Гибель хвойных деревьев вокруг некоторых городов вызывается – Гибель хвойных деревьев вокруг некоторых городов вызывается …

Школьный этап 6-7 класс 2013 год

0

Всероссийская олимпиада школьников 2013.

Школьный этап. Экология.

5-6 классы

Продолжительность олимпиады 1,5 часа

 

I. Расшифруйте следующие термины:

 

  1. Экология —
  2. Охрана природы —
  3. Фенология —
  4. Суккуленты —
  5. Красная книга —

 

 

II. Тестовые задания

 

1. Термин “экология” ввел:

а) Линней;        

б) Ламарк;        

в) Гумбольдт;    

г) Геккель.

 

2. Процесс, в результате которого из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород, называется:

а) фотосинтезом;

б) круговоротом органических веществ;

в) фотопериодизмом;

г) зоохорией.

 

3.В распространении плодов дуба участвуют:

а) клесты;

б) вороны;

в) соловьи;

г) сойки.     

 

4. Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег, чтобы:

а) искать пищу;

б) защищаться от холода;

в) отложить яйца;

г) укрыться от хищников.    

 

5. Выберите группу организмов характерную для степи:

а) кедровка, бурый медведь, куница;

б) суслик, сайгак, дрофа;

в) полярная сова, лемминг, песец;

г) анаконда, какаду, водосвинка.

 

6. Яркая полосатая окраска зебры является:

а) предупреждающей;

б) расчленяющей;

в) отпугивающей;

г) привлекающей.

7. После пикника в лесу следует:

а) весь мусор сжечь;

б) органику сжечь, пластик закопать;

в) органику закопать, пластик сжечь;

г) органику закопать, пластик унести. 

 

8. Подорожник встречается только на грунтовых дорогах, тропинках, или в непосредственной близости от них, это объясняется тем, что:

а) подорожник не переносит затенения;

б) семена подорожника переносятся с места на место, прилипая к ногам вместе с мокрой грязью;

в) подорожник неспособен расти на рыхлой почве;

г) подорожник не выдерживает конкуренции с луговыми и лесными травянистыми растениями.

 

9. Гибель хвойных деревьев вокруг некоторых городов вызывается:

а) перевыпасом скота;

б) массовым туризмом;

в) недостатком влаги;

г) загрязнением  воздуха и почвы. 

 

10. Плодородие почвы определяется количеством:

а) минеральных веществ;

б) гумуса;

в) живых организмов;

г) воды.  

 

 

III. Ситуационные задания

1. Зимой на реках и озерах во льду пробивают проруби, в которые вставляют снопы из камыша, соломы. С какой целью это делается?

2. Почему в плодовых садах нельзя оставлять на поверхности почвы гниющие плоды?

3. Определите птицу по её описанию.

В музеях демонстрируются чучела птиц. В наших лесах обитает одна птица, которую не надо препарировать. Она и так после смерти пролежит лет 15-20 и не испортится. Эта птица-одна из самых красивых и своеобразных птиц. Мало того, что клюв у неё «задом наперед» (нижняя челюсть вверх торчит, а верхняя вниз), еще и птенцов она выводит зимой и умереть «по-настоящему» не может. Тело её пропитывается к старости смолой так, что многие годы не подвергается гниению. Что это за птица?

flamingo-nn.ucoz.com

Всероссийская олимпиада школьников по экологии Школьный этап

Всероссийская олимпиада школьников по экологии Школьный этап
7 класс

2015/2016 учебный год

(Продолжительность олимпиады – 60 мин.)


Задание 1.

Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных

(правильный ответ – 1 балл)

1. «Экология» в переводе с греческого означает:

а) «тепло и свет»;

в) «наука о доме, жилище»;

б) «растения и животные»;

г) «охрана природы».

2. Часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует, – это:

а) ареал; в ) среда обитания;

б) экологическая ниша; г) экологический фактор.
3. Среду обитания составляют:
а) хищники, влияющие на организмы; б) свет, влияющий на организмы;

в) влага, влияющая на организмы;

г) живая и неживая природа, влияющие на организмы.
4. Рыхлый тонкий слой поверхности суши, контактирующий с воздушной средой, характеризующийся


плодородием – это:

а) литосфера;

в) земная кора;

б) материнская горная порода;

г) почва.

5. Птицы активно помечают свои территории:

а) экскрементами;

б) звуками;

в) перьями;

г) гнездами.

6. Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:

а) неживой природы; в) деятельности человека;

б) живой природы; г) социального.
7. Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют: а) по установившимся низким ночным температурам;

б) по установившимся низким дневным температурам;

в) по сокращению длины светового дня;

г) по увеличению длины светового дня.


8. Паразитом является:

а) жук-навозник;

б) вошь;

в) мышь серая;

г) саранча.

9. Из нижеперечисленных видов, в хвойном лесу преобладают:

а) березы;

б) осины;

в) ивы;

г) лиственницы.

10. Профессия человека, работающего с животными в заповедниках:

а) егерь;

б) лесник;

в) браконьер;

г) инспектор.

11. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха


являются:

а) самолеты;

б) автомобили;

в) поезда;

г) пешеходы.

12. Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они:

а) используются как места отдыха людей;

в) используются для водопоя скота;

б) служат для получения питьевой воды;

г) используются для орошения полей.

13. Зелёные растения называют «легкими планеты», потому что они: а) производят крахмал и целлюлозу;

б) поглощают крахмал и целлюлозу;
в) поглощают кислород и производят углекислый газ; г) поглощают углекислый газ и производят кислород.


14. Кислотные дожди образуются:

а) в атмосфере;

в) в земной коре;

б) в реках, морях и океанах;

г) в почве.

15. После пикника в лесу следует:

а) весь мусор сжечь;

в) органику закопать, пластик сжечь;

б) органику сжечь, пластик закопать;

г) органику закопать, пластик унести.

16. Гибель хвойных деревьев вокруг некоторых городов вызывается:

а) перевыпасом скота;

в) недостатком влаги;

б) массовым туризмом;

г) загрязнением воздуха и почвы.

17. Особо охраняемые уникальные либо эталонные природные объекты, обычно занимающие небольшую площадь, называются:

а) заповедниками; в) памятниками природы;

б) заказниками; г) природными парками.


18. Производят органические вещества из неорганических:

а) вирусы;

б) растения;

в) грибы;

г) животные.

19. Среди перечисленных экосистем естественной является:

а) сад;

б) болото;

в) аквариум;

г) парк.

Задание 2.
Определи правильность представленного ниже утверждения («да» или «нет») и письменно обоснуй свой выбор

(правильный выбор ответа – 1 балл, обоснование от 0 до 2баллов, максимальное кол-во баллов за

задание – 3).

20. Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, что важно для сохранения жизни на Земле.
Да — Нет
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Задание 3.
Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных и письменно обоснуй свой выбор
(правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, максимальное кол-во баллов за задание – 4).
21. Озерная лягушка одна из распространенных амфибий нашей страны. Во времена «борьбы с природой» это животное считали вредным по той причине, что:
а) кожные покровы (как и у всех бесхвостых амфибий) выделяют секрет фринолизин, вызывающий у человека кожные заболевания; б) поедание ядовитой лягушки вызывает гибель промысловых рыб и птиц;
в) личинки (головастики) конкурируют из-за пищи с мальками рыб; г) личинки (головастики) подрывают кормовую базу промысловых птиц.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Школьный этап

2015/16 уч. год

7 класс
ОТВЕТЫ


1

в

16

г

2

в

17

в

3

г

18

б

4

г

19

б

5

б

6

б

7

в

8

б

9

г

10

а

11

б

12

а

13

г

14

а

15

г

20

Правильный ответ «да», потому что: если бы лёд тонул, то реки, озёра, приполярные моря и океаны промерзли бы до самого дна, и все живые организмы в них погибли бы. Но когда на поверхности воды образуется лёд, то он, находясь между холодным воздухом и водой, препятствует дальнейшему охлаждению и промерзанию водоёмов.

Правда, если зима очень продолжительная и суровая, то многие не слишком глубокие водоёмы могут промёрзнуть до дна. Но в наших широтах это наблюдается крайне редко. Промерзанию воды до дна препятствует и сам лёд: он плохо проводит тепло и защищает собой нижние слои воды от охлаждения.


21

Ответ в) является верным. Личинки лягушек (головастики), питаясь водорослями, могут конкурировать с мальками промысловых рыб из-за пищи.

задание 1 за каждый правильный ответ — 1 балл. Всего 19 баллов

задание 2 за каждый правильный ответ — 2 балла. Всего 4 балла

Максимальное количество баллов – 23.

d.120-bal.ru

Экология ШЭ 7 8

Шифр
Кол-во баллов
Всероссийская олимпиада школьников по экологии, 2015/2016
Школьный этап
7-8 класс
Задание 1.
Определи правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет»).
Ответы запиши в таблицу
(правильный ответ – 1 балл)
1. Растения в пищевой цепи выполняют функцию потребителей.

2. Пищевые цепочки – это цепи передачи энергии от организма к организму.
3. В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго
закономерно.
4. Больше потомков у тех организмов, которые не заботятся о своем потомстве.
5. Все живые организмы состоят из органических и минеральных веществ.
Ответы:
1

2

3

4

5

Задание 2.
Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных
(правильный ответ – 1 балл)
6. «Экология» в переводе с греческого означает:
а) «тепло и свет»;
в) «наука о доме, жилище»;
б) «растения и животные»;
г) «охрана природы».
7. Часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует, – это:
а) ареал;
в) среда обитания;
б) экологическая ниша;
г) экологический фактор.
8. Среду обитания составляют:
а) хищники, влияющие на организмы;
б) свет, влияющий на организмы;

в) влага, влияющая на организмы;
г) живая и неживая природа, влияющие на организмы.
9. Рыхлый тонкий слой поверхности суши, контактирующий с воздушной средой, характеризующийся
плодородием – это:
а) литосфера;
в) земная кора;
б) материнская горная порода;
г) почва.
10. Птицы активно помечают свои территории:
а) экскрементами;
б) звуками;

в) перьями;

г) гнездами.

11. Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:
а) неживой природы;
в) деятельности человека;
б) живой природы;
г) социального.
12. Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют:
а) по установившимся низким ночным температурам;
б) по установившимся низким дневным температурам;
в) по сокращению длины светового дня;
г) по увеличению длины светового дня.

13. Паразитом является:
а) жук-навозник;

б) вошь;

в) мышь серая;

г) саранча.

14. Из нижеперечисленных видов, в хвойном лесу преобладают:
а) березы;
б) осины;
в) ивы;

г) лиственницы.

15. Профессия человека, работающего с животными в заповедниках:
а) егерь;
б) лесник;
в) браконьер;

г) инспектор.

16. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха
являются:
а) самолеты;
б) автомобили;
в) поезда;
г) пешеходы.
17. Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они:
а) используются как места отдыха людей;
в) используются для водопоя скота;
б) служат для получения питьевой воды;
г) используются для орошения полей.
18. Зелёные растения называют «легкими планеты», потому что они:
а) производят крахмал и целлюлозу;
б) поглощают крахмал и целлюлозу;
в) поглощают кислород и производят углекислый газ;
г) поглощают углекислый газ и производят кислород.
19. Особь – это:
а) биологический вид;
б) отдельно взятый живой организм;

в) сообщество животных;
г) семья живых организмов.

20. Биологическая природа человека проявляется:
а) в использовании орудий труда;
б) в членораздельной речи;

в) в пищевых связях;
г) в подчинении законам общества.

21. Кислотные дожди образуются:
а) в атмосфере;
б) в реках, морях и океанах;

в) в земной коре;
г) в почве.

22. После пикника в лесу следует:
а) весь мусор сжечь;
б) органику сжечь, пластик закопать;

в) органику закопать, пластик сжечь;
г) органику закопать, пластик унести.

23. Гибель хвойных деревьев вокруг некоторых городов вызывается:
а) перевыпасом скота;
в) недостатком влаги;
б) массовым туризмом;
г) загрязнением воздуха и почвы.
24. По способности заселять любые климатические зоны не имеет себе равных:
а) воробей;
б) тигр;
в) человек;
г) медведь.
25. Особо охраняемые уникальные либо эталонные природные объекты, обычно занимающие

небольшую площадь, называются:
а) заповедниками;
в) памятниками природы;
б) заказниками;
г) природными парками.
26. Производят органические вещества из неорганических:
а) вирусы;
б) растения;
в) грибы;

г) животные.

27. Рост и развитие городов, преобразование сельской местности в городскую – это:
а) агломерация;
б) урбанизация;
в) национализация;
г) эвтрофикация.
28. Общее название химических препаратов, используемых в сельском хозяйстве для уничтожения
сорных растений, патогенных грибов и насекомых-вредителей:
а) антибиотики;
б) пестициды;
в) фитонциды;
г) витамины.
29. Резервом пресной воды, недоступной для употребления живым организмам, на нашей планете
являются:

а) подземные воды;
б) атмосферная влага;

в) химически связанная влага;
г) ледники Арктики и Антарктики.

30. Среди перечисленных экосистем естественной является:
а) сад;
б) болото;
в) аквариум;

Ответы:
№ задания
№6
№7
№8
№9
№ 10
№ 11
№ 12

ответ

№ задания
№ 13
№ 14
№ 15
№ 16
№ 17
№ 18

ответ

№ задания
№ 19
№ 20
№ 21
№ 22
№ 23
№ 24

ответ

г) парк.
№ задания
№ 25
№ 26
№ 27
№ 28
№ 29
№ 30

ответ

Задание 3.
Определи правильность представленного ниже утверждения («да» или «нет») и письменно
обоснуй свой выбор
(правильный выбор ответа – 1 балл, обоснование от 0 до 2 баллов,
максимальное кол-во баллов за задание – 3).
31. Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, что важно для
сохранения жизни на Земле.
Да — Нет
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможныхи письменно обоснуй свой
выбор
(правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов,
максимальное кол-во баллов за тест – 4).
32. Озерная лягушка – одна из распространенных амфибий нашей страны. Во времена «борьбы с
природой» это животное считали вредным по той причине, что:
а) кожные покровы (как и у всех бесхвостых амфибий) выделяют секрет фринолизин, вызывающий у
человека кожные заболевания;
б) поедание ядовитой лягушки вызывает гибель промысловых рыб и птиц;
в) личинки (головастики) конкурируют из-за пищи с мальками рыб;
г) личинки (головастики) подрывают кормовую базу промысловых птиц.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

freedocs.xyz

Хвойные деревья в условиях городской среды | Архив e-mail рассылки | Информационный центр

     Растения в городе не только украшают улицы и дворы, но и оказывают существенное влияние на микроклимат озелененных мест. Древесные насаждения  летом снижают температуру окружающего воздуха и подстилающей поверхности, защищают от ветра и прямого солнечного облучения, повышают влажность воздуха, хвойные отлично служат глушителями шума. Листья и хвоя способны задерживать и осаждать  пыль, поглощать из воздуха газы-загрязнители и другие вредные примеси.
    Выделяемые растениями фитонциды обладают способностью очищать воздух от бактерий и насыщать его легкими отрицательными ионами.  Особенно ярко выражены фитонцидные свойства у хвойных пород. Из произрастающих в средней полосе первое место по фитонцидам занимает туя, затем идут сосна, ель, пихта, можжевельник.
    Но в условиях современных городов растениям становится все сложнее  проявлять свои защитные свойства, им уже приходится бороться за собственное выживание под давлением внешних неблагоприятных факторов, усиливающихся с разрастанием городов вверх и вглубь и с увеличением в них транспортных потоков.
    Основными причинами болезней и гибели растений в городе, не считая механических повреждений стволов и корней, являются  недостаток влаги, недостаточная освещенность, неблагоприятные почвенные условия, засоление и загрязнение почвы тяжелыми металлами  и  избыточное загрязнение атмосферы.
    Часто взрослые деревья не выдерживают резкого изменения условий, в которых они росли всю свою жизнь, например, возникшего затенения из-за построенного высотного здания, или резкого понижения уровня грунтовых вод, связанного с рытьем котлована на расстоянии 100-200 метров, или с уплотнением почвы от возникшей под деревьями стихийной парковки автомобилей. Молодые экземпляры, как правило, лучше приспосабливаются к переменам.
    А вот при замене погибших насаждений необходимо в первую очередь подбирать устойчивые к городским условиям породы. Вопрос этот изучался, наверное, с тех пор, как возникли первые города. И теперь мы знаем, что в городе не стоит сажать капризную ель обыкновенную, требовательную к почвенным условиям и  влаге, не переносящую загазованного воздуха. Негазостойка и сосна обыкновенная, хотя нетребовательна к почве и очень морозостойкая порода. Возле оживленных магистралей и в центре города явно не ее место. Красавицы туя западная и ель колючая переносят задымленность и загазованность городской атмосферы лучше других вечнозеленых хвойных пород, очень морозостойки, ель колючая также засухоустойчива, но требовательна к свету, туя же, наоборот, одна из самых теневыносливых пород, но не любит пересыхания почвы.  А вот лиственница сибирская и европейская  у нас чемпион по выживанию в городских условиях. Не даром она одна из всех хвойных выживает на вечной мерзлоте. Ее засухоустойчивости и  дымо- газоустойчивости способствует осенний сброс хвои.   Вместе с хвоей растение ежегодно расстается и с накопленными в тканях хвоинок вредными веществами. У вечнозеленых хвойников накопление в хвое загрязнителей идет столько лет, сколько живет хвоя. Это, конечно, оказывает негативное влияние на жизнь растения.  При выборе места для посадки лиственницы необходимо учесть ее исключительное  светолюбие. Довольно устойчивы к городской среде и можжевельники, особенно можжевельник казацкий.  Плохо переносит загазованность можжевельник обыкновенный.

geotec.com.ua

Экология. Задия, ответы. шк. этап 5 6 кл

Всероссийская олимпиада школьников 2013.
Школьный этап.
Экология.
5-6 классы
Продолжительность олимпиады 1,5 часа

I. Расшифруйте следующие термины:

Экология —
Охрана природы —
Фенология —
Суккуленты —
Красная книга — II. Тестовые задания

1. Термин “экология” ввел:
а) Линней;
б) Ламарк;
в) Гумбольдт;
г) Геккель.

2. Процесс, в результате которого из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород, называется:
а) фотосинтезом;
б) круговоротом органических веществ;
в) фотопериодизмом;
г) зоохорией.

3.В распространении плодов дуба участвуют:
а) клесты;
б) вороны;
в) соловьи;
г) сойки.

4. Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег, чтобы:
а) искать пищу;
б) защищаться от холода;
в) отложить яйца;
г) укрыться от хищников.

5. Выберите группу организмов характерную для степи:
а) кедровка, бурый медведь, куница;
б) суслик, сайгак, дрофа;
в) полярная сова, лемминг, песец;
г) анаконда, какаду, водосвинка.

6. Яркая полосатая окраска зебры является:
а) предупреждающей;
б) расчленяющей;
в) отпугивающей;
г) привлекающей.
7. После пикника в лесу следует:
а) весь мусор сжечь;
б) органику сжечь, пластик закопать;
в) органику закопать, пластик сжечь;
г) органику закопать, пластик унести.

8. Подорожник встречается только на грунтовых дорогах, тропинках, или в непосредственной близости от них, это объясняется тем, что:
а) подорожник не переносит затенения;
б) семена подорожника переносятся с места на место, прилипая к ногам вместе с мокрой грязью;
в) подорожник неспособен расти на рыхлой почве;
г) подорожник не выдерживает конкуренции с луговыми и лесными травянистыми растениями.

9. Гибель хвойных деревьев вокруг некоторых городов вызывается:
а) перевыпасом скота;
б) массовым туризмом;
в) недостатком влаги;
г) загрязнением воздуха и почвы.

10. Плодородие почвы определяется количеством:
а) минеральных веществ;
б) гумуса;
в) живых организмов;
г) воды. III. Ситуационные задания
1. Зимой на реках и озерах во льду пробивают проруби, в которые вставляют снопы из камыша, соломы.
С какой целью это делается?
2. Почему в плодовых садах нельзя оставлять на поверхности почвы гниющие плоды?
3. Определите птицу по её описанию.
В музеях демонстрируются чучела птиц.
В наших лесах обитает одна птица, которую не надо препарировать.
Она и так после смерти пролежит лет 15-20 и не испортится.
Эта птица-одна из самых красивых и своеобразных птиц.
Мало того, что клюв у неё задом наперед (нижняя челюсть вверх торчит, а верхняя вниз), еще и птенцов она выводит зимой и умереть по-настоящему не может.
Тело её пропитывается к старости смолой так, что многие годы не подвергается гниению.
Что это за птица?

Всероссийская олимпиада школьников 2013.
Школьный этап.
Экология.
5-6 классы
Ответы I. Расшифруйте следующие термины:
Экология – это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неорганической частью окружающей среды, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.
Охрана природы – это система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.
Фенология – наука, изучающая сезонные изменения живой природы.
Суккуленты — (от лат. succulentus -сочный),многолетниерастениясухихместообитаний, сохраняющиезапасыводы в сочных листьях (агавы,алоэ) или стеблях (кактусы,некоторыемолочаи).
Красная книга – совокупность сведений о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных, утвержденных в установленном порядке с целью сохранения и воспроизводства их генетического фонда. II. Тестовые задания









10б

III. Ситуационные задания
1. Таким образом, создаются условия для газообмена между воздухом и водоемом, вследствие чего вода обогащается кислородом и предупреждается гибель рыб.
2. Гниющие плоды, если их оставить на поверхности почвы, могут служить
очагами инфекционных заболеваний у плодовых деревьев.
3. Клёст

Каждый правильный ответ под цифрами I и II оценивается в один балл.
Каждый правильный ответ под цифрой III (ситуационные задания) оценивается в два балла.
Максимальное количество — 21 балл.

freedocs.xyz

Какова польза от хвойных деревьев?

В большинстве городов редко где встретишь деревья хвойных пород. В основном предпочитают тополь, березу, липу, рябину, яблони. А между тем именно хвойники способны бороться со многими проблемами современного мегаполиса и улучшить состояние здоровья многих его жителей. Итак, какова польза хвойного дерева?

Хвойный лес – гарантия чистого воздуха

Многие, наверняка, замечали: стоит оказаться в хвойном (сосновом, еловом лесу) – и кажется, будто дышать стало намного легче. И это не просто ощущения. Именно хвойники богаты фитонцидами – веществами, подавляющими бактерии, вызывающие болезни. Установлено, что эти биологически активные вещества способны подавлять даже палочки, вызывающие туберкулез. Отнюдь не случайно противотуберкулезные санатории и лечебницы расположены именно на территории хвойных лесов.

Хвойный лес благоприятно влияет на нервную систему организма. Регулярные прогулки или пробежки в нем снимают нервное напряжение, стресс, улучшают газообмен, благотворно, в целом, влияет на работу бронхо-легочной системы. Незаменимы они для аллергиков, астматиков, курящих.

Хвойники – кладезь витаминов, защита от простуды, гриппа, нервного истощения

Хвоя – рекордсмен по содержанию витамина С. Они не уступают по этому показателю черной смородине, облепихе, лимону. Русские мореплаватели, употреблявшие хвойные настои, не страдали от цинги – болезни-бича многих первооткрывателей неизведанных земель в морях и океанах.

Научно доказано, что в шишках сосны содержится в больших количествах танин – вещество, предотвращающее гибель клеток головного мозга. Оно особенно эффективно в профилактике и лечении инсультов.

Российские и зарубежные эпидемиологи эффективной профилактической мерой считают использование в период эпидемии гриппа и респираторно-вирусных инфекций масок, пропитанных эфирными маслами сосны, лиственницы или пихты.

Доказано, что регулярное приятие хвойных ванн помогает восстановить нервную систему, бороться со стрессом, неврозами, бессонницей. Это великолепное средство для снятия усталости, напряжения, восстановления жизненной энергии. Оно борется с проявлениями вегето-сосудистой дистонии. Помогает хвоя и при суставных болезнях.

Вот как благотворно влияет хвоя на здоровье отдельно взятого человека. А каковы преимущества ее применения в масштабах отдельно взятого поселения, будь то мегаполис с миллионом и более населения либо небольшой городок?

Хвойники в городе: преимущества

Конечно, обилие лиственных деревьев в городе – это кислород, красивый, ухоженный вид, «отдых» для глаза, прохладный тенек в летний жаркий день. Но по весне и осени начинаются проблемы. Прежде всего, это цветение, вызывающее сильнейшую аллергию с насморком, слезоточивостью. Второе «неудобство» — опадающая листва. Проблема ее утилизации стоит довольно остро: уборка, сжигание, необходимость большого количества рабочей силы и транспортных средств.

В отличие от своих лиственных собратьев, такие деревья, как пихты, лиственницы, кедры, сосны, ели в этом отношении гораздо более экономичные. Отходы их жизнедеятельности – шишки, чешуйки, иголки убирать и утилизировать с дорог, тротуаров, газонов гораздо легче и проще. Поэтому все чаще и чаще специалисты по городскому озеленению выступают за постепенный замен лиственных деревьев хвойниками.

Второе ощутимое преимущество хвойных пород перед лиственными – кислород они выделяют круглогодично и при любых температурах воздуха. Кроме того, они обладают мощнейшим обезораживающим и дезинфицирующим эффектом.

Хвойные породы являются также отличными поглотителями шума. В условиях, когда автомобильный транспорт не прекращает свое движение ни днем, ни ночью, это их свойство становится особо актуальным. Недаром современные медики даже ввели термин «шумовая болезнь». Она весьма разрушительно действует на организм человека, поскольку обстановка постоянного, непрекращающегося шума не дает нервной системе в полной мере восстановиться. Установлено, что хвойники на городских улицах в несколько раз лучше поглощают «ненужные» децибелы, чем лиственные деревья. Доказано опытным путем, что два посаженные вдоль дороги, в два ряда, сосны, ели или пихты нейтрализует сорок процентов шума, производимого автомобильным транспортом.

Хвойные деревья благоприятно влияют на состояние почвенного слоя в городе. Лиственные породы постепенно истончают его, а опавшую с них листву, в идеале послужившую бы в качестве удобрения-перегноя, большей частью собирают с земли и увозят. В конечном итоге – в любом городе из года в год растет число участков «лысой» земли, на которой не растет даже «вездесущая» травка. Хвойники же, равномерно, в течение года, удобряют земли полезным гумусом — шишками, иголками, чешуйками со стволов.

И, наконец, хвойники напрямую влияют на самочувствие и настроение человека. Как приятно, выглянув в окно хмурым осенним или зимним днем, среди луж, слякоти или грязного снега увидеть чистое, свежее зеленое пятно – лиственницу, пихту или елочку!

Итак, подведем краткие итоги преимущества произрастания хвойных пород в городской черте:

  • круглогодичное выделение кислорода и поглощение углекислого газа;
  • сохранение плодородия городской почвы;
  • шумопоглощающий эффект;
  • экономия на уборке и утилизации отходов жизнедеятельности деревьев;
  • зеленое убранство круглый год, на котором человеческий глаз сможет «отдохнуть».

На что следует обращать внимание при посадке хвойников

Сажать хвойные деревья следует осенью, по окончании вегетативного периода, с августа по ноябрь либо весной, с конца апреля о начала мая. Не стоит их сажать рядом с лиственными деревьями: прелая опавшая листва последних способствует появлению желтизны на иголках.

Крупные хвойники (высотой от двух метров) хорошо сажать в зимнее время. Температура воздуха при этом должна быть не менее минус восемнадцати градусов по Цельсию. При более низкой температуре замерзшие ветки и корни могут легко обломиться.

Посаженные летом хвойные деревья практически не приживаются: корневая система не успевает врастись в землю, и напитаться достаточным количеством влаги.

Хвойники можно сажать двумя способами:

  • семенами-шишками;
  • саженцами.

Рассмотрим первый способ. Посевной материал – шишки должны быть высокого качества и полностью созревшие. Зеленые, недозревшие экземпляры н подходят! Семена предварительно стратифицируют: сначала помещают в холодильник с температурой от минус четырех до плюс четырех градусов по Цельсию. Спустя некоторое время ее повышают. Вместо холодильника можно воспользоваться погребом.

При посадке саженцев необходимо иметь в виду следующее:

  • Растение должно полностью выйти из периода вегетации.
  • Почве необходим дренаж.
  • Планируя посадку, необходимо представить, как будут выглядеть дерево или деревья через несколько лет: не будет ли ему тесно, не переплетется ли оно с кронами/ветками другого дерева.
  • Саженец должен иметь ярко-зеленый цвет и здоровую корневую систему. Материал с желтизной на кроне следует сразу отбраковать: возможно, он «заболел».
  • Размер ямы под саженец должен в два раза превышать величину корня.
  • Желательно в грунт добавить немного песка и специальных удобрений.
  • Землю вокруг только что посаженного деревца необходимо как следует утрамбовать и вылить на нее ведро теплой воды.
  • Не стоит глубоко в грунт прятать шейку корня. В противном случае дерево может не укорениться.

Как узнать, все ли с молодым деревцем в порядке? Нужно немного подождать: правильно посаженное растение начнет давать побеги и молодые, зеленые, здоровые листочки.

Следует знать, что на приживаемость саженца во многом влияет состояние почвы (степень увлажненности, наличие или отсутствие в ней питательных веществ).

Какие хвойники приживаются лучше всего? Прежде всего это сосна. Она не требует особого ухода, растет быстрыми темпами. К тому найти ее шишки или саженцы довольно легко.

Для посадки хвойников в городских условиях семена практически не используют. Семена хвойников тяжело всходят, а в условиях, бедной, истощенной почвы, это практически невозможно. Любые хвойники очень боятся солнечного света, поэтому сажать их на открытой местности не следует. Также они не нуждаются в обильном поливе.

Кроме солнечных лучей, к врагам хвойников следует отнести птиц и насекомых-вредителей.

wood-prom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *