Газ 51 машина: История создания ГАЗ-51

Содержание

Пожарная машина ГАЗ-51: технические характеристики, история

Грузовик ГАЗ-51 стал самым популярным среднетоннажным автомобилем, на базе которого выпускалась спецтехника, в том числе пожарные машины, которые по техническим характеристикам могли выполнять задачи по купированию возгораний в городской застройке и на высоте. В производстве он был с 1946 по 1975 год, и за это время в серию вышли автолестницы, автонасосы и автоцистерны.

Пожарная машина ПМГ-6

В послевоенные годы перед инженерами поставили задачу разработки высокоэффективного автомобиля, который можно было бы использовать для тушения возгораний в населенных пунктах. В это время начался серийный выпуск грузовика ГАЗ-51, на базе которого создали автоцистерну ПМГ-6. Эта машина могла доставлять к месту пожара 1000 литров воды. Автомобиль оснащался двухрядной кабиной вместимостью 5 человек боевого расчета. Плюсом было наличие системы обогрева, которая работала на выхлопных газах. Для этого на трубе делали специальный отвод, пропущенный между цистерной и правым лонжероном рамы. Для зимнего времени была предусмотрена ребристая батарея, также работающая на выхлопных газах.

Кузов машины делали полностью закрытым с дверями по обеим сторонам. Насосный отсек размещали сзади, здесь располагался насос ПН-25А. В кузовной части был предусмотрен пенал для комплекта всасывающих рукавов и трехколенной лестницы. С 1954 года эту модель автомобиля стали выпускать с пеналами на кронштейнах.

Середина кузова – цистерна, в передней части которой крепился бак для пенообразователя объемом 50 л. По сегодняшним меркам комплектация машины была примитивной: каркас кабины и кузова был сделан из дерева, внутреннюю обшивку делали из фанеры, а внешнюю из листовой стали.

По бокам крыши кузовной части было ограждение из труб, на которые ставили деревянные решетки для предупреждения продавливания каркаса во время прохождения сверху спасателей. Сюда же укладывали мокрые рукава после тушения огня.

По техническим характеристикам пожарная машина ПМГ-6 на базе ГАЗ-51 превосходила предыдущие модели подобной техники. Специалисты отмечали ее резвость, ведь автомобиль развивал скорость более 70 км/ч. Несмотря на несовершенную конструкцию, грузоподъемность этой модели была в пределах 2,5 т, а также машина дополнялась мягкой подвеской. На службе ПМГ-6 продержался 9 лет с 1950 по 1959 год, затем на смену ему пришел автомобиль ПМГ-36.

Из недостатков шестой модели на шасси ГАЗ-51 специалисты отмечали слабую дополнительную трансмиссию к насосу. Несовершенным был и механизм крепления трехколенной лестницы автоцистерны при отсутствии направляющих роликов: из-за значительных габаритов он мешал работе пожарных. Главным же недостатком считалась система размещения патрубков насоса. При боевом развертывании работать одновременно приходилось водителю и бойцу, поэтому они мешали друг другу. Такое тесное размещение приводило к спутыванию рукавов и их перетиранию в месте крепления соединительной головки. В результате образовывались свищи, из-за которых струя била прямо на водителя. Эту проблему со временем решили, выведя патрубки за насосное отделение.

Пожарная машина ПМГ-12

Автонанос для нужд пожарной службы, выпуск которого начался в 1952 году. Испытания новой машины с задним расположением установки начались годом ранее. Автомобиль базировался на предыдущей версии ПМГ-5 и имел схожие с ней черты: увеличенную высоту базы, отсутствие бака первой помощи, наличие газоструйного вакуум-аппарата. Всасывающие рукава в традициях разработок того времени размещались внизу. Чтобы машина могла работать в холодное время года, новинка получила систему отопления от ПМГ-6. А вот охлаждающий комплекс модернизировали: вместо 4-лопастного вентилятора поставили 6-лопастной. Главным недостатком нового автонасоса стала очень неудачная рукавная катушка, которая загораживала доступ к основному отсеку в кузове.

Модель ПМГ-12 получила большой пенобак на 130 литров. Он располагался в одном отсеке с насосной установкой, что значительно упрощало работу.

Кабина этого пожарного автомобиля была рассчитана на 8 человек. В первой линии было два сиденья, для водителя и начальника автохода, во второй – шесть мест для боевого расчета. При этом габариты кабины были не впечатляющие, так как при полной экипировке спасателям там было очень тесно. Насос в этой модели менять не стали и поставили все тот же ПН-25А. На задней стенке кузова на кронштейнах крепилась рукавная катушка. Пеналов для комплекта рукавов не было: все 4 линии общей длиной 8 метров попарно были размещены в небольших нишах сверху подножек по обеим сторонам машины.

Широкой популярности ПМГ-12 так и не набрал, таких машин выпускали всего 200 экземпляров год. Когда модернизировали основное шасси, конструкторы разработали новый пожарный автонасос ПМГ-21. В 1955 году он вышел в серию и сразу завоевал популярность. Машина получила современную форму кузова, выполненного полностью из металла. Новая модель была оборудована пеналами для всасывающих рукавов, что стало классикой для всех последующих разработок. От 12-й модели автомобиль сохранил конструкцию газоструйного вакуум-аппарата, систему обогрева и дополнительную трансмиссию. Инженеры не стали менять и расположение насоса, который размещался над пенобаком. А вот насос они решили обновить, укомплектовав автомобиль современным ПН-20 с напорными патрубками по обеим сторонам кузова. С ПМГ-21 вместо кожаной манжеты-уплотнителя вала стали использовать резиновые прокладки.

Новый пожарный автонасос стал лучшей разработкой среди автомобилей для службы МЧС того времени, но именно он завершил историю производства машин такого типа на базе ГАЗ.

Классика жанра

История

04.02.2021

В январе 2021 года исполнилось 75 лет с начала производства на Горьковском автозаводе автомобиля ГАЗ-51. Он был самым массовым советским грузовиком и выпускался почти три десятилетия. Столь редкое долголетие неслучайно: машина стала настоящей классикой и гордостью отечественного автопрома.

Автомобиль эпохи

Около 3,5 миллиона автомобилей ГАЗ-51 сошло с заводского конвейера за 29 лет производства. «Газик», как ласково его называли, оказался очень удачной и удобной моделью. Универсальность применения, долговечность, неприхотливость в работе сделали эту машину основным транспортом промышленных и сельскохозяйственных предприятий огромной страны. Хорошо знали автомобиль и далеко за ее пределами.

— ГАЗ-51 в свое время пользовался огромным спросом повсюду, особенно на селе. Это была очень полезная и востребованная в народном хозяйстве машина, — говорит ветеран Горьковского автозавода Юрий Карбасов.

Более 30СЕРИЙНЫХ И ОПЫТНЫХ МОДИФИКАЦИЙ ТЕХНИКИ БЫЛО СОЗДАНО НА БАЗЕ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-51

Для Юрия Викторовича с этим автомобилем связаны первые годы работы на ГАЗе, куда он пришел в 1962-м, и множество добрых воспоминаний.

— Я начинал сборщиком на главном конвейере грузовых автомобилей, и в основном мы выпускали ГАЗ-51, — вспоминает он. — Сборка тогда шла в три смены, за каждую делали по 120-130 машин. Старшим мастером у нас был Георгий Афанасьевич Скляров, а одним из мастеров — будущий генеральный директор завода Борис Павлович Видяев. Как-то в начале 1963-го, когда я крепил переднюю панель на очередной «пятьдесят первый», к нам на конвейер пришел Юрий Алексеевич Гагарин, который приезжал на ГАЗ, и мне посчастливилось пообщаться с первым космонавтом.

Воплощение новаций

Проектирование универсального среднетоннажного грузовика второго поколения началось на Горьковском автозаводе еще в 1937 году. Уже в 1940-м опытный экземпляр ГАЗ-51 демонстрировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в числе лучших образцов советского машиностроения. Вскоре завод начал подготовку к его серийному производству, но помешала война. Работы над перспективными грузовиками возобновились в 1943 году с учетом мировых технических новшеств и опыта, накопленного на ГАЗе при создании боевых машин. Ведущий конструктор Александр Просвирнин радикально улучшил довоенную модель ГАЗ-51, при создании ее узлов и агрегатов использовались многие прогрессивные решения. Был значительно усовершенствован двигатель, впервые появился гидравлический тормозной привод, более современными и удобными стали кабина и облицовка.

По сравнению с полуторкой грузоподъемность новой модели увеличилась в полтора раза (до 2,5 тонн), а межремонтный пробег — вдвое. Усиленные рама и узлы ходовой части могли эксплуатироваться с большими перегрузками.

3 481 033 АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-51 РАЗНЫХ МОДИФИКАЦИЙ БЫЛО ИЗГОТОВЛЕНО С 1946 ПО 1975 ГОД 

19 июня 1945 года образец обновленного ГАЗ-51 вместе с другими перспективными советскими автомобилями был представлен в Кремле руководителям страны и получил полное одобрение. Выпуск грузовика завод наладил очень быстро: помог опыт военного времени. В тяжелейших условиях, при большом дефиците рабочей силы и материалов, построили 35 тысяч квадратных метров новых производственных площадей, моторный корпус для выпуска 6-цилиндрового двигателя. В короткие сроки было освоено изготовление крупных кузовных штампов.

В 1947 году создатели ГАЗ-51 — Александр Просвирнин, Анатолий Кригер, Лев Косткин, Виталий Борисов, Сергей Русаков — вместе с главным конструктором ГАЗа Андреем Липгартом удостоились за свою работу Сталинской премии.

Машина получилась предельно простой и экономичной в эксплуатации. ГАЗ-51 соединял в себе быстроходность, надежность, прочность и выносливость, удобство и легкость управления. Высокая производительность сочеталась с умеренным расходом бензина. Многие технические новинки, примененные на ГАЗ-51, в дальнейшем использовались и на других советских машинах.

Всеобщее признание

ГАЗ-51 быстро стал самым распространенным автомобилем в стране. На его базе создавались многие модели и модификации: полноприводный грузовик ГАЗ-63, автосамосвал ГАЗ-93, автобус ГАЗ-651, седельный тягач ГАЗ-51П, газобаллонные автомобили ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж, различные автофургоны, цистерны и так далее.


Миллионным автомобилем, собранным на Горьковском автозаводе 7 апреля 1948 года, был ГАЗ-51

С конца 1940-х годов была организована сборка ГАЗ-51 в Иркутске и Одессе, начались массовые поставки за рубеж экспортных версий. Особенно много машин было отправлено в 50-60-х в страны Азии и Африки, а «усиленная» экспортная модификация ГАЗ-51В грузоподъемностью 3 тонны успешно эксплуатировалась в Венгрии, ГДР и Финляндии. Лицензионное производство советского грузовика было освоено в Польше, Болгарии, Северной Корее и Китае.

— Это был отличный автомобиль, о нем можно сказать много добрых слов, — рассказывает ветеран ГАЗа Виктор Выриков. — Неприхотливый, простой в обслуживании, он сыграл огромную роль в развитии экономики страны. Водители прекрасно отзывались об этой машине.

Виктор Максимович был старшим мастером участка, и его смена, которую он возглавил в январе 1974 года, занималась сборкой ГАЗ-51 на первом конвейере цеха сборки грузовых автомобилей ПГА.

— ГАЗ-51 был основной моделью, но кроме него выпускали ГАЗ-66, постепенно начинали выпускать ГАЗ-52-04, который потом пришел на смену «пятьдесят первой» модели, — вспоминает ветеран. — Собирать было легко — простая конструкция, все доступно. Тем более за долгие годы производства все процессы были хорошо отлажены. На базе основной модели ГАЗ-51 мы также выпускали грузовые такси и шасси для большого количества модификаций спецтехники.

ГАЗ-51 известен как грузовик, который, пожалуй, чаще всех «снимался» в советском кино — на его счету десятки ролей. В фильме «Живет такой парень» его водил Пашка Колокольников — герой Леонида Куравлева. Помимо этой «главной роли» автомобиль «засветился» в фильмах «Солдат Иван Бровкин», «Алешкина любовь», «Королева бензоколонки», «Операция «Ы» и других известных картинах.

Постоянное совершенствование

В течение многих лет ГАЗ-51 постоянно модернизировался, его совершенствованием занимался ведущий конструктор Борис Шихов. Улучшалась система питания, деревянная вначале кабина стала металлической, снизилась собственная масса автомобиля. С 1955 года начали выпускать модификацию ГАЗ-51А — с увеличенной платформой, откидными боковыми бортами, более надежным и эффективным ручным тормозом.

На седельном тягаче ГАЗ-51П впервые в стране применили гидровакуумный усилитель тормозов. 

Последняя партия из 30 автомобилей ГАЗ-51А сошла с конвейера в начале апреля 1975 года, и собирал ее коллектив старшего мастера В.Вырикова.

— Мы были одной из лучших, передовых смен, поэтому нам и выпала честь выполнить это задание, — вспоминает Виктор Максимович. — В ночь со 2 на 3 апреля собрали машины, а утром на спуске главного конвейера состоялся большой торжественный митинг с участием руководителей завода и города, посвященный проводам этой легендарной машины. Выступали передовики производства, много теплых слов было сказано в адрес разработчиков и производственников, которые создавали, осваивали, выпускали и совершенствовали этот автомобиль. Одна из машин последней партии отправилась в заводской музей, а еще одна заняла достойное место среди других исторических моделей на постаменте у главного входа в ПГА.

Сергей Целибеев

Маленькие автомобили с лучшим расходом бензина на 2023 год

Наш анализ небольших автомобилей с лучшим расходом бензина ранжирует их на основе самых высоких показателей расхода топлива и наиболее экономичной трансмиссии для каждого автомобиля.

Посмотрите, как мы оцениваем эти автомобили

Mitsubishi Mirage — самый экономичный малолитражный автомобиль с рейтингом EPA 39 миль на галлон. Mitsubishi Mirage G4, занявший второе место, также зарабатывает 37 миль на галлон, в то время как Honda Civic Sedan, занявшая третье место, зарабатывает 36 миль на галлон. Когда два или более транспортных средства имеют одинаковый рейтинг MPG, они ранжируются по общему показателю качества, как показано ниже. iSeeCars оценил 27 небольших автомобилей по эффективности использования топлива. Этот рейтинг основан на комбинированном показателе MPG каждой модели с самым высоким рейтингом, чтобы определить лучшие малолитражные автомобили с расходом бензина.

Средний расход топлива для небольшого автомобиля составляет 33 мили на галлон, и 16 моделей зарабатывают эту цифру или даже больше за свою комбинированную модель с самым высоким рейтингом на галлон. Небольшой автомобиль с комбинированным расходом менее 33 миль на галлон ниже среднего по сегменту и может быть неподходящей моделью для потребителей, стремящихся сократить или контролировать расход топлива.

Узнать больше

Какой маленький автомобиль расходует больше бензина?
  1. Мицубиси Мираж
  2. Митсубиси Мираж G4
  3. Хонда Цивик Седан
  4. Киа Рио
  5. Хендай Акцент
  6. Киа Рио 5-дверный
  7. Хонда Цивик Хэтчбек
  8. Фольксваген Джетта
  9. Ниссан Верса
  10. Хендай Элантра
  11. Тойота Королла Хэтчбек
  12. Тойота Королла
  13. Фольксваген Гольф
  14. Ниссан Сентра
  15. Киа Форте
  16. Шевроле Спарк
  17. Субару Импреза
  18. МИНИ Хардтоп 2 двери
  19. МИНИ Хардтоп 4 двери
  20. Мазда Mazda3 Седан
  21. Хендай Велостер
  22. Фольксваген Джетта ГЛИ
  23. Мазда Мазда3 Хэтчбек
  24. Фольксваген Гольф ГТИ
  25. Фольксваген Гольф Р
  26. Хендай Элантра Н
  27. Субару WRX
Модели еще не оценены
  • Honda Civic купе

  • Хонда Фит

  • Шевроле Соник Седан

  • Шевроле Соник Хэтчбек

  • Хендай Элантра ГТ

  • ФИАТ 500л

  • Тойота Ярис Седан

  • Тойота Ярис Хэтчбек

  • Тойота Ярис IA

  • Тойота Ярис Хэтчбек

  • Фольксваген Жук

  • Тойота Королла ИМ

  • Мазда Mazda3 Седан

  • Мазда Mazda3 Хэтчбек

  • Форд Фиеста Хэтчбек

  • Форд Фиеста Седан

  • Киа Форте5

  • Форд Фокус Хэтчбек

  • Ниссан Верса Примечание

  • Шевроле Круз Седан

  • ФИАТ 500

  • Субару СТИ

  • Шевроле Круз Хэтчбек

  • Форд Фокус Седан

Mitsubishi Mirage — самый экономичный малолитражный автомобиль с рейтингом EPA 39 миль на галлон. Mitsubishi Mirage G4, занявший второе место, также зарабатывает 37 миль на галлон, в то время как Honda Civic Sedan, занявшая третье место, зарабатывает 36 миль на галлон. Когда два или более транспортных средства имеют одинаковый рейтинг MPG, они ранжируются по общему показателю качества, как показано ниже. iSeeCars оценил 27 небольших автомобилей по эффективности использования топлива. Этот рейтинг основан на комбинированном показателе MPG каждой модели с самым высоким рейтингом, чтобы определить лучшие малолитражные автомобили с расходом бензина.

Средний расход топлива для небольшого автомобиля составляет 33 мили на галлон, и 16 моделей зарабатывают эту цифру или даже больше за свою комбинированную модель с самым высоким рейтингом на галлон. Небольшой автомобиль с комбинированным расходом менее 33 миль на галлон ниже среднего по сегменту и может быть неподходящей моделью для потребителей, стремящихся сократить или контролировать расход топлива.

Узнать больше

Связанные Лучшие автомобили MPG

Лучшие кабриолеты с расходом бензина
Лучший расход бензина на большие автомобили
Автомобили среднего размера с лучшим расходом бензина
Маленькие автомобили с лучшим расходом бензина
Спортивные автомобили с лучшим расходом бензина

Связанные Лучшие автомобили

Лучшие кабриолеты
Лучшие большие автомобили
Лучшие роскошные кабриолеты
Лучшие роскошные большие автомобили
Лучшие роскошные автомобили среднего размера
Лучшие роскошные маленькие автомобили
Лучшие роскошные спортивные автомобили
Лучшие роскошные вагоны
Лучшие автомобили среднего размера
Лучшие малолитражки
Лучшие спортивные автомобили
Лучшие вагоны

Сопутствующие самые безопасные автомобили

Самые безопасные большие автомобили
Самые безопасные автомобили среднего размера
Самые безопасные маленькие автомобили
Самые безопасные спортивные автомобили
Самые безопасные вагоны

Связанные самые надежные автомобили

Самые надежные кабриолеты
Самые надежные большие автомобили
Самые надежные автомобили среднего размера
Самые надежные малолитражки
Самые надежные вагоны

Как мы оцениваем эти автомобили

В рейтинге iSeeCars «Лучший расход бензина» автомобили, грузовики и внедорожники ранжируются на основе самых высоких показателей расхода топлива на галлон и наиболее экономичной трансмиссии для каждого автомобиля.

Наряду с лучшими показателями расхода бензина в списках показаны дополнительные баллы iSeeCars, поскольку мы считаем, что при поиске лучшего автомобиля в целом следует учитывать и другие факторы. Если между транспортными средствами есть равенство в расходах на галлон, мы используем общий балл iSeeCars, чтобы устранить равенство.

Общая оценка iSeeCars представляет собой анализ трех факторов: надежность, стоимость при перепродаже и безопасность. Он рассчитывается на основе последних исследований и анализа, проведенного нашей командой специалистов по обработке и анализу данных. Анализ данных получен из более чем 12 миллионов новых и подержанных автомобилей в наших исследованиях «Самые долговечные автомобили» и «5-летняя амортизация» в сочетании с рейтингами безопасности NHTSA и IIHS.

Автомобили оцениваются по трем категориям:
Надежность | 33,3%

Оценка надежности представляет собой анализ собственных исследований iSeeCars по автомобилям с самым долгим сроком службы.

Сохранение значения | 33,3%

Показатель сохранения стоимости основан на статистическом анализе нашей группы по обработке данных и прогнозе 5-летней амортизации от MSRP, чтобы определить, какие автомобили сохраняют свою стоимость лучше всего, используя данные Бюро статистики труда США для корректировки инфляции.

Безопасность | 33,3%

Оценка безопасности рассчитывается на основе рейтингов краш-тестов Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) за последние пять лет и включает в себя последнюю информацию Top Safety Pick от Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS).

Ожидается, что Калифорния запретит продажу новых бензиновых автомобилей к 2035 году, голосование в четверг

Автомобильным дилерам, подобным этому в Колме, штат Калифорния, будет запрещено продавать новые бензиновые автомобили к 2035 году, если Калифорнийский совет по воздушным ресурсам утвердит новые правила.

Дэвид Пол Моррис/Bloomberg/Getty Images

Си-Эн-Эн —

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_5F5AF7CA-2B27-5917-A210-D09FC5AC82AB@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Ожидается, что в четверг калифорнийские авиационные регуляторы издадут строгие правила, запрещающие продажу новых бензиновых автомобилей к 2035 году, и поставят промежуточные цели по поэтапному отказу от автомобилей.

Калифорнийский совет по воздушным ресурсам проголосует за эту меру в четверг днем, сообщил CNN член совета Дэниел Сперлинг.

Сперлинг добавил, что он на «99,9%» уверен, что мера будет принята. Если это произойдет, это будет один из первых подобных запретов в мире. Это также может иметь серьезные последствия для автомобильного рынка США, учитывая размер экономики Калифорнии.

«Это монументально», — сказал Сперлинг. «Это самое важное, что CARB сделал за последние 30 лет. Это важно не только для Калифорнии, но и для страны и всего мира».

Почтовая служба США заявляет, что не менее 40% новых грузовиков для доставки будут электрическими

Новые правила совета также установят временные квоты для автомобилей с нулевым уровнем выбросов, уделяя особое внимание новым моделям. Начиная с моделей 2026 года, 35% новых автомобилей, внедорожников и небольших пикапов, продаваемых в Калифорнии, должны быть автомобилями с нулевым уровнем выбросов. Эта квота будет увеличиваться каждый год и, как ожидается, достигнет 51% всех продаж новых автомобилей в 2028 году, 68% в 2030 году и 100% в 2035 году. Квоты также позволят 20% продаваемых автомобилей с нулевым уровнем выбросов быть подключаемыми гибридами.

Правила не коснутся подержанных транспортных средств и позволят этим транспортным средствам оставаться на дорогах.

Сперлинг сказал, что процесс составления правил вызвал «на удивление мало споров» и сопротивления со стороны автомобильных компаний, что свидетельствует о том, что сами компании одобряют переход на автомобили с нулевым уровнем выбросов. Несколько компаний, в том числе Ford и GM, уже объявили об амбициозных планах по переходу на автомобили, грузовики и внедорожники с нулевым уровнем выбросов.

«Автомобильные компании видят, что происходит в Китае, в Европе, — сказал Сперлинг. «Многие из них уже объявили о том, что полностью переходят на электромобили».

Другие «голубые» штаты последовали примеру Калифорнии в прошлом по сокращению выбросов транспортных средств; Сперлинг и другие официальные лица следят за тем, чтобы Северо-Восток и Тихоокеанский Северо-Запад, в частности, последовали их примеру с последним шагом.

«Это большая часть рынка США», — сказал Сперлинг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *