Интродуценты это – Интродуцент – это растение, переселенное в местность, где оно раньше не существовало.

ИНТРОДУКЦИЯ — это… Что такое ИНТРОДУКЦИЯ?

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (лат. introductio, от intro внутрь, и ducere водить). Маленькая пьеса, служащая введением в большое музыкальное произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТРОДУКЦИЯ 1) вступление; 2) небольшая… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (биологическая), переселение особей какого либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм… …   Современная энциклопедия

  • ИНТРОДУКЦИЯ — в биологии переселение особей какого либо вида животных и растений за пределы естественного ареала, в места, где они раньше не жили. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм (напр.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • интродукция — введение, вступление, увертюра, переселение Словарь русских синонимов. интродукция сущ., кол во синонимов: 4 • введение (40) • …   Словарь синонимов

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (от лат. introductio введение) 1) краткое вступление к 1 й части или финалу циклического инструментального музыкального произведения2)] Род краткой увертюры к опере или балету, а также вступление к отдельному акту оперы3) Хор или вокальный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНТРОДУКЦИЯ — ИНТРОДУКЦИЯ, итродукции, жен. (лат. introductio) (муз.). Введение, вступительная часть музыкального произведения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИНТРОДУКЦИЯ — ИНТРОДУКЦИЯ, и, жен. (спец.). Короткое вступление в нек рых музыкальных произведениях. | прил. интродукционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ИНТРОДУКЦИЯ — жен. музык, введенье, вступленье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Интродукция — (introduzione, preludio, introduction, Vorspiel) вступление перед музыкальным сочинением. И. не имеет определенной формы;размеры ее весьма различны. Инструментальная И. в вокальных сочинениях(ария, хор и пр.), а также в инструментальных, служит… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • интродукция — Проникновение вредного организма, сопровождаемое его акклиматизацией (ФАО; 1990; пересмотрено, ФАО, 1995; МККЗР, 1997). [Mеждународные стандарты по фитосанитарным мерам МСФМ № 5. Глоссарий фитосанитарных терминов] Тематики защита растений EN… …   Справочник технического переводчика

  • dic.academic.ru

    Интродуцент – это растение, переселенное в местность, где оно раньше не существовало.

    Вариант №3: [Булыгин Н.Е., «Дендрология», 2-е изд., Агропромиздат, 1991.]

    Интродукция древесных растений и ее значение.

    Под интродукцией растений понимают целенаправленную деятельность человека по введению в культуру новых видов, форм и сортов путем разведения их за пределами естественного ареала (виды, подвиды, разновидности) или продвижения в новые районы сортов. Интродуцированные растения называют интродуцентами, или экзотами, в отличие от местных видов, которые относят к аборигенным, или автохтонным.

    Интродукция древесных растений включает распространение семян, черенков, а иногда и молодых растений целиком. Семенной способ разведения интродуцентов является более эффективным, так как обеспечивает лучшую адаптацию интродуцируемых древесных растений к новым условиям внешней среды. Во всех случаях при интродукции человек имеет дело не с видом в целом (вид как система популяций существует только в своем естественном ареале), а лишь с определенными представителями его популяций.

    Интродукция растений своими корнями уходит в глубокую древность, но с каждым десятилетием она осуществляется во все возрастающих масштабах. Например, площади под лесными культурами хозяйственно ценных экзотов за рубежом уже превышают 50 млн. га. Совершенно уникальным памятником успешной интродукции таежных лесообразователей, проведенной еще по указу Петра I, является существующая и поныне в 70 км к северу от Ленинграда заповедная Линдуловская лиственничная роща.

    Такие интродуценты, как гледичия, белая акация, айлант, вяз мелколистный, ясень ланцетолистный, разные виды и сорта тополей, имеют большое значение для практики агролесомелиорации, степного и полезащитного лесоразведения. Они ценятся за быстроту роста, засухоустойчивость и солевыносливость, способность предотвращать водную и воздушную эрозию (разрушение) почвы, закреплять пески и склоны оврагов. Широкое распространение получили древесные экзоты при облесении карьеров, отвалов, терриконов.

    Но особенно популярны интродуценты при озеленении. В городских насаждениях нашей страны суммарный состав древесных экзотов превышает 500 видов, а с учетом декоративных форм и сортов эту цифру практически можно удвоить. Почти всюду в озеленительных посадках интродуценты явно доминируют над древесными видами местной флоры (аборигенными видами).

    Большое внимание к интродуцентам в практике озеленения обусловлено тем, что в условиях урбанизированной среды они во многих случаях оказываются более устойчивыми и долговечными, чем местные виды; их использование обеспечивает существенное повышение эстетических и санитарно-гигиенических свойств озеленительных посадок, способствует сокращению затрат на выращивание посадочного материала, содержание городских зеленых насаждений.

    Интродукция растений, особенно древесных, далеко не всегда завершается успехом. Удачной она оказывается лишь в тех случаях, когда новые условия внешней среды в достаточно полной мере соответствуют биологическим особенностям и экологическим свойствам интродуцента. При отсутствии такого соответствия интродуцированные растения очень плохо приспосабливаются за пределами природного ареала, а нередко и гибнут, т.е. не акклиматизируются.

    Акклиматизация — это процесс приспособления растений к новым условиям среды за счет изменения исходного генотипа (изменения наследственных свойств). При акклиматизации различают фенотипические (ненаследственные) изменения, происходящие в онтогенезе растений на уровне особи, и изменения генотипические (наследственные), которые реализуются только через цепь интродукционных поколений на основе жесткого естественного и искусственного отбора. При интродукции растений различают также натурализацию

    — перенесение растений в экологические условия, подобные или даже более благоприятные, чем в естественном ареале.

    xn--e1aaaagjsrbd.porom.ru

    ИНТРОДУКЦИЯ — это… Что такое ИНТРОДУКЦИЯ?

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (от лат. introductio введение), внедрение какого то нового вида растений или животных в местные природные (биоценозы) или агроценозные комплексы. Интродукция начальный этап акклиматизации. См. также Акклиматизация, Натурализация. Экологический… …   Экологический словарь

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (биологическая), переселение особей какого либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм… …   Современная энциклопедия

  • ИНТРОДУКЦИЯ — в биологии переселение особей какого либо вида животных и растений за пределы естественного ареала, в места, где они раньше не жили. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм (напр.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • интродукция — введение, вступление, увертюра, переселение Словарь русских синонимов. интродукция сущ., кол во синонимов: 4 • введение (40) • …   Словарь синонимов

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (от лат. introductio введение) 1) краткое вступление к 1 й части или финалу циклического инструментального музыкального произведения2)] Род краткой увертюры к опере или балету, а также вступление к отдельному акту оперы3) Хор или вокальный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНТРОДУКЦИЯ — ИНТРОДУКЦИЯ, итродукции, жен. (лат. introductio) (муз.). Введение, вступительная часть музыкального произведения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИНТРОДУКЦИЯ — ИНТРОДУКЦИЯ, и, жен. (спец.). Короткое вступление в нек рых музыкальных произведениях. | прил. интродукционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ИНТРОДУКЦИЯ — жен. музык, введенье, вступленье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Интродукция — (introduzione, preludio, introduction, Vorspiel) вступление перед музыкальным сочинением. И. не имеет определенной формы;размеры ее весьма различны. Инструментальная И. в вокальных сочинениях(ария, хор и пр.), а также в инструментальных, служит… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • интродукция — Проникновение вредного организма, сопровождаемое его акклиматизацией (ФАО; 1990; пересмотрено, ФАО, 1995; МККЗР, 1997). [Mеждународные стандарты по фитосанитарным мерам МСФМ № 5. Глоссарий фитосанитарных терминов] Тематики защита растений EN… …   Справочник технического переводчика

  • dic.academic.ru

    Интродуцент — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Интроду́кция (биологическая) (от лат. introductio — «введение») — преднамеренное или случайное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Интродукция является процессом введения в некую экосистему чуждых ей видов[1][2].

    Интродуцированный, или чужеродный вид (в биологии) (от англ. Introduced species) — некоренной, несвойственный для данной территории, преднамеренно или случайно завезённый на новое место в результате человеческой деятельности.

    Процесс освоения интродуцированного вида на новом месте (адаптации к новым экологическим условиям) называется акклиматизацией.

    Часто интродуцированные виды способны существенно изменить сложившуюся экосистему региона и стать причиной значительного сокращения или даже вымирания отдельных видов местной флоры и фауны. Такую интродукцию часто называют биологическим загрязнением.

    Терминология[ | ]

    Кукуруза лишь в широком смысле является интродуцированным видом, так как за пределами природного ареала в диком виде не растёт

    Термин интродуцированный вид по ряду причин часто применяют к близким, однако различным понятиям. Точно так же при описании одного и того же случая используются и другие термины, аналогичные или близкие по смыслу: говорят о видах акклиматизированных, адвентивных, чужеродных, экзотических, инвазивных, натурализованных, неродных, одичавших, ксенобиотических и т. д. Тем не менее, между некоторыми из этих понятий существует определённое различие.

    Наиболее часто понятие «интродуцированный» применяют как синоним к слову «чужеродный», и в этом смысле согласно вышеупомянутому определению к интродуцированным растениям можно отнести многие садовые и сельскохозяйственные культуры, такие как картофель, кукуруза и т. д., широко распространённые в мире. Однако, некоторые источники к этому определению добавляют «… и воспроизводящийся в дикой природе»[3], что оставляет за скобками определения все выращиваемые культуры, которые не в состоянии воспроизводиться без участия человека. Для таких растений используется термин «культивируемые» либо «декоративные» виды.

    Существует некоторая путаница относительно того, являются ли полными синонимами понятия «инвазивные» (от англ. invasive) и «интродуцированные» виды. Буквально инвазивными называют те виды организмов, которые будучи интродуцированными, на новом месте захватывают новые территории, принося вред сложившейся экосистеме, то есть становятся вредителями. Термин подразумевает как действительную, так и потенциальную опасность. Некоторые оспаривают понятие инвазивности, аргументируя свою точку зрения тем, что степень ущерба обычно не поддаётся вычислению,[3] и организмы продолжают распространяться на территории, где их никогда не было, зачастую без уделения внимания, могут они принести вред или не могут.

    Природа интродукции[ | ]

    Согласно определению, вид считается интродуцированным, если он был перенесён из своего природного ареала на новую территорию в результате человеческой деятельности. Интродукция может быть как преднамеренной, так и случайной. Преднамеренное внедрение новых видов мотивировалось тем, что эти виды будут полезны человеку на новом месте и повысят его благосостояние. Так в связи с освоением новых территорий завозились сельскохозяйственные культуры, домашний скот и дикие животные, способные разнообразить местную фауну. Случайная интродукция явилась побочным, зачастую нежелательным, продуктом человеческой жизнедеятельности — так, шир

    encyclopaedia.bid

    Значение слова «интродуценты»

    Лексическое значение: определение

    Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

    Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

    Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

    • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
    • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
    • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
    • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
    • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
    • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
    • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
    • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
    • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

    Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

    Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

    Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

    Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

    how-to-all.com

    Основы интродукции растени

    Karpun Yu. N.

    Hortus botanicus, 2, 2004, P. 17–32.

    ОСНОВЫ ИНТРОДУКЦИИРАСТЕНИЙ

    i

    КарпунЮ. Н.

    Представлено тезисное изложение широкого круга вопросов по интродукции (введению в культуру)

    растений. Интродукцию растений предлагается рассматривать как самостоятельный, оригинальный

    процесс культивирования растений, состоящий из нескольких последовательных этапов: мобилизации

    исходного материала, первичного и вторичного интродукционных испытаний. Предлагаются и обосновываются

    основополагающие понятия и термины: пункт интродукции, интродукционный поиск, коллекционное

    число, интродукционная ситуация и другие. Излагаются закономерности интродукции растений:

    убывающей результативности интродукции растений, затухающей цикличности процесса

    интродукции и т. п. Рассматриваются вопросы взаимоотношения интродуцентов и растений местной

    флоры.

    ***

    Введение

    Латинское слово «introductio» означает« введение

    », в данномслучае – «введение растенийв культуру

    », хотя традиционно это понятие называется

    «интродукция растений». Следует согласиться

    сшироко распространенной точкой зрения, что интродукция

    растений – это целеустремленная деятельность

    человека по введению в культуру растений.

    Следовательно , интродукция растений

    представляет собой процесс; причем процесс неограниченный

    во времени и ограниченный в пространстве.

    Интродукция растений – ровесница земледелия

    и всегда предшествовала началу культивирования

    того или иного растения. Интродукцией растений

    человечество начало заниматься со времени перехода

    от собирательства к выращиванию растений.

    Современное разнообразие культивируемых растений

    – результат осуществлявшейся на протяжении

    тысячелетий интродукции растений. Проводимое

    иногда разграничение интродукции растений на

    «стихийную», или«ненаучную», и «научно обоснованную

    », по меньшей мере, некорректно. Интродукция

    растений во все времена и у всех народов

    имела характер целеустремленногодействия и опиралась

    на имевшиесяв данныйпериод времени знания.

    Яркими примерами интродукции растений в

    древности могут послужить: походы древних египтян

    в страну Пунт(современная Эфиопия), из которых,

    помимо прочего, привозились и растения, которые

    затем выращивались в дворцовых и

    храмовых садах Египта; созданиезнаменитых висячих

    садов вавилонской царицы Семирамиды, основу

    которых составилигорные растения с Армянского

    нагорья, родиныцарицы; завоз в Китай, с вполне

    прозаическимицелямив качествекормовойкультуры,

    легендарной травы мун( люцерны) из Средней

    Азии. Интродукциярастенийнашла свое отражение

    во многих религиях: боги и божества их пантеонов

    добывали, даже похищалиразличные полезныерас

    тениядлялюдейилипростосотворялиихчудесным

    образом. Взять хотя бы миф о превращении жезла

    древнегреческой богини Афины в оливковое дерево.

    Однако, несмотря на столь почтенный возраст и

    большое значение в жизни всех земледельческих

    народов мира, интродукция растений все еще не

    оформилась окончательно в самостоятельную науку,

    пребывая преимущественно в качестве недифференцированной

    составной части различных сельскохозяйственных

    наук. И такому положению дел

    естьобъяснение.

    Интродукция растений как наука – это неоднозначное

    по своей сути явление на стыке ботанических

    знаний и практики культивированиярастений.

    При этом, имея дело и с декоративными растениями,

    интродукция растений в известной мере испытывает

    на себе специфическое влияние искусства.

    Интродукция растений в большинстве аспектов

    своей деятельности – явление региональное, и ее

    применение во многом определяется возможностями

    той местности, где вводятся растения в культуру.

    Интродукция растений, как и все земледелие,

    основывается на практической деятельности человека,

    но, в отличие от классического земледелия,

    имеет дело с немногими экземплярами преимущественно

    новых растений. Отдельные положения

    интродукциирастенийявляются общими с селекцией

    растений, хотя научно-практическая направленность

    последней носит принципиально иной характер.

    Все это мало способствовало выделению

    интродукции растений в самостоятельную научную

    дисциплину. Однако интродукции растений, как

    любой науке, присущи свои внутренние закономерности,

    познание которых возможно лишь на основе

    строго научного подхода и которые, в конечном

    счете, носят глобальный характер. А поскольку

    в глобальном масштабе потребление продуктов естественных

    ценозов неуклонно сокращается, а доля

    потребляемой продукции агроценозов возрастает,

    то это неизбежно ведет к усилению роли интродукции

    растений в жизни человеческого общества и,

    Сохранение и мобилизация генетических ресурсов в ботанических садах

    Conservation and mobilization of genetic resources of plants in botanical gardens

    в конечномитоге, к необходимостипреобразования

    интродукции растений в научную ботаническую

    дисциплинусинтетическогоплана.

    Роль интродукции растений на современном

    этапе ее развития достаточно многосторонняя. Это

    и направление развития ботанической науки, своеобразный

    раздел экспериментальной ботаники,

    практические результаты которой помогают прояснить

    те или иные вопросы теоретической ботаники.

    Это и источник экспериментального материала для

    многих сельскохозяйственных наук, в первую очередь

    для селекции растений. Это и способ удовлетворенияматериальных

    и культурных потребностей

    человечества, поскольку все культивируемые растения,

    в том числе и декоративные, являются интродуцентами.

    Это и одиниз методов изучениярастения

    вне естественных мест обитания(ex situ),

    которому в последнее время придается особое значение

    в программе сохранения разнообразия растений.

    До известноговремени в интродукциирастений

    как бы превалировала ее практическая направленность,

    а теоретическая сторона оставалась недостаточно

    выраженной. Такое положение дел является

    следствием присущей интродукции растений закономерности

    убывания результативности, позволяющей,

    образно выражаясь, сравнить процесс интродукции

    растений с процессом золотодобычи

    в новом золотоносном районе, когда вначале подбираются

    самородки, затем собираются крупицы

    золота, после чего начинается промывка золотоносногопескана

    примитивныхприспособлениях, а под

    конец оказываются задействованными мощные механизмы.

    Соответственно на начальных этапах интродукции

    растений из конкретного региона

    в конкретный пункт интродукции высокая результативность

    достигается при минимальных теоретических

    обоснованиях и технической оснащенности.

    Со временем результативность снижается, а значение

    предварительной теоретической и технической

    подготовкивозрастает.

    Интродукция растений оперирует своими понятиями

    и терминами, такими, например, как объект

    интродукции, пункт интродукции, интродукционный

    поиск, первичное и вторичное интродукционные

    испытания, подведение итогов интродукции

    ит. п. Интродукциирастенийприсущисвои методы

    и методики: методы подбора интродуцентов для

    первичного интродукционного испытания, методики

    определения степени адаптации интродуцентов

    ит. д. Присущ интродукции растений и целый ряд

    достаточно четко сформулированных закономерностей.

    Все это диктует настоятельную необходимость

    последовательно и методично рассмотреть весь

    кругвопросов, связанных с интродукциейрастений,

    во всем многообразии проявлениявнешних признаков

    и выявления внутренних взаимосвязей. Непременной

    предпосылкой осуществления процесса интродукции

    растений является наличие объектов

    интродукции, пунктов интродукции и интродукторов

    – людей, занимающихся интродукцией растений.

    Сам же процессинтродукциипротекаетпоследовательно

    и состоит из нескольких этапов,

    основнымииз которыхявляются: интродукционный

    поиск, первичное и вторичное интродукционные

    испытания.

    Объекты интродукции растений

    Потенциально объектами интродукции являются

    все растительные организмы нашей планеты,

    хотя обычно в качестве таковых выступают представители

    высших растений, которые традиционно

    подразделяются на ряд функциональных интродукционных

    групп. Высшиерастения, которые, как это

    принято в систематике, подразделяют на споровые

    исеменныерастения; среди первыхчащевсего объектами

    интродукции выступают папоротники и селягинеллы,

    реже – мхи; вторыеобычноделят на так

    называемые голосеменные и покрытосеменные. В

    свою очередь, у голосеменных растений объектами

    интродукцииотдельно выступают хвойные и саговниковые.

    Выделение обособленных объектов интродукции

    среди покрытосеменных растений более

    сложное и основывается на многих признаках. Общепринято

    выделение группы древесных( древовидных)

    растений, куда включаются и голосеменные

    растения ( в организационной структуре таких

    пунктов интродукции, как ботанические сады и

    дендрологические парки, этой группе соответствуют

    отделы дендрологии), и группы травянистых

    растений, с включениемв их числоспоровых растений,

    соответственно эта группа составляет сферу

    интродукционной деятельности отделов травянистых(

    цветочных) растений.

    Древесные растения как объекты интродукции

    могут подразделяться на уже упоминавшиесяхвойные(

    голосеменные) и лиственные растения, иногда

    выделяют древовидные однодольные растения. По

    принципу жизненных форм часто выделяют в отдельные

    группы лианы, пальмы, бамбуковидные

    злаки и другие. Очень часто выделение объектов

    интродукциикак древесных, так и травянистыхрастенийпроизводится

    по флористическомупринципу,

    обычно за основу берутся одна или несколько флористических

    областей, например: Восточноазиатская

    флористическая область, совокупность флористических

    областей Южной Америки с умеренно

    теплым климатом и т. п. Еще чаще выделение объектов

    интродукции производится на основе систематического

    подхода, и здесь число вариантов не

    ограничено. В традиционной группе травянистых

    растений, помимо вышеперечисленного, довольно

    Karpun Yu. N.

    Hortus botanicus, 2, 2004, P. 17–32.

    часто выделяют группы летников и многолетников.

    Здесь же практикуется выделение объектов по

    принципуродовых (родыИрис, Лилияи др.) и даже

    видовых комплексов(сорта однолетней астры, гибридногогладиолусаит.

    п.).

    Грибы, лишайники и водоросли в качестве объектов

    интродукции выступают крайне редко, соответственно

    методы интродукционной работы с ними

    разработаны недостаточно. Хотя, разумеется, их

    интродукция подчиняется тем же основным закономерностям,

    что и интродукция представителей

    другихгруппрастений.

    Выделение функциональных групп объектов

    интродукции происходит обычно в соответствии

    сцелями и задачами пункта интродукции, его интродукционной

    емкостью и его агроклиматическими

    характеристиками. Но в ряде случаев, обычно

    при созданииновых пунктов интродукции, требуется

    вначале определиться с параметрами будущего

    местаинтродукциирастений.

    Пункт интродукции растений

    Наличие пункта интродукции является непременным

    условием процесса интродукции растений,

    а параметры такого пункта определяют характер

    данного процесса. В качестве пункта интродукции

    могут выступать ботанические, лесные, селекционные,

    питомниководческие и другие учреждения

    ихозяйства любой формы собственности, в том

    числе и частные. В России, например, интродукционными

    пунктами являются все ботанические сады

    и дендрологические парки, учреждения селекционной

    направленности; в ряде стран в качестве таковых

    активно работают семеноводческиеи питомниководческиехозяйства.

    Характер каждого пункта интродукции определяетсятакимиинтродукционнымипараметрами,

    как

    интродукционные возможности, интродукционная

    емкость и интродукционная направленность. Совокупность

    этих специфических параметров во многом

    определяет цели и задачи интродукционного

    пункта. Последние не являются неизменными, могуткорректироватьсяитрансформироваться.

    Интродукционные возможности пункта интродукции

    характеризуются естественными условиями

    местонахождения данного пункта и определяют

    возможность культивирования в условиях открытого

    или закрытого грунта тех или иных интродуцентов.

    Интродукционные возможности открытого и

    закрытого грунта конкретного пункта интродукции

    устанавливаютсяраздельно. Подоткрытымгрунтом

    в интродукции растений понимается культивирование

    растений под открытым небом. При этом допускается

    устройствозащиты от ветра, прямых солнечных

    лучей или атмосферных осадков, а также

    укрытие растений в холодный период года. В каче

    стве защищенного грунта обычно используются

    полностью или частично светопрозрачные неотапливаемые

    культивационные сооружения различной

    конструкции. Закрытый грунт традиционно представлен

    светопрозрачными культивационными помещениямиразличных

    типов и конструкцийс регулируемыми

    параметрами искусственного климата,

    обычно температурой. Так называемая пристановочная

    культура – выращивание интродуцентов

    в кадках, вазах, контейнерах, цветочных горшках

    под открытым небом только в теплое время года –

    может быть элементом как открытого грунта, если

    растения помещают на зимовку в защищенный

    грунт, так и закрытого грунта, если зимовка происходит

    в культивационных помещениях. Интродукторам

    следует уделить должное внимание этому

    древнему приему культивирования растений, позволяющему,

    помимо прочего, резко расширить

    интродукционные возможности открытого грунта

    исущественно улучшить состояние растений в закрытом

    грунте. Однако приходится мириться с тем,

    что пристановочная культура сопряжена с определеннымитехническимисложностями.

    Интродукционные возможности открытого

    грунта представляют собой совокупность всех климатических

    и почвенных факторов той местности,

    где располагается пункт интродукции, с учетом

    факторов антропогенного воздействия и иных факторов

    биогенного и абиогенного влияния. Последние

    практически не влияют на саму возможность

    выращивания в конкретном пункте интродукции

    тех или иных интродуцентов, но оказывают воздействияна

    их рост, развитие и состояние. Для удобства

    пользования климатические и почвенные характеристикисводятсяв

    отдельныетаблицы, которыев

    тех или иных целях упрощают до отражения основных

    почвенно-климатических параметров. Так поступают,

    например, когда выявляется зона интродукционного

    влияния и соответственно устанавливаетсярайонинтродукции.

    Итак, из общей совокупности почвенно-климатических

    факторов, факторов антропогенного

    воздействия и иных факторов биогенного и абиогенного

    влияния выбирают те, которые могут наиболее

    активно влиять на процесс интродукции конкретных

    растений; их обычно называют лимитирующими

    факторами. Из их числа, по возрастающей

    степени возможности нейтрализации их

    лимитирующего влияния, выделяют главный лимитирующий

    фактор, основные лимитирующие факторы

    и частные лимитирующие факторы. Главный

    лимитирующий фактор для каждого из растений

    устанавливает саму возможность их культивирования

    в данном интродукционном пункте в любой

    форме, с использованием любых агротехнических

    приемов. В большинствеслучаев в качествеглавного

    лимитирующего фактора для открытого и защи

    Сохранение и мобилизация генетических ресурсов в ботанических садах

    Conservation and mobilization of genetic resources of plants in botanical gardens

    щенного грунта выступает абсолютный минимум

    температуры воздуха. Спектр действия основных

    лимитирующихфакторовшире, и они, преимущественно,

    определяют возможность растений произрастать

    в виде той или иной жизненной формы, возможность

    возобновления генеративным путем,

    проявления желаемых хозяйственных или декоративных

    достоинств и т. п. В качестве последних

    часто выступают средний из абсолютных минимумов,

    абсолютный максимум температуры воздуха,

    сумма эффективных температур, особенности гидрологическогорежима,

    показатель рН почвы и другие.

    Частные лимитирующие факторы достаточно

    многочисленны, наиболее мобильны и базируются

    на различных характеристиках почвы и климата,

    факторах антропогенного и иного воздействия на

    растенияв пункте интродукции. В ряде случаев они

    оказывают существенное влияние на судьбу растений-

    интродуцентов. Так, например, высокая плотность

    популяции черных дроздов в районе Сочи,

    что можно рассматривать в качестве частного лимитирующего

    фактора, делает бесперспективным

    выращивание в качестве красивоплодных декоративных

    растений тех из них, плоды которых поедаютсячернымидроздами.

    Интродукционные возможности закрытого

    грунта определяются в основном техническими характеристиками

    конкретного культивационного

    помещения; роль естественных почвенно-климатических

    и иных факторов в ряде случаев игнорируется

    вообще, а в норме принимается во внимание

    опосредственно, через их воздействие на агротехнические

    параметры культивационного

    помещения.

    Выявление интродукционных возможностей

    данного пункта интродукции позволяет предварительно

    установить круг интродуцентов, которые

    могли бы здесь культивироваться, на уровне жизненных

    форм, представительства тех или иных

    флористическихрегионов, различных таксономических

    групп растений. Так, например, интродукционные

    возможности открытого грунта района Сочи

    позволяют культивировать интродуценты всех жизненных

    форм, включая пальмы, бамбуковидные

    злаки и розеточные древовидные растения, в том

    числе и вечнозеленые, практически всех крупных

    таксономических групп, изо всех умеренных, умереннотеплых

    и субтропических регионов. Интродукционныевозможностизакрытогогрунта

    данного

    района еще шире. Разумеется, интродукционные

    возможности пунктов интродукции других регионовРоссиинестольмасштабны.

    Выявив интродукционные характеристики,

    можно определить интродукционную емкость

    пункта интродукции, сопоставив его интродукционные

    возможности с результатами проведенной

    ботаническойинвентаризацииимеющихсяв данной

    местности культивируемых растений. Подобная

    инвентаризация проводится или по отношению ко

    всем культивируемым растениям, или только

    поотношению к растениям предварительно выделенных

    групп по ботаническим, техническим, декоративным

    и другимпризнакам. В ходе такой инвентаризации

    выявляется не только наличие того или

    иного вида или формы, но и их количественная

    представленность, а также состояние растений.

    Анализируя результаты такого сопоставления, устанавливается,

    достаточно приближенно, планируемый

    объем интродукции, что отражаетсяна размерах

    пункта интродукции, его предполагаемой

    структуреитехническойоснащенности.

    Интродукционная емкость условна, соотносительна

    и тесно смыкается с интродукционной направленностью.

    Под последней следует понимать

    привлечениек интродукции видов и форм растений

    с заранее установленными параметрами: принадлежность

    к конкретной группе растений, хозяйственные

    и декоративные свойства, агротехнические

    особенности культивирования и т. п. Интродукционная

    направленность изначально определяется целями

    и задачами интродукционногопункта и в процессефункционирования

    этого пункта подвергается

    корректировкам сообразно изменениям целей и задач.

    Так, интродукционная направленность может

    быть обусловлена необходимостью выявить, например,

    ассортимент лилий с белыми цветками,

    пригодными для срезки в условиях защищенного

    грунта. На практике интродукционная направленность,

    как правило, разнохарактерна и достаточно

    объемна.

    Интродукционный поиск

    Начальным этапом непосредственно процесса

    интродукции растений является проведение интродукционного

    поиска, достаточно специфического

    икрайне важного звена интродукциирастений. Для

    проведения интродукционногопоиска прежде всего

    необходимо выявить регионы-доноры растенийинтродуцентов

    в соответствии с интродукционной

    направленностьюпункта интродукциии установить

    интродукционные возможности регионов-доноров.

    Выявление регионов-доноров производится применительно

    к конкретной группе растений на основе

    соответствия главного лимитирующего фактора и

    наиболее значимых основных лимитирующих факторов

    данного пункта интродукции почвенноклиматическим

    параметрам предполагаемых регионов-

    доноров: флористических регионов любого

    ранга для естественных таксонов, а для культигенных

    форм – административно-территориальных

    образований различного уровня. Традиционно в

    качестве первых чаще всего выступают флористические

    провинции и обобщенные флористические

    регионы, для культигенных форм в качестве тако

    Karpun Yu. N.

    Hortus botanicus, 2, 2004, P. 17–32.

    вых обычно принимаются отдельныегосударства, а

    для наиболее крупных из них – административные

    составляющиеэтих государств. Соответственнодля

    каждой группы растений-интродуцентовбудет свой

    круг регионов-доноров, что предопределяет характерсамогоинтродукционногопроцесса.

    Таким образом, интродукционныйпоиск проводится

    для каждой из выделенных групп растенийинтродуцентов

    в пределах заранее установленных

    studfiles.net

    Интродукция — это… Что такое Интродукция?

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (лат. introductio, от intro внутрь, и ducere водить). Маленькая пьеса, служащая введением в большое музыкальное произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТРОДУКЦИЯ 1) вступление; 2) небольшая… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (от лат. introductio введение), внедрение какого то нового вида растений или животных в местные природные (биоценозы) или агроценозные комплексы. Интродукция начальный этап акклиматизации. См. также Акклиматизация, Натурализация. Экологический… …   Экологический словарь

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (биологическая), переселение особей какого либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм… …   Современная энциклопедия

  • ИНТРОДУКЦИЯ — в биологии переселение особей какого либо вида животных и растений за пределы естественного ареала, в места, где они раньше не жили. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм (напр.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • интродукция — введение, вступление, увертюра, переселение Словарь русских синонимов. интродукция сущ., кол во синонимов: 4 • введение (40) • …   Словарь синонимов

  • ИНТРОДУКЦИЯ — (от лат. introductio введение) 1) краткое вступление к 1 й части или финалу циклического инструментального музыкального произведения2)] Род краткой увертюры к опере или балету, а также вступление к отдельному акту оперы3) Хор или вокальный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНТРОДУКЦИЯ — ИНТРОДУКЦИЯ, итродукции, жен. (лат. introductio) (муз.). Введение, вступительная часть музыкального произведения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИНТРОДУКЦИЯ — ИНТРОДУКЦИЯ, и, жен. (спец.). Короткое вступление в нек рых музыкальных произведениях. | прил. интродукционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ИНТРОДУКЦИЯ — жен. музык, введенье, вступленье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • интродукция — Проникновение вредного организма, сопровождаемое его акклиматизацией (ФАО; 1990; пересмотрено, ФАО, 1995; МККЗР, 1997). [Mеждународные стандарты по фитосанитарным мерам МСФМ № 5. Глоссарий фитосанитарных терминов] Тематики защита растений EN… …   Справочник технического переводчика

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.