Советские подземные экскаваторы, о которых мало кто знал | Строительная техника и транспорт
Экскаваторы Костромского завода «Рабочий металлист» были широко распространены на советских строках. Наиболее массово выпускались экскаваторы серии Э-10011, ведущие свою историю с 1960 года, и последующая модернизированная версия ЭО-5111Б. В лучшие времена предприятие ежегодно выдавало «на гора» свыше 1000 экскаваторов в год. Эти машины можно встретить и в наши дни.
Ныне многие экскаваторы ЭО-5111Б, хиты советских строек, доживают свой век на задворках предприятийОднако наряду со строительными экскаваторами костромское предприятие разрабатывало и серийно выпускало специальную технику для работы под землей.
На рубеже 50-60-х годов по заказу горнорудной промышленности был создан первый такой экскаватор — ЭО-5112 (ЭП-1). Эта машина предназначалась для уборки и погрузки взорванной скальной породы в шахтах, а также для разработки взорванных скальных грунтов на поверхности. Подземный экскаватор был унифицирован со строительной моделью Э-10011, но в отличие от нее оснащался не дизелем, а электродвигателем мощностью 55 кВт.
У ЭО-5112 были уменьшены размеры рабочего оборудования, поворотной платформы и гусеничного хода, усилены отдельные узлы и агрегаты. Для защиты машиниста и машины от падающих кусков породы кабина и задняя часть кузова экскаватора имели защиту из стального листа толщиной 10 мм. В изолированную от машинного отделения кабину подавался воздух, очищенный от пыли. Рабочим оборудованием являлась прямая лопата с ковшом емкостью 1 м3.
В 1961 году экскаватор ЭО-5112 (ЭП-1) прошел Государственные испытания и был рекомендован к серийному производству. Машина выпускалась небольшими партиями до начала 70-х годов, когда на смену ей пришла модернизированная модель ЭО-5112А (ЭП-1А), производившаяся до 80-х годов. Последним вариантом модернизации экскаватора для подземных работ стала модель ЭО-5112Б, которую завод изготовлял до конца 80-х.
Еще один вариант экскаватора, предназначенного для подземной работы, был разработан по заказу Министерства энергетики и электрификации СССР. Для нужд этого ведомства костромичи на рубеже 60-70-х годов создали туннельный экскаватор ЭО-5114. Он предназначался для погрузки взорванной скальной породы в самоходные транспортные средства при проходке подземных выработок сечением от 35 до 70 м2. В конструкции экскаватора были применены некоторые детали и узлы экскаваторов Э-10011А и ЭП-1. Привод осуществлялся от электродвигателя мощностью 55 кВт.
Рабочее место машиниста располагалось в изолированной кабине, снабженной воздухоочистительной установкой, на всех окнах имелись металлические щиты для защиты стекол при взрывах. Кабина была усилена на случай падения на нее кусков породы. Звенья гусеничных лент выполнялись из высокомарганцевой стали. Для транспортировки экскаватора в подземных выработках и по вертикальным шахтным стволам предусматривалась возможность его разборки на монтажные блоки. Существенным отличием поворотной платформы являлся малый радиус ее хвостовой части. На экскаваторе устанавливался ковш прямая лопата.
В начале 70-х машина прошла Государственные испытания и была рекомендована к серийному производству, однако серийной она стала нескоро. В мелкосерийное производство экскаватор ЭО-5114 пошел лишь в конце 70-х. В процессе освоения экскаватора в производстве и эксплуатации в его конструкцию был внесен ряд изменений в целях повышения надежности и долговечности, сокращения длительности рабочего цикла и снижения утомляемости оператора. На серийной модели ЭО-5114 использовались компоненты экскаваторов Э-10011Е и ЭП-1А. К концу 80-х годов эта машина уже не значилась в производственной программе Костромского завода. Дальнейшего продолжения данный проект не получил.
Туннельный экскаватор ЭО-5114 (серийный)- Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на канал «Строительная техника и транспорт» и порекомендуйте его друзьям.
экскаваторсссрсоветскаятехникагорнаяпромышленностьмашина
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Шагающие экскаваторы СССР — история, основные модели и особенности
Дата публикации: 9 августа 2022
Для выполнения крупномасштабных землеройных работ или добычи полезных ископаемых часто применяют не обычные экскаваторы, а шагающие. Они отличаются большей производительностью по сравнению с колёсными и гусеничными моделями, и относительно низким удельным давлением на грунт. В процессе работы оборудование стоит неподвижно, а его башмаки («лыжи») подняты вверх и не касаются поверхности. При движении лыжи шагающего экскаватора перемещаются в нужном направлении и опускаются на грунт. Землеройная машина перемещает свою массу на башмаки, а основание передвигается. Весь цикл повторяется нужное количество раз.
История советских шагающих экскаваторов
Разработка шагающих экскаваторов СССР началась в 1948 году на «Уралмашзаводе» в Екатеринбурге (на тот момент – Свердловск). Министерство тяжёлого машиностроения страны поручило работу конструкторской команде, которую возглавил известный машиностроитель Б. Сатовский. Разработка продолжалась в течение 8 месяцев. Чтобы вложиться в нужные сроки, проектирование велось сразу несколькими группами, а основной задачей было создание экскаватора с такими параметрами:
- длина стрелы: 65 м;
- объём ковша: 14 м3;
- общая масса экскаватора: 1100 т.
Для изготовления стрелы использовали трубы, для крепления всех работающих на растяжение элементов – канаты-ванты. Чтобы экскаватор двигался, традиционную систему эксцентриков на валу заменили гидравликой. Среди других необычных для того времени решений можно отметить смещение назад основных узлов. А результатом работы стало изготовление сразу двух землеройных машин ЭШ 14.65, которые начали использоваться для сооружения оросительных и судоходных каналов.
Основные модели «Уралмашзавода»
Благодаря своей популярности, экскаваторы «Уралмашзавода» применялись при сооружении Иркутской и Княжегубской ГЭС, для добычи полезных ископаемых на угольных месторождениях, серных и железных рудниках.
- Выпускаемый с 1959 года ЭШ 15.90 с 90-метровой стрелой и 15-кубовым ковшом – модель, по характеристикам превосходившая лучший зарубежный аналог Ransomes-Rapier W1400. Теоретическая производительность модели – до 900 м3/ч.
- ЭШ-15.90А, уникальная машина, которая была впервые собрана в 1965 году в Чкаловском карьере Орджоникидзевского горно-обогатительного комбината. Комплектовалась ковшом объёмом 10–15 м3 и стрелой длиной 65–75 м.
- ЭШ 20.90, экскаватор 1981 года, почти повторявший по конструкции предыдущую модель, но обладающий увеличенной на треть производительностью.
- ЭШ 40.85, серия 1970-х годов, которая выпускалась в обычном и северном исполнении.
- ЭШ 100.100 – крупнейший экскаватор СССР, который начал работу в 1980 году на угольном разрезе «Назаровский». Драглайн с ковшом объёмом 100 м3 и 100-метровой стрелой, производительность которого достигает 17 млн.
кубометров грунта в год.
В РФ продолжали выпускаться новые модели шагающих экскаваторов, для которых использовались и разработки, сделанные предыдущими конструкторами, и новые технологии. Так, на базе модели ЭШ 40.85 в 1997 году была создана модель ЭШ 40.100 с увеличенной длиной стрелы и повышенной производительностью. В 2001 году ввели в эксплуатацию экскаватор ЭШ 65.100.
Особенности советских моделей
На предприятии НКМЗ, расположенном в городе Краматорске, в СССР выпускали не только шагающие экскаваторы драглайны, но и роторные модели. К самым известным моделям можно отнести:
- ЭШ 10/70. Модель 1970–1980-х годов, выгодно отличающаяся от предыдущих экскаваторов НКМЗ размером стрелы, увеличенным до 70 м, и глубиной копания 35 м. Притом, что вес техники был меньше, чем у сравнимых по параметрам вариантов – 695 тонн. Производительность модели – 686 м3/ч.
- ЭШ-10/70А-У. Модернизированная версия 10/70, выпускавшаяся с 1988 года. На базе этого экскаватора были созданы модели ЭШ-13/50-У и ЭШ-11/70.
- ЭШ 11/70. Усовершенствованная версия модели 10/70. Отличается большей производительностью при ещё меньшей массе, всего 623 т. Теоретическая производительность модели – 756 м3/ч.
- Шагающий экскаватор ЭШ 6 45. Модель с вместимостью ковша 6,5 м3 и 45-метровой стрелой. Весит всего 278 т, передвигается со скоростью 0,133 м/с. производительность – до 600 м3/ч.
Острая нужда горнодобывающей промышленности в шагающих экскаваторах обеспечила их популярность и в дальнейшем. Поэтому, одна из самых последних моделей НКМЗ ЭШ-15/90, получила большую производительность, по сравнению с предыдущими, 900 м3/ч. На базе этой модели был выпущен экскаватор ЭШ-15/90А, а в 1981 году – ЭШ 20/90 с увеличенной мощностью электрооборудования и изменённой компоновкой механизмов поворотной платформы.
Наши преимущества
советских памятников сносят по всей Европе
Делиться Статуи и мемориалы, построенные для прославления и увековечивания памяти Советского Союза и Красной Армии, были снесены — в одном случае незаконно — в нескольких странах на фоне возмущения вторжением России в Украину.
В этот же день в Киеве рабочие демонтировали памятник дружбе Украины и России советских времен, далеко на севере в Латвии извлекали из земли памятный камень Красной Армии.
На следующих фотографиях показано разрушение советских памятников, которое многие считают символом исторического гнета Кремля, которое произошло по всей Европе после того, как 24 февраля Россия начала вторжение в Украину.
Памятник советской дружбе между Украиной и Россией опускают на землю краном после того, как его срезали с постамента в центре Киева 26 апреля.Сергей Миргородский, один из проектировщиков памятника 1982 года, вместе с еще примерно сотней человек наблюдал за демонтажем памятника. Миргородский сказал Рейтер: «Россия вторглась в Украину… Можем ли мы дружить с Россией? Как вы думаете? Это наш злейший враг. Поэтому памятник российско-украинской дружбе больше не имеет смысла».
Экскаватор вытаскивает из земли памятный камень советского производства в Мадлиенской волости Латвии, примерно в 60 км к востоку от Риги, 26 апреля.
На камне, изображенном над номером , была выгравирована надпись со словами «26 сентября 1944 года Советская Армия освободила Мадлиену от немецко-фашистских захватчиков».
Совет Огрского самоуправления, в состав которого входит Мадлиенская волость, в конце апреля объявил, что уберет пять памятников бойцам Красной Армии в этом районе. Камень Мадлиены стал первым объектом нападения.
Местные жители наблюдают, как памятник Советской Армии 1940-х годов снимают с постамента в Селдце, в 90 км к востоку от Варшавы, 20 апреля.В 2017 году в Польше был принят закон, запрещающий памятники, которые «символизируют или пропагандируют» тоталитарные режимы. Закон не распространяется на объекты, которые «исключительно художественные или воздвигнуты над останками павших солдат».
Экскаватор сносит обелиск мемориала Красной Армии в деревне Гарнцарско, Польша, 20 апреля. Перед разрушением памятника Гарнцарско была удалена табличка, которая ранее была стерта красной краской.
Во время Второй мировой войны Красная Армия вытеснила немецко-фашистские войска из Польши, но последующий коммунистический режим, установленный в стране, рассматривается большинством поляков как темный период в их истории, прежде чем они восстановили свою независимость в 1989 году.
Незаконно снесенный советский памятник на кладбище в Кошалине, северо-западная Польша, 9 марта.Польская полиция сообщила местным СМИ, что этот кладбищенский памятник Красной Армии 1950-х годов в Кошалине, по-видимому, был незаконно снесен кем-то с помощью экскаватора, который въехал на кладбище поздно ночью. Мемориал из песчаника изображал советского солдата, которого обнимала девушка с голубем в руке.
Обелиск в память о Красной Армии снесен в Хжовицах на юго-западе Польши 23 марта.
Эксклюзив: высланные российские дипломаты со шпионскими связями всплывают в Сербии
Экономический рост России – семнадцать моментов советской истории
Иностранный импорт больше не нужен
СССР больше не зависит от капиталистического мира ни технически, ни экономически. Наша внешняя торговля, основанная на монополии внешней торговли, внесла неоценимый вклад в достижение этой независимости.
За шестнадцать лет с момента образования Советского Союза — с 1918 по 1933 год — наш импорт был значителен и достиг в общей сложности 8,4 миллиарда золотых рублей.
Наша импортная политика во все времена руководствовалась целеустремленностью: на всех этапах нашего социалистического строительства структура импорта полностью подчинялась поставленным жизненно важным задачам.
Благодаря нашей монополии на внешнюю торговлю мы импортировали почти исключительно товары производителей. Из 8,4 млрд золотых рублей 7 млрд, или почти 85%, было израсходовано на ввоз средств производства, 3,3 млрд — на машины.
Еще в декабре 1920 г. на VIII съезде Советов Ленин указывал, что:
… возобновление торговых отношений даст нам возможность производить крупные закупки необходимых машин. Мы должны направить все наши усилия на эту цель… ввести более справедливый обмен товаров, чтобы мы могли как можно быстрее купить необходимые машины для наших обширных планов восстановления народного хозяйства. Чем быстрее это будет сделано, тем больше будут наши шансы на достижение экономической независимости от капиталистического мира. Курсив мой, А. П. Р.)
Выполнение этого плана, намеченного Лениным и Сталиным, означало, что, расширяя наши экономические связи с капиталистическим миром, внедряя новейшие технические новинки и ускоряя наше социалистическое строительство за счет значительного импорта в течение определенного периода времени, мы должны были подготовить для следующего этапа — продолжение социалистического строительства с ограничением импорта.
Здесь следует подчеркнуть, что сокращение импорта не могло произойти само по себе. Если бы товарищ Сталин с присущей ему энергией не взялся за это дело, план никогда бы не был осуществлен.
Результаты перед нами. Еще в 1931 году мы потратили на импортное оборудование более 600 миллионов рублей; в 1932 году 270 миллионов; к 1933 году эта цифра упала примерно до 60 миллионов рублей.
С момента установления советской внешней торговли было ввезено машин и оборудования на сумму более 3 миллиардов золотых рублей, из них за последние годы на сумму более 2,1 миллиарда рублей. В результате советское машиностроение, созданное с помощью этого импорта, смогло увеличить свою продукцию в десятки раз по сравнению с довоенным производством. Сегодня практически вся необходимая Советскому Союзу техника выпускается советскими заводами. Нет машины, которую мы не можем изготовить.
Десятки миллионов рублей были вложены Советским Союзом в возведение заводов-гигантов нашего социалистического строительства. Суммы, затрачиваемые на импорт для крупнейших из этих промышленных гигантов, показаны ниже в округленных цифрах.
Автозавод имени Сталина | 25 миллионов рублей |
Автомобильный завод имени Молотова в Горках | 40 |
Днепрогэс ГЭС | 30 |
Сталинградский тракторный завод | 35 |
Кагановичский подшипниковый завод | 20 |
Челябинский тракторный завод | 20 |
Харьковский тракторный завод | 20 |
Из вышеприведенной таблицы видно, что на реконструкцию и новое строительство наших заводов были затрачены значительные суммы в иностранной валюте. Затраты оказались эффективными в том отношении, что сегодня мы независимы от капиталистического мира как технически, так и экономически.
Напомним, что только на ввоз тракторов в СССР было израсходовано более 225 миллионов рублей; тогда как на импортное оборудование для тракторных заводов было потрачено всего 75-80 миллионов рублей. Именно ввоз этой техники для создания в СССР автотракторной промышленности стоимостью от 75 до 80 миллионов рублей впоследствии полностью избавил от необходимости ввоза тракторов.
Чрезвычайно важным для нашей технической реконструкции был тот факт, что в СССР, как правило, закупалось только самое новое и современное оборудование, как, например, установленное на Шарикоподшипниковом заводе, заводе Фрейзера,
Челябинский и Харьковский тракторные заводы и Горьковский автомобильный завод. В мире мало растений, которые могут сравниться с ними.
Несмотря на рост ввоза оборудования до 1932 г. происходило неуклонное сокращение доли ввоза станков и станков и т. д. Это было связано с тем, что выпуск продукции отечественного машиностроения h опережал рост зарубежного импорт машин. Данные переписи токарных станков, проведенной Центральным статистическим управлением по состоянию на 10.04.1932, очень поучительны. На эту дату в механических мастерских СССР имелось 227 тысяч станков, из которых 68 тысяч, или 30 процентов, были установлены до революции, а 159 тысяч, или 70 процентов, — после революции. Но само по себе количественное сравнение не дает нам истинной картины достигнутого прогресса. Если в царской России производились и ввозились мелкокалиберные станки, то в СССР производились и ввозились быстроходные автоматы и полуавтоматы, станки, производительность которых не идет ни в какое сравнение со станками старого типа. Из общего числа станков, установленных с момента создания Советского правительства, около 100 000 были ввезены из-за границы; 70 000 из них были импортированы в течение первой пятилетки. И, несмотря на этот колоссальный импорт, доля произведенных станков, установленных в механических мастерских, продолжала расти. До войны отечественные станки составляли 22% всего оборудования; в период реабилитации 30 процентов; в годы первой пятилетки этот показатель был увеличен до 38%.
Примечательно, что СССР закупал, как правило, только имеющуюся в капиталистическом мире технику. В качестве примера наиболее современного приобретенного оборудования можно указать на турбины по 90 000 л. с. каждая, изготовленные по специальному заказу в США для Днепрогэс ГЭС. Турбин такой мощности нет больше нигде в Европе, да и во всем мире мало кто может с ними сравниться. СССР закупил и импортировал 15000-тонный пресс, перерабатывающий металлические заготовки массой до 15000 пудов (250 тонн). Это один из самых больших прессов в мире. Мы закупили для типографии «Правда» ротационные машины, выпускающие более двух миллионов экземпляров четырехстраничной газеты в час, и много другого подобного крупного оборудования.
Этот обширный импорт самого совершенного оборудования в дополнение к колоссальному росту советской машиностроительной промышленности в значительной степени модернизировал станки на советских заводах. Сегодня СССР обладает самым современным и новейшим промышленным оборудованием в мире. В этом отношении капиталистические страны далеко позади.
В результате различных усовершенствований, внесенных за последние десять лет, производительность токарных станков увеличилась в три раза, и, добавим, большинству станков в США более десяти лет. Харборд из Национального комитета по промышленной реабилитации США пришел к выводу, что «если каким-то чудом сверху бизнес вдруг разрастется до нормальных размеров, в стране едва ли найдется фабрика, способная выполнять его заказы.
Так обстоит дело в США, самой высокоиндустриальной капиталистической стране мира. Естественно, угрожающее состояние, о котором пишет Харборд, к нам не относится.
В течение последних нескольких лет резкое сокращение нашего импорта сопровождалось одновременным увеличением наших строительных и производственных программ.
ИМПОРТ (по декларации Главного таможенного управления)
(в млн. руб.) | 1929 | 1931 | 1933 |
Импорт машин и принадлежностей | 207 | 490 | 131 |
Сельскохозяйственные машины и запасные части | 28 | 26 | 2,5 |
Тракторы и запасные части | 35 | 80 | 2,4 |
Кожа | 40 | 14 | 3,6 |
Дубильные экстракты | 7 | 0,4 | 0,2 |
Хлопок | 117 | 40 | 10 |
Шерсть | 84 | 32 | 21 |
Чугун | 34 | 125 | 47 |
Цветные металлы | 59 | 49 | 22 |
Искусственные удобрения | 9 | 3 | 0 |
Можно было бы привести еще много цифр, свидетельствующих о сокращении импорта. Достаточно вспомнить, что еще сравнительно недавно мы ввозили 75 000 тонн бумаги; в 1930 г. мы импортировали 69 000 тонн; в 1931 г. 28 000 тонн; но с 1932 г. СССР вообще не ввозит бумагу. Такое же сокращение импорта мы наблюдаем и по многим другим классам товаров.
Одним из самых выдающихся достижений нашего социалистического строительства за последние два года является несомненно то, что, несмотря на резкое сокращение импорта, ни темпы, ни размахи нашего колоссального строительства не замедлились. Нисколько не помешал СССР этому хозяйственному строительству обширными приготовлениями к обороне страны в связи с событиями на Дальнем Востоке, которые, конечно, не мог предвидеть никакой план.
СССР форсировал свои строительные работы, несмотря на трудную задачу сокращения валютных обязательств, которую он взял на себя и успешно выполнял в течение последних лет.
Мне кажется, что мы еще недостаточно осознаем успехи, достигнутые СССР в области социалистического строительства.
Импорт за второе пятилетие: его перспективы
Вложив в свои базовые отрасли 50 миллиардов рублей в годы Первого плана, СССР импортировал оборудования на сумму почти 2 миллиарда рублей.
За второе пятилетие на капитальные вложения выделено 133 миллиарда рублей. При сохранении того же соотношения импорта, что и в первой пятилетке, вышеприведенная программа капиталовложений потребовала бы ввоза оборудования на сумму более 5 миллиардов рублей. Однако мы можем выполнить план второй пятилетки и без импорта в столь широких масштабах.
Для выполнения второй пятилетки нет необходимости ввозить оборудование на сумму 5 миллиардов рублей, а тем более на сумму 300 миллионов рублей. Вторую пятилетку мы можем завершить с незначительным сокращением импорта.
Это одно из конкретных проявлений нашей технической и экономической независимости от капиталистического мира, которой мы уже в значительной мере добились.
В течение второй пятилетки советское машиностроение должно обеспечить все основное современное оборудование, необходимое нашему народному хозяйству; развитие экономической жизни страны должно в то же время в основном зависеть от ее собственных сырьевых ресурсов. Это знаменует собой одну из величайших побед заложенной Лениным и Сталиным политики экономической самостоятельности.
Капиталистический мир до сих пор не может осознать, что произошло. Немецкая буржуазия, создавшая специальный Русский комитет, считается везде наиболее осведомленной в советских делах. Один из руководителей этого Русского комитета Кремер («лучший знаток советских дел») сказал в 1929 году: «Если бы можно было выполнить пятилетку за пятьдесят лет, это было бы достаточно грандиозно. Но это все вздор».
Так оценивал капиталистический мир в начале первой пятилетки.
Небезынтересно напомнить, что наши враги — Троцкий, Кондратьев, Громан и другие — тоже утверждали, что Советский Союз будет все больше и больше зависеть от мирового рынка — от капитализма. Кондратьев, вождь и идеолог богатых крестьян-кулаков, писал, например: «Мы не можем изменить основной характер международных отношений СССР или характер страны, которая по существу является земледельческой».
Позиция Троцкого, известного поборника капиталистической реставрации в СССР, не отличалась существенно, когда он сказал:
Прямо или косвенно наше социалистическое государство всегда относительно контролируется мировым рынком. Здесь мы достигли дна. Темп развития не произволен. Им правит все мировое развитие, ибо в конечном счете мировое хозяйство контролирует каждую из своих составных частей, даже если одна из них находится под диктатурой пролетариата и строит социалистическое хозяйство.
Какими нелепыми оказались эти прогнозы!
Теперь мы в состоянии выполнить вторую пятилетку с незначительным ассортиментом импорта. Какова же будет наша политика в отношении распределения заказов за границей? На это обращают самое пристальное внимание капиталистические страны. Действительно, импортная политика Советского Союза стала загадкой для всего мира. Повсюду проявлялся живой интерес к трудам XVII съезда: каковы перспективы дела? Останется ли Советский Союз крупным покупателем? Такое отношение неудивительно, если вспомнить, что советские заказы, особенно заказы на машины и оборудование, особенно во время кризиса, действительно были очень кстати.
Машиностроение больше всего пострадало от кризиса. В некоторых странах продукция этой отрасли упала в 1932—1933 гг. по сравнению с 1929 г. на 80 и даже 90%. Советские заказы на оборудование составляли в отдельных случаях 70—80% производственной мощности отдельных заводов и даже целых отраслей. промышленности. Следовательно, ввоз оборудования из СССР оказал решающее влияние на мировую торговлю машинами. Достаточно сказать, что в 1928-29 гг.на СССР приходилось 17% экспорта машин из девяти крупнейших стран; к 1932 г. этот процент увеличился до 45 и даже 50. В отдельных странах и по отдельным видам оборудования СССР закупал нередко от 80 до 100% экспорта данной страны. В 1932 г. СССР закупил 70% всего экспорта Германии токарных станков и станков; 85 процентов ее кранов и 70 процентов ее экскаваторов. Доля СССР в экспорте электротехнического оборудования Италии увеличилась в 19от 32 до 65 процентов. В английской экспортной торговле машинами доля СССР увеличилась с 1,5% в 1928 г. до 80% в 1932 г. , а по углерубным машинам — с 2,5 до 70%. Подобных примеров можно было бы привести много.
Поэтому можно хорошо понять, насколько глубоко должен был быть озабочен капиталистический мир, когда, особенно начиная с 1933 года, наши заказы за границей были так резко сокращены, а в некоторых случаях и вовсе приостановлены. Например, были свернуты заказы на угледобывающие машины, экскаваторы, краны, насосы, электрооборудование, турбины, машины для текстильной, полиграфической, пищевой, строительной и других отраслей промышленности — огромный ассортимент многих классов оборудования, на ввоз которого мы когда-то израсходовали десятки миллионов рублей.
Каковы же перспективы наших экономических отношений с капиталистическим миром?
Мы не сторонники «автаркии», но точно не будем размещать крупные заказы, если не будет радикального изменения и улучшения условий этих закупок. Если будут предложены долгосрочные займы под небольшой нормальный процент, мы взвесим условия и, возможно, согласимся на расширение импорта.