Концепции взаимодействия человека и природы на пороге 21 века.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒
Защита окружающей среды — проблема очень сложная и многогранная, для ее решения не достаточно одних только экологических мер. Для того чтобы решить её, необходимо прежде всего покончить с бедностью. Неоценимую помощь в этом деле могут оказать внешние инвестиции и экспорт передовых (по крайней мере, относительно передовых) технологий: создание новых рабочих мест увеличит благосостояние жителей, а, следовательно — и благосостояние государства, и его способность оплачивать экологические программы. Местные товары, благодаря дешевизне рабочей силы и ресурсов, будут для большинства населения привлекательнее импортных, что значительно снизит потребность в экспорте сырья для покрытия внешнеторгового дефицита. И, наконец, более современные технологии являются и более экологически чистыми. Но вместе с тем, и технологии, и оборудование должны быть приспособлены к конкретным условиям той или иной страны. Охрана природы невозможна без активной помощи государства, и в этом вопросе нельзя не заметить позитивных сдвигов: во многих странах (Индия, Нигерия, Филиппины и др.) уже действуют государственные учреждения по экологии, в программах социально — экономического развития, принятых рядом развивающихся стран, появился тезис об эффективности природопользования. Создание обширных национальных парков позволит спасти от вымирания многие виды животных. Значительной будет и экономическая отдача: туристов всегда привлекала южная экзотика, а парк сможет им эту экзотику предложить в самом лучшем виде. Опыт некоторых африканских стран позволяет смотреть на это направление с оптимизмом И, наконец, охрана природы развивающихся стран невозможна без внешней помощи. Возможно, это утверждение покажется оторванным от реальности, однако в настоящее время к пониманию этого приходят и на Западе: для примера можно назвать работы А. Льюиса, Г. Зингера и многих других Экосистема Земли едина, и последствия экологических катаклизмов не ограничатся рамками одного региона: уничтожение тропических лесов повысит содержание углекислого газа во всей атмосфере, кислотные тучи не знают национальных границ, загрязнение мирового океана также отразится на судьбе всего мира, и эти примеры можно продолжить. Если сейчас многие развитые страны, прямо скажем, по-хищнически относятся к Востоку, то через некоторое время неизбежно придет понимание того, что нельзя строить собственное экономическое благополучие за счет других стран: расплата будет неизбежной.
14.Функции окружающей природной среды по отношению к человеку.
Окружающая природная среда (ОПС) рассматривается в качестве источника материальных и нематериальных благ, гарантирующих существование и процветание нынешних и будущих поколений. ОПС складывается из:
1.Естественных экосистем, практически нетронутых хозяйственной деятельностью, и составляющая сейчас менее трети территории планеты.
3.Трансформированных экосистем, существенно преобразованных для экономических, социальных, культурных и иных потребностей.
4.Искусственных экосистем, с использованием принципов живой природы с участием живых организмов.
С развитием мировой цивилизации среда обитания существенно изменилась и стала представлять совокупность природных, техногенных и социальных условий. Нынешняя среда обитания человека с другими элементами включает искусственно созданные, и поэтому возможен переход от биосферы к техносфере.
По отношению к человеку ОПС выполняет ряд важных функций:
1.Экологическая – заключается в сохранении природе биосферного равновесия, включая оптимальные условия существования человека: состав воздуха атмосферы, структуры земель, лесов, вод и т.д., климат и погодные условия планеты определяют возможности расселения человека по планете.
2.Экономическая – обеспечивает человека и его жизнедеятельности природными ресурсами: энергетическими, минеральными, водными, воздушными, земельными, биологическими.
Могут быть разделены на невозобновимые (полезные ископаемые) и возобновимые естественным путём (биологические), кроме того ресурсы могут быть исчерпаемыми и неисчерпаемыми.
3.Рекреационная, предусматривает обеспечение человека условиям и средствам для отдыха, лечения, оздоровления.
4.Очистительная – ОПС обладает ассимиляционным потенциалом – способностью самостоятельно без участия человека принимать и перерабатывать некоторую часть отходов и загрязнений, образующихся в процессах производства и потребления.
15.Ограниченность естественных возможностей биосферы.
Однако с выполнением этих функций связана ограниченность естественных возможностей биосферы, это выражается в:
2.Большинство природных ресурсов невосполнимо и не восстановимо естественным образом. Имеющиеся запасы быстро истощаются, либо приближаются к некоему пределу, при котором эксплуатировать становится невыгодно. Во многих случаях темпы использования ресурсов превосходят возможности их естественного воспроизводства.
3. Ухудшение состояния ландшафтов и усиливающееся загрязнение среды приводит к сокращению мест и ресурсов, пригодных для отдыха и оздоровления.
4.ОПС не может переработать всю огромную массу отходов и загрязнений в неё выбрасываемых. Многие современные материалы не разлагаются в природных условиях вообще или разлагаются очень медленно. Объём накопленных отходов явно превосходит возможности самоочищения. На достаточно высокой ступени развития человеческого общества появились и другие функции ОПС по отношению к человеку – этическое, научно познавательное, культурное. Все они имеют соответствующие ограничения, но только связанные с возможностями индивидуального восприятия, а не с экологическими свойствами окружающего мира.
16.Экологические принципы рационального природопользования и охрана окружающей среды. Охрана окружающей среды.
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов экономического развития, сохранения приемлемого количества ОПС и здоровья людей. Понятие рационального природопользования опирается на представления ограниченности возможности биосферы. Его основные принципы:
1.Комплексное использование сырья, максимальное снижение потерь при добыче, транспортировке и переработке.
2.Максимальное сокращение выбросов в атмосферу и сбросов вредных веществ в водные объекты за счёт:
а)создания малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
в)создания экозащитной техники и технологий.
3.Для возобновимых ресурсов поддержания условий их естественного воспроизводства, а при необходимости организация искусственного воспроизводства.
4.Доведение отходов до уровня приемлемого для использования живыми организациями в природных или искусственных экосистемах.
5.Восстановление нарушенных экосистем и деградирующих земель и промысловых запасов биологических ресурсов.
17.Основы экономики природопользования.
Современная экономика не может существовать иначе, чем получая сырьё, энергию и прочее изымаемое из природной среды. Поэтому важнейшим условием является оценка природных ресурсов и ущерба, наносимого ОПС. В РФ использование природных ресурсов осуществляется на основе лицензий, выдаваемых юридическим или физическим лицам на определённый срок. В каждой лицензии указывается лимит – объём потребляемых или используемых ресурсов одновременно устанавливаются платежи за использование ресурсов, за их восстановление и охрану. Установлены платежи за лимитное и сверхлимитное потребление с соответствующим установлением платежей в зависимости от дефицитности ресурса. В тоже время взимаются платежи за загрязнение ОПС:
а)за выбросы в атмосферу.
б)за выбросы в водные объекты.
в)за захоронения и складирование отходов.
За сверхлимитные загрязнения среды – в 5 раз больше, за аварийные загрязнения – в 25 раз больше по сравнению с базовыми ставками. При осуществлении природоохранной деятельности рассчитывается экологический и экономический ущерб от загрязнения, а так же предварительный ущерб, представляющий экономическую эффективность за счёт осуществления природоохранных предприятий.
18.Законы Коммонера.
За 1,5 века своего существования в экологии сформулировано более 400 основных законов, принципов, правил и гипотез Они могут быть разделены последующим направлением:
2.Популяционные и видовые законы.
3.Экосистемные законы.
5.Закономерности функционирования биосферы.
6.Взаимодействие человека и природы, включая природопользование.
Наиболее известный среди них – 4 постулата американца Билла Коммонера (1970 года):
1.Всё связано со всем – закон отражает целостность и взаимообусловленность окружающего нас мира, единство организмов и среды их обитания. Ущерб, наносимый одному из компонентов экосистемы, может привести к неблагоприятным последствиям всей экосистемы.
2.Всё должно куда-то деваться – демонстрирует ограниченность ландшафтов Земли и её географической оболочки. Бытовые и производственные отходы, попадая в окружающую среду не исчезают бесследно, а у природных экосистем остаётся всё меньше возможностей справиться с нарастающим объёмом отходов и загрязнений, отравляющих среду обитания.
3.Природа знает лучше – человек, желая в своих интересах «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. Последствия разных хозяйственных мероприятий (мелиорации, гидростроительства), делают среду обитания ещё менее благоприятной.
4.За всё надо платить – человек не может сколь угодно долго расходовать природные ресурсы и загрязнять до бесконечности ОПС. Все виды взаимодействий человека с природой должны просчитываться с точки зрения экологической целесообразности.
5.(1980 года) На всех не хватит – отражает истощимость и конечность любого природного ресурса, дефицит которых ощущается при значительно возросшей численности человечества.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Природа, как самоценность. Обучающие и воспитательные функции природы.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Природа
,
как самоценность.
Обучающие и воспитательные
функции природы.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу
коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для
воспитательной работы. В современных условиях͕ когда сфера
воспитательного воздействия значительно расширяется͕ эта пр
облема
приобретает особую остроту и актуальность.
Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического
воспитания и образования в России» от 22.09.98͗ «Считать экологическое
воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе
неп
рерывного экологического воспитания͕ необходимым условием
устойчивого развития страны͕ развития и совершенствования обеспечения
преемственности между всеми сферами социального становления личности
(семья
—
детский сад
—
школа
—
ВУЗ
—
профессиональная деяте
льность).
В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению
привходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы.
Пожалуй͕ главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы
как таковой͕ а ее сохранение. Человек должен
поменять устоявшуюся точку
зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа»
должна смениться на более нейтральную͕ более разумную͗ «Человек в
природе».
Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать
природу͕ забывая͕ чт
о мы в ответе за тех͕ кого приручили. Дать почувствовать
ребенку͕ что он ответственен за окружающий его мир
—
главная задача на
сегодняшний день.
Несмотря на спад промышленного производства экологическая
обстановка в стране остается сложной.
Даже если остановить все производство (что нереально)͕ загрязнение
окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни
и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для
улучшения состояния окружающей природной среды. А
для этого нужны
квалифицированные специалисты и экологические знания у всего населения.
На сегодняшний день у большого количества людей наблюдается
экологическое невежество.
На нынешнем этапе существования человека многоаспектно͗ работа͕
быт͕ отдых
—
все э
то протекает в чрезвычайно трансформированной среде. На
работе в промышленных предприятиях͕ особенно в металлургических͕
энергетических и других работающие в них люди мирятся с загрязнением
атмосферного воздуха͕ важных объектов͕ почвы. В быту часто не обра
щают
внимание на экологичность продуктов пита
profhelp.net
Природа и функции государства — Мегаобучалка
Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел. Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности. Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Государство – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его монополий на осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры. Государство призвано воплощать в законы, реализовывать в жизнь указанные правовые начала высшего, обще-социального порядка.
Проблема определения сущности современного государства, его наилучшего устройства с учетом новых условий развития общества не чисто российская или советская проблема. На протяжении 80-90-х годов тема реформы публичной власти не сходит с повестки дня международных форум. Центральным остается вопрос о взаимодействии экономических реформ и государственной политики, государственного участия в решении социальных проблем, природоохранных, повышения эффективности и экономичности государственного аппарата, перевода на новые информационные технологии, осуществления других инноваций в государственных структурах. Но для государств, относимых еще недавно к социалистической системе, этот вопрос стоит более обостренно. Здесь наиболее ярко прослеживается изменение основных условий формирования государства.
Функции государства:
· Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
· Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни.
Функции делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
· Охранительная.
· Экономическая.
· Социальная.
· Культурно-воспитательная.
· Природоохранительная.
Внешние функции:
· Защита государства от вооруженных нападений других государств.
· Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
· Борьба с международной преступностью.
· Участие в международной охране окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.
Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.
Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
В экономической сфере действуют государственные организации – предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.
Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, — это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний.
Экономическая функция:
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства – ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
Культурно – воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому – непременная составная часть воспитательного процесса.
Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды – насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Внешние функции:
Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.
megaobuchalka.ru
Основные функции земли в природе и обществе — КиберПедия
Основные функции земли в природе и обществе
Исторически земля возникла как часть (объект) природы; она представляет собой поверхность суши, со временем обжитую живыми организмами, окруженную океанами и воздушным пространством, образующими единую систему. Основные функции земли – основной природный ресурс, главное средство производства в сельском хозяйстве, базовый объект социально-экономических отношений. Рациональное использование и охрана земли – одна из главных задач в любом обществе. Рациональным может считаться использование земли, при котором: 1) осуществляются охрана и воспроизводство продуктивных и иных полезных свойств земли 2) наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства конкретных земельных участков 3) достигается высокая эффективность производственной и иной деятельности 4)обеспечивается оптимальное сочетание общественных, коллективных и личныхинтересов в использовании земли.Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда. Плодородие — главный отличительный признак земель сельскохозяйственного назначения; от него зависит их производственная пригодность к использованию в виде пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, а также структура посевных площадей сельскохозяйственных культур. В землеустройстве особо выделяют категорию средств производства и иных объектов, неразрывно связанных с землей; их размещение, строительство и функционирование невозможны без учета различных свойств земли.
Наиболее важные из них:
-производственные центры — животноводческие фермы, складские помещения, мастерские, полевые станы, летние лагеря и т.п.;
-многолетние насаждения — сады, виноградники, ягодники, защитные древесные и кустарниковые насаждения;
-водохозяйственные и мелиоративные сооружения – оросительные и осушительные каналы, пруды, водохранилища, колодцы, водопроводные сети, водонапорные башни;
-противоэрозионные сооружения;
-транспортные сооружения — дороги, мосты и др.;
-другие хозяйственные объекты, сооружения и сети (энергообеспечения, связи, теплотехнические и т.д
2. Какова роль земли в различных отраслях экономики страны.
Земля является пространственным базисом размещения и развития предприятий организаций и учреждений всех отраслей народного хозяйства: обрабатывающей промышленности, добывающей промышленности, сельского хозяйства. В добывающей промышленности она является ещё и предметом труда, причём ее размещение определяет наличие того или иного полезного ископаемого (железная руда, нефть, газ и др.) В обрабатывающей промышленности — пространственный базис (основа) размещения и развития производстве иного процесса, её размещение зависит от расположения мест добычи сырья, наличия всей инфраструктуры, а также экономической целесообразности. В сельскохозяйственном производстве земля является одновременно предметом труда, средством труда и, следовательно, средством производства. Размещение сельскохозяйственного производства зависит в основном от природно-климатических условий (климат, плодородие почв, рельеф .и др.), а также от потребности в продуктах питания и сырья для перерабатывающей промышленности
Земли населенных пунктов.
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Принципы землеустройства
При проведении землеустройства в нашей стране соблюдается определенные принципы — то есть главные научно обоснованные исходные положения, Отражающие самые существенные черты, правила проведения, направленность, содержание и методы землеустройства.
Эти принципы выработаны в соответствии с наукой и практикой, целями и задачами организациям использования земли в нашем государстве. Они отражаются во всей системе землеустройства, в его содержании, методах, порядке проведения.
Основные принципы землеустройства, следующие:
- Первоочередное решение при землеустройстве природоохранных задач.
- Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости ее отдельных частей.
- Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования.
- Строгое соблюдение при землеустройстве требований земельного и других видов законодательства в области правового регулирования землевладения и землепользования.
- Комплексный характер организации территории и производства.
- Экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории.
- Обеспечение стабильности землевладения и землепользования.
- Учет сочетания интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей.
27. Основные содержания землеустройства (основные вопросы, решаемые при землеустройстве)
Землеустройство реализует государственную политику по перераспределению земель и на научной основе устранять недостатки, которыми обладает земля, создавать стабильные экологические ландшафты и агросистемы. Кроме того, землеустройство должно осуществлять меры, чтобы земельные участки использовались как можно более рационально, для чего используются методы прогнозирования, планирования и организации.
В систему государственного землеустройства входит решение вопросов:
- разграничение (размежевание) земель по формам собственности;
- установление порядка проведения землеустройства;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;
- проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;
- принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;
- установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;
- организация и осуществление контроля за проведением землеустройства;
- разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;
- разработка проектов землеустройства предприятий, организаций и учреждений государственного характера;
- управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.
Содержание межхозяйственного землеустройства.
Межхозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности).
Межхозяйственное землеустройство тесно связано с размещением производительных сил и с использованием земельных ресурсов страны. Оно включает в себя комплексное изучение земельных фондов, без чего нельзя правильно решить вопрос об их полном и рациональном использовании, и способствует правильному решению вопроса о размещении хозяйств, установлении их размеров, специализации и т.д.
Межхозяйственное землеустройство является основным механизмом формирования рационального землевладения и землепользования, наделения землей юридических и физических лиц (предприятий, учреждений, организаций и граждан). Посредством межхозяйственного землеустройства осуществляются предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При межхозяйственном землеустройстве приходится устанавливать границы различных территориальных зон, определять режим и условия землепользования, ограничения и обременения в использовании земли, отводить земельные участки, а также готовить информацию для земельного налогообложения, купли-продажи земельных участков и включения их в земельный оборот.
Содержание внутрихозяйственного землеустройства.
Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗУ) – это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях (организациях), заключающийся в организации территории и производства хозяйств, осуществляемый на основе проекта.
Внутрихозяйственное землеустройство проводится на территории конкретных сельскохозяйственных предприятий (организаций) различных организационно-правовых форм (акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, госхозов и т.п.), крестьянских (фермерских) и иных хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством.
Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного, и проводят его только после того, как решены все вопросы
последнего.
Внутрихозяйственное землеустройство отличается от межхозяйственного по назначению и содержанию:
1. Оно проводится в рамках отдельных конкретных и притом только сельскохозяйственных предприятий.
2. Внутрихозяйственное землеустройство промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий не проводится.
3. При внутрихозяйственном землеустройстве устраивается каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центы, дороги, организуются угодья и севообороты, устраивается их территория.
Содержание рабочего проектирования.
Рабочий проект при землеустройстве представляет собой комплекс инженерно-технических, экономических и правовых решений и сметно-финансовых расчетов, направленных на осуществление конкретных мероприятий по освоению, улучшению и охране земель, устройству территории сельскохозяйственных угодий, размещению и строительству объектов различного назначения, требующих капитальных вложений.
Организация территории всегда должна полностью соответствовать организации производства и перспективам его развития (бизнес-планам). Она выражается в придании определенных размеров и размещении землевладений, землепользовании, массивов подразделений, хозяйственных участков, угодий и их границ. Землеустройство должно быть экономически эффективным. Организация территории хозяйств разных специализаций, расположенных в разных зонах, различается своими особенностями.
Подготовка землеустроительных кадров в РФ
В 1991 г. началась подготовка специалистов по землеустройству дополнительно в 5 сельскохозяйственных вузах: Красноярском, Кубанском, Пермском, Приморском, Кабардино-Балкарском. По инициативе и при участии Государственного университета по землеустройству в 1996—-1997 гг. Госкомземом России была разработана Комплексная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Госкомзема и других ведомств, организаций и учреждений на перспективу до 2005 г. Согласно этой программе численность работников землеустроительной службы страны должна увеличиться к 2005 г. с 19 785 до 38 990, в том числе специалистов, имеющих землеустроительное образование и прошедших переподготовку и повышение квалификации, — с 7482 до 28 798.
В нашей стране образовательную деятельность по различным направлениям и специальностям координируют
учебно-методические объединения вузов России (УМО).В 1992 г. было создано УМО вузов России по образованию в области землеустройства и кадастров (головной вуз — Государственный институт по землеустройству), насчитывающее 9 высших учебных заведений.
В 2000 г. УМО вузов России по образованию в области землеустройства и кадастров объединяло уже 43 высших учебных заведения. Кроме того, в его составе работали представители 12 зарубежных вузов в качестве ассоциированных членов и 12 представителей министерств, ведомств, предприятий, организаций и других учреждений, занимающихся землеустроительной деятельностью.
В системе среднего землеустроительного образования в России в 2000 г. имелось 37 техникумов.
Головным образовательным центром России является Госуниверситет по землеустройству. Это единственное в стране специализированное высшее учебное заведение по подготовке инженеров в области землеустройства, земельного и городского кадастров. В нем готовят также геодезистов, архитекторов, юристов, экономистов-менеджеров по управлению земельными ресурсами и земельным рынком, оценщиков земли и недвижимости.
В настоящий момент в ГУЗ обучает бакалавров и магистров по направлению 210302 «Землеустройство и кадастры» по профилям «Землеустройство», «КН», «ГК».
Бакалавров в год — 310 очно, 215 заочно
Магистров в год — 60 очно.
Советское землеустройство.
Землеустройство в СССР, система государственных мероприятий, включающая организацию наиболее полного, рационального и эффективного использования земли, создание условий для повышения культуры земледелия, охрану земель, осуществление решений государственных органов в области землепользования. Землеустройство проводится в отдельных с.-х. предприятиях, в сельском хозяйстве как отрасли и во всём народном хозяйстве. Незыблемым фундаментом Землеустройство и всего земельного строя в СССР является государственная социалистическая собственность на землю, утвердившаяся в результате национализации земли. Задача Землеустройство — охрана государственной собственности на землю, общественных земель колхозов и совхозов от расхищения, расточительства и укрепление социалистических земельных отношений. Большое значение имеет наведение должного порядка в пользовании земельными угодьями в с.-х. предприятиях, чёткое отграничение общественных земель от приусадебных участков, точный земельный учёт. Землеустройство обеспечивает систематический контроль за правильностью использования земли. Очень важно тщательно изучить природные и экономические условия устраиваемой территории, правильно решить вопрос о рациональных размерах землепользования вновь организуемых и устранить недостатки в землепользовании существующих хозяйств. При проведении Землеустройство разрабатывают мероприятия по более интенсивному использованию земли и улучшению качества угодий. Содержание Землеустройство на каждом этапе обусловливается хозяйственно-политическими задачами в развитии сельского хозяйства и всего народного хозяйства. Современные задачи Землеустройство определяются решениями 22-го, 23-го и 24-го съездов КПСС, Мартовского (1965) и Майского (1966) пленумов ЦК КПСС и последующими решениями партии и правительства по сельскому хозяйству. Землеустройство приобрело комплексный характер, высокий инженерно-экономический уровень. При Землеустройство районов, подверженных ветровой и водной эрозии почв, разрабатывается комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, агролесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по водосбору, овражно-балочной системе и т.д.
Основные функции земли в природе и обществе
Исторически земля возникла как часть (объект) природы; она представляет собой поверхность суши, со временем обжитую живыми организмами, окруженную океанами и воздушным пространством, образующими единую систему. Основные функции земли – основной природный ресурс, главное средство производства в сельском хозяйстве, базовый объект социально-экономических отношений. Рациональное использование и охрана земли – одна из главных задач в любом обществе. Рациональным может считаться использование земли, при котором: 1) осуществляются охрана и воспроизводство продуктивных и иных полезных свойств земли 2) наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства конкретных земельных участков 3) достигается высокая эффективность производственной и иной деятельности 4)обеспечивается оптимальное сочетание общественных, коллективных и личныхинтересов в использовании земли.Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда. Плодородие — главный отличительный признак земель сельскохозяйственного назначения; от него зависит их производственная пригодность к использованию в виде пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, а также структура посевных площадей сельскохозяйственных культур. В землеустройстве особо выделяют категорию средств производства и иных объектов, неразрывно связанных с землей; их размещение, строительство и функционирование невозможны без учета различных свойств земли.
Наиболее важные из них:
-производственные центры — животноводческие фермы, складские помещения, мастерские, полевые станы, летние лагеря и т.п.;
-многолетние насаждения — сады, виноградники, ягодники, защитные древесные и кустарниковые насаждения;
-водохозяйственные и мелиоративные сооружения – оросительные и осушительные каналы, пруды, водохранилища, колодцы, водопроводные сети, водонапорные башни;
-противоэрозионные сооружения;
-транспортные сооружения — дороги, мосты и др.;
-другие хозяйственные объекты, сооружения и сети (энергообеспечения, связи, теплотехнические и т.д
2. Какова роль земли в различных отраслях экономики страны.
Земля является пространственным базисом размещения и развития предприятий организаций и учреждений всех отраслей народного хозяйства: обрабатывающей промышленности, добывающей промышленности, сельского хозяйства. В добывающей промышленности она является ещё и предметом труда, причём ее размещение определяет наличие того или иного полезного ископаемого (железная руда, нефть, газ и др.) В обрабатывающей промышленности — пространственный базис (основа) размещения и развития производстве иного процесса, её размещение зависит от расположения мест добычи сырья, наличия всей инфраструктуры, а также экономической целесообразности. В сельскохозяйственном производстве земля является одновременно предметом труда, средством труда и, следовательно, средством производства. Размещение сельскохозяйственного производства зависит в основном от природно-климатических условий (климат, плодородие почв, рельеф .и др.), а также от потребности в продуктах питания и сырья для перерабатывающей промышленности
cyberpedia.su
Природа мира
Что такое природа?
Природа Земли — это совокупность естественных, физических или материальных элементов нашей планеты, созданных естественным образом (без участия человека). Природа также может рассматриваться как физические явления, биогеохимические циклы или жизнь на планете. Хотя люди являются частью природы, их деятельность часто рассматривается как отдельная категория от природы.
В рамках различных видов использования, слово «природа» часто относится к геологии и животному миру. Природой может являться общее царство растений и животных, а в некоторых случаях и процессы, связанные с неодушевленными объектами, например, погода. Природой часто называют «естественную среду обитания», экосистему, дикую природу, диких животных, скалы, леса и в общем те объекты, которые не были существенно изменены вмешательством человека или сохраненные, несмотря на наше вмешательство.
Читайте также: Самые красивые чудеса природы.
Виды природы
Природу Земли условно можно разделить на два вида: живую и неживую природу.
Живая природа характеризуется способность расти, размножаться, питаться, дышать, умирать, и т.п. К ней относятся: животные, растения, микроорганизмы, грибы.
Объекты неживой природы не имеют признаков жизни, к ним относятся: воздух, вода, горы, Солнце, ветер и т.д.
Объекты природы
Одна из самых распространенных идей в науке состоит в том, что природа состоит из объектов. Разумеется, сама научная практика основана на объективности. Мы объективируем природу, чтобы ее можно было измерить, испытать и изучить, с конечной целью разгадать ее секреты. Для этого обычно требуется уменьшить естественные явления до их составных частей. Большинство зоологов, например, думают о животных с точки зрения генов, физиологии, видов и т.п.
Самый главный урок от Дарвина, состоит в том, что вся жизнь на Земле, включая нас, возникла из одного генеалогического древа. Однако до настоящего времени это интеллектуальное понимание еще не проникло в наши сердца. Даже те из нас, кто полностью придерживается концепции органической эволюции, склонны рассматривать природу как ресурсы, которые можно эксплуатировать, а не родственника, заслуживающего наше уважения.
В качестве объекта, природу можно выделить как основу существования жизни на нашей планеты. Однако рассматривать отдельные объекты природы следует исходя из определенной ситуации.
К примеру, рассмотрим иллюстрацию и выделим основные объекты природы:
Из объектов неживой природы можно выделить: землю, Солнце, погоду, облака, камни, воду, рельеф местности и т.д.
Из объектов живой природы на иллюстрации изображены: деревья, цветы, трава, камыши, кустарники и птицы.
Данная схема представляет собой экосистему, в которой происходит взаимодействие объектов живой и неживой природы. Каждый из объектов природы выполняет определенные функции и является чрезвычайно важным, а также обеспечивает человечество определенными благами.
Человека также можно условно назвать объектом природы. Начиная с момента зачатия и до момента смерти, каждый из нас проходит жизненный цикл, созданный природой.
Компоненты природы (природные условия)
Компоненты — это естественные части природы, которые взаимодействуют друг с другом и создают условия для жизни живых организмов на Земле. Все эти компоненты развивались на протяжении длительного времени, и они имеют тесную взаимосвязь. Совокупность компонентов природы в определенной местности называется природно-территориальным комплексом (ПТК).
Географическая оболочка нашей планеты является естественным природным комплексом и ее компонентами выступают:
• верхняя часть литосферы (земная кора) — твердая оболочка нашей планеты, большая часть которой покрыта с внешней стороны гидросферой, при этом остальная часть подвержена воздействию атмосферы.
• нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера) — слой атмосферы, начиная с пограничного слоя атмосферы (толщина 1 — 2 км) до стратосферы, расположенной на высоте 11-50 км.
• вся гидросфера является оболочкой планеты, и она включает воды Мирового океана (океаны: Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый и, иногда, Южный), поверхностные (моря, озера, реки, болота и т.д.) и подземные воды (грунтовые, артезианские, минеральные, почвенные и т.д.). Воды гидросферы относятся к водным ресурсам Земли.
• биосфера является оболочкой нашей планеты, на которой есть жизнь. Биосфера выступает глобальной экосистемой.
• антропосфера — часть окружающей среды, которая создается или изменяется людьми и используется для жизнедеятельности человека. Однако именно на этом этапе происходит наибольший вред природе, ведь использование природных благ с применением технологического прогресса приводит к обезлесению, загрязнению окружающей среды и изменениям климата.
Если рассматривать природу в пределах природной зоны, можно выделить следующие природные условия:
Рельеф
Рельеф Земли — это совокупность неровностей поверхности нашей планеты (включая дно океанов и поверхность материков), которые отличаются по размерам, виду, очертаниям, происхождением, возрасту, а также по истории формирования.
В географии, понятие «рельеф» относится к самым высоким и самым низким точкам поверхности в определенной области. Горы и хребты обычно являются самыми высокими точками поверхности Земли, в то время как долины и другие низменные области являются самыми низкими. Местность по характеру рельефа можно разделить на: равнинную, холмистую и горную.
Климат
Климат — это статистика погоды, обычно за длительный (более 30 лет) период. Он измеряется путем оценки закономерностей изменения температуры, влажности, атмосферного давления, ветра, осадков, количества атмосферных частиц и других метеорологических переменных в определенном регионе в течение длительных периодов времени. Климат отличается от погоды, которая описывает только краткосрочные условия этих переменных в данном регионе.
Климат региона формируется климатической системой, которая состоит из пяти компонентов: атмосфера, гидросфера, криосфера, литосфера и биосфера.
Региональный климат зависит от широты, рельефа и высоты, а также от близлежащих водоемов и их течений. Климаты можно классифицировать в зависимости от различных переменных, чаще всего температуры и осадков. Наиболее широко используемая в мире классификационная схема климатических характеристик производится по классификации В. П. Кёппена, основанной на учёте режима температуры и количестве осадков. Особенности циркуляции атмосферы охарактеризовал в своей классификации Б.П. Алисов., а Л.С. Берг разработал классификацию климата, основываясь на ландшафтно-географических зонах суши.
Читайте также: Климатические ресурсы мира.
Почва
Почва представляет собой смесь минералов, органических веществ, газов, жидкостей и бесчисленных организмов, которые вместе поддерживают жизнь на Земле. Почва — это природное тело, называемое педосферой, которое выполняет четыре важные функции:
- среда для роста растений;
- средство для хранения, подачи и очищения воды;
- модификатор земной атмосферы;
При этом все функции, в свою очередь, изменяют почву. Почва является продуктом воздействия климата, рельефа (высота, ориентация и наклон местности), организмов и исходных минеральных ресурсов, взаимодействующих во времени. Почва постоянно подвергается развитию посредством многочисленных физических, химических и биологических процессов, которые включают выветривание с соответствующей эрозией. Учитывая ее сложность и сильную внутреннюю связанность, почва рассматривалась почвоведами как экосистема.
Поскольку почвенные ресурсы служат основой для продовольственной безопасности, международное сообщество выступает за их устойчивое и ответственное использование с помощью различных видов рационального управления почвами.
Природные ресурсы
Природные ресурсы представляют собой важные компоненты природы, которые необходимы для жизнедеятельности всех живых организмов. Они включают в себя воду, леса, полезные ископаемые, земли и т.д. Все природные ресурсы били созданы естественным образом, и многие из них используются человечеством для обеспечения жизненных потребностей и создания комфортной жизни.
Животный мир
Животный мир представляет собой совокупность многоклеточных живых организмов, которые относятся к эукариотам и объеденены в Царство Животных. Они характеризуются подвижностью и могут спонтанно передвигаться в какой-то момент своей жизни. Все представители животного мира являются гетеротрофами, а это значит, что для нормального функционирования им необходимо питаться другими организмами либо их побочными продуктами.
Читайте также: ТОП 10 интересных фактов о животных.
Позвоночные имеют позвоночник и составляют менее 5% (около 66 000 видов) всех описанных видов животных. К ним относятся рыбы (около 32 900 видов), амфибии (около 7 300 видов), рептилии (около 10 000 видов), птицы (более 10 000 видов) и млекопитающие (около 5 500 видов). Остальные животные — беспозвоночные, у которых отсутствует позвоночник. К ним относятся насекомые (более 1 000 000 видов), моллюски (около 100 000 видов), пауки и скорпионы (около 100 000 видов), ракообразные (около 47 000 видов), кораллы (около 2 000 видов), другие беспозвоночные (около 69 000 видов). Наука изучающая животных называется зоологией.
Растительный мир
Растительный мир является совокупностью многоклеточных организмов, преимущественно фотосинтезирующих эукариотов из Царства Растений. Термин «растения» исключает грибы, некоторые водоросли, всех животных, а также архей и бактерий.
Большую часть энергии, зеленые растения получают от солнечного света в процессе фотосинтеза. Другие растения являются паразитами и не производят собственную энергию. Растения характеризуются половым размножением и чередованием поколений, хотя бесполое размножение также распространено среди них.
Цветковые растения (268 000 видов), голосеменные (1 052 вида), папоротники и хвощи (12 000 видов), мхи (16 236 видов), красные и зеленые водоросли (10 386 видов).
Явления природы
Явление природы — наблюдаемое событие, которое имеет естественный, а не искусственный характер возникновения. Примеры включают: восход Солнца, погода, туман, гром, торнадо; биологические процессы: разложение, прорастание; физические процессы: распространение волн, эрозия; приливные течения, стихийные бедствия, электромагнитные импульсы, вулканические извержения и землетрясения.
Читайте также: Самые необычные явления природы.
Типы природных явлений включают, но не ограничиваются следующими процессами:
Биологические явления
- Рост — является положительным изменением в размерах и/или созревании живого организма, часто в течение определенного периода времени.
- Метаболизм — набор жизнеутверждающих химических превращений в клетках живых организмов, при котором происходит превращение пищи в энергию и перенос питательных веществ по всем клеткам, что позволяет организму расти, размножаться и функционировать в окружающей его среде.
- Депопуляция — снижение численности населения;
- Трупные явления — процесс при которых органические вещества разлагаются на гораздо более простые формы материи.
Химические явления
- Рост кристаллов — это основная стадия процесса кристаллизации;
- Окисление — химический процесс окисления вещества, включает также возникновение огня и процесс ржавчины.
Геологические явления
К геологическим явлениям относятся: эрозия, седиментация и вулканическая активность, включая землетрясения и гейзеры.
Метеорологические явления
Интенсивные метеорологические явления называются штормом. Регулярные циклические явления включают смену времен года и атмосферную циркуляцию.
Атмосферные оптические явления включают: полярное сияние, сумеречные лучи, зелёный луч, мглу, световой или солнечный столб, лунную радугу, парселену (ложную луну), радугу, паргелий и т.д.
Океанографические явления включают: цунами, морские течения, прибой и т.д.
Физические явления
Гравитация — это природное явления, посредством которого происходит притяжение объектов с массой, включая планеты, звезды и галактики. На Земле, гравитация придает вес физическим объектам и вызывает приливы в океанах.
Биогеохимические циклы
Биогеохимический цикл или круговорот веществ в природе — это путь, по которому химическое вещество перемещается через биотические и абиотические компоненты Земли. Термин «биогеохимический» — сокращение, которое относится к рассмотрению биологических, геологических и химических аспектов каждого цикла.
Каждый цикл начинается в любой заданной точке, изменяется в установленном порядке и в конечном итоге возвращается к заданной точке.
Самыми известными и важными биогеохимическими циклами выступают:
- Цикл углерода (круговорот углерода) — это процесс, при котором происходит обмен углерода между биосферой, педосферой, геосферой, гидросферой и атмосферой Земли.
- Цикл азота (круговорот азота) представляет собой биогеохимический цикл, с помощью которого азот превращается в различные химические формы, поскольку он циркулирует среди атмосферы, наземных и водных экосистем.
- Цикл кислорода (круговорот кислорода) представляет передвижение кислорода в трех его основных резервуарах — атмосфере (воздухе), биосфере (глобальной экосистеме) и земной коре.
- Цикл фосфора (круговорот фосфора) описывает движение фосфора через литосферу, гидросферу и биосферу.
- Цикл серы (круговорот серы) представляет совокупность процессов, посредством которых сера перемещается в/из минералов и живых систем.
- Цикл горных пород (круговорот горных пород) является базовой концепцией в геологии и описывает трудоемкие процессы перехода через геологическое время между тремя основными типами горных пород: осадочными, метаморфическими и изверженными.
Влияние природы на человека
Основная статья: Влияние природы на человека: аргументы.
Нет сомнения, что значение природы для человечества поистине огромное. Она снабжает нас всем необходимым для нормального существования и функционирования, включая, воздух, солнечный свет, воду, пищу, различные материальные блага. Несмотря на то, что люди часто ее не замечают, природа является гарантом жизни на нашей планете.
Влияние человека на природу
Основная статья: Влияние человека на природу: аргументы.
С ростом и развитием научно-технического прогресса, наблюдается значительное воздействие человечества на природу, и к сожалению, в большинстве случаев оно негативное. Губительное влияние на природу нашей планеты прежде всего заключается в загрязнении окружающей среды, уничтожении лесов, чрезмерном использовании природных благ и нарушении экологического равновесия на планете.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
natworld.info
Глава 10 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Сущность, функции и структура экологической культуры
Обращение к феномену экологической культуры отражает закономерность экологизации культуры на определенном этапе отношений человека с природой. В развитии этих отношений можно выделить ряд стадий.
Синкретическая стадия связана со слабым уровнем выделенности человека из природы, зависимостью от нее и преклонением перед ней, что находит отражение в мифологическом сознании.
На аналитической стадии человек осознает свое отличие от природы, что находит выражение в четком осознании отличия культуры от натуры («номос» и «физис» в философии софистов) и приходит к противопоставлению культуры как мира искусственного миру природы как миру естественных причинно-следственных связей и идее покорения природы, господства над ней. Эти отношения получают свое выражение в механистическом мировоззрении нового времени, естественных и технических науках как идеальном выражении индустриального способа освоения природы.
Сутью третьего, синтетического этапа, является возращение к единству с природой на новой основе, связанное с нарастанием взаимопроникновения и осознанием взаимной зависимости общества и биосферы в ситуации, когда человеческая деятельность стала планетарной по масштабам и сопоставимой с геологическими процессами по мощи. В этой ситуации деятельность человека не может быть свободной, целесообразной, культурной, если не сообразуется с экологическими критериями. Все это предполагает фундаментальную
переоценку ценностей, представлений о прогрессе, рациональности, эффективности, гуманизме.
Феномен культуры самым тесным образом связан с отношением к природе. Культура возникает, существует и развивается на основе этого отношения и является категорией, фиксирующей специфический (целесообразный, деятельный, творческий) родовой способ связи человека с природой. Этимологически слово «культура» латинского происхождения, восходит к римской античности и изначально обладает экологическим смысловым содержанием. Первоначальное значение данного термина связано с возделыванием, обработкой земли, сельскохозяйственной культурой. В дальнейшем в содержание его включается образование и воспитание, как решающее средство «возделывания», «культивирования» человеческой природы.
В понятии культура отражается не только всеобщее отличие социального способа отношения к природе от биологического, но и характер отношения того или иного общества к природе и общества в целом, поскольку способ отношения к природе в существенной мере определяет и способ отношения людей друг к другу. Особенности природы, ее пространства и времени, ландшафта и ритмов неизбежно отражаются в особенностях хозяйственной деятельности, образе жизни, национальном характере, менталитете этноса, его языке, мифологии, искусстве. Так, слишком расточительная природа, как отмечал К. Маркс, ведет человека как бы «на помочах», не делает вопросом жизни и смерти совершенствование технологии и организации производства. Большие пространства, изобилие ресурсов чаще всего порождают и консервируют экстенсивный тип отношения к природе, который фиксируется в соответствующих стереотипах, передаваемых из поколения в поколение.
Культура образует пронизывающее все общество, его подсистемы, формы деятельности поле, которое формирует его самобытность. Она представляет
собой важный компонент деятельности и механизма общественного производства.
Культура определяется как внегенетический способ наследования значимой информации и программирования человеческого поведения, связанный с духовным производством и его продуктами — сознанием, знанием, ценностями, идеями. Культура растет как бы «корнями вверх» питаясь идеями (идеальными проектами разрешения противоречий человеческого бытия) — продуктами духовного производства. Именно в рамках духовного производства формируются принципы, смыслы, ценности, нормы, образующие своеобразный, генетически не наследуемый «код» цивилизации, определяющий как основной способ деятельности общества в целом, его отношения к миру, так и характер и механизм отдельных сфер деятельности — хозяйственной, социальной, политической. Человеческий мир с его технологической, экономическими, политической и правовой системами представляет собой, в сущности, мир объективированных идей, «предметно представленную психологию» человека. Культура представляет собой системообразующее основание общества, его субстанциональную структуру, которая имеет ментальную природу.
Культура в связи с этим может быть определена как система духовных и объективирующих их материальных ценностей, способов (методов, технологий) их создания и уровень овладения ими. Культура характеризует уровень овладения человеком внешними и внутренними условиями бытия. В этом смысле экологическая культура представляет собой уровень овладения человеком экологическими условиями своего бытия, экологическими знаниями, принципами и методами обеспечения устойчивого развития, гармонизации отношений между обществом и природой, облагораживания природы.
В различных сферах человеческой деятельности — познавательной, технологической, экономической, политической, образовательной, художественной,
203
философской, религиозной сущность экологической культуры приобретает различное содержательное преломление. Это позволяет структуироватъ экологическую культуру в соответствии с основными сферами деятельности человека, отраслями и субкультурами субъектов природопользования.
С точки зрения способа бытия экологической культуры представляется возможным говорить о следующих формах реализации культуры:
субъективном, интериорном, идеальном способе существовании культуры в личном и массовом, обыденном и теоретическом сознании;
знаково-символических формах выражения и закрепления экологических знаний, оценок, ценностей, идеалов;
нормативном порядке осуществления различных форм деятельности, общения, познания, формирования личности т.е. принципах, правилах, нормах требованиях, процедурах, технологиях, стереотипах;
опредмеченных, вещественных и невещественных результатах человеческой деятельности.
С точки зрения механизма реализации культурного процесса вообще и экологического в частности обозначенная выше структура экологической культуры получает дальнейшее развитие и приобретает следующий вид:
- экологическое сознание, в котором основополагающее значение принадлежит экологическим ценностям как «ядру» экологической культуры;
- знаково -символические формы выражения экологического сознания;
- возникающие на основе экологических знаний и ценностей экологические нормы, правила, требования;
- механизм экологической социализации, (образования и воспитаниям, как способ внегенетической передачи экологической информации интернализации ценностей и норм;
- механизм социального наблюдения и контроля (формального и неформального, общественного и государственного, коллективного и индивидуального, внешнего и внутреннего) за исполнением норм, процессом их интернализации, сохранения и своевременного изменения.
Поскольку два последних элемента (подсистемы) структуры культуры уже рассматривались (в частности, экологическое наблюдение и экологический контроль) и будут нами затронуты и в последующих разделах главы, здесь следует более подробно остановится на первых трех элементах.
Общество как самоуправляемая система характеризуется доминированием информационных связей по отношению к вещественным и энергетическим. Специфической формой информации общества как социальной системы выступают знания — осмысленная и выраженная в знаково-символических формах информация, продуцируемые и трансформируемые в процессе коммуникации (и интерпретации) значения и смыслы. В связи с тем, что субстанциональная структура общества — культура имеет ментальную природу, изменение в процессе духовного производства социальной информации является источником трансформации общества как системы.
У человека как социального существа, в отличие от животного, основным способом программирования поведения (волеопределения, целеполагания) является внегенетический, осуществляемый посредством знания, составляющего основное содержание сознания и продукт познания.
Основное содержание бурно развивающегося на современном этапе экологического сознания являются знания о строении и закономерностях развития экосистем, взаимодействия общества и природы, принципах, методах, оптимизации отношений между ними. Содержание этого знания не может ограничивается рефлексивными и дескриптивными моментами — описанием и объяснением экологических и социально-экологических феноменов, но включает в себя
оценочные, эмоционально-елевые, ценностно-нормативные и конструктивное-проективные его элементы — идеалы, ценностные ориентации, убеждения, верования, прогнозы, программы, мировоззренческие и идеологические формы, ментальные основания, стереотипы.
В формировании экологического сознания участвуют не только научные (естественнонаучные, общественные, гуманитарные, эмпирические и теоретические), но и донаучные (обыденные) и вненаучные знания — философские, религиозные, эстетические, этические.
Философия как духовная квинтэссенция эпохи, учение о всеобщих законах взаимосвязи и развития природы и общества, человека и мира, рассматривает конечное в перспективе бесконечного, единичное в горизонте всеобщего, частное в контексте целого. Она решает основные метафизические, мировоззренческие и методологические вопросы (о положении человека в мире, смысле и назначении его бытия, свободе, познавательных и практических возможностях в этом мире). Философия с ее категориальным строем не просто форма сознания, отражающая мир, а внутренний, интенсивно работающий «орган» культуры, способ вопрошания о предельных основаниях человеческого бытия и постоянного «соизмерения» его с миром опредмеченных сущностных сил и универсальным целым; средство формирования наиболее общих мировоззренческих и методологических установок материальной и духовной деятельности, рефлексии над существующими парадигмально-стилевыми формами мысли и действия и выхода за их пределы в соответствии с развивающейся реальностью и сущностью человека. Экологическая философия, как некая «глубинная экология», способна оказать существенное содействие в экологической переориетации современной науки и практики.
Религия — одна из важнейших вненаучных форм решения фундаментальных метафизических и экзистенциальных проблем человеческого бытия,
регулирования и программирования поведения людей на основе механизмов интуитивного прозрения истины, сверхъестественного откровения, веры, сакрализации и эсхатологизации. Религии принадлежит существенное место в освещении, культивировании и закреплении определенных ценностей, формировании менталитета, определенного типа мироотношения, отношения к земной жизни, природе, материальной и духовной деятельности. Не случайно имеющее явно религиозное происхождение, часто используемое определение культуры через культ, поклонение определенным ценностям. Известно, какое значение отводил мировым религии М. Вебер в утверждении определенного типа мироотношения, хозяйственной этики.
Целый ряд исследователей связывает современные экологические проблемы европейской цивилизации с утверждением христианского монотеизма (утверждающего несамостоятельность, тварность, греховность природы и плоти, идеи ограниченного культурцентризма и антропоцентризма) вместо языческих форм политеизма (с их гилозоизмом, анимизмом, панпсихизмом, тотемизмом, обожествлением природы и ее сил, идеями тождества микро- и макрокосма) и в противоположность восточным формам пантеизма (буддизм, синтоизм, даосизм с их идеями «всего во всем», «недеяния», «невмешательства», «ахинсы» — непричинение вреда живому).
Искусство в широком смысле совпадает с миром культуры как миром искусственного, производимого и удерживаемого человеческим усилием, куда включается не только художественное творчество, но и иные формы деятельности и умения. У древних греков весь этот искусственный мир произведений и связанные с ним формы деятельности (художество, ремесло и т.д.) обозначались одним словом «техне», которое подчеркивало «технологичность» культурных оснований и от которого в дальнейшем и произошло современное понятие «техника». В широком значении слово «искусство» относят к любым
формам деятельности, характеризующихся совершенством, высоким уровнем освоения культуры их выполнения, осуществляющихся с наименьшим усилием, (легко, мастерски, играючи, искусно), что придает им эстетический смысл.
Искусство как специфическая форма сознания и духовно-практического освоения действительности (литература, живопись, музыка, театр, кино), способ решения проблем человеческого бытия посредством художественного воображения, выхода за пределы наличного, открытия сюрреального в реальном, моделирования совершенных, гармоничных ценностных миров обладает колоссальным потенциалом экологизации общественного и индивидуального сознания. Достаточно вспомнить проникновенные, обладающие огромной суггестивной силой произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, В.А. Астафьева и др. с их идеями гармонизации, гуманизации отношений человека с природой, ненасильственного, благоговейного отношения к жизни.
Воля человека к истине выражает стремление к истинному бытию, истинной воле, соразмерной бытию, всесторонне обоснованной и, следовательно, свободной и ответственной. В связи с этим конкретное понимание истины не может ограничиваться научно-познавательными, гносеологическими критериями соответствия субъективного образа исследуемому предмету и праксиологическим критерием полезности. Оно должно включать в себя этические критерии (добро), связанные с ответственным и, следовательно, свободным отношением к другому; эстетические критерии (красота), направленные на поиск совершенных, гармоничных форм отношения частей к целому и друг к другу; экологические критерии. Более того, фундаментальное отнологическое изменение в рамках планеты, связанное с превращением биосферы во «внутренний орган» антропосферы, требует экстраполяции этики и принципа гуманизма на все живое. Этические импликации, отражающие это отнологическое
изменение, явно прослеживаются в работах как философов (представителей философии жизни, М. Хайдегтер и др.), так и ученых. В отчетливой форме эти идеи, которые будут более обстоятельно рассмотрены в последнем разделе главы, представлены в философской и этической концепции благоговения перед жизнью А. Швейцера и учении о ноосфере В. Вернадского.
Наука — специализированная форма сознания и институт, связанные с производством объективного истинного знания в систематической форме. Ее роль доминирующей для современной европейской цивилизации формы духовного производства (ставшей своеобразной квазирелигией этой цивилизации, с которой зачастую отождествляется разум и рациональность вообще) для экологизации сознания трудно переоценить. Основные недостатки современной науки (утилитаризм, сциентизм, ситуативность, волюнтаризм, физикализм и др.), требующие преодоления в целях экологизации, сущность экологизации науки и ее основные направления (бурное развитие экологических наук, изменение категориальной системы науки, гуманизация, этизация, биологизация, прогностизация, интеграция, проблемная направленность; преодоление существующих представлений о рациональности, эффективности, творчестве , прогрессе) уже были обстоятельно нами рассмотрены ранее.
Поскольку знание, как уже отмечалось, выступает средством волеопределения и целеполагания, регулирования человеческого поведения, дескриптивные моменты в нем подчинены конструктивно-проективным, ценностно-нормативным. Иначе и не может быть, поскольку сущность и законы развития какого-либо явления определяют тенденции его развития, возможности их реализации и знание их определяет требования, эффективные процедуры и нормы обращения с этими явлениями. Знания всегда выступают в нашем сознании как образы, наполненные субъективными значениями, которые дифференцируются в зависимости от роли, которую те или иные феномены играют в
нашей жизни. Генерализованные, проверенные практикой оценки и значения объективируются и предстают как ценности.
Ценности — понятие, используемое для обозначения феноменов, воплощающих идеалы, эталоны должного, предпочтительного и выступающих в качестве критериев оценки, принципов целеполагания. Ценности выполняют смыслоопределяющую, ориентирующую и мотивирующую функции, составляют ядро культуры и существуют прежде всего в форме общественных идеалов, ценностных ориентации субъектов, произведений материальной и духовной культуры и способов их создания. Ценности объединяются в определенные целостные системы — менталитет, мировоззрения, идеологии.
Менталитет — целостная система основополагающих исторически устойчивых традиционных ценностных ориентации, предрасположенностей (установок, стереотипов) духовной и практической деятельности, определяющих способ мироотношения этноса, его образ жизни. Менталитет проявляется в иерархии ценностей, характерном способе синтеза бинарных оппозиций (идеальное — материальное, земной — потусторонний мир, священное — светское, индивидуальное — коллективное, традиционное — инновационное) и отношении к основным условиям бытия (природе, труду, половым, возрастным, этническим различиям), определяющим особую стилистику культуры, ее идентичность. Менталитет выступает как коллективное бессознательное, дорефлексивное предпонимание, исходные по отношению к вторичным концептуально-теоретическим его формам. Это своеобразный «геном культуры», стереотипизированные и рутинизированные духовно-практические структуры, исторически менее пластичные, нежели материальные и социальные условия, социально-политические и идеологические формы жизни. В связи с этим ментальные структуры часто выступают в качестве препятствия или причины отчуждения
по отношению к тем проектам, которые не согласуются с ментальными оснований и ритмикой их развития.
Знания, идеи, принципы, ценностные предпочтения, осознаваемые и переживаемые субъектами как личностно-значимые и принимаемые по соображениям достоверности, доверия или веры в качестве мотивов и регулятивов деятельности, представляют собой убеждения — важнейший элемент мировоззрения и идеологии.
Мировоззрение — образующая ядро индивидуального или группового сознания, система взглядов на мир в целом, положение в нем человека и отношение его к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, ценностные ориентации и принципы познавательной и практической деятельности. Мировоззрение всегда выступает как интегрированная на определенной основе система естественно-научных, технических, социально-исторических, гуманитарных и философских знаний. Оно является показателем зрелости индивида или социальной группы, их отношения к природе, труду, другим людям.
Идеология ~ теоретически обоснованная система взглядов, идей, программ деятельности, выражающих интересы определенных социальных групп, их отношение к существующим в обществе проблемам и способам их разрешения и направленных на изменение или закрепление существующей системы отношений.
Идеология — многоярусное образование, в котором можно выделить системы, выражающие общечеловеческие гуманистические ценности, национальные или общенародные идеологии, идеологии определенных классов и групп. Мы .уже говорили о многообразии экологических идеологий (консервативных и реформаторских, антропоцентрических и эксцентрических, оптимистических и пессимистических). Особое значение в современных условиях нарастания
опасности глобальной экологической катастрофы приобретает формирование общечеловеческой экологической идеологии как духовно-практического основания согласованной в глобальных масштабах международной экологической политики.
Более динамичной формой ценностно-оценочного, духовно-практического отношения к разнообразным событиям и фактам действительности в сравнении с ментальными и идеологическими формами выступает общественное мнение. При всем том, что на его формирование оказывает влияние и менталитет, и идеология, общественное мнение представляет собой скорее социально-психологический феномен, систему коллективных представлений, оценочных суждений на те или иные факты и явления повседневности, возникающие проблемы и способы их решения. Общественное мнение — своеобразный постоянно действующий «референдум», «плавильный тигль», в котором на основе повседневного общения осуществляется постоянная оценка и переоценка ценностей, сепарация и селекция (одобрение или «выбраковка») инновационных идей. В современном массовом обществе общественное мнение — существенный элемент в механизме самоорганизации общества, его социокультурной динамике, легитимизации существующих ценностей и норм. Постоянный мониторинг общественного мнения, формирование его и управление им — важнейший канал развития экологической культуры.
Совокупность ценностей, получающих всеобщее признание и санкционирование со стороны общества, предстает как система норм, к основным разновидностям которых относят моральные и правовые нормы, определяющие нормативный порядок. Основные разновидности норм экологического права нами были рассмотрены в последнем разделе предшествующей главы. Моральные нормы как способ регуляции отношений в сфере природопользования предполагается рассмотреть в последнем разделе настоящей главы.
Экологическая культура, рассмотренная здесь нами как способ ценностного освоения природы, представляет собой своеобразный механизм, выполняющий определенные функции, к числу которых можно отнести следующие.
- Адаптивная функция экологической культуры. Культура вообще выступает как специфический способ адаптации человека к природе. Экологическая культура представляет собой дальнейшее развитие этой функции культуры, в условиях, когда прежние способы адаптации к природе обнаружили свою недостаточность, иррациональность и дисфункциональность.
- Ценностно-нормативная и регулятивная функция культуры. Культура представляет собой способ ценностного освоения действительности, производства новых смыслов, знаний, ценностей их сохранения и передачи. Ценности -это узы сопричастности человека с человеком и общества с природой, идеальные проекты разрешения существующих противоречий между обществом и природой. Фундаментальная переоценка существующей системы ценностей, изменение ценностного отношения к природе и утверждение на этой основе новой системы норм, регулирующих отношение к природе — одна из важнейших задач экологической культуры.
- Интегрирующе-дифференцирующая функция. Система общепринятых ценностей является условием социальной интеграции и идентификации. Характер этих ценностей и уровень овладения ими позволяет говорить о различии экологических культур и субкультур.
- Коммуникативная функция культуры обеспечивает достижение взаимопонимания в процессе обмена информацией между субъектами природопользования на основе единых ценностей, зафиксированных в языке, и тем самым, интеграцию, координацию и консолидацию их. Коммуникативная функция культуры обеспечивает передачу социально значимой информации от поколения к поколению и историческую идентификацию этноса.
- Социализирующая функция культуры к более подробному освещению которой мы и переходим в следующем разделе.
- < Назад
- Вперёд >
miatz.ru
Функции в природе, функции в архитектуре: VIKENT.RU
Функции в природе и архитектуре по Луису Салливену
Луис Салливен публикует книгу: Беседы о детском саде / Kindergarten Chats, позже переизданную в 1947 году, где продолжает рассказывать о связи функции и формы.
Приводим характерные фрагменты из главы «Функция и форма» по изданию 1947 года:
«…любая вещь выглядит тем, чем она является, как и наоборот, что она является тем, чем выглядят. Прежде чем продолжать, я должен сделать исключение для тех садовых червячков коричневого цвета, которых я снимаю с розовых кустов. На первый взгляд их можно принять за кусочки сухих веток. Но если говорить обобщенно, то внешний вид вещей сходен с их внутренним назначением.
Приведу примеры: форма дуба сходна с назначением или выражает функцию дуба; форма сосны походит и указывает на функцию сосны; форма лошади обладает сходством и является логическим продуктом функции лошади; форма паука напоминает и ощутимо подтверждает функцию паука. Так же как форма волны выглядит, как функция волны; форма облака говорит нам о функции облака; форма дождя указывает на функцию дождя; форма птицы раскрывает нам функцию птицы; форма орла зримо воплощает функцию орла; форма орлиного клюва говорит о функции этого клюва. Так же как и форма розового куста подтверждает функцию розового куста; форма розовой ветви повествует о функции розовой ветви; форма бутона розы рассказывает о функции бутона розы; в форме расцветшей розы читается поэма расцветшей розы. Так же и форма человека символизирует функцию человека; форма Джона Доу означает функцию Джона Доу; форма улыбки дает нам понять функцию улыбки; поэтому в моей фразе «человек по имени Джон Доу улыбается» имеется несколько нераздельно взаимосвязанных функций и форм, которые, однако, кажутся нам весьма случайными. Если я скажу, что Джон Доу говорит и, улыбаясь, протягивает руку, я тем самым несколько увеличу количество функций и форм, но не нарушу ни их реальности, ни последовательности. Если я скажу, что он говорит неграмотно и шепелявит, я лишь слегка изменю ту форму, в которую облекаются ваши впечатления, по мере того как вы меня слушаете; если я скажу, что когда он улыбнулся, протянул руку и заговорил неграмотно и шепеляво, у него задрожала нижняя губа и на глаза навернулись слезы, — то разве эта функции и формы не приобретают своего ритма движения, разве не движетесь в своем ритме вы, слушая меня, и разве не движусь в своем ритме я, когда говорю? Если я добавлю, что, разговаривая, он бессильно опустился на стул, шляпа выпала из его расслабленных пальцев, лицо побледнело, веки закрылись, голова слегка повернулась набок, я всего лишь дополню ваше впечатление о нем и глубже раскрою моё сочувствие.
А ведь я ничего реально не добавил и не убавил; я не создал и не разрушил; я говорю, вы слушаете — Джон Доу жил. Он ничего не знал, да и не хотел знать ни о форме, ни о функции; но он жил и тем и другим; он расплачивался и тем и другим, идя по своему жизненному пути. Он жил и умер. Вы и я живём и умрём. Но Джон Доу жил жизнью Джона Доу, а не Джона Смита: такова была его функция, таковы были его формы.
Итак, форма римской архитектуры выражает, если она вообще что-либо выражает, функцию — жизнь Рима, форма американской архитектуры будет выражать, если ей вообще когда-либо удастся что-либо выразить, — американскую жизнь; форма — архитектура Джона Доу, если бы такая существовала, не означала бы ничего иного, кроме Джона Доу. Я не лгу, когда говорю вам, что Джон Доу шепелявил, вы не лжёте, когда слушаете мои слова, он не лгал, когда шепелявил; так отчего же вся эта лживая архитектура? Почему архитектура Джона Доу выдаётся за архитектуру Джона Смита? Разве мы нация лжецов? Думаю, что нет. Другое дело, что мы, архитекторы, — это секта криводушных людей, исповедующих культ лукавства. Итак, в творениях человека музыка есть функция музыки; форма ножа — функция ножа; форма топора — функция топора; форма мотора — функция мотора. Так же как в природе форма воды есть функция воды; форма ручья — функция ручья; форма реки — функция реки: форма озера — функция озера; форма тростника — функция тростника, фирмы летают над водой и кишат под водой — это соответствующие им функции; соответствует своей функции и рыбак в лодке и так далее, далее и далее — непрерывно, бесконечно, постоянно, вечно — через сферу физического мира, визуального, микроскопического и наблюдаемого через телескопы, к миру чувств, миру разума, миру сердца, миру души: физический мир человека, который мы как будто знаем, и пограничная зона мира, которую мы не знаем, — того мира молчащего, неизмеримого, созидательного духа, чья неограниченная функция разнообразно проявляется в форме всех этих вещей, в форме более или менее ощутимой, более или менее неуловимой; пограничная зона — нежная, как заря жизни, мрачная, как рок, человечная, как улыбка друга, мир, в котором всё функция, всё форма; страшный призрак, ввергающий в отчаяние разум, или, когда есть на то наша воля, великолепное откровение той силы, что держит пас невидимой, милостивой, безжалостной, чудотворной рукой. […]
Форма есть во всём, везде и в каждом мгновении. В соответствии со всей природой и функцией некоторые формы определенны, иные неопределенны; одни расплывчаты, другие конкретны и чётко очерчены; у одних есть симметрия, у других только ритм. Одни абстрактны, другие материальны. Одни привлекают зрение, другие слух, одни осязание, другие обоняние, некоторые только одно из этих чувств, другие все или любое их сочетание. Но все формы безошибочно символизируют связи между нематериальным и материальным, между субъективным и объективным — между безграничным духом и ограниченным разумом. С помощью чувств мы знаем, в сущности, всё, что нам дано знать. Воображение, интуиция, рассудок являются лишь возвышенными формами того, что мы называем физическими чувствами. Для Человека не существует ничего, кроме физической реальности; то, что он называет своей духовной жизнью, — всего лишь предельный взлёт его животной природы. Мало-помалу Человек своими чувствами познает Безграничность. Его самые возвышенные мысли, его самые деликатные желания появляются, незаметно зародившись и вырастая из материального чувства осязания. Из чувства голода возникло томление его души. Из грубых страстей — нежнейшие привязанности его сердца. Из первобытных инстинктов пришла к нему сила и мощь его разума.
Всё растет, всё гибнет. Функции рождают функции, и те в свою очередь дают жизнь или несут смерть другим. Формы возникают из форм и сами растят или губят другие. Все они соотнесены, сплетены, сцеплены, связаны и скрещены между собой. Они в непрерывном процессе эндосмоса и экзосмоса (взаимопросачивания). Они вертятся, кружатся, перемешиваются и вечно перемещаются. Они формируются, преобразуются, рассеиваются. Они реагируют, сообщаются, притягиваются и отталкиваются, срастаются, исчезают, появляются вновь, тонут и всплывают: медленно или быстро, легко или с сокрушительной силой — из хаоса в хаос, из смерти в жизнь, из мрака в свет, из света в мрак, от горя к радости, от радости к горю, из чистоты в грязь, из грязи и чистоту, от роста к распаду, от распада к росту.
Всё — форма, всё — функция, непрестанно разворачивающиеся и сворачивающиеся, и с ними разворачивается и сворачивается сердце Человека. Человек — единственный зритель, перед глазами которого проходит эта драма все потрясающей вдохновительной гармонии движения и великолепия, когда колокола отзванивают столетия времени, парящего из вечности в вечность: а пока что букашка высасывает соки лепестка, муравей усердно носится туда и обратно, певчая птичка щебечет на ветке, фиалка в своем простодушии расточает нежное благоухание.
Всё функция, всё форма, но аромат их в ритме, их язык ритм: ибо ритм этот — свадебный марш и церемониал, что ускоряют рождение песни, когда форма и функция находятся в полном согласии, или та прощальная панихида, что звучит, когда они расходятся врозь и канут в Лету, позабытые в том, что у нас называется «прошлым». Так движется история споим бесконечным путем».
Цитируется по книге: Иконникова А.В., Мастера архитектуры об архитектуре, М., «Искусство», 1971 г., с. 46-49.
Принцип проектирования: «Форму определяет функция» по Луису Салливену
Ресурсный подход при решении творческих задач
vikent.ru