Дизельное топливо — это… Виды, сорта, марки, классы дизельного топлива
Дизельное топливо – это достаточно старый, но по-прежнему востребованный вид топлива для поршневых дизельных двигателей. И если раньше область его применения была ограничена из-за низкого качества и токсичных продуктов сгорания, то сейчас все больше легковых автомобилей оснащаются дизельными двигателями, и ученые работают над тем, чтобы повысить эксплуатационные характеристики и сделать дизельное топливо экологически безопасным.
Что такое дизельное топливо
Дизельное топливо – это тяжелые фракции нефти, основой которых являются углеводороды с высокой – 200-350°С – температурой кипения. Используется в качестве топлива в дизельных двигателях и газодизелях.
Почему именно в дизельных? Потому что в отличие от бензиновых двигателей, в которых смесь бензина с воздухом поджигается от искры, в дизельном поршневом двигателе топливо самовоспламеняется при сильном сжатии.
Внешне дизельное топливо — это прозрачная, с большей вязкостью, чем у бензина, жидкость, цвет которой может быть и желтым, и коричневым разных оттенков. На цвет влияют смолы в составе топлива.
При сгорании любое топливо производит энергию. Дизельное топливо, кроме этой главной задачи, выполняет еще несколько немаловажных функций в работе двигателя. Оно смазывает в топливных форсунках и насосах трущиеся поверхности, охлаждает стенки камеры сгорания и регулирует параметры выхлопа на двигателях.
Использование дизельного топлива
Морские и речные суда, тепловозы, военная и сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили – практически весь тяжелый транспорт работает на дизельных двигателях.
Последние десятилетия популярным в развитых странах Европы становится легковой автомобиль, который работает на дизельном топливе. Расход топлива на 40 % в дизельном двигателе меньше, а тяговое усилие, мощность, проходимость и безопасность выхлопных газов больше, чем в бензиновом.
Дизельное топливо- это экономичное в эксплуатации и по стоимости топливо. Оно используется в дизельных электрогенераторах стационарных и передвижных электростанций, в котлах автономных отопительных систем.
Соляровое масло, которое в народе называют просто соляркой, является остаточным дизельным топливом с высокой вязкостью и температурой кипения до 400°С. Этот вид топлива используется для низкооборотных двигателей на водном и железнодорожном транспорте, тракторах. Кроме того, солярой пропитывают кожу в кожевенной промышленности. Соляровое масло входит в состав смазачно-охлаждающей жидкости при обработке металлов резанием и закалочной жидкости при их термической обработке.
Основные характеристики
Цетановое число (главный параметр дизельного топлива) характеризует воспламеняемость топлива. Оно определяет период задержки горения рабочей смеси, то есть время, которое проходит между впрыском топлива в цилиндр и началом его горения. Чем меньше этот промежуток времени, тем цетановое число выше, и длительность прогрева двигателя меньше. Правда, при этом увеличивается дымность выхлопа, которая становится критичной при цетановом числе выше 55.
Для процессов нагнетания и впрыска топлива важна его вязкость, от которой зависят и смазывающие характеристики
От плотности дизельного топлива зависит его эффективность и экономичность, потому что чем выше плотность, тем больше при сгорании вырабатывается энергии.
Важной характеристикой является количество серы, которую содержит дизельное топливо. Это сернистые соединения, которые снижают коррозионную стойкость топливной системы.
О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами.
Она ниже температуры помутнения, то есть температуры, при которой парафин, который содержится в топливе, начинает кристаллизоваться.
Виды дизельного топлива
До 2015 года дизтопливо в российских стандартах разделялось по видам. В государственном стандарте, введенном в действие в январе 2015 года, разделение совпадает с разделением на экологические классы в соответствии с европейским стандартом и происходит в зависимости от содержания серы в топливе. Содержание серы не более 350, 50 и 10 мг/кг соответствует виду I, виду II и виду III по устаревшему и экологическим классам К3, К4 и К5 по новому государственному стандарту соответственно.
Не рекомендуется использовать топливо, в котором высокие показатели содержания серы, так как при этом увеличиваются вредные выбросы в атмосферу, ускоряется коррозия и износ элементов топливной системы, соответственно, увеличиваются расходы на частую замену фильтров и масла.Как правило, улучшение одних свойств приводит к ухудшению других. Понижение содержания серы – это уменьшение смазывающих свойств дизтоплива. Поэтому для сохранения одной из главных функций в топливо добавляют различные присадки.
Сорта дизтоплива
Сорта дизельного топлива отличаются по температуре, ниже которой топливо использовать нельзя. В качестве критерия используется предельная температура фильтруемости. Причем по сортам разбивается летнее и межсезонное дизтопливо с этим показателем не ниже -20°С.
Сорт А характеризуется температурой не ниже 5°С выше нуля. Для каждого следующего сорта B, C, D, E и F показатель снижается на 5°С.
Примером может служить дизельное топливо ЕВРО, сорт С, вид II и III или в новой версии экологических классов К4 и К5 с температурой фильтруемости до пяти градусов ниже нуля и содержанием серы не больше 50 и 10 миллиграмм на один килограмм топлива.
Классы дизтоплива
Деление на классы дизельного топлива для зимы или холодного климата происходит не только по температуре фильтруемости, второй характеристикой является температура помутнения. В зимнем и арктическом дизельном топливе при низких температурах начинается кристаллизация парафина, которая ухудшает характеристики.
Класс дизельного топлива | Предельная температура фильтруемости, °С | Температура помутнения, °С | |
1 | 0 | -20 | -10 |
2 | 1 | -26 | -16 |
3 | 2 | -32 | -22 |
4 | 3 | -38 | -28 |
5 | 4 | -44 | -34 |
Если в обозначении дизтоплива после обозначения ДТ стоит не буква, а цифра, значит, это топливо зимнее или арктическое.
Марки дизтоплива
По физико-химическим свойствам, эксплуатационным характеристикам и условиям применения дизельное топливо подразделяют на четыре типа, которые маркируются заглавными буквами алфавита:
— Летнее (Л), к которому относятся сорта топлива А, В, С, D с предельной температурой фильтруемости от +5 до -10°С. Это дизтопливо можно использовать при температурах не ниже 0°С.
— Межсезонное (Е), сортов Е и F, с температурой до -15 и -20°С, соответственно используется осенью, когда температура воздуха колеблется в пределах от +5 до -5°С.
— Зимнее (З), которое делится на классы с 0 по 3 и температурой фильтруемости в диапазоне от -20 до -38°С и применяется при температуре воздуха не ниже минус 20°С.
— Арктическое (А) топливо класса 4 с предельной температурой фильтруемости минус 44°С и температурой окружающей среды до минус 50°С (в документах отрицательное значение часто сопровождается словом «минус», а не значком во избежание неточностей).
Маркировка топлива
Марки дизельного топлива включают наименование (ДТ), сорт или класс в зависимости от условий применения и экологический класс. То есть в марке указываются только два параметра: содержание серы и предельная температура фильтруемости.
Сегодня можно встретить обозначения и новые, и устаревшие, например, ДТ зимнее ЕВРО 5 сорт F, что расшифровывается как зимнее дизельное топливо с содержанием серы не более 50 мг/кг и предельной температурой фильтруемости до минус 20°С, то есть наиболее используемое в условиях российской зимы с высокими требованиями по экологичности топливо.
До сих пор попадается и такая маркировка Л-0,2-62, то есть топливо летнее высшего сорта с указанием количества серы (200 мг/кг) и температуры вспышки 62°С. Температура вспышки основным показателем не является, но при равных прочих характеристиках лучшим в целях пожарной безопасности считается топливо с более высокой температурой.
Как хранить дизельное топливо
Для обычного потребителя, имеющего личное авто с дизельным двигателем, вопрос хранения дизельного топлива не стоит.
А вот для отраслей промышленности, где топливо покупается оптом и достаточно долго хранится, проблема хранения очень актуальна.
Хранение дизельного топлива возможно при температуре 20°С в течение года и при температуре выше 300C от полугода до года в герметичных емкостях, защищенных от прямого попадания солнечного света.
При хранении топливо не должно контактировать с медью, латунью или цинком, чтобы топливо не засорялось продуктами химических реакций с этими металлами. Кроме того, оно должно быть защищено от попадания влаги и пыли и не должно иметь присадок, которые могут распадаться при хранении. Например, в виды дизельного топлива с высоким классом экологичности добавляют присадки для увеличения смазывающих характеристик, которые разлагаются очень быстро.
Эффективность этого топлива высока, сфера его применения неуклонно растет. Появляются новые марки дизельного топлива и новые источники его получения. Сейчас уже есть новые разработки, и дизельное топливо производится не только из нефти. Может быть, будущее принадлежит дизельному топливу из растительных масел.
fb.ru
Летнее дизельное топливо (ДТ-Л-К5, сорт C, ЕВРО, -5 °С) – Мосдизель
Продукция: Топливо дизельное ЕВРО Сорт С, вид III (ДТ-Л-К5)
Для уточнения цен на летнее дизельное топливо ДТ-Л-К5 сообщите требуемый объем и адрес доставки
№ | Наименование показателя | Метод испытания | Норма ТР | Норма ГОСТ | Фактическое значение |
---|---|---|---|---|---|
1 | Цетановое число | ГОСТ 3122 | не менее 51 | не менее 51,0 | 54 |
2 | Цетановый индекс | ЕН ИСО 4264 | ——– | не менее 46,0 | 55,2 |
3 | Плотность при 15 °С, кг/м3 | ГОСТ Р 51069 | ——– | 820,0-845,0 | 834,4 |
4 | Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе) | ГОСТ ЕН 12916 | не более 8 | не более 8,0 | 2,7 |
5 | Массовая доля серы, мг/кг, для топлива: К5 | ГОСТ ISO 20884 | не более 10 | не более 10,0 | 9 |
6 | Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С** для летнего и межсезонного дизельного топлива | ГОСТ 6356 | не ниже 55 | выше 55 | 68 |
7 | Коксуемость 10%-ого остатка разгонки, % масс. * | ЕН ИСО 10370 | ——– | не более 0,3 | 0,02 |
8 | Зольность, % масс. * | ГОСТ 1461 | ——– | не более 0,01 | отс. |
9 | Массовая доля воды, мг/кг | ЕН ИСО 12937 | ——– | не более 200 | 14 |
10 | Общее загрязнение, мг/кг | ЕН 12662 | ——– | не более 24 | 7 |
11 | Коррозия медной пластинки (3ч. при 50 °С) единицы по шкале | ГОСТ ISO 2160 | ——– | Класс I | Класс I |
12 | Окислительная стабильность:* общее количество осадка, г/м3 | ГОСТ Р ЕН ИСО 12205 | ——– | не более 25 | 3 |
13 | Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм | ГОСТ ISO 12156-1 | не более 460 | не более 460 | 401 |
14 | Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с | ГОСТ 33 | ——– | 2,00-4,50 | 3,17 |
15 | Фракционный состав: | ГОСТ 2177(метод А) | |||
при температуре 250 °С, перегоняется, % об. | ——– | не менее 65 | 28,0 | ||
при температуре 350 °С, перегоняется, % об. | ——– | не менее 85 | 96,0 | ||
95% об. перегоняется при температуре, °С | не выше 360 | не выше 360 | 348 | ||
16 | Предельная температура фильтруемости, °С** дизельного топлива летнего | ГОСТ 22254 | не определяется | не выше минус 5 | -25 |
* – показатель определяется периодически в соответствии с НД
Сведения о присадках: – Содержит цетаноповышающую (0,004% масс.) и смазывающую (0,012% масс.) присадки. Не содержит метиловые эфиры жирных кислот.
Заключение – Топливо дизельное ЕВРО Сорт С, вид III. (ДТ-Л-К5) соответствует экологическому классу К5 по Техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” и ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) с изм. №1
promo.mosdiesel.ru
Классификация дизельного топлива
Дизельное топливо по популярности уступает бензину, но продолжает использоваться в двигателях самых разных типов. При этом обладает множество неоспоримых достоинств перед другими видами топлива. Имеются определенные особенности дизеля. В первую очередь это касается классификации.
Ранее дизельное топливо чаще использовалось для заправки двигателей тракторов, а также аналогичной техники. Причиной тому является более низки расход топлива на каждый мотто-час, потери мощности по сравнению с бензиновыми двигателями незначительные. Ещё одна причина распространенности дизельных моторов – экологическая и пожарная безопасность. Так как взрывы, возгорания газового оборудования происходят на порядок чаще.
Дизельное топливо является продуктом нефтяной промышленности. Появление его стало следствием возникновения необходимости двигателей максимально эффективных и, в то же время, достаточно мощных. Рудольф Дизель, чьим именем называется данный вид топлива, не является первооткрывателем. Двигатель, работающим на солярке, был разработан ещё в 1860 году. Но по ряду причин использование его не имело экономического смысла.
В то же время на рубеже XIX и XX веков германии срочно потребовались моторы, работающие на более дешевом топливе, альтернативном бензину и светильному газу. Решением стало изобретение Рудольфа Дизеля, который доработал ранее уже разработанную другим ученым конструкцию. Изначально дизельный генератор, ставший прообразом современного дизельного двигателя, имел всего 2 цилиндра. В дальнейшем было добавлено ещё 2.
Существует несколько альтернативных названий дизельного топлива. Одно из таковых – солярка. Произошло данное слово от немецкого Solarol – солнечное масло. Ранее именно так и называли утяжеленную фракцию нефти, получаемую в результате переработки. Именно она является первым вариантом топлива этого вида. С течением стандарты, устанавливаемые к дизелю, претерпели серьезные изменения. В каждом стране в XX веке были разработаны собственные стандарты классификации дизельного топлива.
Например, в Советском союзе долгое время действовал ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51. Официальное обозначение дизельного топлива было «соляровое масло». Применялось оно для заправки среднеоборотных двигателей – от 600 до 1000 об/мин. «Солярка» того времени не могла быть использована в быстроходных двигателях, её состав и свойства достаточно существенно отличатся от современно дизельного топлива.
Основные параметры
Все виды дизельного топлива можно разделить на две основные категории:
- для быстроходных двигателей;
- для тихоходных двигателей.
Дистиллятное маловязкое масло подразумевает заливку в двигателя автомобилей. Имеющее более высокую вязкость топливо заливают обычно в различные тихоходные машины. Это трактора, тихоходные речные суда и многое другое.
Важно перед заливкой топлива в конкретную технику убедиться в соответствии его свойств необходимым стандартам. В противном случае камера сгорания будет повреждена, мотор попросту может выйти из строя. Что приведет к необходимости его капитального ремонта.
Существенно различается процесс получения обозначенных выше типов топлива. Дистиллятное включает в себя очищенные соответствующим образом фракции керосинового типа. Применяется прямая перегонка – это позволяет сделать сгорание топлива максимально быстрым. В то же время топливо высокой вязкости включает в себя смесь мазута, а также керосиново-газойлиевых фракций.
В зависимости от различных факторов теплота сгорания топлива обоих типов может варьироваться. В среднем данный показатель составляет приблизительно 42 624 кДж/кг. Существует общий стандарт, которому должно соответствовать все без исключения дизельное топливо на сегодняшний день. Он обозначается как ГОСТ 32511-2013. Обязательным к применению он стал относительно недавно – 01.01.15 г.
Обязательно перед выпуском в продажу проводится отбор дизельного топлива на его пробу. При анализе параметров перечень некоторых характеристик должен находиться в пределах нормы. В противном случае в продажу такого типа топлива выпускать будет попросту недопустимо. К основным моментам относится:
- вязкость, содержание жидкостей;
- воспламеняемость;
- содержание серы.
Вязкость и содержание воды
Исходя из данной характеристики устанавливают два основных вида топлива – зимнее и летнее. Основным параметром, в соответствии с которым осуществляется разделение на классы, является предельная температура фильтруемости, а также температура помутнения и застывания.
Важно помнить, что необходимо выбирать определенный тип солярки для заливки в определенный сезон. Нередки случаи, что использование несоответствующего типа солярки приводило к застыванию её в топливопроводе. Как следствие – имеет место невозможность эксплуатации техники в нормальном режиме.
Возможно использовать летнее дизельное топливо только при температуре более чем -100С. В противном случае будет иметь место не замерзание, но более высокая вязкость. Что приводит к негативным последствиям – проблема в работе двигателя или же невозможность его запуска. В некоторых транспортных средствах используется специальный подогрев для топлива. Это позволяет использовать любой вид солярки вне зависимости от времени года, окружающей температуры.
Ещё одной серьезной проблемой является факт наличия воды в топливе. Так как вода существенно тяжелее солярки, она начинает постепенно скапливаться в нижней части топливного резервуара. Как следствие – возможно образование водяной пробки в топливной системе автомобиля, иной техники. Подобное препятствует нормальной работе двигателя. Именно поэтому установлены основные стандарты касательно кинематической вязкости дизельного топлива. Данный показатель различается для летней/зимней солярки:
- для летнего вида при температуре +200С и более – более 3сСт;
- для зимнего вида – более 1.8 Сст;
- для особой разновидности (арктической) – более 1.5 Сст.
Данный стандарт устанавливается ГОСТ 305-82 от 1982 года. Одним из обязательных условий соответствия данному стандарту является полное отсутствие воды в топливной смеси. Именно за счет этого возможно использование в обозначенных условиях эксплуатации.
Воспламеняемость
Одной из самых важных характеристик является цетановое число. Под данным показателем подразумевают возможность солярки возгораться при возникновении определенных условий в камере сгорания. Стандартым определяются ASTM D613. Для дизельного топлива температура вспышки устанавливается на уровне +7000С, определяется ASTM D93. Температура перегонки для солярки должна опять же укладываться в определенные стандарты – не менее 2000С и не более 3500С.
Количество серы в составе
Одной из самых важных характеристик, на основании которой типы топлива делятся на стандарты Евро 1-5 – это определенное количество серы на единицу объема. Под серой в рассматриваемом случае понимается наличие определенных соединений данного вещества. В перечень учитываемых при определении категорий входит:
- меркаптан;
- тиофен;
- тиофан;
- дисульфид;
- сульфид.
В то же время элементарная сера, обозначенная в таблице Менделеева, как таковая не учитывается при определении стандартов. В соответствии с настоящими наиболее современными стандартами, применяемыми в Штате Калифорния и Европе, количество сернистых соединений на единицу объема не должно превышать 0.001 %. Это составляет приблизительно 10 ppm.
Многие автопроизводители говорят о том, что снижение количества сернистых соединений в солярке приводит к снижению его смазывающих качеств. Что приводит к более быстрому износу двигателя. Но данная позиция не является однозначной. На данный момент времени современная солярка включает дополнительные присадки, которые осуществляют смазку двигателя.
Классификация солярки в СССР
В соответствии с ГОСТ 305-82 солярка в Советском Союзе делилась на 3 основные категории:
- летняя;
- зимняя;
- арктическая.
Под летней понималась солярка, использование которой рекомендовалось при температуре не ниже 00С. Температура вспышки устанавливалась на уровне л-0 или же 2-40. Под зимней понималась солярка, использование которой допускалось вплоть до -200С. В то же время не налагалось каких-либо ограничений на использование такой зимней солярки в летнее время года. Фактически, она являлась универсальной.
Солярка арктического типа – самая дорогая в производстве, использование её допускается при температуре до -500С. Требования к данному типу топлива устанавливаются максимально высокие.
Классификация дизельного топлива по видам
В Европейском союзе ещё с 1993 года используется специальная система стандартов, применяемая к дизельному топливу. Обозначается такой стандарт как EN-590. В соответствии с данным стандартом устанавливаются основные требования к количество содержащейся серы, а также иным характеристикам топлива. Самый первый стандарт обозначался как Евро-1. На данный момент действительным является стандарт Евро-5.
Стандарт этого типа позволяет классифицировать топлива температурным и климатическим зонам использования. Например, Class A-F подразумевает использование при температуре от +5 до -200С. Отдельные критерии существуют для температур отрицательных.
На территории Российской Федерации сразу от советских стандартов классификации решили перейти на европейский. На данный момент действительным является ГОСТ-Р 52369-2005. По своим параметрам он соответствует характеристикам установленным для EN-590.
Распределение осуществляется в зависимости от количество содержащейся серы:
- вид №1 – менее 350 мг/кг;
- вид №2 – менее 50 мг/кг;
- вид №3 – менее 10 мг/кг.
Классификация дизельного топлива по классам
Также осуществляется разделение топлива этого типа на отдельные сорта в зависимости от использования в определенном климате. Главным критерием является предельная температура фильтруемости. Разделение на сорта осуществляется следующим образом:
- СОРТ А – при температуре более +50С;
- СОРТ В – при температуре более 00С;
- СОРТ С – более -50С;
- СОРТ D – более -100С и так далее.
Существует также определенная категория солярки, которая используется в районах с постоянным холодным климатом.
Стандарты в ней устанавливаются максимально жесткие, так как невыполнение их приводит к проблемам с топливной системой при достижении окружающим воздухом достаточно низкой температуры.
Сегодня по классам разбивка осуществляется следующим образом:
- Класс 0 – использование от -200С;
- Класс 1 – от -260С;
- Класс 2 – от -320С;
- Класс 3 – от -380С;
- Класс 4 – от -440С.
Существует специальная маркировка, применяемая на территории Таможенного союза такими странами, как Россия, Беларусь и Казахстан. Прежде, чем приступить к использованию такого топлива, стоит внимательно ознакомиться с требованиями климатического характера в определенном регионе. Использование несоответствующего может привести к серьезным неприятностям. Вплоть до выхода из строя двигателя в некоторых случаях. Подобные ситуации также имеют место.
Итог
На территории Москвы и Московской области относительно недавно перешли на стандарт топлива Евро-5. Именно по этой причине качество как солярки, так и бензина в данном регионе на порядок выше, чем в остальных. Выполнение данных стандартов топлива устанавливаются федеральным законодательством. Именно поэтому все без исключения компании-производители (Лукойл, Башнефть и другие) обязаны соблюдать устанавливаемые требования.
Контроль топлива на соответствие стандартам осуществляется на государственном уровне. При этом существует большое количество самых разных сортов, типов солярки. При наличии таковой возможности стоит заранее ознакомиться с этой информацией.
tractorreview.ru
Классификация дизельного топлива: марки, сорта, классы, виды
Марки дизельного топлива по ГОСТ 305-2013:
Л (летнее) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха -5°С и выше
Е (межсезонное) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха -15°С и выше
З (зимнее) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до -(25°-35)°С и выше
А (арктическое) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха -45°С и выше
Сорта дизельного топлива ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005
Температура фильтруемости не выше, °С:
Дизельное топливо ЕВРО летнее, зимнее, межсезонное (для умеренного климата) | Дизельное топливо ЕВРО для | ||||||||||
Сорт: | A | B | C | D | E | F | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
t°С: | +5 | 0 | -5 | -10 | -15 | -20 | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 |
Экологические классы по Техническому регламенту Таможенного союза (в скобках указаны виды дизельного топлива ЕВРО):
К2 — содержание серы не более 500 мг/кг
К3 — содержание серы не более 350 мг/кг (дизельное топливо вид 1 по ГОСТ Р 52368-2005)
К4 — содержание серы не более 50 мг/кг (дизельное топливо вид 2 по ГОСТ Р 52368-2005)
К5 — содержание серы менее 10 мг/кг (дизельное топливо вид 3 по ГОСТ Р 52368-2005)
Технические характеристики дизельного топлива
1) Кинематическая вязкость определяет процесс впрыска и нагнетания топлива, влияет на смазывающие характеристики, на бесперебойную подачу топлива и его распыляемость в камере сгорания. Низкая вязкость может привести к быстрому износу топливного насоса и форсунок, высокая вязкость усложняет запуск двигателя, затрудняет процесс подачи топлива.
2) Цетановое число – это показатель самовоспламеняемости при сжатии без источника зажигания, определяет мощностные и экономические показатели двигателя. Чем выше цетановое число, тем лучше воспламеняется топливо, тем мягче работает двигатель, оптимальная величина цетанового числа от 40 до 55. Цетановое число определяет экономичность и эффективность горючего, влияет на расход топлива, запуск двигателя, плавность его работы. Однако, если этот показатель превышает 60, то не происходит прирост мощности двигателя.
3) Содержание серы. Этот показатель влияет на работу выхлопной системы и ее коррозионную стойкость, определяет образование нагара. Дизельное топливо с высоким содержанием серы снижает срок службы дизельного двигателя, вызывая его износ и закоксовываемость твердыми отложениями, возникающими при контакте продуктов сгорания серы с моторным маслом, с другой стороны, топливо с низким ее содержанием не обладает достаточной смазывающей способностью.
4) Температура помутнения – температура, при которой изменяется фазовый состав дизельного топлива, начинается кристаллизация содержащегося в топливе парафина.
5) Предельная температура фильтруемости – температура, при которой дизельное топливо перестает проходить через фильтр.
6) Температура застывания/замерзания – температура дизельного топлива, при которой происходит полная потеря его текучести.
7) Температура вспышки – показатель безопасности применения дизельного топлива, чем выше температура вспышки, тем меньше вероятность случайного возгорания топлива.
vostok-toplivo.ru
№ П\П | НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ | МЕТОД ИСПЫТАНИЙ | НОРМЫ ТР ТС | НОРМЫ ПО ГОСТ | ФАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ |
1 | Цетановое число | — | Не менее 51 | Не менее 51,0 | 51,2 |
2 | Цетановый индекс | — | — | Не менее 46,0 | 54,4 |
3 | Плотность при 15 ºС, кг\м3 | ЕН ИСО 12185 | — | 820-845 | 835,1 |
4 | Полициклические ароматические углеводы, %(по массе) | — | Не более 8 | Не более 8,0 | 2,8 |
5 | Содержание серы , мг\кг, для топлива вид III | ГОСТ Р 52660 | Не более 10 | Не более 10,0 | 7,7 |
6 | Температура вспышки в закрытом тигле,ºС | ГОСТ 6356 | Не ниже 55 | Выше 55 | 77 |
7 | Коксуемость 10 % -ного остатка разгонки,% (по массе) | — | — | Не более 0,30 | 0,02 |
8 | Зольность, % (по массе) | — | — | Не более 0,01 | 0,002 |
9 | Содержание воды, мг\кг | — | — | Не более 200 | 30 |
10 | Общее загрязнение , мг\кг | — | — | Не более 24 | 7 |
11 | Коррозия медной пластинки(3 ч при 50ºС ),единицы по шкале | — | — | Класс 1 | Класс 1 |
12 | Окислительная стабильность :общее количество осадка , г\м3 | — | Не более 25 | — | 11 |
13 | Смазывающая способность :скорректированный диаметр пятна износа при 60 ºС , мкм | ГОСТ ИСО 12156-1-2012 | Не более 460 | Не более 460 | 432 |
14 | Кинематическая вязкость при 40 ºС, мм2\с | ГОСТ 33 | — | 2,00-4,50 | 2,958 |
15 | Фракционный состав до температуры 250 ºС,% (по обьему) до температуры 350 ºС,% (по обьему) 95 % (по обьему) перегоняется при температуре ºС |
ГОСТ 2177(Метод А) | — — Не выше 360 |
Менее 65 Не менее 85 не выше 360 |
28,0 98 340 |
16 | Предельная температура фильтруемости, ºС | ГОСТ 22254 | Не определяется | Не выше минус 20 | Минус 24 |
17 | температура помутнения ºС | ЕН 23015 | — | Не выше -5 | Минус 5 |
18 | Удельная электрическая проводимость при 20 ºС, пСМ\м | АСТМ Д 2624 | — | Не менее 150 | 220 |
spectrhim.ru
Российские сорта дизельного топлива
Сегодня в нашей стране дизельное топливо делится на сорта (классы) и виды. До 2005 года в России действовал Госстандарт ГОСТ 305-82, по которому в стране изготавливалось три разновидности ДТ: летнее, зимнее и арктическое. Этот ГОСТ был введен еще в 1983 году. Однако вопросы экологической безопасности и необходимость соответствовать в этом плане европейским нормам внесли свои коррективы. ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО» регламентирует содержание серы в топливе, произведенном на территории нашей страны. Также этот ГОСТ, аналогичный европейскому стандарту EN 590, предъявляет жесткие требования к содержанию цетанового числа, окислительной стабильности, ароматических углеводородов. Все это нужно для того, чтобы сократить количество вредных выбросов, не жертвуя при этом эффективностью рабочего процесса двигателя.
Какие сорта дизельного топлива можно производить и использовать в нашей стране? В зависимости от температуры фильтруемости (то есть та температура, при которой дизель может проходить через фильтр), выделяют шесть сортов ДТ: A, B, C, D, E, F. A – самая высокая температура (+5С), соответственно, F – самая низкая (-20С). Сорта дизельного топлива предназначены для регионов с умеренным климатом. Для тех регионов, где температура зимой опускается еще ниже, предназначены классы ДТ. Всего их пять (0, 1, 2, 3, 4). Они также различаются по температуре фильтруемости (от -20С до -44С), а также по температуре помутнения (от -10С до -34С).
В маркировке дизельного топлива указывается класс (или сорт) и вид топлива. Например, на заправках можно встретить такую маркировку: «ДТ Евро Сорт F Вид II». Сорт F значит, что топливо подходит для эксплуатации при температуре до -20С, Вид II – это содержание серы в пределах, соответствующих стандарту Евро-4 (по аналогии: Вид III – это Евро5, Вид I – Евро3).
В паспорте каждого транспортного средства прописан класс топлива, который необходимо использовать для его эксплуатации. Несоблюдение этих рекомендаций для двигателя может закончиться плачевно.
www.farengait.ru
№ П\П | НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ | НОРМЫ ТР | НОРМЫ ПО ГОСТ | ФАКТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ |
1 | Цетановое число, не менее | 51 | 51,0 | 51,4 |
2 | Цетановый индекс, не менее | — | 46,0 | 54,6 |
3 | Плотность при 15 ºС, кг\м3 | — | 820-845 | 53,7 |
4 | Полициклические ароматические углеводы, %(по массе) | 11 | 8,0 | 838,0 |
5 | Содержание серы , мг\кг, не более | 50 | 50,0 | 50 |
6 | Температура вспышки в закрытом тигле,ºС, не ниже | 40 | 55 | 77 |
7 | Коксуемость 10 % -ного остатка разгонки,% (по массе), не более | — | 0,30 | 0,02 |
8 | Зольность, % (по массе),не более | — | 0,01 | ОТСУТСТВИЕ |
9 | Содржание воды, мг\кг,не более | — | 200 | 28 |
10 | Общее загрязнение , мг\кг,не более | — | 24 | 7 |
11 | Коррозия медной пластинки(3 ч при 50ºС ),единицы по шкале | — | Класс 1 | Класс 1 |
12 | Окислительная стабильность :общее количество осадка , г\м3,не более | — | 25 | НОРМА ГАРАНТ |
13 | Смазывающая способность :скорректированный диаметр пятна износа при 60 ºС , мкм,не более | 460 | 460 | 368 |
14 | Кинематическая вязкость при 40 ºС, мм2\с | — | 2,00-4,50 | 3,112 |
15 | Фракционный состав до температуры 250 ºС,% (по объему) до температуры 350 ºС,% (по объему) 95 % (по объему) перегоняется при температуре ºС |
— — 360 |
65 85 360 |
27,0 95,0 348 |
16 | Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему),не более | — | МИНУС 5 | МИНУС 9 |
spectrhim.ru