Для вырезания канавок используют штихель клепики ноготок цезарики – Резьба по дереву. Инструменты и оборудование — Резьба по дереву — Каталог статей — Giga Style

Инструмент для миниатюры — «ноготки», «коготки», «клепики» и дальше по списку

Всех приветствую! Решил свои пять копеек добавить в тему. Хочу показать свои инструменты, которыми работаю с костью и не только, некоторыми хорошо работать и по дереву и по цветным металлам.
Это так сказать коготки, делать их начал очень давно. Просто не мог подобраться к хитрому место и решил сделать похожий на коготь звериный инструмент, получилось очень удобно работать, потом увидел и у других похожие самоделки. Делаю их в основном из пружинной стали. Обыкновенной, которая по тоньше из автохлама, которые по толще из старого дивана вытащил, в мангале на даче отжег до красна с час, теперь при необходимости выпрямляю нужный пруток, отрезаю, формую, затачиваю, закаливаю с красно алого в воду, после чего до пшеничного цвета промышленным феном отпускаю. Точу финал на зеркальце, сначала семеркой алмазной пастой (семерка — зеленый цвет) и довожу так же на зеркале пастой полировочной Диалюкс белой. Почему на зеркальце, по тому как держит очень хорошо грань при заточке маленьких кромок. Точу руками без приспособ, просто на твердой поверхности зеркальце с пастой и что бы локоть рабочий руки был так же на твердой этой же поверхности.

Эти коготки подтачивал и перетачивал из стоматологических скребков пародонтолога для удаления зубного камня. Сталь мягче но вполне держит заточку довольно долго.

Так же пользуюсь многими штихелями. По прямому назначению…то есть провести прямую или дугу ими запросто, некоторыми и как коготком можно сработать что то. Делаю их из стали Р18, старых надфилей, обоймы небольших подшипников, пружин. Закалка-отпуск все так же кроме Р18, она легированная и с очень сложным процессом отпуска-закалки, Р18 просто с водой довожу на наждаке до нужной формы и так же по зеркалу финал.



Ножи то же использую, иногда нужно что то подрезать и прорезать. Формы вот такие, сталь такая же.

Для глубоких контрастных линий использую вот такие скребки, скрайберы по моему называются, так же дают возможность подлезть кое куда. Пилка очень удобна для подпиливания чего то очень тонкого, например деталировки кромки пера очень малого размера. Делал из лезвия «СПУТНИК» половинки, на деревяшку положил борчик цилиндр с мелкой насечкой и самой режущей кромкой прокатал туда-сюда лезвием. Получилась очень тонкая пилка, которая пилит абсолютно все. Осторожно по началу с пальцами, в один проход может пропилить ноготь вместе с мясцом своим…проходил такое дело от радости.

Техника работы в основе по трем принципам.
Первый, традиционный, как стамеской, в основном это только штихели.
Второй, скоблить или как правильно ШАБРИТЬ, это все практически инструменты.
Ну и третий, это рычаг с упорным пальцем, это так же все кроме ножей, по крайней мере ножами еще так не работал, хотя сапожком подрезаю иногда край чего то тонкого. В общем как удобнее и чем удобнее, то и в дело. Вот примерно, как уж получилось, не ругайте сильно, сфотографировал и нарисовал этот способ с рычагом и упором.

Пример:

Эскиз:

Схема:

По поводу углов заточки, очень трудно сказать, дело в том что по идее сначала затачиваю все кромки под 45 гр., но потом видно становится, что нужно корректировать, если зарывается — увеличиваю, если хрустеть-кряхтеть начинает — уменьшаю, так что какого то одного угла панацейного для всего нет в принципе. Кость еще к тому же, я про цевку, зачастую на поверхности более жесткая и хрупкая, а к середине становиться более мягкая и пластичная…вот и рыскаешь туда сюда…ищешь пятый угол.

Вот так в общем. Если что то не понятно написал или вопросы есть, пишите, все расскажу что знаю. Спасибо!

www.rezbaderevo.ru

Мастер класс по изготовлению полукруглой стамески для резьбы по дереву

В этом мастер классе хочу поделиться с вами тем, как изготовить качественную полукруглую стамеску для резьбы по дереву, без использования кузницы. Материал- сталь Р6М5. по своему опыту- лучшего не встречал.

Вот так выглядит исходный материал. Это вышедшие из строя фрезы по металлу. Найти их не составляет труда и бесплатно. но всегда можно и купить новую. Резец, сделанный из стали Р6М5 подходит для резьбы и по твердой древесине, при этом прекрасно держит кромку.

Всеми, доступными вам способами, отрезаем полоску нужных нам размеров. В данном случае отрезана полоска шириной 7 мм, и длиной 75 мм.

Выбираем, болгарочным диском толщиной 4 мм, паз нужных размеров.

Доводим внутреннюю поверхность до идеала, контролируя процесс прутком нужного диаметра. В данном случае сверло диаметром 5 мм.

На наждаке выводим наружный контур стамески.

Должно получиться как-то так.

Выбираем брусок для рукояти и высверливаем отверстие пот хвостовик стамески.

Стамеска не силовая, поэтому достаточно посадить на эпоксидку.

Придаем формы рукояти, полируем, точим и пробуем….

stranamasterov.ru

эскизы и рисунки для начинающих

Рассмотрим, что такое плоскорельефная резьба по дереву, какие виды еще существуют и что для их выполнения необходимо. Издавна изделия из этого материала вошли в жизнь человека (от игрушек до домов). А создавая деревянные предметы, пытаются показать их природную красоту. Резьба является одним из первых украшений, которую наносили на ограды, посуду, шкатулки, мебель и др. Но для выполнения каждого предмета использовали различную технику.

Картина выполненная плоскорельефной резьбой

Например, для отделки дома, мебели или посуды применяли прорезную или ажурную резьбу, а во время украшения корабля, резных балясин для лестницы, сувенира или игрушки — скульптурную резьбу.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Материал для работ и виды резьбы

Вначале рассмотрим, какие породы дерева можно использовать для этого увлекательного занятия. Для начинающих лучше выбрать мягкие породы. Существуют следующие сорта древесины:

  • твердые — бук, орех, дуб, ясень;
  • очень твердые — акация, тис, граб;
  • мягкие — осина, липа, сосна.

Для того, чтобы выполнить треугольно-выемчатую резьбу, необходимо иметь:

Существуют следующие виды резьбы:

  1. Плоскорельефная — предполагает расположение узора и фона в одной плоскости. Абрамцево-кудринская резьба и паргори являются ее видами.
  2. Пропильная — считается продолжением предыдущей, так как изображение выпиливают лобзиком и его украшением является сетка.

    Пример наличников выполненных пропильной резьбой

  3. Прорезная — ее применяют для плоских элементов, а некоторые участки фона удаляют.

Плоскорельефная имеет подвиды:

  1. Резьба с заоваленным конуром — с интересной игрой светотени, которая выходит за счет сочетания более крутого закругления (со стороны узора) и полого (от фона).
  2. С подушечным или подобранным фоном — почти то же, что и с контуром, но с той разницей, что фон не плоский, а иногда расположен ниже самого орнамента. Узор как бы наложен на плоскость. А фон в этом случае делают чеканкой.
Вернуться к оглавлению

Как подготовить основу и начать работу

В основном резьба по дереву для начинающих — это сложная работа, требующая определенных навыков и знаний. Для того, чтобы все выполнить правильно, необходимо уметь пользоваться инструментами. Обработка основы начинается с работ по подготовке древесины под резьбу.

Пример покрытой лаком дощечки для кухни

Вначале его необходимо выстрогать, а если фон из светлого дерева, то это делают рубанком. А для темного фона композиции заготовку тонируют. Для получения блестящей поверхности дерево покрывают лаком, в этом случае употребляют черный цвет, после его высыхания производят полировку политурой.

При использовании таких красителей, как темпера, тушь, протравы, акварели и др. подобных красителей, поверхность остается матовой или покрывается светлым лаком и полируется. Для закрепления заготовки ее зажимают в верстаке. Для этого используют зажимы станка или державки (дощечки, которые охватывают и удерживают заготовку). Плоскорельефная резьба позволяет выполнить растительный узор, барельеф животного, птицы или человека.


Когда производится резьба по дереву, рисунки выбирают из специальных книг, журналов или альбомов. Для правильного выполнения орнамента его переносят, применив кальку или копирку. Лучше сначала применить прозрачную бумагу, которую расчерчивают на квадратики. Их размер зависит от размеров узора оригинала. Если необходимо его увеличить, то применяют пантограф. Орнамент для резьбы, возможно, увеличить в 2 или 4 раза.

Чтобы резьба по дереву, эскизы которой переносят на заготовку, была выполнена правильно, выбирают четверть или половину узора, складывают кальку по горизонтали и при надобности еще и по вертикали. После на нее переносят наброски орнамента или обводят контур. На одной стороне получают половину изображения, его перегибают, и выходит цельное.

Изготовление эскиза рисунка для плоскорельефной резьбы

На деревянную заготовку его переносят любым из существующих методов. Главное, чтобы все свободные от прорезной резьбы детали размещались в месте, с красивой текстурой. А в остальных располагают элементы обрамления. Контуры узора обязательно должны совпадать с направлением волокна.

Вернуться к оглавлению

Техника выполнения

Основной инструмент — нож — необходимо зажать в кулаке, причем лезвием к себе. Придав некоторое усилие, проводят им по орнаменту. Нож по отношению к доске расположен немного наклонно. Так выполняют надрезание. После этого делают подрезку. Для этого нож держат в том же положении, но рука наклонена в другую сторону.


Придав некоторое усилие, делают подрезание уже выполненного контура. В этом случае выходит соломка (трехгранная). Скругления производят только одним углом стамески. Причем радиус при надобности меняется и зависит от ширины лезвия инструмента. Для отделения соломки действуют четко. Она должна сразу отделиться от заготовки. Иначе понадобится все делать заново, но вырезать придется глубже.

Для вырезания контурной канавки инструмент держат двумя руками.

При надобности ножом вырезают и окружности.


Для завитков используют полукруглую стамеску. Ее углубляют на 3 или 4 мм в дерево и поворачивают кисть, этим прокручивают все вокруг оси. Это делается до тех пор, пока линии не замкнутся. Это очень увлекательное занятие. Главное, разобраться, что к чему, и тогда все получится. В основном художественная резьба по дереву, фото работ которой можно найти в журналах, книгах и др. изданиях, древнее и красивое ремесло.

Сегодня оно возрождается и есть немало хороших современных мастеров этого дела.

proekt-sam.ru

Контурная резьба по дереву: рисунки и эскизы

Контурная резьба по дереву, являясь разновидностью геометрической резьбы, требует некоторого опыта. Без привычки трудно прорезать абсолютно ровные линии без зазубрин и сколов. Не очень сложная техника сочетается с максимальной детализацией, благодаря чему получаются красивые резные изделия.

Пример контурной резьбы по деревуВернуться к оглавлению

Содержание материала

Процесс работы с материалом

Резьба по дереву представляет собой надрезание и подрезание деревянного материала. В результате из-под ножа резчика выходят готовые контурные рисунки. Очертания предметов, пейзажные композиции, цветочные коллажи находят свое воплощение преимущественно в деревянных панно.

Как же осуществляется сам процесс работы по древесине? Как получаются красивые картинки? Всю работу над куском дерева, который впоследствии становится произведением искусства, можно разделить на этапы:

  1. Первоначально выбирают изображение.
  2. Рисунок переводят на трафарет для резьбы.
  3. С трафарета делают эскиз для резьбы на деревянной заготовке.
  4. Производится резьба по дереву.
  5. Готовое панно зашкуривается, шлифуется, вскрывается лаком.

Особенного мастерства требует резьба по дереву, эскизы которой предполагают выполнение сложного узора.

Подборка эскизов для контурной резьбы по дереву

Каждая прочерченная линия должна быть ровной и четкой. Для рисунков в конкретном случае мастер принимает сам решение, насколько глубоко должны прорезаться линии. От этого зависит выразительность изображения на дереве.

По технике контурной резьбы по дереву изготавливаются шкатулки, крестики и другие изделия, где необходимо воспроизводить очертания цветов, животных, людей. Работа осуществляется, как на естественной древесине, так на тонированной, а также на фанере.

Вернуться к оглавлению

Техника работы

Приемы резьбы по дереву разделяются на прорезывание линий и завитков. Линии сначала надрезают, потом подрезают. При этом используют специальный острый нож — косяк. Лезвие ножа должно располагаться к работе под небольшим наклоном с вертикального положения. Таким способом осуществляется надрезание.

Пример техники контурной резьбы

Затем наклон делается в противоположную сторону. Подрезается надрезанная часть дерева. При прорезывании контурных канавок косяк зажимают в кулаке, другой рукой направляют движение лезвия. В процессе подрезания важно, чтобы из-под ножа выходили ровные полоски дерева. Если получаются опилки, неровные полоски, красивых линий не будет.

Резьба по дереву с целью вырезания завитков и округлых линий предполагает использование различных стамесок. Но бывалые мастера умеют вырезать извилистые контурные узоры при помощи только одного косяка.
Техника надрезания завитков, небольших окружностей такова.

Техника прорезной резьбы по дереву

Стамеску держат в кулаке, делая небольшой наклон к центру окружности. Лезвие углубляют в древесину на несколько сантиметров, после чего поворачивают дощечку по кругу по оси. Затем делают подрезание. Также осуществляется вращение по оси с отрезанием надрезанного кусочка древесины. Дальше радиус при необходимости увеличивают.

Для резьбы по дереву применяют плоские и округлые стамески. Опытный мастер, зная назначение каждой, может вырезать самый замысловатый узор. Верхом мастерства является контурная резьба с подушкой. Получаемый узор по центру выглядит как бы приподнятым над остальной его частью. В действительности различается лишь глубина канавок. По центру она может делаться большей, по краям — меньшей.

Вернуться к оглавлению

Деревянные узоры на фанере

Резьба на фанере несколько отличается от резьбы по дереву. Работа с материалом предусматривает выполнение нескольких техник. К ним относятся:

  • выполнение контурного выпиливания;
  • выполнение резьбы;
  • ажурная резьба;
  • комбинированная резьба.

По методу выпиливания вырезают контурные изображения животных, фигурки людей, цветы. В результате образуется выпуклое изображение на ровном фоне. Контурная резьба предполагает вырезание сложного рисунка путем нарезания и подрезания. В итоге выходит рельефный изысканный узор.

Ажурная резьба предполагает сквозное прорезывание деталей рисунка. Узор, выполняемый в этой технике, самый трудоемкий и красивый. Изделие напоминает воздушное кружево. Комбинированная контурная резьба объединяет сразу 2 и более техник.

Процесс выполнения прорезной резьбы

Чаще всего применяют одновременно для ее изготовления ажурную резьбу и технику контурного выпиливания, контурную резьбу и выпиливание. Резьба по фанере хотя и более трудоемкое занятие, но ее выполнять легче. Все дело в материале. Дерево твердых пород труднее поддается обработке, чем фанерные образцы.

Вернуться к оглавлению

Техника резьбы на фанере

Перед началом работы делается заготовка, она шлифуется, выкрашивается при необходимости в темный тон нитрокраской. Дают заготовке просохнуть и снова прокрашивают. На готовый образец наносится рисунок или эскиз при помощи туши, гуаши. Иногда вместо этого применяются трафареты. Все изгибы рисунка вырисовываются по заготовленной форме.

Эскизы и техника выполнения ажурной резьбы

Проще всего пояснить технику резьбы по фанере на примере выпиливания. Необходимым инструментом для данной техники является пила. Выпиливание производится следующим способом. По имеющемуся контуру пилой выпиливается контур изображения.

Чтобы фон получался ровным, а изображение не имело зазубрин, применяется беспрерывное выпиливание.

При помощи все той же пилы вырезают отдельные детали. Выходит объемное изображение. Его зашкуривают, шлифуют, вскрывают лаком. При необходимости после просыхания первого слоя лак наносится на изделие еще раз.

Ажурная контурная резьба по фанере делается при помощи лобзика, напильников, коловорота, шила. При выпиливании отверстий по имеющемуся шаблону инструмент для резьбы должен оставаться неподвижным; вращается только заготовка.

Пример картины выполненной ажурной резьбой на фанере

Большие отверстия выпиливают коловоротом, маленькие — при помощи шила. Лобзиком прорезают отдельные фигурные элементы. После окончания работы ажур шлифуют и покрывают лаком или краской. Обычно полученные ажурные элементы используют для декорирования зеркальных рам, абажуров, в качестве деталей при изготовлении шкатулок.

proekt-sam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *