Глухая резьба по дереву: Глухая резьба по дереву • Орнаментум

Содержание

Нижегородская глухая резьба по дереву

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 50Следующая ⇒

Нижегородская глухая (домовая, корабельная, бáрочная) резьба по дереву была распространена в декоре лобовых досок, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX века. Глухая резьба ведет свое начало от украшения волжских судов, что отрази-лось в ее втором названии – «бáрочная резь». По контуру рисунка – припороке – на гладко обструганную сосновую доску наносились иглой отверстия. Затем холщо-вым мешочком с истолченным углем – паузой – мастер пропорашивал рисунок, благодаря чему проступал контур изображения, и обводил его плотницким каран-дашом, а также намечал глубину рельефа. С помощью нескольких закругленных долот выбирался фон и создавался рельеф. Далее «выглаживалась» поверхность рельефа и наносились мелкие детали. После окончания резной работы доска по-крывалась олифой.        

   

 

Наибольшей концентрацией памятников глухой («корабельной», «барочной») резьбы обладали Нижегородский, Балахнинский и Городецкий уезды, в которых в конце XVIII – первой половине XIX в. было сосредоточено волжское судостроение. Характерно, что глухая резьба возникла в этих местах почти одновременно, что свидетельствует о тесных связях местных артелей.

Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на полую воду, судострои-тели с весны искали себе заработок по волжским деревням, вследствие чего прие-мы «корабельной» резьбы стали использоваться в жилом деревянном зодчестве Поволжья – ею украшали лобовые доски, лопатки и оконные наличники домов. Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних об-ластей – Костромской и Ивановской.

Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа бы-ла разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы – так называемые припо-роки – обычно хранились у руководителя артели.

По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отвер-стия. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.

В начале работы использовали нескольких закругленных долот, с помощью кото-рых выбирался фон и создавался рельеф. Края узора не оставляли острыми, прямо вырубленными, они слегка «заваливались», что делало узор более пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. На этой стадии работа не прекра-0щалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, сделать более выразительными мелкие детали – нанести жилки на листья, придать рельефность лепесткам цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок-берегинь. После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.

Источник culture.ru

 «Домовой» или «ангел». Фрагмент домовой барковой резьбы. Нижегородская область, Кстовский район, село Старое Ликеево (ныне несуществующее)

 

 

ДОМОВОЙ – 1. (англ. Goblin), божество домашнего очага, заменившее языч. Рода или Чура. Культ огня и почитания предков. Место Д. обычно под или за печ-кой…                                                                                                                     (47)

2.

 (Домовой, ХОЗЯИН, ДЕД, дедушка) — «домашнее» божество, по поверью, занима-ется жизнью всей семьи, которая живет сообща, под одной крышей. По представлени-ям  древних украинских, жил, как правило, на чердаке (на лежаке). Изображался (пред-ставлялся) обязательно обросшим густой шерстью. Голый Домовой — олицетворение несчастья, лишений, потерь, болезней и т.п. Отсюда обычай сажать молодых на вывер-нутый кожух, что означало «одеть» (задоб-рить) Домового, не впустить в дом молодо-женов нищеты – голого Домового и др. В большинстве древнеукраинских племен До-мовой был опекуном семейного очага, представал в виде огня, который назывался Де-дом домовым. Поэтому при переходе на новое жилье хозяйка украинская топила раз печь, после чего выгребала весь жар в чистый горшок, приговаривая: «Добро пожало-вать, дедушка, на новое жилье». В новом доме жар высыпался в печь.

По мифологическим представлениям надднепрянских украинцев, в Домового превра-щался уважаемый член семьи, который умирал. Согласно поверью, Домовой творил не только добро, а мог наказать (наслать болезни, неудачи, невзгоды)  тех, которые не-уважительно относились к своим усопших родственников (не заботились об их моги-лах, не поминали их т.п.), скупились угостить путника, помочь родственнику, соседу, погорельцам и т.д. После отмены язычества 988 г. Церковь сделала Домового обра-зом отрицательным.

 

ДОМОВИНА — это гроб по- нынешнему. Домовылись, это умерли, потому что поместили в домовыну, это гроб по-нашему. А жили в чём? В ХОРОМАХ, ТЕРЕМАХ. Ну, а самые гарные — в белых палатах.                                                        https://vk.com/sutinfa


ДОМОВЫЛИСЬ — это умерли, это умершие, которые в домовинах. А…????

 

ДОМОСТРОЙ — книга, свод советов и правил опредеделявших все стороны жизни русского человека.                                                                                                              (21)

приписывается священнику Сильвестру (современник Иоанна Грозного)                   (4…) 

ДОМОТКАНЫЕ ТКАНИ

 

Ватола (дерюга) — самая грубая толстая крестьянская ткань полотняного переплете-ния из пеньки; шла на мешки, покрытия возов и пр.
Изгребина — грубая ткань из вычесок, оческов, остатков пакли или льняного полотна.
Коломянка — пестрая шерстяная домашнего производства либо одноцветная льняная, фабриная, главным образом светлых тонов, иногда с добавлением пеньки ткань сарже-вого переплетения; шла на недорогие летние костюмы, офицерские кители и пр.


Китайка — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Мухояр — пестротканая ткань из льна с примесью шерсти или хлопка, окрашенных в пряже; шла на верхнюю одежду крестьян, мещан.
Пестрядь — ткань из остатков пряжи разного качества (лен, шерсть) или разного цвета, со слегка шероховатой поверхностью и характерно пестрым цветом, иногда в мелкую клетку; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Пониток — полусукно из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка; шла на народную верхнюю одежду.
Посконь — ткань из конопляного волокна, грубая, неокрашенная, находившая применение только в крестьянстве у бедняков.
Сермяга — грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета, армячина.                                                           #русские_традиции     https://vk. com/rtrclub                                       

ДОМРА — Одним из самых распространенных в XVII веке и любимых в народе инструментов была домра. Ее изготавливали и в Москве, и в других городах Руси. Среди торговых рядов существовал и «домерный» ряд. Домры были разных размеров: от малой «домришки» до большой «басистой», с полукруглым корпусом, длинным грифом и двумя струнами, настроенными в квинту или кварту.

ДОН — крупная русская река. Расположена в Европейской части России. Имеет длину 1870 километров. В Европе уступает по площади водосбора только Волге, Днепру, Дунаю и Каме. Исток Дона — ручей Урванка околоНовомосковска. Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря. На берегу Дона расположено несколько крупных городов, таких как Воронеж и Ростов-на-Дону.

Исток реки расположен на северных склонах Среднерусской возвышенности, у го-рода Новомосковска Тульской области.

Исток реки Дон, г. Новомосковск, Тульская область

На своем пути Дон обходит ряд геологических препятствий и четырежды резко ме-няет свое направление. Общее направление течения — с северана юг. Профиль русла Дона имеет небольшие, постепенно уменьшающиеся к устью углы наклона. Скорость течения — небольшая. Эта особенность отражена донскими казаками в эпитете названии реки — «тихий Дон». В песнях донских казаков река именуется — «Дон-батюшка», «наш тихий Дон-батюшка», тем самым ярко отражая харак-тер, величину и значение Дона. Принимая во внимание выработанность и величину долины Дона, ученые-гидрографы относят его к древнейшим рекам Европейской России (около 100 тысяч лет).

Долина реки имеет асимметричное строение, с тремя террасами. Правый коренной берег — высокий, местами достигает отметок 230 метров, а левый — отлогий и низменный.

У Дона более 5200 притоков, общей длиной около 60100 км. Всё вместе образует донской бассейн, площадью 422 000 км2, раскинувшийся в основном на плоской, слабо всхолмленной Восточно-Европейской равнине. Бассейн Дона относительно маловоден, так как лежит в лесостепных и степных природно-климатических зонах. Средний сток в устье составляет 935 м3/сек.

В Донской бассейн входят части территории Курской, Белгородской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской,Волгоградской об-ластей; полностью вся Липецкая, Воронежская,Ростовская области России; часть Харьковской, Донецкой; полностью Луганская область Украины; а по бассейнам южным притоков в нижнем течении — небольшие участки Краснодарского, Став-ропольского краев и северо-западная часть Калмыкии. Бассейн Дона относительно маловоден, так как лежит в лесостепных и степных природно-климатических зо-нах.

Крупнейший приток Дона — Северский Донец с длиной 1053 километров. Он имеет собственный бассейн 99,5 т. км2 состоящей из 2494 притоков с общей дли-ной 26770 километров. За ним следует река Хопер длиной 1008 километров. В его бассейне 1329 притоков общей длиной 15510 километров. Другие известные и относительно крупные притоки Дона — реки Воронеж, Иловля, Западный Маныч.

2. Название Дону дали в глубокой древности скифо-сарматские племена, на чьем языке это слово означало просто «река». Древние греки называли его «Танаис» и считали границей между Европой и Азией.

В раннем средневековье Дон стал для наших южных соседей «рекой славян», или «Русской рекой». Уже во второй половине IX века русские купцы вели здесь оживлен-ную торговлю с арабским Востоком. С тех пор ласковое имя «Дона-батюшки» нераз-рывно связано с историей России.

Святослав первым из русских государей попытался утвердиться на Дону, разорив в 967 году стоявшую на его берегах хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу).

В XI–XII веках на Дону появились многочисленные русские поселения. С XV века Дон сделался для Руси основным торговым путем в Крым. Чуть позже в его низовьях обосновались казаки, состоявшие большей частью из беглых крестьян и холопов. Петр I мечтал о выходе России к Черному морю, для чего построил на Дону, в Воронеже, первую русскую флотилию, взял (и упустил) Азов. Окончательно все течение Дона было утверждено за Россией в царствование Анны Иоанновны (1736).

За истекшую тысячу лет тихие воды Дона качали быстрые ладьи Святослава, казачьи струги Степана Разина и галеры Петра I, из него черпали шеломами храбрая дружина князя Игоря и непобедимые полки Дмитрия Донского. На его берегах лилась кровь добровольцев Белой гвардии и казачества, кипели гигантские стройки пятилеток, ляз-гали гусеницы немецких танков. Плавное течение Дона – словно полноводный ход самой русской истории.

Интересные факты:

Дон появился на Земле примерно 23 миллиона лет назад в виде каньона, как все моло-дые реки. Каньон этот прорезал плоскую равнину в пределах современной Окско-Дон-ской низменности, которую оставляли моря, постепенно отступавшие на юг. Повиди-мому, эта река, палео-Дон, собирала воды всей Русской равнины. Русло палео-Дона прослеживается восточнее Москвы.

Дон – река в Европейской части России. Длина 1870 км. Площадь бассейна 442 500 кв. км. Амплитуда колебания уровня воды достигает 8—13 м. Берет начало на Среднерус-ской возвышенности в Тульской области. Впадает в Таганрогский залив Азовского моря. Судоходен от устья до г. Воронежа. Притоки: Непрядва, Красивая Меча, Сосну, Черная Калитва, Хопер, Северский Донец и др. Соединен с Волгой Волго-Донским судоходным каналом. На Дону находятся гг. Волгодонск, Калач-на-Дону, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Азов и др.

У нашего «батюшки-Дона» есть две младшие тезки в Англии: pека Дон (Don) в шот-ландском графстве Абердин, длиной 132 км, и одноименная река в английском граф-стве Йорк, длиной 112 км.

У древних греков и римлян низовья Танаиса (Дона) слыли местом обитания легендар-ных амазонок. Эти женщины-воительницы попали и в наши былины, которые часто повествуют о схватках русских богатырей с удалыми наездницами-«поляницами».

В 1957 г. на экраны страны вышла выдающаяся кинотрилогия С. Герасимова «Тихий Дон» – экранизация гениального романа М. Шолохова. В фильме был занят велико-лепный актерский ансамбль: Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, Михаил Глузский, Зинаида Кириенко.

В Воронежской области протекают две реки с именем Девица, обе впадают в Дон, и обе имеют притоком реки с именем Россошка.

Дон в источниках и литературе:

Если русы отправляются по Танаису – реке славян, то проезжают мимо Хамли-джа, города хазар, правитель которого взимает с них десятину.
                                                                          Ибн Хордадбех, арабский историк IX века

Дон-река три дня кровью текла.                                      Сказание о Мамаевом побоище

Река Дон вытекла из Иваня озера, от Дедилова верст с 30, и потекла под Епифань.
Дон в «Книге Большому Чертежу», 1627 год


Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона.
М. Шолохов. Тихий Дон

***
Не сохами-то славная землюшка наша распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.


Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,

Старинные казачьи песни
Дон


Блеща средь полей широких,
Вон он льется!… Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
А.С. Пушкин

***
Там, за Непрядвою, за Доном
Где нынче вызрели хлеба,
В большом бою ожесточенном
Решалась и моя судьба.

Там, уминая супостата,
Дружины русских полегли…
На их крови взросли когда-то
Трава-полынь и ковыли.

Не потому ли и поныне
Еще хранит моя земля
И этот горький дух полыни,
И скорбный шелест ковыля…


Н. Старшинов                                                       http://www.livejournal.com/

 

⇐ Предыдущая36373839404142434445Следующая ⇒


Читайте также:



Алгоритмические операторы Matlab

Конструирование и порядок расчёта дорожной одежды

Исследования учёных: почему помогают молитвы?

Почему терпят неудачу многие предприниматели?



Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.005 с.)

Нижегородская глухая резьба по дереву

Большой и важной частью отечественной культуры является декоративно-прикладное искусство. Оно является хранилищем информации об истории народной культуры, быте людей разных времен, традициях, передаваемых из поколения в поколение. Воздействие на картину миру ребенка тем больше, чем больше возможность увидеть, потрогать, услышать, т.е. задействовать различные органы чувств. На этом фоне происходит воспитание нравственных и эстетических чувств, развитие воображения, художественного вкуса, обогащение словарного запаса яркими, запоминающимися словами. Всему вышеперечисленному с успехом может служить глухая нижегородская резьба. 

Нижегородский край знаменит своими талантами и беспрекословным соблюдением традиций. Именно здесь сосредоточена примерно треть всех народных художественных промыслов России. Так исторически сложилось, что русские мастера уделяли особое внимание резьбе по дереву. 

Второе название нижегородской резьбы по дереву – «глухая», «корабельная» или «барочная». Ее корни уходят в середину XVIII-начало XIX века, когда с помощью такой рези украшали волжские суда. Глухим этот вид резьбы окрестили потому, что он не предполагал никаких сквозных отверстий.

Другие отличительные черты – крупность, сочность, необходимость рассматривания с большого расстояния, выразительность и символизм. Самые распространенные орнаменты включали символы цветущей природы – звери, птицы и цветы, символизирующие щедрость и плодородность земли. Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. То бишь, эти узоры были не просто украшением – они несли мощный магический характер. Резьбой украшали наличники, ставни, подзоры, ворота. При этом народные умельцы использовали различные мотивы родной природы и образы мифических, сказочных существ: русалок, сиринов с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львов с ветвью в лапах, чудесных птиц. 

Сама традиция вырезать в качестве декора дома травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.

Одним из самых узнаваемых и любимых элементов домовой резьбы на Нижегородчине является «Фараонка». По местной легенде, «фараоны» (египтяне), преследовавшие евреев при переходе через Красное море, утонули, но не умерли, а превратились в морских чудовищ. Поэтому «фараонкам» нередко придавали мужские черты лица, хотя и изображают их с женской грудью. Иногда им даже добавляли курительные трубки. 

Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех, или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С.Удалов, А.С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы.

Нижегородский уезд был районом наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву – в итоге с кораблей этот декор перекочевал на избы. Дело в том, что зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов, гармонирующий с архитектурно-ландшафтным решением и придающий им праздничный вид. Особое внимание уделялось оформлению наличников, т.е. оконных проемов здания, ведь именно они являются лицом дома и его визитной карточкой. Двустворчатые, распашные ставни, и боковые части наличника украшались скромно. Особый интерес представляет фигурное изображение на доске «очелья» ( верхняя часть наличника). Выполнение «глухой» резьбы было доступно далеко не всякому, а лишь мастерам высокой квалификации, знающим свойства дерева, умеющим работать целым набором полукруглых долот – главными в этом виде резьбы инструментами. Работали артелью, главный в которой был обычно и её художественным руководителем. У него имелись рисунки резьбы, так называемые «припороки». По контурам рисунка были нанесены иглой отверстия. Поэтому, когда рисунок накладывали на гладко обструганную сосновую доску, обычно толщиной 4 – 6см., и мастер припорашивал его холщовым мешочком с истолчённым углем – «паузой», на доске отчётливо проступал весь контур фантастической ветви или чудо – зверя. Рисунок обводили плотницким карандашом, затем по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа, и резчик начинал работать несколькими закруглёнными долотами, выбирая фон и создавая рельеф. Но мастер не оставлял острыми, прямо вырубленными края узора. Он «заваливал» узор, делал его более мягким, пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. Но и на этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, нанести мягкие детали – жилки на листья, сделать более рельефными лепестки цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок – берегинь. На этом кончалась резная работа: доска 2 – 3 раза покрывалась олифой (в целях консервирования) и иногда раскрашивалась. Технику нижегородской «глухой» домовой резьбы удалось установить исследователю народного искусства М.П.Званцеву, со слов бывшего резчика Василия Михайловича Попова из села Владимирского Борского района в 1929году. 

Над «глухой» нижегородской резьбой работали мастера – виртуозы, каждый из которых в совершенстве знал дело, был подлинным художником, вносившим в традиционный узор резьбы свои детали. Гордые своим мастерством, эти народные художники оставили нам свои имена Михаил Малышев д. Малые Вишенки, Фёдор Конкин, Александр Родионов, А. Молодцов 1889г. д. Бешенцево, С.Д. Удалов 1872г. Кстовский р — н. Как мы видим, народная резьба далеко не безымянна, лучших мастеров знали при жизни, помнят и сейчас. Ведь рассказывали о мастерах резьбы, помогали расшифровывать их инициалы именно жители тех сёл, где ставили они свои замечательные дома.

Глухая резьба просуществовала до начала XX в. , так как уже в конце XIX в. появляется «пропильная» техника, более легкая в исполнении. Но еще можно встретить в Нижегородской области старые дома с глухой резьбой, а отдельные ее образцы, собраны и хранятся в музеях. Современное направление художественной резьбы по дереву развивается на фабрике «Семеновская роспись» в г. Семенове. Здесь возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши и вазы и поставки — цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического и растительного характера. 

Нижегородская область — древняя земля, давшая нашему народу удивительных мастеров деревянной игрушки, которая по праву является ярким и оригинальным явлением в российском народном искусстве.

Во все времена мастеров нижегородской резьбы по дереву очень ценили, ведь они были настоящими художниками, освежающими традиционный узор своими деталями. Память о них сохранилась благодаря местным жителям, помогающим расшифровывать инициалы на собственных домах. На сегодняшний день в Нижегородской области существуют как целые тематические заводы, так и резчики-одиночки, почитающие как классический декор, так и свободный современный стиль. Все они в своих работах сохраняют красивую текстуру и естественный цвет дерева, а также существенно обогащают форму предмета.

В настоящее время резчиков-специалистов нижегородской резьбы не так много. Увлечённые люди, овладевшие старинным ремеслом, внимательно изучают сохранившиеся образцы наличников и декоров ворот и помогают в их восстановлении. Много образцов сохранилось в Городце, городке в Нижегородской области.

Ценные экземпляры есть в хранилищах музеев. Там резные доски хранят с соблюдением температурного и светового режима. 

Такая резьба теперь считается памятником культуры. В 1920-е —30-е годы в Приволжских землях велось переустройство и при этом безжалостно уничтожались целые поселения, а вместе с ними и образцы народного искусства. Но, благодаря научным работникам ряда музеев, образцы резьбы удалось сохранить. Например, Государственный исторический музей хранит в своих фондах экспонаты, привезённые из экспедиций в Нижегородскую область. Именно благодаря им, мы сейчас имеем возможность знакомить современных детей с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства нашей страны.

 

Какие бывают виды резьбы по дереву? Узнайте о них здесь – Schaaf Tools

Какие бывают виды резьбы по дереву?

Ремесло резьбы по дереву включает в себя широкий спектр техник, которые дают все, от полезной домашней утвари до богато украшенного и детализированного декора, предметов коллекционирования или мебели. Некоторые формы обрабатываются на одной стороне плоской плиты или деревянной панели. В других резчик работает со всех сторон дерева. Каждый тип имеет свои особенности и фокусируется на различных разрезах или техниках.

Широкий выбор электроинструментов позволяет столярам вырезать, детализировать, шлифовать и полировать древесину, превращая ее в прекрасные детали. Тем не менее, в этой статье основное внимание уделяется инструментам и методам ручной резьбы по дереву. Единственными необходимыми инструментами для резьбы по дереву являются небольшие ножи, стамески и стамески.

Что отличает один вид резьбы по дереву от другого?

Различия между типами резьбы по дереву заключаются в используемых методах и инструментах, а также в деталях, изготавливаемых каждым типом. В этой статье мы сравниваем и сопоставляем 6 распространенных типов резьбы по дереву, обращаясь к уникальным аспектам этого стиля резьбы, инструментам, которые требуются для каждого из них, и типам предметов, которые обычно изготавливаются каждым типом резчика.

 

Строгание

Люди часто приравнивают ручную резьбу по дереву к строганию, а некоторые резчики учатся основам резьбы по строганию.

Что такое строгальный нож? Для некоторых стандартный карманный нож или швейцарский армейский нож работает как инструмент для строгания. Другие используют специальные ножи для резьбы по дереву с большими ручками и более короткими лезвиями, чтобы помочь резчикам вырезать крутые изгибы и мелкие детали в своих изделиях. Также стоит отметить, что некоторые сторонники строгания считают, что «настоящий» нож для строгания должен иметь 3 лезвия и 2 пружины.

Резчики часто вырезают маленькие фигурки или сувениры. Некоторые включают мало деталей и оставляют свои проекты «грубыми». Другие включают мелкие детали, а затем шлифуют и заканчивают свою работу.

Резьба по дереву

Резьба по дереву сосредоточена на практичных предметах домашнего обихода, вырезанных из цельного куска дерева. Обычные предметы включают кухонную утварь, такую ​​как ложки, миски и кубки, а также корзины, игольницы и трубки. Детали из дерева часто обтачивают на ручном токарном станке, а иногда используют сырую древесину.

Если вы хотите начать резьбу по дереву, вам понадобится только базовый набор инструментов для резьбы по дереву и средство для их заточки. Этому ремеслу относительно легко научиться, и оно позволяет получить привлекательный, полезный и долговечный предмет.

Lovespoon Carving

Слова «любовь» и «ложка» описывают ключевые аспекты этого типа резьбы. Любовная ложка — это деревянная ложка. Традиционно жених вырезал любовную ложку, чтобы выразить свою любовь и серьезность своих намерений.

Поскольку это были буквально ложки, любовные ложки служили практическим целям. Однако, поскольку они также представляли любовь и привязанность, любовные ложки обычно были замысловато вырезаны и содержали множество символов, таких как сердца, голуби и кольца.

Сегодняшние любовные ложки с резьбой по-прежнему отличаются замысловатым дизайном, высокой декоративностью и символизмом. Но резьба по ложкам больше не является исключительной прерогативой юных влюбленных. Резчики обоих полов и всех возрастов теперь делают эти прекрасные изделия, которые в основном предназначены для украшения, а не для обожания.

Плоская резьба

Людям, которые любят вырезать фигуры, идеально подойдет плоская резьба, также известная как скандинавская плоская резьба. Плоские фигуры обычно представляют собой карикатуры на людей или животных. Они вырезаны на больших плоских плоскостях и обычно остаются шероховатыми. Следы инструмента остаются, а края не закруглены и не отшлифованы.

Готовые изделия обычно окрашиваются в реалистичные цвета и используются в качестве декоративных элементов по всему дому.

Основным инструментом резчика по плоской поверхности является разделочный нож. Начинающие резчики, которые учатся хорошо пользоваться ножом, могут создавать красивые деревянные карикатуры. Эта особенность делает плоскую резьбу привлекательной для столяров с ограниченным бюджетом.

Стружкодробление

Стружкодробление выполняется на одной стороне плоского куска дерева. Резчики «откалывают» кусочки дерева, чтобы сформировать рисунок на поверхности дерева. Общие размеры дерева не меняются, за исключением случаев, когда на дереве вырезается рисунок или рисунок.

Резьба по стружке отличается тем, что она обычно включает в себя геометрические узоры и часто выполняется на существующей детали, такой как коробка, край стола или ножка стула. Для резьбы по дереву также требуется всего несколько инструментов для резьбы по дереву, помимо разделочного ножа с коротким лезвием и ножа, поэтому начать резьбу по дереву относительно недорого.

Рельефная резьба

Как и стружкодробление, рельефная резьба выполняется на плоском куске дерева. При выполнении рельефной резьбы столяр вырезает слои дерева до тех пор, пока рисунок не обретет глубину и тени. Глубина резьбы определяет, является ли резьба барельефной, горельефной или глубокой. Глубокая рельефная резьба, которая включает в себя несколько слоев и часто бывает довольно сложной, вырезана на глубину более двух дюймов и включает значительное количество штриховки.

Резчики по рельефу обычно рисуют детализированное многослойное изображение на куске дерева. Они используют различные ножи для резьбы, а также несколько стамесок и стамесок, чтобы добиться необходимой детализации и глубины.

Типы, которые мы не включили

Поскольку мы уделяем особое внимание ручной резьбе, мы отказались от резьбы бензопилой, несмотря на то, что она популярна и своеобразна. Мы также не включили несколько менее популярных видов резьбы по дереву, но, возможно, вернемся к ним в будущем. Чтобы быть в курсе последних новостей о резьбе по дереву, присоединяйтесь к нашему сообществу, подписавшись внизу этого поста.

Независимо от того, какую резьбу вы выберете, необходимо соблюдать несколько правил.

Берегите руки. Чтобы хорошо работать, ваши инструменты для резьбы по дереву должны быть очень острыми. Даже с острыми инструментами вам придется приложить немало усилий при резке. Одно движение ножа может серьезно повредить вашу руку. Соблюдение правил безопасного карвинга и/или ношение перчаток для карвинга снижает вероятность получения травм.

Берегите глаза. Удаление кусочков дерева является сутью любого типа резьбы, поэтому защитные очки имеют смысл. Они обеспечивают превосходную защиту от переносимой по воздуху древесной стружки или щепок.

Поддерживайте остроту инструментов. Острые инструменты режут легче и делают более четкие и аккуратные срезы. Хотя это кажется нелогичным, острые инструменты также безопаснее в использовании. Использование тупых инструментов для резьбы по дереву приводит к большему количеству несчастных случаев.

Выберите не слишком сложный проект. Выбор проекта резьбы, который выходит за рамки ваших навыков резьбы по дереву, может привести к разочарованию. Часто проект остается незавершенным. Иногда отчаявшийся резчик вообще отказывается от своего ремесла. Независимо от того, выберете ли вы резьбу по дереву, резьбу по дереву или другой тип, который мы упомянули, будет разумно взяться за то, что вы можете разумно закончить.

Ответ зависит от ваших интересов, времени, которое вы можете посвятить резьбе, и вашего бюджета на инструменты и аксессуары для резьбы по дереву. Прочитайте наши резюме.

  • Какие виды резьбы вам сразу нравятся?
  • Какие аспекты вы находите особенно привлекательными?
  • Ваша личность склонна к практичности или декоративности?

Ответы на эти вопросы помогут вам выбрать несколько типов и избежать других.

Совместите эти соображения с вашим бюджетом и временными ограничениями. Это приведет вас к «лучшему» типу резьбы по дереву — по крайней мере, на данном этапе вашей жизни. Вы всегда можете расшириться, откуда бы вы ни начали!

Чтобы начать работу с инструментами, ознакомьтесь с нашим руководством по лучшим инструментам для резьбы по дереву для начинающих.


10 советов, как начать строгать древесину как профессионал

Стрижка дерева стала хобби с тех пор, как повсюду валялись палки и острые предметы для придания им формы. Стрижка передавалась из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. И самое замечательное в строгании дерева то, что для начала требуются минимальные инвестиции и небольшие навыки.

Каждый редакционный продукт выбирается независимо, хотя мы можем получать компенсацию или партнерскую комиссию, если вы покупаете что-то по нашим ссылкам. Рейтинги и цены точны, а товары есть в наличии на момент публикации.

1 / 10

ШТРАУС DMYTRO/Shutterstock

Лучшая древесина для строгания

Для строгания подойдет почти любая древесина. Если вам не терпится начать, просто найдите палку или кусок дерева и начните резать. Если вы хотите начать с предварительно распиленной древесины, купите блоки и придерживайтесь хвойных пород. Твердость древесины оценивается с использованием шкалы твердости древесины Янки, поэтому вам нужно искать что-то вроде липы, которая находится ближе к низу. Липа также широко используется для строгания, сосны и кедра.

2 / 10

Vince Rielly/Shutterstock

Нож для строгания

Самый простой нож для строгания дерева — карманный. Его легко носить с собой, и у него есть другие функции. К тому же, в отличие от специальных ножей, карманные ножи можно найти практически где угодно. Карманные ножи с несколькими различными лезвиями могут разнообразить ваши нарезки. Просмотрите лучшие строгальные ножи для любого бюджета, потребностей и уровня опыта.

3 / 10

Предоставлено Л. Демарестом

Серьезный разделочный нож

Серьезные, но недорогие разделочные ножи имеют большую рукоятку для большего контроля и обычно дольше остаются острыми, чем обычный карманный нож. Их также, как правило, легче затачивать, и они лучше подходят для точной работы, такой как перья и клювы. Просто будьте осторожны, потому что это фиксированные лезвия. Вы можете подумать о том, чтобы надеть старую винную пробку на конец в качестве защиты.

4 / 10

Предоставлено Л. Демарестом

Специальные ножи для резьбы по дереву

Как и любое хобби, строгание дерева может сопровождаться набором принадлежностей. Нож с изогнутым лезвием, как показано выше, полезен при вырезании ложек. Изогнутое лезвие помогает разрезать чашу ложек и половников. Затачивать труднее, чем прямые ножи, но с изогнутыми резами справляется быстро.

5 / 10

Предоставлено Л. Демарестом

Отточить тупым ножом

Старая аксиома при использовании любого лезвия гласит, что тупое лезвие режет быстрее, чем острое. Эта мысль поначалу противоречит здравому смыслу, но связана с силой, необходимой для выполнения разреза. Чем сильнее вам приходится нажимать или тянуть, чтобы удалить лишнюю древесину, тем с большей силой лезвие может ударить вас, если соскользнет. Когда вы заметите, что порез становится тяжелее, остановитесь и заточите лезвие.

6 / 10

Фант/Шаттерсток

Точильный камень или строп

Итак, вы остановились, чтобы заточить лезвие во время строгания дерева. Отлично, но что вы используете? Это, безусловно, может быть личным предпочтением, но есть два основных лагеря: стропы или камни. Как правило, те, кто использует карманный нож, используют камень, а те, кто использует разделочный нож, используют кожаный ремешок, как показано здесь. Ремень можно сделать самостоятельно, приклеив часть ремня к деревяшке. Проведите лезвием вперед и назад несколько раз под небольшим углом (от 10 до 20 градусов).

7 / 10

Photoschmidt/Shutterstock

Обрезка

Вам, возможно, говорили всегда отрезать от себя, и да, в целом это хорошее правило. Однако при строгании дерева несколько надрезов требуют, чтобы вы пилили по направлению к себе. Грубый пропил — это жесткий пропил, при котором удаляются большие куски. Толчок большим пальцем использует большой палец второй руки, чтобы направлять лезвие во время резки. Порезы для очистки, как если бы вы чистили яблоки, — это тянущие порезы, направленные к вам и вашему большому пальцу. Может потребоваться немного практики, чтобы сделать эти разрезы правильно.

8 / 10

Предоставлено Л. Демарестом

Перчатки для строгания

Существует несколько перчаток, которые защитят вас, когда вы строгаете дерево. Один из моих фаворитов — перчатка с защитой от порезов с кевларовой ладонью. Довольно сложно навредить себе, надевая один из них. Также довольно сложно чувствовать древесину и манипулировать ножом. Старожилы не надевают никакой защиты, когда строгают дерево. Тем не менее, вы можете чувствовать себя более комфортно, начав с чего-то, что защитит ваши пальцы.

9 / 10

Любезно предоставлено Л. Демарестом

Проекты по строганию для начинающих

Помимо очевидных вещей, таких как палки и черви… другие животные, такие как простые птицы, являются отличными проектами по дереву для начинающих. Существует множество наборов для строгания дерева, в которых есть контуры и основные планы. Найдите то, что вас заинтриговало, просто не начинайте с того, что требует большого количества деталей. Вы повысите свой уровень мастерства по мере практики. Попробуйте идти слой за слоем, набрасывая тело, а затем перерисовывая линии, чтобы сделать более мелкие детали.

10 / 10

EvengiiAnd/Shutterstock

Где строгать

Стрижка древесины хороша тем, что ею можно заниматься где угодно. Все, что вам нужно, это нож и палка. Идиллическое видение строгания дерева заставляет вас сидеть на заднем крыльце, пока солнце садится, болтая с другом или ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *