Дизель электроход россия – Дизель-электроход «Россия»: modgahead_sev — LiveJournal

Дизель-электроход «Россия»: modgahead_sev — LiveJournal

Этот элегантный корабль построен в 1930-х г.г. в Германии в единственном экземпляре. За долгую свою историю успел побывать в роли рефрижераторного судна, военной плавбазы ВМС Германии во время Второй Мировой войны, круизным судном (большую часть своей жизни) и будучи переименованным в «Анива» уйти на небо в Японии. Почему же данное судно оказалось у меня в журнале мои читатели узнают в конце заметки.

Скан с рекламного буклета Черноморского морского пароходства

2. Дизель-электроход «Patria» построен 12 июля 1938 года в Гамбурге (Германия) на верфи Deutsche Werft (ныне — Howaldtswerke — Deutsche Werft). В движение судно приводили два гребных электродвигателя фирмы AEG, питаемых от шести дизель-генераторов MAN. Максимальная скорость хода составляла 17 узлов (по другим данным — 15 уз.)

1939 год

3. 27 августа 1938 года судно совершило свой первый рейс из Гамбурга к западному побережью Южной Америки, где работало до 1940 года. В этом же году Patria была передана ВМС Германии в качестве плавучей базы (по другим данным — баржи).


Иллюстрация с http://www.simplonpc.co.uk/ (без привязки к дате)

4. К концу войны корабль находился во Фленсбурге, исполняя роль плавучей казармы. 1 июля 1945 года англичане, воспользовавшись ситуацией с бюрократическими проволочками оформления репатриаций Советского Союза, в которые входил и этот корабль, захватили и переоборудовали «Патрию» для перевозки войск. Совершив всего два рейса Ливерпуль — Нью-Йорк под именем Empire Welland, корабль в 1946 году отошел Советскому Союзу.

Иллюстрация с http://www.simplonpc.co.uk/ (без привязки к дате)

5. Лайнер Patria сыграл свою роль в истории Второй мировой войны: 10 мая 1945 на корабле располагалась контрольная комиссия во главе с генералом Трусовым. По его указу на борт были приглашены генерал-полковник Альфред Йодль, адмиралы Дёнитц и фон Фридебург. Последний, попросив разрешения выйти, застрелился у себя в каюте. Остальных арестовали.

6. 7 февраля 1946 года дизель-электроход был получен СССР в числе других судов по репарации и передан на баланс Черноморского пароходства под наименованием «Россия». До мая 1947 года «Россия» работала на первой международной линии, созданной в Черноморском пароходстве после Великой Отечественной войны (Одесса — Нью-Йорк), сделала несколько спецрейсов по перевозке репатриантов из Бейрута в порт Батуми

7. До 1954 года «Россия» ходила, в основном, на Крымско-Кавказской линии (Одесса — Батуми), где пользовалась огромной популярностью у отдыхающих и часто брала на борт ещё дополнительно до 200—250 (а при необходимости до 500) «палубных» пассажиров, которые ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах, не имея собственных каютных мест. Вещи такие пассажиры сдавали в камеры хранения


Картинка с форума http://forum.awd.ru/

8. Сегодня, благодаря рекламным буклетам 50-х г.г. XX века, можно посмотреть на интерьеры дизель-электрохода «Россия» (ex. Patria). Главный вестибюль и веранда


Фото на http://fleetphoto.ru/ прислал пользователь Seven_balls

8.1. Каюты 2-го и 3-го классов, соответственно.

8.2 Каюта 1-го класса и класса «Люкс»

8.3. Ресторан первого класса

9. Лайнер не раз снимался в кино. В 1954 году он исполнял роль теплохода, на котором герои фильма «Запасной игрок» отправляются в Сухуми на футбольный матч.

10. Несколько поколений советского союза обожали и обожают комедию «Бриллиантовая рука» (1968). Сцену посадки товарища Горбункова на теплоход снимали у дэ\х «Россия», а герой Андрея Миронова пел песню «Остров невезения» уже на палубе теплохода «Победа» (ex. Iberia)

11. В 1974 году на экраны СССР вышел советский художественный фильм «Контрабанда». Основное действие кинокартины происходит на борту судна под названием «Александр Грибоедов». Роль «Александра Грибоедова» играл лайнер «Россия»

Кадр из фильма. Взято с форума https://riverforum.net/

11.1 На борту судна можно заметить автомобили и это совершенно легальный способ перевозки, на который в 1971 году были тарифы


Кадр из фильма. Взято с форума https://riverforum.net/

11.2 Небольшой концерт в вестибюле для пассажиров

Кадр из фильма. Взято с форума https://riverforum.net/

11.3 Машинное отделение

Кадр из фильма. Взято с форума https://riverforum.net/

12. Дизель-электроход «Россия» в Ялте. Год 1972-й

Автор Klevant. http://forum.awd.ru/

13. Ялта, год 1975-й

Открытка, издательство «Радянська Україна», Киев, 1977 г. Фото Р. Якименко

14. Порт Сухуми, Абхазия. Год примерно 1981-й

Комплект открыток «Абхазия», Министерство связи СССР, 1983 г. Фото В. Панова

15. В 1985 году судну сменили название на «Анива» и отогнали в Японию для разделки на металлолом.


Одесса, морской вокзал, 1985 год

16. А вот эта фотография и привела с созданию этой заметки. На фото моя бабушка Любовь Ивановна и дедушка Тимофей Васильевич на дизель-электроходе «Россия» в 1955 году.

В подготовке материала использованы ресурсы:
https://ru.wikipedia.org
http://www.schiffe-maxim.de/
http://fleetphoto.ru/
http://www.simplonpc.co.uk/
http://www.shipsnostalgia.com/
http://korabli_3go_reicha.academic.ru/
https://riverforum.net
http://forum.awd.ru/
http://www.privetsochi.ru/
https://www.kinopoisk.ru
Личный фотоархив

modgahead-sev.livejournal.com

КАК Я ПЛАВАЛ НА ГИТЛЕРОВСКОМ ФЛАГМАНЕ… ~ Стихи и проза (Публицистика)

Недавно я разбирался со своим архивом и среди многочисленных фотографий, документов, вырезок и грамот обнаружил почтовую чёрно-белую открытку с фотографией красавца лайнера-флагмана Черноморского флота СССР дизель-электрохода «Россия». Открытка не была заполнена с обратной стороны и явно куплена и привезена в Москву моей мамой для воспоминаний о нашем совместном отдыхе. Эта открытка мгновенно перенесла меня на 50 лет назад, на Кавказ, где «самое синее в мире Чёрное море моё», где по утрам на пляже из репродукторов звучала «Рио-Рита» или хриплый любимый голос Утёсова, где…Впрочем обо всём по порядку.

В детстве я часто болел ангинами, и врачи советовали маме отвезти меня прогреться на Чёрное море. До 1955 года у нас такой возможности не было, а летом 1955 года мы с мамой впервые поехали отдыхать на Черноморское побережье Кавказа в посёлок Хосту близ Сочи. В той нашей первой поездке для меня 9-летнего мальчишки было много чего интересного и я об этом, при случае, расскажу. А сейчас возвращаюсь к дизель-электроходу «Россия».

В один из дней, когда было не так жарко и душно, мы с мамой отправились на глиссире в Сочи посмотреть город и достопримечательности. После осмотра и обильного обеда мы отдохнули на пляже, а затем прошли в порт для покупки билетов на обратный путь. Мама поинтересовалась в кассе насчёт морских экскурсий и сказала мне, что есть билеты на теплоход «Россия» на завтра до Сухуми. В Сухуми — обезьяний питомник, который я очень хотел увидеть, маме моей было всего 35 лет и она легка на подъём. Короче, билеты тут же были куплены, мы вернулись в Хосту, а следующим полднем мы уже плыли на «России» вдоль кавказских берегов в Советскую Абхазию.

Напомню, что Великая Отечественная Война закончилась всего 10 лет назад. Ещё встречались в море немецкие и наши мины. Страна жила бедно, хотя мы дети этого практически и не осозновали: нам не с чем было сравнивать. Но меня, да и маму(я это видел) «Россия» просто потрясла. Это была сказка, в которой всё было и всё очень красивое. Были магазины и парикмахерские, рестораны и кинозалы,потрясающие белые рояли, широкие лестницы, украшенные ковровыми дорожками и великолепные люстры, были туалеты, о которых мы, имеющие дома туалет типа сортир, могли только мечтать. Про интерьеры, про полы, изготовленные из ценных пород дерева я и не говорю, поскольку в 9-ти летнем возрасте в этом не разбирался. Я понимал одно: вокруг меня потрясающая красота. Но главное, на теплоходе был бассейн, в котором я плавал впервые в жизни. Короче, незабываемых впечатлений от не нашей жизни было полно. Что -то подобное я испытал несколько раньше, когда дома в Москве( а вернее в г.Бабушкине, ставшем Москвой только в 1960-ом году) побывал на квартирах некоторых своих одноклассников, вернувшихся с родителями в СССР из наших оккупационных войск в Германии. Какие же детские игрушки были у моих однолеток!

Да, так вот. Для пассажиров, севших на «Россию» в Сочи, была организована экскурсия по дизель-электроходу, из которой я ничего не помню за исключением того, что судно было построено до войны на германских верфях, называлось «Адольф Гитлер» и досталось нам после войны в качестве возмещения понесённых нами потерь. Теперь оно называлось «Россия» и было флагманом Черноморского флота.

Мы приплыли в Сухуми вечером. Нас встречала толпа местных женщин, предлагавших жильё. Мама выбрала русскую женщину, которая какими-то тёмными проулками привела нас к себе, накормила и рассказала много интересного, да так, что я до сих пор помню. Оказалось, что Сухуми был родиной Лаврентия Берия -члена Политбюро ЦК КПСС, всесильного министра госбезопасности, расстрелянного всего лишь полгода назад в Москве, как враг народа и империалистический шпион. В Сухуми же и прежде и теперь проживала мать Берии. До «падения» Берии матери в Сухуми оказывали царские почести. Например, когда она шла в церковь(естественно в сопровождении охраны), из церкви удаляли всех верующих. Кроме того, до «разоблачения» Берии, Сухуми снабжался продуктами и промтоварами по первой категории. Всё закончилось со смертью Берии. И мать его уже никто не охранял, и с продуктами была напряжёнка. Достаточно сказать, что приютившая нас женщина собиралась на следующий день в 6 часов утра занимать очередь в хлебный магазин. Магазин открывался в 8 утра, а к 9 часам хлеб заканчивался. Наша русская хозяйка также предупредила нас, чтобы по вечерам мы сидели дома: к русским стали относиться намного хуже и уже было несколько уийств на национальной почве. Мы заверили, что никуда не будем вечером уходить и легли спать. Наутро после завтрака мы погуляли по городу, зашли в обезьяний питомник, в котором обнаружили грустных обезьян то ли шимпанзе, то ли макак; решили, что в Сухуми больше делать нечего и, купив обратные билеты на теплоход «Пётр Первый», отплыли в Сочи.

Прошло много лет. Я часто вспоминал свои летние поездки на юга, и конечно самую первую поездку, и связанное с ней плавание на «России». Меня очень занимала история этого корабля, но мы жили в советское время, когда не было принято задавать не нужные вопросы. А затем пришло иное время, появилось море информации, и главное, появился Интернет. И я воспользовался его услугами и наконец-то узнал на каком же судне(дизель-электроход «Россия») я в действительности плавал летом 1955 года.

К середине 30-тых годов прошлого века заметно активизировался пассажиропоток между Германией и западным побережьем Южной Америки. Обслуживающая это направление немецкая судоходная компания HAPAG, расположенная в Гамбурге, решила заказать для этого направления, а также для главного направления из Германии в США новый современный пассажирский лайнер, который бы продемонстрировл всему миру устремлённость Германии в будущее, её высочайший инженерно-технический и культурный уровень. От закладки до ввода судна в эксплуатацию( июль 1938-ого года) прошло всего 14 месяцев(!!!). Чтобы подчеркнуть величественно-патриотическую миссию судна, ему дали название «Patria»- «Родина» в переводе с латыни. После ввода в строй это судно действительно стало лучшим пассажирским судном, соединившим Европу и Америку. Особо стоит отметить, что наряду с целым рядом технических новинок, в том числе и кондиционеров, на высочайшем культурном уровне был решён вопрос внутреннего оформления корабля в стиле Арт-Деко(разновидности неоклассицизма). По мнению экспертов оформление лайнера было выполнено элегантно и изящно и стало своего рода одним из шедевров стиля Арт-Деко.

Сразу же после первого месячного круиза по Североевропейским странам судно становится представительским лайнером для Германского Имперского правительства, и 21 августа 1938 года в г. Киль дизель-электроход «Patria» посещают фюрер Третьего Рейха Адольф Гитлер и венгерский главнокомандующмй(будущий диктатор Венгрии) адмирал Хорти с супругой. Четырьмя днями позже «Patria» ушла в свой первый трансатлантический рейс по маршруту Гамбург-Шербур-Вальпараисо(Южн. Америка). Вторая мировая война прервала мирные рейсы судна, и с 1940 года по апрель 1945 года «Patria»использовался в качестве военного общежития в портах Щецина и Фленсбурга. А в конце апреля 1945 года, после самоубийства Гитлера, во главе Германии оказалось правительство гросс-адмирала Дёнитца. Прибежещем этого правительства оказался Фленсбург, в порту которого в это время и находилась «Patria», ставшая официальной резиденцией Дёнитца и его правительства. После капитуляции Германии и ареста Дёнитца и его правительства, судно было официально объявлено британской военной добычей(1 июля 1945 года), поскольку Фленсбург находился в британской зоне оккупации Германии. Последовало некоторое переустройство судна на британской судоверфи и два его рейса по маршруту Ливерпуль-Нью Йорк под новым флагом и с новым названием -«Empire Welland». На Потсдамской конференции после демарша советской делегации по поводу разделения немецкого торгового флота, лайнер был передан(февраль 1946 года) Советскому Союзу, получил название «Россия» и вошёл в состав Совторгфлота с портом приписки-Одесса. Вскоре «Россия» становится на трансатлантическую линию Одесса-Нью Йорк. Совершив несколько таких рейсов лайнер переводится в середине 1948 года на обслуживание пассажирской каботажной линии Одесса-Батуми и становится на долгие годы флагманом Черноморского пассажирского флота. Хочу заметить, что плавание на «России» долгое время было очень престижным, но абсолютно доступным делом для многих, в том числе и для простых советских труженников(моя мама была в 1955 году, когда мы с ней плавали, учительницей в средней школе).

Но время шло и судно старело. В конце 1985 года, прослужив Советскому Союзу почти 40 лет, дизель-электроход «Россия» был списан и направлен в Сингапур к месту разделки на металолом. Но мне не хотелось бы кончать статью на такой минорной ноте. Долгие годы дизель-электроход «Россия» участвовал в съёмках различных художественных фильмов. А в одном из них он даже сыграл одну из главных ролей. Помните этот диалог:»Михаил Светлов? Да, Михаил Светлов.» В фильме Гайдая «Брильянтовая рука» в роли красавца теплохода «Михаил Светлов» выступил красавец лайнер, герой статьи дизель-электроход «Россия». Все морские сцены фильма сняты на «России». И Андрей Миронов поёт и пляшет на палубе лайнера «Россия».

Я перечитал статью. Вроде всё так, но чего-то не хватает. Какая-то мысль была. Ах-да. Мы очень многое узнаём, к сожалению, не во время. Вот и то, что я изложил об истории дизель-электрохода «Россия» было долгие годы под запретом. А почему? А почему тогда же в 1955 году мы с мамой не увидели на лайнере почётную доску с надписью:Дизель-электроход «Россия»(бывший немецкий «Patria»)передан в 1946 году Советскому Союзу за победу над Германией! Почему такая или подобная доска не появилась позже? А потому! Недавно я разбирался со своим архивом и среди многочисленных фотографий, документов, вырезок и грамот обнаружил почтовую чёрно-белую открытку с фотографией красавца лайнера-флагмана Черноморского флота СССР дизель-электрохода «Россия». Открытка не была заполнена с обратной стороны и явно куплена и привезена в Москву моей мамой для воспоминаний о нашем совместном отдыхе. Эта открытка мгновенно перенесла меня на 50 лет назад, на Кавказ, где «самое синее в мире Чёрное море моё», где по утрам на пляже из репродукторов звучала «Рио-Рита» или хриплый любимый голос Утёсова, где…Впрочем обо всём по порядку.

В детстве я часто болел ангинами, и врачи советовали маме отвезти меня прогреться на Чёрное море. До 1955 года у нас такой возможности не было, а летом 1955 года мы с мамой впервые поехали отдыхать на Черноморское побережье Кавказа в посёлок Хосту близ Сочи. В той нашей первой поездке для меня 9-летнего мальчишки было много чего интересного и я об этом, при случае, расскажу. А сейчас возвращаюсь к дизель-электроходу «Россия».

В один из дней, когда было не так жарко и душно, мы с мамой отправились на глиссире в Сочи посмотреть город и достопримечательности. После осмотра и обильного обеда мы отдохнули на пляже, а затем прошли в порт для покупки билетов на обратный путь. Мама поинтересовалась в кассе насчёт морских экскурсий и сказала мне, что есть билеты на теплоход «Россия» на завтра до Сухуми. В Сухуми — обезьяний питомник, который я очень хотел увидеть, маме моей было всего 35 лет и она легка на подъём. Короче, билеты тут же были куплены, мы вернулись в Хосту, а следующим полднем мы уже плыли на «России» вдоль кавказских берегов в Советскую Абхазию.

Напомню, что Великая Отечественная Война закончилась всего 10 лет назад. Ещё встречались в море немецкие и наши мины. Страна жила бедно, хотя мы дети этого практически и не осозновали: нам не с чем было сравнивать. Но меня, да и маму(я это видел) «Россия» просто потрясла. Это была сказка, в которой всё было и всё очень красивое. Были магазины и парикмахерские, рестораны и кинозалы,потрясающие белые рояли, широкие лестницы, украшенные ковровыми дорожками и великолепные люстры, были туалеты, о которых мы, имеющие дома туалет типа сортир, могли только мечтать. Про интерьеры, про полы, изготовленные из ценных пород дерева я и не говорю, поскольку в 9-ти летнем возрасте в этом не разбирался. Я понимал одно: вокруг меня потрясающая красота. Но главное, на теплоходе был бассейн, в котором я плавал впервые в жизни. Короче, незабываемых впечатлений от не нашей жизни было полно. Что -то подобное я испытал несколько раньше, когда дома в Москве( а вернее в г.Бабушкине, ставшем Москвой только в 1960-ом году) побывал на квартирах некоторых своих одноклассников, вернувшихся с родителями в СССР из наших оккупационных войск в Германии. Какие же детские игрушки были у моих однолеток!

Да, так вот. Для пассажиров, севших на «Россию» в Сочи, была организована экскурсия по дизель-электроходу, из которой я ничего не помню за исключением того, что судно было построено до войны на германских верфях, называлось «Адольф Гитлер» и досталось нам после войны в качестве возмещения понесённых нами потерь. Теперь оно называлось «Россия» и было флагманом Черноморского флота.

Мы приплыли в Сухуми вечером. Нас встречала толпа местных женщин, предлагавших жильё. Мама выбрала русскую женщину, которая какими-то тёмными проулками привела нас к себе, накормила и рассказала много интересного, да так, что я до сих пор помню. Оказалось, что Сухуми был родиной Лаврентия Берия -члена Политбюро ЦК КПСС, всесильного министра госбезопасности, расстрелянного всего лишь полгода назад в Москве, как враг народа и империалистический шпион. В Сухуми же и прежде и теперь проживала мать Берии. До «падения» Берии матери в Сухуми оказывали царские почести. Например, когда она шла в церковь(естественно в сопровождении охраны), из церкви удаляли всех верующих. Кроме того, до «разоблачения» Берии, Сухуми снабжался продуктами и промтоварами по первой категории. Всё закончилось со смертью Берии. И мать его уже никто не охранял, и с продуктами была напряжёнка. Достаточно сказать, что приютившая нас женщина собиралась на следующий день в 6 часов утра занимать очередь в хлебный магазин. Магазин открывался в 8 утра, а к 9 часам хлеб заканчивался. Наша русская хозяйка также предупредила нас, чтобы по вечерам мы сидели дома: к русским стали относиться намного хуже и уже было несколько уийств на национальной почве. Мы заверили, что никуда не будем вечером уходить и легли спать. Наутро после завтрака мы погуляли по городу, зашли в обезьяний питомник, в котором обнаружили грустных обезьян то ли шимпанзе, то ли макак; решили, что в Сухуми больше делать нечего и, купив обратные билеты на теплоход «Пётр Первый», отплыли в Сочи.

Прошло много лет. Я часто вспоминал свои летние поездки на юга, и конечно самую первую поездку, и связанное с ней плавание на «России». Меня очень занимала история этого корабля, но мы жили в советское время, когда не было принято задавать не нужные вопросы. А затем пришло иное время, появилось море информации, и главное, появился Интернет. И я воспользовался его услугами и наконец-то узнал на каком же судне(дизель-электроход «Россия») я в действительности плавал летом 1955 года.

К середине 30-тых годов прошлого века заметно активизировался пассажиропоток между Германией и западным побережьем Южной Америки. Обслуживающая это направление немецкая судоходная компания HAPAG, расположенная в Гамбурге, решила заказать для этого направления, а также для главного направления из Германии в США новый современный пассажирский лайнер, который бы продемонстрировл всему миру устремлённость Германии в будущее, её высочайший инженерно-технический и культурный уровень. От закладки до ввода судна в эксплуатацию( июль 1938-ого года) прошло всего 14 месяцев(!!!). Чтобы подчеркнуть величественно-патриотическую миссию судна, ему дали название «Patria»- «Родина» в переводе с латыни. После ввода в строй это судно действительно стало лучшим пассажирским судном, соединившим Европу и Америку. Особо стоит отметить, что наряду с целым рядом технических новинок, в том числе и кондиционеров, на высочайшем культурном уровне был решён вопрос внутреннего оформления корабля в стиле Арт-Деко(разновидности неоклассицизма). По мнению экспертов оформление лайнера было выполнено элегантно и изящно и стало своего рода одним из шедевров стиля Арт-Деко.

Сразу же после первого месячного круиза по Североевропейским странам судно становится представительским лайнером для Германского Имперского правительства, и 21 августа 1938 года в г. Киль дизель-электроход «Patria» посещают фюрер Третьего Рейха Адольф Гитлер и венгерский главнокомандующмй(будущий диктатор Венгрии) адмирал Хорти с супругой. Четырьмя днями позже «Patria» ушла в свой первый трансатлантический рейс по маршруту Гамбург-Шербур-Вальпараисо(Южн. Америка). Вторая мировая война прервала мирные рейсы судна, и с 1940 года по апрель 1945 года «Patria»использовался в качестве военного общежития в портах Щецина и Фленсбурга. А в конце апреля 1945 года, после самоубийства Гитлера, во главе Германии оказалось правительство гросс-адмирала Дёнитца. Прибежещем этого правительства оказался Фленсбург, в порту которого в это время и находилась «Patria», ставшая официальной резиденцией Дёнитца и его правительства. После капитуляции Германии и ареста Дёнитца и его правительства, судно было официально объявлено британской военной добычей(1 июля 1945 года), поскольку Фленсбург находился в британской зоне оккупации Германии. Последовало некоторое переустройство судна на британской судоверфи и два его рейса по маршруту Ливерпуль-Нью Йорк под новым флагом и с новым названием -«Empire Welland». На Потсдамской конференции после демарша советской делегации по поводу разделения немецкого торгового флота, лайнер был передан(февраль 1946 года) Советскому Союзу, получил название «Россия» и вошёл в состав Совторгфлота с портом приписки-Одесса. Вскоре «Россия» становится на трансатлантическую линию Одесса-Нью Йорк. Совершив несколько таких рейсов лайнер переводится в середине 1948 года на обслуживание пассажирской каботажной линии Одесса-Батуми и становится на долгие годы флагманом Черноморского пассажирского флота. Хочу заметить, что плавание на «России» долгое время было очень престижным, но абсолютно доступным делом для многих, в том числе и для простых советских труженников(моя мама была в 1955 году, когда мы с ней плавали, учительницей в средней школе).

Но время шло и судно старело. В конце 1985 года, прослужив Советскому Союзу почти 40 лет, дизель-электроход «Россия» был списан и направлен в Сингапур к месту разделки на металолом. Но мне не хотелось бы кончать статью на такой минорной ноте. Долгие годы дизель-электроход «Россия» участвовал в съёмках различных художественных фильмов. А в одном из них он даже сыграл одну из главных ролей. Помните этот диалог:»Михаил Светлов? Да, Михаил Светлов.» В фильме Гайдая «Брильянтовая рука» в роли красавца теплохода «Михаил Светлов» выступил красавец лайнер, герой статьи дизель-электроход «Россия». Все морские сцены фильма сняты на «России». И Андрей Миронов поёт и пляшет на палубе лайнера «Россия».

Я перечитал статью. Вроде всё так, но чего-то не хватает. Какая-то мысль была. Ах-да. Мы очень многое узнаём, к сожалению, не во время. Вот и то, что я изложил об истории дизель-электрохода «Россия» было долгие годы под запретом. А почему? А почему тогда же в 1955 году мы с мамой не увидели на лайнере почётную доску с надписью:Дизель-электроход «Россия»(бывший немецкий «Patria»)передан в 1946 году Советскому Союзу за победу над Германией! Почему такая или подобная доска не появилась позже? А потому!

www.chitalnya.ru

дизельэлектроход » Россия «. — Предметы советской жизни — ЖЖ

Profile

Name: Предметы советской жизни

Entry Tags

«полезные советы», «сделай сам», 1 мая, 1940-е годы, 1950-е годы, 20-годы, 20-е годы, 23 февраля, 30-годы, 30-е годы, 40-годы, 40-е годы, 50-годы, 50-е годы, 60-е годы, 70-е годы, 70-е-годы, 8-е марта, 80-е годы, 90-е годы, \»полезные советы\», \»сделай сам\», БАМ, Баку, Брежнев, ВДНХ, ВИА, ВУЗ, Великая Отечественная, Великая отечественная, Военная форма, Волго-Донской канал, Дети, ЖД, КГБ, КПСС, Киев, Лениград, Ленин, Ленинград, Москва, Московские картинки, Новый год, Одесса, Олимпиада-80, Подмосковье, Пхеньян, СССР, Советская архитектура, Сталин, Сталинская архитектура, Сумгаит, Туркестан, Фотографы, Чернобыль, ЭВМ, Эстония, авиация, автобус, автомобили, автомобиль, азартные игры, аптека, армия, архитектура, аудиозапись, бабушка, белье, бельё, билеты, брелок, бублик, буфет, бухгалтерия, быт, бытовые приборы, велосипеды, внешняя политика, военная техника, воздухоплавание, воспоминания, выборы, газеты, газировка, география, гигиена, гимн, гипсовые статуи, головные уборы, город, городской транспорт, гражданская война, грамота, дата, дача, двор, день Победы, деньги, дети, детсад, детская коляска, детская одежда, детские игрушки, детские игры, детские книжки, детское питание, дефицит, диафильмы, дирижабль, документы, доска почета, дуршлаг, еда, елочные игрушки, железнодорожник, живопись, жилье, журналы, за границу, зима, знаки различия, значки, зонтик, игольница, игра в бутылочку, игрушки, идеология, иностранцы, интерьер, искусство, календарь, калькулятор, канализация, карандаши, карикатуры, карточки, картошка, карусель, качели, квартплата, керосин, килька в томате, кино, кинофильмы, книги, книжная графика, книжная иллюстрация, ковер, коврик, ковры, колбаса, колготки, колхоз, командирские часы, коммуналка, комсомол, консервы, коньки, коробки от печенья, космос, кровать, купальник, курорт, курорты, кухня, лампа, лейка, ленинградская блокада, ленинский зачет, льготы, магазин, магнитофон, марки, мебель, медицина, мода, монументальная пропаганда, мороженое, музеи, музей, музыка, мульфильмы, награды, наука, научный атеизм, носки, ноты, облигации, обувь, общепит, объявление, одежда, октябрьская революция, октябрята, отдых, открытка, очереди, очки, парад, парикмахерская, парк культуры и отдыха, парфюмерия и косметика, патефон, перестройка, песни, печка, пионерлагерь, пионеры, пирожки, пишмашинки, плакат, пластинки, плита, подарок первокласснику, подстаканник, политические деятели, портсигар, посуда, почта, почтовые конверты, праздник, пресса, прикладное искусство, примус, прическа, продам, пропаганда, пропуск, пылесос, пятилетка, радио, радиоприемник, радиоприёмник, раскладушка, реклама, реконструкция Москвы, ресторан, садик, самиздат, самовар, самодеятельность, санатории, санитария, санпост, свадьба, сделай сам, сектанты, село, сельское хозяйство, семейные истории, семья, сервант, сигареты, сигары, скульптура, сленг, собрание, советская торговля, советские художники, социалистическая экономика, соцреализм, спичечные этикетки, спички, спорт, справочник рыболова-любителя, ссылка, ссылки, старые фотографии, стиляги, стихи, стройка, студенты, стул, счастливое детство, счеты, считалки, сыр, табуретка, талоны, танцы, театр, телевидение, телевизор, телефон, техника, торговля, трамвай, транспорт, троллейбус, трудодни, туалет типа сортир, тумбочка, туризм, удостоверение, умывальники, упаковка, учебники, училки, фельетоны, фольклор, фотоаппараты, фотографии, фотография, фотографы, хлопок, ходики, холодная война, художественное творчество, цирк, чайник, частушки, часы, чемодан, чулки, швейная машинка, шестидневка, шкаф, школа, школьная форма, шляпы, экономика, эмиграция, эстрада, юзерпик, юмор

1-дек-2012 08:28 am

И «Победа» тоже. В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».

soviet-life.livejournal.com

Россия (теплоход) Википедия

«Росси́я» — советский морской круизный дизель-электроход, пассажирское судно.

Построено в 1938 году в Германии в Гамбурге. Носило название Patria. Имело шесть дизель-электрогенераторов МАН и два ходовых гребных электродвигателя АЕГ. 27 августа 1938 года Patria ушла в свой первый рейс из Гамбурга в Южную Америку (Панама и далее к западному побережью). До 1940 г. судно эксплуатировалось в водах, омывающих западную часть Южной Америки.

Во время Второй мировой войны использовалось как плавбаза германских ВМС в Штеттине. В конце войны (1945) Patria находилась во Фленсбурге на севере Германии, в районе Кильского канала, располагавшегося в английской зоне оккупации, где заблаговременно был сконцентрирован почти весь военный и торговый флот Германии. В этом городе в мае 1945 находилось правительство адмирала Дёница, которому Гитлер передал власть перед своим самоубийством.

10 мая 1945 во Фленсбург прибыла союзная контрольная комиссия: британский бригадный генерал Фоорд, американский генерал-майор Рукс, позднее к ним присоединился советский генерал Трусов. По предложению Трусова комиссия расположилась на лайнере Patria[1]. 23 мая Дёниц, Йодль и фон Фридебург были вызваны на борт теплохода Patria, где была расквартирована контрольная комиссия, и арестованы. Адмирал фон Фридебург, который получил разрешение вернуться в свою комнату, застрелился[2].

В 1945—1946 «Патрия», захваченная англичанами, оставалась у них как военный транспорт под наименованием Empire Welland[3], и пока оформлялись репарационные списки, успела сделать два рейса Ливерпуль — Нью-Йорк.

7 февраля 1946 года дизель-электроход был получен СССР в числе других судов по репарации и передан на баланс Черноморского пароходства под наименованием «Россия».

До мая 1947 года «Россия» работала на первой международной линии, созданной в Черноморском пароходстве после Великой Отечественной войны (Одесса — Нью-Йорк), сделала несколько спецрейсов по перевозке репатриантов из Бейрута в порт Батуми[4].

До 1954 года «Россия» ходила, в основном, на Крымско-Кавказской линии (Одесса — Батуми), где пользовалась огромной популярностью у отдыхающих и часто брала на борт ещё дополнительно до 200—250 (а при необходимости до 500) «палубных» пассажиров, которые ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах, не имея собственных каютных мест. Вещи такие пассажиры сдавали в камеры хранения.

Позже судно, продолжая обслуживать Крымско-Кавказскую линию, стало выходить в отдельные спецрейсы на Кубу, в страны Западной Африки, обеспечивало доставку участников на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гаване в 1978 году. В 1962 году, во время Карибского кризиса, «Россия» увозила личный состав советского ракетного полка с Кубы[5]. В 1978 «Россия» перевозила на Кубу участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов по маршруту Одесса — Лас Пальмас — Алжир — Гавана.

Судно было списано в 1985 и разделано на металлолом в Японии.

Теплоход снят в эпизодах художественных кинофильмов «Запасной игрок» (1954), «Потерянная фотография» (1959),«Бриллиантовая рука» (1968), «Контрабанда» (1974), «Поворот» (1978) и «Как молоды мы были» (1985).

См. также

Литература

  • Bock, Bruno. Soviet Bloc Merchant Ships. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1981. — ISBN 0870216694.
  • Рассказ о жизни экипажа судна есть в книге А. И. Анненского «Фанера над Парижем. Эпизоды» (глава «Конец семидесятых. Москва, Одесса, весь мир») ISBN 978-3-941953-26-0.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Дизель-электроход Википедия

Queen Mary 2 — четвёртый по размерам в мире пассажирский теплоход после Freedom of the Seas, Oasis of the Seas и Allure of the Seas. Двигатель комбинированный — 4 дизеля и 2 газовые турбины суммарной мощностью 157 000 л. с.

Теплохо́д — обобщающее понятие, описывающее класс самоходных судов, судовая энергетическая установка (далее — СЭУ) которых основана на двигателе, преобразующем энергию сжигания топлива в механическую, но не являющееся пароходом. В подавляющем большинстве случаев в СЭУ теплохода используется дизельный двигатель. Суда, СЭУ которых приводится в движение паровой турбиной или газовой турбиной также принято относить к теплоходам, тем более что СЭУ таких судов часто включает и дизельные двигатели. Таким образом, теплоходами являются почти все самоходные современные суда, кроме атомоходов, парусных судов, и судов, использующих прочие источники энергии.

Классификация

Теплоходом, как следует из определения, может называться почти любое современное судно.

Теплоходы могут разделятся по предназначению:

  • Пассажирские теплоходы — включают пассажирские суда как с неограниченным, так и с ограниченным районом плавания, паромы, суда на подводных крыльях.
  • Грузовые теплоходы — включают суда для перевозки грузов, самого различного назначения, как наливные, сухогрузные, контейнеровозы, суда типа «ро-ро», автомобилевозы, лихтеровозы, лесовозы, рудовозы и т. д.
  • Рыбопромысловые суда
  • Вспомогательные суда — например, ледоколы.
  • Военные корабли.

По району плавания:

  • Неограниченный.
  • Ограниченный морской район плавания.
  • Смешанного плавания (река-море).
  • Внутреннего района плавания (озерные и речные).

По типу ГЭУ:

  • Дизельные.
  • Паротурбинные(котлотурбинные).
  • Газотурбинные (газотурбоходы, газотурбоэлектроходы).
  • Комбинированная ГЭУ — включает например, газовую турбину и дизельный двигатель.

По количеству гребных валов ГЭУ:

  • Одновальные.
  • Двухвальные.
  • Многовальные.

Устройство

Сравнение размеров Queen Mary 2 с другими транспортными средствами, включая «Титаник»

Двигатель теплохода может быть малооборотным (в таком случае он работает непосредственно на гребной вал) либо высокооборотным. Высокооборотный двигатель соединяется с гребным валом при помощи передачи. Наиболее распространённые типы передач:

  • механическая (редуктор)
  • электрическая
  • гидравлическая (реже)

В случае электрической передачи, двигатель вращает генератор постоянного тока или генератор переменного тока, вырабатываемое которым электричество питает электродвигатели, приводящие в движение гребной вал. Электрическая передача позволяет плавно регулировать скорость вращения гребного винта. Теплоходы с электропередачей нередко выделяют в отдельный класс судов — дизель-электроходы, либо «турбоэлектроходы».

Пуск судовых дизелей производится при помощи сжатого воздуха. Тепло выхлопных газов используют для выработки пара, который, в свою очередь, используется для отопления, обогрева воды, выработки электричества и других судовых нужд.

В настоящее время самый мощный судовой дизель — двигатель RTA96-C, выпускаемый финской фирмой Вяртсиля (Wärtsilä). Этот 14-цилиндровый двигатель развивает мощность в 108 920 л. с.

Теплоход «Герой Танцоров» (С-541) на Тернопольском пруду

Распространение

В настоящее время теплоходы — самый распространённый тип судов. Они практически полностью вытеснили пароходы. Только скоростные суда чаще используют турбинную силовую установку (впрочем, такие суда, турбоходы, также причисляют к теплоходам).

Также дизель-электрическая энергетическая установка применяется на неатомных подводных лодках для надводного хода.

История

Первые дизельные суда в мире появились в России, благодаря фирме «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».

Нобели рано заинтересовались изобретением инженера Рудольфа Дизеля. Уже в 1898 году Нобель приобрёл чертежи дизеля мощностью в 20 л. с. Через несколько лет технических изысканий инженерам фирмы Нобеля удалось создать рабочий судовой дизель. Три таких двигателя были установлены в 1903 году на нефтеналивную речную баржу «Вандал» (построенную на Сормовском заводе и привезённую в Петербург) которая стала, таким образом, первым теплоходом в мире. На «Вандале» было установлено три дизеля, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов. Такая сложная схема привода была выбрана из-за нерешенности проблемы реверса дизелей и управления оборотами в широких пределах.

В 1904 году фирмой Нобеля был построен следующий теплоход, «Сармат», также бывший речным танкером. Он имел два дизеля по 180 л. с. и два электрогенератора, но электропередача использовалась только для заднего хода и маневрирования, а в остальное время дизели приводили гребные валы в движение непосредственно. «Вандал» и «Сармат» имели грузоподъёмность в 750 тонн каждый.

Первый реверсивный (могущий работать в обоих направлениях) дизельный двигатель был также создан в России. Он был установлен на построенной в 1908 году подводной лодке «Минога». В том же году на теплоходе «Мысль» была опробована конструкция механического устройства реверса.

В том же году и опять же в России был построен первый морской теплоход — танкер «Дело», предназначенный для работы на Каспийском море. Он имел два двигателя общей мощностью в 1000 л. с. (по другим данным — 2000 л. с.). «Дело» было крупным судном, его длина составляла 106 метров, ширина — 15 метров, а грузоподъёмность достигала 4000 тонн.

Интересно, что наряду с винтовыми теплоходами строились и колёсные теплоходы: например буксир «Коломенский» (позднее — «Мысь»). Однако такие суда оказались неудачными: для привода гребных колёс дизелем использовалась сложная механическая передача, которая часто ломалась. Вскоре от колёсных теплоходов отказались.

Теплоход «Урал»

Первые теплоходы России:

  • 1903 — «Вандал»
  • 1904 — «Сармат»
  • 1907 — «Коломенский»
  • 1908 — «Илья Муромец»
  • 1908 — «Лезгин» (360 номинальных сил)
  • 1908 — «Дело»
  • 1910 — «Опыт» — колёсный теплоход для перевозки муки, грузоподъёмностью около 50 тонн
  • 1911 — «Урал» — колёсный теплоход, первый пассажирский теплоход в мире, 800 номинальных сил (сгорел в 1916)
  • 1912 — «Инженер Корейво» — грузовой теплоход мощностью в 600 номинальных сил и грузоподъёмностью в 70 тысяч пудов. Построен на Коломенском заводе
  • 1913 — «Данилиха» — сухогруз, грузоподъёмность 2000 тонн, мощность 300 номинальных сил. Построен по проекту инженера Н. В. Кабачинского на Сормовском заводе
  • 1915 — «Москвич», первый в мире буксир-теплоход с горизонтальным двигателем

Кроме крупных, некоторые из которых отмечены в списке, строились или переоборудовались под теплоходы и малые суда. К 1914 году на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских — 16, грузовых — 12, буксиров — 20). Таким образом в течение весьма небольшого времени российская промышленность освоила выпуск теплоходов. Приобретённый опыт позволил перейти от опытных единичных судов к серийному производству. В 1907 году Коломенский завод приступил к строительству серии пассажирских теплоходов с винтовым приводом (заказчиком выступало акционерное общество «Кавказ и Меркурий»). Первое судно серии, которое назвали «Бородино», было готово к 1911 году. Строительство серии таких теплоходов продолжалось до 1917 года, всего было построено 11 теплоходов. Самые долговечные суда этой серии, «Урицкий» (первоначально — «Царьград»), «Парижская Коммуна» (первоначально — «Иоанн Грозный») и собственно «Память тов. Маркина» (первоначально «Багратион») — проработали на Волге до 1991 года.

За пределами России теплоходы начали строить в 1911 году в Германии и в 1912 году в Великобритании и Дании. Датская «Зеландия» (Sealandia), спущенная на воду в 1911 году, стала первым океанским теплоходом. Это судно было очень успешным: за первые двенадцать лет службы ремонт двигателей пришлось проводить только один раз. «Зеландия» проработала до 1942 года.

Теплоходы стали довольно массовыми к тридцатым годам (по данным регистра Ллойда, в 1930 году они составляли 10 % мирового гражданского флота), а к 1974 году, по данным того же источника, они составляли уже 88,5 % мирового гражданского флота.

По сравнению с пароходами теплоходы имели следующие преимущества: более высокий КПД, меньший расход топлива (а следовательно, большую грузоподъёмность и больший запас хода), более высокая надёжность двигателя.

Источники

Ссылки

См. также

wikiredia.ru

Словно по сердцу идет пароход — 12 — Дизель-электроход «Советский Союз»

В феврале 2010 года мне удалось выбраться в затон Камского ССРЗ, что напротив Перми. Цель поездки — попасть на борт дизель-электроходов проекта 785 «Булгария» и «Композитор Глазунов». Но главным пунктом было посещение дизель-электрохода «Советский Союз». Это дизель-электроход проекта 20. Всего было построено два таких судна. Первый — «Ленин» — сгорел в затоне в 21984 году во время межнавигационного ремонта. «Советскому Союзу» повезло больше — до 1996 года он проработал на Волге. И так сложилось, что я стал свидетелем его крайнего рейса. В начале июля 1996 года мы сели на «Советский Союз» в Самаре и отправились в Москву. Но под Ярославлем вышел из строя один из главных дизель-генераторов. Судно пришло в Москву с 18 часовым опозданием. Потом выполнив несколько коротких рейсов, Союз ушел в Нижний Новгород, на базу ВОРПа. Осенью 2001 года его выкупило Камское пароходство и «Советский Союз» встал на многолетнюю стоянку в Перми. И вот, через 14 лет — новая встреча с этим судном. В мае 2010 года мне случилось опять быть в пермском затоне, на борту д/э «Булгария». Тогда я сделал несколько снимков с борта.
«Советский Союз» был сдан речникам в 1959 году. Он же стал на данный момент последним большим пассажирским судном, построенным на заводе «Красное Сормово». Далее в СССР все пассажирские суда будут приходить из-за рубежа, с верфей стран социалистического содружества. Исключением станут лишь австрийские суда, но это капля в море. После сдачи флагманом ВОРПа стал однотипный «Ленин». Эти суда по техническому уровню сразу превзошли все то, что ходило по Волге. После пожара на «Ленине» в 1984 году флагманство формально перешло «Советскому Союзу». Хорезматичная внешность этих судов, высокий уровень отделки (она полностью деревянная — не гоже флагману пластик плебейский иметь), размерения, наличие (впервые в истории отечественного пассажирского флота) системы центрального кондиционирования воздуха, водоснабжение всех кают (даже в более современных теплоходах проектов 588, 26-37, 305 умывальники отсутствовали в каютах третьей категории, а на 305-х был даже силячий клоасс — места IV категории, они размещались в носовом вестибюле главной палубы). Проект 20 не имел т.н. жестких мест — ведь на тех же трехдеках места в III классе — обычная деревянная полка, мягкая как дверь стального сейфа. Впервые на борту — каюты с тремя местами. Да и сами каюты по площади были больше.
Конечно в 1996 году «Советский Союз» уже не имел того лоска, что ранее. Да и комфортабельным его уже никто не считал. Но все равно он смотрелся особняком среди своих речных коллег. Этакий левиафан из сурового сталинского прошлого.
Время — лучший доктор и лучший палач. Оно не дает шанса, у него не бывает осечек. Ныне «Совесткий Союз» все так же стоит в Перми и тихо доживает свой век. Реконструировать его врядли кто возмется, так как он требует капитального ремонта ГЭУ, да и запчастей на гребные электродвигатели не найти. Нижегородские энтузиасты пытаются как-то сломит ситуацию, дабы привести судно обратно в Нижний Новгород и сделать из него музей. Но увы — воз и ныне там. КРП не хочет продавать судно.

дизель-электроход «Советский Союз» у Куйбышевского порта, из архива В. Заикина


дизель-электроход «Советский Союз» в рейсе, из архива Р. Мубаракшина

ходовой мостик, вид в нос

кормовая часть
</a>

вид с носа

общий вид

на главной палубе

кормовой вестибюль толи главной, толи средней палубы — в обоих такой бардак

ресторан судна

кофемашина в ресторане

вестибюль ГП, дверь к выхлопным магистралям открыта

двухместная ярусная каюта — по советской классификации — 2А категория 

заводская табличка — находится она над трапом в МО

световой колодец МО

если не ошибаюсь — одна из кают на ГП, четырехместная. По старой классификации — 2Б категории. От 2А отличается расположением ближе к корме и отсутствием доп перегородок

ночник. Кстати, несмотря на относительно несерьезный вид весьма удобен и не мешает соседям по каюте

пролет палубы — какой уже не вспомню, холодильник явно куда-то вытащить пытались

светильник в пролете палубы — этот единственный, что боле менее сохранился на тот момент

четырехместная каюта категории 2А. Как видно — каюта поделена как бы на три «отсека» — два сидячих места у окна, блок коек, шкафы и умывальник. Еще одно — каждый «отсек» отделен простенком

вестибюль средней палубы

трап

пролет средней палубы

носовой салон средней палубы, здесь же стоит рояль фабрики «Красный октябрь». За счет плафона помещение высокое. Но есть и обратная сторона — носовая часть шлюпочной палубы весьма ограничена для прогулок — все тот же плафон мешает.

трехместная одноярусная каюта. Кстати в этом плане проект 20 обогнал «крокодилы» — там в трехместках были двухярусные койки. И эти дизель-электроходы стали первыми пассажирскими суда с трехместными каютами.

кормовой пролет средней палубы

вестибюль

говоря современным языком — рецепшен. На переборке (где белый «экран») висела карта водных путей и табло со временем отправления (ЕМНИП так было в 96-м)

rivershkiper.livejournal.com

Дизель электроход «Россия» — Предметы советской жизни — ЖЖ

Profile

Name: Предметы советской жизни

Entry Tags

«полезные советы», «сделай сам», 1 мая, 1940-е годы, 1950-е годы, 20-годы, 20-е годы, 23 февраля, 30-годы, 30-е годы, 40-годы, 40-е годы, 50-годы, 50-е годы, 60-е годы, 70-е годы, 70-е-годы, 8-е марта, 80-е годы, 90-е годы, \»полезные советы\», \»сделай сам\», БАМ, Баку, Брежнев, ВДНХ, ВИА, ВУЗ, Великая Отечественная, Великая отечественная, Военная форма, Волго-Донской канал, Дети, ЖД, КГБ, КПСС, Киев, Лениград, Ленин, Ленинград, Москва, Московские картинки, Новый год, Одесса, Олимпиада-80, Подмосковье, Пхеньян, СССР, Советская архитектура, Сталин, Сталинская архитектура, Сумгаит, Туркестан, Фотографы, Чернобыль, ЭВМ, Эстония, авиация, автобус, автомобили, автомобиль, азартные игры, аптека, армия, архитектура, аудиозапись, бабушка, белье, бельё, билеты, брелок, бублик, буфет, бухгалтерия, быт, бытовые приборы, велосипеды, внешняя политика, военная техника, воздухоплавание, воспоминания, выборы, газеты, газировка, география, гигиена, гимн, гипсовые статуи, головные уборы, город, городской транспорт, гражданская война, грамота, дата, дача, двор, день Победы, деньги, дети, детсад, детская коляска, детская одежда, детские игрушки, детские игры, детские книжки, детское питание, дефицит, диафильмы, дирижабль, документы, доска почета, дуршлаг, еда, елочные игрушки, железнодорожник, живопись, жилье, журналы, за границу, зима, знаки различия, значки, зонтик, игольница, игра в бутылочку, игрушки, идеология, иностранцы, интерьер, искусство, календарь, калькулятор, канализация, карандаши, карикатуры, карточки, картошка, карусель, качели, квартплата, керосин, килька в томате, кино, кинофильмы, книги, книжная графика, книжная иллюстрация, ковер, коврик, ковры, колбаса, колготки, колхоз, командирские часы, коммуналка, комсомол, консервы, коньки, коробки от печенья, космос, кровать, купальник, курорт, курорты, кухня, лампа, лейка, ленинградская блокада, ленинский зачет, льготы, магазин, магнитофон, марки, мебель, медицина, мода, монументальная пропаганда, мороженое, музеи, музей, музыка, мульфильмы, награды, наука, научный атеизм, носки, ноты, облигации, обувь, общепит, объявление, одежда, октябрьская революция, октябрята, отдых, открытка, очереди, очки, парад, парикмахерская, парк культуры и отдыха, парфюмерия и косметика, патефон, перестройка, песни, печка, пионерлагерь, пионеры, пирожки, пишмашинки, плакат, пластинки, плита, подарок первокласснику, подстаканник, политические деятели, портсигар, посуда, почта, почтовые конверты, праздник, пресса, прикладное искусство, примус, прическа, продам, пропаганда, пропуск, пылесос, пятилетка, радио, радиоприемник, радиоприёмник, раскладушка, реклама, реконструкция Москвы, ресторан, садик, самиздат, самовар, самодеятельность, санатории, санитария, санпост, свадьба, сделай сам, сектанты, село, сельское хозяйство, семейные истории, семья, сервант, сигареты, сигары, скульптура, сленг, собрание, советская торговля, советские художники, социалистическая экономика, соцреализм, спичечные этикетки, спички, спорт, справочник рыболова-любителя, ссылка, ссылки, старые фотографии, стиляги, стихи, стройка, студенты, стул, счастливое детство, счеты, считалки, сыр, табуретка, талоны, танцы, театр, телевидение, телевизор, телефон, техника, торговля, трамвай, транспорт, троллейбус, трудодни, туалет типа сортир, тумбочка, туризм, удостоверение, умывальники, упаковка, учебники, училки, фельетоны, фольклор, фотоаппараты, фотографии, фотография, фотографы, хлопок, ходики, холодная война, художественное творчество, цирк, чайник, частушки, часы, чемодан, чулки, швейная машинка, шестидневка, шкаф, школа, школьная форма, шляпы, экономика, эмиграция, эстрада, юзерпик, юмор

(Удалённый комментарий)

22-дек-2012 04:56 pm

Бывший немецкий «Patria», у меня есть кинохроника Гамбургского порта 1938 года где, хоть и в доке на ремонте, Патрию можно и увидеть

Edited at 2012-12-22 16:59 (UTC)

soviet-life.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *