным и прибыльным делом, требующим квалифицированной рабочей силы. Страна, которая отправляла незавершенную ткань в другую страну для окрашивания, давала своим конкурентам хорошие рабочие места и большую часть прибыли. Кошениль имела решающее значение для промышленного успеха страны.

Одним из способов получить кошениль было ее украсть. Пираты и каперы, которые преследовали испанские галеоны с сокровищами, слишком часто преуспевали в захвате их богатого груза. Самый большой улов за всю историю был у графа Эссекса, вспыльчивого молодого фаворита королевы Елизаветы, который вместе с Уолтером Ралегом в 1597 году привез домой три испанских корабля с двадцатью семью тоннами кошенили. Королева брала свои обычные 10 процентов, а красителей для суконной промышленности Англии хватило на годы. В его Generall Historie г. Джон Смит рассказал о своем захвате французскими каперами, которые заставили его работать с ними в течение двух месяцев. За это время они захватили испанский корабль с «пятьюдесятью сундуками Катчанеле, четырнадцатью сундуками с серебром» и многими другими сокровищами, принадлежащими испанскому королю.

Но пираты были ненадежными поставщиками. Лучше производить собственную кошениль в своих колониях. Английский географ Ричард Хаклюйт писал в своих «Путешествиях 1582 года» о своих надеждах найти в Америке «ягоду кошенила». Лондонская компания Вирджиния возлагала надежды на свое новое поселение в Джеймстауне. Через два года после его основания публицист Роберт Джонсон ободряюще писал инвесторам: «Есть несомненная надежда найти Кохинелл, растение богатого индико, зерновых ягод, бобровых хайдов, жемчуга, богатого сокровища и Южное море, ведущее в Китай». Он будет разочарован по всем пунктам.

Найти кошениль было бы проще, если бы англичане знали, что это такое. Невооруженным глазом высушенные кусочки кошенили выглядят как крошечные перчинки. Некоторые говорили, что кошениль — это семена; другие говорили, что это насекомое или сушеный червь. У некоторых было и то, и другое, они называли это черникой. В эпоху, когда считалось, что гнилое мясо порождает личинок, а моллюски вырастают из песка, спонтанное зарождение было разумным объяснением любой загадочной формы жизни. Некоторые говорили, что кошениль — это ягода кактуса, которая превратилась в красного червя. Хаклюйт, собиратель и редактор сборников рассказов о путешествиях, писал в своих «Основных навигационных материалах»: «Кохинилла — это не червь или муха, как говорят некоторые, а ягода, которая растет на определенных кустах в диком поле». Французский исследователь Самюэль де Шамплен сказал в своем «Рассказе»: «Это происходит из плода размером с грецкий орех, который полон семян внутри… и считается золотым и серебряным».

Испанцы поощряли замешательство. Они также запретили вывоз живой кошенили из Мексики, подвергли цензуре информацию о ней и запретили кому-либо въезжать в Мексику без разрешения, которое они не давали иностранцам.

Даже первые микроскопы, появившиеся в начале 1600-х годов, не разрешили спор. Голландский производитель линз Антони ван Левенгук поделился своими открытиями, если не секретом, по созданию хороших линз с членами Британского королевского общества. В 1685 году химик Роберт Бойль попросил его исследовать несколько зерен кошенили, и он объявил их семенами — удивительная ошибка для такого опытного человека, как Левенгук. Бойль поверил ему на слово, пока не услышал из другого авторитетного источника, что «кошениль на самом деле является задней частью или хвостом мухи». Он заставил Левенгука посмотреть еще раз. На этот раз Левенгук, настроенный на поиск части насекомого, передумал. «Каждое крошечное зерно — это часть маленького животного», — сказал он. Кусочки кошенили на самом деле были «самками, чье тело полно яиц».

Это должно было решить вопрос, но при всем том, чем они были, общение и скептицизм сохраняли сомнения на протяжении большей части восемнадцатого века. В фунте было примерно семьдесят тысяч гранул кошенили. Как люди могли поймать так много крошечных летающих насекомых, а затем оторвать им ноги, крылья и головы? Возможно, это были просто те гнусные испанцы, которые подбрасывали ложную информацию.

Поскольку Испания запретила иностранцам путешествовать по своим колониям, не было возможности узнать, как производится кошениль. Ключевым моментом был мексиканский крестьянин, чьи предки майя выращивали дикую кошениль, чтобы стать более крупным и продуктивным производителем красителей. Действительно, всякий раз, когда какому-нибудь европейцу удавалось обнаружить кошениль в другой части Южной Америки, она оказывалась неудовлетворительной дикой разновидностью с разочаровывающими свойствами. Мексиканские крестьяне, которые выращивали это нежное насекомое в своих нопальских садах, могли собирать до трех урожаев в год, соскребая их с кактусов щеткой и высушивая различными способами для получения различных цветов.

Удача сопутствовала испанцам в сохранении их секрета: кошениль хрупкая и привередливая. Он хорошо рос только в некоторых частях Мексики и ест только нопал. Внезапное похолодание, сильный дождь или неверная высота влекли за собой смерть. Так что даже когда какой-нибудь французский или английский шпион попадал в руки к живой кошенили, клопы погибали по пути в Европу. Европейцы оставались зависимыми от Испании в отношении их любимой красной краски в течение трехсот лет.

Колониальные жители Вирджинии импортировали ткани из Англии. Большая часть его прибывала уже окрашенной — в конце концов, это был главный принцип торговой теории, согласно которой метрополия отправляла промышленные товары в колонии в обмен на сырье. Это означало, что в Вирджинии не было спроса на красильщиков или красителей. Тем не менее, в Вильямсбурге было по крайней мере два человека, которые баловались смертью: Уильям Дабберли, шляпник, который в 1737 году рекламировал, что он также красит шелк и шерсть «по разумным ценам», и Уильям Пейдж, чистивший и красивший одежду для зажиточных жителей Вильямсбурга. делать. Эти мужчины, говорит Макс Хэмрик, ткач и красильщик из колониального Вильямсбурга, вероятно, меняли цвет платьев: «Измените отделку и покрасьте платье, и у вас будет новое платье». Только после заключения соглашений о запрете импорта в конце 1760-х годов Вирджиния начала собственное производство тканей: «После начала войны мануфактура Вильямсбурга, расположенная недалеко от Вильямсбурга, начала производить ткани из льна и конопли».

В ткацкой мастерской Hamrick’s Historic Area он и его помощники красят пряжу и ткань раз в неделю, с января по март, а также в другое время в течение года для специальных программ. Для красных используют кошениль и марену. Хэмрик говорит, что оба красителя использовались для окрашивания красных мундиров в красный цвет. Британское правительство снабжало своих солдат униформой, окрашенной мареной, потому что это было дешевле. Офицеры, которые снабжали себя униформой, предпочитали более ярко-красную кошениль для своих курток.

Основными покупателями Cochineal были красильщики тканей, но маленькие сушеные жучки имели ценность и для других профессий. Кошениль была легко доступна в Вильямсбурге восемнадцатого века у владельца магазина Уильяма Прентиса на главной улице. Колонисты, купившие кошениль в магазине Prentis, вероятно, нуждались в небольшом количестве для окрашивания еды и напитков. Фрэнк Кларк и Деннис Котнер из Historic Foodways сегодня используют кошениль при приготовлении пищи на кухнях Palace и Randolph. Старинные поваренные книги, такие как «9» Ханны Глассе.0005 Art of Cookery , издававшийся с 1747 по 1843 год, и M. Radcliffe’s Domestic Cookery от 1823 года требуют кошенили всякий раз, когда требуется красный цвет в еде или напитках. Чтобы сделать засахаренный миндаль красным, Рэдклифф советует повару: «Смешайте примерно чайную чашку воды с достаточным количеством кошенили, чтобы получить хороший красный цвет». Миндаль «будет красивого и живого розового или темно-малинового цвета». Словарь искусств и наук 1754 инструктирует «хорошую домохозяйку», как делать освежающие кулеры с лимонадом, вином и родниковой водой, «добавляя немного кошенили, сахара или розовой воды». Котнер иногда меняет ложку на кисть, чтобы украсить марципановые деликатесы кошенилью для обеденного стола губернатора. Он растворяет порошкообразную кошениль в вине или хересе и отфильтровывает крупинки. «Он очень горький, поэтому я не могу его много употреблять», — говорит он.

Художники обнаружили, что из кошенили получается яркий и стойкий, хотя и дорогой, алый пигмент. Кожевники иногда окрашивали кожу красной краской. Кошениль использовалась и до сих пор используется в производстве таких косметических средств, как губная помада и румяна.

Врачи тоже использовали кошениль для окрашивания. Робин Киппс, руководитель аптеки Пастера и Галта, сказала, что некоторые врачи и аптекари считали, что кошениль вызывает потоотделение, поднимает настроение и предотвращает действие яда, принятого перорально, но доктор Пастер использовал ее только как красящее вещество. Возможно, он узнал об этом из книги по фармакологии, которая у него была 9.0005 The New Dispensatory , в котором говорится: «Кошениль настоятельно рекомендовалась как потогонное, сердечное и алексифармальное средство: но практикующие врачи никогда не наблюдали каких-либо значительных эффектов от нее… в медицине ее основное применение — окрашивание».

Аптекари, как правило, заказывали свои товары прямо из Лондона. Джеймс Картер, чей аптекарь находился у Знака Рога Единорога, импортировал кошениль в 1758 и 1760 годах от того же лондонского поставщика, которого Галт и Пастер использовали двадцать лет спустя.

Изобретение искусственных красителей в конце девятнадцатого века разрушило рынок кошенили. Новые красители были дешевле, стабильнее и проще в использовании. Части мира, которые зависели от кошенили — выращивание распространилось на Гватемалу и Канарские острова — были опустошены. Торговля кошенилью почти исчезла.

Но когда FDA запретило красный краситель № 2 в 1976 году, многие производители продуктов питания и косметики вернулись к кошенили, которая не является ни токсином, ни канцерогеном. Иногда обозначаемый как кармин или Е120, кошениль является единственным натуральным красным пищевым красителем, разрешенным FDA. Его добавляют в джемы, креветки, конфеты, напитки, мороженое, колбасы, соки, йогурт, пирожные и глазурь, печенье, вишню мараскин, начинку для пирогов и другие продукты, а также в некоторые таблетки, мази, леденцы от кашля, румяна, и помада.

Сегодня кошениль продается пищевой и фармацевтической промышленности в жидком или порошкообразном виде, без частей жуков, что сводит к минимуму фактор гадости. Вегетарианцы и группы по защите прав животных могут возражать, но, похоже, кошениль вернулась, чтобы остаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *