Характеристика зил 157: ЗИЛ-157: технические характеристики

Содержание

ЗИЛ-157 технические характеристики, двигатель и расход топлива, размеры и вес, устройство, кузов и рама

Легендарный «ЗИЛ-157» продолжает свою работу даже, несмотря на окончание производства в 1992 году. Вездеходный грузовик впечатлит любителей автомобилей своими качествами и способностями. Автомобиль несет богатую историю, будучи задействованным не только в военных подразделениях, но и в народном хозяйстве. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

Внушительных размеров грузовик от завода имени Лихачева маркировался как «ЗИЛ-157». Мир увидел новинку в 1958 году на выставке автомобильной техники в Брюсселе, Франция. Первые модификации машины появились в том же году, сходя с конвейеров одноименного завода.

Тогда модель использовалась как для гражданских нужд, так и для армии. Чертежи проектировались на основании уже существовавшей модели «ЗИС-151», но с существенными доработками. Именно с этой модели был взят макет кабины в последствии с усовершенствованными элементами.

После четырех лет производства автомобиль улучшили и перераспределили нагрузку по осям, в итоге индекс изменился на «ЗИЛ-157К». В 1978 году конвейер грузовика перенесли на Уральский автомоторный завод, а сама модель обзавелась еще более длинным названием «ЗИЛ-157КД».

В таком виде производство продолжалось до 1994 года. Авто, как никогда, было и остается актуальным для наших дорог, так как проходимость у машины с тремя осями — на высоте.

С момента прекращения производства прошло уже более 20 лет, но до сих пор автомобиль несет свою нелегкую службу во многих подразделениях народного хозяйства. Любители реставрируют старые машины и находят порой самое необычное применение для этой ретро-модели.

Назначение

Основным заказчиком ЗИЛ-157 было министерство обороны, поэтому к проходимости, надежности и возможности эксплуатации в различных климатических зонах предъявлялись особые требования. Автомобиль прекрасно показал себя в качестве транспортного средства для перевозки различных грузов, боеприпасов и личного состава. Оборудованный лебедкой и усиленным бампером он успешно применялся как средство эвакуации техники, как на колесном, так и гусеничном ходу. В гражданской сфере его предполагалось использовать для перевозки грузов в сельском хозяйстве, в лесозаготовительной отрасли, на различных видах производства и строительстве. Причем часть модификаций была выпущена для поставок за границу. ЗИЛ-157 можно и в наши дни встретить на лесозаготовках в Финляндской республике. Кроме того, вездеходные качества автомобиля по достоинству оценены в охотничьих хозяйствах и на рыбоводческих фермах.

Технические характеристики

Технические показатели «ЗИЛ-157», несмотря на то, что модель появилась еще в советское время, остаются актуальными и сейчас. Грузовик используется на Алтае, Крайнем Севере, Средней Азии, Украине и в других странах не только постсоветского пространства. Причем, ключевым преимуществом машины становится именно высочайшая проходимость.

Силовой агрегат

Был изменен мотор «ЗИЛ-157», технические характеристики и внутренняя начинка автомобиля. Шестицилиндровый двигатель установили на новую головку из алюминиевого сплава, изменили карбюратор, улучшили систему охлаждения. Новый масляный насос и изменение конструкции сальников коленвала модернизировали смазочную систему.

Двигатель

ТипЗИЛ-157
Количество цилиндров6
Расположение цилиндровРядное
Степень сжатия6,2
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
Объем рабочей системы5,5 литра
Мощность104 л. с.
Тип топливаБензин
Расход топлива. N литров на 100 километров~40
Максимальные обороты в минуту2 600
КарбюраторК-88АЖ

Расход Топлива

В сравнении с предшественником показатель расхода топлива у ЗИЛ-157 удалось существенно сократить. В зависимости от условий потребление уменьшилось на 7-22%. На 100 км пути автомобилю требуется порядка 40 л топлива. Полный бак (150 л + 60 л) позволяет модели проехать до 510 км.

Трансмиссия

На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от ЗИС-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение.

Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста. Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.

Трансмиссия

Тип коробки переключения передачМеханика
Количество ступеней6 (5 – вперед; 1 – назад)
СинхронизаторыМежду 2-3 и 4-5 ступенями
Привод карданной передачиПневматика
Передаточные числа ступеней КПППятая0,81
Четвертая1,00
Третья1,89
Вторая3,32
Первая6,24
Задний ход6,70
Передаточные числа карданной передачиПервая2,44
Вторая1,24
Главная передача ведущих мостов6,67

Пробно устанавливался дизельный двигатель Д245-12С.

Специфика подвески и моста

Передняя подвеска – половинчатый эллипс. В ней есть рессор и амортизаторы. По типажу они телескопические.

Сзади трудится подвеска. Её удерживают полуэллиптические рессоры.

Мосты планетарные. Они снабжены дифференциальными приборами и полуосями.

Тип привода – карданный.

На оси спереди клиренс составляет 31 см. На других осях он – 35 см.

Рулевая система — глобоидная, червячная. У неё на ролике есть три гребня.

Передаточный показатель составляет 23,5.

В мосты монтированы планетарные дифференциальные мосты с половинчатыми осями. Передаточные значения шестерен равны для всего комплекта балок.

Крепёжные кронштейны предназначены для эллиптических рессоров. Другие допустимые виды подвески: маятниковая, пружинная, гидравлическая.

В данной технологии реализовано стыкование чугунных барабанов со всеми полуосями.
Для создания колодок применён специальный материал «Фередо». При экстренном торможении модель почти не следит. Она останавливается без рывка.

В мост спереди монтированы шарнирные элементы «Бендикс/Вейсс», У них нет отличий по угловой динамике. Водители при надобности могут отключать передний мост. Ко всем мостам пристроены свои карданные валы. Тормоза воздействуют на все колёса. У них осуществляется действие привода типа «пневматика».

Устройство

ЗИЛ-157 оборудуется 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Для раздаточной коробки свойственна 2-вальная схема конструкции. Одноступенчатая главная передача оборудована спиральными зубьями. Мосты автомобиля заметно отличаются от предшественника ЗИС-151. Передний мост дополнен шарнирами «Бендикс-Вейсс» с равными угловыми скоростями. По желанию водитель мог отключить его. Каждый мост имеет карданный вал, а тормозная система рассчитана на все колеса и дополнена пневматическим приводом.

Кабина ЗИЛ-157 получила ряд усовершенствований, добавляющих комфорта в работе оператора. Благодаря укороченным сопкам сила удара, передающаяся на руль от колес при движении грузовика, заметно сократилась. Улучшенные амортизаторы добавили автомобилю плавности хода. Конструкторы не забыли о комфорте передвижения в зимнее время. Водяной радиатор с электрическим мотором поддерживал нормальную температуру в салоне машины даже в сильные морозы. Кабина также оснащалась дополнительной системой обдува стекол.

Водительское кресло, отличающееся удобной посадкой, получило возможность регулировки. За годы производства кабина ЗИЛ-157 претерпела несущественные изменения, сохранив первоначальные характеристики. Она представляла собой цельнометаллическую конструкцию и позволяла свободно разместиться водителю и двум пассажирам. На крыше находился круглый люк.

Полноприводная система и односкатная ошиновка существенно увеличивали проходимость модели. Неслучайно автомобиль долгое время использовался для военных нужд.

ЗИЛ-157 являлся отличной базой для установки различных модификаций кузовов, имеющих стандартное и строго специализированное назначение. Это добавляло модели универсальности и в итоге сделало ее одной из наиболее распространенных в СССР. На шасси грузовика монтировали разнообразные цистерны, ремонтные мастерские, фургоны, снегоуборочное оборудование, лестницы и прочие установки. Наибольшую популярность получили версии с бортовыми кузовами.

По характеристикам ЗИЛ-157 долгое время оставался среди лидеров рынка. Однако современному автомобилестроению они уже не соответствуют. Модель ушла в прошлое, но полностью ее использование не завершилось. В регионах автомобиль продолжают применять. Особенно ценится способность грузовика покорять труднодоступные районы.

Габариты и грузовая способность

ТТХ ЗИЛ 157:

  • Длина модели – 668,4 см.
  • Ширина – 209 см.
  • Высота – 236 см. При наличии тента – 291,5 см
  • Грузовая платформа – 357 х 209 см.
  • База колёс – 422,5 см.
  • Колея колёс спереди – 177,5 см., колёс сзади – 175 см.
  • Снаряжённый вес – 5,54 т. Сколько весит ЗИЛ 157 по максимуму:
  • Полный вес ЗИЛ 157 – 10,19 т.
  • Давление на ось спереди – 2,7 т.
  • Давление на тележку сзади – 7,42 т.
  • Грузоподъемность ЗИЛ 157: по твёрдому покрытию – 5 т., по бездорожным участкам – 3 т.
  • Вес прицепа: по твёрдым покрытиям – 5 т., на мягком грунте – 3,5 т.
  • Предельный угол движения – 28 градусов.
  • Радиус при поворотах — 11,2-12 м.

Кабина и кузов

Модель имела кузовные борта с возможностью открытия с трех сторон, что облегчало процесс погрузки/разгрузки. Особую популярность «ЗИЛ-157» получил в советской армии за счет своей проходимости и высоких показателей выносливости — это и объясняет его массовое распространение.

В кабине предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопитель отсутствовал, вентиляция была плохая. Кроме этого, руки водителя были подвержены ощутимым ударам, передающимся от колес.

На новом грузовике конструкторы постарались, если не избавиться от недостатков полностью, то, хотя бы, частично повысить эргономику кабины и рулевого управления. Водительское кресло, отличающееся удобной посадкой, получило возможность регулировки.

За годы производства кабина ЗИЛ-157 претерпела несущественные изменения, сохранив первоначальные характеристики. Она представляла собой цельнометаллическую конструкцию и позволяла свободно разместиться водителю и двум пассажирам.

На крыше находился круглый люк. Список элементов панели приборов вездеходного грузовика включал в себя переключатель поворотов, вентиль стеклоочистителя, рукоять управления жалюзи радиатора, манометр тормозной системы и манометр давления в шинах и небольшой приборный щиток. Спидометр занимал почетное место на более объемном циферблате.

Остальные датчики и индикаторы рабочих систем машины:

  • Датчик температуры системы охлаждения;
  • Амперметр;
  • Указатель уровня топливного бака;
  • Манометр для контроля системы смазки;
  • Лампа для контроля дальнего света фар;
  • Контрольная лампа указателей поворота;
  • Две осветительные лампы щитка.

Под панелью расположен блок краников для регулировки давления в шинах. Для управления грузовиком в кабине установлены педали газа, сцепления и тормоза, педаль стартера, ножной переключатель света.

Также присутствовали рычаги ручного тормоза, переключения передач, включения переднего моста, управления лебедкой. Интересен был и внешний облик автомобиля. Удлиненная и слегка заостренная буферная часть, широкие плоские крылья, односкатные колеса — все было предельно гармонично.

Трехместная кабина имела высоту более 2 метров, форточек в ней не было. Круглые фары располагались на боковых крыльях и были защищены металлической решеткой. Основной окрас был хаки, так как большинство автомобилей производили для нужд армии СССР.

Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта собирались из деревянных пластин толщиной 20 и шириной 80 миллиметров.

Для прочности продольная конструкция усиливалась поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Передний борт крепился неподвижно, а боковые и задний откидывались, тем самым полностью открывая платформу кузова. Таким образом, загрузка и выгрузка военного и любого другого имущества проводилась легко и быстро.

Модификации

  • ЗИЛ-157 – стандартная версия;
  • ЗИЛ-157В – классический седельный тягач;
  • ЗИЛ-157К – базовый вариант с 1961 года;
  • ЗИЛ-157КВ – базовый седельный тягач с 1961 года;
  • ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
  • ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-157КГ — версия с экранированным оборудованием, поступившая в серию в 1961 году;
  • ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
  • ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л;
  • ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978 года;
  • ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978 года.
  • ПМЗ-27 – пожарная машина. Специально для этой модификации были сконструированы широкие задние двери для удобства команды спасателей.

В свое время данные об усовершенствованиях модели были недоступны для ознакомления. «ЗИЛ 157», фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.

Плюсы и минусы

Параметры основных узлов и агрегатов «ЗИЛ 157» отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина выпускалась для Советской Армии, для ее производства не жалели средств. Таким образом, «ЗИЛ 157», характеристики которого не нуждались в усовершенствованиях, а имели лишь некоторые недочеты, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.

  1. Главным недостатком автомобиля является отсутствие гидравлического усилителя руля, но на популярности грузовика на отечественном рынке это сказывается несущественно.
  2. Односкатные колеса с формулой 6Х6 и возможность регулирования давления положительно сказались на повышенной проходимости грузовика — для него не существует преград даже в современное время.
  3. Грузовик укомплектовали лебедкой для самовытаскивания. Это выгодно отличало автомобиль от своего прародителя.
  4. Зимой кабину можно было отапливать, а летом проветривать — для автомобилей шестидесятых годов это был настоящий прогресс.
  5. Для «ЗИЛ-157» расход топлива на 100 км составляет 42 литра бензина*, достаточно плохая сторона авто.
  6. Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король бездорожья» иногда ломается. Однако, нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти «ЗИЛ 157″есть в продаже в достаточном количестве.

*в условиях сильного холода расход возрастает.

Особенности и эксплуатация

Военное назначение ЗИЛ-157 определило его спартанский дух. На спаренном пассажирском сидении можно свободно разместить два человека средней комплекции. Органы управления водителя удобно расположены под рукой. Существенным недостатком ЗИЛ-157 специалисты отмечают отсутствие гидроусилителя руля на большинстве модификаций.

От своих предшественников ЗИЛ-157 отличался специально созданными шинами с наличием большего количества мягких внутренних слоев и размерами 12,00-18 дюймов. Революционным для своего времени стала система изменения давления в шинах, позволяющая водителю изменять давление в шинах прямо во время движения. При максимальном давлении 2,8 кг/см2, автомобиль мог двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч, при снижении до 2,0 кг/см2 – по пашне и в лесу. При движении по песчаной поверхности и по раскисшим дорогам давление можно было снизить до 1,00 кг/см2. При этом можно было двигаться со скоростью до 20 км/ч. При движении по болотистой местности или снежной целине давление можно было снизить до 0,5 кг/см2, однако скорость движения при этом ограничивалась 10 км/ч. Подкачка шин компрессором позволяла также осуществлять движение даже при пробитой шине, что в условиях военного применения имело огромное значение. В 1961 году система подкачки была доработана, а после усовершенствований 1978 года верхний предел рабочего давления в шинах стал 3,5 кг/см2, что позволило увеличить максимальную скорость машины до 65 км/ч.

Многие специалисты отмечают высокую надежность всех узлов и деталей, и если бы не маломощная по нынешним меркам силовая установка, ЗИЛ-157 производился бы и в наши дни. Некоторые энтузиасты устанавливали на ЗИЛ-157 белорусские дизельные моторы Д245-12с с заменой задних опор на кронштейны от ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. При технической взаимосовместимости двигателя с коробкой передач ЗИЛ-157, во время работы сильно увеличивается вибрация, приводящая к быстрому выходу из строя деталей и узлов. По этой причине замена моторов на дизельные агрегаты не нашла широкого распространения.

Обзор

Отзывы

Количество отзывов Оставить отзыв

Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Проверенный отзыв

{{{ review.rating_title }}} Показать еще Оставить отзыв

ЗИЛ-157 серийный грузовой автомобиль СССР

Чертёж ЗИЛ-157
ПлатформаЗИС-151
Годы выпуска1958-1994 гг.
Типгрузовой
КомпоновкаПереднемоторная, полноприводная
Колесная формула6 х 6
Мест в кабиневодитель + 2 пассажира
Габариты
Длина6684 мм.
Ширина2315 мм.
Высота2360(2915 по тенту) мм.
Дорожный просвет310 мм.
Колесная база3120 мм.
Колея передняя1755 мм.
Колея задняя1750 мм.
Снаряженная масса???? кг.
Полная масса10190 кг.
Грузоподъёмность5000 кг.
Радиус поворота11,2 — 12 м.
Масса буксируемого прицепа2,5 тонн
Максимальный уклон23o
Двигатель ЗИЛ-157
МаркаЗИЛ-157
Типбензиновый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Конфигурациярядный
Рабочий объём5560 см3
Мощность двигателя104(109) л.с. при 2600(2800)об/мин.
Степень сжатия6,2
Число цилиндров6
Число клапанов12
Клапаный механизмSV
Головка цилиндровалюминевая
Диаметр цилиндров101,6 мм.
Диаметр поршня100 мм.
Ход поршня 114,3 мм.
Расположение цилиндровV-образное
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
Максимальный крутящий момент333 (343) Н·м, при 1100 об/мин
Система питанияКарбюратор К-88АЖ
Система питаниязакрытая
Рекомендуемое топливоА-66 или А-72
Трансмиссия
СцеплениеОднодисковое, сухое
Коробка передачмеханическая, 5-ступенчатая
Передаточные числа I-передача6,24
Передаточные числа II-передача3,32
Передаточные числа III-передача1,898
Передаточные числа IV-передача1,00
Передаточные числа V-передача0,81
Задний ход6,70
Раздаточная коробкаДвухступенчатая
Главная передачаодинарная, передаточное число — 6,67
Подвеска
Подвеска передняяполу-эллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами
Подвсека задняябалансирная на полу-эллиптических рессорах
Мостыпланетарные, с полуосями и дифференциалами
Приводкарданный
Карданы1 — от МКП к раздатке, 2 — к передней оси, 3 — к средней оси, 4,5 — к задней оси через подшипниковый узел
Клиренспередней оси — 0,31 м.; клиренс средней и задней осей — 0,35 м.
Рулевой механизмглобоидальный, червячный, с тремя гребнями на ролике
Передаточное число23,5
Общие характеристики
Максимальная скорость без прицепа 90 км/ч.
Расход топливана 100 км.42 л.
Объём топливного бака150+65 л.
ЗИЛ-157базовый. Отличался двигателем мощностью 104 л.с. Выпускался в 1958-1961 годах.
ЗИЛ-157Вседельный тягач на базе ЗиЛ-157. Отличался 2 топливными баками по 150 л., расположением запасного колеса вертикально за кабиной. Выпускался в 1958-1962 годах.
ЗИЛ-157Гс экранированным электрооборудованием.
ЗИЛ-157Ешасси для спецавтомобилей.
ЗИЛ-157ЕТшасси с экранированным электрооборудованием.
ЗИЛ-157Кмодернизированный. Отличался двигателем мощностью 109 л.с., однодисковым сцеплением, коробкой передач и тормозной системой от ЗиЛ-131. Выпускался в 1961-1978 годах.
ЗИЛ-157КВседельный тягач на базе ЗиЛ-157К. Выпускался в 1962-1978 годах.
ЗИЛ-157КГ
с экранированным электрооборудованием.
ЗИЛ-157КЕшасси на базе ЗиЛ-157К.
ЗИЛ-157КДмодернизированный. Доработан двигатель (применён ряд деталей двигателя ЗиЛ-130)
ЗИЛ-157КДВседельный тягач на базе ЗиЛ-157КД.
ЗИЛ-157КДЕшасси на базе ЗиЛ-157КД.
ЗИЛ-157КЭэкспортный вариант ЗиЛ-157К.
ЗИЛ-157КЮэкспортный тропический.
ЗИЛ-157Лопытный с гидроусилителем руля.
ЗИЛ-157Юэкспортный тропический. Отличался отсутствием отопителя кабины и предпускового подогревателя.
ЗИЛ-165опытный с кабиной и оперением ЗиЛ-130.
ЗИЛ-ММЗ-4510самосвал на базе ЗиЛ-157КД. Выпускался с 1989 года.

157 — Советский Грузовой Автомобиль, История Создания, Особенности Конструкции и Характеристики, Достоинства и Недостатки, Модификации, Использование в Армии

11.10.2019

Грузовые автомобили повышенной проходимости играют важную роль и в народном хозяйстве, и в снабжении армии. Такие машины позволяют доставлять грузы через любые типы местности вне зависимости от погодных условий. Данный аспект особенно ценится при поставках в малоосвоенные территории.

Основное требование к таким грузовикам кроме хорошей проходимости — надежность и ремонтопригодность. Простое техническое обслуживание делает машину востребованной и в условиях срочных доставок нередко становится более важной характеристикой, чем расход топлива.

ЗИЛ-157 — грузовой автомобиль, созданный почти одновременно с Урал-375. Отличается меньшей грузоподъемностью, однако получил признание за свою простоту и надежность в сочетании с хорошей проходимостью. Данные качества особенно ценились в армейской службе.

История создания

ЗИЛ-157ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 с высокими бортами

История разработки ЗИЛ 157 в немалой степени связана с получаемыми по ленд-лизу американскими машинами Studebaker US6. С учетом их проходимости в 1948 году было запущено серийное производство ЗИС-151. Данный грузовик имел немало общего с американским, однако оказался тяжелее и уступал ему в проходимости.

По мере практического применения ЗИС-151 и военные, и конструкторы смогли выявить основные направления для дальнейшей модернизации линейки. Первая демонстрация ЗИЛ-157 состоялась в Париже в 1958 году.

Новый грузовик сразу получил несколько разновидностей и модификаций. С запуска серийного производства выпускались модели с лебедками и без. Появился седельный тягач ЗИЛ-157В, а также грузовик с экранированными приборами ЗИЛ-157Г.

Практика применения данных машин показала необходимость изменения передаточных чисел в трансмиссии. С учетом данного аспекта в 1961 появился первая крупная модификация ЗИЛ-157К. В данной модели перераспределена нагрузка по осям. Также появилась новая коробка передач, однодисковое сцепление и телескопические амортизаторы.

В 1966 появился ЗИЛ-131, который выгодно отличался рядом параметров. Несмотря на это ЗИЛ-157 было решено оставить в производстве из-за его экономичности. Однако Лихачевский завод не смог справляться с производством нескольких линеек сразу, поэтому часть его было решено перевести на Уральский автомоторный завод (УАМЗ). С учетом этого аспекта грузовик, вопреки некоторым мнениям, мало что имел общего с машинами Горьковского автозавода (ГАЗ).

Вначале УАМЗ производил лишь мосты для ЗИЛ-157 и запчасти для вышедших из производства ЗИЛ-164. Постепенно его мощности расширялись, и в 1977 году весь цикл изготовления ЗИЛ-157КД проходил через этот завод. Производство данных грузовиков продолжалось до 1991 года.

В советском быту данный грузовик имел немало прозвищ — «Захар», «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Труман», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон». На Украине его называли «Кабанчик», в Болгарии «Джуган», известны названия «Утюг», «Поларис», «Краб», «Зурс».

Описание конструкции

Кабина ЗИЛ-157Кабина ЗИЛ-157

Кабина ЗИЛ-157

Внешняя конструкция ЗИЛ-157 мало чем напоминает ЗИС-151. Позаимствована лишь кабина, однако и она, и большинство других аспектов машины подверглось переработке. С учетом военного заказа на данные грузовики все изменения делались на повышение простоты, надежности и проходимости автомобиля. При этом он получил чуть более удлиненную носовую часть и широкие плоские крылья с круглыми фарами, защищенными металлической решеткой.

Кабина

При разработке кабины учитывались недоработки предыдущих моделей — жесткие сиденья, отсутствие отопления, плохая вентиляция. В итоге кресла стали мягче, появилась регулировка их положения. Укороченные сошки позволили снизить силу ударов по рукам, а телескопические амортизаторы сделали ход машины более плавным. Добавилась и система водяного отопления с обдувом ветрового стекла.

Кузов

Кузов ЗИЛ 157 представлял собой деревянную платформу с продольным металлическим каркасом, защищающим от стирания. Неподвижно крепился лишь передний борт, остальные три открывались.

Ходовая часть и колёса

Управление грузовиком ЗИЛ-137 основывалось на пяти карданных валах:

  • промежуточный между раздаткой и КПП;
  • на передний мост;
  • на средний мост;
  • два вала на задний мост.

Карданные валы на задние мосты крепились на средний промежуточным подшипниковым узлом. Для ведущих мостов предусматривались кожухи с высокой прочностью. Между второй и третьей, а также четвертой и пятой ступенями ставились синхронизаторы.

Колеса грузовика односкатные, с дутыми шинами 12,00-18, крепились восемью шпильками. Была задействована централизованная система регулировки давления шин, всех сразу или по-отдельности. Компрессор позволял продолжать движение даже при небольших повреждения шин, однако в этом случае скорость не должна была превышать 10 км/ч.

Трансмиссия

С учетом наличия пяти карданных валов трансмиссия ЗИЛ-157 довольно сложная. Механическая коробка передач имела пять передних скоростей и одну заднюю. Пятая считалась повышающей, но уже в 1961 конструкторы от нее отказались. Раздаточная коробка заимствована от ЗИС-151, однако получила улучшение в виде прочных шестерней, улучшенных сальников и принудительного включения по необходимости.

Мотор

Испытания ЗИЛ-157Испытания ЗИЛ-157

Испытания ходовых свойств грузовика ЗИЛ-157

Силовая установка на ЗИЛ-157 делалась с учетом недостатков предыдущих поколений данных грузовиков. Используемые двигатели потребляли много топлива, имели невысокий ресурс прочности и часто перегревались при длительной работе.

В контексте данных аспектов грузовой автомобиль получил новый шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. Процесс производства головок был изменен, применение алюминиевого сплава снизило степень сжатия на 0,2 единицы. Мощность в 104 л.с. достигалась при 2600 оборотах.

Для предотвращения перегрева двигателя задействован новый радиатор с шестилопастным вентилятором. Схема вентиляции полностью пересмотрена и выполнена по типу картера закрытого действия. Сальники также получили новую схему, за счет которой улучшилась работа масляного насоса и всей системы смазки.

Сам двигатель устанавливался на подвеску с высокой прочностью. Все конструктивные изменения позволили не только повысить запас его прочности, но и снизить потребление топлива на 7-22%.

Тюнинг

Простота и надежность ЗИЛ-157 привлекали немало конструкторов, пытающихся улучшить или модернизировать данный автомобиль. Речь шла не только о внешних изменениях, но и о технических аспектах.

Одним из ключевых недостатков машины считается отсутствие гидравлического усилителя руля. Чаще всего технический тюнинг грузовика подразумевал именно данное улучшение. Оно обеспечивало автомобилю лучшую управляемость.

В ЗИЛ 157 тюнинг технического характера — это обычно изменения в карбюраторе, ходовой части, трансмиссии. По желанию владельцы могли заменить и двигатель на Д245-12С, работающий на дизеле. Такой вариант допускался из-за сходства габаритов и нетребовательности к серьезным изменениям в конструкции. Однако в этом случае появлялась тряска во время движения, из-за чего ЗИЛ 157 с дизельным двигателем никогда не выпускался серийно.

Другое направление тюнинга — повышение комфортабельности кабины. Обивка сидений, шумо- и теплоизоляция, переоборудование приборной панели, иные моменты — все это позволяет улучшить машину для удобства водителя и пассажиров.

Технические характеристики

Технические характеристики ЗИЛ-157 уже для базовой модели отличались хорошими показателями. По мере модернизации и выпуска новых модификаций они продолжали дорабатываться.

ТТХ грузового автомобиля позволяет развивать скорость до 65 км/ч по шоссе. Угол подъема составляет 28 градусов, что дает ему хорошую проходимость. Наружный радиус поворота составляет 12 метров.

Расход топлива на 100 км

В зависимости от дорожного покрытия на 100 км расход топлива у ЗИЛ-157 составляет до 40 литров бензина. Бензобака два, на 150 и 65 литров. Их полной заправки при смешанном типе местности хватало на 510 км.

Год выпуска

Официальным годом выпуска ЗИЛ-157 считается 1958. Эта дата — начало серийного производства грузовиков. Конструирование и создание первого образца относят к 1954 году.

Габариты и вес

Чертеж ЗИЛ-157Чертеж ЗИЛ-157

Габаритные характеристики ЗИЛ-157

По габаритам и весу у ЗИЛ 157 технические характеристики имеют следующие показатели:

  • снаряженная масса — 5,54 т;
  • полная масса — 10,19 т;
  • длина — 6,684 м;
  • ширина — 2,315 м;
  • высота — 2,36 м, с тентом — 2,915 м;
  • размеры платформы, длина-ширина-высота — 3,57х2,09х0,355 м;
  • дорожный просвет (клиренс) — 0,31 м;
  • колея — 1,755 м, задняя на 5 мм уже.

В габаритах следует учитывать различия модификаций, а также зависимость ТТХ от тюнинга и улучшений. Представленные значения относятся к базовой модели.

Раздатка

Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа:

  • 2,27 на первой передаче;
  • 1,16 на второй.

Главная передача ведущих мостов одинарная, главное передаточное число — 6,67.

Грузоподъемность

ЗИЛ-157 на лесозаготовкахЗИЛ-157 на лесозаготовках

ЗИЛ-157 на лесозаготовках

Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависит от типа местности. По шоссе она составляет 4,5 т, по грунту — 2,5 т. Допустимая масса буксируемого прицепа — 3,6 т.

КПП

Механическая КПП автомобиля ЗИЛ-157 имеет шесть ступеней передач. Передаточные числа:

  • 7,44 на первой передаче;
  • 4,10 на второй;
  • 2,29 на третьей;
  • 1,47 на четвертой;
  • 1,00 на пятой;
  • на задней передаче — 7,09.

В зависимости от модификации передаточные числа могут отличаться. Переключение обеспечивается через напольный рычаг.

Дорожный просвет

Дорожный просвет составляет 31 см. В данном значении также следует учитывать тюнинг и улучшения автомобиля, которые могут повлиять на клиренс.

Модификации

Модификация ЗИЛ-157Модификация ЗИЛ-157

Модификация грузовика ЗИЛ-157 типа колун

За время серийного производства ЗИЛ-157 было выпущено множество модификаций. Основные из них следующие:

  • ЗИЛ-157К — модель, выпускаемая с 1961 года, в конструкции имелись детали и комплектующие от ЗИЛ-130;
  • ЗИЛ-157В — седельный тягач, был разработан почти одновременно с базовой моделью;
  • ЗИЛ-157КВ — модификация седельного тягача, выпускаемая с 1961 года;
  • ЗИЛ-157Ю — модель грузовика для тропического климата;
  • ЗИЛ-157Г — грузовик имел экранированное электрооборудование, с 1961 года также выпускалась модифицированная версия ЗИЛ-157КГ;
  • ЗИЛ-157Э — машина, предназначенная для экспорта;
  • ЗИЛ-157Е — специализированное шасси с двумя бензобаками по 150 литров;
  • ЗИЛ-157КД — стала базовой моделью с 1978 года, имела карбюратор К-88АЖ, некоторые комплектующие были унифицированы с ЗИЛ-130;
  • ЗИЛ-157КДВ — седельный тягач с 1978.

На базе шасси от ЗИЛ-157 был разработан бескапотный автобус «Прогресс». Производились пожарные машины ПМЗ-27 и ПМЗ-56А, а также машины типа колун и самосвал. Собственная модификация ЗИЛ-157 была и в Китае — JIEFANG CA-30.

Военное применение

Как и большинство грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИЛ-157 изготавливался и для армии, и для народного хозяйства. В первом случае особенно ценилось шасси грузовика, которое модифицировалось под различные нужды. Так на базе шасси разрабатывались пусковые установки систем залпового огня. Вариантов было несколько, однако значительных отличий в ТТХ они не имели.

Для инженерных войск имелась модификация с буровой установкой. Таковая использовалась для бурения скважин и колодцев, обеспечивая солдат питьевой водой при ведении затяжных боевых действий. Имелись и машины, рассчитанные для построения мостов и понтонных переправ.

До сих пор на военных складах остаются грузовики ЗИЛ-157 в различных модификациях. Всего за годы производства их было выпущено почти 800 тыс., многие образцы используются и в народном хозяйстве, особенно на лесозаготовках. Приобрести такой грузовик можно за 50-150 тыс. в зависимости от модели, хотя на вторичном рынке остались машины лишь 80-90-х годов выпуска.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

Зил-157 – самый лучший грузовой «проходимец» советской армии

Грузовой внедорожник ЗИЛ-157

Грузовой автомобиль ЗИЛ-157 стал настоящей легендой в СССР. Автомобиль, построенный на базе ЗИС-151, превосходит по проходимости не только грузовые автомобили тех лет, но и многие современные внедорожники. Если бы не двигатель автомобиля ЗИЛ-157, который в настоящее время является слишком устаревшим и маломощным, машина бы до сих пор состояла на службе в армии России.

Первые разработки грузового автомобиля повышенной проходимости были начаты на заводе ЗИС во второй половине 1940-х годов.

История появления ЗИЛ-157

ЗИС-151

Хотя Советская Армия успешно победила в Великой Отечественной войне, она до сих пор испытывала огромные трудности в связи с отсутствием мощного грузовика повышенной проходимости. ЗИС-151, серийный выпуск которого был налажен в 1948 году, не устраивал армию своей низкой проходимостью. Данный автомобиль строился на основе американских грузовиков, переданных СССР по ленд-лизу, и к концу войны был уже достаточно устаревшей и маломощной машиной.

Тяжёлые автомобили ЗИС-151 имели слабые моторы и маленький радиус колес, что значительно снижало их проходимость. Уже в процессе испытаний водители дали им прозвище «Утюги», так как проходимость по бездорожью была просто ужасной. Хотя ЗИС должен был превзойти свой американский прототип, его проходимость была значительно ниже, чем у оригинала.

Уже в 1946 году была проведена попытка создания автомобиля, которому суждено было стать ЗИЛ-157, но в те годы правительство решило, что дешевле будет создать военный грузовик на базе американского Студебекера. Данное решение затормозило разработку советской модели ЗИЛ-157 как минимум на 10 лет.

Многочисленные нарекания, поступающие из армии на ЗИС-151, заставили конструкторов вспомнить о прототипе ЗИЛ-157, который на испытаниях, проходивших в 1946 году, значительно опередил американский Студебекер по всем параметрам. Используя шасси прототипа, созданного в 1946 году, конструкторы завода ЗИС создали новый автомобиль, который, хотя и использовал в своей конструкции элементы ЗИС-151, являлся совершенно иной машиной. Автомобиль был назван «ЗИЛ», так как в 1956 году завод был переименован в завод имени Лихачёва.

Новая машина получила следующие изменения в конструкции:

  • Все мосты ЗИЛ-157 получили одинаковую колею;
  • Автомобиль получил схему полного привода, при этом передний мост грузовика был подключаемым;
  • Колёса стали односкатными, а шины ЗИЛ-157 очень широкими. Это было сделано для увеличения проходимости;
  • Общий вес автомобиля значительно снизился, что позволило снизить расход бензина и увеличить внедорожные качества.

Первая партия бортовых ЗИЛ-157 была выпущена в Москве в 1956 году, где они выпускались на протяжении 20 лет. В 1978 году производство было перенесено на автомоторный завод на Урале, где он выпускался вплоть до 1994 года.

Новые шины и система автоматической подкачки колёс

Шины для ЗИЛ-157

Для того чтобы увеличить проходимость ЗИЛ-157 по бездорожью, конструкторам потребовалось разработать совершенно новые шины, которые могли бы обеспечивать движение грузовика даже при пониженном давлении. Был дан спецзаказ на шинный завод, и в течение короткого времени появились новые шины, обладающие следующими характеристиками:

  • Высокой эластичностью;
  • Увеличенной шириной профиля;
  • Сниженным количеством слоёв корда;
  • Использованием специальных мягких сортов резины для изготовления внутренних слоёв шин.

Хотя снижение давления в шинах существенно ограничивало максимальную скорость машины (технические характеристики двигателя ЗИЛ-157 позволяли развивать скорость до 65 км/ч), тем не менее, по своей проходимости он не имеет серийных аналогов до сих пор. С максимально сниженным давлением в шинах, ЗИЛ мог двигаться со скоростью до 10 км/ч. Если грузовик всё же застревал, то его могла выручить лебёдка, которая устанавливалась на некоторые модификации.

С помощью системы автоматической подкачки колёс можно было выставлять различное давление в шинах при движении по разным типам грунта:

  • Давление в 2,8 кг/см2 устанавливается для движения по дорогам с твёрдым покрытием и позволяет двигаться с максимальной скоростью до 60 км/ч;
  • Если грузовому автомобилю предстояло двигаться по полю или лесу, давление в шинах снижалось до 2 кг/см2, а скорость должна была быть до 30-40 км/ч;
  • Если двигаться предстояло по пескам или целине после затяжных ливней, то давление снижалось до 1 кг/см2. Скорость при этом не превышала 20 км/ч;
  • Двигаться по болотистым или заснеженным участкам пути предстояло с давлением 0,5 кг/см2. Скорость в этом случае не превышала 10 км/ч.

Естественно, что расход топлива карбюраторного двигателя значительно увеличивался во время движения по бездорожью. Агрессивный «зубастый» протектор на шинах ЗИЛ-157 значительно снижал риск застревания и пробуксовок.

Компрессор подкачки способен не только менять давление в шине, в случае получения прокола, он дает возможность автомобилю доехать до места ремонта. Естественно, данный вариант возможен только при обычном проколе колеса. Если шина лопнет, никакой компрессор её не спасёт.

Изначально, система подкачки колёс размещалась на внешней стороне колёс, но это было достаточно ненадёжное место, так как элементы системы могли повреждаться в процессе эксплуатации ЗИЛ-157. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, систему подкачки установили на внутреннюю сторону колёс. Следующая модернизация, которая прошла в 1978 году позволила системе подкачки поднимать давление в шинах до 3,5 кг/см2 при движении на дорогах с твёрдым покрытием. Это позволило увеличить максимальную скорость до 65 км/ч.

Весьма интересно и необычно для того времени было организованно управление централизованной системой подкачки шин. Она управлялась непосредственно с места водителя и допускала менять давление в шинах прямо во время движения.

Особенности конструкции карбюраторного двигателя ЗИЛ-157

Двигатель ЗИЛ-157

Так как в основе конструкции лежал грузовик ЗИС-151, конструкторы учли все недостатки его карбюраторного мотора. Двигатель был недостаточно мощный для буксировки тяжёлых прицепов, имел повышенный расход топлива, при больших нагрузках постоянно перегревался. Кроме того, ресурс карбюраторного двигателя был небольшим, да и надёжность его не удовлетворяла потребителей, поэтому перед установкой на ЗИЛ-157 данный двигатель был серьёзно доработан и усовершенствован. Главные усовершенствования заключались в следующем:

  • Появилась новая алюминиевая головка, которая была установлена на блок, что позволило увеличить степень сжатия. Также был установлен усовершенствованный карбюратор. Все эти нововведения позволили увеличить мощность двигателя до 104 л/с;
  • В системе охлаждения появился новый радиатор и мощный вентилятор, который прогонял воздух через него. Благодаря этому усовершенствованию удалось разобраться с проблемой перегрева двигателя;
  • В системе смазки появился масляный насос новой конструкции;
  • Появились новые сальники коленвала;
  • Водяной насос получил новые уплотнения;
  • Силовой агрегат получил новую подвеску.

Все эти доработки значительно повысили ресурс двигателя и позволили снизить расход топлива на 8-20%, в зависимости от условий эксплуатации.

За всю историю выпуска ЗИЛ-157, его двигатель был подвергнут модернизации 2 раза. Первая модернизация состоялась в 1961 году, тогда у мотора увеличили мощность до 109 л/с. Второй раз мотор был модернизирован в 1978 году. Тогда двигатель частично унифицировали с мотором ЗИЛ-130.

Сейчас в продаже можно часто встретить ЗИЛ-157 дизель. Это самостоятельная доработка, которая к заводу не имеет никакого отношения. Дизельные двигатели часто устанавливаются на ЗИЛ-157 лесовоз, которые ещё можно встретить на лесозаготовках. Обычно устанавливается дизельный двигатель МТЗ или ЯМЗ.

Трансмиссия и эргономика ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 самосвал

На автомобили первых годов выпуска устанавливалась пятиступенчатая коробка передач с понижающей пятой передачей. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, понижающая передача была убрана.

В качестве раздаточной коробки использовалась стандартная раздатка ЗИС-151, которая подверглась глубокой доработке. Карданная передача тоже была переделана, а кожухи полуосей усилены.

Тормоза были установлены новой конструкции, а колёса стали крепиться на восьми шпильках.

Серьезные изменения произошли и в кабине. Теперь водительская кабина была оборудована отопителем салона, системой обогрева переднего стекла, регулируемым водительским сиденьем и прочими полезными мелочами. Если сравнить кабину ЗИЛ-157 с современными грузовиками, то кажется, что ни а каком комфорте не может быть и речи, но по сравнению с первыми послевоенными грузовиками, это был настоящий люксовый салон.

Хотя рулевое управление было лишено гидроусилителя, имеется неофициальная информация, что в середине 1980-х годов в армию была отправлена партия экспериментальных ЗИЛ-157, оснащённых гидроусилителем руля. Хотя многие просто модернизировали свои автомобили, устанавливая на них ГУР от ЗИЛ-131.

Краткие ТТХ грузовика ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 КУНГ

Автомобиль обладал следующими техническими характеристиками:

  • Длина составляет 6 684 мм;
  • Высота с тентом – 2 915 мм, без тента – 2 360 мм;
  • Ширина — 2 315 мм;
  • Полный вес составляет 10 190 кг;
  • Масса перевозимого груза зависит от того, по каким дорогам передвигается ЗИЛ-157. На дорогах с твёрдым покрытием он может перевозить до 5 тонн груза, по грунтовым дорогам – не более 2,5 тонн.

Расход топлива ЗИЛ-157 значительно ниже, чем у ЗИС-151 и составляет 40 литров на 100 км пути. Этот показатель может меняться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Реальные показатели расхода топлива, по отзывам современных владельцев ЗИЛ-157, составляют около 50 литров бензина на 100 км пути.

Модельный ряд ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 в камуфляжной расцветке

За годы производства было выпущено множество модификаций данной модели:

  • ЗИЛ-157 КУНГ, который использовался в армии. КУНГи были самые разнообразные, начиная от жилых модулей, заканчивая различными мастерскими и лабораториями;
  • ЗИЛ-157 самосвал, который использовался как в армии, так и в народном хозяйстве;
  • Седельный тягач ЗИЛ-157В;
  • ЗИЛ-157Г — специализированная военная модель с защитным экраном;
  • ЗИЛ-157Ю – модель для тропиков, которая имела увеличенный радиатор и модернизированную систему охлаждения.

Кроме того, после модернизаций 1961 и 1978 годов выпускались те же модификации, только модернизированные.

В настоящее время грузовики ЗИЛ-157 иногда ещё используются на лесозаготовках. Кроме того, небольшим, но устойчивым спросом пользуются КУНГи на базе ЗИЛ-157 у профессиональных охотников и рыбаков. Военный грузовик ЗИЛ-157 — очень харизматичный советский автомобиль, который неизменно привлекает всеобщее внимание на улицах.

Грузовик ЗиЛ 157 Захар — полная характеристика автомобиля. Технические параметры, Габаритные размеры. Отзывы владельцев

Тип авто

Бортовой автомобиль
Колесная формула 6×6
Полная масса авто, кг 10190
Полная масса автопоезда, кг нет данных
Допустимая нагрузка на переднюю ось , кг 2770
Допустимая нагрузка на заднюю ось , кг 7420
Грузоподъемность, кг 4500

Площадь платформы, м2

нет данных

Объем платформы, м3

нет данных
Масса снаряженного авто, кг 5540
Максимальная скорсть (км/ч) 60
Двигатель Зил-157КД
Мощность двигателя (л.с.) 80,2
Коробка передач механическая, 5-ти ступенчатая
Число передач 5
Передаточное число ведущих мостов 6,67
Подвеска рессорная
Размер шин 12,00-18
Топливный бак 150+65
Кабина капотной компоновки цельнометаллическая без спального места от ЗиЛ-151
Екологический тип

ЗИЛ-157: технические характеристики и фото

«ЗИЛ 157» (фото автомобиля представлены на странице), мощный грузовик, который выпускался в советское время на заводе имени Лихачева, с 1958 по 1991 год. Машина обладала характеристиками полноприводного вездехода, и поэтому серийный выпуск был ориентирован на обеспечение автотранспортом Вооруженных сил Советского Союза. При этом какое-то количество «ЗИЛ 157» использовалось в народном хозяйстве.

зил 157

Усовершенствования

В 1961 году модель была модифицирована и получила индекс «ЗИЛ 157К». В новой версии автомобиль выпускался до 1978 года, затем его производство перенесли на Уральский автозавод (УАМЗ), но уже под маркой «ЗИЛ 157КД». Новая машина отличалась от прежней более совершенной коробкой передач, надежным однодисковым сцеплением, хорошей осевой балансировкой с равномерным распределением нагрузки, а также телескопическими амортизаторами. Ходовые качества модифицированной модели также улучшились, скорость возросла с 60 до 65 километров в час. Обновленная версия некоторое время была недоступна для ознакомления, «ЗИЛ 157», фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.

Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта собирались из деревянных пластин, толщиной 20 и шириной 80 миллиметров. Для прочности продольная конструкция усиливалась поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Передний борт крепился неподвижно, а боковые и задний откидывались, тем самым полностью открывая платформу кузова. Таким образом, загрузка и выгрузка военного и любого другого имущества проводилась легко и быстро.

Из армии в народное хозяйство

Автомобиль «ЗИЛ 157КД» выпускался до 1991 года, при этом характеристики автомобиля не менялись, все технические параметры полностью отвечали требованиям эксплуатации. А поскольку в 1966 году на заводе имени Лихачева началось производство армейского вездехода «ЗИЛ 131», то поставки «ЗИЛ 157КД» в Вооруженные силы СССР частично прекратились. Машина все больше использовалась в гражданском строительстве, в колхозах, совхозах и лесном хозяйстве. Надежный, неприхотливый автомобиль повышенной проходимости стал незаменимым помощником в самых различных сферах.

зил 157 фото

Модель «ЗИЛ 157В», седельный тягач без кузова, был особенно удобным транспортом на лесозаготовках. Мощные тяговые характеристики позволяли использовать машину для перевозки длинномерных бревен.

Технические характеристики

Параметры основных узлов и агрегатов «ЗИЛ 157» отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина выпускалась для Советской Армии, для ее производства не жалели средств. Таким образом, «ЗИЛ 157», характеристики которого не нуждались в усовершенствованиях, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.

Автомобиль оснащался двигателем средней мощности и трансмиссией с пятью карданными валами, один из которых соединял раздаточный агрегат с коробкой передач, еще два передавали вращение на передний и средний мосты. Четвертый и пятый карданные валы соединяли средний мост с задним, через промежуточный подшипниковый узел.

Шины

Колеса «ЗИЛ 157» имели глубокий протектор направленного действия, практически исключающий пробуксовку. Впервые в отечественном автомобилестроении на грузовик была установлена система подкачки, регулирующая давление в шинах. Проколы и небольшие пробоины в колесах уже не влияли на ход машины, компрессор автоматически закачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. С водительского места также можно было включать механизм подкачки.

Шины «ЗИЛ 157», кроме всего прочего, были рассчитаны на движение по снежной целине или заболоченной местности. Для этого нужно было снизить давление до 0,7 атмосфер. Колеса оседали, их поверхность становилась шире. После прохождения сложного участка, шины вновь накачивались до нормального давления в 2,8 атмосфер.

двигатель зил 157

Система охлаждения

Блок цилиндров «Зил 157» с «рубашкой» закрытого типа. По контуру циркулировала охлаждающая жидкость. Радиатор был трубчатой конструкции, оснащенный вертикальными жалюзями. Шестилопастная крыльчатка вентилятора обеспечивает дополнительное охлаждение.

К конструктивным недостаткам системы охлаждения автомобиля «ЗИЛ 157» можно отнести чувствительность двигателя к низкой температуре. При минус 10 градусах приходилось применять специальные утепляющие кожухи для моторного отсека, поскольку система охлаждения не поддерживала нужную температуру. Впоследствии термостат был доработан, но термокожухи по-прежнему входили в комплектацию машины.

Двигатель «ЗИЛ 157»

  • рабочий объем цилиндров — 5 559 см/3;
  • тип — бензиновый, карбюраторный;
  • максимальная мощность — 109 л.с.;
  • число цилиндров — 6, расположение рядное;
  • диаметр цилиндра — 101,6 мм;
  • степень сжатия — 6,2;
  • охлаждение — антифриз;
  • материал — блок цилиндров чугунный, головка блока цилиндров алюминиевая;
  • режим работы — четырехтактный;
  • порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4;
  • топливо А-66, А-72.
зил 157 характеристики

Трансмиссия

Механическая коробка передач, пятиступенчатая:

  • модель 151;
  • переключение – напольное рычажное.

Передаточные числа:

  • пятая передача (прямая) – 0,81;
  • четвертая передача – 1,00;
  • третья передача – 1,89;
  • вторая передача – 3,32;
  • первая передача – 6,24;
  • задний ход – 6,70.

Коробка раздаточная, двухступенчатая:

Передаточные числа:

  • первая передача – 2,44;
  • вторая передача – 1,24;
  • главная передача ведущих мостов – одинарная, 6,67.

Габаритно-весовые характеристики

  • полный вес 10 190 кг;
  • длина 6 684 мм;
  • высота: полная, с тентом 2 915 мм, без тента 2 360 мм;
  • ширина 2 315 мм;
  • передняя колея 1 755 мм;
  • задняя колея 1 750 мм;
  • база колесная 3 665 + 1 120 мм;
  • дорожный просвет (клиренс) — 310 мм.
зил 157 мосты

Модификации

За время производства «ЗИЛ 157» было создано одинадцать базовых модификаций, которые выполняли определенные задачи. Кроме того, существовали автомобили специального назначения:

  • пожарная машина с танком для воды, емкостью 4,5 тонны, выдвижной лестницей и двойной кабиной для личного состава;
  • автомобиль с аварийно-генераторной установкой для снабжения электроэнергией временно обесточенных объектов.
  • модели с усиленным передним бампером для буксировки методом толкания;
  • автомобили, оснащенные лебедкой, предназначенные для вытаскивания застрявшей колесной и гусеничной техники;
  • базовая модель «ЗИЛ 157», выпуск 1958 года;
  • седельный тягач «157В»;
  • базовая модель с 1961 года, «157К»;
  • седельный тягач с 1961 года, «157КВ»;
  • базовая модель с 1978 года, «157КД»;
  • седельный тягач с 1978 года, «157КДВ»;
  • тропический вариант с расширенной системой охлаждения и объемным радиатором, «157Ю»;
  • экспортная модель «157Э»;
  • модель с защищенным оборудованием, экранированная — «157Г»;
  • модель с экранированным, защищенным оборудованием с 1961 года — «157КГ»;
  • модель специализированная с двойными топливными баками, общим объемом 300 литров — «ЗИЛ 157Е».

Всего было выпущено 797 934 автомобиля всех модификаций «короля бездорожья», как в народе называли «ЗИЛ 157».

автомобиль зил 157

Новый двигатель

Базовая модель 1978 года «157КД» оснащалась двигателем, унифицированным с мотором автомобиля «ЗИЛ 130». Была повышена степень сжатия с 6,2 до 6,5. Поршневую группу — гильзы цилиндров, поршни, комплект компрессионых колец, пальцы шатунные полностью позаимствовали у двигателя «130». Систему смазки кардинально изменили, масло теперь очищалось в центробежном фильтре.

Мощность водяного насоса была значительно повышена, установлен принципиально новый генератор переменного тока, малогабаритный, эффективный агрегат. Штатный стартер заменили на высокооборотистый, повышенной мощности. Обычный трамблер уступил место контактно-транзисторной системе зажигания. Обновленный двигатель устанавливался на «ЗИЛ 157КД» в Уральском филиале ЗИЛа.

«ЗИЛ 157», дизель

В период производства вездехода, дизельных силовых установок, которые выпускались бы в промышленном масштабе, не существовало. Поэтому в СССР все грузовики оснащались только бензиновыми моторами. Однако на «ЗИЛ 157» в принципе можно установить дизельный двигатель марки Д245-12С, для этого не нужно ничего переделывать, все крепления по стыковке мотора и коробки предач легко адаптируются. Необходимо только срезать задние штатные опоры и наварить кронштейны от «ЗИЛ 130» или «ЗИЛ 131». Однако при установке дизеля нужно быть готовым к ощутимой тряске всей машины, это единственный минус от такой модернизации.

запчасти зил 157

Мосты

Автомобиль «ЗИЛ 157», независимо от модификации, оснащается тремя однотипными ходовыми агрегатами. Это планетарные, полуосевые мосты, с дифференциалами. Передаточные числа шестерен идентичные для всех трех балок. Кронштейны крепления рассчитаны на элиптические рессоры, хотя подвеска может быть и маятниковой с пружинами и гидравлическими амортизаторами.

Достаточно жесткие условия эксплуатации «ЗИЛ 157», мосты которого испытывают основную нагрузку, заставили конструкторов искать решения, повышаюшие надежность подвесок автомобиля. Была разработана схема, достаточно простая и надежная, которая предусматривала установку гидравлических амортизаторов.

Все полуоси автомобиля стыкуются с чугунными барабанами, которые являются частью достаточно эффективной тормозной системы «157». Колодки из универсального материала «фередо» работали безупречно. Машина практически никогда не оставляла следы от протектора на дороге, остановка была плавной и без рывков, которые обычно сопровождают торможение большегрузных автомобилей.

Ремонт автомобиля

Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король бездорожья» иногда ломается. Однако нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти «ЗИЛ 157″есть в продаже в достаточном количестве. В советский период, параллельно с производством автомобилей, особенно грузовых, работали заводы по выпуску ремонтных комплектов. И, как правило, запасные части производились в огромных количествах, намного превышающих потребность. Это были издержки планового хозяйства, но именно благодаря им сегодня можно купить практически все, что нужно для ремонта автомобиля.

Грузовик ЗИЛ-157 технические характеристики и описание | Зил бычок

Одним из самых знаменитых советских грузовиков повышенной проходимости является ЗИЛ-157. Завод имени Лихачева начал выпускать этот автомобиль в 1958 году. В этом же году в Брюсселе на Всемирной выставке ЗИЛ-157 получил Гран-При.

Предназначался этот грузовик для нужд Советской Армии. В 1961 году автомобиль был модернизирован и стал называться ЗИЛ-157К. В 1978 году производство автомобиля было перенесено на Уральский автомоторный завод, который в то время был филиалом ЗИЛа. Грузовик получил новый индекс ЗИЛ-157КД. Производился легендарный грузовик до 1992 года, а отдельные экземпляры вплоть до 1994 года. За все время выпуска автомобиль нашел применение не только в Вооруженных Силах, но и в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, где требовались грузовики повышенной проходимости.

Прототипом ЗИЛ-157 стал автомобиль ЗИС-151, созданный после Великой Отечественной войны. К сожалению, этот трехосный грузовик получился хуже ленд-лизовского «Студебекера». Поэтому сразу после начала серийного выпуска ЗИС-151 началась разработка модернизированной версии ЗИС-157. Возглавил проектные работы главный конструктор завода имени И.В. Сталина А.М. Кригер. Доработка была направлена на повышение проходимости грузовика. Конструктора укоротили раму и сместили грузовую платформу к кабине. Машину оснастили колесами большего диаметра с износостойкими покрышками и установили систему многократного спуска-подкачки шин.

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Габариты, мм:
длина (без лебедки) — 6684
ширина — 2315
высота по кабине — 2360
база — 4225
клиренс — 310
Колея колес, мм:
передних — 1755
задних — 1750
Скорость макс., км/ч — 65
Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, мм — 12 000

Первые два доработанных грузовика были изготовлены в 1956 году. Испытания показали гораздо лучшую проходимость модернизированного грузовика. В серийное производство автомобиль пошел под обозначением ЗИЛ-157 из-за изменения названия автозавода в 1956 году.

Салон зил 157


Полная масса ЗИЛ-157 составляла 8 тонн 450 кг, высота автомобиля — 2360 мм, длина — 6922 мм, ширина — 2315 мм, база — 4225 мм. Грузовик способен был разогнаться до 65 км/ч. Расход топлива при скорости 40 км/ч составлял 42 литра низкооктанового бензина. Объем топливного бака составлял 150+65 литров. Это позволяло проехать до 510 км. Колесная формула ЗИЛ-157 6х6. Коробка передач пятиступенчатая, раздаточная коробка с двумя передачами.

Грузовик оснащался шестицилиндровым двигателем ЗИЛ-157К. Объем двигателя составлял 5,5 литра, мощность двигателя была 109 л.с. Особенностями этого двигателя стали такие новшества, как применение алюминиевой головки цилиндров, нижнее расположение клапанов, усовершенствованный карбюратор. Изменения коснулись и системы охлаждения, в которой появился обновленный радиатор и шестилопастной вентилятор. Обновились и узлы системы смазки. Изменения в двигателе позволили значительно уменьшить потребление топлива (от 7 % до 22% в зависимости от дорожного покрытия). Запуск двигателя производился легко в любых погодных условиях, после хранения или длительного простоя.

Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависела от дорожных условий. При движении по шоссе масса перевозимого груза ограничивалась 4,5 тоннами, а грузоподъемность грузовика во время движения по грунтовому покрытию составляла 2,5 тонны.

ЗИЛ-157 был способен преодолевать брод глубиной до 85 см, легко проходил песчаные участки, размытые проселочные дороги. При сниженном давлении в шинах до 0,5 кгс/кв.см. грузовик свободно передвигался по болотистой местности, глубокому снегу и бездорожью. Отличие этой машины от аналогичных грузовиков заключалось в том, что когда ЗИЛ-157 садился на раму, он был способен не зарываться вглубь, а ползти вперед, отталкиваясь колесами. Это было возможно благодаря плоской конструкции рамы грузовика.

Тюнинг зил 157


Все, кому доводилось водить ЗИЛ-157, с теплотой вспоминают эту машину. Особенно благодарны ей солдаты, принимавшие участие в вооруженных конфликтах. Главной особенностью этого грузовика являлась безотказная работа всех основных агрегатов, что позволяло сохранить солдатам жизнь и выполнить поставленные задачи.

Простота конструкции автомобиля позволяла производить практически любой ремонт в походных условиях. Ремонтопригодность ЗИЛ-157 позволила ему стать долгожителем и работать до настоящего времени.

За все время серийного производства в Советском Союзе было выпущено около 800 тысяч автомобилей ЗИЛ-157 разных модификаций. В Китае выпускалась прямая копия советского «короля бездорожья» под маркой Jiefang CA-30 и массово использовалась в Народной Армии Китая.

157 — характеристики, модификации, фото, видео, описание

Легендарный ЗИЛ-157 продолжает свое дело даже несмотря на то, что производство было закончено в 1992 году. Внедорожник впечатлит автолюбителей своими качествами и возможностями. У грузовика богатая история, он задействован не только в воинских частях, но и в хозяйстве. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

Внушительные размеры грузовика были отмечены заводом имени Лихачева как «ЗИЛ-157».Мир увидел новинку в 1958 году на выставке автомобильной техники в Брюсселе, Франция. В том же году появились первые модификации автомобиля, сошедшие с конвейеров одноименного завода.

Тогда модель использовалась как для гражданских, так и для военных нужд. Чертежи выполнены на базе уже существующей модели «ЗИС-151», но со значительными улучшениями. Именно от этой модели был взят макет кабины в соответствии с доработанными элементами.

Photo ZIL-157K Photo ZIL-157K

После четырех лет производства автомобиль был доработан, перераспределена осевая нагрузка, в результате чего индекс изменился на ЗИЛ-157К. В 1978 году автомобильный конвейер передали Уральскому автозаводу, а сама модель получила еще более длинное название «ЗИЛ-157КД».

В таком виде производство продолжалось до 1994 года. Автомобиль, как никогда, был и остается актуальным для наших дорог, так как проходимость автомобиля с тремя осями — на высоте.С момента окончания производства прошло уже более 20 лет, но до сих пор машина несет свою тяжелую службу во многих подразделениях народного хозяйства. Любители реставрируют старые автомобили и иногда находят для этой ретро-модели самое необычное применение.

Кабина и кузов

Модель имела трехсторонний кузов с возможностью открывания на три стороны, что облегчало процесс погрузки / разгрузки. Особую популярность в Советской армии ЗИЛ-157 приобрел благодаря проходимости и высоким показателям выносливости, что объясняет его массовое распространение.

В салоне предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопителя не было, вентиляция плохая. Кроме того, руки водителя подвергались значительным ударам колес.

Cabin salon ZIL-157 Cabin salon ZIL-157

На новом грузовике конструкторы постарались если не избавиться от недостатков полностью, то хотя бы частично улучшить эргономику кабины и рулевого управления. Сиденье водителя, отличающееся удобной посадкой, регулируется.За прошедшие годы кабина ЗИЛ-157 претерпела незначительные изменения, сохранив первоначальные характеристики. Это была цельнометаллическая конструкция, позволяющая свободно помещаться водителю и двум пассажирам.

На крыше имелся круглый люк. В перечень элементов приборной панели вездехода вошли переключатель поворотов, клапан стеклоочистителя, ручка управления жалюзи радиатора, манометр тормозной системы и манометр в шинах и небольшой прибор. панель.Спидометр занял почетное место на большом циферблате.

Датчики прочие и индикаторы рабочих систем машины:

  • Датчик температуры системы охлаждения;
  • Амперметр;
  • Указатель уровня топлива в баке;
  • Манометр для контроля системы смазки;
  • Лампа управления дальним светом фар;
  • Контрольная лампа указателей поворота;
  • Две лампы накаливания.

Под панелью краны для регулировки давления в шинах.Для управления грузовиком в кабине установлены педали газа, сцепления и тормоза, педаль стартера, ножной выключатель света.

Также были рычаги ручного тормоза, переключения передач, срабатывания переднего моста, управления лебедкой. Внешний вид машины тоже был интересным. Длинная и слегка заостренная буферная часть, широкие плоские крылья, одинарные колеса — все получилось очень гармонично.

Airborne ZIL-157 Airborne ZIL-157

Трехместная кабина имела высоту более 2 метров, окон в ней не было. Круглые фары разместили на боковых крыльях и прикрыли металлической решеткой.Основным цветом был хаки, так как большинство автомобилей производилось для нужд армии СССР. Кузов машины представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами жесткости, предохраняющими ее от истирания.

Доски собирались из деревянных пластин толщиной 20 мм и шириной 80 мм. Для прочности продольная конструкция была усилена поперечными балками с металлическими скобами. Передняя сторона была закреплена, а боковая и задняя стороны были наклонены, что полностью открывало платформу корпуса. Таким образом, погрузка и разгрузка военной и другой техники прошла легко и быстро.

Технические характеристики

Технические показатели «ЗИЛ-157», несмотря на то, что модель появилась еще в советское время, актуальны и сейчас. Автомобиль используется на Алтае, Крайнем Севере, Средней Азии, Украине и других странах не только постсоветского пространства. К тому же ключевое преимущество машины — высочайшая проходимость.

Силовой агрегат

Изменились двигатель ЗИЛ-157, технические характеристики и внутреннее наполнение автомобиля. Шестицилиндровый двигатель установили на новую головку из алюминиевого сплава, поменяли карбюратор, улучшили систему охлаждения.Новый масляный насос и изменение конструкции сальников коленчатого вала модернизировали систему смазки.

Трансмиссия

Автомобиль изначально был оснащен пятиступенчатой ​​коробкой передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года она была снята. На базе раздаточной коробки ЗИС-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение.

Карданная передача была полностью переделана, на средней оси закреплена промежуточная опора кардана заднего моста.Значительно усилены полуоси полуосей ведущих мостов, установлены ступицы и тормоза новой конструкции, колеса установлены на восьми шпильках.

Дизельный двигатель Д245-12С установлен в опытной эксплуатации.

Размеры и диски

Колесная база автомобиля подверглась значительной реконструкции. Вместо десяти колес, которые были на ЗИС-151, было всего шесть колес. И вместо двух запаски теперь одна.Специально были разработаны новые шины, внутренние слои которых были выполнены из мягкой резины, увеличена ширина профиля и уменьшено количество слоев корда. Давление в шинах было централизованным, а управление осуществлялось прямо с места водителя. Колеса «ЗИЛ 157» имели глубокий направленный рисунок протектора, практически исключающий пробуксовку.

Впервые в отечественном автомобилестроении грузовик был оснащен насосной системой, регулирующей давление в шинах.Проколы и небольшие проколы в колесах никак не повлияли на работу машины, компрессор автоматически откачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. Насосный механизм также можно было активировать с места водителя.

Для более комфортной езды по разным поверхностям (болота, пески и т. Д.) Появилась возможность изменять давление в шинах, увеличиваясь, а при преодолении препятствий возвращаясь в норму. Примечательно, что все процессы можно было проводить на ходу.

Грузоподъемность

  • Максимальная нагрузка по паспорту 4,5 тонны;
  • Прицеп — 2,5 тонны;
  • Автомобиль весит 5540 килограмм в полной комплектации.

Модификации

  • ЗИЛ-157 — стандартная версия;
  • ЗИЛ-157Б — классический седельный тягач;
  • ЗИЛ-157К — базовая версия с 1961 г .;
  • ЗИЛ-157КВ — базовый седельный тягач с 1961 г .;
  • ЗИЛ-157И — тропическая модификация;
  • ЗИЛ-157Г — модель с экранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-157КГ — вариант с экранированным оборудованием, поступивший в серию в 1961 году;
  • ЗИЛ-157Э — экспортная модификация;
  • ЗИЛ-157Е — спецверсия, оснащенная двумя бензобаками общей емкостью 300 литров;
  • ЗИЛ-157КД — базовая версия с 1978 г .;
  • ЗИЛ-157КДВ — базовый седельный тягач с 1978 года.
  • ПМЗ-27 — пожарная машина. Специально для этой модификации были спроектированы широкие задние двери для удобства спасателей.

В свое время данные об улучшениях модели не были доступны для просмотра. ЗИЛ-157, фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и всякая военная техника того времени.

Плюсы и минусы

Параметры основных узлов и агрегатов ЗИЛ 157 соответствовали самым высоким требованиям времени.Поскольку машина производилась для Советской Армии, на ее производство не жалели средств. Таким образом, «ЗИЛ 157», характеристики которого не нуждались в улучшении, а имели лишь некоторые недостатки, собирали на конвейерной ленте по классической схеме, годами не меняя технологии.

  1. Основным недостатком автомобиля является отсутствие гидроусилителя руля, но на популярность грузовика на отечественном рынке это существенно не повлияло.
  2. Одинарные колеса с формулой 6х6 и возможностью регулирования давления положительно сказались на повышенной проходимости грузовика — для этого нет препятствий даже в наше время.
  3. Автомобиль был оборудован лебедкой для самотягивания. Это отличает грузовик от его предка.
  4. Зимой кабину можно было отапливать, а летом проветривать — для автомобилей шестидесятых это был настоящий прогресс.
  5. Для ЗИЛ-157 расход топлива на 100 км составляет 42 литра бензина *, что является довольно плохой стороной автомобиля.
  6. Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король дороги» иногда выходит из строя. Однако нынешним владельцам вездехода беспокоиться не стоит, запчасти «ЗИЛ 157» продаются в достаточном количестве.

Суммируем

Всего за годы производства собрано почти 798 тысяч этих автомобилей. Использование ЗИЛ-157 внесло неоценимый вклад в развитие экономики страны. До наших дней сохранилось немного таких грузовиков, но они все еще существуют. Большинство из них находится в личном пользовании индивидуальных предпринимателей и в сфере малого бизнеса. В настоящее время существует даже такая услуга, как аренда автомобиля для любителей экстрима, чтобы они могли испытать качество грузовика в опасной и сложной местности.

Auto ZIL-157 1958 Auto ZIL-157 1958

И эта услуга пользуется большим спросом. Кого-то привлекают ностальгические воспоминания, а кого-то просто волнует. С учетом всего вышеперечисленного «ЗИЛ-157» еще не изжил себя, да и отдыхать не собирается. Цена на версии 80-х годов прошлого века в радиусе 50 000 — 80 000 российских рублей. Последние версии 90-х годов с пробегом стоят в среднем 120000-150000 российских рублей.

Советуем прочитать статью: ЗИЛ — история автогиганта

SIL-157 фото

ЗИЛ-157 внедорожник

Видеообзор

.

157 — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия тодавия но тиене уна страница ламада «Зил-157».


Busca Zil-157 en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (обучающие / руководства)
Wikiquote Викицитатник (цитаты)
Wikiviajes Wikisource (biblioteca)
Wikinoticias Викинотики (нотиции)
Wikiversidad Wikiversidad (Contenido académico)
Commons Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Викиданные (данные)
Wikiespecies Викивиды (особые виды)
  • Comprueba Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Zil-157» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Nuvola apps fonts.png Обратитесь к списку произведений искусства на «Зил-157».
  • Enlaces Busca las páginas de Wikipedia que tienen обволакивает «Зил-157».
  • ¿Borrada? Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. No son válidos textos tomados de otros sitios web o escritos que no cumplan alguna de esas condiciones.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *