Экскаватор ЭКГ 5а технические характеристики, устройство ковша и стрелы
Экскаваторы представляют собой машины на гусеничном ходу с поворотной платформой. Аббревиатура ЭКГ означает экскаватор карьерный гусеничный. Цифровое обозначение модели — это показатель вместимости ковша, а буквенное добавление характеризует модификацию или производителя.
Применение
Данные мощные машины используются преимущество в добывающей и перерабатывающей промышленности. Они незаменимы для копания грунта и твердых фракций, полезных ископаемых. Экскаваторы — спутники горной деятельности, металлургии, добычи угля и строительной отрасли.
Несмотря на свою мощность, машины ЭКГ-5А обладают динамичной управляемостью, а их обслуживание и сервис не доставляет особых хлопот.
Среди производителей экскаваторов ЭКГ-5А ведущие позиции занимают:
- ЗАО «Горные машины»;
- АО «Уралмаш»;
- АО «Ижорские заводы».
Устройство
Механизм ЭКГ-5А включает основные функциональные элементы:
- двуногая стойка
- стрела и напорный механизм
1 Стрела 2 Рукоять 3 Механизм открывания ковша 4 Ковш
- рукоять ковша
- ковш
- механизм открывания днища ковша
- гидравлическая система
- гусеничный ход
- роликовый круг
- нижняя рама
- гусеничная цепь
- ходовой механизм
- лебедка подъема стрелы
- пневматическая система
- подъемная лебедка
- редуктор поворотного механизма
- поворотная платформа
- установка тормоза на двигателе поворота
Составными частями ковша являются передняя и задняя стенка, дно, коромысло и блок. При производстве ковша применяется высокопрочная сталь. Его корпус с помощью пальцев сопряжён с дном и коромыслом. Стальная рукоятка посредством соединения переходит в стрелу, на которой установлена напорная система, блоки и лебёдка. Стрела базируется на поворотной платформе. Именно на ней расположен механизм динамики, электрическая система, кузовные и стоечные части. Венчает этот комплекс кабина водителя. Далее рассмотрим технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А.
Климатические условия карьерных работ предполагают выпуск нескольких типов машин по температурным колебаниям:
- Для умеренного климата (±40 °С) – «У».
- Для холодного климата (+40 — −50 °С) – «ХЛ».
- Для работы в условиях Крайнего Севера(+40 — −60 °С) – «С».
- Для тропического климата (+55 — −20 °С) – «Т».
Конструкционные особенности
- реечный напорный механизм с двухбалочной рукоятью и цельносварной стрелой коробчатого сечения обеспечивает лучшую отработку тяжелых скальных забоев крупнокусковой или плохо взорванной горной массы;
- подъем ковша канатный, бесполиспастного типа с автоматическим выравниванием усилий в ветвях подъемного каната;
- ковш сварно-литой с клиновым самозатягивающимся креплением зубьев. Свободно падающее днище ковша с широко расставленными петлями, исключающими динамический контакт с рукоятью;
- экскаваторы оборудованы стрелоподъемной лебедкой, облегчающей ремонтно-монтажные работы;
- вентиляционные установки обеспечивают нагнетание в кузов воздуха, и создание избыточное давление воздуха в кузове;
- тормоза основных механизмов колодочного типа с пневматическим приводом для растормаживания;
- ходовая тележка — двухгусеничная. Гусеничный ход открытого малоопорного типа с отдельным приводом каждой гусеницы обеспечивает доступность для осмотра и ремонтов. Ведущие колеса («звездочки»), имеющие сменные кулаки, подняты и освобождены от опорных реакций. Натяжение гусеничных лент осуществляется с помощью встроенных гидроцилиндров. На ходовых двигателях применена принудительная вентиляция;
- основные металлоконструкции экскаватора изготавливаются из легированной стали, стрела и рукоять — из высокопрочной стали.
- главные механизмы экскаватора имеют индивидуальный регулируемый электропривод;
- автоматическая система смазки сокращает до минимума затраты на техническое обслуживание экскаватора в процессе эксплуатации.
Технические характеристики
Массогабаритные. ЭКГ-5А — среднетоннажный лопатный механизм карьерного типа. Масса с учётом противовеса составляет 197 тонн. Ширина гусениц – от 900 до 1400 мм. Ковш способен принять от 4,6 до 6,3 кубических метров насыпной горной породы. Передвигаясь по периметру карьера, машина развивает скорость 0,55 км/ч. Наибольший уклон при подъёме в гору составляет 12о. Длина хода гусеничного механизма – 5,83 м.
Подъёмно-поворотные. Длина стрелы экскаватора – 10,5 м, угол наклона – 45о.
Радиус:
- Копания – наибольший 14,5 м, на уровне стоянки 9,3 м.
- Выгрузки (наибольший) – 12,65 м.
Машинист экскаватора ЭКГ может поворачивать платформу вокруг своей оси. Радиус поворота — 5,25 м. Самая большая высота, с которой осуществляется выемка породы – 10,3 м. Ковш может подниматься со скоростью до 0,87 м/с. Силовая установка ЭКГ-5А позволяет развивать подъёмное усилие до 50 тс.
Рабочий цикл. Цикл поворота платформы экскаватора на 90о длится 23 секунды. Частота вращения платформы – до 3,5 оборотов за 1 минуту. Напорное усилие при постоянной скорости 0,45м/с составляет 20,5 тс.
- Характеристики ковша:
- Тип устанавливаемого ковша — обратная лопата.
- Наименьшая вместимость устанавливаемого ковша — 4.6 метра кубических.
- Наибольшая вместимость устанавливаемого ковша — 6.3 метров кубических.
- Максимальный радиус копания — 14500 миллиметров.
- Максимальный радиус выгрузки ковша — 12650 миллиметров.
- Максимальная высота копания — 10300 миллиметров.
- Максимальный радиус копания на уровне грунта — 9040 миллиметров.
- Максимальная высота выгрузки ковша — 6700 миллиметров.
- Полная масса стандартного ковша — 9935 килограмм.
- Полная длина стандартного ковша — 2450 миллиметров.
- Полная ширина стандартного ковша — 2190 миллиметров.
- Полная высота стандартного ковша — 2560 миллиметров.
Двигателя:
- Тип устанавливаемого двигателя — электрический.
- Модель устанавливаемого двигателя — Аг-М.
- Конструкционная масса двигателя — 2000 килограмм.
- Наибольшая мощность на выходе — 250 киловатт/339.9 лошадиных сил.
Тормозная система
Для управления тормозной системой, механизмами поворота и напора на экскаватор установлен пневматический привод. Также с его помощью производится очистка оборудования. Управляющий компрессор – одноступенчатый:
- Число цилиндров – 2.
- Скорость подачи – 580 литров в минуту.
- Давление – 0,7 МПа.
Габаритные размеры:
- Полная длина рукоятки — 7915 миллиметров.
- Полная ширина рукоятки — 1774 миллиметра.
- Полная длина стойки — 6450 миллиметров.
- Полная ширина стойки — 1400 миллиметров.
- Габаритная длина поворотной платформы — 8100 миллиметров.
- Ширина поворотной платформы — 5000 миллиметров.
- Габаритная высота поворотной платформы — 1200 миллиметров.
- Полная длина гусеничной рамы — 5500 миллиметров.
- Полная ширина гусеничной рамы — 750 миллиметров.
- Полная высота гусеничной рамы — 1000 миллиметров.
- Полная длина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная ширина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная высота нижней рамы — 1680 миллиметров.
- Конструкционная длина кабины — 2360 миллиметров.
- Конструкционная ширина кабины — 1350 миллиметров.
- Конструкционная высота кабины — 2760 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 1) — 900 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 2) — 1100 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 3) — 1400 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет под поворотной платформой — 1890 миллиметров.
- Наименьший радиус поворотной платформы — 6700 миллиметров.
Характеристика канатов
Назначение | Обозначение каната | ГОСТ | Диаметр каната, мм | Длина, м | Разрывное усилие каната, кгс |
---|---|---|---|---|---|
Подъем ковша | 39,5-Г-В-Н-180 | ТУ 14-4-192-77 | 39,5 | 58,0 | 94623 |
Подъем стрелы | 30-Г-В-О-Н-170 | ГОСТ 7669-80 | 30,0 | 125 | 57300 |
Открывание днища ковша | 11,5-Г-1-Н-180 | ГОСТ 3071-74 | 11.15 | 10,5 | 6255 |
Габаритные размеры и масса основных узлов и агрегатов
Наименование узла (агрегата) | Номер чертежа | Масса, тн | Длина, м | Ширина, м | Высота, м |
---|---|---|---|---|---|
Ковш | – | 9,935 | 2,45 | 2,19 | 2,56 |
Рукоять | – | 7.950 | 7.915 | 1.774 | – |
Стрела с головными блоками | – | 17.14 | 11.15 | – | – |
Двуногая стойка | – | 3.48 | 6.45 | 1.4 | – |
Преобразовательный агрегат | – | 8.0 | 4.76 | 1.12 | 1.6 |
Двигатель подъема | – | 3.5 | 1.85 | 0.96 | – |
Двигатель поворота | – | 0.93 | 1.32 | 0.57 | – |
Двигатель хода | – | 0.86 | 1.28 | 0.59 | – |
Двигатель напора | – | 0.86 | 1.28 | 0.59 | – |
Редуктор поворота | – | 2.01 | 1.32 | 0.85 | 0.62 |
Редуктор хода | – | 2.95 | 1.34 | 1.09 | 0.88 |
Редуктор подъемной лебедки | – | 3.12 | 1.78 | 1.14 | 1.69 |
Поворотная платформа | – | 18.9 | 8.1 | 3.16 | 1.2 |
Нижняя рама | – | 10.5 | 3.0 | 3.0 | 1.68 |
Гусеничная рама | – | 5.45 | 5.5 | 0.75 | 1.0 |
Зубчатый венец | – | 2.77 | 3.37 | – | – |
Роликовый круг | – | 1.78 | 3.05 | – | – |
Центральная цапфа | – | 0.64 | 1.22 | 0.33 | – |
Кабина | – | 1.1 | 2.36 | 1.35 | 2.76 |
Электрическое оборудование
На поворотной платформе установлены элементы электрооборудования (трансформатор и распределитель), лебёдка, поворотные редукторы и компрессор. Чтобы обеспечить безопасность выемочных работ, снаружи рабочие узлы экскаватора герметизированы кузовом.
ЭКГ-5А оснащён приводом типа Г-Д (генератор-двигатель). Для обеспечения рабочих характеристик установлен магнитный усилитель (МУ). Тип электросхемы – однолинейный. Главный электродвигатель АЭ113-4У2 развивает полную мощность 250 кВт. К электросети экскаватора подводится ток со следующими характеристиками:
- Частота — 50Гц.
- Напряжение — 6кВ.
Питание и работа механизмов системы осуществляется от высоковольтной точки. За полчаса непрерывной деятельности ЭКГ-5А потребляет электроэнергии от 250 до 275 кВт. В работе экскаватора применяются два вида кабеля:
- КШВГ-3 х 16 + 1 х 6;
- КШВГ-Т — 3 х 25 +1 х 10.
Источником управления электродвигателя служит распределительное устройство, которое снабжено:
- выключателем, выдерживающим силу тока до 1.25 А;
- ручным приводом;
- предохранителем на 8 и 16 А.
В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А имеет надежную систему заземления.
Оно проводится по контуру через специальную жилу. Стабильную и сбалансированную работу обеспечивают соответствующие блоки и узлы.
Электросхема ЭКГ 5А
Модификации
Кроме базовой версии ЭКГ-5А производитель также выпустил и несколько модифицированных, а именно это:
- Модификация ЭКГ-5В. Данная версия имеет пневмоударные зубья ковша, что позволяет технике справиться самостоятельно со скальными породами и твердыми грунтами. Зубья приводятся в действие посредством пневматической системы.
- Модификация ЭКГ-5Д. Эта модель оснащена широкими гусеничными лентами и специальной системой, позволяющей контролировать работу техники дистанционно.
- Модификация ЭКГ-5А-УС. Отличается от двух предыдущих модификаций своими рабочими органами, которые имеют среднюю длину. Основным предназначением такой модификации является выполнение выемки уширенных заходок.
Технические характеристики модификаций
Параметры | ЭКГ-5А | ЭКГ-5В | ЭКГ-5Д | ЭКГ-5А-УС |
---|---|---|---|---|
Вместимость ковша, м³ | 4,6 – 6,3 | 5 | 4,6 – 6,3 | 4,6 |
Радиус черпания наибольший, м | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 15,5 |
Радиус черпания на уровне стояния, м | 9,04 | 9,04 | 9,04 | 10,5 |
Высота черпания наибольшая, м | 10,3 | 10,2 | 10,3 | 12,9 |
Радиус выгрузки наибольший, м | 12,65 | 12,65 | 12,65 | 13,7 |
Радиус хвостовой части, м | 5,25 | 6,5 | 6,7 | 9 |
Высота выгрузки наибольшая, м | 6,7 | 6,5 | 6,7 | 5,9 |
Просвет под поворотной платформой, м | 1,85 | 1,89 | 1,89 | 1,85 |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении, кгс/см² | 2,1/1,72/1,3 | 2,19/1,79/1,52 | 2,1/1,72/1,3 | 2,26/1,85 |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении, кПа | 205/162/127 | 215/176/149 | 205/162/127 | 221/181 |
Расчетная продолжительность цикла (при угле поворота 90°), с | 23 | 26 | 23 | 29 |
Напряжение питающей сети, кВ | 3; 3,3; 6; 6,6 | 3; 3,3; 6; 6,6 | – | 3; 3,3; 6; 6,6 |
Тип электропривода | Г-Д с МУ | Г-Д с МУ | Дизель-электрический | Г-Д с МУ |
Мощность сетевого двигателя, кВт | 250 | 250 (400) | – | 250 |
Масса рабочая, т | 196 | 207 | 195 | 211 |
Обзор
Отзывы
Количество отзывов Оставить отзывСортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
Проверенный отзыв
{{{ review.rating_title }}} Показать еще Оставить отзывspectekhnika.info
Характеристики ЭКГ-5А . Обзор экскаватора карьерного гусеничного ЭКГ-5А
Источник фото: techstory.ruФото ЭКГ-5А
Технические характеристики ЭКГ-5А
Экскаватор ЭКГ-5А предназначен для умеренного климата с интервалом температур от -40 до +40°С, а также для тропического климата на высоте не более 1 000 м над уровнем моря. Перечислим его отдельные технические характеристики.
Радиус черпания наибольший | 14,5 м |
Радиус черпания на уровне стояния | 9,04 м |
Высота черпания наибольшая | 10,3 м |
Радиус выгрузки наибольший | 12,65 м |
Высота выгрузки наибольшая | 6,7 м |
Просвет под поворотной платформой | 1,85 м |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении | 205/162/127 кПа |
Расчетная продолжительность цикла | 23 с |
Объем ковша, вес, мощность двигателя
Эксплуатационная масса | 196 000 кг |
Вместимость ковша основного | 5,2 куб.м |
Вместимость ковшей сменных | 3,2; 4,6; 6,3; 7 куб.м |
Мощность | 250 кВт |
Схема рабочих размеров ЭКГ-5А
Устройство ЭКГ-5А
Модель состоит из следующих составных частей: поворотной части, включающей в себя поворотную платформу с расположенными на ней механизмами, и рабочее оборудование; ходовой тележки, состоящей из нижней рамы, двух гусеничных рам с колесами и гусеничными цепями; ходового механизма, зубчатого венца, роликового круга.
Все механизмы на платформе ЭКГ-5А закрыты кузовом. Для удобства ремонта и монтажа механизмов на платформе кровля кузова имеет съемные панели. Расположение основных агрегатов и узлов машины обеспечивает свободный доступ к ним для осуществления монтажных, демонтажных и ремонтных работ. Большинство механизмов и составных частей имеют блочную конструкцию и взаимозаменяемы, что позволяет применять при ремонтах агрегатно-узловой метод.
Источник фото: techstory.ruВес ЭКГ-5А составляет 196 тонн
Рабочее оборудование, ходовая часть
Рабочее оборудование ЭКГ-5А включает ковш, рукоять ковша, механизм открывания ковша, стрелу с напорным механизмом и двуногую стойку. Нижний конец стрелы опирается на подпятники поворотной платформы, а верхний — поддерживается на весу канатным полиспастом. На поворотной платформе установлены подъемная лебедка, два поворотных механизма, электрооборудование, пневмосистема, двуногая стойка, стреловая лебедка и кузов.
В передней правой части платформы расположена кабина машиниста. Поворотная платформа через роликовый круг опирается на ходовую тележку и соединена с ней центральной цапфой. Между поворо
maxi-exkavator.ru
|
www.ekg-5.com
Технические характеристики экскаватора ЭКГ-10 | ||||||
Параметры | ЭКГ-10 | ЭКГ-5У | ЭКГ-8УС | ЭКГ-10М | ЭКГ-10Р | |
Вместимость ковша основного, м3 | 10,0 | 5,0 | 8,0 | 11,5 | 8,0 | |
Вместимость ковшей сменных, м3 | 8,0; 12,5; 16,0 | — | — | — | — | |
A | Длина стрелы, м | 13,86 | 20,6 | 16,5 | 14,36 | |
B | Ход рукояти, м | 4,55 | 5,53 | 5,3 | 4,35 | |
a | Угол наклона стрелы, град | 45 | 50 | 50 | 45 | 45 |
C | Радиус черпания наибольший, м | 18,40 | 23,70 | 19,80 | 19,00 | 17,90 |
D | Высота черпания наибольшая, м | 13,50 | 22,20 | 17,60 | 14,50 | 13,50 |
E | Радиус выгрузки наибольший, м | 16,30 | 22,10 | 17,90 | 16,50 | 15,50 |
F | Высота выгрузки наибольшая, м | 8,60 | 17,50 | 12,50 | 10,20 | 8,60 |
I | Высота до головных блоков стрелы, м | 14,62 | 20,74 | 17,39 | 14,97 | 14,6 |
K | Радиус черпания на уровне стояния, м | 12,60 | 14,50 | 13,50 | 12,60 | 12,60 |
L | Высота до фильтро-вентиляционной установки, м | 8,29 | 8,29 | 8,29 | 8,29 | 8,29 |
M | Просвет под поворотной платформой, м | 2,77 | 2,77 | 2,77 | 2,77 | 2,77 |
N | Радиус вращения хвостовой части поворотной платформы, м | 7,78 | 7,78 | 7,78 | 7,90 | 7,78 |
P | Расстояние от пяты стрелы до центра вращения, м | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,4 |
R | Высота до двуногой стойки, м | 11,56 | 11,56 | 11,56 | 11,56 | 11,56 |
U | Уровень глаз оператора, м | 7,65 | 7,65 | 7,65 | 7,65 | 7,65 |
Длина гусеничного хода, м | 8,2 | 8,2 | 8,2 | 8,2 | 8,2 | |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении (1100 мм звенья), кПа | 313 | 306 | 320 | 316 | ||
Среднее удельное давление на грунт при передвижении (1400 мм звенья), кПа | 216 | 211 | 210 | 225 | 230 | |
Наибольшее усилие на подвеске ковша, кН (тс) | 980 (100) | 490 (50) | 780 (79,6) | 1078 (110) | 1078 (110) | |
Расчетная продолжительность цикла на угол 900, с | 26 | 30 | 28 | 26 | 26 | |
Скорость передвижения по горизонтальной площадке, км/час | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | |
Наибольший преодолеваемый угол подъема, рад (град) | 0,2 (12) | 0,2 (12) | 0,2 (12) | 0,2 (12) | 0,2 (12) | |
Напряжение питающей сети (3-х фазная, 50Гц), кВ | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
Тип электропривода | Генератор – двигатель с тиристорным возбуждением | |||||
Номинальная мощность сетевого двигателя, кВт (трансформатора, кВА) | 800 (160) | 800 (160) | 800 (160) | 800 (160) | 800 (160) | |
Масса рабочая с ковшом, тонн | 395,0 | 386,0 | 405,0 | 402,0 | 407,0 | |
Масса основного ковша, тонн | 16,2 | 8,6 | 14,4 | 19,4 | 14,6 | |
Масса противеса, тонн | 45-50 | 45-50 | 55-60 | 55-60 | 45-50 |
www.ingeneryi.info
Модель | Модификация | Характеристика |
---|---|---|
ЭКГ-5A | ЭКГ-5A | Экскаватор ЭКГ-5A — электрическая карьерная полноприводная лопата на гусеничном ходу, предназначенная для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород в тяжёлых забоях. |
ЭКГ-5В | Ковш экскаватора ЭКГ-5В оборудован пневмоударными зубьями, обеспечивающими разрушение горной массы в процессе черпания и позволяет разрабатывать трещиноватые породы и угли малой и средней крепости без предварительного их рыхления взрывом. | |
ЭКГ-5Д | Экскаватор ЭКГ-5Д оборудован дизель-электрическим приводом, дающим возможность эксплуатировать машину в условиях отсутствия линий электропередачи. | |
ЭКГ-10 | ЭКГ-10 | Экскаватор ЭКГ-10 с ковшом ёмкостью 10 м3 предназначен для разработки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и пород вскрыши на открытых горнорудных карьерах, а также для отвалообразования и погрузочных работ на складах. |
ЭКГ-5У | ЭКГ-5У с ковшом вместимостью 5м3 и удлинённым рабочим оборудованием предназначен для проходки зарезных траншей, отработки высоких уступов, погрузки породы в транспортные средства, расположенные на вышележащем горизонте. | |
ЭКГ-8УС | ЭКГ-8УС с удлиненным рабочим оборудованием предназначен для погрузки породы в транспортные средства, находящиеся на уровне стояния, отработки более высоких уступов и обеспечения более редких передвижек железнодорожного пути. | |
ЭКГ-10М | Экскаватор ЭКГ-10М с уширенным ковшом вместимостью 11,5 м3 и лучшей заполняемостью ковша предназначен при использовании на угольных разрезах. | |
ЭКГ-10Р | ЭКГ-10Р с ковшом 8 м3 создан на базе экскаватора ЭКГ-10, имеет увеличенное подъемное усилие до 110 т вместо 100 т и рядную подъемную лебедку с увеличенным межцентровым расстоянием редуктора. | |
ЭКГ-12,5 | ЭКГ-12,5 | Экскаватор ЭКГ-12,5 — мощная электрическая карьерная полноприводная лопата на малоопорном гусеничном ходу, предназначенная для разработки открытым способом полезных ископаемых или пород вскрыши с последующей погрузкой в транспортные средства или в отвал. |
ЭКГ-6,3У | Экскаватор ЭКГ-6,3У является модификацией экскаватора ЭКГ-12,5. ЭКГ-6,3У имеет удлинённое рабочее оборудование и предназначен для погрузки породы в транспортные средства, находящиеся на уровне стояния, отработки более высоких уступов и обеспечения более редких передвижек железнодорожного пути. | |
ЭКГ-15 | ЭКГ-15 | Карьерный экскаватор ЭКГ-15 с ковшом вместимостью 15 м3 предназначен для разработки вскрышных пород и полезных ископаемых с использованием средств автомобильного и железнодорожного транспорта, а также для отвалообразования, погрузочных работ на складах и в схемах циклично-поточной технологии. |
ЭКГ-8У | ЭКГ-8У с ковшом вместимостью 8 м3 и удлиненным рабочим оборудованием предназначен для погрузки породы в транспортные средства, находящиеся на уровне стояния, отработки более высоких уступов и обеспечения более редких передвижек железнодорожного пути. | |
ЭКГ-12УС | Экскаватор ЭКГ-12УС с ковшом вместимостью 12 м3 со среднеудлинённым оборудованием предназначен для выемки уширенных заходок и погрузки горной массы в транспортные средства, расположенные на уровне установки экскаватора. | |
ЭКГ-18 | ЭКГ-18 создан на базе экскаватора ЭКГ-15 и имеет по сравнению с базовым экскаватором увеличенное до 170 т вместо 150 т подъемное усилие и увеличенное до 80 т вместо 65 т напорное усилие. |
www.ekg-5.com
Прародитель современных механических лопат Bucyrus Износ зубчатого венца Износ втулки катка натяжной оси Износ зубчатого колеса поворотного редуктора Износ втулки опорного катка Муфта переключения хода ЭКГ-5А Частичная разборка экскаватора ЭКГ-5А | На открытых горных работах всего постсоветского пространства работает большое количество карьерных механических лопат. Самым распространенным и массовым экскаватором среди них является ЭКГ-5А (ЭКГ-4.6Б), доля машин этой модели составляет более половины всего парка карьерных одноковшовых экскаваторов. Они и сегодня остаются основным экскавационным оборудованием при разработке карьеров нерудных материалов, широко используются в качестве добычных машин на рудниках и угольных разрезах, строительстве крупных объектов и т. д. Выпуск ЭКГ-5А начался еще в конце 1970-х годов, фактически это модернизированный ЭКГ-4,6Б. С минимальными конструктивными изменениями его продолжает выпускать и сегодня. Учитывая общее состояние горнодобывающей отрасли в странах СНГ и консерватизм горного производства, можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем существенного изменения структуры экскаваторного парка не будет. Несмотря на массированное продвижение на рынке гидравлических экскаваторов рабочей массой до 120 т от известных мировых брендов Hitachi, Terex, Komatsu, Caterpillar, Liebherr, ветеран ЭКГ-5А остается востребованным. Сегодня отпускная цена нового ЭКГ-5А превышает цену карьерных гидравлических экскаваторов, способных технологически заменить его, значительно подорожали и запасные части к нему, особенно оригинальные. Немаловажный фактор – суровые климатические условия большинства наших карьеров. Несмотря на все усовершенствования низкие температуры с резкими перепадами снижают эффективность работы гидропривода, и дорогостоящее оборудование вынуждено простаивать в очень сильные морозы, тогда как механические лопаты, имеющие по факту более низкий температурный порог, продолжают работать. Производители гидравлических экскаваторов предлагают много модификаций с дизельными двигателями, при этом большинство карьеров на всем постсоветском пространстве имеют развитое электроснабжение. При высокой стоимости дизтоплива предприятию выгодней использовать электроэнергию. А поставщики техники могут предложить лишь ограниченный модельный ряд гидравлических экскаваторов с первичными электродвигателями. Самое главное – механические лопаты уверенно (с запасом по производительности) обеспечивают производственную программу большинства предприятий. ЭКГ-5А с основным ковшом вместимостью 5,2 м3 рассчитан на экскавацию разрыхленного материала объемной массой до 1,8 т/м3. Породы I и II категорий (ЕНВ) (с твердостью f по шкале Протодьяконова до 3) могут разрабатываться без предварительного рыхления, породы категории III и выше – после рыхления. Из особенностей экскаватора можно отметить реечный напор с двухбалочной рукоятью, бесполиспастный подъем ковша, малоопорный гусеничный ход. Сегодня завод «Уралмаш» предлагает различные опции к экскаватору: использование встроенных пневмоударных зубьев ковша, установка удлиненного рабочего оборудования и первичного дизельного двигателя. Некоторым прообразом ЭКГ-5А (ранее выпускавшихся ЭКГ-4, ЭКГ-4,6, ЭКГ-4,6А, ЭКГ-4,6Б), а именно конструкции рабочего оборудования с двухбалочной рукоятью и реечным напором, явились ранние механические лопаты компании Bucyrus (США), законодателя экскаваторной моды на протяжении всего прошлого столетия. Первой моделью, в которой угадывается современный карьерный канатный экскаватор, можно назвать Bucyrus 18В. Подобная конструктивно-компоновочная схема использовалась также на более поздних и тяжелых версиях 50В и 54В, и на большинстве мехлопат Marion. Схема с использованием реечного напора с двухбалочной рукоятью оказалась настолько удачной, что и сегодня используется при производстве мощных карьерных механических лопат. Жесткое соединение направляющих балок рукояти со стрелой через седловые подшипники позволяет более эффективно разрабатывать «тяжелые» забои, особенно при наличии негабаритных кусков горной массы. После взрывания скальных пород имеет место выход определенного количества негабарита, доля которого экскавируется далее без предварительной разделки на месте. Однобалочная рукоять с канатным напором, разгруженная от кручения, усложняет процесс выемки плохо разрыхленных горных пород, под воздействием неравномерной нагрузки на режущую кромку ковш немного проворачивается вместе с рукоятью вокруг продольной оси рукояти. Устройство реечного напорного механизма несколько сложнее, в том числе усложняется конструкция стрелы, на которой он целиком располагается. Необходимо обеспечить передачу значительных усилий через зубчатое зацепление кремальерных шестерен и реек рукояти, защитить стрелу от боковых нагрузок и др. Напорный механизм состоит из электродвигателя, двухступенчатого цилиндрического редуктора (встроен в плиту корпуса стрелы), двух седловых подшипников. Передача крутящего момента от двигателя на редуктор осуществляется посредством специального предохранительного устройства, включающего фрикционные колодки и шкив. Это устройство играет роль муфты предельного момента. При разработке «тяжелых» забоев фрикционные колодки немного ослаблены, что позволяет проскальзывать ведущему валу редуктора относительно приводного зубчатого колеса, входящего в зацепление с моторной шестерней. За счет этого привода предохраняют от перегрузок. Седловые подшипники свободно вращаются на латунных втулках и имеют сменные боковые и верхние чугунные скользуны, служащими опорой для балок рукояти. Зубчатые рейки относятся к быстроизнашиваемым деталям, их периодически заменяют. Рукоять ЭКГ-5А взаимозаменяема с рукоятью ЭКГ-4,6Б. Для установки рукояти на старые модели (ЭКГ-4, ЭКГ-4,6) потребуется замена седловых подшипников. Вообще ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6 (А) до сих пор работают на многих карьерах, что лишний раз подчеркивает исключительную живучесть механической лопаты. В целом машина очень надежна и при правильном и своевременном проведении ремонтов и ТО удовлетворительно работает в тяжелейших условиях. Фактический ресурс машины составляет десятки лет. Так, на карьерах до сих пор работают экскаваторы ЭКГ-4,6 выпуска конца 1960-х годов. Одной из проблем рабочего оборудования остается низкое качество кремальерных шестерен, которые производят многие специализированные фирмы. «Сырой» металл, т. е. не прошедший термообработку, а также низкокачественные сорта сталей, применяемых при изготовлении шестерен, приводят к быстрому их износу. Бывают случаи, когда шестерни работают не более суток, превращаясь в гладкие колеса. Другая проблема – трещины корпуса стрелы, приводящие даже к излому стрелы в средней ее части. В процессе черпания равнодействующая усилий в ветвях подъемного каната, огибающего головные блоки стрелы, направлена вниз и «ломает» стреловой корпус. Максимальные сгибающие усилия при этом возникают в области установки напорного вала машины. При подаче рукояти с ковшом на забой реакция от забоя передается через рукоять на стрелу и направлена вверх, а равнодействующая усилий в ветвях подъемного каната направлена вниз, и тогда образуется изгибающий момент. При разработке «тяжелых» забоев и чрезмерной затяжке фрикционных колодок ударные нагрузки приводят к образованию усталостных трещин в корпусе стрелы и возможному ее излому в дальнейшем. При работе экскаватора на слабых обводненных грунтах часто случается заштыбовка кулачковых муфт переключения хода. Если сырой материал замерз, гидроцилиндры не могут продавить муфту, и переключить ход не удается. Из-за того, что рабочая масса экскаватора относительно небольшая, возникают колебания поворотной платформы относительно нижней рамы в процессе работы, эффективно компенсировать которые при том исполнении опорно-поворотного устройства, как на экскаваторе ЭКГ-5А, невозможно. Внешне это проявляется в бочкообразности изношенных зубьев поворотного венца, раскате роликов. Следует строго следовать предписаниям завода-изготовителя при заполнении отсеков противовеса балластом (рекомендуемая масса балласта 40…41 т), так как правильная загрузка противовеса позволяет продлить безотказную работу экскаватора. Из-за несоблюдения рекомендаций преждевременно изнашиваются центральная цапфа, втулки центральной цапфы, рельсовый и роликовый круги. Замена втулок в подвижных и неподвижных сопряжениях должна производится вовремя. Особенно надо обращать внимание на состояние втулок ходовой тележки (опорные катки, первичный и выходной валы бортовых редукторов). Несвоевременная их замена приводит к ускоренному износу внутренней поверхности расточки катков и опорных осей, износу выходных валов редукторов хода и раскатке внутренней поверхности расточки ступиц гусеничных рам. С внешней стороны опорные узлы должны быть надежно защищены колпаками, что часто игнорируется на карьерах. Следует периодически контролировать зазор в скользунах седлового подшипника. На экскаваторе для главных механизмов применяется электропривод по системе генератор–двигатель (Г–Д). Для привода вспомогательных механизмов применяют трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели переменного тока, питаемые от трансформатора собственных нужд. Как уже отмечалось, в качестве первичного двигателя может быть использован дизель аналогичной мощности (250 кВт). Высокая металлоемкость экскаватора, обеспечивающая отчасти его внушительный ресурс, приводит и к удорожанию машины. В любом случае даже при щадящей эксплуатации наступает момент, когда нужен капитальный ремонт. Капитальный ремонт ЭКГ сегодня очень дорог, в этом плане карьерный гидравлический экскаватор зачастую даже выигрывает по стоимости всех связанных с этим затрат. Но в эксплуатации с учетом затрат на техобслуживание и общее обеспечение, а тем более с учетом ресурса ЭКГ пока вне конкуренции. По-видимому, полный переход на гидравлику в нашей стране будет завершен не так скоро, как ожидалось. |
os1.ru
|
www.ekg-5.com