Экскаватор ЕК-14. Руководство — часть 1
8
ЭПП-4 в окнах 1 и 2 (рис. 3) в течение 10 с будет высвечиваться количество моточасов
(часов наработки) с точностью до 0,1 ч. Через 10 с в окнах 1 и 2 появятся показания на-
пряжения в сети и температуры в гидросистеме.
На блоке индикации параметры работы контролируются с помощью цветовых инди-
каторов. Зеленый цвет индикатора свидетельствует о нормальном, соответствующем
заданному параметре. Красный — о недопустимом отклонении (превышении или сниже-
нии ниже допустимого) параметра работы двигателя или системы экскаватора.
Загорание контрольных ламп свидетельствует о включении или нарушении работы
систем, изображенных на них.
Органы управления экскаватором и
контрольно-измерительные приборы
Наименование
и назначение
органа управ-
ления, прибора
Условный
символ
Положение
или
на-
правление
движения
органа
управления;
характер
показаний
прибора
Состояние или действия
управляемого механизма,
системы
Примечание
Педаль управле-
ния отвалом
Педаль нажата вперед
Педаль нажата назад
Отвал опускается
Отвал поднимается
Включатель
«массы» — глав-
ный включатель
электрической
системы
Кнопка нажата один раз
Кнопка нажата второй
раз
Замыкается электрическая сеть
Электрическая сеть разомкнута
Включатель
электрофакель-
ного подогрева-
теля
Кнопка нажата и удер-
живается 30…40 с
Происходит предпусковой по-
догрев двигателя (нагрев спира-
ли ЭФП)
Стопор
пово-
ротной
плат-
формы
Стопор поднят
Стопор опущен в прорезь
пола
Поворотная платформа может
свободно поворачиваться отно-
сительно ходовой рамы
Поворотная платформа жестко
зафиксирована
относительно
ходовой рамы
Рычаг управле-
ния
подачей
топлива в двига-
тель
Рычаг
поворачивается
вперед
Рычаг
поворачивается
назад
Увеличивается частота враще-
ния вала двигателя
Уменьшается частота вращения
вала двигателя
Включатель
предпускового
гателя
Ручка повернута до упо-
ра влево
Ручка поворачивается до
упора вправо
Подогреватель отключен
Загорается зеленая лампочка
на выключателе, подогрева-
тель включается
zinref.ru
Экскаватор колесный ТВЭКС ЕК-14 — отзывы Отрицательные. Нейтральные. Положительные. + Оставить отзыв Отрицательные отзывы volgolex https://otzovik.com/review_4403521.html Достоинства: Единственный плюс — более низкий расход топлива по сравнению с импортными аналогами. Это факт. Недостатки: Уже перечислил. Конструкционно это старая советская машина, которую слегка внешне облагородили. Вот и все. Там старый советский двигатель, старые мосты, старый распределитель, старый коллектор (такая геморойная штука посередине платформы). Все старое. К тому же все это сделано тяп-ляп на всяких ООО и также тяп-ляп собрано на самом заводе. К счастью, их уже не выпускают. Мосты текут по швам и их нужно постоянно подваривать. Ковш и стрела также постоянно нуждаются в сварщике. Трубки и шланги пущены абы как, постоянно перетираются друг об друга. За этим нужно следить. Резиновые уплотнения периодически текут. Кабина убогая, как в довоенной полуторке. Предпусковой подогреватель долго не работает, так как его насос и вентилятор постоянно забиваются шлаком в системе охлаждения. Летом гидравлика сильно греется, а двигатель при продолжительном движении вообще кипит. Родной радиатор слабенький. У нас он сновья потек. Пришлось полностью переваривать. Обычно, после трех лет нормальной эксплуатации этот экскаватор превращается в мазутный гроб на колесиках. Чтобы он был более-менее чистый его нужно постоянно пузом полировать, удаляя потеки. Это дико раздражает. После иномарки этот экскаватор — как страшный сон. Вообщем, не рекомендую. Лучше взять иномарку. Siriouldentles http://otzyv.expert/polniy-otstoy-1488340 Достоинства: Дешевые цены на запчасти неприхотливость к качеству топлива Недостатки: Низкое качество машины Подробности Уже больше 12 лет работаем в сфере услуг аренды спецтехники. Главным образом использовали технику западного производства. Но так случилось что наш начальник отдела снабжения увидел на аукционе это чудо советского машиностроения. Почти новый 4500 мото-часов. Гидравлика слабая, управление заторможенное, потребление топлива сумашедшее половина не перегорает. Операторы напрочь отказывались на нём работать… Колесная пара одинарная ездит уверенно только по твердым площадкам, в глине грузнет, в грязи грузнет … Бортовые редуктора откровенное «чудо» ломались почти каждые пол тысячи часов . Ковш маленький, машина большая, шестеренчатые насосы не дают должного потока. Шланги все текут постоянно не смотря на их замену и замену уплотнителей. Работа заявлена в диапазоне -40 до +40. Он в -20 просто труп не смотря на солярку зимнюю WOG Mustang -32/Несмотря на то что Volvo и старенький Atlas заводились с первого тыка. А уже при +25 все цилиндры мокрые и текут. Вокруг экскаватора большая масляная поляна … Гидравлику нужно доливать по 10 литров за две смены. Вообщем если у Вас стоит задача занять всех механиков и отдел снабжения работой это то что Вам действительно надо. Работой будут загружены как минимум 3 человека 2 механика и 1 снабженец . Расходы топлива отследить просто не возможно так как меняться все от настроения))) Так что заправлять будете весь автопарк фирмы сами об этом не зная. orlow1988 http://otzovik.com/review_821833.html Достоинства: Цена Недостатки: Медленный не надёжный. Я работаю в строительной фирме на должности машиниста экскаватора. Работал я на различных экскаваторах колесных, гусеничных импортного производства и так случилось, что 3 месяца я работал на ТВЭКС ЕК-14, могу сказать работать на нём можно, но скорость выполнения рабочих циклов гораздо меньше чем у импортных экскаваторах. Так же довольно часто происходят поломки, то шланг лопнет, то масло закапает откуда-нибудь, в мороз трудно запустить движок. Причём цена не много отличается от колесных экскаваторов марок: hitachi, comatsu, hyundai. Если вы любите мучиться с техникой, ковыряться в ней, постоянно быть в масле, то он для вас!!! Аноним https://forum.exkavator.ru/showthread.php?t=5141 Поработал я на ЕК-14 недельку.Что сказать…..Наша техника! Как и везде.Начальству плевать на людей,как на сборщиков такой «чуда»техники, так и на потребителей.А рабочим плевать на работу….Везде течёт, всё раскручивается и лопается. Механик приказал устранить теч гидравлики.Попробовал-затянуто намертво и течет…Джойстики г**но полное.Очень резкое управление.Привыкаешь конечно но очень опасно когда работаешь с людьми.Чуть на милиметр не туда дрогнула рука- и ковш уже летит.Движок стоял PERKINS.Толи с движком проблемы, толи с нашей «электроникой», но постоянно показывал и силнализировал то о превышении давления масла в движке, то полное падение давления на ноль.При этом движок работал ровно.При движении в транспортном положении повышенная передача то включится, то нет. Пресмаслёнки снизу расположены так что если куда сядеш — их непременно сорвет и не выкрутиш.Потом сверли,нарезай.Одним словом не продуманная, очень грубая и некачественная техника. Нейтральные отзывы art26 http://otzovik.com/review_1075683.html Достоинства: Легкая управляемость и хорошая мощьность гидравлики и дизеля. Недостатки: На колесах. Работал на данном экскаваторе, есть конечно плюсы и минусы. Расскажу сначало о его хороших характеристиках. Ну что мне понравилось в нем, это его мощь и гидравлическая система, которая работает плавно и без всяких дерганий, не важно как ты управляешь рычагом: плавно или резко в любом случае работа механизма происходит плавно. Высокая мощь его дизеля заставляет восхищаться. Панель управления не очень сложная и им сможет научиться управлять даже неопытный, а главное хороший кондиционер и печка не дадут вам там замерзнуть или спатеть в нем от жары. Минус вижу один это трудно проходимость, хотя конечно для эскаватора не так важно но всеже, мое мнение будь он на гусеницах его проходимость сравнилась бы с бульдозером. с одной стороны он будет удобнее для некоторых участков земли. FedorovSM http://otzovik.com/review_808142.html Достоинства: Неприхотлив прост в управлении и обслуживании Недостатки: Находится на пути к совершенству Я много лет работал главным инженером строительно-монтажной организации, поэтому не на словах знаю о специальной технике. Что бы не говорили о продвинутой импортной технике, убежден: прежде всего она должна эксплуатироваться с соблюдением рекомендаций ее производителя и с заботой пользователя. Ломаются хваленые и «немцы», и «японцы», если они попадают в руки не компетентных руководителей, которые гонят слабо квалифицированных машинистов совершать трудовые подвиги. Экскаватор колесный ТВЭКС ЕК-14 сохранил за собой советские: скорость передвижения по дорогам (уж могли бы 10 км поднять, а более опасно), минимум эргономики, почти не изменившийся расход ГСМ и достаточную неприхотливость. Если в организации налажена система ТО и Р техники и оборудования, правильная эксплуатация, то экскаватор будет долго служить. Уж в сравнении с «китайцами» он гораздо крепче и отношение к ТВЭКС в основном уважительное. При рассмотрении вопроса о приобретении техники: ТВЭКС — оптимальный вариант. Brandatil http://otzyv.expert/neobhodimaya-tehnika-dlya-stroyki-559423 Достоинства: Можно осуществлять любые земляные работы. Недостатки: Маленькая скорость передвижения. Подробности За мою трудовую деятельность мне довелось поработать на многих экскаваторах. В этом отзыве я хочу рассказать об одном из них, об колёсном экскаваторе ТВЭКС ЕК-14. Экскаватор производится на ОАО «Тверской экскаватор». Что можно рассказать про эту технику? Одноковшовый, предназначенный для земляных работ: копка котлованов, траншей, ям, а также погрузка песка, грунта, щебня и т. д. Очень удобный для этих работ, так как может производить работы в любых климатических условиях, в любое время года, така снабжён двумя мостами для хорошей проходимости. Очень устойчивый при работе, за счёт лап и переднего ножа(лопаты), на которых он вывешивается. Кабина просторная и комфортная, позволяющая великолепно себя чувствовать во время работы, хорошо видеть при копки и погрузки. До места работы можно добираться своим ходом(20 км/ч), но так же и буксировкой, как прицеп к грузовому автомобилю(40-50 км/ч), типа МаЗ, КамаЗ. По сравненю с ЕК-12, ЕК-14 имет более мощный дизельный двигатель. Я на этом экскаваторе проработал более трёх лет и скажу, что он мне мало доставлял проблем, ну так по мелочи(уплотнительные колечки поменять на распределителе или бывает гидравлический шланг) Одним словом, хороший экскаватор отечественного производства. Было в удовольствие на нём работать. Аноним https://forum.exkavator.ru/showthread.php?t=5141 Работаю на ЕК-14 4 ГОДА ,4000 МОТОЧАСОВ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ СМЕНИЛ 2 РВД . ВОТ ТОЛЬКО ПЕРЕДНИЙ МОСТ РЕГУЛЯРНО ТРЕБУЕТ СВАРКИ . Положительные отзывы roman95 https://otzovik.com/review_3158704.html Достоинства: Идеальный аппарат , и стоимость соответствует. Недостатки: Не удобно перегонять на большие расстояния. Надежная строительная техника, берет большой объем работы, легко проезжает по глинистым местам ! Легко используется в эксплуатации ! Работал с таким зверем, ну просто слов нет, очень понравилось. Я даже такого кайфа не использовал за рулем своего авто !! Angrisped http://otzyv.expert/rabochaya-loshadka-592453 Достоинства: хорошая гидравлика маневренность база на колесах, Недостатки: нет Подробности Экскаватор супер, можно даже сказать многофункциональный!!! Он и краном бывает, причем даже часто. На сам ковш наваривают крюк, цепляют тросы и вуаля! А когда жарким летом, проходят работы где то возле речки, то в обеденный перерыв капаем яму с запрудой и ныряем прямо с ковша! Самое главное, это держать технику в порядке, вовремя проводить ТО. И почаще солидолом мазать. Гидравлика у него хорошая, главное не рвать технику. Еще один отличный плюс, это база на колесах. В любое место можно проехать своим ходом, пусть и медленно но все же лучше, чем вызывать «трал» для базы на гусеницах. : )

Отрицательные отзывы
volgolex
https://otzovik.com/review_4403521.html
Достоинства:
- Единственный плюс — более низкий расход топлива по сравнению с импортными аналогами. Это факт.
Недостатки:
- Уже перечислил.
Конструкционно это старая советская машина, которую слегка внешне облагородили. Вот и все. Там старый советский двигатель, старые мосты, старый распределитель, старый коллектор (такая геморойная штука посередине платформы). Все старое. К тому же все это сделано тяп-ляп на всяких ООО и также тяп-ляп собрано на самом заводе. К счастью, их уже не выпускают. Мосты текут по швам и их нужно постоянно подваривать. Ковш и стрела также постоянно нуждаются в сварщике. Трубки и шланги пущены абы как, постоянно перетираются друг об друга. За этим нужно следить. Резиновые уплотнения периодически текут. Кабина убогая, как в довоенной полуторке. Предпусковой подогреватель долго не работает, так как его насос и вентилятор постоянно забиваются шлаком в системе охлаждения. Летом гидравлика сильно греется, а двигатель при продолжительном движении вообще кипит. Родной радиатор слабенький. У нас он сновья потек. Пришлось полностью переваривать. Обычно, после трех лет нормальной эксплуатации этот экскаватор превращается в мазутный гроб на колесиках. Чтобы он был более-менее чистый его нужно постоянно пузом полировать, удаляя потеки. Это дико раздражает. После иномарки этот экскаватор — как страшный сон. Вообщем, не рекомендую. Лучше взять иномарку.
Siriouldentles
http://otzyv.expert/polniy-otstoy-1488340
Достоинства:
- Дешевые цены на запчасти
- неприхотливость к качеству топлива
Недостатки:
- Низкое качество машины
Подробности
Уже больше 12 лет работаем в сфере услуг аренды спецтехники. Главным образом использовали технику западного производства. Но так случилось что наш начальник отдела снабжения увидел на аукционе это чудо советского машиностроения. Почти новый 4500 мото-часов. Гидравлика слабая, управление заторможенное, потребление топлива сумашедшее половина не перегорает. Операторы напрочь отказывались на нём работать… Колесная пара одинарная ездит уверенно только по твердым площадкам, в глине грузнет, в грязи грузнет … Бортовые редуктора откровенное «чудо» ломались почти каждые пол тысячи часов . Ковш маленький, машина большая, шестеренчатые насосы не дают должного потока.
Шланги все текут постоянно не смотря на их замену и замену уплотнителей. Работа заявлена в диапазоне -40 до +40.
Он в -20 просто труп не смотря на солярку зимнюю WOG Mustang -32/Несмотря на то что Volvo и старенький Atlas заводились с первого тыка. А уже при +25 все цилиндры мокрые и текут. Вокруг экскаватора большая масляная поляна … Гидравлику нужно доливать по 10 литров за две смены. Вообщем если у Вас стоит задача занять всех механиков и отдел снабжения работой это то что Вам действительно надо. Работой будут загружены как минимум 3 человека 2 механика и 1 снабженец . Расходы топлива отследить просто не возможно так как меняться все от настроения))) Так что заправлять будете весь автопарк фирмы сами об этом не зная.
orlow1988
http://otzovik.com/review_821833.html
Достоинства:
Недостатки:
- Медленный
- не надёжный.
Я работаю в строительной фирме на должности машиниста экскаватора. Работал я на различных экскаваторах колесных, гусеничных импортного производства и так случилось, что 3 месяца я работал на ТВЭКС ЕК-14, могу сказать работать на нём можно, но скорость выполнения рабочих циклов гораздо меньше чем у импортных экскаваторах. Так же довольно часто происходят поломки, то шланг лопнет, то масло закапает откуда-нибудь, в мороз трудно запустить движок. Причём цена не много отличается от колесных экскаваторов марок: hitachi, comatsu, hyundai. Если вы любите мучиться с техникой, ковыряться в ней, постоянно быть в масле, то он для вас!!!
Аноним
https://forum.exkavator.ru/showthread.php?t=5141
Поработал я на ЕК-14 недельку.Что сказать…..Наша техника! Как и везде.Начальству плевать на людей,как на сборщиков такой «чуда»техники, так и на потребителей.А рабочим плевать на работу….Везде течёт, всё раскручивается и лопается. Механик приказал устранить теч гидравлики.Попробовал-затянуто намертво и течет…Джойстики г**но полное.Очень резкое управление.Привыкаешь конечно но очень опасно когда работаешь с людьми.Чуть на милиметр не туда дрогнула рука- и ковш уже летит.Движок стоял PERKINS.Толи с движком проблемы, толи с нашей «электроникой», но постоянно показывал и силнализировал то о превышении давления масла в движке, то полное падение давления на ноль.При этом движок работал ровно.При движении в транспортном положении повышенная передача то включится, то нет. Пресмаслёнки снизу расположены так что если куда сядеш — их непременно сорвет и не выкрутиш.Потом сверли,нарезай.Одним словом не продуманная, очень грубая и некачественная техника.
Нейтральные отзывы
art26
http://otzovik.com/review_1075683.html
Достоинства:
- Легкая управляемость и хорошая мощьность гидравлики и дизеля.
Недостатки:
Работал на данном экскаваторе, есть конечно плюсы и минусы. Расскажу сначало о его хороших характеристиках. Ну что мне понравилось в нем, это его мощь и гидравлическая система, которая работает плавно и без всяких дерганий, не важно как ты управляешь рычагом: плавно или резко в любом случае работа механизма происходит плавно. Высокая мощь его дизеля заставляет восхищаться. Панель управления не очень сложная и им сможет научиться управлять даже неопытный, а главное хороший кондиционер и печка не дадут вам там замерзнуть или спатеть в нем от жары. Минус вижу один это трудно проходимость, хотя конечно для эскаватора не так важно но всеже, мое мнение будь он на гусеницах его проходимость сравнилась бы с бульдозером. с одной стороны он будет удобнее для некоторых участков земли.
FedorovSM
http://otzovik.com/review_808142.html
Достоинства:
- Неприхотлив
- прост в управлении и обслуживании
Недостатки:
- Находится на пути к совершенству
Я много лет работал главным инженером строительно-монтажной организации, поэтому не на словах знаю о специальной технике. Что бы не говорили о продвинутой импортной технике, убежден: прежде всего она должна эксплуатироваться с соблюдением рекомендаций ее производителя и с заботой пользователя. Ломаются хваленые и «немцы», и «японцы», если они попадают в руки не компетентных руководителей, которые гонят слабо квалифицированных машинистов совершать трудовые подвиги. Экскаватор колесный ТВЭКС ЕК-14 сохранил за собой советские: скорость передвижения по дорогам (уж могли бы 10 км поднять, а более опасно), минимум эргономики, почти не изменившийся расход ГСМ и достаточную неприхотливость. Если в организации налажена система ТО и Р техники и оборудования, правильная эксплуатация, то экскаватор будет долго служить. Уж в сравнении с «китайцами» он гораздо крепче и отношение к ТВЭКС в основном уважительное. При рассмотрении вопроса о приобретении техники: ТВЭКС — оптимальный вариант.
Brandatil
http://otzyv.expert/neobhodimaya-tehnika-dlya-stroyki-559423
Достоинства:
- Можно осуществлять любые земляные работы.
Недостатки:
- Маленькая скорость передвижения.
Подробности
За мою трудовую деятельность мне довелось поработать на многих экскаваторах. В этом отзыве я хочу рассказать об одном из них, об колёсном экскаваторе ТВЭКС ЕК-14. Экскаватор производится на ОАО «Тверской экскаватор». Что можно рассказать про эту технику? Одноковшовый, предназначенный для земляных работ: копка котлованов, траншей, ям, а также погрузка песка, грунта, щебня и т. д. Очень удобный для этих работ, так как может производить работы в любых климатических условиях, в любое время года, така снабжён двумя мостами для хорошей проходимости. Очень устойчивый при работе, за счёт лап и переднего ножа(лопаты), на которых он вывешивается. Кабина просторная и комфортная, позволяющая великолепно себя чувствовать во время работы, хорошо видеть при копки и погрузки. До места работы можно добираться своим ходом(20 км/ч), но так же и буксировкой, как прицеп к грузовому автомобилю(40-50 км/ч), типа МаЗ, КамаЗ. По сравненю с ЕК-12, ЕК-14 имет более мощный дизельный двигатель. Я на этом экскаваторе проработал более трёх лет и скажу, что он мне мало доставлял проблем, ну так по мелочи(уплотнительные колечки поменять на распределителе или бывает гидравлический шланг) Одним словом, хороший экскаватор отечественного производства. Было в удовольствие на нём работать.
Аноним
https://forum.exkavator.ru/showthread.php?t=5141
Работаю на ЕК-14 4 ГОДА ,4000 МОТОЧАСОВ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ СМЕНИЛ 2 РВД . ВОТ ТОЛЬКО ПЕРЕДНИЙ МОСТ РЕГУЛЯРНО ТРЕБУЕТ СВАРКИ .
Положительные отзывы
roman95
https://otzovik.com/review_3158704.html
Достоинства:
- Идеальный аппарат , и стоимость соответствует.
Недостатки:
- Не удобно перегонять на большие расстояния.
Надежная строительная техника, берет большой объем работы, легко проезжает по глинистым местам ! Легко используется в эксплуатации ! Работал с таким зверем, ну просто слов нет, очень понравилось. Я даже такого кайфа не использовал за рулем своего авто !!
Angrisped
http://otzyv.expert/rabochaya-loshadka-592453
Достоинства:
- хорошая гидравлика
- маневренность
- база на колесах,
Недостатки:
Подробности
Экскаватор супер, можно даже сказать многофункциональный!!! Он и краном бывает, причем даже часто. На сам ковш наваривают крюк, цепляют тросы и вуаля! А когда жарким летом, проходят работы где то возле речки, то в обеденный перерыв капаем яму с запрудой и ныряем прямо с ковша! Самое главное, это держать технику в порядке, вовремя проводить ТО. И почаще солидолом мазать. Гидравлика у него хорошая, главное не рвать технику. Еще один отличный плюс, это база на колесах. В любое место можно проехать своим ходом, пусть и медленно но все же лучше, чем вызывать «трал» для базы на гусеницах. : )
otzov-mf.ru
Экскаватор ЕК-14. Руководство — часть 14
60
зубчатому венцу опорно-поворотного устройства, заставляет платформу поворачивать-
ся относительно пневмоколесного ходового устройства экскаватора.
Корпус планетарного редуктора механизма поворота состоит из трех частей (крыш-
ки 11, корпуса 18 и корпуса 21), соединенных болтами.
Для смазки подшипников и зубчатых зацеплений в крышке 11 предусмотрено залив-
ное отверстие, закрываемое пробкой-сапуном 10. Количество заправленного масла кон-
тролируется по отверстию, которое закрывается пробкой в корпусе 18.
Для слива отработанного масла предусмотрены отверстия, закрываемые пробками
20 и 22.
2.2.
К
АБИНА И КАПОТ
На экскаваторе устанавливается цельнометаллическая шумотермоизолированная
кабина.
Верхнее лобовое стекло с рамкой может быть убрано под крышу кабины и зафикси-
ровано в этом положении. Дверь снабжена замком.
На левой наружной стенке кабины имеется фиксатор для удержания двери в откры-
том положении.
Пол покрыт виброизолирующим ковриком. Кабина оборудована подрессоренным
сиденьем, с изменяемым наклоном спинки. Положение сиденья регулируется по глуби-
не и высоте.
Капот экскаватора состоит из съемных блоков, имеющих откидные дверцы и панели
для облегчения доступа к агрегатам и механизмам на поворотной платформе при тех-
ническом обслуживании и текущем ремонте.
2.3.
У
СТАНОВКА ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ И ОТОПЛЕНИЯ КАБИНЫ
(
РИС
.
26.1
И РИС
.
26.2)
ВНИМАНИЕ! На Вашем экскаваторе может быть установлен жидкостный по-
догреватель HYDRONIC 10 (12 В).
Материалы по указанному подогревателю прилагаются.
С целью предотвращения выхода из строя подогревателя в системе охлаждения
двигателя в качестве охлаждающей жидкости необходимо использовать низкоза-
мерзающую всесезонную охлаждающую жидкость Тосол-А40М.
2.3.1. Устройство и принцип работы
Для предпускового подогрева двигателя и отопления кабины в холодное время года
на экскаваторе смонтирована установка предпускового подогрева двигателя и отопите-
ля кабины, состоящая из жидкостного подогревателя 12 (HYDRONIC 10), работающего
на дизельном топливе, с блоком управления и водяным насосом; дозировочного топ-
ливного насоса 9 со встроенным фильтром; глушителя воздуха для сгорания 14; глуши-
теля отработанных газов 5; рукавов для подвода и отвода охлаждающей жидкости 2, 3,
топлива 13, 7, подвода воздуха для сгорания через глушитель 14, отвода отработанных
газов 4; проводов для подвода электропитания на электроаппараты подогревателя;
жидкостного отопителя 1 (ZENITH 8000), установленного в кабине, включателей по-
догревателя и отопителя, смонтированных на пультах управления в кабине.
Подогрев охлаждающей жидкости двигателя осуществляется жидкостным подогре-
вателем 12. Охлаждающая жидкость из блока цилиндров двигателя насосом подогрева-
теля по рукаву 3 подается в теплообменник подогревателя. В теплообменнике жидкость
подогревается благодаря горению дизельного топлива в камере сгорания подогревателя
zinref.ru
Экскаватор ЕК-14. Руководство — часть 9
39
Гидравлические масла до заливки в гидросистему должны храниться в чистой, гер-
метично закрытой таре с приложением документа об их соответствии стандарту или
техническим условиям. Масло, заливаемое в гидросистему, должно иметь сертификат,
удостоверяющий его качество. Класс чистоты рабочей жидкости не ниже 12 согласно
установленной в России классификации.
Обратите особое внимание на своевременность замены рабочей жидкости, соответ-
ствие марки масла сезону эксплуатации. Первую замену рабочей жидкости производи-
те через 100 ч работы экскаватора, последующие — при сезонном техническом обслужи-
вании, а при отсутствии смены сезона — через 2000 моточасов, но не реже, чем: для ос-
новных сортов масел — одного раза в 2 года; для сортов заменителей — одного раза в год.
Заправка рабочей жидкости в гидросистему экскаватора должна производиться через
фильтр с тонкостью фильтрации не более 25 мкм.
3.3.3.
П
ОРЯДОК ЗАМЕНЫ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ
1. Подготовьте ёмкости для сбора рабочей жидкости, вытекающей из отсоединяемых тру-
бопроводов и гидроаппаратов.
2. Заведите двигатель и разогрейте рабочую жидкость до +30…+40°С, производя имита-
цию рабочих движений всеми исполнительными органами экскаватора.
3. Установите экскаватор на ровной, специально оборудованной, исключающей возмож-
ность загрязнения площадке и расположите рабочее оборудование таким образом, чтобы што-
ки гидроцилиндров рукояти и ковша были до упора втянуты, а зубья ковша упирались в зем-
лю.
4. С внешней стороны колёс уложите бруски для предотвращения самопроизвольного дви-
жения экскаватора и включите стояночный тормоз.
5. Пpоизведите стpоповку краном штоков гидроцилиндров стрелы и придержите. Отсоеди-
ните штоки от стрелы и опустите гидроцилиндры на ходовую раму. Втяните до отказа штоки
гидроцилиндров стрелы. Соблюдайте осторожность, чтобы не погнуть и не поцарапать штоки!
6. Поднимите откидные опоры и зафиксируйте их в этом положении пальцами с защёлками.
7. Заглушите двигатель. Отсоедините трубопроводы и рукава от гидроцилиндров стрелы,
рукояти, ковша, гидроцилиндров опор. Слейте рабочую жидкость.
8. Слейте рабочую жидкость из корпуса насоса, гидробака, калорифера маслоохладитель-
ной установки, для чего выверните сливные штуцеры на гидробаке и насосе.
9. Демонтируйте крышку в днище гидробака, очистите внутреннюю полость гидробака от
загрязнений, установите крышку на место.
10. Демонтируйте с экскаватора фильтры, разберите их, промойте детали и замените
фильтроэлементы. Соберите фильтры и установите на место.
11. Демонтируйте всасывающие фильтры, промойте и установите на место.
12. Демонтируйте напорный фильтр, промойте и установите на место.
13. Отсоедините рукава от цилиндров поворота колёс и слейте рабочую жидкость.
14. Отсоедините трубопроводы от гидромотора КПП и слейте рабочую жидкость.
15. Восстановите герметичность гидросистемы и установите на места все отсоединённые
трубопроводы, заверните сливные штуцера. Дефоpмиpованные и поврежденные уплотнитель-
ные кольца необходимо заменить.
16. Заправьте гидробак чистой рабочей жидкостью соответствующей марки до верхней от-
метки на смотровом стекле. Рекомендуется использовать механизированные системы заправ-
ки производительностью не более 100 л/мин.
17. Запустите двигатель и прогрейте рабочую жидкость. Поработайте рычагом управления
стрелой для заполнения рабочей жидкостью поршневой и штоковой полостей гидроцилинд-
ров стрелы, штоки гидроцилиндров стрелы с помощью крана закрепите на стреле.
18. Произведите имитацию рабочих движений всеми исполнительными органами экскава-
тора. Добейтесь удаления воздуха из гидросистемы путём многократного (5-10 раз) включе-
ния каждого исполнительного органа экскаватора.
zinref.ru
Экскаватор ЕК-14. Руководство — часть 10
Экскаватор ЕК-14. Руководство — часть 10
41
5. На полном вылете рабочего оборудования заглубите зубья ковша в грунт или ус-
тановите ковш между опорами так, чтобы поворотная платформа не могла вращаться,
затем включением поворота платформы сначала в одну, а затем в другую сторону, на-
стройте клапаны КП11 и КП12 на давление 21
+2
МПа.
Клапаны КП11 и КП12 находятся в блоке переливных клапанов на гидромоторе по-
ворота.
6. Заглубите зубья ковша в грунт, включите II передачу, нажмите педаль тормоза и
зафиксируйте ее. Включением хода вперед, а затем назад настройте клапаны КП9 и
КП10 на давление 25
+3
МПа.
Клапаны КП9 и КП10 находятся в противообгонном устройстве, установленном на
ходовой раме.
7. Пеpеставьте манометр на напорный трубопровод, подходящий на напорную сек-
цию (со стороны малых крышек).
Рис. 10 Схема установки предохранительных клапанов
КП1…КП19 — предохранительные клапаны
1 — гидробак; 2 — насос; 3(1)…3(4) — включатели манометров; 4 — пневмогидроаккумулятор; 5 — гидромотор
хода; 6 — гидрораспределитель; 9 — манометр рулевого управления; 10 — гидроруль; 11 — гидроцилиндры
поворота колес; 12 — шестеренный насос; 13 — гидромотор поворота; 14 — гидромотор маслоохладительной
установки.
8. Пpи включении подъема стрелы до упора, а затем опускания стрелы до упора, на-
стройте клапаны КП3 и КП4 на давление 32
-2
МПа.
9. Пpи включении поворота ковша сначала в одну, а затем в другую сторону, на-
стройте клапаны КП5 и КП6 на давление 32
-2
МПа.
10. Пpи включении поворота рукояти до упора в одну, а затем в другую сторону, на-
стройте клапаны КП7 и КП8 на давление 32
-2
МПа.
11. Пpи включении поворота ковша в любую сторону до упора настройте клапан
КП1, а затем КП2 на давление 28
+2
МПа, затем, выворачивая регулировочный винт кла-
пана отсечки качающего узла в магистрали клапана КП2 (напорный трубопровод со
стороны малой крышки), настройте давление отсечки 27
±
0,5 МПа.
Срабатывание клапана отсечки определяется по снижению уровня шума.
42
12. Пpи включении отвала в любую сторону до упора, выворачивая регулировочный
винт клапана отсечки качающего узла в магистрали клапана КП1 (напорный трубопро-
вод со стороны большой крышки) настройте давление отсечки 27
±
0,5 МПа.
По окончании настройки давления регулировочные винты клапанов гидрораспреде-
лителя должны быть опломбированы.
Давление в системе дистанционного управления поддерживается автоматически
встроенными в клапанный блок пневмогидроаккумулятора редукционным и предохра-
нительным гидpоклапанами. Для контроля давления в системе дистанционного управ-
ления соедините манометр на 16 МПа (160 кгс/см
2
)
или 10
МПа (100 кгс/см
2
)
к включа-
телю манометра, находящемуся на линии, соединяющей пневмогидроаккумулятор 4 с
блоками управления в кабине, и убедитесь, что давление в этой линии находится в пре-
делах 3,0…3,5 МПа. В противном случае необходимо проверить работоспособность
пневмогидроаккумулятора.
Для эффективной работы системы гидроуправления необходимо, чтобы величина
подводимого к пневмогидpоаккумулятоpу давления составляла 3…4 МПа.
Включатель манометра установлен на трубопроводе, соединяющем шестеренный
насос НШ-10, установленный на двигателе, и пневмогидроаккумулятор. Указанная ве-
личина давления достигается при частоте вращения вала двигателя, близкой к мини-
мальной, и обеспечивается подпорным клапаном КО2, установленным в напорной ли-
нии шестеренного насоса НШ-10.
Проверка настройки предохранительных клапанов рулевого управления
Механизм рулевого управления экскаватора имеет три встроенных гидроклапана:
предохранительный клапан КП13 и два реактивных клапана КП14.
Предохранительный клапан КП13 настроен на давление 8 МПа и служит для защи-
ты от перегрузки питающего насоса.
Реактивные клапаны КП14 настроены на давление 10 МПа и служат для разгрузки
полостей гидроцилиндров рулевого управления и механизма поворота колес.
Клапаны настроены на заводе-изготовителе и не требуют дополнительной настройки
в процессе эксплуатации. Контроль давления осуществляется по манометру на 16 МПа
(160 кгс/см
2
), уложенному в ЗИП, который подсоединяется к включателю манометра
под полом кабины.
3.3.5.
З
АРЯДКА БАЛЛОНА ПНЕВМОГИДРОАККУМУЛЯТОРА
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Рис. 11 Схема зарядки баллона пневмогидроаккумулятора
1 — манометр; 2,5 — прокладки; 3 — зарядное приспособление; 4 — ключ; 6 — трубопровод; 7 — регулятор; 8 —
баллон с газом; 9 — баллон пневмогидроаккумулятора; 10 — винт
zinref.ru
Экскаватор ЕК-14. Руководство — часть 27
112
Наименование отказа,
его внешнее проявле-
ние и дополнительные
признаки
Вероятная причина
Метод устранения
А4.6. Неисправен блок управления ис-
полнительным органом экскаватора
А 4.7. Засорен клапанный блок «ИЛИ»
на гидрораспределителе ГР-520
сутствии движения органа снять
крышку золотника, проверить
легкость перемещения
Проверьте давление в линии
управления неисправным испол-
нительным органом. При давле-
нии меньшем 20 кгс/см
2
разбери-
те блок, промойте, замените из-
ношенные уплотнения.
Разберите и промойте клапанный
блок «ИЛИ»
А5. Происходит само-
произвольное опуска-
ние рабочего органа,
при котором скорость
перемещения штока
соответствующего
гидроцилиндра пре-
вышает допустимое
значение
А5.1. Неисправность предохранительно-
го клапана на гидрораспределителе
А5.2. Негерметичность рабочего органа
(течь рабочей жидкости по штоку или
перетечки ее из поршневой полости в
штоковую) вследствие износа уплотне-
ний штока или поршня
Не срывая пломб, выверните со-
ответствующий предохранитель-
ный клапан, разберите и промой-
те.
Подсоедините рабочий орган к
исправному золотнику, при про-
должении падения гидроцилиндр
снимите и отправьте на завод
А6 . Экскаватор не
движется при вклю-
чении рычага управ-
ления передвижени-
ем
А6.1 Перетечки рабочей жидкости внут-
ри золотника механизма передвижения
из-за неисправности противообгонного
устройства (ПОУ).
А6.2. Перетечки в предохранительных
клапанах
А6.3. Неисправность гидромотора ко-
робки перемены передач
А6.4. Перетечки рабочей жидкости в
центральном коллекторе из-за износа
резинового или фторопластового уплот-
нения
Демонтируйте золотник гидро-
распределителя и ПОУ, разбери-
те их, промойте. При необходи-
мости замените пружину проти-
вообгонного устройства
См. п. А5.1
См. п. А1.2
Демонтируйте коллектор экска-
ватора. Разберите, промойте. За-
мените изношенное уплотнение
А7. Поворотная
платформа не враща-
ется при включении
рычага управления
поворотом платфор-
мы
А7.1. См. подразд. А4
А7.2. Неисправность гидромотора меха-
низма поворота
См. п. А1.2
А8. Откидные опоры
или опора-отвал не
фиксируются в за-
данном положении
Неисправность гидрозамка
Демонтируйте гидрозамок, раз-
берите, промойте, при необходи-
мости, замените изношенные де-
тали
А 9. Подтекание ра-
бочей жидкости в
резьбовых и фланце-
вых соединениях
трубопроводов со-
единений сборочных
единиц гидросисте-
мы
А9.1. Слабая затяжка резьбового соеди-
нения
А9.2. Износ или повреждение уплотни-
тельного кольца
А9.3. Слабая затяжка болтов
Подтяните резьбовое соединение
Разберите соединение и замените
кольцо
Затяните болты на фланце
А10. Подтекание ра-
бочей жидкости по
А10.1. Износ или повреждение уплотне-
ний штока
Замените уплотнение
zinref.ru
Экскаватор ЕК-14. Руководство — часть 28
Экскаватор ЕК-14. Руководство — часть 28
113
Наименование отказа,
его внешнее проявле-
ние и дополнительные
признаки
Вероятная причина
Метод устранения
штоку гидроцилинд-
ра
А10.2. Износ штока, задиры и риски на
нем
Замените шток
А11. Подтекание ра-
бочей жидкости по
штуцерам, вверну-
тым в гидрораспре-
делитель или другое
устройство
А11.1. Износ или повреждение уплотни-
тельного кольца
А11.2. Слабо затянуты накидные гайки
Замените уплотнительное кольцо
Подтяните накидные гайки
А12. Подтекание ра-
бочей жидкости по
валу гидромотора
коробки перемены
передач
А12.1. Износ или повреждение манжеты
А12.2. Поломка крышки гидромотора
Замените манжету
Замените крышку
А13. Подтекание ра-
бочей жидкости че-
рез манжетное уп-
лотнение приводного
вала гидромотора
механизма поворота
А13.1. Износ или повреждение манжеты
Замените манжету
А14. Изгиб штока
гидроцилиндра рабо-
чего оборудования
А16.1. Резкий удар ковшом или другим
элементом рабочего оборудования
Замените шток цилиндра
А15. Рабочая жид-
кость выбрасывается
через сапун
А15.1. Переполнен гидробак
А15.2. Подсос воздуха во всасывающей
магистрали аксиально-поршневого насо-
са
А15.3. Наличие воздуха в гидросистеме
Слейте излишек масла из гидро-
бака. Подтяните хомуты всасы-
вающего патрубка.
Проверьте герметичность гидро-
системы. Удалите из нее воздух,
отвернув воздушные пробки, и
устраните его подсос
А16. Разрыв рукавов
высокого давления
А16.1. Дефекты в рукавах или в армату-
ре
А16.2. Защемление, чрезмерный перегиб
или трение рукавов о металлические по-
верхности
Замените рукав
Следите за правильной установ-
кой рукавов
В. Рулевое управление
В1. Колеса либо не
поворачиваются при
вращении рулевого
колеса, либо начи-
нают поворачиваться
самопроизвольно
В1.1. Неисправность насоса, питающего
систему рулевого управления
В.1.2. Неисправность гидроруля
В1.3. Перетечки рабочей жидкости в
центральном коллекторе из-за износа
уплотнений
В случае, когда при повороте ру-
левого колеса давление поднима-
ется до значения давления на-
стройки предохранительного
клапана, а при прекращении по-
ворота рулевого колеса — не
опускается до нуля, необходимо
заменить гидроруль
Демонтируйте коллектор экска-
ватора. Разберите, промойте. За-
мените изношенное уплотнение
В2. Поворот рулево-
го колеса опережает
поворот колес, а при
достижении колеса-
ми крайних положе-
ний рулевое колесо
В2.1. Неправильная регулировка предо-
хранительных клапанов системы рулево-
го управления
В2.2. Негерметичность гидроцилиндров
поворота колес
В2.3. Неисправность гидроруля
Промойте и отрегулируйте пре-
дохранительные клапаны рулево-
го управления согласно ИЭ.
Замените уплотнения
Замените гидроруль
114
Наименование отказа,
его внешнее проявле-
ние и дополнительные
признаки
Вероятная причина
Метод устранения
поддается вращению
руками со скоростью
более 3 об/мин
С. Пневмоколесное ходовое устройство
С1. Увеличена длина
тормозного пути
С1.1. Износ фрикционных накладок в
тормозах колес
С 1.2. Попадание масла на фрикционные
накладки
Проверьте и при необходимости
замените фрикционные накладки.
Отрегулируйте тормоза колес
согласно ИЭ.
В случае замасливания фрикци-
онных накладок замените ман-
жетное уплотнение, установлен-
ное в ступице колеса
С2. Стояночный тор-
моз, даже после регу-
лировки, не обеспечи-
вает эффективное
торможение
С2.1. Износ фрикционных накладок
стояночного тормоза
Проверьте и при необходимости
замените фрикционные накладки.
Отрегулируйте стояночный тор-
моз.
С3. Повышенный шум
и стук в мосту
С3.1. Смещение пятна контакта к концам
зубьев конической пары
С3.2. Потеря коническими подшипника-
ми предварительного натяга или их из-
нос
С3.3. Некачественная смазка или недос-
таточное ее количество
С3.4. Износ зубьев шестерен или нали-
чие на них сколов
С3.5. Неправильный боковой зазор у ко-
нических шестерен со спиральными
зубьями центрального редуктора
С3.6. Увеличенный боковой зазор между
зубьями шестерен дифференциала в ре-
зультате износа опорных шайб
Отрегулируйте зацепление шесте-
рен
Отрегулируйте натяг или замените
подшипник
Замените или долейте масло
Замените изношенные шестерни и
отрегулируйте зацепление
Отрегулируйте величину бокового
зазора с обеспечением правильно-
го положения пятна контакта
Замените изношенные шайбы но-
выми
С4. Стук в соедине-
ниях карданных ва-
лов
С4.1. Отсутствие смазки в игольчатых
подшипниках кардана или выход их из
строя
Разберите кардан. Проверьте со-
стояние подшипников. При не-
обходимости замените их или
заложите смазку
С5. Стук в карданной
передаче моста (пово-
ротных кулаках)
С5.1. Отсутствие смазки в игольчатых
подшипниках кардана или выход их из
строя
С5.2. Износ втулок полуосей
С5.3. Износ втулок шкворней
Разберите карданную передачу и,
при необходимости, замените
изношенные детали и заложите
смазку
То же
С6. Подтекание мас-
ла из картера моста
С6.1. Износ манжетных уплотнений, ус-
тановленных в ступице колеса или (на
переднем мосте) на полуосях
Замените изношенные уплотне-
ния
С7. Подтекание масла
из-под крышки главной
передачи
С7.1. Износ манжетного уплотнения
То же
С8. Повышенный на-
грев моста
С8.1. Недостаточное или излишнее ко-
личество смазки
С8.2. Слишком тугое зажатие конических
подшипников ведущей шестерни или
дифференциала
Проверьте уровень масла и при
необходимости долейте или
слейте масло
Проверьте и отрегулируйте за-
тяжку подшипников
zinref.ru