Лесные братья: харвестеры и форвардеры » ГРУЗАВТОИНФО
Сергей ЛИПСКИЙ, фото автора и компаний-производителей
Прежде чем дерево попадет на обработку, его надо спилить и вывезти из леса. Все чаще для этой тяжелой работы используются «стальные» лесорубы: харвестеры и форвардеры.
Сегодня половина промышленных лесозаготовок в мире выполняется вручную, другая половина — механизированным способом с применением двух методов: доля технологии хлыстовой заготовки составляет около 60%, а сортиментной — около 40%.
Приоритет применения сортиментной технологии и лесозаготовительных машин принадлежит Скандинавским странам и в настоящее время активно внедряется в странах СНГ и Южной Америки. Основу современной полностью механизированной сортиментной технологии составляют харвестеры (валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины манипуляторного типа) и форвардеры (самозагружающиеся машины для перевозки сортиментов). К слову, еще в 1984 г. Карельский НИИ лесной промышленности создал первый в СССР комплекс машин для заготовки сортиментов, правда, в то время специалисты отрасли еще не употребляли популярных ныне названий машин — «харвестер», «форвардер».
Лесной комбайн — харвестер — появился не сразу. Он эволюционировал из сучкорезной машины, которая сначала приобрела функцию раскряжевки (разделки) хлыста, а в дальнейшем была «скрещена» с валочной машиной. Первые харвестеры обрабатывали дерево в два этапа: сначала оно захватывалось и срезалось валочной головкой, потом укладывалось в сучкорезно-раскряжевочное устройство (процессор). Причем на некоторых моделях для работы требовалось два оператора: один для управления машиной, второй — процессором!
С целью сокращения времени рабочего цикла почти 40 лет назад был изобретен единый агрегат — харвестерная головка. Он объединил в себе захватный механизм, срезающее устройство для валки и раскряжевки дерева, механизм обрезки сучьев (протаскивающие вальцы и сучкорезные ножи) и механизм замера длин.
Шасси харвестера и форвардера имеют много общего
Компактные маневренные модели идеально подходят для прореживания леса
Для сплошных рубок требуется техника помощнее
Выпускаемые модели делят на классы по диаметру обрабатываемого ствола и собственной массе: легкие (300-600 кг, Ø 5-40 см), средние (700-1000 кг, Ø 5-50 см) и тяжелые (1000-1200 кг, Ø 10-60 см). Первые используют для рубок прореживания, вторые — универсальные, последние — для рубок главного пользования. На рынке есть и более мощные модели массой до 3 500 кг, которым «по зубам» стволы толщиной более метра! Разработкой и изготовлением харвестерных головок сегодня занимаются компании: AFM-Forest, Arbro-Stroke, Caterpillar, Kesla, Komatsu Forest (Valmet), Kone-Ketonen, Lako Forest, Log Max, Logset, Mense RPK, Naarva, Ponsse, Silvatec, SP Maskiner, Tigercat, Waratah и др.
Подавляющее большинство лесных машин является манипуляторными, тем самым удается оградить человека от прямого контакта с тяжелыми и травмоопасными деревьями, хлыстами и сортиментами. Харвестерная головка через ротатор подвешивается к «стальной руке» гидроманипулятора. Широкое распространение получили манипуляторы комбинированного типа (шарнирно-сочлененная стрела с телескопической рукоятью) и параллельного типа (стрела в виде параллелограмма с телескопической рукоятью). Для харвестеров они выпускаются с вылетом до 12 м и грузовым моментом от 80 до 300 кНм. Изготовлением манипуляторов занимаются компании: Cranab, John Deere, Kesla, Loglift, Ponsse, Rottne, Tigercat и др.
Манипуляторы для форвардеров отличаются более скромными параметрами: вылет до 10 м, грузовой момент от 40 до 160 кНм. Вместо харвестерной головки они оборудованы грейферным захватом для погрузки сортиментов. Форвардер работает в связке с харвестером и служит для доставки сортиментов на специальные площадки для перегрузки на автомобильный транспорт. Как правило, плечо перевозки не превышает 1 км. Грузоподъемность наиболее мощных машин составляет 20 т! Грузовой отсек форвардера сформирован кониками и решетчатой передней стенкой, отдельные модели имеют возможность его трансформации с целью увеличения перевозимого объема легковесной топливной древесины.
Универсальный шарнир с двумя степенями свободы
Балансирная тележка — просто и функционально
Современная харвестерная головка умеет многое
Эксплуатация харвестеров и форвардеров проходит в широком диапазоне условий, которые одним словом можно охарактеризовать как тяжелые, что, в свою очередь предъявляет повышенные требования к конструкции машин. Функционально они разные, но конструктивно имеют много общего.
Это внедорожные полноприводные машины с колесной формулой 4х4, 6х6 или 8х8. Собственный вес находится в пределах 8-24 т. Компоновка двухмодульная с шарнирно-сочлененной рамой, вариации расположения энергетического (с двигателем) и технологического (с рабочим оборудованием) модулей самые разнообразные, особенно у харвестеров. В качестве двигателей используются 4-х и 6-цилиндровые дизели с турбонаддувом мощностью 130 – 280 л.с. Для бесступенчатой регулировки и передачи крутящего момента служит механико-гидростатическая трансмиссия, позволяющая реализовывать тяговые усилия до 22 т и мягко адаптироваться к возникающим препятствиям на лесосеке. Два диапазона ее механической коробки передач обеспечивают технологическую скорость 7-10 км/ч и транспортную 25-34 км/ч. Ведущие мосты имеют планетарные колесные редукторы, блокировку дифференциалов, многодисковые гидравлические тормоза.
Балансирные тандемные тележки объединяют задние оси трехосных, а также задние и передние оси четырехосных машин. Их простая и надежная конструкция позволяет успешно преодолевать пни, валуны, канавы. Отличной проходимости способствует и внушительный дорожный просвет (580-800 мм) вкупе с бронированным днищем. Для снижения удельного давления машин на грунт шины, помимо большого диаметра, имеют ширину 600 мм. Также в арсенале имеются цепи противоскольжения и гусеничные ленты.
Все «телодвижения» рабочих органов осуществляются с помощью гидравлики. Гидросистема имеет один или несколько контуров, которые запитываются регулируемыми аксиально-поршневыми насосами, чувствительными к нагрузке. Рабочая жидкость посредством пропорциональных гидрораспределителей с электрогидравлическим управлением направляется к гидроцилиндрам и гидромоторам манипулятора и харвестерной головки. Сохранению экологической обстановки леса способствует использование биологически разлагаемых масел.
Благодаря системе управления, отвечающей за согласованную работу гидравлики, дизельного двигателя и трансмиссии, машина может двигаться даже при работающем манипуляторе и харверстерной головке. В задачу оператора входит наведение головки на дерево, а дальнейшей обработкой заведует бортовой компьютер, определяющий, как использовать хлыст с наибольшей пользой. Настройки для разных пород деревьев позволяют оператору одним нажатием кнопки переключаться с хвойных деревьев на лиственные. Система управления позволяет проводить учет заготовленной древесины по объему и сортиментам. Так что в конце смены не составит большого труда получить подробный отчет о выполненной работе, а отдельные «гурманы» могут даже направить его в офис по электронной почте, не выходя из кабины!
Система выравнивания кабины обеспечивает комфортную работу на косогорах
Цепи и гусеничные ленты дополнительно увеличивают проходимость
Прицепной форвардер — дешево и сердито!
Ну, а кабина современного «лесоруба» только стимулирует на высокую производительность труда. Рабочее место сконструировано с учетом всех нюансов эргономики и пожеланий операторов.
Стали историей многочисленные рычаги, россыпи тумблеров и кругляши аналоговых индикаторов. Им на смену пришли удобные многофункциональные джойстики с минимумом «горячих» клавиш и цветные сенсорные экраны. Прослеживаются тенденции применения поворотных кабин с системой выравнивания крена, что особенно эффективно при работе на косогорах. Кабина может располагаться как на поворотном устройстве вместе с манипулятором, так и отдельно, при этом она поворачивается синхронно за манипулятором. Чтобы голова не шла «кругом» от последних достижений прогресса, а харвестерная головка не «вспахивала» землю, для операторов предусмотрено обучение: сначала на тренажере-симуляторе, потом на реальной машине.
Напоследок перечислим основные фирмы-производители харвестеров и форвардеров: Caterpillar, Gremo, HSM, John Deere, Komatsu Forest (Valmet), Logset, Ponsse, Rottne, Sampo, Silvatec, Sogedep, Tigercat, TimberPro, Амкодор, МТЗ, ЧЕТРА и др.
Рассмотренные выше колесные харвестеры и форвардеры получили наибольшее распространение. Также широко используются тяжелые харвестеры на базе гусеничных шасси экскаваторов и легкие — на базе колесных тракторов. Существует альтернативный вариант — харвардер, объединяющий в себе два типа машин. Сформировался класс самоходных мини-форвардеров и форвардеров прицепного типа. Проходят испытания роботизированные комплексы машин, набирает обороты гибридный привод. Одним словом, семья лесорубов постоянно увеличивается и развивается!
mirtransporta.ru
«Харвестер-форвардер» — европейская система лесозаготовки
Скандинавская механизированная система заготовки леса по праву сегодня считается самой передовой в Евросоюзе.
В чём она заключается? Обычно (в России по сей день) на лесосеке очищают поваленный ствол от корня, ветвей и верхушки, а полученный хлыст везут на склад.
Здесь хлысты раскряживают, т.е. распиливают на части – сортименты.
Каждый отрезок-сортимент в зависимости от размеров, качества и структуры древесины получает адресное направление: один – на распиловку под пиломатериалы, другой — на изготовления шпал, третий – на фанеру, целлюлозу, ДСП и так далее по списку.
Скандинавская технология позволяет основные объёмы раскряжёвки осуществлять непосредственно на лесоразработки, поставляя на склад готовый сортимент.
Многоцелевая машина Харвестер выполняет операции по валке деревьев, удалению ветвей, раскряжёвке и пакетированию сортиментов.
Его напарник Форвардер, оснащённый краном-манипулятором, предназначается для погрузки в свой контейнер сортимента и транспортировки его на площадку складирования. Форвардер движется вслед за Харвестером и собирает за ним до 12 м
Эти две машины способны заготовить в год до 60 000 м3 древесины, высвобождая до 80 лесорубов с мотопилами. Здесь же на лесосеке организован механизированный подбор древесных отходов и их измельчение в щепу, которую отправляют на завод по производству пеллет (вид гранулированного топлива).
Что такое Харвестер?
Харвестер — это уникальная машина, представляющая собой основную часть современного лесозаготовительного комплекса.
Техника уникальна тем, что заменяет практических бригаду рабочих, работает в 5 раз эффективнее и отличается повышенной проходимостью. Особенность работы системы заключается в конструкции гидростатического привода: рядом с двигателем установлены два насоса, один из которых работает на навесное оборудование, а второй — на ход. Ну а самое главное — это уникальная шарнирно-сочлененная конструкция рамы. Подобно скейтборду она ломается не просто пополам, а ещё и в плоскостях, что придает Харвестеру потрясающую проходимость — болото, грязь, снег, неровности грунта ему абсолютно нипочём.
Ну а главный механизм харвестера — это харвестерная головка, которой оператор харвестера управляет с помощью компьютера из кабины, приводя ее в движение гидравлической системой.
Когда смотришь на работу харвестера, возникает ощущение фантастического фильма, но тем не менее это абсолютная реальность, и принципы работы лесозаготовительного комплекса, на первый взгляд, довольно просты. Харвестер обхватывает ствол огромными ножами, пильные шины срезают дерево практически под корень, и дальше протяжными вальцами ствол протягивается и очищается от сучков и коры, а затем те же пильные шины отрезают части ствола того размера, который задан оператором. Собственно говоря всё просто, если не принимать во внимание сложность управления и сложность работы всей этой техники.
Как создавался харвестер
Еще в 1984 году Карельский Научно-Исследовательский Институт Лесной Промышленности создал первый тогда ещё в Советском Союзе комплекс машин для сортиментной заготовки. Правда в то время популярные ныне названия этих машин еще не употребляли.
Лесной комбайн Harvester появился тоже не сразу. Он стал плодом эволюции сучкорезной машины, которая сперва приобрела функцию раскряжевки и разделки хлыста, а через несколько лет была скомбинирована с валочной машиной. Первый харвестер обрабатывал дерево в два этапа. Сначала дерево закатывалось и срезалось валочной головкой, а потом на него укладывалось сучкорезное раскрыжательное устройство — процессор.
Причём тогда на Лесном комбайне требовалось два оператора: первый для управления машиной и второй оператор для управления процессором. И тогда с целью сокращения рабочего цикла и трудозатрат почти 40 лет назад была изобретена единая система — харвестерная головка. Она объединила в себе захватный механизм, срезающую машину для валки и раскряжевки дерева, механизм обработки сучьев, протаскивающий вальцы и сучкорезные ножи и устройство замера длин.
Харвестерная головка фото
Оператор харвестера
В кабине харвестера идеальная чистота — операторам принято разуваться, перед тем как войти в кабину, потому что вокруг непролазная грязь. Здесь положено находиться в носках.
Кабина харвестера отчасти напоминает центр управления полетами: прямо перед оператором находится монитор обычного компьютера, который интегрирован в кабину, выдвигается привычная клавиатура. Здесь даже есть тачскрин, и можно смело представить, что вы работаете на ноутбуке.
В компьютер загружается специальная программа, которая настраивается по нескольким сотням параметров. В программе можно задавать практически все параметры от породы дерева до объема бруса и его стоимости. Если вдруг машина определяет что-то дерево стоит дешевле, чем задано в программе, она просто перестает его пилить.
Оператор харвестера управляет системой с помощью джойстиков, которые находятся под руками. Причём руль в привычном нашем понимании заменяет маленький джойстик, а еще два джойстика, практически полностью шарнирные, управляют харвестерной стрелой и головкой.
Если на словах всё выглядит очень просто, то для того, чтобы освоить технику, понадобится несколько месяцев, а то и лет.
Операторы харвестера учатся на специальных курсах, которые вместе с теорией и практикой занимают не один год. Хотя наши операторы осваивают сложнейшую управление и машину за несколько недель, ну максимум за месяц, и потом уже на делянке просто совершенствуют навыки на практике.
Перейдем к технике безопасности. Ветровое стекло защищено специальной решеткой, но даже она вряд ли вас спасет, если оператор допустит ошибку, и ствол длиной в несколько десятков метров и толщиной в полметра упадет на кабину. Поэтому кабина усилена специальными трубами, защищающими от падения стволов.
Кабина харвестераКак работает харвестер
Работа харвестера со стороны напоминает работу робота. Шарнирная харвестерная головка, кажется, живет своей жизнью и сама находит дерево, сама валит его, а потом сама избавляет его от сучьев, выплевывая многометровые бревна. Но в этом и заключается мастерство оператора, которому каждую секунду приходится орудовать сразу двумя джойстиками одновременно, контролируя движение навесного механизма, движение стрелы и траекторию падающих каждую минуту деревьев.
Харвестер выполняет всю работу сам, а после него на месте лесоразработки остаются лишь сортименты, подготовленные к вывозу из зоны лесозаготовки. Средняя производительность харвестера составляет 10 кубических метров древесины в час. Но поскольку зарплата оператора целиком зависит от выработки, за восьмичасовую смену один человек умудряется спилить почти в три раза больше, а это 250 кубов дерева.
Уникальность харвестеров заключается в том, что эта техника может делать с лесом всё, что заблагорассудится — нарезать шестиметровые стволы или тонкие почти ювелирные деревянные диски. Правда, всё зависит от мастерства оператора.
Что же представляет из себя эта умная машина? Это самоходная машина предназначена для выполнения основных работ на лесозаготовках. Данная техника может быть установлена как на гусеничной, так и на колесной базе. Некоторые модели харвестера оснащаются полугусеничным шасси.
Харвестеры на гусеничной базе используются в заболоченных местах, а также в районах с неустойчивой, рыхлой почвой. Такие машины обладают отличной проходимостью, и могут использоваться в самых глухих лесных массивах.
Как мы уже сказали ранее, основным рабочим элементом харвестера является харвестерная головка, которая представляет собой сварную металлическую раму, в которую установлены захватывающие рычаги. С помощью данных рычагов происходит управление гидроцилиндрами, которые на концах имеют гидравлические моторы, на выходных валах которых производится захват и распилка дерева.
Харвестер Фото
В зависимости от диаметра сечения ствола применяются разные способы валки: для тонких и средних деревьев делают один распил, а для наиболее толстых стволов применяется распил в несколько приемов . После валки дерева с помощью перетаскивающего устройства ствол продвигается вперед и очищается от сучьев. Для этого применяются ножницы-сучкорезы. Затем Харвестер осуществляет раскряжевку и укладку распиленных частей ствола.
Выпускаемые модели харвестеров разделяютсят на классы в зависимости от диаметра обрабатываемого ствола и массы машины: легкие до 600 кг, средние — до тонны и тяжёлые — до 1300 кг. Легкие харвестеры используют для рубки прореживания, вторые для универсальной рубки, последние — как раз для лесозаготовки.
На рынке есть и более мощные модели массой до 3,5 тонн, которым по силам обрабатывать стволы толщиной более метра. Стоит такая головка почти четверть миллиона долларов.
Форвардер (Forwarder)
Когда харвестер закончил работы, это еще не означает, что весь процесс лесозаготовки завершен. Нужно еще собрать и перевезти сортименты, однако харвестер сделать это уже не может.
Для таких работ используется другая уникальная машина, которая называется Форвардер (Forwarder). Форвардер переводится с английского как «перевозчик», «экспедитор».
Форвардер также предназначен для лесозаготовительных работ. В его функции входит работа по сортировке, сбору и вывозу сортиментов с места, где происходит валка леса. Работая в паре, форвардер и харвестер переводят лесозаготовительные работы на совершенно другой уровень эффективности.
Как работает форвардер
Что касается конструкции форвардеров, то сонащение практически одинаково у всех моделей. Кабина оператора и двигатель размещаются на передней полураме, а погрузочная платформа вместе со стойками располагается на задней полураме. Основное оборудование машины это — манипулятор-захватчик, который практически всегда размещен перед грузовой платформой на задней полураме. Есть модели, на которых манипулятор с захватом размещают спереди. Сделано это для того, чтобы увеличить размер грузового отсека.
Поворотный механизм реализуется с помощью одного или двух цилиндров, которые изменяют угол ориентации по углам по горизонтали, а угол складывания полурам изменяется от 40 до 60%. По вертикали полурамы наклоняются относительно друг друга на 15% при помощи универсального шарнира. Таким образом всё время перемещения форвардера по пересечённой местности этот поворотный механизм помогает достичь сверхвысокой проходимости несмотря на внушительную длину продольной базы этого транспорта.
Устойчивость форвардера во время погрузо-разгрузочных работ обеспечивается с помощью блокировки шарнира по горизонтали. Что касается ходовой части, то практически все форвардеры оснащены 6-ти или 8-ми колесной системой, оборудованной полным приводом. Большинство шин в ширину достигают 60 см — это нужно для снижения давления транспорта на грунт. Бывает, что производят и модифицированные модели шин шириной от 50 до 80 см в зависимости от будущей эксплуатации. Для обеспечения минимального давления на землю машины могут «обуваться» в цепи или гусеницы.
Почти все модели форвардеров оборудуются шасси с шарнирно-сочлененным видом рамы. Таким образом поворот машины происходит за счёт того, что положение полурам синхронно меняется относительно шарнирной вертикальной оси. Все форвардеры оснащены гидромеханической либо гидростатической трансмиссией, которая может иметь два диапазона скорости. Такая особенность представляет возможность машине плавно двигаться при высокой силе тяги. Скорость движения при первом диапазоне составляет 7-10 км/ч, а во втором форвардер можно разогнать до 35 км/ч.
Что касается двигателя, то здесь используются 4-х и 6-ти цилиндровый дизели с турбонадувом мощностью от 130 до 280 лошадиных сил. В машинах используется бесступенчатая регулировка и передача крутящего момента посредством механико-гидростатической трансмиссии, позволяющая реализовать тяговое усилие в 22 тонны и мягко адаптироваться к возникающим препятствиям на лесосеке.
Ведущие мосты форвардера имеют планетарно-колесные редукторы, функцию блокировки дифференциалов и гидравлические многодисковые тормоза. Как правило, техника оснащена комбинированными манипуляторами с телескопической рукоятью, захватом и ротатором. Манипулятор приводится в действие электрогидравлическим управлением двумя рычагами, которые располагаются на подлокотниках сидений.
Важно знать что уровень производительности форвардера зависит от множества факторов. Обычно в паре с харвестером производительность форвардера составляет около 12 кубометров в час. И тут кажущаяся простота работы этой машины полностью подчинена мастерству человека ей управляющего.
Форвардер фото
Кстати и в Европе и в России наиболее распространенной является скандинавская технология лесозаготовки, разработанная в Швеции и Финляндии. Она подразумевает ассортиментную заготовку леса и предполагает использование мощной техники — как раз харвестеров и форвардеров.
Всего один комплекс, состоящий из харвестера и форвардера может заменить до 80 человек, работающих на лесозаготовке по традиционной технологии. При этом объёмы обработанной древесины несоизмеримы с ручным трудом. При традиционной заготовке леса бригада из 7-8 человек заготавливают 7-8 тысяч кубометров леса в год, а применение связки харвестер + форвардер дает возможность заготавливать до 60-ти и более тысяч кубов. Производительность на одного человека возрастает почти в 8 раз.
Еще один любопытный факт: оказывается стоимость заготовленного леса меняется несколько раз в год в зависимости от сезона. Самый дешевый лес традиционно заготавливается зимой. Самый дорогой лес рубится в межсезонье, когда подступы к делянке залиты дождями, а грязь превращает лесозаготовку в почти боевую операцию.
К слову сегодня более половины всех промышленных лесозаготовок в мире производится вручную. Менее половины — механизированным способом. При этом при механизированной лесозаготовке примененяют два метода: технологию хлыстовой заготовки (в 60 процентах случаев) и ассортиментную технологию (описываемую выше) — около 40%. Лидерство в использовании современной технологии комплекса лесозаготовительных машин удерживают скандинавские страны, но в настоящее время эта технология активно внедряется в России и странах СНГ, и даже в Южной Америке.
Подавляющее большинство лесозаготовительных машин является манипуляторными. Таким образом удается обезопасить человека от контакта с тяжёлыми деревьями, хлыстами и сортиментом.
Манипуляторы, устанавливаемые на форвардеры, имеют более скромные параметры: вылет всего до 10 метров. Вместо харвестерной головки их оборудуют грейферным захватом для подъема и погрузки сортимента. Грузовой отсек форвардеров отделен от кабины решетчатой передней стенкой.
Система управления такой машины позволяет производить учет заготовлимаемой древесины по объему и сортименту, и так, что в конце смены оператору не составит большого труда вывести подробный отчет о работе, а отдельные специалисты могут даже послать его в офис по электронной почте, не покиая кабину машины..
Сегодня уже уходят в историю многочисленные рычаги, тумблеры и ручки аналоговых индикаторов. Их сменили удобные многофункциональные джойстики с миниамльным набором горячих клавиш и цветными сенсорным экраном. В последнее время широко применяются и поворотные кабины с системами выравнивания крена, которые особенно эффективны при работе на склонах и косогорах. Кабина может быть установлена как на поворотном устройстве вместе с манипулятором, так и отдельно. В полседнем случае она поворачивается синхронно за манипуляторкулятором.
Операторы харвестера и форвардера
Операторы лесозаготовочных машин должны пройти обучение сначала на тренажёре-симуляторе, и лишь затем на реальной машине.
Любопытный факт: операторы лесозаготовительной техники ведут отшельнический образ жизни. То, что можно увидеть на делянке, поневоле любого заставить уважать эту между прочим хорошо оплачиваемую профессию. В лесу в десятках километрах от ближайшей цивилизации стоит комфортный, оборудованный даже спутниковой антенной вагончик, где несут вахту лесозаготовители. Работают они в паре сменой по 8 часов круглосуточно. Бригада из 8 человек меняется раз в десять суток, а то и в полмесяца. Вот и кто после этого скажет что психологическая совместимость важна только у космонавтов.
Видио и фото Harvester Forwarder
www.tehnohacker.ru
Что такое форвардер, принцип работы и назначение, харвестеры и форвардеры, устройство форвардера, форвардер технические характеристики
При производстве лесозаготовительных работ давно уже не требуется задействование большого количество людей. Для этого достаточно всего двух универсальных машин харвестера и форвардера. Благодаря их появление значительно повысилась производительность труда при лесозатоговках, его эффективность, а, главное, это производство стало намного безопасней для человека. Каждая из машин, и харвестер и форовардер при валке леса выполняют свои функции и друг без друга, как говориться, не могут обойтись.
Если харвестер занимается такими работами, как валка дерева, очистка ствола от сучьев, раскряжовка бревна на сортименты, согласно установленной программы, и складирование их, то вывести сортименты из мест, где производятся лесозаготовительные работы, харвестер не в состоянии. И тут к нему на помощь приходит не менее универсальная машина — форвардер, которая является одной из разновидностей машин, предназначенных для лесозаготовительных работ.
В функции форвардера входят такие работы, как подсортировка и сбор сортимента, а также транспортировка его до нужного места: дороги или склада. Главные требования, которые предъявляются к форвардеру — это грузоподъемность, высокая проходимость и тягловая сила. Современные форвардеры все без исключения полностью отвечают этим требованиям и в настоящее время являются незаменимыми машинами при производстве работ по лесозаготовке.
Предлагаем более детально разобраться, что из себя представляет форвардер, и ознакомиться с некоторыми его техническими характеристиками.,Форвардер — это универсальная самоходная машина, оснащенная манипуляотром для выполнения погрузочных работ и тележкой, в которую при помощи погрузчика зазружается лес. Благодаря шести или восьмиколесной основе, причем привод имеется на все колеса, форвардер легко преодолевает самые труднопроходимые участки леса. При использовании форвардера в местах с повышенной сложностью рельефа на его колеса при помощи специальных приспособлений надеваются гусеницы.
Устройство форвардеров некоторых марок предусматривает гусеничный движитель с резиновыми катками и резинометаллической гусеничной лентой. Кабина форвардера по отношению к основнию кявляется неподвижной. Но благодаря поворотному креслу, оператор форвардера может осуществлять полный контроль за действиями машины. Устройство трансмиссии — гидростатическо-механическое, имеется два скоростных диапазона.
Максимальная скорость движения харвестера 34 километра в час. Благодаря установке гидроманипулятора на переднюю часть форвардера, все погрузочные работы выполняются по всей окружности вокруг форвардера, что позволяет выполнить большой объем работ, не передвигая форвардер с места. Технические характеристики различных марок форвардеров несколько отличаются, однако принцип их работы остается одинаковым. Устройство форвардера довольно сложное, и его управление осуществляется специально обученным оператором. Все рычаги управления форвардером находятся на подлокотниках кресла оператора.
Внешне все форвардеры выглядят так: передняя полурама с расположенными на ней кабиной оператора и двигателем, и задняя полурама, на которой установлена грузовая платформа, оснащенная стойками, для перевозки сортимента. Основным устройством, при помощи которого осуществляется сбор и погрузка сортиментов, является манипулятор с захватом, который чаще всего находится на задней полураме и отделяется ограждением от грузовой платформы форвардера. Средняя производительность форвардера около 10 кубических метров леса в час. Производительность главным образом зависит от способа валки леса, ручного или при помощи харвестера, а также от условий, где производятся работы. При работах совместно с харвестером она может достигать 12 кубических метров в час и более.
harves.ru
В последнее время использование современных технологий на лесозаготовках уже не является чем-то диковинным для деревьев, деревья, лес, лесная, лесной, лесных, лесов, лесозаготовка, лесом, лесу
Эта технология, с одной стороны, позволяет иметь сравнительно не высокую себестоимость на лесозаготовках, а с другой стороны, сократить срок поставки сортиментов потребителю за счет отсутствия дополнительных расходов по транспортировке и содержанию нижних складов. Важным преимуществом этой технологии также является практически полное отсутствие земли, песка и грязи на сортиментах, что очень важно для дальнейшей переработки древесины.
В самом начале я позволю себе напомнить уважаемым читателям, что речь пойдет о двух типах лесных машин: харвестерах и форвардерах. Первые предназначены для валки, обрезки сучьев, раскряжевки и первичной подсортировки сортиментов. Вторые — для трелевки и первичной сортировки сортиментов.
В последние годы появились еще и комбинированные машины, сочетающие в себе возможности, и харвестера, и форвардера. Мощные комбимашины с полноценными харвестерными головками не нашли широкого применения по причине их экономической нецелесообразности (очень дорогая трелевка, когда машина работает в режиме форвардера). Использование таких машин может быть оправдано только у мелкого подрядчика, который не может позволить себе купить, и харвестер, и форвардер. Реальный интерес для нас могут представлять комбимашины для заготовки мелкой топливной древесины для нужд биоэнергетики. Эти машины имеют, как правило, более простую валочную головку гильотинного типа, которая предназначена только для валки и разделки стволов без обрезки сучьев. Они чуть дороже форвардера, но существенно дешевле харвестера. Поэтому себестоимость заготовки и трелевки этими машинами находится на приемлемом уровне.
Как уже было отмечено, в основе скандинавской технологии лежит трелевка полностью погруженных на трелевочное транспортное средство сортиментов. Для погрузки сортиментов используются гидроманипуляторы, установленные непосредственно на трелевочное транспортное средство. Здесь важно напомнить, что под трелевкой сортиментов понимается любое перемещение сортиментов от мест валки к местам погрузки на лесовозный транспорт. И не важно, каким способом это делается. В последнее время часто стали использовать термин «подвозка» для отражения трелевки полностью погруженным способом. На самом деле — это та же трелевка, только без волочения древесины по поверхности почвы. Мы не станем рассматривать все возможные машины для трелевки полностью погруженным способом. Остановимся только на тех, что получили наибольшее практическое распространение в Беларуси. Это, прежде всего, форвардеры и тракторные тележки с гидроманипуляторами.
Если любой форвардер можно безо всяких натяжек отнести к профессиональным лесным машинам, поскольку он создавался изначально только для одной цели — транспортировке сортиментов от мест валки до мест погрузки, то с тракторными тележками ситуация несколько иная. Основная их масса — это сочетание обычного колесного пропашного сельскохозяйственного трактора с двухосным прицепом и гидроманипулятором. Это в большинстве случаев — компромисс, поскольку машина не является специализированной и в любой момент может быть переоборудована для совершенно иных целей. Такой вариант зачастую носит название «фермерский». Основной минус «фермерских» машин в их не достаточной маневренности и отсутствии возможности «собирать» буквально поштучно сортименты по ходу своего движения не зависимо от его направления. Для этого нужна специальная конструкция рамы, трансмиссия и органы управления самой машиной и гидроманипулятором в виде электрических джойстиков. Поэтому «фермерские» машины всегда будут уступать в производительности и качестве трелевки специализированным.
В любом случае качественная техника нужна для конкретных задач. Если вдруг случится сбой или поломка в механизмах, следует обратиться в сервис, так как простой — дорогое удовольствие. Например редукторы общего назначения, равно как и другие запчасти или компоненты лучше приобретать от производителя без посредников.
В странах (в том числе и скандинавских), где фермеры в зимний период занимаются лесозаготовками, «фермерский» вариант вполне оправдан. К преимуществам тракторных тележек можно отнести то, что они могут своим ходом передвигаться с одного объкта работ на другой, чего нельзя сказать о профессиональных лесных машинах, которые, в большинстве своем, требуют, чтобы их превозили, если расстояние между объектами более 5-7 километров. Это обусловлено разницей в конструкциях трансмиссий лесных машин и сельскохозяйственных и промышленных тракторов. В наших лесхозах тракторные тележки за последнее десятилетие также получили весьма широкое распространение. Надо отметить, что они несомненно сыграли свою положительную роль на пути перехода от трелевки волоком к трелевке полностью погруженным способом. Но для профессиональных промышленных круглогодичных лесозаготовок нужны не «фермерские», а специализированные профессиональные лесные машины.
Важно помнить, что технология начинается с трелевки, а не с валки. Поэтому главная технологическая машина в лесу — это форвардер. Каким образом валить и разделывать деревья, вручную или харвестером, — это категория, в первую очередь, чисто экономическая и социальная, а только, во вторую очередь, технологическая. Если в вашем регионе хватает достаточно рабочей силы для работы в качестве вальщиков и стоимость ее еще не настолько высока, как при заготовке харвестером, то с приобретением последнего, можно подождать. А вот, когда стоимость ручной и машинной лесозаготовки сравнялись или попросту, нет желающих работать в качестве вальщиков, вот тогда пришло время задуматься о приобретении харвестера.
Итак, рассмотрим ситуацию, когда нужен весь комплекс лесных машин — харвестер и форвардер. С каждым годом в нашей республике растет количество лесных машин. И если в первое время это были в основном форвардеры, то в последнее время все чаще наши лесозаготовители приобретают харвестеры.
Однако, если вы профессиональный лесозаготовитель и несомненно решили приобрести для себя профессиональную технику, то перед вами стоит не менее сложная задача выбора лесных машин из всего того многообразия, которое представлено на рынке. Принцип здесь действует тот же: специализированная техника, в подавляющем большинстве случаев, производительней и экономически эффективней, чем универсальная.
Профессиональные лесные машины приблизительно можно подразделить на три большие группы по мощности и весу, а, следовательно, и по предназначению.
Первая, самая легкая (примерный вес до 7 тонн), группа лесных машин специально предназначенных только для проведения абсолютно всех видов рубок ухода, причем практически с раннего возраста (осветления, прочистки, прореживания, проходные рубки), а также для проведения большинства прочих рубок.
Многие машины из этой группы имеют такие параметры, что в состоянии проводить рубки ухода даже без прокладки технологических коридоров. А это уже совсем другое качество рубок ухода, поскольку не приходится «жертвовать» деревьями будущего и сопутствующими деревьями при прокладке технологических коридоров.
Вторая, средняя или универсальная (примерный вес 8-12 тонн), группа лесных машин, которые могут быть использованы, как при проведении некоторых видов рубок ухода (проходные рубки, иногда прореживания), так и при проведении рубок главного пользования с относительно не большим объемом хлыста, включая постепенные и выборочные рубки, а также для проведения прочих рубок.
Третья, самая тяжелая (примерный вес 14 тонн и более), группа лесных машин специально созданных для максимально производительной работы на сплошно-лесосечных рубках главного пользования, особенно на участках с большими объемами хлыста.
Если проанализировать основной поток лесных машин, ввезенных в Беларусь за весь период (Справочно: первые финские лесные машины были ввезены в Беларусь в 1990 году), то окажется, что подавляющее число их было представлено машинами второй, средней или универсальной, группы. И это притом, что основными владельцами лесных машин тогда являлись предприятия — лесофондодержатели, т.е. лесхозы или организации, которые имеют ежегодные гарантированные объемы, как главных, так и промежуточных рубок.
Универсальные машины хороши именно своим универсализмом, т.е. возможностью быть использованными на различных видах рубок. Эти машины наиболее подойдут небольшим подрядчикам, которые не имеют больших гарантированных ежегодных объемов по конкретным видам рубок. Другими словами, сегодня машина работает на главной рубке, завтра — на прочей, послезавтра — на рубках ухода и т.д.. В этом случае выбор универсальной машины абсолютно оправдан. Но следует иметь в виду, что в большинстве случаев, себестоимость работ этих машин будет выше, чем у специализированных. Так, на рубках ухода они будут иметь ту же производительность, что и более легкие (а значит и более дешевые) специализированные машины и за счет большей амортизации и эксплуатационных расходов будут формировать большие затраты. На рубках главного пользования они будут ощутимо отставать от более мощных машин, также показывая большие затраты. К этой группе относятся также лесные машины для рубок главного пользования на слабых и болотистых грунтах. Их уже с полным правом можно назвать специализированными.
Из всего этого следует вывод: если вы вынуждены работать в самых разнообразных по своему характеру и объему хлыста участках рубок, то вы выбираете средние по размерам универсальные машины. Если же у вас есть возможность четкого планирования работ с разделением по видам рубок, то ваш выбор — специализированные лесные машины. Для рубок ухода — это одни машины, для главных рубок — совершенно другие. Этот выбор позволит рационально использовать имеющиеся у вас инвестиционные средства и получить максимальный эффект от их вложений. Что касается организаций, ведущих лесное хозяйство (лесхозов), то здесь налицо гарантированные ежегодные объемы, и самых различных рубок ухода за лесом, и рубок главного пользования, и прочих рубок. Именно поэтому при рассмотрении инвестиционных проектов для лесхозов важно иметь в виду эти рекомендации. Другими словами, для лесхозов лучше иметь два типа лесных машин: один для проведения рубок ухода за лесом, другой — для проведения рубок главного пользования. Тогда каждый рубль инвестиций даст максимальную отдачу. То же самое относится и к достаточно крупным подрядным организациям, располагающим ежегодными объемами рубок по различным видам пользований и имеющим в своем распоряжении не один комплекс лесных машин. Что касается традиционных профессиональных лесозаготовительных предприятий (леспромхозов), основные объекты которых — рубки главного пользования, то для них выбор однозначен — только тяжелая лесная техника специально созданная для проведения рубок главного пользования.
Стоит несколько слов сказать об организации работы лесных машин. В течение своего многолетнего опыта мною были опробованы самые различные варианты организации работ. Подробное описание займет слишком много места. Остановлюсь только на главном. Для условий Беларуси оставлять в лесу без присмотра лесные машины даже на несколько часов – дело не безопасное. Результатом таких эксперименов были слитое топливо, масло, снятые магнитолы, аккумуляторы, галогеновые фары и т.п.. Поэтому оптимальным решением является организация круглосуточной работы лесных машин, либо организация их охраны в нерабочее время на лесосеке. Первый вариант, с экономической точки зрения, предпочтительней. Он требует не менее трех подготовленных операторов для каждой машины, которые работают в вахтовом режиме, сменяя друг-друга в соотвентствии с установленным графиком. С каждой лесной машиной в лесу находится либо вахтовая машина, либо прицеп, оборудованные для отдыха и проживания операторов. В этом случае можно организовать практически круглосуточную работу лесных машин. Что позволит получить не плохие результаты по производительности, а, следовательно, и по себестоимоти работ. Справдливости ради, стоит отметить, что ночью, как правило, производительность ниже, чем днем, особенно на рубках ухода. Но это лучше, чем если бы машина просто стояла. Правда для рубок ухода существует не плохое решение. Оно связано с особенностью ряда легких машин. Так если для перевозки средних и тяжелых машин требуется многотонный треллер, то для некоторых легких машин достаточно 4-5 тонного транспортного средства, которое может ежедневно использоваться для доставки техники на объекты. В этом случае нет необходимости организации круглосуточной эксплуатации лесных машин. Достаточно двух операторов на одну машину, которые работают посменно по 11-12 часов. Техника, при этом, ежедневно возвращается на базу. Это значительно упрощает, как организацию труда, так и обслуживание техники и подбор персонала. Кстати, практика показала: подобрать двух операторов на одну машину вполне реальная задача, трех – на порядок сложнее, четырех – почти не возможно.
Несколько слов о производительности труда. Никогда не используйте в расчетах производительность работы за час или за сутки, поскольку простои в работе неизбежны. Старайтесь оперировать цифрами реальной производительности за год или хотя бы за несколько месяцев. Это будут объективные цифры.
Итак, мы пришли к заключению, что каждый вид оборудования создан для определенных условий и лесозаготовитель сам делает для себя выбор в зависимости от его конкретных условий.
Но выбором класса лесных машин дело не заканчивается, поскольку лесные машины могут быть, как на колесном ходу, так, и комбинированные, и на гусеничном ходу. В европейской практике наибольшее распространение получили колесные машины, тандемные тележки которых для повышения проходимости могут дополнительно «переобуваться» в гусеницы. Важный момент, который надо иметь в виду — проходимость и маневренность харвестера, при прочих равных условиях, всегда существенно выше, чем форвардера. Это обусловлено конструкцией машин и тем, что харвестер всегда везет только свой собственный вес, в отличие от форвардера, вес которого с грузом практически удваивается. И еще, если для легких машин обычной является колесная формула 4х4 для харвестера и 6х6 для форвадера, то для средних, и, особенно тяжелых, в большинстве случаев для наших условий, колесная формула харвестера должна быть 6х6, а для форвардера 8х8 с обязательной возможностью установки гусениц на тандемы. Лесные машины на гусеничном ходу получили значительно меньшее распространение и используются в основном в самых тяжелых условиях, там, где требуется максимальная проходимость техники.
Помимо этого, в мире существует огромное количество производителей лесных машин. Одно только их перечисление может занять достаточно много места. Главное, что здесь нужно иметь в виду — это надежность и приспособленность техники работать в тяжелейших условиях в сочетании с возможностью ее эффективной эксплуатации. Для простоты понимания, можно сказать, что лесозаготовительное оборудование для скандинавской технологии лучше самих скандинавов пока еще никто не научился делать. Поэтому мировыми лидерами здесь являются производители из Финляндии и Швеции. В последнее время в центральной и западной Европе появилось достаточно много производителей лесных машин, но даже немецкие производители пока еще уступают скандинавским. Очевидно, что приобретая лесные машины рационально поступают те, кто приобретает харвестер и форвардер одного производителя. «Разнобой» в марках ни к чему хорошему не приводит. Излишне говорить, что это облегчает не только эксплуатацию, но обслуживане, ремонт и т.п.. Вот мы и подошли к тому, что именуется сервис. Справедливости ради, стоит отметить, что по сотоянию на сегодняшний день, к сожалению, полноценного сервиса лесных машин в Беларуси нет ни у одного производителя, включая отечественных. Но в рыночных условиях это – дело времени. Любой производитель, продав сюда хоть одну машину, надеется продать еще. А без наличия реального сервиса сделать это будет не просто. Так что рынок штука могучая, он все расставит по своим местам. Закон эдесь простой – сначала машины, затем сервис, но не наоборот.
Что касается отечественных лесных машин, то пока по качеству их еще рано сравнивать с западными, но прогресс за последние годы налицо. Важно, чтобы развитие отечественного лесного машиностроения происходило в условиях наличия реальной конкуренции. Только в этом случае можно будет надеяться, что мы получим качественную отечественную технику.
Более детальные рекомендации можно дать только в каждом конкретном случае с учетом многообразия всех факторов, которые влияют на работу того или иного лесозаготовительного предприятия.
www.promwood.com
Харвестеры и форвардеры на любой размер – Основные средства
Э. Стрельцов
Все современные технологические процессы лесозаготовительных работ основаны на первичной заготовке и транспортировке деревьев, хлыстов или сортиментов. Для этого применяются машины самых различных систем. При выборе типа технического средства обычно берутся во внимание методы заготовки древесины (хлыстовой или сортиментный) и природно-производственные условия (характеристика лесонасаждений, грунтовые условия, рельеф и др.).
В последнее десятилетие парк лесозаготовительной техники во всем мире значительно вырос и отличается большим разнообразием. Постоянно растущие требования к этой технике и значительные различия в технологиях изготовления заставляют производителей непрестанно совершенствовать лесозаготовительное оборудование.
Сегодня можно выделить два направления их развития. Первое – это создание относительно простых (одно- или двухоперационных) машин валочно-пакетирующего типа и трелевочных тракторов (скиддеров). Такое оборудование выпускается в основном для хлыстовой технологии и, прежде всего, для России. Второе направление – это создание более сложных машин для сортиментной заготовки древесины. Валочные, сучкорезные, раскряжевочные операции выполняют харвестеры, транспортировкой сортиментов занимаются форвардеры. Приоритет применения сортиментной технологии и лесозаготовительных машин принадлежит Скандинавским странам и в настоящее время активно внедряется в Западной Европе, США, Канаде и Юго-Восточной Азии.
Валочно-пакетирующая машина ЛП60-01А |
За 10-летний период зарубежные фирмы и заводы СНГ создали 200 моделей лесозаготовительной техники: 81 скиддер, 65 харвестеров и 54 форвардера. Треть всей этой техники – трактора и машины на гусеничном шасси. Из общего количества заводы стран СНГ создали и модернизировали 47 моделей: 23 скиддера, 11 харвестеров (только валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные и сучкорезные машины) и 13 форвардеров. Из них машины на гусеничном шасси составили более половины.
За рубежом наметился стабильный рост выпуска специализированной и универсальной лесозаготовительной техники. Сегодня лучшие показатели по производству этого оборудования у финской фирмы Timberjack, предлагающей 29 моделей тракторов и машин массой от 8,2 до 35 т и мощностью двигателя от 75 до 175 кВт. Из этого количества 10 моделей – валочно-пакетирующие машины на экскаваторной базе.
Известная американская компания Caterpillar располагает сегодня 15 моделями лесозаготовительной техники массой от 12,5 до 19,3 т и мощностью двигателя от 89 до 165 кВт. Из них четыре модели – скиддеры на базе бульдозеров. Фирма Valmet выпускает 10 моделей для сортиментной технологии массой от 10,7 до 18,5 т и мощностью двигателя от 81 до 155 кВт. АО Martimex-Alfa предлагает 11 моделей машин массой от 4,6 до 14 т и мощностью двигателя от 46 до 114 кВт.
Харвестер Valmet 921C |
В России производством лесозаготовительной техники сегодня занято 22 предприятия. Лидерами здесь являются ОАО «Онежский тракторный завод» и ОАО «Алтайский трактор». Эти предприятия предлагают девять моделей тракторов и машин массой от 9,6 до 19,5 т и мощностью двигателя от 70 до 132 кВт. АО «Красмаш» выпускает четыре модели массой от 14,2 до 19,3 т и мощностью двигателя от 88 до 96 кВт, а ООО «Экскаваторный завод «Ковровец» производит три модели массой от 15,6 до 27 т и мощностью двигателя от 88 до 165 кВт. Большая часть выпускаемой техники – на гусеничном шасси.
Если говорить о современных тенденциях развития техники для лесозаготовительного производства, то наибольший прирост наблюдается среди моделей среднего и тяжелого класса. При этом более распространены тракторы и машины массой 10 – 20 т с мощностью двигателя от 80 до 120 кВт. Наиболее массовыми моделями в этой линейке являются скиддеры на гусеничном шасси массой 15 т или на колесном шасси массой 12–15 т, харвестеры на гусеничном шасси массой 18 – 25 т или на колесном шасси массой 15 т, форвардеры на гусеничном шасси массой 18 т или на колесном шасси массой 10 – 15 т.
Вид из кабины харвестера Valmet 921C |
Производительность техники в лесозаготовительном производстве определяется в основном энергоемкостью выполнения технологических операций. Также берутся во внимание масса машины и мощность ее оборудования. Лесозаготовительная техника харвестерного типа является наиболее энергоемкой и дорогой по стоимости. Поэтому правильный выбор параметров машины зависит от типоразмера харвестерной головки или захватно-срезающего устройства. А при выборе скиддера важно отдать приоритет бесчокерному типу пачкового захвата. Типоразмеры лесотехнологического оборудования при подборе должны определяться, прежде всего, параметрами дерева (диаметр и средний объем).
Анализ лесонасаждений по объемным группам показывает, что в лесозаготовительных районах России запасы древесины со средним диаметром дерева до 56 см составляют 98,51%. Мелкотоварная древесина (от 0,18 до 0,39 м3) из этого количества составляет около 35%. Такие данные и должны ложиться в основу обоснования всех параметров технологического оборудования и лесозаготовительных машин. Распределение лесозаготовительных машин харвестерного типа по классам типоразмерного ряда определяется их массой и средним диаметром срезаемого дерева. Как показывает опыт зарубежного лесного машиностроения, благодаря использованию модульного построения техники фирмы получают возможность создавать параметрические ряды лесозаготовительного оборудования и машин с различными потребительскими свойствами и функциональными возможностями.
Новое поколение форвардеров Timberjack передвигается по лесу на шести ногах |
Практический опыт работы на валочно-пакетирующей машине, осуществляющей валку деревьев и формирование пачки для последующей трелевки скиддерами бесчокерного типа, показывает, что за один цикл стоянки машина срезает и укладывает в пакет 8 – 10 деревьев. Объем пакета зависит от крупномерности древостоя и может составлять 2,1 – 7,4 м3. Этот факт позволяет рекомендовать некоторые рациональные соотношения полезной площади захвата и объема древостоя.
Обобщая состояние и тенденции развития номенклатуры зарубежных и отечественных лесозаготовительных тракторов и машин, можно отметить, что зарубежные фирмы сегодня предлагают девять типоразмеров захваточно-срезающих устройств (харвестерных головок) для деревьев от 35 до 95 см, отечественные производители только три (56, 65 и 90 см). Зарубежные тракторы бесчокерного типа оснащаются пачковыми захватами 20 типоразмеров с полезной площадью от 0,52 до 1,41 м, отечественные бывают только четырех типоразмеров от 0,8 до 1,8 м.
Форвардер Martimex-Alfa LKT 100F |
Фирмы уделяют значительное внимание и разработке комплексов лесозаготовительной техники многофункционального назначения с оптимальной массой и габаритами. Тракторы и машины оснащаются большой гаммой двигателей с минимально необходимой мощностью для выполнения в лесозаготовительном производстве конкретного вида работ. Для этого в конструкции тракторов и машин применяются самые различные схемы ходовых систем. А использование большого количества типоразмеров позволяет выпускать небольшими сериями разнообразные модели узкого применения.
Отечественные лесозаготовительные машины (валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные, сучкорезные), как правило, создаются на базе гусеничных тракторов Алтайского и Онежского тракторных заводов. Но вот в чем проблема: с ростом массы навесного лесотехнологического оборудования возрастает и масса шасси тракторов, необходимая для обеспечения надежной работы, но при этом диапазон мощности двигателя практически не изменяется.
Харвестер Caterpillar 580B |
Это подтверждается и оценкой показателя энергонасыщенности лесозаготовительных машин: для трелевочных тракторов – от 6,4 до 6,8 кВт/т, а для лесозаготовительных машин – от 3,9 до 5,4 кВт/т. При этом масса лесозаготовительного оборудования достигает 50% массы шасси машины. Для изменения такого положения делаются попытки создания машины харвестерного типа на базе валочно-пакетирующей машины ЛП-19В путем замены штатного захватно-срезающего устройства (диаметр среза 90 см) на шведскую харвестерную головку SP-551LF (диаметр среза 60 см). По информации ЗАО «Техцентр КрАЗ» (Петрозаводск) в этом случае масса машины ориентировочно снизится на 7 – 8 т и показатель энергонасыщенности возрастет на 30%.
Рабочее оборудование для валочно-пакетирующей машины (ВПМ) МЛ-119А с возможностью применения харвестерных головок разработал экскаваторный завод «Ковровец». В настоящее время эксплуатируются ВПМ МЛ-119А с Premio-650, Keto-150, Timberjack. А на базе серийного экскаватора ЭО-4225А-07 разработан и внедрен в производство экскаватор ЭО-4225А-06 с подъемной кабиной и грейферным захватом для погрузки и выгрузки бревен.
Форвардер Timberjack 1010B |
Сегодня в России и других странах СНГ такая техника не производится, поэтому данная машина может заменить дорогостоящую импортную технику.
Развитие лесозаготовительного комплекса России, а следовательно, и лесозаготовительных предприятий не должно тормозиться недостаточным количеством техники, ее ассортиментом и качеством. С другой стороны, только широкий диапазон геометрических и массо-мощностных параметров может активизировать спрос на нее. Это разнообразие даст возможность использовать лесозаготовительную технику с учетом региональных особенностей и по природно-производственным условиям. Об этом всегда следует помнить отечественным конструкторам и разработчикам.
os1.ru
Лесозаготовительная техника форвардер — характеристика и управление
Форвардер — это транспортное средство, которое используется для реализации лесозаготовительных работ. К технологическим задачам форвардеров относится сбор, подсортировка, доставка сортиментов из участка заготовки на лесовозную дорогу или в склад. Машина форвардер – это самоходная двухмодульная машина, состоящая из погрузочного манипулятора и грузовой тележки.
Работа форвардера
Срубленные на участке лесоматериалы трелюют к лесовозной дороге при помощи форвардера, или на особом трелевочном тракторе. Кроме того, такую работу можно проделать и на сельскохозяйственном тракторе, на котором установлена лебедка с чокерами. Тем не менее, в этой работе нет равных форвардеру, поскольку и трелевочный и сельскохозяйственный трактора отличаются гораздо меньшей мощностью.
Этапы трелевки делят на такие фазы:
- порожний ход
- загрузка
- движение от одной точки погрузки до другой
- транспортировка леса
- выгрузка на складе
- вынужденные остановки.
Из суммарного расхода времени на трелевку при помощи форвардера большая часть времени тратится на погрузку (примерно 40%). Выгрузка материала занимает чуть меньше времени, примерно 20%. О том, как работает форвардер, видео расскажет более подробно.
Особенности
Современная лесозаготовительная техника форвардер оснащена мощными галогеновыми фарами, которые дают возможность полноценно работать даже в темное время суток, делаю работу безостановочной.
Наиболее высокий уровень производительности достигается в паре с харвестером одновременно входе заготовки. В особенности в зимний период сортименты необходимо вывозить немедленно после заготовки. Если древесина будет долгое время оставаться на участке, то ее может занести снегом. С приходом лета возрастает риск заражения материалов различными вредителями, поэтому хранить древесину на участке можно не более двух дней.
Большая часть форвардеров оснащена шести- или восьмиколесным шасси с гидростатическо-механической трансмиссией. За счет этого машина с легкостью преодолевать любые неровности рельефа. Управление форвардером осуществляется из кабины. Рычаги управления погрузочным манипулятором находятся на подлокотниках сиденья. Кабина не имеет функции отдельного поворота, однако форвардер оснащен сиденьем, которое можно поворачивать в нужную сторону. Вследствие этого возможна погрузка почти с полного круга.
Гидроманипулятор
Кроме этого, в форвардере присутствует гидроманипулятор, который может быть прикреплен на передней части, крыше кабины или задней части. Чаще всего на маленький форвардер манипулятор ставят в передней части, а вот на базовом и на тяжелом форвардере – в задней части.
Чем ближе к центру машины по длине расположен центральный шарнир рамы, тем меньше трактор «срезает» на поворотах. Это имеет большое значение в процессе рубок прореживания. Если гидроманипулятор находится в задней части, то машина становится длиннее, следовательно, наблюдается большое «срезание» поворотов. Это происходит вследствие того, что передняя часть существенно короче задней. Кроме этого, подобная конструкция является более устойчивой в процессе погрузки, поскольку заполняющийся грузовой отсек гасит колебания.
Гидроманипулятор соединен через станину с каркасом. В станине имеется поворотный механизм, состоящий из двух цилиндров и оснащенный зубчатыми рейками и колонной. На колонну монтирована шестерня, которая вращается при помощи зубчатых реек поворотных цилиндров. Благодаря поворотным механизмам угол поворота может достигать 380°. Длину вылета шарнирно-рычажного механизма повышает телескопическое устройство. На конце манипулятора закреплен ротатор захвата, способный вращаться без ограничений.
Уровень производительности погрузчика — манипулятора чаще всего характеризуется его грузовым моментом. Грузовой момент – это подъемное усилие, умноженное на расстояние от центра поворота. Суммарный грузовой момент гидроманипулятора среднего форвардера достигает зачастую 100 кН/м, поэтому возможно поднятие груза весом 400-500 кг при максимальном вылете стрелы 10 метров.
Стоит отметить, что подъем тяжелых бревен при условии пустого грузового отсека может создать проблемы с устойчивостью. Наиболее крупные бревна необходимо заблаговременно подтаскивать телескопической стрелой.
Технические параметры
Сегодня в специализированных точках продажи можно встретить десятки различных моделей форвардеров. В процессе выбора этой техники, стоит обязательно учесть следующие технические характеристики:
- характеристики ходовой системы, такие как тип, клиренс, колесная формула
- общая масса
- уровень мощности силового агрегата
- уровень грузоподъемности
- тяговая способность
- максимальная скорость передвижения
- размеры грузового отсека
- вылет стрелы манипулятора
- угол поворота крана
- уровень производительность.
Классификация
Существует несколько разных классификаций. По типу ходовой части:
На колесах форвардера могут быть дополнительно установлены цепи противоскольжения или гусеничные накладки. Кроме этого, бывают модели с гусеничной резинометаллической ходовой.
Критерий легкости зависит от веса всей машины. По классу легкости выделяют:
- легкие форвардеры имеют вес примерно 5 — 10 тонн
- средние форвардеры имеют массу от 10 до 15 тонн
- тяжелые форвардеры отличаются массой от 15 до 20 тонн
- сверхтяжелые машины имеют вес более 20 тонн.
Тележка форвардера включается такие составляющие:
- передняя стенка-решетка
- боковые коники.
Вместительность отсека достигает от 5 до 25 кубометров. Кроме этого, конструкция тележки может быть как фиксированная, так и трансформируемая. В последней возможно изменение геометрии и объема.
Производительность
При покупке очень важным является уровень производительности, который зависит от различных факторов. Чаще всего в паре с харвестером уровень производительности форвардера достигает примерно 12 кубометров в час. В этом деле кажущаяся простота работы техники полностью подчинена мастерству оператора, который осуществляет управление машиной.
Кстати, и на территории Европы, и на территории России самой популярной является скандинавская технология лесозаготовки, которая была разработана в Швеции и Финляндии. Данная технология подразумевает ассортиментную заготовку леса и предполагает присутствие мощных машин — харвестеров и форвардеров.
Всего лишь один комплекс, который состоит из харвестера и форвардера заменяет примерно 80 человек, работающих на лесозаготовке по стандартной технологии. В тоже время нельзя соизмерять объёмы обработанной древесины машинами с ручным трудом. В процессе традиционной заготовки леса бригада из 7-8 человек может заготовить 7-8 тысяч кубометров леса в год, тогда как харвестер с форвардером помогают заготовить свыше 60-ти тысяч кубометров.
Производительность труда на трелевке определяется:
- методом рубки
- средним расстоянием трелевки
- объёмом лесоматериалов вдоль волоков (м3 на 100 м волока)
- габаритами грузовой платформы.
Кроме этого, на уровень производительности влияет и количество вывозимых сортиментов. Чем больше сортиментов, тем больше времени тратится на их сбор, погрузку и выгрузку. Время, затрачиваемое на погрузку и разгрузку, возможно уменьшить при помощи рамы с гидравлическим приводом в основании платформы.
Ремонт форвардера высокого качества осуществляется не часто, поскольку все детали изготовлены из первоклассных материалов на квалифицированных предприятиях.
wood-prom.ru
Харвестер
Харвестер это спецтехника? применяемая на лесозаготовительных работах. Не секрет, что для продуктивной работы на лесозаготовительных площадках, нужно использование большого числа специализированной техники, которая будет валить лес, обрезать с него сучья, складировать бревна штабелями, грузить и транспортировать их до места складирования. Вот собственно все самые основные операции, по лесозаготовительным работам.
Эксплуатация харвестера
Раньше данные работы выполнялись с привлечением множества технических устройств, и большой массы рабочей силы. Данный ход работы не являлся особо продуктивным из-за возникающих на содержание техники и оплаты труда рабочим, расходов. Поэтому было введено использование при лесозаготовительных работах такого вида техники, как харвестеры. Данный вид техники выполняет все вышеназванные операции самостоятельно, не привлекая дополнительного оборудования.
В его задачи входит выполнение таких функций, как валка деревьев, обрезание сучьев, обмерные работы, раскряжевка и другие подобные работы. Таким образом становиться понятно, что проще использовать один аппарата, нежели привлекать кучу других и дополнительные трудовые резервы.
Выполнение всех перечисленных видов работ осуществляется харвестером при помощи всего одной головки, которая входит в конструкцию манипулятора. Стрела манипулятора способна к вылету до десяти метров, таким образом, ее рабочая площадь может быть равной порядка двадцати метров. Но если сам харвестер относится к классу тяжелых, то его стрела вылетает не более чем на восемь метров, поскольку должно быть соотношение в весе техники и весе стрелы с грузом, в противном случае техника может перевернуться.
Харвестер — принцип работы и устройство
Сама работа харвестера происходит следующим образом. Харвестер подходит к деревьям на обрабатываемом участке и подводит рабочую головку вплотную к дереву, валку которого он будет производить. Далее одним пропилом, безостановочно производит спил дерева. Но данные манипуляции можно производить лишь с небольшими или среднего размера деревьями. А вот крупные деревья харвестер валит иначе. Для начала делается первый надпил, а затем происходит разворот головки и проводится еще дин встречный пропил, по оси дерева, таким образом еще и направляет дерево в нужную сторону, куда дерево должно упасть. При падении дерева головка харвестера отсоединяется от него, поскольку сильный удар при падении дерева может повредить электронную систему, которая отвечает за измерительные работы.
После завершения валки, деревья помещаются на технологический участок, где происходит их последующая обработка. Происходит она следующим образом. Специальный толкающий механизм харвестера проталкивает ствол вперед, где посредством применения специальных сучкорезов происходит обработка ствола дерева. Все действия происходят посредством движения манипуляторной головки вдоль ствола дерева, таким образом можно ускорить данный процесс, путем увеличения скорости движения манипулятора.
За все действия отвечает оператор, который в кабине задает нужный темп движения и скорость хода манипуляторной головки. Современные харвестеры в своем оснащении имеют автоматические измерительные устройства, с помощью которых выполняют не только все вышеперечисленные операции, но и посредством которых можно производить работы по разделке и раскряжевке материала.
Как правило, современные харвестеры устроены так, что обработка одного дерева, не занимает более одной минуты. Валка, конечно, осуществляется несколько медленнее, но здесь играет роль насколько просторно на рабочем участке и сколько времени уйдет на подведение рабочей головки к стволу дерева. Харвестеры настолько упрочнили свои позиции в лесозаготовительной промышленности, что сомнений в их пользе не может быть. Эти машины – настоящие рабочие лошадки, которые заменяют множество техники и рабочей силы.
promplace.ru