Газ гру расшифровка – Газорегуляторные пункты (ГРП) и газорегуляторные установки (ГРУ).

Содержание

Гру расшифровка газ. Газорегуляторные пункты (ГРП) и установки (ГРУ)

Все газорегуляторные пункты делятся на три вида:

Шкафные газорегуляторные пункты
— Блочные газорегуляторные пункты
— Стационарные газорегуляторные пункты

Шкафные газорегуляторные пункты

Выпускаются под различными марками — УГРШ, ГРПШ, ГСГО, ШГРП и другие.

Мы предлагаем Вам:


Блочные газорегуляторные пункты

Выпускаются под марками ПГБ и ГРПБ на входящее давление до 1.2 МПа и расходы газа до 200.000 м3/ч.

Мы предлагаем Вам:


Стационарные пункты редуцирования газа ГРП являются комплексным оборудованием для снижения давления газа и поддержанием его на заданном уровне, размещаемые после газораспределительной станции. ГРП предназначены для бесперебойной подачи топлива потребителям и устанавливаются в специальном помещении или на открытой площадке. Главным отличием от иных газорегуляторных пунктов является то, что стационарные пункты не являются типовыми изделиями полной заводской готовности.

Основным критерием выбора газорегуляторного пункта ГРП являются основные рабочие параметры, обеспечиваемые регулятором давления газа. Подробнее ознакомиться с техническими характеристиками регуляторов давления газа, производства компании «Экс-Форма», можно в разделе «Регуляторы давления газа».

Выбирая стационарный пункт газа нужно учитывать, что выходные параметры в пунктах и установках могут отличаться от выходных параметров регуляторов. Например, максимальная пропускная способность ГРП будет определена наименьшим из значений максимальной пропускной способности регулирующей, запорной и защитной арматуры, в том числе газовых фильтров, входящих в состав пункта редуцирования газа.

Разновидности ГРП

По выходному давлению газа различают 3 вида ГРП:

1. ГРП низкого давления

на пункте происходит понижение давления газа с высокого (0,3 – 1,2 МПа) или среднего (до 0,3 МПа) давления до низкого (до 5 кПа), при этом редуцирование давления выше чем 0.6 МПа на давление ниже чем 5 кПа, должно осуществляться последовательно и ступенчато, сначала с высокого до 0.6 МПа, затем на 5 кПа и ниже.

2. ГРП среднего давления

Выходное давление газа будет составлять от 0,005 до 0,3 МПа. На пункте происходит понижение высокого давления на входе (не выше чем 1.2 МПа) на среднее на выходе.

3. ГРП высокого давления

Высокое выходное давление газа (0,3-1,2 МПа) редуцируется на более низкое давление высокой категории.

Существует возможность изготовления ГРП на два выхода газа — например, с низким и средним выходным давлением или с средним и высоким выходным давлением. Такие ГРП применяются для подачи газа разным потребителям.


Существует 2 ступени понижения давления газа ГРП:

Одноступенчатые ГРП
Понижение давления газа с входного до рабочего происходит в одну ступень.

Многоступенчатые ГРП
При необходимости понижения давления газа с крайне высокого входного до низкого существует вероятность того, что один регулятор давления не будет способен справиться с нагрузкой. В таком случае, понижение давления газа ГРП с входного до рабочего будет осуществляться регуляторами, установленными последовательно и в несколько ступеней. Многоступенчатые ГРП позволяют обезопасить потребителя от опасности поступления газа с высоким давленем в сети низкого давления.

По количеству линий редуцирования ГРП подразделяются на:
Однониточные
Одна линия редуцирования газа.

Многониточные
От двух и более линий редуцирования давления газа, подключаемые параллельно, используются для повышения надежности и производительности работы ГРП. Многониточные пункты так же подразделяются на:

по технологической схеме:
— с последовательно установленными регуляторами
— с параллельно установленными регуляторами

по поддержанию выходного давления:
— для поддержания одинакового давления на выходе
— для поддержание разного давления на выходе (используются для управления режимами газоснабжения по сезонам, или в целях снабжения газом различных объектов)

С байпасом
Байпас — это обводная (резервная) линия редуцирования, используемая на время ремонта основной рабочей линии.

Устройство ГРП с основной и резервной линией редуцирования.



Основная линия состоит из последовательно подключенных входного отключающего устройства, газового фильтра, регулятора давления газа, предохранительного запорного клапана и выходного запорного устройства.


Фильтр предназначен для очистки газа от механических частиц. Индикатор перепада давления отвечает за определение засоренности газового фильтра. Редуцирование давления до установленного обеспечивается регулятором давления газа, при этом сохраняется стабильность выходного давления независимо от колебаний входного давления и расхода газа потребителем.
Предохранительный запорный клапан, который встраивается в регулятор давления, отвечает за отключение подачи газа в случае выхода давления за пределы заданных параметров.

Регулятор давления обеспечивает редуцирование давления до установленного, сохраняя стабильность выходного давления вне зависимости от колебаний входного давления и расхода газа потребителем.

Настройка рабочих параметров регулятора осуществляется посредством крана (7), однако заранее необходимо перекрыть краны (6) и (17). После того, как параметры заданы, через трубопровод 2 сбрасывается давление газа.

На резервной линии, предназначенной для подачи газа потребителю во время ремонта или технического обслуживания основной линии, устанавливается оборудование, аналогичное оборудованию на основной линии редуцирования. Контроль давления на обеих линиях производится посредством кранов (10), оснащенных манометрами на входе и выходе ГРП.

Трубопроводы (3) обеспечивают возможность продувки газопроводов основной и резервной линий.

Дополнительную гарантию защиты потребителя от повышения выходного давления обеспечивает сбросная линия, открывающая доступ газа в атмосферу при критических условиях. В состав сбро

www.buhsp.ru

Расшифровка ГРПШ, что такое ГРПШ

Подробности
Категория: Проектировщикам

В соответствии с ТУ 4859-020-73339504-2015 ГРПШ расшифровывается как «пункты редуцирования газа шкафные», однако изначально правильная формулировка расшифровки ГРПШ звучала так: ГРПШ это «газорегуляторные пункты шкафные».

Соответственно, ГРПШ это оборудование, предназначенное для снижения давления газа, выполнен ГРПШ в виде металлического шкафа, внутри которого расположено технологическое оборудование. Снаружи ГРПШ имеет двери, запираемые на замок.

Предлагаем ознакомиться с фото ГРПШ — с закрытыми и открытыми дверьми.

Существует множество модификаций ГРПШ. Наиболее популярные из них: ШГРП, ГРПН, УГРШ, ГСГО.

 

Расшифровка ГРПШ интересует как правило начинающих проектировщиков, либо наоборот, проектировщиков со стажем, поскольку до выхода редакции ТУ 4859-020-73339504-2015 в документе ПБ 12-529-03 явно расшифровка ГРПШ не давалась:

ПБ 12-529-03 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные термины и определения
Газорегуляторный пункт (ГРП), установка (ГРУ) — технологическое устройство, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях.

Шкафной газорегуляторный пункт (ШРП) — технологическое устройство в шкафном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях. Газорегуляторный пункт блочный — технологическое устройство полной заводской готовности в транспортабельном блочном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях.

Буква «Ш » означает шкафной, Заводы изготовители могут применять любую аббревиатуру типа ШРП, ШГРП, ГРПШ.

www.tehgazpribor.ru

ГРУ котельной: предназначение, структура, обслуживание

При эксплуатации котельных со средним давлением газа необходимо позаботиться о его соответствии нужному уровню. С этой целью используют газорегуляторные установки. В них давление газа понижается до требуемого предела и поддерживается неизменным вне зависимости от параметров сети.

Структура газораспределительной установки

Снижение газа до рабочего уровня – не единственная функция ГРУ. В ней происходит дополнительная фильтрация рабочей среды, а также учет расхода газа. Основные блоки установки:

  • Фильтр. Предназначен для удаления частиц пыли.
  • Клапан КПЗ – препятствует подаче топлива при превышении давления в системе.
  • Регулятор давления, выполняющий основную функцию ГРУ.
  • ПСК клапан – осуществляет сброс газа в тех случаях, когда превышение давления имеет небольшую продолжительность.
  • Байпасная линия, оснащенная двумя элементами запорной арматуры (вход и выход). Служит в качестве резервного пути поставки газа к котлу в периоды технического обслуживания или ремонта.
  • Трубопроводы – сбросный и продувочные. Эти элементы ГРУ служат для для выпуска воздуха или газа.

Блок учета газа чаще всего оснащается ротационным счетчиком.

Обслуживание ГРУ

Периодически необходимо проводить осмотр оборудования и своевременно устранять обнаруженные неисправности. Основные мероприятия:

  • проверка давления газа до ГРУ и после, определение разницы давления до фильтра и после него;
  • проверка положений элементов предохранительно запорного клапана;
  • контроль за работоспособностью запорной и предохранительной арматуры;
  • проверка герметичности соединений;
  • мониторинг состояния мембран РД, продувка трубок, ведущих к контрольно-измерительной аппаратуре, регулятору давления и ПЗК;
  • регулировка сбросных и запорных клапанов – при необходимости.

Регулярно следует проверять, нет ли утечки газа. Для этого используют мыльную эмульсию – простое и надежное средство.

Перед запуском котельной следует убедиться в отсутствии запаха газа. Одна из важных мер безопасности – регулярное проветривание помещения ГРУ. Крайне важно уделять достаточное внимание проверке сальников и фланцев, нельзя допускать, чтобы они пропускали газ. Давление на входе/выходе из ГРУ должно соответствовать указанным в технических характеристиках оборудования.

promgas.ru

Термины и определения в газовом хозяйстве

Газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. Газораспределительная сеть – технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты, газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ), шкафные регуляторные пункты (ШРП), система автоматизированного управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ).

Наружный газопровод – подземный, наземный и надземный газопровод, проложенный вне зданий до отключающего устройства перед вводным газопроводом или до футляра при вводе в здание в подземном исполнении.

Внутренний газопровод – газопровод, проложенный от наружной конструкции здания до места подключения расположенного внутри зданий газоиспользующего оборудования.

Распределительный газопровод – газопровод газораспределительной сети, обеспечивающий подачу газа от источника газоснабжения до газопроводов-вводов к потребителям газа.

Межпоселковый газопровод – газопровод газораспределительной сети, проложенный вне территории поселений.

Газопровод-ввод – газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства перед вводным газопроводом или футляром при вводе в здание в подземном исполнении.

Вводной газопровод – участок газопровода от установленного снаружи отключающего устройства на вводе в здание, при его установке снаружи, до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания.

Внеплощадочный газопровод – распределительный газопровод, обеспечивающий подачу газа от источника газоснабжения к промышленному потребителю, находящийся вне производственной территории предприятия.

Внутриплощадочный газопровод – участок распределительного газопровода (ввод), обеспечивающий подачу газа к промышленному потребителю, находящийся внутри производственной территории предприятия.

Изделие (техническое устройство) – единица промышленной продукции, на которую документация должна соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД, ЕСТД и ЕСПД, устанавливающим комплектность и правила оформления сопроводительной документации. Требования строительных норм и правил на конструкцию изделия и сопроводительную документацию не распространяются.

Расчетное давление – максимальное избыточное давление в газопроводе, на которое производится расчет на прочность при обосновании основных размеров, обеспечивающих надежную эксплуатацию в течение расчетного ресурса.

Расчетный ресурс эксплуатации – суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Расчетный срок службы – календарная продолжительность от начала эксплуатации или возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Соединительные детали (фитинги) – элементы газопровода, предназначенные для изменения его направления, присоединения, ответвлений, соединения участков.

Диагностика – область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов (газопроводов и сооружений).

Техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства) при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (газопроводов и сооружений) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Газорегуляторный пункт (ГРП), установка (ГРУ) – технологическое устройство, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях.

Шкафной газорегуляторный пункт (ШРП) – технологическое устройство в шкафном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях.

Газорегуляторный пункт блочный – технологическое устройство полной заводской готовности в транспортабельном блочном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях.

Газоопасные работы – работы, выполняемые в загазованной среде, или при которых возможен выход газа.

Огневые работы – работы, связанные с применением открытого огня.

Опасная концентрация газа – концентрация (объемная доля газа) в воздухе, превышающая 20% от нижнего контрационного предела распространения пламени.

Неразрушающий контроль – определение характеристик материалов без разрушения изделий или изъятия образцов.

Аттестация технологии сварки (пайки) – процедура определения показателей и характеристик сварных (паяных) соединений труб и соединительных деталей, проводимая с целью подтверждения технических и организационных возможностей организации выполнять по аттестуемой технологии сварные (паяные) соединения, отвечающие требованиям нормативно-технической документации.

Область распространения аттестации технологии сварки – пределы признания основных величин и параметров испытаний технологии.

Системы газопотребления – имущественный производственный и технологический комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и использования газа в качестве топлива в газоиспользующем оборудовании. Сеть газопотребления – производственный и технологический комплекс системы газопотребления, включающий в себя сеть внутренних газопроводов, газовое оборудование, систему автоматики безопасности и регулирования процесса сгорания газа, газоиспользующее оборудование, здания и сооружения, размещенные на одной производственной территории (площадке).

Газифицированная производственная котельная – помещения, где размещены один и более котлов при суммарной тепловой мощности установленного оборудования 360 кВт и более.

Газифицированное производственное помещение, цех – производственное помещение, где размещено газовое и газопотребляющее оборудование, предназначенное для использования природного газа в качестве топлива с целью применения указанного оборудования в технологическом (производственном) процессе.

Газоиспользующее оборудование (установка) – оборудование, где в технологическом процессе используется газ в качестве топлива. В качестве газоиспользующего оборудования могут использоваться котлы, турбины, печи, газопоршневые двигатели, технологические линии и другое оборудование.

Заключение экспертизы промышленной безопасности – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Охранная зона газораспределительной сети – территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

Эксплуатационная (газораспределительная) организация газораспределительной сети (ГРО) – специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация – собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией – собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Противоаварийная защита – устройство аварийного отключения газа.

Блокировка – устройство, обеспечивающее невозможность пуска газа или включение агрегата при нарушении персоналом требований безопасности.

Сигнализация – устройство, обеспечивающее подачу звукового или светового сигнала при достижении предупредительного значения контролируемого параметра.

Режим резерва – состояние газоиспользующей установки, при котором газ не сжигается и избыточное давление в газопроводах отсутствует. Запорная арматура на отводе газопровода к установке должна быть в положении «закрыто».

Режим консервации, режим ремонта – режим, при котором газопроводы установки освобождены от газа и отключены с установкой заглушки.

Газовые котлы – котлы, предназначенные для сжигания углеводородных газов.

Предохранительный запорный клапан (ПЗК) – устройство, обеспечивающее прекращение подачи газа, у которого скорость приведения рабочего органа в закрытое положение составляет не более 1 сек.

Предохранительный сбросной клапан (ПСК) – устройство, обеспечивающее защиту газового оборудования от недопустимого повышения давления газа в сети.

«Теплый ящик» – замкнутое пространство, примыкающее к котлу, в котором расположены вспомогательные элементы (коллекторы, камеры, входные и выходные участки экранов и др.).

Газотурбинная установка – конструктивно объединенная совокупность газовой турбины, газовоздушного тракта, системы управления и вспомогательных устройств. В зависимости от вида газотурбинной установки в нее могут входить компрессоры, газовая турбина, пусковое устройство, генератор, теплообменный аппарат или котел-утилизатор для подогрева сетевой воды для промышленного снабжения.

Котел-утилизатор – паровой или водогрейный котел без топки или с топкой для дожигания газов, в котором в качестве источника тепла используют горячие газы технологических производств или другие технологические продуктовые потоки.

Газовая турбина – устройство для выработки электроэнергии, использующее в качестве рабочего тела продукты сгорания органического топлива.

Парогазовая установка – устройство, включающее радиационные и конвективные поверхности нагрева, генерирующие и перегревающие пар для работы паровой турбины за счет сжигания органического топлива и утилизации теплоты продуктов сгорания, используемых в газовой турбине в качестве рабочего тела, в которую могут входить: газовая(ые) турбина(ы), генератор(ы), котел-утилизатор с дожиганием или без дожигания, энергетический котел, паровая турбина(ы) типов Р, К, Т.

Газовоздушный тракт – система воздухопроводов и дымо(газо)проводов, включая внутритопочное пространство газоиспользующей установки.

Сварочные аппараты для сварки полиэтиленовых труб и деталей :

— с ручным управлением, на которых сварка производится вручную при визуальном или частично автоматическом контроле за ее режимом, с регистрацией результатов контроля в журнале производства работ и (или) с распечаткой соответствующего программе протокола;
— со средней степенью автоматизации, на которых сварка производится с использованием компьютерной программы параметров сварки и полный контроль за режимом сварки с распечаткой результатов контроля в виде протокола;
— с высокой степенью автоматизации, на которых сварка производится с использованием компьютерной программы, имеющей параметры сварки и контроля за технологией процесса сварки, (в том числе автоматическое удаление нагревательного элемента), а также полную распечатку протокола с регистрацией результатов сварки на каждый стык.

источник www.aboutgaz.ru


ingenerov.net

ШРП шкафной пункт газорегуляторный пункт ГРУ

ШРП (Шкафной газоРегуляторный Пункт)

Газорегуляторные пункты шкафного исполнения (далее — ШРП) используется для понижения давления газа в сетях до оптимальных значений.

ГРУ (ГазоРегуляторная Установка)

Газорегуляторные установки (далее — ГРУ) также используется для нормаирования давления газа в газовых сетях.

Оба эти устройства (и ШРП, и ГРУ) предназначены для редуцирования высокого или среднего давления на требуемое, автоматического поддержания заданного выходного давления независимо от изменения расхода и входного давления, автоматического отключения подачи газа при аварийных повышении или понижении выходного давления от допустимых заданных значений, очистки газа от механических примесей, а также для коммерческого учета расхода газа.

Пункты используются в системах газоснабжения сельских или городских населённых пунктов и объектов промышленного и сельскохозяйственного назначения.

Условия эксплуатации пункта должны соответствовать климатическому исполнению У категории 1 по ГОСТ 15150-69 для работы при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до +60°С,

 Условия эксплуатации ГРУ, в том числе с узлом учета расхода газа должны соответствовать климатическому исполнению У категории 4 по ГОСТ 15150-69 для работы при температуре окружающего воздуха от 0°С до +60°С.

Средний срок службы ШРП и ГРУ до списания должен составлять лет 30. Срок службы газового оборудования определяется по паспортам на входящее оборудование.

Срок службы защитных лакокрасочных покрытий ШРП и ГРУ должен составлять 20 лет с проведением текущих ремонтов по состоянию. Срок антикоррозийного покрытия линий редуцирования 30 лет с проведением текущих ремонтов по состоянию.

Устройство и работа ШРП и ГРУ

ШРП представляет собой металлический шкаф, установленный на каркасном основании, в котором расположено газовое оборудование. ГРУ представляет собой каркасную раму с расположенным в ней газовым оборудованием. Схема функциональная ШРП и ГРУ включает в себя линию редуцирования давления газа, которая имеет в своём составе редуцирующее устройство и защитную арматуру. Автономно расположена предохранительная арматура, которая предназначена для сброса в атмосферу части газа при повышении выходного давления. При дальнейшем повышении или понижении выходного давления срабатывает защитная арматура.

Для очистки газа от механических примесей служит фильтр.

Для учета расхода газа используется счетчик газовый (опционально, при необходимости).

Для контроля давления газа на входе и выходе устанавливаются манометры. На фильтре предусмотрен индикатор перепада давления на фильтрующей кассете.

По заказу потребителя для контроля температуры газа, давления газа на входе и выходе могут быть установлены самопишущие термометры и манометры.

Электрооборудование: по заказу потребителя может быть установлен светильник во взрывозащищенном исполнении, система автоматики и телеметрии.

ШРП и ГРУ работает следующим образом:

Газ по входному трубопроводу, через входной кран, фильтр, счетчик газовый (при наличии) поступает на вход редуцирующей арматуры, где редуцируется до необходимой величины, и через выходной кран поступает к потребителю.

На нашем рынке существуют много производителей данных установок. Среди них есть как частные компании, так и государственные. Кроме того, много оборудования производства Российской Федерации. Самые крупные это: РУП «БЕЛГАЗТЕХНИКА» (РБ), ПООО «СПЕЦГАЗ» (РБ), ЭПО «СИГНАЛ» (РФ).

gazkomfort.by

Модели автомобиля ГАЗ, расшифровка аббревиатуры

Выпускаемые у нас в стране автомобили в большинстве случаев маркируются аббревиатурами, отражающими название того предприятия, на котором были изготовлены. Расшифровка ГАЗ, к примеру, выглядит как «Горьковский автомобильный завод». Этот крупнейшее в России предприятие начало свою работу еще во времена СССР — в 1932 году.

История завода

До конца 20-х годов автомобили в СССР закупались за рубежом. В 1929 г. правительство страны решило эту ситуацию исправить. Весной этого года было вынесено постановление о необходимости строительства современного автомобильного завода.

Площадка под новое предприятие была найдена уже через месяц после этого. Новый завод решено было построить неподалеку от Нижнего Новгорода, который с 1932 по 1990 год назывался Горьким. Выбор площадки именно рядом с этим населенным пунктом объяснялся удобством расположения как в отношении географии, так и природных ресурсов.

Поскольку опыта строительства автомобильных предприятий в стране тогда еще не было, для разработки проекта завода пришлось пригласить инженеров всемирно известной компании «Форд». Но, конечно же, в строительстве нового автомобильного предприятия принимали участие и советские специалисты.

Первые автомобили

Работы по возведению нового предприятия проходили в ускоренном темпе. А поэтому пущен завод в эксплуатацию был несколько раньше намеченного срока — в 1932 году. В общей сложности строительство ГАЗ, расшифровка которого обозначает «Горьковский автомобильный завод», таким образом, заняло около 18 месяцев.

Первоначально новое предприятие им. Молотова занималось выпуском только грузовых автомобилей. Но уже в конце 1932 г. с конвейера завода начали сходить и легковушки. В качестве прототипа для своих первых машин на ГАЗ использовали те же «Форды». Однако в связи с тем, что импортные автомобили несколько не соответствовали российским дорогам, их конструкцию пришлось довольно-таки серьезно модернизировать.

Так, в частности, у новых грузовых машин ГАЗ было разработано усовершенствованное рулевое управление. Также инженеры усилили картер сцепления, который теперь мог выдерживать значительные нагрузки.

Несколько видоизменен был и внешний вид кузова автомобилей. К примеру, первая модель завода ГАЗ-АА имела бортовую платформу. Кабина же этой машины изготавливалась из дерева и картона. Изначально первый автомобиль предприятия назывался НАЗ-АА. Но позднее он был переименован в ГАЗ. Расшифровка марки стала отражать название предприятия — Горьковский автомобильный завод.

Моторами ГАЗ-АА оснащались марки Ford на 40 л./с. Такие же двигатели использовались и при сборке более поздней модели. В 1934 г. «полуторки» были усовершенствованы. На них начали устанавливать металлические кабины. В это же время на заводе был создан новый автомобиль — ГАЗ-ААА. Грузоподъемность его составила уже не 1,5, а 2 тонны. К 1935 году с конвейера ГАЗ сошло уже больше 100 тыс. машин.

Эпохальный ГАЗ-М

«Полуторки» Горьковского завода использовались на всех всероссийских стройках, прошли дорогами войны и стали настоящей легендой советского автомобилестроения. Но прославилось это предприятие не только своими надежными грузовиками.

По-настоящему эпохальным событием стал выпуск заводом новой легковой модели ГАЗ-М — знаменитой «эмки». Прототипом этой машины также стал «Форд». Однако и в этом случае конструкция автомобиля перед выпуском была значительно усовершенствована советскими инженерами.

Так, к примеру, автомобиль получил вместо:

  • поперечных рессор продольные;
  • примитивных фрикционных амортизаторов гидравлические;
  • дисков со спицами штампованные стальные.

Также у автомобиля увеличили размер крыльев и усовершенствовали привод передних тормозов. Таким образом новые легковушки подготовили для российских дорог.

Изначально на машинах ГАЗ-М использовались двигатели Ford-A. Мощность они имели в 50 л./с. Позднее на эти автомобили начали устанавливать шестицилиндровые Dodge D5 на 76 л./с. «Эмки» с такими моторами пользовались огромной популярностью и выпускались под маркировкой 11-73.

Еще через некоторое время завод им. Молотова начал выпускать усовершенствованные полноприводные ГАЗ-61. Именно эти автомобили впоследствии стали основным личным транспортом высших чинов страны.

Оригинальные модели

В разные времена Горьковский автомобильный завод занимался сборкой:

  • легковых пикапов на основе ГАЗ-А и М1;
  • автобусов 03-03, использовавшихся когда-то даже и в качестве маршрутных такси в больших городах;
  • санитарных автомобилей;
  • самосвалов на базе «полуторки», оснащенных кузовом, опускавшимся под давлением груза.

Военная техника

В годы ВОВ Горьковский завод полностью прекратил выпуск гражданских автомобилей и начал поставлять на фронт военную технику. На предприятии в то время были разработаны:

  • внедорожник ГАЗ-64, на основе которого в дальнейшем был создан знаменитый УАЗ-469;
  • артиллерийский тягач ГАЗ-67Б;
  • бронеавтомобиль БА-64;
  • самоходная установка СУ-76.

Также специалисты Горьковского автомобильного завода принимали активное участие в разработке легендарных танков Т-60 и Т-70.

«Волга»

Эти автомобили, выпускавшиеся Горьковским заводом с 1959 года, долгое время были самой престижной у советских граждан маркой. Стоили «Волги» дороже популярных тогда «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев». Но и эксплуатационные характеристики имели более впечатляющие. Изначально маркировались эти машины как ГАЗ-21. Позднее в продажу поступили усовершенствованные ГАЗ-24.

Одновременно с «Волгой» предприятие занималось производством машин «Чайка». Эти автомобили считались еще более престижными, чем ГАЗ-21 и -24. Но в продажу они поступили очень ограниченной серией — чуть более 3000 экземпляров.

Еще через некоторое время на заводе приступили к выпуску модели 31029. Затем в течение 17 лет на предприятиях выпускалась завоевавшая огромную популярность «Волга ГАЗ-3110». По внешнему виду она практически ничем не отличалась от моделей 70-х годов. Единственное, конструкторы выбрали для нее более округлую форму крыши.

В 80-е годы на заводе создавалась новая «Волга» — ГАЗ-3105, комплектовавшаяся очень мощным мотором. Однако из-за экономических проблем выпущено предприятием впоследствии было только около 60 экземпляров подобных автомобилей.

В это же время на заводе были разработаны проекты недорогих седанов ГАЗ-3103 и 3104. Однако в производство такие машины пущены так и не были.

Советские грузовые модели

Как выглядит расшифровка аббревиатуры ГАЗ, мы, таким образом, выяснили. Именно под такой маркой в СССР выпускались знаменитые «Волги» и «Чайки».

В послевоенные годы Горьковский завод выпускал не только качественные легковые автомобили. В начале 60-х годов предприятие, к примеру, приступило к производству сразу трех новых грузовых автомобилей ГАЗ:

  • 66 — для армии;
  • 52;
  • 53.

Все эти машины поставлялись предприятиям страны вплоть до 90-х годов прошлого века. И расшифровка маркировки их осталась, разумеется, прежней — «Горьковский автомобильный завод».

Какие грузовые автомобили выпускает в наши дни завод?

В 90-е годы, как и многие другие стратегические предприятия страны, ГАЗ испытывал значительные экономические трудности. Новые успешные проекты он начал реализовывать только с 2000 года, после того как стал частью холдинга «Русские машины».

В настоящее время завод выпускает такие популярные модели грузовиков, как, к примеру:

  • полноприводной ГАЗ-3308 «Садко»;
  • 3310 «Валдай»;
  • бортовой «ГАЗон-некст»;
  • «Садко-некст».

Машины «Газель»

К выпуску автомобилей ГАЗ-33-02 завод приступил в 1994 году. Изначально эти машины проектировались как малотоннажные грузовики. Но позднее на их базе начали выпускаться и маршрутные такси 32213. К настоящему времени «Газели» считаются отдельной серией ГАЗ — транспортом коммерческого назначения. Помимо ГАЗ-33-02 и 32213, завод выпускает:

  • ГАЗ-2705 — цельнометаллический фургон;
  • ГАЗ-33023 «Фермер» — бортовой грузовичок.

Современные «Волги»

Современным автомобилистам-любителям марка ГАЗ, расшифровка которой звучит как «Горьковский автомобильный завод», к сожалению, не слишком известна. Старые модели этой марки предприятие прекратило выпускать еще в 1992 г.

С 2008 по 2010 г. с конвейера предприятия сходили похожие автомобили «Волга-Сайбер», созданные на базе «Крайслера» и «Доджа стратус». Но в связи с низким спросом в 2010 г. производство таких автомобилей было свернуто. В настоящее время легковые машины Горьковский завод не собирает.

Расшифровка моделей ГАЗ

Многие автолюбители хотели бы узнать, конечно, и о том, что обозначают цифры в маркировке ГАЗ. Расшифровываются эти числа на самом деле довольно-таки просто. Первая цифра означает класс двигателя по рабочему объему (1 — до 1 л, 2 — до 1,8 л, 3 — до 3,2 л и т. д.).

Второе число при этом характеризует тип автомобиля:

  • 1 — легковой;
  • 2 — автобус;
  • 3 — грузовой бортовой;
  • 4 — тягач и т. д.

Третья и четвертая цифры в маркировке — это заводской номер модели.

Таким образом, к примеру, прямая расшифровка ГАЗ-3110 — это легковой автомобиль с объемом двигателя свыше 1,8 л, выпускающийся под заводским номером 10.

Газ для автомобилей

Работать машины ГАЗ могут как на бензиновом, так и на дизельном топливе. Иногда такие автомобили, как и практически любые другие отечественные, ездят также на газу.

Видов такого топлива, пригодного для использования в качестве моторного, существует несколько:

  1. Расшифровка газа СПБТ выглядит как «смесь пропана и бутана». Этот тип природного газа используется в основном в качестве сырья в нефтехимической промышленности. Как моторное топливо в России применяется только около 17% выпускаемого объема такого газа.
  2. Расшифровка газа CNG — «сжиженный нефтяной». Основными его компонентами также являются пропан и бутан. Используется такая смесь обычно в качестве автомобильного топлива. Особенностью этого газа является то, что при его сгорании в окружающую среду выбрасывается минимальное количество вредных веществ.
  3. Расшифровка газа СПГ — это «сжиженный природный газ». Преимущественно это метан СН4. После смешивания с воздухом СН4 способен легко воспламеняться. Поэтому такой газ также часто используется в качестве моторного топлива. Иногда его применяют даже и в автомобилях.

В быту в городских квартирах используются обычный не сжиженный природный газ, содержащий в основном метан, небольшое количество пропана и бутана и некоторых других веществ. Именно за такое голубое топливо мы и получаем в конце месяца квитанции. За газ расшифровка аббревиатуры ПГ которого выглядит как «природный газ», владельцы недвижимости платят обычно не слишком много.

Сжиженные формы этого топлива стоят, конечно, несколько дороже. Но все равно по цене они значительно уступают бензину и солярке. Это и делает газ довольно-таки популярным у автолюбителей видом топлива.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *