достоинства и недостатки – Ярмарка Мастеров
Еще с тех пор, как Уильям Перкин получил анилиновый краситель мовеин в 1856 году, и масштабное производство синтетических красителей из каменноугольной смолы только начиналось, начались и споры о том, какие красители лучше: синтетические или натуральные (полученные из растений или насекомых).
У нас часто спрашивают, правда ли, что натуральные красители более органические, или приносят меньше вреда окружающей среде, или безопаснее в использовании, чем синтетические.
Этот текст — краткое (поверьте, сильно сокращенное) изложение дискуссии о плюсах и минусах натуральных красителей в сравнении с наиболее популярными синтетическими красителями (для домашнего использования).
Sir William Henry Perkin (1838-1907 гг.) Уильям Генри Перкин, английский химик, открывший мовеин
Поначалу спорили в основном о стоимости и эффективности, так как людям индустриальной эпохи еще только предстояло озаботиться загрязнением окружающей среды и безопасностью работников. Когда стало очевидным, что некоторые разновидности рака связаны с анилиновым красителями «раннего» типа, их производство и использование были прекращены.
Поскольку люди заинтересовались натуральной и «органической» одеждой и узнали больше о чувствительности к химическим веществам, вырос интерес к натуральному крашению. Многим кажется, что если красители получены из природного сырья, они более безопасны для окружающей среды и здоровья. Однако в действительности натуральные красители часто не более экологичны, чем синтетические.
Многие люди, чьей работой было крашение органических тканей и пряжи, перешли на синтетические красители по причинам, обсуждаемым ниже.
У натуральных красителей много недостатков: они менее стойкие, их труднее применять, у них низкая стойкость к стирке, и большинству из них требуется протрава, чтобы прикрепить молекулы волокна к молекулам красителя, а многие протравы очень токсичны. Некоторые натуральные красители (например, кампешевое дерево — logwood, Haematoxylum campechianum, из которого получают краситель кампеш или синий сандал) сами сильно ядовиты. Листья ревеня, часто используемые как протрава, содержат ядовитую щавелевую кислоту, но при этом стебли можно без опасений класть в пирог.
Стружка кампешевого дерева (logwood), натуральный краситель
Цветовые возможности натуральных красителей также более ограничены, даже если использовать токсичные протравы и модификаторы. Некоторые металлы, такие как хром и олово, ядовиты. Даже медь и железо могут быть опасными при неправильном использовании — они накапливаются в организме и вызывают негативные последствия. Алюминий (сульфат алюминия), самая популярная и наименее токсичная протрава, является раздражителем и может быть опасным при попадании в организм, поэтому и его надо использовать с осторожностью. Всегда надевайте маску, работая с порошками. Храните все вышеперечисленное в местах, недоступных для детей и животных.
Последняя проблема, связанная с использованием натуральных красителей, — это количество используемых воды и тепла. Сначала ткань нужно протравить в одном баке с кипящей водой, пока красящие материалы (растения или насекомые) кипят в другом баке для извлечения собственно красителя. Когда ткань протравлена и краситель готов, ткань надо прокипятить в экстракте красителя. И в конце концов ткань надо промыть, чтобы удалить частички красителя, не закрепившиеся на ткани, и частички растений, которые попали в красящий экстракт, несмотря на фильтрацию. Существуют способы одновременного протравливания и окрашивания, но они дают не такие хорошие результаты и уменьшают расход воды не более, чем на треть. Процесс занимает много времени и требует много энергии по сравнению с окрашиванием реактивными красителями, которым не требуется такого количества воды и долгого нагрева и кипения.
Не подумайте, что нам не нравятся натуральные красители. Наоборот, они обладают своей привлекательной эстетикой и представляют интерес для тех, кто воссоздает старинные костюмы и занимается исторической реконструкцией.
Еще одно достоинство красильных растений — их можно вырастить в собственном саду, это развлечение доступно и любителям крашения, и профессиональным художникам по текстилю. Дети старшего возраста могут проводить интересные эксперименты с натуральными красителями. Окрашивание иного — интересная тема для урока химии.
Шерстяные нитки, окрашенные кислотными красителями
Из всех доступных синтетических красителей самую прочную окраску дают реактивные. Реактивные красители образуют ковалентные связи с молекулами волокна. В ковалентный связях два атома в молекуле имеют общий электрон, они как будто держатся за руки. Когда связь сформирована, получается одна молекула; молекула красителя становится частью молекулы волокна, и удалить ее сможет только отбеливатель или другие вытесняющие цвет химикаты. По этой причине реактивные красители часто используют для детской одежды и одежды для людей с чувствительной кожей, ведь краска, оставшаяся на ткани после тщательной стирки и выполаскивания, очень-очень стойкая. Реактивным MX-красителям для ткани нужны лишь теплая вода (41ºC) и щелочная среда, чтобы прочно связаться с волокном. Они также работают при комнатной температуре (21ºС) и ниже. Сравнительно низкие требования к температуре делают их идеальными красителями для батика и узелковой техники.
Другие реактивные красители требуют горячей воды, следовательно, используется больше энергии, и для батика и узелковой техники их не применяют. Кальцинированная сода создает подходящую для химической реакции щелочную среду. С небольшим нагревом такие красители могут быть использованы в кислой среде для шелка и шерсти. Поскольку эти красители могут производиться более стабильно, чем натуральные, поскольку они ярче натуральных и проще в применении, то они прекрасно подходят для окрашивания больших объемов волокна, одежды, пряжи.
На реактивных красителях остановили свой выбор многие производители органической одежды, желающие разнообразить палитру ярких цветов, потому что по своей стойкости и экономичности они лучше традиционных натуральных. Единственным недостатком MX-красителей холодного типа является то, что иногда для выполаскивая несвязанных с тканью остатков красителя требуется много воды. «Горячие» реактивные красители требуют больше энергии, но меньше воды для полоскания, поэтому они более популярны в коммерческом производстве. Единственный металл, содержащийся в реактивных красителях — это медь, в очень небольшом количестве входящая в состав бирюзового цвета и его смесей. Но к тому времени, когда медь попадает в сточные воды, ее концентрация уже настолько мала, что не оказывает никакого влияния.
Кислотные красители — еще один класс красителей, используемых на протеиновых волокнах. Они называются кислотными, потому что закрепляются на волокне в кислой среде при нужной температуре. Нетоксичный используемый в быту белый уксус или лимонная кислота — все, что, помимо температуры, нужно для фиксации красителя. Кислотные красители образуют водородные связи с молекулами волокна. Эти связи не так прочны, как ковалентные, но все же очень стойки к стирке нейтральными средствами в прохладной или теплой воде.
Считается, что кислотные красители слабо влияют на окружающую среду, потому что, взятые в правильных пропорциях к весу окрашиваемого материала, практически полностью поглощаются им. Это называется исчерпанием красильной ванны.
Поскольку краситель в ванне практически отсутствует, воду можно без опасений утилизировать или даже использовать для разведения краски другого оттенка.
И у синтетических, и у натуральных красителей много достоинств. Важно, начиная проект, понять, как наиболее рациональным способом получить нужный цвет в нужном количестве. Независимо от того, краситель какого типа вы используете, необходимо следовать рекомендациям, касающимся защитной одежды, подходящего оборудования и вентиляции, и хранить все в местах, недоступных для малышей и домашних питомцев.
Статья: Dharma Trading (c).
Перевод с английского Д. Рониной (с).
www.livemaster.ru
8 Лучших натуральных красителей для волос
Решив покрасить волосы, мы покупаем краску в магазине — выбор очень большой. Но даже качественное средство, которое в составе не содержит аммиак, наносит локонам вред. При частых окрашиваниях они становятся сухими и ломкими, кончики начинают сечься. Ситуация усугубляется частым использованием термоприборов и стайлинговых средств для укладки. Чтобы процедура окрашивания проходила без вреда волосам, можно использовать природные компоненты — они не проникают в структуру волосков и не разрушают натуральный пигмент прядей, а значит совершенно для них безопасны. Многие натуральные средства не только окрашивают пряди, но и обеспечивают дополнительный уход за ними. Единственный недостаток природных пигментов — они не дают мгновенного эффекта, и чтобы получить нужный оттенок прядей, потребуется несколько процедур.
Басма — темные волосы без перхоти
Басму получают из растения индигофера. Использование этого черного пигмента позволяет красить волосы в темные оттенки — от русого до иссиня-черного. Конечный цвет локонов во многом будет зависеть от их изначального тона и состояния. Но использовать басму в чистом виде нежелательно — она может придать прядям некрасивые синий или зеленый оттенки. Часто черный пигмент смешивают с хной. От того, в каких пропорциях вы смешаете красители, и будет зависеть конечный цвет.
В басме много полезных для волос компонентов — вы обеспечиваете им дополнительный уход. В составе содержатся натуральные вещества, которые способствуют устранению перхоти. Использование басмы — безопасный способ сделать волосы сильными, гладкими и блестящими.
Хна — краска и лечебное средство для локонов
Наиболее популярный среди женщин природный краситель. Получают его из высушенных листьев лавсонии. Хну применяют как самостоятельную краску или разбавляют ею басму. С помощью натурального средства можно придать волосам яркий оттенок — от золотистого до ярко-рыжего. Тут все зависит от времени выдержки состава и исходного тона локонов.
Не зря хну часто применяют для приготовления лечебных масок для волос. Пигмент обволакивает каждый волосок, защищая от негативных внешних факторов. Хна, если соблюдаются все правила процедуры окрашивания или нанесения лечебных масок, делает локоны упругими, шелковистыми, крепкими. Краситель также стимулирует рост волос.
Корица — здоровые, красивые волосы светлого оттенка
Корицу часто используют в домашнем уходе за кожей и волосами — как правило, для приготовления полезных масок. Эта ароматная пряность обладает тонизирующими и антисептическими свойствами. Локоны после применения средств на основе корицы становятся блестящими, разлаживаются, стимулируется их рост.
Если использовать корицу в чистом виде, то она дает светло-коричневый или золотистый тона. Конечный цвет локонов будет зависеть от исходного их цвета. Рыжеволосые девушки получат чуть красноватый оттенок волос, а брюнетки добавят прядям золотистые переливы. Для интенсивного осветления локонов корицу смешивают с лимоном и медом.
Ромашка — осветление и уход за светлыми волосами
Ромашка — лучший натуральный краситель для светлых волос. Кардинально изменить цвет с этим лекарственным растением у вас не получится — она только придает волосам золотистый оттенок. Использование ромашки для русых локонов придаст им вид выгоревших на солнце.
Помимо мягкого окрашивания волос, ромашка обладает целым спектром полезных свойств — она укрепляет пряди, делает их более послушными и блестящими. Натуральное средство положительно сказывается и на состоянии кожи головы — устраняются зуд и шелушение.
Для осветления волос ромашкой используется травяной отвар — стакан высушенных цветков растения заливается 0,5 л кипятка. Им ополаскивают пряди после мытья с шампунем. Эффект можно заметить уже через пару недель применения такого бальзама.
Ревень — придание волосам русого и пепельного оттенков
Корень ревеня издавна применяется для окрашивания локонов в светло-русый и пепельный цвета. Если обработать отваром растения светлые пряди, они приобретут русый тон с медными переливами. А использование ревеня на русых волосах позволит их осветлить вплоть до пепельного оттенка. Хороший эффект растение показывает и при окрашивании седых волос.
Чтобы окрасить волосы ревенем, используется отвар — 2 ст. л измельченного растения заливается 200 мл воды и кипятится примерно 20 мин. Получившимся бальзамом ополаскивают волосы после мытья. Для усиления эффекта от применения ревеня в настои часто добавляется белое вино.
Кофе — шоколадные оттенки локонов
С кофе очень просто получить красивые волосы шоколадного оттенка. А если смешать напиток с хной и покрасить таким средством русые локоны, можно придать им насыщенный каштановый цвет.
Для окрашивания локонов кофе заварите крепкий напиток и ополосните им волосы, выдержите некоторое время, а потом смойте. Можно периодически повторять процедуру, чтобы поддерживать цвет.
Кофе тонизирует, способствует усилению кровообращения в тканях, что положительно сказывается и на состоянии волос. Можно ускорить их рост и сделать их крепче. Чтобы процедура окрашивания стала еще более полезной, сделайте кофейный скраб для кожи головы — массируйте покров легкими движениями и только потом ополаскивайте приготовленным красящим составом волосы.
Лимон — быстрое осветление волос
Если хотите быстро осветлить локоны, берите лимон. Уже после нескольких процедур пряди светлеют как минимум на 1 тон. Возьмите свежевыжатый лимонный сок, смешайте его с тем же количеством воды, ополосните локоны получившимся раствором, а потом высушите в естественных условиях.
Лимон хорошо очищает кожу головы, придает прядям блеск.
Обратите внимание, что нежелательно окрашивать лимоном сухие волосы! Кислый фрукт обладает подсушивающим действием, что только усугубит ситуацию.
Липа — насыщенные коричневые и каштановые оттенки
Липа придает локонам красивый каштановый оттенок. Если приготовленное красящее средство подержать на прядях меньшее количество времени, вы получите светло-русый оттенок. Липа используется и блондинками, и брюнетками.
И липа не только делает волосы красивыми, но и оздоравливает их. Пряди становятся крепче, блестят, не электризуются. Липа в комплексном уходе за волосами поможет избавиться от перхоти.
Чтобы получить красивые волосы, приготовьте липовый отвар — 8 ст. л высушенных цветков растения залейте 2 ст воды, вскипятите, процедите. Раствором обрабатывайте волосы и держите не менее часа.
cpykami.ru
Исследовательская работа «Природные красители как экологически чистый материал»
Введение
Долгое время люди применяли около тридцати естественных красителей — это синие, красные, черные, желтые, коричневые и зеленые тона. Сегодня вместо природных красителей стали использовать искусственные. Но если посмотреть на них с экологической точки зрения, то преимущество возьмут на себя природные красители. Мы решили исследовать свойства природных красителей, сравнить их с искусственными и изучить особенности окрашивания тканей природными красителями. Нас заинтересовал и тот факт, что красители, выделенные из растений, можно использовать и для получения акварельной краски.
Несмотря на то, что искусственные красители используют чаще, но тем не менее натуральные красители можно получить даже дома использовать их для крашения тканей, пряжи, получения других экологически чистых материалов.
Целью нашей научно-исследовательской работы является изучение возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при крашении тканей и для получения акварельных красок.
Для достижения цели работы были поставлены следующие практические задачи:
- подбор и анализ литературы по данной теме;
- получение практических навыков при работе с лабораторной посудой, химическими реактивами;
- получение натуральных красителей и исследование их свойств;
- обобщение и выводы на основе результатов наблюдения.
1. Общие сведения о красителях
1.1. Историческая справка о получении и использовании красителей
Народный способ окраски растениями известен издавна. Например, был найден женский костюм из деревни Рабивере Хагериского прихода, который относится к концу XVII века.
Природных красителей, дающих прочную красную и синюю окраску— цвета, считавшиеся во все времена особенно ценными, немного. Первыми по красоте и долговечности были два красных красителя животного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до ХIV в., кармин, который получали из насекомых разных видов: из червеца и кермеса (в Европе, Азии и Африке) и из кошенили (в Южной Америке).
Наиболее популярным растительным красителем, красного цвета был крап, который экстрагировали из корней марены красильной.
Известный краситель синего цвета — индиго получали из растения индигоферы, произрастающего в странах с теплым, климатом: в Индии и Юго-Восточной Азии.
Широко использовались также ярко-желтые красители, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней — барбариса. Эти яркие и прочные краски шли на изготовление драгоценных тканей. Более дешевыми красными красителями были софлор, красный сандал, орсейль (краситель средиземноморского лишайника) и орлеан, из которого получали оранжевую краску для шелка.
Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневых красителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местного сырья — корней и коры растений самых разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому коричневые, бурые и неяркие желтые тона считались цветами бедности.
Естественные природные красители использовались в текстильной промышленности вплоть до 60? 70-х гг. XIX в. Только после изобретения анилиновых красителей стали применять другие способы крашения. Однако в ковроделии, при выработке художественных изделий ручным способом древние методы сохраняются и в настоящее время.
В реставрации памятников текстильного искусства прошлого знание старинной технологии крашения особенно необходимо. Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного природного сырья: травы, коры, корней, древесины, плодов и высушенных насекомых, вываривая их в воде. Исключение составляет только синий краситель индиго, который в воде не растворяется [1, с.98].
1.2. Химический состав красителей
Растения имеют специальные красящие вещества — пигменты, которых известно около 2 тысяч. В растительных клетках чаще всего встречаются зеленые пигменты хлорофиллы, желто-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы.
Многие растительные пигменты используются в качестве красителей: корнеплоды моркови дают желтый краситель, свекла столовая — красный пищевой краситель, окрашенные лепестки растений тоже дают определенный краситель [2, с.8].
Существует особая группа пигментов — антоцианы (от греч. «антос» — цветок, «цианос» — голубой), впервые выделенные из цветков василька синего [3, с.131].
Антоцианы содержат лепестки роз, васильки, анютины глазки и ряд других растений, а также многие плоды: яблоки, вишни, виноград, черника, голубика и другие. Поэтому вытяжки из антоцианов можно использовать для получения натуральных красителей. В отличие от пластидных пиментов (хлорофиллов, каротиноидов) антоцианы сосредоточены в вакуолях клеток. В фотосинтезе не участвуют [4, с.22].
Антоцианы — растительные гликозиды, содержащие в качествеве агликона (антоцианидина) гидроксипроизводные 2-фенилхромена (рис. 1.1).
Рис. 1.1.
Молекула антоцианов
Антоцианы? окрашенные кристаллы. Углеводная часть молекулы (обычно остаток глюкозы, рамнозы, галактозы, ди- или трисахарида) связана с агликоном в положении 3, реже — 3 и 5. У многих антоцианов некоторые группы ОН метилированы или ацетилированы. Антоцианы — окрашенные кристаллы. Легко растворяются в воде и других полярных растворителях, трудно — в спирте, бензоле. Цвет и строение антоцианов зависит от рН среды (рис. 1.2).
Рис. 1.2.
Превращения антоцианов
2. Крашение ткани натуральными красителями
2.1. Разнообразие способов крашения тканей
Окрашивание ткани состоит из трех этапов: экстракция, т. е. извлечение красителя, закрепления (протравки) и промывания. Каждый материал окрашивают по-своему.
Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить. К главнейшим волокнистым материалам относятся шерсть, хлопок, шелк, лен, пенька, солома и т. д. Волокнистые материалы как животного, так и растительного происхождения окрашиваются в виде готовой ткани или в пряже. Процесс крашения состоит в поглощении краски волокнами.
В зависимости от материала протравливание можно производить перед окрашиванием, во время окрашивания и после него.
2.2. Получение натуральных красителей и окрашивание ими тканей
Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными.
2.2.1. Подготовка текстильных материалов к крашению
Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хорошей смачиваемостью. Без предварительной тщательной подготовки, ткань не прокрашивается и становится неустойчивой к любым воздействиям.
Мы отваривали ткани в растворе, содержащем 3,6 г 40%-ного олеинового мыла, 0,25 г кальцинированной соды, 1000 мл воды. В раствор олеинового мыла при температуре не ниже 93? 96° С мы опускали сухую ткань и варили ее в течение 30 минут. Затем тщательно промывали, чтобы не оставалось отработанное мыло и другие загрязнения, которые препятствуют равномерному окрашиванию волокна.
Лён перед крашением кипятили 1 час в растворе стирального порошка (1 л воды — 2,3 г порошка и хозяйственное мыло). На 100 г материала брали 1−3 л воды. После этого полоскали 2−3 раза в теплой воде.
2.2.2. Протравливание
Крашение тканей растительными красителями требует предварительной или последующей обработки волокна солями металлов — протравливания. Она необходима для закрепления красителя.
В качестве протрав мы использовали алюмокалиевые квасцы, железный купорос, дихромат калия, медный купорос и другие.
Раствор протравы делали из расчета 10 г на 1 литр воды (1%-ный). Раствор алюмокалиевых квасцов требует нейтрализации кальцинированной содой. После обработки холодным раствором протрав в течение суток ткань хорошо выполаскивали и сушили.
По алюмокалиевой протраве на волокне образуются лаки красителей, цвет которых соответствует цвету истинного красителя взятого растения. Все другие соли металлов образуют с красителями лаки различных оттенков. Поэтому алюмокалиевые квасцы — основная главная протрава при крашении естественными красителями.
Соли других металлов изменяют цвет истинного красителя: соединения меди образуют лаки с коричневым или оливковым оттенком, хромовая протрава — с зеленоватым. С железной протравой волокна окрашиваются в черные или оливковые цвета, в зависимости от красильного растения. Одним и тем же красильным растением можно окрасить текстильные волокна в разные цвета, пользуясь различными протравами. В красильную емкость можно погружать образцы ткани, протравленные только одним каким-либо способом. Перед опусканием в протравную емкость ткань обязательно смачивали водой.
2.2.3. Приготовление красильных отваров
Красильные отвары готовили в посуде из эмали. 100 г красящего материала заливали на 30−35 минут теплой водой (1 л).
Красящий материал выщелачивали кипячением с добавлением соды (чайная ложка соды на 1 л воды)
Растения или их части (траву, корни, кору или плоды, содержащие красящие вещества) вываривали в воде в течение некоторого времени (до 30 минут для травы, до 2—4 часов для коры и древесины). Вываривали осторожно, при медленном кипении. После экстрагирования красителя отвар сливали в другую посуду, а растения снова доливают водой, чтобы получить второй отвар.
2.2.4. Крашение тканей
Перед крашением ткань обязательно нужно смочить водой, иначе окраска выйдет неровной. Для окрашивания льна брали в 15−25 раз больше воды, чем вес ткани. Красили не менее часа при очень тихом кипении (93°). Ткань должна быть погружена полностью. При крашении постоянно «переводили» ткань. «Переводить» ткань при тихом кипении следует не менее часа стеклянной или деревянной палочкой. Крашение нужно производить медленно, чтобы окраска была равномерной. В красящем растворе не должно быть комочков и ткань не должна образовывать складок.
После окрашивания ткань полоскали в теплой воде, в которую добавлено немного столового уксуса.
Крашение — сложный физико-химический процесс, в результате которого между молекулами ткани и молекулами красителя образуются достаточно прочные связи. Мы применяли способ протравного крашения. Поскольку растворы протрав должны обладать кислой реакцией среды, то каждый приготовленный раствор проверялся универсальным бумажным
индикатором. В работе мы применяли одновременное с окраской протравливание. Мы брали одинаковые количества протравителя и красителя, опускали туда смоченную в теплой воде ткань, а затем начинали кипятить в течении часа. Применяя различные протравы, мы добились того, что при использовании одного и того же красителя ткань окрашивалась в разные цвета. По результатам исследования нами составлена таблица (табл.1), в которую внесены названия растений-красителей, применявшиеся протравы и результат окрашивания.
3. Получение акварельных красок
3.1. Выделение антоцианов из растений
Антоцианы хорошо растворимы в воде. Содержатся в клеточном соке (вакуолях), значительно реже — в клеточных оболочках. Они могут существовать в различных формах. При действии минеральных и органических кислот образуют соли красного. При действии щелочи — синего цвета. На цвет антоцианов влияет не только кислотность клеточного сока, но и способность этих пигментов образовывать комплексные соединения с металлами. Например, для проявления синего цвета необходимо наличие в клетках комплексного соединения антоцианов с магнием, алюминием, оловом, а также белками и сахарами. [2, с. 13]
Для опыта мы брали ягоды клюквы, смородины, лепестки красной розы, фиалок (фиолетовой, розовой, бледно-розовой), чешую лука, кору дуба и ольхи, плоды шиповника, хвою, цветки гибискуса, так как они содержат антоцианы.
Чтобы получить антоциановую вытяжку, мы 0,5 — 1 г красящего материала помещали в пробирку, заливали его 5 мл воды и доводили до кипения над пламенем спиртовки. Нагревание выше 70 0 С приводит к разрушению мембран клеток. Антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду в различные соответствующие цвета. Полученный раствор отфильтровывали в чистую пробирку через бумажный фильтр. Часть вытяжки каждого из пигментов мы отливали в другие пробирки и добавляли несколько капель 1% соляной кислоты, в другую часть добавляли несколько капель 0,001% раствора едкого натра. В зависимости от того, добавляли мы кислоту или щелочь, вытяжка пигментов изменяла свою исходную окраску: при добавлении кислоты — раствор светлел, при добавлении щелочи, наоборот, приобретал более темную окраску.
3.2. Акварельные краски из антоцианов
В приготовлении акварельных красок можно использовать растворы антоцианов. Но для того, чтобы краски загустели, необходимы связующие вещества. Это гумми-смолы (камеди), гуммиарабик, вишневый, сливовый, урюковый и другой растительный клей косточковых плодовых деревьев, а также декстрин, мед, сахар, патока и т. п. Мы использовали мед и глицерин.
Главная составная часть пчелиного меда представляет смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16? 18%), воска и небольшого количества белковых веществ. В акварели лучше применять фруктозу, т. е. некристаллизующуюся часть меда, отделяя от меда глюкозу кристаллизацией из спирта, воды или уксусной кислоты. Глюкоза имеет температуру плавления 146 °C, растворяется в 3 частях воды. Мед, превратившийся в зернистую массу, состоит из кристаллов глюкозы. Если мед разбавить водой и нагревать в течение 5 — 6 часов при температуре 60 — 90° С, то он теряет способность кристаллизоваться.
Мед придает акварели мягкость и способствует сохранению краски в полужидком состоянии в течение длительного времени.
Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Густая сиропообразная жидкость с водой смешивается во всех соотношениях. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии. Находится в качестве составной части в жирах и получается как побочный продукт при мыловарении. В акварели применяется после тщательной очистки и отбелки.
Вследствие большой гигроскопичности глицерин жадно притягивает воду из воздуха и сообщает красочному слою влажное и неустойчивое состояние; краска при избытке глицерина неровно и рыхлым слоем ложится на бумагу.
Краски необходимо упарить на водяной бане [5].
Заключение
Данные, полученные в ходе исследований, позволяют сделать следующие выводы:
- из растительных пигментов можно получить природные красители;
- природные красители можно использовать для крашения тканей и получения акварельных красок.
На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань. Эти красителя не загрязняют окружающую среду, а синтетические содержат соединения аммония, олова, свинца, фтора, хлора, хлориды, щелочи, барий, хром, медь, калий. Цвет окрашиваемого материала зависит и от применяемой протравки: алюмокалиевые квасцы дают в основном бежевое окрашивание или цвет самого красителя, медный купорос — зеленоватое и желтое, железный купорос — серое, дихромат калия — желтое и оранжевое.
Но главный недостаток природных красителей в том, что они дают неяркие цвета при крашении ткани, а если не использовать при крашении закрепители, то окраска ткани со временем становится блеклой. Ткани, окрашенные синтетическими красителями, напротив могут иметь различные яркие окраски в зависимости от красителя.
Акварельные краски, полученные из растительных пигментов имеют свои и недостатки и преимущества. Положительная сторона их состоит в том, что эти краски совершенно безвредны: использовались растительные экстракты, а как загуститель — мед. Главный их недостаток в том, что они медленно высыхают и имеют бледные неяркие цвета.
Список использованной литературы
1. Ольшанская О.М., Артемоа А.В. Текстильная химия, 2000, № 1, с. 98−106.
2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. — Мн.: Нар. асвета, 1991. — 208 с.
3. Полевой В.В. Физиология растений: Учеб. для биол. спец. вузов. — М.: Высш. шк., 1989. — 464 с.
4. Чуб В. Для чего нужны антоцианы // Цветоводство. — 2008. № 6 — С. 22
5. Http: www. bibliotekar. ru/slovar
6. Я.М. Грушко. Вредные неорганические соединения в промышленных сточных водах: Справочник. — Л.: Химия, 1979. — 160 с.
7. Энциклопедический словарь юного химика — М.: Педагогика, 1982. — 141 с.
Приложение 1
Таблица № 1
Красители растительного происхождения
Источник красителя |
Протравитель |
Цвет окрашенного материала |
Роза (желтая) |
K2Cr2O7 |
светло-коричневый |
Роза (красная) |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
светло-бежевый |
Клюква |
FeSO4 · 7h3O |
розовый |
Лук |
FeSO4 · 7h3O |
серый |
Клюква |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
розовый |
Шиповник |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
светло-коричневый |
Клюква |
K2Cr2O7 |
бледно-желтый |
Шиповник |
FeSO4 · 7h3O |
серый |
Шиповник |
K2Cr2O7 |
светло-коричневый |
Клюква |
CuSO4 · 5h3O |
розовый |
Гибискус |
FeSO4 · 7h3O |
синий |
Хвоя |
FeSO4 · 7h3O |
серый |
Кора дуба |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
коричневый |
Хвоя |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
светло-бежевый |
Лук |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
бежевый |
Роза (красная) |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
светло-бежевый |
Смородина |
FeSO4 · 7h3O |
темно-розовый |
Хвоя |
CuSO4 · 5h3O |
оранжевый |
Роза (желтая) |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
светло-оливковый |
Роза (желтая) |
FeSO4 · 7h3O |
серый |
Роза (красная) |
K2Cr2O7 |
бежевый |
Хвоя |
K2Cr2O7 |
бежевый |
Роза (желтая) |
CuSO4 · 5h3O |
оливковый |
Смородина |
CuSO4 · 5h3O |
светло-желтый |
Смородина |
K2Cr2O7 |
розовый |
Смородина |
FeSO4 · 7h3O |
розовый |
Смородина |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
розовый |
Роза (красная) |
CuSO4 · 5h3O |
бежевый |
Роза (красная) |
CuSO4 · 5h3O |
светло-серый |
Лук |
CuSO4 · 5h3O |
светло-зеленый |
Шиповник |
CuSO4 · 5h3O |
светло-коричневый |
Лук |
K2Cr2O7 |
светло-коричневый |
Гибискус |
CuSO4 · 5h3O |
светло-зеленый |
Гибискус |
K2Cr2O7 |
желтый |
Гибискус |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
фиолетовый |
Липа |
CuSO4 · 5h3O |
светло-коричневый |
Липа |
FeSO4 · 7h3O |
серый |
Липа |
K2Cr2O7 |
оранжевый |
Кора дуба |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
коричневый |
Кора ольхи |
KAl (SO4)2 · 12h3O |
черный |
Скачать исследовательскую работу «Природные красители как экологически чистый материал»
videouroki.net
Натуральные красители для ткани | СЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ
На протяжении многих веков люди могли использовать только натуральные красители для ткани. Мир, окружающий нас, многоцветен. И желание внести цвета в свою одежду было естественным. Натуральные ткани, из которых изготавливали наряды наши предки, такие как лен, шерсть, шелк не имели разнообразия цветов. Поэтому люди старались всеми возможными способами найти красители, которые позволят сделать вещи цветными.
Индиго — один из самых древних известных на сегодня натуральных красителей. В Китае, Индии и Египте индиго применялся для окраски тканей еще за 2500 лет до нашей эры. Название происходит от латинского слова «indicus». Индиго можно получать с помощью нескольких растений, таких как: индигоноска красильная, вайда, индигофера, а также китайский индиго. В этих растениях содержится особый гликозид индикан. Например, сначала ветки индигоферы замачивались, а после того как жидкость начинала бродить, ее сливали в канавы, где она окислялась. Этот краситель оставался вне конкуренции вплоть до начала прошлого века, когда был изобретен его химический аналог. Краситель покрывал поверхность каждого волокна, не проникая внутрь, поэтому характерной особенностью тканей цвета индиго-их неравномерная окраска. Через время на изделии появляются белесые пятна.
Кстати, первые джинсы, которые были сделаны для золотоискателей красили именно индиго, как самым стойким красителем того времени.
Пурпур — этот краситель использовали еще в Древнем Риме. Добывали его из очень редко встречающихся моллюсков Murexbandaris, которые водятся только у побережья Африки. Для того чтобы добиться пурпурного цвета, ткань подвергали сложной двойной окраске в жидкости, выделяемой этим моллюском. Подлинный пурпур имеет не ровный цвет, при окрашивании ткань приобретает блеск и тени в складках имеют различные оттенки: тени в складках красного пурпура отливают синим, в складках синего или фиолетового видны багровые тона. Палитра пурпурных тканей простиралась от розового до фиолетового (аметистового). Пурпур всегда имел особое значение. Носить пурпуровые шелка было привилегией только царской семьи и высших сановников. Эти шелка изготавливались в государственных мастерских-гинекеях (там работали только женщины), весь процесс производства ткани был строго засекречен.
Марена красильная — ее корни обладают очень мощными красящими свойствами. Она дает насыщенный, ярко красный цвет. Корни марены собирают ранней осенью, именно в этот период ее пигментационные свойства максимальные. После сушки их тщательно перемалывают. С помощью получившегося порошка окрашивают ткань или нитки.
Охра — природный пигмент, образующийся из окиси железа с примесью глины. Охру использовали еще в Древнем Египте и в Древнем Риме. Цвет охры бывает светло-желтым, темно-желтым и коричнево-желтым. При большой концентрации можно добиться ярко красного цвета. В Намибии люди из племени химба покрывают волосы и тело охрой для защиты от перегрева. В ее состав входят минеральные пигменты, устойчивые к солнечному свету и химическим веществам.
Разные народы на протяжении веков использовали различные травы для окраски тканей. Такие как: кора крушины, ромашка, полынь, золототысячник, кора дуба, барбарис, ежевика, лакмусник, шалфей, бузина, щавель и многие другие. Сам процесс окрашивания настоящими мастерами держался в секрете. Результат покраски зависел от посуды, в которой происходило окрашивание, от жесткости воды, от времени окрашивания, даже от настроения мастера.
Природа нашей земли богата на щедрые дары и при желании мы тоже можем ими пользоваться. Главное делать это разумно, с пользой для себя и без вреда окружающей среде.
Я знаю, что и в наше время есть люди, которые пользуются натуральными материалами для окраски тканей. Возможно Вы тоже из их числа? Поделитесь с нами своими находками.
Недавно я решила немного поэкспериментировать и при помощи необычных красителей сделала себе оригинальный палантин шибари. Если Вам интересно узнать что же из этого вышло, можете прочитать и увидеть весь процесс в подробном мастер-классе.
Делитесь своими комментариями и интересной информацией со своими друзьями!
Подписывайтесь на новости сайта,чтобы узнавать еще много полезного!
С уважением, Ирина Широкова.
fusion-of-styles.ru
Естественный краситель — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Естественный краситель
Cтраница 1
Естественные красители, добываемые из растений и животных, были известны уже в глубокой древности. Установлено, что еще за 1500 лет до нашей эры египтяне умели применять инди го для окраски тканей. [1]
Естественные красители и красильное искусство были с древних времен известны славянским племенам и другим народностям, населявшим территорию нашей страны. [2]
Естественные красители, добываемые тем или иным путем из растений и животных, были известны уже в глубокой древности. Так, с несомненностью установлено, что за 1500 лет до нашей эры египтяне умели приметать индиго для окраск тканей. [3]
Сейчас естественные красители полностью вытеснены синтетическими. [4]
Крашение естественными красителями требует длительного времени ( например, шкурка кролика красится кампешем в ваннах до 5 суток) и высокой температуры, которая вредно отзывается на качестве мездры. [5]
Индигогбыло важнейшим синим естественным красителем. Такое же большое значение для крашения хлопка в розовый, красный, красновато-коричневый и фиолетовый цвета имел ализарин, получавшийся ранее из культурного растения марены. Либерман в 1869 г. установили, что ализарин является 1 2-диоксианграхиноном и получили его синтетическим путем. [6]
ИНДИГО — естественный краситель, нерастворимый в воде и маслах, используют для подкрашивания ликеро-водочных и некоторых других продуктов. [7]
Общепризнано, что естественные красители могут быть репродуцированы химическим синтезом, но отмечается, что идентичные естественным синтетические красители могут содержать загрязнители, требующие токсикологической оценки, подобной синтетическим красителям. [8]
Этот индикатор представляет собой естественный краситель, который в настоящее время употребляется главным образом для изготовления индикаторной бумаги. Чувствительность различных марок этой бумаги сильно различается, и интервал перехода окраски у нее очень велик ( рН от 4 8 до 8 0), потому что лакмус является смесью индикаторов, состав которой меняется в зависимости от способа приготовления. Было предложено х заменить лакмус дибромкрезолсулъфофта-леином или дибромтимолеульфофталеиягом. Оба эти индикатора могут быть получены в очень чистом виде и, следовательно, совершенно однородными. [9]
Кампешевое дерево является единственным естественным красителем этого класса, употребляемым ныне. Протравные краски вообще стойки и хороши для шерсти. Хромовые протравы применяются с добавкой двухромовокислого натрия или восстановителя ( винного камня, молочной или щавелевой кислоты), что делает волокна шерсти зелеными, или же добавляют серную кислоту, образующую невосстанавливаемые протравы, которые должны быть использованы немедленно по получении. Протравляемые ткани вводятся в ванну горячими и красятся при кипячении в растворе краски, часто содержащей в качестве помощника укусуснокис-лый кальций. [10]
До 1857 г. применялись только естественные красители / Например, синее индиго получали из листьев растений индигоноска красильная и вайда красильная, ализарин, применявшийся преимущественно для окраски в красный цвет-из корней марены. Применялось всего лишь несколько десятков природных красителей, дорогих, большей частью непрочных и недостаточно ярких. [11]
Раньше для крашения применяли исключительно естественные красители:, кампеш, сумах, каш ( катеху) и др. Особенно большое значение приобрел кампеш, применяющийся и до сих пор, так как он образует на мехе светопрочные глубокочерные, блестящие окраски. [12]
До этого времени были известны только естественные красители. После открытия Перкином в середине прошлого века первого синтетического красителя процесс печатания тканей стал быстро развиваться. Появление новых синтетических красителей дало возможность разработать множество разнообразных методик, о которых и будет рассказано в этой главе. [13]
В таблице 6 представлены некоторые синтетические и естественные красители и сфера их применения. [14]
Употребляется он в смесях с другими естественными красителями, например с кампешем для черного цвета. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru