фото, технические характеристики, история создания
Те, кто родился в СССР в 50-70 годы прошлого века, прекрасно помнят желтые длиннющие венгерские автобусы марки «Икарус», которые, причудливо изгибаясь, преодолевали крутые повороты, так как постоянно ездили на них, платя за проезд 5 копеек (кто-то ездил и бесплатно — «зайцем»).
Так работало разделение труда в рамках мировой системы социализма. Автобусы «Икарус» Венгрия поставляла во все страны, входящие в СЭВ (совет экономической взаимопомощи), а также во многие страны Африки и отдельные европейские страны (Швеция, Западная Германия, Финляндия и ряд других). Интересно, что в разные страны, как правило, автобусы одной и той же модели поставлялись в разной «раскраске». Позднее, когда марка «Икарус» (правильнее произносить «Икаруш» с ударением на первом слоге) стала известна во всем мире, были организованы совместные предприятия в развитых промышленных странах северной Америки, а также на Кубе, в Северной Корее и Индонезии.
История марки
А начиналось все в самом конце позапрошлого века с маленькой мастерской в Будапеште (Австро-Венгрия), которую основал Имре Ури. Через 30 лет это предприятие стало производить автобусные кузовы, а при его сыновьях в 1939 г. было собрано 1 000 автобусов.
После окончания Второй мировой войны фирму национализировали и, объединив с АО «Икарус», оставили название последней. Свой путь к мировой славе эта фирма начала в 1962 г. после передачи ей завода в Секешфехерваре. Этот завод специально строился для производства автобусов «Икарус» 200-ой модели. Поставлялась подавляющая часть городских и междугородних автобусов в Советский Союз. С его распадом фирма, естественно, потеряв рынки сбыта, свернула практически все свое производство и разделилась на две — по числу заводов (Будапешт и Секешфехервар), которые выполняли индивидуальные заказы.
В предпоследний год прошлого века группа Ikarusbus попыталась вдохнуть в них «жизнь», но неудачно. В 2007 г. официально объявлено о банкротстве фирмы EAG (завод в Будапеште), а в Секешфехервар, перебиваясь «с хлеба на квас», существует и в настоящее время в условиях жесткой конкуренции внутри Евросоюза.
«Икарус» до 250 модели
В 1953 г. началось производство междугородних автобусов модели 55 с корпусом вагонного типа, а через год и «Икарус-Люкс».
Это были очень комфортабельные для тех лет автобусы и производились (с небольшими улучшениями) два десятка лет. За свои футуристические (профиль сигароподобный, фас — квадрат) очертания, фару над лобовым стеклом и шумный двигатель водители называли «Икарус-Люкс» «пылесосом». Длиной 11 метров, он имел шестицилиндровый дизельный двигатель в 170 л/с, который располагался сзади. Это гарантировало отсутствие в салоне соответствующего запаха, что было обычным делом при эксплуатации в России последующих моделей этой марки. Тридцать два мягких сиденья, подвеска с гидравлическими амортизаторами и максимальная скорость 98 км/час обеспечивали комфортабельные условия поездок. Эти автобусы были очень надежны и проходили без капитального ремонта до миллиона километров.
В 1966 г. начался выпуск супервместимого, длиной более 16 метров (народу туда набивалось без счета) городского автобуса «Икарус» 180 модели, который продолжался семь лет. Он был белого цвета с красной полосой, с кузовом вагонного типа, имевшим четыре пассажирские двери и тамбур-гармошку, а также регуляторами кузова, работавшими на сжатом воздухе. Двигатель — тоже шестицилиндровый, дизельный, 192-х сильный Raba-MAN. Максимальной скорости (63 км/час) в городских условиях достичь было практически невозможно. Комфорта в этой модели было мало, за что в СССР ее прозвали «скотовозкой», а за внешний вид звали еще «гармошкой». На смену этой модели в 70-х годах XX века пришел «Икарус-280».
Модели автобусов «Икарус» с фотографиями
Ikarus 55
Первый серийный автобус Ikarus 55 на фоне заброшенного завода в Матиашфельде, где он выпускался с 1953 по 1972 годы и стал самым популярным междугородным автобусом, эксплуатировавшимся в СССР.

Ikarus 55
В разработке Ikarus 55 принимали участие бывшие инженеры авиации. Узнать этот автобус можно по выступающему назад моторному отсеку, придающему необычный внешний вид корме. Задняя часть напоминает нос локомотива и, возможно, поэтому эта модель считается самой красивой в истории фирмы.
Ikarus 66
Ikarus 66 выпускался с 1955 по 1973 год. В ГДР его называли «ракетой» из-за шумного двигателя Csepel объёмом 8,3 литра мощностью 145 л.с. 66-й «Икарус» является разновидностью 55-го и в целом похож на последнего, однако во время дебюта удивил мировую общественность необычным внешним видом.
Редкий Ikarus 630 в кузове кабриолет
.Серии автобусов 620/630 стали наследниками заднемоторных Ikarus 55 и Ikarus 66, выпускались с 1958 по 1972 годы. С переходом на переднеприводную компоновку отпала необходимость в выступающем из кормы моторном отсеке, что лишило модель бывалого изящества. В кузове кабриолет, очевидно, 630-й поставлялся в Африканские страны. Данных по тиражу в открытом доступе нет.
Ikarus 250.95
Икарусы 250-й серии активно применялись в междугородних поездках и знакомы многим, кто родился в Советском союзе. У этого автобуса существовало множество модификаций, представленную на фото модель Ikarus 250.95 можно отличить от более ранних версий по количеству боковых стекол (6 по левому борту и 5 по правому), паре автоматических дверей и более богатому убранству салона. В этом исполнении 250-е автобусы выпускались с начала 1990 года. Были также версии 250.93, 250.59, 250.58, 250.22, 250.04, 250.09 и 250.12, последние три одними из первых начали поставляться в СССР.
Ikarus 255
Наследник 55-го в новой, «двухсотой» серии. Она сменила устаревшие модели, была дешевле в производстве и более гибкой — на базе одного автобуса можно было сделать междугородний, городской и городской сочленённый. Идея и воплощение самой успешной «двухсотой» серии в истории «Икаруса» принадлежит Ласло Финте — венгерскому конструктору, которого взяли на завод благодаря его рисункам автобусов. Сам же он в прошлом был артиллеристом, диплома инженера не имел ровно как и водительского удостоверения.
Ikarus 256
11-метровый Ikarus 256 пришел на смену 255-й модели и выпускался фирмой Ikarus с 1977 по 2002 год, некоторое время параллельно с предшественником. Ikarus 256 унифицирован с Ikarus 250, однако комфортнее, длиннее и современнее последнего.
Ikarus 260 (01-00)
260-е «Икарусы» производились с 1971 по 2002 года, за три десятилетия венгерский завод придумал около трех десятков модификаций. Интересно то, что в СССР эти автобусы поставлялись только в желтом цвете кузова. На фото Ikarus 260 на ходу с венгерскими номерными знаками.
Ikarus 260.00
Ikarus 260.00 — первая модификация 260-й серии. Узнать можно по маленьким форточкам на всех боковых окнах. Также «нулевая» версия отличалась большой надписью Ikarus спереди, а смещенная вправо уменьшенная надпись с названием марки была признаком версии 260.01. По данным автора этого снимка это модификация 260. 00.
Ikarus 260
Ikarus 260
Ikarus 260
Ikarus 260
Ikarus 260 Cabrio Edition
Редкая модификация 260-го «Икаруса» в кузове кабриолет. Такая версия поставлялась в теплые африканские страны — в числе стран импортеров Ikarus значатся Алжир, Мозамбик и Танзания (все три входили в Совет экономической взаимопомощи). Помимо этого автобусы 200-й серии производились на совместных предприятиях в США, Канаде, Индонезии, КНДР и Кубе.
Ikarus 266
Ikarus 266
Ikarus 266
Ikarus 266
Междугородний Ikarus 266 пользовался высоким спросом в Восточной Европе. Была у 266-го и более ранняя трехдверная городская модификация, но популярности не обрела, чего не скажешь о двухдверном «междугороднике», который был особо удобен для недолгих маршрутов.
Ikarus 280
Ikarus 280 — городской сочленённый среднеприводный автобус. Выпускался с 1973 по 2001 годы, имел более пяти десятков модификаций, пользовался спросом в СССР. В музее «Московский транспорт», часть экспонатов которого была передана из расформированного Музея наземного городского пассажирского транспорта, есть несколько автобусов Ikarus 280 различных модификаций.
Ikarus-280 с «гармошкой» повидавший жизни
Двигатель в 280-й серии «Икарусов» располагается под полом в пассажирской части. Моторы поставляли такие фирмы как Raba, MAN, DAF, Cummins. Похожий набор производителей двигателей был и у американских тягачей, о них мы тоже рассказывали в отдельном репортаже.
Ikarus 280 «гармошка» на маршруте
Синего цвета Ikarus 280 у нас было не встретить. В СССР завозились только желтые, в Россию — бело-красные. В Санкт-Петербурге 280-е «Икарусы» были белые.
Ikarus 280 «гармошка»
Сочлененный троллейбус Ikarus 280T в красном цвете
Помимо автобусов венгерский завод также выпускал и троллейбусы. В СССР они не поставлялись. На фотографии модель 280T с «гармошкой».
Троллейбусы Ikarus 280T
Некоторые троллейбусы, как видно по снимкам, до сих пор курсируют по маршрутам крупных венгерских городов.
Ikarus 280T
Городской Ikarus 284
Предназначенный для городов Ikarus 284 разрабатывался исключительно как сочлененный, хотя венгерская фирма любила экспериментировать и часто выпускала модификации с «гармошкой» для других автобусов.
Ikarus 284
Двигатель у этого автобуса располагался сзади, а уровень пола был слегка занижен. В целом 284-й «Икарус» похож на 280-й, за исключением того, что заднюю часть отделить нельзя — это не полуприцеп, а вторая неотъемлемая секция автобуса.
Ikarus 396
Особенность Ikarus 396 в том, что от «Икаруса» у него только кузов, все остальное от Volvo (донором выступала модель Volvo B10M60). Собирался он в Швеции. В салоне предусмотрено 50 комфортабельных посадочных мест (одно для гида), хорошая комплектация и есть даже удобный спальник для водителя.
Ikarus 405
Ikarus 405 — укороченная до 7,3 метров модификация 415-го «Икаруса». Разработан был специально для венгерского перевозчика BKV Zrt, объявившего тендер на закупку новых автобусов малой вместимости. Модель 405 была с проблемами в рулевом управлении и после пары серьезных аварий вся партия вернулась производителю на доработку. При этом изначальная идея автобуса-«маломерки» была как раз в повышении безопасности перевозки пассажиров.
Ikarus 411
Ikarus 411 — автобусы нового поколения, производство стартовало в девяностых годах. До нашего рынка добрались немногие из них.
Ikarus 412
412-й «Икарус» — удлиненная версия 411-го. В Венгрии выпускался с 1996 года. Автобус мог перевозить до 60 пассажиров и пользовался популярностью в Будапеште.
Ikarus 435
Первый прототип 435-го выпустили в 1985, в 1993 и 1998 годах автобус был сильно переработан.
Ikarus 435
Сочлененные высокопольный Ikarus 435 удобен для использования в мегаполисах, можно было встретить в Москве до конца 2015 года.
Ikarus 435
Ikarus 435T
Вместительный троллейбус Ikarus 435T пришел на смену устаревшей модели Ikarus-280T. Разработали его на базе 435-го автобуса. От предшественника внешне и в салоне практически ничем не отличается.
Икарус 480
Ikarus 480 производился для Великобритании, поэтому двери здесь справа, а руль слева. Это совместная разработка компаний Ikarus и DAF и поставлялась она на рынок с логотипом последней.
Икарус 480
Сзади справа у Икарус 480 находится аварийная дверь — она необходима из соображений безопасности, поскольку обычная дверь по левой стороне всегда одна и только спереди.
Ikarus C63
Автобусы с индексом «С» — результат модернизации двухсотой серии. В основном менялся только дизайн. В данном случае C63 — обновленный 263-й. Это один из последних серийных «Икарусов», выпускался до 2004 года.
Ikarus V127
Последний серийный представитель автобусов марки Ikarus — городской низкопольный V127. Выпускался также под названием Modulo M108 из-за судебных споров. Двигатель у него марки Cummins, мосты — ZF. Производство было прекращено в 2014 году.
Великолепный «странник» — «Икарус-256»
Полвека производилась модель «Икарус-256», которая впервые вышла с конвейера в 1977 г. Это был немного усовершенствованный «Икарус-250» — более комфортный и на метр короче (длина 11 метров). Вместимость автобуса «Икарус» рассчитывалась под перевозку туристов, в том числе иностранных, и в нем было 45 мягких сидений. Последние пять сидений объединены в «спальный» диван, который несколько приподнят (две ступеньки) над остальным салоном автобуса. Несомненным новшеством для того времени стало наличие телевизора, подвешенного справа от водителя. Со всем этим великолепием немного контрастировали багажные полки, доставшиеся этой модели от «Икаруса-255» (матерчатая сетка на каркасе).
Дизайн был неизменным. Кузов несущий, вагонного типа, двигатель заднего расположения и мощнее, чем на предыдущих моделях (250 л/с). Существенно большим стало багажное отделение. Местоположение эмблемы фирмы и числа 256 — над воздухозаборником. Присутствовали панорамное, двухдольное, огромного размера ветровое стекло, зеркала заднего вида типа «уши зайца» и мощные две пары фар с линзовым покрытием.
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 10400 и 16000.
- Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 6000/10000.
- Тип рулевого управления. Винт-гайка, с гидроусилителем.
- Тормозная система. Барабанного типа.
Характеристики шасси
- Колесная формула. 4х2.
- Колесная база, мм. 5341.
- Клиренс/дорожный просвет, мм. 340.
- Передний/задний свес, мм. 2450/3170. Колея передних/задних колес, мм. 1835/2000.
- Тип сцепления. Сухое однодисковое.
- Антиблокировочная система тормозов (ABS). Отсутствует.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. MAN-Raba.
- Тип.
Дизельный с турбонаддувом.
- Количество и расположение цилиндров. 6, рядное.
- Нормы экологической безопасности. Евро-0.
- Рабочий объем, л. 10,35.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 162 (220).
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 820.
- КПП. ZF S6-90U механическая 5-ступенчатая.
- Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 27.
- Максимальная скорость, км/ч. 100.
Видео
Модель 260
Треть века — до второго года нашего столетия продолжался выпуск автобуса «Икарус-260». Интересно, что у данной модели было 30 модификаций (выпускались версии даже для горных районов). В отличие от других автобусов этой фирмы, цвет поставляемых в СССР «Икарусов» был желтым.
Также впервые была применена пневматическая подвеска, которая ранее была механической и «сгорала» за год езды. Кузов – стандартный, с тремя пассажирскими дверями (четыре складывающиеся створки). Двигатель расположен под полом, отопление салона — как от системы охлаждения двигателя, так и воздушное. Вместимость до 107 человек, мест для сидения – 22. При полной вместимости, масса автобуса могла превышать 15 тонн. Максимальная скорость 66 км/час в пределах населенных пунктов не разрешалась.
Подробное описание и устройство
Автобусы имели целый ряд особенностей конструкции. Во-первых, первоначально они оснащались шестицилиндровым двигателем Csepel D619 180-сильной мощности с горизонтальным расположением цилиндров. Двигатель располагался под полом между передними и ведущими колёсами. У сочленённого варианта была ещё одна пара неведущих колёс, располагавшихся сзади. Однако, с 1967 года вместо него на автобусы моделей 556 и 180 стали устанавливаться более современные и надёжные дизели Raba-MAN мощностью в 192 л.с., выпускавшиеся в Венгрии на предприятии Raba по лицензии западно-германской ]MAN[/anchor]. Эти же модели автобусов оснащались и ведущими мостами этого же производителя.
Автобус Ikarus 180. Фото Википедия
Во-вторых, подвеска представляла собой комбинацию листовых рессор и пневмобаллонов, что обеспечивало отличную плавность хода и высокий комфорт пассажиров. Прототипом 180-го послужил советский троллейбус СВАРЗ-ТС-1, имевший точно такую же гармошку. Однако в отличие от нашего троллейбуса, сочленённый Ikarus 180 имел управляемые колёса прицепа, что обеспечивало отличную для такой большой машины маневренность.
Кузов автобуса — вагонного типа, с несущим основанием, имеет четыре двери для пассажиров. К тягачу автобусный прицеп присоединяется через шаровой шарнир. Две части автобуса снаружи соединены пылевлагонепроницаемым тамбуром-гармошкой из дерматина. Управление прицепом осуществляется при помощи продольных рулевых тяг, соединяющих ось прицепа с шарниром тягача.
Колёса прицепа комплектовались шинами размером 12,00-20, а колёса тягача – шинами размером 11,00-20. Для автоматического поддержания постоянного положения кузова относительно колёс и дороги при различных нагрузках на автобусе установлены регуляторы положения кузова. Положение кузова регулируется путём изменения давления сжатого воздуха в пневматических баллонах подвески. Задняя накопительная площадка расположена на одну ступеньку ниже основного пола салона. Рабочее место водителя отгорожено перегородкой с дверью, аскетично, ремни безопасности не предусмотрены. Зеленые и красные клавиши управляют открыванием-закрыванием дверей. Коробка передач – механическая, пятиступенчатая.
Сложная по сравнению с отечественными машинами конструкция затрудняла техническое обслуживание и увеличивала его продолжительность. Ikarus 180 имел 26 шаровых сочленений привода рулевого управления, тогда как ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695 — всего четыре. Для снятия и установки двигателя требовались специальные подъёмники и тележки. Имелись неудобства и для водителей: правое зеркало не обеспечивало удовлетворительного обзора дверей прицепа даже при нулевом угле складывания. Не совсем удачно располагались кнопки для закрывания и открывания дверей и рукоятка рычага стояночного тормоза. Стеклоочистители также плохо справлялись со своими обязанностями.
Автобус поставлялся во многие страны соцлагеря. В СССР первые партии стали прибывать в октябре 1968 года и стали первыми в стране массовыми сочленёнными автобусами, называемыми в народе «гармошками», «пылесосами», а также «скотовозами» за большую вместимость. В Москве они встречались на маршрутах до конца 1970-х годов. Массовое списание началось после 1976 года, последние машины были отстранены от пассажирской работы к началу 80-х. На смену Икарусу-180 пришла новая модель Икарус-280.
Восстановленный экземпляр Икаруса-180 с комплектующими от Икаруса-280 имеется в Музее пассажирского транспорта Москвы и принимает участие в парадах городского транспорта. Также экземпляры есть в Венгрии и Германии.
Модульная конструкция
Автобус «Икарус-280» сменил уже выработавший свой ресурс «Икарус-180» Основной идеей этой модели стала его модульная конструкция, поэтому он имел более пятидесяти модификаций. В нем можно было менять все – от длины самого автобуса (максимально 18 метров), числа дверей (от одной до четырех) до практически любой марки мотора и вида трансмиссии.
По очертаниям это уже был правильной формы параллелепипед со скругленным видом анфас. Мотор в 190 л/с, располагался под полом, и обладал ресурсом в полмиллиона километров до капитального ремонта. Большие площадки вмещали более полутора сотен пассажиров, при 35 посадочных местах. Пол покрывал резиновый ковер. Плавность хода (отличительная черта «Икаруса-280») достигалась большим количеством пневмобаллонов. Барабанные тормоза оснащены пневматическим приводом.
Какие имеет автобус «Икарус» технические характеристики:
Как выглядит автобус «Икарус»? Фото его читатель может увидеть в нашей статье.
Возрождение «Икарусов» в 2021 году
В 2021 году стало известно, что венгерский магнат Габор Селес. основал компанию Ikarus Jarmutechnika Kft. и представил первый автобус возрожденной марки «Икарус» — модель 125 на шасси Volvo B8RLE. В Евросоюзе его уже можно продавать, поскольку получен сертификат соответствия. Это не первая попытка возрождения «Икарусов», предыдущие окончились неудачей.
Возрожденный Ikarus 125
В движение новый «Икарус» приводится шестицилиндровым турбодизельным мотором объемом 7.7 литра мощностью 320 л.с. Помимо «тяжелого топлива» этот мотор может потреблять гидрогенизированное растительное масло и метиловый эфир рапсового масла. Будет ли возрожденный «Икарус» успешным — покажет время.
Поставка «Икарусов» в СССР и постсоветское пространство
Как уже упоминалось выше, практически все «Икарусы»направлялись для эксплуатации в СССР. Во-первых, в счет погашения поставок нефти и газа, а во-вторых, учитывалось, что в 70-е годы прошлого века его население превысило четверть миллиарда человек. Пик поставок пришелся на конец 80-х годов XX века, а всего во второй половине этого века (с учетом поставок в обновленную Россию) к нам прибыло более 140 тысяч экземпляров разных моделей и модификаций. Кроме того, в «лихие» девяностые автобус «Икарус» собирался в Москве, Кургане и Арзамасе. Последняя партия поставлена Республике Таджикистан в 2002 г.
«Икарус» — гармошка, особенно в условиях эксплуатации в СССР, имел следующий негативный эффект. Часть оборудования располагалась под полом пассажирского отсека и после частых ремонтов, которые осуществляли советские, а не аккуратные западные специалисты, уплотнители уже не препятствовали проникновению в салон копоти и отработанных газов, за что автобусы стали в народе именовать еще и «газовыми камерами».
В этом году отмечается полувековой юбилей начала поставок в Москву автобуса «Икарус–256». В Мосгортрансе остался работающий до сих пор автобус этой модели. Прописан он в Новокосино, где располагается четвертый парк. Он уже прошел 700 тыс. км. (семь звездочек на борту) и продолжает бесперебойно работать. Еще один такой экземпляр работает в рабочем поселке Сапожок Рязанской области.
История создания и появления в СССР
Ikarus 180 мелкосерийно начали выпускать в 1963 года, с 1966-го началось серийное производство. В СССР эти автобусы мелкими партиями стали поступать в 1967-ом, массовые поставки начались уже в 1968-ом. Понятно, что вначале они поступали в автобусные парки крупных и значимых городов, а затем в города рангом ниже.
Необходимость в таких автобусах в СССР была обусловлена строительством новых микрорайонов и последующим стремительным ростом населения крупных городов. Выпускаемые в стране стандартные автобусы типа ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695 не справлялись с растущими объемами пассажирских перевозок. Поэтому просторный и вместительный Икарус стал настоящими спасением для развивающейся транспортной системы. Автобус вмещал до 150 человек, хотя по свидетельствам очевидцев, в часы пик в него могло поместиться и больше двухсот пассажиров.
Ikarus 180 стал первым сочленённым автобусом эксплуатировавшимся на территории СССР и к тому же стал массовым.
фото, технические характеристики, история создания
Те, кто родился в СССР в 50-70 годы прошлого века, прекрасно помнят желтые длиннющие венгерские автобусы марки «Икарус», которые, причудливо изгибаясь, преодолевали крутые повороты, так как постоянно ездили на них, платя за проезд 5 копеек (кто-то ездил и бесплатно — «зайцем»).
Так работало разделение труда в рамках мировой системы социализма. Автобусы «Икарус» Венгрия поставляла во все страны, входящие в СЭВ (совет экономической взаимопомощи), а также во многие страны Африки и отдельные европейские страны (Швеция, Западная Германия, Финляндия и ряд других). Интересно, что в разные страны, как правило, автобусы одной и той же модели поставлялись в разной «раскраске». Позднее, когда марка «Икарус» (правильнее произносить «Икаруш» с ударением на первом слоге) стала известна во всем мире, были организованы совместные предприятия в развитых промышленных странах северной Америки, а также на Кубе, в Северной Корее и Индонезии.
История марки
А начиналось все в самом конце позапрошлого века с маленькой мастерской в Будапеште (Австро-Венгрия), которую основал Имре Ури. Через 30 лет это предприятие стало производить автобусные кузовы, а при его сыновьях в 1939 г. было собрано 1 000 автобусов.
После окончания Второй мировой войны фирму национализировали и, объединив с АО «Икарус», оставили название последней. Свой путь к мировой славе эта фирма начала в 1962 г. после передачи ей завода в Секешфехерваре. Этот завод специально строился для производства автобусов «Икарус» 200-ой модели. Поставлялась подавляющая часть городских и междугородних автобусов в Советский Союз. С его распадом фирма, естественно, потеряв рынки сбыта, свернула практически все свое производство и разделилась на две — по числу заводов (Будапешт и Секешфехервар), которые выполняли индивидуальные заказы.
В предпоследний год прошлого века группа Ikarusbus попыталась вдохнуть в них «жизнь», но неудачно. В 2007 г. официально объявлено о банкротстве фирмы EAG (завод в Будапеште), а завод «Икарус» в Секешфехервар, перебиваясь «с хлеба на квас», существует и в настоящее время в условиях жесткой конкуренции внутри Евросоюза.
«Икарус» до 250 модели
В 1953 г. началось производство междугородних автобусов модели 55 с корпусом вагонного типа, а через год и «Икарус-Люкс».
Это были очень комфортабельные для тех лет автобусы и производились (с небольшими улучшениями) два десятка лет. За свои футуристические (профиль сигароподобный, фас — квадрат) очертания, фару над лобовым стеклом и шумный двигатель водители называли «Икарус-Люкс» «пылесосом». Длиной 11 метров, он имел шестицилиндровый дизельный двигатель в 170 л/с, который располагался сзади. Это гарантировало отсутствие в салоне соответствующего запаха, что было обычным делом при эксплуатации в России последующих моделей этой марки. Тридцать два мягких сиденья, подвеска с гидравлическими амортизаторами и максимальная скорость 98 км/час обеспечивали комфортабельные условия поездок. Эти автобусы были очень надежны и проходили без капитального ремонта до миллиона километров.
В 1966 г. начался выпуск супервместимого, длиной более 16 метров (народу туда набивалось без счета) городского автобуса «Икарус» 180 модели, который продолжался семь лет. Он был белого цвета с красной полосой, с кузовом вагонного типа, имевшим четыре пассажирские двери и тамбур-гармошку, а также регуляторами кузова, работавшими на сжатом воздухе. Двигатель — тоже шестицилиндровый, дизельный, 192-х сильный Raba-MAN. Максимальной скорости (63 км/час) в городских условиях достичь было практически невозможно. Комфорта в этой модели было мало, за что в СССР ее прозвали «скотовозкой», а за внешний вид звали еще «гармошкой». На смену этой модели в 70-х годах XX века пришел «Икарус-280».
Великолепный «странник» — «Икарус-256»
Полвека производилась модель «Икарус-256», которая впервые вышла с конвейера в 1977 г. Это был немного усовершенствованный «Икарус-250» — более комфортный и на метр короче (длина 11 метров). Вместимость автобуса «Икарус» рассчитывалась под перевозку туристов, в том числе иностранных, и в нем было 45 мягких сидений. Последние пять сидений объединены в «спальный» диван, который несколько приподнят (две ступеньки) над остальным салоном автобуса. Несомненным новшеством для того времени стало наличие телевизора, подвешенного справа от водителя. Со всем этим великолепием немного контрастировали багажные полки, доставшиеся этой модели от «Икаруса-255» (матерчатая сетка на каркасе).
Дизайн был неизменным. Кузов несущий, вагонного типа, двигатель заднего расположения и мощнее, чем на предыдущих моделях (250 л/с). Существенно большим стало багажное отделение. Местоположение эмблемы фирмы и числа 256 — над воздухозаборником. Присутствовали панорамное, двухдольное, огромного размера ветровое стекло, зеркала заднего вида типа «уши зайца» и мощные две пары фар с линзовым покрытием.
Модель 260
Треть века — до второго года нашего столетия продолжался выпуск автобуса «Икарус-260». Интересно, что у данной модели было 30 модификаций (выпускались версии даже для горных районов). В отличие от других автобусов этой фирмы, цвет поставляемых в СССР «Икарусов» был желтым.
Также впервые была применена пневматическая подвеска, которая ранее была механической и «сгорала» за год езды. Кузов – стандартный, с тремя пассажирскими дверями (четыре складывающиеся створки). Двигатель расположен под полом, отопление салона — как от системы охлаждения двигателя, так и воздушное. Вместимость до 107 человек, мест для сидения – 22. При полной вместимости, масса автобуса могла превышать 15 тонн. Максимальная скорость 66 км/час в пределах населенных пунктов не разрешалась.
Модульная конструкция
Автобус «Икарус-280» сменил уже выработавший свой ресурс «Икарус-180» Основной идеей этой модели стала его модульная конструкция, поэтому он имел более пятидесяти модификаций. В нем можно было менять все – от длины самого автобуса (максимально 18 метров), числа дверей (от одной до четырех) до практически любой марки мотора и вида трансмиссии.
По очертаниям это уже был правильной формы параллелепипед со скругленным видом анфас. Мотор в 190 л/с, располагался под полом, и обладал ресурсом в полмиллиона километров до капитального ремонта. Большие площадки вмещали более полутора сотен пассажиров, при 35 посадочных местах. Пол покрывал резиновый ковер. Плавность хода (отличительная черта «Икаруса-280») достигалась большим количеством пневмобаллонов. Барабанные тормоза оснащены пневматическим приводом.
Какие имеет автобус «Икарус» технические характеристики:
- Размеры (в сантиметрах) – 1650 (длина), 250 (ширина), 316 (высота).
- Количество мест/максимальная вместительность – 32 единицы/168 персон.
- Кузов – несущий, вагонного типа, модульный.
- Двигатель – могли применяться разные виды дизельных (в основном фирмы «Раба»).
- Компрессия – 17.
- Показатель максимальной мощности – 192 лошадиные силы.
- Быстрота передвижения (в километрах) — 66,5.
- База (в сантиметрах) – 540 на 620.
- Колея колес (в сантиметрах) – 200 (передние), 183 (средние), 200 (задние).
- Поворотный радиус (в сантиметрах) – 1050.
- Клиренс (в сантиметрах) – 35.
- Максимальная заливка топлива (в гектолитрах) – 25.
- Максимальная масса (в килограммах) – 12540.
Как выглядит автобус «Икарус»? Фото его читатель может увидеть в нашей статье.
Поставка «Икарусов» в СССР и постсоветское пространство
Как уже упоминалось выше, практически все «Икарусы»направлялись для эксплуатации в СССР. Во-первых, в счет погашения поставок нефти и газа, а во-вторых, учитывалось, что в 70-е годы прошлого века его население превысило четверть миллиарда человек. Пик поставок пришелся на конец 80-х годов XX века, а всего во второй половине этого века (с учетом поставок в обновленную Россию) к нам прибыло более 140 тысяч экземпляров разных моделей и модификаций. Кроме того, в «лихие» девяностые автобус «Икарус» собирался в Москве, Кургане и Арзамасе. Последняя партия поставлена Республике Таджикистан в 2002 г.
«Икарус» — гармошка, особенно в условиях эксплуатации в СССР, имел следующий негативный эффект. Часть оборудования располагалась под полом пассажирского отсека и после частых ремонтов, которые осуществляли советские, а не аккуратные западные специалисты, уплотнители уже не препятствовали проникновению в салон копоти и отработанных газов, за что автобусы стали в народе именовать еще и «газовыми камерами».
В этом году отмечается полувековой юбилей начала поставок в Москву автобуса «Икарус–256». В Мосгортрансе остался работающий до сих пор автобус этой модели. Прописан он в Новокосино, где располагается четвертый парк. Он уже прошел 700 тыс. км. (семь звездочек на борту) и продолжает бесперебойно работать. Еще один такой экземпляр работает в рабочем поселке Сапожок Рязанской области.
Модификации
Компания «Икарус» в незначительных количествах выпускала:
- Низкопольный, для работы в аэропортах, четырнадцатиметровый «Икарус-290». Использовалась в этих целях и 280-я модель.
- Полутораэтажный «Икарус-270».
- Автобус «Икарус» 254 модели с высоким салоном для междугородних маршрутов.
- 3-х секционный «Икарус-293», длиной 23 метра.
«Икарусы» по-прежнему в продаже
«Икарусы» оставили о себе такую долгую память, что почти любая модель автобуса «Икарус» активно продается и в настоящее время. Кажется, что представлен весь его модельный ряд. Но особенно большой выбор «Икарусов-280». Это знаменитая желтая «гармошка» и шестьдесят четвертая модификация с планетарными дверями.
«Икарусы» в памяти народов СССР
Характеристика автобуса «Икарус»:
- От автобусов марки «Икарус» у пожилых людей остались в целом хорошие воспоминания. Немного их портит то, что ехать приходилось стоя, часто вдыхая запах гари, а зимой еще и в холоде.
- Водители всегда были от этих автобусов в восторге. Удобное рабочее место, великолепный обзор и приборная панель, простой доступ к основным узлам прямо из салона.
- Но, несмотря на достаточное количество недочетов и откровенного негатива при использовании автобусов «Икарус», они справились с главной задачей по перевозке неисчислимого количества пассажиров на необъятных просторах СССР.
Как признание этих заслуг, автобусу этой марки уставлено два памятника в городах Гомель и Воронеж.
Заключение
Фирма «Икарус», как и древнегреческий мифологический Икар (от него и происходит название фирмы), взлетела очень высоко, выпуская до 14 тысяч автобусов в год. Но в отличие от Икара, «упав», не разбилась, а продолжает выпускать автобусы мелкими сериями, сотрудничая в последнее время с чешской «Шкодой».
Icarus — Bilder und stockfotos
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- видео
Durchstöbern Sie 1,869
Durchstöbern Sie 1,869
. Odersuchen Sie nach henri matisse, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder zu entdecken.
Типы номеров:
Проверенный
Сатурн — Икар фото и фотографииСатурн
Икарус-Zeichen. Манн мит флюгельн. engel symbol — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleИкарус-Цайхен. Манн мит Флюгельн. Engel Symbol
Ikarus-Zeichen. Манн мит Флюгельн. Engelssymbol
daedalus und icaurs статуя — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleDaedalus und Icaurs статуя
Im Mythos ist Ikarus ein tragischer Held, der in seiner jugendlichen Hochstimmung sein Leben Riskierte und Damited seinen . Иллюстрация из 19. Jahrhundert.
Winged Mann
mann mit flugeln konzept schild design. fliegender mensch, engel kreatives zeichen. символ für geschäftlichen erfolg. glückspositives велнес-символ. векториллюстрация. — Графика стока icarus, -клипарт, -мультфильмы и -символMann mit Flügeln Konzeptzeichen Design. Fliegender Mensch, Engel kreatives Zeichen. Символ для Geschäftserfolg. Глюк положительно оценивает Wellness-Symbol. Вектордарстелунг.
daedalus sieht die toten icarus — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleDaedalus sieht die Toten Icarus
Mann mit Federn Flugel fliegen in den Himmel — icarus стоковые фотографии и изображения und -symboleMythologie, Griechenland, Olympus, Religionskonzept
Mythologie, Griechenland, Olymp, Religionskonzept. Der junge Ikarus und der alte Daedalus Vater und Sohn fliegen zusammen am Himmel mit selbstgebauten Flügeln унд падший. Серия антикварных греческих религий Mythen Illustrations.
Ikarusmuster nahtlos. Mann mit Flugelhintergrund. Engel Textur
Ikarus-Muster nahtlos. Mann mit Flugelhintergrund. Engel Textur
Ikarus Fallden — Ikarus Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleIkarus Fallden
winged mann — icarus стоковые фото и изображенияWinged Mann
alter bus aus dem ostblock — icarus стоковые фото и изображенияAlter Bus aus dem Ostblock
gemeiner bläuling, polyommatus icarus. nahaufnahme schmetterling in natürlicher umgebung. — стоковые фотографии и фотографии icarusGemeiner Bläuling, Polyommatus icarus. Nahaufnahme Schmetterling…
ein kleiner blauvogel sitzt auf einem trockenen ast.
Die gleichsam für Ikarus
ein männlicher engel flattert große flügel — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleEin männlicher Engel flattert große Flügel
Ein männlicher Engel schlägt mit großen Flügeln und steigt in die Höhe
skulptur des ikarus — icarus stock-fotos und bilderSkulptur des Ikarus
Skulptur von Ikarus, dem Sohn von Daedalus, der griechischen mythischen Figur mit Flugeln, der versuchte, der Gefangenschaft durch Fliegen zu entkommen, aber in den See als und daertrank, Wachs auf seinen Flügeln schmolz, als er in die Nähe der Sonne flog.
lady käfer — icarus stock-fotos und bilderLady Käfer
Marienkäfer ikarus — icarus stock-fotos und bilderIkarus
common blue — icarus stock-fotos und bildercommon blue
Gewöhnlicher blauer Schmetterling im Sonnenuntergang
insekten- Макрофотография — стоковые фотографии и изображения icarusМакрофотографии
Wanze
ein gewöhnlicher blauer schmetterling, der sich von einer blue kornblume ernährt — icarus stock-fotos und bilder Ein Gewöhnlicher Blauer Schmetterling, Der Sich von Einer Blauen . ..
Ein Gewöhnlicher Blauer Schmetterling (Polyommatus Icarus), Der Sich Von Einer Blauen Kornblume (Centaurea Cyanus) ernährt
Daedalus onkarlum , -clipart, -cartoons und -symboleDaedalus und Ikarus, Holzstich, veröffentlicht 1868
Daedalus machte Flugel für sich und seinen Sohn Ikarus. Szene aus der griechischen Mythologie. Holzstich nach einem antiken Relief in der Villa Albani в Риме, Италия, veröffentlicht 1868.
Ein gewöhnlicher blauer Schmetterling, der auf einer Blume sitzt
Ein gewöhnlicher blauer Schmetterling (Polyommatus Sonimmers icarus, imgerit auf Tageridae, Lycaen) , Вена (Австрия)
вектор-umriss-läufer-symbole. — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleVektor-Umriss-Läufer-Symbole.
ikarus fliegt in der luft mit flugeln in richtung sonne — icarus стоковые фотографии и изображенияIkarus fliegt in der Luft mit Flügeln in Richtung Sonne
winged mann.
Winged Mann. Вектор
Geflügelter Mann. Flaches Websymbol oder -zeichen, das auf grauem Hintergrund isoliert ist. Современная коллекция Trendkonzept Design Stil Vektor Illustration Symbol
Хищная птица летит на солнце — Икар фото и фотоХищная птица летит на солнце
Ein Harris-Falke steigt in einer Show von Geschwindigkeit und Beweglichkeit in die Lüfte.
lust ration des engels — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolelust ration des engels
listration des Engelgottes. Schwarz-Weiß-Vektorobjekte.
Sun Schmelzen Крылья Икаруса — стоковые изображения икара, клипарты, мультфильмы и символыSun Schmelzen Крылья Икаруса
Растровая иллюстрация. Mein eigenes gescanntes Kunstwerk in Pastell- und farbigem Papier.
Ikaus Fallde Federn Sonne
Icar
Icarus fliegt beim Versuch, Feuer zu fangenie
флаш вектор-иллюстрации gesetzt. минотавр и тесей. медуза и персей. entführung фон Европы. цербер. троянский криг. уровень и kämpfer. holden und kreaturen isoliert zeichentrickfiguren — стоковая графика икара, -клипарт, -мультфильмы и -символGriechische Mythologie flache Vektor-Illustrationen gesetzt….
weiße engel in der luft — icarus stock-fotos und bilderWeiße Engel in der Luft
Rainbowwings — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleRainbowWings
Rainbow003s
RainbowWings
keplers erstes gesetz — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
keplers erstes gesetz
Isolierte Vectorillustration von Keplers erstem Gesetz der Universellen Gravitation.
Таль-дер-Темпель, Агридженто Сизилиан, Италия. Ikarus…
Агридженто, Сизильян, Италия — 12 июля 2020 г.: Таль-дер-Темпель, Агридженто-Сизилиен, Италия. Икарус Бронзовая статуя
engelsflügel. abstrakte fliegende mann logo-design. vogel-flügel-vektor-illustration. — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleEngelsflügel. Абстрактные летающие логотипы Mann Design. Фогель-Флюгель-V
Daedalus sieht den toten ikakern, holzstich, veröffentlicht 1893 — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleDaedalus sieht den toten Ikakern, Holzstich, veröffentlicht 1893
Daedalus den to ten sieht. Holzstich nach einem antiken Wandgemälde (45–79 n.
Cartoon Ikarus verbrennt seine Flügel mit der Sonne
Handgezeichneter Cartoon Ikarus verbrennt seine Flügel mit der Sonne
ein schmetterling auf dem gras — icarus stock-fotos und bilderEin Schmetterling auf dem Gras
Ein Schmetterling polyommatus Icarus auf dem Gras
nahaufnahme eines europäischen ikarus-bläullings, polyommatus icarus — icarus stock-fotos und bilderNahaufnahme eines europäischen Ikarus-Bläullings, Polyommatus…
gemeiner bläuling (polyommatus icarus) eine nahaufnahme, während man auf der растительность ruht. — стоковые фото и изображения icarusGemeiner Bläuling (Polyommatus icarus) Eine Nahaufnahme, während…
schöne naturszene mit blau (polyommatus icarus) — icarus stock-fotos und bilderSchöne Naturszene mit Blau (Polyommatus icarus)
обыкновенный голубой (polyommatus rusicarus- — -) фотографии и изображенияОбыкновенный синий (Polyommatus Ikarus)
Herbst von Grace — icarus stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleHerbst von Grace
Der Fall des Geschäftsmannes Ikarus.
голубой обыкновенный (Polyommatus Ikarus)
голубой обыкновенный (polyommatus ikarus) — icarus stock-fotos und bilderголубой обыкновенный (Polyommatus Ikarus)
голубой обыкновенный (polyommatus ikarus) — icarus stock-fotos und bilderголубой обыкновенный (Polyommatus Ikarus)
Обыкновенный синий (polyommatus ikarus) — icarus stock-fotos und bilderDaedalus und «Ikarus», griechischen Mythologie, Holz-Gravur, veröf
обыкновенный синий (polyommatus ikarus) — icarus stock-fotos und bilderобыкновенный голубой (Polyommatus Ikarus)
обыкновенный синий (polyommatus ikarus) — icarus stock-fotos und bilderобыкновенный голубой (Polyommatus Ikarus)
обыкновенный голубой (polyommatus ikarus) — icarus stock-fotos und bilderобыкновенный голубой (Polyommatus Ikarus)
klassischer obus ikarus 280t auf einer straße — icarus stock-fotos und bilderKlassischer Obus 28 Ikarus 2 Штрассе
Nahaufnahme des Ikarus-Bläullings, polyommantus icarus, auf kuhpetersilie, athriscus sylvestris — icarus stock-fotos und bilder Nahaufnahme des Ikarus-Bläullings, Polyommantus icarus, auf. .. фотографии и изображения
Nahaufnahme eines europäischen Ikarus-Bläullings, Polyommatus…
gewöhnlicher blaufalter (polyommatus icarus) sitzt auf weißklee — icarus стоковые фотографии и изображенияGewöhnlicher Blaufalter (Polyommatus icarus) sitzt auf weißklee0003 schöne frau tanzen ballet mit tierflügel — icarus stock-fotos und bilder
Schöne Frau tanzen Ballett mit Tierflügel
обыкновенный синий (polyommatus ikarus) — icarus stock-fotos und bilderобыкновенный синий (Polyommatus Ikarus)
из 32