Фрикционные свойства — Справочник химика 21
Зависимости коэффициента трения от температуры и давления на иоверхности накладки дискового тормоза иа фенольном связующем, модифицированном каучуком, показаны иа рис. 16.2 и 16.3. Уменьшение коэффициента трения с повышением температуры называют потерей фрикционных свойств . [c.242]В семидесятые годы за рубежом широко применяют ведущие мосты автомобилей с системой блокировки дифференциала, позволившие передавать основную часть движущей силы колесу, которое в данный момент имеет лучшее сцепление с грунтом, и тем самым резко улучшить проходимость автомобилей. Чаще всего блокировка достигается замыканием полуосей с помощью набора фрикционных дисков. В таких устройствах при их смааке универсальными трансмиосиовны ми маслами, особенно во время поворотов, из-за заедания и проскальзывания дисков возникали вибрации и появлялся посторо нний шум. Дефект удалось устранить, добавляя к универсальным трансмиссионным маслам концентрат присадок, содержащих помимо серы и хлора свинец и омыляемые жиры, что резко улучшило их фрикционные свойства, не ухудшив других эксплуатационных свойств.
Сложно совместить свойства масел разного назначения — моторных, трансмиссионных (для механических, гидромеханических и гидравлических передач), гидравлических. Например, противоположные требования выдвигаются для высокотемпературной стабильности моторного масла и смазьшания сильно нагруженных механических передач. Различные фрикционные свойства обеспечивают нормальную работу фрикционных механизмов и гидравлических систем. По этим и другим причинам почти невозможно получить универсальное масло с превосходными во всех отношениях свойствами. Достоинства универсальности масел достигаются ценой некоторого ухудшения качества. Несмотря на это, круг потребителей универсальных тракторных масел увеличивается, ассортимент таких масел расширяется, а производители масел все больше внимания уделяют улучшению качества и повышению универсальности масел. Почти все фирмы производят STOU масла и постоянно обновляют их ассортимент. [c.114]
Кроме перечисленных трансмиссионных смазочных масел, в автомобилях применяют масла для гидромеханических передач. Эта группа масел обладает высокими противоизносными свойствами, поскольку их применяют для смазки узлов, детали которых испытывают большие удельные нагрузки на трущиеся поверхности (6…8 тыс. кгс/сн ). Одновременно с этим масла для гидромеханических передач имеют достаточно хорошие фрикционные свойства, благодаря чему обеспечивается надежная работа фрикционных дисков, предназначенных для переключения скоростей. Кроме того, они не агрессивны по отношению к резиновым прокладкам и к покрытиям рабочих поверхностей фрикционных дисков. [c.47]
Фрикционные свойства на машине трения SAE № 2 [c.99]
Характеристики фрикционных свойств — коэффициенты статического и динамического трения, от которых зависит эффективность работы фрикционных дисков сцепления, являются наиболее важными.
Фрикционные свойства масел оценивают на специальных машинах трения, а также в процессе испытаний гидромеханических коробок передач в стендовых и эксплуатационных условиях. [c.439]
Фрикционные свойства новых сортов масел за рубежом проверяют при специальном пробеге автомобилей. Масло заливают в трансмиссию того автомобиля, для которого оно предназначено. Затем автомобиль 75 раэ [c.439]
Специальных стендовых испытаний для оценки фрикционных свойств масел обычно не проводят. Однако в методиках оценки других эксплуатационных характеристик масла, по которым проводятся длительные стендовые испытания, фиксируется появление визга, при этом масло к применению не допускается. [c.440]
Великолепные фрикционные свойства способствуют уменьшению проскальзываний в гидротрансформаторе и гарантируют безупречное функционирование автоматической системы управления. [c.554]
Основной расчетной величиной, характеризующей фрикционные свойства эластомеров, является коэффициент трения [=Р/Ы. Клас- [c.377]
Благоприятное влияние, которое оказывает электрохимическое полирование на фрикционные свойства металла, позволило использовать этот процесс для чистовой обработки деталей, работающих в условиях трения (детали текстильных мащин). В последние годы электрополирование применяют для чистовой обработки режущего инструмента (сверла, метчики), для заточки и направки инструмента, а также оно может выполнять роль доводочной операции при изготовлении,мерительного инструмента. [c.221]
Абразивное действие Пигментное действие Регулирование фрикционных свойств [c.114]
Плохие фрикционные свойства масла в моменты переключения скоростей могут привести к проскальзыванию, в то время как смазочный слой должен обеспечивать контакт дисков с относительно высоким коэффициентом трения. Но такое масло вызывает значигельные потери энергии на преодоление трения в других узлах.
Фрикционные свойства масел являются важными в нескольких случаях. Во первых, масло должно уменьшать трение трущихся поверхностей и их износ. Кроме этого, на автомобилях устанавливаются механизмы, работа которых основана на трении — сцепление, тормоза и другие фрикционные элементы. В системах тормозов и сцепления сила трения используется, соответственно, для торможения автомобиля и для предачи крутящего момента двигателя к трансмиссии. Для работы фрикционных механизмов большое трение необходимо, и чем оно больше, тем эффективнее их работа. Обычно на автомобилях устанавливают сцепление и тормоза сухого типа , для которых сила сцепления поверхностей зависит в основном от фрикционных свойств трущихся поверхностей. В автоматической коробке передач и других гидромеханических механизмах применяются сцепление, тормоза и замедлители, в которых масло является рабочей средой. В этом случае сила сцепления поверхностей зависит от фрикционных свойств масла. [c.52]
В зависимости от состояния раствора корки могут иметь коагуляционную или стабилизированную структуру и различаться по своей лиофильности. Рыхлым коагуляционным коркам соответствуют высокие водоотдачи, большие толщины и проницаемости, низкая механическая прочность. Корки растворов, обработанных защитными коллоидами типа КМЦ, гипана, крахмала, также имеют неплотное строение, но вследствие высокой гидрофильности проницаемость их мала. По сходным причинам низка фильтрация растворов на нефтяной основе. Подобным образом действуют и пластифицирующие высокомолекулярные или битумные присадки, снижа-ющи В проницаемость дорок [23]. Обработка реагентами-стабилизаторами (УЩР, полифосфатами и др.) вызывает плотную укладку корок, рост структурно-механических и фрикционных показателей и снижение фильтрации. Близки к ним корки ингибированных растворов, характеризующиеся пониженной гидрофильностью, ростом числа контактов и их упрочнением. Механическая прочность корок при ингибировании повышается. Введение в буровой раствор наполнителей (утяжелителей, мела) разрыхляет корки, по М. Вильямсу и Г, Кеннону в 2—3 раза, и усиливает водоотдачу. Одновременно возрастает толщина корок, их фрикционные свойства и прочность.
Мотоциклы с четырехтактными двигателями. Для этих двигателей применяются автомобильные масла для бензиновых двигателей (API SF, SG, SH, SJ A EA A2, A3 или M G4, G5), но к ним предъявляются дополнительные требования относительно фрикционных свойств, так как в одном агрегате с двигателем мотоцикла имеется фрикционный механизм сцепления. Масло должно обеспечить хорошее сцепление и не допустить проскальзывания. Для этой цели непригодны маловязкие и энергосберегающие масла, содержащие присадки — модификаторы трения, понижающие коэффициент трения. [c.122]
Титан может самовозгораться в кислородсодержащих и окислительных средах. Он обладает низкими фрикционными свойствами — в местах трения легко образуются задиры, частицы износа приобретают высокую температуру, что может вызвать взрыв и пожар. Интенсивное искрообразодание наблюдается также при соударении титановых деталей. Опасность искрообразования может быть снижена правильным подбором материалов в узлах трения и соударения. Стоимость титана велика, поэтому значительный интерес представляют стальные аппараты, облицованные тонким титановым листом. Конструктивное решение подобных аппаратов представляет трудности, так как титан со сталью не свариваются. Имеются отдельные опыты применения трубных решеток теплообменников из двухслойного листа сталь — титан и емкостных аппаратов, защищенных титановым листом. Стальные фланцы таких аппаратов защищают накладками, которые крепят винтамн. [c.22]
Испытания на машине трения показали, что в зависимости от свойств масла коэффициент трения при уменьшении скорости скольжения может изменяться по-разному (рис. 7. 19). При работе дисков на масле с плохими фрикционными свойствами в момент переключения скоростей наблюдается периодическое проскальзывание и схватывание. Работа на таком режиме приводит к сильной вибрации механизма и, в конечном счете, к его поломке (криваярис. 7. 19) [c.439]
Улучшение фрикционных свойств масла достигается добавлением к нему осерненного спермацетового жира, а также некоторых моющих и антиокисли-тельных присадок, хорошо совмещающихся с эффективными противоизносными присадками. При этом необходимо уделять особое внимание правильному выбору концентрации фрикционных присадок. [c.440]
Перевод обычных растворов на водной основе в нефтеэмульсионные в целом улучшает их технологические свойства, положительно отражается на технологии бурения скважин. Углеводородные добавки способствуют повышению смазочных и противоизносных свойств растворов, уменьшают фильтрацию и фрикционные свойства корок, повышают коагуляционную и термическую стойкость, упрочняют структуру. В результате уменьшается возможность сальникооб-разований, затяжек и прихватов бурильной колонны, снижаются потери энергии на трение, повышается долговечность долот и элементов бурильной колонны, уменьшается расход химических реагентов для стабшгазащ1и растворов, особенно при повышенных температурах и солевой афессии. [c.48]
При переходе из высокоэластического состояния в стеклообразное происходит замена одного молекулярного механизма трения другим. В стеклообразном состоянии сила трения образуется из вкладов взаимосвязанных адгезионной и объемно-механической-составляющих. Чем больше адгезионная составляющая, тем больше и объемно-механические потери, которые связаны с внутренним трением в самом полимере. Низкотемпературный максимум при температуре Гм2 существенно связан с механическими потерями в самом полимере, так как при многократных деформациях при этой же температуре наблюдается максимум потерь, связанный с замораживанием подвижности малых участков полимерных цепей. При исследовании фрикционных свойств эластомеров в атмосфере при повышенных температурах на кривой р= Т) (рис. 13.12) появляется еще высокотемпературный максимум, связанный с ин—тенсификацией процессов окисления поверхностных слоев.
chem21.info
Фрикционные материалы — состав и классификация
Фрикционные материалы – это субстанции обеспечивающие функционирование деталей в условиях избыточного трения, создавая эффективное скольжение. Характеризуются субстанции повышенной фрикционной теплостойкостью, что выражается в сохранении износоустойчивости с коэффициента трения при различных температурах. Материалы имеют пониженную адгезию и сверхвысокую теплопроводность, прекрасно сочетающуюся с отличной теплоёмкостью и сопротивляемостью тепловым ударам, провоцируемым генерированием тепла в ходе трения.
Классификация фрикционных материалов
Фрикционные материалы бывают 3-х групп, принадлежность к которым определяет их физические и химические характеристики:
- металлические;
- неметаллические;
- спечённые.
Металлическими фрикционными материалами считаются стали и чугуны, последние традиционно используются для тормозных колодок, так как они не коробятся. Некоторые стали (65 Г, 45, 40) применяются при изготовлении фрикционных муфт, устанавливаемых на машины с гусеничным ходом.
Важно! Стали склонны к короблению, а в случае перегрева вполне может произойти схватывание.
Именно по этой причине металлические детали по мере возможности заменяются пластиковыми элементами.
Неметаллические материалы, преимущественно имеют асбестовую основу, однако здесь могут применять несколько типов связующих веществ:
- каучук;
- смола;
- канифоль.
Применяются разные наполнители: кремнезём; медь; латунь; сурик. Однако наилучшим материалом, относящимся к данной группе, является ретинакс, состоящий из фенолформальдегидной смолы. Дополнительно в составе присутствует асбест, также есть барит. Материал применяется при производстве тормозных узлов в авиационной промышленности.
Спечённые материалы имеют основу из стального или медного порошка, а наполнителем является металлический оксид и карбид. Благодаря внедрению в состав асбеста с графитом, удаётся избежать схватывания, а сопротивляемость скольжению создаётся посредством добавления муллита. Отменный тепловой режим формируется благодаря цветным металлам, например, алюминию и цинку. Сверхвысокая соединительная прочность формируется в ходе спекания, обеспечивающее надёжное соединение металлической основы и добавок с наполнителями.
Характеристики
Основной физической характеристикой материалов, является температурный режим, при котором они могут эксплуатироваться. Спечённые изделия, имеющие медную основу, обладают температурным пределом 300°C, а материалы из металлов, например, меди, никеля, хрома с добавлением асбеста и барита выдерживают 1200°C. Неметаллические изделия эксплуатируются при 1000°C, но это относится только к ретинаксу, а вот пластмассовые материалы способны выдержать трение, при котором температура достигает не более 250°C.
Область применения
Наиболее востребованными в народном хозяйстве и производственной сфере, являются спечённые материалы, обладающие прекрасными эксплуатационными характеристиками. Допускается их применение при создании фрикционных муфт, необходимых для комплектования тормозных устройств, работающих под высокой нагрузкой. Возможно их применение при изготовлении колодок, дисков и разных секторов.
Изделия незаменимы в условиях, когда создаётся избыточное трение, что преимущественно происходит при торможении. Именно поэтому они незаменимы в транспортной промышленности, где активно используются для изготовления тормозных систем. Выбор материала зависит от температуры среды, нагнетаемой при эксплуатации.
retinaks.ru
Трение и фрикционные свойства материалов
Лекция 14
Тема «Трение и истирание материалов»
Трение и фрикционные свойства материалов
В процессе производства и эксплуатации изделий легкой промышленности возникает контакт между деталями и между деталями и окружающими предметами (например, в обуви — подошва с опорной поверхностью, материал подкладки со стопой и др.). При контакте двух поверхностей материалов возникает их взаимодействие, в том числе механическое. Другими словами – возникает трение. При этом трение может играть как отрицательную, так и положительную роль. С одной стороны, трение приводит к износу материалов, а, с другой, в ряде случаев силы трения определяют возможность применения данного материала для деталей изделия.
При параллельном движении двух контактирующих поверхностей с разными скоростями относительно друг друга возникает сила сопротивления – сила трения Fтр, которая лежит в плоскости контакта и направлена в сторону, противоположную движению тела.
По кинематическому признаку различают силу трения покоя (статическое трение) и силу трения при движении (динамическое трение), которую делят на силу трения скольжения и силу трения качения.
При изготовлении и эксплуатации изделий материалы соприкасаются плоскостью с предметами окружающей среды, где основную роль играет сила терния скольжения.
Сила трения скольжения Fтс вычисляется по формуле:
Fтс = fс N, (1)
где fс – коэффициент трения скольжения;
N – сила нормального давления.
Теоретически рассчитать коэффициент трения скольжения весьма сложно. Поэтому его определяют экспериментально, например, методом наклонной плоскости (рисунок 1). Изменяя угол γ, фиксируют его величину,
Рисунок 1 – Определение коэффициента трения скольжения методом наклонной плоскости
при которой колодка массой mк начинает перемещаться. Сила тангенциального сопротивления То и сила нормального давления N соответственное равны
То = mк sin γ; N = mк cos γ. (2)
Таким образом,
fс = То / N = (mк sin γ)/ (mк cos γ ) = tg γ. (3)
Как видно из формулы (1), сила трения является функцией нормального давления и коэффициента трения материала с контактирующей поверхностью. Коэффициент трения зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются морфология контактирующих поверхностей.
Для текстильных материалов коэффициент трения скольжения изменяется в широких пределах от 0,3 до 0,8. Значительное варьирование данного показателя связано с особенностями контактирующих пар: волокнистым составом, строением и видом текстильного полотна (ткань, трикотаж, нетканые полотна), способами отделки поверхности при их производстве.
Коэффициент трения скольжения у подошвенных материалов также изменяется в широких пределах и зависит от вида материала, характера поверхности (гладкая или рифленая), вида грунта (асфальт, песок, бетон, лед), какой грунт (сухой, влажный) и т.д. Причем, для подошвенных материалов трение в определенных пределах играет положительную роль, обеспечивая им фрикционные свойства.
Фрикционными называют свойства материалов противодействовать скольжению. Эти свойства принять характеризовать коэффициентом трения. Определяют его также методом наклонной плоскости или на трибометре, где образец испытуемого материала перемещается по испытуемой опорной поверхности (лед, асфальт и др.) от привода разрывной машины с фиксацией на ее шкале прилагаемых усилий.
Особое внимание уделяется фрикционным свойствам материалов для подошвы и каблуков. С одной стороны, при высоких коэффициентах трения подошвы об опору затрудняется ходьба, перемещение конечностей требует больших усилий, что повышает потоотделение стопы и ухудшает микроклимат в обуви. С другой стороны, низкий коэффициент трения материала подошвы об опору уменьшает устойчивость тела, что требует приложения дополнительных усилий для удержания его в равновесии, создается опасность скольжения подошвы и падения человека.
Считается, что во избежание риска скольжения по сухим опорным поверхностям коэффициенты трения скольжения должны быть 0,5-0,76, по замасленному стальному листу – 0,15-0,3. Факторы, влияющие на фрикционные свойства материалов, различны. К ним относятся поверхность контакта, влажность поверхности грунта, температура, рифление, материал.
Наибольшие коэффициенты трения возникают при движении по асфальту, наименьшие – по льду при t=-10 °С. Увлажнение опорной поверхности существенно увеличивает коэффициент трения кожи и почти не меняет коэффициент трения пористой резины. Все материалы, кроме подошвенной кожи, имеют высокий коэффициент устойчивости к скольжению на всех грунтах, кроме льда. Подошвенная кожа является материалом, склонным к скольжению.
При увлажнении опорной поверхности устойчивость к скольжению подошвенной кожи возрастает, но только в начальный период увлажнения. Длительное увлажнение приводит к появлению избыточной влаги, которая действует подобно смазке и снизит устойчивость человека при ходьбе.
При трении о поверхность мокрого льда (t=-4°С) все исследованные материалы имеют малую устойчивость к скольжению. При температуре льда (-10°С) динамический коэффициент трения несколько увеличивается, но устойчивость к скольжению остается низкой.
Рифление ходовой поверхности увеличивает устойчивость к скольжению, причем только глубокое рифление. Мелкое рифление на льду своих функций не выполняет.
Из современных подошвенных материалов наибольшей устойчивостью в экстремальных условиях (мокрый грунд, лед) имеют ТЭП. Причем, коэффициент трения зависит от состава ТЭП:
— наполнение снижает коэффициент трения, кроме случая, когда вводится измельченная пемза;
— олигомерные добавки существенно повышают коэффициент трения.
У резин коэффициент трения зависит также от рецептуры. Кроме этого оказывает влияние пористость и твердость:
— с повышением пористости (т.е. уменьшение плотности), коэффициент трения увеличивается;
— с повышением твердости коэффициент трения уменьшается.
stydopedia.ru
Фрикционное свойство — масло — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Фрикционное свойство — масло
Cтраница 1
Фрикционные свойства масел обеспечиваются за счет силы взаимодействия его молекул между Собой и с поверхностью дисков. В результате создается сопротивление сдвигу, больше передаваемого крутящего момента. Фрикционные свойства оценивают коэффициентом трения, который находится в пределах 0 1 — 0 18 и зависит от свойств масла и скорости скольжения. [1]
Фрикционные свойства масел оценивают на специальных машинах трения, а также в процессе испытаний гидромеханических коробок передач в стендовых и эксплуатационных условиях. [2]
Фрикционные свойства масел для гидромеханических коробок передач детально начали изучать с тех пор, когда в конце 50 — х годов в эксплуатации появились автомобили с полностью автоматизированными коробками передач, предъявившими особенно жесткие требования к этому качеству смазочных масел. [3]
Фрикционные свойства масел оценивают на специальных машинах трения, а также в процессе испытаний гидромеханических коробок передач в стендовых и эксплуатационных условиях. [4]
Фрикционные свойства масел следует рассматривать как комплекс их свойств, от которых зависят величина коэффициента трения смазываемых поверхностей при заданных значениях скорости, нагрузки и других влияющих факторов, и законы его изменения в зависимости от этих факторов. [6]
Фрикционные свойства масел для гидромеханических коробок передач детально начали изучать с тех пор, когда в конце 50 — х годов в эксплуатации появились автомобили — с полностью автоматизированными коробками передач, предъявившими особенно жесткие требования к этому качеству смазочных ма-сел. [7]
Поскольку фрикционные свойства масла в процессе его работы не остаются постоянными, необходимо их также контролировать. Лучше всего это делать, периодически отбирая пробы масла из коробки передач во время длительных стендовых испытаний на долговечность и замеряя величину Цст на одном из названных выше приборов. [8]
Поскольку фрикционные свойства масла в процессе его работы не остаются постоянными, необходимо их также контролировать. Лучше всего это делать, периодически отбирая пробы масла из коробки передач во время длительных стендовых испытаний на долговечность и замеряя величину ист на одном из названных выше приборов. [9]
Затем оценивают фрикционные свойства масла по методу, описанному на стр. [10]
Поэтому оценивать износные и фрикционные свойства масел безотносительно к конкретным условиям их применения можно только в самых общих чертах, имея в виду абстрагированный характер такой оценки. [11]
Конструктивные особенности агрегата в значительной мере определяют требования к фрикционным свойствам масла. Как видно из табл. 16, ни в одной из гидромеханических коробок передач четырех ведущих фирм США масло по спецификации Тип А, Суффикс А оказалось неработоспособным. На рис. 42 приведены результаты оценки фрикционных свойств масел Тип А, Суффикс А и фирмы Ford на приборе, аналогичном прибору LVFT. Практически его отличие от последнего состояло в том, что трение вращающегося стального шарика осуществляли не по плоскому элементу, вырезанному из материала фрикционной накладки, а по трем шарикам из упругой пластмассы, которая идет на облицовку тех же дисков. Из рис. 42 следует, что ( j CT Для масла Ford составляет 0 21, причем его величина уменьшается с ростом скорости скольжения. На масле Тип А, Суффикс А дСт значительно меньше ( 0 05 — 0 12) и с ростом скорости скольжения увеличивается. [13]
Конструктивные особенности агрегата в значительной мере определяют требования к фрикционным свойствам масла. Как видно из табл. 16, ни в одной из гидромеханических коробок передач четырех ведущих фирм США масло по спецификации Тип А, Суффикс А оказалось неработоспособным. На рис. 42 приведены результаты оценки фрикционных свойств масел Тип А, Суффикс А и фирмы Ford на приборе, аналогичном прибору LVFT. Практически его отличие от последнего состояло в том, что трение вращающегося стального шарика осуществляли не по плоскому элементу, вырезанному из материала фрикционной накладки, а по трем шарикам из упругой пластмассы, которая идет на облицовку тех же дисков. Из рис. 42 следует, что цст для масла Ford составляет 0 21, причем его — величина уменьшается с ростом скорости скольжения. На масле Тип А, Суффикс А цст значительно меньше ( 0 05 — 0 12) и с ростом скорости скольжения увеличивается. [15]
Страницы: 1 2
www.ngpedia.ru
Фрикционное свойство — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Фрикционное свойство
Cтраница 1
Фрикционные свойства этих ремней и их тяговая способность достаточно хороши. [1]
Фрикционные свойства необработанных ПАВ и маслами вискозных штапельных волокон в сочетании с гладкой поверхностью, небольшой длиной волокон и отсутствием извитости настолько затрудняют текстильную переработку волокон, что практически чесание, лентообразование, прядение оказываются невозможными. [2]
Фрикционные свойства некоторых материалов приведены в габл. [4]
Фрикционные свойства характеризуются коэффициентом трения, измеряемом на приборах типа ФСК или КТК-2. [6]
Фрикционные свойства изучались на машине с радиальноупор-ным подшипником, которая дает возможность проводить испытания при скоростях до 500 об / мин, нагрузке 21 000 — 35000 кг / см2 / гц и температуре масла 38 — 150 в условиях граничного и смешанного трения. [7]
Фрикционные свойства пластмасс характеризуются износостойкостью и коэффициентом трения. Она зависит от деформационных ( высокоэластичных) и прочностных свойств полимерных материалов. [8]
Фрикционные свойства волокон оказывают влияние на физико-механические свойства текстильных и технических нитей, например модуль растяжения и сдвига, жесткость, истирание, прочность при многократных, изгибах; перечисленные свойства зависят от условий обработки волокон и нитей текстильно-вспомогательными веществами. [9]
Фрикционные свойства волокон и нитей могут оказывать непосредственное влияние на некоторые физико-механические свойства нитей. [11]
Фрикционные свойства нитей влияют на их физико-механические свойства — модуль сдвига при кручении, жесткость, изгибоустойчи-вость. При увеличении коэффициента трения ( по волокну) и коэффициента компактности нити модуль сдвига и жесткость нити растут, а изгибоустойчивость, по-видимому, проходит через максимум. [12]
Фрикционные свойства пластмасс характеризуются коэффициентом трения и показателями износа. [13]
Фрикционные свойства титана, аналогичные фрикционным свойствам циркония и гафния, связаны с образованием уже при комнатной температуре окисной пленки, обладающей низкой поверхностной энергией. [14]
Фрикционные свойства стеклонити, Научи. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
теплостойкостью (т. е. способностью сохранять коэффициент трения и износоустойчивость в широком диапазоне температур), низкой способностью к адгезии (т.к. они не должны при трении схватываться, т. е. как бы «прилипать» друг к другу), высокой теплопроводностью и теплоёмкостью, хорошей устойчивостью против теплового удара, возникающего в результате интенсивного выделения тепла в процессе трения. К Фрикционные материалы предъявляются также требования по коррозионной стойкости, прирабатываемости, технологичности, экономичности. К металлическим Фрикционные материалы относятся чугуны и стали некоторых марок. Для ж.-д. тормозных колодок, например, широко используется серый чугун. Чугуны не склонны к короблению, но при температурах свыше 400—600°С их коэффициент трения резко снижается (это ограничивает температурные условия использования чугунов). Для фрикционных муфт гусеничных машин применяются пары трения из сталей 40, 45, 65Г и др. Существенный недостаток стальных пар трения — склонность к короблению и схватыванию при перегревах. В качестве Фрикционные материалы металлы постепенно заменяются пластмассами. Неметаллические Фрикционные материалы изготовляются главным образом на асбестовой основе; связующим веществом служат каучуки, смолы и т.п. Пластмассовые материалы на каучуковом связующем имеют относительно высокий и устойчивый коэффициент трения до 220—250°С; они применяются для накладок автомобильных тормозов и колец сцеплений. Пластмассовые материалы на смоляном связующем имеют более высокую износоустойчивость, но несколько меньший коэффициент трения. Один из лучших материалов этой группы — ретинакс, в состав которого входят фенолоформальдегидная смола, барит, асбест и др. компоненты; он предназначен для использования в тормозных узлах с тяжёлым режимом эксплуатации, где температура на поверхности трения может достигать 1000°С (авиационные тормоза). Спечённые Фрикционные материалы (см. Спечённые материалы) получили распространение в тяжелонагруженных тормозных устройствах и фрикционных муфтах, что определяется их высокими износоустойчивостью, коэффициентом трения, теплостойкостью, теплопроводностью и некоторыми др. свойствами. Проявлению хороших эксплуатационных свойств спечённых материалов в тяжёлых условиях работы способствуют входящие в их состав компоненты, одни из которых обеспечивают высокие износостойкость и коэффициент трения (карбиды и окислы металлов и т.д.), а другие — стабильность фрикционных свойств и отсутствие схватывания (графит, асбест барит, дисульфид молибдена и т.д.). Эти материалы служат для изготовления дисков, секторов, колодок методом спекания предварительно спрессованных заготовок из порошковых смесей. Для повышения прочности спечённых Фрикционные материалы их изготовляют на стальной основе, соединение (сварка) с которой обычно достигается в процессе спекания. Наиболее широко применяются спечённые материалы на медной и железной основе. Фрикционные материалы на медной основе, содержащие олово, графит, свинец и др. компоненты, при работе в масле имеют коэффициент трения от 0,08 до 0,12; а при сухом трении — от 0,17 до 0,25. Температурный предел их применения 300°С. Фрикционные материалы на железной основе обладают по сравнению с материалами на медной основе большей прочностью, выдерживают большие удельные нагрузки и значительно более высокую температуру. Коэффициент трения для условий работы тормозов в зависимости от состава материала 0,2—0,4. В состав материала обычно входят медь, никель, хром, барит, асбест, графит, карбиды металлов и др. компоненты. Такие материалы допускают повышение температуры на поверхности трения до 1200°С, что особенно важно в тормозных устройствах.
Лит.: Крагельский И. В., Трение и износ, 2 изд., М., 1968; Зельцерман И. М., Каминский Д. М., Онопко А, Д., Фрикционные муфты и тормоза гусеничных машин, М., 1965: Мигунов В. П., Современные фрикционные металлокерамические материалы и перспективы их использования в машиностроении, в сборнике: Оптимальное использование фрикционных материалов в узлах трения машин, М., 1973. В. П. Мигунов.
Статья про слово «Фрикционные материалы» в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 11152 раз | Интересное |
bse.sci-lib.com
Фрикционные свойства волокон — Справочник химика 21
Высокое сопротивление истиранию — это характерная особенность найлона. С точки зрения сопротивления истиранию важны фрикционные свойства волокна. Сопротивление истиранию улучшается при увеличении диаметра волокна, но сопротивление разрушению при деформациях обычно снижается с увеличением массового номера волокна (денье-титра). Это обусловлено тем, что сопротивление истиранию и разрушению при деформациях связаны со свойствами волокна в поперечном направлении, и на них может отрицательно влиять излишняя ориентация волокна. Высокое сопротивление истиранию, несомненно, является фактором, влияющим на усталостную прочность, и вполне может оказаться, что это основной фактор, определяющий высокую усталостную прочность найлона. [c.72]Асбест является одним из наиболее распространенных наполнителей для фенольных смол и используется в пресс-композициях, кислото- и щелочестойких материалах, фрикционных тормозных накладках и абляционных материалах. Асбест — общий термин для волокнистых силикатов. Его месторождения встречаются главным образом в Италии, Канаде, КНР, Родезии и СССР. Волокна асбеста обладают высокими прочностью при растяжении и гибкостью, а также высокой стойкостью к действию повышенных температур и химических реагентов [15, 16]. При их использовании в пресс-композициях большое значение имеет длина волокон. По наиболее распространенной канадской классификации асбестовое волокно подразделяют иа семь групп (от 1 до 7) с подгруппами О, Р, К, М, Н, Т, 2. Волокна группы I имеют наибольшую длину (сырье, отсортированное вручную), в группы 4—7 входят короткие измельченные волокна, тогда как группа 7 включает отходы н порошок. Физико-механические свойства асбеста приводятся в табл. 10.4. [c.150]
Металлические волокна находят применение также в композициях с асбестом. Такие материалы обладают высокой теплопроводностью и сохраняют фрикционные свойства при повышенных температурах. Их применяют в производстве тормозных колодок, а также транспортерных лент, используемых для переноса горячих продуктов. [c.395]
Волокна. Основным компонентом композиций, применяемых для изготовления фрикционных накладок, являются волокна асбеста (хризотила) [7]. Используются волокна, имеющие различные длину, крутку н переплетение. Описание физико-химических свойств асбеста и его токсикологии [8] дано в разд. 10.2.2. Асбест придает фрикционным накладкам прочность и термостойкость и при этом сам имеет относительно низкую абразивность. Кроме того, асбест может применяться совместно с волокнами хлопка, а также с органическими и металлическими волокнами. Углеродные волокна в углеродной матрице (см. разд. 19.1) рекомендуют применять при изготовлении фрикционных накладок, используемых в авиации. Низкая скорость износа углерода в сочетании с низкой теплопроводностью и высокой прочностью волокна позволяет получать материал с хорошими эксплуатационными свойствами. [c.243]
Каждый из наполнителей сообщает пресс-материалам определенные свойства. Хлопковая целлюлоза придает повышенные по сравнению с порошковыми наполнителями механические свойства, длинноволокнистый асбест — теплостойкость и анти фрикционные свойства, стеклянное волокно— наибольшую [c.187]
Все перечисленные факторы, а также неравномерная толщина волокон, оборванные волокна (ворс), так называемые внешние дефекты (шишки, наплывы) могут существенно влиять на фрикционные свойства волокон и нитей и привести к резким колебаниям натяжения во время их движения. Это, в свою очередь, приводит к обрывам нитей или волокон (образованию ворса), слипанию штапельных волокон во время чесания, получению ровницы или ленты низкого качества или же к проскальзыванию и буксованию нитей (образованию неправильной формы паковок или неравномерной крутке), выпадению волокон из ленты и т. п. [c.10]
Это предположение, очевидно, правильно для всех химических волокон, состоящих из сильнополярных макромолекул — гидратцеллюлозы, ацетатов целлюлозы, полиамидов, полиэфиров, сополимеров акрилонитрила и других волокнообразующих полимеров исключение составляют полиолефиновые волокна, фрикционные свойства которых еще не изучены. [c.19]
Другим подтверждением того, что основная масса препарата откладывается на поверхности волокна, является аддитивность фрикционных свойств смеси или композиции веществ, откладываемых на поверхности волокна. [c.23]
Вязкость этих веществ оказывает большое влияние на фрикционные свойства волокон, а их химическое строение и наличие полярных групп — на прочность связи мономолекулярного слоя ТВВ с волокном и на коэффициент компактности нитей а (см. гл. 1). [c.50]
Исходные вискозные штапельные волокна и комплексные нити до обработки ТВВ обладают довольно высоким и крайне неравномерным коэффициентом трения, который зависит от условий их формования. Влияние условий получения этих волокон и их влажности на фрикционные свойства и электризацию еще не изучено. Сухие волокна отличаются повышенным коэффициентом трения, по-видимому, вследствие сильной электризации и хрупкости сухой гидратцеллюлозы. С повышением относительной влажности воздуха до 45—50% или влажности волокна до 10% (от абсолютно сухой массы) коэффициент трения уменьшается, достигая минимальных значений при влажности 10—12 /о и относительной влажности воздуха 50—70%. При дальнейшем увеличении влажности волокна сверх 12,5% или относительной влажности воздуха выше 70% коэффициент трения вискозных волокон вновь увеличивается вследствие проявления пластических свойств влажных гидратцеллюлозных волокон и соответствующего увеличения площади касания движущихся волокон с телом трения (см. рис. 1.1). [c.61]
Таким образом, в обычных условиях переработки вискозных штапельных волокон и комплексных нитей (при 55—65%-ной относительной влажности воздуха) их обработку ТВВ проводят не для сообщения им антистатических свойств, так как электризация их незначительна, а для выравнивания коэффициента трения по длине волокна и придания им оптимальных фрикционных свойств (ць цг и Д 1), необходимых для данной стадии переработки этих волокон и сцепляемости между волокнами. [c.61]
Форма поперечных сечений исследуется часто при распознавании волокон и нитей. Кроме того, от нее зависит их блеск, фрикционные свойства и поверхностные свойства вырабатываемых изделий. Форма продольной оси волокон и нитей характеризует их извитость. Извитые волокна обладают лучшей прядомостью. [c.407]
В качестве наполнителей применяют различные волокнистые материалы хлопковые очесы, асбестовое и стеклянное волокно, графит, а также минеральные добавки (литопон, каолин, слюда и др.). Прессмассы не обладают высокой текучестью и поэтому из них прессуют изделия сравнительно несложной формы. Из волокнитов и текстолитовой крошки изготовляют изделия с повышенными механическими свойствами (челноки, ролики, панели, рейки, маховички, рукоятки, втулки, корпуса и крышки аппаратов, электроизоляционные детали и подшипники). Группу фрикционных материалов горячего прессования (КФ-ЗМ, К-6, К-217-57П и др.) получают на основе резольной смолы и асбестового волокна. [c.171]
Фрикционные свойства. Волокно из политетрафторэтилена обладает самым Низким коэффициентом трения среди всех известных химических волокон статический коэффициент трения волокна равен 0,20, динамический составляет 0,16—о,2822 > 2, гзз Было установле-jjq2I7, 232,235 ЧТО вбличина коэффициентэ трения волокна зависит от нагрузки, температуры и скорости скольжения чем выше температура и нагрузка и ниже скорость скольжения, тем ниже коэффициент трения. [c.116]
Другое применение — нанесение кремнеземного покрытия на органическое волокно, когда нить должна подвергаться пиролизу с целью формирования новой химической структуры, но при этом в процессе температурного воздействия в течение определенного периода такое волокно необходимо поддерживать механически, по мере того как оно проходит через пластичное состояние. Бернетт и Загер [555] покрывали полиакри-лонитриловые волокна коллоидным кремнеземом, чтобы обеспечивать их механическое усиление до тех пор, пока в процессе нагревания волокно приобретет новое состояние—структуру с поперечными связями, способную самостоятельно поддерживать необходимую механическую прочность. Благодаря улучшенным фрикционным свойствам волокон ткани получаются более прочными к истиранию [556], Для применения к волоконным тканям пирогенный кремнезем предварительно диспергируется в воде с добавлением ПАВ [557]. Благодаря нанесению окрашенных окспдов металла с добавлением коллоидного кремнезема и с последующим нагреванием для придания такому покрытию прочного связывания с подложкой предотвращается эффект проскальзывания стеклянных волокон и одновременно приобретается стойкое окрашивание поверхности волокна [558]. Чтобы не допускать проскальзывания нитей в узелках при изготовлении рыболовных сетей из найлона, на такие узлы наносится смесь, состоящая из коллоидного кремнезема с добавлением СНз[Н2Ы(СН2)4]51(ОЕ1)2 и воды [559]. [c.588]
Эти йолокна характеризуются высокой химической и те рмической стойкостью, хорошими диэлектрическими и фрикционными свойствами. Они совершенно инертны к таким реагентам, как кипящая серная кислота, дымящая азотная кислота и царская водка . Газообразный фтор разрушает волокно при высокой температуре. Сродство тефлона и РЕР к красителям очень мало. Окрашивают их красителями, применяемыми для ацетатного шелка. [c.376]
Асбоволокнит готовят из асбестового волокна, фено-лоформальдегидного олигомера и других составляющих. Изделия получают методом горячего прессования. Из асбоволокнита готовят детали электротехнического назначения, изделия, и.меющие высокую теплостойкость и механическую прочность и обладающие фрикционными свойствами (тормозные колодки экскаваторов, вагонов, подъемников). [c.85]
ПТФЭ, наполненный углеродными волокнами. Была проведена оценка фрикционных свойств ПТФЭ, наполненного как графити-рованными высокомодульными (тип I), так и неграфитированны-ми высокопрочными (тип П) углеродными волокнами. В работе [2] приведены результаты исследования влияния шероховатости поверхности контртела на скорость износа таких композиций по стали. Показано, что шероховатость поверхности контртела оказывает решающее влияние на скорость, износа композиций, содержащих графитированные волокна, и что только при очень высоком классе обработки поверхности скорость износа композиций, содержащих графитированные волокна, идентична скорости износа композиций, содержащих неграфитированные волокна, для которых шероховатость поверхности контртела практически не оказывает никакого влияния на скорость износа. Автор работы [2] считает, что более высокие антифрикционные показатели композиций, содержащих неграфитированные волокна, обусловлены шлифованием поверхности стали неграфитированными волокнами в процессе трения, которое способствует уменьшению абразивного износа. Предполагается, что проявление эффекта шлифующего действия наполнителя зависит от условий трения и раз- [c.219]
Термопласты, наполненные углеродными волокнами. В последнее время широкое распространение получили композиционные материалы на основе углеродных волокон, обладающих очень высокой жесткостью. Изучение их фрикционных свойств и возможности применения в качестве антифрикционных материалов находится сейчас в центре внимания. Промышленностью освоен выпуск ряда таких материалов на основе полиамидов и относительно недавно разработанных термостойких термопластов конструкционного назначения, таких как полисульфон и полипропиленсульфид [9]. При этом использованы неграфитированные волокна с хаотическим распределением. Антифрикционные свойства таких композиций находятся на уровне наполненных ПТФЭ полиамидов и [c.228]
Теплота шерсти и ее мягкость на ощупь определяются главным образом химическим строением — белковой природой такие искусственные волокна, как ланиталь, ардиль, меринова и викара, получаемые из природных белков, приближаются к шерсти по этим показателям. Однако все же и они отличаются от шерсти, так как фрикционные свойства этих волокон отличны от фрикционных свойств шерсти. [c.492]
Поэтому трение между волокнами в нити или комплексных нитей при соприкосновении с другими нитями или с твердой поверхностью нитепроводящих деталей, характеризующее фрикционные свойства, оказывает существенное влияние на всех этапах переработки волокон в готовые изделия. [c.9]
Выше были рассмотрены общие закономерности трения волокнистых материалов и показано влияние концентрации и свойств текстильновспомогательных веществ на фрикционные свойства волокон и нитей. Эти свойства резко изменяются в зависимости от концентрации препарата на поверхности волокна при наличии на поверхности движущегося тела мономолекулярного слоя этого препарата (I зона, рис. 1.2) наблюдается граничное трение, при наличии многих слоев (П зона) — промежуточный режим трения или (1П зона) гидродинамический режим трения [3]. [c.18]
Фрикционные свойства нитей влияют на их физико-механические свойства — модуль сдвига при кручении, жесткость, изгибоустойчи-вость. При увеличении коэффициента трения (по волокну) и коэффициента компактности нити модуль сдвига и жесткость нити растут, а изгибоустойчивость, по-видимому, проходит через максимум. [c.29]
Обработка капроновых нитей и в меньшей степени капроновых штапельных волокон ТВВ с целью регулирования их фрикционных свойств и сшжения электризации подробно описана в литературе [2 5 23]. Выше на примере капроновых текстильных нитей было рассмотрено влияние на коэффициент трения концентрации препарата на волокне, вязкости препарата, скорости движения нити, равномерности распределения ПАВ по длине нити, вида ПАВ, а также зависимость коэффициента компактности от крутки нити, вида ПАВ, температуры тепловой обработки и степени вытягивания нити. [c.72]
Низкие фрикционные свойства этого волокна позволяют использовать его для изготовления несмазываю-щихся подшипников2 . [c.118]
Важно установить влияние скорости формования на свойства волокна. Было показно [43], что при увеличении скорости формования волокна на 100 м/мин степень последующей вытяжки волокна уменьшается па 13—15%. На основании приведенной зависимости ме-тодо.м экстраполяции можно показать, что при скорости формования около 2500 м/мин должна быть получена полностью вытянутая нить. В действительности, как показано в работе [44], только при скорости 4000—5000 м/мин можно получить высокоориентированное вытянутое волокно непосредственно на прядильной машине. При этом требуемая прочность достигается только тогда, когда на пути формуемой нити после выхода ее из сопроводительной шахты устанавливается тормозная палочка. В этом случае вытягивается не жидкая струя, а нити, на—ходящиеся в высокоэластическом состоянии. Одной из основных причин того, что этот метод до сих пор не внедрен в прО Мышленность, является сложность создания приемно-намоточного механизма. Фрикционные устройства и раскладочные механизмы общепринятых конструкций применяют только для скоростей намотки не более 1200—1400 м/мин. Известно, что при скорости формования 800—1000 м/мин нитераскладчик должен делать не менее 120—150 двойных ходов в 1 мин только в этом случае будут обеспечены необходимое перекрещивание нитей на бобине и требуемая плотность намотки. Большее число ходов, особенно в машинах утяжеленных конструкций для корда, нитераскладчик с шарнирным механизмом обеспечить не может. При использовании барабанного нитераскладчика, по-в,идимому, можно работать на более высоких скоростях, применяя нитеводитель с пазовым барабанчиком и цилиндр с двумя пазами для обеспечения мгновенного реверса нити. [c.144]
АВИВАЖНАЯ ОБРАБОТКА, а в и в а ж (avivage) — нанесение специальных веществ на поверхность 1) волокна или нити для улучшения их внешнего вида и придания им различных свойств (мягкости, гибкости, скользкости, фрикционных и антистатич. свойств и др.), без чего невозможна их переработка в текстильной пром-сти 2) ткани для улучшения ее вношнего вида и облегчения шитья из нее изделий. А. о. ткани часто совмещают с аппретированием. В этом случае в качестве авиважных средств используют вещества, к-рые смягчают ткань, приобретающую жесткость в результате аппретирования. [c.9]
Кратковременная и длительная прочности. Для химич. волокон, предназначенных для изготовления изделий широкого потребления, определяющими являются не прочностные, а высокоэластические, усталостные, фрикционные, сорбционные, химические и др. свойства. Для таких волокон Р = 20—ЪЪОм,н1текс. В нек-рых видах изделий используют упрочненные волокна с ок. 350—500 мн текс. [c.118]
Наибольшее значение в машиностроении имеет хризотиласбест. Он обладает высоким пределом прочности, большой эластичностью, высокими диэлектрическими свойствами, незначительной теплопроводностью (0,102—0,13 ккал м-ч° С). Из хрнзотиласбеста вырабатывается асбестовое трепаное волокно для набивок изоляционных изделий, тормозные накладки, фрикционные кольца, фильтр-волокно, асбестовые нити, шнуры, ленты и другие тепло- и электроизоляционные материалы. Широкое применение в электротехнической, теплотехнической н» химической промышленности имеет листовой асбестовый материал — бумага термоизоляционная, асбестовый картон, па-ронит и другие асбестовые изделия. [c.216]
chem21.info